Развитие инновационной деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,48 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие инновационной деятельности

Уральский международный институт туризма







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»





Выполнила: студентка 4-го курса

402г гр. заочного факультета

Неволина С.В.








Екатеринбург, 2011.

Содержание

1.Содержание, цели и задачи дисциплины «Инновационный менеджмент»

.Проектирование инновационных преобразований

.Государственная поддержка инновационной деятельности

.Источники финансирования инновационных проектов

.Конкурентоспособность инновационной продукции

Использованная литература

Содержание, цели и задачи дисциплины «Инновационный менеджмент»

К инновациям в сфере туризма относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на туристическом предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией в туризме понимается целый ряд нововведений: новые или улучшенные виды туристической продукции (продуктовые инновации), туристические услуги (инновации услуг), производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации), измененные социальные отношения на туристических предприятиях (социальные или кадровые инновации), производственные системы.

Следовательно, инновации в туризме должны рассматриваться как перманентный, глобальный и динамический процесс. Исследователи выделяют два основных направления, по которым идёт развитие инновационных технологий туристической индустрии - усовершенствование качества туристского продукта и внедрение новых форм туристических услуг.

Для туристического бизнеса необходимо использование двух этих видов инновации, т.к. туристский рынок - нестабильный, поддающийся влиянию различных событий в окружающих и смежных областях. В данных условиях турфирмы должны не только создавать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на новые изменения в различных областях деятельности, смежных с туризмом, обладать способностью к созданию новых методов работы и улучшению результатов деятельности.

Главная цель турфирмы - выжить в условиях конкуренции, заинтересовать и привлечь максимальное количество потребителей. Именно с помощью инновационных аспектов в текущей деятельности фирмы есть возможность обеспечить своему турпродукту вполне стабильное существование на рынке.

С целью развития инновационных технологий, в сфере туризма перед отечественным туристическим рынком стоят следующие задачи: повышение общей ответственности правительства, делающего ставку на развитие туризма; обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов информацией; усиление роли государственно-частных партнёрств в развитии туристической инфраструктуры.

В условиях жесткой конкуренции первостепенной задачей любой турфирмы является, безусловно, завоевание лидирующего места на туристском рынке, получение и увеличение прибыли.

Одним из способов обратить внимание потребителей на свой товар является предложение рынку нового товара, отличного от товара конкурентов. Именно своевременный вывод нового товара на рынок способен привлечь новых покупателей, увеличить доход предприятия.

Туризм является одной из важнейших отраслей сервиса, и это требует современных форм и механизмов обслуживания клиентов. Однако не все компании охотно применяют инновации на практике. Ведь инновация - это прежде всего риск и немалый. Любая инновация, особенно если она затрагивает организацию в целом, вызывает сопротивление, так как принятие и осуществление инновации связано с ломкой стереотипов восприятия, поведения и установок. Страх менять что-то в постоянной и привычной работе мешает фирмам обращаться к новым механизмам.

Например, многие туроператоры предлагают своим региональным агентствам новую систему бронирования - бронирование туров в on-line, что позволяет получать практически мгновенное подтверждение тура. Таким образом, туроператор экономит время на обработке заявки, а турагент, в свою очередь, ускоряет процесс оформления клиента.

Фирмы, использовавшие в своей деятельности инновационные аспекты, утверждают, что создание и продвижение нового турпродукта не только желательная деятельность организации, но и необходимая. Жесткая конкуренция на современном российском рынке обязывает турфирмы разрабатывать и предлагать новые и обновленные товары.

Например, в летнем сезоне 2003 г. турецкий рынок предложил три новых отеля сети World of Wonders: Kremlin Palace, Venezia Palace и 1C Tropicana. Kremlin Palace представляет собой комплекс зданий, каждое из которых в точности повторяет какой-либо фрагмент Московского Кремля. Такого на рынке туризма не предлагал еще никто! Этот 5* отель обслуживает своих туристов почти тотальным all-inclusive, в стоимость обслуживания включены даже импортные элитные алкогольные напитки, услуги прачечной, парикмахерской, сауна, тренажерный зал и многое другое, что обычно предлагается в отелях за дополнительную плату. Отель нацелен на предоставление своим гостям обслуживание самого высокого качества.

Другой отель сети WOW Venezia Palace 5*, который появился на турецком рынке только в мае 2003 г., предлагает своим клиентам в качестве новой и привлекательной услуги аниматоров, которых с полным правом можно назвать достопримечательностью отеля. Колоритные персонажи из разных стран - Турции, Марокко, Канады-практически с утра до вечера развлекают гостей. В 11.30 Water-gym, в 12.00 Pool games в бассейне, затем курсы танцев живота и латиноамериканских танцев, водное поло, стрельба из лука и т.д.

Отель построен в венецианском стиле и радует своих клиентов таким развлечением, как катание на гондоле. Размеры бассейна - 3 500 кв. м., позволяют романтичную прогулку такого рода. Это придаёт дополнительный романтический оттенок программе для молодожёнов, да и другим гостям. Несомненно, такая услуга доставляет большое удовольствие.

Как утверждает вице-президент холдинга «Юнал», построившего и управляющего отелем, «нужен постоянный поиск новых идей, иначе не выдержишь конкуренции. Желания туристов переменчивы, но побеждает общее стремление получить отдых максимально высокого качества. Туристы - это двигатель прогресса».

На сегодняшний день в гостиничной индустрии используется достаточно много новейших инновационных компьютерных технологий: глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы менеджмента и др. На российском рынке представлены в основном такие системы глобального резервирования как: Amadeus, Galileo, Wordspan. Высокая надежность и удобство компьютерных систем резервирования CRS (Computer Reservation System) способствовали их быстрому и широкому распространению.

В последние годы многие гостиничные предприятия создали свои собственные сайты в Интернете. Это направление следует рассматривать как весьма перспективное. На Web-сайтах туристических компаний и объектов размещения можно видеть интерьер заказанного гостиничного номера, каюты круизного лайнера, можно уточнить перечень услуг вплоть до меню в ресторане. Посещение интернет-форумов на туристических Web-сайтах позволяет из первых уст бывалых путешественников узнать полезные детали, которые пригодятся в поездке и при посещении той или иной страны. С развитием телекоммуникаций в мире не остается информационных тайн.

В Европе наблюдается в последнее время электронное наступление на туристический бизнес. Появилась электронная коммерция. Её преимущества очевидны - это экономия на выплате агентских комиссионных, уменьшение расходов на издание рекламно-информационных материалов, создание нетрадиционных сбытовых каналов и т.д.

Программный комплекс автоматизации гостиницы (система автоматизации гостиничного комплекса) - это совокупность взаимосвязи программных средств, обеспечивающих автоматизацию всех функций управления.

В последние годы стремительно растёт доля самостоятельных бронирований авиабилетов в Интернете. Сегодня в Европе каждый третий билет покупается на специализированных сайтах или сайтах авиакомпаний - это более 400 млн. человек по всему миру.

Одним из основных направлений инноваций в гостиничном и туристском бизнесе так же является внедрение мультимедийных технологий, в частности - справочников, буклетов, каталогов. В настоящее время туристские фирмы и гостиницы выпускают справочники и каталоги в книжном исполнении, на видеокассетах, на лазерных дисках, в сети Интернет. Использование мультимедийных технологий даёт возможность оперативно предоставлять потенциальному гостю информацию, тем самым, позволяет быстро и безошибочно выбрать тот туристский продукт, в котором нуждается гость. Электронные каталоги по гостинице позволяют виртуально путешествовать по номерам различных категорий, залам ресторанов, конгресс-центрам, вестибюлю, посмотреть полную информацию о гостиничном предприятии, ознакомиться со спектром предоставляемых услуг, системой льгот и скидок.

Среди негативных факторов, сдерживающих развитие индустрии туризма, исследователи выделили боязнь терроризма и катастроф, а также колебаний цен на рынке недвижимости.

Проблема обеспечения безопасности гостиничного предприятия также решается с помощью инновационных технологий. Так, в индустрии гостеприимства безопасность гостя можно обеспечить: телевизионной системой наблюдения, системой контроля за доступом, системой защиты. Но процент предприятий оснащенных защитой очень мал.

Ещё одним эффективным средством являются внутриномерные электронные сейфы. Такая инновационная услуга существует в гостиничных предприятиях категории четыре и пять звезд. Установка системы электронных замков - одно из самых эффективных профилактических средств защиты от краж. Внедрение этой системы, по словам директоров московских гостиниц, сократило кражи вещей из гостиничных номеров на 95%. Практически невозможна подделка конкретного ключа, а также можно определить, какими карточками был открыт номер, в какое время и кто их выдал.

В инновационной деятельности туристских предприятий необходимо учитывать инновационный потенциал самих работников (к позитивно-критическому восприятию новой информации, приращению общих и профессиональных знаний, выдвижению новых конкурентоспособных идей, нахождению решений нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач, использованию знаний для практической реализации новшеств). Мир бизнеса меняется быстро, знания устаревают, и, для того чтобы быть профессионально-компетентными современному менеджеру, а так же любому работнику сферы туризма, необходимо постоянно пополнять свои знания.

Тенденции, которые развиваются в туристской отрасли в последние годы, свидетельствуют о том, что дальнейшее развитие туризма будет осуществляться путём широкого внедрения инноваций. Значительное влияние будет оказывать дальнейший технический прогресс, появление и внедрение базовых инноваций (нанотехнологии, биотехнологии и др.), широкое использование знания.

Проектирование инновационных преобразований

Основными причинами появления (источниками идей) проектов являются:

·неудовлетворенный спрос;

·избыточные ресурсы;

·инициатива предпринимателей;

·реакция на политическое воздействие;

·интересы кредиторов.

После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист-аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые. Причины, по которым идея может быть отклонена, имеют весьма общий характер. Например:

·недостаточный спрос на продукцию проекта или отсутствие его реальных преимуществ перед аналогичными видами продукции;

·чрезмерно высокая стоимость проекта (имеется в виду не только экономическая, но и социальная или, например, экологическая);

·отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта (или правительства);

·чрезмерный риск;

·высокая стоимость сырья.

В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:

·цель и объект инвестирования, место (район) размещения;

·продукция проекта - характеристика и объём выпуска;

·срок окупаемости;

·доходность проекта;

·назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;

·предполагаемые источники и схема финансирования.

Цели и задачи проекта должны быть чётко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг - формирование основных характеристик проекта.

К числу таких характеристик можно отнести:

·наличие альтернативных технических решений;

·спрос на продукцию проекта;

·продолжительность проекта, в том числе его инвестиционной фазы;

·оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;

·перспективы экспорта продукции проекта;

·сложность проекта;

·исходно-разрешительная документация;

·инвестиционный климат в районе реализации проекта;

Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведённых выше показателей. Если полученное экспертным путём значение выше установленного предела, проект признается осуществимым.

Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки, включая:

·детальный маркетинг;

·инженерно-геологические изыскания;

·оценку окружающей среды и местных источников сырья;

·политическую обстановку в регионе, республике, стране;

·социокультурную характеристику населения.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта строительства является основным проектным документом на строительство объектов. На основании утвержденного в установленном порядке ТЭО подготавливается тендерная документация и проводятся торги подряда, заключается договор (контракт) подряда, открывается финансирование строительства и разрабатывается рабочая документация.

В ТЭО определяются основные решения - технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитарно-эпидемиологическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его экономическая эффективность и социальные последствия. В результате разработки ТЭО определяются технико-экономические и финансовые показатели.

Принятию инвестиционного решения предшествует выбор площадки (земельного участка) для проекта. От этого выбора в значительной степени зависит успех всего проекта.

После утверждения ТЭО и принятия инвестиционного решения заказчик обращается в орган местного самоуправления, обладающий правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта.

Орган местного самоуправления рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка выдается заказчику.

На этом заканчивается начальная (предынвестиционная) фаза проекта. Её результатами являются:

·объёмы работ по проекту;

·смета и бюджет проекта;

·площадка (земельный участок);

·график проекта, в том числе график поставок ресурсов;

·нормы и стандарты;

·задание на проектирование.

Примером по данному вопросу может служить «Гелиопарк Групп» - динамично развивающаяся группа компаний, специализирующихся на разных видах деятельности. Входящая в «Гелиопарк Групп» компания «Гелиопарк Отель Менеджмент» представляет полный цикл услуг в области гостеприимства.

Каждая гостиница является не только объектом гостеприимства, но в первую очередь коммерческой структурой. Успех зависит не только от внешних условий гостиницы - месторасположения, сезонности и т. п., но и от качества услуг, подготовки персонала, политики учета, развлекательных программ и многого другого, что очень часто под силу учесть только профессионалам. Для собственников и инвесторов, занятых в индустрии гостеприимства, управляющая компания «Гелиопарк Отель Менеджмент» предлагает целый комплекс мер по повышению доходности предприятия и его эффективного продвижения на рынок. Специалисты компании осуществляют экспертную оценку предприятия, разрабатывают концепцию его развития, и, наконец, занимаются оперативным управлением гостиницами. Формы взаимодействия управляющей компании и собственника (инвестора) могут быть различными: аренда комплекса, управление комплексом за процент от прибыли, консультационные услуги и т. п.

Основную цель своей деятельности «Гелиопарк Отель Менеджмент» определяет как развитие сети курортных отелей в России, ориентированных в первую очередь на оздоровление и отдых россиян. Немаловажное значение имеет разработанная и внедренная технология максимальной загрузки отелей.

В настоящий момент полный штат компании «Гелиопарк Отель Менеджмент» насчитывает свыше 500 профессиональных сотрудников. В будущем это количество вырастет пропорционально развитию сети отелей системы «Гелиопарк Групп». Основной вид данного бизнеса - эффективное управление гостиницами по контракту с владельцами гостиничных комплексов.

«Гелиопарк Отель Менеджмент» является экспертом в следующих областях:

1.Планирование и проектирование новых гостиничных комплексов, оптимальная реконструкция уже существующих.

2.Контроль над операциями в гостиничном комплексе.

.Управление загрузкой номеров гостиничных комплексов.

.Финансово-отчётные системы.

Сейчас у «Гелиопарк Групп» три приоритетных направления работы: торговая деятельность (осуществляется торговлями мехами и дубленками в ГУМе, Охотном ряду и др.), гостиничный бизнес, строительство и архитектура. В состав группы компаний входит дизайн-бюро по проектированию зданий и сооружений, а также строительная компания с богатым опытом строительства и реконструкции гостиничных комплексов.

инновационный преобразование проект конкурентоспособность

Государственная поддержка инновационной деятельности

Государство обычно разрабатывает системы мер, стимулирующих предприятия к внедрению нововведений. К ним относятся: поддержка фундаментальных научных исследований, предоставление налоговых льгот, организация государственного фонда инвестиционной поддержки, поддержка информационных баз научной информации.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности относят следующие:

·прямое финансирование;

·предоставление индивидуальным изобретателям и. малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

·создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

·снижение государственных патентных пошлин, для индивидуальных изобретателей;

·отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

·реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

·создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

·содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

·ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

·сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

·содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству;

·защита интересов национального инновационного предпринимательства.

В России уже введён ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трёх лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы - Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии.

Важным аспектом выполнения туристического плана является обеспечение его финансирования. Необходимо определить потребности и потенциальные источники финансирования, а также разработать инвестиционную стратегию исходя из конкретных условий каждой страны или региона. При этом следует учитывать ряд следующих положений.

За финансирование общего планирования обычно отвечает национальная туристическая администрация (НТА).

В зависимости от местной ситуации расходы по подготовке более детальных планов и проектов могут нести либо правительства, либо частный сектор. При этом более детальное планирование должно осуществляться в соответствии с государственными нормами планирования. Такие планы должны предоставляться государственному органу на рассмотрение и утверждение. Если для подготовки планов отсутствуют средства на месте, следует обращаться за международной помощью.

Финансирование развития инфраструктуры туризма. Крупные объекты инфраструктуры обычно финансируются государством.

При этом хотя бы часть этих капиталовложений, например, в коммунальные службы, можно вернуть посредством взимания платы за их пользование. Создаваемую инфраструктуру в значительной степени можно использовать для обслуживания общих коммунальных и экономических потребностей, а также и для туризма, что в целом приносит значительные выгоды соответствующей стране.

Инфраструктура - дорогая статья расходов, и многие страны нуждаются в международной помощи по ее финансированию, особенно в отношении валютной части расходов. Расходы на инфраструктуру в границах участков коммерческой застройки обычно покрываются соответствующими частными застройщиками. Их можно также обязать частично покрывать расходы по созданию полезной для них инфраструктуры за пределами их участков.

Финансирование объектов привлечения туристов. Государство обычно финансируют многие разновидности объектов привлечения туристов, такие как музеи и национальные парки. При этом взимание платы с пользователей может способствовать возмещению первоначальных капиталовложений, или, во всяком случае, покрывать расходы по содержанию таких объектов. Такие объекты обслуживают помимо туристов и местное население, и в этой связи затраты на них можно оправдать тем фактом, что они являются важными рекреационными или просветительскими объектами общественного характера. Требуются крупные инвестиции для развития туристических объектов и услуг, приносящих коммерческие доходы, включая средства размещения, рестораны, туристические агентства и бюро путешествий, магазины. Капиталовложения здесь обычно осуществляет частный сектор, однако в новых зонах развития туризма правительству, может быть, придется оказаться инициатором застройки до того, как у частного сектора появится уверенность в целесообразности своих собственных инвестиций.

Также может оказаться необходимым предложить льготные условия для того, чтобы стимулировать соответствующие инвестиции частного сектора. Часто создаются национальные банки развития туризма (иногда с определенной международной финансовой помощью) для выдачи частному сектору кредитов для инвестиций в туристические объекты. С целью осуществления конкретных проектов и эксплуатации предприятий также создаются корпорации развития. Часто инвестиции в туристические проекты осуществляются путём совместного международного и местного финансирования.

Финансирование развития людских ресурсов. Это финансирование направлено на создание центра подготовки кадров для гостиниц и сектора туризма. Эта работа обычно проводится за счет государственных средств, однако зачастую с привлечением частного сектора. С целью субсидирования туристического учебного центра можно взимать налог на расходы туристов в гостиницах и ресторанах в качестве «учебного сбора».

Финансирование государственного управления туризмом. Финансирование государственного управления туризмом осуществляется со стороны НТА, которое обычно находится на государственном финансировании на общенациональном или региональном уровнях. Для финансирования НТА применяется разновидность туристического налога, как, например, налог на расходы в гостиницах и ресторанах, который целиком или частично перечислятся в бюджет НТА. Таким образом, сектор туризма может самостоятельно покрывать расходы по своему управлению. Одним из механизмов финансирования туризма, которым иногда пользуются правительства, является фонд развития туризма, который формируется за счёт гостиничного налога или иных источников средств, например, магазинами беспошлинной торговли. Этот фонд часто используют для финансирования застройки, маркетинга, профессиональной подготовки и в других целях.

Источники финансирования инновационных проектов

Одной из основополагающих задач управления проектом является организация его финансирования. Под финансированием проекта подразумевается обеспечение проекта инвестиционными ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в том числе основные и оборотные средства, имущественные права и нематериальные активы, кредиты, займы и залоги, права землепользования и прочее.

Финансирование проектов является одним из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой, особенно в нынешних социально-экономических условиях России. Неблагополучный инвестиционный климат, законодательная база, не отвечающая требованиям мировой практики управления проектами, являются объективными причинами, мешающими эффективной реализации проектов.

Финансирование проекта должно осуществляться при соблюдении следующих условий:

·динамика инвестиций должна обеспечивать реализацию проекта в соответствии с временными и финансовыми ограничениями;

·снижение затрат финансовых средств и рисков проекта должно обеспечиваться за счёт соответствующей структуры (табл. 1) и источников (табл. 2) финансирования и определенных организационных мер, в том числе налоговых льгот, гарантий, разнообразных форм участия.

Финансирование проекта включает следующие основные стадии:

·предварительное изучение жизнеспособности проекта (определение целесообразности проекта по затратам и планируемой прибыли);

·разработку плана реализации проекта (оценка рисков, ресурсное обеспечение и проч.);

·организацию финансирования, в том числе:

оценку возможных форм финансирования и выбор конкретной формы;

определение финансирующих организаций;

контроль выполнения плана и условий финансирования.

Таблица 1. Классификация источников финансирования инвестиционных проектов

Признаки классификацииВиды источниковОтношения собственностиСобственные Привлекаемые ЗаёмныеВиды собственностиГосударственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций и прочие основные и оборотные фонды и имущество государственной собственности и проч.). Инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, общественных объединений, физических лиц, в том числе иностранных инвесторовИнвестиционные ресурсы иностранных инвесторов (иностранные государства, международные финансовые и инвестиционные институты, отдельные предприятия, институциональные инвесторы, банки и кредитные учреждения)Уровни собственниковНа уровне государства и субъектов Федерации: собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов; привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем; заёмные средства в виде государственных международных заимствований (внешний долг государства), государственных облигационных, долговых, товарных и прочих займов (внутренний долг государства). На уровне предприятия: собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые суммы возмещения убытков, иммобилизованные излишки основных и оборотных средств, нематериальных активов и проч.); привлеченные средства, в том числе взносы и пожертвования, средства, полученные от продажи акций, и проч.; заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов (на процентной и беспроцентной возмездной и безвозмездной основе). На уровне инвестиционного проекта: средства бюджетов РФ и субъектов Федерации, внебюджетных фондов; средства субъектов хозяйствования - отечественных предприятий и организаций, коллективных институциональных инвесторов; иностранные инвестиции в различных формах

Финансирование проектов может осуществляется следующими способами:

·самофинансирования, т.е. использования в качестве источника финансирования собственных средств инвестора (из средств бюджета и внебюджетных фондов - для государства, из собственных средств - для предприятия);

·использования заёмных и привлекаемых средств.

Система финансирования инвестиционных проектов включает:

·источники финансирования;

·организационные формы финансирования.

Таблица 2. Структура источников финансирования проектов

ГруппаТипОрганизационная структура источников в группеГосударственные ресурсы СобственныеГосударственный (федеральный) бюджет Бюджеты субъектов Федерации (республиканские, местные) Внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, прочие фонды)ПривлекаемыеГосударственная кредитная система Государственная страховая системаЗаёмныеГосударственные заимствования (государственные займы, внешние заимствования, международные кредиты и прочие)Ресурсы предприятийСобственныеСобственные инвестиционные ресурсы предприятийПривлекаемыеВзносы, пожертвования, продажа акций, дополнительная эмиссия акций Инвестиционные ресурсы инвестиционных компаний-резидентов, в том числе паевых инвестиционных фондов Инвестиционные ресурсы страховых компаний-резидентов Инвестиционные ресурсы негосударственных пенсионных фондов резидентовЗаёмныеБанковские, коммерческие кредиты, бюджетные и целевые кредиты Инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов, включая коммерческие банки, международные финансовые институты, институциональных инвесторов, предприятия

Основными организационными формами привлечения инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в мировой практике (табл. 5) являются:

·дефицитное финансирование, означающее государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга. Различают:

- государственные бюджетные кредиты на возвратной основе;

ассигнования из бюджета на безвозмездной основе;

финансирование по целевым федеральным инвестиционным программам;

финансирование проектов из государственных международных заимствований;

·акционерное или корпоративное финансирование, при котором инвестируется конкретная деятельность отрасли или предприятия, в том числе:

- участие в уставном капитале предприятия;

корпоративное финансирование, заключающееся в покупке ценных бумаг;

·проектное финансирование, при котором инвестируется непосредственно проект. Различают проектное финансирование:

- с полным регрессом на заемщика;

с ограниченным правом регресса;

без права регресса на заемщика.

Под проектным финансированием понимается предоставление финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в виде кредита без права регресса, с ограниченным или полным регрессом на заемщика со стороны кредитора. Под регрессом понимается требование о возмещении предоставленной в заем суммы. При проектном финансировании кредитор несёт повышенные риски, выдавая с точки зрения традиционных банковских кредитов необеспеченный или не в полной мере обеспеченный кредит. Погашение этого кредита осуществляется за счет денежных потоков, образующихся в ходе эксплуатации объекта инвестиционной деятельности.

Различают три основные формы проектного финансирования:

·финансирование с полным регрессом на заемщика, т.е. наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проекта в основном падают на заемщика, зато при этом «цена» займа относительно невысока и позволяет быстро получить финансовые средства для реализации проекта. Финансирование с полным регрессом на заемщика используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов;

·финансирование без права регресса на заемщика, т.е. кредитор при этом не имеет никаких гарантий от заёмщика и принимает на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость такой формы финансирования достаточно высока для заемщика, так как кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Таким образом, финансируются проекты, имеющие высокую прибыльность и дающие в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Проекты для такой формы финансирования должны использовать прогрессивные технологии производства продукции, иметь хорошо развитые рынки продукции, предусматривать надежные договоренности с поставщиками материально-технических ресурсов для реализации проекта и прочее;

Таблица 3. Структура инвестиционных ресурсов предприятия

Группа ресурсовТипы ресурсов в группеВнутренние, входящие в состав собственного капитала Прибыль Специальные фонды, формируемые за счет прибыли Амортизационные отчисления Страховые возмещения Иные (неденежные) виды ресурсов: земельные участки; основные фонды; промышленная собственность и др.Привлечённые, включаемые в состав собственного капитала Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения акций, в том числе путем: открытого (публичного) размещения; закрытого (частного) размещения Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями Гранты и благотворительные взносы Государственные субсидии, в том числе: прямые; косвенные (в виде налоговых и иных льгот)Привлеченные, не включаемые в состав собственного капитала Банковские кредиты и займы Кредиты, займы, ссуды в денежной форме, предоставляемые небанковскими учреждениями Государственные кредиты и займы, в том числе: прямые; в форме налогового инвестиционного кредита Коммерческие кредиты (предоставляемые поставщиками машин, оборудования и других инвестиционных товаров; подрядчиками) Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения облигаций Машины, оборудование, иные неденежные виды ресурсов, привлекаемые на основе лизинга, в том числе: операционный лизинг; финансовый лизинг

·финансирование с ограниченным правом регресса. Такая форма финансирования проектов предусматривает распределение всех рисков проекта между его участниками так, чтобы каждый участник брал на себя зависящие от него риски. В этом случае все участники принимают на себя конкретные коммерческие обязательства и цена финансирования умеренна. В этом случае все участники проекта заинтересованы в эффективной реализации проекта, поскольку их прибыль зависит от их деятельности.

Для российской инвестиционной практики термин «проектное финансирование» стал, с одной стороны, можно сказать, модным и популярным, но, с другой стороны, преобладает упрощенное понимание этого термина, близкое к обычному долгосрочному кредитованию.

Таблица 4. Классификация источников и участников финансирования проектов

ГруппаПодгруппыОрганизационная форма участника инвестиционной деятельностиБюджет и внебюджетные фондыФедеральный бюджет Правительство РФМинистерство экономики РФ Министерство финансов РФБюджеты субъектов ФедерацииРаспорядительные органы субъектов ФедерацииВнебюджетные фондыПенсионный фонд РФ (только инвестиции в ценные бумаги) Государственный фонд занятости населения РФ (только инвестиции в государственные ценные бумаги) Фонд инвестирования жилищного строительства Федеральный центр проектного финансирования ПрочиеКредитная системаБанки Кредитные учреждения Центральный банк РФ Федеральное казначейство Инвестиционные банкиСистема страхования Фонды и организации страхования Росгосстрах России Страховые компанииКоллективные формы финансирования Инвестиционные организации Инвестиционные банки Страховые организацииИнвестиционные компании и фонды Негосударственные пенсионные фонды Страховые компании Паевые инвестиционные фондыИностранные инвесторы Правительства иностранных государств Международные финансовые институты Коммерческие банки Институциональные инвесторы Инвестиционные банкиМеждународный банк реконструкции и развития (МБРР) Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) Международный финансовый комитет Эксимбанк США ПрочиеПредприятия РФЛюбые

Таблица 5. Организационные формы участников финансирования

инвестиционных проектов

ФормаВозможные инвесторыПолучатели заемных средствПреимущества использования формыСложности использования в условиях нашей страны12345Дефицитное финансирование Правительства иностранных государств Международные финансовые институты Предприятия и организации РФПравительство Российской Федерации Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджетаАкционерное (корпоративное) финансирование Коммерческие банки Институциональные инвесторы Корпорации Предприятия Вариабельность использования Инвестиций у корпорации (предприятия) Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумага не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска ИнвесторыПроектное финансирование Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы.Инвестиционный проект Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокая степень контроля.Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим.

В то время, как некоторые инвесторы заявляют о грандиозных планах строительства в России десятков гостиниц, сеть AMAKS GRAND HOTELS, известная даже не всем аналитикам рынка, за полтора года купила 16 отелей эконом-класса в 30 российских городах.

В гостиничное направление управляющей компанией AMAKS GRAND HOTELS уже вложено около 25 млн. долларов - и это не считая затрат на покупку отелей от ста номеров. В ближайшем будущем планируется инвестировать в отели еще 25 млн. долларов. Через два года количество гостиниц сети может увеличиться до 30 - учитывая интерес инвестора к курортно-санаторному направлению. Сегодня в AMAKS свою долю на рынке российских гостиничных сетей оценивают в 42 %.

Первой в конце 2003 г. была куплена пермская гостиница «Турист». С тех пор сеть AMAKS стремительно расширяется, охватывая все новые города: Казань, Воронеж, Ростов-на-Дону, Тамбов, Уфу, Белгород и др. По экспертным оценкам качественных гостиниц сегодня не хватает в любом российском городе с населением от 100 тыс. человек. Примерно половина управляемых AMAKS гостиниц в советское время находились в ведении Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям, переименованного позже в Российскую ассоциацию социального туризма. Очевидно, близость AMAKS к этой организации ускоряет процесс приобретения отелей.

Все объекты под управлением AMAKS реконструируются. Процесс разбивается на несколько коротких этапов, что позволяет не закрывать гостиницы на ремонт. Большая часть работ происходит вне стен отелей и так, чтобы по возможности не беспокоить постояльцев. Интерьеры гостиниц компания оформляет в национальном стиле. Так, в отеле «Золотое кольцо» (Владимир) холл оформлен таким образом, что похож на сводчатый православный храм. В гостиницах сети организованы небольшие часовни, а в ресторанах - шведский стол с блюдами русской кухни. Долю своей сети на рынке гендиректор УК AMAKS GRAND HOTELS оценивает в 42 % и считает это только началом.

О классе отелей в управляющей компании говорят так: «Честные «три звезды», без изысков, но не идущие ни в какое сравнение с ширпотребом постсоветских гостиниц». Повышая сервисную планку, AMAKS одновременно придерживается довольно агрессивной маркетинговой и ценовой стратегий. Отелям-одиночкам тяжело конкурировать с сетью - у неё себестоимость услуг всегда будет ниже. Сутки, проведенные в отелях AMAKS, в среднем обходятся клиентам чуть дешевле 50 долларов. Однако гости отелей также охотно тратят деньги на еду и развлечения. Дополнительные услуги могут приносить до 40% прибыли.

В 2004 г. AMAKS учредил туристическую компанию «Новотур», которая специализируется на внутреннем и въездном туризме. Она вносит серьезный вклад в заполнение отелей сети AMAKS в городах, где пролегают популярные туристические маршруты.

Все 16 гостиниц, сменившие владельца, до сих пор сохраняют старые названия - «Валдайские зори», «Турист», «Спутник». Переводить их на сетевой брэнд AMAKS будет постепенно. Руководство AMAKS считает, что торговая марка - это гарантия качества обслуживания. A AMAKS ещё предстоит много работать, чтобы привести каждый из отелей в полное соответствие с мировыми стандартами.

Конкурентоспособность инновационной продукции

Конкурентоспособность товара или услуги (далее «товара») определяется четырьмя интегральными статичными показателями первого уровня (на нулевом уровне - конкурентоспособность): качеством товара; его ценой; затратами на эксплуатацию (применение, использование) товара за его жизненный цикл; качеством сервиса товара.

Значение перечисленных четырёх интегральных показателей конкурентоспособности товара завися от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.

При необходимости повышения точности расчётов конкурентоспособность товара можно оценивать с учётом также динамичных факторов.

К динамичным факторам конкурентоспособности мы относим следующие:

) факторы времени - сокращение продолжительности жизненного цикла товара, опережение конкурентов в решении каких-либо проблем и т.д.;

) факторы синергичности - уровень организованности работ, уровень параллельности выполняемых работ, пропорциональность частичных процессов, их согласованность и ритмичность и т.п.;

) факторы неопределённости внешней среды организации - неустойчивость политической ситуации, неопределённость налоговой системы, неустойчивость финансового состояния; напряжённость в мире, степень износа основных производственных фондов, криминогенность и коррумпированность общества, низкий уровень законодательной базы и др.;

) факторы неэтичности партнёров - нарушение ими контрактов и договоров, нанесение ущерба организации из-за непрофессионализма и нечестности партнёров, промышленный шпионаж и т.п.

Чем отлаженнее рыночный механизм, тем меньше будут оказывать влияние на конкурентоспособность динамичные факторы. Для таких условий их весомость может составлять порядка 0,2, остальные 0,8 доли конкурентоспособности товара будут определяться статичными факторами. Для условий переходной экономики влияние динамичных факторов будет больше, например 0,5.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности объектов необходимо улучшать статичные и динамичные факторы с целью их оптимизации и управлять конкурентными преимуществами объектов.

В табл. 6 приведены перечень основных внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния. Для оценки влияния каждого фактора конкурентного преимущества товара требуется выполнить очень большой объём работ. Объективно эти факторы определяются внешней средой системы.

Таблица 6. Перечень внешних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность

Внешние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые внешней средой системыНаправленность влияния фактора на конкурентоспособность товара1. Уровень конкурентоспособности страныС повышением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара2. Уровень конкурентоспособности отраслиТо же3.Уровень конкурентоспособности региона (субъекта Федерации)То же4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускающей товарТо же5. Сила конкуренции на выходе системыУвеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентовТо же7. Сила конкуренции среди товаров-заменителейТо же8. Появление новых потребностей Снижает конкурентоспособность выпускаемого товара9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системойПовышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, средств массовой информации и т.д.)С повышением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается

В табл. 7 приведены перечень основных внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность.

Таблица 7. Перечень внутренних факторов конкурентного преимущества товара и направленность их влияния на конкурентоспособность

Внутренние факторы конкурентного преимущества товара, определяемые системойНаправленность влияния фактора на конкурентоспособность товара1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товараС повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность2. Рациональность организационной и производственной структур системыСтруктура системы должна отвечать принципам рационализации производственных структур и процессов. Тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара3. Конкурентоспособность персонала системыПовышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара4. Прогрессивность информационных технологий С увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара5. Прогрессивность технологических процессов и оборудованияТо же6. Научный уровень системы управления (менеджмента)С увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов управления повышается конкурентоспособность товара7. Обоснованность миссии системыМиссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и её товара

Рассматривая российский туризм с точки зрения жизненного цикла продукта, можно определить его следующие тенденции:

Происходит спад во внутреннем туризме в России, так как исчезают необходимость и возможность его реализации. Он лишился протекционизма со стороны государства.

Появился более качественный и дешевый продукт для удовлетворения потребностей на рынке. Поездки в близлежащие страны Малой Азии (например, Турция), Юго-Восточной Азии (например, Таиланд, Малайзия и др.).

Конкурентный продукт благодаря лучшей рыночной стратегии вдруг завоевывает решающее преимущество. Так случилось с конкурирующими туристическими продуктами - поездками в ОАЭ, Египет, Тунис, Каир вместо Болгарии, Крыма, Азербайджана и Грузии.

Цикл прибыльности продукта формируется различными путями в зависимости от цикла его продаж. Во время внедрения продукт может вообще не приносить прибыль, так как его начальная реклама не окупается.

В период роста, прежде чем вступает в силу конкуренция, прибыль достигает пика. Затем она начинает падать, хотя общая прибыль может расти в течение некоторого времени, пока повышается объём продаж. В туристической индустрии, например, увеличение объёма продаж, является эффектом от снижения цены в стадии роста.

На последней стадии роста и ранней стадии зрелости увеличивается конкуренция, которая существенно урезает маржинальный доход, и всё сводится к получению общей прибыли. Например, резкое снижение цен на поездки в г. Сочи для отдыха, прежде высоко прибыльные, сейчас имеют малую отдачу, так как ведущие туристические компании очень быстро переключили туристический поток на Турцию, Грецию, Кипр и другие страны.

Итак, в период спада снижение объёма, очевидно, толкает стоимость к верхнему уровню, что сводит прибыль на нет.

В последние годы наиболее осведомленные специалисты по маркетингу утверждают, что в туризме пакеты туров (туристических продуктов) быстрее проходят стадию зрелости, а жизненный цикл делается короче. На самом деле эта тенденция соответствует тем главным проблемам, с которыми сталкивается рынок туризма.

Так, например, широкий прейскурант туров, маршрутов и программ появился в последние годы на рынке спроса России. Эта тенденция возникла в результате того, что на туристическом рынке России ныне действует свыше 15 тыс. туристических агентств, каждое из которых предлагает как минимум до 50 разнообразных туров. Этим вызвано резкое уменьшение прибыли ранее крупных туристических объединений, таких как «Интурист» и «Спутник», а отсюда тенденция к ускорению появления на рынке спроса всё большего разнообразия видов и направлений путешествий.

Тенденции быстрого достижения стадии зрелости могут также наблюдаться в средствах доставки туристов. В системе гражданской авиации в 1993 г. возник настоящий бум по вводу в расписание новых типов авиалайнеров. Потребовались более мощные, комфортабельные и безопасные средства доставок, и, как следствие, авиарынок был насыщен самолетами типа А-300, Боинг-747, ТУ-204 и др.

В течение десятилетий «Советские железные дороги» рассматривали свои услуги как потребительский товар, как неизменный продукт, как необходимое средство транспортировки. И только недавно, войдя в рыночные условия, они начали понимать, как много они потеряли и продолжают терять в сравнении с транспортировкой по воздуху, по воде и по автодорогам.

Подобная иллюзия потребления ввела в заблуждение многие туристические компании, которые потерпели фиаско, отказавшись от организации внутреннего российского туризма. Если в 1970-1980-х гг. международные обмены в СССР развивались как результат мощного развития внутреннего туризма, то в настоящее время все страны - участники СНГ терпят убытки от туризма в целом, так как его развитие приняло однобокий характер. Стал развиваться только выезд туристов, а, следовательно, вывоз туристического капитала за рубеж.

Быстрое развитие программ по обеспечению спроса жизнеспособными предложениями - характерная черта работы преуспевающих турфирм.

Так, в туристической индустрии сокращаются расходы на длительный отдых, так как конкуренты вводят новый продукт более мобильного типа. Зачарованные потенциальным ростом их собственных программ, туристические организации отказались посмотреть фактам в лицо. Такие ошибки в менеджменте понятны, и изменения требований туристических компаний к своим программам также допустимы. Жизненный цикл развивается медленнее, а период зрелости развивается быстрее, поэтому проблема может стать очень актуальной.

Положение на рынке конкретного туристического продукта должно быть увязано с классической концепцией жизненного цикла, поскольку критические факторы влияют на изменение прибыльности во всех фазах - от внедрения до спада.

В начальной фазе разработка и развитие продукта считаются критическими. Для туристического предложения, где потребности покупателей меняются от устоявшейся традиции, технологического совершенства и суммы затрат, существует необходимость знания данных факторов, чтобы турпродукт успешно вышел на рынок.

Для туристического предложения готовность вкладывать в будущий объём также может быть критической и сопряжена с большими рыночными расходами.

Во время периода роста знание точных потребностей покупателя считается необходимым, чтобы обеспечить успех большинству туристических предложений, а также удовлетворить требования к набору услуг и программам туризма. Репутация качества, базирующаяся на адекватных способностях туризма, может помочь туристическому предприятию занять лидирующие позиции на рынке.

На стадии зрелости необходимо чёткое определение эффективности рынка для туристского предприятия. Рыночное мастерство проявляется различными средствами, например: прирост прибыли за счёт снижения цены, тем самым привлекается больше покупателей; поиск и продвижение новых способов использования туристического продукта; расширение каналов сбыта для достижения наибольшей эффективности на первичном рынке.

Во время периода спада ключевым фактором становится контроль над общей прибылью. Производители и распространители продуктов с низкой стоимостью часто наслаждаются невысокой прибылью периода спада даже спустя продолжительное время после того, как их конкуренты исчезают со сцены. Поэтому они имеют силу только в своих ограниченных рамках, а традиционное обобщение управленческих решений и жизненного цикла продукта не практикуется повсеместно. Туристические предприятия упускают возможность собрать вместе все наиважнейшие факторы, необходимые для управления жизненным циклом продукта.

Радикальные меры могут достаточно влиять на период молодости продукта благодаря смене перечня услуг, внешним изменениям, переоценке, увеличению количества каналов распространения или изменению комбинаций рыночной стратегии. Как показывают, например, меры по активизации туристических возможностей г. Сочи и всего Черноморского побережья России, успешное «возрождение» продукта потребует меньших затрат на управление и вложений фондов, чем новый продукт.

Регулирование жизненного цикла продукта происходит благодаря технологическим изменениям в области бронирования для всё увеличивающегося потока туристов. Туристические компании все более осваивают и участвуют в новых информационных системах, например Galileo, Sabre, Amadeus, Gabriel, Сирена и др., которые ведут к глобальному перераспределению туристических потоков. Сегодня практически нет ни одной крупной туристической компании, которая бы не осваивала указанные системы в сочетании с Интернетом.

Лидируя по числу пользователей благодаря изменению формы жизненного цикла информационного обеспечения туризма, Интернет обеспечивает рост другим новым туристическим продуктам, увеличивая тем самым их торговую массу.

Меры рыночного управления жизненным циклом туристического продукта могут варьировать следующим образом:

·изучение информации развития продукта на период от 3 до 5 лет (для некоторых пакетов программ дольше). Эта информация позволяет объединить данные о суммах продаж, предельной прибыли, общей прибыли, возврате вложенного капитала, доле рынка и цене;

·введение учёта числа и характера конкурентов, т.е. числа и рыночной доли, занимаемой конкурентной продукцией, их качества и преимуществ, изменения каналов распределения, относительных преимуществ конкурентных продуктов, удовлетворяющих каждый канал сбыта;

·анализ развития краткосрочной конкурентной тактики, в том числе последних сообщений конкурентов о появлении их новых предложений или планов по увеличению туристических продаж;

·поиск информации о жизненных циклах схожих или родственных туристических предложений;

·планирование продаж на последующие периоды, основанное на анализе коэффициента прибыли в каждой стадии жизненного цикла продукта. Коэффициент прибыли определяет затраченное количество средств, необходимых для получения каждого последующего рубля прибыли, и находится в пределах от 5 до 1. Он улучшается (становится ниже), как только продукт входит в стадию роста, и ухудшается (увеличивается), как только продукт приближается к стадии зрелости. Коэффициент прибыли резко возрастает, как только продукт входит в стадию спада и исчезновения;

·оценка количества прибыльных периодов, повторяющихся в жизненном цикле продукта: внедрение на рынок, ранняя или поздняя стадия роста, ранняя или поздняя стадия зрелости, ранняя или поздняя стадия спада или исчезновения.

Использованная литература

1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003.

. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2008.

. Скобкин С.С. Менеджмент в туризме: учебное пособие. - М.: Магистр, 2007.

. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма: учебное пособие. - М.: Магистр, 2007.

. Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма. Ситуации и тесты: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

. Черешнева А.М., Пищулин В.Н. Инновационная деятельность предприятий сферы туризма в РФ. Статья с интернет-сайта elskst.ucoz.ru.

7. Интернет-сайт www.heliopark.ru <http://www.quickdoc.ru>.

Похожие работы на - Развитие инновационной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!