Коррекционно-развивающая программа для детей с псевдобульбарной дизартрией

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,29 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коррекционно-развивающая программа для детей с псевдобульбарной дизартрией

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Дефектологический факультет

Отделение дошкольной дефектологии






Курсовая работа

Коррекционно-развивающая программа для детей с псевдобульбарной дизартрией


Выполнила: студентка 3 курса

группа, Голомидова Анастасия Владимировна

Научный руководитель: Лынская Марианна Ильинична




Москва, 2012 г.

Оглавление

Введение

. Особенности псевдобульбарной формы дизартрии

.1 Дизартрия как сложное речевое нарушение

.2 Псевдобульбарная форма дизартрии

. Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития

речи у детей с псевдобульбарной дизартрией

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность проблемы обусловлена следующим. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь - не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.[5]

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. [7]

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. [11]

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма <#"justify">Вопросы методики логопедической работы с детьми-дизартриками разработаны А. Г. Ипполитовой, О. В. Правдиной, М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Г. В. Чиркиной, И. И. Панченко и др.

Цель исследования: составить коррекционно-развивающую программу по коррекции псевдобульбарной дизартрии.

Объект исследования: нарушение речевых и неречевых процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Предмет исследования: процесс коррекции псевдобульбарной дизартрии.

Задачи исследования:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме исследования.

Показать подходы различных исследователей к определению сущности псевдобульбарной дизартрии.

Изучить закономерности овладения речи ребенком.

Разработать коррекционно-развивающую программу по коррекции псевдобульбарной дизартрии.

1. Особенности псевдобульбарной формы дизартрии

.1 Дизартрия как сложное речевое нарушение

Дизартрия - одно из самых частых расстройств речи. В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича. [18]

Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson- сочленение и dys - частица, означающая расстройство. [2]

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Наиболее часто встречаемой формой дизартрии является псевдобульбарная (96%). Знание неврологических основ логопедии поможет педагогу-логопеду осмысленно квалифицировать дефект, понять его структуру, этиологию, механизмы, патогенез и выбрать наиболее оптимальную, адекватную коррекционную методику с учетом резервных, компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, что обеспечит личностно-ориентированный подход при коррекции речевых нарушений. [6]

Дизартрия - это сложное речевой нарушение, обусловленное поражением движений речевой мускулатуры. При дизартрии патологические изменения сводятся к повреждениям коры головного мозга в переднем отделе прецентральной (пренатальной) извилины, нарушение пирамидных путей и экстрапирамидной системы; нарушения так же отмечаются в лобно-мозжечковой системе, мозжечка и ядер черепно-мозговых нервов. [3]

В зависимости от очага поражения головного мозга различают несколько форм дизартрии, одна из них псевдобульбарная.
При этой форме дизартрии происходит нарушения в подкорково-ядерных путях черепно-мозговых нервов.
Причины: [20]

вредности пренатального периода, т.е. во время беременности (болезни матери, несовместимость по крови);

вредности натального периода, т.е. во время родов (кислородное голодание, родовые травмы, стимуляция);

вредности постнатального периода, т.е. после рождения (энцефалопатия, опухали, болезни мозга, различные кровоизлияния).

Структура дефекта:

. Нарушена речевая моторика:

нарушена амплитуда движений, а именно движения неполные, ограниченные или невозможны;

нарушена динамическая организация речи, т.е. движения замедленные, тонус мышц может меняться (то повышенный, то пониженный),

скорость речи нарушена, все это ведет к нарушению внятности речи, у таких детей речь смазанная.

повышенная истощаемость артикуляционных движений, т.е. движения неполные и неточные , поэтому каждая артикуляционная поза выполняется несколько раз.

нарушение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, а это ведет всегда к нарушению звукопроизношения. У детей с ПБД наиболее страдают переднеязычные звуки (т, д, ч, с, р,н, л), в сочетании с искажением других групп звуков. [5]

у детей возникают непроизвольные движения, которые бывают 3х видов:

гиперкинезы - это автоматические насильственные движения, вследствие непроизвольного сокращения мышц, которые наблюдаются как в движении, так и в покое[4];

тремор - это мелкие ритмичные подергивания, которые встречаются в различных частях тела (голова, конечности, язык и т.д.);

синкинезии - это дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным.

. Нарушение общей моторики: [3]

повышения тонуса мышц всего тела приводит к гиперкинезам;

нарушение координации движения (эти дети моторно очень не ловки, поздно начинают ходить, скакать и т.д.)

Рекомендуется проведение общего массажа, ЛФК, логоритмики, ритмики.

Нарушение лицевой моторики (мускулатуры):

движения верхней части лица затруднены,

в нижней части отмечается сглаженность носо-губных складок.

Как вторичное нарушение наблюдается нарушение ощущений от движений органов артикуляции.

У детей с ПБД отмечено нарушение речевого дыхания: [9]

снижена жизненная ёмкость лёгких (не могут выдохнуть определенное количество воздуха);

слабая сила выдоха;

повышение тонуса мышц грудной клетки;

значительное укорочение выдоха;

саливация (повышенное слюнотечение или же слюна скапливается в уголках рта). [6]

Такая форма дизартрии может сочетаться с нарушением зрительного восприятия, а так же с нарушением пространственной координации.
Логопедическая работа с дизартриками любой её формы должна вестись только комплексно: т.е. параллельно с медикаментозным и физиотерапевтическим лечением.

.2 Псевдобульбарная форма дизартрии

Эта форма дизартрии отмечается у многих детей с нарушениями развития, проходящими обучение во вспомогательных школах. При этом у таких детей уровень интеллектуального развития может оставаться нормальным, однако тяжелейшие нарушения речи являются порой основной и единственной причиной, по которой ребенок направляется на обучение в специализированные учебные учреждения. [8]

Псевдобульбарная дизартрия у детей, как правило, отмечается
в рамках синдрома детского <#"center">речевое нарушение ребенок псевдобульбарная дизартрия

Приложение

Образцы материалов к индивидуальным занятиям по постановке, автоматизации, дифференциации звуков, для детей с ОНР и псевдобульбарной дизартрией (авторское).

Лексическая тема «Грибы».

Ввести в активный словарь детей:

Существительные: мухомор, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, красноголовик, волнушка, рыжик, опенок, гриб, поганка + названия других грибов.

Прилагательные: ядовитый, съедобный, вкусный, ароматный, лесной, грибной.

Глаголы: срезать, искать, наклоняться, искать, отравиться.

I. Организационный момент.

Понедельник. Прочитать ребенку стихотворение. Предложить ответить на вопросы.

Грибы.

Мы идём дорожками,

мы идём тропинками,

Мы идём с лукошками,

мы идем с корзинками;

Прямо за опушкою

вдруг нашли волнушки мы.

И пенёк с опёнками под рябиной тонкою.

Крепкий подберёзовик

вырос под берёзою.

Красный подосиновик вырос под осиною.

ØГде растут грибы?

ØКакими бывают? (съедобными, несъедобными)

ØКогда вырастают? и т. д.

Вторник. Предложить дидактическую игру «Четвертый-лишний»

Мухомор, подосиновик, подберезовик, лисичка.

Груша, яблоко, красноголовик, апельсин.

Береза, осина, волнушка, сосна.

Повар, учитель, масленок, врач.

Среда. Предложить отгадать загадки:

Стоит Антошка на одной ножке,

Все его ищут, а он не откликается. (Гриб)

Маленький, удаленький, сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел. (Гриб)

В лесу под елкой крошка, только шапка да ножка. (Гриб)

Четверг. Предложить отгадать загадки:

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)

На свет явился, шапочкой прикрылся. (Гриб)

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он с красною шляпкой - на шляпке горошки. (Мухомор)

Пятница. Предложить назвать съедобные и несъедобные грибы.

Овладение навыками мышечного расслабления.

Сжать руки в кулаки, удерживать в этом положении. Сделать руки вялыми «как лапша», встряхнуть.

II. Развитие общей моторики.

Мы вчера в саду гуляли, марширует

И грибы везде искали. наклоняется влево - вправо

Подберёзовик нашли. приседает

В дом в корзинке принесли марширует высоко приподнимая и сгибая

ноги в коленях

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Поочередно давить пальчиками по столу.

Вылезли на кочкемизинец

Мелкие грибочки:безымянный

Грузди и горькушки,средний

Рыжики, волнушкиуказательный

Даже маленький пенёкбольшой

Удивленья скрыть не мог.большой

Выросли опятауказательный

Скользкие маслята,средний

Бледные поганкибезымянный

Встали на полянкемизинец

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…»

Ручки растираем и разогреваем,

Потирание ладоней, хлопки.

И лицо теплом своим нежно умываем.

Ладонями проводить по лицу сверху - вниз.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Растирать ушные раковины по краю снизу вверх и наоборот.

Их вперёд сгибаем,

Нагибание ушных раковин вперед.

Тянем вниз за мочки,

Оттягивать уши вниз за мочки.

А потом уходим пальцами на щёчки,

Пальцы перебегают на щёки.

Щёчки разминаем, чтобы улыбались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Как утята к утке клювики потянем,

Вытягивание обеих губ вперёд.

Разомнём их мягко, не задев ногтями,

Большими и указательными пальцами разминаем обе губы.

Уголками губ мы щёчки поднимаем,

Средние пальцы рук - в уголках рта и по очереди поднимать то правый, то левый угол рта.

А потом от носа мы к губам стекаем.

Спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам.

Губки пожуем мы,

Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот.

Шарики надуем,

Надувание щёк и похлопывание по ним так, чтоб губы удерживали воздух.

И губами вправо - влево потанцуем.

Указательные пальцы укладываются на губы // друг другу и двигаются навстречу или врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит.

Кулачком стучать по верхней губе, затем по нижней губе, язык перемещать под губами то вверх то вниз.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем.

Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами.

V. Мимическая гимнастика. Показ эмоций.

Мы отправляемся в лес за грибами - радость

Грибов в лесу видимо-невидимо - удивление

Вот он «царь-грибов» - огромный белый гриб - восторг

Мы срезали его, а он оказался червивый - грусть

Оглянулись вокруг - кругом полно грибов - радость

Набрали мы целую корзину опят, подберезовиков, лисичек и довольные отправились домой - спокойствие.

VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».

( + борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями)

Толстые внуки приехали в гости.

Надуваем щеки.

С ними худые - лишь кожа да кости.

Втягиваем щеки.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.

Поцеловать они всех потянулись.

Губы тянутся «трубочкой».

Утром проснулись - в улыбочку губы.

Снова широкая улыбка.

Чистили мы свои верхние зубы.

Широкий язык за верхними зубами.

Вправо и влево, внутри и снаружи.

Соответствующие движения широким языком.

С нижними зубками тоже мы дружим.

Повторение этих же движений в положении за нижними зубами.

Губы сожмем мы и рот пополощем.

Поочередное надувание щек - губы не пропускают воздух.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Одновременное надувание обеих щек с выпусканием воздуха через губы.

Блюдца поставим - положат блины нам.

Широкий язык лежит на нижней губе.

Дуем на блинчик - не в щеки, не мимо.

Подуть на широкий язык.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Жуем распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Широкий язык загибаем кверху чашечкой.

На нос подули - мы чай остудили.

Подуть с «чашечки» вверх.

Чаю попили - никто не обижен.

«чашечка» двигается вперед-назад.

Вкусный был завтрак - мы губки оближем.

Кончик языка облизывает губы по кругу.

Бабушка шила, а котик с катушкой бегал, как будто с живою зверюшкой.

Кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперед-назад.

Бабушке нашей всегда помогаем: нитки в иголки мы ей продеваем.

Узкий язык вытянут вперед.

Бабушка швы на машинке строчила.

Узкий язык двигается вперед-назад.

И на зигзаг ее переключила.

Узкий язык двигается влево - вправо.

Петли иголкой она обметала.

Кончик языка описывает круг за губами.

Пуговки круглые попришивала.

Кончик языка упирается то в одну то в другую щеку, а палец пытается втолкнуть его в рот.

Дедушка сделал для внуков качели.

Широкий язык ставить попеременно то за верхние, то за нижние зубы.

Все мы на них покачаться успели.

Широкий язык ставить то на верхнюю, то на нижнюю губы.

После качелей мы в прятки играли.

Широкий язык упирается под верхнюю губу.

Прятались на чердаке и в подвале.

Широкий язык - под нижнюю губу.

Дедушка скачет на лошади ловко.

Щелкаем языком.

Звонкие вязнут на глине подковки.

Цоканье на верхней губе.

Вот замедляет лошадка шажочки.

Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки.

Мы уезжаем - закончились гости.

или выполняется артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки дефектного звука.

для челюсти:

-рот открыть - закрыть (3 - 4 раза)

-двигать нижней челюстьюD (6 раз)

для губ:

-тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 - 6 раз.

-растянуть «улыбку» (10 сек) 3 - 4 раза.

вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 - 4 раза.

чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок».

для языка:

-покусывать кончик языка

-покусывать левую боковую часть языка

покусывать правую боковую часть языка

покусывать весь язык E

+ специальные артикуляционные упражнения, необходимые для коррекции дефектного звука.

VII. Работа над дыханием:

Развитие нижнедиафрагмального дыхания на основе трехфазного дыхания

Мы в лесок идем гулять - будем воздухом дышать.

Выдох - пффф

Пауза

Возврат дыхания

Пффф

Пауза

Возврат дыхания

С-с-с-с

Пауза

Возврат дыхания

С-с-с-с

Пауза

Возврат дыхания

Пффф

Пауза

Возврат дыхания

VIII. Работа над голосом:

пропевание гласных по возрастанию; по убыванию:

аааа аааа аааа аааа и т.д.

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X.Автоматизация звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X. Дифференциация звуков. (по структуре дизартрии см. приложение)

XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Понедельник. Дидактическая игра с мячом «Один-много».

Лисичка - лисички (лисичек).

Подберезовик - подберезовики (подберезовиков).

Волнушка - волнушки (волнушек).

Красноголовик - красноголовики (красноголовиков)

Опенок - опята (опят)

Боровик - боровики (боровиков)

Мухомор - мухоморы (мухоморов) и т.д.

Вторник. Дидактическая игра с мячом «Сосчитай».

Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек.

Один мухомор…

Один красноголовик…

Один подберезовик…

Один опенок… и т.д.

Среда. Дидактическая игра с мячом «Назови грибы».

Съедобные - белый, подберезовик, подосиновик, рыжик, волнушка, сыроежка, груздь, красноголовик, боровик, опенок, лисичка ...

Несъедобные - мухомор, ложный опенок, бледная поганка …

Четверг. Дидактическая игра «Расскажи о грибе» (по плану), с использованием предметных картинок из серии «Грибы».

План рассказа о грибе.

1.Название.

2.Где растет.

.Части гриба.

.Цвет шляпки.

.Где и как собирают гриб.

.Польза от гриба.

Пятница. Дидактическая игра «Какие грибы?».

Скользкие, как в масле - маслята;

С красной шляпкой - подберезовики;

Толстые, в коричневых шляпках - белые грибы;

С красной шляпкой в белый горох - мухоморы …

XIX. Итог занятия.

+ Положительная оценка работы ребенка.

Лексическая тема «Осень».

● Ввести в активный словарь детей:

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость; названия осенней одежды; названия осенних месяцев; названия деревьев.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные: желтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, умный, пасмурный.

Наречия: мокро, сыро, ненастно, пасмурно.

I. Организационный момент.

Понедельник. Прочитать ребенку стихотворение, задать несколько вопросов об осени.

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая осень в окошко глядит.

ØКак вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

ØНазовите осенние месяцы? и т. п.

Вторник. Предложить отгадать загадки:

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это все когда бывает? (Осенью)

Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

Шумит он в поле и в лесу, а в дом не попадает.

И никуда я не иду, покуда он гуляет. (Дождь)

Среда. Предложить исправить ошибки в стишке - небылице:

Две подружки ходят в сад.

Что - то делают не так:

Если зонтик на дворе,

Зонтик прячут поскорей.

Хитро смотрит старый пес.

У него в глазах вопрос:

«Листья плавают по лужам.

На дворе, наверно, стужа?»

Четверг. Предложить отгадать загадки:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

И бормочет, и поет,

Убаюкивает. (Дождь)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят. (Осень)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень)

Овладение навыками мышечного расслабления.

Приготовьтесь, мы - деревья.

Руки вверх мы поднимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Тихо ветками качаем.

Руки снова на колени, а теперь немного лени.

Исчезает напряженье, наступает расслабленье

Снова руки поднимаем,

Снова ветками качаем.

Руки снова на колени

И опять немного лени.

И становится понятно, расслабление приятно.

II. Развитие общей моторики.

«Дождик»

К нам на тонкой ножке.прыжки на одной ноге по кругу

Скачет дождик по дорожке.ребенок стоит лицом в круг,

В лужице - смотри, смотри! - ритмично приседает.

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,руки вверх, потряхивания кистями.

Стали мокрыми цветы.наклон, руки к полу,

потряхивания кистями

Мокрый серый воробей, Встал, руки вдоль

Сушит пёрышки скорей.тела, потряхивания кистями.

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

«Осень»

Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные

Ветер листики считал: движения ладонями.

Вот дубовый, Загибает

Вот кленовый, по одному пальцу

Вот рябиновый резной, на обеих

Вот с берёзки - золотой руках.

Вот последний лист Спокойно

с осинки, укладывает

Ветер бросил на тропинку. ладони на стол.

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…

V. Мимическая гимнастика. «Показ эмоций».

Сегодня мы отправляемся во фруктовый сад - радость

В нем тепло, светло, светит солнышко - спокойствие.

Фруктовых деревьев много-много - восторг.

Здесь растут груши, яблони, вишни, сливы, апельсины, мандарины - удивление.

Вдруг туча закрыла солнце - наверно будет дождь - грусть.

Уходи прочь туча - злость.

Вдруг, как по волшебству снова выглянуло солнце - радость

Нам удалось полакомиться разными, разными фруктами - спокойствие, удовлетворение.

VI. Артикуляционная гимнастика. (+борьба с саливацией, синкенезиями, гиперкинезами).

-для губ - «Окно», «Забор», «Хоботок», «Улыбка».

-для челюсти - Движения челюстью вправо - 5 раз; влево - 5 раз.

для языка - «Качели», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Индюк», «Пулемет».

VII. Работа над дыханием.

Выполнить упражнение, лежа, не поднимая плечи, положив руки на живот.

Сброс дыхания. Глубокий вдох носом - длительный выдох носом.

Сброс дыхания. Глубокий вдох ртом - длительный выдох ртом.

Сброс дыхания. Глубокий вдох носом - длительный выдох ртом.

Сброс дыхания. Глубокий вдох ртом - длительный выдох носом.

VIII. Работа над голосом.

Удлинение произнесения звуков (звукосочетаний) при средней (высокой, низкой) силе голоса.

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X.Автоматизация звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X. Дифференциация звуков. (по структуре дизартрии см. приложение)

XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Понедельник.

Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».

Дождь - дождичек

Лужа - лужица

Ветер - ветерок

Туча - тучка

Солнце - солнышко

Дерево - деревцо

Лист - листочек и т.д. (называть существительные осенней тематики)

Вторник.

Дидактическая игра с мячом «Один - много».

Дождь - дожди (дождей)

Лужа - лужи (луж)

Месяц - месяцы (месяцев)

Урожай - урожаи (урожаев)

Зонт - зонты (зонтов)

Сад - сады (садов)

Огород - огороды (огородов)

Дерево - деревья (деревьев)

Лист - листья (листьев) и т.д. (называть любые существительные осенней тематики)

Среда.

Дидактическая игра с мячом «Скажи со словом « осенний»».

Небо (какое?) - осеннее

Настроение (какое?) - осеннее

Ветер (какой?) - осенний

Дождь (какой) - осенний

Погода (какая?) - осенняя

Листва (какая?) - осенняя

Капли (какие?) - осенние

Листья (какие?) - осенние. И т.д.

Четверг.

Дидактическая игра с мячом «Большой и еще больше».

Дождь - дождище

Лужа - луж ища

Туча - тучище

Капля - капища

Погода - погод ища и т.д.

Пятница.

Дидактическая игра «Составь предложения с предлогами в, на, с ».

XIX. Итог занятия

+ Положительная оценка работы ребенка.

Лексическая тема «Ягоды. Лесные и садовые».

● Ввести в активный словарь детей:

Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, компот, варенье, (+ названия других ягод), корень, куст, лист, плод, компот, варенье.

Глаголы: варить, резать, собирать, квасить, консервировать, мариновать, сушить.

Прилагательные: маринованный, мочёный, варёный, сушёный, малиновый, земляничный, черничный, смородиновый, черемуховый…

I. Организационный момент.

Понедельник.

Предложить послушать стихотворение. Ответить на несколько вопросов.

По малину.

Я надела поясок, подвязала туесок,

Побежала по малину через луг, через лесок.

Я раздвинула кусты. Ну тенисты, ну густы!

А малина - то, малина - самой крупной крупноты!

Самой крупной крупноты! Самой красной красноты!

Побродила я часок, вижу - полон туесок.

Побежала я обратно, Через луг, через лесок.

Солнце бродит в вышине. Хорошо ему и мне.

ØГде растут ягоды?

ØКакими бывают ягоды? (лесными и садовыми)

ØЧто готовят из ягод?

ØКакие ягоды любишь ты?

Предложить дидактическую игру «Четвертый - лишний»

·Зима, весна, осень, клюква.

·Земляника, смородина, брусника, мухомор.

·Береза, осина, малина, сосна.

·Вилка, ложка, крыжовник, тарелка.

Вторник. Предложить послушать стихотворение. Ответить на вопросы.

По ягоды.

Там, где чаща дикая и родник шумит,

Алою брусникою ярко мох расшит.

Сердце наше радует полдень золотой.

Мы идем по ягоды по тропе лесной.

Здесь лисе - красавице весело бродить

И зайчишкам нравится хоровод водить.

Мы брусникой спелою туесок набьем,

Про березку белую песенку споем.

ØКакими бывают ягоды?

ØГде они растут?

ØКакие ягоды кислые (сладкие) на вкус?

ØЧто готовят из ягод?

Предложить отгадать загадки.

На полянке у дорожки - красные горошки.

Кто мимо пройдет - в рот себе их кладет. (ягоды)

У девченки - тонконожки ярко-красные сережки.

Под листочек загляни-ка, там краснеет … ( земляника)

Среда. Предложить дидактическую игру «Запомни-повтори».

·Лес, ягоды, поляна, кусты.

·Земляника, черника, малина, клубника.

·Трава, ягоды, цветы, плоды.

·Клюква, брусника, черника, голубика и т.д.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

·мухомор, подберезовик, красноголовик, малина

·земляника, черника, смородина, персик

·помидор, клубника, клюква, брусника

·крыжовник, черемуха, черника, банан.

Четверг. Предложить исправить ошибки в предложении.

·Горькие, спелые ягоды растут на футбольном поле.

·Земляника - это кислый гриб.

·Малина, брусника, крыжовник очень ядовитые ягоды.

·Ягодным вареньем питаются лисы и зайцы.

Овладение навыками мышечного расслабления.

Рано солнышко встает и лучами к нам идет:

Одолела нас дремота - шевельнуться не охота.

Всем командую: «Подъем! Физзарядку проведем.

Руки вверх, руки вниз, влево, вправо наклонись,

К солнцу, к небу потянись,

Сбрось с себя ночную лень - впереди рабочий день!»

II. Развитие общей моторики.

Я капелька лета ребенок прыгает то на

На тоненькой ножке правой то на левой ноге

Плетут для меня имитирует обеими руками плетение

Кузовки и лукошки

Кто любит меня, наклоняется

Тот и рад наклониться руки к носочкам

А имя дала мне руки в стороны

родная землица (земляника).

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Выкладывание корзинки из ягод клюквы.

Клюква

Как в сахарной пудре, в мелком снегу

Найти себя в тундре не сразу смогу.

Любишь понежиться, выждать свой срок…

Прыгай, подснежница, в мой туесок.

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…»

V. Мимическая гимнастика. Показ эмоций.

Мы отправились в сад, собирать ягоды - радость

Ягоды разные и малина, и смородина, и крыжовник, и клубника - удивление

Небо нахмурилось, наверно будет дождик - грусть

Уходите тучки, уходите - злость

Выглянуло солнышко. Ничего не помешает нам полакомиться вкусными ягодами - восторг.

VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».

( + борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями).

или выполняется артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки дефектного звука.

для челюсти:

-рот открыть - закрыть (3 - 4 раза)

-двигать нижней челюстьюD (6 раз)

для губ:

-тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 - 6 раз.

-растянуть «улыбку» (10 сек) 3 - 4 раза.

вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 - 4 раза.

чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок».

для языка:

-покусывать кончик языка

-покусывать левую боковую часть языка

покусывать правую боковую часть языка

покусывать весь язык E

+ специальные артикуляционные упражнения, необходимые для коррекции дефектного звука.

или:

-для губ - «Окно», «Забор», «Хоботок», «Улыбка».

-для челюсти - Движения челюстью вправо - 5 раз; влево - 5 раз.

для языка - «Качели», «Вкусное варенье», «Киска сердится», «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Индюк», «Пулемет».

VII. Работа над дыханием.

Предложить раздавить ложечкой, лежащие на блюдцах ягоды малины, рябины, клюквы, клубники …

Выполнить дыхательное упражнение, нюхая ягоды.

Сброс дыхания. Глубокий вдох носом - длительный выдох носом

Сброс дыхания. Глубокий вдох ртом - длительный выдох ртом

Сброс дыхания. Глубокий вдох носом - длительный выдох ртом

Сброс дыхания. Глубокий вдох ртом - длительный выдох носом

VIII. Работа над голосом.

Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из 2 и 3 звуков.

ау ау ау

ау ау ау

ау ау и т. п.

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X.Автоматизация звука. (по структуре дизартрии см. приложение)

X. Дифференциация звуков. (по структуре дизартрии см. приложение)

XVIII. Формирование лексико-грамматического строя речи

Понедельник. Дидактическая игра с мячом «Назови сок»

·сок из малины - малиновый

·сок из клубники - клубничный

·сок из смородины - смородиновый

·сок из крыжовника - крыжовниковый

·сок из клюквы - клюквенный

·сок из брусники - брусничный

·сок из земляники…

·сок из рябины …

·сок из черники…

·сок из голубики… и т.д.

Вторник. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково».

·Клубника - клубничка.

·Малина - малинка.

·Клюква - клюковка.

·Смородина - смородинка.

·Крыжовник - крыжовничек.

·Арбуз - арбузик. (обратить внимание детей на то, что арбуз является самой крупной ягодой).

·Рябина - рябиночка.

·Морошка - морошечка и т.д.

Среда. Дидактическая игра с мячом «Какое варенье?».

·Варенье из смородины - смородиновое.

·Варенье из малины - малиновое.

·Варенье из брусники - брусничное.

·… из клубники - клубничное.

·… из черники - черничное и т.д.

Четверг. Дидактическая игра «Сосчитай».

·Она ягода спелой клубники, две ягоды спелой клубники, три ягоды спелой клубники, четыре ягоды спелой клубники, пять ягод спелой клубники.

·Одна ягода кислой клюквы, две ягоды кислой клюквы, три ягоды кислой клюквы, четыре ягоды кислой клюквы, пять ягод кислой клюквы.

·Одна ягода синей ежевики, две ягоды синей ежевики, три ягоды синей ежевики, четыре ягоды синей клюквы, пять ягод синей клюквы.

·Одна ягода черной смородины, две ягоды черной смородины, три ягоды черной смородины, четыре ягоды черной смородины, пять ягод черной смородины и т.д.

Пятница. Дидактическая игра «Расскажи об ягоде» (по плану).

1.Какого цвета?

2.Какой формы?

.Какого вкуса?

.Какого размера?

.Какая на ощупь?

.В каком виде употребляют в пищу?

XIX. Итог занятия.

+ Положительная оценка работы детей.

Лексическая тема «Посуда».

Ввести в активный словарь детей.

Существительные: посуда, тарелка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода, поднос, чайник, хлебница, стакан, банка, бокал, рюмка, ведро, таз, кувшин, графин, кружка, сахарница, конфетница, ваза, кофейник, супница, масленка, солонка, ручка, донышко, дно, крышка, носик, горлышко, вилка, ложка, нож.

Глаголы: наливать, выливать, разливать, переливать, есть, пить, готовить, мыть, полоскать, сушить, накрывать, подавать, убирать, ставить, класть, чистить, разбивать, склеивать, покупать.

Прилагательные: столова, чайная, кухонная, глубокая, мелкая, металлическая, эмалированная, железная, стеклянная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, глиняная, чистая, грязная, острый, тупой.

I. Организационный момент.

Понедельник.

Задать вопросы, используя предметные картинки из серии «Посуда»:

ØКак одним словом можно назвать все эти предметы?

ØКакие предметы посуды ты еще знаешь?

ØВ какой посуде готовят пищу?

ØКакой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? и т. п.

Предложить послушать внимательно стихи. Ответить на вопросы.

Пять чашек стояло на полке.

Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?

Подумай и ответишь сам.

У нашего Вовки на блюде морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташке смородина в чашке.

Ну а у Валерки грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

Вторник.

Загадать ребенку загадки.

В брюхе - баня,Большая голова

В носу - решето,И стройный стан

На голове - пупок, У той,

Всего одна рука,Что любит головой

И та - на спине.Нырнуть в стакан.

(Чайник)(Чайная ложка)

С глубокими и мелкими При виде еды

Знакома я тарелками.Не считают ворон,

И если в них еда,Бросаются дружно

Проворна я тогда. С обеих сторон.

(Ложка)(Вилка и нож)

Без языка,То в стороне стоит молчком.

А разговаривает.Задрав носишко, чванится.

(Стеклянная посуда) То угощает всех чайком,

Не уставая кланяться. (Чайник)

Среда.

Предложить послушать стихотворение. Ответить на вопросы.

Обедать.

Рая, Машенька и Женька мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла.

Всем поставила приборы, Всем салфетки раздала.

Прекращайте разговоры - я вам супу налила.

Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке.

Не кормите тут же кошку - плошка кошки в уголке.

Хлеб в солонку не макайте и друг дружку не толкайте.

На второе будет рыба, а на сладкое - компот.

Пообедали? Ну вот!

Что должны сказать?

Спасибо!

ØБез каких принадлежностей невозможно завтракать, обедать, ужинать?

ØНазови, какую посуду ты знаешь?

ØКакие правила поведения за столом ты выполняешь? Почему?

Предложить дидактическую игру с мячом «Четвертый - лишний».

Тарелка, чашка, помидор, блюдце.

Чайник, хлебница, конфета, стакан.

Кофейник, салатница, ромашка, супница.

Крышка, носик, кровать, донышко.

Ложка, вилка, пылесос, нож.

Четверг. Предложить отгадать загадки.

Два братца пошли в воду купаться. (Ведра)

Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой,

Ждет лошадка у ворот -

Открывай пошире рот. (Ложка)

Сама не ем, людей кормлю. (Ложка)

Вся в дырках, зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко. (Терка)

Кипит, шипит, бурлит, свистит,

С плиты его снимаем,

Он нас с гостями напоит

Горячим сладким чаем. (Чайник)

Пятница. Предложить отгадать загадки.

Если я пуста бываю, про тебя я забываю.

Но когда несу еду, мимо рта я не пройду. (Ложка)

Вся макушка в дырках мелких,

Перец сыплется в тарелки. (Перечница)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу -

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела -

Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)

Щука в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Ходит он из края в край - режет черный каравай. (Нож)

Овладение навыками мышечного расслабления.

Мы готовимся к рекордам,

Будем заниматься спортом:

Сильно руки напрягаем,

Штангу вверх мы поднимаем.

Держим 3…, 4…, 5…,

Можно штангу опускать.

Дружно низко приседаем,

И по полу мы шагаем.

Возвращаемся обратно - расслабление приятно…

II. Развитие общей моторики.

Вот большой стеклянный чайник, Ребенок надувает живот, одна рука на поясе,

другая изогнута, как носик чайника.

Очень важный, как начальник. Изобразить «важного» начальника.

Вот фарфоровые чашки, Присесть, одна рука на поясе.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружится, рисуя руками круг.

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянуться, руки вверх, сомкнуть над головой.

Словно дружные матрешки.

Вот пластмассовый поднос - Встать прямо. Сделать руками круг.

Он посуду нам принес.

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Выполнять пальчиками движения по тексту (можно использовать ложку).

Сережа плохо держит ложку -

Все учат за столом Сережку.

Павлуша говорит: «Не так!

Зачем ты взял ее в кулак?

Ты за конец ее возьми,

Вот этим пальчиком прижми».

Пыхтит Сережа, сердится.

Ложка в пальцах вертится.

И вдруг он взял ее как надо.

И папа рад, и мама рада.

Кричит Павлуша «Молодец!

Он научился, наконец!».

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…»

V. Мимическая гимнастика. «Показ эмоций»

Глядя в зеркало мимикой изобразить:

ØВкусный обед

ØКислый компот

ØГорький перец

ØСладкое мороженое

ØХорошее настроение и т.д.

VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».

( + борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями)

или выполняется артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки дефектного звука.

для челюсти:

-рот открыть - закрыть (3 - 4 раза)

-двигать нижней челюстьюD (6 раз)

для губ:

-тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 - 6 раз.

-растянуть «улыбку» (10 сек) 3 - 4 раза.

вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 - 4 раза.

чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок».

для языка:

-покусывать кончик языка

-покусывать левую боковую часть языка

покусывать правую боковую часть языка

покусывать весь язык E

+ специальные артикуляционные упражнения, необходимые для коррекции дефектного звука.

VII. Работа над дыханием.

-Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через рот, длительно выдыхать через рот - 3 раза.

-Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через нос, длительно выдыхать через нос - 3 раза.

VIII. Работа над голосом:

Пропевание гласных с разной силой голоса.

и, е Я, Ю О,Ы

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука.

X. Автоматизация звука.

X. Дифференциация звуков.

XVIII. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Понедельник.

Предложить дидактическую игру «Сосчитай»

·Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

·Один ковш…

·Один стакан…

·Одна тарелка…

·Одна сахарница… и т.п.

Предложить дидактическую игру «Посчитай предметы с признаками от 1 до 10 и обратно».

·1 хрустальный бокал, 2 хрустальных бокала, 3 хрустальных бокала, …… 5 хрустальных бокалов…

·1 стеклянная салатница, 2 стеклянных салатницы, 3 стеклянных салатницы, … 5 стеклянных салатниц…

·1 фарфоровое блюдце, 2 фарфоровых блюдца, 3 фарфоровых блюдца, … 5 фарфоровых блюдец … и т.п.

Вторник.

Предложить дидактическую игру «Из чего сделано?»

·Нож - из железа. Какой нож? - Железный.

·Стакан - из стекла. Какой стакан? - Стеклянный.

·Ковш - из пластмассы. Какой ковш? - Пластмассовый.

·Вилка из алюминия. Какая вилка? Алюминиевая.

·Блюдце из фарфора. Какое блюдце? Фарфоровое и т.д.

·Бокал из хрусталя - хрустальный.

·Конфетница из золота - золотая.

·Масленка из пластмассы - пластмассовая.

·Чайник из серебра - серебряный и т.д.

Среда.

Предложить дидактическую игру «Образуй признаки».

(от предметов)

хрусталь - хрустальный,

керамика - керамический,

глина, стекло, фарфор, серебро и т. д.

(от действий):

сервировать - сервированный,

разбивать - разбитый,

варить, готовить, наливать и т. д.

Предложить дидактическую игру с мячом «Подбери антонимы».

большой нож - маленький нож.

высокий графин- …

широкая ваза - …

узкий бокал - …

тонкая бутылка - … и т. д.

Четверг.

Предложить дидактическую игру «Подбери действие».

чашка - стоит, украшает, разбивается, лопается.

Кастрюля - …

Тарелка - …

Блюдце - … и т.д.

Предложить дидактическую игру «Большой - маленький».

·Тарелка - тарелочка Банка …

·Чашка - чашечка Ведро …

·Блюдце … Кувшин …

·Кастрюля … Графин …

·Сковорода … Кружка …

·Поднос … Ваза …

·Чайник … Миска … и т.д.

Пятница.

Предложить дидактическую игру с мячом «Подбери признаки».

чашка - красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная.

чайник, блюдце, тарелка и т. д.

Предложить дидактическую игру «Один - много».

Один стакан, а много … ( стаканов )

Один кувшин, а много … ( кувшинов )

Один половник …

Одно сито …

Одна кастрюля …

Один новый бокал, а много … ( новых бокалов )

Один алюминиевый поднос, а много … ( алюминиевых подносов )

Одна стеклянная конфетница …

Одна пластмассовая масленка …

Одна дубовая кровать … и т.п.

Итог занятия.

+ положительная оценка работы ребенка на занятии.

Лексическая тема «Мебель».

Ввести в активный словарь детей.

Существительные: кресло, диван, кровать, стол, стул, гардероб, тумбочка, сервант, буфет, ножка (стола…), спинка (кресла…), сиденье.

Глаголы: ставить, расставить, вносить, выносить, передвигать, убирать, чистить, мыть, ремонтировать, вытирать, починить.

Прилагательные: высокий - низкий, широкий - узкий; круглый, прямоугольный, квадратный, большой - маленький; чистый - грязный, мягкий - твердый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, гладкий - шероховатый.

Наречия: удобно, умело, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твердо.

I. Организационный момент.

Понедельник. Предложить отгадать загадки.

Что за башенка стоит, По ночам во мне Ванятка

А в окошке свет горит? До того задремлет сладко,

В этой башне мы живем, Что не хочет он вставать.

А зовется она … ( дом ) Что за мебель я? … ( кровать )

Ножек четыре, На нем сидят,

шляпок одна, Телевизор глядят.

Нужен, Если кто устал -

коль станет обедать семья. ( стол ) Лег, полежал. ( диван )

Дверцы, ножки, полки есть,

А на полках - и не счесть:

Полотенце и белье

И для мамы, и мое. ( платяной шкаф )

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят. ( книжный шкаф )

Вторник. Предложить дидактическую игру «Подскажи словечко»

Костя в комнату вошел

И поставил сок… (НА стол).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки… (В буфете).

Маша в комнату впорхнула,

Шарф и плащ взяла… (СО стула).

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (ИЗ шкафа).

Закатила барабан

Наша Оля… (ПОД диван).

На портрете - Аня с бантом,

А портрет тот… (НАД сервантом).

Книжку новую Ивана

Я достал… (ИЗ-ПОД дивана).

Если хочет Миша спать,

Он приляжет… (НА кровать).

Чтобы ноги отдохнули,

Посидит чуть - чуть… (НА стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы… (В кресле).

Среда. Предложить дидактические игры с мячом.

а) «Назови ласково»

стол - столик; стул - стульчик и т. п.

б) «Назови мебель, которая в комнате»

Четверг. Предложить ребенку внимательно слушать стихотворение, если услышит названия мебели в нем - загибать на каждое название пальчик. По окончании посчитать сколько пальчиков загнул ребенок.

Наша квартира.

В нашей комнате - столовой,

Есть отличный стол дубовый,

Стулья - спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых - спальне,

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке - центр музыкальный.

Пятница. Предложить дидактическую игру с мячом «Что лишнее?»

Яблоко, апельсин, ананас, диван.

Кресло, кровать, помидор, стул.

Учитель, стол, повар, врач.

Пылесос, тахта, телевизор, холодильник.

Нос, рот, кровать, уши.

Лиса, волк, кресло, медведь и т.л.

Овладение навыками мышечного расслабления.

Мы готовимся к рекордам,

Будем заниматься спортом:

Сильно руки напрягаем,

Штангу вверх мы поднимаем.

Держим 3…, 4…, 5…,

Можно штангу опускать.

Дружно низко приседаем,

И по полу мы шагаем.

Возвращаемся обратно - расслабление приятно…

II. Развитие общей моторики.

Нужные работники - ребенок марширует

Столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено: наклоны туловища вниз

Сначала мы берем бревно«берем» бревно

и пилим доски, «пилим» обе руки вперед - назад

длинные и плоские

От работы пила - развести руки в стороны

раскалилась добела

Из под пилки сыплются опилки встать прямо, потрясти кистями обеих рук

Рубанок в руки - «строгаем»

работа другая: сучки, закорючки

рубанком строгаем

Хорошие стружки - наклоны головы, D, E

Желтые игрушки

Готовим понемножку

то спинку, то ножку

Сделали вон сколько развести руки в стороны

стульев и столиков

III. Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей и пальцев рук + пальчиковая гимнастика.

Предложить ребенку отгадать загадки, а отгадки выложить на столе из спичек или счетных палочек.

·На … (табуретке) сидят за столом, и без нее неуютен наш дом.

·Поставим в спальню мы … (кроватку) и спать на ней мы будем сладко.

·В комнате нашей большое …(окно), вижу лужайку я из него.

IV. Массаж лица. «Ручки растираем и разогреваем…»

V. Мимическая гимнастика. «Показ эмоций»

Друзья уселись на кресло, а у него сломалась ножка. - «огорчение»

Все думали только об одном: «Что делать?» - «удивление»

Наконец-то придумали! - «радость»

Взяли молоток, гвозди и починили ножку. - «счастье»

Теперь нет никаких проблем - можно спокойно посидеть. - «спокойствие»

VI. Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой».

( + борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями)

или выполняется артикуляционная гимнастика, необходимая для постановки дефектного звука.

для челюсти:

-рот открыть - закрыть (3 - 4 раза)

-двигать нижней челюстьюD (6 раз)

для губ:

-тянуть «хоботок» (5 сек.) 5 - 6 раз.

-растянуть «улыбку» (10 сек) 3 - 4 раза.

вытянуть «трубочку» (10 сек) 3 - 4 раза.

чередовать «улыбка» - «трубочка», «улыбка» - «хоботок».

для языка:

-покусывать кончик языка

-покусывать левую боковую часть языка

покусывать правую боковую часть языка

покусывать весь язык E

+ специальные артикуляционные упражнения, необходимые для коррекции дефектного звука.

VII. Работа над дыханием.

-Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через рот, длительно выдыхать через рот - 3 раза.

-Сброс дыхания. Глубоко вдыхать через нос, длительно выдыхать через нос - 3 раза.

VIII. Работа над голосом:

Пропевание гласных с разной силой голоса.

а, у а, у а, у

IX. Объявление темы занятия.

X. Постановка звука.

X. Автоматизация звука.

X. Дифференциация звуков

XVIII. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Понедельник.

Предложить дидактическую игру «Сосчитай»

Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев.

Один стол…

Один диван…

Одна кровать…

Одно кресло… и т.п.

Вторник.

Предложить дидактическую игру «Из чего сделано?»

Шкаф - из дерева. Какой шкаф? - Деревянный.

Стол - из стекла. Какой стол? - Стеклянный.

Стул - из пластмассы. Какой стул? - Пластмассовый.

Кресло - из кожи. Какое кресло? - Кожаное.

Диван - из велюра. Какой диван и т. д.

Кровать из дерева - … деревянная

Стол из стекла - …

Стул из пластмассы - …

Мебель из пластика - … и т. д.

Среда.

Предложить дидактическую игру с мячом «Подбери антонимы».

большой стул - маленький стул

высокий стол- …

широкая кровать - …

мягкое кресло - …

тонкая ножка - … и т. д.

Четверг.

Предложить дидактическую игру «Большой - маленький».

Стул - стульчик

Стол - …

Диван - …

Кровать - … и т.л.

Пятница.

Предложить дидактическую игру «Один - много».

Один диван, а много … ( диванов )

Один стол, а много … ( столов )

Один стул …

Одно кресло …

Одна кровать …

Один новый диван, а много … ( новых диванов )

Один деревянный стол, а много … ( деревянных столов )

Одно велюровое кресло…

Один железный стул …

Одна дубовая кровать … и т.п.

Итог занятия.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!