Организация освоения производства новой продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    430,54 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация освоения производства новой продукции














Тема: «Организация освоения производства новой продукции»

ОДЕРЖАНИЕ

Введение

.        Освоение производства

.1 Характеристики процесса освоения производства

.2 Организация перехода на выпуск новой продукции

. Динамика технико-экономических показателей и планирование затрат производства в период освоения продукции

. Расчёт технико-экономических показателей освоения новой продукции на конкретном примере

Заключение

Библиографический список

Введение

Рыночная экономика характеризуется конкуренцией предприятий, определяющей обновление производства продукции. Совершенствование экономической деятельности промышленных предприятий предполагает необходимость разработки новых методов, форм и механизмов организации создания и освоения новой конкурентоспособной продукции, призванных обеспечить преимущественное положение предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Современные же подходы к созданию и освоению новой конкурентоспособной продукции достаточно наукоемки, требую огромного количества затрат. Но с другой стороны именно освоение новой продукции позволяет предприятиям выжить в сложившихся условиях жёсткой конкуренции.

Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование организации создания и освоения новой конкурентоспособной продукции на предприятии и разработка организационно-технических и экономических методов, обеспечивающих эффективную реализацию готовности предприятия к выпуску новой продукции с учетом адаптации к изменениям во внешней среде.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

.        Анализ технико-экономических показателей освоения предприятием производства новой продукции    Расчёт продолжительность периода освоения производства нового изделия        Расчёт трудоёмкости   Расчёт количественного выпуска изделий в каждом году периода освоения

.        Исследование стратегии поведения предприятия на рынке с учётом влияния внешних факторов на деятельности предприятия    Сопоставление максимально возможного годового выпуска продукции с ожидаемым объёмом продаж;         С помощью коэффициента эластичности максимально возможное сбалансирование спроса и предложения новой продукции;    Расчёт себестоимости продукции, выручки и прибыли предприятия от производства и реализации продукции, потребную численность и фонд оплаты труда основных рабочих; Сравнение предлагаемой стратегии поведения предприятия со стратегиями «отложенной реализации», «ускоренного освоения» и «пессимистических ожиданий».

.        Оценка экономической целесообразности планируемого процесса освоения производства новой продукции, в том числе оценка процесса освоения как инвестиционного проекта с точки зрения выгодности и прибыльности для предприятия

Объектом исследования является организация деятельности предприятия по созданию и освоению новой продукции на основе предоставленных данных.

1. Освоение производства

.1 Характеристики процесса освоения производства

Освоение производства - это начальный период изготовления продукции, начинающийся выпуском первых изделий и заканчивающийся достижением проектных технико-экономических показателей (проектного выпуска изделий в единицу времени, проектной трудоемкости, проектной себестоимости). Этот период характерен для серийного и массового типа производства, где номенклатура продукции стабильна в течение определенного времени. Продолжительность этого периода может быть различной, от нескольких недель до нескольких лет.

В единичном производстве период освоения практически отсутствует, так как обновление номенклатуры связано с выпуском каждого нового единичного изделия либо небольшой партии.

Особенности периода освоения:

(1) значительное количество конструкторско-технологических изменений, которое требует не только внесения корректировок в техническую документацию, но и изменения уже освоенных технологических операций, технологического оснащения, а иногда и процессов в целом;

(2) необходимость приобретения рабочими профессиональных навыков, выработки рациональных трудовых приемов в изменившихся производственно-технических условиях;

(3) достигнутый уровень подготовленности предприятия к освоению новой продукции.

Отмеченные выше особенности периода освоения проявляются в конечном счете в технико-экономических показателях предприятия: продолжительности этого периода и ярко выраженном динамизме производственных затрат - трудоемкости, материалоемкости, себестоимости.

1.2    Организация перехода на выпуск новой продукции

Сущестуют три основных метода перехода на выпуск новой продукции:

- последовательный;

- параллельный;

- параллельно-последовательный.

. Последовательный метод перехода - производство новой продукции начинается после полного прекращения выпуска продукции, снимаемой с производства.

Можно выделить 2 варианта этого метода: (а) прерывно-последовательный и (б) непрерывно-последовательный.

(а) Прерывно-последовательный вариант: после прекращения выпуска старого изделия 1 на тех же производственных площадях выполняются работы по перепланировке и монтажу технологического оборудования и транспортных средств (в течение Т), а по их завершении начинается освоение производства нового изделия 2 (рис.1.1.1).

Т - минимальная величина остановки производства, в течение которого отсутствует выпуск как изделия 1, так и изделия 2.

Рис. 1.2.1

Достоинства: самый простой вариант перехода в организационно-технологическом отношении.

Недостатки: велики потери в суммарном выпуске продукции. За время Т, хотя и отсутствует выпуск продукции, возникают затраты (удельные условно-постоянные расходы), которые будут начислены на себестоимость осваиваемого изделия.

(б) Непрерывно-последовательный вариант - выпуск осваиваемого изделия начинается сразу же после прекращения выпуска изделия, снимаемого с производства, т.е. Т = 0.

Условия: (1) требуется высокая степень законченности работ по ТПП нового изделия к началу его освоения (80% технологических процессов, до 95% смонтированного оборудования);

(2) - для массового производства:

(а) наличие резервных (либо дополнительных) производственных площадей для подготовки к выпуску новой продукции либо

(б) высокий уровень унификации нового и старого изделий (тогда можно обойтись без значительного использования резервных (дополнительных) площадей);

для серийного производства:

при высоком уровне типизации применяемых технологических процессов и технологического оснащения.

. Параллельный метод перехода постепенное замещение снимаемой с производства продукции вновь осваиваемой. Одновременно с сокращением объемов производства старой модели происходит нарастание выпуска новой продукции (Т - величина отрезка времени совмещения).

Достоинства: значительное сокращение (а в отдельных случаях - и полная ликвидация) потерь в суммарном выпуске продукции при освоении нового изделия (рис. 1.1.2).

Рис. 1.2.2

(а) линия 3 - суммарный выпуск изделий (снимаемого с производства и осваиваемого) остается неизменным, во всяком случае - не сокращается.

Условия: (1) дополнительные производственные рабочие из-за более высокой трудоемкости осваиваемого изделия по сравнению со снимаемой с производства;

(2) увеличение производственных мощностей предприятия;

при отсутствии этих двух условий - вариант (б), при котором суммарный выпуск продукции несколько снижается в период освоения нового изделия. Но снижения суммарного выпуска можно вообще избежать при высоком уровне унификации заменяемого и осваиваемого изделий;

(в) параллельно-поэтапный (безостановочный) вариант - процесс обновления выпускаемой продукции выполняется в несколько этапов, в ходе которых осваивается выпуск так называемых гибридных, или переходных моделей. Переходная модель отличается от предшествующей модели конструкцией отдельных узлов, агрегатов, элементов и блоков.

На каждом из этапов происходит обновление только отдельных составных элементов продукции предприятия.

Достоинства: (1) не нужна коренная реконструкция предприятия;

(2) равномерный выпуск продукции на каждом из этапов;

(3) снижение затрат на освоение производства.

Недостатки: удлинение процесса обновления выпускаемых изделий (отсюда - преждевременное моральное устаревание новой продукции).

. Параллельно-последовательный метод характерен для массового производства при освоении новой продукции, существенно отличающейся по конструкции от снимаемой (рис. 1.2.3).

Рис. 1.2.3

Условия: (1) создаются дополнительные мощности (участки, цехи), на которых начинается освоение нового изделия; (2) отработка технологических процессов; (3) квалификационная подготовка кадров; (4) организация выпуска первых партий новой продукции.

В течение начального периода Т параллельно:

(1) продолжается выпуск изделий, подлежащих замене;

(2) освоение производства на дополнительных участках.

После начального периода Тн - кратковременная остановка и в основном производстве, и на дополнительных участках для перепланировки оборудования: оборудование дополнительных участков передается в цехи основного производства. По завершении этих работ организуется выпуск новой продукции.

Недостатки: (1) потери в суммарном выпуске продукции за время остановки производства и в начале последующего периода освоения нового изделия в цехах; (2) требуются дополнительные (резервные) площади для организации временных участков.

Достоинства: проведение начальных этапов освоения на дополнительных (временных) участках обеспечивает высокие темпы нарастания выпуска нового изделия.

Необходимо всегда обеспечить для данных условий минимум потерь. Но рецепта единого нет: для сложных изделий массового производства - параллельно-последовательный метод перехода может оказаться наилучшим, а для простых, при высокой степени унификации - даже последовательный.

2. Динамика технико-экономических показателей и планирование затрат производства в период освоения продукции

В течение периода освоения происходит существенное снижение трудоемкости продукции. Установлено, что закономерность изменения трудоёмкости в период освоения, описывается уравнением

 (1)

В качестве аргумента “x” может использоваться как временной параметр (продолжительность с начала освоения), так и натуральный (порядковый номер изделия). В последнем случае уравнение будет иметь вид:

 (2)

где    Тi - трудоёмкость изготовления i-го номера изделия, н-час;н - начальная трудоёмкость изделия, н-час;- показатель степени, отражающий интенсивность снижения трудоёмкости изделия в период освоения (0 < b < 1 ).

Использование уравнения (2) позволяет обоснованно планировать технико-экономические показатели в период освоения: трудоемкость и себестоимость изделий, приемлемые для предприятия цены на продукцию, ожидаемую прибыль, потребную численность рабочих, необходимые фонды оплаты труда и т.д. Если по выбранному предприятием плану освоения новой продукции обоснована проектная трудоёмкость изготовления изделия Тосв, начальная трудоёмкость Тн, а также динамика снижения трудоёмкости (величина "b"), уравнение /2/ примет вид:

 (3)

что позволяет определить порядковый номер изделия, освоенного производством Nосв :

 (4)

Изготовление предприятием изделия с порядковым номером Nосв характеризует собой окончание периода освоения. Однако для целей планирования удобнее определять продолжительность периода освоения во временном масштабе (в месяцах, годах). Это оказывается возможным, если запланирован среднемесячный выпуск изделий в период освоения Nмес. Тогда

 (мес) =  (лет) (5)

где    tосв - продолжительность периода освоения (месяцев, лет)

Если период освоения tосв оказывается равным нескольким годам, использование значения Nмес оказывается недостаточным для того, чтобы обоснованно планировать выпуск изделий и их трудоёмкость по отдельным годам периода освоения: неизбежны искажения при расчёте этих величин. Рассмотрим типовые случаи, отличающиеся соотношением среднемесячного выпуска изделий в период освоения Nмес и проектного среднемесячного выпуска Nмес.осв.

Случай I.

Это соотношение соответствует равномерному, т.е. пропорциональному времени освоения, нарастанию месячного выпуска изделий (рис. 2.1). Очевидно, что общее количество изделий, изготовленных за период освоения tосв (т.е. Nосв) равно площади треугольника ODL, а также площади прямоугольника OACL (т.к. BC есть средняя линия треугольника ODL). Поскольку фигура ОВСL принадлежит как треугольнику ODL, так и прямоугольнику OACL, то, следовательно, площади треугольников OAB и ВDС равны между собой. Среднемесячный выпуск изделий за время  = t2 - t1 будет равен средней величине Nмес1 и Nмес2, т.е.

 (6)

Случай 2.

Графически этот случай представлен на рис. 2.2 Он соответствует неравномерному в период освоения нарастанию месячного выпуска - замедленному в начале и ускоренному в конце периода освоения. Площадь под кривой OBD (т. е. фигуры OBDL), как и площадь прямоугольника OKFL, равна общему количеству изделий Nосв, т.e. SOBDL = SOKFL. А поскольку фигура OBFL является общей для каждой из этих фигур, то, следовательно, площади заштрихованных фигур ОКВ и ВDF также равны между собой. Уравнение кривой ОB неизвестно, поэтому воспользуемся линейной аппроксимацией: участки кривой OВ и BD заменим соответствующими отрезками. Абсцисса точки В (т.е. величина отрезка ОЕ на оси t) определяется из равенства площадей треугольников ОКB и BDF:

или:

Откуда


В итоге:

 (7)

Зная положение точки B (т.е. величину ОЕ), можно обоснованно планировать изменение месячного выпуска изделий в период освоения, рассчитывать среднемесячный выпуск за время t.

Случай 3.

Графически этот случай показан на рис. 2.3. Он соответствует неравномерному во времени нарастанию месячного выпуска - интенсивному в начале периода, замедленному в его конце. Количество изделий (Nосв), изготовленных за период tосв, соответствует площади под кривой ОВD, т. е. фигуры OBDL, а также площади прямоугольника OKFL. Поскольку для них фигура OBFL является общей, то, следовательно, площади заштрихованных фигур ОКВ и ВDF равны между собой. Дальнейшие рассуждения полностью аналогичны случаю 2, положение точки Е на оси t определяется по той же формуле, что и для случая 2 (см. формулу 7).

Суммарная трудоемкость изделий Тсум, изготовленных за период освоения:

 [н-час] (8)

Средняя трудоёмкость изготовления изделия, в период освоения:

 [н-час] (9)

Аналогично определяется Tсум j и Tср j (соответственно суммарная и средняя трудоёмкость изделий, изготовленных в каком-либо j-ом году периода освоения):

 [н-час] (10)

где    Nn - порядковый номер изделия, изготовленного в начале j-го года;- порядковый номер изделия, изготовленного в конце j-го года.

[н-час] (11)

где    Nсум j - суммарное количество изделий, изготовленных в j-м году.

Определяющим фактором, влияющим на динамику снижения трудоёмкости изделий в период освоения (т.е. на величину "b" в формуле 2), является значение коэффициента готовности kГ, который рассчитывается как:

 (12)

где    Кпр - стоимость активной части основных средств (технологического оборудования, оснастки, технологического транспорта), необходимых для обеспечения проектного выпуска продукции;

Кн - стоимость активной части основных средств, планируемых к началу освоения.

При малых значениях коэффициента готовности (kГ = 0,2...0,3) первые изделия имеют повышенную трудоемкость и себестоимость, период освоения растягивается во времени на многие месяцы, а то и на годы. При значениях коэффициента готовности, близких к единице, удаётся свести к минимуму продолжительность периода освоения, довольно быстро выйти на проектные технико-экономические показатели.

Предприятия, изготавливающие конкурентоспособную продукцию и имеющие высокую репутацию у потребителей, стремятся начинать выпуск продукции при высоких значениях коэффициента готовности. Такая стратегия обеспечивает очевидные выгоды за счёт сокращения периода освоения, однако требует привлечения значительных инвестиций к началу производства. При такой стратегии высока степень экономического риска, поскольку объём продаж может оказаться ниже потенциально возможного выпуска продукции, а это приводит к убыткам для предприятия.

При малых значениях коэффициента готовности требуется меньшая величина капвложений к началу производства, имеется больше шансов на адаптацию продукции на рынке товаров, однако предприятие может нести убытки из-за высокого уровня трудоёмкости и себестоимости изделий; кроме того, затянувшийся во времени период освоения может оказаться соизмеримым со сроком морального старения продукции.

Таким образом, коэффициент готовности предопределяет величину возможного выпуска продукции в единицу времени (за год, за месяц и т.д.), а, следовательно, соотношение выпуска с прогнозируемым объёмом продаж.

Рассчитанная по формуле (11) величина средней трудоёмкости изготовления Тср позволяет определить себестоимость единицы продукции в какой-либо отрезок времени периода освоения, используя метод укрупнённой калькуляции:

 [руб/изд.] (13)

где    М - затраты на основные материалы и комплектующие, руб/изд.;- затраты по основной зарплате основных рабочих, руб/изд.;ц, kоп, kвп - соответственно цеховые, общепроизводственные и внепроизводственные расходы, %;

Величина Lj в формуле (13) рассчитывается по формуле:

 [руб/изд.] (14)

где    lчас - средняя часовая тарифная ставка оплаты труда основных рабочих, руб/час.

Проектная себестоимость (себестоимость освоенного изделия) рассчитывается по формулам, аналогичным (13) и (14), только вместо значения Тср j учитывается значение проектной трудоемкости Тосв.

Затраты предприятия на изготовление изделий в j-м году:

 [руб/год] (15)

где    Nгод j - планируемый годовой объём производства в j-ом году, шт/год.

Выручка от реализации продукции в j-м году:

 [руб/год] (16)

где    Цпл j - отпускная цена изделия, руб/изд.;пл j - ожидаемый объем продаж, изд/год.

Прибыль предприятия от производства и реализации продукции в j-м году:

 [руб/год] (17)

Рассчитанные значения трудоёмкости продукции позволяют планировать требуемую численность основных рабочих и фонды оплаты труда для: любого года периода освоения.

Требуемая среднегодовая численность основных рабочих в j-м году:

 [чел/год] (18)

где    Fд - действительный годовой фонд рабочего времени одного рабочего, час (можно ориентироваться на величину Fд = 1935 часов).в - средний коэффициент выполнения норм.


Общий фонд оплаты труда основных рабочих в j-м году:

 [руб/год] (19)

3. Расчёт технико-экономических показателей освоения новой продукции на конкретном примере

Используя рассмотренные выше теоретические положения, проведём исследования влияния планируемого процесса освоения на технико-экономические показатели работы предприятия. Для этого необходимо:

•        рассчитать продолжительность периода освоения производства нового изделия, трудоёмкость и количественный выпуск изделий в каждом году периода освоения;

•        сопоставить максимально возможный годовой выпуск продукции с ожидаемым объёмом продаж;

•        с помощью коэффициента эластичности предусмотреть максимально возможную сбалансированность спроса и предложения новой продукции;

•        рассчитать себестоимость продукции, выручку и прибыль предприятия от производства и реализации продукции, потребную численность и фонд оплаты труда основных рабочих;

•        дать оценку экономической целесообразности планируемого процесса освоения производства новой продукции.

Исходные данные:

Предприятие планирует организовать производство нового изделия, используя собственные и заемные средства.

.        Новое изделие предполагается выпускать в течение 5 лет (tп = 5 лет);

.        Проектная трудоемкость изготовления освоенного изделия Тосв = 120 нормо-час;

.        Среднемесячный выпуск установившегося производства (проектный выпуск) Nмес.осв = 60 изд/мес.;

.        Капитальные затраты для обеспечения проектного выпуска (проектные кап. затраты) Кпр = 2 млн руб.;

.        Интенсивность снижения трудоемкости в период освоения (показатель степени «b») зависит от коэффициента готовности kГ и рассчитывается по формуле: b = 0,6-0,5kГ;

.        Себестоимости изготовления изделия:

затраты на основные материалы и комплектующие М = 565 руб/шт.;

средняя часовая ставка оплаты труда основных рабочих lчас = 12 руб/час;

дополнительная зарплата основных рабочих - 15%;

единый социальный налог - 26%;

цеховые косвенные расходы kц = 150%;

общепроизводственные расходы kon = 30%;

внепроизводственные расходы kвп = 5%;

.        Собственные капитальные вложения предприятия к началу производства Кс = 1,60 млн руб.;

.        Возможный банковский кредит на освоение производства изделия Kб = 0,10 млн руб.;

.        Срок возврата кредита tкp = 3 года;

.        Процентная ставка за кредит p = 8%/год;

.        Коэффициент ежегодного увеличения процентной ставки при превышении срока возврата кредита ky = 1,5%

.        Ожидаемое проектное количество продаж по годам производства изделия qnp, шт/год.:

.        Ожидаемый спрос на продукцию представлен в табл. 3.1:

Таблица 3.1. Прогноз спроса и предложения, шт.

Год

1

2

3

4

5

qnp

300

450

950

1100

1200


.        Трудоемкость изготовления первого изделия (начальная трудоемкость) Тн= 370 нормо-часов;

.        Среднемесячный выпуск изделий за период освоения Nмec= 35 шт/мес.;

.        Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp = 0,3 %;

.        Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,0 %;

.        Интервал изменения цены - 32 %;

.        Проектная цена изделия Цпр.и = 7,2 тыс.руб.

Занесём все исходные данные в таблицу 3.2:

Таблица 3.2. Исходные данные

Вариант

kр

kэ

D

Цпр.и

0,3

2,0

32

7,2

Кс

Kб

tкp

P

ky

qnp  по годам выпуска

Тн

Nмec






1

2

3

4

5



1,60

0,10

3

8

1,5

300

450

950

1100

1200

370

35


Начальные капитальные затраты:

млн руб.

Найдём коэффициент готовности:

Значение = 0,85 означает, что период освоения сведён к минимуму и довольно быстро удастся выйти на планируемые показатели, выпускать конкурентоспособную продукцию и тем самым получать прибыль быстрее и в больших размерах.

Показатель степени "b" кривой освоения найдём по формуле:


Порядковый номер изделия, освоенного производством:

изд.

Суммарная трудоёмкость изделий, изготовленных за период освоения

 [н-час]

Максимально возможный выпуск изделий по годам периода освоения: Nmax. год

года

Максимально возможный выпуск изделий по годам периода освоения - N max. год

Рассчитаем дополнительные точки:

а(1,475 ; 60)(0,6; 35)

y1=ax1+b   b=y1-ax1=аx2+b         y2=ax2+b=ax2+y1-ax1=a(x2-x1)+y1=(y2-y1)/(x2-x1)=(60-35)/(1,475 - 0,6 )=28,5=y1-ax1=60 - 28,5∙ 1,475 = 18= 28,5 ∙ 1 + 18 = 46,5

На основе полученных данных построим график среднемесячного выпуска изделий в период освоения

Рис.3.1 Изменение среднемесячного выпуска изделий в период освоения (Nмес = 35 шт/мес.)

Из графика (рис.3.1) определяем значения N мес, необходимых для расчёта среднемесячного выпуска в каждый год периода освоения. В итоге устанавливаем порядковые номера изделий по каждому из этих лет.

Год освоения

N мес, шт./мес

N max.год, шт./год

Порядковый номер изделий

1

17,5 . 7,2= 126126 + 194 = 3201¸ 320





40,5 . 4,8 = 194




2

53 . 5,7 = 302302+378=680321 ¸ 1000





60

60*6,3=378




Трудоемкость изделий по годам:

-ый год:

За 1 год было произведено 320 изделий, то есть с 1 по 320 изделие, тогда:

 [н-час]

 [н-час]

В 2 году 6 месяцев продолжалось освоение, а оставшиеся 6 месяцев выпуск 60 изделий ежемесячно с нормативной трудоёмкостью Тосв = 120 [н-час]. За первые 6 месяцев было выпущены изделия с 321 по 622, поэтому трудоёмкость равна:

 [н-час]

 [н-час]

В 3, 4 и 5 года Тосв = 120 [н-час]

Ошибка в расчетах суммарного количества изделий, планируемых к изготовлению за период освоения и суммарной трудоемкости этих изделий :


Сопоставление максимально возможного выпуска продукции N max. год и проектного объема продаж qпр. Формирование плана производства и реализации по годам (табл. 3.4)

Таблица 3.4. План производства и реализации продукции, шт.

Год производства

1

2

3

4

5

N max. год

320

680

720

720

720

qпр

300

450

950

1100

1200

Планируемое соотношение спроса и предложения можно увидеть на графике

Рис. 3.2. Соотношение спроса и предложения

-й год:

Возможные стратегии:

.Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е. 300изд. При этом выпуск продукции будет меньше максимально возможного выпуска на , что приведет к росту себестоимости на .

В итоге:пл. год1 =300изд.пр.1= 300изд.

Цпл.1=7,2тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 1,875%

.Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объём продаж до 320изд. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены на .

В итоге:пл. год1= 320изд.пр.1= 320изд.

Цпл.1= 7,2. 1,0335=7,4412 тыс.руб

год:

Возможные стратегии:

.Производить столько изделий, сколько можно продать,т.е.450изд.При этом выпуск продукции будет меньше максимально возможного выпуска на , что приведет к росту себестоимости на .

В итоге:пл. год2= 450 изд.пр.2= 450 изд.

Цпл.2= 7,2тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 10%.

.Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объём продаж до 680изделий. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены на .

В итоге:пл. год2= 680 изд.пр.2= 680 изд.

Цпл.2= 7,2. 1,2555=9,04 тыс.руб

-й год:

Спрос благоприятен, превышает предложение в 1,3 раза. Можно повысить цену, обеспечив равновесие спроса и предложения. Допустимое снижение объема продаж - до уровня 720 изд., т.е. на

Это произойдёт при повышении цены на .

В итоге:пл. год3= 720 изд.пр.3= 720 изд.

Цпл.3= 7,2. 1,12105=8,07 тыс. руб.

-й год:

Спрос благоприятен. Допустимое (равновесное) уменьшение объема продаж - до 720 изделий,т.е на

Это произойдёт при повышении цены на .

В итоге:пл. год4= 720 изд.пр.4=720 изд.

Цпл.4=7,2. 1,17275=8,44 тыс.руб

-й год:

Спрос благоприятен. Можно повысить цену, обеспечив равновесие спроса и предложения. Допустимое снижение объема продаж - до уровня 720 изделий, т.е. на

Это произойдёт при повышении цены на .

В итоге:пл. год2 = 720 изд.пр.2 = 720 изд.

Цпл.2 = 7,2. 1,4 = 10,08 тыс.руб

Планируемая программа производства и реализации продукции по годам:

Год

Год  производства

Планируемый выпуск продукции N пл. год, изд./год

Планируемый объем продаж qпр ,изд/год

Плановая цена Ц пл,  тыс. руб.

Примечание

1

Стратегия 1

300

300

7,35

Рост себестоимости на 1,875%


Стратегия 2

320

320

7,44


2

Стратегия 1

450

450

7,92

Рост себестоимости на 10%


Стратегия 2

680

9,04


3

720

720

8,07


4

720

720

8,44 


5

720

720

10,08



Рассчитаем себестоимость единицы продукции, себестоимость годового выпуска, выручку от реализации, прибыль по годам производства и на основе полученных данных обоснуем выбор той или иной стратегии.

Найдём себестоимость 1 единицы продукции:

=

 тыс. руб.

Стратегия 1:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Стратегия 2:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

В данном случае 2 стратегия более выгодна, так как прибыль выше

2-й год:

S=т.р

Стратегия 1:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Стратегия 2:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

В данном случае 2 стратегия более выгодна, так как прибыль выше

3-й год:

= 5,51тыс.руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

-й год:

т.р

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

-й год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Полученные данные приведены в таблице 3.6:

Таблица 3.6. Экономические показатели деятельности предприятия

1

2

3

4

5


Sср

7,23

5,63

5,51

5,51

5,51

Sгод

2314

3829

3968

3968

3968

Wгод

2381

6148

5811

6077

7258

Pгод

67

2319

1843

2109

3290


Если говорить о заёмных средствах, то банковский кредит (100 тыс. руб.) и проценты по нему (100 тыс. руб.Ч 0,08 = 8 тыс. руб.) могут быть выплачены по результатам первых двух лет производства, т.к. 100 + 8 = 108 тыс. руб. Хотя сумма кредита была взята на 3 года. Из этого можно сделать вывод, что нам не надо делать дополнительные выплат за просрочку в размере 2% от суммы кредита.

Среднегодовая численность основных рабочих по годам производства находится по формуле (округляется в большую сторону) (табл. 3.7):

 [чел/год]

Таблица 3.7. Трудоёмкость и среднесписочная численность рабочих по годам

Год производства

Тср, н-час

Nпл. год, шт/год

Тпл. Сум, н-час/год

Сср

1

162

320

51840

27

2

123

680

83640

43

3

120

720

86400

45

4

120

720

86400

45

5

120

720

86400

45


Фонд оплаты труда основных рабочих рассчитывается по формуле:

 [руб/год]

Результаты приведены в табл. 3.8:

Таблица 3.8. Фонд оплаты труда основных рабочих

Год Производства

Тпл. Сум, Н-час/год

Тарифный Фот, тыс.руб./год

Общий Фот, тыс.руб./год

1

51840

622,080

715,392

2

83640

1003,680

1154,232

3

86400

1036,8

1192,32

4

86400

1036,8

1192,32

5

86400

1036,8

1192,32


Динамика увеличения фонда оплаты труда отображена на рис. 3.3:

Рис. 3.3. Динамика увеличения фонда оплаты труда

Полученные данные представлены в табл. 3.9:

Таблица 3.9. Сводная таблица результатов

Год

N пл. год, Изд/год

Ц пл, Т. р.

Тср, Н-ч

Тпл. Сум, н-ч/год

Общий Фот, т.р./г.

Сср, Чел

Sгод, Т.р./год

Wгод, т.р./год

Pгод, т.р./год

1

320

7,44

162

51840

715,39

27

2314

2381

67

2

680

9,04

123

83640

1154,2

43

3829

6148

2319

3

720

8,07

120

83395

1192,32

45

3968

5811

1843

4

720

8,44

120

86400

1192,32

45

3968

6077

2109

5

720

10,08

120

86400

1192,32

45

3968

7258

3290


Таким образом, выпуск новый продукции экономически целесообразен и выгоден, так как коэффициент готовности производства высок ( ), то есть довольно быстро удалось выйти на планируемый объём выпуска. Период освоения занял 17,7 месяцев, что позволило уже во 2 году, когда производство ещё не освоено, получить существенную прибыль. С взятыми займами в размере 100 тыс. руб и процентами по ним (8 тыс. руб.) удастся расплатиться в запланированные сроки - 2 года. В 1 и 2 годах наблюдается незначительное превышение предложения над спросом. Снижая в 1 году цену на 3,335%, предприятие остается в убытке, однако избегает больших потерь. Но, также снизив цену на 22,55% во 2 году, предприятие умножает свой капитал в несколько раз, выходя из зоны убыточности. Из-за устойчивой тенденции роста спроса предприятие имеет хороший шанс на высокие прибыли путем повышения цены. Несмотря на то, что эластичность составляет 2,0, объем продаж стабилен. Данное явление может говорить об уникальности реализуемой продукции либо об отсутствии сильных конкурентов.

На рис. 3.4 изображены тенденции изменения себестоимости, выручки и прибыли за 5 лет:

Рис. 3.4. Тенденции изменения себестоимости, выручки и прибыли

В целом прослеживается тенденция увеличения выручки и прибыли за счёт освоения производства и достижения нормативных значений. Небольшие колебания прибыли в сторону уменьшения связаны с прогнозами колебания спроса. Но если изначально просчитать варианты поведения на рынке, то можно избежать не только потерь, но ещё и получить больше прибыли. На диаграмме (рис. 3.5) ясно видно, что в 1 и 2 годах из-за превышения предложения над спросом существует 2 варианта поведения предприятия на рынке, значительно отличающихся друг от друга:

Рис. 3.5. Варианты поведения предприятия на рынке

Практически со 2 года производства мы располагаем материальными и техническими возможностями полностью загружать производственные мощности и выпускать 720 изделий, но так как спрос растёт более медленными темпами, то мы вынуждены сдерживать рост объёмов производства, тем самым терять определённую часть денег на простое оборудования, но потери при этом значительно ниже, чем если бы мы не смогли реализовать всю произведённую продукцию. Во 2 году происходит резкий скачок прибыли, а в 3 году прибыль падает, из-за не значительных издержек производства. Но дальше прослеживается в последующих годах повышение и стабильность роста прибыли.

Инвестиционный анализ стратегии.

В экономической и финансовой деятельности часто для принятия управленческих решений процесс освоения производства нового изделия рассматривают как инвестиционный проект. Таким образом, это позволяет определить, насколько целесообразно вкладывать деньги в этот проект, и каковы реальные выгоды от освоения производства новой продукции.

Предполагаем, что инвестиции Kн = 1,7 млн руб. поступают в начале первого года производства, а остальные (Kпр - Kн) = 0,3 млн руб. равными долями в начале 2-го, 3-го, 4-го и 5-го года производства изделия, то есть по 75 тыс.руб.

Год

1

2

3

4

5

Доход, тыс.руб.

67

2319

1843

2109

3290

Инвестиции, тыс. руб.

1700

75

75

75

75


Для определения стоимости, которую будут иметь инвестиции через несколько лет, применяют следующую формулу:

= PV (1+r)n, где:

- будущая стоимость инвестиций через n лет;- первоначальная сумма инвестиций;- ставка дисконта (в данном случае r = 20%)

Метод дисконтирования представляет собой исследование денежного потока в обратном направлении - от будущего к текущему моменту времени. Для этого используются следующая формула:

= FV / (1+r)n

Оценить эффективность инвестиций позволяет показатель NPV. Он показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке. Если NPV>0, значит, проект принесет больший доход, чем при альтернативном размещении капитала. Если же NPV<0, то проект имеет доходность ниже рыночной, и поэтому деньги выгоднее разместить в банке. Если NPV=0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

В случаях, когда деньги в проект инвестируются не разово, а частями на протяжении нескольких лет, для расчета NPV применяется следующая формула:

,

где P - прибыль по проекту на i-м шаге расчета,- оттоки по проекту на i-м шаге расчета.

Исходные данные для оценки инвестиционного проекта:

Год

Прибыль     (Р)Инвестиции (Z)P - ZNPV





1

67

1700

1,2

67-1700= -1633

-1360,8

2

2319

75

1,44

2319-75 = 2244

1558,3

3

1843

75

1,728

1843-75= =1768

1023,15

4

2109

75

2,074

2109-75= =2034

980,71

5

3290

75

2,488

3290-75= =3215

1292,2

Итого





3493,56


Из рисунка видно, что срок окупаемости проекта составляет около 1,45 лет (рис. 3.7):


Внутренняя норма доходности (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости - IRR) - норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.

= r, при котором NPV = f(r) = 0

Определим IRR по следующей формуле:

, где

- ставка дисконта, при которой NPV >0, r2 - ставка дисконта, при которой NPV<0

Год (n)

CFn

 In

NPV r1 = 20%

(1+r2)n r2= 80%

 In/(1+r2)n

 CFn/(1+r2)n

NPV r2 = 45%

1

67

1700

-1360,8

1,8

1700

37,22

-1662,78

2

2319

75

1558,3

3,24

23,15

715,74

692,59

3

1843

75

1023,15

5,832

12,86

316,035

303,155

4

2109

75

980,71

10,5

7,14

200,85

193,71

5

3290

75

1292,2

18,89

3,97

174,16

170,19

 


3493,56


1747,12

1444

-303,135


  (20% < 75% < 80%)

Внутренний коэффициент окупаемости равен 75%- дисконтированный срок окупаемости - это шаг расчета, начиная с которого NPV становится и остается положительным.

Расчет дисконтированного срока окупаемости проекта DPP:

Таблица 14

Инвестиции, т.р.

Прибыль т.р.

Расчет DPP

1

1700

55,8

55,8-1700=-1644,2

2

52,08

1610,4

-1644,2 -52,08+1610,4=-85,88

3

43,14

1066,55

-85,88-43,14+1066,55=937,53

4

36,16

1016,87

937,53-36,16+1016,87=1918,24

5

30,14

1322,34

1918,24-30,14+1322,34=3210,44

Дисконтированный срок окупаемости проекта наступит на 3-ий год. Можно рассчитать и более точный дисконтированный срок окупаемости проекта ,основываясь на данных таблицы:=2 + ( ( 2732,75 - 1795,22) / 1066,55) = 2,88 г.

Стратегия увеличения фонда оплаты труда.

Если говорить о количестве персонала и фонде оплаты труда, то ярко прослеживается тенденция увеличения численности персонала, который за планируемый период вырос с 27 до 45 человек, что объясняется ростом объёмов производства. Каждый год в стране наблюдается инфляция в рамках 10%, поэтому заработанную плату необходимо индексировать, чтобы удержать работников. Поэтому меры по повышению заработной платы не только оправданны, но и экономически целесообразны. К сожалению, в течение первых 2 лет, у предприятия нет такой возможности, потому как необходимо расплатиться по кредиту, но уже с 3 года заработанную плату можно и нужно увеличить. Предусмотрим увеличения фонда оплаты труда на 10 %, начиная с 2 года производства (табл. 3.6):

Год Производства

Тпл. Сум, Н-ч/г

Общий Фот, т.р./г. - новый

 , руб.

Pгод, т.р./г.

3

86400

1311,55

13,2

1723,77

4

86400

1311,55

13,2

1989,77

5

86400

1311,55

13,2

3170,77


Рис. 3.6. Динамика фонда оплаты труда

Рис. 3.7. Динамика прибыли

На графиках (рис. 3.6 и 3.7) хорошо видно, что при незначительном уменьшении прибыли (119,23 тыс. руб. в 3, 4 и 5 годах) и можно позволить себе с 3 года производства увеличить фонд оплаты труда, тем самым проиндексировать заработную плату и создать дополнительные стимулы для работников. В современных рыночных условиях, осложненных кризисной ситуацией, потеря квалифицированной рабочей становится фатальной. Поэтому предприятию целесообразно рассмотреть данную стратегию как одну из альтернатив его функционирования на рынке.

Далее проводим инвестиционный анализ данной стратегии с целью определения ее привлекательности для инвестора.

Предполагаем, что инвестиции Kн = 1,7 млн руб. поступают в начале первого года производства, а остальные (Kпр - Kн) = 0,3 млн руб. равными долями в начале 2-го, 3-го, 4-го и 5-го года производства изделия, то есть по 75 тыс.руб.

Для определения стоимости, которую будут иметь инвестиции через несколько лет, применяют следующую формулу:

= PV (1+r)n, где:

- будущая стоимость инвестиций через n лет;- первоначальная сумма инвестиций;- ставка дисконта (в данном случае r = 20%)

Метод дисконтирования представляет собой исследование денежного потока в обратном направлении - от будущего к текущему моменту времени. Для этого используются следующая формула:

= FV / (1+r)n

Оценить эффективность инвестиций позволяет показатель NPV. Он показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке. Если NPV>0, значит, проект принесет больший доход, чем при альтернативном размещении капитала. Если же NPV<0, то проект имеет доходность ниже рыночной, и поэтому деньги выгоднее разместить в банке. Если NPV=0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

В случаях, когда деньги в проект инвестируются не разово, а частями на протяжении нескольких лет, для расчета NPV применяется следующая формула:

=∑(CFn / (1+r)n), где:

- число периодов получения доходов;- число периодов инвестирования средств в проект

Таким образом, проект привлекателен для инвесторов, так как позволяет получить доход. Определим срок окупаемости проекта. Для этого посчитаем значение NPV для каждого года:

Исходные данные для оценки инвестиционного проекта:

Год

Прибыль     (Р)Инвестиции (Z)P - ZNPV





1

67

1700

1,2

67-1700= -1633

-1360,8

2

2319

75

1,44

2319-75 = 2244

1558,3

3

1723,77

75

1,728

1723,7-75= =1648,77

954,14

4

1989,77

75

2,074

1989,77-75= =1914,77

923,22

5

3170,77

75

2,488

3170,77-75= =3095,77

1244,28

Итого





3319,14


В данном случае, как хорошо видно из таблицы, NPV - положительный и равняется 3319,14; а срок окупаемости достигается уже во 2 году.

Рассчитаем индекс рентабельности инвестиций.

= 1+ ( NPV / ( ∑ IC/ )

= 1 + ( 3319,14 / ( 1700/1,2 + 75/1,44+ 75/ 1,728 + 75/2,074 + 75/2,488) ) = 1 + ( 3319,14 / 1578,38) = 2,1> 1, следовательно проект рентабелен.

Из рисунка видно, что срок окупаемости проекта составляет около 1,3 лет (рис. 3.8):

Внутренняя норма доходности (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости - IRR) - норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.

= r, при котором NPV = f(r) = 0

Определим IRR по следующей формуле:

, где

- ставка дисконта, при которой NPV >0, r2 - ставка дисконта, при которой NPV<0

Год (n)

CFn

 In

NPV r1 = 20%

(1+r2)n r2= 80%

 In/(1+r2)n

 CFn/(1+r2)n

NPV r2 = 45%

1

67

1700

-1360,8

1,8

1700

37,22

-1662,78

2

2319

75

1558,3

3,24

23,15

715,74

692,59

3

1723,77

75

954,14

5,832

12,86

295,57

282,71

4

1989,77

75

923,22

10,5

7,14

189,5

182,36

5

3170,77

75

1244,28

18,89

3,97

167,85

163,88

 


3319,14


1747,12

1405,88

-342,24


 (20% < 74% < 80%)

Внутренний коэффициент окупаемости равен 74%

Проводим расчет дисконтированного срока окупаемости проекта (DPP):

Год

Инвестиции, т.р.

Прибыль т.р.

Расчет DPP

1

1700

55,8

55,8-1700=-1644,2

2

52,08

1610,4

-1644,2 -52,08+1610,4=-85,88

3

43,14

997,55

-85,88-43,14+997,55=868,53

4

36,16

959,4

868,53-36,16+959,4=1791,77

5

30,14

1274,4

1791,77-30,14+1274,4=3036,03

Дисконтированный срок окупаемости проекта наступит на 3-ий год. Можно рассчитать и более точный дисконтированный срок окупаемости проекта ,основываясь на данных таблицы:=2 + ( ( 2663,75 - 1795,22) / 997,55) = 2,87 г.

Таким образом, проект окупиться полностью через 2,87 года.

Кроме того, существуют следующие стратегии поведения предприятия на рынке:

•        Стратегия «отложенной реализации»

•        Стратегия «ускоренного освоения»

•        Стратегия «пессимистических ожиданий»

Рассмотрим данные стратегии и сравним их с точки зрения прибыльности с предлагаемой стратегией.

Стратегия «отложенной реализации»

Такая стратегия предполагает, что если:max год j > qпр j , а N max год j+1 < qпр j+1, то предприятие планирует производство продукции в j-м году больше, чем ожидаемый объем продаж в j-м году. Продукция, не реализованная в j-м году, реализуется в (j+1) году, но по пониженной цене (на 10-15%).

Рассмотрим прогнозируемую ситуацию на рынке (табл. 3.11):

Таблица 3.11. План производства и реализации продукции, шт.

Год производства

1

2

3

4

5

N max. год

320

680

720

720

720

qпр

300

450

950

1100

1200


Данная стратегия применима, так как предложение превышает спрос в 1 и 2 годах. Лишняя продукция будет храниться на складе, что повысит издержки, но можно сказать, что произойдет в 3,4 и 5 годах. Повыситься спрос на продукцию и мы сможем реализовать хранимую продукцию на складе и тем самым оправдать издержки прибылью. Применим данную стратегию со 2 года выпуска.

Данная стратегия применима для 3 и 4 годов, так как предложение превышает спрос. Образовавшиеся во 2 году запасы в размере 230 могут быть успешно реализованы в 3 и 4 годах со скидкой 10%. Запасы на хранение составляют 30% от цены.

-й год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

4-й год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Показатели прибыли данной прибыли для данной стратегии выше для 3 и 4 годов, чем аналогичные, рассмотренные ранее. Предприятию стоит задуматься о применении данной стратегии, поскольку она предполагает реальную возможность максимизации прибыли.

Далее проводим инвестиционный анализ данной стратегии с целью определения ее привлекательности для инвестора.

Предполагаем, что инвестиции Kн = 1,7 млн руб. поступают в начале первого года производства, а остальные (Kпр - Kн) = 0,3 млн руб. равными долями в начале 2-го, 3-го, 4-го и 5-го года производства изделия, то есть по 75 тыс.руб. Для определения стоимости, которую будут иметь инвестиции через несколько лет, применяют следующую формулу:

= PV (1+r)n, где:- будущая стоимость инвестиций через n лет;- первоначальная сумма инвестиций;- ставка дисконта (в данном случае r = 20%)

Метод дисконтирования представляет собой исследование денежного потока в обратном направлении - от будущего к текущему моменту времени. Для этого используются следующая формула:

= FV / (1+r)n

Оценить эффективность инвестиций позволяет показатель NPV. Он показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке. Если NPV>0, значит, проект принесет больший доход, чем при альтернативном размещении капитала. Если же NPV<0, то проект имеет доходность ниже рыночной, и поэтому деньги выгоднее разместить в банке. Если NPV=0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

В случаях, когда деньги в проект инвестируются не разово, а частями на протяжении нескольких лет, для расчета NPV применяется следующая формула:

=∑(CFn / (1+r)n), где:

- число периодов получения доходов;- число периодов инвестирования средств в проект

Таким образом, проект привлекателен для инвесторов, так как позволяет получить доход. Определим срок окупаемости проекта. Для этого посчитаем значение NPV для каждого года:

Исходные данные для оценки инвестиционного проекта:

Год

Прибыль     (Р)Инвестиции (Z)P - ZNPV





1

67

1700

1,2

67-1700= -1633

-1360,8

2

2319

75

1,44

2319-75 = 2244

          1558,3

3

2836

75

1,728

2819-75= =2744

        1587,96

4

2113,03

75

2,074

2113,03-75=2038,03

982,65

5

3290

75

2,488

3290-75=3215

1292,2

Итого





4060,31


В данном случае, как хорошо видно из таблицы, NPV - положительный и равняется 3319,14; а срок окупаемости достигается уже во 2 году.

Рассчитаем индекс рентабельности инвестиций.

= 1+ ( NPV / ( ∑ IC/ )

= 1 + ( 4060,31 / ( 1700/1,2 + 75/1,44+ 75/ 1,728 + 75/2,074 + 75/2,488) ) = 1 + ( 4060,31 / 1578,38) = 3,57> 1, следовательно проект рентабелен.

Из рисунка видно, что срок окупаемости проекта составляет около 1,3 лет (рис. 3.9):


Внутренняя норма доходности (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости - IRR) - норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.

= r, при котором NPV = f(r) = 0

Определим IRR по следующей формуле:

, где

- ставка дисконта, при которой NPV >0, r2 - ставка дисконта, при которой NPV<0

Год (n)

CFn

In

NPV r1 = 20%

(1+r2)n r2= 80%

In/(1+r2)n

CFn/(1+r2)n

NPV r2 = 45%

1

67

1700

-1360,8

1,8

1700

37,22

-1662,78

2

2319

75

 1558,3

3,24

23,15

715,74

692,59

3

2836

75

   1587,96

5,832

12,86

486,28

473,42

4

2113,03

75

982,65

10,5

7,14

201,2

194,06

5

3290

75

1292,2

18,89

3,97

174,16

170,19

 


4060,31


1747,12

1614,6

-132,51


  (20% < 78% < 80%)

Внутренний коэффициент окупаемости равен 78%

Проводим расчет дисконтированного срока окупаемости проекта (DPP):

Год

Инвестиции, т.р.

Прибыль т.р.

Расчет DPP

1

1700

55,8-1700=-1644,2

2

52,08

1610,4

-1644,2 -52,08+1610,4=-85,88

3

43,14

1641,2

-85,88-43,14+1641,2=1512,18

4

36,16

1018,8

1512,18-36,16+1018,8=2494,82

5

30,14

1322,34

2494,82-30,14+1322,34=3787


Дисконтированный срок окупаемости проекта наступит на 3-ий год. Можно рассчитать и более точный дисконтированный срок окупаемости проекта ,основываясь на данных таблицы:=2 + ( ( 2663,75 - 1795,22) / 997,55) = 2,87 г.

Таким образом, проект окупиться полностью через 2,87 года.

Стратегия «ускоренного освоения»

Данная стратегия предполагает, что 50% прибыли, планируемой к распределению в j-м году, направляется на развитие производства в (j+1)-м и последующих годах, что приводит к более интенсивному снижению трудоемкости и сокращению периода освоения. В данном случае эта стратегия неэффективна, так как период освоения маленький, не наблюдается изменение трудоемкости, что не приводит к сокращению периода освоения.

Стратегия «пессимистических ожиданий»

При этой стратегии увеличение объема продаж в j-м году (с использованием коэффициента эластичности спроса) приводит к снижению объема продаж в (j+1)-м году.

Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменится объем предложения, если цена изменяется на 1%. По значению коэффициента эластичности можно судить о степени эластичности предложения:

если Э >1, предложение является эластичным;

если Э <1, предложение является не эластичным;

если Э =0, предложение является абсолютно эластичным;

если Э = ∞, предложение является абсолютно эластичным;

если Э =1, предложение характеризуется единичной эластичностью.

Коэффициент эластичности спроса Кэ = 2 %, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2%.

В экономической и финансовой деятельности часто для принятия управленческих решений процесс освоения производства нового изделия рассматривают как инвестиционный проект. Таким образом, это позволяет определить, насколько целесообразно вкладывать деньги в этот проект, и каковы реальные выгоды от освоения производства новой продукции. Предполагаем, что инвестиции Kн = 1,7 млн руб. поступают в начале первого года производства, а остальные (Kпр - Kн) = 0,3 млн руб. равными долями в начале 2-го, 3-го, 4-го и 5-го года производства изделия, то есть по 75 тыс.руб.

Таблица 3.14. Исходные данные для оценки инвестиционного проекта

Год производства

1

2

3

4

5

Доход, тыс.руб.

67

2319

1843

2109

3290

Инвестиции, тыс. руб.

1700

75

75

75

75


Для определения стоимости, которую будут иметь инвестиции через несколько лет, применяют следующую формулу:

= PV (1+r)n, где:

- будущая стоимость инвестиций через n лет;- первоначальная сумма инвестиций;- ставка дисконта (в данном случае r = 20%)

Метод дисконтирования представляет собой исследование денежного потока в обратном направлении - от будущего к текущему моменту времени. Для этого используются следующая формула:

= FV / (1+r)n

Оценить эффективность инвестиций позволяет показатель NPV. Он показывает чистые доходы или чистые убытки инвестора от помещения денег в проект по сравнению с хранением денег в банке. Если NPV>0, значит, проект принесет больший доход, чем при альтернативном размещении капитала. Если же NPV<0, то проект имеет доходность ниже рыночной, и поэтому деньги выгоднее разместить в банке. Если NPV=0, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным.

В случаях, когда деньги в проект инвестируются не разово, а частями на протяжении нескольких лет, для расчета NPV применяется следующая формула:

NPV=∑(CFn / (1+r)n) - ∑(I0 ), где:

n - число периодов получения доходов;- число периодов инвестирования средств в проект= 2000 = 3072тыс. руб.

Таким образом, проект привлекателен для инвесторов, так как позволяет получить доход. Определим срок окупаемости проекта. Для этого посчитаем значение NPV для каждого года:

Сведем все значения в таблицу:

Год (i)

CF

(1+r)i

CF/(1+r)i

Ii

NPV

1

67

1,2

55,83

1700

-1644,17

2

2319

1,44

1610,41

75

1535,41

3

1843

1,728

1066,55

75

991,55

4

2109

2,074

1016,87

75

941,87

5

3290

2,488

1322,34

75

1247,34

Итого



5072


3072

= 5072/(2000/1,2)=3,04 > 1 значит проект рентабелен.

Из рисунка видно, что срок окупаемости проекта составляет около 1,4 года и начиная со 2-го года прибыль будет падать, но начиная с 4-го года прибыль возрастает (рис. 3.9.):

Рис. 3.9. Динамика NPV по годам

Заключение

В данной курсовой работе проведён анализ технико-экономических показателей освоения предприятием производства новой продукции. В том числе рассчитаны продолжительность периода освоения производства нового изделия, трудоёмкость и объём выпуска изделий в каждом году периода освоения. Все эти данные были сопоставлены с ожидаемым объёмом продаж и на основе этого выработана стратегия поведения предприятия на рынке с учётом влияния внешних факторов, чтобы получить максимально возможную прибыль и расплатиться по взятым кредитам в срок.

На основании полученных данных рассчитаны себестоимость продукции, выручка и прибыль предприятия от производства и реализации продукции, потребная численность и фонд оплаты труда основных рабочих, а также предусмотрено возможное благоприятное увеличение фонда оплаты труда рабочих с целью мотивации персонала. Динамика данных показателей отображена графически, что позволяет наглядно оценить результаты деятельности предприятия, а также динамику стратегически важных показателей деятельности.

Кроме того, предложенная стратегия сопоставлялась с другими возможными стратегиями поведения предприятия на рынке, в том числе со стратегиями «отложенной реализации», «ускоренного освоения» и «пессимистических ожиданий».

Таким образом, на основе проведённого анализа технико-экономических показателей было выявлено, что процесс освоения производства новой продукции выгоден для предприятия, позволяет ежегодно получать прибыль и укреплять конкурентную позицию предприятия на рынке.

готовность предприятие освоение продукция

Библиографический список

.        Алиев В.Г. HТП и подготовка производства. - М.: Экономика, 2003.

.        Ломоносов В.П. Управление переходными процессами на предприятиях машиностроения. - М.: Машиностроение, 2002.

.        Меламед Г.И. Экономика производства новой техники. - М.: Экономика, 2001.

.        Меламед Г.И., Трембовольский Б.Л. Освоение производства новых изделий. - Минск, Беларусь, 2002.

.        Организация и планирование машиностроительного производства производственный менеджмент): Учебник под ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. - М.: Высшая школа, 2003.

Похожие работы на - Организация освоения производства новой продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!