Основы педагогики

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,25 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы педагогики

1. Педагогическая концепция Сухомлинского

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

2. Оптимизация процесса обучения Лернер, Скаткин, Щукина

И.Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.

М.Н. Скаткин занимался методологией педагогической науки, вопросами совершенствования процесса обучения, содержания образования и др. «Представления, понятия, законы, - пишет M.Н. Скаткин, - нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов - активный процесс мышления и деятельности учащихся»

Классификация методов обучения Лернер совместно с Скаткиным разработал классификацию методов обучения:

Информационно рецептивный метод. Деятельность учителя. Предъявление информации (учителем или заменяющим его средством). Организация действий ученика с объектом изучения. Деятельность ученика. Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное).

Репродуктивный метод. Деятельность учителя. Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением. Деятельность ученика. Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими (учителем, книгой, ТСО). Произвольное и непроизвольное запоминание (зависимости от характера задания)

Метод проблемного изложения. Деятельность учителя. Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения. Деятельность ученика. Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мыслительное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное.

Эвристический метод. Деятельность учителя. Постановка проблем. Составление и предъявления заданий на выполнение отдельных этапов решение познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций). Деятельность ученика. Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладания непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная.

Исследовательский метод. Деятельность учителя. Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения. Деятельность ученика. Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладания непроизвольного запоминания. Воспроизведения хода исследования, мотивировка его результатов.

Г.И. Щукина считала, что познавательный интерес как средство обучения становится надежным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу новым возможностям ученика в его развитии, открывающего для него новые перспективы познания.

Немаловажную роль в любви к предмету играет личность преподавателя, его способность заинтересовать, вызвать проявление познавательной активности учащихся.

Г.И. Щукиной выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:

. Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

. Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.

. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Как отмечала Г.И. Щукина, познавательный интерес выступает как важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деятельности.

3. Разработка теории коллектива Ивановым

Смысл методики Игоря Петровича Иванова состоит в том, что ребят - с первого класса по выпускной - учат коллективному общественному творчеству. Основное правило - все творчески, иначе зачем.

Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества».

Методика КТД легла в основу не только молодёжного движения. Методика КТД - деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Её можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как её сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

4. Технологии развивающего обучения

Основные цели технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова:

·формирование теоретического сознания и мышления учащихся, начиная с самого раннего возраста;

·передача детям не столько знаний, умений и навыков, сколько способов, которыми можно осуществлять различные умственные действия;

·воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

В основу технологии развивающего обучения легли следующие гипотезы:

·Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они понимают и осваивают их раньше, чем учатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями.

·Возможности ребенка к обучению и развитию огромны и не до конца используются школой.

·Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат, прежде всего, в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание. Методы организации обучения являются производными от содержания.

·Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка.

В соответствии с выдвинутыми гипотезами, в технологии развивающего обучения осуществляется отбор содержания обучения. Учебные предметы моделируют содержание и методы соответствующей научной области. Ребенок на уроках познает логику построения и реальную теоретическую основу каждой из областей знания (математики, русского языка и т.д.). Дети, начиная с первого класса, узнают научные понятия, нравственные ценности, художественные образы, составляющие основу знаний, накопленных человечеством. Именно от теоретической основы происходит познание эмпирических знаний и приобретение практических умений.

В каждом учебном предмете формирование у учеников основных понятий строится как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в научно-теоретическое понятие.

К примеру, единым основанием обучения русскому языку является фонематический принцип. Буква рассматривается как знак фонемы. Выполняя различные учебные действия по анализу и преобразованию фонем, морфем, слов и предложений, дети усваивают фонематический принцип письма и начинают правильно решать конкретные орфографические задачи. Таким образом происходит восхождение от абстрактного к конкретному.

Основная задача начального курса математики состоит в том, чтобы дети как можно более ясно поняли концепцию действительного числа. Общим понятием является понятие величины. Математические понятия курса формируются по схеме: содержательный анализ (выделение исходного отношения) - содержательная абстракция (моделирование) - понятие (преобразование модели). Параллельно арифметическим действиям вводятся графические и буквенные символы и модели.

В курсе естествознания для начальной школы основными понятиями являются единство и взаимосвязь в природе, мир как окружающая человека среда, причинность явлений природы.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся:

цель обучения - достижение оптимального общего развития каждого ребенка;

задача обучения - представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания;

дидактические принципы - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

методическая система - ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность;

предметные методики по всем образовательным областям;

формы организации обучения;

система изучения успешности обучения и развития школьников.

Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников.

педагогический обучение концепция развивающий


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!