Применение дозированных отягощений для развития силы у школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительным бегом

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    484,15 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение дозированных отягощений для развития силы у школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительным бегом

Оглавление

Введение

Глава 1. Состояние Проблемы

Глава 2. методы и организация исследования

Глава 3. методики развтиия силовых возможностей школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительным бегом

выводы

Практические рекомендации

Список литературы

Введение

Актуальность. Одной из важнейших проблем физической подготовки школьников является проблема поиска эффективных средств и методов развития силовых качеств (С.В. Новаковский, 2004; Л.С.Дворкин, 2005; и др.). О необходимости решения многих методических вопросов общей и специальной физической подготовки юных бегунов с учетом состояния их морфофункциональных систем говорилось в работах С.В. Скрыгина (1889), Ф.П. Суслова (1989, 1990), В.Г. Алабина (1966, 1993, 1996), И.В. Азарова (1983, 1996), О.И. Павловой (2005) и др.

Неоднозначные и нередко противоречивые научные данные в отношении использования отягощений в циклических видах спорта в подростковом возрасте мы находим в работах В.К. Кузнецова (1977), Ю.В. Верхошанского (1977), Р.Е. Мотылянской, А.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской (1967) и др.

Вышесказанное обусловливает необходимость поиска путей и методов совершенствования процесса физической подготовки бегунов подросткового возраста на основе использования дозированных отягощений.

Гипотеза. Было предположено, что обоснование процесса планирования и методики применения отягощений в специальной физической подготовке подростков 13-14 лет позволит повысить эффективность развития силы при выполнении специфических двигательных действий у школьников, занимающихся оздоровительным бегом.

Объект исследования - процесс силовой подготовки подростков, занимающиеся физической подготовкой      на основе оздоровительного бега.

Предмет исследования - содержание и методика силовой подготовки бегунов 13-14 лет на основе использования дозированных отягощений.

Цель исследования. Разработать и обосновать методику применения дозированных отягощений для развития силы у школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительным бегом.

Задачи исследования:

. Разработать и обосновать методику планирования силовой подготовки бегунов 13-14-летнего возраста.

. Выявить эффективность влияния различных методов применения дозированных отягощений в процессе физической подготовки бегунов 13-14-летнего возраста.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке и обосновании различных вариантов применения различных дозированных отягощений в тренировке школьников, занимающихся оздоровительным бегом.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении существующих представлений о применении отягощений в физической подготовке юных бегунов на основе выявления возможностей адаптации двигательного аппарата молодого организма к кратковременным силовым проявлениям.

Практическая значимость. Установленные в процессе исследований особенности планирования и методики организации специальной физической подготовки юных бегунов могут быть использованы в практике работы преподавателей физического воспитания общеобразовательных школ и ДЮСШ.

Структура и объем ВКР.

Работа выполнена на 59 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, содержит 5 таблиц и 7 рисунок. Указатель литературы включает 104 наименования (в том числе 2 зарубежных авторов).

Глава 1. Состояне проблемы

Традиционные методы развития силы

Методы развития силы мышц, широко используемые в тяжелой атлетике, гиревом спорте, атлетизме и др., условно можно разделить на две

группы: традиционные и нетрадиционные (рис.1.1).

Динамический режим работы характеризуется увеличением или уменьшением длины мышц без изменения их тонуса. Нервно-мышечная система работает в динамическом режиме, когда внутренняя сила превышает внешнюю, или наоборот.

Статический режим работы характеризуется изменением тонуса мышц, а не их длины. При этом режиме работы внутренние и внешние силы равны, т.е. величина развиваемой спортсменом внутренней силы такова, что она не может преодолеть внешнюю силу (например, вес отягощения) или уступить ей. В этом случае движение не возникает.

Комбинированный (смешанный) режим работы характеризуется использованием как динамической, так и статической работы. Большинство движений спортсменов относится к смешанному режиму работы мышц.

Динамический и комбинированный режимы работы могут быть преодолевающего и уступающего характера, а статический - удерживающего и смешанный.

По величине отягощения и длительности выполнения упражнений к динамическим и комбинированным методам развития силы можно отнести:

Метод кратковременных максимальных напряжений (тренировка внутримышечной координации и силы) с учетом характера работы можно разделить на три группы:

Рис. 1.1. Классификация методов развития силы мышц (по В.Н. Платонову, 1987)

а)      динамико-ауксотоническая работа преодолевающего характера предполагает выполнение упражнений с отягощениями 90-100 % от максимальной силы, число повторений 1-3 (скоростная работа). В данном режиме работы значительно повышаются силовые параметры без изменения объема мышечной ткани;

б)      динамико-ауксотоническая работа уступающего характера предполагает выполнение упражнений с отягощением 140+20 % от максимальной силы, число повторений 1-2. Темп движения средний, быстрый. В данном режиме работы развивается скоростная сила с минимальными энергетическими затратами;

в) динамико-изокинетический режим работы предполагает выполнение упражнений на специальных тренажерах в преодолевающем и уступающем режиме. Основное преимущество - равномерное развитие отдельных мышц или мышечных групп по всем участкам тела. Сопротивление максимальное или субмаксимальное, количество повторений 4-8, темп средний.

Метод многократных субмаксимальных напряжений предполагает выполнение упражнений с отягощением 70-85 % от максимальной силы, число повторений 4-6. Эффект - развитие силы и прирост мышечной массы.

Метод многократных и средних напряжений предполагает выполнение упражнений с весом от 40 до 69 % от максимальной силы с количеством повторений 8-10 и более раз. Эффект - развитие силы отдельных групп мышц, увеличение или стабилизация мышечной массы, а также укрепление опорно-двигательного аппарата.

Разновидностью метода многократных напряжений является метод работы "до отказа" (Ю.В. Верхошанский, 1977), предполагающий выполнение упражнений преимущественно с массой собственного тела с усилием 70-80 % от максимального уровня. Интервалы отдыха между упражнениями до 3 мин.

Существуют три основных варианта метода работы "до отказа":

-й - работа до отказа выполняется в одном подходе, число подходов (не до отказа).

-й - в последних двух-трех подходах упражнение выполняется до отказа при общем количестве подходов (не до отказа).

-й - в каждом подходе работа выполняется до отказа, с числом подходов (до отказа).

Наиболее эффективен для увеличения массы мышц третий вариант (Ю.В. Верхошанский, 1977).

Статический (изометрический) метод развития силы (В.К. Бальсевич, 1974, 2000; Ю.В. Верхошанский, 1977; А.Н. Воробьёв, 1989; В.Б. Коренберг, 1999, 2004 и др.) предполагает выполнение упражнений с отягощением 95-100 % от максимальной силы. Продолжительность напряжения 5-6 с, число повторений 1-3 раза под разными углами к отягощению, интервалы отдыха 30-45 с. Эффект - развитие максимальной силы практически без увеличения мышечного поперечника.

Разновидностью комбинированного метода развития силы выступает ударный метод, основанный на использовании не веса отягощения, а его кинетической энергии, полученной при свободном падении тела спортсмена с определенной высоты с последующим прыжком вверх. Примером могут служить: прыжки в глубину, рывки и подъемы штанги на грудь с виса в тяжелой атлетике, разновидности приседаний и др. При выполнении двигательного действия происходит переключение от уступающего к преодолевающему режиму работы в условиях максимального динамического усилия (Ю.В. Верхошанский, 1977).

К нетрадиционным методам развития силы мышц спортсменов относятся:

Метод принудительного (пассивного) напряжения - основан на принудительном растяжении мышц за 40 с до начала упражнения с отягощением 40 % от предельного, в течение 10 секунд. Применяется перед подходом атлета к соревновательному упражнению, а также в конце тренировки после серии подходов (В.С. Фарфель, 1960; Ю.Ф. Курамшин, 1980; А.Н. Воробьёв, 1989 и др.).

Метод контраста (Л.С. Дворкин, 2005) - основан на резком изменении величины отягощения в каждом упражнении на 40-50 %. Первая часть упражнения выполняется с отягощением максимального (или субмаксимального) веса, а во второй части спортсмен полностью (или частично) освобождается от отягощения и заканчивает его выполнение, преодолевая массу собственного тела (или с оставшимся весом отягощения), например: лежа спиной на горизонтальной скамейке с отягощением за головой, подъем туловища вверх. Через 1-2 с статического напряжения спортсмен освобождается от отягощения и заканчивает упражнение в быстром темпе. Эффект - оказывает разгрузочное действие на тренируемые мышцы, а также положительно влияет на проявление нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга. Применяется в основном при работе со вспомогательными упражнениями.

Метод переключения предполагает выполнение серии упражнений, между подходами которых выполняются упражнения другой направленности. Например: в промежутках между приседаниями со штангой выполняется жим лежа. В основном применяется при выполнении вспомогательных упражнений.

Безнагрузочный метод (Ф.П. Суслов, Ж.К. Холодов, 1997) - основан на волевом совместном напряжении мышц-антагонистов. Его применяют в разминке с целью "разогревания" мышц и поддержания их в определенном тонусе.

В силовой тренировке используются: метод комплексного и дифференцированного развития силы (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова, 2001).

Силовые возможности спортсменов при дифференцированном развитии могут проявляться в следующих формах (рис.1.2):

)        максимальная сила;

2)      скоростная сила;

3)      силовая выносливость.

При развитии силовой выносливости применяются:

Экстенсивный интервальный метод, который предполагает выполнение упражнений с отягощением 30-70% от максимальной силы с количеством повторений 20-30 раз, длительность воздействия около 60 с, темп выполнения средний (Л.С. Дворкин, 1992, 2005, 2006).

Тренировка в указанном режиме повышает запасы гликогена в мышцах и печени, а также позволяет сделать мышцы более упругими, не изменяя поперечника.

Интенсивный интервальный метод предполагает выполнение упражнений с отягощением 50-65% от максимальной силы. Критерием нагрузки считается не число повторений, а продолжительность серии около 30 с. Режим выполнения - скоростная работа взрывного характера.

Ауксотоническое сокращение предполагает постоянное сокращение мышц с возрастающим или уменьшающимся напряжением (ауксотонический - увеличенное напряжение). В связи с постоянными подключениями и отключениями двигательных единиц в мышце в процессе сокращения приходится приспосабливаться к постоянно меняющимся силовым потребностям. В заключение приводим классификацию форм сокращения и характеров работы мышц (рис. 1.4). Динамический и статический режимы работы связаны со следующими формами сокращения мышц: Изотоническое сокращение при динамическом режиме работы в чистом виде встречается в спорте довольно редко. Мышца при данном сокращении изменяет свою длину, а не напряжение (изотонический - одинаковое напряжение).

Рис.1.2. Классификация форм проявления силы мышц (по Ю.В. Верхошанскому, 1977)

Оно проявляется, например, когда спортсмен, несмотря на максимальное сопротивление (внутренняя сила), вынужден медленно и равномерно опускать непропорционально большой вес. Изокинетическое сокращение производится, когда внешние силы, несмотря на постоянно изменяющееся соотношение рычагов или моментов вращения, держится на таком высоком уровне, что нервно-мышечная система в каждой фазе движения может преодолевать высокое сопротивление, работая с одной и той же скоростью (изокинетический - равномерно двигающийся). Мышца или группа мышц получает возможность на каждом отрезке амплитуды развивать большую силу за счет сильных напряжений (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова, 2001).

Изометрическое сокращение проявляется при статическом режиме работы, когда сократительные элементы мышцы (миофиориллы) укорачиваются, одновременно растягивая на ту же величину эластичные элементы мышцы, а также ее сухожилия. В результате чего развивается напряжение (сила) при неизменной длине мышцы. Хотя при таком сокращении никакой работы не производится, расход энергии относительно высок за счет величины и продолжительности развиваемого напряжения (В.Б. Коренберг, 1999-2004).

Во время динамического и статического режима работы растягивающие и сдерживающие силы могут иметь концентрический и эксцентрический характер. Концентрический характер предполагает при выполнении движения укорочение мышцы (динамический режим) или работу, направленную на укорочение (статический режим).

При динамической работе концентрического характера мускулатура сокращается, возникает движение. Сопротивление (внешняя сила) преодолевается за счет ауксотонических или изотонических сокращений.

Эксцентрический характер предполагает в результате работы растяжение укороченной мышцы (динамический режим) или работу, направленную на растягивание (статический режим).

При динамической работе эксцентрического характера внешние силы, создаваемые массой собственного тела, снарядом, или партнером, превышают развиваемые нервно-мышечной системой внутренние силы, и вся мышца растягивается. Таким способом преодолевается внутреннее сопротивление, а изложенный процесс получил название "уступающий характер динамического режима". При таком режиме нервно-мышечная система в состоянии развить на 10-35% больше силы, чем при работе преодолевающего характера.

Рис. 1.3. Классификация форм сокращения и характера работы мышц ( по В.Н. Платонову, 1987)

При выполнении статической работы эксцентрического характера внешние силы не превышают внутренние. Они растягивают сухожилия и другие эластичные компоненты соединительной ткани мышцы, а мышечные волокна укорачиваются на величину их растягивания. За счет этого развивается напряжение, но оно не заставляет растягиваться всю мышцу. Движение в этом случае не возникает (Н.А. Бернштейн, 1947; Ю.В. Верхошанский, 1977; И.В. Азаров, 1983; В.К. Бальсевич, 1974, 1997, 2000; Л.С. Дворкин, 1992, 2005 и др.).

Методика развития быстрой силы. В соответствии с современными взглядами методика развития быстрой силы предполагает упражнения преимущественно с небольшими отягощениями (порядка 20% от максимальной силы) при сочетании их (для ациклических однократных упражнений) с методом повторных усилий, что целесообразно на начальных этапах развития силы мышц, а также там, где решающую роль играет величина силы, а не быстрота ее проявления. Повторная работа с умеренным отягощением (до 50-60% от максимального) и большим числом повторений способствует увеличению мышечной массы. При большом отягощении (до 90-95% от максимума) и ограниченном числе повторений сила растет быстрее, а прирост мышечной массы выражен меньше. Повышение тренирующего эффекта достигается путем увеличения веса отягощения и объема работы (Н.В. Зимкин, 1962; В.С. Фарфель, 1975; Я.В. Волков, 1988; Г.И. Ковальчук, 1993; В.Н. Платонов, 1987 и др.).

Метод кратковременных максимальных напряжений, увеличивая абсолютную силу мышц без существенного прироста мышечной массы, одновременно совершенствует способность к относительно быстрому проявлению силы. Этот метод целесообразен там, где метод повторных усилий уже не дает эффекта в развитии силы и где требуется быстрое повышение уровня силы в относительно короткое время при небольшом объеме работы. Метод кратковременных максимальных напряжений эффективен для поддержания достигнутого уровня силовой подготовленности, общей тонизации нервно-мышечного аппарата и приобретения спортивной формы. Повышение тренирующего эффекта достигается путем увеличения максимального веса отягощения, а также за счет средней величины веса, поднятого в тренировочном сеансе, при некотором сокращении числа подходов и повторений (Ю.В. Верхошанский, 1977; А.Н. Воробьёв, 1989; В.Б. Коренберг, 2004).

Пути совершенствования методики развития быстрой силы следует искать в определенном сочетании средств, учитывающем положительное последействие предыдущей работы на последующую, и в использовании упражнений, в которых сила мышц действует против инерции отягощения, а не против его веса.

В процессе развития быстрой силы применительно к движениям ациклического характера не должно быть места утомлению. Однако утомление становится неотъемлемым компонентом тренировки при развитии быстрой силы в движениях циклического характера, где требуется скоростная выносливость. Детальная реализация этих положений возможна только в конкретных условиях тренировки, и эмпирике здесь пока еще принадлежит решающее слово.

Методика развития силовой выносливости мышц. Силовая выносливость характеризует двигательную деятельность, в которой требуется длительное проявление мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности. Силовая выносливость, так же как и быстрая сила, имеет ряд форм в зависимости от характера спортивной деятельности. В первую очередь следует выделить динамическую и статическую силовую выносливость.

Динамическая силовая выносливость типична для упражнений с повторными и значительными мышечными напряжениями при относительно невысокой скорости движений, а также для упражнений циклического или ациклического характера, где нужна быстрая сила. В последнем случае речь идет о специфической выносливости, имеющей значение главным образом для способности относительно долго выполнять специальную работу скоростно-силового и взрывного характера без снижения ее эффективности.

Статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с длительным удержанием предельных и субпредельных напряжений, а также умеренных напряжений, необходимых для сохранения определенной позы (например, в стрелковом спорте, беге на коньках и т. п.) (Н.В. Зимкин, 1969; Р.А. Шабунин, 1969; В.К. Бальсевич, 2000; В.С. Бегидов, 1993; Я.В. Волков, 1988; В.Б. Коренберг, 2004; З.И. Кузнецова, 1972; С.А. Локтев, 1994 и др.).

Для развития силовой выносливости применяется в основном повторная работа с весом 25-50% от максимальной силы в среднем темпе (от 60 до 120 раз в минуту). Причем при работе с одинаковым грузом и в одинаковом темпе эффективность развития силовой выносливости будет выше, если работа выполняется до полного утомления ("до отказа"), хотя и более кратковременная работа (60% времени исходной работоспособности) дает достаточно хорошие результаты (Ю.В. Верхошанский, 1977, 1985, 1988).

Возрастные особенности силовой подготовки

Силовая подготовка в молодом возрасте предъявляет значительные требования к физическому развитию. Поэтому при организации таких занятий необходимо особенно тщательно проводить наблюдения за влиянием различных тренировочных средств и методов на изменение физического развития занимающихся (В.К. Кузнецов, 1977; И.В. Азаров, 1983; В.К. Бальсевич, 1974; В.К. Бальсевич, Г.Г. Наталов, Ю.К. Чернышенко, 1997; Л.С. Дворкин, 1992, 2006 и др.).

Исследование возрастной динамики изменений физического развития школьников представляет интерес не только с педагогической и научной точки зрения, но и в не меньшей степени с практической. Так, по мнению В.Г. Властовского (1976), остро стоит вопрос о соотношении паспортного и биологического возраста ребёнка, поскольку, как отмечает автор, одна часть детей развивается ускоренно, а другая, наоборот, характеризуется задержкой процессов роста и созревания организма.

При оценке физических возможностей юных спортсменов необходимо принимать во внимание, прежде всего, физическое развитие. Представителей разного типа физического развития, которые благодаря временному физическому превосходству показывают более высокие результаты, часто догоняют и обгоняют представители позднего типа развития, не привлекавшие ранее внимание тренеров и учителей физкультуры (Г.С. Туманян, 1997; Э.Г. Мартиросов, 1998 и др.).

Исследования, проведённые Р.Е. Мотылянской, А.И. Стоговой и Ф.А. Иорданской (1967) с целью изучения влияния систематических занятий физической культурой и спортом на изменение уровня физического развития, показали, что юные спортсмены 15, 16 и 17 лет имели почти такие же данные роста, как и школьники, не занимавшиеся спортом. Но значения веса тела и окружности грудной клетки у них были более высокими. Авторы отмечают, что число школьников, имевших низкие и ниже среднего уровня антропометрические показатели, к концу двухлетнего периода систематических занятий спортом уменьшается, но в то же самое время соответственно увеличивается число школьников со средними, а иногда и более высокими показателями физического развития.

Специфическое влияние двигательной деятельности наиболее отчётливо проявляется у взрослых спортсменов с продолжительным стажем занятий спортом. Например, штангиста можно легко отличить от гимнаста или борца. Но значение этого фактора, как указывают многие исследователи, отчасти проявляется уже в юношеском возрасте (А.Н. Воробьёв, 1977). Анализ физического развития спортсменов, специализирующихся в тяжёлой атлетике, беге на средние дистанции, в прыжках в высоту, баскетболе и др., в плане возрастной динамики даёт основание говорить о том, что в формировании типа телосложения естественный и искусственный отбор играют не основную роль (Л.С. Дворкин, 1992). Хотя с этим положением не согласуются исследования Г.С. Туманяна, Э.Г. Мартиросова (1975).

Представители различных видов спорта отличаются не только тотальными размерами и пропорциями тела, но и некоторыми конституционными особенностями, соотношением фракционных значений веса тела (мышц, подкожного и общего жира, скелета). Об этом говорят исследования А.Н. Воробьёва (1977), указывающие на то, что упражнения с отягощениями, особенно значительного веса или при большом напряжении, оказывают специфическое биологическое воздействие на организм. А.Н. Воробьёв (1977), ссылаясь на диссертационные работы Б.Е. Подскоцкого, В.Н. Михневича, Т.А. Енилиной, А.Д. Ермакова, А.С. Прилепина, говорит о том, что упражнения с отягощениями, вес которых адекватен возможностям организма подростков, благоприятно влияют на формирование правильного телосложения, а также улучшают дееспособность органов и систем молодого организма. Силовая подготовка с применением отягощений направлена, прежде всего, на совершенствование силовых возможностей человека и развитие способности к концентрации нервных центров.

Вместе с тем силовая подготовка с применением дозированных отягощений укрепляет связки и суставы, помогает вырабатывать выносливость, ловкость, воспитывает волю, уверенность в себе, повышает работоспособность организма (Л.С. Дворкин, 2005).

Наиболее благоприятным временем для приобретения двигательных навыков в силовой подготовке (например, при подъёме тяжестей), как показали исследования Л.С. Дворкина (1992, 2006), Л.С. Дворкина, Н.И. Младенова (1992), Л.С. Дворкина, С.В. Новаковского, С.В. Степанова (2002), является подростковый и юношеский возраст.

Дозированные силовые нагрузки динамического характера не влияют отрицательно на развитие и дифференцировку позвоночника подростков. Так, А.И. Кураченков (1956) отмечал, что силовые упражнения с тяжестями в юном возрасте без чрезмерных нагрузок не только не вызывают патологических изменений в позвоночнике, а напротив, укрепляя его мышечный корсет, оказывают благоприятное влияние на осанку, способствуют коррекции имеющихся дефектов в осанке.

Некоторые положения А.И. Кураченкова подтвердили в своих исследованиях Р.Е. Мотылянская, А.И. Стогова, Ф.А. Иорданская (1967), Л.С. Дворкин (1992) и другие. Так, по поводу низкого роста Л.С. Дворкин (1992) говорит, что у молодых атлетов, начавших заниматься силовой подготовкой с 13-14 лет, к 17-19 годам низкие и ниже среднего роста спортсмены составляют в среднем 37 %, а у бегунов - только 9,2 %.

Вместе с тем, по данным Л.С. Дворкина, низкий рост спортсменов-тяжелоатлетов в основном регистрируется в весовых категориях до 60 кг, а рост тяжелоатлетов, начиная с 75 кг, мало чем отличается от роста легкоатлетов и лиц, не занимающихся спортом (1992, 2006). Кроме того, по его же данным, у 92-95 % юных тяжелоатлетов, имеющих низкий рост к 19 годам, родители, как правило, были ниже своих детей или одного с ними роста.

Методические особенности физической подготовки юных бегунов

В спортивной литературе имеются работы, в которых раскрываются вопросы организации отбора, построения и планирования учебно-тренировочного процесса, технической подготовленности. Однако, в целом, вопросы совершенствования системы подготовки бегунов изучены недостаточно, поэтому российские спортсмены в мировом рейтинге, практически, не отображены. Тренеры и ученые ищут новые методические подходы в тренировке. Для этого они обратились к юношескому спорту, стремясь использовать этап спортивной подготовки юношей с максимальной выгодой для достижения высших результатов взрослых спортсменов. Часто, все с большим интересом, ждали появления во взрослых сборных сильных и, на взгляд тренеров, перспективных молодых спринтеров. Но это, как правило, не происходило (И.В. Азаров, 1983; В.К. Бальсевич, 1974, 2000; Д.Ю. Бравая, 1989; Ю.В. Верхошанский, 1977; А.А. Гужаловский, 1984 и др.).

Основной ошибкой, которая бытует среди тренеров до настоящего времени, является то, что спортивный результат у юных атлетов является основным и единственным критерием оценки избранной ими методики тренировки. Бег на короткие дистанции является одним из самых популярных и массовых видов легкой атлетики. Достижение высоких спортивных результатов в беге на короткие дистанции во многом обусловлено оптимальным уровнем специальной физической подготовленности (Н.В. Зимкин, 1962; З.И. Кузнецов, 1972; Г.И. Ковальчук, 1993 и др.).

Для спринтеров на стадии базовой подготовки используется широкий круг тренировочных средств, но при их применении важно учитывать специфику спринтерского бега. Будущие спринтеры должны использовать средства из различных видов спорта, направленные на улучшение всестороннего физического развития. Особое внимание, по мнению ряда специалистов, должно уделяться повышению уровня развития скоростно-силовых качеств (Ю.В. Верхошанский, 1977; С.А. Локтев, 1994 и др.).

На этапе начальной спортивной специализации (12-15 лет) наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала спортсменов, которые обеспечивают повышение уровня их скоростных и скоростно-силовых способностей. Именно быстрота и "быстрая" сила наиболее интенсивно растут в данном возрасте, весьма благоприятном для накопления указанных составляющих общего физического потенциала человека. Поэтому наибольшее внимание при организации физической подготовки юных бегунов необходимо уделять, прежде всего, тренировке скоростных и скоростно-силовых качеств (В.П. Филин, 1968; В.Г. Алабин, 1968; Т.П. Юшкевич, 1978 и др.).

В связи с этим основной упор в тренировке подростка должен быть сделан на использование тех упражнений, которые в большей мере соответствуют особенностям ритма развития двигательной функции детей 12-15 лет. В этом смысле оказывается очень важным подбор средств и методов тренировки. В скоростно-силовой подготовке недопустимы большие отягощения, которые не позволяют выполнять быстрые движения. Быстрый бег, прыжки, метание легких снарядов, темповые гимнастические упражнения и многие спортивные игры, которые требуют сноровки, быстроты реакции, быстроты движений и перемещений, - вот основной круг средств для развития силовых и скоростно-силовых качеств детей 12-15 лет (В.А. Сальников, 1990; А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001; В.П. Филин, В.Г. Семенов, 1993; Т.М. Юшкевич, 1978 и др.). Вместе с тем отмечается, что на этом этапе не следует применять в большом объеме бег в стандартных условиях с максимальной скоростью. Весьма эффективно также использование различных упражнений в меняющихся ситуациях и формах, в частности эстафетный бег (Ю.Г. Травин, 1975).

В исследованиях С.В. Скрыгина (1989) показано, что подбор эффективных средств подготовки юных бегунов-спринтеров на различных этапах годичного цикла должен предусматривать определенную последовательность использования тренировочных нагрузок различной направленности во времени, обоснованно допустимые объемы специальной подготовки в годичном цикле и на отдельных его этапах. При этом необходимо располагать достаточно точными данными об удельном весе тренировочных воздействий специализированных упражнений в мезоциклах с различной направленностью. Отсутствие в методической литературе конкретных рекомендаций по этим вопросам, по его мнению, является причиной неоправданного форсирования тренировочного процесса, стабилизации или регресса достижений атлетов.

Общий объем тренировочных нагрузок в мезоциклах колеблется от 2,3 до 20,7% от общегодового объема. При этом максимальный объем нагрузок для воспитания общей выносливости в месячном цикле достигает 20,7%, для воспитания силовых качеств - 16,5%, скоростно-силовых качеств - 14%, скоростной выносливости - 12,5%, скоростных возможностей и быстроты - 12,7%.

Анализ состояния нервно-мышечного аппарата иных бегунов на короткие дистанции в первом и втором тренировочных мезоциклах осенне-зимнего подготовительного периода позволяет рекомендовать в рамках специальной подготовки бег с интенсивностью 80-90%; в третьем - 91-95% и 80-30%; в четвертом - 96-100% (свыше 100 метров), 91-95 и 80-90%; в пятом - 96-100% и 91-95%. В первом мезоцикле весенне-летнего подготовительного периода рациональным является бег с интенсивностью 80-90%; во втором - 91-95% (свыше 100 метров) и 80-90%; в третьем - 91-95% и 30-90%; в четвертом - 96-100% (свыше 100 метров), 91-95% и 80-90%; в пятом - 96-100% и 91-95% (О.И. Павлова, 2005).

В беге на короткие дистанции развиваются максимальные усилия, и это создает предпосылки к возникновению скованности и искажению рациональной формы движений и целесообразной координации развиваемых усилий. Напрягаются мышцы, не участвующие в выполнении беговых движений. Все это вызывает лишние энерготраты и снижает частоту рабочих движений.

Рассмотрим (по Ю.В. Верхошанскому, 1977) противоположный случай, когда бегуны, применяя многоскоки, надеются активизировать работу мышц-разгибателей тазобедренных суставов, тогда как на самом деле повышают активность разгибателей коленного сустава. Следовательно, во втором примере тренеру и спортсменам не удалось подобрать упражнения для формирования необходимой мышечной координации.

Для совершенствования внутримышечной координации следует применять такие упражнения, которые позволят одновременно включить в работу наибольшее количество двигательных единиц (ДЕ) (напомним, что ДЕ состоит из мотонейрона, аксона, клетки Реншоу и пучка мышечных волокон - мионов), добиться высокой частоты импульсации мионов мотонейронами и достичь оптимальной синхронизации в работе всех мотонейронов. Именно от этих трех показателей, вернее, от разумного их сочетания, зависит идеальная внутримышечная координация. Для того чтобы вызвать наибольшие физиологические сдвиги, применяют нагрузочные тренировочные задания, например, упражнения с большими отягощениями (чем больше отягощение, тем выше реакция ответа трех указанных физиологических механизмов).

Следует с первых же занятий уделять большое внимание сохранению свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление проявить себя с лучшей стороны может привести к чрезмерному напряжению и искажению естественных движений. На формирование правильной координации сокращения и расслабления мышц тела бегуна отрицательное влияние оказывает раннее начало обучению бегу со старта, особенно с низкого. Понятие "раннее начало" сугубо индивидуально, и обучающий должен уметь правильно определить время готовности каждого ученика к изучению техники бега со старта, особенно со старта по сигналу (Ю.П. Замятин, 1977; Л.П. Матвеев, К.Г. Молчиниколов, 1979; Ю.Ф. Курамшин, 1980; В.И. Лях, 1986; С.Б. Назаров, Л.С. Горожанин, 1988; С.А. Локтев, 1994; Л.П. Матвеев, 2000; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецова, Г.З. Карнаухова, 2001 и др.).

Резюме

Чтобы объективно подойти к решению проблемы силовой подготовки подростков в таких видах спортивной деятельности как бег важно было точно определиться с методами развития силы, используемыми в спортивной практике.

Было установлено, что из большого многообразия традиционных методов развития силы, которые нашли свое отражение в многочисленных научных трудах таких известных авторов, как Н.В. Зимкин (1962), L. Нarre (1971), Ю.В. Верхошанский (1977), А.Н. Воробьёв (1977, 1989), В.П. Филин (1974), В.Б. Коренберг (2004) и др., мы не нашли таких методов, в которых бы доказывалась возможность широкого использования дозированных отягощений интенсивного характера, позволяющих целенаправленно развивать взрывную силу в подростковом возрасте.

Вместе с тем следует отметить, что в научных трудах А.Н.Воробьёва (1977), А.С. Медведева (1986), Л.С. Дворкина (1992, 2005) говорилось о высокой эффективности использования вариативно-прогрессивного и сопряженно-последовательного методов развития взрывной силы в тренировке взрослых атлетов. Однако данные авторы не были едины в вопросах планирования величин нагрузки при использовании тех или иных отягощений.

Мы не обнаружили специальных разработок, связанных с изучением вопросов силовой подготовки школьников, занимающихся оздоровительным бегом, при помощи отягощений интенсивного характера. Нет достаточно известных данных и о широком использовании отягощений интенсивного характера в тренировке бегунов подросткового возраста (С.В. Скрыгин, Ф.П. Суслов, В.Г. Алабин, И.В. Азаров, О.И. Павлова).

Даже в научно-теоретических и методологических трудах Ю.В. Верхошанского и др. авторов, которые внесли огромный вклад в решение проблемы развития скоростно-силовых у спортсменов различных видов спорта, не использовались методы с дозированными отягощениями интенсивного характера. В то же время в научных трудах А.С. Медведева (1986), Л.С. Дворкина (1992), С.В. Новаковского (2004) и др. доказывается возможность при правильной организации тренировочного процесса применять дозированные отягощения интенсивного характера в тренировке молодых спортсменов подросткового и юношеского возраста.

Таким образом, анализ литературных данных убеждает в необходимости проведения исследования, направленного на разработку и обоснование методики развития силы на основе дозированных отягощений применительно к юным бегунам 13-14-летнего возраста.

Глава 2. методы и организация исследования


Методы исследования

Для реализации задач исследования использовались следующие методы:

анализ литературы (монографий, методических пособий, сборников научных трудов, научно-теоретических журналов);

педагогические исследования;

педагогическое тестирование;

исследования в тренировочных условиях;

динамические наблюдения с целью оценки и анализа изменения уровня физической подготовленности юных атлетов;

естественный (в тренировочных условиях) педагогический эксперимент;

математико-статистический анализ полученного в ходе исследования фактического материала с целью оценки достоверности и выявления степени связи между регистрируемыми характеристиками.

Педагогический эксперимент

В педагогическом эксперименте принимали участие школьники, занимающие в летний период времени оздоровительным бегом 13-14 лет. Эта группа была разделена на две подгруппы (экспериментальную и контрольную) по 15 школьников в каждой (только мальчики). Эксперимент проходил в течение трех месяцев с июня по август .

Педагогический эксперимент заключался в том, что в естественный характер тренировочного процесса юных бегунов, при трехразовых занятий в неделю, через одно занятие включались упражнения с отягощениями, выполняемые с использованием "вариативного" метода подъема тяжестей в пределах от 40 до 60% от веса тела школьников (1 вариант) и "сопряженно-последовательного" повышения нагрузки при подъеме тяжестей в пределах от 60 до 80% от веса тела и 3 вариант - сочетание первых двух методов (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Экспериментальные варианты применения интенсивных отягощений в тренировке юных спортсменов 13-14 лет:

При помощи данных методов на этапе начальной спортивной специализации мы стремились достигнуть эффекта силовой подготовленности юных бегунов. Объем силовой подготовки в экспериментальной группе составлял от 20 до 30% от общего объема тренировочного занятия. табл. 2.1).

Процесс силовой подготовкой спортсменов из контрольной группы осуществлялся по общепринятой методике но без применения отягощений.

Итоги эксперимента оценивались во всех случаях при выполнении традиционных силовых упражнений (жим лежа и приседание со штангой на плечах), которые широко применяются в силовой подготовке в различных видах спорта циклического и ациклического характера.

Скоростно-силовая подготовленность оценивалась по следующим тестам: бег 30, 60 м, челночный бег 3х10 с хода и сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с;

В таблицах 2.1-2.2 приведено примерное содержание тренировочных занятий в экспериментальной и контрольной группах бегунов 13-14-летнего возраста. Принципиальное отличие этих занятий заключалось в том, что в первом случае были включены два занятия, на которых юные спортсмены тренировались с тяжестями. Причем эти отягощения были строго дозированы с учетом индивидуальных особенностей подростков, их физической подготовки и физического развития.

Контрольно-педагогические испытания

Итоги эксперимента оценивались во всех случаях при выполнении традиционных силовых упражнений (жим лежа и приседание со штангой на плечах), которые широко применяются в силовой подготовке в различных видах спорта циклического и ациклического характера.

Скоростно-силовая подготовленность оценивалась по следующим тестам: бег 30, 60 м, челночный бег 3х10 с хода и сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с;

Таблица 2.1 Примерное содержание тренировочных занятий в экспериментальной группе юных бегунов 13-14 лет

Таблица 2.2 Примерное содержание тренировочных занятий в контрольной группе юных бегунов 13-14 лет


Врачебно-педагогический контроль

На протяжении педагогического эксперимента сотрудниками врачебно-физкультурного диспансера осуществлялся тщательный врачебно-педагогический контроль. Оценивался уровень физического развития (длина и вес тела, окружность грудной клетки и жизненная емкость легких).

При оценке физического развития юных атлетов особое внимание уделялось наружному осмотру (соматоскопии) с целью определения типа телосложения, выявления морфологических особенностей тела (формы, размеров, пропорций), отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, плоскостопие и т.д.), которые могут повлиять на успешность занятий спортом. При обнаружении тех или иных отклонений от нормы, не имеющих патологических форм, юным атлетам давались рекомендации по их профилактике.

Организация исследований

Педагогические исследования проводились в течение двух - с 2005 по 2007год. Эксперимент проходил на базе МОУ СОШ № 2 г. Краснодара.. В этой школе на протяжении многих лет работают спортивные секции по легкой атлетике.

На первом этапе (сентябрь 2005 - декабрь 2005 г.) был проведен анализ литературы и определена проблема исследования. Затем была организована работа по комплектованию экспериментальных и контрольных групп с учетом физического развития, физической подготовленности, стажа занятий. Было принято решение проводить исследования с участием 13-14-летних школьников, которые проходили этап начальной спортивной специализации. Таких подростков набралось по 15 человек в каждой группе.

Второй этап (январь 2007 - сентябрь 2007 г.) исследования был посвящен изучению эффективности влияния экспериментальной методики силовой подготовки на различные стороны тренировки юных бегунов

На третьем этапе (сентябрь 2007 - декабрь 2007 г.) осуществлялась разработка методических рекомендаций, проводились педагогические оценки, математическая обработка результатов исследований и написание выпускной квалификационной работы.

При обработке полученных результатов исследований использовались традиционные методы математической статистики. Значимость тех или иных результатов определялась по достоверности различий t-критерия Стьюдента, наблюдаемой между средними арифметическими показателями двух независимых распределений при Р=0,05; а в отдельных случаях и при Р=0,01.

Глава 3. методики развтиия силовых возможностей школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительным бегом

Содержание тренировочного процесса юных спортсменов с использованием интенсивных отягощений

Известно, что физиологической основой тренировки является адаптация. По мнению ряда авторов, приспособление организма к многообразным средствам и методам тренировки дает наибольший эффект лишь тогда, когда нагрузка на организм соответствует силе и возможностям человека (И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов, 1999; А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук, 2003; Ю.А. Шулика, 2004 и др.).

Любой тренировочный процесс включал в себя три функционально соподчиненных комплекса: комплекс внешних отношений занимающихся физической культурой м спортом (результат), комплекс внутренних отношений организма (специальная работоспособность) и комплекс тренирующих воздействий (тренировочная нагрузка), предназначенный для изменения внешних и внутренних отношений организма человека в требуемом направлении (Ю.В. Верхошанский, 1977; А.Н. Воробьёв, 1976; 1989; Л.С. Дворкин, 2005, 2006; В.Б. Коренберг, 2004 и др.).

Принципиальный подход к использованию дозированных отягощений заключался в том, что он позволял за относительно ограниченное тренировочное время осуществлять целенаправленное и в то же время не форсированное повышение на новый, более высокий уровень силовых качеств школьников, занимающихся бегом. Естественно, мы понимали, что эффективность решения этой проблемы связана с необходимостью учета уровня тренированности каждого школьника. Повышение величины силовой нагрузки в период эксперимента происходило не непрерывно, а поэтапно. Для этого ежедневно оценивалось и учитывалось состояние школьников и регулярно корректировалась программа тренировки, опираясь на растущий уровень их подготовленности; определялись физические и функциональные возможности, подбирались средства и методы, величины нагрузок, составлялся общий, а в некоторых случаях и индивидуальный план и др.

В процессе тренировки постоянно приходилось возвращаться к уточнению индивидуальных особенностей спортсмена, определять новые задачи, выбирать более эффективные средства и методы, а план тренировки постоянно приспосабливать к изменяющимся функциональным возможностям юных спортсменов.

При трехразовых в неделю тренировках в беге большое значение придавалось процессу восстановления сил школьников к очередному тренировочному занятию (сбалансированное питание, витамины, обязательная парилка не менее одного раза в неделю, утренняя гимнастика, соблюдение режима дня). Тренирующее воздействие сменялось реабилитационными паузами, необходимыми для восстановления и стабилизации возможностей организма школьников на достигнутом функциональном уровне.

В основу методологического подхода к разработке и обоснованию содержания силовой подготовки школьников, занимающихся оздоровительным бегом с учетом двигательных локомоций были положены следующие предпосылки:

ведущая двигательная способность совершенствуется более эффективно в том случае, если применяется комплексная тренировка. Существенную роль при этом играет "вариативность нагрузки", то есть применение тренирующих воздействий, различающихся по своей преимущественной направленности на ту или иную функциональную систему организма, а также по силе и интенсивности (В.К. Бальсевич, 1974, 2000; З.Б. Белоцерковский, Б.Г. Любина, 2000; Ю.В. Верхошанский, 1977; В.М. Волков, 1993; А.Н. Воробьёв, 1977);

организм щкольника адаптируется к постоянному по силе тренирующему воздействию и последнее постепенно теряет свой развивающий эффект (Ю.В. Верхошанский, 1977);

выполнение упражнения с отягощениями вовлекает в работу максимально возможное количество двигательных функциональных единиц: чем большее количество мышечных волокон различных типов вовлечено в работу и чем выше частота разряда их мотонейронов, тем выше будут показатели развиваемой силы (P.D. Gollnik, 1973; А.Н. Воробьев, 1977).

Исследования показали, что развитие силы у школьников, занимающихся оздоровительным бегом на средние дистанции, позволяет создать базовую основу, которая способствует более эффективному выполнению таких двигательных действий во время бега (А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук, 2003) (рис. 3.2).

В эксперименте использовались следующие варианты системного применения средств силовой подготовки школьников¸ занимающихся оздоровительным бегом:

вариант - "вариативный" - методика подъема тяжестей в пределах от 40 до 60% от веса тела школьников, при 4 подходах на одном занятии и при 5-6 повторений в одном подходе;

вариант - "сопряженно-последовательный" повышение нагрузки при подъеме тяжестей в пределах от 60 до 80% от веса тела, при 3-4 подходах на одном занятии и при 2-3 повторениях в одном подходе;

3 вариант - "интегральный" - равное сочетание первых двух методик.

Рассмотрим особенности влияния этих трех вариантов на развитие силы в процессе занятий школьников 13-14 лет оздоровительным бегом

. "Вариативный" метод тренировки способствует развитию быстрой силы мышц.

. "Сопряженно-последовательный" метод способствует эффективному развитию скоростно-силовых качеств мышц.,

. Сочетание этих методов можно использовать как альтернативный вариант тренировочного процесса школьников.

Методика применения тех или иных вариантов силовой подготовки реализовывалась в период эксперимента через одно тренировочное занятие при трехразовых занятиях в неделю. Такой подход позволял добиться "контрастности" тренирующих воздействий, что является фактором, усиливающим функциональную восприимчивость организма на воздействие новых интенсивных силовых нагрузок, которые ранее подростками не выполнялись.

Вышеприведенный вариант планирования силовой подготовки стал основой экспериментальной проверки его эффективности в тренировочном процессе юных бегунов.

Влияние экспериментальной методики на уровень совершенствования силовой подготовленности школьников, занимающихся оздоровительным бегом

Для изучения тренировочного эффекта трех вариантов методики силовой подготовки подростков был проведен естественный эксперимент в течение трех месяцев (июнь - август).

В течение первых 4 недель (июнь) объем нагрузки при выполнении упражнений с отягощениями увеличивался с 10 до 20% от общего объема тренировочного занятия. В последующих 8 недель объем нагрузки силовой подготовки школьников возрастал с 20 до 35% от общего объема. Процесс увеличения объема силовой нагрузки имел вариативный характер (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Динамика силовой подготовки школьников (в процентах от общего объема учебного времени одного тренировочного занятия)

Результаты предварительного исследования возможности применения методов развития силы на основе отягощений в тренировочном процессе подростков бегунов позволил сделать заключение о том, что данная силовая подготовка эффективна, если тренирующий потенциал средств, вводимых в тренировку, последовательно, хотя и вариативно, нарастает.

Длительное применение одних и тех же величин нагрузки не эффективно. Сохранение тренирующего потенциала нагрузки в целом в дальнейшем обеспечивалось не столько за счет увеличения объема, сколько за счет качественного планирования. В условиях неуклонного наращивания потенциала нагрузки большое значение приобретают так называемые "щадящие" нагрузки. В этом случае величина объема нагрузки применения отягощений снижалась до минимума. Из рис. 3.1 видно, что такая нагрузка планировалась в 5 и 9 неделях, 17 и 21 неделях.

Исходные результаты тестирования. Как было отмечено в преамбуле данной главы, силовая подготовка оценивалась по данным контрольно-педагогических испытаний в приседании со штангой на плечах и жиме лежа. Первые контрольно-педагогические испытания позволили определить исходные результаты в этих упражнениях (табл. 3.1 и 3.2). У школьников 13-14 лет средний показатель в приседании со штангой на плечах в экспериментальной группе был равен 33,6 кг, а в контрольной группе сверстников 35,2 кг (различия не достоверны при Р>0,05). В жиме лежа в экспериментальной группе школьников исходный результат оказался даже недостоверно ниже (24,8 кг), чем в контрольной группе (25,2 кг). Различия недостоверны.

Таблица 3.1 Показатели силовой подготовленности школьников-бегунов 13-14 лет

Время тестирования

Экспериментальная группа (n = 15)


Приседание

Жим лежа


M

±m

δ

M

±m

δ

Исходные показатели

33,6

2,4

9,36

24,8

2,2

8,58

Итоговые

46,7

2,5

9,75

32,1

2,1

8,2

ΔM2-M1

9,1



7,3



Δ %

27



21,3

<2,7



<2,4




Таблица 3.2 Показатели силовой подготовленности школьников-бегунов 13-14 лет

Время тестирования

Контрольная группа (n = 15)


Приседание

Жим лежа


M

±m

δ

M

±m

δ

Исходные показатели

35,2

2,83

11,0

25,2

2,9

11,3

Итоговые

41,8

3,2

12,5

27,1

2,8

10,9

ΔM2-M1

6,6



1,9



Δ %

18,7



7,5



t при P=0,05

>1,57



>0,46




При рассмотрении исходных значений общей и специальной физической подготовленности бегунов 13-14 лет экспериментальной группы было установлено, что 30 м они пробегали до начала исследования в среднем за 5,6 с, а в контрольной группе за 5,7 с. В челночном беге 3х10 м результаты первого тестирования были равны соответственно 9,0 и 8,8 с.

Средние результаты в беге на 30 м и в челночном беге 3х10 м в группе юных бегунов на короткие дистанции невысокие, так как некоторые принимавшие участие в эксперименте подростки тренировались в секции не более года. Этого срока еще недостаточно, чтобы можно было добиться хороших результатов в таком физическом качестве, как быстрота.

Эффективность экспериментальной методики определялась по данным прироста результатов в каждом контрольном упражнении на протяжении всего педагогического эксперимента по показателям полученных результатов в каждой контрольной точке, которых в эксперименте было четыре.

Изменение результатов в жиме лежа. По результатам трехмесячного эксперимента у всех школьников наблюдался прирост силовых показателей независимо от методики тренировки. Однако у юных бегунов экспериментальной группы имело место более выраженное изменение показателя прироста максимальной силы по сравнению с их сверстниками из контрольных групп. Если разница в показателях приседания со штангой на плечах у бегунов экспериментальной и контрольной групп на первом испытании составляла 1,6 кг в пользу последней, то через год по уровню развития мышечной силы ног юные бегуны из экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной на 4,9 кг (рис.3.2).


То же самое можно сказать и о результатах тестирования жима лежа (рис. 3), только с одной примечательной особенностью: юные бегуны из экспериментальной группы в жиме лежа превзошли своих сверстников из контрольной группы более выражено, чем в приседании со штангой на плечах (+5,0 кг).


Влияние экспериментальной методики тренировки юных спортсменов на уровень совершенствования скоростно-силовой подготовленности

Характеристика влияния экспериментальной методики на уровень физической подготовки юных бегунов 13-14 лет давалась на основании следующего тестирования: бег 30, 60 и 400 м, челночный бег 3х10 с хода, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с. Тестирование проводилось до начала эксперимента и через шесть месяцев.

Результаты исследования показали, что трехмесячная подготовка в целом привела к приросту показателей скоростно-силовых качеств у бегунов как в экспериментальной, так и контрольной группах. Однако, если в первом случае из пяти контрольных тестов достоверные изменения произошли в пяти, то во втором случае только в двух тестах - беге на 400 м и сгибании и разгибании рук в упоре лежа за 20 с (табл. 3.3).

В конце трехмесячной подготовки в экспериментальной группе наиболее выраженный относительный прирост был зафиксирован в сгибании и разгибании рук в упоре лежа за 20 с (36%), в беге на 400 м (+10%) и в беге на 60 м (9%), а в контрольной группе, соответственно, 22, 8 и 6%.

Если оценивать результаты по величине абсолютных показателей выполнения тестовых упражнений, то в этом случае имеет место несомненное преимущество юных легкоатлетов экспериментальной группы.

Таблица 3.3 Показатели прироста показателей скоростно-силовых качеств у бегунов 13-14 лет в летнем периоде

Тесты

Группы

Исходные показатели

Итоговые показатели

ΔM2-M1, %



M1±m

±g

V,%

M2±m

±g

V,%


Бег 30 м, с

Эксп.

5,0±0,1

±0,4

8,0

4,7±0,06

0,25

5,4

6 t=3,0*


Контр.

±0,41

8,5

4,7±0,1

0,39

8,2

4 t=1,4

Бег 60 м, с

Эксп.

9,2±0,15

±0,59

6,4

8,4±0,13

0,5

6,1

9 t=4,0*


Контр.

9,1±0,16

±0,61

6,8

8,6±0,15

0,6

6,9

6 t=1,0

Бег 400 м, с

Эксп.

72±1,6

±6,2

8,6

65±1,4

5,5

8,5

10t=3,2*


Контр.

73±1,5

±5,9

8,2

66±1,4

5,3

8,2

8 t=3,5*

Челночный бег 3х10 с хода, с

Эксп.

8,1±0,18

±0,7

9,8

6,7±0.15

0,6

9,1

6 t=2,16*


Контр.

8,0±0,17

±0,67

9,6

6,8±0,18

0,7

9,5

3 t=2,0

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с, кол. раз

Эксп.

9,1±0,2

±0,72

10,1

12,4±0,3

1,2

9,8

36 t=14,7*


Контр.

9,2±0,2

±0,7

9,9

1,05

9,4

22t=11,1*

Примечание: * - говорит о достоверности различий при Р<0,05.

Так, если в беге на 30 м на первом испытании юные бегуны экспериментальной группы показали меньший результат на 0,1 с, чем их сверстники из контрольной группы, то в конце эксперимента их показатели сравнялись. По итогам исследования юные бегуны экспериментальной группы были лучше своих сверстников в беге на 60 м - на 0,2 с, на 400 м - на 0,1 с, в челночном беге - на 0,1 с и в сгибании и разгибании рук в упоре лежа за 20 с - на 1,2.

Все это позволяет говорить о том, что силовая подготовка юных бегунов с использованием отягощений приводит к достоверно более выраженному приросту результатов в целом во всех упражнениях, характеризующих физическую подготовленность по сравнению с показателями юных бегунов контрольной группы.

На рис. 3.4 приведены интегральные относительные показатели прироста результатов тестирования, которые определялись как частное от деления суммы всех величин относительного прироста на количество тестов. Так, в экспериментальной группе интегральный показатель прироста составил 12%, а контрольной группе сверстников - по 7%.

Рис. 3.4. Интегральные относительные показатели прироста результатов в физической подготовленности школьников-бегунов за три месяца летнего периода

Резюме

Итак, методология планирования силовой подготовки осуществлялось на основе применения различных методик, которые в целом способствовали улучшению физической подготовленности юных бегунов 13-14 лет.

Рассматривались результаты педагогического эксперимента, в котором приняли участие группа бегунов подросткового возраста, которая была разделена на две группы (экспериментальную и контрольную) по 15 в каждой. Эксперимент проводился в течение трех месяцев (июнь-август).

В содержание силовой подготовки контрольной группы юных бегунов входили традиционные средства тренировки, как правило, без использования отягощений характера (см. главу 2). В то время как их сверстники из экспериментальных групп выполняли на двух занятиях из четырех в неделю до от 20 до 35% от общего объёма тренировочного времени силовую нагрузку, в которой использовались три варианта методик применения интенсивных отягощений: "вариативный", "сопряженно-последовательный" и интегральный.

Для контрольного тестирования силовых возможностей были выбраны традиционные упражнения силового характера (жим лежа и приседание со штангой на плечах), которые широко применяются в физической подготовке атлетов-единоборцев и спринтеров. Правильно выполнять данные силовые упражнения можно было научиться за одну, максимум, за две тренировки.

Планирование осуществлялось на основе прогрессивного варьирования величины силовой нагрузки в период проведения эксперимента в течение 24 недель. Тренирующее воздействие сменялось реабилитационными паузами на 5, 9, 17 и 21 микроциклах, позволяющими восстанавливать физические возможности организма юных борцов и бегунов на короткие дистанции.

Влияние экспериментальной методики на показатели физической подготовленности юных бегунов 13-14 лет оценивалось по таким тестам: бег на 30, 60 и 400 м, челночный бег 3х10 м с хода, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с. Тестирование проводилось в начале эксперимента и в конце.

сила бегун физический тренировка

Выводы

. Позитивное развитие силы в летнем периоде у школьников 13-14 лет, занимающиеся оздоровительным бегом, обеспечивается при условии постепенного увеличения объема силовой подготовки в 1-12 тренировочных занятий с 10 до 20%, а в 13-24 тренировочных занятий с 20 до 35% от общего объема учебно-тренировочного времени. При этом силовую нагрузку следует планировать только на двух занятиях при трехразовой тренировочной недели с применением следующих методов:

-4, 13-16 тренировочные занятия - "вариативный" ® "сопряженно-последовательный" ® "интегральный" методы;

-8, 17-20 тренировочные занятия - "сопряженно-последовательный" ® "вариативный" ® "сопряжено-последовательный";

-12, 21-24 тренировочные занятия - "интегральный" ® "сопряженно-последовательный" ® "вариативный"

. Достоверное совершенствование силовых возможностей школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительным бегом, достигается при условии применения следующих методов:

вариант - "вариативный" - методика подъема тяжестей в пределах от 40 до 60% от веса тела школьников, при 4 подходах на одном занятии и при 5-6 повторений в одном подходе;

вариант - "сопряженно-последовательный" повышение нагрузки при подъеме тяжестей в пределах от 60 до 80% от веса тела, при 3-4 подходах на одном занятии и при 2-3 повторениях в одном подходе;

вариант - "интегральный" - равное сочетание первых двух методик.

. В 13-14-летнем возрасте вариативный характер применения различных отягощений оказывает неоднозначное влияние на темпы прироста максимальных силовых возможностей:

у юных бегунов максимальные показатели силы мышц ног увеличиваются равномерно (в среднем от 8 до 9,3%) по данным тестирования во втором, четвертом и шестом занятии, в то время как наиболее выраженное увеличение силы мышц рук наблюдается только в шестом занятии (18%);

Практические рекомендации

В тренировке юных бегунов 13-14 лет большое значение имеет правильный подбор средств и методов физической подготовки. Особенно важно грамотно использовать отягощения для развития скоростно-силовых качеств. Именно этот возраст является наиболее уязвимым для воздействия не апробированных силовых нагрузок, которые в 13-14 лет могут оказаться предельными. Поэтому в специальной силовой подготовке юных бегунов отягощения дозированного характера необходимо применять только в тренировочных условиях и только для совершенствования специфических двигательных качеств, характерных для соревновательных упражнений.

Список литературы

1.   Азаров И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Омск, 1983. - 22 с.

2.  Азаров И.В. Коррекция тренировочного процесса, направленного на развитие прыгучести у юношей 13-14 лет, в связи с использованием специальных средств скоростно-силовой подготовки / И.В. Азаров, И.Т. Лысаковский //Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования: Сб. науч. тр. - Омск, 1996. - С. 69-70.

3.      Алабин В.Г. Исследование средств и методов начальной спортивной подготовки детей и подростков (на материале легкой атлетики): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1966. 20 с.

.        Алабин В.Г. Многолетняя тренировка легкоатлетов / В.Г. Алабин. Минск: Высшая школа, 1981.-207 с.

.        Алабин В.Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В.Г. Алабин, А.В. Алабин, В.П. Бизин. -Харьков: Основа, 1993.-244 с.

6.   Бальсевич В.К. Биодинамические характеристики некоторых видов спортивных и естественных локомоций // Вопросы биомеханики физических упражнений: Сб. науч. работ. - Омск, 1974. С. 19-54.

7.   Бальсевич В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех// Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С.21-22.

.     Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

9.      Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. С. 21 - 26.

.        Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений спортивной тренировки в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 6. - С. 15 - 25.

11. Бегидов В.С., Селуянов В.Н. Методика силовой подготовки дзюдоистов 15-17-летнего возраста// Теория и практика физической культуры. - 1993 - № 5-6. - С.5.

12. Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г. Адаптация спортсменов к выполнению специфических статических нагрузок // Теория и практика физической культуры. - № 7. - 2000. - С. - 46-49.

13. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947. - 256 с.

14.    Бернштейн Н.А. Проблемы взаимоотношений координации и локализации // Архив блд. Наук, 1935. - Т.38. - С. 1-38.

15. Бернштейн Н.А. Исследование по биодинамике ходьбы, бега, прыжков Л., 1940. - 320с.

16. Бравая Д.Ю. Физиологический анализ разных методов и режимов тренировки мышечной силы: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1989. - 27с.

.     Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 c.

18. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

19.    Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 333 с.

20. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и внутригрупповая. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 290 с.

.     Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Е.К.Аганянц. - Краснодар: КГАФК, 1991. - 104 с.

.     Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 5-6.- С. 51-54.

.     Волков Л.В. Планирование физического воздействия в физическом воспитании учащихся разного возраста, пола и физического развития // Физическое воспитание учащихся. - Киев, 1988.-С. 150 - 186.

.     Волков Я.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом: Дис. ... д-ра пед. наук. - Киев, 1988. - 297 с.

25.    Воробьев А.Н. Некоторые физиологические и гигиенические основы тяжелой атлетики // Тяжелая атлетика. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - С.211-242.

.        Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяжелая атлетика: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - С. 117-131.

.        Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. - М.: Физическая культура и спорт, 1989. - 272 с.

.        Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии спортивной тренировки. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1977. 255 с.

.        Воробьев А.Н., Саксонов Н.И. Физиологические и гигиенические основы тяжелой атлетики // Тяжелая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1972. - С.243-274.

30. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 189 с.

31. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.И. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. -1994. - № 5-6. - С. 24-32.

32.    Гомберадзе К.Г. К вопросу о сенситивных периодах развития отдельных функций развития организма детей и подростков// Материалы международного симпозиума по проблеме "Система отбора и спортивной ориентации юных спортсменов". - М., 1975. - С. 80-84.

.        Гордничев Р.М., Тхоревский В.И. Физиология нервно-мышечного аппарата: Учебн. пособие. - Великие Луки, 1993. - 40 с.

.        Гужаловский А.А. Проблема "критических'' периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания. Очерки по теории физической культуры: Труды учен. соц. стран / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1984.-С. 211-224.

35. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: Дис. … докт. пед. наук. - М., 1992. - 453 с.

36.    Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2006. - 396 с.

.        Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Советский спорт, 2005. - 600 с.

.        Дворкин Л.С., Дворкин И.Л., Рожковец В.В. Методика базовой силовой подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2006. - 99 с.

.        Дворкин Л.С., Младинов Н.И. Силовая подготовка юных атлетов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1992.- 80 с.

.        Дворкин Л.С., Новаковский С.В., Степанов С.В. Влияние дозированных отягощений на функциональные возможности организма молодых спортсменов: Лекция для студентов вузов физической культуры. - Екатеринбург, 2002 - 46 с.

.        Дворкин Л.С., Степанов С.В. Методика общесиловой подготовки: Учебно-методическое пособие.- Краснодар: КубГУ, 2001. - 48 с.

43. Долгов В.А., Лысенко В.В. К оценке физического состояния учащихся средних школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - № 4. - С. 17-18.

44. Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 464 с.

45. Зациорский В.М. Координация двигательной и вегетативной мышечной деятельности человека, - М.-Л., 1965. - 365 с.

.     Зимкин Н.В. Качественные стороны двигательной деятельности / Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. - Л.: Наука, 1969. - 584 с.

.     Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости // Физиол. журн. СССР. - 1962. - Т. 48.- № 4. - С. 499-501.

.     Ким В.В., Латыпов М.М., Линькова Н.А. и др. О разделении спорта и оздоровительной физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3. - С.-17-21.

49. Ковальчук Г.И. Техника спринтерского бега и разбега у прыгунов в высоту / Вопросы биомеханики физических упражнений: Сб. науч. тр. Омск: ОГИФК, 1993. - С. 39-44.

50. Коренберг В.Б. Зависимость "сила - скорость" и строение опорно-двигательного аппарата // Биомеханика и новые концепции физкультурного образования и системы спортивной подготовки: Тезисы докладов Международной научной конференции. - Нальчик: Каб.-Балк. ун.-т, 1999.- С. 130 - 133.

51.    Коренберг В.Б. Спортивная биомеханика: Словарь-справочник: Учебное пособие. - Малаховка: МГАФК, 1999. - Ч. II: Биомеханическая система. Моторика и ее развитие. Технические средства и измерения. - 192 с.

.        Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 340 с.

53. Костенко А.П. Статические и динамические упражнения локального воздействия как эффективное средство силовой подготовки школьников 5-7-х классов: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Краснодар, 1999. - 26 с.

.     Кузнецов В.К. Возрастная эволюция мышечной силы у школьников 10-17 лет, занимающихся спортом не систематически // Теория и практика физической культуры. - 1977. - № 5. - С. 38-43.

55.    Кузнецова З.И. Критические периоды развития быстроты, силы и выносливости детей школьного возраста: Тезисы пятой научной конф. по физическому воспитанию детей и подростков / Под ред. З.И. Кузнецовой и В.П. Филипповича.- М.: АПН СССР, 1972. -С. 144-146.

.        Кузнецов А.С. Организационно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе: Дис. … докт. пед. наук. - Краснодар. - 2002. - 458 с.

.        Курамшин Ю.Ф. Методы развития двигательных физических качеств.- Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1980. - 31 с.

.        Кураченков А.И. Методическое письмо преподавателям, тренерам и врачам спортивных школ тяжелой атлетики. - М.: КОИЗ, 1956. - С. 15-17.

.        Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А., Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 160 с.

60. Лазаренко Т.П. Метрологические основы контроля силовых качеств спортсмена. - М.: ГЦОЛИФК, 1983. - 16 с.

.     Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.

62.    Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - Изд. 4-е, доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

63. Левченко В.Г. Медико-биологические основы дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников. - Майкоп: Редакционно-издательский отдел АГУ, 2002. - 144 с.

.     Леонова В.А. Дифференцированный подход к выбору методов совершенствования двигательных качеств школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - С. 11-12.

65.    Локтев С.А. Педагогический и медико-биологический контроль за юными бегунами на средние дистанции // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 11. - С. 11-14.

66. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 4. - С. 11-16.

.     Лях В.И. Развитие и совершенствование координационных способностей школьников от 7 до 17 лет в процессе физического воспитания // Физиологические особенности организма школьника и физическое воспитание: Сборник научных трудов. - Свердловск: Свердл. пед. ин-т, 1986. - С. 81-87.

.     Мартиросов Э.Г. Соматический статус и спортивная специализация: Дис. в виде научного доклада д-ра биол. наук. - М., 1998. - 87 с.

69.    Матвеев Л. П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2000. -№ 2. - С. 28 - 37; - № 3. - С. 28 - 37.

70. Матвеев Л.П., Молчиниколов К.Г. О закономерностях начальной спортивной специализации // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 1. - С.32-36.

71.    Мотылянская Р.Е., Стогова А.И., Иорданская Ф.А. Физическая культура и возраст. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 280 с.

.        Мотылянская Р.Е. Спорт и здоровье подрастающего поколения // Теория и практика физической культуры. - 1979. - № 11. - С.27-29.

.        Назаров С.Б., Горожанин Л.С. Использование количественного метода для оптимизации режима мышечной тренировки в экспериментальных исследованиях // Физиологический журнал СССР им.Сеченова. - 1988. - № 7. - С. 1043-1047.

74. Новаковский С.В., Дворкин Л.С. Влияние базовой силовой подготовки на физическое развитие детей и подростков: Методические рекомендации. - Краснодар: КубГАФК, 2002. - 26с.

75.    Новаковский С.В., Степанов С.В. Возрастные и педагогические особенности использования интенсивных методов развития силы: учебно-методическое пособие. - Краснодар: КубГУ, 2002. - 54 с.

.        Новаковский С.В., Степанов С.В. Особенности силовой подготовки школьников 7-17 лет: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КубГУ, 2002. - 34 с.

.        Новаковский С.В., Степанов С.В. Педагогические и физиологические аспекты развития силы: Лекция для студентов вузов физической культуры. - Краснодар: КГАФК, 2002. - 37 с.

.        Новаковский С.В., Степанов С.В. Педагогические характеристики базовой силовой подготовки школьников 10-17 лет: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГАФК, 2001. - 30 с.

.        Новаковский С.В., Степанов С.В. Физическое развитие школьников 1-10 классов в процессе направленной силовой подготовки: Методические рекомендации. - Краснодар: КГАФК, 2002. - 26 с.

.        Новаковский С.В., Степанов С.В., Дворкин Л.С. Теоретические аспекты силовой подготовки в молодом возрасте: Лекция для студентов вузов физической культуры. - Екатеринбург: УГТУ (УПИ), 2002. - 50 с.

81. Определение величины мышечных нагрузок при физической деятельности: Метод. рекомендации / М-во здравоохранения РСФСР.- Свердловск, 1990.- 26 с.

82.    Павлова О.И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики: Дис. … докт. пед. наук. - М. - 2005. ВНИИФК. - 375 с.

83. Платонов В.Н. Подготовка высококвалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.

84.    Платонов В.Н. Теория спорта: Учебник для институтов физической культуры. - Киев: Вища школа, 1987. - 423 с.

85. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

86. Погудин С.М. Особенности физического развития и физической подготовленности мальчиков 12-16 лет с различными объемами двигательной активности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1982. - 24 с.

87.    Сальников В.А. Взаимосвязь динамики развития двигательных способностей и свойств нервной системы у школьников 9-11 лет // Тезисы докладов 41-й научной конференции по итогам работы за 1989 год.- Омск: ОГИФК, 1990.- С.78-80.

.        Сальникова Г.П. Физическое развитие детей и подростков // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. - М.: Медицина, 1969.- С.554-571.

89. Скрыгин С.В. Структура средств специальной подготовки юных бегунов-спринтеров на различных этапах годичного цикла / С.В. Скрыгин // Проблемы научно-методического обеспечения подготовки спортивных резервов: Тез. докл. науч.-практ. конф. - Минск: ИТУ им. Ф.Скорины, 1989. - С. 70-72.

90. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - С. 411.

91. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. - М., 1997. - 416 с.

92. Теория статистики: Учебник / Под ред. Проф. Г.Л. Громыко. - М., 2002. - 424 с.

93.    Травин Ю.Г. Исследование закономерностей возрастных изменений выносливости и построения многолетней тренировки юных бегунов на средние дистанции: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1975. - 25 с.

94. Туманян Г.С. Физическая культура учащейся молодежи: концептуальные основы научных исследований // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4. - С.35-36.

95. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 237 с.

96. Фарфель B.C. Физиология спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 384 с.

.     Фарфель В.С. Управление движениями в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1975. - 208 с.

98.    Филин В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств // Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов / Под общей ред. В.П.Филина.- М.: Физкультура и спорт, 1968. - С. 11-24.

.        Филин В.П., Семенов В.Г. Педагогические методы исследования в спорте: Учебное пособие для слушателей ВШТ, аспирантов и студентов Академии. - М.: РГАФК, 1993. - 33 с.

.        Холодов Ж.К., Кузнецова В.С., Карнаухова Г.З. Теория и методика физической культуры. - М.: филиал Воениздата, 2001. - 320 с.

.        Шабунин Р.А. Возрастные особенности функционирования двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях: Автореф. дис. … докт. мед. наук. - Свердловск, 1969.- 38

.        Шулика Ю.А. Греко-римская борьба: Учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ Олимпийского резерва / Серия "Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте" - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 800 с.

103.  Юшкевич Т.М. Скоростно-силовые характеристики различных мышечных групп // Теория и практика физической культуры. - 1978. - № 5. - С. 34 - 36.

104.  Gollnik P.D. a. oth. Armstrong R.B., Saltin В., Savbert C.W., Sembrowich W.J., Shepherd R.E. Effoct of training on onzyme activity and fiber compositione of human skelital muscio In: J.Appl. Physiol., 34, 1, 107-111, 1973.

105.  Нarre L. Учение о тренировке. Пер. с немец. - M.: Физкультура и спорт, 1971.-328c.

Похожие работы на - Применение дозированных отягощений для развития силы у школьников 13-14 лет, занимающихся оздоровительным бегом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!