Факторы, влияющие на спрос в туризме

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,08 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Факторы, влияющие на спрос в туризме

Содержание

1.Факторы, влияющие на спрос в туризме

2.Проблемы эффективного планирования туристского продукта

3.Анализ туристского спроса

4.Практическая часть

Литература

1. Факторы влияющие на спрос в туризме

Cпрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие: Общеэкономические факторы:

-уровень материального благосостояния массового потребителя

соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения

Социо-демографические факторы:

-возраст

пол

профессия

образование

социальная группа

семейное положение

имущественное положение

состав семьи

регион проживания

город/сельская местность

величина населенного пункта, где живут туристы

род занятий

Факторы культурного и общественно-психологического характера

-приоритеты в системе духовных ценностей общества

психология потребления

Личностно-поведенческие факторы

-личные особенности

стиль жизни

интересы в свободное время

система духовных ценностей

целевые установки

мотивы

Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который в конечном счете является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.

Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:

частотность туризма;

предпочтения в выборе географии туризма;

предпочитаемая форма организации тура;

представления туриста о цене тура и т. д.

И именно для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности потребителей туристских услуг, необходимо подробнее рассмотреть воздействие на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических факторов, а также факторов культурного порядка.

Экономические факторы

Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Растущий уровень жизни в развитых странах мира ведет к росту продолжительности отпусков работников и достаточно высокому уровню их обеспечения, что оказывает значительное влияние на развитие туристической отрасли.

Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания высоких объемов спроса являются увеличение свободного времени и рост материального благосостояния общества.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 году ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как «время и отдых», а его показателями являются величина свободного времени и его использование. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э.Энгелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается. Примером может служить ФРГ, где рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши в структуре общих потребительских расходов граждан.

Одновременно же растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени.

Однако исследователи туризма в западных странах, признавая несомненную зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической конъюнктуры, тем не менее, отмечают, что экономические спады и кризисы оказывают на туристическую индустрию меньшее влияние, чем, например, на такие отрасли, как строительная, автомобильная, производство мебели и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Они отмечают, что современный западный потребитель скорее откажется от приобретения видео-и аудиоаппаратуры, чем от финансирования ежегодного отпуска, и подчеркивают, что в периоды экономических кризисов люди экономили не на отпуске, а в отпуске.

Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической конъюнктуры рынка западные исследователи объясняют прежде всего эластичностью спроса на туристические услуги. И именно поэтому в годы кризиса происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.

Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.

Социо-демографические факторы

Значительное влияние на формирование туристического спроса оказывают в основном следующие социо-демографические факторы:

возрастная и социальная структура общества;

структура семьи;

уровень доходов различных слоев общества;

соотношение городского и сельского населения.

Возрастная структура

Как известно, в настоящее время растет перспективность для международного туризма людей старших возрастных групп, и в первую очередь группы людей в возрасте «от 50 лет и старше».

В основе повышения интенсивности туризма во всех старших возрастных группах лежат следующие причины:

повышение материального благосостояния всех групп общества;

увеличение продолжительности жизни и снижение пенсионного порога;

изменение психологического отношения к старению.

Вследствие этого, сейчас в туристическом спросе сформировался новый и очень перспективный сегмент «сениоров»-возрастная группа «от 50 лет и старше», который в будущем, по мнению специалистов, будет оказывать очень существенное влияние на развитие спроса туристических услуг и займет свое выдающееся положение на рынке международного туризма.

Структура семьи

Очень актуальной целевой группой современного туристического рынка является и несемейная молодежь до 35 лет - так называемые «одиночки». Их доля в крупных промышленных городах и агломерациях оценивается практически в 50% от общей численности населения.

Этим людям свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятельности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они уделяют много внимания организации своего свободного времени, стараясь наслаждаться жизнью в полной мере.

Соответственно, объем и величина спроса на данном сегменте туристического рынка достаточно велики. И по мнению специалистов в будущем эти показатели будут расти.

Очень существенным дополнением к вышеизложенному является тот факт, что по статистике в данной целевой группе очень велико количество одиноких женщин. И с этим фактом, несомненно, придется считаться туристическим операторам, гостиницам и национальным офисам по туризму.

Уровень доходов и образования населения

Как известно, спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую потребители могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги. Таким образом, туристическая активность находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня доходов, а также от образования потенциальных потребителей. Учитывая тот факт, что оба эти показателя в конце 80-х годов в западных странах имели тенденцию к росту, интенсивность туризма также увеличилась.


. Проблемы эффективного планирования туристского продукта

Процесс планирования является попыткой представить себе картину будущего. Это процесс, который предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают предвидеть будущее, а также овладение методикой, позволяющей смоделировать переход настоящего положения в будущее прогнозируемое состояние.

Планирование - это определение и упорядочение крупных задач организации, включающее: - маркетинговый анализ (анализ соответствия новых видов деятельности требованиям рынка и конкуренции); - технико-экономический анализ (анализ соответствия новых видов деятельности специализации предприятия, его организации и технологии); - финансовый анализ (анализ экономической эффективности новых видов деятельности). Уровень качества планирования определяется следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой. Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образы действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей фирмы, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий.

Планирование включает в себя определение: конечных и промежуточных целей; - задач, решение которых необходимо для достижения целей; - средств и способов их решения; - требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, или перспективное; среднесрочное; тактическое, или текущее.

Стратегическое планирование заключается в основном в выборе главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения представленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящий период, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период.

При разработке плана основу составляют: - анализ перспектив развития фирмы, выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций; - анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении конкурентоспособности продукции фирмы на разных рынках и возможностей для повышения результатов работы в конкурентных направлениях при соблюдении оптимальных стратегий во всех видах деятельности; - выбор стратегии на основе анализа перспектив фирмы в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами; - анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на 1 год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в региональном, отечественном и международном масштабах, в частности: программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Туристское планирование ставит своей целью сформулировать задачи развития туризма, а также определить средства их достижения, стремясь к получению максимальных поступлений от развития туризма с экономической, социальной, культурной точек зрения, а также с учетом необходимости обеспечения динамического равновесия между туристским предложением и спросом.

Исторический анализ свидетельствует о том, что в 50-90 гг. туристское планирование в Беларуси, да и во всем мире развивалось быстрыми темпами, хотя и носило иногда бессистемный и беспорядочный характер. И тем не менее, начиная с первых исследований, посвященных исключительно развитию местной инфраструктуры и использованию достопримечательностей в туристских целях, прослеживается четкая тенденция, которая видна в планах развития отдельных туристских секторов вплоть до комплексного туристского планирования, которое представлено в общих планах туристского развития целого ряда стран. В процессе планирования менеджер должен обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного туристского продукта для массовой реализации на рынке. Прежде чем приступить к разработке планов, необходимо ознакомиться с существующим положением дел, что обусловливает необходимость изучения и анализа:- туристского предложения;- туристского спроса. Изучение этих аспектов, которые находятся в тесной взаимосвязи, проводится параллельно и одновременно.

Анализ туристского предложения. Анализ настоящего и потенциального туристского предложения включает: - существующее предложение: доступность (транспорт), оборудование (размещение, обслуживание и рекреационная деятельность), общее представление о стране; - потенциальное предложение: привлекательные аспекты природной среды (пейзажи, моря, озера, фауна, флора), привлекательные аспекты культурной жизни (археология, традиции, фольклор, народные промыслы), туристскую деятельность (спорт и досуг, курорты и культурные мероприятия); - технические ресурсы (потенциал развития туризма): потенциальную деятельность (планы, туристские организации, коммерческая сеть), средства и возможности (кадры, подготовка кадров, финансовые ресурсы), потенциальные возможности многонациональных регионов (пейзажи, археология, общность языков).

3. Анализ туристского спроса

Анализ туристического спроса включает детальный разбор каждого национального и международного туристского потока по следующим признакам: - объемы, сезонный характер, динамика; - социально-экономические характеристики; - мотивировки; - продолжительность пребывания; - транспортные средства; - размещение; - организация. На базе анализа статистических данных и результатов опроса можно подготовить прогноз: - количественного характера (количество прибытий и расходы); - качественного характера (типы продукта, продолжительность пребывания, обслуживание). Планирование туристского продукта должно производиться не умозрительным способом, а основываться исключительно на предварительной оценке рыночного потенциала. Для этого на первом этапе необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: - территориальные границы рынка (город, район, область, регион); - социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, люди третьего возраста и др.); - виды туризма и цели путешествия; - возможные объемы и сезоны поездок. Для сбора и анализа этих данных можно использовать такие средства, как публикуемые материалы и статистические отчеты, экспертные оценки, рекламные объявления других фирм, выборочные опросы населения, организация пробных туров и т. д.

На втором этапе фирма на основе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса должна определить содержание своего туристского продукта, в частности: - страну или регион путешествия и вид туризма. Например, если предусматривается экскурсионно-познавательные туры, то для них выбираются страны или регионы с наиболее интересными туристскими достопримечательностями; - сезон и продолжительность поездок. Для эксурсионно-познавательных поездок в страны с умеренным климатом обычно выбираются летние месяцы (май-сентябрь), а в страны с жарким климатом - зимние (ноябрь-февраль); - маршрут, т. е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время своего путешествия по стране. Он также зависит от целей поездки; - общее количество групповых и индивидуальных туров по каждой стране, с которыми фирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам. Планируется на основе оценки рыночного спроса; - пакет и классность услуг. В зависимости от оценки рыночного спроса туристская фирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность. Сегодня во многих крупных туристских компаниях число направлений настолько велико, что их подробное планирование стало слишком тяжелой работой для одного человека. Поскольку специалистам по маркетингу не хватает времени для составления плана введения новых направлений на рынке, появилась потребность в менеджере туристского продукта.

В настоящее время многие компании обратились к концепции менеджера продукта. Результаты оказались положительными. Концепция включает: - определение рынка каждого турпродукта, его конкурентоспособных позиций и возможностей компании; - понимание экономических последствий влияния рынка, которые произойдут от альтернативных решений и стратегий для каждого направления; - точные показатели продукта (такие как объем, прибыль, доля рынка и т. д.) и обоснованные программы для их достижения; - календарный контроль над согласованными планами и их своевременное урегулирование в случае, если нужно стабилизировать позиции продукта на рынке и его доход. Однако не все компании, принявшие концепцию менеджмента продукта, добились положительных результатов. Почему же опыт компаний был таким противоречивым?

Слишком часто вину за плохое планирование возлагают на менеджеров. Однако всю ответственность следует возлагать на высшее руководство. Очень часто руководство не в силах распределить обязанности между менеджерами или предоставить им соответствующие инструкции, необходимые для эффективного планирования.

Компании, которые воспользовались концепцией менеджера по планированию, следуют определенным правилам: - подбирают квалифицированный персонал; - распределяют обязанности между менеджерами; - разрабатывают соответствующие инструкции; - структурируют работу менеджера так, чтобы у него было время для планирования. Так как компания делает акцент на то, чтобы обеспечить туристскому продукту рост продаж и прибыльность, менеджер должен проанализировать продукт с экономической точки зрения и определить возможности рынка.

Но все еще слишком много компаний принимают на должность менеджера продукта людей без соответствующего образования. Многие квалифицированные менеджеры продукта никогда по-настоящему не делали свою работу, так как они в полной мере не понимали, что она в себя включает. Если в процессе планирования подробно не определены границы задания и конечный результат, то возникает путаница.

Главная обязанность высшего руководства фирмы - обеспечить менеджера сформулированным уставом и соответствующими должностными инструкциями для осуществления планирования. Руководство также должно наблюдать за тем, чтобы менеджеры по планированию точно понимали и выполняли свои обязанности. Поскольку планирование должно быть определено как сущность работы менеджера продукта, то оно должно получить главенствующее положение. Многие менеджеры не могли найти время для планирования, так как у них было много других обязанностей.

Анализ деятельности белорусских турфирм свидетельствует о растущем интересе к планированию и концепции менеджера по планированию. Однако он указывает и на имеющиеся недостатки в планировании, важнейшими среди которых являются: нерешительность в отношении претворения в жизнь намеченных планов, а также проблемы, связанные с использованием соответствующей методологии.

Следует отметить, что способность менеджера продукта выполнять задание по планированию зависит также от того, создает ли высшее руководство фирмы соответствующие условия для эффективной работы. Вот основные принципы, на которые следует обратить внимание руководству фирмы: начните с квалифицированного персонала, подробно определите их обязанности и обеспечьте соответствующими инструкциями, структурируйте их работу так, чтобы осталось время для планирования. Слишком много компаний пренебрегало этими принципами, тем самым не используя важных преимуществ, которые могли бы получить от эффективного планирования.

туристический рынок планирование спрос

4. Практическая часть

Изучите и проанализируйте ситуации на рынке туристических товаров и услуг по итогам работы активного сезона (газеты "Туризм и отдых", "Путешественник"), выявите тенденции и закономерности, которые наблюдаются в этот период.

Для анализа ситуации на рынке туристических услуг автором была использована газета «Туризм и Отдых». Для анализа были взяты номера с 20 мая по 2 сентября 2010 г.

Белорусский рынок туристических услуг является частью глобального рынка , что безусловно отражается на предложениях адресованных к местному потребителю. Надо отметить, что туристический бизнес в 2010 г. работал в посткризисный период.

В исследуемый сезон белорусские туроператоры предлагали следующие направления:

Турция ;

Испания;

Италии;

Греция;

Болгария;

Хорватия;

Черногория;

Прибалтика;

Крым;

Остальные направление в этот период не были достаточно представлены, можно утверждать, что они занимают не большой сегмент рынка.

Самыми популярными морскими курортами оставались традиционно - курорты Турции. Но стоит заметить, что в связи с низким курсом Евро, болгарские курорты потеснили турецкие. Согласно заявлению директора Capita tour Елены Юникевич, в данный сезон наблюдался устоичивый рост на болгарсие предложения.

Так же стоит заметить, что экономический кризис и политическая нестабильнасть в Греции заставила отреагировать предсовителей этой страны понижением цен на туристические услуги, курорты остравов Корфу и Крита стали достаточно доступны для отечественного потребителя.

Нельзя не уделить место Италии, а имено Сицилия , которая достаточна промировалась на страницах газеты, но представлялась отнють не как выгодное ценовое предложение, а в первую очередь как эксклюзивное. Но цены в данном сезоне на туры в Италию в среднем вырасли на 2-3%.

Многие туроператоры предлогали отдых в Черногории и Хорватии . Эти предложения интересны с точки зрения маркетинга, т.к. у беларуских потребителей бытует мнения о высоких ценах на курорты этих стран. И надо заметить , что многие операторы используя страницы газеты пытались очень грамотно привлеч потребителя к этим продуктам. Очень хорошим примером может служит интевью менеджера компании «Аэротрэвел» Натальи Драгун, где госпажа Драгун смогла все изюминки черногорского отдыха.

Специалисты и аналитики турбизнеса неодназначно оценивали ситуацию в Крымском напровлении . Одни тур операторы (Алые паруса, Таврика тур) заявляли о 30% приросте продаж в этом напровлении, другие (Би-Тур, Одиссея тур) оценивали спос на Крымское направление не так позитивна , по итогам их работы спрос на этот продукт вырос совсем не значительно. Единодушие наблюдается только в одном вопросе: по оценкам специалистов, стоимость отдыха на полуострове осталась на уровне прошлого года. Даже в том случае, когда крымские отельеры поднимают цены, турфирмы стараются удержать стоимость туров на прежнем уровне.

Достаточно широкий спектр турпродуктов был представлен в Прибалтийском направлении - от традиционных Юрмалы и Паланги, до агроусадьб и велоэкскурсий. Приятно удивили потребителей ценны в частности на Литовские отели, которые значительно снизились.

Что касается Беларуси, то стоит отметить, кроме местных потребителей, последние 3-4 года наблюдается рост заинтересованности в нашей стране среди россиян. Беларусь предлагает широкий спектр услуг: санатории , национальные парки, военно-исторический туризм, агротуризм.

Литература

1.Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

.Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. - М.: Академия, 2004.

.Чудновский А. Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

.Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб.- Минск: Новое знание, 2001.

5.Газета «Туризм и Отдых» №19 (753) 20 мая <http://www.tio.by/newspaper/number/544>

.Газета «Туризм и Отдых» №20 (754) 27 мая <http://www.tio.by/newspaper/number/545>

.Газета «Туризм и Отдых» №21 (755) 3 июня <http://www.tio.by/newspaper/number/549>

.Газета «Туризм и Отдых» №22 (756) 10 июня <http://www.tio.by/newspaper/number/550>

.Газета «Туризм и Отдых» №23 (757) 17 июня <http://www.tio.by/newspaper/number/556>

.Газета «Туризм и Отдых» №24 (758) 24 июня <http://www.tio.by/newspaper/number/557>

.Газета «Туризм и Отдых» №25 (759) 1 июля <http://www.tio.by/newspaper/number/554>

.Газета «Туризм и Отдых» №26 (760) 8 июля <http://www.tio.by/newspaper/number/559>

.Газета «Туризм и Отдых» №27 (761) 15 июля <http://www.tio.by/newspaper/number/560>

.Газета «Туризм и Отдых» №28 (762) 22 июля <http://www.tio.by/newspaper/number/565>

.Газета «Туризм и Отдых» №29 (763) 29июля <http://www.tio.by/newspaper/number/565>

.Газета «Туризм и Отдых» №30 (764) 5 августа <http://www.tio.by/newspaper/number/572>

.Газета «Туризм и Отдых» №31 (765) 12 августа <http://www.tio.by/newspaper/number/576>

.Газета «Туризм и Отдых» №32 (766) 19 августа <http://www.tio.by/newspaper/number/579>

.Газета «Туризм и Отдых» №33 (767) 26 августа <http://www.tio.by/newspaper/number/582>

.Газета «Туризм и Отдых» №34 (768) 2 сентября <http://www.tio.by/newspaper/number/583>

Похожие работы на - Факторы, влияющие на спрос в туризме

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!