Творчество великих французских клавесинистов – Ф. Куперена и Ж.Ф. Рамо
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I.
Предпосылки расцвета музыки французских клавесинистов
.1 Клавишные музыкальные инструменты
18-го века
.2 Черты стиля Рококо в музыке и
других видах творчества
Глава II.
Музыкальные образы французских клавесинистов
.1 Клавесинная музыка Ж.Ф.
Рамо
.2 Клавесинная музыка Ф. Куперена
Заключение
Библиографический список
Введение
Вершины своей французская клавесинная школа
достигла в творчестве двух гениев - Франсуа Куперена и его младшего
современника Жана Филиппа Рамо.
Франсуа Куперен - французский композитор,
клавесинист, органист. Из династии, сравнимой с немецкой династией Бахов, так
как в его роду было несколько поколений музыкантов. Куперен был прозван
«великим Купереном» частично за счет его чувства юмора, частично за счет характера.
Его творчество - вершина французского клавесинного искусства. Музыку Куперена
отличают мелодическая изобретательность, грациозность, отточенность деталей.
Жан Филипп Рамо - французский композитор и
музыкальный теоретик. Используя достижения французской и итальянской
музыкальных культур, значительно видоизменил стиль классицистской оперы,
подготовил оперную реформу К. В. Глюка. Написал лирические трагедии «Ипполит и
Арисия», «Кастор и Поллукс», опера-балет «Галантная Индия», клавесинные пьесы и
другое. Его теоретические труды - значительный этап в развитии учения о
гармонии.
Целью данной курсовой работы является изучение
материалов о жизни и творчестве двух великих клавесинистов и выявление
особенностей их творчества.
Задачи:
) изучить литературу по указанной теме;
) рассмотреть основные черты стиля Рококо;
) выявить особенности творчества великих
французских клавесинистов - Ф.
Куперена и Ж.Ф. Рамо.
Данная работа актуальна в наше время, так как
Рамо и Куперен особый вклад в мировую классическую музыку.
1.1 Клавишные музыкальные инструменты XVIII-го
века
К XVII-му
веку механизмы клавишных инструментов, таких как клавикорд и клавесин были
хорошо известны. В клавикордах звук извлекался с помощью плоского
металлического штифта (тангента), а в клавесине посредством вороньего пера
(плектра).
Клавикорды были слишком тихими инструментами для
больших выступлений. А клавесины производили достаточно громкий звук, но мало
выражали каждую ноту по отдельности.
Наиболее значительными
производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их
инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным
звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов
был Гамбург. Среди изготовленных в этом городе есть инструменты с двумя и
шестнадцатью регистрами, а также с тремя мануалами. Необычно длинная модель
клавесина была разработана Й. Д. Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII
века. Во второй половине XVIII века
<#"562126.files/image001.gif">
Эти мерность, вескость, минорность особо
оттенены гармонически: плавное голосоведение позволяет спокойно достичь
гармонической остроты и тонкой смены красок с отражением их в мелодии,
восходящей к мелодическому минору. Общий характер звучания выдержанно -
серьезен и был бы суров, если б не эти мягкие гармонические переливы. Куплеты
не снимают впечатления, производимого всецело господствующей темой. Они
обнаруживают удивительное богатство фантазии композитора - при сохранении
художественной цельности пьесы.
С тонкой изысканностью многих пьес Куперена
по-своему контрастируют немногочисленные, но все же заметные у него образные
воплощения героического начала, воинственного подъема, победного торжества. В
пьесах «Триумфальная» и «Трофей» эта героика выражена не только в простой и
лапидарной форме, но даже в типическом интонационном строе (фанфары, сигналы).
Поразительна способность Куперена извлекать из
системы сходных или родственных приемов изложения многообразные художественные
результаты. Весьма своеобразна, например, его склонность вести мелодию в
низком, как бы теноровом регистре на протяжении всей (или почти всей) пьесы,
что уже встречалось нам в миниатюре «Малый траур», а также - совсем по-другому
- в большом рондо «Таинственные преграды». В других случаях такие регистровые
краски то служат ему для выражения природного мужественного начала
(«Сильваны»), то передают рокот волн, вводя в особую поэтическую атмосферу.
(«Волны»), то оказываются необходимыми даже для воплощения весьма различных
женственных образов. Последнее в особенности удивительно. Однако и мягкий
чистый, несколько отрешенный от страстей образ «Анжелики», и изысканный, даже
томно-капризный образ «Соблазнительной», и чудесная, словно ариозная лирика
«Трогательной» - при всем различии избранных выразительных средств - прекрасно
оттеняются этим более глубоким, чем обычно, колоритом:
Безгранично изобретателен Куперен в
использовании пассажной динамики, моторности различного рода, пронизывающей
подчас музыку той или иной пьесы. Звукоизобразительные задачи нередко связаны
здесь с поэзией природы: «Бабочки», «Тростники», «Щебетание», «Мошка». Иной раз
они бывают внушены собственно звуковыми импульсами («Перезвон», «Будильник»),
некоторыми пейзажами («Маленькие ветряные мельницы») Порой же одна какая-либо
схваченная взором деталь порождает мгновенно возникающий образ («Развевающийся
чепчик»). Динамическая пассажность может со вкусом передавать и характерность
человеческого облика или национальности («Проворная», «Флорентинка», «Баскская»).
Наконец, на многие годы вперед остается перспективной пассажная динамика такого
рода, как в пьесах Куперена «Вязальщицы», «Тик-ток-шок, или Обойщики»
(постукивание молотками). Важно, что во всех этих случаях собственно
изобразительность не становится самодовлеющей и внешней, а остается свойством
художественного образа.
Композитора заботило соблюдение на клавесине
прежде всего свойственных этому инструменту приемов изложения. Как правило, то,
что возможно на скрипке, в скрипичной сонате, следует ограничивать в
клавесинной музыке, - находил он. «Если на клавесине невозможно усиление звука
и если повторения одного и того же звука не очень ему подходят, у него есть
свои преимущества - точность, четкость, блеск, диапазон».
Современниками Куперена были французские
композиторы-клавесинисты Луи Маршан, Г. Ле, Ж. Ф. Дандриё и некоторые другие.
Их искусство развивалось в том же русле творческой школы с предпочтением
программных пьес малой формы, с интересом к традиционным и новомодным танцам. И
хотя у каждого из них были на этом пути и свои индивидуальные достижения,
творчество Куперена бесспорно выразило свое время с наибольшей полнотой, какая
оказалась доступна клавесинизму в его специфически французском преломлении.
Библиографический список
куперен
рамо французский клавесинист
1. Ливанова Т. История
западно-европейской музыки до 1789 года. Том 1. Москва, 1983. 696 с.
2. Розеншильд К. К. Музыка во
Франции XVII - начала XVIII века. Москва, 1979. 168 с.
. Ливанова Т.Н.
Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. Москва, 1977, 528
с.