Выпуск облигаций резидентами Республики Беларусь как способ привлечения инвестиций

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,18 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выпуск облигаций резидентами Республики Беларусь как способ привлечения инвестиций

ВЫПУСК ОБЛИГАЦИЙ РЕЗИДЕНТАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Согласно действующему законодательству любое юридическое лицо может выпустить ценные бумаги. Законодательством не допускается формальный отказ в выпуске ценных бумаг, например, по причине нецелесообразности. Целесообразность выпуска ценных бумаг - это личное дело эмитента.

Согласно Закону Республики Беларусь от 12.03.1992 N 1512-XII "О ценных бумагах и фондовых биржах" (далее - Закон) эмитентом ценных бумаг является юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг. Решение о выпуске облигаций принимается юридическим лицом в порядке, предусмотренном его уставом или другим документом, регулирующим деятельность данного юридического лица.

Причем если юридическое лицо является акционерным обществом, то на момент принятия такого решения уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, т.е. должны быть оплачены все акции. Однако это условие, скорее, является чисто организационным, поскольку при желании может быть выполнено и досрочно. Гораздо важнее, насколько предприятие вообще имеет шанс стать участником рынка ценных бумаг в силу своего финансового состояния. Впрочем, равнозначно, как и получить кредит, если имеются проблемы с платежеспособностью.

К тому же если в процессе кредитования участвуют только банк и кредитополучатель, то выпуск облигаций - это уже сделки с рядом инвесторов, что гораздо сложнее в плане утверждения своей платежеспособности и конкурентоспособности. В противном случае если не удастся доказать должным образом свое финансовое благополучие, то найти покупателя облигаций будет очень сложно.

Поэтому, с одной стороны, привлечение средств от нескольких инвесторов - это своего рода преимущество облигаций по сравнению с кредитом. С другой стороны, если клиент давно обслуживается в банке и ранее не возникало проблем с погашением кредитов, то банк может пойти на определенные уступки и выдать клиенту кредит даже при некотором ухудшении финансового состояния. Инвестор же тщательно все обдумает, прежде чем станет вкладывать свои деньги путем выкупа облигаций в предприятие с неустойчивым финансовым состоянием. Тем более что платежеспособность эмитента вытекает уже из самого определения термина "облигация", данного в Законе. В частности, облигация является ценной бумагой, подтверждающей обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Не исключено, что эмитент может заинтересовать инвесторов более высоким процентом, если это ему, конечно, будет выгодно экономически. В плане стоимости заимствований следует отметить некоторые определенные преимущества эмитента перед кредитополучателем. В частности, банк может повысить в любой момент процентную ставку по кредиту, процентная ставка по облигациям устанавливается при первичном размещении облигаций и уже не корректируется, если она фиксированная. Причем проценты по кредиту фиксированными почти не бывают, банки никогда на таких условиях не станут работать с клиентом, да и клиент может в любой момент рассчитывать на снижение платы за кредит. А облигации для инвесторов, естественно, более интересны с фиксированной доходностью.

Правда, согласно законодательству возможен выпуск облигаций и с переменным доходом, однако неизвестно, насколько такие облигации станут востребованными в связи с нестабильностью дохода. В связи с этим доходность - одно из основных условий, которое накануне принятия решения о выпуске облигаций юридическим лицом должно быть основательно просчитано. Кроме того, до принятия решения должны быть продуманы все негативные последствия, связанные с выпуском облигаций, в т.ч. и с выплатой доходов по ним.

В первую очередь необходимо четко определиться со сроками выпуска облигаций с учетом того, что сроки погашения облигаций и выплаты процентов являются обязательными реквизитами облигаций и изменению после государственной регистрации уже не подлежат. То есть независимо от того, выкуплены облигации эмитентом в срок или досрочно, в любом случае инвестор получит доход исходя из процента, указанного в облигации, за фактический период пользования облигацией. Выплата дохода производится согласно условиям выпуска облигаций. Причем в соответствии со ст. 7 Закона его выплата производится в обязательном порядке и при необходимости принудительно в соответствии с законодательством.

Доход инвестора по облигациям может быть дисконтным или процентным. Понятие видов дохода от продажи облигаций содержится в Инструкции о некоторых вопросах выпуска облигаций и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.12.2009 N 146 (далее - Инструкция N 146). Условие выплаты дохода по облигациям определяется непосредственно эмитентом и зависит от многих факторов, в первую очередь от вида облигаций и цели их использования.

Согласно Закону облигации могут быть именными или на предъявителя. Так, именными считаются ценные бумаги в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца эмитентом или по его поручению организацией, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. Таким образом, из определения понятия именных облигаций следует, что выпуску облигаций может предшествовать договоренность с покупателем об их покупке и решающим фактором в большинстве случаев является доходность. Зная инвестора, эмитент не может не учитывать его интерес, иначе рискует лишиться заемных денег, т.к. у инвестора есть и другие варианты заработать на собственных деньгах (например, разместить в депозит банку и т.д.).

Следует отметить, что согласно ст. 5 Закона полное наименование или имя покупателя является обязательным реквизитом именной облигации.

С облигациями на предъявителя несколько иная ситуация, в данном случае более значимую роль играют именно цель выпуска облигаций и срок эмиссии. Сроки обращения облигаций могут быть любые, и законодательство в этом плане никаких ограничений не устанавливает. Например, предприятию необходимо купить оборудование, а денег нет. Если поставщик оборудования заинтересован в его продаже, то как вариант можно предложить выпуск именной облигации. Или с целью реализации произведенной продукции можно купить у покупателя продукции облигацию и на этом еще и заработать. Главное, чтобы в последующем была возможность выкупить облигации и вовремя выплатить доход.

Выкупить облигации эмитент может досрочно, в порядке, установленном решением о выпуске облигаций. Также согласно Инструкции N 146 облигации одного выпуска могут быть конвертированы в облигации другого выпуска с более поздней датой погашения. Порядок и условия конвертации облигаций определяет эмитент в решении о выпуске облигаций и в проспекте эмиссии. Для проведения конвертации требуются согласие владельца облигации и заключение соответствующего договора. Конвертация проводится не позднее следующего дня после даты начала погашения облигаций. ценная бумага облигация эмитент

Возможность выпуска облигаций зависит от наличия обеспечения у эмитента. Согласно Закону облигации выпускаются только под залог имущества. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 N 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" (далее - Указ N 277) исполнение обязательств по облигациям может обеспечиваться залогом, поручительством, банковской гарантией, договором страхования ответственности за неисполнение обязательств эмитента облигаций. Предметом залога в настоящее время могут быть государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка Республики Беларусь, облигации местных исполнительных и распорядительных органов, закладные, депозитные сертификаты, облигации банков и недвижимое имущество. Следует отметить, что со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 30.08.2011 N 383 "О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь" (далее - Указ N 383) предметом залога могут являться также транспортные средства. Указ N 383 вступает в силу с 7 декабря 2011 г.

В Указе N 277 содержатся некоторые особенности относительно предмета залога. В частности, если предметом залога является недвижимое имущество, то для регистрации ипотеки и договора об ипотеке в регистрирующие органы помимо документов, определенных законодательством, дополнительно представляется копия свидетельства о государственной регистрации выпуска облигаций. Стоимость недвижимого имущества подлежит обязательной оценке согласно п. 21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 N 615 (внутренней или независимой, если в акте законодательства прямо не предусмотрено, что такая оценка должна быть только независимой). Согласно подп. 1.7 Указа N 277 недвижимое имущество, являющееся предметом залога по облигациям, подлежит оценке в порядке, установленном актами законодательства.

Относительно транспортных средств при условии принятия их в залог Указом N 383 также определены некоторые особенности, а именно: при фиксации обременения (ограничения) залогом транспортных средств, являющихся предметом залога по облигациям, в качестве сведений об их первоначальном залогодержателе указываются государственный регистрационный номер выпуска облигаций, а также то, что залогодержателями являются владельцы таких облигаций.

При этом определенная Инструкцией N 146 зависимость размера выпуска облигаций от способа обеспечения в равной степени будет относиться и к транспортным средствам, а именно: если обеспечением является залог имущества, то облигации выпускаются в размере восьмидесяти процентов стоимости залога, а если поручительство или банковская гарантия, то эмиссия облигаций возможна в размере поручительства или гарантии.

Существует ряд ограничений в выпуске облигаций, которые содержатся в Законе и относятся ко всем видам облигаций. Так, причиной отказа в выпуске облигаций или приостановления их выпуска может быть недостоверная информация о финансовом состоянии эмитента, о наличии просроченной задолженности кредиторам и по платежам в бюджет. Эти данные отражаются эмитентом в проспекте эмиссии, который является одним из основных документов для государственной регистрации ценных бумаг в Государственном реестре ценных бумаг.

При выпуске биржевых облигаций предусмотрено соблюдение юридическими лицами отдельных условий, содержащихся в Указе N 277, а именно: предприятие должно иметь безупречное финансовое состояние и стоимость чистых активов в размере не менее 100 тысяч базовых величин. К тому же биржевые облигации выпускаются только в бездокументарной форме сроком обращения не более одного года, а размещение и обращение их осуществляются непосредственно через ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

При покупке, продаже облигаций, номинированных в иностранной валюте, необходимо учитывать существующий порядок валютного контроля и регулирования операций в иностранной валюте, в т.ч. и с ценными бумагами. Согласно Закону Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 226-З) сделки, предусматривающие использование ценных бумаг в иностранной валюте, являются валютными операциями и между резидентами запрещены, за исключением перечисленных в п. 25 Правил N 72.

Причем согласно Закону N 226-З сделки с ценными бумагами относятся к операциям, связанным с движением капитала, хотя разрешение Национального банка Республики Беларусь на их проведение не требуется. В частности, исходя из норм п. 25 Правил N 72, резидент может выпустить облигации и без каких-либо ограничений в любой валюте продать их нерезиденту, банку на любой срок и в любой сумме. Следовательно, для того чтобы продать облигации в иностранной валюте субъекту хозяйствования - резиденту или физическому лицу - резиденту, требуется специальное разрешение Национального банка Республики Беларусь. Следует отметить, что в соответствии с п. 31 Правил N 72 по государственным ценным бумагам, стоимость которых выражена в иностранной валюте, разрешаются расчеты между субъектом хозяйствования - резидентом и физическим лицом - резидентом.

Указом N 383 введены новшества относительно облигаций, выпуск и размещение которых производятся за рубежом. С момента вступления в силу Указа N 383 отменяется депозитарный учет облигаций, выпущенных резидентами Республики Беларусь за рубежом. Также Указом N 383 предоставляется возможность выпуска облигаций за рубежом без государственной регистрации на территории Республики Беларусь. Одновременно Указ N 383 при выпуске и размещении облигаций за рубежом вводит обязанность для эмитентов по представлению ими в десятидневный срок с даты начала размещения облигаций на территории иностранного государства копии проспекта эмиссии ценных бумаг либо документа, заменяющего его, в Министерство финансов Республики Беларусь.

Законодательством предусмотрена серьезная ответственность за нарушение законодательства при проведении операций с ценными бумагами. В частности, согласно ст. 11.73 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за незаконное использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации либо доведения иным образом до сведения неограниченного круга лиц, совершенные лицом, которому такие сведения либо информация известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если в этих деяниях нет состава преступления, предусмотрен штраф в размере от четырех до двадцати базовых величин.

Указом N 383 определен перечень действий, которые будут считаться манипулированием рынком ценных бумаг и которые запрещаются данным Указом. Основным критерием квалификации действия как манипулирования рынком ценных бумаг является влияние на спрос на ценную бумагу, ее предложение, рыночную цену или объем торгов.

В частности, Указом N 383 запрещены и признаются манипулированием рынком ценных бумаг такие действия, как умышленное распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации, в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет, или иным способом заведомо ложных сведений о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на такие бумаги, включая информацию, представленную в рекламе, совершение юридическим лицом, осуществляющим профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, в течение одного торгового дня двух и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг, совершение сделок с акциями по предварительному сговору между юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки, и другие, полный перечень которых содержится в Указе N 383.

Данные нарушения законодательства могут быть выявлены республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, которому Указом N 383 предоставляется право проведения камеральных проверок. Проводятся проверки без истребования от проверяемого субъекта хозяйствования иных документов. При выявлении нарушений по результатам проверок выносится требование (предписание) об их устранении, и в последующем в срок, установленный требованием, лицо, которому вынесено предписание, должно направить в орган, регулирующий рынок ценных бумаг, уведомление об устранении нарушений.

Одновременно Указом N 383 дано право государственному органу, регулирующему рынок ценных бумаг, осуществлять и другие контрольные функции, например: приостанавливать биржевые торги, устанавливать параметры спроса и предложения на ценную бумагу, рыночной цены или объема торгов ценной бумагой, отклонение от которых в результате совершения манипулирующих действий признается существенным влиянием на совершение сделок с ценными бумагами.

Причем Указом N 383 установлено, что систематическое (два и более в течение 12 месяцев подряд) совершение действий, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, и проведение сделок с ценными бумагами с использованием закрытой информации на рынке ценных бумаг, служебного положения и конфиденциальной информации о депоненте признаются грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований. Соответствующие изменения внесены в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450.

Похожие работы на - Выпуск облигаций резидентами Республики Беларусь как способ привлечения инвестиций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!