Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,47 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций личности









КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Введение

массовый информация подросток личность

Изменение в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Особую остроту сегодня приобретает проблема ценностных ориентаций - и в плане исследования общества в целом, и при анализе общественного сознания, в частности. Поскольку подростки как один из наиболее мобильных слоев общества являются участниками социальных и культурных процессов, то особую актуальность приобретают исследования их ценностных ориентаций, потребностей и жизненных идеалов.

Ценностные ориентации - сложный социальный феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

В условиях современного информационного общества развитие медиа-системы идет стремительными темпами. Многообразие видов СМИ, новые технологии в области массовых коммуникаций усиливают их влияние, способствуют проникновению во все сферы жизни социума. Следовательно, актуальность данной проблематики определяется необходимостью выявления особенностей влияния СМИ на подростков и становление их ценностных ориентаций. Сегодня коммерциализация СМИ приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодической печати асоциальной информации и рекламы. Предлагается большой диапазон неотфильтрованной информации, который ведет к проявлению таких отклонений, как агрессивное поведение, формирование «патологических» ценностей, различного рода девиации. В то же время существуют общеобразовательные программы, помогающие подросткам расширить свой кругозор, продолжают выходить и молодежные издания, публикующие материалы на актуальные для молодого поколения темы. В этих условиях необходимо понять, какие ценностные ориентации у подростков формируют разные виды современных СМИ, чтобы получить возможность оптимально использовать их потенциал.

Проблемы деятельности СМИ, их влияние на аудиторию привлекали внимание ученых на протяжении всегоXX века и рассматривались под проблемным полем различных наук: социологии, политологии, психологии, лингвистики, философии.

В настоящее время проблемы информационного воздействия на массовую аудиторию приобретает все более масштабный характер.

О влиянии СМИ на ценностные ориентации говорится в работах Е.А. Гришиной, Г.А. Дорофеевой, А.В. Соколова, М.В. Ушаковой, И.О. Щербаковой и других. Вместе с тем, в перечисленных работах не дается оценка СМИ как фактора формирования ценностных ориентаций подростков. Кроме того, следует учесть, что динамика развития современного мира постоянно привносит новые моменты в содержание данной проблемы. Этот факт позволяет сделать вывод о необходимости дальнейших научных исследований по избранной теме.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков.

Объектом: учащиеся старших классов учреждения образования.

Предметом: особенности формирование ценностных ориентаций подростков в условиях современных средств массовой информации.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что современные средства массовой информации являются одним из преобладающих факторов формирования ценностных ориентаций подростков.

Обозначенная цель исследования предполагает решение следующих задач:

)Изучить историю и современное состояние проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

)Проанализировать предпосылки формирования системы ценностей в социальном развитии подростков.

)Определить характер влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков.

)Разработать рекомендации для родителей и социальных педагогов по сотрудничеству в целях устранения негативных влияний СМИ на подростков.

Для проведения исследования были использованы следующие методы:

)теоретический анализ научной литературы;

)анкетирование;

)беседа;

)качественный и количественный анализ полученных данных.

База исследования: «Общеобразовательная средняя школа №8» города Борисова.

1. Теоретический анализ проблемы формирования ценностных ориентаций подростков в современном обществе

.1 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности

Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадают с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл - «ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглощаются другими, более устоявшимися понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного автора. Как пишет Ф.Е. Василюк, «когда знакомишься с попытками ответить на вопрос, что есть ценность, часто создаются впечатление, что главное стремление этих попыток - отделаться от ценности как самостоятельной категории и свести ее к эмоциональной значимости, норме, установке и т.д. Но ценность явно не вмещается в узкие рамки этих понятий» [3, с. 125].

Г.Е. Залесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение». Убеждение, являясь интегрирующим элементом механизма регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности» [6, с. 36]. По словам Г.Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» [6, c. 41]. При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придается его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [25, с. 3]. По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

ценности организованы в системе [25, с. 5].

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующее формальные признаки:

ценности - это понятие или убеждения;

ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

ценности имеют надситуативный характер;

ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий;

ценности упорядочены по относительной важности [26, с. 417].

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек». По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру [23, с. 137].

Как уже отмечалось, система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанным и принятыми личностью ценностями и нормами социума. С точки зрения В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации представляют собой предполагающую индивидуальный свободный выбор форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности. По ее словам, система ценностных ориентаций - это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [1, с. 63]. Как справедливо замечает К. Роджерс, потребности могут удовлетворяться лишь теми путями, которые совместимы с системой ценностей личности и концепций «Я» [24, С. 171].

Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта» [7, c. 202].

Роль ценностных ориентаций в регуляции волевых процессов рассматривается, в частности, в работе Ш.А. Надирашвили [14, с. 211]. На основе теории Д.Н. Узнадзе им выделяется три качественно различных уровня регуляции психической активности человека: объективация предмета, объективация социальных требований, объективизация собственного «Я».

Значение системы ценностных ориентаций в регуляции мыслительных и познавательных процессов раскрывается, в частности, в трудах О.К. Тихомирова, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой и других отечественных авторов. По образному определению В.Б. Ольшанского, ценности представляют собой «своеобразные маяки, помогающие заменить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно проигнорировано-либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации». По его словам, «субъект избирает материал в соответствии с уже имеющейся у него точки зрения» [19, с. 85].

Необходимо отметить, что двойственность системы ценностных ориентаций личности как высшего регулятивного образования заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей. Как справедливо отмечает А.И. Донцов, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека [5, с. 69]. Н.Ф. Наумова также выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По ее словам, ценностные ориентации дают основные для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя «границы действия», то есть не только регулируют, но и направляют эти действия [15, с. 79]. Тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь его важнейшим внутренним источником и механизмом.

Одновременно с этим система ценностных ориентаций личности, являясь отражением ценностей социальной среды, сама может оказывать воздействие на групповые нормы и ценности. Индивидуальные ценностные ориентации отдельных членов группы взаимодействуют и через межличностные взаимоотношения воздействуют на коллективные. В концепции коллектива А.В. Петровского ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности [19, с. 85]. По его мнению, одним из основных показателей сплоченности группы является «ценностно-ориентационное единство» - фактор, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов и ценностей, наиболее значимых для группы в целом.

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [4, с. 292]. Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, органом, механизмов личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

1.2Формирование системы ценностных ориентаций личности

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций. В этой связи примечательна точка зрения Р. Хейвигхерста, по мнению которого главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы [21, с. 52].

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентаций личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом [10, с. 532]. По мнению Ж. Пиаже, нравственное развитие, подобно умственному, носит прогрессивный, стадиальный характер. Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека.

Г. Дюпон, развивая представления Ж. Пиаже, связывает формирование ценностных ориентаций со стадиями эмоционального развития человека, отражающими динамику его эмоциональной оценки собственных взаимоотношений с другими людьми. Им выделяется шесть основных стадий развития эмоциональных отношений. Первоначальная эгоцентрично-внеличностная стадия характеризуется отсутствием дифференциации причин собственных эмоциональных реакций. На стадии личных отношений ребенок некритически принимает эмоциональные оценки взрослых членов семьи. Межличностная стадия связана с появлением способности к эмоциональной децентрации. Ребенок начинает ориентироваться на эмоциональные оценки группы сверстников, признавая равноправие оценок каждого отдельного человека. Психологическая стадия определяется построением подростком классификаций людей по основаниям, имеющим яркую эмоциональную окраску, - смелости, честности, доброте и тому подобное. По мнению Г. Дюпона, такая эмоциональная оценка себя и других людей систематизирует представления подростков о ценностях. Несоответствие системы личных ценностей социального окружения приводит либо к формированию негативизма, либо к адаптации собственных представлений к реальным условиям жизни. Стадия автономии, присущая меньшинству людей, характеризуется преодолением противоречия между собственными. Внутренними ценностями и ценностями, навязанными извне, за счет преобразования и тех и других в процессе осознания и принятия ответственности за свою судьбу, личностного самоопределения. Высшая, интегративная стадия эмоционального развития отличается целостностью, непротиворечивостью, полной гармонией между ценностями индивида и общества [18, с. 321]. Теоретические представления Ж Пиаже и его последователей критикуются многими авторами, начиная с Л.С. Выготского, за недостаточное внимание к социальным аспектам личностного развития. Как отмечает И.С. Кон, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми [8, с. 148].

С самого момента рождения ребенок постепенно вырабатывает представления о самом себе, об окружающем мире и о своем отношении к нему. По словам К. Роджерса, для самого раннего периода развития характерно зарождение представлений о хорошем или плохом посредством так называемой «организмической оценки», позволяющей ребенку на основе физиологических реакций разделять, что ему нравится, а что нет [18, с. 322]. Однако вскоре ребенок начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окружающих предметах и явлениях, а также о самом себе. По мнению П. Массена и соавторов, в период от полутора до двух лет у детей с помощью родителей начинают складываться критерии нормы для оценки явлений и форм поведения, которые ложатся в основу нравственного развития. Регуляция поведения в раннем детстве определяется тем, что при несоответствии предмета или поведения представлению ребенка о норме он начинает испытывать тревогу. Усвоение оценочных норм при этом осуществляется, как они полагают, в процессе наблюдения за реакциями родителей, выступающих в качестве модели поведения [12, с. 68].

Очевидно, однако, что только одного наблюдения за поведением взрослых членов семьи недостаточно. Эталоны этической оценки, выступающие, по словам В.С. Мухиной, в качестве взаимосвязанных категорий добра и зла, постигаются через совместное со взрослым рассудочное и эмоциональное общение. В.С. Мухина, полагая, что усвоение моральных норм в дошкольном возрасте также происходит под влиянием усвоения образцов поведения взрослых, отмечает, что оно может осуществляться при этом различными путями. В процессе общения в качестве эталонных образцов поведения могут выступать как непосредственно поведение других людей, так и действия сказочных персонажей, наделенных определенными моральными чертами. При этом, по утверждению В.С. Мухиной, принятие этических эталонов поведения определяется наличием следующих условий нравственного развития: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношениям к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. По ее словам, «потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает лишь в том случае, когда для ребенка той или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают определенный личностный смысл».

Выработка осознанной внутренней позиции ребенка, формирование его личностных смыслов не могут быть в полной мере реализованы в дошкольном возрасте. К. Роджерс, полагая, что осознание личностного смысла собственного поведения является условием адаптивного, «психологически здорового развития», отмечает, что оно наблюдается лишь в меньшинстве случаев. Обычно же ребенок просто некритически заимствует и воспринимает как собственные ценности значимых взрослых [18, с. 321].

В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л.В. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация, по справедливому значению И.С. Кона, отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирование собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали. По словам Г. Крайга, в доподростковый период дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями. По мнению М. Хоффмана, процесс морального развития в подростковом возрасте, определяющийся построением и переоценкой системы ценностей, идет тремя различными, но не исключающими друг друга путями, основанными на новообразованиях подросткового возраста. Первый - это «основанное на тревоге сдерживание», то есть поведение, определяющееся сначала страхом наказания, затем, вследствие интернализации запретов, - чувством вины. Второй путь заключается в «основанной на эмпатии заботе», связанной с развитием способности понимать чувства других людей. Третий путь основан на развитии «мышления на уровне формальных операций», появлении способности к переоценке информации и переформулированию понятий [10, с. 433].

Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. По мнению Е.Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств. Осознание несоответствия провозглашаемых обществом нравственных принципов реальной действительности проявляется в резкой и категорической их критике, «бунтарстве», в ряде случаев - в идеализации морали своего поколения, выступающего для подростка образцом «совести общества». Эти и подобные им особенности подросткового поколения, описываемые, в частности, А.Е. Личко как проявления реакций группирования со сверстниками и эмансипации, чаще не воплощаются в реальные дела, оставаясь на уровне общих рассуждений [11, с. 43]. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются в подростковом возрасте. Как обоснованно пишет Л.И. Божович, «только в подростковом возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе» [2, с. 328].

1.3 Процесс формирования системы ценностных ориентаций в условиях современных тенденций развития средств массовой информации

массовый информация подросток личность

Зеркалом соотношения цели и средств, избранных обществом для ее достижения, являются средства массовой информации. В них отражаются все изменения ценностных ориентаций, все перемены в идеологии государства. Но нельзя забывать, что СМИ не только зеркало, но и прекрасный инструмент влияния на общество, создания новых ценностей и ориентации. Один из современных крупнейших социологов Э. Гидденс следующим образом характеризует значимость СМИ в жизни современного общества: «Средства массовой информации - газеты, журналы, кино и телевидение - часто ассоциируются с развлечениями и поэтому рассматриваются как нечто второстепенное в жизни большинства людей. Подобный взгляд совершенно неверен. Массовая коммуникация затрагивает многие аспекты нашей жизни… Даже «расслабляющие» средства информации, такие, как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за их специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь. Голосование на общенациональных выборах было бы невозможным, если бы информация о текущих политических событиях, кандидатах и партиях не была общедоступной. Даже тем, кто в целом не интересуется политикой и имеет о ней слабое представление, кое-что известно о событиях национальной и международной жизни.

Весь процесс формирования социальных ценностей средствами массовой информации можно условно разделить на три этапа. Первый - синтез определенной ценности на основе наблюдения за отдельными фактами общественной жизни и показа этих фактов. Второй - популяризация или включение в систему уже существующих в обществе ценностей способом анализа уже синтезированного идеала или отрицательного явления. И третий - заключительный - инклюзия путем пропаганды данной ценности в обществе.

Для первого этапа характерно когнитивное отражение действительности в средствах массовой информации. Он включает в себя также несколько стадий: универсальный охват социальных явлений, чем обусловлены мозаичность, разноплановость, разнозначимость, многоинертность публикаций и передач; достоверность, документальность публикаций; периодичность обновления пропагандируемых или отбираемых ценностных фактов в сочетании с непрерывностью их отражения; динамизм, обусловленный ускорением социального времени и факторами познания; включенность в систему исторических знаний; опора на научные знания.

Этим путем идет отбор и формирование основополагающих ценностей общества, однако особое значение в их формировании имеет подтверждение фактами. Факты, привнесенные в сознание человека с помощью средств массовой информации, всегда более весомы и сильнее влияют на ценностный выбор, чем полученные любым иным путем. Дело в том, что СМИ, первоначально пришедшие в общество как печатные тексты, несли в себе определенную сакрализацию знаний. Ведь текст сам по себе с древнейших времен был сакральным знанием, вызывающим уважение и веру.

С повседневными знаниями, фактами чисто мирскими с приходом в общество масс-медиа произошло прямо противоположное явление - их мирская сакрализация. Ведь именно на явлении сакрализации информации и строится феномен сенсации, воздействующей на сознание как масс, так и индивида. Через печатное слово, породившее в обществе особый род веры в факты, опубликованные в СМИ, это явление распространилось на вербальные, а потом и аудиовизуальные способы передачи фактов. Факт как фундаментальная информационная единица несет достоверные знания о том или ином - с актуальной точки зрения общества - явлении в его органическом единстве рационального и чувственного моментов познания действительности.

Однако не все факты ложатся в основу формирования ценности, поскольку они сами по себе различны по степени общности и сложности, во времени (освещение от прошлого к настоящему и их комбинации), по динамике (факт, как знание о свершившемся, отражение процесса или формирование тенденции, как первичное отражение действительности или отражение отражения), по своему образному воплощению, по соотношению элементов рационального и чувственного. Кроме того, фактам, отобранным СМИ, свойственна индивидуальная окраска автора, в связи с чем крайне необходимо при изучении аксиологически-креативных функций их прослеживать авторское влияние. Существует учение о ценности (аксиологический трансцендентализм), разработанное Виндельбандом и Риккертом, которое «выходит в осознании источника ценностей на уровень единства исторически преднаходимой культуры с ее общезначимыми предпосылками и уникальным отличием от природы». Это значит, что науки о культуре имеют своим предметом индивидуальную действительность, и что в противоположность наукам о природе они пользуются индивидуализирующим методом. Это наблюдение необходимо учитывать при изучении СМИ, прослеживая творчество отдельных авторов. Если можно спорить о роли личности в истории, то в значении творческой личности в журналистике немыслимо сомневаться. Ценности создает общество, а личности, принимая или отрицая их, транслируют в социальные группы. Отдельные имена в СМИ - это «наиболее удачные формулы» коллективной жизни.

Но, вспоминая о личностях, не следует забывать о сопоставлении транслируемого через масс-медиа и действительного. Метод синтетического построения дает возможность выяснить общественные условия жизни, охарактеризовать социальную группу, к которой принадлежит автор и для которой пропагандируется ценность, проследить процесс культуронаследования ее в обществе. В процессе отбора ценностных фактов постепенно возникает определенный идеал и потребность его анализа. Это уже второй этап синтеза ценности. В ходе анализа, т.е. публикаций аналитических статей и теле- и радиопередач, продолжается выработка ценностной ориентации как идеи, версии, гипотезы, проблемы, подводящих общество к осознанию новых ценностей. В процессе слияния рациональных и чувственных моментов анализа вырабатывается положительное или отрицательное отношение к предлагаемой ценности, т.е. размещение ее в системе ценностей данной культуры и общества. Причем, как отмечает П.В. Копнин, «…это единство означает не следование одно за другим, а непременное участие того и другого в нашем познании».

После выработки определенного отношения общества к ценности наступает заключительный этап ее формирования - инклюзия. Ценность начинает влиять на мировоззренческие и деятельные установки общества и отдельных его индивидов. А средства массовой информации на данном этапе ощущают влияние общественного мнения на свою деятельность, т.е. происходит процесс «замыкания круга» ценностной ориентации общества, после чего начинается трансляция данной ценности либо внутри данного социума, либо последующим поколениям.

При изучении культуронаследовательной функции СМИ можно выделить два аспекта трансляции ценностей: исторический (передача ценностей от поколения к поколению) и актуальный (процесс передачи культурной и социальной информации внутри данного социума). Далее необходимо размежевать их цели. Ретрансляция культуры от поколения к поколению служит для умножения культурного фонда человечества и включение ценностей прошлого в обращение современного общества. А трансляция внутри данного общества - для творческого производства новых культурных ценностей и передачи их широкой аудитории.

Формальное различие и разведение этих составляющих одного процесса культуронаследования отнюдь не означает, что в реальной практике они не связаны диалектическим взаимодействием. Совокупность всех перечисленных методов трансляции образует единую культурно-коммуникативную систему, которая влияет на ценностную ориентацию общества при помощи различных типов культурных сообщений: печатных, телевизионных, радиотрансляционных, включающих ценности разнообразных порядков - экономические, социальные, моральные, эстетические и т.д., и разнообразных культурных жанров - публицистики, беллетристики, фотографии, музыки, изобразительного искусства, кино, театра.

Исследуя функции и методы образования ценностей и трансляции их через СМИ, нельзя не учитывать характер общения их с аудиторией читателей, слушателей, зрителей. Для любой формы СМИ реципиенты являются анонимными, безличными, опосредованными в общении и потому статистически усредненными индивидами, которые не являются конечным адресатом ценностной информации, ибо она предназначена им в равной степени настолько, насколько они сами являются участниками агрегатного объединения, именуемого читателем, зрителем, слушателем. Поэтому на стадии приема реципиентом ценностной информации необходимо учитывать этот фактор и предвидеть возможные моменты неопределенности и непредсказуемости реакции на ту или иную ценностную установку.

Исследование адресата СМИ надо проводить с учетом его отрыва от коммуникатора, особенно, если это касается телевизионных и радиопрограмм. Ведь лицо, непосредственно обращающееся с экрана телевизора или по радио, не всегда является автором сообщения и, как правило, не является творцом транслируемых ценностей. Однако, наиболее важным и существенным в процессе распространения культурной информации и утверждения ценностей является не столько сама структура коммуникатора, сколько направленность ее деятельности, цели, стремления к определенным идеям.

В достижении же высокой эффективности внедрения новой системы ценностей в общественное сознание огромное значение имеет фактор социального единства реципиента и политического, культурного, общественного опыта и уровня коммуникатора. Интеграционный социальный опыт и привлекает индивидов к потокам средств массовой информации, а следовательно, и приобщает к определенным, пропагандируемым ими ценностям. Не следует забывать при анализе ценностной ориентации и о соотношении практики общественного бытия и содержания ценностной информации, которую получают реципиенты в процессе направленного влияния СМИ. В случае целенаправленной организации культуронаследования, подбора определенных ценностных ориентиров можно добиться положительных результатов в процессе инклюзии.

Роль средств массовой информации в формировании ценностной ориентации общества и личности определяется тремя взаимосвязанными компонентами. Аккумулятивная способность СМИ впитывать в себя лучшие и высшие достижения мировой культуры делает их жизнестойкими и жизнеутверждающими. Поэтому в вопросе приобщения масс к вершинам культуры, а вместе с этим и основополагающим ценностям культуры, ничто с ними не может соперничать.

Но трансляция социальных ценностей миллионным аудиториям - только одна из форм влияния на социум и на культуру. Второй формой после репродуктивных компонентов являются творческие аспекты СМИ. И третьим, наверное, самым фундаментальным моментом, который определяет влияние СМИ на формирование ценностной ориентации общества и личности, выступает то, что благодаря своей технической природе средства массовой информации не только обеспечивают возможность массового охвата больших аудиторий, документальной фиксации ценностей и демонстрации их влияния, но и привносят в общество целый ряд новых эстетических качеств, которые влияют на формирование ценностей.

Осмысление взаимоотношения и взаимозависимости средств массовой информации с другими культуронаследовательными и аксиологическими методами и способами общества не является только теоретической проблемой. Пребывая на стыке многих отраслей знаний, теория средств массовой информации способна выдвинуть ряд положений, важных для различных наук, и в первую очередь для философии, в частности аксиологии. Ее развитие сегодня немыслимо без знания о путях и способах формирования с помощью СМИ ценностей, о процессах их инклюзии, трансляции как в актуальном, так и в историческом аспектах.

1.4Влияние СМИ на состояние духовно-нравственных и ценностных ориентаций подростков

Кризис рационализма, начавшийся в конце XIX века и усилившийся в XX веке, своим следствие имел обесценивание традиционных человеческих ценностей, убеждений, принципов, идеалов. Все активнее стала утверждать себя единственная сомнительная ценность - богатство, нажива. Если прежние ценности сплачивала людей, то это, напротив, разобщала, усиливала отчуждения между ними, духовно опустошало. Все становилось товаром, не исключая самого человека, а отношения между людьми все более и более сводились к товарно-денежным. Все средства, обеспечивающие успех в достижении цели наживы, стали считаться достойными, и поэтому границы между добром и злом, истиной и ложью, прекрасным и безобразным становились все более условными. Сформировалось уникальное, не имеющее аналогов в прошлом, массовое общество, или общество массового потребления. Оно и послужило социальной базой массовой культуры. Поскольку массовое общество втягивает в свою орбиту все большее количество населения, сфера влияния массовой культуры угрожающими темпами расширяется, и создается угроза окончательного вытеснения ею высокой культуры [17, с. 322].

Массовая культура в угоду «человеку массы» стремится оградить его от реальной жизни. Она несет в себе массовый обман, пробуждая у людей успокоительное ощущение, будто мир устроен так, как им внушают. Будучи порожденной бездуховностью массового общества, массовая культура, в свою очередь, превратилась в способ организации массового сознания и, следовательно, способ воспроизводства «человека массы». Она успешно устанавливает всеобъемлющий контроль над умами и поведением людей, их образом жизни, и в этом ярко выражается ее антигуманная сущность.

Массовая культура - это рыночная культура, ее продукция - товар, как и всякий другой. Качество этой продукции определяется прибылью, и ничем другим. Те, кто вкладывают капиталы в массовую культуру, кровно заинтересованы в том, чтобы потребитель оставался потребителем, иначе мощная индустрия развлечения потерпит крах [22, с. 38].

Обеспечивать социализацию и витальность человека в постоянно меняющихся условиях жизни, в этой ненадежной среде помогают массовой культуре средства массовой информации. С их помощью она проникает во все уголки, вырабатывает формы и вкусы, распространяет свое влияние на все слои общества. Наиболее восприимчивыми оказываются подростки [9, с. 119].

Средства массовой информации в современном мире оказываются главными каналами информирования, формирования и выражения общественного мнения. Процесс распространения информации неизбежно включает в себя и процесс распространения идей, сопряженных с определенными ценностными ориентациями, стимулирующих принятие и усвоение определенных моделей и образцов поведения. Средства массовой информации как особый вид массовых коммуникаций, оказывают влияние на процесс социализации личности.

Современные средства массовой информации характеризуются некоторыми специфическими признаками: доступностью, многообразием каналов, использованием разнообразных технических средств, высокой степенью частоты и регулярности передачи информации, универсальностью, засильем рекламы [16, с. 15].

Доступность - главный отличительный признак электронных СМИ. В частности, телевидение и радио сегодня являются самыми распространенными каналами массово-информационного воздействия. Они способны охватить широкие слои населения, многие из которых остаются вне влияния других СМИ. Сегодня существует большое количество разнообразных видов СМИ, из которых можно выбрать любой: музыкальные, спортивные, каналы новостей на телевидении, различные музыкальные каналы на радио, разнообразную печатную продукцию. Благодаря Интернету и спутниковому телевидению, можно принимать не 3-6 каналов, как раньше, а несколько десятков (и даже сотен), в том числе из самых разных стран. На всех ведущих теле- и радиоканалах (ОНТ, ЛАД, СТВ, Сталiца и др.) новостные передачи выходят каждый час, или каждые два-три часа, существуют «специальные выпуски» новостей. Можно говорить не только о многообразии информации и различных способах ее подачи средствами массовой информации, но и об одновременном охвате больших групп людей.

Универсальность телевидения связана с такими его характеристиками как зрелищность, экранность (телевизионные образы легко воспринимаются большинством зрителей), прямой эфир. Радио - самое оперативное СМИ и одно из самых «удобных в использовании». Оно является, как и телевидение, доступным (с точки зрения финансовых затрат и возможности доставки информации), но отсутствие видеоряда способствует быстрому отвлечению внимания. Периодическая печать по оперативности сегодня уступает электронным СМИ, но сохраняет главные свои преимущества: комментарии событий и аналитическое рассмотрение проблем.

Г. Мендельсон считает, что Интернет - это идеальный инструмент для запуска в массовое сознание необходимых сюжетов [27, с. 72]. Кроме того, традиционные средства массовой информации несут ответственность за распространяемые ими сведения. Слухи же, передающиеся через Интернет, - анонимы. Но затем газеты, телевидение получают возможность ссылаться на Интернет. То есть происходит самое настоящее отмывание так называемой «черной» информации.

Могучим рычагом массовой культуры, обеспечивающим ее контроль над массовым сознанием, является реклама. Назойливые рекламные вставки в кино-, телефильмы, другие передачи еще и еще раз напоминают зрителю, сто товар - высшая ценность и даже смысл жизни. Реклама призывает человека направить свою энергию в быт, потребление, где он только и может само - реализоваться [22, с. 38].

Для современных СМИ реклама - один из основных источников дохода. Однако данное обстоятельство имеет существенный отрицательный момент - чрезмерное использование рекламы приводит к деформации системы ценностных ориентаций человека, подменяя стимулы духовного развития потребительски ориентированными стимулами. На современном этапе засилье рекламы приобрело весьма значительные масштабы, что наглядно свидетельствует о мощном воздействии, оказываемой рекламой на формирование духовного мира и ценностных ориентиров подростков.

Для массовой культуры характерен космополитизм, то есть эта культура рассчитана на любые вкусы. Главная ее задача - отвлечь индивида от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха. Сила ее влияния в том, что она неразрывно связана с потреблением в самом широком смысле слова и является частью самого образа жизни. «Кумиры и идолы», изготовленные «фабрикой грез», занимает ведущее место в интересах подростков.

Манипуляция сознанием, которое совершает массовая культура с помощью средств информации, создает иллюзию выбора. Ее доступность и всеобщность избавляет молодого человека от необходимости работать над собой. Эта доступность не исключает разнообразия в структурированности массовой культуры, разнообразии жанров: детектив, фантастика, мистика, мелодрама, книги об НЛО, джаз и рок, восточные системы психотренинга.

Для массовой культуры характерна сиюминутность, то есть ее потребление не представляет трудности. Все это делает ее привлекательной для молодежи [9, с. 119].

2. Формирование ценностных ориентаций подростков средствами социально-педагогической деятельности

.1 Социально-педагогическая диагностика влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков

Целью проведенного исследования было выявление особенностей влияния СМИ на формирование ценностных ориентаций подростков. Была выдвинута следующая гипотеза: современные средства массовой информации являются одним из преобладающих факторов формирования ценностных ориентаций подростков.

Исследование было проведено в середине учебного года на базе «Общеобразовательной средней школы №8» города Борисова. В нем приняли участие учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов. Выборка испытуемых включала 27 человек. Из них: 13 мальчиков и 14 девочек.

Были использованы следующие методы:

)анкетирование;

)беседа;

)качественный и количественный анализ полученных данных.

На первом этапе исследования было проведено анкетирование (Приложение 1), посвященное выявлению характера влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков. Обработка результатов осуществлялась следующим образом: мы произвели подсчет ответов учащихся по каждому вопросу и получили следующие результаты. Выяснилось, что 92,5% подростков в качестве основных источников информации используют телевидение, Интернет и печатные издания, причем 37% опрошенных безоговорочно доверяют полученной информации и используют эти знания в повседневной жизни. 59,3% подростков используют эту информацию в зависимости от ситуации.

Также немаловажно, что 100% опрошенных учащихся признают тот факт, что телевидение часто в открытую пропагандирует вредные привычки. Причем 37% считают это нормой.

На вопрос «Если бы вам предложили поучаствовать в ТВ-шоу и высказать свою точку зрения, которая противоречит вашей, согласились ли бы вы?» 55,6% опрошенных подростков ответили «Да, конечно! Так все делают!»

Более того подавляющее большинству опрошенных 88,9% считают, что молодежные фильмы, печатные издания для подростков, Интернет помогают лучше сориентироваться в быстроменяющемся мире, в том числе в вопросе раннего вступления в сексуальные отношения 63%.

85,2% опрошенных подростков находят только положительное в том, что средства массовой информации диктуют моду, а также стиль и образ жизни. И только 14,8% подростков считают такое положение дел недопустимым (Приложение 2).

На втором этапе исследования была проведена беседа с подростками, с целью выяснения их отношения к средствам массовой информации. В задачи наблюдения входило:

)определение предпочтений подростков в выборе средств массовой информации;

)определения отношения подростков к появлениям негативного влияния средств массовой информации на подрастающее поколение;

)определение уровня внушаемости подростков.

52% подростков на вопрос о том, какой цели должны быть подчинены современные средства массовой информации, ответили, что это должно быть развлечение. И только 28% отдают ведущую роль получению информации (Приложение 3).

В ходе беседы было изучено мнение подростков относительно того, какие из сцен современной кино-видеопродукции оказывают отрицательное воздействие на подрастающее поколение (Приложение 4). Как видно из таблицы, подавляющее большинство опрошенных подростков считает, что на подрастающем поколении негативно сказываются сцены, содержащие сексуальное насилие и жестокость, а также насилие, совершаемое несовершеннолетними.

При выявлении отношения к запрету отдельных видов кино-видеопродукции мнения респондентов разделились следующим образом: 59% подростков высказались за разрешение демонстрации, но с существующим возрастным ограничением. 41% - за запрещение для всех категорий населения, обосновав это тем, что данная продукция оказывает негативное влияние как ни них самих, так и на их окружение. Весьма показательным является и тот факт, что 52% респондентов считают необходимым проводить разъяснительную работу с родителями учащихся.

На вопрос «Как вы относитесь к тому, что современные средства массовой информации предлагают молодежи списывание «идеальных» образов?» 72% респондентов ответили, что они признают данный факт и не видят в этом ничего плохого. Еще 28% опрошенных считают, что это очень плохо, так как подрастающее поколение начинает еще с детских лет копировать манеры любимых героев, забывая при этом свою индивидуальность.

Таким образом, можно сказать, что участники исследования не только признают проявления негативного влияния средств массовой информации, таких как телевидение, Интернет, печатные издания, на подрастающее поколение, но и в некоторой степени поддаются ему, порой даже не осознавая последствий. Причем главным видом СМИ, оказывающим воздействие на подростков, выступает телевидение.

2.2 Деятельность педагога социального по разработке воспитательной программы в целях устранения негативного влияния средств массовой информации на подростков

На основании теоретического анализа и проведенного исследования по проблеме влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков можно сделать вывод о необходимости разработки воспитательной программы, которая включает следующие направления:

.Учебная деятельность. Воспитательные программы должны быть максимально интегрированы в содержание таких учебных предметов, как белорусский язык и литература, русский язык и литература, обществоведение, с целью привития моральных норм и ценностей.

.Школьная внеучебная деятельность. Моральные ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий, таких как праздники, выставки; в деятельности кружков и секций. Также существует необходимость проведения различных викторин, дискуссий, выставок, круглых столов, основной целью которых будет «разоблачение» негативного влияния средств массовой информации.

.Внешкольная деятельность. Внешкольные события: экскурсии, посещение выставок, значимых культурных мероприятий, сборы помощи, шефская помощь ветеранам войны - позволят подростку получить опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание определенных нравственных ценностей в социально значимую деятельность.

.Семейное воспитание. Организацию целостного воспитательного пространства «школа - подросток - семья» можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления всего общества. Задача семьи состоит в актуализации своего социального опыта, истории жизни и позиции по различным вопросам духовности, нравственности, человеческих отношений, с целью привития моральных ценностей своим детям и устранения негативного влияния современных средств массовой информации.

.Нравственное просвещение. Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без целенаправленного нравственного воспитания, которое должна давать школа. Непрерывное и систематическое сообщение базовых нравственных знаний возможно посредством отдельных самостоятельных факультативных спецкурсов основ морали с учетом возрастных особенностей детей.

.Половое просвещение. Приоритет в вопросах полового просвещения по-прежнему сохраняют за собой средства массовой информации, которые навязчиво предлагают свои «престижные» модели поведения. Поэтому задача школы состоит в необходимости организации грамотного полового воспитания, организуемого в рамках встреч с медицинскими работниками, посещения различных медицинских учреждений, просмотра кинофильмов, проведения дискуссий.

Заключение

Таким образом, теоретический анализ проблемы влияния средств массовой информации на формирование ценностных ориентаций подростков показал, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, выступающий как связующее звено между объективной социокультурной средой и индивидуальным сознанием человека. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, и в частности подростка, так как она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными принятыми личностью ценностями и нормами общества. Это своеобразные ориентиры, с которыми человек согласует свои действия.

Причем подростковый возраст является решающим в плане формирования ценностной системы личности, так как именно в этом возрасте складывается мировоззрение человека, создающее возможность формирование внутренней, автономной системы ценностей.

Средства массовой информации в современном мире являются главными каналами информирования, формирования и выражения общественного мнения. Процесс распространения информации неизбежно включает в себя и процесс распространения идей, сопряженных с определенными ценностными ориентациями, стимулирующими принятие и усвоение определенных моделей и образцов поведения. Таким образом, с развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать все более ощутимое влияние на различные сферы жизни социума.

Проведенное эмпирическое исследование на базе «Общеобразовательной средней школы №8» г. Борисова позволило выявить, что подавляющее большинство подростков (92,5%) в качестве основных источников информации используют телевидение, Интернет и печатные издания, причем 37% опрошенных безоговорочно доверяют полученной информации и используют ее в повседневной жизни. Также немаловажно, что 100% опрошенных учащихся признают тот факт, что средства массовой информации зачастую пропагандируют вредные привычки, причем 37% считают это нормой.

Таким образом, можно сказать, что участники исследования не только признают факт проявления негативного влияния средств массовой информации, таких как телевидение, Интернет, печатные издания, но и в некоторой степени поддаются ему, зачастую даже не осознавая последствий.

На основании полученных результатов были разработаны рекомендации для социальных педагогов, суть которых заключается в необходимости разработки воспитательной программы в целях устранения негативных влияний средств массовой информации на подростков. Данная программа включает в себя следующие направления:

учебная деятельность;

школьная внеучебная деятельность;

внешкольная деятельность;

семейное воспитание;

нравственное просвещение;

половое просвещение и воспитание.

Список использованных источников

1.Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева // Психол. Журн. - 1994. - Т. 5. - №5. - С. 63-70.

2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1998. - 464 с.

.Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 200 с.

.Василюк, Ф.Е. Психотехника выбора / Ф.Е. Василюк // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии; под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С. 284-314.

.Залесский, Г.Е. Психология Мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. - М., 1994. - 142 с.

.Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов. - М.: Политиздат, 1996. - 222 с.

.Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.

.Королюн, О.П. Молодежь и массовая культура / О.П. Королюн, С.Е. Макарова // Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI в.; под ред. Е.М. Бабосова. - Могилев, 1998. - 239 с.

.Крайг, Г. Психология развития: Пер. с англ. / Г. Крайг. - СПБ.: Питер, 2000. - 992 с.

.Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - Л.: Медицина, 1993. - 120 с.

.Массен, П. Развитие личности в среднем возрасте: Пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конгер. - М.: Прогресс, 1997. - 272 с.

.Мухина, В.С. Детская Психология / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1995. - 272 с.

.Надирашвили, Ш.А. Установка и деятельность / Ш.А. Надирашвили. - Тбилиси, 1997. - 361 с.

.Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. - М., 1998. - 199 с.

.Петченко, Т.С. Роль средства массовой информации в формировании ценностных ориентаций современной российской молодежи: автореф. дис….кан. пед. наук: 13.00.01 / Т.С. Петченко; Ставр. гос. ун-т. - Ставрополь, 2007. - 21 с.

.Почепцов, Г. Коммуникативные технологии XXвека / Г. Почепцов. - М.: Ваклер, 2000. - 348 с.

.Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. - М.: Политиздат, 1991. - 414 с.

.Тихомандрицкая, О.А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы / О.А. Тихомандрицкая, Е.М. Дубовская // Мир психологии. - 1999. - №3. - С. 80-90.

.Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже: Пер. с англ. / Дж. Флейвелл. - М.: Просвещение, 1997. - 623 с.

.Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпакс, 1995. - 287 с.

.Чекалина, Р.О. Массовая культура и проблемы духовного здоровья молодежи / Р.О. Чекалина // Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI в.; под ред. Е.М. Бабосова. - Могилев, 1998. - 239 с.

.Шерковин, Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы / Ю.А. Шерковин // Психол. журн. - 1992. Т. 3. - №5. - С. 135-145.

.Мельник, Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПБ.; 1996. -196 с.

.Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество. - М.: Аванти плюс. 2004. - 428 с.

.Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации. - М.: Аспект Пресс. 2002. - 238 с.

.Шкондин, М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М., 1995.

Похожие работы на - Влияние СМИ на формирование ценностных ориентаций личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!