Экономические показатели оценки перспективности инновационных проектов

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,19 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономические показатели оценки перспективности инновационных проектов

Экономические показатели оценки перспективности инновационных проектов (ПИП-анализ)

Процесс генерирования и селекции идей является наименее затратной стадией реализации инновационного развития. Первые значительные инвестиции в новые технологии начинаются на втором этапе (точка t1) когда завершается процесс отбора альтернативных вариантов и начинается конструктивное оформление наиболее перспективной новинки.

Но прежде чем осуществлять те или иные затраты на НИР и ОКР и предпринимать какие-либо шаги по дальнейшей разработке выбранного направления, необходимо проанализировать перспективность новой или улучшающей технологии с точки зрения ее влияния на экономические показатели деятельности предприятия. Если, по мнению предприятия, предполагаемые результаты окажутся недостаточно высокими, то ему, возможно, следует отказаться от данной идеи. В зависимости от сложившейся ситуации предприятие может определенным образом развить и попробовать повысить конкурентоспособность этой идеи или продолжить процесс генерирования других возможных инновационных направлений. Таким образом, использование ПИП-анализа - анализа перспективности инновационного проекта - позволяет предприятию не только предотвратить риск низкой рыночной отдачи от инноваций, но и избежать заранее неоправданных затрат на НИР и ОКР.

Анализ перспективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот проводится на основе сравнения экономических показателей в базисном и планируемом периодах. При анализе перспективности внедрения новых технологий за основу такого сравнения можно взять экономические данные до реализации инновационного проекта по предприятию в целом. Для оценки риска низкой рыночной отдачи при освоении улучшающих технологий целесообразно осуществить сравнительный анализ по усовершенствуемому продукту на основе расчета следующей группы коэффициентов.

. Показатель прироста выручки от продаж

. Показатель прироста чистой (нераспределенной) прибыли

. Показатель прироста активов предприятия

. Показатель прироста нематериальных активов

. Показатель прироста доли предприятия на рынке


где  − показатель прибыльности инновационных проектов на основе фактора прироста доли предприятия на рынке. Определяется путем сравнения доли предприятия на рынке до и после реализации инновации, %;

 − доля предприятия на рынке до реализации инновационного проекта;

 − планируемая доля предприятия на рынке после реализации инновационного проекта:

где − планируемый объем продаж предприятием на рынке после реализации инновационного проекта, руб.;

− общий объем продаж всеми компаниями на рынке за соответствующий период, руб.

. Показатель прироста оплаты труда персонала

Результаты, полученные на основе расчета этих показателей, могут быть как оптимистические, так и пессимистические. Для того чтобы осуществить выбор оптимального варианта стратегии инновационного развития и принять окончательное решение о перспективности той или иной технологии, можно руководствоваться сравнительной динамикой этих показателей.

Приведенное соотношение получило название «золотое правило экономики предприятия» [1]: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущество предприятия. Это означает следующее: издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия использоваться более эффективно.

Измененное соотношение расширяет мысль, вложенную в правило, заключая в себе такой смысл. Прибыль предприятия должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущества предприятия, за счет сравнительного роста нематериальных активов, доли предприятия на рынке и благодаря мотивации кадровых ресурсов на основе роста оплаты их труда.

Оценивая ПИП-анализ как метод анализа эффективности инновационных проектов, следует отметить, что данный подход представляет собой нефункциональную оценку возможных экономических изменений в деятельности предприятия, связанных с реализацией стратегии инновационного развития, включая производство, финансы, структуру управления, НИОКР, маркетинг и персонал. Он позволяет ответить на вопросы о том, каким предполагаемым образом внедрение новой технологии отразится на выручке, прибыли предприятия и состоянии активов, как это повлияет на развитие НИОКР, доли предприятия на рынке и на заработной плате работников.

Рассмотренный метод целесообразно провести на конструктивном этапе (точка t1), с тем, чтобы осуществить выбор наиболее эффективной инновации из имеющихся альтернатив. Вместе с тем данный подход может быть использован и на последующих этапах разработки и реализаций стратегии инновационного развития, с тем, чтобы осуществлять эффективное управление, контроль и своевременную корректировку параметров вовлекаемой в хозяйственный оборот новой технологии.

Дополнить представленный метод оценки нефункциональных результатов инновационного развития предприятия можно анализом реализуемости инноваций. Это позволяет провести оценку внутренних возможностей предприятия по достижению намеченных стратегических целей также по каждой из основных функций.

Такой подход направлен на поиски ответов на вопросы о том, достаточно ли имеющихся у предприятия факторов производства для эффективной реализации стратегии инновационного развития и достижения намеченных корпоративных ориентиров. Предлагаемый метод целесообразно реализовать на концептуальном этапе - точка t2, с тем чтобы оценить возможности предприятия по реализации выбранной инновации.

Экономические показатели оценки возможностей предприятия по реализации инновационных проектов (РИП-анализ)

РИП-анализ - исследование возможностей эффективного внедрения новых технологий с учетом условий развития конкретного предприятия с целью выявления риска низкого инновационного потенциала и определения размера соответствия имеющихся экономических ресурсов и необходимых инвестиционных затрат для реализации стратегии инновационного развития.

Анализ представляет собой пофункциональную оценку имеющихся и требуемых затрат по инновационному проекту. Он позволяет определить излишек или недостаток в производственных, капитальных, сбытовых, профессионально-кадровых, финансовых, инженерно-конструкторских ресурсах предприятия при реализации проекта. На основе проведенного расчета можно оценить степень автономности или зависимости предприятия от внешних финансово-экономических источников для выполнения стратегии инновационного развития.

. Сфера анализа − производственные возможности РИПпр

Внедрение нового продукта в хозяйственную деятельность предприятия может потребовать замены или некоторого увеличения численности установленного оборудования. В этой связи следует проанализировать достаточность (соответствие или несоответствие) производственных затрат, необходимых по инновационному проекту и имеющихся у предприятия, с тем чтобы определить дополнительное количество и состав сырья и материалов, необходимых для выпуска новой или усовершенствованной продукции.

Показатель реализуемости инновационных проектов по производственному фактору − определяется путем сравнения основных затрат предприятия (сырье, материалы, полуфабрикаты) на производство продукции до и после реализации инновации.

. Сфера анализа − капитальные возможности РИПсв

Внедрение новых технологий, как правило, требует приобретения новых отдельных производственных линий или введения дополнительных единиц оборудования. Здесь необходимо проанализировать возможности максимального использования имеющегося состава оборудования, с тем чтобы уменьшить необходимую сумму капитальных затрат.

Показатель реализуемости инновационных проектов по фактору основного капитала − определяется путем сравнения имеющегося и требуемого состава оборудования, необходимого для реализации инновации.

. Сфера анализа - сбытовые возможности РИПсб

Внедрение новой продукции в производство может вызвать необходимость проведения некоторой реорганизациисуществующей системы сбыта и продвижения предприятия. В этой связи необходимо определить тот объем реализации новой продукции, который может поглотить имеющиеся каналы сбыта. Это позволит выявить масштаб расширения системы сбыта.

Показатель реализуемости инновационных проектов по коммерческо-сбытовому фактору − определяется путем сравнения имеющейся и требуемой пропускной способности системы сбыта в объемах продаж, необходимой для реализации инновации.

. Сфера анализа - кадровые возможности РИПперс

При организации инновационного производства, связанного с внедрением нового продукта или новой технологии, может возникнуть необходимость привлечения дополнительного персонала. Преждечем нанимать новых работников со стороны, целесообразно проанализировать возможности ротации и использования имеющихся кадров. Здесь необходимо определить тот состав кадровых ресурсов (включая операторов производственных линий, механиков, технологов, маркетологов), который можно перевести на работу на вновь создаваемый или реконструируемый производственный участок, обслуживающий внедрение новой или улучшающей технологии.

Показатель реализуемости инновационных проектов по фактору профессионально-кадрового состава − определяется путем сравнения имеющегося и требуемого количества кадровых ресурсов, необходимого для реализации инновации.

. Сфера анализа - финансовые возможности РИПфин

Без эффективной финансовой поддержки своевременная реализация стратегии инновационного развития представляется крайне проблематичной. Внешние возможности кредитования не всегда способны предоставить приемлемые варианты заимствования. Внутренние источники редко могут полностью обеспечить программы роста и развития предприятия необходимым финансированием и инвестиционной поддержкой. В этой связи необходимо найти излишек или недостаток собственных и необходимых средств для эффективной реализации стратегии инновационного развития. Это позволит определить примерный размер заимствования.

Показатель реализуемости инновационных проектов по финансовому фактору − определяется путем сравнения имеющихся у предприятия собственных финансовых средств и необходимых для реализации инноваций.

. Сфера анализа-инженерно-конструкторские возможности РИПокр

Внедрение разработанной технологии в массовое производство потребует проведения определенной технологической доработки инновационной идеи. Чаще всего это обусловлено несоответствием условий производства продукции в лабораторно-экспериментальных и промышленных масштабах. В этой связи целесообразно проанализировать сметную стоимость затрат по авторскому сопровождению разработки и найти наиболее эффективный способ инженерно-конструкторской поддержки процесса вовлечения новой технологии в производственный оборот.

Показатель реализуемости инновационных проектов по инженерно-конструкторскому фактору − определяется путем сравнения расходов на внедрение инновации в массовое производство силами собственных или привлеченных специалистов:

. Сфера анализа совокупные возможности предприятия по реализации инновационного проекта в целом РИПип

Выявленные соответствия или расхождения в возможностях и экономических требованиях эффективной реализации инновационного проекта могут носить как несущественный, так и значимый характер. Здесь предстоит проанализировать то, в каком объеме предприятие может полностью обеспечить весь процесс реализации стратегии инновационного развития. Такой анализ тесно связан с финансовым коэффициентом соотношения собственных и заемных средств, применяемым при оценке финансовой устойчивости предприятия [1]. Он определяется отношением всех обязательств к собственным средствам и показывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы своих ресурсов.

Значение данного показателя должно быть. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности).

По аналогии с этим показателем необходимо рассчитать и найти долю соответствия (излишка) или несоответствия (недостатка) имеющихся и необходимых средств по инновационному проекту, выраженных в денежных единицах, по отношению к сумме всех средств предприятия. Такая необходимость обстоятельствами.

Если дефицит ресурсов окажется значительным и предприятие не сможет осуществить финансовую поддержку инновационного развития, то это в лучшем случае может привести к необходимости отказа от внедрения инновации или к временной приостановке проекта, а вложенные средства в новую технологию будут заморожены на неопределенный срок; в худшем случае - к потере финансовой устойчивости.

Чтобы проанализировать и не допустить возможное развитие такой ситуации, когда долгосрочные проекты негативно влияют на оперативное управление, необходимо оценить совокупные возможности предприятия по реализации стратегии инновационного развития в целом. Для этого необходимо соотнести результаты, полученные при проведении РИП-анализа, с имеющимся у предприятия капиталом и экономическими резервами.

Показатель реализуемости инновационных проектов в целом по совокупной группе факторов − определяется отношением излишка или недостатка ресурсов предприятия по реализации стратегии инновационного развития в сфере производства, основного капитала, сбыта, кадров, финансов, ОКР к собственным средствам.

Если соотношение требуемых затрат по инновационному проекту окажется больше 2/3 доли собственных средств предприятия, то в этом случае представляется возможным осуществление следующих основных действий.

Предприятие может пересмотреть и сократить часть инвестиционных затрат на стадии внедрения инновации либо проанализировать пути дополнительного поступления и увеличения собственных средств за счет активного распространения новой технологии и расширенной дистрибуции новых товаров и услуг. Для оценки этих возможностей разработаем анализ диффузии инновации, или ДИП-анализ (точка t3).

Экономические показатели оценки диффузии технологии инновационного проекта (ДИП-анализ)

инновационный проект предприятие оценка

Основной смысл и предназначение анализа диффузии − ДИП-анализированной технологии, разрабатываемой и внедряемой в рамках инновационного проекта, заключаются в определении путей распространения инновации на рынке и в выявлении возможностей максимального использования рыночных ниш с целью увеличения собственных доходов и сокращения благодаря этому до минимума риска копирования и представления новинки конкурентами.

Речь идет о том, чтобы определить, проанализировать и найти дополнительные направления возможного применения разработанной технологии. Перспективы, открывшиеся на основе анализа необратимости процесса диффузии или распространения новой технологии, могут принести следующие основные выгоды и преимущества.

Во-первых, предприятие может первым воспользоваться ими и занять вновь появившиеся ниши на рынке и не допустить туда проникновения конкурентов. Это так называемое «преимущество первого хода».

Во-вторых, выявление и развитие возможных направлений использования новой технологии на рынке может, в свою очередь, послужить концептуальной основой для разработки последующих инноваций по принципу применения новых знаний к имеющимся знаниям.

В-третьих, это может послужить импульсом к слиянию, приобретению или, наоборот, выгодной продаже новой технологий.

Анализ проводится по четырем основным направлениям, отражая стадии жизненного цикла инновации. Первое из них проводится с целью повышения эффективности процесса дистрибуции и продвижения новинки на рынок.

Направление анализа − рост прибыли от расширения сферы использования новой технологии

Анализ максимизации результатов инновационных проектов включает в себя аналогичный рассматриваемому коэффициент (вывод ин новаций на несколько рынков). Проводимый на исследовательском этапе (точка t1), этот показатель направлен в основном на параллельное осуществление фундаментально-прикладных и маркетинговых исследований и позволяет заранее спланировать и определить будущие каналы сбыта. Осуществить их тщательную подготовку к нуждам стратегии инновационного развития на исходном этапе не представляется возможным, так как будущая новинка еще только прошла стадию генерирования и отбора и вступает в стадию конструктивной разработки.

На дистрибутивном этапе (точка t3),в отличие от исследовательского, все конечные параметры будущей новинки становятся уже известными, а инновация является полностью готовой к массовому производству и расширенному распространению. Это требует проведения повторной оценки внешних и внутренних рынков сбыта, масштабов продвижения и охвата регионов продаж новых товаров и услуг.

Принимая во внимание окончательные характеристики новой внедряемой технологии, необходимым представляется тщательное изучение направлений расширения предварительно планируемого числа каналов сбыта. Инновацию, получившую выражение в форме нового продукта или новой технологии, целесообразно представить на рынке в максимальном объеме, с тем, чтобы занять все возможные ниши и не допустить их использования конкурентами. Коммерциализация новой технологии в различных регионах позволит предприятию использовать преимущество первого хода, которое при правильном применении может привести к лидерству на рынке, а также может способствовать росту доходов за счет удовлетворения потребительского спроса отдаленных регионов.

Условие повышения доходности от инновационного проекта за счет увеличения доли продаж и на основе использования закономерностей диффузии инноваций.

при ,

где − показатели использования возможностей диффузии или распространения новой технологии но инновационному проекту на основе роста доходов предприятия от расширения сферы продаж. Определяются путем сравнения первоначального и скорректированного объема продаж за счет дополнительного расширения областей использования новой технологии, руб.

Для более точного описания преимуществ, которые может принести расширение сферы использования новой технологии, вернемся к описанию опыта развития инновационной компании Biolink Technologies International. Руководство предприятия, не раскрывая особо планов своего стратегического развития, тем не менее заявляет, что оно рассматривает все возможности расширения сферы использования инновации. Компания в числе своих стратегических ориентиров называет такие сферы продвижения на рынок биометрических технологий, как промышленные корпорации, военная и медицинская области. В медицине, в частности, компьютерная мышь, способная распознавать человека по отпечаткам пальцев, может быть использована для сохранения врачебной тайны по пациентам группы риска. В Европе компания планирует осуществить пилотный проект с одной крупной корпорацией по производству косметики.

Показатель, разработанный на основе анализа практики ведущих инновационных компаний, может быть полезен и промышленным предприятиям при формировании стратегии инновационного развития.

Направление анализа - рост доходов от дополнительного использования производственного и исследовательского оборудования

Распространение новых технологий может носить как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Результаты фундаментальных, прикладных и маркетинговых исследований, полученные на исследовательском, конструктивном и концептуальном этапах, а также приобретенное для этих целей производственное и исследовательское оборудование могут быть использованы предприятием для дальнейшего усовершенствования, а также разработки последующих инноваций. Речь идет о том, чтобы изыскать и использовать любые возможности распространения инновации для производства дополнительных товаров и услуг, что предприятию следуетпроанализировать и найти направления применения полученных новых научных знаний для собственного производства, в противной случае это сделают конкуренты.

Условие повышения доходности от инновационного проекта за счет дополнительного использования оборудования:

при ,

где Дип - показатели использования возможностей диффузии или распространения новой технологии по инновационному проекту на основе роста доходов предприятия от дополнительного использования оборудования, приобретенного для реализации стратегии инновационного развития. Определяются путем сравнения планируемого первоначального и изменившегося объема выпуска продукции за счет увеличения времени работы оборудования, сменности, более полного освоения мощностей, руб.

Однако реализовать все возможные варианты использования инновации и проникнуть на все возможные рынки сбыта не представляется реальным. В таких случаях можно использовать возможности лицензирования.

Рост доходов от продажи лицензий

Присутствие на внешнем или удаленном рынках может оказаться для предприятия несколько проблематичным, особенно с позиций осуществления оперативного управления и финансового контроля. Проблему можно решить путем предоставления другим предприятиям лицензий на использование защищенных патентами изобретений. В этом случае продавец лицензии (лицензиар) предоставляет покупателю (лицензиату) право на использование интеллектуальной собственности на согласованных в лицензионном договоре коммерческих условиях. Предприятию целесообразно рассмотреть и проанализировать эту возможность получения дополнительных доходов от разработки новой технологии. Это также является своеобразным способом присутствия на удаленных рынках.

Пример использования такой возможности увеличения своих доходов можно найти на предприятии «Элион», в прошлом производителя знаменитой автомагнитолы «Электрониюа-302».

Сегодня руководство предприятия одним из направлений получения дохода использует именно разработку, патентование и продажу новых технологий. В настоящее время, например, предприятие реализует проект по продаже КамАЗу технологии производства жидко-штампованных автомобильных поршней, отличающихся повышенной прочностью и отсутствием газовых включений. Интерес здесь представляет то, что первоначально предприятие «Элион» выпускало эти поршни на своем оборудовании и продавало их КамАЗу. Однако расчеты показали, что эффективнее было бы продать камазовцам технологию производства таких деталей и получать проценты с каждого выпущенного поршня. Еще более примечательным является тот факт, что Ярцевскому заводу «Элион» не считает целесообразным продавать технологии. Объемы производства этого предприятия не настолько высоки, и «Элиону» эффективнее продавать им готовые поршни.

Сопровождение процесса производства товара, выпускаемого по лицензии, в свою очередь, может послужить основой для разработки других концепций использования инновации. Речь идет о том, что у лицензиара может возникнуть необходимость доработки новой технологии под особенности производства лицензиата. Такие доработки могут послужить концептуальной основой, для разработки улучшающих технологий.

Другим направлением анализа процессов диффузии или распространения инновации могут стать возможности роста доходов от внешнего патентования.

Рост доходов от внешнего патентования

Многие отечественные разработчики считают внешнее патентование достаточно затратным процессом и излишней предосторожностью. Однако, как показывает опыт тех предприятий, которые осуществляют патентование своих разработок за рубежом, эти затраты могут принести дополнительную, а иногда и основную прибыль. В зависимости от отраслевой специфики новой технологии или нового продукта их расширенное распространение и сбыт можно осуществить иногда только на мировом рынке, так как внутренний рынок не всегда достаточно развит для тех или иных инноваций. Так или иначе недоучет и, игнорирование внешнего лицензирования могут впоследствии привести к огромным финансово-экономическим потерям.

В качестве положительного примера можно привести ту нее компанию Biolink Technologies International. Однако в отечественной практике скорее можно найти больше ситуаций другого характера. Это, например, опыт российской фирмы Elbrus Technologies, ведущей работы по созданию микропроцессоров.

В начале 90-х годов руководство этой компании провело несколько встреч с представителями Sun Microsystems и Hewlett Packard по поводу организации совместных разработок. Впоследствии специалисты из Sun воспользовались разработками Elbrus Technologies следующим образом. Они разработали микропроцессор, в котором повторили придуманные российскими разработчиками идеи, создали компанию Transmeta и запатентовали на ее имя технологии Elbrus Technologies.

Такие примеры, которые искать несложно, свидетельствуют о необходимости анализа различных сфер использования новой технологии и оценки необходимости внешнего патентования. При этом следует иметь в виду, что результаты этих расчетов могут быть положены в основу новых каналов дистрибуции.

Таким образом, мы представили четыре метода оценки стратегии инновационного развития, которые, на наш взгляд, могут существенным образом дополнить известные методы оценки эффективности реализации новых технологий. Чтобы создать более целостную картину возможностей применения каждого из разработанных методов, установим их взаимосвязь с этапами инновационного проекта.

На графике изображены две кривые, характеризующие временные этапы (t0 - t1 - t2 - t3 - t4) или периоды выполнения соответствующих работ по созданию и реализации новой и последующей технологий. Как следует из схемы, каждый из предлагаемых методов может быть использован отдельно или комплексно. Это зависит от отраслевой принадлежности будущей технологии, времени прохождения новацией каждого из этапов, прогнозируемости и предсказуемости конечных технико-экономических результатов будущей новинки, возможностей анализа и оценки поведения покупателей, точности расчета необходимых производственных затрат и экономических ресурсов, а также от требований инвестора или руководителя предприятия.

Из схемы видно, что результаты анализа диффузий технологии, проводимого на дистрибутивном этапе, могут быть положены в основу разработки других новых или улучшающих технологий. Однако наиболее полно сформированные подходы могут быть использованы в совокупности с методами оценки эффективности инвестиций. Сгруппируем и охарактеризуем более подробно возможности такого применения.

На схеме представлены три основные возможности использования разработанных методов анализа и оценки эффективности инновационных проектов.

Индивидуальный подход применяется тогда, когда проект или отдельные его этапы находятся, на стадии разработки и проектирования. Здесь достаточно ограничиться одним из наиболее подходящих методов в зависимости от стадии проработанности инновационной идеи и требований инвестора или руководства предприятия.

Комплексный подход целесообразно применять тогда, когда необходимо представить целостную картину реализации инновационной идеи. При этом следует иметь в виду, что анализ диффузии технологии, реализуемой по проекту, может потребовать дополнительного, проведения МИП-, ПИП- или РИП-анализа. Это объясняется тем, что расширение сфер использования новой технологии или выход на внешние рынки сбыта может вызвать необходимость некоторого увеличения основного и оборотного капитала. Чтобы определить перспективность и реализуемость расширенной дистрибуции и продвижения новой технологии, а также проанализировать возможности оптимизации итоговых показателей по проекту, необходимо будет провести дополнительные расчеты. Наиболее явно это следует из интеграционного подхода.

Интеграционный подход применяется тогда, когда инновация приобретает конкретные черты и готова для инвестирования. Чтобы оценить эффективность вложения капитала в новую технологию, проводится системный анализ состоятельности инновационной идеи с использованием традиционной методики оценки инвестиций, включая чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности (ИД), внутреннюю норму доходности (ВНД), дисконтированный срок окупаемости (Ток).

Эти показатели широко описаны и представлены в литературе [14, 21]. Направленные в основном на оценку проектов без учета конкретной специфики и условий хозяйствования предприятия, они могут быть гармонично дополнены анализом реализуемости и перспективности инновационных проектов, представляющим собой пофункциональный анализ необходимости и возможностей предприятия по реализации данного проекта. Указанные показатели могут быть оптимизированы за счет дополнительного проведения МИП- и ДИП-анализа. В результате при принятии решения по стратегии инновационного развития предприятие может провести сравнительный анализ и осуществить выбор той технологии и того варианта ее вовлечения в хозяйственную деятельность, который будет учитывать не только специфику вложения капитала, но и закономерности разработки и реализации инноваций. Для этого достаточно осуществить лишь дисконтирование капиталовложений, затрат и результатов.

Таким образом, результаты, полученные в ходе проведения оценки инновационных проектов, позволяют осуществить выбор наиболее перспективной технологии для внедрения в производство, найти пути снижения инвестиционных затрат, а также повышения экономической привлекательности и эффективности инноваций. Они также могут служить содержательной основой для представления стратегий инновационного развития в форме традиционных бизнес-планов или инновационно-инвестиционных проектов.

В механизме интеграции стратегического и инновационного менеджмента данный этап играет связующую роль. Оценка инновационных проектов позволяет не только осуществить выбор наиболее эффективного варианта вовлечения (новых технологий в хозяйственный оборот и проанализировать конкретные условия реализации, она также служит основой для последующих стадий разработки и реализации стратегий инновационного развития и особенно, для формирования бюджетов.

Стратегические бюджеты представляют собой финансово-экономические планы, показывающие источники формирования и использования ресурсов для целей реализации всех разработанных стратегий предприятия. Каждая организационная единица нуждается в достаточном количестве ресурсов для выполнения их части общего корпоративного плана. То, насколько хорошо распределение корпоративного бюджета будет связано с потребностями той или иной стратегии может способствовать или, наоборот, препятствовать процессу их реализации. При недостаточном финансировании организационные единицы не смогут выполнить свою часть корпоративной стратегии надлежащим образом. Напротив, излишнее финансирование может привести к неоправданной растрате ресурсов предприятия и снизить его общую финансовую эффективность.

Основная сложность здесь состоит в том, что наряду со стратегической деятельностью предприятию необходимо осуществлять финансирование и текущего производственного процесса. Это закупка сырья и материалов, расходы на мелкий ремонт оборудования, выплата заработной платы, оплата электроэнергии, коммунальных платежей и многое другое. Главный вопрос, который необходимо решить в рамках стратегического управления инновационным развитием, состоит в том, насколько эффективно предприятие сможет одновременно обеспечивать пополнение оборотного капитала и осуществлять значительные инвестиционные расходы, связанные с внедрением новой технологии в производственный оборот. Для решения данной задачи необходимо разработать методы оценки инновационного потенциала предприятия.

Похожие работы на - Экономические показатели оценки перспективности инновационных проектов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!