Основы марксистко-ленинской эстетики

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы марксистко-ленинской эстетики

Заочный народный университет искусств

Факультет изобразительного искусствакурс









Тема:

Основы марксистко-ленинской эстетики

Титовой Надежды







Введение

Марксистко-ленинская теория и конкретно марксистко-ленинская эстетика, возможно, в наше время не представляет интереса и не изучается в современных вузах страны, но мне не изучавшей ее в свое время, хотелось бы познакомится с основами марксистко-ленинской эстетики хотя бы в пределах этого задания. Невозможно осветить все определения и понятия. Да наверное, это и не нужно. Но хотя бы кратко ознакомится с основами марксистко-ленинской эстетики интересно и познавательно.

Основная часть

«Марксистко-ленинская эстетика - это научная теория, подход к искусству, который основан на теоретическом понимании истории, историзме. Опирается на ленинскую теорию отражения т. е. учения об искусстве как отражения действительности.

Одним из важных критериев художественности марксисткая эстетика считает неразрывное единство, соответствие содержания и формы.

Так говорится о марксистко-ленинской эстетике в электронных и литературных источниках. Мне кажется, что понятие «эстетика», «эстетическое» имело место во все времена и К. Маркс и В.И. Ленин выразили свой взгляд на эту науку, это искусство, это мировосприятие.

Эстетическое - это всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно - эстетическое в природе, обществе, в вещах материальных и духовных, эстетическая деятельность или творчество по «законам красоты»; субъективно - эстетическое в сознание (эстетические чувства, восприятие, потребности, оценки, идеалы и т. д.). В понятие «эстетического» входит, конечно, и художественная культура.

Эстетическое составляет важнейшую часть человеческой культуры. Процесс исторического развития, структура, общественные функции эстетического составляют предмет эстетики как науки.

Понятие «эстетического» встречается уже у народов Древнего Востока. Правда, оно выступало как синоним слова «прекрасное». Сейчас к категориям эстетического мы относим «прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и «комическое», однако так было не всегда. Раньше постоянно шли споры о сущности эстетического. Примером может служить золото. Сам по себе - это красивый природный минерал. Его мы можем отнести к категории прекрасного, правда, в руках алчного человека, он может нести печать трагического, печального. Так природные явления могут приобретать и социальное значение.

Также шли споры о сущности прекрасного и возвышенного в природе. Категории комического и трагического отображают лишь социальные явления и здесь разногласий между спорящими не было.

Так в чем же действительно кроется объективное содержания эстетического? С одной стороны - гармония звуков и красок, совсем другое - гармоничность личности. Но между этими явлениями мы можем найти хотя и отдаленное, но сходное. Сами по себе эти элементы - лишь звуки и краски, но в целом они представляют собой прекрасные музыкальные и художественные произведения, которые оказывают определенное эстетическое влияние на духовный мир личности и порождает определенные реакции, а именно эстетические чувства, переживания, оценки и так далее. Таким образом, мы пришли к тому, что субъективно-эстетическое выступая в форме эстетических чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий стоит рядом с объективно-эстетическими явлениями.

Творчество по законам красоты находит свое высшее воплощение в разных видах искусства. Это и музыка, и литература, и балет, и, конечно, художественные виды искусства - скульптура, графика, живопись. Художественное - это сфера лишь искусства. Но она является так же понятием, входящим в «эстетическое».

Попытки определить сущность эстетической деятельности предпринимались многими философами и эстетами прошлого. В особенности много внимания уделили этому вопросу И. Кант, Ф. Шиллер, Гегель, Н.Г. Чернышевский. Также большой вклад в эту теорию внесли основоположники марксизма.

Эстетическое освоение понималось Марксом как часть практической деятельности, как момент целостного преобразования мира. Это такое изменение природных и общественных явлений, которые осуществляются в соответствии с выявлением в них объективными закономерностями и одновременно выступает как формирование самой личности и как свободное и сознательное ее утверждение.

Объективной основой эстетического является закономерная универсальная взаимосвязь и взаимодействие между предметами и явлениями действительности. С тех пор как сформировался человек, в это взаимодействие включились общество и личность.

Одной из важных задач эстетики - исследование общих проблем искусства.

Всем нам известна мысль Чехова, что «в человеке все должно быть прекрасно». И мне кажется, это действительно так. Если физическая красота более обусловлена природой, то душа, мысли, вкусы, нормы поведения, одежда зависят от условий жизни и характера воспитания.

Формировать, развивать в человеке прекрасное - одна из важнейших задач эстетического воспитания. Произведения искусства и литературы дают возможность человеку пережить множество жизней, видеть такие места на земле, на которых он не бывал, знакомиться с разными народами. Марксистко-ленинская эстетика считала, что человек коммунистического общества должен быть подготовлен к восприятию прекрасного, независимо от того, какую бы профессию он ни выбрал в дальнейшем - врача, инженера, агронома, доярки или учителя. Не каждый человек может стать художником, писателем или композитором, но каждый может и должен любить и понимать искусство. . .Все стороны духовной жизни народа очень тесно связаны. Поэтому недостаток в одной области неминуемо скажется на общем кругозоре человека и общем уровне его культуры. Неумение читать и понимать произведения искусства не позволяет не только получить от них радость, но и не позволяет достигнуть полной человеческой зрелости.

Поэтому нельзя заменить эстетическое развитие эрудицией и умом.

Эстетика тесно связана с философией. Но эстетика не исследует общих законов развития природы, общества и человеческого мышления, ее задачу составляет исследования одной из форм общественного сознания, каковой является искусство, и законов прекрасного.

По Гегелю «...философия была наукой наук и как бы наукой: философия природы, философия истории, философия права, философия искусства (эстетика) и т. д. Философскую основу эстетики, как и любой другой науки о природе и обществе, составляет, метод научного исследования. С этой точки зрения эстетика такая же философия искусства, как общая история естествознания есть философия природы и т. д. Известно, однако, что марксизм вместо гегелевской философии истории создал исторический материализм, означающий последовательное применение положений диалектического материализма к явлениям общественной жизни, истории. Общая теория (методология) марксистского естествознания складывается в результате применения положений диалектического материализма к явлениям природы, а общая теория искусства, эстетика - в результате применения положений диалектического и исторического материализма к явлениям искусства и прекрасного. У всех наук, применяющих принципы диалектического материализма, метод общий, а содержание различное.

Эстетика руководствуется принципами марксистко-ленинской философии, а исследует она наиболее общие законы искусства и прекрасного. Советская эстетика получила название марксистко-ленинской на том основании, что в исследовании своего предмета она опирается на научный метод, открытый и разработанный марксистско-ленинской философией. Эстетика и философия - родственные и в то же время качественно различные области научного знания.

Русская материалистическая эстетика XIX века, великую традицию которой продолжает и развивает марксистко-ленинская эстетика, была сильна своими тесными связями не только с передовым общественным движением, но и с передовой материалистической философией своего времени. Это придавало ей теоретическую глубину и цельность. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев в своих суждениях об искусстве опирались на материалистические принципы философии.

Различные направления идеалистической и материалистической эстетики по-разному определяли предмет эстетики. Представители объективного идеализма предмет искусства и эстетики видели в абсолютной идее, божественному духу.

Субъективные идеалисты (Фихте, Кант) считают, что предмета эстетики вообще нет, ибо нет эстетики как самой науки. Эстетическое суждение, или суждение вкуса, признаваемое за единственную эстетическую реальность, трактуется как субъективное, не имеющего познавательного значения Не удивительно, что субъективистская эстетика теоретически обосновывала творческий произвол, видя в нем проявление проявление «абсолютной свободы духа».

Единого взгляда на предмет науки мы не встретим и в истории материалистической эстетики. Одни ее представители предметом эстетики считали только искусство, сходясь в этом с представителями объективного материализма, другие предмет эстетики понимали шире, включая в него, наряду с искусством, прекрасное в действительности.

Это показывает, насколько далеко от истины представление, будто эстетика имела один и тот же предмет, решала одни и те же задачи. Развитие этой науки выразилось не только в том, что она расширила свой предмет, углубила его понимание, но и в том, что она научилась активно вторгаться в живую жизнь, решать выдвигаемые современностью задачи.

Заметим, что хотя искусство и является предметом эстетики, сама эстетика не является частью искусства.

Гегель охарактеризовал предмет эстетики как обширное царство прекрасного, исключив из этого царства прекрасное в природе. Он имел в виду только изящное искусство. Здесь мы видим идеалистическую тенденцию возвысить красоту духа за счет красоты природы. Белинский и Чернышевский доказали, что область искусства, конечно, шире прекрасного. Искусство, наряду с прекрасным, отражает и объективно безобразное, нарду с возвышенным - низкое. Как общая теория эстетика выступает по отношению к прекрасному, без которого не существует ни искусство, ни природа, ни человеческое общество. Произведения, лишенные художественных образов, не являются произведениями искусства. Поэтому научная эстетика отвергает модернизм, преднамеренно разрушающий образную природу искусства.

В чем же коренное отличие эстетики от любой теории и истории искусств? У каждой частной теории искусства имеются свои специальные задачи, свой особый предмет - литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино и т. д. Но существуют ли закономерности, общие для всех видов искусств? Несомненно существуют.

Эстетика - это и есть наука, исследующая общие закономерности искусства как особой формы общественного сознания. К основным эстетическим категориям, как уже говорилось выше относятся: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

Прекрасное

В течении всех веков существования философии красота, как правило, отождествлялась с гармонией. Для характеристики прекрасного употреблялись такие понятия, как симметрия, пропорциональность, целесообразность, «золотое сечение» и т. д. Эти и другие аналогичные понятия или означают то же самое, что и понятие «гармония», или же имеют ввиду конкретные случаи гармонии. Наиболее часто под гармонией понималось единство разнообразного. Идеалистическая эстетика никогда не признавала тождества красоты и гармонии. Идеализм видит в красоте исключительно духовную сущность. Советская эстетика продолжает материалистические и диалектические традиции эстетики, которые свидетельствуют о правильности понимания сущности прекрасного как гармонии объектов. В Древней Греции Сократ говорил, что « … на человека прекрасного в беге... не похож другой, прекрасный в борьбе...»... одни и те же предметы бывают прекрасны и безобразны в зависимости от того, в каких отношениях они находятся». Симметрия как элемент порядка двусмысленна. Так, в композиции пейзажа, где я посередине изобразила трубу, Вы мне подсказали о композиционной ошибке. Картина становится статичной, неинтересной, в ней нарушается динамика, движение взгляда.

Гармония в одном смысле понимается как согласованность (единство) различного или многообразного, в другом - как единство (тождество) и борьба противоположного. Применительно к живописи, я это понимаю так: согласованность мазков, точек, черточек, а также цветов, т. е. многообразного. Единство и борьбу противоположностей я вижу в том, что черный цвет борется с белым (графика, тон), теплые цвета сменяют (контрастируют) с холодными. Оба понимания правильны, ибо различное развивается в противоположность, являясь его начальной ступенью.

Гармония не всегда есть формальный признак прекрасного. Гармония всегда содержательна. Различные виды прекрасного могут гармонировать друг с другом или конфликтовать, дисгармонировать.

Явление действительности и искусства только тогда представляют собой подлинную гармонию и вызывают эстетическое чувство, когда две противоположные стороны гармонии - единство и разнообразие находятся друг с другом в определенном соотношении. Преобладание разнообразия ведет к хаосу, преобладание единства к сухости, чрезмерной организованности. Правильное соотношение между единством и разнообразием - необходимое условие совершенного художественного произведения.

Гармония художественного произведения должна вызывать у нас гармоничное состояние. Но всегда ли гармоничное состояние природы и общества является причиной нашего гармоничного состояния? Нет. Первая причина заключается в ограниченных возможностях восприятия. Вторая причина может состоять в том, что гармоничное явление природы связано с рядом общественных и личных ассоциаций, может представлять опасность для человека. Применительно к классовому обществу это можно выразить так: «то, что одному классу представляется как гармония, для других - нечто разрушающее общественную гармонию». Третья причина в том, что иногда наши чувства и разум считает гармонией только привычную гармонию (музыка Бетховена, Мусоргского, Вагнера и т. д.).

Гармония может обнаруживать себя не сразу. Например, «прекрасная погода» или «прекрасное место для рыбалки» есть гармония отношений между объектом «природа» и субъектом «человеком», что в принципе субъективно. Равенство красоты и архитектуры была реализована в архитектуре ХХ века - функцианализм или конструктивизм. Предмет может стать прекрасным в силу своих общественных свойств. Например, «2» и «5» для школьников. Разные люди отождествляли красоту с любовью (Гете), идеалом (Гегель), жизнью (Чернышевский), реализованной способностью к творчеству(Горький). Но эти ценности не взаимозаменяемы. Так, красота может быть - это «гармония, сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Возвышенное (героика)

В истории у разных народов сражаются с силами зла герои и богатыри. Иной характер приобретает возвышенное в Средневековье. Оно становится выражением «неземного». Деятели в эпохи Возрождения находят возвышенное в образе реального человека Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Большое внимание категории возвышенного уделяла классическая немецкая философия. Кант считал, что возвышенное и прекрасное имеют общее, т. к. нравятся «сами по себе». Различие в том, что прекрасное связано с представлением о качестве, а возвышенное - о количестве. Кант находил основание для возвышенного лишь в душе человека. «Возвышенное, по Канту, - это идея разума, идея бесконечности, которая не может содержаться ни в одной чувственной форме. «Природа возвышена в тех своих проявлениях, созерцание которых вносит идею ее бесконечности», т. к. истинная возвышенность постигается лишь душой человека, эта душа должна быть соответственно подготовлена. Возвышенное в искусстве Гегель усматривал в несовпадении смысла и явления. Осознание этого несоответствия породило символичное искусство, где содержится намек на духовное, превосходящее материальное, на смысл, не в адекватной форме.

Шиллер и Шеллинг сближали категории возвышенного и трагического. Шиллер при этом вместе с возвышенным выделял великое: «Велик тот, кто побеждает страшное, возвышен тот, кто даже будучи побежден, не знает страха». Н.Г. Чернышевский утверждал прежде всего объективность возвышенного: «Возвышенным представляется нам сам предмет, а не какие-нибудь вызываемые предметом мысли». Чернышевский выступал против идеализма, которым связывали понятие возвышенного божественными силами. «...гораздо больше, гораздо сильнее...» - вот отличительная черта возвышенного. «...прекрасное есть жизнь». Отсюда, все, что противоречит нормальной, естественной жизни, не могло быть прекрасным. Всякая чрезмерность выходила из области прекрасного. Считал ошибкой, «что возвышенное считают видоизменением прекрасного». Он указывал на общность возвышенного и трагического (пример, трагическое с возвышенным, прекрасное с возвышенным). Область возвышенного - это проявление героизма народа и отдельных людей в борьбе за высокие гуманистические идеалы. Возвышен подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. И в мирное время человек может совершать возвышенные поступки, обнаруживать возвышенный характер, проявлять исключительную силу духа.

Возвышенное часто рассматривалось как нечто страшное, вызывающее чувство ничтожности человека (космос, грозные явления природы) (например, Карл Брюлов «Последний день Помпеи», М.Ю. Лермонтов «Мцыри»). Реалистическому искусству также не чуждо возвышенное.

Трагическое

Категория трагического имеет своей объективной основой страдание и гибель человека. Но не всякое страдание и не всякая гибель может быть названа трагической. (заслуженная смерть дурного человека, смерть случайная хорошего человека переживается как ужасное).

Аристотель раскрывал свое понимание трагического на богатом материале античной трагедии. В истории трагедия переживает новый подъем в эпоху классицизма. В этих трагедиях Аристотель не требует представлять героев существами совершенными или совсем плохими, чтобы у зрителя не было негодования и отвращения, а была жалость. Последователи классицизма считали, что трагическое переживание включает в себя жалость, сострадание, сочувствие. Но в трагический конфликт не могут вступать люди средние по своим душевным качествам. Это люди с исключительной силой духа, способностью к героическому действию. Специфическое воздействие трагического на человека Аристотель назвал «очищением».

Итак, трагическое имеет в основе такие страдания, в которых проявляются элементы возвышенного (пример, восстание декабристов). Что касается трагического как категории эстетики, марксисткая эстетика основную причину трагических событий видит в столкновении противоположных социальных сил, вызванном законами общественного развития. Маркс и Энгельс различали трагический характер новых прогрессивных сил, выступающих против старых отживших порядков и не способных в данных условиях одержать победу, и трагический уход со сцены исторически отжившего себя класса, еще не исчерпавшего окончательно своих возможностей, когда отдельные представители старых общественных порядков осознали обреченность своего класса, но не могли порвать с ним связей и перейти на позиции нового класса, которому принадлежит будущее.

Содержание трагического конфликта менялось со временем. В классической трагедии место трагедии судьбы часто выступал конфликт страсти и долга. Эстетическая мысль, анализируя трагические конфликты в литературе разных эпох, стремилась вывести наиболее общую формулу трагического и находила его в противоречии между свободой и долгом.

Но «свобода» и «необходимость» понятия относительные. В «Ромео и Джульетте» Джульетта делает свободный выбор между своей семьей и Ромео. Здесь необходимость никак не может рассматриваться как благо. Родовая вражда - безусловно зло и свободный выбор Джульетты делает ее образ трагическим и прекрасным.

Каждая эпоха вкладывает в понятие трагическое свое содержание, в зависимости от положения человека в обществе, от задач общественного развития, мироощущения людей определенной классовой принадлежности.

Трагическое мироощущение возникает в результате недовольства реальной социальной действительности (неудовлетворенность личности собственным положением или еще глубже, страдания других людей). Русская литература раскрывает тему эксплуатации забитого крестьянина, нищего и униженного «маленького человека».

Трагическое многообразно. Трагедию человека в мире денежных отношений отразил один из самых трагедийных русских писателей Ф.М. Достоевский. Наиболее показателен его роман «Преступление и наказание». Раскольников - сильная, незаурядная личность. Именно такие могут, по Достоевскому, реально использовать данную человеку свободу выбора даже вопреки диктуемой объективными обстоятельствами необходимости (слабые обречены подчиняться обстоятельствам). В конце Раскольников ощущает, что не старуху он убил, а себя убил «как человека».

Главный сюжет «Анны Карениной» Л.Н. Толстого - трагическая судьба Анны.

С революционно-демократических позиций главным трагизмом явилась не трагедии человеческой личности и трагедийное положение эксплуатируемых масс, а как страдание угнетенных и обездоленных и как «добровольное рабство», примиренность со своим положением, покорность несправедливости общественному порядку.

Специфично для трагедийного, что оно осуществляется лишь в человеческом обществе в результате действия людей. Если прекрасное и возвышенное мы находим а природе, то это нельзя сказать о трагическом.

Трагическое часто смыкается с комическим. Один из самых поразительных примеров слияния трагического с комическим - «Дон Кихот» Сервантеса. С одной стороны, герой романа трагичен. Он руководствуется самыми высокими побуждениями. Его цель - защита обездоленных. Он реально страдает от преследований, насмешек, превозмогает эти страдания ради своего «высокого» назначения. Но Дон Кихот и комичен своим непониманием действительности. Рыцарское благородство, возвышенность поступков и мыслей вступают в противоречие с ничтожностью результатов, с пошлостью и обыденностью действительной жизни. Несомненно воспитательное значение трагического в искусстве.


Объектом комического может служить смешное, которое можно характеризоваться как несоответствие формы содержанию, противоречие или ошибка, несовершенство, нечто отклоняющееся от нормы, контраст, неожиданный разрыв привычного хода событий. Субъективное переживание комического также многообразно по своим оттенкам - от доброжелательной улыбки до злой насмешки, от веселого настроения до неудержимого смеха.

Комические явления очень разнообразны.

Платон считал комическое недостойным свободных граждан своего идеального государства.

Аристотель говорил: «Комедия же есть подражание худшим, хотя и не во всей их подлости: ведь смешное есть лишь часть безобразного. В самом деле, смешное, есть некоторая ошибка и уродство. Так смешная маска есть нечто безобразное и искаженное, но без боли.

Кант пытается объяснить «удовольствие от смеха» благотворным влиянием на здоровье.

Гегелем представление о комическом строится на понятии случая. Шедевров комического искусства исторически немного и это объяснил Гегель. Он смог проследить новую проблему - соотношение определенных необходимых эстетических категорий.

Чернышевский противопоставлял комическому прекрасное. Он говорил: «Впечатление, производимое человека комического, есть смесь приятного и неприятного ощущений».

Герцен видел в комическом оружие борьбы против старых, отживших форм общественной жизни, которое мешает развитию нового, передового.

Комическое далеко выходит за рамки жанра комедии - оно распространено в обыденной жизни почти во всех сферах социальной действительности.

Комическое, выступая эстетическим обобщением социальных явлений, которое уже не обладает историческим значением, но претендует на него, приобретает в марксистко-ленинской эстетической теории свой подлинный классовый и исторический смысл. Комическое в различных обществах обладает неповторимой окраской в соответствии с национальными особенностями, тесно связан с народной культурой, с фольклором.

Для характеристики исторического процесса Маркс и Энгельс используют понятие иронии, комедии, пародии, юмора, карикатуры. В искусстве выделяются комические жанры - шарж, карикатура, клоунада, эпиграмма, юмористический рассказ, сатира в форме романа или драмы, комедия.

Комедия - это особый жанр драматического искусства, цель которого вызвать смех. Искусство комедии зародилось в Древней Греции в V веке до н. э. Исторические свершения, революции, подлинный героизм, великие научные открытия не могут быть объектом комического. Также нельзя комически изображать смерть, болезнь, войны и т. д. Если же художник решается на это, он может создать только пасквиль.

Комическое может служить различным социальным идеям, но может получать и превратное исполнение.

Комическое может различаться по сложности, по средствам выражения (речевое, литературное и комическое жестов), по своей критической направленности (сатирическое и несатирическое), по самой своей форме (юмор, остроумие, ирония).

Сарказм - язвительная насмешка.

К основным параметрам, видам комического относятся юмор, остроумие, ирония. Для юмора характерно не отрицание мира в его испорченности, а снисходительность, примирение. Юмор исключает серьезное. Основу остроумия составляет мгновенное переворачивание смысла в речи, жестах или более сложных ситуациях. Ирония состоит не в открытом переворачивании смысла, а в сохранении двойного смысла, когда явный смысл противоположен скрытому, но в отличии от лукавства этот смысл известен воспринимающему.

Для эмоционально неразвитых людей не существует комического, т. к. оно предполагает хотя бы минимальную эмоциональную чувствительность.

Большое значение имеет и позитивная сторона комического.

Однако наряду с такими формами комического нередко получает и распространение смеха ради смеха, когда никакого социального или культурного значения комический объект не имеет.

Два великих комедиографа - Мольер и Бомарше - отразили в своем творчестве эпоху перехода феодализма к капитализму. Мольер верит, что людей можно исправить с помощью искусства (он высмеивает скупость, лицемерие и другие дефекты личности). И я с ним абсолютно согласна. Я считаю, что изучая искусство, эстетически совершенствуясь, он не только меняется, обогащая свой внутренний мир, но и мир делает лучше, добрее, чище.

Особую силу в смысле социальной критики приобретает художественно-комическое в русской литературе XIX века, гениальным представителем которой был Н.В. Гоголь. Он использует и преувеличения, и несуразности, иронию, народный беззлобный юмор и острую сатиру, гротеск и фантастичность, переворачивание ситуации, странность обыденного, комические характеры. Но его тонкая игра комического с лирическим, его глубокий трагизм и создают особенность его гоголевского стиля.

Русская литература XIX века богата и разнообразна. Большое распространение в ней имели комические жанры, но также особое значение имела сатира. Образцами сатиры стали произведения Салтыкова-Щедрина. Традиции продолжали Маяковский, Булгаков, Платонов, Шолохов.

Комическому также свойственно «очищение», как и трагическому. Но если трагическое связано с состраданием, то комическое очищается смехом, тем самым гоголевским смехом, который есть «великое дело».

Заключение

В заключении мне хотелось бы сказать несколько слов от себя. В моем понимании эстетика - это как культура, как мода, которая своя во разные времена. Как старшие поколения ругают и не понимают молодых, как фильмы и музыка, которые очень отличаются на протяжении развития кинематографа и музыки, как само понимание жизни различны во все времена. Это, наверное, потому что разные времена, разные политические и социальные ситуации, разные люди живут в разные времена. Как каноны физической красоты, так и каноны духовной красоты, конечно, меняются со временем. И несмотря на то, что эстетика довольно конкретная наука, она и очень абстрактная наука. И все-таки, как нельзя слепо следовать моде, как не стоит слепо копировать картины художников и подражать другим людям, необходимо искать себя как индивидуальность, как личность. И только такие люди оставляют след в истории, в вечности. Любая красивая эстетическая вещь должна иметь содержание и назначение, иначе она теряет смысл. Эстетика и содержание, красота и смысл - это необходимость, потому что одно дополняет другое, одно стремится к другому. Это как две крайности, которые пытаются встретиться, как «золотая середина», которую всегда ищут люди. Обычно люди понимают под эстетикой не только красоту, изысканность, культуру, но и доброту, терпимость, сдержанность, а это - истинно духовные качества. Я открыла для себя, пусть и очень малую, но очень интересную часть этой науки. Мне было очень интересно задумываться и размышлять о том, о чем думают философы и критики, сравнивать их мысли со своими, задуматься о прекрасном.

Список используемой литературы

эстетика марксистская трагическое комическое

1.И.Б. Астахов «Эстетика», Москва, Московский рабочий, 1971 г.

2. «Марксистко-ленинская эстетика» под редакцией профессора М.Ф. Овсянникова, Москва, «Высшая школа», 1983 г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!