лавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи" [].
Надписи на Борисовых камнях и кресте Евфросинии Полоцкой сделаны ремесленниками, в последнем случае, даже "высококвалифицированным" ювелиром. Это не единственные примеры надписей ремесленников. Самые ранние свидетельства письменности на полоцкой земле - автографы строителей Софийского собора: Давида, Микулы, Копеся, Тумы, Воришки и Петра. Эти надписи были найдены на валуне из фундамента храма. На камне помещено также слово ненормативной лексики, что опровергает ненаучное мнение о привнесении данного вида лексики татаро-монголами. На плинфе этого же храма была найдена довольно безграмотно написанная надпись "Я - Авфоний" [].
Квалифицированными ремесленниками изготавливались также иконы высокого художественного уровня, одна из которых "Константин и Елена", была найдена в Полоцке. Следует отметить, что не все иконы содержат грамотные подписи и подписи вообще. В данном случае возле изображения сохранилась надпись "агиос Константин" [].
Не все эпиграфические памятники свидетельствуют о грамотности ремесленников. Так имеется специфическая группа памятников, свидетельствующих о женской грамотности - пряслица. Одно из них было найдено с Полоцке. В отличие от типичных надписей на таких предметах, которые содержат имена, на полоцком пряслице надпись - "пататная" ("украденое") [].
О письменности купцов свидетельствуют обломки амфор с фрагментами надписей: "Ан" и "Кос", вероятно, частью имен [].
Самое большое количество информации, безусловно, содержится в надписях-граффити, открытых в последнее время на стенах Спасской церкви.
Граффити (итальянское слово graffiti - множественное число от graffitо, буквально "нацарапанный") были открыты в результате совместной работы белорусских и российских реставраторов. На сегодняшний день расчищен алтарь и почти все внутреннее пространство храма, что дало более 300 кириллических и латинских надписей. Датировка надписей довольно широка: от второй половины XII в. до середины XIX в. []
Данные надписи можно классифицировать по цели нанесения на несколько групп. Среди них - азбучные надписи, поминальные записи, надписи типа "тут был", бытовые надписи и рисунки, загадки, богослужебные тексты и молитвенные прошения [].
Алфавиты наносились на стены неофитами - людьми, которые только научились писать. Такие надписи содержат от 3 до 17 букв в алфавитном порядке и находят аналогии как на эпиграфических памятниках других видов, так и среди памятников с территории проживания восточных славян.
Поминальные надписи строятся по одному принципу: "месяца NN в день NN на память святого (имя) умер раб Божий (имя)". Таких кириллических надписей в храме большинство.
Фрагменты богослужебных текстов включают в себя отрывки из текстов церковных служб. Кириллические надписи типа "тут был" довольно редки, это характерно для более поздних латинских надписей. Молитвенные прошения записывались по схеме: "Господи, помози рабу своему (имя)". Такие надписи также находят аналогии среди надписей на других памятниках - мисах, пряслицах и т.д.
Среди эпиграфики Полоцка и полоцкой земли этого времени не только кириллические надписи. Меч с латинской надписью ULFBERH+T был найден в 1956 г. на восточной окраине г. Полоцка. Всего в Европе было найдено около190 похожих мечей. Данная надпись - маркер рейнских мастерских по производству оружия [].
Рунические надписи также известны в Полоцке - это игральная кость с надписью "удача", расшифрованной Е. Мельниковой []. Определенный конгломерат рунических надписей с порубежной полоцкой земли представляют собой кости с городища Московичи. Раскопки на месте городища производились в 1976-1988 гг. минским археологом Л. Дучиц. Помимо различных предметов быта древних поселенцев Л. Дучиц нашла свыше 100 обломков костей животных с надписями []. Некоторые из надписей расшифрованы Е. Мельниковой [].
Интересно также свидетельство проживания в Полоцке носителей татарского языка. Об этом свидетельствует "записная книжка" из известняка с татарским счетом от одного до десяти, записанного кириллицей, и фрагментом алфавита [].