комплексную систему управления субъектами пограничной безопасности.
Для Советского государства ключевыми объектами пограничной безопасности являлись: государственное устройство, суверенитет и территориальная целостность. Защита социалистического Отечества была основой основ государственной безопасности. Советское общество и отдельных граждан также можно рассматривать в качестве объектов безопасности. Однако на пограничных территориях права и свободы граждан страны Советов, материальные и духовные ценности нивелировались административно-правовыми режимами, запретами и т.д. Пограничная политика «железного занавеса» в полной мере отражалась на жизнедеятельности населения приграничья. С другой стороны, обеспечение государственной безопасности на советских границах гарантировало защиту граждан от иностранного военного, идеологического, экономического воздействия. Тем самым в сознании советских людей формировалась установка на надежную защиту от внешних угроз со стороны государства.
Наряду с этим Коммунистическая партия и Советское правительство целенаправленно внедряли в жизнедеятельность приграничного населения новые организованные мероприятия активного их участия в обеспечении защиты страны на государственной границе. В уклад жизни, в сознание граждан постепенно «вживалось» понимание значимости и необходимости помощи любого жителя приграничья, независимо от возраста, в охране границы. Таким образом, общественные организации, хозяйственные предприятия и учреждения, рядовые граждане приобретали статус субъектов пограничной безопасности.
Особыми элементами системы пограничной безопасности Советского государства являлись силы и средства ее обеспечения. Специальные органы безопасности создавались и развивались в соответствии с решениями КПСС и Советского правительства в сфере обороноспособности и государственной безопасности для нейтрализации внешних и внутренних угроз. Вооруженные Силы СССР, Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР и в его составе пограничные войска, МВД СССР, органы внешней разведки, таможенные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы, действовавшие на основании советского законодательства, в рамках своих компетенций осуществляли функции обеспечения безопасности в пограничных пространствах СССР.
Исходя из того, что система государственной безопасности СССР формировалась с учетом и на основе взаимозависимости и взаимообусловленности социально-экономических, военно-политических, научно-технологических, культурологических потенциалов Советского Союза, то она организационно и функционально базировалась на мобилизации всех ресурсов страны, в том числе на усилиях граждан, их групп и общественных объединений, органов власти.
Государственная политика СССР в области безопасности выражалась через деятельность Коммунистической партии - ядра политической системы советского общества. Именно партия, осуществляя руководство обороной страны, выстраиванием системы безопасности на государственных границах, строительством и подготовкой Вооруженных Сил и органов безопасности, мобилизовала и вдохновляла массы на решение конкретных задач обороны. Руководство партией силовым блоком обеспечения безопасности выступало основой основ и высшим принципом советского военного строительства.
После Великой Отечественной войны основные усилия СССР в области обеспечения безопасности были направлены на нейтрализацию источников угроз безопасности. Эффективность этой деятельности достигалась проведением единой, комплексной государственной политики во всех сферах безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам страны. Поэтому для Советского Союза четко определился круг проблем, которые решало государство на государственной границе и в пограничной зоне, регулируя отношения и процессы в этой специфической сфере. В поле зрения этого государственного регулирования, а значит и компетенции пограничной политики СССР, попали, прежде всего, конкретные вопросы: разрешение межгосударственных споров по вопросам прохождения государственной границы, договорно-правовому оформлению согласованной линии территориального разграничения между сопредельными странами; обустройство государственной границы, развитие пограничной инфраструктуры; установление и поддержание административно-правовых режимов на государственной границе; обеспечение безопасности и охраны государственной границы; защита национальных интересов в пограничном пространстве страны; строительство и реформирование системы органов пограничной службы, а также вопросы нейтрализации внешних угроз на основе приведения их структуры, состава и численности в соответствие решаемым задачам и возможностям.
Советское руководство определяющую внешнюю угрозу своей государственной безопасности видело в угрозе территориальной целостности, государственного суверенитета. А главным источником угроз во второй половине ХХ в. являлись США и их союзники. Поскольку основным средством отражения или сдерживания такой угрозы считалась военная сила, то для Советского Союза на всех этапах обеспечения государственной безопасности военная доктрина занимала ключевое положение, а военная и пограничная безопасность обретали первостепенное значение.
Итак, структура обеспечения пограничной безопасности СССР в послевоенный период представляла собой общенациональную целостную систему, интегрирующую и направляющую усилия сил и средств государства, общества, граждан на решение задач защиты и охраны границы, национальных интересов в пограничном пространстве страны.
.2 Восстановление государственной границы и пограничная безопасность в послевоенный период
государственный граница безопасность железный занавес
В послевоенные годы авторитет СССР очень вырос благодаря победе над фашисткой Германией. Многие развивающиеся страны в качестве примера государственного устройства, брали за основу социалистический строй СССР и старались вступить в социалистическую коалицию. Мир поделился на два полюса: капиталистический и социалистический. Недовольство капиталистических стран, утративших свое влияние на многих ранее им подконтрольных территориях, возрастало. И вскоре это вылилось в противостояние капиталистического и социалистического лагерей. Активизировались военные и политические разведки обоих режимов. Началось «соревнование» двух режимов за глобальное первенство и авторитет в мире («холодная война»). Всё указанное оказало прямое воздействие и на вопросы пограничной безопасности.
После войны на западе и северо-западе шло активное восстановление государственной границы. Вновь создавались пограничные отряды и округа. Заставы и комендатуры из местного населения создавали бригады содействия, которые помогали пограничникам охранять границу. Только в Украинском пограничном округе к началу 1945 г. было создано 209 таких бригад и групп общей численностью 2341 человек.
После перенесения боевых действий на сопредельные территории наша пограничная полоса еще длительное время продолжала оставаться прифронтовой зоной, ближайшим тылом действующей армии. Гитлеровская разведка активно забрасывала сюда шпионов и диверсантов.
Сложность обстановки объяснялась и тем, что в этих районах было оставлено немало вражеской агентуры, здесь прятались пособники и ставленники оккупантов, а также лица, укрывавшиеся от призыва в армию. Особую опасность представляла разветвленная, хорошо законспирированная сеть подпольных организаций и их вооруженные бандформирования, созданные фашистскими разведывательными органами. Во время оккупации гитлеровская администрация широко опиралась на них, а при отступлении снабдила оружием и другими средствами, необходимыми для ведения активной борьбы с Советской властью.
С особым ожесточением эти организации действовали вблизи восстановленной государственной границы. При этом часть банд, в основном в период проведения операций по их ликвидации, стремилась уйти за кордон. И наоборот, имели место многочисленные случаи прорывов банд, сформированных гитлеровской разведкой в Польше, Румынии, Венгрии, на советскую территорию для ведения подрывных действий в нашем тылу.
Ликвидация крупных вооруженных националистических формирований велась в районах восстановленной границы и отличалась крайней напряженностью. Возглавляли ее органы госбезопасности и внутренних дел. Общее руководство борьбой с оуновским подпольем и вооруженными отрядами в западных областях Украины, например, было поручено народному комиссару внутренних дел, народному комиссару госбезопасности УССР и начальнику войск Украинского пограничного округа. Непосредственное руководство оперативной работой возлагалось на УНКВД-УНКГБ Львовской, Станиславской, Дрогобычской и Черновицкой областей. Такая же система была создана на территории западных областей Белоруссии и в прибалтийских республиках.
Политические акции в пограничных районах проводились на основе решений ЦК ВКП(б), постановлений ЦК КП Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии при активном участии местных партийных органов. Оперативные мероприятия на границе и в прилегающих к ней районах пограничные войска и органы госбезопасности осуществляли по единому плану, причем роль последних была определяющей. Во всех случаях войсковым действиям предшествовала агентурно-разведывательная работа, которую проводили органы госбезопасности.
Пограничные округа и отряды, охранявшие восстановленную западную границу, вели борьбу с бандформированиями (действовавшими как в нашем приграничье, так и на территории сопредельных государств, особенно в Польше) во взаимодействии с частями и соединениями внутренних войск. Во многих случаях пограничники также взаимодействовали с тыловыми частями фронтов и военными комендатурами, выставленными на освобожденной территории сопредельных государств, а когда возникала необходимость, то и с пехотными частями Войска Польского. Последнее было вызвано тем, что банды, действовавшие в Польше, нередко совершали набеги на советскую территорию, и наоборот, чтобы уйти из-под удара наших войск, некоторые из них пытались там скрыться.
Взаимодействие между советскими погранвойсками и польскими войсками способствовало успешной борьбе с националистическими бандами в приграничных районах СССР и на территории Польши. В октябре - декабре 1945 г. и в течение 1946 г. на территории пограничных районов Польши против участков 2, 88, 89, 90 и 93-го советских пограничных отрядов было проведено более 20 совместных специальных операций, в результате которых было ликвидировано значительное число банд, в том числе и «Ягода».
В специальных операциях по ликвидации крупных вооруженных формирований применялась авиация пограничных войск. Самолеты использовались для воздушной разведки, наведения подразделений на обнаруженные банды, высадки десантов, нанесения бомбовых ударов, выставления заслонов на путях отхода бандитов. Например, за первое полугодие 1945 г. летчики-пограничники Украинского погранокруга обнаружили расположение 13 банд. В 1946 г. с помощью воздушной разведки на участках Украинского и Прикарпатского погранокругов было обнаружено 19 бандгрупп.
В 1945 г. оперативно-войсковые группы (ОВГ) применялись для ликвидации националистических банд не только в приграничных районах, но и за их пределами. Например, решением ЦК КП(б) Украины начальникам областных управлений НКВД, пограничных и внутренних войск для уничтожения оставшихся бандитских формирований было поручено создать специальные ОВГ. Каждая группа получала конкретную задачу по ликвидации банд независимо от того, в каком районе области они действовали. Аналогичные решения принимали ЦК КП(б) Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литвы и Молдавии.
В результате основные националистические организации и их вооруженные формирования были разгромлены. В течение 1945 г. было ликвидировано 250 банд, в боях уничтожено 10 121, ранено 552 и пленено 17 612 человек.
При подведении итогов борьбы с вооруженными формированиями противника в 1945 г. в директиве НКВД СССР подчеркивалось, что пограничные и внутренние войска в процессе очистки пограничной полосы и освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории западных областей СССР совместно с органами НКВД и НКГБ нанесли серьезный удар по бандитскому и националистическому подполью, ликвидировав при этом ряд крупных банд.
В 1946 г. пограничные войска, органы внутренних дел и госбезопасности продолжали вести совместную борьбу по ликвидации вооруженных групп и националистического подполья. 24 июля 1946 г. ЦК КП(б) Украины принял новое решение - «О ликвидации остатков банд украинско-немецких националистов в западных областях УССР».
Период 1947 - 1951 гг. характеризовался сосредоточением усилий пограничных войск, органов НКВД и НКГБ на борьбе против подполья и мелких вооруженных групп, руководство которыми осуществлялось из зарубежных центров. В этот период, когда националисты перешли к действиям мелкими группами в условиях строжайшей конспирации, возросло значение оперативно-разведывательных мероприятий, а также обеспечения надежной охраны государственной границы и пограничного режима.
Но постепенно лишившись поддержки местного населения, утратив связь с зарубежными центрами и материальную базу, националисты и их вооруженные отряды были повсеместно разгромлены. Ликвидация бандитизма в западных областях Украины, Белоруссии и в республиках Прибалтики способствовала установлению спокойствия в этих районах.
Анализ участия пограничных войск в борьбе с националистическим подпольем и его вооруженными формированиями позволяет извлечь ряд уроков. Вот некоторые из них:
необходимость специальной подготовки командиров и личного состава пограничных войск для борьбы с незаконными вооруженными формированиями;
создание специальных добровольных формирований из местного населения для поддержания общественного порядка в населенных пунктах и оказания помощи пограничникам в борьбе с националистами;
планирование специальных контрпартизанских операций в конкретных зонах ответственности пограничных войск совместно с частями армии, внутренних войск и органами госбезопасности, формированиями из местного населения;
организация специальной идеологической работы среди личного состава подразделений, участвующих в ликвидации незаконных вооруженных формирований.
Учет этих и других факторов способствовал успешному выполнению пограничными войсками стоявших перед ними задач.
Таким образом, с изгнанием гитлеровцев с территории СССР обстановка на северо-западном и западном участках ее границы оставалась сложной из-за наличия в приграничье незаконных вооруженных формирований, активно противодействовавших Советской власти. Они осуществляли свои акции под флагом национально-освободительной борьбы. Борьба с незаконными вооруженными формированиями, быстро прошедшими путь от лозунгов и агитации до бандитизма и уголовщины, растянулась более чем на 6 лет, завершившись в основном только к 1951 - 1953 гг.
Следует отметить, что после победы над Бонапартом западная граница Российской империи имела нелепую конфигурацию, в несколько раз превышавшую прямое расстояние между её крайними точками. Эта граница не имела ни физико-географических, ни этнографических привязок. Огромный польский выступ, служивший источником внутренних интриг и смут для Российской империи, вдавался между восточно-прусским и галицийским плацдармами соседних немецких империй и в силу этого был потенциально крайне уязвим, что и сказалось в Первую мировую войну. После же Второй мировой войны западная граница СССР прошла по иной траектории, почти по прямой линии между Балтийским и Чёрным морями. То есть теперь западная граница СССР - по Одеру, Судетам, предгорьям Альп и Балканам - была близка к оптимальной. Кроме того, СССР получил крупное предполье (страны соцлагеря) перед своими западными рубежами. Оно также имело выгодную конфигурацию.
В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. Кроме мирных договоров, со странами Восточной Европы СССР подписывал также договоры о дружбе и взаимной помощи.
Разумеется, уже в послевоенный период советское государство уделяло значительное внимание и иным, помимо западной и северо-западной, границам. Так, наращивалась военная и пограничная группировки на Чукотке, Камчатке, Сахалине, в Хабаровском крае и в Приморье, происходила реорганизация всех воинских формирований, дислоцировавшихся в этом регионе. К началу 1947 г. в составе Дальневосточного (на Дальнем Востоке на основе договоренностей, достигнутых на Крымской конференции (январь 1945 г.), Советскому Союзу была возвращена южная часть Сахалина и переданы все Курильские острова) и Приморского военных округов имелось 7 общевойсковых и 2 воздушные армии. На Камчатке был создан Камчатский морской оборонительный район, свою базу базирования получили подводные лодки Тихоокеанского флота. Несмотря на трудности, вызванные колоссальными разрушениями в ходе войны, войска получали от государства все необходимое. На границу стали поступать стрелковое автоматическое оружие, радиолокационные и прожекторные станции.
октября 1949 г. пограничные войска были переданы из МВД в МГБ. На этот момент они состояли из следующих округов: УПВ МВД Карело-Финского округа; УПВ МВД Ленинградского округа; УПВ МВД Прибалтийского округа; УПВ МВД Литовского округа; УПВ МВД Белорусского округа; УПВ МВД Украинского округа; УПВ МВД Закарпатского округа; УПВ МВД Молдавского округа; УПВ МВД Грузинского округа; УПВ МВД Армянского округа; УПВ МВД Азербайджанского округа; УПВ МВД Туркменского округа; УПВ МВД Среднеазиатского округа; УПВ МВД Киргизского округа; УПВ МВД Казахского округа; УПВ МВД Забайкальского округа; УПВ МВД Хабаровского округа; УПВ МВД на Тихом океане.
Итак, в целях укрепления обороноспособности СССР и обеспечения государственной безопасности в пограничном пространстве советским правительством сразу же после окончания Второй мировой войны был взят курс на усиление военной мощи и создание надежной системы охраны государственной границы. В этот период важнейшими направлениями пограничной политики СССР стало заключение договоров и соглашений с сопредельными государствами, оборудование границы в инженерно-техническом отношении.
Глава 2. Деятельность советского государства по обеспечению пограничной безопасности
.1 Безопасность приграничных территорий СССР
К 1948 г. завершилось восстановление охраны государственной границы СССР на всей её сухопутной части в Хабаровском крае, Приморье, вдоль всего Тихоокеанского побережья. Общий режим границы был распространен на Чукотке. В целом, в послевоенные годы численность личного состава пограничных войск, охранявших морские пространства на Тихом океане (в сравнении с 1945 г.), увеличилась более чем в 7 раз.
Важное место в истории дальневосточной пограничной политики нашей страны занимает период с 1949 по 1969 гг. Именно в эти годы происходил процесс формирования системы пограничных отношений с Китайской Народной Республикой (КНР). После первых лет успешного сотрудничества между государствами в 60-е гг. XX в. остро встал вопрос о создании системы обеспечения безопасности пограничных районов от экономических и политических посягательств со стороны Китая. Именно тогда была заложена новая основа, на базе которой шло строительство системы охраны границ региона. В основу процесса формирования дальневосточной пограничной политики государства лёг учёт военно-политических и экономических особенностей региона.
Улучшение социально-экономической обстановки в регионе в 1950 - 1960 гг. позволило активнее решать вопросы обеспеченности пограничных войск материальными средствами, производимыми на территории Дальнего Востока, а также повысить социально-бытовой уровень пограничников. Например, с развитием электрификации региона одними из первых объектов к источникам энергии подключались воинские части и отдельные городки. Это позволило повсеместно оборудовать линии связи, возводить инженерные сооружения, обеспечивать светом места расквартирования и боевого обучения войск. В 1950-х гг. на сухопутном участке дальневосточной границы оборудовались электросигнализационные системы, появились автопрожекторные станции. За период с 1945 по 1953 гг. Тихоокеанский пограничный округ пополнился 17 кораблями различных классов. Часть из них поставлялась хабаровскими судостроительными заводами.
Именно на дальневосточном участке советской границы произошел один из наиболее памятных пограничных конфликтов - конфликт на острове Даманский. Даманский - остров на р. Уссури близ погранзаставы Нижне-Михайловка, где 2 и 15 марта 1969 г. произошёл советско-китайский вооруженный конфликт. Истоки конфликта - в несовершенстве условий Пекинского (1860 г.) договора, по которому граница между Россией и Китаем, проходящая по р. Амур и р. Уссури определялась по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены; фактически охраняемая линия границы сложилась исторически и на ряде участков оспаривалась Китаем. Остров Китай считал своим, поскольку он находится по его сторону от фарватера реки.
Обострение политических отношений между СССР и КНР в 60-е гг. XX в. сопровождалось многочисленными провокациями со стороны китайских пограничников и иных лиц. Очередная провокация привела к конфликту: 2 марта 1969 г. китайскими пограничниками были в упор расстреляны начальник погранзаставы и семь советских пограничников. В развернувшемся бою за остров Даманский погибли 32 советских пограничника, но китайцам закрепиться на острове не удалось. 15 марта китайской стороной была предпринята новая попытка захватить Даманский, которая также была отбита. В сражении с обеих сторон принимали участие не только пограничные, но и регулярные войска.
В сентябре 1969 г. на переговоры между А.Н. Косыгиным и Чжоу Эньлаем была достигнута договоренность о сохранении существующего положения советско-китайской границы, в том числе и в районе острова Даманский.
По опубликованным данным, 2 - 21 марта 1969 г. в советско-китайском конфликте погибло на всей границе 58 человек, ранено 94 человека.
Организационно в рассматриваемый период пограничные войска состояли из пограничных округов, пограничных отрядов, пограничных комендатур, маневренных групп, контрольно-пропускных пунктов и др., а также различных авиационных и специальных частей (подразделений). Для действий на морских и речных участках в составе пограничных войск имелись части сторожевых кораблей. Оснащение пограничных войск современными самолетами, вертолетами, сторожевыми кораблями, автомобилями повышенной проходимости, БТР и др. повысило их боевые возможности и мобильность. Подготовка кадров осуществлялась в военно-учебных заведениях пограничных войск. Для улучшения руководства войсками в 1963 г. были созданы военные советы в пограничных округах, а в 1969 г. Военный совет пограничных войск.
В целом, бывшему СССР удалось создать беспрецедентную по эффективности систему обеспечения пограничной безопасности страны. Однако отдельные одиночные нарушения границы имели место. Так, сразу же после окончания Второй Мировой войны в сентябре 1945 г. начались инциденты, связанные с вторжением в воздушное пространство СССР самолетов недавних союзников. Немалая часть нарушений носила случайный характер: увлекшись или потеряв ориентировку, в пределы СССР влетали самолеты из Китая, Турции, Ирана и других сопредельных стран. По большей части пребывали они в советском воздушном пространстве считанные минуты.
Однако чаще всего такие инциденты имели под собой далеко не случайную подоплёку. Ведь с началом «холодной войны» США и их союзники развернули против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность. В 1940-е и начале 1950-х гг. американцы и англичане нередко забрасывали по воздуху в СССР свои разведгруппы, оказывали помощь «лесным братьям» (с августа 1951 г. по май 1954 г. самолеты ВВС США не менее 7 раз нарушали воздушное пространство СССР, сбросив около 20 своих агентов над Молдавией, Украиной, Белоруссией, Прибалтикой, Северным Кавказом).
Первая кровь пролилась 8 апреля 1950 г. когда над Балтикой был сбит самолет-разведчик ВМФ США PB4Y «Privateer» с авиабазы Висбаден (ФРГ). Самолет нарушил советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава. Советская сторона с первых же случаев появления воздушных разведчиков у границ страны неоднократно заявляла ноты протеста, не имевшие, как правило, положительного результата. С 1950 г. начался перехват самолетов-разведчиков с целью принуждения их к посадке на советской территории или уничтожения. С 1950 г. до конца 1960-х гг. США произвели от 12 до 20 тысяч шпионских полетов вдоль границ Советского Союза. За период с 1967 по 1970 гг. только со стороны США имело место более 10 нарушений воздушных границ СССР. За время с 1950 по 1970 гг. не менее 252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных операций, из них 24 погибли, 90 остались в живых, 138 пропали без вести.
Спецслужбы стран Запада постоянно (хотя были, конечно, и достаточно длительные периоды безо всяких нарушений) прощупывали наши границы как на юге, так и на севере, и, конечно, на Дальнем Востоке (относительно спокойной являлась лишь западная граница). 20 апреля 1978 г. над Кольским полуостровом был сбит пассажирский лайнер «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании «KAL», выполнявший рейс по маршруту Париж - Сеул через Северный полюс. В результате действий советских летчиков «Боинг» был вынужден совершить посадку. На борту самолета находилось 110 пассажиров. Двое из них погибли, а 13 получили ранение. Спустя три дня все пассажиры были переданы представителям консульства США, а командир экипажа и штурман (бывшие военные летчики) задержаны в связи с проводимым расследованием. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР, а также подтвердили, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились им.
Трагедией закончилось проникновение 1 сентября 1983 г. в воздушное пространство СССР южнокорейского авиалайнера «Боинг-747» - погибло 269 человек. Но до сих пор достоверно не известно, что за самолет сбил советский истребитель. Существуют несколько версий событий.
Список потерь в этой необъявленной войне мог быть больше, но в период развитого социализма и в войсках ПВО стали процветать перестраховка и нерешительность. Действия летчиков были зарегламентированы многочисленными приказами и указаниями. Естественно, это не способствовало тому, чтобы брать ответственность на себя в решающие моменты боевого дежурства. В конечном счете, всё это и привело к многочисленным безнаказанным нарушениям советских границ в 1980-е гг., апофеозом которых стала посадка на Красной площади Матиаса Руста (подробнее об этом - ниже).
Конечно же, это далеко не весь список пограничных инцидентов. Кроме того, потери были и у моряков.
Справедливости ради надо сказать, что соответствующие органы СССР также занимались разведывательной деятельностью, используя военные корабли и рыболовные траулеры, самолеты и океанские лайнеры, оборудованные спецаппаратурой, вели радиоэлектронную разведку системы ПВО американского континента, исследовательских центров и полигонов. Причем и случайно наши летчики тоже нарушали границы соседних государств. Советские власти признали факт нарушения чужой границы лишь раз, когда осенью 1960 г. самолет Як-25 Ленинградской армии ПВО на три минуты, как говорилось в докладе, из-за отказа аэронавигационного прибора оказался в финском небе.
В целом, прагматические соображения руководства СССР в обеспечении обороноспособности и государственной безопасности исходили из реально складывающейся политической обстановки и экономического состояния страны. По мере укрепления экономики государства, повышалась эффективность защиты и охраны государственной границы СССР. Имели место и нарушения режима государственной границы, являвшиеся последствием «холодной войны».
.2 Разрушение «железного занавеса»
Одна из наиболее трагичных страниц советской истории - афганская война 1979-1989 гг.
В конце 1970-х гг. государственная граница с южным соседом, некогда отличавшаяся относительной стабильностью, превратилась в «горящую черту», вся тяжесть охраны которой легла на пограничные войска СССР. Со второй половины 1979 г. обстановка на советско-афганской границе, а особенно против участка войск Среднеазиатского пограничного округа (КСАПО), резко обострилась.
После ввода в декабре 1979 г. в Афганистан Ограниченного контингента советских войск, в январе 1980 г. в северные провинции этой страны вошли и подразделения пограничных войск СССР. Оперативно-боевая деятельность советских пограничников в Афганистане с 1980 г. заключалась в решении следующих задач: обеспечение безопасности государственной границы СССР от диверсионных акций вооруженных формирований; оказание военной помощи афганским органам государственной власти в северных провинциях страны; войсковое прикрытие границ Афганистана с Ираном, Пакистаном и Китаем в зоне ответственности пограничных войск СССР; во взаимодействии с частями 40 армии очистка от вооруженных формирований северных районов Афганистана.
Кроме того, пограничные подразделения осуществляли охрану и оборону объектов экономического сотрудничества, обеспечивали сопровождение и доставку гуманитарных и военных грузов. В 1988-1989 гг. именно пограничные войска обеспечивали безопасность вывода из Афганистана Ограниченного контингента советских войск. В феврале 1989 г. Группировка пограничных войск была выведена из Афганистана. Последней, 15 февраля 1989 г. в 16.39, пересекла государственную границу 5-я мотоманевренная группа Тахта-Базарского пограничного отряда.
Таким образом, наши пограничники в афганских событиях принимали самое непосредственное активное участие практически со вступлением первых советских частей в Афганистан. Это был самый сложный и тяжелый период оперативно-войсковой деятельности советских погранвойск за все время их послевоенного существования, когда боевые действия велись непрерывно почти 10 лет на фронте свыше 2300 и на глубину до 200 км.
За 10 лет войны через Афганистан прошло более 62 тыс. пограничников. За мужество и отвагу государственных наград удостоены около 22 тыс. человек. 419 пограничников погибли… Но ни один воин-пограничник не попал в плен и не остался лежать погибшим в афганской земле.
Не вдаваясь подробно в существо проблемы, отметим, что, по оценкам исследователей, именно война в Афганистане во многом явилась катализатором развала СССР в 1991 г.
В 1987 г. произошло событие, наглядно высветившее существенные бреши в пограничной безопасности страны. 28 мая 1987 г., в День пограничника, 19-летний Матиас Руст на легком самолете «Сессна-172Б Скайхоук» сел на Красной площади в Москве. Это событие всколыхнуло тогда весь мир и имело значительные политические последствия в нашей стране. Одни считают его символом бессилия позднего СССР, другие не видят ничего особенного в том, что безвредный на вид самолет не был сбит ещё в западной части страны. В этом полете Руста, преодолевшего все кордоны противовоздушной обороны и приземлившегося на Красной площади, так и осталось немало загадок.
Было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала; многих сняли с занимаемых должностей, исключили из КПСС, уволили из армии. Но главное - был нанесён ощутимый удар по престижу как советских погранвойск, так и всех Вооруженных Сил и страны в целом.
До августовского путча пограничные войска входили в состав КГБ СССР. 4 декабря 1991 г. последним Законом СССР - «О реорганизации органов государственной безопасности» - было утверждено разделение КГБ СССР на Межреспубликанскую службу безопасности, Центральную службу разведки и Комитет по охране государственной границы СССР с Объединенным командованием пограничными войсками, руководство которыми было возложено на председателя Комитета - главнокомандующего пограничными войсками СССР.
декабря 1991 г. президентами Российской Федерации, Белоруссии и Украины в Минске объявлено о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. В результате распада Союза ССР в течение 1991-1993 гг. было утрачено до 40 процентов сухопутных, морских, авиационных сил и средств с инженерно-техническими сооружениями и оборудованием, жилищным и казарменным фондом в местах их дислокации, в том числе все пункты пропуска на путях международного сообщения западного направления. В этой связи значительная часть государственной границы Российской Федерации осталась неприкрытой в войсковом отношении.
Ключевыми для «нового приграничья» России проблемами в начале 1990-х гг. стали прозрачность рубежей между бывшими советскими республиками и сохраняющаяся во многих случаях неопределенность статуса границ. В предшествующий период эти границы рассматривались как формальные разделительные линии, проведенные для удобства административного управления, локальные изменения которых в ряде случаев могли решаться на местном уровне, исходя из хозяйственных нужд. Превращение этих линий в важнейший атрибут государственного суверенитета потребовало четкой фиксации территориальных рамок действия последнего и становления обеспечивающего данный суверенитет пограничного режима.
Сложная социально-экономическая ситуация и в ряде случаев неблагоприятная политическая конъюнктура начала 1990-х гг. мешала найти эффективное решение данных проблем, чреватых конфликтами между сопредельными государствами, усилением интенсивности угрожающей национальной безопасности нелегальной трансграничной активности (терроризм и организованная преступность, наркоторговля, другая контрабанда, неконтролируемая миграция и т.п.). Следует отметить, что многие, если не большинство, из этих проблем, не решены и сегодня.
В первые годы после развала СССР рассматривались две точки зрения на охрану границ. Первая - выводить российские пограничные войска из бывших советских республик, которые стали независимыми. Другая точка зрения предполагала осуществление «стратегии двух границ», то есть защита национальных интересов бывших советских республик, которые в настоящее время являются государствами - участниками СНГ, на внешних границах этих государств, и защита интересов России на собственной границе. Именно эта стратегия и реализуется в настоящее время.
Заключение
В период 1945-1991 гг. ХХ в. формирование и развитие системы государственной безопасности СССР обеспечивало достижение такого сочетания внутренних и внешних условий существования, при котором сохранялась территориальная целостность страны и исключалась возможность насильственного изменения ее политического строя. Только внешние угрозы не давали ей останавливаться на достигнутом и заставляли постоянно совершенствовать военную организацию и пограничную инфраструктуру.
Межгосударственные пограничные проблемы и противоречия требовали от Советского правительства принятия решений по внутренним и внешнеполитическим аспектам безопасности в пограничных пространствах, нужна была выверенная во всех отношениях политика государства. С определенной степенью уверенности можно назвать ее пограничной политикой. Эта политика обеспечивала необходимую степень изоляции СССР от внешнего мира, которая носила военно-стратегический, экономический и политико-идеологический характер, что выражалось в строгой государственной монополии на ведение внешнеторговых операций, борьбе с контрабандой, охране биологических ресурсов, недопущении неконтролируемой государством информации извне, сокращении до минимума контакта с иностранцами, создании атмосферы недоверия и враждебности ко всякому иностранному влиянию, которое представлялось как буржуазное и т.д.
Пограничная политика СССР послевоенного периода имела общегосударственный статус и проводилась не только специально уполномоченными органами государственной власти в лице Правительства СССР, Верховного Совета СССР и РСФСР, в лице пограничных войск КГБ при СМ СССР, Министерства Обороны СССР, МВД СССР и т.д. Самыми активными участниками пограничной политики являлись партийные и советские органы власти приграничных краев, областей, районов, органы местного самоуправления приграничных селений, общественные организации и советские граждане. Они были полноправными субъектами обеспечения пограничной безопасности в рамках их полномочий. Взаимосвязь пограничной безопасности с другими элементами комплексной системы национальной безопасности Советского государства в большей или меньшей степени проявлялась и в других сферах общественной жизни, оказывала взаимное влияние на развитие всех элементов.
Пограничная безопасность СССР после Второй мировой войны являлась ключевым элементом всей системы обеспечения государственной безопасности страны, находясь в тесной взаимосвязи со всеми её компонентами. Советский Союз смог упрочить свое влияние в мире в условиях происходившего противостояния двух социально-экономических систем: социалистической и капиталистической.
Исследуемый период (1945-1991 гг.) характеризовался исторической скоротечностью межгосударственных отношений, в том числе и в вопросах пограничной политики, и кризисом в отношениях между государствами разных социально-экономических систем. Период в совокупности обусловливал наличие ряда особенностей и проблем реализации пограничной политики на государственной границе СССР.
Охрана государственной границы СССР была обусловлена в первую очередь идеологической базой, направленной на полную изоляцию населения страны от остального мира. Был сформирован так называемый «железный занавес». Однако наряду с этим государственная граница СССР обеспечивала действительный суверенитет и территориальную целостность страны за счёт создания гибкой системы мер, направленных на отражение различного рода провокаций на государственной границе, в том числе крупномасштабных инцидентов и вооружённых конфликтов. В целом, бывшему СССР удалось создать беспрецедентную по эффективности систему обеспечения пограничной безопасности страны. Имели место лишь отдельные одиночные нарушения границы.
С распадом СССР Российская Федерация получила в «наследство» наряду с надёжно охраняемыми участками государственной границы (с Норвегией, Финляндией, националистической Польшей, Монголией, КНР, КНДР, Японией и США) и так называемую «головную боль» - националистические страны Прибалтики (длина границы 1025,7 км), а также проамериканскую Украину и антироссийскую Грузию, относительно лояльные по отношению к нам Азербайджан и Казахстан (12331,3 км), граница с которыми фактически открыта. При этом современная система охраны границы России сформировалась, главным образом, на базе сложившейся в советский период. Её дальнейшее совершенствование предполагает глубокое изучение исторического опыта обеспечения пограничной безопасности.
Рассмотренный исторический опыт не потерял свою актуальность и практическую значимость в современных условиях. Он обогатил и развил теорию и практику охраны пограничных пространств России, позволил стимулировать новые концептуальные положения на основе выявленных тенденций, противоречий, достижений науки техники, обосновать направления дальнейшего совершенствования деятельности пограничных войск.
Список литературы
1.Болдин К.М., Молчановский В.Ф., Сальников В.А. Некоторые методологические проблемы теории и практики охраны государственной границы. - М.: ВПОЛКК КГБ СССР, 1979. - 341 с.
2.Бондаренко Г.Н. Марксизм-ленинизм о государственных границах. Возрастание роли и значения охраны границ Советского государства в современных условиях. - М.: МВПККУ, 1975. - 234 с.
3.Бочорадзе Ю.И. Пограничные представители Российской Федерации, их деятельность на государственной границе. Учебник / Ю.И. Бочорадзе. - М.: Граница, 2001. - 312 с.
4.Бурцев А.Г. «Пограничная» архитектура России // Архитектон: известия вузов. - 2009. - № 28. - С. 1-3.
.Гришин М.Л., Губченко В.Н., Дмитриев В.А. и др. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения: Монография. - М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2001. - 312 с.
.Золотарев В.А., Саксонов О.В., Тюшкевич С.А. Военная история России. Жуковский - М.: Кучково поле, 2002. - 611 с.
.Климов А.А. Обеспечение общественной безопасности Внутренними войсками НКВД - МВД СССР на территории Западной Украины в 1940-1950-е годы // Военно-исторический журнал. - 2008. - № 12. - С. 14-19.
.Кравчук С.А. Пограничная безопасность СССР на Дальнем Востоке во второй половине ХХ века: методология исследования проблемы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 4-1. - С. 79-83.
.Купцов В.П. Вторая мировая война: политические уроки // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 3.
.Лукашук И.И. Победа в Отечественной войне и развитие международного права // Международное публичное и частное право. - 2005. - № 4. - С. 2-9.
.Маслов К.Н. Исторический опыт советской пограничной политики // Безопасность Евразии. - 2009. - № 4. - С. 538-542.
.Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - 567 с.
.Мельников В.Н. Деятельность органов государственной власти СССР по обеспечению национальной безопасности страны в пограничной сфере Дальнего Востока (1949-1969 гг.) // Власть и управление на Востоке России. - 2008. - № 1. - С. 108-111.
.Мухин Ю., Брюн М. Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер?. - М.: Алгоритм, 2008. - 234 с.
.Наймило М.И. Развитие основ пограничной безопасности Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе: монография. - Хабаровск: ХВИ ФПС России, 2003. - 341 с.
.Нероев С.В., Брижик А.Н. Основы взаимодействия ФПС Российской Федерации с органами государственной исполнительной власти в сфере защиты и охраны Государственной границы: Лекция. - М.: Академия ФПС РФ, 1999. - 52 с.
.Нэх В.Ф. Становление пограничной политики советского государства // Безопасность Евразии. - 2006. - № 4. - С. 518-523.
.Ожегов С. и Шведова Н. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений. - М.: АЗЪ, 1993. - 978 с.
.Першин А.А., Шерстнев А.Д., Ярлыченко В.В. Теория государственных границ / под ред. К.В. Тоцкого. - М.: Граница, 2001. - 288 с.
.Плеханов А.М. Советская пограничная политика: уроки истории // Безопасность Евразии. - 2008. - № 3. - С. 441-445.
.Погранология: методологические вопросы: монография / В.А. Бондаренко, А.И. Василенко, В.А. Дмитриев, В.Ф. Молчаноский, В.И. Тапечин. - М.: Изд-во отделения погранологии МАИ, 2001. - 198 с.
.Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. - 2005. - № 4(17). - С. 11-14.
.Родачин В.М. Пограничная политика государства - фантом или реальность? // Безопасность Евразии. - 2006. - № 4. - С. 609-611.
.Рябушкин Д.С. Чем завершились события на острове Даманском // Вопросы истории. - 2005. - № 12. - С. 168-169.
.Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999. - М.: Терра-Спорт, 1999. - 321 с.
.Урнов А.Ю. «Вспомни, товарищ, ты Афганистан…» // Азия и Африка сегодня. - 2010. - № 1. - С. 55-59.
.Хрестоматия по истории государства и права России: [Текст] / под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 2008. - 789 с.
.Цуканов В.В. Совершенствуя правовое обеспечение пограничной безопасности // Оперативник (сыщик). - 2006. - № 1 (6). - С. 49-53.
.Чамаров В.Б., Рябошапко В.А. Пограничная деятельность как фактор обеспечения национальной безопасности государства // Стратегическая стабильность. - 2008. - № 1. - С. 27-31.
.Шилов А.И. Из истории советской пограничной политики // Безопасность Евразии. - 2008. - № 2. - С. 490-493.
.Шустов А.Н. Железный занавес и холодная война // Русская речь. - 2005. - № 1. - С. 123-129.
.Щербаков А.С. Пограничная безопасность России и система ее обеспечения: дисс. … д-ра полит. наук. - М.: Академия управления, 1998. - 123 с.
34.Официальный сайт Пограничной службы Федеральной службы безопасности России // <http://ps.fsb.ru/>.
.Политологический терминологический словарь // http://www.vevivi.ru/best/.