Управление трудовой карьерой работников в организации (на примере ОАО 'Медвежья гора')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление трудовой карьерой работников в организации (на примере ОАО 'Медвежья гора')

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Факультет управления

Кафедра менеджмента





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Управление персоналом"

на тему: "Управление трудовой карьерой работников в организации (на примере ОАО "Медвежья гора")"











Краснодар 2012

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы управления трудовой карьерой работников в организации

1.1 Сущность управления трудовой карьерой работников в организации

1.2 Виды карьеры

1.3 Современный опыт в управлении трудовой карьерой работников

2. Анализ управления деловой карьерой работника организации

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

2.2 Анализ системы управления персоналом в организации

2.3 Анализ управления трудовой карьерой в организации

3. Совершенствование процесса управления трудовой карьерой работников организации

Выводы и предложения

Список использованых источников

Введение

Проблема управления трудовой карьерой в настоящее время является одной из самых актуальных в теории и практике управления персоналом. Это связано с изменениями, которые привели к демократизации общества и свободе выбора каждого человека. Известно, что каждый человек каким-то образом планирует свою жизнь, желая занять определенное положение в обществе. Важное место в планах человека занимает карьера, которая понимается как поступательное движение личности к какой-либо сфере деятельности.

Лишь с недавнего времени в системе управления персоналом уделяется серьезное внимание путям, по которым идет продвижение, и типу планирования, который требуется для достижения определенных целей. Ключ к решению проблемы заключается в понимании того, что влияние на продвижение оказывают не просто факторы и личность сами по себе, а скорее способы взаимодействия этих важных факторов.

Данная тема актуальна тем, что в большинстве предприятий управление трудовой карьерой ведется на довольно низком уровне или не ведется совсем. Причиной такого отношения к управлению карьерой является нежелание руководителей заниматься данной проблемой, считая, что управлять своей карьерой и планировать ее должен сам человек. Одной из причин низкого уровня организации процесса управления карьерой является недостаточность знаний и опыта в этой области.

Трудовая карьера занимает важное место в структуре потребностей современного человека, оказывая тем самым влияние на его удовлетворенность трудом и жизнью в целом. Успешная карьера обеспечивает человеку материальное благополучие, удовлетворение его высших психологических потребностей, таких, как потребность в самореализации, в уважении и самоуважении, в успехе и власти, потребность в развитии и расширении пространства судьбы.

Целью курсовой работы является изучение системы управления трудовой карьерой работников ОАО "Медвежья гора".

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

)        дать общую характеристику управления трудовой карьерой персонала;

2)      рассмотреть виды карьеры работников в организации;

)        изучить современный опыт управления трудовой карьерой персонала;

)        проанализировать организацию системы управления трудовой карьерой персонала ОАО "Медвежья гора";

)        разработать мероприятия по повышению эффективности управления трудовой карьерой персонала ОАО "Медвежья гора".

Объект исследования - ОАО "Медвежья гора". Предмет исследования - управление трудовой карьерой персонала для работников ОАО "Медвежья гора".

В процессе выполнения работы изучен теоретический материал, представленный в работах отечественных и зарубежных ученых таких, как Кибанов А.Я., Самоукина Н.В., Пугачев В.П., Чемеков В.П. и др., а также рассмотрены нормативные акты МО Ильское городское поселение, отчеты о проделанной работе ОАО "Медвежья гора" за 2008-2010 года.

В процессе написания работы использовались общенаучные методы познания: системный и сравнительный анализ, анализ документации.

1. Теоретические основы управления трудовой карьерой работников в организации

 

.1 Сущность управления трудовой карьерой работников в организации


Карьера это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Карьера может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле понятие карьера определяется как общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой).

В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Под карьерой понимают целенаправленный должностной и профессиональный рост, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.

Личностный аспект предполагает рассмотрение этого явления с позиции человека личности, раскрывает особенности видения карьеры ее деятелем. С этим связаны выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных результатов развития его карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения. Карьера это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом, это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.

Также можно выделить социальный аспект, представления о карьере с точки зрения общества. Во-первых, это выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, проторенные пути достижения определенных высот в той или иной сфере профессиональной деятельности, в той или иной области общественной жизни. Во-вторых, это устоявшиеся представления о характере движения по этим путям, связанном с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степени ее взлетности, об используемых методах. Эти выработанные общие схемы движения к успеху, а также особенности их реализации в жизни влияют на оценку обществом частных карьер индивидов, выступая своего рода эталонами для сравнения.

Возможно наиболее важное решение, которое принимает человек в жизни, - это выбор карьеры. Джон Голланд предложил и исследовал теорию выбора карьеры. Он считает, что этот выбор есть выражение личности. Также он считает, что достижения человека в том или ином виде карьеры зависят от соответствия между его личностью и обстановкой работы.

Дл. Голланд считает, что каждый человек в определенной степени относится к одному из 6 типов личности:

. Реалистический - этот человек, предпочитающий деятельность, связанную с манипуляциями инструментов и механизмов - машинист;

. Исследовательский - такой человек предпочитает быть аналитиком, любознательным, методичным и точным;

. Артистический - это человек экспрессивный, нонконформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточен;

. Социальный - этот человек любит работать вместе и помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую - школьный консультант;

трудовая карьера персонал управление

5. Предпринимательский - человек любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения целей - адвокат;

. Конвенциональный - любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцирование материалов - бухгалтер.

Несмотря на то, что согласно этой концепции один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

Альтернативой концепции Голланда может считаться типология, предложенная Е.А. Климовым. В ней все виды деятельности разделены по предметам труда:

Тип П - "человек - природа", если главный, ведущий предмет труда - растения, животные, микроорганизмы.

Тип Т - "человек - техника", если ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

Тип Ч - "человек - человек", если основной предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей.

Тип З - "человек - знак", если главный предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Тип Х - "человек - художественный образ" - когда ключевой предмет труда - художественные образы, условия их построения.

Накладывая две представленные типологии на структуру управления карьерой государственных служащих можно сделать вывод, что при отборе кадров в систему государственной службы необходимо в первую очередь ориентироваться на претендентов, тяготеющих к социальному предпринимательскому типу личности (по Дж. Голланду) и к "типу Ч" (по Е. Климову).

Индивидуальными, личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются недостаток личностного потенциала (отсутствие необходимых качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, тревожность, эмоциональная нестабильность).

Вопросы мотивации были разносторонне освещены как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

Классическая теория Тейлора видит мотивацию труда в том, чтобы дать людям заработать больше при большем производстве ими продукции. Более глубокую теорию мотивации создал А. Маслоу. Согласно его теории высокоэффективный труд работника стимулируется его стремлением к удовлетворению своих потребностей, которые имеют иерархическую структуру и могут быть упорядочены по мере возрастания важности для человека (физиологические - безопасность - социальные - самореализация).

Модель Герцберга заключается в том, что главным стимулом к труду является его содержательность, которая побуждает работника к профессиональному развитию и совершенствованию. Это позволяет в дальнейшем занять более высокую должность, получить дополнительные полномочия и т.п.

На деловую жизнь человека приходится пять этапов:

) период начальной карьеры (вхождение в организацию, нахождение своего места в ней) - 20-24 года;

) этап, характеризующийся стремлением личности заявить о себе, достичь успеха, завоевать признание в организации - около 30 лет;

) фаза достижения высокого профессионализма, расширения сферы приложения своих способностей, упрочения занимаемого в организации положения - примерно 35-45 лет;

) фаза переоценки своих достижений, значения проделанной работы, возможных сомнений в правильности жизненного выбора и т.п. - где-то между 50-60 годами;

) стадия мастерства, когда высококвалифицированный менеджер концентрирует внимание на развитии своих сотрудников, проявляет заботу о более молодых работниках, стремится к благополучию всей организации, демонстрируя искусство управления, - после 60 лет и примерно до выхода на пенсию.

Также добавляется ряд важных проблем, беспокоящих человека, например проблема убывания физических сил, привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как кризис среднего возраста, был неоднократно изображен в романах, фильмах, пьесах, психологических исследованиях. Несмотря на то, что каждая индивидуальная история отлична от других, уникальна, однако их сценарии имеют много общих черт. Они показывают, что этот кризис является реальностью и оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться правильным образом это состояние нейтрализовать.

Некоторые авторы обращают внимание на сложности, подстерегающие работников в середине служебной карьеры, когда в какой-то момент наступает, как они выражаются, этап "брожения". Правда, учитывая, по-видимому, своеобразие индивидуального пути каждого человека, они оперируют более широким возрастным диапазоном - от 35 до 50 лет.

В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам. Во-первых, чем ближе к вершине организационной пирамиды, тем меньше мест, и даже если работник может работать на новом уровне, то нет вакансий. Во-вторых, вакансии могут иметься в наличии, но он утратил либо возможность, либо желание ее занимать.

Исследования показали, что перемещения в карьере не происходят под влиянием одного какого-то мотива, а являются результатом действия совокупности мотивов. Для общества небезразлична личная карьера работника, так как она не должна противодействовать коллективным целям, а наоборот соответствовать им. То есть личная карьера имеет социальную значимость. Однако эффективность продвижения у разных людей различна, как различны их стремления к продвижению.

Многие фирмы держат в штате психологов, с тем, чтобы помочь работникам справляться с проблемами, связанными с карьерой, здоровьем, семьей. В процессе консультаций менеджеры среднего возраста обеспечиваются профессиональной помощью, если они испытывают депрессию и стресс. Менеджеры этого ранга обычно хорошо образованны, им часто достаточно выговориться объективному слушателю, особенно если тот умеет слушать, так как это помогает четко осознать суть проблем, найти способ справиться с ними конструктивным образом.

Рациональное развитие карьеры имеет далеко идущие последствия как для индивидуальной мотивации и эффективности, так и для состояния общества в целом. Если в организациях функционируют эффективные системы развития карьеры, то они не только обеспечивают достижение корпоративных целей, но и одновременно поддерживают психологическую устойчивость сотрудников, способствуют формированию здоровой социальной атмосферы в обществе.

Принципиально важным при организации трудовой карьеры является то, что удовлетворение дополнительной потребности в квалифицированных работниках осуществляется прежде всего за счет собственных кадров. Им обеспечивается приоритет в предоставлении рабочих мест по профессиям и видам деятельности, которые характеризуются более высокой квалификацией, содержательностью, престижностью.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом квалификации, знаний и т.д. Формирование целей карьеры - это постоянный процесс.

Понятие стадий карьеры очень важно для понимания и управления карьерой. Важно также принять во внимание и жизненные этапы. Люди проходят по ступеням карьеры, как и по ступеням жизни. Поэтому необходимо понять это взаимодействие. Наиболее упрощенная версия выделяет шесть стадий.

Предварительная стадия включает учебу в школе, получение профессионального, среднего или высшего образования и длится до 25 лет.

Первоначальная стадия (переход с одной работы на другую). За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности своего существования.

Стадия становления длится примерно пять лет (от 25 до 30). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Стадия продвижения длится приблизительно с 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Стадия стабильной работы - от 45 до 60 лет. Она характеризуется действиями по закреплению достигнутых в прошлом результатов с сохранением одной и той же работы. Наступает пик совершенствования квалификации, и происходит ее повышение в результате активной деятельности и самообучения. Этот период характерен тем, что могут быть достигнуты новые служебные вершины. В то же время указанный период в целом является периодом творчества, поскольку человек уже удовлетворил многие из своих психологических и финансовых потребностей на предшествующих стадиях, но его продолжает интересовать уровень оплаты труда, появляется интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях, акции, облигации и др.). Независимость, уважение и самовыражение являются наиболее важными потребностями данной стадии. Но многие люди испытывают то, что именуется кризисом середины карьеры, как раз в этот период. Такие люди не получают удовлетворения от своей работы и, как следствие, испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта.

Стадия отставки (завершения, пенсионная стадия) - от 60 до 65 лет. Карьера полностью завершена, можно попробовать что-нибудь другое. Человек начинает всерьез задумываться о пенсии и готовиться к уходу. Хотя этот период характеризуется кризисом карьеры, и такие люди все меньше получают удовлетворение от работы и испытывают состояние психологического и физиологического дискомфорта, самовыражение и уважение к себе и другим подобным людям у них достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Они заинтересованы в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые бы заменили им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

На данной стадии появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби. Стабилизируется уважение к себе и таким же собратьям по пенсии. В таблице 1.2 показана взаимосвязь стадий карьеры с потребностями работника.

Наиболее продуктивной для роста человека является стадия стабильной работы. Этот период характеризуется усилиями по закреплению прошлых результатов, предполагает новые служебные продвижения. Период является творческим, поскольку удовлетворены многие психологические и материальные потребности.

Понятие стадии карьеры является фундаментальным для управления развитием карьеры в системе государственной службы. Руководители органов государственной службы обязаны учитывать это и стремиться дифференцировано работать над проблемами карьерного продвижения сотрудников. Трудовая деятельность является не только средством самореализации, но и средством к существованию, поэтому при выборе профессии приходится учитывать уровень оплаты труда, его рыночную стоимость. Сравнительно низкий уровень заработной платы в системе государственной службы приводит к оттоку наиболее одаренных, быстро прогрессирующих специалистов.

Любой человек планирует свое будущее, основываясь на своих потребностях и социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу. Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда, иначе он может поступить на первую попавшуюся привлекательную для него работу, которая может оказаться не такой, какую он ожидал. Тогда начинается поиск новой работы.

1.2 Виды карьеры


Различают несколько видов карьеры, которые отображены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Виды трудовой карьеры

Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и не специализированной.

Карьера межорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии работник проходит последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник in игла сбыта одной организации стал начальником отдела сбыта и другой организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания, либо с перспективами продвижения по службе. Еще пример: начальник отдела кадров назначен на должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Япония твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаще всего снизывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная - вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, и ибо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Горизонтальное развитие особенно характерно для крупных российских компаний, в которых процесс профессионального роста работников находится на стадии становления. В больших организациях часто возникает ситуация, когда сотрудник, прекрасно изучив свой участок работы, хочет идти дальше, но позиция наверху занята. Подняться выше невозможно, и человек начинает движение в сторону, что и называют ростом по горизонтали. Интересное наблюдение: некоторые российские фирмы не стремятся закрывать новые вакансии в горизонтальном секторе внутренними силами. Вместо того чтобы дать шанс собственным сотрудникам попробовать себя на новом поприще, они в первую очередь делают ставку на кандидатов извне. Собственные кадры могут быть более компетентны, но компания все равно предпочитает взять на новую позицию человека со стороны. Иногда стремление сотрудников к развитию по горизонтали натыкается на сопротивление руководителя. Поэтому, если у работника есть желание расти горизонтально, первым делом нужно заручиться поддержкой начальника. Его одобрение - почти гарантия того, что работнику дадут возможность испытать себя на новом направлении.

Карьера ступенчатая - вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

1.3 Современный опыт в управлении трудовой карьерой работников


Планирование карьеры является одной из составляющих успешной кадровой политики. В некоторых организациях оно осуществляется централизованно, а в некоторых считается делом самих сотрудников. В последних, как правило, кадровые показатели значительно хуже.

Большинство составляют те организации, в которых руководители и менеджеры по персоналу понимают, что карьера их сотрудников не стоит на месте, но шагов к ее активному и систематическому планированию не делают. Оно осуществляется симптоматически, по необходимости, когда того требуют рабочие процессы. Однако многочисленные исследования, проведенные на Западе, свидетельствуют о недальновидности такого подхода. Поэтому интересен опыт компаний, в которых планирование карьеры является составной частью кадровой стратегии.

Многие директора фирм по работе с персоналом и административным вопросам компании, отмечают, что участие работодателя в планировании карьеры сотрудников помогает решить следующие задачи:

повышение заинтересованности работников в профессиональном развитии;

активизация деятельности линейных руководителей в качестве наставников;

готовность организации к продвижению на рынке, создание в ней кадрового потенциала;

нематериальная мотивация сотрудников.

Система управления карьерой включает:

выявление потребностей в управленческих кадрах, их развитии и продвижении; прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;

определение вариантов продвижения работника как в данной фирме, так и за ее пределами, а также необходимые для этого меры;

планирование профессионального развития (учебы, стажировок и др.), процедур оценки и должностного перемещения менеджеров, а также карьерного процесса по предприятию в целом;

организацию процессов обучения (в том числе основам самоуправления карьерой), оценки, адаптации и профессиональной ориентации, конкурсов на замещение вакансий менеджеров;

активизацию карьерных устремлений руководителей;

регулирование карьерных процессов, предупреждение и профилактику кризисных явлений, отклонений от нормы, в том числе появления карьеризма;

координацию и согласование действий различных звеньев системы управления карьерой;

контроль, оценку эффективности на основе определенной системы показателей.

План карьеры - это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника, позволяющая ему относиться к той не только как к повседневной обязанности, но и как условию карьеры.

Безусловно, формы и особенности карьерного планирования должны определяться с учетом условий бизнеса, в которых компания работает в данный момент, а также ее стратегии на будущее. Поэтому круг лиц, ответственных за этот процесс, может и должен быть широким. После ежегодной формализованной оценки персонала выявляются работники, показавшие более высокие результаты труда по сравнению с запланированными. Обычно их количество не превышает 10% от всего штата. Такие сотрудники проходят так называемое "панельное интервью" в присутствии топ-менеджеров, линейных руководителей компании.

Следует отметить, что успешных компании, как правило, планируют карьеру сотрудников не в зависимости от их функциональных обязанностей, а по личностным критериям.

Формой планирования карьеры часто становится так называемая карьерограммой. Это документ, составляемый на 5-10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по перемещению работника (в виде формального перечня должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны - его обязательства повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.  Пример карьерограммы представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Карьерограмма менеджера по персоналу высшего звена управления

Также в настоящее время в организациях часто возникают проблемные ситуации при управлении карьерой работников. При их возникновении необходимо просто предпринять служебные передвижения, даже если существует сомнение в их целесообразности. Возможны три типа таких передвижений, способных вывести персонал из кризисной ситуации: горизонтальное перемещение, понижение и перевод на прежние должности.

Горизонтальное перемещение заключается в передвижении на том же уровне из одного сектора организации в другой. Такого рода перемещение потребует от менеджера в сжатые сроки изучить технические требования, предъявляемые на новом месте, на что уйдет определенное время и усилия, отвлекающие от проблем. Хотя при этом уровень производительности может снизиться, зато в дальнейшем менеджер получает перспективу в обеих областях деятельности.

Понижение (перемещение на более низкий уровень) ассоциируется в нашем обществе с неудачей. Эффективно работающий человек просто не в состоянии понять, как понижение может быть достойной альтернативой. Тем не менее, при наличии хотя бы одного из перечисленных ниже условий такое перемещение не только хорошая, но просто необходимая, внутренне приемлемая альтернатива:

а) работник ценит качество жизни, определяемое специфическим географическим месторасположением какого-то производства, и может быть согласен на более низкую должность, с тем, чтобы переехать на новое место;

б) работник рассматривает такое перемещение как способ установить и закрепить основу для будущего продвижения;

в) работник стоит перед выбором: увольнение или переход на нижестоящую должность;

г) работник желает обрести возможность к самовыражению в областях, связанных с внерабочей деятельностью: религиозной, гражданской, политической, и по этим соображениям может с удовольствием воспринимать более низкий уровень ответственности.

Перемещение на прежнее место - относительно новый способ, связанный с уменьшением риска, который имеется при горизонтальном перемещении или понижении. Он заключается в том, что перемещаемый работник может вернуться па прежнее место, если возникли проблемы на новом. Фирма информирует каждого о том, что существует определенный риск (связанный с новым местом работы), но можно возвратиться и это вовсе не будет рассматриваться как "провал".

Все вышеназванные программы, осуществляемые организациями с целью помочь работникам справиться с кризисом "середины", не исключают ответственности самих менеджеров за себя. Они должны заранее предпринимать шаги, позволяющие минимизировать риск.

Длительное пребывание человека в одной и той же должности является одним из факторов, снижающих трудовую мотивацию. Это обусловлено тем, что работник ограничивает свой кругозор рамками одного участка, он свыкается с недостатками, перестает обогащать управление новыми методами и формами, и его работа превращается в шаблон и штамп. И наоборот, сменивший много мест работы, имеет возможность сравнивать ситуации, быстрее адаптируется к новым условиям работы.

Профессиональная мобильность рассматривается в развитых странах как явление положительное. В этой связи, говоря о развитии и планировании трудовой карьеры, необходимо постоянно помнить о мероприятиях, направленных на поддержание мотивации работника. К ним относятся:

. Систематическая проверка срока работы персонала на одной должности и управляемое горизонтальное перемещение по службе с интервалом примерно в 5-7 лет (желательно сделать престижным перемещение вниз в организационной иерархии на каких-то этапах служебной карьеры).

. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние до 5-летнего срока).

. Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм.

. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.

. Реализация новых форм организационного взаимодействия (например, беседа начальника и подчиненного, неформальное общение администрации с персоналом на рабочих местах - развитие производственной демократии и т.д.).

Хотя перечисленные выше мероприятия во многом носят общеорганизационный характер, являются элементом соответствующей организационной культуры, они вместе с тем составляют предмет заботы каждого руководителя.

Специалистами в области управления персоналом отмечается, что в последнее время все большую популярность завоевывают нетрадиционные виды развития карьеры, которые не представляют собой обычного служебного роста и тем не менее получают высокую субъективную оценку.

К их числу относятся:

а)"горизонтальные продвижения по службе", когда работник получает более широкий фронт деятельности. более сложную и интересную работу при одновременном увеличении размера заработной платы.

б) временный перевод в другое подразделение или в другую организацию, что повышает интерес работника к своим обязанностям, расширяет его кругозор и сферу контактов;

в) предоставление оплачиваемого отпуска (годичного) для завершения научной работы;

г) предоставление возможности посещать (в рабочее время и за счет предприятия) центры планирования карьеры и различного рода учебные центры, причем учеба вовсе не обязательно должна быть связана с основной специальностью работника и может преследовать цели общего развития.

Для современной России характерны несколько типов карьеры, которые определяют организационное поведение руководителей.

Ситуационная карьера. Особенность этого вида карьеры состоит в том, что поворотами в карьере человека распоряжается какой-либо случай.

Карьера "от начальника" - модификация предыдущей, акцентируется внимание на начальнике - лице, принимающем решение, называют "зависимой" карьерой, "подхалимской", "угоднической".

Карьера в зависимости "от развития объекта". Бывают условия и ситуации, когда карьера человека находится как бы в его собственных руках, ведущую роль играют личные способности по развитию объекта и поддержка со стороны руководства.

Собственноручная - человек собственными усилиями и стараниями добивается определенного положения в организации.

Карьера "по трупам" - карьерные интересы сильно превалируют, что не останавливается ни перед чем в желании пройти наиболее короткий путь к нужной должности. "Трупный карьерист" использует различные методы и приемы уничтожения тех, кто мешает ему на "карьерной дороге".

Системная карьера. Данный вид считается важнейшим признаком современного уровня кадрового менеджмента. Системная карьера требует более качественных информационных, организационных, социальных, социально-психологических и психологических технологий. Ее главные идеи заключаются в том, чтобы:

соединить в единое целое различных составных частей карьеры;

создать организационный фундамент для планирования карьеры;

не поддаваться влиянию случайных факторов, противопоставив им системный подход и системные средства;

обучить работников кадровых служб для квалифицированной разработки системной карьеры, использования современных форм и методов управления карьерой, "карьерных технологий".

Карьеру можно определить как продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Карьера рассматривается как успешное продвижение вперед в той или иной области.

2. Анализ управления деловой карьерой работника организации


2.1 Организационно-экономическая характеристика организации


Открытое акционерное общество "Медвежья Гора" находится в ст. Дербентской Северского района Краснодарского края, его площадь составляет 210 Га, среднегодовая численность персонала - 200 человек.

Организационная структура ОАО "Медвежья Гора" состоит из: двух отделов, административного и бухгалтерского, трех цехов - горного, горно-перерабатывающего, транспортного. Схема организационной структуры представлена на Рисунке 3.

Рисунок 3 - Организационная структура ОАО "Медвежья гора"

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров, которое обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Решение принимается большинством голосов акционеров.

Совет директоров общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных уставом ОАО "Медвежья Гора" к компетенции общего собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества генеральным директором, избираемым сроком на три года, к его компетенции относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества. Генеральный директор организует выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров общества.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия общим собранием акционеров в соответствии с уставом обществ, избирается ревизионная комиссия.

ОАО "Медвежья Гора" ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность в порядке, установленном его уставом и иными правовыми актами, достоверность данных подтверждается ревизионной комиссией общества.

Цеха и другие структурные подразделения ОАО "Медвежья Гора" действуют в соответствии с положениями, утвержденными директором ОАО "Медвежья Гора".

Изучаемое предприятие является пользователем сетевого варианта информационно-поисковой системы "Консультант Плюс", "Деловые бумаги", пользователем сети Интернет.

Внедрение единой информационной сети поступления, сбора и обработки информации, позволяющей производить обработку информации в системе (вход - процесс - выход) позволяет отделу планирования прогнозирования и финансового анализа проводить ежедневный оперативный анализ поступления ресурсов, их переработки, выхода готовой продукции.

Использование информации сети Интернет позволяет анализировать уровень цен на все основные виды закупаемых сырья и материал.

Согласно уставу основными видами деятельности ОАО "Медвежья Гора" являются:

добыча горной массы с применением буровзрывных работ, ее переработка и получение строительного щебня, применяемого в дорожном строительстве;

разработка и добыча общедоступных полезных ископаемых;

производство маркшейдерских работ;

реализация продукции собственного производства;

строительство, проведение ремонтно-строительных, проектно-сметных и изыскательных работ;

организация автохозяйства и автопарка с целью предоставления транспортно-экспедиторских услуг, включая пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспорта как на территории РФ так и за рубежом;

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспорта, оказание автосервисных услуг.

На предприятии реализуется добыча щебня М-600 из природного камня для строительных работ, который пригоден для бетона М-150 и для устройства автомобильных дорог 3-4 категории, по физико-механическим свойствам щебень соответствует ГОСТУ 8267-93.

Для полной характеристики предприятия необходимо описать ресурсы организации, их динамику за последние три года. Анализ имущества начинают с общей оценки состава и структуры активов, после чего проводят более подробный анализ внеоборотных активов, уделяя особое внимание основным средствам. В активную часть основных средств входят те средства, которые непосредственно участвуют в процессе производства (машины и оборудование, инвентарь). К оборотным активам относятся средства, которые преобразуются в стоимость готовой продукции за 1 календарный год, а именно полезные ископаемые и другие ресурсы В таблице1 более наглядно представлена информация о ресурсах предприятия.

Таблица1 - Ресурсы предприятия

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010г.

2010 г. в % к





2008 г.

2009 г.

Среднегодовая численность персонала, чел.

200

202

205

102,5

101,5

Общая площадь предприятия и прилегающих горных территорий, Га

250

250

260

100,0

104,0

-на 1 работника

1,025

1,237

1.268

123,7

102,5

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

59092

62245,5

97176

164,4

156,1

Фондовооруженность труда персонала, тыс. руб. /чел.

295,5

308,1

474

160,4

153,8

Фондообеспеченность, тыс. руб. /га

236,4

248,9

373,7

158,0

150,1

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

53142

64935,5

77837,5

156,6

119,9

Затраты на производство продукции, тыс. руб.

299125

200010

215949

72,2

108,0

В т. ч. оплата труда

142210

76642

84044

59,1

109,7


Согласно вышеприведенным данным, среднегодовая численность персонала за последние три года незначительно выросла, это обусловлено набором новых специалистов в связи с расширением производства. В процентном соотношении в 2010 году по отношению к 2009 прирост составил 1,5% (3 человека). Площадь предприятия и прилегающих горных территорий выросла лишь в 2010 году на 10Га, или на 4% по отношению к 2008 и 2009 годам. Соответственно площадь на одного работника организации тоже увеличилась. Среднегодовая стоимость основных фондов заметно увеличилась: в 2010 году по отношению к 2008 - на 64,4%. Фондовооруженность выросла, именно благодаря незначительному изменению численности персонала и заметному росту стоимости основных фондов, на 60,4% и 56,1% в 2010 году по отношению к 2008 и 2009 соответственно, что является положительной динамикой для предприятия. Показатель фондообеспеченности, который представляет собой отношение среднегодовой стоимости основных фондов и площади организации, также стремительно увеличивается и его изменение в 2010 году по отношению к 2009 составило 50,1% (или 124,4 тыс. руб. /га). Стоимость оборотных средств в 2010 году выросла, но не так сильно как основных средств: по отношению к 2008 году - на 24695,5 тыс. руб. Затраты на производство продукции снизились почти на 30%, входящие в них затраты на производство продукции тоже упали в 2010 году по отношению к 2008 - на 40,9 %.

Таблица 2 - Оборачиваемость оборотных активов и займов

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к





2008 г.

2008 г.

1Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.

330813

206354

222185

67,2

107,7

2Среднегодовая сумма оборотных активов, тыс. руб.

53142

64935,5

77837,5

146,5

119,9

3Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

6,225

3,178

2,854

45,8

89,8

4Продолжительность оборота, дней

58,6

114,8

127,9

218,3

111,4

5Коэффициент закрепления оборотных активов

0,160

0,315

0,315

196,9

100

6Среднегодовой остаток запасов, тыс. руб.

30148,5

29397

32105

106,5

109,2

7Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат

10,973

7,02

6,92

63

98,6

8Продолжительность одного оборота запасов, дней

33,3

52

52,75

158.4

101,4

9Коэффициент закрепления запасов

0,091

0,142

0,144

158,2

101,4

10Потребность в оборотных активах исходя из суммы выручки отчетного года и коэффициента закрепления запасов базисного года, тыс. руб.

×

33016,6

69988,3

×

212

11Высвобождено (-) из оборота, привлечено (+) в оборот оборотных активов в отчетном году, тыс. руб.

×

31919

7849,2

×

24,6

12Потребность в запасах исходя из суммы выручки отчетного года и коэффициента закрепления запасов базисного года, тыс. руб.

×

18778,2

31994,6

×

170,4

13Высвобождено (-) из оборота, привлечено (+) в оборот запасов в отчетном году, тыс. руб.

×

10618,8

110,4

×

1


Выручка от реализации продукции снизилась в 2008г., но повышается в 2010, однако ее объем составил всего 67,2% по отношению к 2008г. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов снижается на протяжении всего исследуемого периода: в 2008г. он составил 6,225, а в 2010-2,854. Это происходит из-за роста среднегодовой суммы оборотных активов с 53142т. р. в 2008 до 77837,5 в 2010г., что по отношению к объему 2009г. - составило 119,9%. Продолжительность оборота активов в своей динамике также претерпела значительные изменения, а именно к 2010г. выросла на 118,3 дня, по сравнению с 2008г., что обусловлено снижением коэффициента оборачиваемости. Как видно из таблицы, коэффициент закрепления оборотных активов в последние два года оставался неизменным (0,315). Среднегодовой остаток запасов варьировался в рамках 20000т. руб. и изменился лишь на 6-9%. Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат, который в 2008г. составил 10,973 к 2010г. снизился на 37%. Продолжительность одного оборота запасов в 2010г. - 53 дня. Коэффициент закрепления запасов растет от 0,091 до 0,144. Исходя из суммы выручки отчетного года и коэффициента закрепления запасов базисного года потребность в оборотных актива в 2010г. составила 69988,3 тыс. руб. (33016,6 тыс. руб. - в 2009г.), привлечено в оборот в 2010-7849,2 тыс. руб. Потребность в запасах 2010г. - 31994,6 тыс. руб, однако привлечено было только 110,4тыс. руб.

Движение основных средств характеризуется в таблице 3.

Таблица 3-Состояние движения основных средств на предприятии

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. в % к 2008 г.

Коэффициент обновления

0,136

0,089

0,02

14,7

Срок обновления

2281,25

3350

1738,1

76,2

Коэффициент выбытия

0,007

0,005

71,4

Коэффициент прироста

0,130

0,086

0,016

123,1

Коэффициент износа

0,595

0,589

0,630

105,9

Коэффициент годности

0,405

0,411

0,3

91,1


Согласно данным Таблицы 3: коэффициент обновления основных средств в 2010 году составил 0,021, что на 85,3% меньше, чем в 2008г.; срок обновления уменьшился на 23,8% в 2010 г по отношению к 2008.; коэффициент выбытия снизился с о,007 до 0,005 (на 28,6%).; коэффициент прироста упал на 11,7% за три последних года; вырос коэффициент износа - на 5,9%; коэффициент годности в 2010 составил 0,369, а в 2009 году был зафиксирован наибольший коэффициент - 0,41.

Проводя организационно-экономическую характеристику предприятия необходимо охарактеризовать трудовые ресурсы предприятия более подробно, а именно описать рентабельность персонала соответствующим коэффициентом. Расчеты представлены в таблице 4.

Таблица 4-Экономическая эффективность использования трудовых ресурсов

Показатели

20078 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2008 г.





Абсолютное отклонение, (+,-)

Темп роста, %

Среднегодовая численность работников, чел.

200

202

205

5

102,5

Фактически отработано, Чел. - ч.

351000

360000

363600

12600

103,6

Выработка среднегодовая одним работником, Чел. - ч.

1755

1782

1774

19

101,1

Выручка от продажи товаров и услуг, тыс. руб.

330813

206354

222185

-108628

67,2

Полная себестоимость, тыс. руб.

227612

138300

180177

-47435

79,2

Прибыль от продаж, тыс. руб.

31689

6343

6235

-25454

19,7

Производительность труда:






часовая, руб. /Чел. - ч.

140,2

183,8

114,6

-25,6

81,7

годовая, тыс. руб. /чел.

1293,9

1654,1

1021,6

-272,3

78,9

Коэффициент рентабельности персонала

155,5

158,5

31,4

-124,1

-


Оценивая фактическое состояние эффективности использования трудовых ресурсов ОАО "Медведь гора" делаем вывод, что производительность труда значительно снизилась в 2010г. по отношению к 2008г., а именно: часовая снизилась на 18,3% (или 25,6 руб. /Чел. - ч.); годовая - на 21,1% (или 272,3 тыс. руб. /чел.). В связи с уменьшением прибыли от продаж на 80,3% (или 25454 тыс. руб.), коэффициент рентабельности персонала в 2009г. составил всего 31,4, что на 124,1 меньше чем в 2008 году. Не смотря на увеличение фактически отработанных человеко-часов на 3,6% (12600 чел. - часов), выручка от продажи товаров и услуг снизилась на 32,8% (108628 тыс. руб.) в 2010г. по отношению к 2008 г.

2.2 Анализ системы управления персоналом в организации


Структура управления организацией", или "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда, то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Таблица 5 - Краткая характеристика руководящего состава ОАО "Медвежья Гора" на 01.01.2009 г.

Профессия должность

Списочная должность

Тарифная ставка (оклад), руб.

Директор

1

17000

Зам. директора по экономической безопасности

1

8200

Коммерческий директор


7250

Зам. директора по маркетингу

1

7250

Старший инспектор по кадрам

1

4500

Главный инженер

1

7700

Главный механик

1

6500

Главный энергетик

1

6500

Главный маркшейдер

1

6500

Главный бухгалтер

1

7600

Начальник горного цеха

1

6500

Начальник горно-перерабатывающего цеха

1

5600

Начальник транспортного цеха

1

6500


Все руководители имеют высшее образование, многие из них начинали работать на рабочих должностях, прошли все ступени роста и сейчас возглавляют все основные службы. Широко развито на предприятии планирование карьеры и других форм развития и реализации способностей работников.

ОАО "Медвежья Гора" имеет линейно - функциональную структуру управления. При данной структуре управления сохраняется преимущественно линейной структуры в виде принципа единоначалия и преимущество функциональной структуры в виде специализации управления (Приложение А).

На предприятии трудится 200 человек, для семей многих из которых заработная плата на ОАО "Медвежья Гора" является единственным источником доходов.

Согласно данным приведенным в штатном расписании за 2009 год, численность работников на предприятии неуклонно растет, что в первую очередь объясняется постоянным ростом объемов производства и продаж выпускаемой продукции. Эффективное использование потенциала работников включает:

планирование и совершенствование работы с персоналом;

поддержку и развитие способностей и квалификации работников.

Основной задачей кадровой службы на предприятии является:

проведение активной кадровой политики,

обеспечение условий для инициативной и творческой деятельности работников с учетом их индивидуальных особенностей и профессиональных навыков,

разработка совместно с финансово - экономической службой материальных и социальных стимулов,

тесное взаимодействие с профсоюзным комитетом в вопросах медицинского обслуживания, организацией общественного питания, развития физкультуры и спорта, социальной защите отдельных критериев работающих.

Структура ОАО "Медвежья Гора" основана на специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределена не случайно, а закреплена за специалистами, способными выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Демографическая политика предприятия направлена на "омоложение" коллектива и особенно кадрового состава руководителей и специалистов.

Стратегия управления персоналом на ОАО "Медвежья Гора" отражает разумное сочетание экономических целей предприятия, потребностей и интересов работников. В настоящее время разрабатываются условия для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью использования трудовых ресурсов. Уже разработана на предприятии система оплаты труда, которая не ограничена минимальными и максимальными размерами и зависит от результатов работы коллектива в целом и каждого работника в частности. Для отдельных работников и групп работников установлены градации качества для того, чтобы работники могли увидеть, чего они могут достигнуть в своей работе, тем самым, поощряя их к достижению необходимого качества.

Оплата труда не ограничивается рамками заработанных коллективом средств.

Контрактные оклады руководителям и специалистам в течение года пересматриваются, т.е. могут быть увеличены или уменьшены. Контрактной системой предусматривается вознаграждения за производственно-хозяйственные результаты работы на основании действующих положений.

На охрану труда и создание более благоприятных условий труда ОАО "Медвежья Гора" ежегодно направляет более 250 тысяч рублей.

В ОАО "Медвежья Гора" ежегодно заключается коллективный договор, в котором отражаются повышение эффективности производства, и направление использования прибыли, принципы трудового коллектива и обеспечение занятости, организация труда и заработной платы, жилищно-бытовое обслуживание, социально-экономические гарантии, условия работы, охрана и безопасность труда, организация социально-медицинского, санитарно-курортного лечения и отдыха работников.

Единовременное пособие выплачивается:

-        В связи с уходом на пенсию.

-        Работникам, достигшим юбилейного возраста 50, 55, 60 лет, награжденным грамотой, согласно приказу.

-        Оплата ритуальных услуг.

         Женщинам при рождении ребенка.

-        В случае смерти в результате несчастно случая на производстве.

         Малообеспеченным и многодетным семьям и д. р.

Исходя из принципа "кадры решают все", руководство постоянно демонстрирует работу по удовлетворению требований и ожиданий персонала предприятия, показывая перспективу продвижения по службе, наделяя наиболее перспективных сотрудников дополнительными полномочиями, предоставляя всем стартовые возможности. Активно поощряется участие работников предприятия в принятии управленческих решений методом проведения общих и дифференцированных собраний, созданием специальных рабочих групп, ориентированных на решение четко поставленных задач и достижений определенных целей. При этом большое внимание уделяется подготовке и образованию персонала, заключаются договора с различными учебными заведениями, выделяются беспроцентные ссуды на несколько лет.

Таблица 6 - Структура среднесписочной численности персонала

Категория персонала

2008г.

2009г.

2010г.

Абсолютное отклонение 2010г. от 2008г.,+,-

Среднесписочная численность персонала, чел. %

215 100,0

215 100,0

216 100,0

1

Рабочие, чел. % из них:

181 84

181 84

184 85

3

 - основные рабочие, чел. %

 139 77

137 76

139 75

0

 - вспомогательные рабочие, чел. %

42 23

45 24

45 25

3

Служащие, чел. % из них:

34 16

34 16

32 15

-2

 - руководители, чел. %

6 17

6 17

5 16

-1

 - специалисты, чел. %

8 23

8 23

8 25

0

 - технические исполнители, чел. %

20 60

20 60

19 59

-1


Таким образом, исходя из данных таблицы, можем сказать, что на ОАО "Медвежья гора" трудится персонал, состоящий из основных рабочих и вспомогательных. Больший процент имеют основные рабочие, занятые в основном производстве и это 75% в 2010г. (абсолютное отклонение 2010г. от 2008г. равно - 2). Меньший процент - вспомогательные рабочие. Также, говоря о служащих предприятия, отмечаем их деление на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Руководители - это те работники, которые наделены правом принятия окончательного управленческого решения. Специалисты - это работники, занимающиеся вопросами технической, технологической, организационной, юридической и другими вопросами подготовки к производству. Технические исполнители - это работники, создающие оптимальные условия для работы руководителей и специалистов. По своему функциональному назначению они подразделяются на две группы: работники занимающиеся информационным обеспечением и работники занимающиеся хозяйственно-бытовым обслуживанием. На ОАО "Медвежья гора" технические исполнители занимают больший процент, затем идут специалисты и наконец руководящий составил 16% от всех служащих к 2010г.

Посредством следующих таблиц будет произведен анализ качественного и количественного состава работников организации. В таблице 7 изложена возрастная структура персонала ОАО "Медвежья гора".

Таблица 7 - Возрастная структура персонала ОАО "Медвежья гора", %

Возраст работников

2008г.

2009г.

2010г.

Абсолютное отклонение 2010г. от 2008г.,+,-

< 20 лет

5,1

5,1

3,7

-1,4

21-30 лет

18,6

16,7

16,7

-1,9

31-40 лет

25,6

25,6

22,7

-2,9

41-50 лет

18,6

19,5

22,2

3,6

51-60 лет

25,6

26,0

25,0

-0,6

Старше 60 лет

4,6

6,9

9,7

5,1


Анализируя таблицу 7, можем сделать следующие выводы. Основной персонал, которым располагает ОАО "Медвежья гора" это работники от 51 до 60 лет - их число колеблется от 25,6 до 26 в течение всего исследуемого периода. На втором месте по процентам идут работники 31-40 лет. На предприятии, как видно из таблицы, практически отсутствует молодой персонал. Также имеется некоторый процент работников старше 60 лет. Ими в основном занимаются должности уборщиков и сторожей на предприятии.

Далее следует таблица с образовательной структурой персонала.

Таблица 8 - Образовательная структура персонала, в % к численности

Уровень образования

2008г.

2009г.

2010г.

Абсолютное отклонение 2010г. от 2008г.,+,-

Среднее

12,1

14,4

15,7

3,6

Среднеспециальное

50,7

48,8

49,1

-1,6

Незаконченное высшее

7,4

7,0

6,5

-0,9

Высшее

29,8

29,8

28,7

-1,1


Больший процент на ОАО "Медвежья гора" имеют работники со среднеспециальным образованием - начиная со специалистов и заканчивая техническими исполнителями. Однако имеется персонал и с незаконченным высшим и средним образованием. Рабочие со средним образованием в основном задействованы в хозяйственно-бытовой сфере деятельности на предприятии. Также отмечаем, что к 2010 году значительно сократился персонал с высшим образованием, таким образом, абсолютное отклонение 2010 г. от 2008г. равно - 1,1.

В таблице 9 будет представлена структура персонала по продолжительности работы ОАО "Медвежья гора".

Таблица 9 - Структура персонала по продолжительности работы, в % к численности

Стаж работы

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение 2010 г. от 2008 г., +,-

Менее 1 года

0,9

1,1

2,3

1,4

1-3 года

12,7

14,3

15,2

2,5

3-5 лет

17,1

16,7

16,2

-0,9

5-10 лет

38,1

37,2

35,4

-2,7

10-20 лет

21,3

22,8

23,1

1,8

Свыше 20 лет

9,9

7,9

7,8

-2,1


Анализ структуры персонала по стажу работы за три последних года (2010-2008 гг.) показывает, что на предприятии большинство работников работают от 1 до 3 лет, на втором месте число работников, которые находятся на предприятии от 10 до 20 лет. Наименьшую долю составили работники, стаж работы которых на предприятии от 3 до 5 лет.

Таблица 10 - Анализ движения персонала в ОАО "Медвежья гора"

Показатель

2008 г.

2009г.

2010 г.

2010 г. к 2008 г., %

Среднесписочная численность персонала (конец года), чел.

215

215

216

92,8

Принято работников, чел.

21

18

16

76,2

Уволено работников, чел. В том числе: уволено по собственному желанию уволено за нарушение трудовой дисциплины

16 16

21 21

30 30

187,5 187,5

Количество работников, сменивших должность, чел.

5

4

7

140,0

Коэффициент оборота по приему

0,152

0,133

0,125

82,2

Коэффициент оборота по увольнению

0,116

0,155

0,234

204

Коэффициент текучести кадров

0,116

0,155

0,234

204

Коэффициент сменяемости кадров

0,152

0,133

0,125

82,2

0,036

0,030

0,055

151


Анализ движения персонала предприятия показал, что хотя среднесписочная численность персонала уменьшилась всего на 10 чел., на предприятии существует проблема текучести кадров, так как сколько работников приходят на предприятие, примерно столько же и увольняются по собственному желанию. Коэффициент оборота по приему показывает, какой процент человек был принят на работу - в 2010 г. он составил 82,2%, коэффициент оборота по увольнению больше - 204%.

2.3 Анализ управления трудовой карьерой в организации


Выбирая работника, управляющий или комиссия должны быть полностью осведомлены о всех факторах влияющих на производительность его, в современных условиях образование (диплом) не всегда является решающим фактором при выборе работнику, предъявляемых к современному специалисту, в тоже время кандидат должен уметь разбираться в собственных природных задатках, способностях и желаниях, реально оценивать свой опыт и знания, кроме того, он обязательно должен иметь правильное представление о своих потенциальных организаторских способностях. Только при этих условиях его выбор будет действительно свободен и разумен.

На предприятии применяются следующие методы управления персоналом:

·   административные - издание распоряжений; отбор и расстановка кадров; разработка должностных инструкций; установление административных санкций и поощрений;

·   экономические - технико-экономический анализ; планирование;

·   социально-психологические - социальный анализ в коллективе; создание творческой атмосферы в коллективе; участие работников в управлении; создание нормального психологического климата; развитие у работников инициативы.

На основании проведенного опроса, рассмотрим источники отбора персонала (Таблица 11).

Таблица 11 - Источники отбора персонала

Наименование источника

Удельный вес, %

Кадровый резерв

16

Внутренние источники

24

Служба занятости населения

8

Высшие и средние профессиональные учебные заведения

10

Самопроявившиеся кандидаты

42

Всего

100


Из таблицы 11 видно, что основной источник отбора персонала (42%) - это самопроявившиеся кандидаты, т.е. те, которые самостоятельно приносят свои резюме и проходят конкурсный отбор. Кадровый резерв составляет 16% - как правило, на должности ведущих и главных специалистов. На источники из службы занятости населения приходится 8%. Незначительная часть персонала принимается из выпускников высших учебных заведений и внутренних источников.

ОАО "Медвежья гора" подбирает себе кадры по следующим критериям: порядочны, инициативны, высокопрофессиональны, честны. Управление считает главным критерием при работе с кадрами - справедливое отношение ко всем ее сотрудникам, независимо от их пола, социального статуса и родственных отношений.

Руководство предприятия стремится добиться оптимального сочетания творческих способностей каждого ее члена с одной стороны, и умения слаженно работать в команде, с другой стороны. Одним из принципов кадровой политики является безусловное подчинение вышестоящему руководителю, педантичное выполнение поставленных им задач.

Карьера работника организации, как длительный процесс, включает целый ряд взаимосвязанных элементов. Они включают подструктуры: личностную, производственную и ценностную.

При этом каждая подструктура карьеры работника включает следующие элементы:

1)      личностная подструктура:

мотивацию на карьеру;

личностные качества;

самореализацию (на базе роста квалификации, профессионализма, опыта), которая выражается в продвижении по службе, росте материального благополучия и т.д.;

социальное признание как свидетельство одобрения окружающими стремления работника к развитию карьеры, используемых средств и методов достижения карьеры, престижности этих целей и т.д.;

2) ценностная подструктура:

социальную принадлежность, нередко предопределяющую формы и пути развития карьеры;

общепринятые социальные ценности (человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, поведенческие нормы и установки и т.д.);

престижность развития карьеры и пр.;

3) производственная подструктура:

расширение производства (согласно планам развития, модернизации и т.п.);

внедрение новой технологии и техники;

переход на новые экономические отношения, определяемые развитием общества и страны в целом;

качество и эффективность труда работника, подразделения, предприятия;

потребность предприятия в развитии карьеры работника и др.

Для качественной работы сотрудники организации обеспечены нормативной документацией.

Таким образом, можно сделать вывод, что результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т.е. желания работать. Позитивная мотивация активизирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности.

Необходимо отметить, что каждый специалист должен уметь не только ясно и четко экономически анализировать свой труд и его результаты, но и верно оценивать экономические процессы в стране, грамотно управлять трудовыми процессами.

3. Совершенствование процесса управления трудовой карьерой работников организации


Проанализировав работу инспектора по кадрам ОАО "Медвежья гора" по управлению карьерой персонала мы выяснили, что эта система нуждается в доработке.

В первую очередь необходимо разработать "Положение о карьере работников ОАО "Медвежья гора" - документ регламентирующий процесс управления карьерой на предприятии.

В данном положении должны содержаться следующие разделы:

1.      Общая часть.

2.      Цели и задачи карьеры.

.        Организация управления карьерой.

4.      Оценки персонала в процессе карьеры.

.        Порядок подготовки и принятия решений по карьере.

.        Функции и обязанности руководителя управления карьерой.

Целями управления карьерой в учреждении обозначить:

.        использование фактора карьеры как оценку заслуг работника, основополагающий стимул в деятельности работника;

2.      рационально использовать профессиональные способности сотрудников в интересах достижения целей деятельности управления образованием;

.        обеспечение относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру управления образованием

.        предоставлять работнику учреждения должность, соответствующую самооценке и поэтому доставляющую моральное удовлетворение

.        работником управления образованием занимать должность, усиливающую его профессиональные возможности и развивающую их;

.        сотрудникам работать по специальности или занимать должность, позволяющую достичь определенной степени независимости.

Также в данном положении необходимо определить задачи управления карьерой персонала организации:

.        определять критерии и портреты работников;

2.      развивать способности, навыки, умения персонала;

.        формирование лидера коллектива, способного управлять группой;

.        использование принципа равных и справедливых возможностей работников в движении по "служебной лестнице";

.        формирование команды работников, способных действовать в современных условиях, с успехом для всего управления образованием;

.        создание единого социального организма учреждения.

Так же необходимо включить в 3 раздел организацию работы по планированию и реализации карьеры работников ОАО "Медвежья гора", представляющую собой следующее:

ознакомление работников с имеющимися в учреждении возможностями продвижения в виде программ обучения и консультаций по индивидуальным планам повышения квалификации;

регулярное информирование и консультирование по открывающимся на предприятии возможностям обучения и вакантным местам;

разработку программ поддержки и психологического консультирования, противодействующих кризисам карьеры;

перемещение работников по трем направлениям:

) продвижение вверх по ступеням квалификационного или служебного роста;

) горизонтальное перемещение (ротация);

) понижение.

Раздел оценки персонала в процессе карьеры должен содержать то, с помощью чего она формализуется. Например, с помощью аттестационного листа, включающего следующие пункты: постановка задач, план работы на год, результаты за предыдущий год. Кроме этого, сотрудник сам может излагать свои карьерные планы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также отвечает на вопросы о мобильности. В завершение непосредственный руководитель фиксирует в аттестационном листе свое мнение о данном сотруднике и реалистичности его планов на будущее.

В следующем разделе необходимо отметить порядок принятия решений по карьере, состоящего из этапов:

сбор возможных вариантов решения: на этом этапе задачей руководителя становится сбор как можно большего числа решений - глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих; все идеи необходимо записывать и подвергать первичному анализу.

сбор информации по каждому варианту решения: чем полнее собранная информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения по карьере;

исследование шансов успешности в каждой альтернативе;

разработка конкретного плана действий и определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения по карьере персонала учреждения;

формулировка плана действий для новых возможностей и развития персонала, так как сотрудник должен всегда иметь перспективные цели, только в этом случае его развитие не остановится.

В разделе 6 должны содержаться функции и обязанности руководителя по управлению карьерой, например такие, как:

организация разработки прогнозов, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения;

участие в работе по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств;

анализ правильности использования работников в подразделениях;

организация проведения аттестации работников учреждения, ее методическое и информационное обеспечение, участие в анализе результатов аттестации, разработке мероприятий по реализации решений аттестационных комиссий;

разработка систем комплексной оценки работников и результатов их деятельности, служебно-профессионального продвижения персонала.

Также на предприятии необходимо разработать карьерограмму для каждого работника.

Приведем к примеру карьерограмму юриста ОАО "Медвежья гора".

Рисунок 5 - Карьерограмма юриста

При разработке предложенных выше положения о карьере и карьерограммы должны быть задействованы все заинтересованные стороны: рядовые работники, руководители, специалисты по кадровым вопросам и оплате труда.

Выводы и предложения


Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Карьера - это успешное поступательное продвижение работника вверх по служебной лестнице, изменение способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с его деятельностью. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути, в основе которого лежит субъективное осознание собственных суждений работника о своем трудовом будущем.

Трудовая карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека. Другими словами, трудовая карьера - это, с одной стороны, индивидуально осознанная позиция в области общественной, служебной и прочей деятельности, а с другой - поведение, связанное с опытом работы и деятельностью на протяжении трудовой жизни работника.

Управление карьерой затрагивает такие важные проблемы, как удовлетворенность персонала работой в организации и связанную с этим производительность труда; преемственность профессионального опыта и культуры корпорации; обеспечение бесперебойного и рационального замещения ключевых должностей; адаптивность и маневренность в условиях быстрых изменений в содержании и разделении труда, в условиях кризисов; наконец, оно связано с вопросами внутреннего приращения профессионального потенциала и внешнего роста предприятия в среде.

Все это тем более актуально сегодня, когда рыночная экономика вынуждает организации самостоятельно заботиться об обеспечении своей деятельности необходимыми человеческими ресурсами, определять цели, направления, приоритеты кадровой политики, а глобальная тенденция гуманизации отражается в смещении ценностей, акцентов внимания в сторону увеличения роли человеческого фактора в развитии экономики, возрастания значения подсистемы управления персоналом в системе управления организацией. В этих условиях на уровне экономики в целом на первый план выходит управление развитием человеческих ресурсов, а на уровне отдельного предприятия - управление развитием кадров, развитием ресурсов каждого конкретного человека, управление его продвижением в рамках организации.

При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели. Но организация, принимая его на работу, также преследует определенные цели. Поэтому нанимающемуся необходимо реально оценивать свои деловые качества, соотнести их с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей карьеры человека.

Желание человека оптимизировать карьерное развитие с помощью управления связано еще и с особенностями нынешней ситуации в развитии общества. Демократизация способствует созданию условий для свободного самоопределения, самореализации каждого человека, самостоятельного выбора им путей своего движения в социальной структуре, социальном пространстве общества. Но эта свобода порождает конкуренцию, которая ставит перед каждым человеком проблему его конкурентоспособности, достижения личных успехов на фоне опережения других.

Прежде всего, следует заметить, что хотя в управлении карьерой заинтересован и работники управления образованием, и само управление, инициатором должна выступать организация как носитель карьерного пространства, без которого развитие человека так и останется просто развитием, не проявившись во внешнем движении, не обретя тем самым качества карьеры. Безусловно, без желания и готовности человека карьера тоже не состоится, но тем не менее, создать мотивацию к карьерному росту гораздо проще, чем карьерное пространство.

Общее целенаправленное воздействие на характер протекания и содержание процесса карьерного развития человека должно реализовываться посредством объединения усилий по управлению карьерой со стороны организации и самоуправлению карьерой со стороны человека, а также при содействии со стороны государства.

Для обеспечения на предприятии ОАО "Медвежья гора" ст. Дербентской успешного управления карьерным процессом в целом и индивидуальной карьерой каждого работника требуется разработка специальной концепции управления карьерным процессом, которая бы вобрала в себя весь предшествующий положительный опыт, а также перечисленные и другие конструктивные подходы и принципы. Только при условии следования такой концепции можно в полном объеме реализовать миссию управления карьерой - достижение гармонии между интересами управления образованием и потребностями человека.

Руководство предприятия в 2009 году продолжило работу по совершенствованию и обновлению системы комплексной автоматизации всех аспектов его деятельности. Условием эффективности рынка труда становится непрерывное обучение и повышение квалификации работников, позволяющие планировать, управлять трудовой карьерой и строить их продвижение в данной организации.

Список использованых источников


.         Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 335 с.

2.      Актуальные проблемы управления персоналом/ под ред. Ю.П. Платонова. - СПб.: Делком, 2007. - 286 с.

.        Алексеенко Е. // Качественное профессиональное образование как фактор роста конкурентоспособности предприятия. // Транзитная экономика // 2005. № 5-6. - С.13-17.

.        Андреева И.В. Управление персоналом - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2008. - 198 с.

.        Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: Проспект, 2007. - 258 с.

.        Бирюзкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. - М.: Экономика, 2005. - 264 с.

.        Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 504 с.

.        Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий: учеб. пособие. - СПб.: СПбУЭФ, 2006. - 244 с.

.        Горбунова М.Ю. Кадровый менеджмент и психология управления. - М.: Владос-Пресс, 2008. - 459 с.

.        Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н-Новгород: НИМБ, 2007. - 607 с.

.        Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб.: Северо-Запад, 2008. - 215 с.

.        Кибанов А. Управление персоналом, М. "Инфра-М", 2004г.

.        Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие - М.: Дело, 2006. - 210 с.

.        Коргова М.А. Кадровый менеджмент: учебное пособие - СПб.: Высшее образование, 2007. - 464 с.

.        Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. - М.: Вершина, 2004.

.        Крутик А., Пименова А. "Введение в предпринимательство", С-Пб. "Политехника", 2005г.

17.    Магура М. Отбор и управление человеческими ресурсами организации // Управление персоналом. - 2008. - №9.

.        Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. "Управление персоналом", М. "Финстатинформ", 2004г.

.        Прощицкая Е.Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и производство. - 2006. - №4. - С. 20-22.

.        Пугачев В. П Руководство персоналом: М.: АспектПресс, 2006 - 416с.

.        Скопылатов И.А. Управление персоналом. - СПб.: Питер, 2006. - 334 с.

.        Управление персоналом организации/А.К. Саакян - СПб: 2009. - 139 с.

.        Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для вузов/под ред.А. А. Крылова, Ю.В. Прушинского. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2009. - 212 с.

.        Федорова Н.В. Управление персоналом организации: учеб. пособие для вузов. - изд.3-е., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2007. - 416 с.

.        Чемеков В.П. Грейдинг технология построения системы управления персоналом - МОСКВА: Вершина, 2008-208с.

.        Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2008. - 209 с.

Похожие работы на - Управление трудовой карьерой работников в организации (на примере ОАО 'Медвежья гора')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!