Место Центрального Банка в экономике страны, его задачи и функции

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место Центрального Банка в экономике страны, его задачи и функции

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северо-Западный Государственный Заочный Технический Университет

Институт управления производственными и инновационными программами

Кафедра управления финансами

Дисциплина: Организация деятельности Центрального Банка



контрольная работа

на тему:

Место Центрального Банка в экономике страны, его задачи и функции











Санкт-Петербург 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Принципы организации и деятельности Центрального Банка РФ. Задачи и функции Центрального Банка

глава 2. Структура Центрального Банка (Банка России)

глава 3. Проведение денежно-кредитной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУЫ

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы моей контрольной работы состоит в том , что Центральный Банк Российской Федерации - мощнейший центр кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики. В настоящее время деятельность ЦБ РФ приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Целью контрольной работы является изучение функций Центрального банка РФ и его роли в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели перед нами ставятся следующие задачи:

.   определить место Центрального банка РФ в банковской системе, а именно статус Банка России, его полномочия по отношению к кредитным организациям, правовое регулирование его деятельности;

2.      изучить структуру Центрального банка РФ, его департаменты и территориальные подразделения;

.        проанализировать денежно-кредитную политику Центрального банка и основные инструменты денежно-кредитного регулирования.

В заключении мной будут изложены и обобщены результаты исследования выбранной темы, систематизированы основные выводы, полученные в результате написания контрольной работы.

ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА


Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.

Высшим органом управления Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Совет директоров выполняет следующие функции [5, 38]:

) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;

) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

) определяет структуру Банка России;

) принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

Основными целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно- кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции [3]:

) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с Законодательством Российской Федерации;

) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные. Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство Финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ: осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора; функция финансового агента правительства.

За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны, и осуществляет эту функцию От имени Правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях. Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА (БАНКА РОССИИ)


Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В эту систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка России.В организационном плане структуру центрального аппарата Банка России представляют 25 департаментов и 2 управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций. Перечислим департаменты ЦБ РФ [10, 3]:

.   Сводный экономический департамент

.        Департамент отчетности

.        Департамент организации и исполнения госбюджета и внебюджетных фондов

.        Департамент методологии и организации расчетов

.        Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности

.        Департамент пруденциального банковского надзора

.        Департамент по организации банковского санирования

.        Департамент иностранных операций

.        Департамент регулирования денежного обращения

11. Департамент эмиссионно-кассовых операций

12.    Департамент информатизации

.        Департамент телекоммуникаций

.        Юридический департамент

.        Департамент внутреннего аудита и ревизий

.        Административный департамент

.        Департамент подготовки персонала

.        Департамент операций на открытом рынке

.        Департамент контроля за деятельностью КО на финансовых рынках

.        Департамент валютного регулирования и валютного контроля

.        Департамент инспектирования кредитных операций

.        Департамент внешних и общественных связей

.        Департамент полевых учреждений

.        Департамент международных финансово-экономических отношений

.        Финансовый департамент

Например, департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм является структурным подразделением Банка России. На это подразделение возложено выполнение функций государственной регистрации кредитных организаций, выдачи лицензий банкам и организациям, занимающимся банковским аудитом. Высшим органом ЦБ РФ является совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банком России. В совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе. Председатель ЦБ РФ назначается Государственной Думой на 4 года. Кандидатура Председателя представляется для утверждения Президентом РФ. Государственная Дума РФ также рассматривает вопрос об освобождении Председателя Банка России. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент страны в течение двух недель вносит на рассмотрение Государственной Думы новую кандидатуру.

Занимать должность Председателя одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Члены совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. По закону заседания совета директоров должны проходить не реже одного раза в месяц.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы при Банке России создан Национальный банковский совет численностью 15 человек. Он изучает новые концепции совершенствования банковской системы РФ, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной и валютной политики, вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в стране.

Территориальные подразделения ЦБ РФ представлены территориальными учреждениями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ). От успешной работы территориальных подразделений во многом зависит эффективность выполнения возложенных на Банк России функций.

банк россия денежный кредитный политика

ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ


Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются [7, 221]:

По форме их воздействия (прямые и косвенные);

По объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);

По характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;

регулирование официальной учетной ставки;

проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков.

Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (в зависимости от его состояния может меняться в течение года).

Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центробанком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам, и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, т.е. политика «дорогих денег» ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в Центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика « дешевых денег», наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения Центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой реструкционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, Центробанк уменьшает цену покупки, тем самым, увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - обратные операции;

объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка;

способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено Федеральным законом о Федеральном бюджете;

) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

) выдавать гарантии и поручительства;

) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;

) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это не запрещено Законом.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:

золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

иностранная валюта;

государственные ценные бумаги.

Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от:

Формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

Методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

Сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);

Целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты). Регулирование деятельности кредитных институтов.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе. Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим Законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными законами. При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков Банк России:

устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы [5, 56]:

) минимальный размер Уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

) предельный размер не денежной части Уставного капитала;

) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

) максимальный размер крупных кредитных рисков;

) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

) нормативы ликвидности кредитной организации;

) нормативы достаточности капитала;

) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

) размеры валютного, процентного и иных рисков;

) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и

регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией Федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального Уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе [2]:

) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного Уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера Уставного капитала;

) потребовать от кредитной организации:

а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;

б) замены руководителей кредитной организации;

в) реорганизации кредитной организации;

) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном Федеральными законами.

Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению Государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов Правительства с другими странами. Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме. Выполняя функцию финансового агента Правительства, ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром Правительства. Единство кассы предоставляет Министерству Финансов возможность осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, местного), образующих в совокупности Бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения Центральным Банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля за целевым использованием бюджетных средств.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе выполнения контрольной работы была достигнута основная цель - исследование роли и места Центрального Банка в экономике России. На основании исследуемых данных можно сделать следующие выводы:

Главной задачей, стоящей перед Банком России, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Основная функция ЦБ - эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики, рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковских учреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей, проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций. Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой российское законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации. Однако тесные связи с Государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной Парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями Правительства. В тоже время независимость ЦБ от Правительства имеет относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУЫ


Нормативно-правовая база

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть 2 (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)//Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www. consultant.ru]

2.      Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 03.02.1996 г. (с изм. и. доп. 26.04.2007)// Консультант Плюс: Версия Проф.Режим доступа: [www. consultant.ru]

.        Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России) № 86-ФЗ от 10.07.2002 (с изм. и доп. от 26.04.07)»// Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: [www. garant.ru]

Учебники и учебные пособия

4. Банковское дело: учеб. пособие для вузов / Под. ред. А.М. Тавасиев, В.А. Москвина, Н.Д. Эрисшвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 287 с.

5. Банковское дело: учебник для вузов /Под. ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2008. - 575 с.

6.      Банковская система России. Настольная книга банкира / Под ред. А.Г. Грязнова. - М.: ДЭКА, 2009. - 284 с.

.        Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. - 622 с.

8. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 464 с.

9.      Поляков В.П., Москвина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 234 с.

Научая (периодическая) литература

10. Турбанов А.В. , Российская банковская система на современном этапе//Деньги и Кредит. // Февраль 2011 № 2, с.3

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕННЫЕ ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕКОМЕНДАЦИИ

Рисунок 1 - Структурно-логическая схема контрольной работы на тему «Место Центрального Банка в экономике страны, его задачи и функции»

Похожие работы на - Место Центрального Банка в экономике страны, его задачи и функции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!