Региональное планирование развития туризма

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,63 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональное планирование развития туризма














КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА












Санкт-Петербург 2011

Содержание

1. Факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе и необходимость их планового регулирования

.1 Факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе

.2 Плановое регулирование факторов, воздействующих на развитие туризма в регионе

. Задача

Список литературы

1. Факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе и необходимость их планового регулирования

1.1 Факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе


Факторы, воздействующие на туризм делятся на: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним (экзогенным) факторам относятся:

)        Природно-климатические и географические;

)        политические;

)        экономические;

)        социально-демографические;

)        культурно-исторические;

)        научно-технический прогресс;

)        экономические и финансовые факторы.

Рассмотрим подробнее все эти факторы.

)        Природно-климатические и географические факторы.

Они находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры, водопады, горы и т.д.).

)        Политические факторы.

Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране - это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или иной стране важны международные отношения, сложившиеся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе.

)        Экономические факторы.

Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами, формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.

На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового туризма.

Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.

)        Социально-демографические факторы.

На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.

Увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью, рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристских возможностей.

)        Культурно-исторические факторы.

К ним относится: удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по странам.

)        Научно-технический прогресс.

В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; совершенствуется сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.

Развитие туризма существенно зависит от информированности туристов о местах отдыха и различных путешествиях. Быстрое усовершенствование средств массовой информации позволило туристским организациям продвигать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.

) экономические и финансовые факторы:

·   улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

·   увеличение (снижение) персонального дохода;

·   более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;

·   возрастание (снижение) доли общественно-выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

Внутренние (эндогенные) факторы, способствующие развитию туризма, активно используются туристскими организациями в своем функционировании.

К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

1)   процессы спроса, предложение и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма);

2)   возрастание роли сегментации рынка (увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве);

3)   возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация бизнеса и т.д.);

4)   возрастание роли средств массовой информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

5)   возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения организации труда);

6)   возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий - агентов).

.2 Плановое регулирование факторов, воздействующих на развитие туризма в регионе

туризм регион планирование ресурсный

В настоящее время все чаще обнаруживается необходимость планирования туристской деятельности на всех ее уровнях для эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей отдыхающих, так как планирование как динамичный процесс позволяет предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды и адаптировать к ним внутренние факторы производства, без этого немыслим дальнейший рост.

Планирование - это совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший (оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.

Под планированием развития туризма понимается одна из функций управления, заключающаяся в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с поставленными целями и задачами, определяющими будущее состояние большой открытой социально-экономической системы, которой является туризм, а также методов и средств его достижения в условиях ресурсных ограничений.

Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, конечных результатов производства.

Процесс планирования - это не просто последовательность операций по составлению планов и не стандартно протекающая процедура. Он требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса планирования не соответствуют поставленным целям, то можно их обойти.

Процесс планирования состоит из ряда последовательных этапов:

)        анализ внешней и внутренней среды (сбор и отслеживание информации); формулировка проблемы;

)        планирование целей (результатов);

)        планирование средств, необходимых для достижения целей, в том числе ресурсов;

)        принятие решений (выбор оптимального варианта развития событий и его проработка);

)        планирование реализации;

)        контроль осуществления планов (выработка рекомендаций по корректировке плана для достижения его окончательных целей);

В результате процесса планирования формируется система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу определенного периода. Планы поддержки туризма должны разрабатываться в контексте социально-экономической жизни региона. Наилучшие результаты в области планирования туризма дает совместное участие и тесное сотрудничество индустрии туризма и правительства (В Санкт-Петербурге это Северо-Западное региональное отделение Российского союза туристской индустрии); планы будут с наибольшей вероятностью воплощены в жизнь при условии активного участия в процессе всех заинтересованных сторон (предпринимателей, общественных организаций, населения и т.д.).

Планирование в туризме всегда имеет территориальную привязку к определенному географическому пространству, которое может представлять интерес для туристской деятельности и которое, также имеет специфические характеристики (туристские ресурсы).

Туристское планирование осуществляется в диапазоне от макронационального и регионального до микролокального.

Региональное туристское планирование выражается в разработке региональной политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий конкретной территории. Под туристским регионом понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостности объекта. Наиболее распространенным является планирование по административным границам регионов, тем не менее региональное планирование должно основываться на логических областях развития туризма, а не идти по административным границам.

На каком бы уровне ни осуществлялось планирование туризма, оно подчиняется одинаковому поэтапному процессу. В этом процессе существует несколько основных фаз:

)        предварительный ситуационный анализ;

)        промежуточные выводы по ситуационному анализу;

)        постановка целей, разработка стратегии, постановка задач.

Туристское планирование должно быть всеобъемлющим и учитывать все составные части туризма, а также общие планы территориального развития. Его основой должны стать интересы общества, то есть необходимо обеспечить максимальное участие местного населения в принятии решений по вопросам планирования и развития туризма.

В настоящее время почти во всех регионах нашей страны региональные власти и население осознают необходимость разработки планов по развитию туристского потенциала своего региона. Одними из первых разработкой региональной целевой программы по развитию сферы туризма занялись в Ленинградской области. Первая программа была разработана еще в 2000 году. Основной ее целью было сформировать в Ленинградской области современную конкурентоспособную туристско-рекреационную отрасль, которая сможет внести значительный вклад в социально-экономическое развитие региона.

Для достижения программной цели был создан координационный совет по туризму при правительстве Лен. области. Для обеспечения хорошей информационной среды был создан «Информационно-туристский центр», Лен. область постоянно представлена на международных и всероссийских туристских выставках. Также существует официальный туристский сайт Администрации Лен. области.

Во всех этих вопросах Лен. область тесно сотрудничает с другими субъектами Северо-Западного Федерального округа, а теснее всего с Санкт-Петербургом.

Все эти меры позволили Лен. области и всему Северо-Западному региону за последнее десятилетие, занять лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии. Ежегодно наш регион посещают 3,5-4 млн. иностранных гостей.

2. Задача

Сделать прогноз прибыли гостиницы «Новосибирск» на 2007-2008 годы, используя следующие данные:

Таблица 1. Динамика прибыли гостиницы «Новосибирск» за 2002-2004 гг.

Основные показатели

2004

2005

2006

1. Прибыль, руб.

12 078 211

12 036 300

12 000 382

2. Время, (ti)

1

2

3


Составить график фактической и планируемой прибыли гостиницы за период с 2004 по 2008 годы.

Решение.

На предприятии идёт тенденция к уменьшению прибыли, необходимо использовать следующие расчёты для данного типа показателей.

. Показатель вспомогательной переменной:

(t) = (xi / xmin) - 1 (1)

При уменьшении значений результативного признака используется следующая формула

 (2)

dx (2004) = 1 - (12078211 / 12078211) = 0;(2005) = 1 - (12036300 /12078211) = 0,004(2006) = 1 - (12000382 / 12078211) = 0,006;

. Показатель второй вспомогательной переменной dt:

dt (t) = (ti / tmin) - 1 (3)(2004) = (1/1) - 1 = 0;(2005) = (2/1) - 1 = 1;(2006) = (3/1) - 1 = 2;

.        Коэффициент линейного тренда в системе координат b:

 (4)

b = (0 + 0,004 + 0,006) / 3= 0,01/ 3 = 0,003;

.        Величина разницы между вероятными и статистическими данными bdt (t):

bdt (t) = b * dti (5)(2004) = 0,003* 0 = 0;

bdt (2005) = 0,003* 1 = 0,003;(2006) = 0,003* 2= 0,006;

.        Показатель суммы разницы между вспомогательной переменной и показателем разницы между вероятными и статистическими данными:

Σ | dx-bdt | = | 0 | + | 0,87 - 0,91| + | 1,86 - 1,82| = 0 + 0,12 + 0,12 = 0,24;bdt (2004) = 0 - 0 = 0;bdt (2005) = 0,004 - 0,003= 0,001;bdt (2006) = 0,006 - 0,006= 0;

.        Коэффициент устойчивости К. Для успешного прогноза К ≥ 0,7:

 (6)= 1 - (0,001 / 0,01) = 1 - 0,01= 0,9 ; 0,9 > 0,7.

5.      Затем составляем прогноз выручки гостиницы на 2007 год:(2007) =12078221 * (1- 0,01* 3) = 12078221 * 0,97 = 11715874.

Таким образом, в 2007 году по реальному прогнозу ожидается снижение выручки в 1,02 раза.

.        Прогноз прибыли на 2008 год.

Таблица 2. Зависимость прибыли гостиницы «Новосибирск» от времени


2005

2006

2007

Сумма

xi (руб.)

12036300 (min)

12000382

11715874


ti (руб.)

2

3

4

 

dx

0

0,01

0,03

0,04

dt

1

2

3



.        Коэффициент линейного тренда в системе координат b:= 0,04 / 6 = 0,007

.        Составляем прогноз выручки гостиницы на 2008 год:

График фактической и планируемой прибыли гостиницы за период с 2004 по 2008 годы.

Список литературы

1.  Федеральный закон от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в РФ» (с изм. от 05.02.2007).

2.      Закон РФ от 20.07.1995 №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». - М.: Собрание законодательства РФ. - №44, 1995.

3.  Закон Санкт-Петербурга от 02.07.2003 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге».

4.  ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

5.  Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие/ Под ред. В.С. Боголюбова, В.П. Орловской. - М.: Академия, 2005.

6.  Богданов Е.И., Кострюкова О.Н., Орловская В.П., Фенин П.М.; Под ред. Е.И. Богданова. Планирование на предприятии туризма: учеб. пособие для вузов - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003.

7.      Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.

.        www.rata.spb.ru

Похожие работы на - Региональное планирование развития туризма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!