Византийский костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА К
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По
дисциплине: «История костюма»
На тему
Византийский
костюм и возможности использования его мотивов в современной одежде
Автор курсовой работы
Степанова Ольга Витальевна
Омск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Обзор
литературного и иллюстрированного материалов
.1
Характеристика художественного стиля
.2 Краткая
характеристика костюма
2.Анализ
композиционно-конструктивного построения исторического костюма
.Выявление
эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма
.Выявление
предпосылок использования мотивов исторического костюма в современной одежде
Заключение
Список
литературы
ВВЕДЕНИЕ
костюм византийский мода
Данная курсовая работа дает возможность подробно ознакомится и изучить
развитие костюма, моды и формы одежды, которую носили люди в Византии, в период
её существования.
Цель курсовой работы - выявить направления стилей, сочетания цветов в
одежде, рисунки на тканях византийских костюмов, которые могли бы
использоваться в настоящее время и применить их в разработке эскизной коллекции
современной одежды.
Ещё английский философ конца XVII - начала XVIII века Энтони
Эшли Купер, лорд Шефтсберни в своем сочинении «Sensus Communis», или «Опыт о свободе острого ума и
независимого расположения духа» писал: «… Со временем люди стали считать
приличным для себя переиначивать свой внешний вид…» и для сегодняшнего времени
эта фраза актуальна. Каждый дизайнер в разработке своей коллекции одежды ищет
новые элементы, которые вдохновили бы его для создания нового неповторимого
стиля, одежды, которую с удовольствием носило бы определенное общество людей. В
данной курсовой работе основой для создания подобной эскизной коллекции
являются аспекты византийской одежды.
Для того чтобы достичь поставленной цели необходимо провести анализ
конструктивно-композиционного построения византийского костюма и выбрать
наиболее характерные варианты, на основе которых можно выполнить условные
макеты женского и мужского византийского костюма. Так же необходимо разработать
эскизную коллекцию современной одежды с выбранными вариантами мотивов и
элементов византийской одежды.
.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОГО И ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛОВ
1.1
Характеристика художественного стиля
После распада в 395 году Римской империи Византия, основанная в 658 году
до н. э., стала центром Восточно-Римской Христианской империи. Византия
объединила под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию. На наследии
этих государств и в преддверии Средневековья формировалась культура, быт, стиль
жизни византийцев. Византия унаследовала от античного Рима старые
государственные формы и бюрократический аппарат. Возникли новые экономические
отношения - феодальные, при которых основными силами общества являлись феодалы
и находящиеся в крепостной зависимости от них крестьяне. Огромную роль в жизни
людей начинает играть церковь. Христианство и римско-эллинистическая культура
образовали новый союз усиленный политически благодаря жесткой централизации
власти, дельным чиновникам и незаурядной дипломатии, еще в течение ряда
столетий оказывало решающее влияние на судьбы мира.
Однако рабство тормозило развитие способа производства: «Относительно
Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное
образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо
принимала цивилизация... История не знает иных цивилизаций, имевших
сколько-нибудь продолжительное существование, которые были бы в столь полной
мере лишены всех форм и элементов величия... В наши дни мы имеем перед собой
лишь одно постоянное напоминание о гении византийцев: блеск их искусства».
Значительная часть того, что мы знаем об античности особенно в таких областях,
как греческая и римская литература и римское право, была бы навсегда утрачена,
если бы не ученые и переписчики Константинополя.
Античность, от которой пытались отойти византийские мыслители и
художники, создавая свой собственный художественный стиль, стала стимулом для
расцвета искусства. Интерес к ней никогда не затухал и особенно значительным он
стал в периоды Возрождений при императорах Македонской династии (IX - X века) и при Палеологах (XIII - середина XV века). Христианство было господствующей религией и в Византии
выработались новые эстетические представления и новый
художественно-догматический стиль. В монастырях развивается сельское хозяйство.
Все необходимые предметы обихода производились тут же, в хозяйстве того или
иного феодала.
Византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного.
Чувственная природа человека объявлялась греховной. Никогда в истории
христианства ни одной художнической школе не удавалось в столь полной мере
ввести в свои работы духовное начало. Византийские теологи настаивали на том,
чтобы религиозные художники и мозаисты ставили своей целью отображение образа
Бога. Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура,
монументальная живопись, художественное ремесло, расцвело искусство книжной
миниатюры, производство тканей, вышивка. В архитектуре новый стиль проявился в
строительстве христианских храмов. Сохранившиеся мозаики византийских церкве,
иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал
и костюм человека той эпохи. Статуарная скульптура перестала развиваться, но
зато появился новый вид живописи - писание икон по канонам.
Произведения монументальной живописи, главным образом мозаики, содержали
сообщения, адресованные всем жителям, пришедшим в храм, народу. Сообщения можно
разбить на два предложения: «Император велик и могуч, никто не может сравниться
с ним». Средства опознавания и фигуры императора и текста-сообщения о его
величии - одно и то же - костюм во всех подробностях и блеске. «Бойся→
восхищайся→ радуйся→ молись народ…»
Византийские мозаики славились во всем христианском мире, а византийские
мастера работали во многих странах, в том числе и на Руси. В венецианском
соборе Св. Марка созданном по образцу построенной Константином церкви Св.
Апостолов, и соборе Topчелло имеются византийские мозаики.
Таблетки из слоновой кости использовались в основном в качестве подарков
послам и другим важным персонам, и являлись своего рода «сообщением во внешний
мир» (Рис. 3).
С принятием и распространением Христианства в Византии формируется очень
сложная система отношения человека к Вселенной. Вселенная воспринималась
византийцами как единая система мироздания, в которой Земля, всегда обращенная
к небу, занимала особое место. Именно на Землю снизошел Бог Сын - Христос. На
этой почве возникла сложная система символов, объединяющая видимый мир с
невидимым божественным. Это были узоры с реальными и фантастическими животные
(львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в
обрамлении из растительного орнамента.
И архитектура, и мозаики на стенах храмов, и парадные костюмы царей и
придворных - всё было основано на сложной системе символов, получивших
неповторимое художественное воплощение в византийском искусстве. В отличие от
изображения или знака, символ наделен смыслом. Этот смысл, прежде всего,
относился к цвету: голубой - символ неба, зеленый - символ надежды, цветения,
золотой - символ божественной энергии, Святого Духа, чистоты. Золото было
предметом первой необходимости в этом особом языке цветовых символов и в
парадных одеяния византийских Императоров и его приближенных.
В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные сумрачные цвета,
придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и
яркие тона, такие как пурпур, охра и др. В Византии с середины VI в. Знали
тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя
стало в Византии
государственной монополией. Шелковые материи ткались с систематично повторяющимися
рисунками: квадратами, кругами, звездами, арабскими и орнаментальными
изображениями растительности (Рис 4). Сначала при выделке этих тканей
придерживались новоперсидских и арабских образцов, со временем появились
характерные оригинальные орнаменты, повторяющиеся и на позднейших византийских
изделиях. Ниже приведены фрагменты сохранившихся шелковых полотен (Рис. 5). Благодаря
непосредственной близости Востока, самые изысканные произведения ткацкого и
красильного искусства, ценившиеся на Западе, в Византии можно было приобретать
за небольшие деньги. Затем в VI
веке культура шелковичных червей была перенесена в Грецию, шелковые ткани стали
доступны почти всем слоям общества и перестали удовлетворять страсть
византийцев к роскоши. Чтобы придать материи больше блеска затканные парчовые
рисунки стали оттенять пестрым шелковым шитьем, вышивали металлическими нитями,
драгоценными камнями. А христиане стали украшать свою одежду целыми картинами
из Священного Писания.
|
|
а)
|
б)
|
|
в)
|
Рис. 5. Фрагменты шелковых полотен Византии: а) Бык
напротив быка, пальметта (узорчатое полотно) образца X в. Шёлк(32,7х20см)
Сокровищница св. Стефана, Маастрикт; б) пара птиц и гриффинов в кругах.
фрагмент савана святого, соборная сокровищница, Сен Сена; в) шелковая Ткань
из Гробницы Карла Великого (Шарлеманя), Аахен. Шелк, вероятно, поместили в
гробницу, когда её открывали в 1000 г., высота 136 см, полная ширина 62,5 см.
Берлин.
|
1.2 Краткая характеристика костюма
Произведения изобразительного искусства стали основным источником для
реконструкции светского костюма Византии. Это тот редкий случай, когда
изобразительные источники не только не уступают письменным по информативности,
но и значительно превосходят их.
Рис. 6. Замужняя женщина из народа
В первое время благодаря тому, что первоначальными обитателями Византии
были почти исключительно западно-римские переселенцы, византийская одежда ни
чем не отличалась от западно-римской. Приверженцы христианства сначала тоже не
отличались от язычников. Но под влиянием Азии, выразившейся сначала в роскошных
дорогих материях, вместо легких шерстяных тканей, из которых делались
классические костюмы, платья византийских вельмож, начинают изготавливаться из
тяжелых шелковых, атласных и парчовых материй, падающих неподвижными складками.
Очень важной для людей остается необходимость обозначить свое положение в
иерархии. Выраженная в костюме идея превосходства одних людей над другими,
может быть рассмотрена как одна из причин строжайшей регламентации (выраженной
даже в законодательной форме) - вида, формы, цвета и даже количества одежды.
Кому, что и когда носить, и в каком количестве - все это предмет для разрешений
и запретов. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде
императора и знати.
Рис. 7. Золотые серьги, отделанные драгоценными камнями и жемчугом [7,
стр. 46]
Рис. 8. Император и его дочь [6, стр. 76]
Для византии характерно сочетание в одном костюме накладных и
драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье -
накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ - драпирующиеся виды одежды.
Византийский костюм характеризуется спокойными полукруглыми линиями, мягко
касающимися фигуры, не выявляя её. Акцентом было ассиметричное расположение
фибулы (булавки, скалывающей плащ) и расходившихся от нее складок.
Появилась так называемая длинная мода, когда одежда полностью закрывала
не только тело, но и ноги (Рис. 6). Костюм стал футляром, оболочкой очень
простой по покрою. Декоративные украшения равномерно распределялись на одежде и
обуви в основном по горизонтали, начиная с воротника - оплечья - и заканчивая каймой подола,
придавая образу устойчивость. Они предназначались для того чтобы отвлекать
внимание от естественных форм тела.
Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение
шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда из плотного
узорчатого шелка, превращавшего его в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в
которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным рапортом, а также
порча и атлобас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом.
Далее будут описаны костюмы императоров и императриц Византии, т. к. в
них больше элементов и деталей, которые могли бы использоваться в современных
костюмах.
Начиная с IX века императоры начали украшать крестами как одежду, так и
скипетр. Парадные костюмы одевали не только в торжественных случаях, они ходили
в них всегда. Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками,
которые спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин - до середины груди.
Очень популярны были диадемы, серьги из золота (Рис. 7).
а) б)
Рис. 9. а ) Костюм императора: туника, сверху далматик, поверх долматика
- лорум из алтабаса, головной убор - митра с жемчужными подвесками; б) Костюм
императрицы: туника, стола, плащ, оплечье, головной убор (митра). [7, стр. 227]
одежда императрицы имеет сходство с одеждой императора (Рис. 8), только
нехватает клавуса на мантии. Вокруг шеи одето оплечье - византийский воротник
из жемчуга и драгоценных камней. Спереди у ворота и на обоих плечах прикреплены
бляхи, отделанными слезовидными жемчужинами, а нижний рубец мантии украшен
широким золотым вышитым кантом. Длинная, узкая белая туника богато отделана
золотым и цветным шелковым шитьем. Поверх столы из многоузорчатого шелка одет
плащ с таблионом из парчи либо с широкой каймой (Рис. 9). На столу также могли
одеть короткое, богато украшенное покрывало, которое доходило до талии,
закрывая грудь, спину и плечи. Под руками оно не сходилось, а придерживалось
кушаком или завязками. На столе иногда просматриваются разрезы до бедер.
На обрамляющих лицо волосах, украшенных жемчугом и лентами, лежит богато
отделанный обод (Рис. 10). Спереди, в середине его, выдается продолговатый
четырехугольный орнамент с тремя выдвинутыми жемчужинами и с двумя остриями,
расположенными по бокам. С боков короны спускаются до плеч жемчужные нити.
Рис. 10. Головной убор в Византии [7], стр. 46
Нередко в костюмах императриц присутствует широкий парчовый шарф,
переброшенный через плечи и спускающийся до колен, также украшенный жемчугом и
камнями. Его края белые с пестрыми цветами украшены бахрамой.
Обувь мягкая, удобная с ремешками (Рис. 11 а) и закрытая с узкими носками
- соччи (Рис. 11 б). Домашняя - пантофли (Рис. 11 в) - также с узкими носами.
Придворные носили мягкую яркую, пурпурную обувь с отделкой вышивкой, с золотыми
бляшками и драгоценными камнями. Также в употреблении были мягкие сапоги - чем
длиннее голенища у сапог, тем короче туника.
Рис. 11. Женская обувь в Византии [7], стр. 227: а) Кампаги; б) соччи; в)
пантофоли
2.
АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Таблица 1. Анализ элементов композиции византийского костюма
Элементы композиции
|
Описание, изображения
|
Схематическое изображение изделия, название, назначение
Нижняя туника - надевается на голое тело Туника (стола) - одевается
поверх нижней туники Мантия - покрывает обе туники Покрывало -
закрывает грудь, спину и плечи Шарф - перебрасывается через плечи и
спускается до колен
|
Туника одевается на голое тело, плотно прилегает к шее;
длинна - до пола, рукава длинные, зауженные в запястье. Туника (стола) -
выглядит как длинная рубашка, расширенная к низу, с XII века укорочена до колен. Рукава - длинные,
расширенные к запястью. Мантия - одевается на тунику; длинна - до пола, в
более поздние века - до колен. Застегивается на правом плече. Вместо мантии
могли использовать покрывало - одевается на плечи, прикрывает грудь и спину
до талии. <#"562496.files/image015.gif">
|
пропорции
|
Арифметические
|
выраженные
|
конструктивно, декоративно
|
Завышенная линия талии (1/3), рукав мантии укорочен до 1/3.
|
|
Геометрические
|
|
конструктивно, декоративно
|
Стремится к цилиндрической форме
|
|
«золотое сечение»
|
|
конструктивно, декоративно
|
Прослеживается в некоторых подпоясанных костюмах
|
Вид ритма
|
Прямой равномерный
|
Просматривается в туниках, лорумах, верхней одежде с
заложенными складками и драпировкой.
|
|
Пропорционально-последовательный
|
Просматривается в вышивке, орнаменте (Рис. 5) окантовок,
оплечий, шарфах - активный, порывистый
|
Симметрия
|
Вертикальная ось симметрии в тунике, столе
|
асимметрия
|
В мантии, в использовании шарфа (лорума)
|
Цветовые сочетания
|
Контрастные
|
Используют женщины из простого народа: красная туника и
голубой морфий
|
|
Родственно-контрастные
|
Просматриваются в некоторых окантовках костюмов
|
|
родственные
|
В основном используются однотонные ткани и одежда
|
контраст
|
в светлоте
|
Действие контраста низкое из-за использования цвета
практически одинаковой светлоты
|
|
в фактуре
|
Незначительный из-за использования в основном шелковых
полотен
|
|
в форме
|
Незначительный из-за стремления к цилиндрической форме,
«упаковке», даже форма головы визуально увеличена из-за прически и головных
уборов
|
|
в направлении линий
|
Выражается в основном в окантовке изделий
|
нюанс
|
в светлоте
|
Выражен в многослойности одежды - нижняя светлее, верхняя -
темнее
|
|
в фактуре
|
Развитие фактуры от нижней до верхней одежды: от гладкой,
тонкой, прозрачной к плотной и тяжелой
|
|
в форме
|
Выражается в одежде, расширенной к низу и расширенных
рукавах
|
|
в направлении линий
|
Прослеживается в окантовке изделий: один и тот же рисунок
каймы в верхней части одежды с небольшой шириной, в нижней достаточно широкий
|
тождество
|
в цвете
|
Используются в основном однотонные полотна стулы и мафория
(плаща). Нижняя туника как правило светлее, т. К. очень тонкая, практически
прозрачная
|
|
в светлоте
|
Используются, но не во всех костюмах
|
|
в фактуре
|
Наблюдается из-за использования в основном шелковых полотен
|
|
в форме
|
Длина и ширина нижней туники совпадает с верхней, ширина
рукава мантии совпадает с верхней туникой
|
|
в направлении линий
|
просматривается в основном в направлении складок или
драпировки
|
|
|
|
|
|
|
3.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА
Рис. 12. Выкройка туники (столы) [18]
В раннем средневековье одежда, как и ткани, изготовлялась обычно в
поместье феодала для него самого и его семьи. Она была проста в покрое,
заимствованного у римлян (Рис. 12), и производилась в основном из льняных и
шерстяных тканей. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только для
высших сословий. Тем самым с начала XVII шелк становится самой модной тканью у королевских дворов и аристократов
с изысканной цветочной вышивкой. Именно на этот период пришелся расцвет
тончайшего кружева, которым украшалась одежда и женщин, и мужчин. Однако
увлечение цветочными мотивами оставалось популярным недолго: уже в двадцатых
годах 17 века на смену им пришел роскошный однотонный атлас, а основным
украшением нарядов стала уже не вышивка, а банты и ленты. Однако время от
времени мода возвращается, дополняясь и развиваясь в соответствии с новыми
тенденциями. Так и цветочные мотивы дошли до наших дней, став очень популярными
и востребованными с середины 2010 года. Сегодня практически во всех коллекциях
современных дизайнеров присутствует как цветочный орнамент, так и
многослойность одежды, заимствованная из эпохи Византии, где из под тяжелой от
драгоценностей мантии проглядывается стула, а из под широкого рукава стулы
виден зауженный рукав нижней туники.
На рисунке 13 представлены модели современной одежды из коллекций
2010-2011 года, где прослеживаются мотивы костюма Византии.
|
|
а)
|
б)
|
в)
|
|
|
|
Рис. 13. Модели из коллекций современных дизайнеров
2009-2011 года [13, 14, 15, 16]
|
На рисунке 13 а шелковый полупрозрачный джемпер, напоминающий нижнюю
тунику и византийского костюма, и поверх накидка с капюшоном и с широким
коротким рукавом, из под которого виден зауженный рукав джемпера, напоминающая
морфий.
На рисунке 13 б шелковое длинное платье с цветочным орнаментом и накидка
с бахромой, напоминающая лорум или покрывало, которое в эпоху Византии носили
вместо мантии - перекидывается через правое плечо.
Полупрозрачный белый джемпер просматриваемый из под верхнего
подпоясанного джемпера на рисунке 13 в также схожи с костюмом византийских
женщин, только в укороченном варианте.
Платья и юбки с длинной до пола вернулись к нам летом 2010 года.
«Длинная» мода не покидала эпоху Византии на протяжении всего её существования.
Сочетание голубого и красного цвета (на рис. 13 г вместо красного используется
розовый) было излюбленным сочетанием во времена Византии.
Затемненный зеленый и вышитый прзрачный материал из комплектов одежды на
рисунке 13 д и е - ткань и фактура материала переодически встречающаяся в моде,
дошедшей до нас от времен существования Византии.
Шелковые платья в пол, многослойные ряды одежды, начиная от маечек,
заканчивая огромными шарфами, - такой стиль плотно вошел в употребление в
России примерно с середины 2009 года, изменяясь и дополняясь, дошел до наших
дней. А кто бы подумал, что идеями, для создания таких коллекций одежды,
вдохновляет дизайнеров именно история развития костюмов, начатая ещё до нашей
эры.
«Но мода, хотя и претендует каждый раз на приоритет своих открытий, тем
не менее далеко не всегда рождает нечто действительно новое. То там, то здесь
она берет у своих предшественников то, что по теперешним понятиям кажется ей
красивым или заслуживающим внимания, что будет соответствовать духу эпохи.
Найденное она видоизменяет, чтобы не чувствовалась «пыль веков». И каждый раз
находятся тысячи ее страстных приверженцев, готовых убедить нас в том, что
новое - и красиво, и удобно, и полезно, словом, по тому старому правилу, когда
всякое новое лучше старого.»
4.
ВЫЯВЛЕНИЕ АСПЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ
Трудно определить какое-то одно, главное направление, по которому
двигалась бы мода. Комфорт, удобство, утилитарность - соблазнительные лозунги,
которые она провозглашает, год от года остаются прежними, хотя одежда меняется
порой просто разительно. Конечно, новое обычно привлекательнее старого, но не
всегда означает, что удобнее и практичнее.
Мода приемлет и гладкие, и набивные ткани, и яркие, и сдержанные цвета,
ее одинаково устраивает и коротенькая юбка-мини и доходящее до пола макси, она
принимает и то, что было модно в пару тысячелетий тому назад, и то, что носили
совсем недавно. Все это наводит на мысль, что мода из капризной и пристрастной
стала теперь терпимой и даже всеядной.
Комфорт и удобство не всегда сопровождает модные тенденции. Из истории
костюма Византии необходимо выделить то, что идеалом красоты была провозглашена
духовная красота, в связи с чем тело не только было окутано одеждой, но и
намека не было на силуэт. Такая предпосылка из прошлого приемлема в
современности из-за того, что в «футляр» можно облачить любую, даже самую
полную фигуру, где визуально скроются все несовершенства полноты.
Также необходимо подчеркнуть и то, как украшали костюмы: это и
символический рисунок, и шелковая вышивка, и драгоценные и полудрагоценные
камни, и различные золотистые окантовки, по краю изделий различной ширины.
Вдохновившись духом ушедшей эпохи и используя перечисленные предпосылки,
в приложении была разработана собственная авторская коллекция одежды по мотивам
византийских костюмов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Художник во все времена был причастен к созданию одежды, причесок -
неважно, назывался он художником или нет. Безвестные мастерицы, создававшие
кружева, вышивальщицы, ремесленники, работающие над рисунками тканей, портные
нередко были замечательными художниками. Они создавали костюмы, которые входили
в моду, завоевывали популярность у тысяч людей. История моды знает только
немногие их имена - и это неудивительно: созданные ими шедевры были, как
правило, уникальны, не тиражировались, как теперь, тысячами экземпляров. Более
того, наиболее одаренные портные - сегодня мы назвали бы их
художниками-модельерами - шили на знатных или коронованных особ - и ни для кого
больше. Они и были известны только узкому, избранному кругу людей».
С самого начала существования Византии, когда феодалы производили каждый
для себя одежду комфортную и удобную в своем хозяйстве, идут истоки
византийской моды. С каждым новым периодом истории этого государства в одежде
появляются новые элементы, привычная форма одежды видоизменяется и дополняется,
в соответствии с сословием. И, конечно же, в костюмах самых богатых из них
присутствует наибольшее число деталей, которые могут послужить и в современной
моде. Однако и простота не осталась не замеченной в одежде из авторской
коллекции: это и сдержанная цветовая палитра и накидка с капюшоном, которая во
времена Византии называлась «мафорий» и еще многое другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Искусство
Византии IV-XV вв.-Л.: Искусство, 1986.-2-е изд., испр.-310 с. Ил.- (Очерки
истории и теории изобразительных искусств).
. История
Византии / ДжОН Норвич; пер. с aнrл. Н.М. ЗаБЮIОЦ кою. М.: АСТ: АСТ МОСКВА,
2010. 542, [8] с.: 40л. ил.
. История
костюма. Учебное пособие для средн. спец. учеб. заведений швейной пром-сти.
Н.М. Каминская -М., «Легкая индустрия», 1977.- 128 с. с ил.
. История
костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Е.В. Киреева. Просвещение М.: 1970 166 с.
5. Всеобщая история
костюма от древности до Нового времени <http://books.tur-internet.ru/cgi-bin/rdr.cgi?firm=1&book=142866&javaon=1>.
Брун Вольфганг, Тильке Макс Эксмо. 1995.- 462 с.
. История костюма,
составленная Наталией Будур. Олма-Пресс, 2001,- 481 с.
. История костюма.
Стили и направления: Учеб. Пособие для студ. Учрежд. Сред. Проф образования /
Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П, Попов; Под. Ред. Э.Б. Плаксиной, - 2-е
изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004, - 224 с., цв. Ил.: ил.
. Орлова Л.В. Азбука
моды.- М.: Просвещение, 1988.- 176 с: ил.
. <http://www.dostavka-61.ru/goods.aspx?k=0&g=1&st=823&st0=n&st1=n>
(икона)
. Композиция костюма:
учебное пособие / Гусейнов Г.М., Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. - Академия, 2003,
- 432 с.
. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC
(императоры)
. <http://www.fashionburg.ru/e/329990-zakonyi-kompozitsii-kostyuma>
. <http://lookingwell.ru/modnye-platya-osen-zima-2010-2011/>
14. look-fashion.ru
. javascript:adfoxStart('384438',
'1', 'yes', 'no', '290', '25', '290', '290')
. <http://www.gns.kz/Almaty_shopping-review/2010/September/1300>
-
17. <http://www.moda1.tv.ru>
. http://stormtower.ru/index.php?title=Женский_костюм_Византии&oldid=2136
<http://stormtower.ru/index.php?title=%D0%96%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC_%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B8&oldid=2136>