Административные, хозяйственные и военные функции первых городов Сибири
Контрольная работа по Экономической истории Сибири
Административные, хозяйственные и военные функции первых городов Сибири
Введение
История Сибири начинает создаваться с ее освоением русскими. Еще в XIвеке новгородцы и поморцы проникали в низовья Оби. А систематическое освоение Сибири начинается после похода Ермака.
Происходит стремительный рост городов и острогов: Тюмень, Тобольск, Сургут, Берёзов, Пелым, Тара, Верхотурье и другие. Возникают поселения по берегам рек Тобола, Туры, Тавды, Исети, Нейвы, Пышмы. В городах строятся первые в Сибири православные монастыри.
Города в Сибири ставились для того, чтобы закрепить за русским государством уже захваченные земли и подчинить коренное население этого края. Основание первого города в Сибири дало возможность продвигаться дальше на восток, захватывая все новые и новые территории.
Целью данной работы является рассмотрение истории первых сибирских городов, основанных русскими и функции этих городов в освоении, заселении и управлении территории Сибири.
Важными задачами для рассмотрения этой темы являются:
история основания Тюмени и Тобольска;
значимость этих городов в дальнейшем развитии региона, его заселении;
роль сибирских городов Березова, Пелыма и Сургута в освоении и закреплении территорий Сибири за русским государством;
этапы подчинения коренных народов региона и развития с ними торговых отношений;
функциональные отличия Верхотурья и Мангазеиот других городов Сибири;
роль Верхотурья и Мангазеи в развитии торговли в регионе.
Актуальность исследования в рамках изучения экономической истории Сибири заключается в том, что первые сибирские города, построенные в конце XVIвека, становятся опорными пунктами для дальнейшего продвижения русских людей на восток. Помимо этого вокруг многих городов образовывались земледельческие районы, развивалась торговля и частично ремесло.
Для выполнения данной работы использовались сочинения в двух томах П.Н. Буцинского, так как ссылку на эти книги неоднократно встречались в литературе, посвященной заселению Сибири и основанию первых русских городов на ее территории. Поэтому основной материал для данного исследования был взят из книг «Заселение Сибири и быт ее первых насельников» и «Мангазея, Сургут, Нарым и Кетск».
§1. Первые русские города Сибири. Их административные и хозяйственные функции
Тюмень
Если не считать построенного около 1585 года Мансуровым при устьях реки Иртыша Обского городка, то Тюмень является древнейшим из всех сибирских городов, основанных русскими людьми. Это первая опора русского владычества в Сибири, базис, опираясь на который, русские начали вторично, после смерти Ермака, завоевывать Сибирское царство.
В 1586году по указу царя Федора Ивановича началось строительство Тюменского острога. Основатели Тюмени воеводы Василий Сукин и Иван Мясной выбрали для крепости просторный мыс, ограниченный с запада оврагами, а с восточной стороны - крутым берегом Туры. Здесь стрельцами и казаками была сооружена острожная стена, за ней построили небольшую церковь, воеводскую канцелярию, жилые дома и амбары. С первых лет Тюмень стала важным опорным пунктом освоения русскими необъятных пространств Сибири. Здесь сложился первый за Уралом земледельческий район. Город играл роль пограничного форпоста, прикрывающие русские владения от набегов степных кочевников. Первые десятилетия в истории Тюмени - это годы упорного труда и ратных подвигов.
В 1601 году в Тюмени устроен был ям. Ямщики, присланные из Руси, сначала поселились в самом остроге, но так как им пашни были отведены между речками Тюменкой и Барымской, то они в 1604 году просили у царя разрешения выселиться из острога за Тюменку, чтобы жить около своих пашен. Разрешение дано, и в 1605 году за Тюменкой была основана Ямская слобода.
Относительно времени основания тюменских монастырей мы положительно можем только сказать, что в 1616 году в конце Ямской слободы монахом Нифонтом заложен был мужской Преображенский монастырь.Тогда же на берегу Туры, южнее острога, был основан Девичий монастырь. Сначала он назывался Ильинским, затем Успенским и Алексеевским.
По дозорной книге 1624 года Тюмень в отношении построек и населения представляется в следующем виде. В самом городе находилось две церкви - Рождественская и Николаевская, съезжая изба, две избы караульных у ворот, десять государевых житниц, два амбара, девять дворов, в которых жили воевода и другие начальные лица, архиепископский десятник и церковный причт, людей в них - столько же. В остроге: три церкви - Спасская, Михайловская и Ильинская, гостиный двор с тремя избами (две гостиные и одна таможенная), 24 государевы лавки, 13 лавок и 9 мясных полок, принадлежащих служилым, посадским и пашенным людям, дворов разных служилых людей - 177, людей в них - 222 человека, дворов посадских - 66, людей в них - 80, да 77 посадских людей, которые дворов своих ни в городе, ни в остроге не имели, а жили по подворьям, в Ямской слободе и по своим деревням; вдовьих дворов - 14, людей - тоже, бобыльских дворов - 6, людей - тоже, дворов пашенных крестьян - 46, людей в них - 71 человек, один двор оброчного крестьянина, пять дворов ницынских крестьян и, наконец, государева баня, тюрьма и несколько кузниц.Итого в городе Тюмени к 1624 году было 318 дворов, а взрослого мужского населения - 465 человек, включая в это число и тех посадских людей, которые своих дворов не имели.
В 1626 г. в Тюмени сформирован отряд из 300 человек, который двинулся на восток и в 1628 г. основал первый русский острог на Енисее.
Согласно «сметным книгам денежных доходов и расходов» в Тюмени в 1628 году всего было собрано 1964 р. 18 к., а израсходовано в том жегоду 2216 р. 75 к. Таким образом, бюджет города Тюмени в 1628 году был отрицательным(нехватка 252 р. 57 к.). Правда, казна не была в убытке: дефицит этого года с излишком покрылся ясаком, которого в 1628 году собрано на 550 р. 12 к. Но вообще местные денежные доходы в Тюмени не покрывали таковых же расходов: во все царствование Михаила Федоровича тюменские сметные книги никогда не заканчивались без дефицита. С 1628 года денежные расходы постепенно растут, и доходы, даже включая ясак, далеко не покрывают все, например, в следующем году собрано денежных доходов 1837 р., ясака - 535 р. 81 к., а израсходовано 2444 р. 56 к. Затем с 1635 года, со времени увеличения служилых людей в Тюмени и прибавки жалованья ямщикам, дефицит достиг по тому времени почтенной суммы. Например, в 1637 году собрано всяких денежных доходов 2977 р. 36 к., а вышло в расход 6723 р. 45 к., в следующем году доходов было 3086 р. 3 к., а расходов - 7033 р. Что же касается сбора ясака, то последний постепенно уменьшался; в 1637 году с ясачных тюменских людей взято мягкой рухляди только на 356 р. 45 к. Но зато разного хлеба в Тюменском уезде правительство собирало значительное количество: местного сбора хлеба не только достаточно было для покрытия местных расходов, но и возможно было тысячами четвертей отправлять в другие «непашенные города».
До возвышения Тобольска, Тюмень являлась опорной точкой колонизации Сибири. Город выполнял несколько функций. С его основанием русское государство обеспечило дальнейшее закрепление территорий Сибири; здесь были построены первые русские церкви и развивалось земледелие, обеспечивавшее хлебом непашенные города Сибири.
Тобольск
Московское правительство в начале 1587 года послало в Сибирь новое войско в количестве 500 человек и вместе с ним наказ письменному голове Чулкову, чтобы последний с войском отправился к столице Кучумова царства и около нее на удобном месте заложил новый русский город, из которого можно было бы вести дальнейшие военные операции в Сибирском царстве. Исполняя наказ, Чулков летом 1587 года положил основание городу Тобольску заложением небольшой крепости направому берегу Иртыша, против устьев Тобола и несколько севернее Кучумовой столицы Искера.
Русское правительство хорошо понимало стратегическое значение Тобольска на захваченной земле, держало там всегда значительное войско и постепенно населяло его и посадскими, и пашенными людьми. Сначала Тобольск зависел от Тюмени, но скоро (вероятно, в 1590 году) он стал не только самостоятельным, но и главой других сибирских городов. Тобольский воевода управлял всей территорией Сибири вплоть до Аляски.
Важнейшим событием в истории Тобольска, как и всей Сибири, было учреждение в 1620 году архиепископской кафедры в этом городе.
Ко времени прибытия первого архиепископа Киприана в Тобольск, город был уже довольно обстроен и заселен. В самой крепости, как видно из дозорной книги 1624 года, кроме церквей, находилось много зданий: двор боярский, государева съезжая изба, стрелецкая изба, амбар и погреб. Но острог был довольно обширен, и в нем, кроме церквей, помещались двор архиепископский, двор воеводский, гостиный двор, 52 лавки, 2 двора дьячих, 2 двора земских и 290 дворов, принадлежащих ружникам, служилым людям, новокрещенцам, посадским, гулящим людям и пашенным крестьянам, да за острогом под горой, кроме церкви Богоявления Господня и Знаменского монастыря, колмацкого двора, государевой бани, были 34 двора разных частных лиц; под горой же находились юрты татар и бухарцев.
Всего русского населения в Тобольске и его уезде в конце царствования Михаила Федоровича было до 2330 семейств, а инородческого населения в то же время было около 1300 семейств.
До 1623 года количество местного хлеба, собираемого в тобольские царские житницы, было незначительно. Далеко не в таком отношении в Тобольске находились денежные доходы к денежным же расходам: тобольские «сметные книги денежных доходов» не только заканчивались без дефицита, но ежегодно отмечался в них значительный излишек, и этот излишек постоянно возрастал. Главная статья денежных доходов - это сборы таможенной и проезжей пошлин с торговых людей(сравнения сумм пошлинных сборов в Тобольской таможне в разное время: в 1624 г. таможенных десятой и двадцатой пошлин взято 3182 рубля, в 1625 г. взято 4118 р. 91 к., в 1640 г. таких пошлин собрано 5692 рубля).
Тобольск был главным торговым центром для русских людей, татар, бухарцев, коганцев, калмыков и ногайцев; торговые операции здесь постепенно расширялись, а вместе с тем увеличивался и сбор пошлин.
Таможенная и проезжая пошлины с товаров брались в государеву казну то натурой, то деньгами; с «женок ногаек и остячек», вероятно, собиралась пошлина на государя исключительно деньгами, потому что этого рода товара привозилось немного, всего штуки по две и по три, не более, так что брать натурой десятую или двадцатую долю на государя было невозможно. Да и деньгами не всегда удавалось таможенным головам брать пошлину с женок: купцы умели скрывать этот товар, обходить правило о пошлинах.
Вообще торговля в Тобольске процветала, хотя нужно заметить, что на тобольском рынке русские люди несравненно более покупали товаров, чем продавали.
Тобольск с самого начала своего существования сделался начальным городом Сибири; он был центром политическим, административным, а с открытием в нем архиепископской кафедры - и центром церковным. Сюда ежегодно присылалось множество грамот из Москвы и воеводских отписок из других сибирских городов.
§2. Города Сибири с военной специализацией
Пелым
Тобольские воеводы, распространяя русское господство по Иртышу и его притокам, уже в 1592 году покорили инородцев, живших по реке Конде, и собрали с них ясак, но верхние места этой реки, а также река Пелым, впадающая в Тавду, слишком далеко отстояли от Тобольска, и потому вогулов и остяков, которые проживали на той территории трудно было заставить платить дань. Поэтому был издан наказ предписывающий князю Горчакову вместе с воеводой Никифором Траханиотомотправиться в Сибирь на службу и построить город Таборы или на месте татарского городка Таборы.Но город они поставили выше указанного места на реке Пелым.
Для защиты нового города было приказано взять 60 человек конных казаков и 100 человек пеших стрельцов, которые вместо обычного хлебного жалования должны были обрабатывать земли, чтобы в дальнейшем не нужно было платить им из хлебных запасов России.
В 1621 году, случился пожар, и город Пелым весь сгорел. Новый город после пожара был уже строен только пелымскими людьми, а вогулами и даже служилыми людьми, присланными для этой цели из Тобольска. К 1623 году город был уже совсем отстроен. По дозору 1625 года город Пелым состоял из острога, в окружности 220 сажен, и посада: в первом находились храм во имя Рождества Христова, двор воеводский, житница государева, таможенная и съезжая избы, несколько лавок, 9 дворов ружников и 3 двора детей боярских; а на посаде - 37 стрелецких дворов и 4 двора пашенных крестьян. Что же касается первоначального населения города Пелыма, то оно состояло из десяти человек боярских людей, 50 человек конных казаков, 100 человек пеших, набранных в разных поморских городах, 11 семейств ссыльных (непашенных людей), 40 семейств крестьян, прибранных в Пермской и Вятской областях, ссыльного попа угличского и дьякона из Ростова. Эти люди прибыли в Пелым еще с Петром Горчаковым. Вскоре потом сюда же отправлено ссыльных угличан до 30 семейств. Население Пелыма, таким образом, в первые годы его существования было довольно значительное и разнообразное. Правительство хотело, чтобы и служилые люди, и ссыльные, и переведенцы были хлебопашцами: велено служилым людям отвести пашни, а ссыльным и переведенцам обрабатывать государеву пашню из четвертого снопа. Но земля под городом оказалась мало плодородной, а потому положение обитателей его было в высшей степени печальное.
Что же касается доходных статей города и его уезда, то правительство в обозреваемый нами период никогда не могло покрыть местными средствами ни хлебных, ни денежных расходов. Сметные пелымские книги как хлебных запасов, так и денежных доходов всегда заканчивались дефицитом. Поэтому ежегодно в Пелым присылали хлеб то из Тобольска, то из Верхотурья. Пашенные крестьяне, хотя и достаточное количество обрабатывали своей земли, но редкий год могли прокормить себя без заемного хлеба из государевых житниц, так что они были в постоянном долгу. Например, в 1634 году они задолжали уже казне 563 четверти разного хлеба.
Еще менее были удовлетворены денежные доходы города Пелыма; годовой итог был ничтожен, а потому для покрытия денежных расходов ежегодно присылалась некоторая сумма из Тобольска. В 1628 году всяких денежных доходов в Пелыме было 137 р. 26 к., а в расход вышло около 500 рублей, в следующем году денежных доходов собрано 45 р. 90 к., а израсходовано 526 р. 25 к., и т.д. Вообще средний ежегодный дефицит простирался до 350 рублей. Зато пелымские воеводы собирали столько ясака с инородцев Пелымского уезда, что оным можно было с излишком покрыть как хлебные, так и денежные местные расходы. В 1628 году собрано ясака на 645 рублей, в 1635 году - на 872 рубля, в 1643 году - на 850 рублей. При этом нужно заметить, что полный ясак никогда не собирался с инородцев Пелымского уезда, всегда был недобор, и очень значительный.
Березов
Строителем этого города был тот самый Никифор Траханиот, о котором мы упоминали, говоря об основании Пелыма.
Наказ, данный этому воеводе, не сохранился и о поручении, которое он имел от своего правительства, мы узнаем только из наказа Горчакову. Из этого последнего документа видно, что Траханиот должен был пробыть некоторое время с Горчаковым, пока он укрепится в новом городе, и затем отправиться в Тобольск, а оттуда на Березов остров. Хотя в упомянутом документе ничего не говорится о том, зачем Траханиота посылали на этот остров, но несомненно для постройки там русского города. Летом 1594 года город Березов уже существовал, и первым воеводой в нем был Траханиот.
Относительно первоначального населения города Березова следует заметить, что оно состояло из духовенства, торговых, служилых и гулящих людей. Как было велико количество оного, мы не можем сказать. Из документа 1608года видно, что в этом году служилых людей в городе было323 человека, кроме воеводы, дьяка и подьячих. Впоследствии, после замирения Березовского края, число служилых людей в этом городе значительно уменьшилось: в1629 году служилых людей вместе с ружниками и оброчниками осталось около 240 человек, в 1634 году того же населения было 259 человек и в 1645 году -260 человек.
Цель постройки города Березова состояла в том, чтобы удерживать в повиновении обских остяков, югорских остяков и вогулов, уже плативших ясак, наложить ясак на самоедов, кочевавших в разных местах в северной части Березовского уезда, и, наконец, следить за торговлей и за приезжими торговыми и промышленными людьми. Цель эта была вполне достигнута. Инородческое население Березовского уезда, хотя и было сравнительно многочисленно, но оно не могло сопротивляться «огненному бою»русских завоевателей и волей-неволей должно было подчиниться русскому царю и платить ясак. Правда, в смутную эпоху и в начале царствования Михаила Федоровича инородцы не раз пытались освободиться от русского ига, нападали на город Березов, но их военные предприятия были безуспешны, а с 1930 года об этих попытках уже не было слышно. Но несравненно труднее было березовскому воеводе справиться с торговыми и промышленными русскими людьми, заставить их со своих товаров платить разные пошлины в государеву казну. Территория Березовского уезда была обширная, торговых путей из Руси в Сибирь было несколько, а потому следить за проезжими русскими людьми было чрезвычайно трудно. Тем более трудно, что со здешними инородцами русские люди были уже давно знакомы, вели взаимную торговлю еще со времени новгородцев, и инородцы даже доставляли русским людям средства для перевоза товаров с Уральского хребта далее в Сибирь. Главных дорог, по которым торговые промышленные люди пробирались в Сибирь, было три. Но вскоре Березовском уезде было поставлено четыре заставы для борьбы с торговыми, промышленными и другими людьми проезжими. Теперь правительство могло быть спокойным относительно сбора пошлин в таможенных местах: миновать указанные заставы, основанные на трех сибирских дорогах, а других не существовало, не было никакой возможности.
Главная статья расходов в Березове, как и в других сибирских городах, это хлебное и денежное жалованье ружникам, оброчникам и служилым людям. С 1628 года и до конца обозреваемого нами периода хлебного жалованья ежегодно выходило несколько более 3000четвертей, а денежного - от 1350 до 1500 рублей. Но несомненно, что ранее этого времени того и другого жалованья выплачивалось гораздо более, потому что число служилых людей с 1628 года в Березове значительно уменьшилось. Но ясакас местного населения Березовского уезда всегда собиралось на большие потому времени суммы: в 1628 году собрано на 3887 рублей, в следующем году - на 3654 рубля, в 1643 году - на 1552рубля.
Сургут
Царский наказ от 19 февраля 1594 года данный Федору Борятинскому и Владимиру Аничкову, гласил следующее: «По указу государя Федора Ивановича велено им быть на службе в Сибири вверх по Оби реки ставить город в Сургуте или в Базионской волости».
Город был построен на правом берегу реки Оби при впадении в нее речки Сургутки. Как и все сибирские города, Сургут представлял небольшую крепость с двумя воротами, 4 башнями глухими и одной башней проезжей; в ней был поставлен воеводский двор, тюрьма, пороховой погреб и церковь, острог с двумя воротами и одной проезжей башней; тут же находились и хаты для служилых людей. Первоначальное население Сургута состояло из 155 служилых людей, прибывших вместе с воеводами, а затем из ружейников и оброчников; к последним принадлежали духовенство, подьячие, толмачи, сторожа и палач. Но уже через 2 года число служилых людей значительно увеличилось. Подчинить русской власти Пегую Орду оказалось не так легко, как предполагало правительство. Поэтому в 1596 году правительство прислало еще 112 человек, а в 1601 году. Сургутских служилых людей было 280 человек.
В 1601 году в Сургуте построен гостиный двор, а вместе с этим появились в нем люди для сбора таможенных пошлин. По старейшему, дошедшему до нас списку, население города в 1625 году было такое, не считая жен и детей: 2 атамана казачьих, 2 поляка, 1 казак, 25 десятников, 177 рядовых служилых людей, 2 подьячих, 1 черный поп, 1 белый поп,3 пушкаря, 1 толмач остяцкий, 1 церковный дьячок, 1 пономарь, 1 городовой воротник, 1 острожный воротник, 1 палач, 1 просвирница.
Всего служилых людей, ружников и оброчников было 222 человека. Затем до 1645 года население Сургута не только не увеличивалось, но и постепенно уменьшалось: так, в 1627 году в списке служилых людей, ружейников и оброчников в именном списке значилось 216 человек, в 1635 году - 200 человек, в 1642 - 199 человек, то же число и в 1645 году.
Что же касается денежных доходов Сургута, то они никогда не покрывали расходов. Из сметной книги 1635 года видно, что главную статью денежного дохода составляли пошлины с торговых и промышленных людей; то же, впрочем, мы наблюдаем и во всех сибирских городах того времени. Но в первые годы существования Сургута пошлин не было: для привлечения сюда торговых людей правительство объявило, что они в новом городе будут пользоваться правами беспошлинной торговли. Это распоряжение действительно привлекло с Сургут массу торговых и промышленных людей. Скоро правительство увидело, что данная льгота как средство привлечения в Сургут, больше не нужна, и уже в 1597 году приказало сургутским воеводам уничтожить эту льготу и собирать пошлину, как и в других сибирских городах. Эти меры в значительной степени ослабили прилив в Сургутскую область торговых людей.
Цель постройки Сургута главным образом состояла в том, чтобы подчинить своей власти Пегую Орду, или нарымских остяков. К исполнению наказа, в котором говорилось, что необходимо подчинить обложить ясаком князя Воню, воеводы должны были приступить немедленно после основания города. Но первые воеводы не смогли сломить упорство князя Вони; чтобы выручить из плена своего сына, он прислал ясак в том же 1594 году, и на этом все и закончилось. В следующем году в Сургуте сменились воеводы, но Воня отказался платить ясак и более того сам решился перейти в наступление, начал собирать войско, чтобы уничтожить город Сургут. Поэтому тобольскому воеводе было приказано собрать 50 лучших служилых людей, до 100 человек татар послать с атаманами и боярскими детьми в Сургут, велено березовскому воеводе послать туда же 50 человек, и князь Игичей Алачеев должен был выбрать из своих людей 100 человек и вместе с ними идти в Сургут. Все это войско 300 человек должны были собраться в Сургуте весной 1597 года и поступить под начальство сургутского головы Ивана Калемина; к ним велено еще прибавить сургутских служилых людей 100 человек и 150 остяков. Таким образом, в походе против Вони должны были принять участие всего 500 человек; такое многочисленное войско московское правительство не посылало даже против Кучума. Известно, что со стороны князя Вони было человек 400, но ничего о самом походе не известно. На успех и последствия этого похода мы имеет только косвенные доказательства. Известно, что поход был выполнен в 1598 году и именно в этом же году у сургутских служилых людей появилась масса пленных.
§3. Первые русские торговые города Сибири
русский город сибирь
Верхотурье
У конца этой дороги, там, где она подошла к реке Туре, было признано необходимым иметь укрепленное место, подобное тому, которое было на Лозве. Но это делало Лозвинский городок ненужным. Около него было очень редкое вогульское население, поэтому было излишним тратить средства на содержание этого городка, так как вогулами можно было удобно управлять и держать в подчинении частью из Пелыма, частью из нового города Верхотурья. Лозвинский городок был срыт, а служилые люди из него были использованы при построении и заселении города Верхотурья.
Первыми строителями этого города были Головин Василий Петрович и Воейков Иван Васильевич. Верхотурье было заложено весной 1598. Они были первыми начальными лицами в новом городе: первый - второй - головой. Осенью 1599 года их сменили воевода Иван Михайлович Вяземский и голова Таврило Самойлович Салманов.
Верхотурье, по своему положению на правительственном тракте, являлось как бы воротами в Сибирь. Здесь была поставлена таможня, через которую должны были проходить все проезжавшие Камским путем за Урал. Со своей стороны, таможня эта была как бы центром целой сети более мелких таможенных застав, посредством которых казна стремилась устранить всякую возможность обхода Верхотурской таможни.
Движение через Верхотурскую заставу было значительное. Во-первых, через нее шли все правительственные сношения с Сибирью: ездили воеводы, отправившиеся на место своей службы в сибирские города, провозился хлеб для сибирских гарнизонов, гнали гонцы с отписками. Летом 1623 г. из Верхотурья было отпущено 86 судов различного размера: 6 кочей, 8 стругов, 18 дощанников, 31 лодья, 5 павозков и 8 лодок.
Первыми обитателями Верхотурья, кроме его строителей, были жители города Лозвы: два человека боярских детей, 46 человек стрельцов и казаков, два подьячих, вогульский толмач, мельник, кирпичник, банник и несколько сторожей. В этом же году из Перми Великой прислан в новый город поп Леонтий и, вероятно, с дьячком для служения в Троицкой церкви, а из Тобольска туда же переведен атаман казацкий Пинай Степанов. Весь этот контингент населения получал в разных размерах из казны денежное и хлебное жалованье; всего по 1599 год служилым людям, ружникам и оброчникам приходилось по окладу 247 р. 75 к. денег, 300 ч. муки, 281/8 толокна да 100 пудов соли. Но священник верхотурский в первое время получал жалованье не из государевой казны, а от пермской земли - по 15 р. в год, и только в 1601 году пожалован денежной и хлебной ругой - по 6 р., 7ч. ржи, по чети круп и толокна. Между обитателями Верхотурья уже во второй год существования этого города встречаются торговые люди и крестьяне. Так, в 1599 году переселены из Вятки два торговых человека - Терентьев и Лашкин, в следующем году - 50 ямщиков и 80 плотников, набранных в разных поморских городах. Кроме того, у служилых, торговых людей и пашенных крестьян встречаются наймиты из вольных людей, которых также нужно отнести к первоначальным жителям города Верхотурья. Благодаря относительной близости этого сибирского города и положению его на большой дороге, в нем появляется такое множество «охочих, гулящих людей», что уже в 1604 году велено верхотурскому воеводе набрать из них 50 человек на службу в Сургут, а в следующем году такое же количество в Томск. И впоследствии прилив «охочих людей» в город Верхотурье был довольно значительный; правительство и частные лица пользуются этим элементом как для разных работ, так и для заселения разных мест Сибири. По дозору Михаила Тюхина в 1624 году Верхотурье представляется уже довольно застроенным и заселенным городом. В нем находились два храма с приделами, государев гостиный двор с четырьмя горницами для приезда торговых людей и 60 амбаров для склада их товаров, две государевы житницы, съезжая изба, 13 лавок, принадлежащих разным частным лицам, и 112 дворов, из них два воеводских, 7 священно- и церковнослужителей, 1 сына боярского, 3 подьячих, 1 сотника стрелецкого, 39 стрелецких дворов, 26 дворов посадских людей, 25 дворов пашенных крестьян и несколько дворов, принадлежащих просфорнице, палачу, сторожу и т.п.
Заселяя Верхотурский уезд русским элементом, московское правительство при этом прежде всего преследовалоэкономические цели, стремилось развить земледелие по тусторону Уральского хребта, чтобы Сибирь могла иметь свойместный хлеб.
Мангазея
В Мангазее уже к концу XVI века были поставлены русскими промышленниками остроги. Есть летописное известие, что в 1598 году царь Федор Иванович на основании сведений об этом крае отправил в Мангазею Федора Дьякова с товарищами для исследования этой территории и обложения местного населения ясаком. Дьяков вернулся в Москву в 1600 году. Он же, вероятно, первый сообщил правительству, что пустозерцы, вымичи и другие торговые люди московских городов уже собирали ясак с местного населения в свою пользу, а говорили, что собирают ясак для государства. И в 1600 году московское правительство решило снарядить экспедицию в Мангазею для подчинения местного населения и основания в устье реки Таз острога.
В 1601 году была заложена Мангазея. Создание острога предусматривало прежде всего строительство служебных зданий - воеводского двора, съезжей избы, тюрьмы, церкви, и караульного помещения. Служилые люди селились за пределами острога в новых постройках или в тех, которые остались от поморского городка построенного торговыми людьми.
Самая интенсивная застройка и освоение территории Мангазеи происходило в 1607-1629 года. В это время Мангазея в социально-экономическом и административном отношении приобрела те особые черты феодального «непашенного» города, которые не только позволили поставить его в один ряд с крупными городами, но и придали ему характер северного городского поселения.
Черт эти особенно ярко проявились в создании большой торговой части, занявшей значительную часть посада. Мангазея была хорошо спланирована. Особое внимание уделялось застройке и благоустройству центральной части торговой стороны, где разместился большойгостиный двор в окружении сорока с лишним амбаров и таможня с амбарами.
По «росписному списку 1625 г.» население города состояло из «попа, дьякона, дьячок, пономарь, два подьячих съезжей избы, подьячий таможенный, голова таможенный, несколько человек торговых людей, палач, сторожа, пять человек толмачей и 53 человека служилых». Это постоянное население Мангазеи, а кроме того в город ежегодно присылались из Березова 50 человек стрельцов и казаков. Но они почти и не жили в городе, а только ходили и собирали ясак. Но торговых и промышленных людей, временно проживавших в городе, было очень много - от 600 и до 1000 человек ежегодно. Эти гости разделялись налетних и зимних, и за проживание в городе платили по 60 копеек с человека. Они, собственно, не жили в городе, а имели только временный приют и держали здесь склады товаров и промышленной добычи, сами же почти круглый год бродили по Мангазейскому уезду ради торгов и промыслов.
Благодаря разным постоянным денежным доходам государству не приходилось посылать деньги в Мангазею: налоговые сборы не только покрывали все денежные расходы, но и в значительной степени хлебные.
Заключение
Первые города Сибири по своим основным функциям различались. Каждый город выполнял определенные задачи, которые почти никогда не совпадали с задачами других городов, но все же их можно объединить в некоторые группы. Так, например, Тюмень после возвышения Тобольска стала поставлять хлеб в «непашенные города», а Тобольск являлся административным и религиозным центром всей Сибири.
Но не смотря на различные функции, первые города Сибири создали прочную основу для продвижения русского населения на восток, окончательно закрепили за государством территории Западной Сибири.
Список литературы
1.Ананьев Д.А., Комлева Е.В., Раев Д.Я., Резун Д.Я., Соколовский И.Р., Туманик Е.Н. «Новые земли» и освоение Сибири в XVII-XIX вв.: очерки истории и историографии - Новосибирск: Сова, 2006 г., - 227 с.
2.Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири XVI-XVII века - М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1928 г., - 200с.
.Белов М.И., Овсянников О.В., Старков В.Ф.. Мангазея. Мангазейский морской ход - Ленинград: Гидрометиздат, 1980 г., - 163с.
5.Буцинский П.Н. Мангазея, Сургут, Нарым и Кетск - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999 г., - В 2 т., Т.II, 328 с.
.Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири. - М.: Стройиздат, 1978 г., - 190 с.
7.Кружинов В.М. Тюмень: вехи истории - Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1997 г. - 224 с.
8.Миллер Г.Ф. История Сибири - М.: Издательство Академии наук СССР, 1937 г., - В 3 т., Т.I, 607с.
.Славцов П.А. История Сибири от Ермака до Екатерины II. - М.: Вече, 2006г., - 512 с.