Стили руководства организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    171,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стили руководства организации

Содержание работы


Введение

1. Теоретические основы исследования особенностей стилей управления персоналом организации

1.1 Определение понятия лидерства

1.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией

1.3 Понятие стиля управления

2. Классификация стилей управления персоналом

2.1 Одномерные стили руководства

2.2 Многомерные стили руководства

2.3 Дополнительные стили руководства

3. Практическое исследование стилей управления руководителей ОАО «Нефтедобыча»

3.1 Краткая характеристика исследуемой организации

3.2 Организация и методы исследования

3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования

3.4 Рекомендации руководству по совершенствование стиля управления организации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность работы. За последнее десятилетие в России произошли резкие перемены, как в политической жизни, так и в экономическом укладе страны. На смену прежним механизмам хозяйствования и управления пришли новые, рыночные, которые во многом изменили деятельность руководителей и организаций. В данных условиях наблюдается не только становление новой роли управленца-менеджера, но и становление иных взаимоотношений в организации между ее членами. Современный бизнес и управление невозможны без группы людей, работающих на лидера-управленца и объединенных едиными ценностями организации.

Рыночные условия диктуют новые отношения не только руководителей к подчиненным, но и подчиненные тоже предъявляют новые требования и к своим руководителям, и к организации, в которой они работают, что в значительной степени выражается в организационно-психологическом климате. Руководителю важно знать и учитывать ожидания по поводу себя со стороны сотрудников организации и отдельных подразделений. Знание и учет таких ожиданий существенно способствуют совершенствованию стиля управления, эффективности работы и конкурентоспособности организации.

Стиль руководителя и отношение к руководителю подчиненных взаимосвязаны. Понятно, что эффективность управления малыми и большими группами во многом зависит от стиля управления и, как следствие, от отношений к нему подчиненных. С другой стороны, стиль руководства влияет на организационный климат. Таким образом, тема данной курсовой работы является весьма актуальной.

Цель данной работы - изучить стили руководства организации. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:

определить понятие стиля управления персоналом;

изучить классификацию стилей руководства;

произвести анализ стилей руководства в организации ОАО «Нефтедобыча».

Предметом данного исследования являются стили управления персоналом в организации. Объект исследования - предприятие ОАО «Нефтедобыча».

В рамках курсовой работы использовано значительное количество работ, касающихся проблем стиля руководства и климата в организации. Большое количество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, посвящены стилю руководства или стилю управления (в данной работе будем считать эти два понятия синонимичными). Это работы таких авторов как Е. Виноградова [3], М.А. Гулиев [4], А.В. Карпов [5], Д.Я. Райгородский [12], С.Д. Резник [13], В.А. Розанова [14] и другие.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.

1. Теоретические основы исследования особенностей стилей управления персоналом организации

 

.1 Определение понятия лидерства


Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство - это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. ОДоннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели [22, c. 32-34].

Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах.

Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер - последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник - подчиненный». Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Иерархия традиционных и лидерских отношений

На сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидерства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях организационного поведения, в ситуационной теории лидерства. Каждая из них подвергается критике, но результаты, так или иначе, используются на практике. Вот некоторые общие выводы, которые делают исследователи:

нет стандартного набора качеств, который должен быть присущ лидерам. В разных ситуациях эффективные лидеры проявляют различные личностные качества;

следуя пионерским работам К. Левина, можно выделить три стиля руководства или лидерства: диктаторский, демократический и попустительский - и их различные сочетания, а также два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с подчиненными ("ориентация на человека") или на результат ("ориентация на результат/задачу"). Эффективность конкретного стиля лидера зависит от характера конкретной ситуации (ситуационный подход);

вектор ориентации также может менять направление в зависимости от ситуации в группе: в полярных ситуациях - благоприятных или неблагоприятных для группы - лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. Лидерство, ориентированное на людей, наиболее приемлемо в спокойных ситуациях. Однако многие авторы отдают предпочтение ориентации на человека;

руководителей можно обучать методам эффективного лидерства;

лидеры должны постоянно совершенствоваться, а также развивать подчиненных, уметь использовать свои сильные стороны так же хорошо, как восполнять пробелы в знаниях. Лидер должен пользоваться доверием окружающих, руководствоваться личными фундаментальными ценностями, органично сочетая эмоции, интеллект и деловые качества;

лидер должен уметь создавать внутренние и внешние сети влияния, причем часто на неформальной основе. Такие формы сетевых взаимоотношений предполагают различные союзы и партнерские отношения как внутри одной сферы деятельности, так и между отраслями, в итоге они могут приводить к формальному слиянию и объединению. Лидер должен определять и формулировать скрытый, неосязаемый потенциал организации - такой, как потенциал знания, человеческий капитал [14, c. 154-155].

Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

Традиционные ранние концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации [4, c.216].

 

.2 Содержание понятия лидерства в управлении организацией


Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер - последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник - подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями [5, c. 243]. Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер - раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений [24, c. 177].

Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний.

Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации.

В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

Данный тип лидерских отношений до сих пор существует в бизнесе и является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера.

Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские (рис.1.2) [6, c.114].

Рис. 1.2. Черты эффективного лидерстве

Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного осознанного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство - это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска [27, c.111-112].

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором. Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

 

.3 Понятие стиля управления


Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль управления персоналом выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных.

Стиль управления персоналом - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера [11, c. 58].

Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля.

К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей; уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

лидерство управление персонал стиль

2. Классификация стилей управления персоналом

Существуют два похода к изучению стиля руководства:

поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников;

ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т. п [17, c.67].

 

.1 Одномерные стили руководства


К "одномерным" то есть обусловленным одним каким-то фактором, стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Концептуальной основой авторитарного стиля управления и его "эксплуататорской" и "благожелательной" разновидностей является "Теория X и У " Дугласа Мак-Грегора, которая представлена на рис. 2.1. [24, c. 176]

«Теория Х» Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

«Теория Y» Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди будут стремиться взять на себя ответственность за работу.

У людей нет честолюбия, они боятся ответственности и предпочитают, чтобы ими руководили. Больше всего люди хотят защищенности.

Если люди осознали цели, то они будут использовать самоуправление и самоконтроль. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

Чтобы заставить людей трудиться, необходимы принуждение, контроль и угроза наказания.

Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Рис.2.1. "Теория X и У " Дугласа Мак-Грегора.

"Эксплуататорский" авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания, что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

Сотрудники в основном относятся к навязанным руководителем решениям безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находя в ней подтверждение своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов.

При более мягкой "благожелательной" разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, по-отечески, интересуется при принятии решений их мнением, хотя, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему, и если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается, предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом наказания здесь имеет место, но оно минимально.

Более объемную одномерную систематизацию стилей руководства предложил К. Левин. В его классификации в качестве крайних полюсов были поставлены автократичное и попустительское руководство, а демократичный стиль выступал как компромиссный и наиболее приемлемый вариант. Континуум стилей управления по К. Левину представлен на рис. 2.2 [23, c.116].

Деятельность автократичного руководителя подчинена прежде всего производственным задачам и что люди. Для него имеют второстепенное значение. Для демократичного лидера на первом месте оказываются люди, работники, чье взаимодействие он прежде всего и стремится организовать. Эти характеристики также измеряются шкалой, полюсами которой являются, с одной стороны, ориентация руководителя на работу, с другой,-на людей и отношения в трудовой группе [14, c. 143].

Организации, в которых доминирует демократический стиль управления, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательно, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

Рис 2.2. Стили руководства по К. Левину [5, c. 85]

На практике выделяют две разновидности демократического стиля: "консультативную" и "партисипативную". В условиях "консультативной" руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь.

"Партисипативная" разновидность демократического стиля управления предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

Обычно демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы и могут внести в нее новизну и творчество.

Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты, а демократический для руководства сложными, где на первом месте выступает качество.

Если речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль управления. Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а за собой он оставляет функции консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты.

При этом поощрение и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, получаемым подчиненными от возможности реализовать свои потенции и творческие способности. Подчиненные избавлены от назойливого контроля, "самостоятельно" принимают решения и ищут в рамках предоставленных полномочий пути их реализации, не подозревая, что руководитель часто все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, во многом предопределяющие конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе [25, c.94].

Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой какого-то непреодолимого барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку, что хорошо видно на рис.2.3.

Для оценки эффективности каждого из стилей управления американский ученый Р. Лайкерт предложил рассчитывать так называемый либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК) как отношение определяемых на основе экспертизы сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9 [5, c.165].

Авторитарный стиль руководства

Демократический стиль руководства

Либеральный стиль руководства

Эксплуататорский

Благожелательный

Консультативный

Партисипативный

Либеральный

Демократический

Рис. 2.3. Авторитарный, демократический, либеральный стили управления [6, c. 83]

В таблице 2.1. приведена характеристика "одномерных" стилей руководства.

Таблица 2.1.

Характеристики "одномерных" стилей руководства


Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Единоличный с подчиненными

На основе консультаций сверху или мнения группы

На основе указаний

Способ доведения решений до исполнителя

Приказ, распоряжение, команда

Предложение

Просьба, упрашивание

Распределение ответственности

Полностью в руках руководителя

В соответствии с полномочиями

Полностью в руках исполнителя

Отношение к инициативе подчиненных

допускается

Поощряется и используется

Полностью передается подчиненным

Принципы подбора кадров

Избавление от сильных конкурентов

Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере 

 -

Отношение к знаниям

Считает, что все сам знает

Постоянно учится и требует того же от подчиненных

Безразличное

Отношение к общению

Отрицательное, соблюдает дистанцию

Положительное, активно идет на контакты

Инициативы не проявляет

Отношение к подчиненным

По настроению, неровное

Ровное, доброжелательное, требовательной

Мягкое, нетребовательное

Отношение к дисциплине

Жесткое, формальное

Разумное

Мягкое, формальное

Отношение к стимулированию

Наказание с редким поощрением

Поощрение с редким наказанием

Нет четкой ориентации


В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим и либеральным стилями существует определенный баланс и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других.

 

.2 Многомерные стили руководства


В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными и степенью свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Отражением этого являются "многомерные" стили управления, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.

Наиболее простое сочетание этих подходов демонстрирует так называемая "управленческая решетка" Р. Блейка и М Муттона, изображенная на рис.2.4. Она представляет собой таблицу, состоящую из 9 строк и 9 столбцов, пересечение которых образует 81 поле.

Ориентация на создание коллектива и налаживание отношений

9

1.9. Максимум внимания людям; минимум внимания организационно-техническим проблемам


9.9. Максимум внимания людям и организационно-техническим проблемам


8





7











6



5.5. Равное внимания людям и организационно-техническим проблемам




5







4







3











2

1.1. Минимум внимания людям и организационно-техническим проблемам


9.1. Минимум внимания людям;максимум внимания организационно-техническим проблемам


1






1

2

3

4

5

6

7

8

9



Ориентация на создание организационно-технических условий

Рис.2.4. «Решетка управления» Р.Блейка и М.Муттона [17, c. 153]

Если такую таблицу наложить на правый верхний квадрант, образованный осями абсцисс и ординат, то на них можно отобразить величину экспертных оценок подходов, которых придерживается тот или иной конкретный руководитель, и определить занимаемое им поле на "решетке", характеризующее применяемый им на практике стиль управления.

Руководитель, ориентация которого в каждом направлении оценивается одним баллом, попадает на поле 1.1., пребывание на котором свидетельствует о том, что он в равной мере не уделяет внимания ни первому, ни второму подходам. Понятно, что при таком отношении к делу он долго на своем посту продержаться не сможет.

Руководитель, занимающий поле 1.9., главное внимание уделяет людям, созданию и упрочению коллектива, благоприятного морально-психологического климата и творческого настроя в нем, считая, что таким способом можно достичь высоких результатов даже при отсутствии внимания к организационно-техническим условиям.

Руководитель с поля 9.1., наоборот, основное внимание уделяет организационно- технической стороне дела, мало внимания обращая на отдельных людей и коллектив в целом. Но и здесь в основе такого стиля могут лежать объективные обстоятельства, например, технологические процессы, в которых роль взаимоотношений работников и их коллективных действий минимальна.

Руководитель, находящийся на поле 5.5. примерно поровну делит свои "привязанности" между людьми и организационно-техническими факторами производства. Он твердо стоит на ногах во всех сферах управленческой деятельности, однако не хватает с неба звезд.

Руководитель, позиции которого характеризуются баллами 9.9. создает команду единомышленников, способных на любые дела. Здесь совместно определяются цели деятельности, совместно создаются благоприятные условия для их осуществления и самореализации людей [17, c.155].

Пользуясь "управленческой решеткой", можно заранее определить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претендентов, определить их пригодность к ее замещению.

По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить.

В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными, четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет 8 типов различных ситуаций [4, c.254].

Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать.

В случае, когда, наоборот, - все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше ориентироваться на решение организационно-технических проблем, отодвинув вопросы создания коллектива и налаживания человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает единство целей, оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля. В данной ситуации не нужно тратить время на налаживание отношений, руководитель может придерживаться авторитарного стиля, не забывая, однако, что легкое диктаторство и тирания - далеко не одно и то же. Первое люди могут воспринять с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся сотрудничать с руководителем вовсе.

Стиль управления персоналом, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителе на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными [15, c. 188].

Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т. Митчел и Р. Хаус. По их мнению, исполнители будут стремиться к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути. Модель Митчела и Хауса включает в себя четыре стиля управления, использование которых предопределяется ситуацией, предпочтениями и личными качествами исполнителей, степенью их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию.

Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности к коллективу, то наиболее предпочтительным считается "стиль поддержки", аналогичный стилю, ориентированному на налаживание человеческих отношений. Когда сотрудника стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как считают авторы, использовать так называемый "инструментальный" стиль, сходный с ориентированным на создание организационно-технических условий производства. Объясняется это тем, что подчиненные, особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.

Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что смогут их достичь, применяется сталь, ориентированный на "достижение", когда руководитель перед ними ставит посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.

Стиль руководства, ориентированный на участие подчиненных в принятии решений, по мысли Митчела и Хауса, больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в управленческой деятельности. Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи в процессе подготовки и принятия решений.

В неоднозначных ситуациях, как считают авторы, лучше использовать "инструментальный" стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром. Однако при этом указаниями нельзя злоупотреблять, так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль [25, c.211].

Любопытную модель стилей руководства разработали американские ученые В. Вурм и Ф. Йеттон (рис.2.5) [5, c. 154].

1

2

3

4

5

6

7

Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим?

Располагаю ли я достаточ-ной информацией, чтобы принять качествен-ное решение?

Структурирована ли проблема?

Является ли согласие подчиненных с выбран-ным решением существен-ным для его выполне-ния?

Есть ли уверенность, что ваше решение будет поддержано подчиненными?

Соглас-ны ли подчиненные с целями организа-ции?

Не чревато ли решение конфликтами между подчиненными?

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Рис.1.6. Модель стилей руководства Врума-Йеттона.

По их мнению, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления.

А - Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации.

Б - Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, выслушивает их мнения и принимает решение.

В - Руководитель излагает проблему подчиненным, обобщает высказанные ими мнения и с учетом их принимает собственное решение.

Г - Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение.

Д - Руководитель постоянно работает совместно группой, которая или вырабатывает коллективное решение, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.

В настоящее время все большее распространение получает концепция атрибутивного подхода к выбору стиля руководства. B основе этой концепции, в отличие от других моделей, лежит реакция руководителя не столько на само поведение подчиненных как таковое, сколько на причины, его вызвавшие. При этом руководитель основывается на трех основных видах информации: о том, насколько поведение подчиненного обусловлено особенностями задания; о том, насколько оно стабильно, и о том, насколько оно уникально.

 

.3 Дополнительные стили руководства


К дополнительным стилям руководства относятся патернализм, оппортунизм и фасадизм [3, c. 58-59].

А). Патернализм (материализм) - 9.9.

Графически патернализм представлен в виде дуги, соединяющей углы 1.9 и 9.1 (рис.1.4). Данный стиль управления характеризуется сочетанием высокого уровня заботы о производстве с высоким уровнем заботы о людях, дополняющим его. Он является не интеграцией заботы о производстве и заботы о людях, как это характерно для ориентации 9.9, а сочетанием того и другого и поэтому обозначается как 9.9.

Мотивация. Удовлетворение выражается в демонстрации того, что этот человек является источником мудрости и знаний для других. Когда подчиненные исполняют то, что от них ожидает патерналист в области производства, то они поощряются руководителем и от них в свою очередь ожидается лояльность (оценка достоинств руководителя). В ином случае руководитель считает, что он вкладывает в работу свою душу, а подчиненные не ценят этого. Поэтому в действиях такого руководителя существует тенденция зависимости подчиненных от его желаний, в результате чего они как бы застывают в своем развитии и не стремятся к независимости мышления, суждений, убеждений.

Преодоление конфликтов. В условиях управления по типу 9.9 подчиненные учатся думать так, как думает и поступает их руководитель. Это синдром "отцов и детей".

Избежание конфликта. Конфликта можно избежать, если усиливать подчинение посредством похвал и комплиментов, т.е. если подчиненный начинает ожидать и чувствовать, что похвалы и комплименты ему гарантированы, патерналист может отказаться от похвал и комплиментов, показывая свое недовольство. Если подчиненный продолжает противиться или сопротивляться подчинению, руководитель может сделать ему замечание, давая понять, что его неправильное поведение замечено. Затем руководитель повторяет, чего он хочет от подчиненного, и обещает поощрение в случае подчинения.

Устранение конфликта при его возобновлении. Один из методов ослабления конфликта - отвлечение внимания от несогласия посредством различных приемов.

Инициатива. Руководитель проявляет немалую инициативу до тех пор, пока подчиненные смогут ему довериться и выполнять то, что от них требуется. Руководитель - патерналист считает своим долгом учить людей. В связи с этим он имеет твердые убеждения и активно их пропагандирует.

Решения. Руководитель - патерналист является единственным человеком, принимающим решения, которые не принимаются, а выдаются как команды. При этом используются обучение и тренировка подчиненных. Таким образом, руководитель кажется не грубым и жестким, а, наоборот, добрым, мягким и полезным.

Критика (анализ). Персональная обратная связь является односторонней - от руководителя к подчиненным, т.е. он считает подчиненных частью организационной семьи.

Б). Оппортунизм. Он имеет место, когда полагаются на все стили руководства, не основываясь на определенных принципах. Каждое действие руководителя-оппортуниста осуществляется по "тактическим" причинам и является средством для достижения личного успеха.

Мотивация. Желание быть исключительным, человеком, который хочет быть наверху, потому что те, кто наверху, по его мнению, находятся в центре внимания, т.е. в положении, которое обеспечивает внимание и поклонение. Поведение оппортуниста непредсказуемо. Движение "вверх", способы достижения целей зависят от того, с кем он имеет дело. Преодоление конфликтов. Предпочитает избегать конфликтов всеми возможными способами, но не прячется, когда конфликт возникает, пытается урегулировать разногласия без конфронтации или поляризации.

Если возникает конфликт с человеком более высокого ранга, руководитель-оппортунист первым делает шаг к примирению. С равным по рангу ведет себя вкрадчиво. Делается попытка найти компромисс. Когда возникает конфликт с подчиненными, позиция оппортуниста заключается в капитуляции или уходе подчиненного.

Инициатива. Проявляет инициативу на основе точно рассчитанного риска. Инициатива направлена на эгоистические интересы с дальним прицелом. Он является самовлюбленной звездой, часто подчеркивает личную значимость, хвастается своими достижениями.

Критика (анализ). Избегает обратной связи, которая может указать на слабость, ограниченность или ошибки руководителя-оппортуниста. Просит высказывать критические замечания только в том случае, если предполагает, что отзыв будет благоприятным.

В). Фасадизм. Имеет место, когда нужно показать внешнюю сторону явлений и процессов (фасад).

Мотивация. Человек избегает раскрывать свои мысли, хотя создает впечатление, что он честный и откровенный.

Уловки руководителя - фасадиста могут изменяться в зависимости от того, что является выгодным. Основная цель создания "фасада" состоит в том, чтобы скрыть стремление к контролю, господству и власти. Негативная мотивация состоит в стремлении избежать саморазоблачения путем сокрытия истинных целей, по этой причине держит в тайне свой опыт и мотивации.

Преодоление конфликтов. Руководитель - фасадист не избегает конфликтов. Однако цель заключается не в их разрешении, а получении определенных для себя выгод. Существует множество способов манипулирования конфликтами.

Инициатива. Характерным для создателя фасада является то, что он действует, проявляя инициативу, и продолжает действовать таким образом до тех пор, пока не будет обеспечен успех. Когда нужно достичь преимуществ, действия со стороны фасадиста не заставляют себя ждать. И, если одно действие не приводит к успеху, предпринимается следующая попытка, и так до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель.

Принятие решений. Неполная передача полномочий и принятие ключевых решений характерны для руководителя-фасадиста.

Критика (анализ). Возможность критики между руководителем и подчиненным неприятна фасадисту, который использует обратную связь как метод контроля посредством похвалы и наказания. Критика в его адрес ему неприятна[3, c. 58-59].

У каждого стиля управления есть недостатки и преимущества, но, возможно на конкретном предприятии какие-то из недостатков не будут иметь большого значения: в одних организациях инициативность и использование творческого потенциала не будут актуальны, а жесткий контроль качества работы или быстрое принятие решения будет намного важнее; в других - не нужно четкое разделение труда или строгий контроль руководителя, а сплоченность коллектива, инициативность имеют первостепенное значение.

Все это необходимо учитывать при формировании стиля руководства на предприятии.

3. Практическое исследование стилей управления руководителей ОАО «Нефтедобыча»

 

.1 Краткая характеристика исследуемой организации


Открытое акционерное общество «Нефтедобыча» в качестве самостоятельной организации существует с 1989 года и занимается разработкой и внедрением химических реагентов для нефтяной промышленности. В состав фирмы входят 2 подразделения, занимающиеся наукой - разработкой новых составов и внедрением на конкретных нефтепромыслах. Фирма состоит из 32 сотрудников: директора, двух заведующих группами, 4 бухгалтеров и 25 научных сотрудников. Фирма достаточно хорошо зарекомендовала себя среди нефтяных объединений и имеет прочное положение на рынке. Организационная структура фирмы представлена на рис. 3.1

Рис. 3.1. Организационная структура ОАО «Нефтедобыча»

Из рисунка 3.1. видно, что на рассматриваемом предприятии используется линейно-функциональная структура управления. Опыт использования линейно-функциональной структуры управления в ОАО «Нефтедобыча» показал, что она наиболее эффективна так как, аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций. Именно в этой структуре управления посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.

Следует отметить, что коллектив в исследуемой организации - давно сложившийся, текучесть кадров практически отсутствует. 87,5% (28 человек) сотрудников работает с момента создания ОАО «Нефтедобыча». Уровень заработной платы в той организации достаточно высокий. Коллектив сплачивает еще и то, что они совместно прошли тяжелые времена 90-х годов и не позволили организации развалиться.

 

.2 Организация и методы исследования


На первом этапе изучения стиля управления в организации ОАО «Нефтедобыча» и в каждой из ее групп нами проводились неофициальные собеседования с сотрудниками организации. Это позволило выявить психологическую обстановку на предприятии и установить, являются ли официальный руководители неформальными лидерами, пользуются ли они авторитетом и уважением сотрудников. Естественно, подобные беседы производились строго конфиденциально.

Далее нами определялись лидерские качества директора предприятия и двух заведующих группами. Исследованию подверглись лидерские качества и стиль руководства.

Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Самооценка лидерства» (приложение 1). Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности [25, c. 391-392].

Определение стиля руководства определялось по методике «Стили руководства» (приложение 2) [25, c. 316-320]. Методика представляет собой опросник из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителей и коллективов. С помощью данной методики определяются экспертные оценки стилей управления руководителей. Результаты тестирования можно использовать при решении таких вопросов, как подбор и расстановка кадров, оптимизация социально-психологического климата и т.п. (Приложение 2).

Результаты тестирования представлены в приложении 3

 

.3 Анализ и интерпретация результатов исследования


. Директор ОАО «Нефтедобыча»

Сначала рассмотрим стиль управления директора ОАО «Нефтедобыча» Степановой А.Р. На основании теста «Самооценка лидерства» Степанова обладает очень высоким уровнем лидерских способностей (9 баллов из 10 возможных). Согласно оценке сотрудников (рис. 3.2), Степанова придерживается авторитарно-демократического с преобладанием авторитарного стиля руководства.

Рис. 3.2. Стиль руководства директора ОАО «Нефтедобыча»

В ходе собеседований с сотрудниками выяснилось, что уважение к директору фирмы очень высоко. Она активно участвует в работе обеих групп - большая часть идей по разработкам новых реагентов принадлежит ей. Внедренческая часть работы основана в большой степени на ее личных контактах с руководством нефтедобывающих организаций.

Почти еженедельно директор вызывает к себе каждого сотрудника с отчетом о проделанной работе, а в случае каких-либо затруднений сотрудники привыкли обращаться также лично к ней.

Характер Степановой - довольно резкий, с частыми перепадами настроения, поэтому очень часто звучит вопрос: «Как сегодня шефиня? Бушует?». Она часто грозит наказаниями и даже увольнением, но довольно редко приводит угрозы в исполнение. Она достаточно справедлива и заботится о благополучии подчиненных. В какой-то степени ей свойственно патерналистское поведение.

Благоприятному психологическому климату в коллективе и его сплоченности очень способствуют частые корпоративные мероприятия - банкеты в ресторане, поездки на катере по Волге и т.д. Кроме того почти ежегодно сотрудники могут вместе совершить турпоездку за рубеж по льготным ценам.

Хочется отметить, что сотрудников ОАО «Нефедобыча» очень беспокоит состояние здоровья директора, поскольку Степанова уже немолода (62 года) и часто болеет. По общему мнению, у нее нет достойного преемника, и если она уйдет на пенсию, то фирма развалится.

Можно сделать вывод, что, несмотря на сложный характер, Степанова является не только директором и главным акционером, но и действительным лидером ОАО «Нефтедобыча». Рядом с такой яркой личностью все остальные как-то уходят на второй план.

. Заведующий научной группой

Теперь рассмотрим стиль управления заведующего научной группой ОАО «Нефтедобыча» Хасанова Т.Р.

На основании теста «Самооценка лидерства» Хасанов обладает средним уровнем лидерских способностей (4 балла). Согласно оценке сотрудников (рис. 3.3), Хасанов придерживается либерально-демократического с преобладанием либерального стиля руководства.

Хасанов - прекрасный, эрудированный и творческий научный работник. Он сам ведет большую часть разработок группы и всегда готов помочь своим сотрудникам. Отношения Хасанова с починёнными можно охарактеризовать как приятельские, т.е. практически “на равных”. Подчинённые обращаются к нему “на ты”, могут свободно заходить в его кабинет. Часто наблюдается картина, когда кто-либо из работников сидит в его кабинете, за его рабочим местом и играет за его персональным компьютером.

Хасанов относится к подчинённым по-доброму, видит в них изначально хорошие качества. Если они совершают какую-либо оплошность, то зав. группой делает им замечание, смягчая его шуткой. Если директор находит какие-либо нарушения (например, опоздания на работу, и т.п.) и говорит об этом Хасанову, то тот очень удивляется, считает это недоразумением.

Рис. 3.3. Стиль руководства заведующего научной группой ОАО «Нефтедобыча»

По этим видимым признакам можно сделать вывод, что Хасанову действительно присущ либерально-демократический стиль руководства.

Психологический климат в группе очень комфортный. Всё это характерно для демократического стиля управления. Но есть так же и признаки либерального стиля: подчинённые чувствуют свободу в своих действиях, сделан упор на инициативу работников, показатели деятельности крайне нестабильные. Если бы не регулярный контроль со стороны директора, то работа в группе была бы полностью дезорганизована.

Такую модель управления персоналом нельзя назвать удачной. Руководитель идёт как бы на поводу у своих подчинённых, принимает решения удобные им, чувствуется явная нехватка применения авторитарных методов. Это не даёт возможность усовершенствовать деятельность группы, результат не достигает своего максимального уровня.

. Заведующий группой внедрения

На основании теста «Самооценка лидерства» Кузнецов А.Ю. обладает высоким уровнем лидерских способностей (7 баллов). Согласно оценке сотрудников (рис. 3.4), он придерживается авторитарно-демократического с преобладанием демократического стиля руководства.

Кузнецов А.Ю. - руководитель строгий, но справедливый, заинтересованный и в некотором роде демократичный. Он имеет авторитет у подчиненных и в какой-то мере является неформальным лидером. С ним чаще всего советуются по поводу настроения директора. Иногда он заступается за подчиненных перед директором. Он не боится расширять полномочия своих подчиненных, справедливо оценивает их успехи, умеет правильно реагировать на критику, крайне редко использует в работе метод принуждения - ему достаточно просьбы.


Рис. 3.4. Стиль руководства заведующего группой внедрения ОАО «Нефтедобыча»

Коллектив группы внедрения - дружный и работоспособный, их сплачивают частые совместные командировки на нефтяные промысла.

Итак, зав. группой внедрения имеет смешанный стиль руководства, в большей степени, объединяющий демократический и авторитарный стили. Этот стиль является наиболее оптимальным, так как дает возможность подчиненным высказывать свое мнение, позицию, и в то же время последнее слово всегда остается за руководителем. В организациях имеющих небольшие размеры это наиболее эффективный вариант управления, так как обычно делегированию уделяется мало внимания, в этом случае руководитель владеет информацией из первоисточников.

 

.4 Рекомендации руководству по совершенствованию стиля управления организации


В соответствии с проведенными исследованиями директору ОАО «Нефтедобыча» в процессе своей управленческой деятельности необходимо обратить на следующие моменты:

следует обратить внимание на установление стандартов и регламентов воздействия на сотрудников, что положительно скажется на формировании организационного поведения сотрудников;

следует обратить внимание на такой момент как делегирование своих обязанностей. Имея в штате руководителей групп, директор слишком часто выполняет их обязанности, лично контролируя каждого сотрудника;

следует уделить внимание подготовке преемника. По-видимому, личностные и профессиональные качества А.Ю. Кузнецова позволили бы ему стать со временем прекрасным директором фирмы. Для этого Степановой следовало бы уже сейчас постепенно делегировать ему часть своих полномочий и передавать свои контакты;

прекрасные профессиональные качества Т.Р. Хасанова вряд ли достаточны для того, чтобы он мог быть эффективным руководителем. Видимо, следует заменить его на этой должности человеком с более выраженными лидерскими качествами. Если это затруднительно, то Хасанову рекомендуется посещение психологических тренингов, направленных на повышение лидерских качеств и освоение разных стилей руководства.

Итак, на основании изучения стилей лидерства руководителей предприятия ОАО «Нефтедобыча», было показано, что директор фирмы придерживается авторитарно-демократического с преобладанием авторитарного стиля руководства, заведующий научной группы - либерально-демократического, а заведующий группы внедрения - авторитарно-демократического с преобладанием демократического стиля руководства. Были разработаны также рекомендации руководству по совершенствование стиля управления организации.

Заключение

На основании изучения литературных источников в процессе выполнения данной курсовой работы были сделаны следующие выводы:

Стиль управления персоналом - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Факторы формирования стиля управления персонала можно объединить в три группы: общие (объективные), особенные (объективно-субъективные), единичные (субъективные). Они взаимосвязаны между собой и формируют стиль управления как систему, в которой соединены индивидуальные особенности руководителя и параметры функционирования организации.

На основании изучения стилей управления персоналом руководителей предприятия ОАО «Нефтедобыча», было показано, что директор фирмы придерживается авторитарно-демократического с преобладанием авторитарного стиля руководства, заведующий научной группы - либерально-демократического, а заведующий группы внедрения - авторитарно-демократического с преобладанием демократического стиля руководства. Были разработаны также рекомендации руководству по совершенствование стиля управления организации.

Список литературы

Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 143 с.

Бураканова Г. Стиль руководителя и эффективность управления // Проблемы теории и практики управления.- 2003.-№4.-С.112-117.

Виноградова Е. Стиль руководства // Справочник руководителя учреждения культуры.- 2004.-№ 8.- С. 58-59

Гулиев М.А. Социология и психология управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-409 с.

Карпов А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2005.-584с

Кибанов А.Я. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2010.-208 с

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-527 с

Кузес Д.М. Вызов лидерства. - М.: Юрайт, 2009.-428с.

Максвелл Д. Лидерство. - М.: Попурри, 2006. - 160 с.

Менегетти А. Психология лидера.- М.: Онтопсихология, 2006.-264 с.

Оксинойд К.Э. Организационное поведение. - М.: КНОРУС, 2009. - 480 с.

Райгородский Д.Я. Психология руководства. - Самара: Бахрах-М, 2005. -768 с.

Резник С. Д. Организационное поведение.- М.: ИНФРА-М, 2006.- 256 с.

Розанова В. А. Психология управления. - М.: Альфа-Пресс, 2006. -264 с.

Руководитель в бизнесе / Под ред. В.М. Попова. - М.: Кнорус, 2007. - 448 с.

Самарина Е.Н. Внедрение культуры делегирования в компании // Справочник кадровика. - 2009.-N 6.-С. 121-124.

Семиков В.Л Организационное поведение руководителя. - М.: Академический проект, 2004. - 219 с.

Сергеев А.М. Организационное поведение. Тем, кто избрал профессию менеджера.- М.: Академия, 2006.-288 с..

Сталь Д.. Уроки лидерства. - М.: Вершина, 2008.-240 с.

Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. - М.: ИНФРА-М, 2007.-624 с.

Толочёк В.А.. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре // Вестник Московского университета. Психология. - 1995. - №3. - С.11-19

Туник А. Лидерство и лидеры в организации: о чем говорят теория и практика// Кадровый менеджер. - 2004. - №10. - С.32-34

Уколов В.Ф. Теория управления. - М.: Экономика, 2004.-656с.

Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова.- М.: ИНФРА-М, 2009. - 638 с.

Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 412 с.

Чендлер С. Менеджер в бархатных перчатках. От беспощадного лидерства к эффективному управлению.- СПб.: Вершина, 2008.-184 с

Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. - СПб: Питер, 2003.-222с.

Шикун А.Ф. Управленческая психология. - М.: Аспект Пресс, 2005.-336 с

Энкельманн Н.Б. Власть харизмы. - М.: Интерэксперт, 2005.-286 с.

Приложение 1

Методика «Самооценка лидерства

Инструкция к тесту

Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Тестовый материал

.Что для вас важнее в игре?

А.Победа.

В.Развлечение.

.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А.Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

В.Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А.Да.

В.Нет.

.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А.Да.

. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А. Да.

В. Нет.

. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А. Да.

В. Нет

. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А.Да.

В.Нет.

. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А.Нет.

В. Да.

. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А.Да.

В. Нет.

. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А. Да.

В. Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество «А» и «B» ответов.

Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства А = 1-3 балла.

Преобладание ответов «B» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Приложение 2

Методика «Стили руководства»

Инструкция. Ниже представлены 16 групп утверждений, характеризующих качества руководителя. Каждая группа состоит из 3х утверждений, обозначенных буквами «А», «Б», «В». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует Вашему представлению о Руководителе ОАО «Нефтедобыча». Отметьте выбранное вами утверждение на опросном листе (в табличке), который находится в конце текста опросника.

Текст опросника

) А. Вышестоящее начальство требует, чтобы обо всех делах докладывали только ему.

Б. Старается всё решать вместе с подчиненными, но лично решает самые срочные и оперативные вопросы.

В. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие работники.

) А. всегда что-нибудь приказывает, распоряжается. Требует, но никогда не просит.

Б. приказывает так, что хочется выполнить.

В. Приказывать не умеет.

).А. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.

Б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.

В. Он добивается от заместителей, помощников безотказного подчинения.

).А. Его интересует только выполнение служебных обязанностей, а не отношение людей друг к другу.

Б. В службе не заинтересован, подходит к делу формально.

В. Решая служебные задачи, старается создать хорошие отношения между работниками в коллективе.

).А. Наверное, она консервативна, так как боится нового.

Б. Инициатива со стороны подчиненных руководителю не нравится.

В. Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.

). А. На критику вышестоящего руководителя обычно не обижается, прислушивается к ней.

Б. Не любит, когда его критикуют, и не старается это скрыть.

В. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.

).А. складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия.

Б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.

В. Руководитель единолично принимает решения или отменят их.

).А. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

В. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.

).А. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими менеджерами (руководителями, выпускающими редакторами), но не с рядовыми подчиненными.

Б. регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.

В. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.

).А. Всегда обращается с подчиненными вежливо, доброжелательно.

Б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.

В. По отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже грубым.

).А. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

Б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы управления.

В. Критические ситуации не изменяют его стиля руководства.

).А. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.

Б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается к помощи других.

В. Он не может действовать сам, а ждет подталкивания со стороны, указания сверху.

).А. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

Б. Он требователен, но одновременно и справедлив.

В. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим, придирчивым.

).А. Контролируя результат, он всегда замечает положительную сторону, хвалит персонал.

Б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.

В. Контролирует работу от случая к случаю.

).А. Менеджер умеет поддерживать дисциплину и порядок.

Б. Часто делает подчиненным замечания, наказывает их.

В. Не может влиять на состояние дисциплины.

).А. В присутствии руководителя подчиненные все время находятся в напряжении.

Б. С руководителем работать интересно.

В. Подчиненные предоставлены самим себе.

Ключ к опроснику

А

Б

В

А

Б

В

1

А

Д

Л

9

А

Д

Л

2

А

Д

Л

10

Д

Л

А

3

Д

Л

А

11

Л

А

Д

4

А

Л

Д

12

А

Д

Л

5

Л

А

Д

13

Л

Д

А

6

Д

А

Л

14

Д

А

Л

7

Л

Д

А

15

Д

А

Л

8

Д

Л

А

16

А

Д

Л


Показателями являются: Авторитарный стиль (А); Либеральный стиль (Л); Демократический стиль (Д).

Анализ результатов тестирования

Определите, какому стилю соответствует каждое из отмеченных утверждений в соответствии с «Ключом к опроснику». Найдите суммарное значение показателей по каждому из стилей управления: А - авторитарный, Л - либеральный, Д - демократический. Наибольшее количество баллов, набранных по тому или иному стилю, определяет ведущий тип поведения руководителя в различных ситуациях его управленческой деятельности.

Интерпретация данных тестирования

А - Авторитарный (директивный) стиль. Ориентация на собственные мнения, оценки. Стремление к власти, уверенность в себе. Склонность к жесткой формальной дисциплине. Большая дистанция с подчиненными. Нежелание признавать свои ошибки. Пренебрежение к инициативе и творческой активности подчиненных. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Л - либеральный стиль (пассивное вмешательство). Снисходительность к подчиненным. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность за принятие решений.

Д - демократический (коллегиальный) стиль. Требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделять ответственность. Демократичность в принятии решений.

Приложение 3

Результаты тестирования сотрудников ОАО «Нефтедобыча»

. Методика «Самооценка лидерства»

Степанова А.Р.

директор

9

Хасанов Т.Р.

Зав. научной группой

4

Кузнецов А.Ю.

Зав. группой внедрения

7


. Методика «Стили руководства»

№ респондента

директор

Зав.науч. гр

Зав.гр. внедрен


А

Д

Л

А

Д

Л

А

Д

Л

1

1

10

6

0

2

2

12

4

9

2

2

11

4

1

1

5

10

6

6

3

3

8

6

2

1

7

8

7

7

4

4

9

3

4

2

6

8

5

8

5

5

12

4

0

0

8

8

5

9

6

6

10

5

1

1

7

8

4

11

7

7

7

7

2

1

4

11

8

8

8

8

13

3

0

1

8

7

8

7

9

9

14

1

1

2

9

5

5

9

10

10

12

2

2

4

6

6

4

11

11

11

11

4

1

2

7

7

2

14

12

12

9

3

4

2

5

9

2

13

13

13

10

5

1

0

7

9

4

10

14

14

10

6

0

1

8

7

3

12

15

15

11

4

1

2

9

5

1

15

16

16

12

3

1

0

8

8

3

13

17

17

7

6

3

0

6

10

12

18

18

9

4

3

1

5

10

1

11

19

19

15

1

0

1

9

6

12

3

20

20

13

2

1

2

7

7

3

10

21

21

12

4

0

1

6

9

5

9

22

22

14

1

1

2

5

9

4

12

23

23

13

1

2

1

7

8

1

14

24

24

11

4

1

2

4

10

6

8

25

25

10

4

2

2

5

9

4

9

26

26

12

4

0

4

5

7

2

12

27

27

12

3

1

0

6

10

8

6

28

28

11

3

2

1

7

8

7

7

29

29

10

5

1

2

5

9

8

6

30

30

11

5

0

1

7

8

6

10

31

31

9

5

2

2

6

8

11

5

32

31

11

4

1

3

5

8

6

6

%

68,16

23,83

8,01

9,18

39,26

51,56

30,86

58,98

10,16


Похожие работы на - Стили руководства организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!