Совершенствование системы менеджмента качества на ОАО 'СПЗ'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    71,51 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование системы менеджмента качества на ОАО 'СПЗ'

Реферат

Курсовой проект содержит 49 страниц, 7 таблиц, 2 рисунка, 34 использованных источников, 5 приложений.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ, ПРОИЗВОДСТВО, СИСТЕМА, МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА, ПРОДУКЦИЯ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ, АНАЛИЗ, ОЦЕНКА, ОБСЛУЖИВАНИЕ

Цель проекта - совершенствование системы менеджмента качества на ОАО «СПЗ».

Объект исследования - ОАО «СПЗ».

Предмет -система менеджмента качества в ОАО «СПЗ»

В результате исследования проведен анализ сущности и содержания системы менеджмента качества, особенности его формирования и эффект от его внедрения на предприятии. Также проанализирована деятельность ОАО «СПЗ», разработана документированная процедура.

На разных этапах написания проекта использовались различные современные методы исследования: графические, аналитические и статистические. Результаты исследования, основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности ОАО «СПЗ».

В процессе работы использовались учебно-методические пособия, периодические издания, интернет источники, документация ОАО «СПЗ».

Содержание

Введение

. Диагностика деятельности ОАО «СПЗ»

1.1 Организационная характеристика ОАО «СПЗ»

1.2 Оценка качества продукции ОАО «СПЗ»

1.3 Анализ эффективности и результативности системы менеджмента качества на ОАО «СПЗ»

2. Теоретические аспекты системы менеджмента качества на производственном предприятии

2.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества

2.2 Основные понятия и показатели оценки уровня качества продукции

.3 Принципы эффективности в системе менеджмента качества

3. Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества на ОАО «СПЗ»

3.1 Повышения эффективности системы менеджмента качества посредством обучения персонала

3.2 Меры по улучшению охраны труда и здоровья работающих, как фактора влияющего на качество продукции

3.3 Разработка документации СМК

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Введение

Высокие показатели хозяйственно-экономического состояния предприятия могут быть обеспечены только в том случае, если продукция обладает свойствами, отвечающими потребностям и вкусам покупателя. Поэтому качество продукции - актуальная экономическая проблема.

Актуальность темы курсового проекта состоит в том, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Также, актуальность темы курсового проекта определяет то, что качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных и отечественных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, предприятию без подобного рода системы обеспечения качества продукции не обойтись.

Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.

Цель проекта - совершенствование системы менеджмента качества на ОАО «СПЗ».

Предмет - система менеджмента качества в ОАО «СПЗ»

Объектом исследования является - ОАО «СПЗ».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

-    выяснить роль и значение повышения качества для предприятия;

-       охарактеризовать основные положения и элементы системы менеджмента качества;

-       представить общую характеристику ОАО «СПЗ»;

-       рассмотреть организационную структуру предприятия;

-       провести анализ основных показателей качества на предприятии, характеризующих эффективность его деятельности;

-       рассмотреть систему менеджмента качества продукции, выпускаемой предприятием;

-       сформировать практические рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества на ОАО «СПЗ».

На разных этапах написания проекта использовались различные современные методы исследования: графические, аналитические и статистические. Результаты исследования, основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности ОАО «СПЗ».

В процессе работы использовались учебно-методические пособия, периодические издания, интернет источники, документация ОАО «СПЗ».

1. Диагностика деятельности ОАО «СПЗ»

1.1 Организационная характеристика ОАО «СПЗ»

Саранский приборостроительный завод, основанный в 1959 году, является одним из ведущих предприятий российского приборостроения. На предприятии эффективно совмещаются возможности крупного производства, позволяющие решать глобальные задачи, возможности и преимущества малого предприятия - оперативное обеспечение заказчиков специализированной приборной техникой.

Основными направлениями деятельности ОАО «Саранский приборостроительный завод» («СПЗ») являются: производство приборов учета и экономии теплоэнергоресурсов, приборов контроля и регулирования технологических процессов в различных отраслях промышленности, упругих чувствительных элементов, медицинской техники и товаров народного потребления.

Администрация ОАО «СПЗ» расположена по адресу: 430030, Рес. Мордовия, г.Саранск, ул. Васенко, 9.

Сокращенное наименование общества: ОАО «СПЗ».

Организационная структура управления ОАО «СПЗ» является линейно-функциональной (Приложение А).

Линейно-функциональная структура обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные - консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.

Конкуренты - это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении.

Основными конкурентами предприятия на рынке на сегодняшний день являются:

-   ОАО "Компания Импульс" (г. Краснодар);

-       ОАО "ЭЛАРА" (Чувашская Республика, г. Чебоксары);

-       ОАО "Приборостроительный завод "ВИТОР" (г. Санкт-Петербург);

-       Чебоксарский завод ОАО "Электроприбор" (г. Чебоксары).

Руководство предприятия поставило перед собой стратегически важные задачи, а именно:

-  в планы предприятия входит повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, за счет повышения ее качества и снижения затрат;

-       в планах будущей деятельности предприятия основное место занимают вопросы разработки и освоения производства новых изделий;

-       в план научно-исследовательских работ включен анализ соответствия щитовых электроизмерительных приборов, выпускаемых предприятием, требованиям европейских стандартов;

-       кроме того, в планы предприятия входит реконструкция и техническое перевооружение различных производственных цехов и участков.

Для проведения анализа заинтересованных сторон широко применяется SWOT - анализ. Обработка его результатов позволяет выделить проблемные места в деятельности ОАО «СПЗ», его достоинства и достижения, проанализировать предлагаемые к реализации возможности для улучшения процессов, обратить внимание на существующие или потенциальные угрозы.

Таблица 1.1 - SWOT - анализ ОАО «СПЗ»

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Высокое качество продукции 2. Приемлемые цены 3. Современное оборудование 4. Надежность поставщиков 6. Социальная политика 6. Наличие долгосрочного стратегического плана развития предприятия. 7. Положительная репутация

1. Конкуренция на рынке 2. Незаинтересованность персонала

Возможности

Угрозы

1. Увеличение спроса, в том числе и за рубежом 2. Снижение пошлин. 3. Сотрудничество с предприятиями других регионов.

1. Повышение пошлин и налогов 2. Снижение спроса за счет продукции конкурентов


Проблемы функционирования СМК ОАО «СПЗ»:

-  Сопротивление персонала.

-       Недостаточное выделение необходимых ресурсов

Предлагаемые решения основных проблем, возникающих при функционировании СМК:

-    Разработать программу повышения корпоративной культуры и вовлеченности персонала;

-       использовать дополнительные формы компенсаций, чтобы заинтересовать персонал в работе;

-       организовать курсы повышения квалификации персонала;

-       руководством организации оценить важность и необходимость СМК на предприятии, проанализировать возможные выгоды от внедрения системы качества в организации и т.д.

1.2 Оценка качества продукции ОАО «СПЗ»

Анализ показателей качества на ОАО «СПЗ» позволил вскрыть весьма актуальную проблему в области качества:

-      высокая затратность применяемой модели соответствия качества;

-       увеличение брака;

-       увеличение числа рекламаций;

-       увеличение количества несоответствующей продукции.

Все выявленные проблемы могут поставить под угрозу весь процесс производства продукции. Квалифицированные специалисты в области систем менеджмента качества могут оказать предприятию весьма значительную помощь в улучшении системы менеджмента качества.

Привлечение консультантов позволит сократить затраты, необходимые для работы системы менеджмента качества, избежать ошибок при разработке и внедрении документации. Однако следует отметить, что работа консультантов не заменит внутреннюю деятельность предприятия по положительному воздействию на работу системы менеджмента качества: только совместная работа внешних специалистов и сотрудников предприятия обеспечит успех консультационного проекта.

В таблице 1.2 представлены данные о качестве выпускаемой продукции за 2011 год.

Таблица 1.2 - Данные о качестве выпускаемой продукции за 2011 год.

№ п/п

Наименование показателей

Ед. измерения

2010 г.

2011 г.

1

Количество признанных зарекламированных изделий: в т. ч. экспорт ТНП

штук "- "-

383 1

561 1

2

Объем зарекламированной продукции: в т. ч. экспорт ТНП

руб. "- "-

372853,74 115

388344 115

3

Удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме товарной продукции

%

0,15

0,15

4

Потери от рекламаций: в т. ч. расходы по рекламациям

руб. "-

356424 12948,97

301896,17 13830,61

5

Удержано с виновных за выпуск бракованной продукции:

руб.

9142,18

11362,09

6

Удельный вес потерь от рекламаций в себестоимости: в т. ч. удельный вес потерь от рекламаций; удельный вес внутризаводских потерь;

% "- "- "-

0,16 0,01 0,15

0,12 0,01 0,11

7

Принята продукция ОТК с первого предъявления

 %

 97,83

 98,09


В качестве общей тенденции было выявлено, что предприятие ведет систематизированную работу по повышению и стабилизации качества производимой продукции, предпринимаются предупреждающие действия, но все же СМК требует улучшения, т.к. имеются проблемы по улучшению качества продукции, о которых было сказано выше. Информация о производимой продукции с несоответствующим качеством в большинстве случаев должным образом не учитывается и не анализируется, что ведет к искажению характера и распределения затрат на обеспечение качества.

Анализ характера несоответствий и причин их возникновения в большинстве случаев сводится к уличению и материальному наказанию виновных. Это в свою очередь не только не стимулирует предупреждения возникновения несоответствий путем выявления их на ранних стадиях процесса, но и подталкивает персонал к сокрытию самого факта производства продукции несоответствующего качества. Были выявлены закономерности распределения затрат на продукцию с несоответствиями по причинам их возникновения. В таблице 1.3 представлено распределение затрат по причинам возникновения несоответствий.

Таблица 1.3 - Распределение затрат по причинам возникновения несоответствий.

Причины возникновения несоответствий

Доля в общем объеме затрат на продукцию с несоответствиями

Недоброкачественные сырье, материалы и пр.

36%

Недостаточное техническое оснащение помещений, оборудования, транспорта

28%

Небрежность, недобросовестность или недостаток знаний рабочего персонала

26%

Прочие

10%


Первой наиболее значимой причиной несоответствий (брака) продукции является недоброкачественное сырье.

Вторая наиболее значимая причина несоответствий продукции в недостаточном техническом оснащении и износе оборудования.

Третья наиболее значимая причина возникновения несоответствий (до 22%) кроется в недостатке знаний персонала.

При диагностике финансового состояния предприятия так же следует уделить внимание анализу качества продукции.

Качество выпускаемой продукции за 2011 год характеризуется следующими данными:

-    количество зарекламированных (признанных) изделий за 2011 год составило 561 шт. против 383 шт. в 2010 году, что на 46,5% больше по сравнению с 2008 годом;

-       объем зарекламированной продукции в действующих ценах составил 388344 руб. против 372853,74 руб. в 2010 году;

-       удельный вес зарекламированной продукции в общем, объеме товарной продукции составил за 2011 год 0,15%, удельный вес зарекламированной продукции за 2010 год - 0,15%;

-       удельный вес потерь от рекламаций в себестоимости составил 0,12%, в том числе удельный вес потерь от рекламаций - 0,01% и от внутрипроизводственных потерь - 0,11%.

Анализ качества продукции показал довольно существенные нарушения это и отсутствие четкой документированности процедур, и наличие большого количества брака и рекламаций.

1.3   Анализ эффективности и результативности системы менеджмента качества на ОАО «СПЗ»

Для создания уверенности потребителей в качестве и надежности изделий ОАО "СПЗ" на всех рынках служит сертифицированная система менеджмента качеством предприятия, которая должна постоянно развиваться и совершенствоваться.

На предприятии ОАО "СПЗ" разработана и внедрена система качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Организация, которая твердо стоит на позиции постоянного улучшения, должна обеспечить измерения и оценку продукта и/или услуги, возможности процесса, удовлетворенности заказчика и предметов, требуемых другими заинтересованными сторонами в соответствующие интервалы времени. Требования по измерениям, анализу и улучшениям включают в себя регистрацию, сбор, анализ, суммирование и передачу данных, необходимых для мониторинга и улучшения выполнения работ в организации. Результаты анализов данных и деятельности по улучшению могут быть одним из входных элементов для процесса управления качеством. Информация и собранные данные должны быть использованы во всей организации, чтобы поддержать эффективное и продуктивное управление для получения выгоды всех заинтересованных сторон.

Измерения, анализы и улучшение должны быть использованы, для установления соответствующих приоритетов для организации, чтобы получить максимальную выгоду в пределах используемых ресурсов.

Меры, применяемые организацией, должны подвергаться периодическому обзору, а данные должны проверяться на их точность, на постоянной основе.

Стандарты ОАО «СПЗ» являются обязательными для подразделений, на которые распространяется область действий, указанная в стандартах. Руководства по качеству для внутрифирменного пользования изданы также в виде стандартов предприятия.

В этом году предприятие хочет вплотную подойти к внедрению на предприятии методологии TQM - всеобщее управление качеством (Total Quality Management) на базе стандартов ИСО 9001, отдельные элементы которой уже имеются в своей системе. TQM ориентирует на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутой уровень качестве, и все усилия должны быть направлены на повышение конкурентоспособности изделий. TQM - это эволюционное развитие движения к качеству предприятия в целом.

В производственной деятельности ОАО «СПЗ» на первое место ставится потребитель, его нужды, пожелания, потребности, и продукция рассматривается с точки зрения ее полезности и пригодности для использования на специальных покупательских проверках.

Вторым фактором учитывается улучшение качества и та деятельность, которую предприятия осуществляют для его улучшения. Разрабатываются ежегодные планы обеспечения и улучшения качества.

Третий фактор по значимости - снижение затрат на плохое качество и тем самым снижение цены и увеличение прибыли предприятия. От этого выигрывает все общество, производитель и потребитель.

Но несмотря на это все таки имеются проблемы в качестве продукции, которые были рассмотрены в пункте 1.2, и внедрение методологии TQM будет способствовать сокращению их до минимума.

Сегодня для того, чтобы нашим предприятиям успешно конкурировать даже на своем рынке, не говоря уже о зарубежном, необходимо существенно повысить качество наших изделий и снизить затраты на их производство, а это без деятельности по улучшению качества, без изменений в системе качества и управления предприятия.

Основой системы менеджмента качества является процессный подход. В первую очередь необходимо описать те бизнес-процессы, управление которыми руководство считает наиболее важным для СМК. Для производственного предприятия это будут процесс производства и продажи продукта, а также планирование выпуска продукции (оказания услуг), сервисное обслуживание и закупки. Описание проводится с использованием специализированных инструментальных компьютерных средств на основе информации, получаемой в ходе интервью с исполнителями и т. п.

Описанные бизнес-процессы необходимо оптимизировать, то есть устранить все несоответствия требованиям стандарта и дублирующие процессы, а также разработать новые процессы согласно правилам стандарта. Наиболее часто в компаниях отсутствует процесс «Оценка удовлетворенности потребителей», который по стандарту является необходимым. Поэтому нужно разработать систему показателей, а также процедуры, необходимые для реализации и мониторинга этого процесса.

Преимущества введения новой концепции TQM выражаются и в следующем:

-    значительное улучшение организации производства;

-       повышение качества продукции;

-       повышение ответственности за результаты труда;

-       стремление к совершенствованию и улучшению выполняемых работ.

Так например, пройдя сертификацию по ИСО 9001 предприятие получило выгодный заказ от голландской фирмы "ABEVO Electronic" и др. Повысилось доверие к предприятию со стороны зарубежных партнеров. Примером такого доверия является сотрудничество с английской фирмой "Goold".

Благодаря сертификации системы управления качества улучшился сбыт техники, общетехнических приборов, электроприборов и др.

Сведения о сертификации системы качества по ИСО 9001 помещены в международной информационной системе. У ОАО "СПЗ" имеются сертификаты IQNET. Это хорошая бесплатная реклама в 24 странах мира.

2. Теоретические аспекты системы менеджмента качества на производственном предприятии


2.1 Сущность и содержание системы менеджмента качества

Уже в конце 60-х годов ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Качество должно обеспечиваться гораздо раньше - в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий, и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования.

Такой комплексный подход обеспечивает создание замкнутого процесса, который начинается с определения потребностей рынка и включает в себя все фазы совершенствования выпускаемой или разрабатываемой продукции, подготовку производства, изготовление, реализацию и послепродажное обслуживание на основе эффективной системы обратной связи и планирования, учитывающего конъюнктуру рынка, при минимальных расходах на обеспечение качества. [29]

Совокупность организационных и технических мер, необходимых для

обеспечения потребителю гарантий стабильно высокого качества продукции/услуг ее соответствия требованиям стандартов и контракта, называется системой качества.

Система менеджмента качества (СМК) согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2008 - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. [7]

Система менеджмента качества каждого предприятия разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, специфики производимой продукции и рынка потребления, но в любом случае она должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, так называемой «петли качества», в которую входят следующие виды деятельности:

-       маркетинг, поиски и изучение рынка;

-       проектирование и разработка продукции;

-       подготовка и разработка производственных процессов;

-       материально-техническое снабжение;

-       производство;

-       контроль, проведение испытаний и обследований;

-       упаковка и хранение;

-       реализация и распределение;

-       монтаж и эксплуатация;

-       техническая помощь и обслуживание;

Система менеджмента качества организации, как и любая другая система, характеризуется составом элементов, среди которых:

-       организационная структура;

-       процессы;

-       ресурсы;

-       документация.

В целях разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента качества в организации формируется соответствующая организационная структура. Как правило, она включает руководителя организации, представителя руководства по качеству, координационный совет при руководителе организации, соответствующую службу, а так же ответственных представителей структурных подразделений организации.

Следующим элементом СМК организации является ее документация. Документирование СМК, выполненное в систематической и последовательной форме, придает ей официальный статус. Документально оформленная СМК означает, что:

-    применяемые методы должны быть письменно зафиксированы, поддерживаться в актуальном состоянии;

-       установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях, рабочих инструкциях, инструкциях по испытаниям;

-       должно быть обеспечено оптимальное применение документированных процедур и инструкций.

Все этапы формирования и развития СМК организации должны поддерживаться соответствующими ресурсами. В ГОСТ Р ИСО 9001-2008 выделены такие ресурсы, как человеческие ресурсы, инфраструктура и производственная среда.

Одним из важнейших элементов СМК организации являются процессы, под которыми понимается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. При этом «входами» процесса обычно являются «выходы» других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от «входа» к «выходу»). [5, c.26]

Таким образом, СМК может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию/ оказывать услуги, полностью соответствующие требованиям.

 

2.2 Основные понятия и показатели оценки уровня качества продукции


Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

До настоящего времени среди специалистов не существует единства в определении понятия «качество продукции». Как правило, все эти определения неполны, многообразны, неточны. Однако в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества.

В табл. 1.1 показано разнообразие формулировок понятий качества продукции. Однако для конкретных условий совместной деятельности людей данную терминологию необходимо конкретизировать или стандартизировать [1].

В 1979 году Государственный комитет СССР по стандартам разработал и принял ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Термины и определения», в котором дано определение понятию «качество продукции» и связанных с ним свойств, показателей, уровней. Согласно указанному ГОСТу, «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении.

Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.

Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.

Продукт труда, созданный в процессе производства, до реализации потребителю обладает только потенциальным качеством, которое переходит в реальное качество, лишь вступив в процесс реализации и потребления, то есть когда данный продукт начинает участвовать в удовлетворении конкретных общественных потребностей. Если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить не приходится.

Количественная характеристика свойств и показателей (экономических, технических и др.) называется показателем качества продукции.

Таблица 2.1 Динамика определений понятий качества

Автор

Формулировка определений качества

Аристотель (III в. до н.э.) Гегель (XIX в. н.э.)  Китайская версия  Шухарт (1931 год) К. Исикова (1950 год) Дж. Джуран (1979 год) ГОСТ 15467-79 Международный стандарт ИСО 8402-86 Международный стандарт ИСО 8402-94

Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший - плохой» Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когдаоно теряет свое качество Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов - «равновесие» и «деньги» (качество = равновесие + деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой» Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь «хороша») Качество - свойство, реально удовлетворяющее потребителей Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона - степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен знать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла эти потребности)  Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности


По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на:

-    единичные;

-       комплексные;

-       определяющие;

-       интегральные.

Единичные показатели качества характеризуют одно свойство продукции (например, скорость, потребляемая мощность и др.).

Комплексные показатели качества характеризуют совокупность нескольких свойств продукции (например, надежность, воспроизведение телевизором типовой испытательной таблицы и др.).

Определяющие показатели качества - оценочные, по ним судят о качестве.

Интегральные показатели качества выражаются через соответствующую сумму экономических или технических показателей (например, общий полезный эффект от эксплуатации продукции, общие затраты на создание и эксплуатацию изделия).

Показатели качества продукции машиностроения и радиоэлектронного приборостроения весьма разнообразны. Поэтому применительно к каждому виду продукции должна быть выбрана соответствующая номенклатура показателей, которые наиболее полно характеризуют ее качество. Так, для продукции машиностроения может быть установлена следующая номенклатура показателей качества (рис. 1.1).

Измерение числовых значений показателей качества производится с помощью приборов, измерительных инструментов, опытным или расчетным путем и выражается в натуральном (баллы, другие единицы) либо стоимостном выражении [2].

Уровень качества - это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.

Наряду с уровнем качества определяется технический уровень продукции - относительная характеристика, полученная путем сопоставления некоторой совокупности показателей качества изделий рассматриваемого типа с соответствующей совокупностью базовых показателей. Технический уровень продукции обычно оценивается при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий по номенклатуре показателей. В состав номенклатуры включаются только технические показатели производственной и потребительской групп.

2.3 Принципы эффективности в системе менеджмента качества

При определении эффективности системного менеджмента качества следует учитывать, в первую очередь, общечеловеческие требования, направленные на обеспечение необходимой безопасности каждого потребителя, всего общества, их экологического благополучия и научно-технического развития человечества. Данные стороны результатов системного управления должны стать приоритетными по сравнению с экономической эффективностью. Вместе с тем в условиях рыночных отношений, при невозможности обеспечить преимущества перед конкурентами в части экономического эффекта (при бесспорном выполнении требований по безопасности, экологичности, социальной и научно-технической направленности), следует принимать более рациональные решения по управлению [38].

Определение эффективности системы менеджмента качества должно основываться на принципах, учитывающих приоритетные общечеловеческие ценности и адаптированные к условиям рыночных отношений. В соответствии с таким подходом рассматриваемая задача может решаться на базе определенных принципов:

. Принцип приоритетности социальных и экологических эффектов, который означает, что при оценке эффективности управления качеством необходимо учитывать в первую очередь социальные и экологические эффекты с одновременной их проверкой по критериям безопасности и экологичности.

. Принцип комплексного подхода, определяющий необходимость учета при определении эффективности всех возможных затрат и ресурсов при системном управлении качеством, а также все возникающие результаты (последствия) создания и использования продукции и предоставляемых услуг (результатов деятельности организации) на всех стадиях их жизненного цикла и уровнях управления.

При этом необходимо учитывать все эффекты, получаемые не только во внутренней, но и внешней среде. Таким образом, расчет эффектов в результате реализации системного управления качеством необходимо проводить относительно всей системы организации и внешней среды. Не следует забывать о том, что в рамках конкретной подсистемы, как правило, выполняется только определенная технологическая операция, составляющая всего лишь часть общей работы по удовлетворению определенной потребности.

Эта потребность полностью удовлетворяется лишь в результате совместного действия всех подсистем, т.е. в рамках всей системы менеджмента качества. Кроме того, надо иметь в виду эффекты, получаемые за счет решений по управлению во всех элементах, а также в других взаимосвязанных с ними системах (например, выполнения плана поставок, охраны окружающей среды и др.). Реализация принципа комплексного подхода при определении эффективности системного управления качеством требует рассмотрения всего состава подсистем системы управления организации в целом и комплекса компонентов внешней среды.

. Принцип обеспечения минимального воздействия неполноты и недостоверности имеющейся информации, означающий снижение до возможного минимума отрицательного ее влияния на принимаемые решения по управлению качеством и результаты деятельности всей социально-экономической системы.

. Принцип сопоставимости результатов, означающий необходимость обеспечения сравнимости достигаемых социальных, экологических и экономических эффектов за счет функционирования системы управления качеством по следующим признакам:

социальным последствиям;

экологическим последствиям;

объемам удовлетворения потребностей разработчиков и изготовителей (продавцов) продукции;

объемам и диапазонам (взаимозаменяемости) удовлетворения

потребностей потребителей продукции;

признаваемости и авторитетности сертификатов на системы

управления качеством и продукцию;

временному фактору, приводя разновременные эффекты к условиям их соизмеримости и ценности к определенному времени (с учетом инфляции и т.п.);

неопределенности и рисков, связанных с достижением эффектов.

Оценка эффективности системы менеджмента качества должна производиться сопоставлением данных с учетом принимаемых и реализованных мер и без них.

. Принцип обязательного учета и анализа затрат на обеспечение и управление качеством. Без реализации данного принципа практически невозможно определить экономическую эффективность управления качеством. Основные положения проведения учета и анализа затрат на качество на предприятии целесообразно регламентировать, например, в методической инструкции «Учет и анализ затрат на качество на предприятии» [14].

Экономический эффект разработки и внедрения каких-либо мер по улучшению качества и управления (по существу новшеств и инноваций) может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму, как правило, только потенциального экономического эффекта. По сути, если принимать в расчет только конечные результаты внедрения мер по улучшению системы управления качеством, то любой результат можно оценить в стоимостном выражении. Критериями конечной оценки здесь являются: время получения фактического экономического эффекта и степень неопределенности его получения (или уровень риска вложения инвестиций в качество результатов предприятия).

3. Рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества на ОАО «СПЗ»

.1 Повышения эффективности системы менеджмента качества посредством обучения персонала

Постоянное, каждодневное улучшение бизнес-процессов, осуществляемое всеми работниками предприятия, является одним из принципов менеджмента качества.

В эту деятельность должны быть вовлечены, прежде всего, следующие специалисты и организации:

педагоги, специализирующиеся на обучении менеджменту качества, органы по обучению и сертификации персонала (экспертов и аудиторов);

специалисты, оказывающие консультационные услуги, и консультационные организации;

эксперты, аудиторы и органы по сертификации;

персонал предприятий и организаций, отвечающий за функционирование СМК.

Каждое из этих направлений деятельности способно внести свой вклад в реальное повышение эффективности СМК.

Рассмотрим повышение эффективности СМК при обучении персонала. План-график, а так же матрица распределение ответственности представлена в приложениях Г,Д. Существующие в настоящее время программы обучения совершенно не предусматривают важнейшую тему, которую могли бы при их использовании дать возможность постоянно повышать эффективность СМК. Это: методы повышения эффективности СМК и ее процессов.

Что касается методов повышения эффективности СМК и ее процессов, то этот вопрос гораздо сложнее из-за разнообразия и конкретики управляемых объектов. Однако если данную тематику включать в программы обучения, то со временем у лекторов наберется конкретный материал, который окажется интересным и бесценным для всех обучаемых.

В практике консультантов и экспертов накопилось множество конкретных примеров о применении методов повышения эффективности СМК и ее процессов. Один из них - построение эффективных СМК при использовании консультационных услуг. Учитывая, что обучение дает преимущественно теоретические знания, значительный вклад в повышение эффективности СМК может быть сделан на стадии предоставления консультационных услуг. В этот период должен быть, как минимум, осознан механизм постоянного улучшения.

Следующий метод - повышение эффективности СМК персоналом предприятий и организаций, отвечающим за функционирование СМК. Положение персонала предприятия, отвечающего за функционирование СМК, в условиях финансового кризиса самое тяжелое из всех, кто занят в работах с системами. Действительно, предприятие оплачивает лекторов, консультантов, органы по сертификации, а ответственность за все несут работники предприятия. менеджмент качество продукция

В настоящее время на предприятиях сложилась преимущественно следующая ситуация: лекторы - светила, консультанты - корифеи, эксперты - вообще начальники, которых только и надо слушаться. А работники предприятия - это так, бесправный низ пирамиды. Это происходит, в основном, за счет благоговения перед авторитетами и боязливой психологии работников предприятий. Учитывая сказанное, целесообразно дать работникам предприятия следующие рекомендации:

перестраивайте психологию, «выжимайте из себя раба по капелькам». Право преимущественного голоса имеет заказчик - тот кто платит деньги. С рабской психологией эффективных СМК не получится;

при выборе организаций для обучения персонала или в случае получения рекламных материалов с приглашением на обучение в обязательном порядке запрашивайте программу обучения. Если в программе отсутствуют темы, посвященные повышению эффективности СМК, то от таких учителей надо держаться подальше. Времена обзорных лекций с пересказом текстов стандартов ИСО серии 9000 своими словами прошли;

требуйте от консультантов обоснования каждого их предложения.

в обязательном порядке требуйте от консультантов разъяснений, как и благодаря какому механизму СМК станет эффективной;

при выборе органов по сертификации обращайте внимание в первую очередь не на стоимость сертификационных услуг, а на возможную добавленную стоимость аудитов. Сделать это не просто, но на первых порах могут помочь сведения, полученные от коллег на других предприятиях;

при взаимодействии с экспертами помните, что предприятие является заказчиком. Каждое предполагаемое несоответствие или замечание эксперта необходимо рассматривать по той же процедуре, что и с консультантами. Если эксперт при этом начинает проявлять раздражение - предприятие имеет право отвода эксперта на любой стадии сертификации;

если есть неудовлетворение от взаимодействия с органом по сертификации, доведите свои замечания и предложения до руководителей органа. Если и это не помогает, орган надо менять [36].

Конечно, простому работнику службы качества такое поведение может показаться затруднительным. Но мы живем в условиях финансового кризиса, когда деньги строго считают. Руководству предприятия необходима эффективная СМК, а еще лучше - чтобы она стала эффективной системой управления предприятием.

3.2 Меры по улучшению охраны труда и здоровья работающих, как фактора влияющего на качество продукции

Охрана труда - важнейшая социально-экономическая проблема, требующая к себе постоянного внимания cо стороны государства, нанимателей, объединении работников. Общество несет огромные экономические издержки, обусловленные недооценкой потенциальных возможностей охраны труда в повышении эффективности производства. Улучшение условий труда, совершенствование системы его охраны, оптимизация факторов окружающей среды, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, повышение работоспособности и как следствие повышение качества выпускаемой продукции является важнейшей задачей каждого предприятия.

Основное направление деятельности должно быть направлено на предупреждение (профилактику) общей, профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, других нарушений состояния здоровья лиц, занятых производством.

Само понятие "здоровье" многогранно. Так можно сказать, что здоровье человека - это не только отсутствие болезни, каких-либо функциональных, органических изменений, но и полное физическое, социальное, психическое благополучие, возможность развивать и поддерживать на высоком уровне функциональные способности организма. Следовательно, нарушение здоровья, снижение работоспособности включает не только проявление болезненных состояний, потерю трудоспособности, но и появление различных предболезненных состояний, раннее обнаружение которых весьма важно для профилактики заболеваний, травматизма, сохранения высокой работоспособности человека.

Вопросы работоспособности и утомления взаимосвязаны, одинаково и многогранно сложны. В этой связи можно обосновать определение понятия работоспособности как потенциальной возможности человека выполнять определенный объем работ в течение заданного времени с заданной интенсивностью. Таким образом, под работоспособностью человека следует понимать не просто способность его выполнять ту или иную работу, а такой ее уровень, такой режим преодоления нагрузки, при котором организм работает с наибольшей эффективностью, экономией энергозатрат и отсутствием необратимых неблагоприятных последствий.

Для анализа условия труда и состояние здоровья работающих был выбран цех №188. На основании изучения карт условий труда на рабочем месте, можно сделать следующие выводы:

-       из вредных химических веществ в данном цехе присутствует медь, но фактически допустимая величина не превышает нормативное значение;

-       уровень производственного шума превышает нормативные показатели в 2,5 раза;

-       самое большое отклонение наблюдалось в разнице нормативной и фактической величин температур. В целом, можно отметить хорошее состояние рабочих мест инструментального цеха № 188. Однако очевидно, что иметься перечень недостатков, которым необходимо уделить пристальное внимание, а также разработать ряд мероприятий по их устранению.

Все работники ОАО «СПЗ» имеют право на охрану труда, независимо от вида и характера их хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на нем. Проведенные мероприятия позволили значительно уменьшить показатели трамватизма на предприятии. По отношению с 1960 годом число травм уменьшилось в 14 раз, а за последние 10 лет - в 5 раз (рис. 4.1).

Следует отметить следующий ряд мероприятий, направленных на улучшение охраны труда, его оптимизацию, здоровье работающих и как следствие повышение работоспособности работающих (табл. 4.1):

 

Таблица 3.1 Мероприятия, направленные на улучшение охраны труда, его оптимизацию на ОАО «СПЗ»

Ответственный исполнитель

Мероприятия

Зам. Директора по капитальному строительству

Покрасочные работы в действующих производствах и службах производить в строгом соответствии с требованиями безопасности и охраны окружающей среды и в сроки, согласованные с руководителями подразделений-заказчиков, с руководителями рядом работающих подразделений. Разработать на основании предложений трудовых коллективов и выполнить мероприятия по подготовке общества к работе в осеннее-зимний период.

Зам. Директора по МТС

Обеспечивать работающих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты бесплатно в соответствии с отраслевыми нормами и типовыми нормами выдачи средств индивидуальной защиты работниками общих профессий и должностей в количестве 2-х комплектов на два срока носки. Обеспечивать работающих спецодеждой и спецобувью, не имеющих право на бесплатное ее получение по отраслевым нормам и по типовым нормам РБ, за счет фонда потребления.

Зам. Директора по быту

Работникам, занятым во вредных условиях труда, выдавать бесплатно: молоко, кисло-молочные и пектиносодержащие продукты, лечебно-профилактическое питание. Производить пересмотр стоимости рационов ежемесячно.

Главный инженер

Обеспечить температурный режим в осенне-зимний период в производственных, служебных и бытовых подразделений предприятия в соответствии с требованиями санитарных норм. Обеспечить соответствие технологических процессов требованиям норм, правил охраны труда и экологии. Обеспечить исправное состояние, устройство и эксплуатацию в соответствии с требованиями правил, норм охраны труда и экологии оборудования, находящегося в ведении службы главного энергетика, в том числе отопительных систем, установок вентиляции и кондиционирования, воздуха, осветительного оборудования, а также оборудования, находящегося в ведении службы главного механика.

Зам. Директора по производству

Обеспечить организацию работ в соответствии с требованиями безопасности труда и охраны окружающей среды. Обеспечить безопасную эксплуатацию зданий и сооружений. Пришедшую в негодность до истечения срока носки спецодежду и обувь не но вине работающего заменять новыми или отремонтированными в установленном порядке в соответствии с «Положением об организации работы по обеспечению рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты». После истечения срока носки спецобуви подлежит списанию без возврата предприятию.

Зам. Диретора по МТС

Содержать в порядке заводскую территорию, обозначать габариты проходов, проездов, обеспечивать на территории завода безопасность при эксплуатации транспортных средств и при передвижении работников. Обеспечить стирку, химическую обработку и ремонт спецодежды согласно рабочему графику. Работникам, занятым во вредных условиях труда, выдавать бесплатно мыло.


Таким образом, проведенный анализ показал, что в обеспечении безопасности людей, сохранении их здоровья на первое место выступает проблема оптимизации труда работника, формирование таких условий его труда, которые бы обеспечивали безопасность и высокую работоспособность, сохранение жизни на оптимальный период времени.

Постоянное выполнение этих предпосылок означает качество работы предприятия, его продукции, услуг и возможностей. Качество является основной частью философии ОАО «СПЗ». Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инноваций, рост эффективности производства.

3.3 Разработка документации СМК

Для совершенствования работы системы менеджмента качества необходимо формируются документы, регламенты и процедуры. Основой для них может служить уже существующий на предприятии набор документов, который модифицируется и дополняется в соответствии с требованиями стандарта.

Сначала на основе «Политики в области качества» готовится документ под названием «Руководство по качеству». Политика в области качества ОАО «СПЗ» на 2012-2015 гг.представлена в приложении В.

Руководство по качеству содержит основные положения, регламентирующие деятельность в рамках СМК: разграничение зон ответственности, требования к службе качества, описание процедур обеспечения качества, порядок ведения документооборота СМК, описание процедуры рассмотрения жалоб и т. п.

Следующий уровень документов называется «Общесистемные документированные процедуры». В соответствии со стандартом ИСО 9001 обязательными являются шесть документированных процедур:

управление документацией;

управление данными (записями);

управление аудитом СМК;

управление несоответствующей продукцией;

управление мероприятиями, корректирующими несоответствия;

управление мероприятиями, предупреждающими появление несоответствий.

Основанием «пирамиды» документов являются данные, подтверждающие, что требования, предъявляемые СМК, реализуются на практике. Это отчеты о проделанной работе, записи в журналах операций и т. п., то есть документальная основа ежедневной работы сотрудников.

Таким образом документация системы менеджмента качества включает в себя:

-    руководство по качеству - основной документ системы, в котором приводится политика и цели предприятия в области качества, состав системы и дано описание реализации всех требований, предъявляемых к системе менеджмента качества предприятия стандартом ИСО 9001;

-       документированные процедуры, предназначенные для координации различных видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование системы менеджмента качества;

-       записи по качеству - документация по доказательству качества продукции, в которой содержатся зарегистрированные значения контролируемых признаков и параметров.

При организации работ по разработке документации системы менеджмента качества рекомендуется предусмотреть выполнение следующих мероприятий:

-  координация работ, обеспечивающая полную взаимную увязку разрабатываемых и корректируемых документированных процедур с Руководством по качеству;

-       систематический контроль хода работ со стороны руководства предприятия и периодическое рассмотрение хода работ на заседаниях координационного совета, днях качества и т.д.;

-       подготовка аудиторов по внутренней проверке системы менеджмента качества до завершения работ по ее созданию и внедрению.

На основании разработанных документированных процедур служба качества готовит окончательную редакцию Руководства по качеству, которое включает в себя:

-  область применения системы менеджмента качества;

-       документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества или ссылки на них;

-       описание взаимодействия процессов, включенных в системы менеджмента качества.

После этого все регламентирующие документы, такие как положения, о функциональных и производственных подразделениях, должностные инструкции, должны быть приведены в соответствие с разработанными документированными процедурами и Руководством по качеству.

Характер и глубина документации должны отвечать требованиям, установленным в контрактах, законодательных и нормативных актах; потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон. Документация системы менеджмента качества согласовывается со всеми исполнителями и утверждается директором ОАО «СПЗ».

При разработке документации нужно учитывать требование стандарта ИСО 9001 о компетенции персонала, выполняющего работы в рамках СМК. Это означает, что в нормативных документах должны описываться процесс доступа работников к нормативной документации, а также требования к компетенции персонала (уровень знаний, опыт работы), программа повышения уровня сотрудников в случае необходимости, система мотивации сотрудников и т. п.. Мы рассмотрели документ, который используется на этапе управление несоответствующей продукцией, который представлен в приложении В. Необходимо отметить, что эффективное использование большого числа нормативных элементов СМК требует наличия в организации систем электронного документооборота. Затем необходимо определить основные этапы и установить временные рамки. Данный процесс был оформлен в виде сводного плана - графика. Для осуществления разработанного плана - графика необходимо распределить ответственность, которая оформляется матрицей распределения ответственности.

Заключение

Пройдя 50-летний путь, ОАО «Саранский приборостроительный завод» имеет высокую репутацию в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья как предприятие, гарантирующее надежность партнерских отношений и мировое качество выпускаемой продукции.

Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка. Принципиальная схема механизма управления качеством органически должна взаимодействовать с маркетинговыми исследованиями и включать в свой состав блок разработки политики в области качества.

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Процесс управления качеством включает основные направления деятельности в области качества и осуществляется путем реализации управленческих функций. В состав функций входит: планирование, организация, мотивация и контроль обеспечения качества продукции, производственных процессов и работы предприятия в целом.

Система управления качеством состоит из упорядоченной совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели - создания условий для обеспечения требуемого уровня качества произведенной продукции при минимальных затратах. Оценка эффективности системы качества достаточно сложная процедура. Опыт предприятий, внедривших систему менеджмента качества показывает, что в результате внедрения существенно улучшаются показатели работы предприятия: сокращается количество рекламаций, брака продукции и т.д. Новшество позволит не только выпускать качественную продукцию, но сделает ее производство более экономичным.

ОАО «СПЗ» одно из ведущих предприятий приборостроения, имеет большой опыт разработки и производства электроизмерительных приборов.

Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ОАО «СПЗ» представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления, обращения и эксплуатации или потребления.

Проведенный финансово-экономический анализ деятельности ОАО «СПЗ» показал, что все важнейшие показатели финансовой устойчивости в основном укладываются в зарубежные и отечественные нормативы, имеют тенденцию к дальнейшему увеличению и характеризуют предприятие как финансово устойчивое и перспективное. Анализ системы управления качеством показал довольно существенные нарушения: отсутствие четкой документированности процедур, снижение качества продукции, наличие большого количества брака и рекламаций. Выявленные причины могут существенно снизить конкурентоспособность предприятия и нарушить финансовое равновесие предприятия.

Для устранения всех выявленных проблем рекомендовано разработать и внедрить систему менеджмента качества продукции предприятия. Внедрение эффективной системы качества должно способствовать снижению цены на изделие при одновременном росте его качества. Достижение этой цели должно сопровождаться удовлетворением запросов и ожиданий потребителя, соблюдением интересов организации. Задачи курсовой работы выполнены. Цель достигнута.

Список использованной литературы


1.   Агарков А. П. Управление качеством: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 218с.

2.      Аристов О. В. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М: ИНФРА-М, 2005 - 240 с.

.        Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества. // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №1. - с.17 - 21.

.        Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.-212с.

.        Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004. - 160 с.

.        Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Изд-во МГУ, 2005. -252с.

.        Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. - М.: Прогресс, 2004.-312 с.

.        Горбашко Е. А. Управление качеством: учеб. пособие/ Е. А. Горбашко. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

.        ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2009. - 30 с.

.        ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008. Система менеджмента качества требования. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 23 с.

.        ГОСТ Р ИСО 9004 - 2010. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. (Проект) - М.: Изд-во стандартов, 2010. - 122 с.

.        ГОСТ Р ИСО 10014 - 2008 «Менеджмент качества. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества». - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 32 с.

.        Заика И. Т. Документирование системы менеджмента качества/ И. Т. Заика, Н. И. Гительсон. - М.: Кнорус, 2010. - 192 с.

.        Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 423 с.

.        ИСО 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента качества. Практическое руководство для специалистов по качеству- СПб.: Изд-во «Форум Медия», 2008. - 2000 с.

.        Клименко С. Этапы внедрения системы менеджмента качества // Управление качеством. - 2008. - № 3.

.        Лазарев, С. Психологические аспекты работы с персоналом при внедрении системы менеджмента качества// Менеджмент сегодня. - 2006. - №3. - С. 154-163.

.        Ляшецкий А. П. Управление качеством продукции. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

.        Мазур И. И. Управление качеством: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление качеством»/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро.- 3-е изд., стер. - М.: Издательство Омега - Л, 2006. - 400 с.

.        Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.М. Румянцевой. - М: ИНФРА-М, 2005. - 432 с.

.        Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004.-432 с.

.        Мишин В. М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100)/ В. М Мишин - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 463с.

.        Огвоздин В. Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. - 288 с.

.        Самсонова, М.В., Ефимов, В.В. Технология и методы коллективного решения проблем: Учебное пособие. УлГТУ, 2003. - 152 с.

.        Сайт Международной организации по стандартизации. - Режим доступа: #"561752.files/image001.gif">

Организационная структура ОАО «СПЗ»

Принятые сокращения

АХО - административно-хозяйственный отдел.  БРИЗ - бюро рационализации и изобретательства.  ВОХР - вооруженная охрана.  ДДУ - детские дошкольные учреждения.  ДОЦ - детский оздоровительный центр.  ЖКО - жилищно-коммунальный отдел.  ИВЦ - информационно-вычислительный центр.  Медсанчасть - медицинская санитарная часть.  ОАСУП - отдел автоматизированных систем  управления производством.  ОВЭС - отдел внешних экономических связей.  ОГК - отдел главного конструктора.  ОГМ - отдел главного механика.  ОГМет - отдел главного металлурга.  ОГМетр - отдел главного метролога.  ОГТ - отдел главного технолога.  ОГЭ - отдел главного энергетика.  ОИХ - отдел инструментального хозяйства.

ОК - отдел кадров.  ОКК - отдел кооперации и комплектации.  ОКС - отдел капитального строительства.  ОМА - отдел механизации и автоматизации.  ОМТС - отдел материально-технического снабжения.  ОНЗИС - отдел надзора за зданиями и сооружениями.  ОНТИ - отдел научно-технической информации.  ООТБ - отдел охраны труда и техники безопасности.  ООТиЗ - отдел организации труда и заработной платы.  ОООС - отдел охраны окружающей среды.  ОПК - отдел подготовки кадров.  ОСН - отдел стандартизации и нормализации.  ОТД - отдел технической документации.  ОТК - отдел технического контроля.  ПДО - планово-диспетчерский отдел.  ПЭО - планово-экономический отдел.  ФО - финансовый отдел.  ЦЗЛ - центральная заводская лаборатория.


Приложение Б

Вопросы для самооценки уровня зрелости системы менеджмента в соответствии с ГОСТ Р ИСО 10014-2008

Принципы менеджмента качества

Уровень зрелости

Среднее значение

1

2

3

1. Ориентация на потребителя

a) Организация идентифицировала соответствующие группы потребителей или рынки в целях получения финансового и экономического эффекта?

2,1

   1,667      

b) Организация полностью изучила потребности и ожидания потребителей и соответствующие цепочки поставок, а также идентифицировала необходимые ресурсы для выполнения этих требований?

1,8


c) Организация установила необходимые измерения удовлетворенности потребителей, возникающие претензии урегулируются справедливо и своевременно?

1,1


2. Лидерство руководителя

a) Высшее руководство устанавливает общее направление деятельности, политику, планы и другие важные вопросы, необходимые для устойчивого развития организации, и проводит обмен информацией по этим вопросам?

3,1

2,667

b) Высшее руководство устанавливает эффективные финансовые и экономические цели, обмен информацией по ним, обеспечивает необходимые ресурсы и информацию обратной связи?

2,8


c) Высшее руководство создает и поддерживает необходимую внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение целей организации?

2,1


3. Вовлечение работников

a) Работники всех уровней признаны важным ресурсом организации, который может оказывать сильное влияние на достижение финансового и экономического эффекта?

2,8

2

b) Полное вовлечение работников стимулирует создание возможностей для повышения их компетентности, знаний и опыта и используется для получения совокупного дохода организации?

2,1


c) Работники выражают желание работать совместно с другими служащими, потребителями, поставщиками и другими заинтересованными сторонами?

1,1


4. Процессный подход

a) Взаимосвязано ли управление действиями, средствами контроля, ресурсами и выходами процесса?

1,7

2

b) Изучены ли путем проведения анализа и измерений возможные основные действия и/или процессы для достижения лучшего финансового и экономического эффекта?

2,1


c) Высшее руководство предоставляет необходимые полномочия для оценки и/или установления приоритетных рисков и может оказать потенциальное воздействие на потребителей, поставщиков и другие заинтересованные стороны?

2,2


5. Системный подход к менеджменту

a) Взаимосвязанные процессы идентифицированы, поняты и подлежат эффективному управлению для создания, обеспечения и функционирования системы, которая позволяет достигать финансового и экономического эффекта?

2,8

 2

b) Проведено исследование ресурсов, возможностей и ограничений процесса с учетом их взаимозависимости?

1,9


c) Применен системный подход для холистического (целостного) использования конкретных процессов с выгодой для всей системы?

1,3


6. Постоянное улучшение

a) Высшее руководство поощряет и поддерживает постоянное улучшение для достижения поставленных целей в области финансовой и экономической эффективности?

1,4

 2,333

b) В организации проводятся эффективные измерения и мониторинг на месте для прослеживания и оценки финансового и экономического эффекта?

2,7


c) Высшее руководство осознает и официально подтверждает достижение финансового и экономического эффекта?

2,9


7. Принятие решений, основанное на фактах

a) Принимаемые решения действительно эффективны, основаны на точном фактическом анализе и согласованы с интуитивным опытом (при необходимости)?

2,8

 3

b) Высшее руководство обеспечивает соответствующий доступ к данным, информации и инструментам, которые позволяют провести эффективный анализ?

3,1


c) Высшее руководство обеспечивает принятие решений на основе получения оптимальной выгоды организации, избегая улучшений одной области за счет ухудшения другой?

3,1


8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

a) Функционируют эффективные процессы оценки, выбора и мониторинга поставщиков и партнеров в цепи поставок для обеспечения совокупного финансового и экономического эффекта?

2,4

 2,667

b) Высшее руководство обеспечивает развитие взаимовыгодных отношений с ключевыми поставщиками и партнерами, принят подход, позволяющий уравновешивать краткосрочную прибыль с долгосрочной перспективой сотрудничества?

2,9



Приложение В

Политика в области качества ОАО «СПЗ» на 2012-2015 гг.

Высшее руководство ОАО «СПЗ» заявляет, что Политика Общества в области качества является выражением принципов и ценностей, вытекающих из Миссии, Целей, Видения и Стратегии Общества.

Для реализации главной стратегической цели Общества до 2015 года - достичь лидерства среди приборостроительных компаний в России и за рубежом - высшее руководство Общества считает главным приоритетом своей деятельности постоянное улучшение качества продукции.

Для реализации настоящей Политики в области качества в Обществе установлены следующие основные принципы деятельности:

-  определение и выполнение обоснованных требований клиентов (потребителей), постоянный мониторинг их ожиданий и удовлетворенности;

-       широкое делегирование полномочий, сбалансированное распределение и регламентация ответственности и полномочий сотрудников Общества;

-       постоянное развитие компетенций сотрудников, создание благоприятной социальной и производственной среды, вовлечение каждого сотрудника в деятельность по постоянному улучшению и достижению целей Общества;

-       развитие и совершенствование инфраструктуры Общества за счет внедрения и применения современных технологий при автоматизации бизнес-процессов (SAP, СОУДК), создания единого информационного пространства;

-       непрерывное улучшение системы управления компанией с использованием современных методов и инструментов менеджмента;

-       принятие управленческих решений на основе постоянного анализа результатов деятельности;

-       стремление к взаимовыгодным и долгосрочным отношениям с надежными партнерами.

Высшее руководство Общества берет на себя обязательства по реализации настоящей Политики, обеспечению соответствия оказываемых услуг обоснованным требованиям клиентов (потребителей), законодательным и нормативным требованиям, внутренним требованиям Общества, а также постоянному повышению результативности системы менеджмента качества.

Директор ОАО «СПЗ» Ирлянов Иван Дмитриевич

Приложение Г

План-график по реализации проекта обучения на ОАО «СПЗ»

№п/п

Перечень мероприятий

Сроки

Привлекаемые силы и средства

1

Беседа с руководителями подразделений и помощь в работе с персоналом.

03.04  08.04  10.04  14.04  16.04  21.04  23.04

Иванов С.Ю.   Воробцов Д.А.   Егоров В.С.  Петров А.И.  Кузьмин Н.Ю.  Акатьев И.А.  Рева Д.В.

2

Подготовить и провести занятие с руководителями среднего звена на тему: «Организация личной повседневной деятельности работы начальника отдела» с анализом планов работы на день и месяц

04.04

Начальники структурных подразделений

3

Анализ работы по приему и адаптации новых работников

05.04

Начальники структурных подразделений

4

Подготовить и провести семинар с руководителями всех структурных подразделений по итогам работы с персоналом в 2011 году и составление бизнес-плана на второе полугодие 2012 год по ключевому направлению деятельности отделов - укомплектованности квалифицированными кадрами (поиск и отбор новых работников, подготовка кадрового резерва и планирование карьеры)

06.04

Начальники структурных подразделений

Разработка плана обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала на второе полугодие 2012г и какие затраты на это потребуются

12.04

Начальники структурных подразделений

Начальники структурных подразделений

Работа со СМИ по подбору персонала и оформлению отчетной документации

13.04

Биржа труда,  Подбор персонала,  Вакансия,  Из рук в руки,  Центр занятости


Составить и утвердить план работы ОК на май месяц 2012 г

20.04

ОК


Составить и утвердить номенклатуру дел ОК на второе полугодие 2012 год

25.04

ОК


Подготовить и провести семинар с руководителями всех структурных подразделений по теме: «Методы повышения эффективности СМК и ее процессов»

26.04

ОК



Приложение Д

Матрица распределения ответственности по управлению процессами

Наименование должности Наименование   процесса

Директор

Главный инженер

Зам. директора по экономике

Бухгалтерия

Отдел МТС

Отдел маркетинга и сбыта

Производственно-технологическая лаборатория

Планово-экономический отдел

Отдел кадров

Отдел качества

Производственные цеха

Взаимоотношения с потребителями

У

О




И

О



И


Анализ со стороны руководства

У


И

И

И

И

И


И

О

О

Управление персоналом

У







И

О


О

Управление ресурсами

У

О

У

И

И


О




И

Управление инфраструктурой

У

О










Управление документацией


У

У






И

О


У - управляет, О - ответственный за процесс, И - исполняет.

Похожие работы на - Совершенствование системы менеджмента качества на ОАО 'СПЗ'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!