Товаропроизводящие предприятия: роль в экономике, создание, содержание деятельности и особенности управления

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    123,09 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товаропроизводящие предприятия: роль в экономике, создание, содержание деятельности и особенности управления














Товаропроизводящие предприятия: роль в экономике, создание, содержание деятельности и особенности управления

товаропроизводящий товарный экономический финансовый

Введение

На современном этапе развития экономики России, огромное значение приобретают товаропроизводящие предприятия, в частности их эффективное планирование и функционирование.

Несмотря на сложное экономическое положение многих товаропроизводящих предприятий, в настоящее время начинает проявляться тенденция к усилению их экономической активности, особенно в области продуктовых инноваций.

Все это требует от предприятий и от государства необходимых финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов, а также специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в области планирования деятельности товаропроизводящих предприятий.

Научно обоснованное планирование и развитие деятельности товаропроизводящих предприятий должно создать необходимые условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку конкурентоспособной продукции и получение прибыли. Эти меры будут способствовать созданию высокорентабельного товарного производства, в том числе с ориентацией на экспорт.

Одной из важнейших особенностей современного товарного производства является приоритетное направление мелкосерийного выпуска продукции широкой номенклатуры. Это обусловлено чрезвычайной неоднородностью рынка, исключительным разнообразием платежеспособного спроса, который часто, ориентируется на весьма ограниченное количество продукции определенной номенклатуры, требуя в то же время расширения числа ее типоразмеров, рабочих характеристик и функциональных (технологических) возможностей.

Одной из наиболее актуальных проблем товаропроизводящих предприятий области является формирование и совершенствование организации внутреннего потребительского рынка.

Современный отечественный рынок насыщен различными товарами импортного производства, зачастую сомнительного качества, но дешевыми. Неконтролируемый импорт этих товаров и значительные затраты на производство и реализацию отечественных товаров привели к соотношению между ними на потребительском рынке в последние годы соответственно - 80% и 20%. В 2011 году нам удалось значительно улучшить ситуацию, и сегодня это соотношение по группе непродовольственных товаров народного потребления составляет соответственно 45% (импортные товары) и 55% (отечественные товары).

Это свидетельствует в первую очередь о росте конкурентоспособности отечественных товаров по цене и качеству и, соответственно, о переориентации потребителя на приобретение товаров местного производства.

В настоящее время основная цель товаропроизводящих предприятий - закрепить эту тенденцию, упрочить свои позиции за счет насыщения потребительского рынка России качественными и дешевыми товарами в широком ассортименте.

Объект исследования - экономические отношения по управлению товаропроизводящими предприятиями.

Предмет исследования - ОАО «Бальзам»

Цель работы - проанализировать деятельность товаропроизводящих предприятий для экономики России на примере компании ОАО «Бальзам».

Задачи работы:

·        Определить сферу деятельности товаропроизводящих предприятий;

·        Описать специфику создания и функционирования товаропроизводящих предприятий;

·        Определить организацию работы товаропроизводящих предприятий;

·        Выявить особенности управления товаропроизводящим предприятием;

·        Проанализировать и обобщить деятельность компании ОАО «Бальзам».

Ход исследования был обусловлен вопросами следующих отечественных и зарубежных авторов: Дж. Альфандари, В.М. Полтерович, Е. Гавриленкова, В.А. Волконского, , Г.Г. Канторович, А. Клепач, Р. Энтова, А. Радыгина, П.А. Карпова, С. Аукуционек, Е. Сабурова, А. Золотареву, Н. Лисициан, Г. Клейнер, А. Яковлева. На региональном уровне этому вопросу уделяли внимание: B.C. Сурнин, А.М. Лавров, И.П. Поварич, Ю.А. Журавский, Г.А. Кареев, Г.А. Кальво, Ф. Корицелли, М.Е. Шаффер,

Данная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка используемой литературы и глоссария.

 

1. Теоретическая глава. Товаропроизводящие предприятия в экономике.

.1 Сущность деятельности товаропроизводящих предприятий

Товарный рынок - это одна из трех составляющих рынка в целом. Деятельность субъектов товарного рынка напрямую связана с обменом материальных ценностей, т.е. с осуществлением сделок купли-продажи товаров. Кроме того, необходимо рассматривать в качестве элемента товарного рынка и весь комплекс операций по обслуживанию продавцов и покупателей. Основными составляющими подразделениями товарного рынка являются:

·              рынок товаров и услуг производственно-технического назначения или бизнес-рынок;

·              рынок товаров и услуг народного потребления или потребительский рынок.

Важнейшие отличительные черты бизнес-рынка определяются тем, что, кому, для чего и каким образом продается на рынке.

Товары, обращающиеся в пределах бизнес-рынка, представляют собой сырье, материалы и изделия, которые предназначены для использования:

·              на производственных предприятиях - в качестве предметов и средств труда (средств производства);

·              в организациях непроизводственной сферы - в качестве средств труда и материального оснащения;

·              в торгово-посреднических организациях, специализирующихся на оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения в качестве материальной основы фондов обращения, т.е. товаров для перепродажи.

Общее правило состоит в том, что на бизнес-рынке товары продаются и покупаются предприятиями и организациями, а вывод по перечисленным выше вопросам выглядит следующим образом:

что - товары производственно-технического назначения.

кому - предприятиям, организациям и учреждениям (юридическим лицам).

для чего - для использования в качестве средств и предметов труда, а также для перепродажи.

каким образом - только в форме оптовой торговли.

Товародвижение на рынке предполагает наличие каналов товародвижения и соответствующих им товаропотоков. В целом процесс движения товаров на рынке можно с известной долей условности уподобить работе сложной гидравлической системы. Соответствующее «давление» в ней создается усилиями субъектов коммерческой деятельности.

Таблица 1. Факторы, определяющие состояние рыночной среды

Наименование факторов

Характер влияния

Размер рынка

Малые по размеру рынки обычно не представляют интереса для крупных конкурентов

Темпы расширения рынка сбыта

Быстрый рост объемов продаж на рынке обусловливает приток конкурентов, медленный рост - усиление конкуренции и устранение наиболее слабых конкурентов

Избыток или дефицит товаров

Избыток товаров обусловливает снижение цен и рентабельности производства

Рентабельность производства

Высокорентабельные отрасли привлекают на свой рынок конкурентов и новые капиталы

Цена товара

Чем ниже цены на товары, тем большее их количество обычно продается на рынке


Ежегодно в России проводится анализ деятельности товаропроизводящих предприятий. В данном исследовании принимают участие 1200 товаропроизводящих предприятий различных отраслей промышленности из 73 регионов страны, под руководством Госкомстата России.

На основании этих данных мы можем проследить деятельности данных предприятий.

Основная цель товаропроизводящих предприятий - обеспечивать экономику России, а также ее жителей различными товарами как повседневно спроса, так и промышленного назначения.

В январе 2012 г. по сравнению с декабрем прошлого года несколько ухудшились предпринимательские оценки общей экономической ситуации на товаропроизводящих предприятиях. Большинство руководителей это связывают с возникшим очередным финансовым кризисом, переоценки производственных мощностей, сокращением рабочей силы.

Средний уровень загрузки производственных мощностей составляет 57% от общего объема.

Индекс предпринимательской уверенности снизился и составил -4%, что также связано с нестабильностью экономики. И хотя сейчас действуют правительственные программы, но это не вызывает большого оптимизма у товаропроизводящих предприятий, так как не все предприятия попадают в данный список, а также существует неустойчивое положение с покупательским спросом на продукцию.

Отрицательные значения балансов оценок изменения спроса зафиксированы в топливной промышленности, черной металлургии, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В настоящее время спрос на товары является недостаточным, и еще это усугубляется тем, что большинство товаропроизводящих предприятий России завязано на кредитах.

Продолжается сокращение запасов готовой продукции. Более половины предприятий сократили складские запасы, и складские программы направлены на их дальнейшее сокращение.

Ухудшилось положение с занятостью на товаропроизводящих предприятиях. Занятость составляет 68% в среднем по отрасли.

Сокращение персонала, отмечается на предприятиях электроэнергетики (35% предприятий), машиностроения и металлообработки (23% предприятий).

Также возросли масштабы роста отпускных цен в промышленности. Поставщики материалов увеличили отпускные цены на сырье от 10 - до 60% в зависимости от производимого товара.

Более 60% предприятий наблюдают дефицит бюджета.

В ближайшие 3-4 месяца ожидается:

1.       расширение спроса и выпуска продукции;

2.      улучшение ситуации с обеспеченностью собственными финансовыми средствами и прибылью;

3.       укрепление экономического положения ключевых промышленных предприятий в целом.

Улучшение ситуации в ближайшей перспективе наиболее вероятно в химической и нефтехимической, легкой и пищевой отраслях промышленности, в машиностроении и металлообработке, а также в промышленности строительных материалов.

Деятельность товаропроизводящего предприятия не сводится только к непосредственно коммерческим функциям закупки и продажи, а предполагает выполнение более широкого спектра функций различного характера, роли и содержания: от изучения и формирования спроса на продукцию; поиска, выбора и заключения сделок с партнёрами до доставки продукции непосредственно потребителю и осуществления управления как деятельностью товаропроизводящего предприятия в целом, так и отдельными процессами.

Основными направлениями деятельности товаропроизводящего предприятия являются:

1.      закупка;

2.      производство;

.        продажа;

.        доставка;

.        хранение;

.        распространение;

.        аренда;

Вспомогательными являются:

.        маркетинг;

.        юридическое сопровождение;

.        предпроизводственная подготовка и заготовка;

.        пред- и постпродажная подготовка и обслуживание;

Особое место занимает маркетинг, так как правильное управление маркетинговой деятельности на товаропроизводящем предприятии, позволяет определять какие товары производить, на какой рынок ориентировать, куда и кому их продавать, что способствует успеху развития организации.

Поэтому в настоящее время маркетингу уделяется большое внимание на производящих предприятиях.

Оперативный маркетинг состоит в реализации коммуникаций, формирующих конкретный рыночный спрос, стимулирующих продажу уже произведённой продукции, поиск потенциальных покупателей и сбор конкретной информации о них. Фактически, оперативный маркетинг исполняет роль информационной поддержки процессов продаж и закупки, а также роль инструмента по сбору информации оперативного характера, которая будет использоваться в рамках стратегического маркетингового анализа.

Грамотное, профессиональное управление всеми процессами товаропроизводящего предприятия имеет ключевое значение для успешного функционирования и развития организации в целом. Именно успешная работа непосредственно с рынком придаёт смысл всем остальным процессам производственно-хозяйственной деятельности.

Итак, основными принципами функционирования наиболее успешных товаропроизводящих предприятий являются:

·        принципы управления коммерческими процессами на предприятии;

·        принцип ориентации на рынок;

·        принцип федерализма;

·        принцип межфункциональной интеграции;

·        принцип организационной гибкости;

·        принцип профессионализации коммерческой деятельности;

·        принципы эффективного организационного сжатия;

·        принципы сокращения логистического сжатия;

·        принцип обеспечения аккумулирования коммерческого опыта и потенциала;

·        принцип укрепления стратегических партнёрских связей;

·        принцип обеспечения информационной прозрачности внешней и внутренней среды.

В условиях современной конкуренции организация успешно функционировать в долгосрочной перспективе может только тогда, когда ею точно определён собственный сегмент, то есть круг людей или организаций, которым продукт предприятия потенциально подходит. В этом случае у организации есть возможность наилучшим образом доводить информацию до потенциальных потребителей и заказчиков и более эффективно воздействовать на их покупательские предпочтения.

Таким образом, базовым принципом для товаропроизводящей организации является ориентация на рынок. Принцип ориентации на рынок предполагает, что в структуре деятельности предприятия приоритетное место должна занимать работа по мониторингу и исследованию внешней среды. Ориентация деятельности производящего предприятия на рынок, кроме того, означает, что критерием принятия тех или иных решений по продвижению и продажам должно быть чёткое представление о потенциальных покупателях и модели их покупательского поведения. Ориентация на рынок должна касаться не только рынка покупателя, она должна относиться и к рынку поставщика. Работа по изучению и воздействию на покупателей и поставщиков должна быть увязана в единую маркетинговую систему.

Необходимость применения принципа организационной гибкости вызвана динамизмом условий функционирования бизнес-организации. Гибкая организация деятельности товаропроизводящего предприятия состоит в обретении предприятием способности быстро и безболезненно (с малыми затратами) перестраиваться с продажи одних продуктов деятельности на другие, с закупок одних материалов на иные, с работы на одних рынках на работу на других. При этом многие товаропроизводящие предприятия производят переориентацию своего производства и перестраивают его на новые потребности рынка.

Такая гибкость обретается с помощью создания системы прогнозирования различных сценариев на рынке, составление альтернативных программ действия. При этом важно достижение договорённости о потенциальных связях с поставщиками, покупателями, другими сторонними организациями на случай необходимости реализации той или иной альтернативной программы. Кроме того, подобная политика необходима в отношении и потенциальных работников, чьи опыт, знания, навыки пока не востребованы, но в случае организационной перестройки под новые условия будут крайне полезны.

Помимо этого, товаропроивзодящие предприятия на сегодняшний день начали пересматривать структуру управления, то есть когда не производство диктует что производить, а отдел сбыта и маркетинга говорят что требуется на рынке на сегодняшний день и что есть необходимость продавать. То есть идет ориентация производства на сбыт.

Именно в этих условиях начинается специализация, а значит, и повышение эффективности деятельности предприятия и, как следствие, повышается конкурентоспособность предприятия.

В деятельности товаропроизводящего предприятия необходимо рациональное сочетание аутсорсинга и инсорсинга, причём при сложной разрастающейся структуре и одновременном динамизме внешней среды акцент должен делаться именно на аутсорсинговые мероприятия.

Как правило, на определенном этапе, когда потенциал предприятия не очень велик, а рынок требует грамотных и взвешенных действий, есть смысл к выделению вовне наукоемких и высокотехнологических коммерческих функций, таких как исследования рынка, продвижение, паблик рилейшнз.

Принцип обеспечения информационной прозрачности внешней и внутренней среды предполагает создание единой информационной системы. Эта система каждому работнику, планирующему или организовывающему какие-либо процессы на предприятии, должна предоставлять исчерпывающую информацию о протекании логически предшествующих и планирование логически последующих бизнес-процессов, а также информацию о наличие внешних и внутренних ресурсов для реализации планируемых процессов.

Обеспечение такой информационной прозрачности внутренней и внешней среды для лиц, разрабатывающих мероприятия улучшающие деятельность товаропроизводящего предприятия, жизненно необходимо в современных условиях. Это позволяет намного повысить согласованность бизнес-процессов, а также оперативность реагирования на изменения внутренней и внешней среды.

Вывод. Необходимо согласиться с тем, что деятельность товаропроизводящих предприятий способствует развитию экономики России. Производство является основой существования и развития человеческого общества, представляет собой главный источник получения благ, необходимых для жизни человека, для удовлетворения его потребностей.

1.2 Создание и функционирование товаропроизводящих предприятий

Коммерческая деятельность товаропроизводящих предприятий не сводится только к непосредственно коммерческим функциям покупки и продажи. Она предполагает выполнение широкого спектра работ - от изучения и формирования спроса на продукцию, поиска партнеров и заключения сделок до поставки продукции и последующего обслуживания, включая и управление коммерческой деятельностью.

Реальные инвестиции в России осуществляются в основном в форме капитальных вложений, а фонд накопления используется на эти цели как чистый доход, образуемый в порядке распределения прибыли между бюджетом и хозяйствующими субъектами. Кроме того, на капитальные вложения направляется часть фонда возмещения в форме амортизационных отчислений.

В современных условиях товаропроизводящие предприятия самостоятельно разрабатывают инвестиционные проекты и обеспечивают их реализацию соответствующими материальными и финансовыми ресурсами. При разработке стратегии формирования инвестиционных ресурсов рассматриваются обычно следующие основные методы финансирования инвестиционных проектов: самофинансирование, акционирование (выпуск собственных акций), кредитное финансирование, инвестиционный лизинг и селенг, комбинированное финансирование.

Наиболее перспективным является метод самофинансирования (самоинвестирования). Рекомендуемое значение коэффициента самофинансирования в общем объеме инвестиций должно быть не ниже 51%, так как иначе предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования.

Самофинансирование инвестиций в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет собственных средств предприятий и корпораций в виде нераспределенной прибыли и амортизации, которые дополняются определенной долей эмиссии ценных бумаг и кредита, полученного с рынка ссудного капитала. В России в настоящее время еще не сформировался полнокровный рынок ценных бумаг. Инвестиционный процесс характеризуется главным образом воспроизводством основных фондов.

Для того, чтобы создать товаропроизводящее предприятие, разрабатывается бизнес-план.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться.

Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия - относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана:

. Вводная часть

·        название и адрес фирмы

·        учредители

·        суть и цель проекта

·        стоимость проекта

·        потребность в финансах

·        ссылка на секретность

. Анализ положения дел в отрасли

·        текущая ситуация и тенденции развития отрасли

·        направление и задачи деятельности проекта

. Существо предлагаемого проекта

·        продукция (услуги или работы)

·        технология

·        лицензии

·        патентные права

. Анализ рынка

·        потенциальные потребители продукции

·        потенциальные конкуренты

·        размер рынка и его рост

·        оценочная доля на рынке

. План маркетинга

·        цены

·        ценовая политика

·        каналы сбыта

·        реклама

·        прогноз новой продукции

. Производственный план

·        производственный процесс

·        производственные помещения

·        оборудование

·        источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров субподрядчики

. Организационный план

·        форма собственности

·        сведения о партнерах, владельцах предприятия

·        сведения о руководящем составе

·        организационная структура

8. Степень риска

·        слабые стороны предприятия

·        вероятность появления новых технологий

·        альтернативные стратегии

. Финансовый план

·        план доходов и расходов

·        план денежных поступлений и выплат

·        балансовый план

·        точка безубыточности

. Приложения

·        копии контрактов, лицензии и т.п.

·        копии документов, из которых взяты исходные данные прейскуранты поставщиков

Реализация бизнес плана осуществляется либо на собственные средства, либо на средства заемные (это могут быть инвесторы, паевые фонды, банки, венчурные средства и пр.)

Одним из инструментов создания и функционирования товаропроизводящего предприятия является франчайзинг.

Суть франчайзинга заключается в том, что крупное предприятия (франчайзер), уже завоевавшее прочное место на определённом сегменте рынка и имеющее известную потребителям торговую марку, в целях дальнейшего расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой или средней самостоятельной фирмой (франчайзи, оператор) на производство и осуществляет реализацию строго оговорённых видов товаров, соответствующих имеющимся стандартам качества крупной фирмы. Согласно договору, франчайзер передаёт франчайзи право пользование торговой маркой, оборудование, технологию, ноу-хау, а также оказывает постоянную деловую и профессиональную помощь, проводит обучение персонала, обеспечивает рекламу и проведение маркетинговых исследований.

Таким образом, экономические преимущества франчайзинга очевидны: для франчайзера - расширение сбыта продукции практически без дополнительных инвестиций и организационных нагромождений, для франчайзи - минимальный риск разорения на первоначальном этапе деятельности.

При фактическом расширении рынка предприятия не происходит усложнение структуры и объемов организационной координации и контроля. Предприятие продает уже не свою продукцию в регионе, а право производить и продавать свою продукцию в этом регионе.

От такой продажи денежные выплаты предприятию поступают меньшие, однако, это самый быстрый и эффективный в организационном отношении способ завоевания рынка, а следовательно, увеличения своего стратегического потенциала. К организационному сжатию франчайзинг можно отнести в том смысле, что при

Коммерческая деятельность товаропроизводящих предприятий не сводится только к непосредственно коммерческим функциям покупки и продажи. Она предполагает выполнение широкого спектра работ - от изучения и формирования спроса на продукцию, поиска партнеров и заключения сделок до поставки продукции и последующего обслуживания, включая и управление коммерческой деятельностью.

Реальные инвестиции в России осуществляются в основном в форме капитальных вложений, а фонд накопления используется на эти цели как чистый доход, образуемый в порядке распределения прибыли между бюджетом и хозяйствующими субъектами. Кроме того, на капитальные вложения направляется часть фонда возмещения в форме амортизационных отчислений.

В современных условиях товаропроизводящие предприятия самостоятельно разрабатывают инвестиционные проекты и обеспечивают их реализацию соответствующими материальными и финансовыми ресурсами. При разработке стратегии формирования инвестиционных ресурсов рассматриваются обычно следующие основные методы финансирования инвестиционных проектов: самофинансирование, акционирование (выпуск собственных акций), кредитное финансирование, инвестиционный лизинг и селенг, комбинированное финансирование.

Наиболее перспективным является метод самофинансирования (самоинвестирования). Рекомендуемое значение коэффициента самофинансирования в общем объеме инвестиций должно быть не ниже 51%, так как иначе предприятие утрачивает финансовую независимость по отношению к внешним источникам финансирования.

Самофинансирование инвестиций в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет собственных средств предприятий и корпораций в виде нераспределенной прибыли и амортизации, которые дополняются определенной долей эмиссии ценных бумаг и кредита, полученного с рынка ссудного капитала. В России в настоящее время еще не сформировался полнокровный рынок ценных бумаг. Инвестиционный процесс характеризуется главным образом воспроизводством основных фондов.

Для того, чтобы создать товаропроизводящее предприятие, разрабатывается бизнес-план.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться.

Например, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, то бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия - относиться ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияют вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана:

. Вводная часть

·        название и адрес фирмы

·        учредители

·        суть и цель проекта

·        стоимость проекта

·        потребность в финансах

·        ссылка на секретность

. Анализ положения дел в отрасли

·        текущая ситуация и тенденции развития отрасли

·        направление и задачи деятельности проекта

. Существо предлагаемого проекта

·        продукция (услуги или работы)

·        технология

·        лицензии

·        патентные права

. Анализ рынка

·        потенциальные потребители продукции

·        потенциальные конкуренты

·        размер рынка и его рост

·        оценочная доля на рынке

. План маркетинга

·        цены

·        ценовая политика

·        каналы сбыта

·        реклама

·        прогноз новой продукции

. Производственный план

·        производственный процесс

·        производственные помещения

·        оборудование

·        источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров субподрядчики

. Организационный план

·        форма собственности

·        сведения о партнерах, владельцах предприятия

·        сведения о руководящем составе

·        организационная структура

. Степень риска

·        слабые стороны предприятия

·        вероятность появления новых технологий

·        альтернативные стратегии

. Финансовый план

·        план доходов и расходов

·        план денежных поступлений и выплат

·        балансовый план

·        точка безубыточности

. Приложения

·        копии контрактов, лицензии и т.п.

·        копии документов, из которых взяты исходные данные прейскуранты поставщиков

Реализация бизнес плана осуществляется либо на собственные средства, либо на средства заемные (это могут быть инвесторы, паевые фонды, банки, венчурные средства и пр.)

Одним из инструментов создания и функционирования товаропроизводящего предприятия является франчайзинг.

Суть франчайзинга заключается в том, что крупное предприятия (франчайзер), уже завоевавшее прочное место на определённом сегменте рынка и имеющее известную потребителям торговую марку, в целях дальнейшего расширения сбытовой сети заключает договор с мелкой или средней самостоятельной фирмой (франчайзи, оператор) на производство и осуществляет реализацию строго оговорённых видов товаров, соответствующих имеющимся стандартам качества крупной фирмы. Согласно договору, франчайзер передаёт франчайзи право пользование торговой маркой, оборудование, технологию, ноу-хау, а также оказывает постоянную деловую и профессиональную помощь, проводит обучение персонала, обеспечивает рекламу и проведение маркетинговых исследований.

Таким образом, экономические преимущества франчайзинга очевидны: для франчайзера - расширение сбыта продукции практически без дополнительных инвестиций и организационных нагромождений, для франчайзи - минимальный риск разорения на первоначальном этапе деятельности.

При фактическом расширении рынка предприятия не происходит усложнение структуры и объемов организационной координации и контроля. Предприятие продает уже не свою продукцию в регионе, а право производить и продавать свою продукцию в этом регионе.

От такой продажи денежные выплаты предприятию поступают меньшие, однако, это самый быстрый и эффективный в организационном отношении способ завоевания рынка, а следовательно, увеличения своего стратегического потенциала. К организационному сжатию франчайзинг можно отнести в том смысле, что при фактическом росте не происходит одновременного организационного расширения и увеличения объемов контроля и координации.

Государственная регистрация товаропроизводящего предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется управлением по налоговой службе по месту регистрации предприятия.

Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются налоговым органом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр.

Деятельность незарегистрированного товаропроизводящего предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Также если деятельность товаропроизводящего предприятия предполагает лицензирования какой либо деятельности, то необходимо получить лицензию на ее осуществление в налоговом органе.

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы: - заявление учредителя, - устав предприятия, - решение о создании предприятия или договор учредителей, - свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Российской Федерации. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

Если товаропроизводящее предприятие оказалось нерентабельным, то происходит его ликвидация.

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются в случаях: - признания банкротом, - принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности, - признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия, - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации и входящих в его состав республик.

Ликвидация товаропроизводящего предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Товаропроизводящие коммерческие предприятия проводят научные исследования и разработки новой продукции с целью диверсификации производства, модернизации продукции, создания высоких технологий и современного производственного потенциала путем обновления парка машин и оборудования. Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом финансового менеджмента на коммерческом предприятии. Новые идеи и продукты, прогрессивные технологии и организаторские решения - все это в большой степени определяет успех предпринимательской деятельности, обеспечивают выживание и финансовую стабилизацию предприятий.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что основным звеном экономики России является товаропроизводящее предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие характеризуется рядом признаков, имеет свои цели и задачи, определяющиеся прежде всего состоянием внутренней и внешней среды. Необходимым условием экономического роста в Российской Федерации и установления неискаженных хозяйственных пропорций является улучшение инвестиционного климата, выбор наиболее рациональных источников и методов финансирования инвестиционной деятельности предприятий. При этом наиболее приоритетными являются вложения средств, направленные на достижение производственных и коммерческих целей инициаторов инвестиций.

2. Практическая глава. Управление товаропроизводящими предприятиями

.1 Организация работы товаропроизводящих предприятий

Управление товаропроизводящим предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия. Когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года (возможны и другие варианты решения).

Для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия, издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей).

Должностные лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

Товаропроизводящее предприятие самостоятельно планирует свою деятельность определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательству способом и по ценам, не противоречащим законодательству. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных, кассовых и иных операций. Товаропроизводящее предприятие может вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, искать партнеров по сбыту продукции в соответствии с законодательством РФ, и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Высший орган предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива, утвержденным органом предприятия. Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии. В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.

Обеспечение производства сырьем, материалами, покупными изделиями, полуфабрикатами составляет смысл процесса закупок. Если это трактовать более подробно то, это операции по закупке, транспортировке, складской переработке, подготовке к производству. Экономическое содержание, целевая направленность закупок - бесперебойное, комплектное и эффективное обеспечение материальными ресурсами производство продукции, капитальное строительство, НИОКР и возможные ремонтно-эксплуатационные затраты предприятия.

Сущность закупок состоит в том, чтобы служба, занимающаяся обеспечением производства материальными ресурсами своевременно в соответствии с поданными заказами от цехов, приобретала материалы, сырье, топливо на рынке закупок, с наименьшими затратами доставляла эти оборотные средства на предприятия, обеспечивая сохранность на складах, своевременно выдавая их производству.

До недавнего времени термин «закупка» заменялся снабжением. По сути, снабженческая деятельность в условиях рынка и сводится к закупочной. Эта деятельность строится на основе комплексных взаимоотношений с внешними и внутренними подразделениями. В качестве внешних подразделений выступают продавцы продукции, изготовители, посредническо-коммерческие фирмы, биржи, аукционы, ярмарки.

Опираясь на приведенное деление целесообразно рассматривать два вида функций: внешние и внутренние.

Внешние функции определяют взаимоотношения с предприятиями-поставщиками, коммерческо-посредническими фирмами. Внутренние функции характеризуют взаимодействие службы закупок с производственными цехами, подразделениями аппарата управления производством.

Закупка материальных ресурсов на промышленном предприятии рассматривается в системе коммерции и является связующим звеном трех важнейших составляющих деятельности предприятий: производственной, финансовой и сбытовой.

Рассмотрим организацию работы на примере товаропроизводящего предприятия - лакокрасочной компании ОАО «Бальзам».

ОАО «Бальзам» - производитель высококачественной лакокрасочной продукции с десятилетним стажем работы на российском рынке.

Среди выпускаемой продукции - лаки, краски, эмали, грунты на водной основе и на растворителях (органическая основа), широкий спектр акриловой краски для наружных и внутренних работ, огнезащитных покрытий для металла и бетона.

В этом году запущены в производство косметические составы для древесины, значительно расширен ассортимент по лакам. Лакокрасочные материалы "Бальзам" - оптимальное соотношение качества и цены.

Основные бренды компании:

·         "Бальзам"- краска, выполненная по всем стандартам и на высочайшем уровне, из высококачественных пигментов и наполнителей. В данной линейке представлен наиболее широкий цветовой ассортимент - 52 цвета.

·        "Хозяин"- средний сорт ГОСТа, наиболее популярна у строителей,

·        Эконом-серия "Норма",

·        "Техпром"- предназначен в основном для организаций и крупных промышленных потребителей.

·        "Древесная косметика"- составы для защиты древесины от гниения, ультрафиолетового излучения, от насекомых-древоточцев. Экологически чистый продукт.

·        "Нулеплам"- серия огнезащитных покрытий для металла и бетона.

В разработке постоянно находятся новые продукты - чтобы остаться одним из ведущих производителей в быстро развивающейся области ЛКМ, компания должна постоянно проводить научные исследования, использовать новейшие пигменты, совершенствовать качество продукции и ее товарный вид. У фирмы есть имидж, высококвалифицированный человеческий капитал.

В январе 2003 года компания «Бальзам» первой из всех лакокрасочных предприятий России получила сертификат в системе ГОСТ Р, подтверждающий соответствие ее системы менеджмента качества требованиям МС ИСО 9001-2000, а в январе 2005 года прошла ресертификацию в соответствии с требованиями МС ИСО 9001-2005. Что это означает для конечного потребителя? В компании очень строго следят за качеством выпускаемой продукции. Это обеспечивается созданием личной заинтересованности и ответственности каждого работника, внедрением передовых технологий, стремлением к соответствию установленным государственным стандартам.

Успех фирмы объясняется тем, что предприятие выпускает продукцию не только качественную, но и доступную для всех слоев населения, проверенную годами.

Постоянные изменения, совершенствование технологий производства, работа над созданием новых продуктов, которых не хватает потребителям, качественных и доступных российских лакокрасочных материалов, направленность на улучшение условий работы персонала, саморазвитие - это те принципы, с которым компания встретила свой юбилей и с которыми продолжает идти вперед - к новым юбилеям и новым успехам и наградам.

Одной из основных задач компании является развитие производства, использование современного оборудования и тщательный отбор сырья, а также улучшение организационной структуры и повышение личной заинтересованности и ответственности всех сотрудников предприятия за качество выпускаемой продукции.

Разработка технологии изготовления новой продукции осуществляется специалистами технологического отдела и научной части предприятия. Особое внимание уделяется вопросу совместимости технологий и экономному использованию ресурсов. Современное оборудование позволяет создавать новое изделие в лабораторных условиях, максимально приближенным к производственным. Далее полученный продукт проверяется на соответствие всем необходимым требованиям, и только после этого начинается массовый выпуск.

Собственная научно-исследовательская лаборатория проводит контроль исходного сырья и продукции с помощью самых современных аналитических методов. В январе 2003 года «Бальзам» получил международный стандарт управления качеством продукции ISO-9001.

Предприятие стремительно расширяет производственные мощности. В конце 2004 года в производственный комплекс вошел Дзержинский завод бытовой химии, ставший теперь ООО «Кетон». В 2005 году состоялся запуск нового цеха, вводятся в строй новые фасовочные линии. В 2006 году был построен современный складской терминал общей площадью 4500 кв. м., который обеспечивает оптимальные условия хранения готовой продукции. Недавно компания приобрела новое оборудование, не имеющее аналогов в России и обеспечивающего наилучшую перетирку цветных пигментов.

Постоянно производятся работы по реконструкции основных производственных цехов, в результате чего повышается качество выпускаемой продукции и улучшаются условия труда персонала.

Большое внимание уделяется вопросам автоматизации технологических процессов. В 2002 году была внедрена информационная система SAP/R3, позволившая полностью автоматизировать основные этапы деятельности предприятия и перейти на безбумажный учет.

В 2007г. проведена большая работа по развитию корпоративной информационной системы SAP R/3. Основные направления работы: учет продаж дочерней компании в Казахстане и подготовка настроек в связи с изменениями в учетной политике и управленческой отчетности. Во избежание роста размера базы данных начаты работы по архивации и удалению не используемых данных.

Развитие системы SAP R/3 потребовало наращивание аппаратных ресурсов, в частности: введены в эксплуатацию дополнительный сервер и новая ленточная библиотека, модернизирована сеть хранения данных.

Продолжена замена устаревшего серверного оборудования: введены в эксплуатацию сервер системы 1С Зарплата и кадры, сервер почтового фильтра.

Основные показатели работы компании представлены в приложении 1.

Финансовые активы предприятия представлены ниже.

Таблица 2.-Баланс за 2010-2011гг.Ед. изм.: тыс.руб.

Активы

01/01/11

01/01/10

Собственный капитал и обязательствава

01/01/11

01/01/10

Внеоборотные активы

598 079

566 003

Собственный капитал

1 343 760

1 271 901

Оборотные активы

1 018 056

938 856

Долгосрочн. об-ва

57

44




Краткосрочн. об-ва

272 318

232 914

Итого активы

1 616 135

1 504 859

Итого СК и об-ва

1 616 135

1 504 859

Отчет о прибылях и убытках


Таблица 3. Финансовые коэффициенты за 2010-2011гг.

Показатели

Расчет

2011

2010

Доходность

Рентабельность реализации

11,9%

10,9%

Доходность активов

20%

18%

Доходность собственного капитала

19%

15%

Эффективность деятельности организации

 21%

17,8%

Рентабильность заработной платы

10%

Использование активов

Срок оборота всех активов

215дней

227дней

Срок оборота внеоборотных активов

80дней

85дней

Срок оборота оборотных активов

135дней

142дня

Скорость оборота основных фондов

0,31

0,29

Рост основных активов

15%

12,8%

Ликвидность

Коэффициент покрытия

3,9раза

4,1раза

Финансовая устойчивость

Коэффициент покрытия процентов

-30раз

-201раз

Коэффициент автономии

19%

18%

Динамика прибыли

Чистая прибыль 2011г - Чистая прибыль 2010 г.

49453


Продажи в разрезе отделов сбыта (регионов) за 2010-2011гг. представлены на рисунках ниже.

Рисунок 1. Объем продаж в 2011 году

Рисунок 2. Объем продаж в 2010 году.

Дилерская сеть ОАО «Бальзам» охватывает не только регионы России, но и ближнее зарубежье. Развитию отношений с дилерами уделяется особое внимание: проводятся личные встречи, оказываются консультации и поддержка, организуются специальные акции на местах. Расширение сети дилеров является одной из основных стратегических задач компании.

ОАО «Бальзам» бережно относится к окружающей среде и на деле заботится о ее сохранении. На предприятии применяются системы оборотного водоснабжения, введены в действие современные очистные сооружения. Ежегодно разрабатывается план по защите окружающей среды.

Колоссальный опыт производства, богатые традиции, современные научные разработки, устойчивое положение на рынке - вот то, что гарантирует лидирующие позиции ОАО «Бальзам» в своей отрасли.

Лакокрасочное производства характеризуются тремя видами опасности - пожароопасностью, травмоопасностью и токсичностью.

Сырьем для получения лакокрасочных изделий в большинстве своем являются горючие и легковоспламеняющиеся жидкости. К горючим жидкостям (ГЖ) относятся жидкости с температурой вспышки выше 66 °С, легковоспламеняющимся жидкостям (ЛВЖ) - жидкости с температурой вспышки ниже 61 °С.

Температурой вспышки называется наименьшая температура горючей жидкости, при которой пары ее при поднесении к ним огня воспламеняются.

Так как сырье и готовая лакокрасочная продукция являются горючими и легковоспламеняющимися жидкостями, лакокрасочные производства относятся к пожаро- и взрывоопасным.

Обслуживающий сотрудник (эксплуатационный и ремонтный) должен быть обучен пожаробезопасным методам работы и соблюдать правила, предупреждающие загорание и самовозгорание. Каждый работающий должен знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, в случае загорания вызвать пожарную команду, пользуясь сигнализацией (извещателем) или телефоном.

Лакокрасочное производство компании «Бальзам» относятся также к травмоопасным. При несоблюдении инструкций сообразно обслуживанию оборудования и ведению технологического процесса могут происходить производственные травматические (несчастные) случаи.

Для обозначения наименования своей продукции ОАО «Бальзам» использует несколько видов этикетов.

Этикетирование - наклеивание этикетки на металлические барабаны вручную.

Литографические этикетки наклеиваются на металлические барабаны со специальной деревянной доски, перед этим смазанной клеем.

Контроль продукции - проверки качества укупорки, наклейки этикеток, качества барабанов, металлических банок (литографии) - проводится путем визуального просмотра барабана с краской перед светом электрической лампы, так же может быть ручное переворачивание банки горлышком вниз; упаковка металлических банок - укладка в упаковочную коробку и оклейка коробок бандеролями вручную.

Процесс фасовки краски: для розлива готовой краски в тару, приготовленная краска подаётся в рабочий резервуар. Пустая тара подается в зону налива, способы перемещения тары: на конвейере, в пошаговом режиме, в ручном режиме, смешанным способом. Когда тара встала под клапаном, происходит налив дозы. Из рабочего резервуара продукт поступает в тару под действием избыточного давления (величина которого зависит от вязкости краски), создаваемого регулятором давления. Далее тара перемещается в зону укладки крышки. Эта операция может происходить как в ручном, так и в автоматическом режиме. Следующий пункт - позиция для закрытия тары, по-другому укупорки. В зависимости от способа закрытия оборудования оснащается необходимым узлом - завинчивание, закатка, вдавливание, обжим крышки типа корона и др.

.2 Особенности управления товаропроизводящими предприятиями

В Открытом акционерном обществе «Бальзам» используются: организационно-распорядительные методы управления:

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят:

организационное проектирование;

регламентирование;

нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

Все распоряжения исходят от генерального директора в виде пожеланий к исполнению.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Так, например, за доставку сырья вовремя отвечает начальник транспортного отдела.

В компании «Бальзам» используются в основном, приказы и распоряжения. Инструктаж используется только для проведения учений по техники безопасности работы на предприятии.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям.

Организационное регламентирование состоит в своде правил, принятых для предприятия «Бальзам» и включает в себя:

o   Устав предприятия;

o   Положение о предприятии;

o   Стандарты безопасности: правила нахождения на территории предприятия: наличие защитного костюма и защитной каски; запрет на распивание спиртных напитков на территории предприятия;

o   Правила внутреннего распорядка: режим работы с 8.00 - 17.00, сб., вскр. -выходной для ИТР, рабочие работают посменно.

Опоздание на работу штрафуется в размере 500 рублей от заработной платы.

Социально-психологические методы управления:

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним относятся:

моральное поощрение: похвала, грамоты;

убеждение: воспитательные беседы сотрудников со своими начальниками, на которых объясняются цель и миссия предприятия и каких показателей работы необходимо достичь

личный пример: передовиков производства;

создание и поддержание морального климата в коллективе: совместные выезды на природу, организация корпоративов и пр.

Экономические методы управления:

Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов.

В ОАО «Бальзам» в качестве экономических методов стимулирования используется система премирования: при выполнение плана переработки 50% от заработной платы.

Достоинство методов управления в ОАО «Бальзам»:

o   В компании используются все три группы методов управления;

o   Кроме материального стимулирования большое внимание уделяется моральному стимулирования, что способствует улучшению качества выполняемых работ.

Недостатки методов управления:

o   В компании отсутствует психологическая служба, которая занималась бы разрешением межличностных конфликтов;

Мероприятия по совершенствованию системы методов управления в компании «Бальзам»:

o   Проведение круглых столов, на которых будет происходить обсуждения достижений каждого сотрудника;

o   Ввести систему депримирования за ненадлежащее выполнение своей работы каждым сотрудником.

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от производств.

В данном случае контроль осуществляется генеральным директором и начальниками подразделений.

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:

. Определение концепции контроля: контроль происходит в формате проверок выполнения планов работ;

. Определение цели контроля: контроль проводится ежемесячно;

. Планирование проверки:

а) объекты контроля: показатели работы;

б) проверяемые нормы: производственные;

в) субъекты контроля внутренние органы контроля;

г) методы контроля: проверка документации;

д) объем и средства контроля полный, сплошной;

е) сроки и продолжительность проверок: 2 дня в течение 1 месяца;

. Сообщение решения: устное от генерального директора начальникам подразделений.

Таблица 4.-Пример ситуации контроля в компании ОАО «Бальзам»

Ключевой результат

Планируемый результат

Полученный результат

Измеритель

Оценка и выводы

1. Коммерческая деятельность:

Рентабельность

+2 % от нынешнего уровня прибыли на весь капитал

рост 3 %

Прибыль на весь капитал

Цель превзойдена, но процент прибыли еще недостаточно высок

Административные расходы

10 % экономии

3 % экономии

Расходы по бухгалтерской отчетности

Цель не достигнута. Разобраться в причинах и факторах

2. Вспомогательная деятельность:

Производительность труда

Увеличить на 20 % число операций при том же персонале

Рост на 15 % при сокращении численности персонала на 3 %

Число выполненных операций

Цель почти достигнута. Продолжить выполнение мероприятий

Мотивация персонала

Значительно большее желание работать, внутреннее стремление к перемещениям

Заметно повышение

Анализ по принципу «Мне кажется»

Достигнута уверенная мотивация, закрепить достижения

Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание напористости и гибкости. Худший вариант - агрессивность и вялость.

Мероприятия по улучшению системы контроля:

o   проверки со стороны внешних субъектов;

o   проведение еженедельных совещаний, планерок, оперативных совещаний.

Компания дорожит своими сотрудниками, вкладывает немалые средства в их профессиональное обучение. Вместе с развитием предприятия совершенствуется квалификация специалистов. Чтобы избежать текучки кадров, мы регулярно повышаем среднюю заработную плату, которая в 2012 году составляет около 28 тыс. руб. (по городу Н.Новгороду - 18,5 тыс.), имеется и социальный пакет. На предприятии организовано бесплатное питание для всех сотрудников, предоставляется материальная помощь многодетным семьям, практикуется долевая оплата путевок для отдыха детей. В компании трудятся 800 человек, они дорожат своей работой: вакансии практически отсутствуют.

Сотрудники прямо заинтересованы в выполнении намеченных планов: в 2012 г. планируется завершить строительство и установку оборудования в новом производственном корпусе, а также увеличить объемы производства и продаж за счет активного продвижения новой продукции. Для этого разрабатываются рекламные ролики на телевидении и радиостанциях, большие силы и средства привлечены для работы над интернет-сайтом компании и его модернизацией, продумывается возможность размещения плакатов на бил-бордах.

В 2012г. Компания ОАО «Бальзам» планирует выпустить 58 новинок и провести усовершенствование 18 продуктов действующего ассортимента. Данные усовершенствования будут касаться модернизации рецептур и выпуска новых типов фасовок.

В 2012 году основные усилия по продвижению продукции будут направлены на обеспечение максимальной представленности продукции в розничных торговых точках и на привлечение конечных потребителей. Для этого планируется комплексное использование инструментов ATL и BTL: проведение акций по стимулированию сбыта во всех форматах розничных торговых точек, оформление мест продаж с помощью фирменного оборудования, размещения POSm, проведение программ стимулирования дистрибьюторов и их клиентов.

Для поддержки уровня знания и информирования потребителей о новинках 2012г. выделены средства на рекламу в метрополитене в Нижнем Новгороде и Москве, на размещение в рейтинговых изданиях СМИ. Также с целью привлечения молодой и активной части потенциальных покупателей планируется проведение акций в сети Интернет.

Организация производства подчиняется общему ритму работы предприятия. Все звенья работают под единым управлением во имя достижения главной цели, которую намечает администрация предприятия.

Организационно-административная система фирмы принимает форму вертикальной иерархии со строгим распределением прав и обязанностей ее участников. Устанавливается безусловная ответственность управленческих звеньев за результаты работы подчиненных им структур и персонала. Большое внимание при этом уделяется четкости связей и взаимоотношений между персоналом, занятым внутри структурных единиц фирмы, и между работниками различных структур.

При четком распределении обязанностей и степени ответственности персонала за результаты работы и точно намеченных целях, хорошо разработанной организации процессов производства и организации управления - большая часть работы по координации осуществляется автоматически. Оптимальный вариант организации производства и управления на предприятии - это четко очерченные экономические задачи и цели, ясно сформулированные пути их достижения на каждом рабочем месте, когда каждый рабочий и служащий знает свои обязанности и располагает средствами и методикой для выполнения работы. Координация является одной из узловых проблем организации управления производством. В настоящее время эти проблемы решаются в основном на основе информационных технологий - программирования с обратной связью.

В промышленности реализуются проекты, связывающие систему управления предприятия с управлением конкретными технологическими процессами, осуществляемыми на автоматическом оборудовании. В сфере промышленной автоматики автоматизированные системы управления стали частью интегрированной информационной системы управления производством. Предполагается, что в будущем получат широкое применение технологии Интернет в автоматизированных системах управления производством.

В условиях крупномасштабного производства появляется возможность использовать специализированную и гибкую (быстро переналаживаемую) автоматизированную высокопроизводительную технику и технологию. Несмотря на высокую стоимость такой техники, ее цена (благодаря большой производительности) переносится на значительный объем выпускаемой продукции, и техника быстро окупается. Наряду с этим широкий спектр вспомогательных работ на крупных предприятиях стимулирует создание собственных обслуживающих цехов и участков. Благодаря этому повышается мобильность производства, снижаются удельные затраты на выпуск продукции и стабилизируется уровень ее качества.

В процессе управления товаропроизводящим предприятием появляется ряд расходных статей, которые необходимо учитывать в деятельности предприятия.

. Расходы материально-технического снабжения предприятия.

·              Расходы, связанные с занятостью капитала, т.е. с производственными затратами.

·              Затраты на приобретение товарно-материальных ценностей, т.е. закупочные цены материалов и расходы, связанные с их движением.

·              Функциональные издержки. Затраты, связанные с поступлением материалов на предприятие, движением их внутри предприятия, т.е. с операциями перевозки и хранения.

. Издержки материально-технического снабжения предприятий производственной сферы.

·              Прямые издержки на сырье и материалы: издержки, связанные с использованием сырья, вспомогательных и производственных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий и т.д.

·              Издержки, вызванные движением капитала: проценты на собственный капитал, связанный в результате хранения складских запасов.

·              Накладные расходы материально-технического снабжения: стоимость содержания персонала, издержки транспортировки и перемещения материальных ресурсов, складирования и т.п.

3. Затраты по материально-техническому обеспечению.

·              Транспортно-заготовительные расходы.

·              Расходы на содержание отдела снабжения.

·              Расходы на содержание складского хозяйства.

4. Затраты по снабженческой деятельности промышленных предприятий.

·              Расходы по управлению снабжением: на содержание персонала, занятого управлением снабжением; на разъезды и командировки; на делопроизводство (канцелярские, почтово-телеграфные, по эксплуатации ПК и средств связи).

·              Расходы по завозу сырья, материалов и топлива, комплектующих изделий и изделий кооперированных поставок: транспортные расходы, наценки и другие виды оплаты услуг коммерческо-посреднических предприятий; расходы на погрузочно-разгрузочные операции.

·              Расходы по образованию и содержанию производственных запасов: расходы на хранение запасов; плата за собственные оборотные средства в производственных запасах; оплата процентов банку за пользование кредитом; потери из-за иммобилизации средств.

·              Расходы по подготовке материалов к производственному потреблению и снабжение рабочих мест (производственных цехов, участков): по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов и изделий с общезаводских складов в производственные цеха, а участки или непосредственно к рабочим местам; по доставке материально-технических средств с цеховых складов на рабочие места собственным транспортом; по приданию материально-техническим средствам высокой технологической готовности к потреблению, если эти операции выполняются подразделениями службы снабжения предприятия.

Затраты по сбытовой деятельности предприятия связаны с осуществлением трех групп функций:

·              изучение спроса, формирование портфеля заказов, заключение договоров на поставку продукции; подготовка продукции, вышедшей из производства, к поставке и реализации покупателям;

·              послепродажное обслуживание (монтаж, наладка, контроль за состоянием, ремонт и т.п.).

Отдельные экономисты предлагают классифицировать сбытовые затраты следующим образом

.        управление сбытом, то есть расходы по управлению сбытом и оперативно-сбытовой работе (содержание управленческого персонала сбытовых служб, командировочные расходы, реклама и информация, делопроизводство и др.);

.        вывоз готовой продукции на склад (внутризаводское перемещение грузов), то есть расходы по погрузке на транспортные средства, по доставке на склад готовой продукции, разгрузке;

.        образование и содержание товарных запасов: расходы по хранению, упаковке; плата за оборотные средства в запасах и основные средства складов; потери при хранении товаров, от мобилизации средств в запасах;

.        доставка готовой продукции на предприятия магистрального транспорта и ее сбыт: расходы по доставке продукции на станцию (пристань) отправления и погрузке в транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые коммерческо-посредническим организациям, скидки с цены, предоставляемые предприятиями-поставщиками коммерческо-посредническим организациям за реализацию продукции; прочие расходы (на специальные анализы продукции, производимые при ее отпуске и др.);

.        послепродажное обслуживание: расходы на содержание персонала; командировочные расходы; на материалы и запасные части; на обмен информацией.

Однако в практической деятельности основными критериями группировки коммерческих расходов являются:

·              типы продукции;

·              география сбыта;

·              виды затрат.

Затраты по деятельности производственного предприятия нашли отражение в трех его разделах:

. Затраты на обслуживание производственного процесса:

 по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствам и предметами труда.

. Затраты, связанные с управлением производством:

 на содержание работников управления подразделений (отдел снабжения, отдел сбыта и др.), включая материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

 затраты на командировки;

 на содержание и обслуживание технических средств управления;

 оплата консультационных, информационных услуг;

 представительские расходы.

. Затраты, связанные со сбытом продукции:

 на упаковку;

 на хранение;

 на транспортировку до станции (порта, пристани) отправления;

 на погрузку в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию);

 на рекламу, включая участие в выставках, ярмарках;

 стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату;

 другие аналогичные затраты (комиссионные сборы, отчисления, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации).

Очевидно, что типовое положение о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), полностью не раскрывает состав затрат по материально-техническому обеспечению предприятия. В состав этих затрат включают расходы:

·              по доставке и разгрузке приобретенных сырья, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, запасных частей, топлива и т.д.;

·              по содержанию специального снабженческо-заготовительного аппарата, агентов, складов и т.д.;

·              по оплате наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, расходы по стоимости услуг снабженческих, внешнеэкономических и иных организаций;

·              по оплате таможенных пошлин, сборов, связанных с приобретением материальных ресурсов;

·              по оплате процентов за приобретение ресурсов в кредит, полученный как в банках и иных кредитных учреждениях, так и предоставленный поставщиками этих ресурсов;

·              по хранению материальных ресурсов, включая недостачи в пределах норм естественной убыли, перед передачей в производство;

·              по приведению сырья, материалов и других ценностей в состояние, пригодное для изготовления из них продукции, выполнения работ и оказания услуг (подсортировка, комплектация, предварительный раскрой и т.д.);

·              по снабжению рабочих мест (производственных цехов, участков).

Таблица 5-Примеры номенклатуры затрат по сбыту продукции производственного предприятия

Сбытовые расходы 21

Коммерческие расходы 22

1. Оплата труда и комиссионные по сбыту

1. Зарплата торговых агентов

2. Оплата труда конторского персонала по сбыту

2. Комиссионные торговых агентов

3. Поездки и развлечения

3. Премиальные

4. Расходы на рекламу

4. Командировочные расходы

5. Фрахт и внешняя транспортировка

5. Транспортные расходы (доставка собственным транспортом)

6. Расходы по судопоставкам

6. Реклама и продвижение товара

7. Почтовые и канцелярские расходы

7. Маркетинг

8. Амортизация сбытового оборудования

8. Страхование

9. Телефон и телеграф

9. Затраты на упаковку

10. Прочее

10. Затраты на хранение, складирование товаров


11. Содержание офиса


12. Прочие обоснованные расходы


Для затрат по коммерческой деятельности производственных предприятий нет единой номенклатуры. Затраты по материально-техническому обеспечению производства как бы растворяются в себестоимости продукции (работ, услуг), отражаясь на нескольких счетах по их целевому назначению. Затраты по сбыту (или коммерческие расходы) выделяются отдельной строкой в себестоимости продукции (работ, услуг), в связи с чем для удобства их планирования и контроля производственные предприятия разрабатывают перечень статей сбытовых издержек (см. табл. 5). Если производственное предприятие осуществляет сбыт продукции через фирменную сеть, т.е. имеет в структуре торговые предприятия, для планирования, учета и анализа издержек обращения оно может применять номенклатуру статей издержек обращения, торговли, утвержденную Комитетом по торговле РФ.

Таким образом, качество управления товаропроизводящим предприятием зависит от качества организационной структуры управления и эффективности способа управления.

.3 Практические рекомендации по совершенствованию товаропроизводящих предприятий

Для стабильного развития организации необходимо освоение рыночной ниши и захват новой, освоение новых целевых групп покупателей и обеспечение роста объема прибыли.

Vприбыли = Стоимость продаж - налоги - з\плата - транспортные расходы

Как видно из выражении, для этого существуют несколько способов:

·        за счет увеличения объема продаж

·        за счет экономии на налогах, заработной плате и других расходах (так называемый операционный рычаг)

Операционный рычаг или производственный леверидж (leverage в дословном переводе - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Необходимым условием применения механизма операционного рычага является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

·        использование заемных средств - эффект финансово рычага.

Финансовый рычаг (леверидж) характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на величину рентабельности собственного капитала. Финансовый рычаг представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

В целом использование финансового рычага является одной из, главных составляющих формирования эффективной финансовой политики фирмы для решения как текущих, так и стратегических задач.

Скорость оборота заемных средств =

Разработка и продвижение новых, революционных товаров.

Разработка новых товаров является одним из важных направлений товарной политики. В то же время это один из сложнейших деловых процессов, который заключает в себе ряд особенностей:

изменение со временем условий протекания процесса; - постоянное возрастание благодаря электронному бизнесу скорости этих изменений; - наличие у каждого вида продукции уникальных особенностей и требований; - отсутствие гарантии успеха изделия у потребителей даже при правильном подходе к его разработке.

Разработка новой продукции сегодня происходит в быстро меняющейся обстановке, требующей постоянного приспособления к новым условиям. Интернет может оказать неоценимую пользу в повышении эффективности этого процесса, существенно сократить цикл разработки продукции и вывести его из традиционного русла, превратив в глобальный процесс использования современных информационных средств на уровне предприятия.

 

 

Заключение


В ходе выполнения дипломной работы было доказано, что товаропроизводящее предприятие - это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. К товаропроизводящим предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения. Внутренняя среда предприятия (фирмы) - это люди, средства производства, информация и денежные средства. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Основу предприятия (фирмы) составляет кадровый персонал, т.е. люди, которые характеризуются определенным профессиональным уровнем и составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие.

От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия.

На производственных объектах создаются все материальные ценности, а с их помощью воспроизводятся и нематериальные блага.

Следовательно, предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, на основе которых формируются одновременно и отраслевые, и территориальные комплексы, образуются хозяйственные органы (министерства и ведомства), получают развитие региона, города, муниципальных образований, поэтому во всех государственных документах эти предприятия рассматриваются как основные звенья народнохозяйственного комплекса. Структура управления экономикой страны построена таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений предприятий.

Любое функционирование государственных органов или научных, коммерческих и прочих организаций определяется наличием (а в некоторых случаях и формированием) материальных ресурсов. Любое хозяйственное или техническое решение приобретает реальную форму на конкретном производственном предприятии, на рабочем месте заводского специалиста, служащего, рабочего.

Государство в лице своих органов заинтересовано в продуктивной работе каждого предприятия независимо от формы собственности. От работы предприятий полностью зависит сумма поступающих в государственный бюджет налогов, решение проблемы занятости, укрепление экономической независимости и оборонной безопасности страны. Таким образом, государство не может отказаться от того, чтобы оказывать влияние на работу предприятий. Относительно государственных предприятий это вообще недопустимо. Имущество таких организационных структур остается государственной собственностью и передается трудовым коллективам лишь в хозяйственное ведение, а не во владение. Поэтому за работой государственных предприятий, эффективностью их деятельности устанавливается непосредственный оперативный контроль, осуществляемый соответствующими органами за:

• доходами предприятия и уплатой им налогов;

• санитарным состоянием производства;

• назначением и техническим уровнем продукции;

• соблюдением стандартов и технических условий производства;

• правовой защитой наемного персонала и некоторыми другими сторонами деятельности предприятий.

Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира.

Данная дипломная работы была посвящена анализу товаропроизводящих предприятий, в частности, нами было проанализировано предприятие - Открытое акционерное общество «Бальзам».

Компания работает на высокотехнологичном оборудовании, с применением международных стандартов качества «ИСО 9001-2005».

Успех фирмы объясняется тем, что предприятие выпускает продукцию не только качественную, но и доступную для всех слоев населения, проверенную годами.

Разработка технологии изготовления новой продукции осуществляется специалистами технологического отдела и научной части предприятия.

Собственная научно-исследовательская лаборатория проводит контроль исходного сырья и продукции с помощью самых современных аналитических методов.

Доказано, что предприятие постоянно усовершенствует номенклатуру собственного производства, имеет возможность конкурировать с зарубежными компаниями, производящими аналогичный товар, и предлагать российскому потребителю высокое качество отечественных продуктов, что также благоприятно складывается на экономическом развитии региона, а также всей лакокрасочной отрасли России, создавая конкурентоспособную среду эффективного отечественного товаропроизводителя и создавая резерв по зарубежным поставкам. Колоссальный опыт производства, богатые традиции, современные научные разработки, устойчивое положение на рынке - вот то, что гарантирует лидирующие позиции ОАО «Бальзам» в своей отрасли. При этом предприятие является эталоном формирования человеческого капитала в экономической жизни страны. Компания позволяет вносить весомый вклад в инфраструктуру рынка трудящихся, что несомненно скажется не только на экономике, но я на социальной безопасности государства. Таким образом, в данной работе нами в полной мере была раскрыта роль товаропроизводящих предприятий в экономике России, и показана деятельность компании изнутри.

Список использованных источников

.ГОСТ 6465-76 http://www.gosthelp.ru/gost/gost8179.html2.Государственная система стандартизации - комплект стандартов. М., 2005.

.Международные стандарты ИСО серии 9001 на системы качества: версии 2005. М., 2006.

.О предприятиях и предпринимательской деятельности (текущая редакция по состоянию на 7 февраля 1995 Г.) 25 декабря 1990 г N 445-1 Д) (на основании Федерального закона Российской Федерации от 30.11.94 г. N 52-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,1994, N 32, ст. 3302 утратил силу, кроме статей 34 и 35) (В редакции Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1992, N 34, ст. 1966; УказаПрезидента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288) - http://www.st-standart.ru/laws/predpr/5.Федеральный закон Российской Федерации "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ - http://ww.rg.ru/2008/12/30/prava-kontrol-dok.html6.Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184 - ФЗ от 27 декабря (в ред. 9 мая) - http://files.stroyinf.ru/Data1/10/10844/7.Порядок проведения сертификации продукции в РФ. М., 2005.

.Александр Дорохин. Болевые точки в планировании продаж// Коммерческий директор № 4. 2007.

.Виттек Г. Предложение товаров как фактор спроса // Рынок, №4, 2009

.Глисин В. Н. Деятельность базовых промышленных предприятий. - М., 2008.

.Глущенко В.В., Глущенко И.И. Иссследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учебное пособие для вузов. г. Железнодорожный, Моск. обл.: ООО НПЦ Крылья, 2004

.Зайцев Г.Г. Управление персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2004.

.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. - Минск: ЗАО Экономпресс, НПЖ ФУА, 2008.

.Кокорев В. П. курс лекций по менеджменту. Учебное пособие. - М.: Дело, 2008.

.Колесник М. Менеджмент. - М.: Приор, 2001.

.Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент - СПб.: Питер, 2001.

.Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 6. - М.: ИНФРА-М, 2000.

.Кнышова Е.Н. Менеджмент. М., 2003.

.Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. - М.: Наука, 2008.

.Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. - М., 2006.

.Методы финансирования инвестиционной деятельности товаропроизводящих коммерческих предприятий- М.: банки и биржи, 2009.

.Миграция спроса и денег. // Спрос. № 11, 2006.

.Наталия Бринькова. Планирование продаж. - М.: ЮНИТИ, 2005.

.Основы маркетинга. - М.: ЮНИТИ, 2006.

Основы менеджмента. Под ред. проф. Д.Д. Вачугова. - М.: ИНФРА-М, 2007.

.Организация и финансирование инвестиций - Попков В. П., Семенов В. П.- С-ПТб.: Питер, 2008.

.Планирование деятельности предприятия. - К.: КНЕУ, 2002.

.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд. - Минск: ООО Новое знание, 2009

.Щербаков В.И. Производительный труд и его оплата. - М.: Знание, 2007.

.Экономика предприятия (фирмы): Учебник/Под ред. проф. Э69 О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

Похожие работы на - Товаропроизводящие предприятия: роль в экономике, создание, содержание деятельности и особенности управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!