(Ф.И.О.)
«___"___________ _____ г.
Должностная инструкция менеджера по персоналу
. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Менеджера по персоналу.
.2. Менеджер по персоналу назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Генерального директора.
.3. Менеджер по персоналу подчиняется непосредственно «Ф.И.О., должность»
.4. На должность Менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (по специальности менеджмент) или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку в области менеджмента, стаж работы по специальности не менее 2 лет.
.5. Менеджер по персоналу должен знать:
законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации по управлению персоналом;
законодательство о труде; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг; порядок ценообразования и налогообложения;
основы маркетинга;
современные концепции управления персоналом;
основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;
правила и нормы охраны труда.
.6. В период временного отсутствия Менеджера по персоналу его обязанности возлагаются на «Ф.И.О., должность».
. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ПЕРСОНАЛУ
Менеджер по персоналу:
организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников;
обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации;
осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников;
организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры;
доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников.
. ПРАВА
Менеджер по персоналу имеет право:
.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам (подразделениям) поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
.2. Контролировать выполнение плановых заданий и работу, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами (подразделениями).
.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности Менеджера по персоналу, подчиненных ему служб (подразделений).
. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Менеджер по персоналу несет ответственность за:
.1. Результаты и эффективность производственной деятельности своего отдела.
.2. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей, а также работу подчиненных ему служб (подразделений) организации по вопросам, входящим в обязанности отдела.
.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения планов работ отделом, подчиненными службами (подразделениями).
.4. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Генерального директора организации.
. УСЛОВИЯ РАБОТЫ
.1. Режим работы Менеджера по персоналу определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
.2. В связи с производственной необходимостью Менеджер по персоналу может выезжать в служебные командировки
С инструкцией ознакомлен: ______________ /____________
(подпись) (Ф.И.О.)
«__»___________ ____ г
6. Миссия организации
Основная цель ООО «Заря - ЧЗМ», согласно уставу, звучит следующим образом:
«Целью и предметом деятельности ООО «Заря - ЧЗМ» является производство наручных механических и кварцевых часов бытового назначения и комплектующих деталей и узлов на принципах интеграции высокоэффективной технологии поточного производства часовых механизмов Российской стороной и технологии гибкого автоматизированного производства компонентов внешнего оформления часов Китайской стороной, а также других товаров народного и промышленного назначения, включая и сбыт готовой продукции на территории России, стран СНГ и Зарубежных стран».
Однако помимо главной формальной цели необходимо сформулировать миссию, которая будет являться отправной точкой деятельность предприятия, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия и определение основных направлений работы по совершенствованию деятельности. Миссия ООО «Заря - ЧЗМ» звучит следующим образом:
«Нашей главной задачей является выпуск надёжных, качественных, долговечных и эстетически привлекательных наручных часов, которые бы полностью соответствовали вкусам, предпочтениям и запросам предполагаемых потребителей нашей продукции, в качестве которых мы надеемся увидеть как молодых людей, так и людей среднего и старшего возраста со средним уровнем доходов и ради удовлетворения потребностей которых мы будем стараться постоянно совершенствовать нашу продукцию, улучшать её по всем параметрам посредством повышения эффективности производительных процессов».
7. Дерево целей организации
Исходя из поставленных стратегических целей деятельности, формулируем краткосрочные цели. В процессе работы возможна корректировка данных целей.
Рассмотрим процесс разработки целей на 2009 год для нашей фирмы.
Функциональный уровень
. Маркетинг. 1.1. Увеличить долю рынка в Пензе по комплексным услуг на 15%.: 1.1.1. Расширить ассортимент продукции. 1.1.2. Провести комплексное маркетинговое исследование пензенского рынка (30 тыс. руб.).1.1.3. Организация представительств компании в регионах районах города (500 тыс. руб.).1.1.4. Формирование стратегии корректировки цен. 1.2. Провести комплексное маркетинговое исследование рынка (30 тыс. руб.).
. Снабжение. 2.1. Увеличить объём продаж сопутствующих товаров на 10%.2.2. Обеспечить процесс обслуживания необходимым сырьём, материалами и инструментом, достаточным для достижения темпа роста уровня производства 70%.
. Производство. 3.1. Сохранить темп обслуживания клиентов на уровне 70%.3.2. Обновление прордукции на сумму 500 тыс. руб. 3.3. Снизить общее время простоя производства на 20%.3.4. Освоение производства новых видов продукции. 3.5. Снижение себестоимости продукции на 5%.
. Диагностика внутренней и внешней среды
Важное значение в деятельности нашего предприятия играют маркетинговые и торговые посредники. В качестве основных маркетинговых посредников для нашего предприятия будут выступать:
рекламная компания «ПРО»;
ОАО «Современные торговые технологии»;
рекламный отдел ТРК «Наш дом».
Анализ факторов внешней среды.
Внешняя среда ООО «Заря - ЧЗМ» формируется под воздействием ряда факторов.
Экономические факторы.
Данная макросреда оказывает большое влияние на предприятие, так как часы не являются предметом первой необходимости, и покупатели под влиянием неблагоприятных обстоятельств откладывают покупку часов на более поздний срок. К глобальным экономическим показателям, характеризующим экономические компоненты внешней среды можно отнести:
снижение уровня доходов населения, что приводит к общему сокращению покупательской способности населения и сокращению спроса;
увеличение среднегодовых темпов инфляции примерно до 12-16% в год, что в свою очередь вызывает повышение стоимости комплектующих и общее подорожание часов;
процентная ставка рефинансирования центрального банка и ставки кредита коммерческих банков в настоящее время находятся на сравнительно низком уровне, что делает кредиты более «доступными» и даёт возможность брать их для совершенствования производства.
Основными экономическими показателями, характеризующими макросреду Пензенской области, являются:
индекс цен на потребительские товары (в процентах к предыдущему году) - 120%;
индекс цен производителей промышленной продукции - 127,8%;
индекс тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом - 161,7%;
индекс цен на потребительские товары - 115,6%.
Демографическая среда.
В настоящее время в Пензенской области проживают 1517,6 тыс. человек, из них 894,3 тыс. человек в трудоспособном возрасте и 352,8 тыс. человек старше трудоспособного возраста.
В последнее время наметилась тенденция к увеличению населения в трудоспособном возрасте (с 53% до 60%), а также растёт доля старшей возрастной группы (с 12% в 70-годах до 17% в середине 90-х годов). В целом, для нашего предприятия подобные показатели являются достаточно положительными, так как они благоприятствуют расширению рынка потенциальных покупателей.
Рост числа потенциальных потребителей со средним, высоким уровнем доходов и состоятельных людей также приводит к тому, что возрастает объём рынка часов, как в количественном, так и в ценовом отношении. Данные группы населения покупают достаточно часто (часы), причём покупки сравнительно дорогостоящие.
Увеличение продолжительности жизни женщин и их доминирование над мужчинами в Пензенской области (54% и 46% соответственно) также весьма благоприятное явление для нашего предприятия. Женщины в среднем намного чаще покупают часы, чем мужчины.
Научно-технологическая среда.
В настоящее время в часовой индустрии наблюдается тенденция к активному совершенствованию существующей технологии производства часов. Идёт процесс модернизации традиционного часового механизма, изобретённого более 200 лет назад. Изобретение кварцевых часов позволило, с одной стороны, увеличить потребительские характеристики продукции и снизить их стоимость с другой стороны.
В настоящее семя основной тенденцией в технологии производства часов является процесс повышение качества их работы за счёт точности их работы, качества, надёжности, а также придания часам дополнительных функциональных свойств и характеристик. Это может быть, например, календарь, тахометр, секундомер, записная книжка, телефонный справочник, электронные игры.
Особенно стремительно развивается технология электронных и кварцевых часов. Бурное развитие электронной промышленности позволило постоянно совершенствовать данные часы за счёт использования новых интегральных систем. В начальный период деятельности у фирмы будет достаточно слабое положение на рынке, так как в начале слабые стороны в деятельности будут преобладать над сильными. Поэтому в перспективе конкурентоспособность и конкурентные преимущества будут основываться на невысоком уровне или даже снижаться, если предприятие не разработает эффективную и реальную стратегию опережения конкурентов.
Заслуживает отдельного рассмотрения конкурентоспособность цены и издержек ООО «Заря - ЧЗМ», которые на первом этапе деятельности будут находиться на относительно высоком уровне по сравнению с конкурентами. Это объясняется тем, что основные комплектующие предполагается закупать у одного из учредителей по повышенным ценам, а цены на внешнее оформление, комплектующие для которого поставляются из Китая, увеличиваются из-за таможенных пошлин, что в комплексе ведёт к увеличению конечной стоимости часов.
На первом этапе работы на предприятии также будет использоваться устаревшее оборудование и применяться не самые новые технологии сборки часов с использованием большого количества квалифицированного ручного труда, что увеличивает стоимость технологического процесса. Для того чтобы исправить существующее положение, предприятие должно будет выполнить ряд мероприятий, направленных на увеличение конкурентоспособности цены и качества часов (Табл. 3., Приложение 2).
9. Стратегии функционирования и стратегии развития
Выбор стратегии функционирования ООО «Заря - ЧЗМ» необходимо делать на основе анализа показателей расширенной матрицы М. Портера.
На первом этапе деятельности предприятия необходимо ориентироваться на такой тип конкурентного преимущества, как дифференциация. Таким образом, первоначальный функциональной стратегией ООО «Заря - ЧЗМ» станет сфокусированная стратегия дифференциации. На основе данной стратегии предприятие должно проводить целенаправленную работу в области инноваций по разработке и внедрению в производство модельных рядов часов, предназначенных для конкретного сегмента. Опираясь на гибкие производственные процессы необходимо также разбить выделенные целевые сегменты рынка покупателей ООО «Заря - ЧЗМ» на более мелкие рыночные ниши и предлагать товары, предназначенные именно для этих сегментов.
Для того, чтобы ООО «Заря - ЧЗМ» смогло успешно реализовать данную стратегию, необходимо сделать следующее:
а) предлагать потенциальным потребителям реальною ценность товара или признаки ценности;
б) удерживать издержки по дифференциации в разумных пределах.
На первом этапе деятельности предприятия, начиная с 4 года деятельности, в период значительного расширения объёма производства и сбыта, необходимо параллельно реализовывать стратегию фокусирования на низких издержках.
В идеальном случае на предприятии будет необходимо выделить стратегический центр хозяйствования, который будет выпускать дешевые кварцевые часы, предназначенные для покупателей с низким уровнем дохода. Данные часы будут противопоставляться в качестве товаров-конкурентов дешёвым кварцевым часам из стран Тихоокеанского региона.
Для того, чтобы осуществить подобную стратегию, наше предприятие должно постоянно работать в следующих направлениях:
а) экономия на масштабах производства;
в) использование синергетического эффекта производственных единиц внутри предприятия;
г) использование вертикальной интеграции с партнёрами по технологической цепочке.
Использование данной стратегии позволит ООО «Заря - ЧЗМ» выйти на рынок покупателей с низким уровнем доходов и который является одним из самых широких и привлекательных. Но в наше время на этом рынке сохраняет превосходство наиболее острая конкуренция. Поэтому использование данной стратегии имеет смысл только в случае значительного расширения производства.
Выбор стратегии развития ООО «Заря - ЧЗМ» необходимо осуществить на основе нескольких подходов. Прежде всего, необходимо провести ADL-LC анализ, на основе матрицы модели ADL-LC (Рис. 6).
В настоящее время наше предприятие находится на стадии «рождения», так как оно является вновь созданным и у него предполагаются значительные изменения в технологии производства.
Но, несмотря на начальный этап развития, предприятие будет, хотя и занимать слабую позицию, но способно выжить без посторонней помощи.
Таким образом, в соответствии с матрицей ADL-LC наше предприятие будет находиться в позиции «рождение-слабое». Данная позиция будет неприбыльной. Поток денежной наличности кредитуется. И в этом случае возможны два пути:
Первый - по линии «развитие-выживание» с типовыми стратегиями «догнать-догнать» и типовыми стратегиями уточнения: а) вхождение на рынок; б) увеличение производственных мощностей; в) новые продукты / традиционные рынки; г) новые продукты / новые рынки; д) улучшение ассортимента продукта; ж) совершенствование продукции.
Второй - выход из области с типовой стратегией «выход-выход».
Ко второму году деятельности ООО «Заря - ЧЗМ» займет позицию «прочная-развитие». Предприятие будет давать прибыль, а бизнес будет специализироваться в своей нише. Наступит период быстрого роста продаж и появится быстрорастущая прибыль. В этой ситуации для ООО «Заря - ЧЗМ» возможны три стратегии маршрута:
Во-первых - естественное развитие с типовой стратегией «выборочный поиск своего положения - сосредоточенная дифференциация» и типовыми стратегическими уточнениями: а) прямая интеграция; б) вхождение в рынок; г) традиционные продукты /новые рынки.
Во-вторых - избирательное развитие с типовой стратегией «выборочный поиск своего положения - сосредоточение, дифференциация».
В-третьих - развитие-выживание с типовой стратегией «стремительный поиск своей доли - успех».
Таким образом, в данной ситуации предприятию необходимо ориентироваться на комбинированное использование двух видов стратегий: 1. Интегрированный рост или стратегия проникновения и стратегия развития рынков. 2. Интегрированный рост или стратегия интеграции «назад».
Заключение
В соответствии с учредительными документами, ООО «Заря - ЧЗМ» является обществом с ограниченной ответственностью, учрежденным несколькими лицами хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Среднесписочная численность работающих за 2008 г. составила 137,5 единиц. Среднегодовая стоимость имущества по 2008 г. составила 742 564 руб., что на 12% выше, чем в прошлом году. Это связано, прежде всего, с увеличением штата работающих. Управление ООО «Заря - ЧЗМ» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ООО. ООО «Заря - ЧЗМ» возглавляет директор.
На предприятии имеется штатное расписание, утверждённое директором ООО, в соответствии с которым штат работников организации на 2008 год составляет 137,5 единиц с месячным фондом заработной платы 302034 руб. 46 коп. Штатным расписанием предусмотрены 10,5 единиц административно-управленческого персонала, из числа которых 3 - руководители, 10,5 - специалисты.
В настоящее время основную роль на предприятии играет сбыт готовой продукции, т.к. часы должны быть не только изготовлены, но и реализованы, т.е. доведены до потребителя и оплачены последним. Этим и должна, но, к сожалению, не определяется, значение оперативно-сбытовой деятельности предприятия.
Список литературы
1.Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. - М.: «Типография НОВОСТИ», 2001.
2.Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2010
.Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Об эффективности социального управления // Вопросы философии. - 2002. - №7.
4.Бир С. Наука управления (перев. с англ.). - М.: Энергия, 2001. - 112 с.
.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд., - М.: Гардарика, 2010.
6.Дейнеко О.А. Эффективность и качество управления машиностроительным предприятием. - М.: Машиностроение, 2006
.Ефремов В.С. Организации, бизнес системы, и стратегические планирование // Менеджмент в Риссии и за рубежом. 2002. - №1.
8.Зусман В.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирования технических систем. Методические рекомендации. - Кишинев: МНТЦ «Прогресс» + «Картя Моловеняскэ», 2006. - 114 с.
9.Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ.: Уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 272 с.
.Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч. 1. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 152 с.
11.Минаев Э.С., Агеева Н.Г. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИВАКО Аналитик, 2007.
.Менеджмент организации: Учебное пособие./ Под ред. З.П. Звягинцевой, Н.А. Саломатина. - М.: ИНФРА - М, 2006.
13.Мескон М. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2009.
14.Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2001. - 336 с.
15.Месарович М., Мако Д., Тахакара Н. Теория иерархических многоуровневых систем: Пер. с англ. - М.: Мир, 2008.
16.Павлов С.П. Стратегическое управление: 17-и модульная программа для менеджеров. - М.: ИНЮРА - М, 2001.
17.Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., Прогресс, 2007.
18.Русинов Ф.М. Эффективность управления: наука и практика. - М.: Московский рабочий, 2009.
19.Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.
20.Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнёва, З.П. Румянцевой, Н.А. Соламатина. - М.: ИНФРА - М, 2009.