Церковное пение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,96 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Церковное пение

Содержание

Введение

. Максим Созонтович Березовский особенности творчества композитора

.1 Оперный солист М.С. Березовский

.2 Биография М.С. Березовского

.3 Обучение в Италии

.4 Экзамен в Болонскую академию

.5 Возвращение на родину

.6 Трагическая любовь

.7 «Не отвержи мене во время старости…»

. Дмитрий Степанович Бортнянский особенности творчества композитора

.1 Обучение в Санкт - Петербурге

.2 Жизнь в Италии

.3 Возвращение в Россию

. Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь

.1 Класс на уровне академии

.2 Религиозные взгляды Веделя

.3 Произведения А.Веделя

. Церковная музыка XVIII

Заключение


Введение

Особое место в духовной жизни Православной церкви занимает церковное пение, возбуждающее молитвенный дух, назидающее и укрепляющее в вере. Церковная песнь и молитва - неотделимы. Церковь, следуя греческой богослужебной традиции, никогда не использовала в храме инструментальной музыки. Поэтому когда говорят о церковной музыке, имеют в виду исключительно вокальное искусство.

Певцы появились в наших храмах одновременно с русским духовенством. Сохранившиеся от XI - XII столетий певческие рукописи свидетельствуют, что процесс становления русского церковного пения был сложным. Первые напевы, записанные греческими знаками, назывались знаменными. Их отличительная черта - связь с русской национальной музыкой, с русским фольклором, особенно с былинами. Изменение ритма мелодий в связи с переводом греческих текстов на славянский язык, сообщало и пению славянский характер. Отличительная особенность древнерусского пения - спокойствие, самоуглубленность и преобладание акцентов на тексте.

До сих пор не вполне разрешены вопросы, связанные с расшифровкой древней крюковой нотации. Она указывала направление голосоведения, а формой его был речитатив с протяжным произнесением гласных звуков, в которых передавалось внутреннее состояние переживаний человека от высокого вдохновения и духовного веселия, до скорбных мотивов покаяния, но никогда не отчаяния. Даже плач о грехах, который выступает как одна из высоких степеней внутреннего духовного совершенства это всегда печаль светлая, печаль, исполненная надежды.

1. Максим Созонтович Березовский особенности творчества композитора

<#"justify">Знаменитый русский композитор, певчий, капельмейстер, директор Придворного певческого хора, дирижер, педагог.

Дмитрий Степанович Бортнянский родился в семье казака, служившего у гетмана К.Г. Разумовского в городе Глухове (Черниговской губернии)

Первые ростки неожиданного таланта домашние приметили, едва Дмитрию исполнилось шесть лет. Примечено было, что отрок обладает прекрасным чистым голосом, да к тому же еще и поет правильно, без фальши: Причем схватывает мелодии буквально на лету, даже повторять не надо. Через несколько месяцев привели Бортнянские Дмитрия в певческую школу.

Шести лет был отдан в глуховскую певческую школу, где учеников обучали не только пению, но и игре на скрипке, гуслях, бундуре. Училось ему легко. Ко всему проявлял новичок большой интерес. До пения был охотен, а это и было главным, ибо не столько учение, сколько постоянная служба была правилом для глуховских школяров. Дмитрий часто выставлялся в качестве солиста. Уже в школе Бортнянский начал учиться игре на одном из музыкальных инструментов, а в дальнейшем - приобретать навыки в области композиции.

Бортнянский обладал особым голосом - дискантом, присущим мальчикам до определенного подросткового возраста. Чистота дискантов всегда имела важнейшее значение для хора. Проучившись год или два, Дмитрий попал в число десяти лучших учеников-певчих, отобранных для Придворной капеллы, и был отправлен в Санкт-Петербург. Матушка перекрестила Дмитрия, сунув ему в узелок с дорожными гостинцами маленькую иконку. Обоз тронулся и вскоре скрылся за поворотом. Больше своих родителей Дмитрий Бортнянский не увидит никогда...

2.1 Обучение в Санкт - Петербурге

Трудности службы перемежались с радостными впечатлениями от ласкового покровительства и роскоши. "Прекрасная наружность и врожденное дарование малютки обратили на него внимание императрицы Елизаветы Петровны, доходившиее до материнской заботливости. В одну заутреню на Светлое Христово Воскресение, маленький Бортнянский, утомленный церковным богослужением, заснул на клиросе. Императрица заметила это и, по окончании службы, приказала отнести его на свою половину и осторожно положить в постель. Бортнянский проснулся и не верил глазам своим. Считая пробуждение продолжением сна, он долго не мог прийти в себя, и своим детским страхом и смущением заставил смеяться свою милостивую покровительницу».

Придворные певчие также постоянно участвовали в оперных постановках и всевозможных концертах и «музыкальных увеселениях» двора. Сохранилось свидетельство и об оперном выступлении Бортнянского. В 1758 году придворным музыкантом Германом Раупахом была написана опера «Альцеста» на либретто А. Сумарокова.

В 1764 году постановка была возобновлена, и вскоре было напечатано либретто оперы. В перечне действующих лиц и исполнителей против главной мужской партии стояла фамилия Бортнянского. Тогда ему было 13 лет. Певчих, способных к театральному исполнительству, прикрепляли к Шляхетскому корпус для обучения драматическому актерскому искусству. Среди его воспитанников был и Бортнянский.

Обучался Бортнянский и иностранным языкам. Бортнянский, несомненно, ярко выделялся своей одаренностью и получил определенное музыкально-теоретическое образование. Предполагается, что его учителями были Марк Федорович Полторацкий, Герман Раупах и Иосиф Штарцер, бывший концертмейстером и автором ряда балетных произведений.

марта 1763 года, когда после завершения траура по Елизавете новая императрица задумала превзойти свою предшественницу, она подписала указ "О выписании в службу ко двору из Венеции славного капельмейстера Галуппи Буронелли". Екатерина хотела заполучить ко двору не просто именитого композитора, а музыканта - "звезду", одного из лучших европейских капельмейстеров. Сделав этот шаг, Екатерина невольно повлияла на судьбу малолетнего певчего Дмитрия Бортнянского, самозабвенно распевавшего тогда арии на оперных подмостках Петербурга.

Побывав на выступлении Придворной певческой капеллы, Галуппи приметил нескольких, на его взгляд, наиболее одаренных солистов. Одним из них оказался Дмитрий Бортнянский. Вскоре он узнал, что его новый подопечный уже снискал себе славу на оперной ниве. Присматриваясь же все больше к талантливому подростку, он примечал и некоторые другие особенности. Дмитрий необычайно быстро схватывал все то, что он говорил. Ему не стоило никакого труда повторить тут же, на память любые замысловатые пассажи, отдельные арии или же мотивы, наигранные композитором. Что же касается музыкальной науки, то и здесь не ощущалось особенных препятствий, чувствовалась основательная подготовка и - что особенно важно - горячее желание познавать все новое, неизведанное. Возвращаясь в Италию, Галуппи взял талантливого ученика с собой, и в 1768 Дмитрий был отправлен пенсионером в Италию

2.2 Жизнь в Италии

Пошли один за другим долгие месяцы обучения. Бортнянский занимался контрапунктом, играл на клавесине и органе, регулярно посещал венецианские театры, не пропускал ни одной важнейшей премьеры. Первое время Бортнянский находился в Венеции, занимаясь с Галуппи. Предметом занятий были опера и различные жанры католической музыки: от мотетов и месс на кантус фирмус до современных вокально-инструментальных композиций в оперном стиле.

В Италии «стажировались» многие композиторы Европы. Это был традиционный этап музыкального образования у Генделя, Глюка, Моцарта, а также Березовского, Мысливечека, а в XIX веке Глинки, Берлиоза, Бизе и многих других. Итальянские города, с их своеобразными особенностями и традициями музыкальной жизни, дополняли друг друга. Маршрут странствий Бортнянского по Италии, растянувшийся на десять лет, пролегал именно по этим городам.

Когда граф Алексей Григорьевич Орлов неожиданно прибыл в Венецию. На следующий день Дмитрий Степанович был поднят ни свет ни заря и вызван в консульский дом. Орлов предложил ему стать переводчиком в русской армии. Миссия юного переводчика завершилась успешно, и Дмитрий вернулся к музыке.

Из дошедших до нас хоровых сочинении итальянского периода особый интерес представляет так называемая «Немецкая обедня» это можно отнести ее к ранним композиторским опытам Бортнянского. «Немецкая обедня» интересна тем, что некоторые из входящих в нее хоральных песнопений основаны на старинных напевах, используемых в православной духовной музыке.

Годы пребывания Бортнянского в различных городах Италии намечены лишь пунктиром. Так, благодаря надписи на автографе «Ave Maria» известно, что в 1775 году он был в Неаполе. С 1776 по 1778 годы композитор, по-видимому, вновь был связан с Венецией, так как в ноябре 1776 года в венецианском театре «San Benedetto» была поставлена опера «Креонт», а в 1778 году там же в театре «Sant Samuel» прозвучала опера «Алкид». Конец 1778 года застает Бортнянского в Модене, где ставится последняя из его итальянских опер - «Квинт Фабий».

В 1779 г. он получил письмо от главного директора над спектаклями и придворной музыкой, Елагина, призывавшего его вернуться в Россию.

2.3 Возвращение в Россию

В 1779 году Бортнянский возвращается на родину в Санкт-Петербург. Прибытие композитора в Россию и встреча его с Екатериной II прошли удачно. По преданию, он преподнес императрице свои сочинения, которые произвели сенсацию. Бортнянский получил должность капельмейстера Придворного певческого хора и денежное вознаграждение.

Началом нового этапа в творчестве Бортнянского, полностью посвященного созданию хоровой музыки, можно считать 1779-1780 годы. Кончилась эпоха полифонического концерта Березовского, Галуппи, Траэтты. Первое, что характеризует произведения Бортнянского, - это современный музыкальный язык, твердая опора на бытующие светские жанры.

Бортнянский вошел в моду. Его печатают в газетах. По условиям того времени это надо рассматривать не как начало их общественно-музыкальной жизни, которая, возможно, принесет успех, а как результат популярности. Изданиям, вероятно, предшествовали рукописные копии.

После весенних пасхальных торжеств 30 апреля 1785 года Дмитрию Степановичу был пожалован первый в его жизни, пока что не высокий, но все-таки чин - коллежского асессора, по армейскому счету равнозначный майорскому

В 1786 году пишет оперу "Празднество сеньора, комедия с ариями и балетом". Решено было взять за сюжет идиллическую встречу в небольшой деревне прибывающего сюда владельца. Успех "Празднества сеньора", игра актеров, а главное - дивная музыка вызвали желание испробовать силы участников представления в новой опере, более объемной и сложной. Мария Федоровна обратилась к Лафермьеру с просьбой сочинить либретто. Уже в июле оно было готово. Оперу назвали "Сокол". Премьера "Сокола" состоялась вскоре - 11 октября 1786 года.

Ровно через год после "Сокола" в стенах увенчанного на крыше голубкой Павловского театра прозвучала новая и последняя из "французских" опер Бортнянского - "Сын-соперник, или Новая Стратоника". Это была, может быть, единственная в своем роде опера-сериа, написанная русским композитором, где одновременно заметны и многие элементы оперы-буффа.

Оперы были далеко не единственным приложением сил и дарования Бортнянского. Вернувшись в Россию, он принялся с большой охотой и немалой энергией за создание хоровых концертов.

По отзывам современников, Бортнянский был чрезвычайно симпатичный человек, строгий к службе, горячо преданный искусству, добрый и снисходительный к людям.

3. Артемий Лукьянович Ведель, творческий путь

Ведель считается украинским композитором; по своей духовно-музыкальной культуре он сочетал итальянскую музыкальную хоровую культуру с типичными чертами украинской народной музыкальности. Возможно, он родился в 1767 году, а скончался в 1808 или даже в 1811 году.

Артемий Ведель родился в Киеве на Подоле в апреле 1767 года в семье Лукьяна Власовича и Елены Григорьевны Ведельских. Отец, известный резчик по дереву, имел свою мастерскую и делал иконостасы. Единственный сын супругов был красивый юноша с глазами, которые излучали свет, имел нежный голос, спокойный характер и чрезвычайно тактичный.

Будущий композитор учился в Киево-Могилянской академии в классе философии. В годы учебы начал писать музыку, дирижировал академическим хором и оркестром, виртуозно играл на скрипке.Однажды его игру услышал московский генерал-губернатор Петр Еропкин и загорелся желанием иметь при себе талантливого музыканта. Вопреки желанию Артемия его отправили в Москву управлять генеральской капеллой.

В то время было много различных оркестров и хоров. Но коллектив Веделя стал одним из лучших и по художественному уровню уступал лишь Придворной императорской капелле. За пять лет пребывания в Москве киевлянин обрел известность и как композитор. Но его угнетала тоска по Украине. Когда Еропкин умер, Артемий, сославшись на нездоровье, уехал домой.

В те времена в Киеве славились в основном церковные хоры, а из светских - хор генерала Леванидова, созданный при штабе пехотного корпуса. Генерал попросил Веделя руководить им, произвел в поручики. Он оказывал композитору содействие и в творчестве, и в военной карьере. Артемий быстро продвигался по службе: канцелярист, младший адъютант, старший адъютант-капитан. Успешным в это время было и музыкальное творчество: он написал шесть концертов и другие произведения. А хор достиг мистических вершин.

Украинские помещики заказывали композиторам пьесы для домашних капелл и хорошо платили. Однажды Ведель получил 300 рублей за два произведения. А Григорий Сковорода, будучи регентом придворного хора в Петербурге, получал 20 рублей в год, что считалось немало. Известен и такой факт. После исполнения концерта Доколе, Господи потрясенный князь Дашков снял с себя расшитый золотом шарф, положил в него 50 рублей и преподнес автору. Но Ведель за богатством не гнался и все раздавал бедным.

3.1 Класс на уровне академии

Генерала Леванидова назначали губернатором Харьковского наместничества, и Ведель поехал с ним. Он руководил хором и оркестром, преподавал пение в Казенном училище. Написал три концерта, другие композиции, которые звучали в церквях. Жители Харькова высоко ценили их.

Но вот у власти Павел І. Он не любил искуство. Корпус Леванидова расформировали, капеллу отменили, наместничество ликвидировали и восстановили Слободско-Украинскую губернию. Капитан Ведель подал в отставку и перешел на службу к новому губернатору Алексею Теплову, который высоко ценил его талант. Теперь Ведель руководит губернской капеллой и учит музыке детей. Его ученики занимали первые места в придворных капеллах Петербурга, Москвы, столичных митрополичьих хорах. Дирижер Санкт-Петербургской придворной капеллы композитор Дмитрий Бортнянский расценивал вокальные классы Веделя как музыкальную академию.

Но постепенно культурная жизнь Харькова стала приходить в упадок. Не стало театра, губернского хора, симфонических оркестров. Исполнение песнопений Веделя в церквях было запрещено.

Он возвращается в Киев. Чувствует, что его музыка больше не нужна. Я целиком неустроенный в моей судьбе. Ни сие, ни то, но что делать? - пишет Артемий Лукьянович Турчанинову.

3.2 Религиозные взгляды Веделя

Ведель был глубоко религиозным человеком. Даже состоя на военной службе, жил замкнуто. Только сочинял музыку, читал и молился. Почти ежедневно ходил в церковь, знал наизусть все 150 псалмов, часто причащался, мяса не ел никогда, спал на грубой подстилке.

Его вообще многие не понимали. Жил в Москве - но уехал, имел много денег - и раздал все, стал нищим. Был красив - но избегал женскаго общества. Ведель начал юродствовать, и стали думать, что он помешался. Но это был взятый им на себя подвиг самоотречения.

Артемий Лукьянович стал послушником в Киево-Печерской лавре. Служил безупречно, был примером для других в покорности и терпеливости. Но, видимо, не нашел того, что искал. Он отказался стать монахом, сбежал из монастыря. По одной из версий, такой поступок известного человека вызвал недовольство монастырского начальства. И сфабриковали дело. Нашли бумаги, на которых якобы почерком Веделя были написаны нелепости о царской семье.

Веделя объявили сумасшедшим. Выследили на улице и увезли в Инвалидный дом при Кирилловском монастыре. Разрешение на это испросили у Павла I. По Высочайшему повелению содержали композитора пристойным образом, но не давали ему ни пера, ни бумаги, ни чернил. И так девять кошмарных лет...

Друзья ходатайствовали за него, однако безуспешно. Даже Александр I, сменивший Павла, приказал Веделя оставить в нынешнем полонении.

Он тяжело заболел. Тогда его передали на попечение отца. А как поправится - взять его от отца, отослать в дом сумасшедших в Киеве и держать без выпуску. Но 41-летнему Артемию Лукьяновичу осталось всего несколько дней жизни. 14 июля 1808 года он тихо отдал Богу душу, молясь на коленях в отцовском саду. На его похоронах было много людей, хотя за годы заточения музыканта могли и забыть. Однако он сам писал: Пока будет нестись время, до тех пор я буду существовать.

.3 Произведения А.Веделя

Сегодня известно около 80 произведений Веделя. Лучшие - Услыши, Господи, глас мой, Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, Покаяния отверзи ми двери.

Музыку Артемия Веделя не раз запрещали исполнять. Но не издававшиеся при его жизни сочинения в рукописях расходились по рукам, их пела вся Русь. Позднее они стали важнейшим элементом богослужения в храмах, зазвучали в концертах.

Ведель сам дирижировал, когда исполнялись его произведения, и солировал. Его тенор завораживал. Любимый ученик Веделя, церковный композитор и протоиерей Петр Турчанинов.

В Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в Национальной филармонии, на других площадках проходят концерты и фестивали из произведений классика украинской хоровой музыки. Их исполняют лучшие музыкальные коллективы. Издана первая в мире Антология произведений Артемия Веделя. На фасаде Киево-Могилянской академии ему установлена мемориальная доска.

По своему характеру, сочинения Веделя служат как бы переходом от безудержного «концертизма» и увлечения чисто внешним блеском «музыки» к южнорусскому лиризму, в котором музыка все же до некоторой степени согласуется со смыслом текста. Уставные напевы не привлекали к себе музыкального творческого внимания Веделя.

Но тексты некоторых строго гласовых песнопений служили Веделю иногда для музыкальной обработки этого текста как «концерта». Много сочинений Веделя пропало неизвестно как и куда. В настоящее время сочинения Веделя, кроме его «Покаяния», нигде больше не исполняются и забыты.

4. Церковная музыка XVIII

Слабость нашей культуры, отсутствие правильной систематической школы, не только музыкальной, но и общеобразовательной, проистекавшее отсюда отсутствие преемственности развития, делали все это движение непрочным. Со второй половины XVIII века указанное движение в области церковной музыки уступает место, - по-видимому, без особой борьбы, - новым видам итальянского партесного или концертного пения, ведущим свое начало от произведений итальянских приезжих маэстро, - Галунни, Сарти, - и их ближайших учеников и последователей.

Уже при Анне Иоанновне <#"justify">Заключение

Творчество выдающихся композиторов, таких как - Березовского, Бортнянского и Ведела очень сильно повлияло на историю церковной музыки XIX в. Киевской Руси. Каждый композитор внес свой особый бесценный вклад.

В настоящее время в наших храмах преобладает полифония. От древнерусского напева мы уже отвыкли, хотя сейчас интерес к нему возрождается. Лучшие образцы современной церковной музыки продолжают традиции старинных распевов и творчества композиторов XIX в. Возрождение древнерусских традиций церковной музыки является одним из путей к облегчению понимания церковной службы верующими. Ведь музыка, как в свое время говорили - это родная сестра религии.

Она создает внутреннюю гармонию души, и поэтому там, где она построена на авторских эмоциональных всплесках - на молитвенный лад настроиться очень трудно, но если музыка находится в согласии со смыслом, она не отвлекает, а помогает сосредоточиться на молитве.

Список использованной литературы

1. Металлов, "Очерк истории православного церковного пения в России". - 2-е изд., Москва, 1896;

. В. Морков, "Протоиерей Петр Иванович Турчанинов". - Санкт-Петербург, 1862;

. Металлов В. «Очерк истории церковного пения в России». Троице-Сергиева лавра, 1995.

. С.В. Смоленский, "Обзор исторических концертов Синодального училища церковного пения". - Москва, 1895;

. П.П. Сошальский, "История церковного пения в России". - Одесса, 1872;

. Д.Н. Соловьев, "Церковное пение в Валаамской обители". - Санкт-Петербург, 1889;

Похожие работы на - Церковное пение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!