Значение развития периферического зрения у баскетболистов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    358,08 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Значение развития периферического зрения у баскетболистов

Федеральное агентство по физической культуре и спорту

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, Брянский филиал

Тренерский факультет, заочное отделение

Кафедра спортивных дисциплин

Спортивная специализация: спортивные игры


Дипломная работа

по дисциплине: Теория и методика избранной специализации

значение развития перИферического зрения в учебно-тренировочном процессе баскетболистов в зависИмости от амплуа игроков

- физическая культура и спорт

Долбусин Виталий Викторович

Научный руководитель:

Осипова Т.В.



Брянск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

.1 Роль зрения при игре в баскетбол

.2 Значение развития периферического зрения у баскетболистов

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

.1 Задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

.1 Особенности развития поля зрения у баскетболистов 13-14 лет

.2 Взаимосвязь периферического поля зрения с тактическим мышлением во время игр

ВЫВОДЫ

Практические рекомендации

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немаловажную роль в этом играют сенсорные системы, а в частности зрительная сенсорная система. К 13-14 годам зрительная сенсорная система практически приближается к уровню взрослого человека. Занятия баскетболом способствуют, увеличению функциональных характеристик зрительного анализатора: поля зрения, остроты зрения, глубинного зрения и пропускной способности зрительного анализатора [4, 14, 16].

Они оказываются особенно резко увеличенными, когда спортсмены находятся в спортивной обстановке, после проведения разминки. Рядом авторов были проведены экспериментальные работы, доказывающие влияние игры в баскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной периферического поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

Объект исследования - значение развития периферического зрения у юных баскетболистов 13-14 лет в процессе занятий баскетболом.

Предмет исследования - развитие периферического зрения у баскетболистов 13-14 лет в процессе учебно-тренировочной деятельности.

Рабочая гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что развитие поля зрения у мальчиков 13-14 лет в процессе целенаправленной тренировочной деятельности позволит улучшить технико-тактическую подготовленность занимающихся в секции баскетбола.

Практическая значимость работы. Выполненные исследования позволят повысить технико-тактическую подготовленность детей на начальном этапе подготовки, расширить арсенал технических приёмов и тактических взаимодействий, быстро оценивать правильную обстановку на площадке и выбирать наиболее рациональный способ взаимодействия с игроками в защите и нападении.

Глава 1. СОСОЯНИЕ ВОПРОСА


1.1 Роль зрения при игре в баскетбол


Известно, что подавляющее количество информации о внешнем мире (до 80-90%) человек воспринимает благодаря зрению. При этом глаз не просто «перерисовывает» в мозгу полученное извне изображение. По зрительным каналам передаётся в высшие отделы мозга лишь самое необходимое, самое значительное для человека в данный момент. Это очень облегчает сбор информации и зрительную ориентировку в пространстве. По мере приобретения опыта мозг может воспринимать не все детали окружающего мира, а сразу целые, обобщённые образы, что ускоряет обработку зрительных впечатлений [4, 14, 15].

У детей 13-14 лет заканчивается созревание зрительной системы. К этому времени высшие отделы мозга способны выделять и анализировать необходимые сведения из общего потока зрительной информации. В баскетболе, где спортсмену постоянно нужно зорко следить за передвижениями игроков и мяча, роль зрения особенно велика. В процессе многолетней тренировки именно в зрительной функции происходят наибольшие изменения. Глаз игрока видит большую часть пространства, чем глаз нетренированного человека. Это облегчает ориентировку игроков на поле, улучшает их взаимодействие, повышает эффективность технических и тактических действий. Когда изучали влияние слуха, зрения и кожной чувствительности на эффективность выполнения бросков в прыжках, то оказалось, что наибольшее ухудшение вызвало ограничение бокового зрения. При утомлении у игрока зрение ухудшается, и это снижает результативность его действий. Для точного выполнения различных приёмов, особенно бросков, очень важна способность зрения, оценивать удалённость предметов в пространстве. По этой способности, объему воспринимаемого пространства и остроте зрения баскетболисты занимают одно из первых мест среди спортсменов других видов спорта. При этом следует учесть, что чем больше в упражнениях используются зрительные сигналы, тем больше совершенствуется зрительный аппарат баскетболиста. Особенно важно влияние баскетбола на внутренние мышцы глаза, от которых зависит приспособление глаза видеть на различных расстояниях. Занятия баскетболом тренируют внутренние мышцы глаза, и поэтому являются средством предупреждения и лечения близорукости у подростков. Точность в баскетболе зависит так же от сочетания движений глаз и рук. Если движения глаз опережают движения рук, то достигается высокая точность. Перед броском, например, подросток должен сосредоточить взгляд на кольце, иначе мяч не попадёт в него. Оказалось, что если при утомлении движение глаз запаздывает и произойдёт одновременно или даже позднее движения рук, то бросок будет не точным. При рассматривании предмета, оба глаза наводятся на него. От точности этой наводки зависит четкость изображения, что обеспечивает высокую эффективность выполняемых движений. У баскетболистов такое идеальное согласие встречается гораздо чаще, чем у лиц не занимающихся систематической тренировкой. В конце соревнований или тренировочных занятий согласованность движений глаз может временно ухудшаться. Эти явления больше выражены у менее квалифицированных и более молодых баскетболистов [2, 7, 16].

Баскетбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технико-тактических приемов, эмоциональностью, воздушностью, динамичностью, одновременно коллективизмом и индивидуализмом и к тому же является, по моему мнению, и многих специалистов, самым эффективным средством для всестороннего физического развития.

Популярность баскетбола и широкое его применение в системе физического воспитания обуславливаются, прежде всего, экономической доступностью игры, высокой эмоциональностью, большим зрелищным эффектом, комплексным воздействием на организм и воспитание молодежи.

В основе баскетбола лежат естественные движения - бег, прыжки, броски, передачи. Им легко обучать детей, подростков и взрослых. Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, а игры с мячами - с двухлетнего возраста.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности и целеустремленности.

Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм занимающихся. Занятия баскетболом способствуют развитию основных физических качеств.

Формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов [1, 9].

Игровая обстановка меняется очень быстро и создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой ситуации. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитие способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации.

Соревновательный характер игры, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный уровень способствует поддерживанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у баскетболистов, умения управлять эмоциями, не терять контроля над своими действиями.

Каждый игрок на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитание у занимающихся творческой инициативы. В общем, не следует забывать о том, что из всех командных видов спорта баскетбол более других предрасположен к тому, чтобы выставлять на показ индивидуальные способности и дриблинг, а также, порою, в одиночку решать исход того или иного матча.

Правила игры предусматривают этичность поведения спортсменов по отношению к противникам и судьям. Персональные и технические наказания служат средством для регуляции взаимоотношений между участниками соревнований.

Эта особенность имеет наибольшее значение для воспитания дружбы и товарищества, и вырабатыванию привычки подчинять свои действия интересам команды.

Баскетбол получил широкое распространение во всем мире, с каждым годом возрастает интерес к занятиям этим видом спорта, усиливается конкуренция на международной арене. Последнее вызывает необходимость совершенствования методики спортивной тренировки с учетом тенденций развития баскетбола.

Многообразие двигательных действий спортсменов во время игры весьма затрудняет количественное описание их компонентов. Современный тренировочный процесс настоятельно выдвигает необходимость разработки методов интегративного качественно-количественного описания организма спортсмена как большой системы с целью рационального моделирования его состояния [7, 8].

Моделирование игровых ситуаций весьма сложно. Однако в баскетболе можно выделить такие двигательные компоненты, которые поддаются детальному изучению и описанию. Это одна из разновидностей броска мяча в корзину.

Изучение двигательной и информативной деятельности организма, являющихся решающими при реализации навыков в баскетболе, обусловленности этих видов деятельности общим функциональным фоном, интеграции указанных факторов в единую функциональную систему для обеспечения высокой надежности бросков мяча в корзину должно иметь широкий выход в практику как в плане методических рекомендаций по совершенствованию спортивного мастерства, так и для тестирования функциональной готовности спортсменов.

Однако в доступной нам литературе недостаточно точно охарактеризованы динамика и взаимосвязь временных компонентов и результативности бросков, что обеспечивает надежность. Весьма слабо изучено влияние информации, поступающей из 5 сенсорных систем, на параметры навыков и результативность при их реализации. Имеющаяся педагогическая литература (учебники, учебные пособия, методические указания и др.) базируется в основном на эмпирическом опыте тренеров.

Сущность игры состоит в том, что игроки каждой команды, перемещаются по площадке с мячом или без мяча и, преодолевая сопротивление противника, стараются, как можно больше забросить мячей в корзину соперника и препятствовать им в овладении мячом и бросках в корзину. Мяч можно передавать вести, бросать, отбивать, соблюдая правила игры. Выигрывает команда, на счету которой после окончания игры окажется больше очков [3, 5, 6].

В баскетболе выделяют такие амплуа игроков как: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий форвард, тяжелый или мощный форвард, центровой, лёгкий нападающий.

Разыгрывающий защитник

(англ. <#"561450.files/image001.gif">

б) (занимающиеся разбиваются в четыре колонны и выполняют общеразвивающие упражнения, два игрока ведут мяч, один из занимающихся 1-ой или 2-ой колонны подает сигнал, ему следует же сразу передача, ведущие мяч должны смотреть на всех, выполняющих упражнения. Упражнения выполняются с двумя, тремя и затем с четырьмя мячами).

В) (Игрок ведёт мяч, смотрит на кольцо и на своего партнёра, как только игрок 2 войдет в зону, ему следует передача).


г) (Игрок I ведёт мяч, смотрит на кольцо, выполняет бросок, когда игрок 2 поднимает руку).

Упражнения выполняются в парах, на каждую пару мяч, игроки с мячом выполняют ведение без зрительного контроля, его партнёр произвольно двигается по площадке. Ведущий выполняет ему передачу по зрительному сигналу тренера, для этого он должен видеть партнёра и зрительный сигнал. 2. Упражнения типа «в тройках». (Рис.5-а, б).

а) (3-ий игрок ведёт мяч, смотрит на щит, передает мяч игроку I или игроку 2 - кто первым поднимет руку).


б) (Передачи мяча игроку I - он должен видеть всех троих, передаёт мяч из троих любому игроку, но не два и не три мяча сразу).

. Упражнения «в круге». (Рис.6-а, б). а) (игрок 1 водит в кругу, защитники мешают ему выйти из круга, чтобы выйти от туда, должен видеть круг, защитников).


б)


(Упражнение то же, но с передачей мяча из круга с сопротивление: защитников, по зрительному сигналу стоящего за кругом).

. Упражнение типа контрольного норматива (то, что применялось ранее).

. Игроки находятся в колонне, затем располагаются свободно. Ведущему мяч или получившему мяч назначают номер игрока, которому он должен передать мяч (игроки сначала стоят на месте, потом двигаются в определённой площади, по всей площади, на конце бегут в отрыв, то после подбора мяча от щита). Игрок до передачи должен оценить обстановку.

. Упражнения с атакой кольца. (Рис.7 - а).

а) (1-ый передаёт мяч освободившемуся игроку от защитника)

б) (Упражнение тоже, но после передач между игроками 1 и 1 а сначала на месте, затем в движении)

. Выполняются общеразвивающие упражнения: (По зрительному сигналу догнать соседа слева или справа (по заданию). Зрительным сигналом может быть поднятая рука, мяч, действия одного игрока, действия нападающего и защитника).

. Игроки передают мяч друг другу в парах, по зрительному сигналу тренера они должны выполнить определенное задание (убежать, перейти на ведение и т.д.)

9. Упражнения на реализацию численного превосходства двое против одного, трое против двоих, четверо против троих.

10. Игра на один щит размером 2x2, 3 x 3 - проход, скидка, своевременность оценки игровой обстановки, выбор правильногоспособа действия (запись и разбор). Всё это в игровой обстановке.

Условные обозначения в схемах:

• - игрок с мячом ведение мяча

О - игрок без мяча передача мяча

X - защитник движение игрока

ДОКЛАД

Тема нашей дипломной работы:

«Значение периферического зрения в учебно-тренировочном процессе баскетболистов в зависимости от амплуа игроков»

Среди большого арсенала современных средств физической культуры и спорта игра в баскетбол занимает одно из ведущих направлений и пользуется большой популярностью.

Для того чтобы добиться высоких показателей результативности, техники игры, а так же повышения мастерства - важную роль играют: деятельность мозга при игре в баскетбол, возраст и управление произвольными движениями, двигательные навыки, развитие умственной работоспособности, деятельность всех органов и систем человеческого организма. Немалобаскетбол на развитие периферического поля зрения у спортсменов. Однако объективных данных о взаимосвязи освоения технических приемов и тактического мышления с величиной поля зрения, в литературе мы не встретили, кроме упоминаний о возможности его развития у баскетболистов. Поэтому нас заинтересовал вопрос повышения квалификации баскетболистов с развитием этого качества в процессе целенаправленной тренировочной деятельности. Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения научных исследований в этом направлении.

В связи с этим целью работы являлось обоснование взаимосвязи поля зрения с уровнем технико-тактической подготовленности юных баскетболистов 13-14 лет.

Для решения поставленной цели исследования, предстояло решить следующие задачи:

1. Определить развитие поля зрения у юных баскетболистов в 13 - 14 лет.

2. Определить взаимосвязь поля зрения с тактическим мышлением во время игры.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1.    Анализ научно-методической литературы.

2.      Тестирование.

.        Хронометрирование.

.        Метод математической статистики.

Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Десна» по баскетболу г. Брянска с мальчиками 13-14 лет.

В ходе исследования установлено, что с предложенным контрольным нормативом справились все мальчики. Средний результат по группе испытуемых до начала эксперимента составил 13,56 сек., результативность показаний зафиксирована 72%. После изменения содержания учебно-тренировочных занятий (включения в тренировку специальных упражнений) было проведено повторное педагогическое тестирование. Установлено, что средний результат контрольного норматива улучшился на 2,8 с и составил 11,06 сек.

В результате проведенного исследования мы получили следующее:

1.      Величина поля зрения изменяется с возрастом, но незначительно (за время исследования результат контрольного норматива улучшился на 2,8 секунды; количество попаданий на 8%). Индивидуальные исходные показатели контрольного норматива, характеризующего развитие периферического зрения, выше у мальчиков посещающих секционные занятия второй и третий года тренировочных занятий баскетболом.

2.      Установлено, что существует прямая взаимосвязь качества выполнения некоторых технических приёмов и тактического мышления баскетболистов от величины периферического поля зрения (tpac>tKp). Наибольший прирост результатов отмечен у мальчиков имеющих самые низкие показатели при первичном тестировании.

3. Установлено, что после освоения основных технических приёмов игры необходимо очень большое внимание уделять развитию поля зрения, правильной оценки обстановки, выбору наиболее, выгодной позиции.

4. По данным исследования выявлено, что на втором году обучения, тренерам необходимо больше уделять внимание ведению мяча без зрительного контроля с последующей передачей мяча по сигналу, т.к. это дальнейшая основа тактического мышления.

Похожие работы на - Значение развития периферического зрения у баскетболистов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!