принятие и реализацию федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ об охране труда;
разработку федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
защиту законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также членов их семей и др.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается путем осуществления согласованных действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Примером таких согласованных действий можно считать заключение Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы от 29.12.2004, которым защита трудовых прав и охрана труда работников, промышленная и экологическая безопасность признаны в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества сторон Соглашения.
На уровне субъектов РФ и административно-территориальных образований в составе субъектов РФ согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда осуществляются органами исполнительной власти субъекта РФ, объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями.
Значительная роль в формировании государственной политики в сфере охраны труда и ее проведении принадлежит государственным органам, на которые возложена функция по управлению охраной труда.
В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает Положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др. (ст. 12, 13, 16 Федерального конституционного закона от 17.12.97 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России).
Осуществляя указанные функции, Минздравсоцразвития России утверждает межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; перечень документации и материалов, предоставляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы); порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования РФ; нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов; перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также решает многие другие вопросы (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №321).
Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере управления охраной труда устанавливаются нормативными правовыми актами регионального уровня.
Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами, законами субъектов РФ.
Осуществляя целенаправленные управленческие функции, указанные в ст. 216 ТК, указанные органы обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда как в общегосударственном масштабе, так и на уровне организаций и тем самым способствуют созданию условий для дальнейшего развития законодательства об охране труда и проведения работы по охране труда и здоровья работников.
В числе норм права, регулирующих отношения в области охраны труда, особое место занимают государственные нормативные требования охраны труда - правила, процедуры, критерии, которые рассчитаны на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда.
Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделах «Охрана труда», «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» и др.).
В других федеральных законах закреплены, например, общие требования к организациям по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, требования промышленной безопасности, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и предупреждение аварий на этих объектах, требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Государственные нормативные требования охраны труда мо-гут содержаться также в технических регламентах - документах, принятых международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации (ст. 2, 6-10 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» с изм. от 01.05.2007 №65-ФЗ).
Чаще всего такие требования закрепляются в подзаконных нормативных правовых актах. Детальный перечень видов таких актов, порядок их разработки и утверждения, а также сроки пересмотра установлены постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 №399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». К таким актам относятся:
- межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минздравсоцразвития России;
отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минздравсоцразвития России;
правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Гостехнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минздравсоцразвития России и другие акты.
Принятые нормативные правовые акты в месячный срок после их утверждения должны быть направлены в Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда в целях последующего использования их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами.
Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов РФ должны исходить из того, что включаемые в них требования не должны быть ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства РФ от 29.05.2000 №399.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены, но не более чем на два срока.
При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в РФ соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.
В организациях применяются инструкции по охране труда работников. Такие инструкции разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии - на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к профессии работника или виду выполняемой им работы.
Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет.
Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.
Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).
Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда возлагается на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере содержатся в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.
Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.
2.2 Правовое регулирование несчастных случаев на производстве
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. 227-231 ТК.
В соответствии со ст. 227 ТК расследованию подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя в течение рабочего времени на территории организации или вне ее территории, либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды, перед началом или по окончании работы, при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни; при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте; при следовании к месту командировки и обратно; при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая, и др.
Обязанность по организации расследования обстоятельств несчастных случаев возложена на работодателей (ст. 228 ТК).
В соответствии со ст. 229 ТК для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель создает комиссию в составе не менее трех человек. В ее состав включаются специалист по охране труда, представители работодателя, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комиссию возглавляют работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.
Для расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии помимо указанных выше лиц включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профсоюзов. Возглавляет комиссию, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В соответствующих случаях в состав комиссии включаются представители Ростехнадзора России или представитель органа, осуществляющего санитарно-эпидемиологический надзор.
Пострадавший работник вправе принимать личное (или через представителя) участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая. В случае смерти пострадавшего по требованию его родственников в расследовании несчастного случая может принимать участие их доверенное лицо.
В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя - физического лица принимает участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе из организации, где такие специалисты имеются.
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.
Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом осуществляется комиссией в течение 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила не сразу, расследуется по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления заявления.
В ходе расследования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего и делает соответствующие выводы.
По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности работника (не менее одного дня) либо его смерть, согласно ст. 230 ТК оформляется акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве в двух экземплярах. При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно. В этом акте должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда.
Если комиссия при расследовании несчастного случая на производстве установила, что грубая неосторожность работника способствовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия определяет степень вины работника в процентах.
Акты о производственном травматизме составляются по определенной форме. Формы этих документов: Акт о несчастном случае на производстве (форма Н-1); Акт о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом); Заключение государственного инспектора труда утверждены постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73.
Несчастные случаи, не связанные с производством (смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденные в установленном порядке медицинской организацией или правоохранительными органами; несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, и др.), также подлежат расследованию и оформляются актом установленной формы.
Содержание акта должно соответствовать выводам комиссии, проводившей расследование. При согласии с выводами комиссии акт утверждается работодателем и заверяется его печатью. В трехдневный срок после утверждения акта работодатель обязан один экземпляр указанного акта выдать пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - родственникам погибшего.
Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия решений, направленных на устранение причин травматизма и предупреждение возможных несчастных случаев на производстве.
Акты по форме Н-1 регистрируются в журнале регистрации несчастных случаев на производстве по форме, установленной Минтрудом России. Оформленные актами несчастные случаи включаются в статистический отчет организации о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.
Вторые экземпляры актов о несчастных случаях вместе с материалами расследования хранятся по месту работы пострадавшего в течение 45 лет.
Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве осуществляют органы федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК).
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд (ст. 231 ТК).
При выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего государственный инспектор труда проводит расследование несчастного случая на производстве независимо от срока давности несчастного случая, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителя другого органа государственного надзора.
По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным им представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (уполномоченного им представителя) или государственного инспектора труда.
Особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, например несчастных случаев, происшедших на находящихся в плавании рыбопромысловых или иных морских, речных и других судах независимо от их отраслевой принадлежности; при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Ростехнадзору; в организациях железнодорожного транспорта; в организациях с особым режимом охраны (организации Вооруженных Сил РФ, органы пограничной службы) и в других организациях предусмотрены Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 24.10.2002 №73.
Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Расследование профессиональных заболеваний производится в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 №967.
В соответствии с названным Положением расследованию профессионального заболевания должно предшествовать установление наличия профессионального заболевания. В этом процессе принимают участие:
учреждение здравоохранения по месту жительства или по месту прикрепления работника, устанавливающее предварительный диагноз острого или хронического профессионального заболевания;
орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. При получении сообщения о профессиональном заболевании этот орган выясняет обстоятельства возникновения заболевания и составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, необходимую для установления окончательного диагноза заболевания;
специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клиника профессиональных заболеваний и др.), устанавливающее на основании обследований, сведений о результатах предварительных и периодических медицинских осмотров, санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника и других данных заключительный диагноз и дающее соответствующее медицинское заключение.
Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания выдается работнику (под расписку) и направляется в Фонд социального страхования РФ, а также в учреждение здравоохранения, направившее больного на обследование.
В течение 10 дней с даты получения извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания и создать для этих целей комиссию. В состав комиссии входят: представитель работодателя, специалист по охране труда, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Возглавляет работу комиссии главный врач органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание. В расследовании могут принимать участие и другие специалисты, а также заболевший.
В процессе расследования комиссия опрашивает сослуживцев работника, лиц, допустивших нарушение санитарно-эпидемиологических правил, получает необходимую информацию от работодателя и заболевшего, исследует документы, представляемые комиссии в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний.
Рассмотрев материалы расследования и документы, комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения санитарно-эпидемиологических правил, и предлагает меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний.
Если комиссией установлено, что грубая неосторожность заболевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа комиссия, как и при расследовании несчастных случаев, устанавливает степень вины заболевшего (в процентах).
По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме, установленной названным выше Положением. В акте подробно излагаются обстоятельства и причины профессионального заболевания. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом указанного органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью этого органа. В трехдневный срок после утверждения акт должен быть выдан заболевшему работнику.
Профессиональные заболевания учитываются органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится в течение 75 лет в архиве данного органа и в организации, где проводилось расследование этого случая профессионального заболевания.
Акты о несчастных случаях и акты о профессиональных заболеваниях подтверждают факты повреждения здоровья, причиненного работникам при исполнении ими трудовых обязанностей, а также гражданам, выполняющим работу по гражданско-правовому договору, и являются основанием для возмещения им вреда в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, устанавливаемой учреждениями медико-социальной экспертизы в процентах.
Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с Законом о страховании Фондом социального страхования РФ за счет средств, формируемых из страховых взносов работодателей. Этот вред возмещается в виде:
пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
страховых выплат - единовременной и ежемесячных - застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти;
оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда (работодателем). Моральный вред возмещается в денежной форме.
Непосредственно причинителем вреда (работодателем, а не страховщиком) решаются вопросы возмещения вреда, причиненного гражданам повреждением их здоровья, когда с ними заключался гражданско-правовой договор, в соответствии с которым на работодателя не возлагалась обязанность уплачивать взносы с вознаграждения или авторского гонорара, полагающихся за выполненную работу. В этих случаях вопрос решается в соответствии с гражданским законодательством (гл. 59 ГК).
На основании вышеизложенного мы приходим к выводу, что расследованию подлежат все несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица.
Заключение
Таким образом, рассмотрев несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету, можно подвести некоторые итоги,
В процессе трудовой деятельности граждан необходимо проявлять заботу об их здоровье, поскольку современный труд, как правило, сопряжен с воздействием на работающего многих вредных производственных факторов. Объективной основой существования охраны труда выступает интерес работников, работодателей и государства в сохранении здоровья работником на протяжении всей его трудовой деятельности.
Охрана труда направлена па защиту работников от возможных производственных вредностей, на сохранение их трудоспособности, на предотвращение производственного травматизма.
Поскольку все мероприятия по охране труда регулируются нормами права, то в юридическом смысле охрана труда представляет собой правовой институт, имеющий межотраслевой характер - систему норм различной отраслевой принадлежности (трудовое, административное, уголовное право, право социального обеспечения и др.), регулирующих специальные мероприятия по охране здоровья граждан в процессе их трудовой деятельности.
Нормы института охраны труда охватывают воздействием работодателей и всех работающих у них граждан.
Правовое регулирование охраны труда, государственная политика в этой сфере строятся па основе ряда принципов: приоритет охраны жизни и здоровья работника перед экономическими интересами работодателя и государства: социальное страхование риска утраты трудоспособности и трудового дохода от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и др.
Сложившаяся в России подсистема источников права по охране груда соответствует структуре системы источников трудового права и включает международно-правовые нормы (конвенции и рекомендации МОТ). Конституцию РФ, законы (ТК) и подзаконные нормативные правовые акты РФ (основной массив норм).
На локальном уровне вопросы охраны труда регулируются посредством коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров, соглашений по охране труда, инструкций по охране труда для работников конкретной организации (разрабатываются на основе отраслевых и межотраслевых инструкций).
Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда связаны между собой. Права работника обеспечиваются соответствующими гарантиями, обязанности работника корреспондируют с отдельными правами самого работника и обязанности м и работодателя.
За правонарушения работника и работодателя в области охраны труда может наступать юридическая ответственность, предусмотренная нормами трудового права (материальная и дисциплинарная ответственность), административного права (административная ответственность), уголовного права (уголовная ответственность).
Система охраны труда в Российской! Федерации создается и управляется государством. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Основным звеном системы охраны труда в нашей стране является служба охраны труда на локальном уровне.
Важным мероприятием в сфере охраны труда в организации является проведение инструктажей по охране труда, которые работодатель обязан проводить для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу.
В организации также расследуются и подлежат учету несчастные случаи, которые могут быть квалифицированы как несчастные» случаи на производстве, и несчастные случаи, не связанные с производством.
Расследованию подлежат все несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица.
Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда пли лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда.
По каждому несчастному случаю на производстве оформляется акт о несчастном случае на производстве, в котором должны быть изложены обстоятельства и причины произошедшего, указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности работника, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины работника в процентах, определенная комиссией.
Список литературы
- Ишмухаметов, Р.Д. Здоровье сотрудников - капитал компании / Р.Д. Ишмухаметов // Трудовое право. - 2008. - №11. - С. 95-98.
- Киселев, И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: учебник / И.Я Киселев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. - С. 221-222.
- Миронов, В.И. Трудовое право.: учебник / В.И. Миронов. - СПб.: Питер, 2009. - С. 623-631.
- Трудовое право: учебник / Н.А. Бриллиантова и др.; под. ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2009. - С. 444-448.
- Трудовое право России: учебник / А.В. Завгородний, В.В. Коробченко, А.В. Кузьменко. - М., 2008. - С. 476-484.
- Федоров, П.М. Охрана труда: магазин, офис, склад / П.М. Федоров // Трудовое право. - 2008. - №6. - С. 73-95.
- Федоров, П.М. Охрана труда: магазин, офис, склад / П.М. Федоров // Трудовое право. - 2008. - №7. - С. 91-99.
- Федоров, П.М. Охрана труда: магазин, офис, склад / П.М. Федоров // Трудовое право. - 2008. - №9. - С. 79-95.
- Федоров, П.М. Охрана труда: магазин, офис, склад / П.М. Федоров // Трудовое право. - 2008. - №10. - С. 89-103.
- Федоров, П.М. Охрана труда: магазин, офис, склад / П.М. Федоров // Трудовое право. - 2008. - №11. - С. 99-112.