Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения в культурно-досуговом учреждении

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    212,47 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения в культурно-досуговом учреждении

Выпускная квалификационная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ НА ОСНОВЕ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКИ ПЕНИЯ В КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические и методические основы резонансной техники пения

.1 Основные физические свойства резонаторов

.2 Резонаторы голосового аппарата певца, их функции

.3 Методические приёмы направления звука в резонаторы

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

резонансный пение голосовой тембр

В настоящее время в связи с развитием эстрадного искусства, эстрадная песня пользуется огромной популярностью у широких масс. Обучение эстрадных певцов происходит как в высших и средних специальных учебных заведениях, так и в учреждениях дополнительного образования и культурно-досуговых учреждениях. Задача педагогов - помочь им выявить меру своего таланта, как можно шире раскрыть вокальные возможности в поиске индивидуального певческого голоса.

Обучение эстрадному пению происходит на основе классической методики, разница лишь в стилистических особенностях, многообразии жанров, манере исполнения. Одно из основных отличий голосов выдающихся певцов от голосов неквалифицированных исполнителей заключается в том, что мастера пения владеют особой техникой голосообразования, которую педагоги-вокалисты называют резонансной техникой пения. Суть этой техники состоит в максимальной активизации певцом резонансных свойств своего голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта - силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

В работе с певцами-любителями в культурно - досуговых учреждениях преподаватели вокала часто сталкиваются с неумением певца использовать резонаторы в процессе пения. Это проявляется в «зажатости», «горловой» окраске звука, отсутствии «полётности» голоса. Исходя из актуальности проблемы, нами была определена тема исследования:

«Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения в культурно-досуговых учреждениях (на примере вокальной студии Дома офицеров Волочаевского гарнизона г. Хабаровска)».

Цель данной работы: доказать, что резонансная техника пения действительно приводит к хорошим результатам: яркости, силе, ровности певческого тембра.

Задачи:

.        Выявить основные принципы резонансной техники певческого голоса;

.        Провести анализ научно-исследовательской и методической литературы;

.        Провести опытно-экспериментальную работу.

Объектом исследования: является резонансная техника пения как система приёмов и методов обучения.

Предметом исследования является процесс обучения исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения юношеского возраста в культурно - досуговых учреждениях.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения будет эффективнее в условиях взаимосвязи:

. Ясного представления понятий «резонанс» и «резонаторы»;

. Осознания функций резонаторов;

. Четкой системы методов обучения;

. Владения приемами педагогической практики для направления звука в резонаторы;

. Активного использования резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

Методологической основой работы явились концепции В.П. Морозова, Г.Н. Тица, П.И. Скусниченко, Л.Б. Дмитриева.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа;

. Метод систематизации;

. Метод сравнительного анализа;

. Метод педагогического наблюдения;

. Метод обработки результатов практической работы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во Введении обозначена проблема исследования, ее актуальность, определены цели, задачи, методологическая основа, методы исследования, выдвинута гипотеза, определен объект и предмет исследования.

В Первой главе дано описание теоретических основ резонансной техники пения, основных физических свойств резонаторов, функций резонаторов в певческом процессе.

Во Второй главе дано описание опытно-экспериментальной работы на базе вокальной студии Дома Офицеров волочаевского гарнизона г. Хабаровска.

В Заключении подводятся итоги работы, отмечается значимость резонансной техники пения в формировании исполнителя эстрадной песни, приводятся основные выводы и подтверждается гипотеза.

Глава 1. Теоретические и методические основы резонансной техники пения

Исследования вокального искусства привело ученых к выводу, что секрет превращения голосового аппарата в уникальный музыкальный инструмент скрыт отнюдь не в опасных манипуляциях голосовыми связками, а в интуитивном (по большей части) использовании энергии, которую дает голосу резонанс и резонаторы.

.1 Основные физические свойства резонаторов

Слово резонанс происходит от французского слова resonance - звучать. Резонировать могут всевозможные упругие физические тела - твердые, жидкие, газообразные, например, воздух. При этом резонировать могут только те тела, в которых могут распространяться волновые процессы, т. е. колебания среды. Не все материалы могут резонировать, иные гасят звуковые колебания, например войлок. Важным условием возникновения резонанса является наличие у того или иного тела так называемой собственной резонансной частоты. Собственная резонансная частота- это такая частота колебаний, с которой данное физическое тело начнет колебаться, будучи выведенным из состояния покоя какой-либо внешней возбуждающей силой, например толчком, как качели, маятник часов и др., или ударом, как ножки камертона, корпус колокола, струна рояля, или потоком воздуха, как труба органа или бутылка, если подуть в ее горлышко и т.д.. Собственную резонансную частоту называют иногда частотой свободных колебаний [9, 45].

Резонансом называется явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой данного тела.

Акустическим резонатором является любой пустотелый сосуд, наполненный воздухом, сообщающийся с окружающим пространством одним или несколькими отверстиями и отвечающий - т. е. резонирующий - на звуки определенной высоты (частоты звуковых колебаний), соответствующие его собственной резонансной частоте. Резонирующим звучащим телом в акустическом резонаторе является воздух. Материал стенок резонатора влияет на его свойства. В частности, мягкие стенки, как, например, в голосовом аппарате человека, несколько понижают его собственную резонансную частоту по сравнению с жесткими, а также увеличивают потери на поглощение звуковых волн. Однако, эти потери с лихвой окупаются той огромной ролью, которую играют вибрационные ощущения певцом резонансных звуковых волн для формирования профессионального певческого голоса.

Собственная резонансная частота резонатора зависит от его размеров и формы, прежде всего от его объема: чем больше объем, тем ниже резонансная частота. В этом легко убедиться, если подуть (сбоку) в горлышко бутылок разного размера или уменьшать объем одной бутылки, заполняя ее водой. Так, стандартная пол-литровая бутылка будет менять свой резонансный тон от ноты mi (частота 164,8 Гц), когда она пустая, и до ноты la-бемоль (830,6 Гц), когда почти полная. Помимо объема на резонансную частоту влияет площадь отверстия или, как его называют, «горла» резонатора, соединяющего его с атмосферой: чем шире отверстие «горла», тем выше резонансный тон. Влияет также и длина «горла» резонатора: удлинение «горла» понижает резонансную частоту и наоборот[10, 18].

Резонатор усиливает колебания, соответствующие его собственной частоте, не требуя практически никакой дополнительной энергии. Любой источник звуковых колебаний, например камертон, струна скрипки или голосовые связки певца, способен превратить в звук лишь небольшую часть своей колебательной энергии. Много большая часть энергии, расходуется непроизводительно: на преодоление трения, бесполезное тепло. Коэффициент полезного действия вибратора без резонатора весьма невелик - ничтожные доли процента. Акустические вибраторы имеют, как правило, слишком малые размеры, чтобы заставить колебаться большие массы воздуха, т. е. создать сильный звук. Малые вибраторы не согласованы со свойствами звуковой воздушной среды и нуждаются в посредниках для эффективного превращения их колебательной энергии в звуковые волны. В качестве такого рода посредников выступают различного рода резонаторы, они увеличивают силу звука, не потребляя при этом никакой излишней дополнительной энергии, т. е. придают вибратору как бы «даровую» энергию за счет повышения его коэффициента полезного действия. В этом легко убедиться: если приставить к наушнику резонатор, то звук усилится, а потребление энергии наушником останется на прежнем уровне.

1.2 Резонаторы голосового аппарата певца, их функции

Голосовой аппарат певца делится на три части в соответствии с особым функциональным назначением этих частей.

) Гортань с голосовыми связками. Этот орган называем вибратором и возбудителем звука.

) Дыхательный аппарат - его иногда называют энергетической системой, так как дыхание - изначальный поставщик энергии голосу. Он включает в себя легкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, межреберные, брюшные, диафрагму, а также гладкую мускулатуру бронхов.

) Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и они в процессе пения объединяются (или не объединяются - это индивидуально) в единую, взаимосвязанную систему, т. е. единый звучащий комплекс[3, 15].

Звучащим телом в певческих резонаторах является воздух, ограниченный стенками дыхательного тракта, а не сами стенки, как иногда приходится слышать. Другое дело, что стенки голосового тракта приходят в соколебание с резонирующим в полостях воздухом и певец ощущает эти колебания, например:

в области грудной клетки (резонанс в трахее);

в области лицевых тканей в области «маски» (резонанс в носовой полости или в гайморовых пазухах);

в области твердого нёба в «точке Морана» (резонанс в ротовой полости) и т.п.

Эти ощущения, безусловно, можно назвать «ощущениями активности резонаторов», но помнить при этом, что резонируют (т.е. сильно увеличивают амплитуду своих колебаний) объемы воздуха в полостях-резонаторах и колебания свои передают стенкам голосового тракта. Они ощущаются певцом из-за присущей человеку виброчувствительности, благодаря наличию во всех живых тканях чувствительных нервных окончаний, воспринимающих вибрацию и вызывающих специфические певческие резонансные ощущения.

Различают:

верхние резонаторы - все, что выше гортани;

нижние - трахея с крупными бронхами[3, 19].

Верхние резонаторы нередко называют надставной трубой, поскольку они как бы надставлены сверху над гортанью. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении (и речи) имеет ротовая полость, поскольку это наиболее подвижный из всех резонаторов, благодаря участию языка, челюсти, губ, сильно изменяющих объем и форму ротового резонатора, что и обеспечивает артикуляцию гласных, как певческих, так и речевых. Важнейший резонатор - глотка, также подвижная, изменчивая по объему и форме полость. Особо важную роль в пении играет небольшая по объему надгортанная полость, образующаяся у хороших певцов путем сужения входа в гортань.

Наконец, к резонаторам относятся носовая полость и так называемые придаточные пазухи носа. Это - гайморовы полости, основная полость, решетчатый лабиринт и лобные пазухи. Они соединены с носовой полостью узкими проходами. Вибрация в лицевом костяке, особенно ощутимая от переносицы до передних зубов, сигнализирует, что и верхний, или головной, резонатор включен в работу. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой[10, 13 ].

Ощущение основания столба дает мышечный поясок - естественное напряжение мышц при правильном дыхании. Поступая в голову, звуковая волна проходит не горизонтально по направлению ко рту, а вертикально, как бы омывая его по кривой. При такой вокальной позиции мы ощущаем вибрацию в грудной клетке и даже можем заставить резонировать весь костяк до ступней ног и кистей рук - это работает нижний, или грудной, резонатор.

К основным функциям резонаторов в пении относятся:

) энергетическая;

) генераторная;

) фонетическая;

) эстетическая;

) защитная[10, 71].

Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Рассмотрение каждой из этих функций в отдельности позволяет нам подчеркнуть ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса.

Многообразна роль резонаторов в пении:

во-первых, они придают певческому голосу силу и полётность, причем без каких-либо нажимов со стороны дыхания и усилий гортани (т.е. дают голосу как бы “даровую энергию”);

во-вторых, облагораживают тембр голоса, так как голосовые связки в изолированной гортани порождают неприятные, “неприличные” звуки;

в-третьих, резонаторы защищают голосовые связки от перегрузок, облегчая их колебания.

Такой подход должен способствовать ориентации сознания и подсознания певца на резонансный принцип голосообразования, резонансные певческие ощущения, о которых говорят все выдающиеся мастера. Функции резонаторов состоят в обеспечении большой мощности и полетности певческого голоса, способности его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности [9,57].

Энергетическая функция резонаторов проявляется не только в увеличении силы певческого голоса, т. е. придания ему большой энергии, но и в переносе этой энергии слушателю. Это свойство хорошо известно под термином «полётность» голоса. Полётность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как «близкий» звук. «Близкий» звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал добиваться И. С. Козловский - «звук под носом», как он образно выражался. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене[].

Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент - резонатором. Голос трубы раздается на километры!

1.3 Методические приемы направления звука в резонаторы

В педагогической практике существует много приемов для направления звука в резонаторы:

. Прежде всего, это правильный вдох. При скрытом зевке поднимается небная занавеска, слегка расширяются ноздри, язык отходит от зубов и это создает высокую позицию в пении.

. Когда звуковая волна попадает в верхние резонирующие полости, то певческий голос приобретает необходимую ему звучность и красивую окраску. Поэтому ощущать звук надлежит не в передней части рта, откуда он уже выходит, а несколько выше, то есть в той части резонаторов, где он формируется.

. Голос находится в «маске» - старый термин, указывающий, что вибрационные раздражения возникают в области лица, закрываемой маскарадной маской. Откройте рот и выдвиньте верхнюю губу наподобие полки над камином. Так вы создадите благоприятные условия для попадания голоса в маску.

. Прикрывать звук означает получить более собранный, резонирующий, тембровообогащенный звук. Рекомендуется двумя пальцами придерживать углы рта, слегка сближая их, чтобы получилась фигура, приближающаяся к цифре 8.

. Нужно научиться направлять звук в верхний резонатор с поднятым небной занавеской. Придерживать крылья носа в приподнятом положении указательным и большим пальцами. (Прием на занятиях в классе).

. Грудное резонирование находится следующим образом: используя слуховой и мышечный контроль, мы находим ту установку дыхания, то положение и напряжение дыхательных мышц в области «подложечного круга», при котором у данного певца, на данной высоте лучше всего проявляется грудной резонанс.

Вибрационные раздражения отражают работу резонаторов и, следовательно, певец, ориентируясь на эти вибрационные раздражения, может сознательно управлять настройкой резонаторов и корректировать эту настройку в процессе звучания.

Вибрационные ощущения оказываются доминирующими в ощущении певческой опоры, так как объективным признаком опоры является особая мышечная деятельность дыхательного аппарата и особая организация всей резонаторной системы (10,14-16). Таким образом, проанализировав в данном разделе…

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа

Опытно - экспериментальная работа проводилась нами на базе исследования - вокальной студии Дома Офицеров Волочаевского гарнизона.

Цель данной работы: доказать, что резонансная техника пения действительно приводит к хорошим результатам: яркости, силе, ровности певческого тембра.

Задачи проведенной опытно-экспериментальной работы:

)        систематизация методологии резонансной техники пения в вокальной студии Дома Офицеров;

)        разработка и проверка методики на практике;

)        подготовка обучаемых к концертной деятельности;

)        подготовка обучаемых к конкурсу на лучшее исполнение эстрадной песни;

Объект исследования - резонансная техника пения как система приемов и методов обучения.

Предмет исследования - процесс обучения исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения юношеского возраста в культурно-досуговом учреждении.

Методы, применявшиеся в опытно-экспериментальной работе:

) Информационный (объяснительно - иллюстративный):

беседа;

рассказ;

рассуждение;

объяснение;

метод демонстрации музыкального материала голосом педагога, и воспроизведение услышанного учащимся.

) Практический метод (наблюдение, эксперимент);

) Репродуктивный метод (повторение, упражнение);

4) Продуктивный - самостоятельная работа (самостоятельная выработка и совершенствование навыков, самостоятельное закрепление и совершенствование усвоенных умений и навыков);

) Фонетический метод - один из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания;

) Метод внутреннего пения - метод развития внутрислуховых представлений;

) Метод сравнительного анализа - метод сравнения различных образцов звучания голоса.

На начальном этапе работы из военнослужащих срочной службы нами был проведен отбор в класс эстрадного вокала по следующим критериям:

) вокальные данные:

чистота интонирования;

естественность звукоизвлечения;

манера пения;

владение дыханием;

выразительность исполнения.

) музыкальные данные:

слух;

ритм;

память.

Кандидатам было предложено исполнить эстрадную песню. Оценивание происходило по пятибалльной системе. В итоге в класс эстрадного вокала было принято 6 человек.

Таблица 1. Состав принятых в класс эстрадного вокала.

№ п/пп/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Музыкальные данные

Вокальные данные

Исполнение эстрадной песни

Недостатки исполнения

1

Цигалов Андрей

19

5

4

4

Зажатость, неестественность звукоизвлечения

2

Меньшов Борис

19

5

4

4

узкий диапазон, нет звонкости, отсутствие вибрато

3

Углевич Николай

20

5

4

4

слабый динамический диапазон, зажатость

4

Бабкин Сергей

19

4

3

3

нечеткая дикция, неопределенное звучание фонем

5

Ушаков Владимир

20

5

4

4

отсутствие техники дыхания

6

Шамкин Алкесандр

19

4

4

4

Нет полетности, звук вялый


ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

методическая ясность, постепенное осознание учащимися своих певческих возможностей;

доступность терминологии педагога;

концентричность (периодическое повторение всех элементов звучания с целью их совершенствования);

воздействие на ученика музыкальным материалом, показ голосом, мышечные приемы, подражание, фонетический метод, словесный анализ;

возможность организации звучания голоса начинающего певца с помощью эмоционально-художественных представлений: к звуку через эмоцию.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: три месяца (февраль 2007 - май 2007).

На начальном этапе нами были определены две группы учащихся - контрольная и экспериментальная:

Таблица 2. Контрольная группа.

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Музыкальные данные

Вокальные данные

1

Цигалов Андрей

19

5

4

2

Меньшов Борис

19

5

4

3

Углевич Николай

20

5

4


Таблица 3. Экспериментальная группа

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Музыкальные данные

Вокальные данные

1

Бабкин Сергей

19

4

3

2

Ушаков Владимр

20

5

4

3

Шамкин Александр

19

4

4


В ходе эксперимента нами были определены критерии уровня силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

1. Высокий.

. Средний.

. Низкий.

Таблица 4. Оценка силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани в контрольной группе.

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Оценка

1

Цигалов Андрей

19

средний

2

Меньшов Борис

19

средний

3

Углевич Николай

20

средний


Таблица 5. Оценка силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани в экспериментальной группе.

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Оценка

1

Бабкин Сергей

19

слабый

2

Ушаков Владимир

20

средний

3

Шамкин Александр

19

средний


В ходе занятий на начальном этапе обучения использовались следующие формы работы:

)        Работа над постановкой исполнительского дыхания

(см. Приложение 2);

)        работа над артикуляцией;

)        работа над развитием звукового диапазона;

)        работа над развитием динамического диапазона;

)        работа над подвижностью голоса;

)        работа над песней (см. Приложение 7);

)        работа над артистизмом исполнения;

) работа над образностью и метафоричностью мышления и представлений певца о певческом голосе и механизмах его образования в голосовом аппарате.

)        работа с микрофоном.

Ученики обеих групп были ознакомлены с гигиеной голоса в условиях напряженной работы.

В ходе опытно - экспериментальной работы нами были выявлены и использованы приемы и методы резонансной техники пения. В отличие от контрольной группы ученики экспериментальной группы были ознакомлены с:

) терминологией резонансного пения;

) устройством певческого аппарата;

) взаимосвязи резонансной техники и эмоций.

В экспериментальной группе помимо основных форм работы, были использованы следующие упражнения и приемы на активизацию резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта - силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок:

)        упражнения на дыхание (см. Приложение 2);

)        вспомогательные упражнения (см. Приложение 3);

)        упражнения на концентрацию звука (см. Приложение 4);

)        упражнения на достижение силы звука, глубины и красоты тембра (см. Приложение 5);

)        упражнения на развитие субтона (см. Приложение 6);

)        упражнения на развитие певческого вибрато (см. Приложение 9);

)        приемы для направления звука в резонаторы (см. Глава 1. раздел 1.3.).

Одновременно шла работа над песней: подготовка к конкурсу военно-патриотической песни (см. Приложение 7).

Таблица 6. Конкурсная программа.

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Оценка

Исполняемое произведение, (авторы)

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

1

Цигалов Андрей

19

средний

«А я то знал» В. Астафьев, сл. Р. Егоров

2

Меньшов Борис

19

средний

«Русский парень» А. Зацепин, сл. М. Стреха

3

Углевич Николай

20

средний

«Синева» А. Васильев, сл. Н. Астахов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

4

Бабкин Сергей

19

слабый

«Берёзы» И. Матвиенко

5

Ушаков Владимир

20

средний

«Пацаны» А. Маршал

6

Шамкин Александр

19

средний

«Офицеры» О. Газманов


В ходе опытно-экспериментальной работы на основе используемой методики резонансной техники пения нами была выявлена динамика роста уровня силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

Перед конкурсным выступлением в ходе опытно - экспериментальной работы нами была сделана повторная оценка уровня развития звуковысотного интонирования и получены следующие результаты:

Таблица 7. Оценка перед конкурсом в контрольной группе

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

Оценка

1

Цигалов Андрей

19

средний

2

Меньшов Борис

19

средний

3

Углевич Николай.

20

средний


Таблица 8. Оценка перед конкурсом в экспериментальной группе

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст (лет)

1

Бабкин Сергей

19

средний

2

Ушаков Владимир

20

высокий

3

Шамкин Александр

19

высокий


Конкурс военно-патриотической песни проходил восьмого мая 2007 в Доме Офицеров Волочаевского гарнизона.

Таблица 9. Результаты выступления в конкурсе военно-патриотической песни

№ п/п

Фамилия, имя

Возраст

Оценка

Итоги

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА

1

Цигалов Андрей

19

средний

5 МЕСТО

2

Меньшов Борис

19

средний

4 МЕСТО

3

Углевич Николай

20

средний

3 МЕСТО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

4

Бабкин Сергей

19

средний

2 МЕСТО

5

Ушаков Владимир

20

высокий

1 МЕСТО

6

Шамкин Александр

19

высокий

1 МЕСТО


Таким образом, сравнивая исходный и конечный результаты активизации резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта уровня силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок можно выявить большую динамику развития в экспериментальной группе, участники которой показали лучшие результаты в итоговом выступлении эксперимента - конкурсе военно-патриотической песни.

Знания о работе голосового аппарата, о качествах вокального звучания, о способах его достижения, о законах музыкально-вокального исполнения ученик получает в процессе пения и овладения вокальными навыками. Самостоятельный и осмысленный подход к процессу голосообразования и способам, обеспечивающим нужные качества звучания, стимулирует сознательность в обучении и воспитывает положительные качества характера: пытливость, наблюдательность и любознательность.

Часто даже при скромных вокально-музыкальных данных наличие такого психического комплекса, как воля, целеустремленность, внимание, умение организовать свой певческий и общий жизненный режим, может привести к высокому профессиональному уровню. Иногда исключительные музыкально-вокальные данные остаются без реализации, если нет таких компонентов, как трудолюбие, воля.

Воспитание у молодых певцов резонансной техники пения, как правило, быстро приводит к хорошим результатам, яркости, силе, ровности голоса, овладению верхами.

С помощью резонансной техники, возможно восстанавливать, возвращать к жизни практически потерянные голоса (в результате неправильной певческой установки, культа голосовых связок, снятого c опоры, лишенного резонанса дыхания и т.п.).

В ходе разработки было выявлено, что данная методика приемлема для начального этапа обучения исполнителя эстрадной песни юношеского возраста.

Задача современной вокальной педагогики - научить начинающего певца свободно пользоваться приемами резонансной техники пения с начального периода обучения.

Заключение

Резонансная техника пения открывает большие возможности для эстрадного певца в развитии его творческой исполнительской деятельности, так как направлена на получение максимального акустического эффекта уровня силы и красоты его певческого звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок. Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная на слух и опасная для самого исполнителя певческая манера многих отечественных молодых артистов.

На основании проведенного исследования и опытно - экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы. Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения дает певцу:

ясное представление понятия резонаторов голосового аппарата певца и их функций в певческом процессе;

понимание психологии владения резонансной техникой пения;

активизации резонансных свойств певческого голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта - силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок.

Развивая методологические идеи В.П.Морозова, Г.Н. Тица, П.И. Скусниченко, Багадурова В.А., Стуловой Г.П., Дмитриева Л.Б. нам удалось подтвердить гипотезу исследования.

Теоретическое исследование и практическое применение на базе вокальной студии Дома офицеров Волочаевского гарнизона показали эффективность использованной методики и необходимость их дальнейшей разработки в теоретическом и практическом аспектах. Представляется перспективным применение данных методик в классе эстрадного вокала в учреждениях дополнительного образования.

Для окончательного понимания сложного явления резонансной техники пения важно исследовать его в целостности, во взаимодействии всех составных элементов, необходимы дальнейшие исследования в избранном направлении.

Практическая вокальная педагогика всегда будет трудным искусством, так как сталкивается с огромными индивидуальными различиями учеников и их разнообразными реакциями, и поэтому педагог обязан знать объективную, научно доказанную на сегодняшний день картину верного звукообразования.

Список литературы

1. Барсов Ю.А. Креативность личности как необходимое условие для овладения искусством пения // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. М., 1994

2. Барсов Ю. А., Морозов В. П. О полетности певческого голоса//Музыкальные кадры. 1965. № 24

. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. М., 1964

. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. М., 1962

.Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы вокальной педагогики. Вып. 7. М., 1984

. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 1968

. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л., 1972

. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца. Л., 1977

. Морозов В. П. Резонансная теория пения и вокальная техника выдающихся певцов. М., 2001

. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. М., 2001

. Нестеренко Е. Размышления о профессии. М., 1985

. Переверзев Н. Исполнительская интонация. М., 1989

. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1981

. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992 15. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974

Приложения

Приложение 1

ГЛОТКА И РЕЗОНИРУЮЩИЕ ПОЛОСТИ


РЕЗОНАТОРЫ:

Лобные пазухи связаны с извлечением самых высоких нот.

Полости носа, носоглотка и вокальная маска. Ротовая полость, ротоглотка, мягкое нёбо. Полости верхней части груди и гортанная часть глотки. Полости нижней части груди.

Приложение 2

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Дыхательные упражнения полезно использовать в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и недостатки вашего физиологического дыхания.

Упражнение 1. Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.

Упражнение 2. Положите руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Упражнение 3. Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.

Упражнение 4. Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни. Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует! Помогут занятия йогой, лечебная дыхательная гимнастика и плавание. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма. Этот тип дыхания обычен для профессиональных певцов, спортсменов, лекторов и ораторов. Он является составной частью лечебной гимнастики, йоги, восточных единоборств. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки цивилизации в виде различных физиологических комплексов не привели к закреплению неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на живот для контроля дыхания. В дальнейшем полезно использовать плотно облегающий широкий резиновый пояс. Он помогает контролировать дыхание и немного утяжеляет нагрузку на мышцы, выполняя функцию тренажера.

Приложение 3

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего, следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упражнение 1. Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упражнение 2. Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упражнение 3. Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево - вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево - вправо.

Упражнение 4. Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки. 1/. Неправильно: язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.

/. Правильно: горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упражнение 5. 3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упражнение 6. Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.

Приложение 4

УПРАЖНЕНИЯ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ЗВУКА

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.

Упражнение 1. Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упражнение 2. М-И-И-И-И-И-И-И. В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного как в слове "улитка".

Упражнение 3. М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И. Когда вы почувствует контроль над буквой "И", переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Приложение 5

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СИЛЫ ЗВУКА, ГЛУБИНЫ И КРАСОТЫ ТЕМБРА

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения:

гнусавый призвук;

дрожание голоса;

неумение пропевать изящные вокальные украшения «мелочи».

Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упражнение 1. РО-О-О-О-О-О Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упражнение 2. РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря, и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упражнение 3. РО-О'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже

Упражнение 4. PO-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Приложение 6

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СУБТОНА

Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.

Упражнение 1. А-ВЕ МА-РИ-И-Я. Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался "спасательный круг" вокруг талии. Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом "спасательный круг". Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Следите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.

Приложение 7

РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ

Работа над вокальным образом распределяется на три периода:

) освоение нотного материала;

) техническую вокальную работу;

) художественная обработка.

Работа над песней начинается с пропевания мелодии на любую удобную гласную /обычно А,О или Э/ или слог /НЭЙ или МЯУ/. Звук должен быть точно таким же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 /без голоса/.

Постарайтесь записать себя на магнитофон. Это поможет проконтролировать технические и интонационные /точность попадания в ноты/ ошибки. Постепенно можно переходить к более сложным произведениям. Не пугайтесь звука собственного голоса на магнитофонной кассете. При пении в хороший микрофон и использовании ревербератора /обработка звука, придающая ему объем/ и других звуковых эффектов голос существенно меняется в лучшую сторону.

Учитесь пользоваться микрофоном и ревербератором. Полезна будет любая сценическая практика и работа в музыкальном коллективе. Старайтесь расширять свой репертуар, заботьтесь о вокальном здоровье, посвящая распеваниям 20-40 минут ежедневно, больше слушайте хорошую музыку,- и успех непременно придет к вам.

После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

Поищите звук, задействуя поочередно разные резонаторы, разные приемы звукоизвлечения. Придумайте вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Задача для вашего интеллекта - определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями и бесконечными ритмическими сбивками. Записывайтесь как можно чаще на магнитофон, слушайте и делайте выводы.

В вокальном мире существует такой термин - впевание. Считается, что при изучении нового произведения требуется его впеть, то есть многократно пропеть. Вообще режим пения в классе резко отличается от режима пения в условиях концертного зала. Важно не только уметь побороть волнение, но и нужно учитывать его, то есть всегда отрабатывать свой репертуар как бы с запасом прочности.

ГЛАВНОЕ: Если певец во время пения хорошо ощущает вибрацию верхних и нижних резонаторов, то он уверен, что механизм его звукообразования правилен.

Приложение 8

ГИГИЕНА ГОЛОСА В УСЛОВИЯХ НАПРЯЖЕННОЙ РАБОТЫ

Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушенной комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук, пение на репетиции в маленьком помещении, особенно с живыми барабанами, работа на концерте без мониторной подзвучки. 80% срывов голоса приходятся на такие ситуации. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать, в худшем - молодой человек, вас ждут заводы.

При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом.

Форсирование 1. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.

Помните, что для того чтобы звук стал громче, не надо толкать сильнее. Необходимо просто соединить больше резонаторов. Как правило, подключить верхние. Такой вид форсирования часто случается на низких нотах. Пойте их расслабленно, не забывайте сбрасывать напряжение по ходу движения вниз, добавляйте среднерезонаторное звучание.

Второй вид форсирования возникает тогда, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.

Пока вокальный аппарат не окрепнет, не форсируйте события, пойте внизу и в середине вашего диапазона и не более 30-40 минут в день, лучше с перерывами на отдых. Если после ваших занятий голос сел, вам трудно говорить, или ваш разговорный голос стал выше, значит, вы перестарались. В следующий раз сократите занятие на 10 минут. Если это не помогло, продолжайте сокращать ваши занятия до нахождения оптимального времени.

Даже если с голосом у вас все в порядке, вы регулярно занимаетесь техникой и успешно осваиваете новый репертуар необходимо помнить о гигиене голоса. Даже чемпион мира по бегу никогда не выходит на старт не разогревшись, ни один боксер, штангист, гимнаст не выступает в соревнованиях без массажа и предварительной разминки. Пение - это, если хотите, ”ювелирный спорт”, требующий точной координации большого количества крошечных мышц вашего тела, их подвижности и выносливости. Бытует мнение, что распевку может заменить рюмка коньяка. Теперь представим себе спортсмена, выпившего перед выступлением. Алкоголь учащает пульс, усиливает приток крови, в том числе и к голосовым связкам. В результате они разбухают, но не растягиваются. Разогрева, как такового не происходит. То, что вам стало море по колено, совершенно не говорит о готовности вокального аппарата выполнить ваши наполеоновские задачи. Вы подобны существу с мускулатурой мухи и самомнением слона. Поэтому 90% срывов голоса приходится на такие “разминки”.

Качественная распевка сохраняется несколько часов. Поэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распеться, сделайте это дома, в спокойной обстановке. Чем короче выступление и больше времени остается до него, тем дольше надо распеваться, чтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертом, то не переусердствуйте, чтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут). Необходимо также распеваться перед каждой репетицией: в гортани темно, и связкам не видно, где вы находитесь.

После продолжительного концерта или репетиции не нужно сразу переставать петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона. Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло. Если в течении концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. На самом деле, причиной нездоровья может являться не сам концерт, а вечеринка после.

Приложение 9

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВИБРАТО

Вибрато - прием пения, заключающийся в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы.

Вибрато является прекрасным украшением длинной ноты, в т.ч. окончания фразы. Некоторым голосам от природы свойственно равномерное красивое вибрато, но чаще всего, при наличии всех остальных критериев профессионального звука, вибрато отсутствует либо звучит неровно или слишком мелко. В последнем случае вибрато является горловым и представляет собой не подкрепленные диафрагмой движения кадыка, что затрудняет звукоизвлечение.

Для выработки красивого вибрато основную нагрузку необходимо перенести на диафрагму. Она будет выполнять роль регулятора скорости и амплитуды. Поскольку вибрато представляет собой колебание характеристик звука вокруг основного тона, то и движения диафрагмы будут представлять последовательные чередования напряжений и расслаблений слегка меняющих высоту, громкость и тембр основного звука.

В начале скорость чередований может быть незначительной, главное - добиться ровного техничного колебательного движения. Все показатели вибрато, в т.ч. скорость, вещи индивидуальные. Вокалист способен подобрать себе вибрато в соответствии со своей природой, вкусом и уровнем мастерства.

Но у приема вибрато есть и еще одна функция. Это артикуляция мелких длительностей в вокальных украшениях - опеваниях, колоратурах и мелизмах. Приведя в колебательное движение диафрагму, начните пропевать мелодическую линию колоратуры. В результате вы получите четкую музыкальную артикуляцию, т.е. хорошо слышимые отдельные ноты, нанизанные как бисер на ниточку кантилены, а не слепленные в бесформенные комки обрывки. При этом движения гортани становятся заметными лишь при большом высотном разносе между верхним и нижним звуком пассажа. Нередко встречающиеся при этом колебания нижней челюсти, возможны, но не обязательны. Это лишь меняет тембр и окраску гласной за счет изменения формы ротоглоточного рупора.

Фактически, существует несколько типов вибрато. Мы займемся наиболее редко развитым от природы, но самым полезным - крупным диафрагменным вибрато.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Механизм данного приема имеет много общего с уже освоенной нами техникой стаккато. Поэтому подготовительное упражнение также носит стаккатный характер - активный выдох перед началом и полная смена дыхания после каждой ноты (а не после каждых трех нот!). Представьте себе, что вы идете по лестнице и непрерывно играете баскетбольным мячом, ударяя три раза о каждую ступеньку (обратите внимание на работу верхнего пресса, напрягающегося отдельно на каждую ноту - это нам понадобится в дальнейшем).

УПРАЖНЕНИЕ 2. После того, как упражнение освоено, можно переходить к чередованию легатных и стаккатных фраз. Перед легатной фразой сделайте активный вдох и, не меняя дыхания, пойте упражнение, продолжая акцентировать движениями верхнего пресса каждую ноту, раскачивая ее.

Получающийся звук можно сравнить с сиреной на милицейской машине. Можно кулаком или с помощью нашей старой доброй вокальной палочки ритмично надавливать на верхний пресс. Главное - добиться относительного покоя гортани при активной работе диафрагмы. Верхний пресс сам по себе особой роли не играет - его движения могут стать незаметными по мере расходования воздуха. Но он как бы заводит диафрагму, как ручка стартера приводит в движение двигатель у старых машин.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Теперь потренируйтесь отдельно в легатном пении.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Полезно также раскачивать ноты из середины диапазона, постепенно увеличивая скорость вибрато. Если упражнение выполняется правильно, то скорость должна увеличиваться постепенно, без резких скачков.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Ускоряя, останавливайтесь на удобной скорости (она может быть не очень большой). Главное, чтобы вибрато не пропадало к концу ноты. Это часто происходит, когда вы пытаетесь перейти на быстрое вибрато слишком резко. Очень мелкое и частое вибрато (чаще, чем 6-7 раз в секунду) воспринимается на слух как барашек в голосе, а также может привесть к раскачке (тремоляции) гортани.

Похожие работы на - Формирование исполнителя эстрадной песни на основе резонансной техники пения в культурно-досуговом учреждении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!