Оформление детских и взрослых книг

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,51 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оформление детских и взрослых книг

Содержание

История книгопечатания

Детская и взрослая книги

Элементы оформления книги

Таблица советских художников-иллюстраторов

История книгопечатания

Книга - создание человеческого ума, и сердца, и воли; плод коллективных усилий и проявление высокого мастерства, и - прежде всего - книга была и остаётся общественно-политическим явлением, фактом и фактором исключительной силы.

Изобретение книгопечатания открыло мир духовных богатств широкому кругу людей и тем самым дало новый толчок развитию науки, техники, общественной мысли. Пока книга была рукописной, её социальная база оставалась крайне узкой, появление первой печатной книги сравнимо с великими географическими открытиями.

Начало книгопечатания в Москве относится ко второй половине XVI века. Это была эпоха напряженной борьбы за укрепление централизованного государства и глубоких изменений во всем укладе русской жизни. Центральная государственная власть укрепилась, крупные завоевания Московского государства не только расширили территорию государства, но и усилили его в борьбе с бывшими захватчиками-монголами.

Во вновь завоеванные области посылали многочисленных православных проповедников-миссионеров, строили церкви и монастыри.

Естественно, что для новых церквей понадобились богослужебные книги в большем количестве, чем их могло дать рукописное производство. Кроме того, рукописные книги всегда страдали недостатком, связанным со способом их изготовления, обилием ошибок и неточностей.

Впервые на Руси создавалась система школьного обучения. Появление же сети училищ и школ с неизбежностью ставило вопрос об учебных пособиях, которых должно было потребоваться немало.

Единственный способ устранения этих проблем состоял в том, чтобы перейти к механическому производству книг Так зародилась мысль о заведении в Москве типографии.

Первой печатной книгой московского государства долго считался отпечатанный Иваном Фёдоровым <#"562476.files/image001.gif"> 

Элементы оформления книги

Переплёт - всякая относительно прочная оболочка книги, которая прикреплена к соединенным вместе листам бумаги.


Картонаж- разновидность переплета, сделанного из картона и бумаги (без применения кожи и ткани).


Обложка - непрочная обложка книги, которая прикреплена к корешку путем приклеивания или с использованием скрепок.


Форзац - два развернутых листа бумаги в начале и в конце бумажного блока книги.


Титульный лист - первая страница книжного блока.


Одинарный титульный лист состоит из одной полосы со свободной оборотной стороной.


Авантитул - помещается перед титульным листом отдельной страницей. На авантитуле пишется лозунг, эпиграф или посвящение.


Шмуцтитул - страницы внутри книги, делящие произведение на самые крупные части или разделы.


Спусковая полоса - начальная полоса части, главы или другого раздела текста. Наборный текст на этих полосах начинается несколько ниже верхнего края формата набора. Чтобы выделить эту полосу как начальную, на ней располагают заставки.


Инициал или буквица - укрепленная буква в начале текста.

 

Иллюстрация - композиция, отображающая содержание текста в том месте книги, куда помещена. Иллюстрации бывают: полостная, разворотная, заставка, концовка.

Экслибрис - знак владельца книги.

Концовка - Графическое украшение в конце книги, главы.


Таблицы советских художников иллюстраторов

Советская книжная иллюстрация.

20-е гг. для советской иллюстрации - период расцвета ксилографии, рисунка, зарождения фотомонтажа, появления элементов плакатности в иллюстрации

 В. Фаворский. Фронтиспис к 'Книге Руфь'. Ксилография. 1925.  А. И. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда". Литография. 1865.

В. А. Фаворский, А. И. Кравченко), В. М. Конашевич, Н. Н. Купреянов, В. В. Лебедев, Н. А. Тырса

Для иллюстрации 30-х - начала 50-х гг. характерно стремление к передаче специфики психологической стороны повествования, к реалистической достоверности образов, к созданию многолистных серий); иллюстрация (угольный или карандашный рисунок, литография) сближается со станковой графикой

 Шмаринов Д. А. Илл. к "Преступлению и наказанию" Ф. М. Достоевского  С. В. Герасимов. Петр и Наталья. Иллюстрация к роману А. М. Горького "Дело Артамоновых". Акварель. 1950.

Д. А. Шмаринов, С. В. Герасимов, Кукрыниксы, Е. А. Кибрик, Д. А. Дубинский

Необычайно разнообразна советская иллюстрация второй половины 50-х - начала 80-х гг., следующая лучшим традициям предшествующих лет

 Иллюстрация Татьяны Мавриной из книги Журавли.  В. И. Касиян. "Перекоп". Гравюра на дереве. 1927.  Иллюстрация В. Н. Горяева к повести М. Твена "Приключения Тома Сойера"

Д. С. Бити, Ю. А. Васнецов, О. Г. Верейский, А. Д. Гончаров, В. Н. Горяев, Н. В. Кузьмин, А. М. Каневский, Т. А. Маврина, М. И. Пиков (РСФСР), В. И. Касиян. Г. Г. Пустовойт, Г. В. Якутович (Украина), С. С. Кобуладзе (Грузия), Е. М. Сидоркин (Казахстан), Г. С. Ханджян (Армения), А. А. Кучас, С. Красаускас (Литва), Г. Г. Поплавский (Белоруссия), Л. А. Ильина (Киргизия)


Советские художники-иллюстраторы детских книг.

Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва)

Детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор. Его добрые, веселые картинки похожи на кадры из мультфильма. Немало сказок рисунки Сутеева превратили в шедевры.  Так, например, далеко не все родители, считают произведения Корнея Чуковского необходимой классикой, и большая часть из них не считает его произведения талантливыми. Но сказки Чуковского, проиллюстрированные Владимиром Сутеевым, хочется держать в руках и читать детям.

Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва)

Народный художник, советский график (считается, что «Школа Дехтерёва» определила развитие книжной графики страны), иллюстратор. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели. Старые добрые иллюстрации Дехтерёва - это целая эпоха в истории детской иллюстрации, многие иллюстраторы называют Бориса Александровича своим учителем. Дехтерёв проиллюстрировал детские сказки Александра Сергеевича Пушкина, Василия Жуковского, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. А также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Уильяма Шекспира.

Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва)

 <#"562476.files/image028.gif">

Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва)

Русский график и самый популярный иллюстратор книг про Буратино А. Н. Толстого и про Изумрудный город А. М. Волкова, благодаря которым он получил широкую известность в России и странах бывшего СССР. Рисовал акварелью. Именно иллюстрации Владимирского многие признают классическими для произведений Волкова.

Виктор Александрович Чижиков (1935 г.р., Москва)

Народный художник России, автор образа медвежонка Мишки, талисмана летних Олимпийских игр 1980 года в Москве. Иллюстратор журнала «Крокодил», «Весёлые картинки», «Мурзилка», много лет рисовал для журнала «Вокруг света». Чижиков проиллюстрировал произведения Сергея Михалкова, Николая Носова (Витя Малеев в школе и дома), Ирины Токмаковой (Аля, Кляксич и буква "А"), Александра Волкова (Волшебник изумрудного города), стихи Андрея Усачева, Корнея Чуковского и Агнии Барто и другие книги.

Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург)

Русский художник, искусствовед, педагог. Иллюстратор детских книг: Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Александра Волкова. Радлов с большой охотой рисовал для малышей. Самая его известная книга - комиксы для малышей «Рассказы в картинках». Это книга-альбом с веселыми историями про зверей и птиц. Рассказы в картинках неоднократно переиздавались не только в России, но и в других странах. На международном конкурсе детской книги в Америке в 1938 году книга получила вторую премию.

Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва)

 <#"562476.files/image033.gif"> <#"562476.files/image034.gif"> <#"562476.files/image035.gif">

Мультипликатор и художник-иллюстратор детских книг. Анатолий Савченко был художником-постановщиком мультфильмов "Малыш и Карлсон" и "Карлсон вернулся" и автором иллюстраций к книгам Линдгрен Астрид. Самые известные мульт-работы с его непосредственным участием: Мойдодыр, приключения Мурзилки, Петя и Красная шапочка, Вовка в Тридевятом царстве, Щелкунчик, Муха-Цокотуха, попугай Кеша и другие. Дети знакомы с иллюстрациями Савченко по книгам: «Хрюшка обижается» Владимира Орлова, «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой, «Сказки для самых маленьких» Геннадия Цыферова, «Маленькая Баба-Яга» Пройслер Отфрид, а также книг с аналогичными мультфильмам произведениями.

Олег Владимирович Васильев (1931 г.р., Москва).

Его работы находятся в собраниях многих музеев искусств России и США, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее в Москве. С 60-х годов более тридцати лет занимался оформлением детских книг в содружестве с Эриком Владимировичем Булатовым (1933 г.р., Свердловск, Москва). Наиболее известны иллюстрации художников к сказкам Шарля Перро и Ганса Андерсена, стихотворениям Валентина Берестова и сказкам Геннадия Цыферова.

Борис Аркадьевич Диодоров (1934 г.р., Москва)

Народный художник. Любимая техника - цветной офорт. Автор иллюстраций ко многим произведениям русской и зарубежной классики. Наиболее известны его иллюстрации к сказкам: - Ян Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие»;- Сельма Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»;- Сергей Аксаков «Аленький цветочек»;- произведения Ганса Христиана Андерсена. Диодоров проиллюстрировал более 300 книг. Его работы выходили в свет в США, Франции, Испании, Финляндии, Японии, Южной Корее и др. странах. Работал главным художником издательства «Детская литература».

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965, Вятка, Ленинград)

Евгений Михайлович Рачев (1906-1997, Томск)

 <#"562476.files/image040.gif">

Народный художник, график, карикатурист. Семенов работал в газетах «Комсомольская правда», «Пионерская правда», журналах «Смена», “Крокодил» и других. Ещё в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Весёлые картинки».  Самые известные его иллюстрации: к рассказам Николая Носова о Коле и Мишке (Фантазеры, Живая шляпа и другие) и рисунки «Бобик в гостях у Барбоса».

Евгений Антоненков (1956 г.р., Москва)

Художник-иллюстратор, любимая техника акварель, перо и бумага, смешанная техника. Иллюстрации современные, необычные, выделяются среди прочих. Одни смотрят на них с безразличием, другие влюбляются в веселые картинки с первого взгляда.Самые известные иллюстрации: к сказкам о Винни-Пухе (Алан Александр Милн), «Русские детские сказки», стихам и сказкам Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Джанни Родари,


Похожие работы на - Оформление детских и взрослых книг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!