Исследование физической подготовленности легкоатлетов групп начальной подготовки

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,86 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование физической подготовленности легкоатлетов групп начальной подготовки

Оглавление

Введение

Глава I. Организационно-педагогические аспекты подготовки юных легкоатлетов

.1 Особенности подготовки детей в дошкольном учреждении

1.2 Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов

1.3 Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки

Глава II. Исследование физической подготовленности легкоатлетов

2.1 Особенности организации учебно-тренировочных занятий с группой начальной подготовки

2.2 Анализ контрольного тестирования физической подготовки юных легкоатлетов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь.

В Российской Федерации физическое воспитание и спорт являются одним из важнейших средств укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формирования моральных и волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения. Разрабатываются и осуществляются мероприятия по дальнейшем подъему физической культуры и спорта с тем, чтобы занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом уже в ближайшие годы стали повседневной потребностью российского человека, особенно детей и молодежи. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной профессиональной школы» указано: «Российское общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду» и защите.

Российское государство предоставляет широкие возможности подрастающему поколению нашей страны для занятий спортом. В спортивных школах и спортивных секциях общеобразовательных школ занимаются сотни тысяч детей, подростков, юношей и девушек. Эффективность их подготовки обусловливается высоким теоретическим и методическим уровнем преподавателей и тренеров. Юношеский спорт в нашей стране становится все более важным социальным фактором в процессе формирования нового человека общества. Особое внимание обращено на повышение эффективности деятельности спортивных школ, на необходимость усиления работы по подготовке спортивных резервов.

В процессе общественного развития в физическом воспитании появились научные дисциплины, призванные глубоко проникать в сущность явлений физического воспитания, всесторонне раскрывать его закономерности, расширять и углублять знания об эффективных средствах и методах воздействия на физическое развитие человека, тем самым решая практические вопросы. К настоящему времени сложился комплекс научных дисциплин, объектом исследования которых являются процесс физического воспитания и спортивная тренировка. Сформировался новый раздел теории спорта - теория и методика юношеского спорта, т. е. совокупность знаний об основном содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о наиболее существенных и общих для различных видов спорта закономерностях данного педагогического процесса.

Теория и методика юношеского спорта учитывает возрастные особенности детей школьного возраста, специфику использовании средств, методов, организационных форм, наиболее соответствующих их каждому этапу многолетней спортивной подготовки. Современные условия жизни (урбанизация, бурное развитие промышленности, транспорта, определенные изменения в окружающей среде и др.) предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности, к защитным силам организма человека.

Большое внимание, которое уделяется в российской системе физического воспитания вопросам развития спорта среди детей и молодежи, определяется, прежде всего, широкими возможностями его использования для укрепления здоровья и воспитания подрастающего поколения нашей страны. В сравнении с другими методами и нормами физического воспитания детей школьного возраста спорт наиболее эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, в большей мере влияет на развитие двигательных способностей. Можно с полным основанием полагать, что именно спорт наиболее способствует психическому развитию детей и подростков. Для подростков вообще характерны бурно развивающееся самосознание, стремление воспитать в себе ценные качества личности (волевые, нравственные, физические). И именно в спорте школьники находят эффективное средство развития этик способностей.

Целью нашего исследования явилось изучение физической подготовленности легкоатлетов, занимающихся в группе начальной подготовки.

Объект исследования: тренировочный процесс легкоатлетов групп начальной подготовки.

Предмет исследования: физическая подготовленность легкоатлетов групп начальной подготовки.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

. Изучить специальную литературу, посвященную спортивной тренировке легкоатлетов.

.Изучить программы для ДЮСШ, СДЮСШОР по легкой атлетике.

. Изучить особенности физической подготовленности и развития физических качеств воспитанников группы начальной подготовки.

.Оценить динамику физической подготовленности занимающихся в секции легкой атлетики в годичном цикле тренировки.

Глава I. Организационно-педагогические аспекты подготовки юных легкоатлетов

1.1 Особенности подготовки детей в дошкольном учреждении

Успех подготовки легкоатлета зависит, прежде всего, от правильно построенного учебно-тренировочного процесса, который осуществляется на основе ряда принципов. Главные из них всесторонность, систематичность и постепенность, доступность, наглядность, сознательность и активность. Все эти принципы взаимосвязаны и позволяют наиболее рационально проводить учебно-тренировочные занятия.

Всесторонность обеспечивает разностороннее, гармоничное развитие спортсмена, его физических, моральных и волевых качеств. В тренировке легкоатлета она осуществляется с помощью физической, технической, теоретической и морально-волевой подготовки.

Соблюдение принципа всесторонности особенно важно при воспитании юных спортсменов. Всестороннее развитие таких качеств, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация движений, совершенствование функциональных возможностей организма, в детском и юношеском возрасте послужат основой успехов в избранном виде легкой атлетики в будущем [1, 8, 9].

Всесторонность предполагает приобретение занимающимися хорошего здоровья, гармоничного развития мускулатуры, высокой работоспособности. В соответствии с этим занятия легкой атлетикой, особенно с детьми, должны проводиться на основе многоборности с применением разнообразных средств и методов (а также других видов спорта).

Систематичность и постепенность основываются на положении физиологии о постепенном изменении и перестройке органов и систем человека под влиянием физических упражнений. Этот принцип заключается в систематичности и регулярности тренировочных занятий, постепенности и последовательности изучения способов, вариантов и видов легкоатлетических упражнений.

Регулярность занятий, систематичность в тренировке, рациональность и последовательность применения упражнений ускоряют овладение новыми двигательными навыками. В легкой атлетике принцип систематичности и постепенности обеспечивается непрерывностью, круглогодичностью тренировочного процесса. Многолетнее планирование предполагает длительное, поэтапное совершенствование общей и специальной физической подготовленности и технического мастерства.

В основе систематичности лежит разумное чередование работы и отдыха, тренировочных циклов разного содержания и направленности. Понятие систематичности тренировочного процесса трудно отделить от его последовательности и постепенности. Систематически, но постепенно решаются спортсменом определенные двигательные задачи изучаются элементы техники, а также легкоатлетические упражнения в целом [10, 13, 14].

Последовательность основана на простых педагогических правилах «от простого к сложному», «от легкого к трудному» и «от известного к неизвестному». Систематичность, последовательность и постепенность лежат в основе планирования спортивной тренировки в легкой атлетике и осуществляются в недельном, месячном, годичном тренировочных циклах, предполагая систематическое, последовательное, но постепенное повышение тренировочных нагрузок, увеличение их объема и интенсивности. При этом имеют в виду не механическое (от недели к неделе) увеличение тренировочных нагрузок, а их ступенчатое, волнообразное развитие с достаточными периодами восстановления.

Систематичность и постепенность в годичном тренировочном цикле проявляются в плавном, логичном переходе от этапа или периода тренировки

к другому. Переходный период дает возможность организму спортсмена отдохнуть, переключиться на другие виды физической деятельности. Это постепенно подводит его к систематически увеличивающимся нагрузкам в подготовительном периоде, когда создаются предпосылки для дальнейшего совершенствования технического мастерства, выхода на новый уровень спортивных результатов. Так постепенно происходит переход от подготовительного к соревновательному периоду.

Доступность предусматривает применение физических упражнений, соответствующих возрастным и половым особенностям, физической подготовленности и двигательным возможностям занимающихся. Для этого нужно учитывать индивидуальные особенности своих учеников: уровень их физического развития, волевые качества, особенности характера:

Наблюдая за легкоатлетами, в процессе занятий и соревнований, изучая данные, полученные в результате медицинских обследований, преподаватель получает ясное представление о том, какой объем и какая интенсивность тренировочных нагрузок доступны его ученикам, какие двигательные задачи они могут успешно решать на данном этапе подготовки.

Наглядность требует применения различных средств и методов, позволяющих создать правильное представление о технике изучаемого движения. Начиная изучение того или иного легкоатлетического упражнения, следует позаботиться о создании у занимающихся правильного представления об этом движении, используя показ упражнения квалифицированным спортсменом, просмотр фотографий, учебных фильмов и т. д.

Часто встречается необходимость изучения отдельных элементов - деталей техники.

Сознательность и активность - один из главных принципов обучения и тренировки. Он выражается в сознательном и активном отношении легкоатлета к процессу своей подготовки. Необходимо, чтобы спортсмен знал и понимал, что и для чего он делает. Уже на первых этапах подготовки нужно знакомить занимающихся не только с тем, какие группы мышц развивает то или иное упражнение, какие качества при этом совершенствуются, но и с основами, принципами построения тренировочного процесса.

Большую роль при этом может сыграть теоретическая подготовка спортсмена, чтение специальной литературы, посещение лекций. Очень важно, чтобы ученик не был слепым исполнителем заданий преподавателя, а принимал активное участие в учебном процессе. Для этого его нужно привлекать к составлению плана тренировки, анализу выполненной тренировочной работы.

Необходимо воспитывать у легкоатлетов самостоятельность, умение самому решать сначала простые, а потом более сложные задачи, возникающие по ходу тренировки [1, 15, 16, 17, 18].

Занимаясь с детьми, необходимо постоянно поддерживать у них интерес к занятиям, стимулировать проявление активности. Для этого нужно разнообразить средства и методы тренировки, умело пользоваться игровым методом, чаще играть в баскетбол, волейбол, ручной мяч. Активность спортсменов повышается, если они чувствуют себя хозяевами своей спортивной школы, секции. Надо чаще привлекать их к строительным работам, оборудованию и подготовке мест для занятий, изготовлению инвентаря и оборудования [17].

1.2 Средства и методы обучения и тренировки легкоатлетов

Практическое выполнение упражнений - основное средство в обучении и тренировке легкоатлетов. Применяемые в учебно-тренировочном процессе упражнения делятся на пять групп: основные упражнения или виды легкой атлетики, общеразвивающие упражнения, специальные упражнения, подводящие упражнения, вспомогательные упражнения. К основным упражнениям относятся те виды легкой атлетики, которые в данный период изучаются, а также те, в которых спортсмен специализируется.

Общеразвивающие, специальные и подводящие упражнения используются как подготовительные к основным, технически более сложным.

Общеразвивающие упражнения применяются для повышения всестороннего физического развития. Обычно их выполняют в начале уроков, способствуя дальнейшему, более эффективному выполнению основных упражнений. Их удельный вес в учебно-тренировочном процессе зависит от уровня физической подготовленности занимающихся. Чем выше спортивное мастерство, тем меньше места отводится этим упражнениям. На уроках физической культуры со школьниками младших классов общеразвивающим упражнениям отводится значительное место. Упражнения с различными предметами - набивными мячами, гантелями, ядрами, копьями, скакалкой и на гимнастических снарядах - особенно ценны в силу их эмоциональности и эффективности.

Специальные упражнения применяются с целью развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты реакции, прыгучести, а также для совершенствования техники легкоатлетических видов.

Подводящие упражнения близки по координационной структуре к основным. Они улучшают представление о технике, содействуют более успешному овладению техникой основных упражнений. Путем выполнения ряда усложняющихся подводящих упражнений обучающиеся быстрее овладевают пространственно-временными характеристиками изучаемого вида. Эти упражнения используются и для устранения ошибок.

Вспомогательные упражнения - ходьба на лыжах, катание на коньках, занятия другими видами легкой атлетики, тяжелой атлетикой, борьбой, гимнастикой, спортиграми - используются для активного отдыха, переключения на другие виды деятельности.

Эффект обучения и спортивного совершенствования во многом зависит от того, насколько правильно подобраны упражнения и как они выполняются. Чтобы правильно выполнить упражнение, необходимо знать все его пространственно-временные характеристики. К ним относятся: исходное положение; части тела, вовлекаемые в движение; направление движения; амплитуда; скорость; сила напряжения мышц; согласованность движений; длительность выполнения или количество повторений; тени или частота.

При акцентированном выполнении какой-либо части или элемента упражнения оно становится специальным. Если акцентировать напряжение мышц, упражнение будет силовым. Стремление вы полнить упражнение с максимальной амплитудой превращает его в упражнение на гибкость. Концентрация внимания на достижение максимального темпа движений характерна для упражнения на быстроту и т. д.

В учебно-тренировочном процессе широко используется слово, живая речь учителя (педагога, тренера). Слово и упражнение являются не только средствами, но и метода ми физического воспитания. Эти методы, широко используемые в педагогике, применительно к легкой атлетике имеют определенную специфику. Обучение начинается с объяснения и показа упражнения.

Объяснение должно быть краткими образным. Занимающиеся должны получить наиболее правильное представление об основах техники изучаемого упражнения. Говорить нужно лишь в том, что важно на данный момент, что предупреждает возникновение ошибок. Перед очередным упражнением и в процессе его выполнения целесообразны повторное напоминание и подсказывание. Успешность обучения во многом зависит и от того, как учащийся понимает задание.

Образцовый показ дает наиболее правильное представление о содержании упражнения, о его пространственно-временных характеристиках. Показ осуществляется на оптимальной скорости, однако сложные

упражнения весьма полезно демонстрировать в замедленном темпе, при котором следует акцентировать внимание на наиболее важных и трудных элементах техники. Использование наглядных пособий также способствует созданию правильного представления о двигательном действии[18, 19].

При овладении техникой легкоатлетических упражнений используются метод обучения упражнению в целом (целостный метод) и метод обучения по частям (расчлененный метод). Их умелое сочетание обеспечивает эффективное обучение.

Целостный метод заключается в слитном выполнении всего упражнения или его главной части. Такие упражнения - ходьба, бег, прыжки способами «перешагивание», «согнув ноги» и другие -выполняются, как правило, в целом.

Расчлененный метод характеризуется поочередным освоением отдельных частей упражнения с последующим соединением их в целое. Он применяется главным образом при изучении и совершенствовании технически сложных упражнений, таких, как прыжок с шестом, метание молота, тройной прыжок, барьерный бег и т. п. Эффект обучения во многом зависит от правильного расчленения упражнения и вы деления в нем наиболее технически сложных частей для пораздельного их выполнения.

Важно, чтобы каждое упражнение было относительно самостоятельным действием и по возможности наиболее близким по координации с упражнением в целом. После усвоения запланированных упражнений они должны совершенствоваться во взаимосвязи с другими частями упражнения. Не следует, однако, увлекаться слишком частым повторением используемых упражнений, ибо все они являются лишь отдельными частями целостного упражнения и выполняются без сохранения и формирования закономерной взаимосвязи между ними.

В процессе тренировки совершенствование техники двигательных действий и уровня физической, тактической и волевой подготовленности осуществляется различными Методами, такими, как повторный, равномерный, переменный, интервальный, соревновательный и др. Повторный, переменный и интервальный методы близки по своему содержанию, однако в каждом из них имеются специфические черты.

Повторный метод заключается в многократном выполнении тех или иных упражнений. Равномерный метод чаще применяется в циклических упражнениях (ходьба, бег).

Переменный метод характеризуется изменением структуры и интенсивности повторяющихся двигательных заданий. В целях обучения упражнения выполняются то медленнее, то быстрее, в целях тренировки - то с большей, то с меньшей нагрузкой.

Интервальный метод характеризуется повторным выполнением двигательных заданий, при котором существенное значение придается интервалам отдыха. Интенсивность упражнения и Длительность интервалов заранее регламентируются и изменяются по мере улучшении тренированности занимающихся.

Соревновательный метод применяется для проверки эффективности учебно-тренировочного процесса. Он способствует большей активности и самостоятельности занимающихся и повышению эмоциональности занятий.

Эффективность обучения повышается при своевременном и правильном использовании ряда методических приемов, улучшающих представление и облегчающих овладение пространственными и временными характеристиками изучаемого двигательного действия. К таким приемам относятся: облегчение условий выполнения упражнения; снижение скорости движений; пораздельно-последовательное воспроизведение упражнения; использование зрительных ориентиров и звуковых сигналов; непосредственная физическая помощь; имитация движений; выполнение целостного упражнения только «на технику».

К облегченным условиям обучения относятся уменьшение длины пробегаемых дистанций, снижение высоты планки, уменьшение высоты барьеров и расстояния между ними, уменьшение веса спортивных снарядов и т. п.

Овладение техникой сложных упражнений облегчается путем поразделъного и последовательного выполнения их частей. Этот прием с особым успехом применяется при овладевании техникой метания.

Использование зрительных ориентиров (специально начерченные линии, отметки на полу или земле, различные предметы, размещающиеся или находящиеся на разной высоте и разном удалении от занимающихся) способствует более быстрому овладению пространственными параметрами двигательного действия, более точному расчету усилий. Например, для овладения правильной траекторией полета при прыжках в высоту с разбега заранее четко обозначаются места отталкивания и приземления; для определения направления полета и угла вылета спортивных снарядов используются ветки дерева, планка или шнур; наличие отметок на полу или земле облегчает овладение нужной частотой и длиной шагов; эти же линии или отметки в барьерном беге ускоряют овладение правильной «атакой» барьера и ритмом бега между барьерами. Широко используются отметки на полу или земле при овладении техникой метания. Эти отметки способствуют правильному перемещению метателя при подготовке к заключительному усилию и движению руки со снарядом.

Звуковые ориентиры (сигналы, хлопки, подсчет), соответствующие ритмическому рисунку какого-либо двигательного действия, облегчают его выполнение. Например, при обучении метанию диска с успехом используется акцентированный подсчет. На счет «раз» диск отводится влево, на счет «два» - назад за спину, на счет «три» осуществляется вход в поворот, на счет «четыре» - обгон снаряда и постановка правой ноги и на счет «пять» - заключительное усилие. Наиболее важные и технически сложные движения выполняются при счете «три» и «пять». Следовательно, акцентировать следует третий и пятый счет[3, 19, 20].

Непосредственная физическая помощь учителя или партнера необходима при овладении техникой сложных двигательных действий, например таких, как заключительное усилие в метаниях. Уместна она и при обучении барьерному бегу, особенно в тех случаях, когда занимающиеся не обладают достаточной гибкостью. Для создания представления о правильном положении при переходе через барьер и для совершенствования гибкости учитель помогает занимающимся, принявшим положение барьерного бега на полу или земле, наклоняться вперед, не позволяя при этом наклоняться в сторону и существенно сгибать находящуюся впереди ногу.

Имитационные двигательные действия, копирующие часть упражнения или упражнение в целом, выполняются в облегченных условиях, что позволяет многократно их повторять. Например, метатели особенно часто имитируют скачок, поворот, финальное усилие, прыгуны в высоту - отталкивание и переход через планку, барьеристы - «атаку» и преодоление барьера и т. п.

Выполнение упражнения «на технику» позволяет избежать ошибок, вызванных перенапряжением. Упражнения «на технику», т. е. не в полную силу, дают возможность контролировать правильность своих действий [3].

Основными методами тренировки легкоатлетов в группах начальной подготовки являются: методы использования слова, методы наглядности, методы упражнения.

К словесным методам относятся: рассказ, описании,, объяснение, беседа, указание, разбор оценка, команда и др.

К методам наглядности относятся: показ, демонстрация рисунков, схем и т.д. Демонстрация на моделях тела, на макетах местности и др. К методам упражнения относятся: а) Упражнения преимущественно с целью формирования умений и навыков:

I. Основные

.Целостное упражнение: упрощенное в деталях; с временным избирательным выполнением отдельных частей, полное (нерасчлененное) 2.Расчлененное упражнение: по частям, с последующим объединением а целостное; в целом «по разделениям».

IL Вспомогательные методы и приемы: применение подводящих упражнений, упрощение и облегчение условий; использование дополнительных предметных ориентиров; использование звуко- и светолидеров; сочетание с ранее изученными движениями, усложнение внешних условий; выполнение движении и действий в соревновательных условиях и др.

б) Упражнения преимущественно с целью воспитания качеств

I. Непрерывное упражнение: равномерное; переменное

П. Интервальное упражнение: повторное; переменно-интервальное;

прогрессирующее, нисходящее, варьирующее

III.  Комбинированное упражнение: повторно-переменное и др.

IV. Круговое упражнение: непрерывное; интервальное

V.Упражнение в условиях соревнований

Платонов В.Н. под методами спортивной подготовки понимает способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение. В практических целях все методы условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические. В процессе спортивной тренировки все эти методы применяют в различных сочетаниях. Каждый метод используют не стандартно, а постоянно приспосабливают к конкретным требованиям, обусловленным особенностями спортивной подготовки. При подборе методов следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсменов, их квалификации и подготовленности. В спорте, где особое место уделяется связи с практикой, а также в силу специфических особенностей спортивной деятельности основная роль отводится практическим методам.

К словесным методам, применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение. Эти формы наиболее часто используют в лаконичном виде, особенно при подготовке квалифицированных спортсменов, чему способствует специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний и команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы, используемые в спортивной практике, многообразны и в значительной степени обусловливают действенность процесса подготовки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен.

В спортивной практике широко применяются вспомогательные средства демонстрации - учебные фильмы, видеомагнитофонные записи, макеты игровых площадок и полей для демонстрации тактических схем, электронные игры. Широко используются также методы ориентирования. Здесь следует различать как простейшие ориентиры, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др., так и более сложные - световые, звуковые и механические лидирующие устройства, в том числе с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию.

Методы практических упражнений условно могут быть разделены на две основные группы: 1)методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, т. е. на формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта;

)методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств.

Выделение первой группы обусловлено тем, что в любом виде спорта, особенно в сложно-координационных, единоборствах и играх, техническая подготовка представляет сложный и постоянный процесс либо освоения новых элементов, связок, приемов (фигурное катание, прыжки в воду, акробатика, спортивная и художественная гимнастика, единоборства, игры), либо совершенствования техники с относительно стабильной структурой движений (циклические и скоростно-силовые виды спорта).

Следует учитывать, что освоение спортивной техники практически всегда предполагает одновременное овладение тактикой применения технических приемов и действий в соревновательных условиях. Особенно это характерно для единоборств, спортивных игр, велосипедного спорта, горнолыжного спорта, в которых овладение тем или иным техническим приемом (например, приемом в борьбе или баскетболе) непременно пред­полагает изучение тактики применения этого приема в условиях соревнований.

Широкий арсенал и разнообразие физических нагрузок, характерных для второй группы методов, развивают не только физические качества, но и совершенствуют технико-тактическое мастерство, психические качества. Обе группы методов тесно взаимосвязаны, применяются в неразрывном единстве и в совокупности обеспечивают эффективное решение задач спортивной тренировки [15].

Матвеев Л.П. в своей книге «Основы спортивной тренировки» выделяет также следующие методы: идеомоторные, аутогенные и подобные им методы и некоторые другие факторы, обусловливающие эффект тренировки.

Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений. Отдельные методы и приемы такого рода давно вошли в практику спорта. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога, самоприказы и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.

В последнее десятилетие они пополнились методами, заимствованными из общей психологии, медицины и психогигиены и адаптированными применительно к особенностям спортивной деятельности (речь идет о методах так называемой аутогенной тренировки, психотонической тренировки и т. п.). Ряд из них включает психорегулирующая тренировка (ПРТ), разработанная сотрудниками ВНИИФКа. Типичные для нее методы используются преимущественно вне самого процесса спортивной тренировки (до или после тренировочных занятий), но отдельные приемы, не связанные с продолжительной релаксацией (состоянием внушенного расслабления), могут иметь место и в ходе тренировочных занятий, если, разумеется, это согласуется с их основным содержанием и логикой построения.

Некоторые другие факторы, обусловливающие эффект тренировки. Кроме охарактеризованных средств и методов, составляющих в совокупности основные факторы направленных воздействий в процессе спортивной тренировки, в связи с ней используются многие содействующие факторы. Они различны по своей природе, поэтому их трудно представить в логически строгой классификации. Общее, однако, состоит в том, что все они используются так или иначе для обеспечения оптимального эффекта тренировки.

Эффективность спортивной тренировки в немалой степени, как хорошо известно, зависит от естественных условий внешней среды, в которой проходят тренировочные занятия. Ряд природных условий (таких, как солнечная радиация, содержание кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т. п.), если их воздействие регулируется в соответствии с определенными правилами, правомерно считать, в известном смысле, естественно-средовыми факторами подготовки спортсмена, которые могут оказывать существенное влияние не только на состояние текущей работоспособности спортсмена, но и на динамику его тренированности. Не случайно, например, тренировка в горноклиматических условиях, содействующих расширению функциональных возможностей организма (особенно так называемых аэробных возможностей), вошла в настоящее время составной частью в систему подготовки спортсмена.

Известна также существенная роль гигиенических факторов в общей оптимизации условий тренировки. Многие из этих факторов являются обязательными и постоянными для тренировочных занятий (соответствующее требованиям гигиены состояние спортивных сооружений и вообще мест проведения занятий, их чистота, освещенность, вентиляция и т. п.). Часть же гигиенических факторов, направленно используемых в процессе спортивной тренировки либо в прямой связи с ней, можно рассматривать и как гигиенические средства оперативного воздействия на динамику работоспособности спортсмена (например, искусственная аэроионизация, массаж и другие восстано­вительные процедуры в интервалах между сериями упражнений или сразу по окончании тренировочных занятий).

Тренировочный эффект упражнений в значительной степени зависит от условий их рационального выполнения. В числе этих условий надо иметь в виду материально-технические средства спортивной тренировки (спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура и др.). Создание новых технических средств, позволяющих принципиально улучшить текущий контроль и управление эффектом тренировочных упражнений (как это было показано выше на отдельных примерах), становится одной из определяющих линий рационализации методики тренировки.

Стремление к всестороннему использованию факторов, прямо или косвенно способствующих увеличению спортивной работоспособности, выразилось, в частности, в изыскании, условно говоря, специальных физиологических, биологических и диетологических средств воздействия на функциональные возможности организма. Специальные питательные смеси, витаминные комплексы и другие вещества, способствующие нормальному функционированию организма при напряженной работе, которые вводятся в общий рацион питания спортсмена и применяются (в легкоусвояемой форме) во время продолжительной тренировки.

Ряд перечисленных средств, представляя собой объективно необходимые условия спортивной тренировки, имеет самостоятельное значение. Вместе с тем они используются для усиления собственно тренировочных воздействий либо для ускорения восстановительных процессов. И в том и в другом случае применение этих средств должно быть подчинено логике тренировочного процесса. Так, если в нем преследуется цель воспитания выносливости, целесообразно применять дополнительные факторы, усиливающие функциональные сдвиги в организме, а факторы, облегчающие выполнение тренировочной работы, оказываются лишними, ненужными. Напротив, если тренировочные упражнения вызывают достаточно глубокое, утомление, необходимо привлекать дополнительные средства восстановления [12].

1.3 Структура и содержание спортивной тренировки на этапе начальной подготовки

В процессе многолетней тренировки особенно важен период первоначального обучения и первоначальной тренировки (первые 2-3 года).

В этой связи необходимо отметить следующее. Ежегодно в спорт приходят талантливые дети, подростки, юноши. Отдельные из них переходят в разряд взрослых с высокими результатами и в дальнейшем продолжают прогрессировать. Однако абсолютное большинство юных чемпионов и рекордсменов бесследно исчезают со спортивного горизонта, так и не сумев добиться тех результатов, которых от них ожидали. Как правило, причиной этого является методические ошибки, имеющие своим следствием непоправимые (или трудно поправимые) биологические и психологические изменения в организме спортсмена.

Подмена систематической и фундаментальной подготовки «натаскиванием» на результат приводит, как правило, к нарушению определенных психологических закономерностей и закономерностей фундаментального и физического развития.

Более правилен другой подход к первоначальной тренировке. Он предполагает, что все новички, независимо от их одаренности, должны пройти разностороннюю и сравнительно продолжительную первоначальную подготовку, исключающую какие-либо элементы форсирования. Как же быть в том случае, когда одаренный новичок по своим результатам быстро обгоняет группу, в которой он начал тренироваться? Нужно ли искусственно тормозить его спортивный рост? В этом нет необходимости, однако из программы его подготовки следует исключить все, что мешает планомерной, фундаментальной подготовке (непременное выполнение разрядных норм, чрезмерно частое участие в соревнованиях и т. п.). Само собой разумеется, что такой спортсмен требует особенно внимательного отношения тренера, индивидуального подхода к определению нагрузок и пр. Некоторые специалисты считают, что первые два-три года следует заниматься исключительно всесторонней общей физической подготовкой, цель которой - подвести новичка к специальной тренировке в избранном виде спорта. Конечно, первоначальная подготовка должна быть всесторонней, однако в основе ее должно лежать все же основное, специализируемое упражнение: плавание - для пловца, прыжки - для прыгуна и т. д.

Важным условием построения тренировочного процесса является отслеживание динами результатов, эффективности тренировочных заданий, правильно подобранных средств и методов тренировки и т. п.

Рассматривая физическую подготовленность с точки зрения управления процессом спортивной тренировки, следует подчеркнуть, что, во-первых, оценка уровня развития физических качеств, и в первую очередь основных для данного вида спорта, может свидетельствовать о соответствии или несоответствии подготовленности спортсмена тем результатам, которые ему запланированы на данный этап тренировки. Иначе говоря, диагностика «физической базы» позволяет судить о возможностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи [4].

Физическая подготовка подразделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП необходима каждому занимающемуся легкой атлетикой. Она направлена на равномерное и гармоничное развитие всех мышечных групп, органов и систем человека, повышение его функциональных возможностей. Равномерность подготовки важна потому, что наличие хотя бы одного слабого звена в физическом развитии спортсмена может свести на нет весь процесс его тренировки.

Разносторонность физической подготовки достигается осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнении, но и гимнастики, подвижных и спортивных игр, ходьбы на лыжах, плавания и других видов спорта.

Специальная физическая подготовка предусматривает развитие функций всех органов и систем, необходимых для успешного овладения техникой и повышения спортивного мастерства. Она осуществляется прежде всего путем выполнения специальных и подводящих упражнений, близких по своей координационной структуре к основным упражнениям. Их цель - повысить силу и быстроту отталкивания при беге в прыжках, скоростную выносливость в беге, мощность и быстроту заключительного усилия в метаниях.

Место и удельный вес средств ОФП и СФП зависят от возраста, физической и технической подготовленности занимающихся и от направленности занятий. Общая и специальная физическая подготовка направлены на развитие силы, быстроты, гибкости и ловкости, на повышение уровня координации движений, способности к расслаблению.

Задача повышения уровня общей и специальной физической подготовленности легкоатлета решается преимущественно в течение подготовительного периода. Однако в соревновательном периоде следует не только не допускать снижения этого уровня, но и стремиться к дальнейшему его повышению. Для этого применяются кроссы и утренняя специализированная зарядка, в которую включаются упражнения для развития силы, гибкости, ловкости.

При совершенствовании отдельных физических качеств следует обращать особое внимание на воспитание способности спортсмена к расслаблению, умению выполнять движения без излишнего напряжения, свободно, что имеет особое значение в легкоатлетическом спорте. Этой цели служат плавание, массаж, специальные упражнения на расслабление. В беге, например, после ускорения и бега большой скоростью применяют свободный, расслабленный бег по инерции.

В основе ОФП и СФП лежит комплексное развитие физических качеств. Нельзя, например, сначала развивать силу, затем быстроту или ловкость. Совершенствование этих физических качеств проходит параллельно.

Так, повышение уровня быстроты невозможно без развития соответствующих силовых качеств и т. д.

Физическая подготовка легкоатлета проводится непрерывно и систематично. Упражнения для развития силы, быстроты, гибкости ловкости включают в подготовительную часть занятия ежедневно Специальные занятия для совершенствования силы в подготовительном периоде проводят два раза в неделю. Упражнения для развития быстроты применяют в тренировке три-четыре раза в неделю. Упражнения для совершенствования гибкости лучше выполнять ежедневно, включая их в утренние занятия. Воспитанию выносливости в форме кроссовой подготовки в подготовительном периоде нужно уделять не менее двух-трех дней в неделю.

Выносливость - качество, которое совершенствуется поэтапно. На первом этапе подготовительного периода уделяют внимание преимущественно общей выносливости, затем на этом фоне развивается специальная выносливость.

Больше времени отводится ОФП в работе с детьми, подростками, новичками, меньше - в тренировке взрослых, физически подготовленных спортсменов. Наоборот, СФП следует уделять больше времени, занимаясь со взрослыми, квалифицированными спортсменами и меньше - на тренировочных занятиях с детьми [7, 8].

Глава II. Исследование физической подготовленности легкоатлетов

легкоатлет тренировочный педагогический обучение

При проведении исследования мы руководствовались основными принципами и требованиями, предъявляемыми к научным методам [10].

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы:

1.   Анализ литературных источников;

2.   Педагогическое наблюдение;

3.   Тестирование.

1. Анализ литературных источников

Для подготовки данной работы было изучено более 20 научных и учебно-методических источника. Анализ научной, педагогической, психологической и специальной литературы позволил определить состояние изучаемой проблемы, выявить и обосновать сущность изучаемого вопроса. Определить и проанализировать организацию и содержание процесса тренировки в группах начальной подготовки легкой атлетики в МБОУ лицее № 29 г. Тамбова.

. Педагогическое наблюдение

Педагогическое наблюдение является одним из методов изучения процесса обучения и воспитания учащихся. Отличительной особенностью данного метода является то, что четко обозначен объект наблюдения и определена система оценки наблюдаемых ситуаций и фактов. Данный метод мы использовали для изучения и детальной оценки организации и содержания тренировки в школе, оценки отношение учащихся к занятиям легкой атлетикой.

.Тестирование

Для оценки уровня физической подготовленности учащихся группы легкой атлетики использовались следующие тесты:

Бег 30 м позволяет оценить скоростные способности учащихся. Тест проводится по правилам легкой атлетики. Оценивается скорость преодоления дистанции с низкого старта (в секундах).

Бег 1500 м используется для оценки выносливости учащихся. Оценивается время прохождения дистанции, за которое пробежали школьники по стадиону.

Челночный бег 4x9 м используется при сквозном тестировании. Фиксируется время преодоления дистанции с точностью до десятой доли секунды. Тест позволяет оценить координационные способности школьников.

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики) и низкой перекладине (девочки). Используется для оценки уровня развития силы и выносливости мышц-сгибателей локтевого сустава, кисти, пальцев, разгибателей плеча. Показатель силы - количество подтягиваний. Сохраняя прямое положение туловища, учащиеся сгибают руки до положения «подбородок над перекладиной».

Тройной прыжок с места служит для оценки усилий заднеприводящей поверхности бедра. Тест выполняется из положения стоя. За счет максимального отталкивания двумя ногами испытуемый за три скачка перемещается вперед.

Результаты нашего исследования получены в МБОУ лицее № 29 г. Тамбова. Мы изучали результаты тестирования физической подготовленности занимающихся с осени 2011 по весну 2012 года. Тестирование проводилось три раза в год. Первые результаты тестирования получены осенью 2011 учебного года, когда школьники начали посещать секцию легкой атлетики. Следующее тестирование было проведено зимой, весной 2012 года. Написание данной выпускной квалификационной работы условно можно разделить на три этапа.

Первый этап - Анализ научной, медико-биологической, специальной методической литературы по проблеме исследования. Определение цели исследования, формулировка задач исследования. Анализ методик, используемых при оценке физических качеств учащихся школ. Изучение программы по легкой атлетики для групп начальной подготовки. Проведение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап - сбор информации о результатах выполнения тестовых заданий учащимися, их оценка и анализ. Проведение формирующего этапа экспериментя

Третий этап - проведение контрольного этапа эксперимента, обработки полученных данных и сравнение их с нормативными требованиями программы по легкой атлетики, оформление выпускной квалификационной работы.

2.1 Особенности организации учебно-тренировочных занятий с группой начальной подготовки

Учебно-тренировочный процесс в группе начальной подготовки организовывался и проводился в соответствии с примерными программами спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР.

Годовой план занятий включает в себя три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

Центральное место в годичном цикле тренировки юного спортсмена занимает подготовительный период. Совершенствование в избранном виде спорта в подготовительном периоде проходит на фоне большой работы, направленной на улучшение всестороннего физического развития юного спортсмена, на повышение функциональных возможностей его организма и овладение техникой избранного вида спорта, на развитие физических качеств, волевую закалку. Важным фактором, характеризующим тренировочный процесс, является интенсивность нагрузок: скорость

выполнения упражнений, количество упражнений и энергозатраты организма спортсмена в единицу времени. Необходимость в большом объеме тренировочных нагрузок в подготовительном периоде приходит в противоречие с интенсивностью, если они все время находятся на высоком уровне. Вести длительную тренировку большого объема и высокой интенсивности - значит истощать нервную систему спортсмена. Задача овладения спортивной техникой также не может быть решена, если тренировка проходит только при высокой степени интенсивности. Поэтому для динамики тренировочных нагрузок в годичном цикле рациональным является постепенное нарастание тренировочных нагрузок в течение подготовительного и соревновательного периодов при волнообразном изменении их по этапам тренировки.

Подготовительный период подразделяется на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов общеподготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере повышения спортивной квалификации длительность общеподготовительного периода сокращается, а специально-подготовительного - увеличивается. Основная направленность первого этапа подготовительного периода - создание необходимых предпосылок для приобретения спортивной формы: повышение функциональных возможностей организма занимающихся, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков. На этом этапе тренировки удельный вес средств ОФП значительно превышает объем средств СФП.

Основными средствами специальной подготовки являются специально-подготовительные упражнения. Соревновательные упражнения в тренировке юных спортсменов, как правило, на этом этапе не используются. Методы тренировки специализированы в меньшей степени. Предпочтение отдается методам, которые отличаются менее жесткими требованиями к занимающемуся (игровой, равномерный, переменный).

Основная цель тренировки в соревновательном периоде - поддержание спортивной формы, реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специально-подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности в избранном виде спорта. Удельный вес средств ОФП несколько ниже, чем на специально-подготовительном этапе. Применение средств общей подготовки обеспечивает поддержание необходимого уровня физической и спортивно-технической подготовленности, а также активный отдых юного спортсмена. Соотношение средств общей и специальной подготовки зависит от возраста, подготовленности, спортивной квалификации. В этом периоде используются соревновательный метод, методы повторного и интервального упражнения. Число соревнований зависит от специфики избранного вида спорта, структуры соревновательного периода, возраста, квалификации юных спортсменов. Варьируя частоту и общее число соревнований, можно управлять динамикой спортивных результатов, однако их оптимальное число следует определять индивидуально для каждого спортсмена. Интервалы отдыха между соревнованиями должны быть достаточными для восстановления и повышения работоспособности юных спортсменов. Длительное поддержание спортивной формы, как правило, не соответствует возрастным особенностям спортсменов младшего и среднего возраста. Для юных спортсменов в этом периоде необходимо организовать больше разнообразных нестандартных соревнований: эстафеты, старты на нетрадиционных дистанциях в спортшколе или между спортшколами. Структура соревновательного периода зависит от календаря соревнований, их программы и режима, состава участников, общей системы построения тренировки. Если соревновательный период кратковременный (1 -2 месяца), он обычно целиком состоит из нескольких соревновательных мезоциклов. Объем тренировочной нагрузки постепенно снижается и стабилизируется на определенном уровне, а интенсивность нагрузки несколько возрастает. При значительной продолжительности соревновательного периода (3-4 месяца и более), более характерной для квалифицированных юных спортсменов, наряду с соревновательными в него входят и промежуточные мезоциклы (восстановительно-поддерживающие, восстановительно-подготовительные), в которых снижается тренировочная нагрузка, варьируются средства, методы и условия тренировки. Тем самым создаются условия для непрерывного повышения уровня подготовленности юного спортсмена

При относительно кратковременном для основной массы юных спортсменов соревновательном периоде происходит дальнейшее сокращение объема с последующей его стабилизацией и возрастание интенсивности тренировочных нагрузок.

Весьма важно правильно подвести юного спортсмена к предстоящему соревнованию. Участие в обычных соревнованиях не требует значительных изменений в режиме тренировки. Как правило, в последнюю неделю перед соревнованием снижается объем тренировочной нагрузки при возрастании ее интенсивности. Нацеливая юного спортсмена на участие в ответственных соревнованиям расценивая участие в них как основную форму тренировки, следует рассматривать промежутки между ними, прежде всего как не­обходимый активный отдых, способствующий восстановлению, а также поддержанию тренированности. Исходя из этих соображений, тренировка в промежутках между ответственными соревнованиями должна строиться так, чтобы свести к минимуму моменты, связанные с чрезмерным нервным напряжением, препятствующим нормальному процессу восстановления организма спортсмена после предшествующего соревнования. В соревновательном периоде порядок распределения нагрузок может быть примерно следующим: неделя тренировочной нагрузки большого объема и высокой интенсивности; неделя сниженной тренировочной нагрузки перед соревнованием; участие в соревновании; неделя снижения тренировочной нагрузки и выключения из соревнования; неделя увеличения тренировочной нагрузки и т. д

Для многих школьников-спортсменов июль и август выпадают из соревновательного периода тренировки в связи с каникулами, т.е. нарушается ее личность. Это не позволяет большинству школьников добиваться высоких спортивных результатов в летние месяцы. Поэтому необходимо планировать годичный цикл тренировки с таким расчетом, чтобы основная масса школьников могла достигнуть высоких результатов уже в мае - июне. В частности, с этой целью следует перенести подготовительный период на более ранние сроки (октябрь - март), а соревновательный начать в середине апреля, учитывая, что уже в конце апреля - мае проводится большинство соревнований для основной массы школьников (первенства школы, районные соревнования и др.).

В дальнейшем, на протяжении второй половины мая и июне, школьники заняты предэкзаменационной подготовкой и сдачей экзаменов, что заметно отражается как на посещаемости занятий в спортивной школе, так и на спортивных результатах. Организацией летних спортивно-оздоровительных лагерей можно свести до минимума вынужденный летний перерыв в учебно-тренировочном процессе. Школьники должны продолжать тренировку и участвовать в соревнованиях там, где будут проводить свои каникулы.

Для юных спортсменов, проводивших в летние месяцы напряженную тренировку и принимавших участие в многочисленных соревнованиях, целесообразно по окончании соревновательного сезона установить трех-четырехнедельный переходный период тренировки, главной задачей которого являются активный отдых и вместе с тем поддержание определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в этом периоде составляет общая физическая подготовка в режиме активного отдыха, при этом следует избегать однотипных нагрузок, так как они пре­пятствуют полноценному активному отдыху. Необходима смена характера двигательной деятельности и обстановки занятий. В переходном периоде снижается общий объем и интенсивность тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерного ее спада. Важная задача переходного периода - анализ проделанной работы в течение прошедшего года, составление программы тренировки на следующий год. Если юный спортсмен регулярно не занимался, не выполнил достаточно значительных нагрузок, мало вы­ступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде отпадает.

2.2 Анализ контрольного тестирования физической подготовки юных легкоатлетов

Тестирование физической подготовки юных легкоатлетов проводилось три раза в год (осенью, зимой и весной) на протяжении одного года. Возраст занимающихся при зачислении в группу составлял 11-12 лет. Первое тестирование было проведено осенью 2011 года сразу после набора детей в группу начальной подготовки.

Таблица 1. Результаты контрольного тестирования физической подготовленности (мальчики)

№ п/п

Тесты

Осень 2011

Весна 2012

1

Прыжок с места, см

168

174

2

Бег ,30 м, с

5,7

5,6

3

Тройной с места, см

517

529

4

Бег 1500 м, секунды

435

418

5

Челночный бег, с

10

9,9

6

Подтягивание, раз

7

8



Диаграмма 1. Сравнительная динамика показателей физической подготовленности юношей по отдельным тестам

Таблица 2 Результаты контрольного тестирования физической подготовленности (девушек

№ п/п

тесты

Осень 2011

Весна 2012

1

Прыжок с места, см

151

160

2

Бег, 30 м, с

5,9

5,8

3

Тройной с места, см

441

4

Бег 1500 м, с

490

465

5

Челночный бег, с

10,6

10,4

6|

Подтягивание, раз

14

15


Диаграмма 2. Сравнительная динамика показателей физической подготовленности девушек по отдельным тестам

В таблицах 1 и 2 представлены результаты тестирования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Анализируя результаты шести тестовых испытаний, мы не обнаружили достоверных различий ни в группе мальчиков, ни в группе девочек.

Однако у мальчиков увеличился результат прыжка в длину с места со 168 см до 174 см. Этот результат превышает стандартный уровень физической подготовленности и физического развития (отметка отлично) на 4,0 см. У девочек этот показатель превышает стандартный на 5,0 см .

Средний показатель в беге на 30 м и у мальчиков, и у девочек соответствует высокому уровню развития скоростных качеств.

Динамика результатов в подтягивании также показывает наличие результатов, которые превышают стандартные показатели у мальчиков на 1 раз, а у девочек соответствуют высокому уровню развития.

Анализируя показатели шести тестов, выполненных занимающимися в 2011-2012 году, мы, к сожалению, не обнаружили достоверности различий результатов ни в группе мальчиков, ни в группе девочек. Однако динамика результатов имела положительную тенденцию, и среднее арифметическое значение таких показателей как прыжок в длину с места, бег 30 м, челночный бег, подтягивание на перекладине превышали нормативы, рекомендованные к выполнению данной возрастной группы занимающихся по оценке уровня физической подготовленности для детей младшей возрастной группы

Сравнительный анализ результатов тестирования на констатирующем этапе эксперимента и тестирование на контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 1,2

В результатах, показанных начинающими легкоатлетами перед началом занятий в подготовительной группе и занятий по специально разработанной программе, видна динамика роста всех показателей.

Результаты на 30 м также достоверны: по полученным данным можно судить о более высоких результатах в развитии скоростных качеств у девочек, чем у мальчиков.

В тройном прыжке с места четко прослеживается динамика прироста результатов.

Вследствие тренировок изменились в лучшую сторону и координационные способности занимающихся.

Тест на подтягивание не дал желаемого уровня достоверности. Это можно пояснить недостаточным вниманием на развитие мышц плечевого пояса при тренировки юных легкоатлетов. Данная подготовка рассчитана на метателей, подготовка которых затруднена отсутствием материальной базы и необходимого инвентаря.

Все полученные результаты свидетельствуют о том, что в разной степени, но все изучаемые нами физические качества имеют тенденцию развития. Грамотно организованный учебно-тренировочный процесс способствует решению одной из важнейших задач: развитию физических качеств и созданию хорошей базы для овладения техникой видов легкой атлетики.

Заключение

Несмотря на серьёзное внимание к юношескому спорту со стороны руководителей, тренеров, научных работников отмечается невысокая эффективность системы тренировок.

В этой связи необходимо отметить следующее. Ежегодно в спорт приходят талантливые дети, подростки, юноши. Отдельные из них переходят в разряд взрослых с высокими результатами и в дальнейшем продолжают прогрессировать. Многие юные спортсмены преждевременно уходят из спорта, некоторые не могут до конца реализовать себя в спорте, имеют случаи нанесения вреда здоровью (спортивные травмы, перенапряжения, перетренировки). Однако абсолютное большинство юных чемпионов и рекордсменов бесследно исчезают со спортивного горизонта, так и не сумев добиться тех результатов, которых от них ожидали. Как правило, причиной этого является методические ошибки, имеющие своим следствием непоправимые (или трудно поправимые) биологические и психологические изменения в организме спортсмена. Особенно трудно исправить ошибки, допущенные на этапе начальной подготовки.

Важным условием построения тренировочного процесса является отслеживание динамики результатов, эффективности тренировочных заданий, правильно подобранных средств и методов тренировки и т. п.

Объектом нашего исследования был этап начальной подготовки. В результате исследования мы сделали следующие выводы:

1.   Учебно-тренировочные занятия проводились в соответствии с разработанной программой. На этапе начальной подготовки были выполнены поставленные задачи, а именно подготовка базы общефизической подготовки для этапа начальной специализации.

2.   В годичном цикле выделяются следующие периоды: подготовительный, соревновательный и переходный (восстановительный). Самым продолжительным является подготовительный период. Количество соревнований на этапе начальной подготовки не более 8-10 в год.

3.   Большое внимание уделяется общей физической подготовке. Подмена систематической и фундаментальной подготовки «натаскиванием» на результат приводит, как правило, к нарушению определенных психологических закономерностей и закономерностей фундаментального и физического развития. Поэтому, все новички, независимо от их одаренности, должны пройти разностороннюю и сравнительно продолжительную первоначальную подготовку, исключающую какие-либо элементы форсирования.

4.   На этапе начальной подготовки овладевают специальными умениями и навыками как: прыжок тройным с места, барьерный бег, прыжок в высоту с разбега, метание малого мяча, прыжок в длину с разбега и др.

5.   Для оценки уровня подготовки использовались следующие тесты: прыжок в длину с места, бег 30 метров, тройной прыжок с места, бег 1500 метров, челночный бег, подтягивание.

Показатели физической подготовки дают основание считать, что учебно-тренировочные занятия соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся и благоприятно влияют на изменение физических качеств занимающихся. Результаты тестов подтверждают грамотность методик, используемых в учебно-тренировочном процессе.

Список используемой литературы

1.   Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов. - М: Просвещение, 1990. -287 с.

2.   Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Фис, 1982.-257 с.

3.   Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Фис, 1985. - 192с.

4.   Вайцеховский СМ. Книга тренера. - М.: Фис, 1971. - 312 с.

5.   Затеева Т.А., Тупицина О.Ю. Организация системы мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях. Методические рекомендации. - Тамбов: 2008.-36 с.

6.   Ионов Д.П. Бег на короткие дистанции. - М.: Физкультура и спорт, 1987, 57 с.

7.   Келина Т.И. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста / РЦОСМД. - Казань, 1999, 250 с.

8.   Котлановский А.П. Общая физическая подготовка. - М.: ЦС «Динамо», 1986,258 с.

9.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие. - М: Советский спорт, 2004.-192 с.

.Легкая атлетика: Программа для детско-юношеских спортивных школ. - М: Фис, 1971,-116 с.

.Макаров А.Н. Легкая атлетика: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1969, - 304 с.

.Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Учебное пособие дляинститутов физической культуры. - М.: Фис, - 1977. - 375 с.

. И.Нагорного В.Э. Проблемы юношеского спорта. - ФиС, 1961, 214 с. 14. 0золин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Фис, 1970.-325 с.

. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

. Семенов В.Г. Бег на 200 и 400 м.- Смоленск, 1989, - 203 с.

.Сирис П.З. Легкая атлетика: Учеб. пособие для институтов ФК.- М.: ФиЗ, 1996, - 308 с.

18. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М: Фис, 1991,356 с.

19. Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2003. - №1. - С. 2.

20.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие для институтов ФК. - М: ФиЗ, 1998, - 128 с.

.Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие

для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура

и спорт, 1987,-128 с.

.Филина В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1968, - 146 с.

.Харабури Г.Д. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для учащихся средних физкультурных учебных заведений. - М.: Физкультура и спорт, 1969, - 352 с.

.Хоменков Л.С. Легкая атлетика: Учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1959, -352 с.

.Щеников Б.В. Прыжки в длину с разбега. - М.: Фис, 1985. - 123 с

Похожие работы на - Исследование физической подготовленности легкоатлетов групп начальной подготовки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!