Региональное планирование развития туризма
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ТУРИЗМА
Санкт-Петербург 2011
Содержание
1. Факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе и
необходимость их планового регулирования
.1 Факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе
.2 Плановое регулирование факторов, воздействующих на
развитие туризма в регионе
. Задача
Список литературы
1. Факторы, воздействующие на развитие туризма в регионе и
необходимость их планового регулирования
1.1 Факторы, воздействующие на развитие туризма в
регионе
Факторы, воздействующие на туризм делятся на: внешние (экзогенные) и
внутренние (эндогенные).
К внешним (экзогенным) факторам относятся:
) Природно-климатические и географические;
) политические;
) экономические;
) социально-демографические;
) культурно-исторические;
) научно-технический прогресс;
) экономические и финансовые факторы.
Рассмотрим подробнее все эти факторы.
) Природно-климатические и географические факторы.
Они находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе
местности, подземных богатствах (минеральные пещеры, водопады, горы и т.д.).
) Политические факторы.
Один из самых важных факторов развития туристического бизнеса в стране -
это стабильная политическая обстановка. Также, для развития туризма в той или
иной стране важны международные отношения, сложившиеся с другими государствами;
состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров;
международные отношения в мире или в отдельно взятом регионе.
) Экономические факторы.
Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет
населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов
туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке
почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего
класса, а также широко представлена категория лиц с высокими доходами,
формирующие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность
государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях
мировой экономики. Это способствует появлению различных новых видов делового
туризма.
Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных
формальностей, финансовая нестабильность, экономические забастовки, могут
значительно сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.
) Социально-демографические факторы.
На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно
городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс,
анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой
связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.
Увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью,
рост пропорции одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и
образованию семьи, рост числа бездетных пар в составе населения, уменьшение
иммиграционных ограничений, увеличение оплаченных командировок и более гибких
графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию, увеличение осознания
туристских возможностей.
) Культурно-исторические факторы.
К ним относится: удовлетворение культурных, образовательных и
эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию,
исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов.
Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно
удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различаются по
странам.
) Научно-технический прогресс.
В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается
время пребывания в пути при поездках на отдаленные расстояния; совершенствуется
сервисное обслуживание на транспорте, который становится более комфортабельным
для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали
(автомобильные, железнодорожные) и т.д.
Развитие туризма существенно зависит от информированности туристов о
местах отдыха и различных путешествиях. Быстрое усовершенствование средств
массовой информации позволило туристским организациям продвигать как туризм в
целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.
) экономические и финансовые факторы:
·
улучшение
(ухудшение) экономической и финансовой ситуации;
·
увеличение
(снижение) персонального дохода;
·
более высокая
(низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части
доходов;
·
возрастание
(снижение) доли общественно-выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и
путешествия.
Внутренние (эндогенные) факторы, способствующие развитию туризма,
активно используются туристскими организациями в своем функционировании.
К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие
важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием
средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы,
розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:
1) процессы спроса, предложение и
распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно
выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а
также рост индивидуального туризма);
2) возрастание роли сегментации рынка
(увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост
краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в
устоявшемся туристском пространстве);
3) возрастание роли координации
деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных
интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким
бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских
союзов; глобализация бизнеса и т.д.);
4) возрастание роли средств массовой
информации и связи с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении, рекламе и
реализации разрабатываемых турпродуктов;
5) возрастание роли кадров в туризме
(увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной
структуры, повышения значения профессиональной подготовки, улучшения
организации труда);
6) возрастание роли частного туристского
бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число
больших транснациональных операторов и значительное количество родственных
малых предприятий - агентов).
.2 Плановое регулирование факторов, воздействующих на
развитие туризма в регионе
туризм регион планирование ресурсный
В настоящее время все чаще обнаруживается необходимость планирования
туристской деятельности на всех ее уровнях для эффективного использования
ресурсов в целях удовлетворения потребностей отдыхающих, так как планирование
как динамичный процесс позволяет предвидеть и учитывать происходящие изменения
внешней среды и адаптировать к ним внутренние факторы производства, без этого
немыслим дальнейший рост.
Планирование - это совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из
множества возможных вариантов развития хозяйственного объекта наилучший
(оптимальный), обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов.
Под планированием развития туризма понимается одна из функций управления,
заключающаяся в непрерывном процессе разработки планов в соответствии с
поставленными целями и задачами, определяющими будущее состояние большой
открытой социально-экономической системы, которой является туризм, а также
методов и средств его достижения в условиях ресурсных ограничений.
Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента.
В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся
обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводится
экономическая оценка затрат и ресурсов, конечных результатов производства.
Процесс планирования - это не просто последовательность операций по составлению
планов и не стандартно протекающая процедура. Он требует большой гибкости и
управленческого искусства. Если определенные моменты процесса планирования не
соответствуют поставленным целям, то можно их обойти.
Процесс планирования состоит из ряда последовательных этапов:
) анализ внешней и внутренней среды (сбор и отслеживание
информации); формулировка проблемы;
) планирование целей (результатов);
) планирование средств, необходимых для достижения целей, в том
числе ресурсов;
) принятие решений (выбор оптимального варианта развития событий и
его проработка);
) планирование реализации;
) контроль осуществления планов (выработка рекомендаций по
корректировке плана для достижения его окончательных целей);
В результате процесса планирования формируется система планов. План
включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к
концу определенного периода. Планы поддержки туризма должны разрабатываться в
контексте социально-экономической жизни региона. Наилучшие результаты в области
планирования туризма дает совместное участие и тесное сотрудничество индустрии
туризма и правительства (В Санкт-Петербурге это Северо-Западное региональное
отделение Российского союза туристской индустрии); планы будут с наибольшей
вероятностью воплощены в жизнь при условии активного участия в процессе всех
заинтересованных сторон (предпринимателей, общественных организаций, населения
и т.д.).
Планирование в туризме всегда имеет территориальную привязку к
определенному географическому пространству, которое может представлять интерес
для туристской деятельности и которое, также имеет специфические характеристики
(туристские ресурсы).
Туристское планирование осуществляется в диапазоне от макронационального
и регионального до микролокального.
Региональное туристское планирование выражается в разработке региональной
политики, программ и планов развития туризма с учетом специфических условий
конкретной территории. Под туристским регионом понимается отдельная
территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и
историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой
и воспринимаемая в виде целостности объекта. Наиболее распространенным является
планирование по административным границам регионов, тем не менее региональное
планирование должно основываться на логических областях развития туризма, а не
идти по административным границам.
На каком бы уровне ни осуществлялось планирование туризма, оно
подчиняется одинаковому поэтапному процессу. В этом процессе существует
несколько основных фаз:
) предварительный ситуационный анализ;
) промежуточные выводы по ситуационному анализу;
) постановка целей, разработка стратегии, постановка задач.
Туристское планирование должно быть всеобъемлющим и учитывать все
составные части туризма, а также общие планы территориального развития. Его
основой должны стать интересы общества, то есть необходимо обеспечить
максимальное участие местного населения в принятии решений по вопросам
планирования и развития туризма.
В настоящее время почти во всех регионах нашей страны региональные власти
и население осознают необходимость разработки планов по развитию туристского
потенциала своего региона. Одними из первых разработкой региональной целевой
программы по развитию сферы туризма занялись в Ленинградской области. Первая
программа была разработана еще в 2000 году. Основной ее целью было сформировать
в Ленинградской области современную конкурентоспособную туристско-рекреационную
отрасль, которая сможет внести значительный вклад в социально-экономическое
развитие региона.
Для достижения программной цели был создан координационный совет по
туризму при правительстве Лен. области. Для обеспечения хорошей информационной
среды был создан «Информационно-туристский центр», Лен. область постоянно
представлена на международных и всероссийских туристских выставках. Также существует
официальный туристский сайт Администрации Лен. области.
Во всех этих вопросах Лен. область тесно сотрудничает с другими
субъектами Северо-Западного Федерального округа, а теснее всего с
Санкт-Петербургом.
Все эти меры позволили Лен. области и всему Северо-Западному региону за
последнее десятилетие, занять лидирующее положение по динамике развития
туристской индустрии. Ежегодно наш регион посещают 3,5-4 млн. иностранных
гостей.
2. Задача
Сделать прогноз прибыли гостиницы «Новосибирск» на 2007-2008 годы,
используя следующие данные:
Таблица 1. Динамика прибыли гостиницы «Новосибирск» за 2002-2004 гг.
Основные показатели
|
2004
|
2005
|
2006
|
1. Прибыль, руб.
|
12 078 211
|
12 036 300
|
12 000 382
|
2. Время, (ti)
|
1
|
2
|
3
|
Составить график фактической и планируемой прибыли гостиницы за период с
2004 по 2008 годы.
Решение.
На предприятии идёт тенденция к уменьшению прибыли, необходимо
использовать следующие расчёты для данного типа показателей.
. Показатель вспомогательной переменной:
(t) = (xi / xmin) - 1 (1)
При уменьшении значений результативного признака используется следующая
формула
(2)
dx (2004) = 1 - (12078211 / 12078211) = 0;(2005) = 1 - (12036300
/12078211) = 0,004(2006) = 1 - (12000382 / 12078211) = 0,006;
. Показатель второй вспомогательной переменной dt:
dt (t) = (ti / tmin) - 1 (3)(2004) = (1/1) - 1 =
0;(2005) = (2/1) - 1 = 1;(2006) = (3/1) - 1 = 2;
. Коэффициент линейного тренда в системе координат b:
(4)
b = (0 + 0,004 + 0,006) / 3= 0,01/ 3 = 0,003;
. Величина разницы между вероятными и статистическими данными bdt
(t):
bdt (t) = b * dti (5)(2004) = 0,003* 0 = 0;
bdt (2005) = 0,003* 1 = 0,003;(2006) = 0,003* 2= 0,006;
. Показатель суммы разницы между вспомогательной переменной и
показателем разницы между вероятными и статистическими данными:
Σ | dx-bdt | = | 0 | + | 0,87 - 0,91| + | 1,86 -
1,82| = 0 + 0,12 + 0,12 = 0,24;bdt (2004) = 0 - 0 = 0;bdt (2005) = 0,004 -
0,003= 0,001;bdt (2006) = 0,006 - 0,006= 0;
. Коэффициент устойчивости К. Для успешного прогноза К ≥
0,7:
(6)= 1 -
(0,001 / 0,01) = 1 - 0,01= 0,9 ; 0,9 > 0,7.
5. Затем составляем прогноз выручки гостиницы на 2007 год:(2007)
=12078221 * (1- 0,01* 3) = 12078221 * 0,97 = 11715874.
Таким образом, в 2007 году по реальному прогнозу ожидается снижение
выручки в 1,02 раза.
. Прогноз прибыли на 2008 год.
Таблица 2. Зависимость прибыли гостиницы «Новосибирск» от времени
|
2005
|
2006
|
2007
|
Сумма
|
xi (руб.)
|
12036300 (min)
|
12000382
|
11715874
|
|
ti (руб.)
|
2
|
3
|
4
|
|
dx
|
0
|
0,01
|
0,03
|
0,04
|
dt
|
1
|
2
|
3
|
|
. Коэффициент линейного тренда в системе координат b:= 0,04
/ 6 = 0,007
. Составляем прогноз выручки гостиницы на 2008 год:
График фактической и планируемой прибыли гостиницы за период с 2004 по
2008 годы.
Список литературы
1. Федеральный
закон от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в РФ» (с изм. от
05.02.2007).
2. Закон
РФ от 20.07.1995 №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах
социально-экономического развития Российской Федерации». - М.: Собрание
законодательства РФ. - №44, 1995.
3. Закон
Санкт-Петербурга от 02.07.2003 «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма
в Санкт-Петербурге».
4. ГОСТ Р
50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
5. Боголюбов
В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие/ Под ред. В.С. Боголюбова, В.П.
Орловской. - М.: Академия, 2005.
6. Богданов
Е.И., Кострюкова О.Н., Орловская В.П., Фенин П.М.; Под ред. Е.И. Богданова.
Планирование на предприятии туризма: учеб. пособие для вузов - СПб.: Изд. дом
«Бизнес-пресса», 2003.
7. Севастьянова
С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства:
учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.
. www.rata.spb.ru