Страховой рынок Украины

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,71 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Страховой рынок Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра « Учет, финансы и аудит »








Расчетно - графическое задание

по дисциплине: «Страхование»

Выполнила:

студентка ФЕУ

курса 2 группы

Цыбульская А.Н.

Проверила:

Вардиашвили Натэлла Элгуджевна







г. Одесса - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Страховой рынок Украины. Проблемы его функционирования и развитие

.2 Страховой продукт. Проведение работ по реализации страхового продукта

.3 Доходы, расходы и финансовый результат деятельности страховщика

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Определения страхового возмещения по схеме

.2 Расчет нетто-ставки с учетом рисковой надбавки, используя методику теории вероятности

.3 Расчет брутто-ставки по страхованию имущества

ВЫВОД

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

страховой ставка рисковый надбавка

Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

Страхование в нашей стране стало механизмом, обеспечивающим безопасность общества в условиях становления рыночных отношений. Страховой институт обеспечивает безопасность, стабильность, социальные гарантии в обществе посредством механизма финансовой защиты.

Данная тема достаточно актуальна в современных условиях, т.к. многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику.

В страховании реализуются определенные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обращения, обмена и потребления, материальных благ. Оно предоставляет всем хозяйствующим субъектам и членам общества гарантии в возмещении ущерба.

Страхование превратилось во всеобщее универсальное средство по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых и уплачиваемых ими страховых взносов (премий, платежей).

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Страховой рынок Украины. Проблемы его функционирования и развитие

Страховой рынок - часть рынка, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на него.

Главной функцией страхового рынка является аккумулирование и распределение страхового фонда с целью страховой защиты общества.

Объективная необходимость возникновения и развития страхового рынка предопределяется наличием общественной потребности в страховых услугах и наличием страховщика, способного их удовлетворить.

В зависимости от критерия, положенного в основу классификации страхового рынка, различают институциональную, территориальную, отраслевую и организационную структуру.

Институциональная структура основывается на разграничении частной, публичной или комбинированной форм собственности, на которой создается страховая организация. Она может быть представлена ​​акционерными, корпоративными, взаимными, государственными страховыми компаниями. Закон Украины "О хозяйственных обществах" регламентирует конкретное использование различных организационно-правовых форм хозяйственных объединений.

В территориальном аспекте выделяют местный (региональный), национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки. Местный (региональный) рынок удовлетворяет страховые интересы региона; национальный - интересы, которые переросли границы региона и расширились до уровня нации (государства), мировой - удовлетворяет спрос на страховые услуги в масштабе мирового хозяйства.

В Украине временами создания страхового рынка считают начало 90-х годов XX ст. Именно тогда возникли первые частные страховые компании, которые положили конец тотальной монополии Госстраха. Среди них: "Омета Инстер", "Риск", "Скайд", "Саламандра", "Скайд-Вест", "АСКО-Прометей" - филиал Российской акционерной компании, "Росток", "Славия" и т. д. На страховой рынок Украины начинают приходить ведущие и довольно известные иностранные страховые компании, действующие преимущественно через совместную страховую деятельность. Так появился альянс "Омета Инстер" - "Ллойд" (Англия), украинская-израильское общество "Страховая компания" Система резервных фондов ", прямое представительство открыла австрийская фирма" Safe invest ".

Закон Украины "О страховании" (1996 г.) защищает отечественного страховщика, ограничивая долю иностранных юридических лиц и граждан в уставном фонде страховых общих компаний 49% и поднимая планку уставного фонда для совместного предприятия до 500 тысяч ЭКЮ.

Фактически на рынке Украины действуют два вида страховых компаний:

а) кэптивные - созданные министерствами, ведомствамы, мощными финансово-промышленными союзами для обслуживания рисков своих предприятий;

б) созданы на частном капитале, функционирующих на конкурентной основе.

По масштабам своей работы, объемом ответственности негосударственные страховые компании несоизмеримы с организациями бывшего Госстраха, экономическая база которых формировалась в течение 70 лет, благодаря чему их представительства были созданы практически во всех населенных пунктах Украины.

С целью формирования конкурентной среды на страховом рынке и приведение организационной формы государственной и коммерческой страховой деятельности в соответствии с страхового законодательства Украины создан Национальный страховую компанию открытого типа "Оранта", главным учредителем которой со стороны государства выступил Фонд государственного имущества.

В Украине Комитетом по страховому надзору было зарегистрировано около 800 страховщиков, но за период с 1994 по 1996 г. отозваны лицензии у 280 из них. Грубые нарушения страхового законодательства выявлены в компаниях: "Укар" (Харьков), "Альбе-на" (Львов), "аспекты" (Чернигов), "Херсон-Аско" (Херсон), "Укрин и К °" (Киев).

Главная причина - неспособность значительной части страховщиков выполнять взятые на себя обязательства перед страхователем. Важным шагом для освобождения страхового рынка от фирм, которые дискредитируют страховую деятельность, стало поднятие суммы уставного фонда до уровня 100 тыс. ЭКЮ и обязательство внести 60% его деньгами. Такие условия далеко не всем страховщикам были под силу. В связи с этим возникает проблема защиты интересов страхователей, которые доверили защиту своих интересов страховым компаниям, которым государство предоставило право осуществлять эту защиту, а потом справедливо лишил их этого права. Механизм защиты интересов страхователей, ответственность за который (защита) возложена на Комитет по делам надзора за страховой деятельностью, может включать:

·              создание обществ взаимного страхования;

·              принудительное присоединение страховых компаний с тяжелым финансовым состоянием в устойчивых конкурентоспособных компаний с предвидением ответственности по их обязательствам;

·              поручительство государства (с отработкой определенных механизмов) и другие.

В связи с необходимостью соблюдения требований Закона Украины "О страховании" (1996 г.) на конец 1997 г. на страховом рынке нашей страны остались 240 страховых компаний.

В последние годы происходит динамичное развитие отечественного страхового рынка. Совершенствуется нормативно-правовая база этой отрасли, что находит свое отражение во введении в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украины" О страховании "от 4 октября 2002

К важнейшим изменениям, внесенным в Закон Украины "О страховании", принадлежит требование о том, чтобы страховщики, которые были зарегистрированы до 7 ноября 2001 p., Формировали свои уставные фонды в таком порядке:

·              страховщики, которые занимаются видами страхования другими, чем страхование жизни, в течение двух лет со дня вступления настоящего Закона должны формировать уставный фонд в сумме 500 тыс. евро, а в течение трех лет - 1 млн. евро;

·              страховщики, занимающиеся страхованием жизни, соответственно 750 тыс. евро в течение двух лет со дня вступления в силу этим Законом и 1,5 млн. евро - в течение трех лет.

Для вновь страховщиков, которые занимаются видами страхования другими, чем страхование жизни, минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной 1 млн. евро. Для страховщиков, занимающихся страхованием жизни - 1,5 млн. евро по валютному обменному курсу валюты Украины.

Закон Украины "О внесении изменений в Закон Украины" О страховании "предусматривает:

·              отмена ограничений на долю иностранных инвесторов в уставных капиталах украинских страховщиков;

·              необходимость осуществления взносов в уставный фонд исключительно в денежной форме;

·              детальное регламентирование формирования страховых резервов;

·              установление конкретных нормативов оценки платежеспособности страховщиков;

·              расширение ассортимента страховых услуг по обязательному страхованию и т.п..

Современное состояние страхового рынка характеризуется ростом численности страхователей значительной мере за счет юридических лиц. Объясняется такая ситуация довольно низким уровнем доходов населения Украины. Примерно 3% граждан Украины являются достаточно платежеспособными, чтобы пользоваться страховыми услугами.

Страховой рынок Украины предлагает все более широкий ассортимент страховых услуг, о чем свидетельствует, в частности, значительно более широкий перечень форм страховой защиты как обязательного, так и добровольного страхования.

Страховой рынок Украины имеет еще неиспользованные резервы. В государстве застраховано только около 10 процентов рисков, тогда как в большинстве развитых стран этот показатель достигает 90 - 95 процентов. Доля украинского страхового рынка в общеевропейском объеме страховых услуг составляет лишь 0,05 процента, и это при том, что Украина составляет 7 процентов населения Европы.

Существующая структура страхового рынка Украины не способствует укреплению социального защиты граждан и обеспечению внутренних инвестиций. Украинские страховщики передают иностранным страховщикам (перестраховщикам) до 90 процентов страховой премии при страховании авиационных и морских рисков, рисков здоровья людей, уезжающих за границу, до 60 процентов - за "автокаско", до 50 процентов - при страховании крупных имущественных рисков.

Страховая отрасль обеспечивает перераспределение всего 0,9 процента валового внутреннего продукта (этот показатель в развитых странах составляет 8 - 12 процентов), что свидетельствует о потенциальных возможностях дальнейшего развития и о том, что страховой рынок не аккумулирует значительного объема инвестиционных ресурсов и не оказывает существенного влияния на процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Развитие страхового рынка Украины требует решения проблем страхования жизни, пенсионного страхования и страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страхование жизни, как надежный источник инвестиционных ресурсов, составляет на рынке страховых услуг наименьшую долю (0,66 процента), тогда как в странах с развитой экономикой этот показатель равен 30 - 40 процентов. Нормативно-правовая база (с точки зрения сроков и форм страхования) не способствует развитию этого вида страхования. Ежегодно удельный доля платежей по страхованию жизни в общей структуре платежей уменьшается в 2 раза. Только 12 страховщиков Украины имеют лицензию на проведение операций по страхованию жизни, а реально этим вопросом занимаются только 6 страховщиков. Вследствие нелегальной деятельности иностранных страховщиков по страхованию жизни Украины по оценкам экспертов теряет ежегодно 80 - 100 млн. долларов США.

Слабое развитие и несовершенство таких социально важных видов страхования, как пенсионное и медицинское страхование, сдерживает развитие страхового рынка.

Наибольшим спросом на рынке Украины пользуются услуги по добровольному страхованию имущества. Его доля в общем объеме страховых услуг составляет 71%. Но, как свидетельствуют эксперты, застрахованными в Украине всего около 10% рисков, тогда как в большинстве развитых стран мира их доля составляет 90-95%.

Уязвимую позицию на страховом рынке нашей страны среди страховых услуг занимает страхование жизни. Его доля в общей структуре страховых услуг постоянно уменьшается. В развитых странах на страхование жизни приходится 25 - 60% от общего объема страховых премий. В Украине эта доля составляла в 1993 г. - 44,4%, в 1994 г. - 42,5%, в 1995 г. - 24,9%, в 1997 г. - 4,8%, а в 2001 г. - 0,4%.

Это тревожная тенденция развития страхового рынка Украины. Она свидетельствует о низкой платежеспособности населения, о том, что и сегодня подавляющее большинство граждан Украины обеспокоены проблемами выживания, а не заботой о будущем. Теряя страхователей по этому виду страхования, страна теряет надежный источник долгосрочных инвестиционных ресурсов. Переломить эту тенденцию пока не удается.

Несмотря на номинальный рост объемов страховых услуг, страхование как отрасль экономики обеспечивает перераспределение всего 1,2% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель колеблется в пределах 8-12%.

В Украине проживает около 7% населения Европы, а доля отечественного страхового рынка в общеевропейском объеме страховых услуг составляет всего 0,06%.

Развитие страхового рынка Украины является насущной необходимостью, обусловленной ростом уровня неопределенности и риска экономических, политических, социальных и экологических процессов.

Возможности стремительного развития рынка страховых услуг в Украине ограничены такими факторами:

1.       низкий уровень доходов в обществе;

2.       недоверие к страховщику, которая усиливается низким уровнем платежеспособности страховых компаний;

.        несовершенство не только собственно страхового, но и в целом законодательства;

.        несогласованность страхового законодательства с Гражданским кодексом Украины и т.д.;

.        отсутствие государственных преференций на страховом рынке;

.        недостаточное развитие инструментов фондового рынка для эффективного размещения страховых резервов;

.        отсутствие надежных механизмов развития страхования жизни, медицинского и пенсионного страхования и т.д.;

.        отсутствие независимой системы подготовки высококвалифицированных специалистов по страхованию и т.д..

1.2 Страховой продукт. Проведение работ по реализации страхового продукта

Страховой продукт - это комплекс гражданско-правовых отношений относительно защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством.

Страховой продукт имеет следующие специфические признаки:

единство, противостояние и зависимость интересов договаривающихся сторон " страховщик-страхователь »(например, при страховании жизни - заинтересованность сторон в сохранении на десятки лет платежеспособности страховщика)

фактор вероятности наступления страхового случая; · страхователь до момента покупки страхового продукта точно не знает о его качественные характеристики и может принять непосредственное участие в его организации;

· страховой продукт имеет определенные временные рамки, т.е. страховая защита действует в течение определенного времени;

предварительная неопределенность страхового возмещения - в ​​размере и времени, или вообще по факту наступления;

специфика взаимоотношений сторон - финансовых, правовых, морально-этических, нормой которых является принцип полной добропорядочности, и т.д..

Процесс реализации страхового продукта (дальше - РСП) для более подробного его рассмотрения условно разделим на три этапа, или группы, мероприятий:

) аквизиция;

) сопровождение договора;

)действия при наступлении страхового случая и страховое возмещение.

Аквизиция. Этой группе мероприятий здесь уделено больше внимания, чем остальным, поскольку они меньше освещены в других частях учебника. Рассмотрим главных исполнителей аквизиции.

1. Специалисты, работающие в офисе (или в региональных филиалах и представительствах) страховщика. Потенциальный клиент приходит сам или приглашается на переговоры. Эта форма общения с клиентом не всегда удобна для него, но дает возможность страховщику привлекать к переговорам специалистов из других подразделений, использовать нужные нормативные и рекламные материалы. Вместе с тем руководители страховщика имеют возможность оперативно принимать решения по каждой рассматриваемой дела, корректировать или даже разрабатывать положения страховых договоров. При этом клиент может ознакомиться с уровнем профессиональной подготовки, организации работы и сервиса страховщика. Такая форма общения дает возможность при известных условиях добиться желаемого влияния на клиента.

. Работник предприятия ,который является страховым агентом. Как правило, потенциальный клиент приходит в офис агента для переговоров по вопросам, касающимся непосредственной производственной деятельности агента (транспортные предприятия, туристические фирмы и т.п.). При этом общение с клиентом в интересах страховщика затрагивает не более двух-трех видов страхования, которые хорошо проработаны и особых затруднений не вызывают.

. Страховые агенты и страховые брокеры.

Деятельность страховых агентов и страховых брокеров во многом имеет общие черты, но юридический статус таких лиц разный . Страховой агент является уполномоченным страховщика и действует по агентскому договору на определенной территории. Страховой брокер, напротив, является уполномоченным страхователя или страховой компании, желающий перестраховать риски по взятым на себя обязательствам. Клиент поручает брокеру осуществлять все необходимые действия, связанные с управлением своими договорами страхования (перестрахования) и размещением их в страховой компании на выбор брокера. Независимость брокера от страховщика или перестраховщика (то есть от второй стороны соглашения) - ключевое отличие брокера от агента. Именно независимость брокера является гарантом того, что он, выбирая страховую компанию для своего клиента, руководствуется исключительно интересами последнего.

В странах с высоким уровнем страхования некоторые страховые компании все чаще применяют такую форму аквизиции, как общение с клиентом по телефону, отправка ему полисов почте и безналичное получение платежей. Эта форма аквизиции расширению поля поиска потенциальных клиентов, значительно сокращает время делового общения, позволяет снизить накладные расходы и уровень тарифных ставок. Однако она значительно ограничивает возможности аргументации со стороны страховщика (применение наглядной рекламы, привлечения других специалистов и т.п.) и может быть применена только к отдельным видам страхования с незначительным объемом ответственности, где эффект дает массовость реализации страховых полисов (например, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств) . В отечественных условиях сейчас такая форма общения дает хороший эффект для возобновления действия на новый срок договоров по обязательным видам страхования с клиентами юридическими лицами.

После заранее проведенного маркетингового исследования рынка и рекламной кампании через один из указанных каналов аквизиции выбирают потенциального клиента (конкретный гражданин или представитель юридического лица) и предварительно знакомятся с ним.

Работа начинается с составления заявления клиентом, который может быть в письменной или устной форме и должно содержать существенную информацию об условиях будущего страховой защиты. Кроме того, страховщик может получать данные о свойствах рисков, которые подаются на страхование, используя источники информации собственной базы данных как о клиенте, так и об объекте страхования.

Уже на этом этапе страховщик начинает работу по минимизации риска и размера возможного ущерба от страхового случая. С целью минимизации риска и развития долгосрочных деловых взаимовыгодных отношений с клиентом добытую информацию доводят до сведения, чтобы он мог принять соответствующие решения и принять профилактически-предупредительных мер, устранить или локализовать наиболее вероятные причины возможного страхового случая.

Одновременно принимаются принципиальные решения, которые в международной страховой терминологии называются андеррайтингом - брать вообще объект на страхование, в каких пределах ответственности и при каких конкретных условий договора.

Процесс андеррайтинга состоит из следующих этапов:

• оценка рисков, присущих объекту, который предлагается принять на страхование;

• выработка решения о страховании объекта или отказе в страховании

• определение сроков, условий и размера страхового покрытия;

• расчет размера страховой премии;

• подготовка и представление предложений соответствующим службам страховщика по схеме перестрахования.

Работу эту выполняют специалисты страховщика, осуществляющие аквизиции.

Завершающей стадией данного этапа РСП является заключение договора страхования и получения страховых платежей, после чего начинает действовать страховой защиту.

Сопровождение договора страхования. Заключение и подписание договора страхования представляет собой в определенной степени процедуру.

Этап сопровождения договоров предусматривает принятие не менее важных мероприятий из регулярного контроля за объектом страхования, а именно:

»Выполнение клиентом своих обязательств с соблюдением норм безопасности, своевременного выявления и устранения предпосылок к страховому случаю и т.д. или принятия им других соответствующих решений;

• своевременного выявления возможных тенденций в характере риска (замена перевозчика или маршрута транспортировки застрахованного груза; появление посторонних факторов, в том числе по независящим от страховщика причин и т.п.);

• систематического получения информации - например, о прохождении или причин задержки застрахованного грузоперевозки, при страховании финансовых рисков - относительно действий контрагента страхователя, направленных на принятие предусмотренных бизнес-планом мероприятий по погашению кредита, или надежности залоговых обязательств для консультирования клиента в порядке его сервисного обслуживание и принятия совместных соответствующих решений;

• отслеживание состояния и качества услуг, оказываемых клиенту третьей стороной по поручению страховщика (ассистанс или служба технической помощи на дорогах, медицинские учреждения при медицинском страховании и т.д.). С целью максимального удовлетворения потребностей страхователя и поддержание деловой репутации страховщика.

Изложенный в табл. 5.4 процесс значительно упрощается при использовании автоматизированной системы данных. Однако по разным причинам такие системы в отечественной практике широкое распространение еще не получили. Прежде всего - из-за недостаточного уровня обеспечения информационными технологиями и их значительную стоимость. Однако будущее, конечно, по автоматизированной обработкой.

. Страховой рынок

Вместе с изложенными мерами страховщик должен постоянно заботиться об осуществлении или корректировки мер, внесения изменений в договор страхования, до окончания срока действия или его досрочного прекращения.

В случае отсутствия страхового события в течение срока страхового покрытия страховщик при необходимости в порядке сервиса информирует об этом клиента, приглашая его к дальнейшему сотрудничеству, и вносит соответствующую информацию в банки данных (прежде всего - для финансово-экономических и актуарных подразделений).

Деятельность страховщика в случае наступления любого события, имеющего признаки страхового случая, является объективным показателем его надежности, компетенции и квалификации специалистов, а также наиболее весомым критерием в принятии клиентом решения о страховании и выбора страховщика. Эта стадия РСП, более чем любая другая, требует концентрации усилий специалистов различных подразделений страховщика, прежде согласованности решений и тщательности, когда речь идет о заблаговременной правовой подготовке (разработка правил страхования, определение условий договора и т.д..). Мелочей в этой работе нет, а есть лишь более или менее вероятное развитие событий или отношений с клиентом. Однако поверхностное, неконкретное формулировки прав и обязанностей договаривающихся сторон приводит к двояким толкованиям; в таком случае по незыблемыми принципами страхования вступает в силу презумпция правоты клиента, т.е. клиент прав, пока страховщик не докажет обратное.

Особого внимания требует организация аварийного комиссариата страховщика, в том числе (при необходимости) его представительств в географических регионах страхового покрытия.

Аварийный комиссар - полномочный эксперт страховщика, который проводит расследование обстоятельств происшествия, которая заявлена ​​клиентом как страховой случай, определяя его соответствие условиям страхования, оценивает и согласовывает с клиентом размеры ущерба, принимает меры к его уменьшению, оформляет и подает соответствующее заключение (аварийный сертификат). При необходимости аварийный комиссар может привлекаться к изучению риска на стадии разработки условий договора страхования.

Логическим завершением действий страховщика на этом этапе является подготовка и проведение суброгации - использование своего права на регрессные требования к виновнику страхового события для частичной или полной компенсации уплаченных страховых возмещений. Это положение в отдельных случаях может дать главный толчок к принятию клиентом решения о страховании (например, попытка избежать проблем с судебным иском к виновнику данного события на территории другой страны и т.д.).

С целью рациональной организации труда и проведения данного этапа РСП в отдельных страховых компаниях внедрена специальный порядок урегулирования убытков и прохождения соответствующих документов, которым регламентируются:

• фиксация, анализ и предварительное установление ущерба из полученного сообщения;

• прием заявления и организация расследования, при необходимости -

работы служб аварийного комиссариата;

• в отдельных случаях вынесения данного вопроса на рассмотрение Совета по урегулированию убытков - внештатный орган страховщика в составе специалистов, которые играют роль экспертов или отстаивают в суде интересы страхователя (или клиента перед третьей стороной);

• предварительное уведомление перестраховщиков;

• утверждение выводов - аварийного акта (сертификата) или решения Совета по урегулированию убытков, расчета суммы страхового возмещения;

• расчеты с клиентом и перестраховщиками;

• архивная обработка документов, касающихся рассматриваемого факта.

Особое значение в проведении РСП имеет уровень обслуживания клиентов,

Вообще достичь высокого качества значит сделать процесс страхования легким и понятным для клиента. Здесь должны полностью исключаться некомпетентность и бюрократическая волокита, процедура оформления договора страхования. Каждый вопрос, касающийся темы переговоров с клиентом или его проблемы, должна быть полностью раскрыто и прокомментировано специалистом. Успех в аквизиции зависит от того, как клиента встретят в офисе страховщика, насколько деловой будет атмосфера переговоров, отношение к клиенту и поведение персонала, корректность и вежливость, какой теоретический уровень подготовки, внимательность и чуткость к пожеланиям клиента будет обнаружено страховщиками, компоновку и дизайн документации , качество рекламной продукции. Отдельные страховые компании по этому поводу проводят специальные учения и деловые игры, разрабатывают и внедряют специальные наборы операционных стандартов общения с клиентами, образцов документации, проведение переговоров.

Всегда следует помнить, что уровень обслуживания страховщиком своего клиента на всех стадиях РСП должно быть залогом пролонгации последнее договора страхования (с сохранением условий страхования) или заключения нового договора. Кроме того, клиент может порекомендовать страховщика или страховой продукт своим референтным группам (друзьям, родственникам, сотрудникам и т.д.), что дополнительно расширит клиентуру страховой компании.

1.3Доходы, расходы и финансовый результат деятельности страховщика

Доходы от страховых операций формируются на основе страховых платежей, в том числе по договорам, полученным в перестрахование.

Доходы от инвестирования страховых резервов - это прямое инвестирование (участие страховщика в уставном капитале других юридических лиц), ценные бумаги, недвижимость, депозиты и др. Доходы от инвестиционной деятельности могут быть использованы как на компенсацию убытков от страховых операций, на развитие страхового дела, так и в коммерческих целях или на потребление.

Прочие доходы страховая компания может иметь от оказания различного рода услуг, связанных прежде всего с рискменеджментом, консультациями, обучением кадров и т.д.

Расходы страховщика формируются в процессе распределения страхового фонда. Состав и структуру расходов определяют два взаимосвязанных экономических процесса:

·              погашение обязательств перед страхователями;

·              финансирование деятельности страховой организации.

В связи с этим в страховом деле принята следующая классификация расходов:

·              выплаты страхового возмещения и страховых сумм;

·              отчисления в страховые резервы;

·              страховые премии по рискам, переданным в перестрахование;

·              отчисления в резерв превентивных (предупредительных) мероприятий (как заложено в тарифной ставке);

·              расходы на ведение дел.

В совокупности эти расходы представляют собой полную себестоимость страховой деятельности.

Путем сопоставления доходов и расходов определяется финансовый результат страховых операций. Финансовый результат - это стоимостная оценка итогов хозяйственной деятельности страховой организации. Он определяется по страховым операциям в целом и по каждому виду страхования.

Финансовый результат от деятельности страховой компании складывается из трех элементов: от проведения страховых операций, от проведения инвестиционной деятельности и от прочей деятельности.

Конечный финансовый результат деятельности компании - это балансовая прибыль или убыток. Прибыль является одним из важнейших показателей финансового результата деятельности страховой компании. Она служит основным источником увеличения собственного капитала компании, выполнения обязательств перед бюджетом, кредиторами, выплаты дивидендов инвесторам.

Убыток от страховой деятельности еще не является показателем неудовлетворительной работы компании. Некоторые страховые компании снижают страховые тарифы в целях привлечения клиентов. Общие финансовые результаты зависят от доходности финансовых вложений, поэтому необходимо сопоставлять финансовые результаты по всем составляющим.

При подведении итогов хозяйственной деятельности страхового органа финансовый результат определяется за один год, при оценке эквивалентности отношений страховщика и страхователей - за тот период, который был принят за основу при расчете тарифа.

В связи с необходимостью временной раскладки ущерба реальный финансовый результат деятельности страховой компании может быть определен только за тарифный период (временной период, который основан для расчета тарифа (5 лет)).

Однако потребности финансово-хозяйственной деятельности заставляют страховщика определять финансовый результат ежегодно. Такой результат исчисляется исключительно для целей налогообложения и использоваться для общей оценки деятельности не должен.

РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Определения страхового возмещения

Задача1. На основании данных определим страховое возмещение по следующих системах:

)        по системе пропорциональной ответственности;

)        по системе «первого риска»;

)        вычислить размер выплат страховиком при условной и безусловной франшизе.

Таблица2.1

Страховая сумма, грн.

Стоимость объекта грн.

Сумма убытков, грн.

Франшиза, %




Условная

Безусловная

23800

34300

24500

25

25


)        Страхование по системе пропорциональной ответственности предусматривает выплату страхового возмещения, которое рассчитывается по формуле:

, (2.1)

где Q - страховое возмещение;

S - страховая сумма по соглашению(договору);

W - стоимостная оценка объекта страхования;

T - фактическая сумма убытков.

Q= =13357,1.

2)      По данной системе оплата убытков произойдет в размере 23800 грн.(1-й риск), остальная часть убытков 700 грн. (2-й риск) выплачена не будет.

)        Условная франшиза составляет 25% от страховой суммы и равна 6602,75 грн. Так как сумма убытков составляет 19250 грн. и не превышает франшизу, страховщик обязывается покрыть убытки полностью.

При безусловной франшизе возмещение равно разности между убытками и безусловной франшизой. Безусловная франшиза составляет 27,5% от страховой суммы и равна 6602,75 грн. В данном случае страховщик обязуется выплатить сумму в размере 12647,25 грн.

2.2 Расчет нетто-ставки с учетом рисковой надбавки, используя методику теории вероятности

Рассчитать нетто-ставку по страхованию имущества. Используем данные Таблицы 2.2.1

Таблица2.2.1

Застраховано объектов, грн.

Страховая сумма, тыс.грн.

Количество страховых случаев

Выплата страхового возмещение от страховой суммы




50%

45%

30%

15%

2268

19460

56

8,4

12,6

8,4

26,6


Мы изобразили на рис.2.2.1 динамику страхового возмещения в зависимости от страховой суммы.

ДИНАМИКА СТРАХОВЫХ СОБЫТИЙ


Нетто-ставка определяется по формуле:

Тн= Р*К*100% (2.2.1)

где Тн - тарифная нетто-ставка в грн.;

Р - вероятность страхового события;

К - коэффициент отношения средней выплаты к средней страховой сумме на один договор.

Вероятность страхового события находится по формуле:

Р= Кв/Кд (2.2.2)

где Кв - количество выплат за определенный период;

Кд - количество подписанных за год договоров.

Коэффициент отношения средней выплаты:

К= Св/Сс (2.2.3)

где Св - средняя выплата на один договор;

Сс - средняя страховая сумма на 1 год.

Р=56/2268=0,02;

С1=19460*0,5*8,4=81732;

С2=19460*0,45*12,6=110338,2;

С3=19460*0,3*8,4=49039,2;

С4=19460*0,15*26,6=77645,4;

Св= (81732+110338,2+49039,2+77645,4)/56=5692,05;

К=5692,05/19460=0,29;

Тн=0,02*0,29*100%=0,58-следовательно с каждой страховой суммы надлежит получить 0,58 грн. страховой премии.

Резервный фонд рассчитывается на основе среднеквадратического отклонения по формуле:

δ =  (2.2.4)

где q - число страховых событий каждого месяца;

 - среднее количество страховых событий;

n - тарифный период.

 (2.2.5)

где q - число страховых событий каждого месяца;

n - тарифный период.

Надбавку за риск которую создает резервный фонд образовывает двух кратное среднеквадратическое отклонение по формуле:

 * δ (2.2.6)

Число страховых случаев приведены в таблице 2.2.3

Таблица 2.2.3

Месяц

Q

q-q

(q-q)2

1

26

-2,5

6,25

2

31

2,5

6,25

3

40

11,5

132,25

4

14

-14,5

210,25

5

45

16,5

272,25

6

15

-13,5

182,25




Σ=809,5


q=(26+31+40+14+45+15)/6=28,5

δ =  = 12,72;

2δ=2*12,72=25,44.

В целом взнос на 100 000 грн. будет представлять среднее количество страховых событий плюс надбавка за риск.

 + 2δ =28,5 + 25,44= 53,94.

Следовательно тариф на 100 грн будет равен 0,5394 грн.

2.3 Расчет брутто-ставки по страхованию имущества

На основании исходных данных необходимо рассчитать брутто-ставку, используя методику теории вероятности и общую методику расчета, оценить как изменится брутто ставка если количество застрахованных объектов уменьшится на 280.


Тб=Тн+Нр (2.3)

где Тб - тарифная брутто-ставка в грн.;

Нр - надбавка за риск;

f - удельный вес нагрузки.

Удельный вес нагрузки составляет 5%, тогда

Тб=(0,58+25,44)/100-5=0,27.

Изобразим на рис.2.3 структуру брутто-ставки.

.3 - СТРУКТУРА БРУТТО - СТАВКИ


Если количество объектов уменьшиться на 280, то число застрахованных объектов составит 1988. Тогда вероятность страхового события будет равна:

р =  = 0,03

Тн =0,29 *0,03*100=0,87.

Брутто - ставка по общей теории рассчитывается по формуле:

Тб =  (2.4)

Тб =  = 0,016.

ВЫВОД

В первой задаче нужно было определили страховое возмещение тремя способами:

по системе пропорциональной ответственности. При этом случае страховщик должен возместить 17000 грн.

по системе «первого риска. По данной системе по 1-му риску оплата убытков произойдет в размере 18700 грн., остальная часть убытков 550 грн. (2-й риск) выплачена не будет

вычислить размер выплат страховиком при условной и безусловной франшизе. При условной франшизе, которая составляет 27,5% от страховой суммы и равна 6602,75 грн., страховщик обязывается покрыть убытки полностью.

При безусловной франшизе. которая составляет 27,5% от страховой суммы и равна 6602,75 грн. В данном случае страховщик обязуется выплатить сумму в размере 12647,25 грн.

Во второй задаче мы рассчитывали нетто-ставку и надбавку за риск .

Нетто-ставка составила 0,72грн., следовательно с каждой страховой суммы надлежит получить 0,72 грн. страховой премии.

Резервный фонд рассчитывается на основе среднеквадратического отклонения и равен 4,6. Надбавку за риск которую создает резервный фонд образовывает двух кратное среднеквадратическое отклонение которое равно 9,2.

В третей задаче на основании исходных данных необходимо было рассчитать брутто-ставку, которая составила 0,116.

Далее мы оценили изменение брутто ставки, если количество застрахованных объектов уменьшится на 200 и получили 0,016.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!