Организационно-экономические механизмы управления системой образования
ВВЕДЕНИЕ
Второе десятилетие в нашей стране идут процессы
обновления образования, его модернизация. Реалиями современности становятся
новые организационно-экономические механизмы управления системой образования,
повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения,
изменение системы его финансирования, создание государственно-общественного
институтов участия в управлении системой образования в совокупности с
изменениями запроса на образовательные услуги, неизбежно приводят к повышению
прозрачности деятельности школы, к привлечению дополнительного социального
ресурса - ресурса доверия и поддержки. Участие общества в управлении
образованием требует адекватной информационной базы. Для обеспечения нового
качества диалога общества и школы готовится, публикуется и распространяется
информация в форме открытого школьного доклада.
Открытый школьный доклад
- аналитический документ, задача которого дать содержательные ответы на вопросы
о состоянии и развитии состояния и развития системы образования школы. Доклад
адресован в первую очередь внешним по отношению к системе образования читателям
- «заинтересованным непрофессионалам». Он подготовлен для широкой публики,
органов законодательной и исполнительной власти, учащихся и их родителей,
работников системы образования и задача доклада - обеспечить их достоверной
информацией для принятия решения.
Основными инструментами,
позволяющими дать качественную оценку школьной системе образования, являются:
· анализ изменений показателей во
времени;
· сравнение характеристик с
аналогичными характеристиками системы образования города в целом.
В докладе представлена общая характеристика
школы, подробная информация о составе обучающихся, образовательных услугах и
результатах, структуре управления школой, а также о ресурсном обеспечении
образовательного процесса. В основу доклада легли материалы мониторинга
образовательного процесса за последние три года.
Составители:
Филиппова Любовь Викторовна, директор школы;
заместители директора - Фомичева Людмила
Григорьевна, Матусевич Светлана Александровна, Майстепанова Галина Викторовна,
Гаттарова Татьяна Усмановна.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ
Полное
наименование образовательного учреждения
|
Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» (МОУ СОШ
№2)
|
Адрес
школы
|
ул.
Парковая, 13Б, г. Лангепас, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра,
Тюменская область
|
Учредитель
|
Управление
образования администрации города Лангепаса
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» была основана в 1985 году. Учреждение
зарегистрировано Постановлением Главы администрации от 03.02.1992г. № 104 и
имеет право юридического лица в части ведения уставной финансово -
хозяйственной деятельности, направленной на организацию и осуществление
образовательного процесса. Право на ведение образовательной деятельности и
льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникло у
учреждения на основании лицензии, выданной Службой по контролю и надзору в
сфере образования от 21.05.2008 года серия А № 239846 регистрационный №299,
сроком на 5 лет. На основании свидетельства о государственной аккредитации,
выданного Департаментом образования и науки ХМАО - Югры 28 сентября 2005г. №
1212, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя
общеобразовательная школа №2» установлен статус:
тип - общеобразовательное учреждение;
вид - средняя общеобразовательная школа.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее - Школа) находится во втором микрорайоне
города Лангепаса, в трехэтажном здании. В школе действуют два спортивных зала,
библиотека - медиатека, три кабинета информатики, специализированные предметные
кабинеты по математике, физике, иностранному языку, медицинский кабинет,
стоматологический кабинет, столовая.
В школе созданы условия для реализации
гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на
получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.
В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ханты -
Мансийского автономного округа - Югры, указами Президента Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления города Лангепас, Типовым положением об
образовательном учреждении и Уставом, утвержденным приказом управления
образования администрации города Лангепаса от 25.04.2008 года №167.
Цель деятельности школы:
Организация и осуществление образовательного
процесса, призванного помочь обучающемуся воспитать в себе свободную личность,
готовую к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
Основными задачами Школы являются:
· формирование общей
культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума
содержания образовательных программ и программ повышенного (профильного) уровня
по отдельным дисциплинам (курсам);
· их адаптация к
жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Родине;
· создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ;
· воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье;
· формирование
здорового образа жизни.
Предметом деятельности школы является:
· реализация общеобразовательных
программ начального общего образования, основного общего образования, среднего
(полного) общего образования;
· оказание дополнительных
образовательных услуг.
Проектирование и реализация образовательного
процесса в Школе исходит из следующих принципов:
Принцип фундаментальности и
вариативности означает построение образования на
инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое
дополняется региональной и школьной вариативными составляющими.
Принцип непрерывности и
преемственности образования. Образование
рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на
предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат.
Принцип многоуровневости предполагает
образование на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и
образовательных возможностей обучающихся, задач их воспитания и творческого
развития, формирования готовности к продолжению образования и жизни в обществе.
Принцип комплексности -
это единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их в
разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности,
взаимосвязь общего и дополнительного образования и самостоятельной деятельности.
Принцип осознанного выбора предполагает,
что участники образовательного процесса обладают субъективными полномочиями в
выборе цели, содержания, форм и способов образования, участия в
жизнедеятельности школы и местного сообщества.
Реализация принципа демократизации нацелена
на формирование и развитие демократической культуры всех участников
образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, личной
ответственности через развитие органов государственно-общественного управления
школой.
Выше перечисленные принципы сориентированы на
обучающегося и создание в школе условий для развития его способностей и
внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников,
учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное
взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим
гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер каждого
участника образовательного процесса.
Результаты деятельности школы получили признание
управления образования администрации города Лангепаса, ученической и
родительской общественности.
В 2007 году по итогам конкурса образовательных
учреждений школа выиграла грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры в программе «Самоуправление и государственно-общественное
управление образовательным учреждением».
В 2008 году итогам конкурса образовательных
учреждений школа совместно с МОУ СОШ № 1 выиграла грант Губернатора
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в программе «Партнерство для
развития» и Премию Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в
номинации «Лучшие проекты органов местного самоуправления муниципальных районов
и городских округов по организации дошкольного образования детей 5-6 лет».
образовательный управление школа ресурсный
СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ
Основными потребителями образовательных услуг,
предоставляемых школой, являются семьи, проживающие в 2-м микрорайоне города
(диаграмма 1), что оказывает большое влияние на образовательную ситуацию в
школе:
·
микрорайон
застроен капитальным жилым фондом;
·
школа
находится в микрорайоне, где не ведется строительство жилых домов, поэтому
новые ученики, прибывающие в школу, - в основном братья и сестры обучающихся
или дети бывших выпускников, что свидетельствует о сложившейся культуре,
традициях, опыте, уровне знаний;
·
разнообразный
национальный состав учащихся (в школе обучаются дети 32 национальностей).
Диаграмма 1. География проживания обучающихся
МОУ «СОШ №2» (по микрорайонам города Лангепаса)на 10.09.2009 года
В целом социальный паспорт школы на конец
2009-2010 учебного года выглядит следующим образом:
Общее
количество обучающихся
|
734
человек
|
Дети
многодетных семей
|
97
человек
|
Дети
семей группы риска
|
10
человек
|
Дети
из неполных семей
|
158
человек
|
Дети
- инвалиды
|
2
человека
|
Дети-сироты
|
16
человек
|
Дети
малочисленных народов Севера
|
3
человека
|
Школа осуществляет образовательный процесс в
соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего
образования:
ступень - начальное общее образование (нормативный
срок освоения 4 года);
ступень - среднее (полное) общее образование
(нормативный срок освоения 2 года).
Анализ динамики количества обучающихся по
ступеням, получающих образование в школе, за последние три года (гистограмма 1)
свидетельствует, что при общей тенденции сокращения численности детей 6,5 - 15
лет в городе охват детей начальным, основным и средним (полным) общим
образованием остается примерно на одном и том же уровне. В целом отмечается
некоторое снижение доли детей города, обучающихся в школе: 2007-2008 учебный
год - 16%, 2008-2009 учебный год - 15,6%, 2009 -2010 учебный год -14,5%. На
основании результатов подворового обхода (январь 2010 г.) II
микрорайона детей от 6,5 до 15 лет, не охваченных организованным общим
образованием, не выявлено.
Гистограмма 1. Доля обучающихся, получающих
общее образование в МОУ "СОШ №2", по отношению к общему количеству
детей соответствующего возраста
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона РФ
«Об образовании» школа обеспечивает доступность и бесплатность начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приём, перевод
учащихся из школы осуществляется на основании приказов директора школы.
Ученический коллектив отличается стабильностью, коэффициент постоянства
составляет 93%. Основной причиной движения учащихся школы является смена
места жительства.
Таблица 1. Сведения о движении обучающихся
МОУ СОШ №2 за 2009-2010 учебный год
Степень
общего образования
|
Количество
обучающихся
|
|
Начало
учебного года
|
Прибыло
|
Убыло
|
Конец
учебного года
|
1
ступень
|
283
|
12
|
12
|
283
|
2
ступень
|
381
|
5
|
11
|
375
|
3
ступень
|
75
|
2
|
5
|
72
|
Всего
|
739
|
19
|
28
|
730
|
Средняя наполняемость классов - 24 ученика (1-4
классы - 23 чел., 5-9 классы - 25 чел., 10-11 классы - 25 чел.).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ
Школа работает в две смены в режиме шестидневной
учебной недели (1 классы в режиме пятидневной недели). Продолжительность
учебного периода и каникул регламентируется управлением образования
администрации города Лангепаса.
Максимальное количество уроков в день:
-4 классы - 4-5 уроков;
-9 классы - 4-6 уроков;
-11 классы - 5-7 уроков.
Обучение ведется в две смены. Доля обучающихся
занимающихся во вторую смену 9,5% от общего числа учащихся (только 3-и классы).
Диаграмма 2. Соотношение количества
обучающихся в I
и II
смены в 2009-2010 учебном году
По запросам родителей (законных представителей)
открываются группы продлённого дня для обучающихся начальной ступени общего
образования.
Комплектование:
1. В
первые классы принимаются дети, проживающие в 2-м микрорайоне, при наличии
свободных мест - из других микрорайонов. По результатам собеседования,
медицинских показаний и психолого-педагогической диагностики формируются классы
по программам системы Л.В.Занкова, учебно-методического комплекта «Гармония» и
УМК «Школы России».
2. В
5-х классах формируются классы: общеобразовательные и с углубленным изучением
иностранного языка, по результатам обученности за курс начальной ступени
образования, психолого-педагогической диагностики. В 7-х классах вводится
углубленное изучение математики.
3. В
10-й общеобразовательный класс принимаются учащиеся по личным заявлениям. В
10-е профильные классы, где обучение ведется по индивидуальным учебным планам -
на конкурсной основе по результатам итоговой аттестации за курс основного
общего образования с обязательной сдачей экзамена по одному из профильных
предметов: математике, физике, информатике, русскому языку, иностранному языку,
обществознанию.
Школа предоставляет разнообразные формы
обучения: очную, экстернат, индивидуальное обучение на дому. Развивается
дистанционная форма обучения.
Обучение в 10-11 профильных классах
осуществляется на основе трехстороннего соглашения (школа-обучающийся-родители)
об индивидуальном учебном плане.
Учебный план школы на учебный год
составляется на основе базисного учебного плана, утвержденного Приказом
министра образования России от 09.02.1998 г. № 322, Федерального Базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ,
реализующих программы начального общего, основного и среднего (полного) общего
образования с русским языком обучения, утвержденных приказом Министерства
образования РФ от 09.03.2004 г. №1312, Регионального Базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры, реализующих программы общего образования,
утвержденного приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007
года № 99 и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся
обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана, определении
программно-методического и учебного обеспечения соблюдаются преемственность
между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными
циклами и отдельными предметами.
Формы организации обучения и воспитания на
разных ступенях школьного образования:
·
аудиторные
(урок, лекция, семинар, практикум, лабораторная работа, консультация, учебные
игры, курсы, самостоятельная работа, зачет, экзамен, классный час, коллективное
творческое дело и т.д.)
·
внеаудиторные
(детские движения, кружки, экскурсии, проектирование, реферирование, учебное
исследование, предметные фестивали, интеллектуально-творческий марафон,
научно-практические конференции, олимпиады).
На начальной ступени общего
образования реализуются программы современных
учебно-методических комплектов: «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой (57,8%
младших школьников), система Л.В.Занкова (33,2% обучающихся в начальных
классах), УМК «Школы России» - 9,2%. В каждом учебно-методическом комплекте
реализуется попытка развивающего обучения в широком смысле этого слова.
Со 2-го класса школьниками изучаются иностранный
язык (английский язык), информатика.
Для формирования и проявления специальных
познавательных способностей обучающихся, для самоопределения и социализации
личности школьника предусмотрено:
·
курсы
по выбору для предпрофильной подготовки девятиклассников;
·
элективные
курсы в 10 - 11 профильных классах:
1. Курсы по интересам обучающихся в
различных сферах человеческой деятельности «Немецкий язык, как второй
иностранный», «Основы технологии изготовления одежды» и др.
. Курсы, которые развивают содержание
одного из базовых учебных предметов: «Русский язык для говорения и письма»,
«Культура русской речи», «Генетика человека», «География международного
туризма» и др.
. Курсы, выполняющие роль надстройки
профильного учебного предмета: «Деловой английский», «Решение задач по физике»,
«Компьютерная графика», «Исследование информационных моделей с использованием
систем объектно - ориентированного программирования и электронных таблиц» и др.
·
система
дополнительного образования;
·
индивидуально-групповые
занятия.
В школе реализуются программы профильного
обучения в 10-11 классах: классы с индивидуальными учебными планами (с сентября
2007 года), реализация инженерно-технологического профиля (с сентября
2008года). Кроме того, общеобразовательное учреждение является ресурсным
центром реализации предпрофильной подготовки девятиклассников в рамках сетевого
взаимодействия образовательных учреждений города.
В реализации предпрофильной подготовки и профильного
обучения в 2009-2010 учебном году участвовали все 8-ые и 9-е классы (152
обучающихся), 10А класс (24 обучающихся) и 11Б класс (25 выпускников). В целом
число старшеклассников, участвовавших в предпрофильной подготовке и профильном
обучении, составляет 27,5% от общего числа детей, обучающихся в школе. В
2009 и 2008 годах эта цифра составляла 29,5%.
Диаграмма 3. Соотношение количества
обучающихся в профильных и общеобразовательных классах старшей ступени общего
образования в 2008-2009 учебном году
В настоящее время в школе активизировалась
проектно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся: ежегодно
проводится интеллектуально-творческий марафон по всем предметным областям для
обучающихся 2-11 классов, в учебный плане 10-11 профильных классов
предусмотрены часы для проектно-исследовательской деятельности, в 2009-2010
учебном году прошел IV
школьный фестиваль учебно-исследовательских проектов, в котором приняли участие
обучающиеся 4-11 классов. В этом учебном году наши обучающиеся были
победителями и лауреатами IV
Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке», а также призерами IX
Городской конференции «Шаг в будущее»
Для обеспечения вариативности образования,
удовлетворения потребностей школьников в дополнительном образовании, развития
творческих способностей обучающихся в школе реализуются четыре направления
дополнительного образования. (Схема 1)
Гистограмма 2. Динамика охвата обучающихся
МОУ СОШ №2 дополнительным образованием (от общего количества обучающихся в
школе)
В 2010 году проект «Делаем дом не только дома»,
реализующийся с 2007 года получил грантовую поддержку (100 тыс. рублей) по
итогам Конкурса молодежных проектов, стимулирующих гражданскую активность
обучающихся на реализацию социального проекта «Делаем дом не только дома».
КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Принятые в школе подходы в обучении и воспитании
позволяют добиваться хороших результатов:
- 100% обучающихся закончили 2009-2010
учебный год без «2»;
- доля второгодников на всех ступенях
общего образования составляет 0%;
- 100% выпускников 9 и 11 классов
получили аттестаты об основном и среднем (полном) общем образовании;
- доля обучающихся, выбывших из школы
без получения основного общего образования составляет 0%.
Качество усвоения государственного
образовательного стандарта выпускниками основной ступени
общего составляет 21%, повысилось на 4%, доля выпускников, окончивших основную
ступень общего образования с аттестатом с отличием (2007 год - 6 чел, 2008 год
- 2 чел, 2009 год - 4 чел, 2010 год - 1 человек.).
Гистограмма 3. Динамика образовательных
результатов выпускников 9-х классов МОУ СОШ №2
% выпускников
продолжают образование после 9 класса, растет доля получающих начальное
и среднее профессиональное образование, что свидетельствует об осознанном
выборе девятиклассниками своей образовательной траектории по результатам
предпрофильной подготовки. (Гистограмма4).
Гистограмма 4. Количество обучающихся,
продолжающих образование после 9 класса
О качестве образования свидетельствует факт подтверждения
выпускниками 11 классов золотых и серебряных медалей по окончанию средней
(полной) ступени общего образования. За последние три года из одиннадцатого
класса были выпущены 9 золотых медалистов, 8 серебряных (таблица 4).
Таблица 4. Число выпускников, награжденных
золотой и серебряной медалями по окончанию средней (полной) школы
Годы
|
Количество
выпускников
|
Награждены
золотой медалью
|
Награждены
серебряной медалью
|
Доля
медалистов от общего количества выпускников
|
2007
|
57
чел
|
1
чел
|
3
чел
|
7%
|
2008
|
60
чел
|
6
чел
|
4
чел
|
17%
|
2009
|
64
чел
|
2
чел
|
2
чел
|
6,3%
|
2010
|
48
чел.
|
1
чел
|
2
чел.
|
6,2%
|
В течение пяти лет выпускники школы проходят
итоговую аттестацию за курс среднего полного общего образования в форме Единого
государственного экзамена. В 2010 году все 100% обучающихся 11 классов
проходили итоговую государственную аттестацию по русскому языку и математике в
форме ЕГЭ.
В 2010 году успеваемость по результатам
ЕГЭ по предметам:
Таблица
№
п\п
|
Предмет
|
средний
балл (по 100 бальной шкале)
|
Сравнение
со средне -городским баллом
|
Успеваемость
(в %)
|
1
|
Русский
язык
|
57,7
|
+1,7
|
95,8%
|
2
|
Математика
|
46,2
|
+0,2
|
98%
|
3
|
Физика
|
66
|
+9,12
|
100%
|
4
|
Химия
|
47
|
-8
|
100%
|
5
|
Биология
|
61,5
|
100%
|
6
|
Обществознание
|
56,3
|
-2,37
|
100%
|
7
|
История
России
|
46
|
-6,83
|
100%
|
8
|
Информатика
и ИКТ
|
92
|
+25
|
100%
|
9
|
Литература
|
87
|
+21
|
100%
|
Сравнительный анализ показателей среднего балла
по ЕГЭ по отношению среднему баллу по городу Лангепасу свидетельствует о высоком
уровне освоения обучающимися школы содержанием математики, русского
языка, физики, информатики и ИКТ, литературы (т.е. профильных предметов,
преподаваемых в школе) о соответствии уровня качества подготовки выпускников
требованиям государственных образовательных стандартов, их готовности к
продолжению образования.
Гистограмма 5. Средний балл по результатам
ЕГЭ в МОУ «СОШ № 2» по отношению к среднему по городу Лангепасу (город = 1)
Современный выпускник, чтобы быть
востребованным, не только должен обладать хорошими знаниями, но и уметь
находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность,
проводить исследования, т.е. владеть средствами и способами деятельности. Учащиеся
нашей школы из года в год доказывают наличие таких знаний и умений. Так в
2009-2010 учебном году школа уверенно заняла II место на
городских предметных олимпиадах по количеству призовых мест. Особые успехи по
результатам городских предметных олимпиад по следующим предметам: физика,
русский язык, иностранный язык, литература, математика, информатика,
обществознание, технология т.е. все профильные предметы.
Гистограмма 6. Количество
призовых мест в городских предметных олимпиадах
Обучающиеся школы всегда входят в
состав сборной команды города для участия в окружных предметных олимпиадах и
конкурсах. В межрегиональной олимпиаде «Кодекс знаний» по истории России и
обществознанию Диплом 1 степени среди 10-х классов (Мусина Г.)
Активное участие наши ученики
принимают в дистанционных олимпиадах и конкурсах:
· Международная
конкурс-игра «Русский медвежонок» - принимали участие 142 ученика 2-11 классов
- Диплом 1 степени и Диплом 2 степени в городе;
· Международная
конкурс-игра «Кенгуру» - принимали участие 149 человек 2-11 классов -1, 2 и
3 место в городе;
· Конкурс «Эрудит - марафон» - ЭМУ для
учащихся 2 - 4 классов - приняли участие 103 ученика.
· Олимпиады по основам наук УРФО:
I тур - 66 учащихся;
II тур - 53
учащихся;
IIIтур - 17
учащихся 1 диплом 1 степени, 1 диплом 3 степени.
Обучающиеся и педагоги школы
становятся стипендиатами и лауреатами:
o Именная стипендия
главы города Лангепас - 5 обучающихся;
o Именная премия ООО
«Лукойл - Западная Сибирь» - 11 человек;
o Премия, учрежденная
председателем общественной организации «Наш микрорайон» А.С. Филатовым - 45
обучающихся;
o Премия одаренным
выпускникам 11-х классов - 3 человека;
o Премия главы города
Лангепаса одаренным детям - 7 человек;
o Премия педагогам,
работающим с одаренными детьми - 2 человека.
В школе сложилась определенная система работы с
детьми «группы риска» с целью профилактики и преодоления отклонений в
социальном и психологическом здоровье обучающихся.
Одно из главных направлений деятельности
педагогического коллектива является предупреждение правонарушений и
преступлений среди обучающихся школы. С этой целью разработана и внедрена
система социально - педагогического сопровождения. Координирующая роль в
решении данного вопроса отведена Совету профилактики. Регулярно, в специальном
журнале «Контроль за исполнением решений Совета профилактики», подводятся итоги
о проделанной работе, принимается решение о продолжении патронажа, ходатайстве
в КДН и ЗП или в милицию о снятии ребенка с учета. Создан конфиденциальный банк
данных, на каждого ребенка «группы риска» заведена индивидуальная карта, в
которой фиксируется социально - демографический портрет семьи, данные об
особенностях его психики, физического и умственного состояния, сведения о
занятости в досуговое время, а также результаты индивидуальных консультаций,
рейдов посещения на дому, собеседований, как с подростком, так и его
родителями, учителями - предметниками, классными руководителями.
В системе работы с детьми правонарушителями
осуществляется взаимодействие социального педагога с классными руководителями,
педагогом - психологом, инспектором по делам несовершеннолетних.
Такая работа привела к уменьшению доли
учащихся, совершающих преступления (таблица 6).
Таблица 6. Доля учащихся МОУ «СОШ №2»,
совершивших правонарушения и преступления
|
2007\2008
уч.год
|
2008\2009
уч.год
|
2009\2010
уч.год
|
Доля
учащихся, совершивших преступление
|
0,1%
|
0%
|
0%
|
Доля
учащихся, совершивших правонарушения
|
0,48%
|
3,1%
|
2,9%
|
Соотношение
обучающихся поставленных и снятых с учета в КДН и ЗП
|
сняты
поставлены 5 чел. 3 чел.
|
сняты
поставлены 4 чел. 9 чел.
|
сняты
поставлены 11 чел. 10 чел.
|
Следует отметить, что ни один ученик школы не
состоит на учете в учреждениях здравоохранения по причине алкогольной и
наркотической зависимости.
Одним из критериев деятельности школы,
показателей качества образования является удовлетворенность участников
образовательного процесса различными его сторонами. Ежегодно проводится
опрос обучающихся и их родителей о взаимоотношении УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, об условиях,
созданных в школе для получения образования.
Анализ анкетирования показал, что, по мнению
обучающихся, в школе созданы комфортные условия, обеспечивающие полное и
прочное усвоение государственного образовательного стандарта по всем
дисциплинам. Так, в 2008-2009 учебном году наблюдается самый высокий
процент (по сравнению с двумя предыдущими годами) обучающихся, полностью
удовлетворенных процессом жизнедеятельности в школе на протяжении всего
времени обучения в ней. Отмечается также снижение числа выпускников, неудовлетворенных
этим процессом, по сравнению с прошлым годом (гистограммы 9).
Гистограмма 9. Динамика изменения уровня
удовлетворенности выпускников школы образовательными услугами
В 2009-2010 учебном году было
проведено анкетирование родителей обучающихся с просьбой высказать свое мнение
о школе, результатах ее деятельности. Опрошено 25% родительской общественности
школы. Из анализа результатов опроса родителей следует, что
· 83% обучающихся осведомлены о
школьной жизни;
· 87% обучающихся удовлетворены
воспитательной работой;
Доля удовлетворенности обучающихся школьной
жизнью составляет 87 % против 86% в прошлом учебном году, что также
свидетельствует о качестве воспитательной работы.
Все эти результаты показывают, что
педагогический коллектив и администрация школы ведут целенаправленную
эффективную работу над развитием учебно-воспитательного процесса, на основе
анализа и своевременной коррекции.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УРОВЕНЬ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одной из приоритетных задач деятельности школы
является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них
ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни, обеспечение детей
социально-психологическими и медицинскими условиями для обучения и развития. В
настоящее время при оценке состояния здоровья детей школьного возраста и подростков
основными показателями являются показатели заболеваемости и показатели
физической подготовленности обучающихся.
К здоровьесберегающим
условиям образовательного процесса можно отнести:
§ витаминизацию обучающихся (охват 100%
обучающихся);
§ в 2008г. ,2009 г. наблюдается снижение
заболеваемости учащихся простудными заболеваниями, заболеваниями органов зрения
и опорно-двигательного аппарата. В 2010г. снизилась заболеваемость органов
зрения количества простудных заболеваний объясняется неблагополучной эпидемиологической
обстановкой в городе и по стране. Профилактические прививки: от гриппа
545(73%); Р-манту 675 (91%)- снижение количества породиагностированных детей
объясняется несвоевременным поступлением туберкулина; от краснухи по плану-8,
привито -8; АДС-М 7,14 лет по плану 95, привито 91чел; полиомиелит по плану 86,
привито 70 учащихся; вакцинации от гепатита «В» и гепатита «А» учащиеся не
подлежат, т.к. были привиты ранее.
§ организацию оздоровительного плавания в бассейне
МУ «Спортивный комплекс» для 4 классов (охват 9% обучающихся);
§ плановую санацию обучающихся (охват 100%
обучающихся);
§ проведение Дней и декад здоровья (охват 96%
обучающихся);
§ проведение физкультминуток и зарядки для глаз
(охват 100% обучающихся).
Основной профилактической работой в школе
является контроль состояния здоровья обучающихся. С этой целью в школе
проводятся медицинский осмотр учащихся по скрининг - программе для детей и
подростков разного возраста. Проводя анализ основных видов заболеваний
обучающихся, следует отметить, что по прогрессирующим видам заболеваний
(опорно-двигательного аппарата, нервно-психические, стоматологические
заболевания) наметилась тенденция небольшого снижения процента учащихся имеющих
данные патологии (таблица 8). В 2010 году снижается заболевания по следующим
показателям
Таблица 8. Динамика
основных видов заболеваний обучающихся
Виды
заболеваний
|
2006/2007
уч. год
|
2007/2008
уч. год
|
2008/2009
уч. год
|
2009-2010
уч. год
|
Простудные
|
389
(40,5%)
|
394
(44%)
|
362
(43%)
|
534
(72%)
|
Нарушение
осанки
|
358
(37%)
|
403
(45%)
|
292
(35%)
|
328
(44,2%)
|
Нарушение
зрения
|
383
(39,9%)
|
437
(45%)
|
375
(44%)
|
300
(40,4%)
|
Заболевания
ЖКТ
|
43
(4,48%)
|
45
(5,0%)
|
52
(6%)
|
46
(6,2%)
|
ЦНС
|
25
(2,6%)
|
20
(2,2%)
|
22
(2,6%)
|
28
(3,8%)
|
Гистограмма 10 Доля детского
травматизма, в 2008-2009 учебном году составляет 0,8 %.
По результатам медицинских осмотров, за
последние 3 года наблюдается рост количества обучающихся отнесённых к основной
физической группе (в 2007 году - 89%, в 2009 - 92%) и снижение процента
обучающихся отнесённых к специальным медицинским группам (в 2007 году было 2%,
а в 2009 году всего 0,9%). Гистограмма 11 показывает наличие однако, в 2010
году эти показатели несколько ухудшились.
Гистограмма 11. Соотношение обучающихся школы
по группам здоровья
По результатам «Президентских тестов»,
проведённых в начале и в конце учебного года, наблюдается рост уровня
физического развития обучающихся. Если в октябре с высоким уровнем развития
было 5% обучающихся, то в мае стало 9%,со средним уровнем физического развития
было 47% стало 47,6%% (гистограмма 12).
Гистограмма 12. Динамика уровней физического
развития обучающихся МОУ СОШ №2 за 2009-2010 учебный год (президентские тесты)
Следует также отметить, что повысили уровень
физического развития 20% обучающихся, а по общему количеству баллов 28%
обучающихся улучшили свои результаты.
Для создания благоприятных условий пребывания
детей в школе организовано горячее питание. Доля расходов на организацию
питания обучающихся составила: 2009-2010 году -9,9%. Все 100%
обучающихся школы обеспечены бесплатным горячим завтраком из расчета
21 рубль на одного человека, 15,9% обучающихся (льготные категории) - горячими
обедами из расчета 50 руб. на 1 человека. Постоянно в питании присутствуют
фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Большим спросом у обучающихся
пользуются витаминные столы, это разнообразные салаты, йогурты, а также выпечка
и кондитерские изделия. Постоянно осуществляется витаминизация третьего блюда.
Приготовление блюд соответствует требуемым
технологиям, постоянно обновляется ассортимент, разнообразна буфетная
продукция. Все необходимые требования к качеству приготовления пищи,
составлению меню, санитарному состоянию пищеблока, хранению продуктов
соблюдаются.
Все эти данные свидетельствуют об отсутствии
отрицательной динамики состояния здоровья детей.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ
В своей деятельности школа руководствуется
Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, законами и распоряжениями Департамента образования и науки
ХМАО-Югры, распоряжениями и приказами главы администрации города Лангепаса,
приказами управления образования, Уставом МОУ СОШ №2, внутренними приказами, в
которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников
образовательного процесса.
Цель управления
на уровне школы заключается в формировании демократического учреждения, в
основе которого положена идея психолого-педагогических, организационно-педагогических,
социально-педагогических и правовых гарантий на полноценное образование.
Управление осуществляется на основе
сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов, с
опорой на инициативу и творчество.
Административно-управленческая работа школы
обеспечивается следующим кадровым составом:
директор,
заместители директора по учебно-воспитательной
работе начальной и основной школы,
заместитель директора по учебно-воспитательной
работе (методическая работа),
заместитель директора по учебно-воспитательной
работе (внеурочая деятельность),
заместитель директора по
административно-хозяйственной части,
главный бухгалтер,
заведующая школьной библиотекой.
Доля администраторов, имеющих
профессиональное специальное образование (менеджмент в образовании),
составляет 13% (1 человек).
В основу системы управления положены
следующие принципы:
1. Активное участие в управлении педколлектива,
развитие демократических основ управления.
. Солидарность в управлении.
. Постоянное согласование в ходе управления
интересов основных субъектов педагогического процесса.
. Моральное и материальное стимулирование
творчески работающих педагогов.
. Ответственное участие в процессе принятий
решений.
Для обеспечения реализации этих принципов
разработана система управления школой:
· принятие решений осуществляется
администрацией в ходе непрерывно идущего процесса согласования ценностей и целей
всеми структурными звеньями школы;
· расширяются права общественности и
родителей в управлении;
· процесс принятия оперативных
решений, кадровые вопросы, контроль за их исполнением и качеством образования в
школе остается за администрацией, которая учитывает рекомендации и предложения
родителей, педагогов, а также городского руководства управления образования.
Коллегиальное управление
осуществляется Управляющим Советом школы и педагогическим советом.
Высшим органом управления является Управляющий
Совет школы (собирается 4-6 раз в год), при необходимости созываются малые
педсоветы. Тематика педагогических советов ежегодно определяется коллективом в
ходе проблемно-аналитического заседания в августе при определении задач и плана
деятельности школы на новый учебный год.
К совещательным органам управления
относятся методический совет, комиссия по реализации предпрофильной подготовки
и апробации профильного обучения, а также создаваемые творческие группы
педагогов, деятельность которых направлена на решение возникающих
профессиональных и образовательных проблем в системе образования школы/
За последнее время сложилась система
самоуправления школой. В школе действует - Республика интересных дел
(РИД). РИД - орган самоуправления учеников, работа которого направлена
на организацию и проведение коллективной, общественной и трудовой деятельности,
решение внутренних вопросов.
Цели республики: Обогащение
внутриколлективных и межличностных отношений.
Обеспечение постоянной возможностью для
индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.Воспитание в учениках
патриотических и гражданских чувств, чувства любви к школе.
На рис.1 представлена схема ученического
самоуправления. Высшим органом школьного ученического самоуправления является
Учредительное собрание. В период между собраниями высший орган - КПД, в состав
которого входят старосты от каждого классного коллектива.
Рисунок 1. Схема ученического самоуправления
Самоуправление учащихся
- это реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку своей
деятельности. Доля обучающихся, участвующих в управлении учреждением - 6,7
%.
Первым звеном в системе самоуправления
родителей является классное родительское собрание. В каждом классе созданы
и действуют классные родительские комитеты. Цель классного родительского
комитета - оказания помощи педагогическому коллективу в воспитании и обучении
детей. В состав комитета входят 5 родителей. В целом доля родителей,
участвующих в деятельности классных родительских комитетов, составляет 13%
от общего числа родительского сообщества. Руководство деятельностью классного
родительского комитета осуществляет председатель. Классный родительский комитет
взаимодействует с педагогическим Советом, Советом школы, администрацией школы.
Совет школы
является центральной структурой школьного самоуправления, «замыкающей» на себе
системы школьного самоуправления групп школьного сообщества (самоуправление
школьников, самоуправление родителей, самоуправление педагогических
работников), и центральной структурой системы государственно-общественного
управления школой (путем включения в состав Совета директора школы, работников
школы, учащихся и родителей). В состав Совета школы входят 2,5% родителей от
общего числа родительской общественности. Председатель Совета школы избирается
общим голосованием из числа представителей родительской общественности.
В целом доля родителей, участвующих в
общественном управлении школой составляет 15% против 13%, и это также наглядное
свидетельство общественной активности родителей школы.
С декабря 2006 года в школе реализуется
программа создания и введения в практику деятельности школы Управляющего
совета как органа государственно-общественного управления качеством образования.
Таким образом, в школе создана и функционирует
система управления. Однако, необходимость решения социальных проблем в стенах
школы порождает разнонаправленные, разнородные процессы школьной жизни. Их
соорганизация предъявляет новые требования к управленческой деятельности.
Возникает потребность в придании системе образования характер большей
мобильности и гибкости, в регламентации отношений социального партнерства
педагогов, обучающихся, родителей и общественности.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обеспеченность педагогическим кадрами в школе
составляет 100%. В школе работает 75 педагогических работника, среди которых
85% имеют высшее педагогическое образование, 9,3% в коллективе - мужчины.
Средний возраст педагогов 44 года. Все работники включены в штатное расписание.
Состав педагогического коллектива по стажу
работу представлен на диаграмме 4. 6,7% педагогов - пенсионного возраста, 8 %
имеют стаж работы до 5 лет.
Диаграмма 4. Состав педагогического
коллектива школы по педагогическому стажу работы
Ежегодно педагоги школы выходят на аттестацию на
квалификационную категорию. В этом учебном году 21,3% педагогических работников
школы успешно прошли процедуру аттестации. Таким образом, на конец 2009-2010
учебного года в школе работают 9% педагогов высшей квалификационной категории,
60% - первой, 27% - второй (гистограмма 12).
Гистограмма 12. Состав педагогического
коллектива МОУ СОШ №2 по уровню квалификации
На одного учителя
в школе приходится в среднем 10 учеников. Средняя нагрузка по
методическим объединениям представлена на гистограмме 13. Наибольшую нагрузку
имеют учителя физической культуры и информатики, наименьшую - естествознания,
начальных классов, русского языка и литературы. 85 % учителей 5-11 классов
имеют нагрузку менее 27 часов.
С целью повышения профессионального мастерства
руководящих и педагогических кадров школы организовывалось их участие в курсах
повышения квалификации, семинарах и конференциях. 52% педагогических
работников школы в 2008-2009 учебном году прошли курсовую подготовку. Из
таблицы 9 видно, что из года в год растет количество педагогов, повышающих свою
квалификацию через прохождение курсовой подготовки.
Гистограмма 13. Показатели средней учебной
нагрузки педагогов школы по методическим объединениям
Таблица 9. Сведения о повышении квалификации
педагогических кадров МОУ СОШ №2 (за последние пять лет)
Курсы
повышения квалификации в учреждениях дополнительного проф. образования
взрослых
|
2006-2007
|
2007-2008
|
2008-2009
|
2009-2010
|
|
Кол-во
человек
|
%
от общ. числа
|
Кол-во
чел.
|
%
от общего числа
|
Кол-во
человек
|
%
от общего числа
|
Кол-во
человек
|
%
от общего числа
|
Краткосрочные
(до 100 часов)
|
57чел
|
70%
|
38чел
|
46%
|
40чел
|
52%
|
19чел
|
26%
|
По содержанию можно выделить следующие направления
повышения квалификации:
§ Управление образовательным процессом
§ Предметные курсы
§ Формирование компетенций педагогов
§ Внеурочная деятельность
§ Конкурс «Сердце отдаю детям».
Таким образом, в школе сложился работоспособный
коллектив с достаточно высоким потенциалом. О благоприятной атмосфере в
коллективе свидетельствуют и показатели стабильности кадров. 41 % педагогов
проработают в МОУ СОШ №2 более 15 лет. В прошлом учебном году из школы
выбыл 1 педагога - в связи с уходом на пенсию. Вакансий нет.
Качество и доступность образования прямо влияют
на наши национальные перспективы, поскольку формируют уровень интеллектуального
потенциала общества. И вполне закономерно, что движение к успеху в сфере
образования стало одним из серьезных приоритетов государства.
Важные изменения в образовательном процессе
происходят и в нашей школе. В этом учебном году было два направления
инновационной деятельности: в начальной школе осуществлялось внедрение
Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В
основной и средней школе продолжается апробация инженерно-технологического
профиля. В реализации первого направления принимали участие 12 (100%)
учителей начальных классов. В апробации инженерно-технологического профиля - 13
учителей старшей школы (31,7% учителей 5-11 классов).
Анализ анкетирования педагогов показал, что, не
смотря на сложности, внедрение ФГОС второго поколения, апробации
инженерно-технологического профиля вызвало интерес педагогов к инновационным
формам работы, заданиям и упражнениям. Учителя применяют на практике
современные технологии: проектную, ИКТ, блочно-модульную, уровневую
дифференциацию и др., а также развивающие методы и приемы работы: анализ
учащимися своих ошибок, введение материала от общего к частному и др. (Диаграмма
5) Всего применяют информационные технологии в образовательном процессе - 50
педагогов (65%).
Доля применения современных
педагогических технологий учителями школы
Успешное функционирование и развитие системы
образования обусловлено достаточным финансированием. Доля расходов школы на
образование от консолидированного бюджета системы образования города
составляет: 2005 год - 1,9%; 2006 год - 2,8%. Согласно плановым цифрам по
состоянию на июнь 2007 года доля расходов школы на образование составит 2,4 %.
Расходы на одного обучающегося в год
составляют: 2005 год - 36,5 тыс. руб., 2006 год - 59, 7 тыс. руб., 2007 год -
59,15 тыс.руб, 2008 год - 78, 34 тыс.руб., 2009 год-76,61% тогда как этот показатель
по городу составляет соответственно 39,3 тыс. руб., 52,2 тыс. руб.
Увеличиваются доходы учреждения от
внебюджетной деятельности: поступления от продажи товаров, услуг, грантов:
2006 год - 35 тыс.руб, 2007 г. - 200 тыс.руб, 2008 год - 850 тыс.руб., 2009 год
-0,0; 2010 год-100,0. Однако школа недостаточно использует привлечение
дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных
и иных услуг.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
Год ввода здания школы в эксплуатацию - 1985. В
настоящее время здание находится в удовлетворительном состоянии. Износ
составляет 26%. Мощность объекта по типовому проекту - 900 учащихся, по
лицензии - 900 учащихся, фактически 730 учащихся. Дата последнего ремонта -
2005 год.
Доля плановых расходов школы на
развитие материально-технической базы составляет: 2005
год - 9% (ремонт школы), 2006 .- 1,7%.; 2007 год - 2,7%, 2008 год 37%, 2009
год- 2,3 %, тогда как доля расходов на заработную плату работникам школы
составляет соответственно - 55%; 48%, 63,4%, 57,6%; 69,54%.
В рамках реализации Федеральной целевой
программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005
годы)» в школе оборудовано 2 компьютерных класса. За прошедший учебный год
оборудовано еще 4 класса с компьютерами для индивидуальной работы учащихся с
выходом в локальную сеть. Общее количество компьютеров, задействованных в
образовательном процессе - 67 шт., в среднем на один компьютер
приходится 11 обучающихся начальной, основной и старшей ступеней
образования (в 2008 году 14 учащихся).
В настоящее время средства субвенций,
запланированные на приобретение учебно-наглядных и учебно-лабораторного
оборудования, расходуются на укрепление материально-технической базы кабинетов
профильного обучения (иностранный язык, русский язык), что связано с созданием
достаточных ресурсов для качественной реализации программ филологического
профиля. В ноябре 2007 года были открыты электронный лекционный зал и
библиотека-медиатека. В 2008 созданы компьютерные рабочие места, с подключением
в локальную сеть для обучающихся, в профильных кабинетах: математики и физики.
В 2009 году оборудован мультимедийный лингафонный кабинет на 7 рабочих мест,
компьютерный кабинет для учащихся начальной школы, мобильный компьютерный класс
на 11 рабочих мест.
Обеспеченность обучающихся
учебниками федерального перечня составляет 100%, учебной литературой по
предметам регионального компонента - 100%. Обеспеченность учебниками одного
ученика в среднем составляет 15 экземпляров
(гистограмма 14). Процент обновления фонда учебной литературы - 30%. В
целях экономии средств используется городской обменный фонд учебной
литературой.
Финансовыми источниками для приобретения
литературы являются: окружной бюджет, местный бюджет и субвенции. В
2009-2010 учебном году было приобретено:
из окружного бюджета - 495 экземпляров;
из местного бюджета - 409 экземпляра;
из бюджета школы - 1104 экземпляров.
По состоянию на 1 июля 2010 года объем
библиотечного фонда составляет 18266 экземпляра, книгообеспечение - 22,6
экземпляра, объем учебного фонда - 15912 экземпляра.
Гистограмма 14. Количество учебников на одного
обучающегося по ступеням общего образования
Наряду с приобретением учебных
пособий, перед школьной библиотекой стоит важная задача приобретения
программно-методической, педагогической, программно-художественной литературы,
а также электронных изданий, необходимых для обеспечения качественного
образовательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический коллектив и
администрация школы целенаправленно работают на развитием и совершенствованием
образовательного процесса. Школа стремится обеспечить образовательные
потребности обучающихся и их родителей. Следуя логике развития, приоритетными
направлениями развития нашей школы можно считать следующие:
· Расширение образовательных услуг,
адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни:
внедрение современных образовательных и информационно-коммуникационных
технологий, освоение новых форм обучения (дистанционное, социальные практики,
проектирование и т.п.), разработка индивидуальных образовательных программ,
обеспечивающих обучающимся личностно-значимое образование.
· Разработка содержания образования
Школы технологической культуры как нового слоя общей культуры участников
образовательного процесса, указывающего на развитый интеллект, высокий уровень
способностей к созидательной деятельности, активную гражданскую позицию.
· Обеспечение материально-технических
и учебно-методических условий, соответствующих современным требованиям к
образовательному процессу.
· Развитие государственно-общественных
форм управления посредством введения в практику деятельности школы Управляющего
совета.
Движение по этим направлениям предполагает
появление качественных новообразований, способствующих изменению качества
образования в соответствии с требованиями современности.