Общефирменный анализ ОАО 'Алые паруса'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    98,05 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общефирменный анализ ОАО 'Алые паруса'

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.       Общефирменный анализ ОАО "Алые паруса"

1.1 Краткая характеристика предприятия

1.2 Описание дерева целей

1.3 Исследование внешней и внутренней среды

1.4 PEST- анализ

1.5 SWOT- анализ

1.6 Разработка комплекса управленческий решений

2.       Ситуационный анализ

Заключение

Используемая литература

Приложение

1. ОБЩЕФИРМЕННЫЙ АНАЛИЗ ОАО "АЛЫЕ ПАРУСА"

1.1 Краткая характеристика предприятия ОАО "Алые паруса"

Предприятие ОАО "Алые паруса" образовалось в декабре 2004 года.

Юридический адрес: 667281 РФ, Иркутская область, г. Усть-Илимск, ул. Карла Маркса,1

Основные виды деятельности предприятия:

ОАО "Алые паруса" - предприятие, производящее двери, окна, дверные блоки, оконные рамы, плинтуса, наличники, бытовую, офисную мебель и мебель для общественных учреждений. Продукция выпускается из натурального древесного массива и древесно-стружечных плит (ДСП). Продукция завода ориентирована на строительные организации учебные учреждения детские сады и на частных лиц, которые хотят купить изделия, предназначенные для строительных, ремонтных и бытовых нужд, и предъявляют достаточно высокие требования к качеству продукции. Мебель характеризуется легкой сборкой. В комплект входят инструменты для сборки.

Выбросов в виде промышленных стоков не производится. Изделия из дерева не оказывают вредного воздействия на здоровье. Производственный процесс экологически чистый, что вызвано применением в технологическом процессе электроэнергии и экологически чистого сырья. В результате применения современного оборудования в технологии изготовления изделий из древесины нет никаких вредных выбросов в атмосферу. Отходы производства - опилки и стружка - сжигаются в специальных печах или продаются населению.

Товар имеет сертификат качества, товарную марку. Продукцию предприятия выгодно отличает от продукции конкурентов её невысокая цена, которая делает продукцию предприятия доступной для большинства жителей города Усть-Илимска и Иркутской области.

Предприятие входит в группу производств по выпуску изделий из древесины и выпускает изделия пригодные к непосредственному использованию. Изделия, выпускаемые этой группой производств, отличаются сложной конструкцией и много детальностью. Основной способ соединения деревянных деталей в узлы - столярные вязки и склеивание. Готовые изделия в большинстве случаев имеют защитно-декоративные покрытия.

Деятельность предприятия является частью деревообрабатывающей отрасли. С начала 90-х годов в этой отрасли происходило сокращение объемов промышленного производства и только в последние несколько лет наблюдается подъем производства. Это связано с оживлением Российской экономики, которая стала стабильной.

Таблица 1- Динамика прироста объёмов производства мебели в России за 9 месяцев 2006 года

Вид продукции

Темпы роста 9 месяцев 2006 г. к 9 месяцам 2005 г., %


Столы

100,9


Стулья

88,7


Шкафы

94,9


Диван-кровати

84,9


Кровати деревянные

96,1



Как видно из таблицы, по всем видам мебели, кроме столов, за 9 месяцев 2006 года наблюдалось падение объёмов производства.

Предприятие ОАО "Алые паруса" реализует свою продукцию на территории города Усть-Илимска и Иркутской области. Сбыт своей продукции предприятие осуществляет посредством торговых посредников - это специальные мебельные магазины, оборудованные выставочными стендами. Предприятие устанавливает гарантийный срок на свою продукцию. Также предприятие осуществляет доставку со склада и монтаж продукции, включая послепродажное сервисное обслуживание покупателей. К товару прилагается специальная упаковка, защищающая его от повреждений при погрузке и транспортировке. Реализация продукции происходит через оформление индивидуальных заказов покупателями в офисе.

.2 Исследование внешней и внутренней среды

При формировании маркетинговой стратегии фирмы, прежде всего, учитывают тенденции развития спроса и внешней маркетинговой среды

Если в прежние времена предприятия могли планировать свою деятельность, опираясь только на внутреннюю среду (микросреду), то с переходом на рыночную экономику предприятиям приходится учитывать и внешнюю среду (макросреду).

Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду факторами демографического, экономического, природного, технического, политического, правового, и культурного характера.анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Основные факторы макроокружения предприятия представлены в таблице 2, построенной с помощью PEST-анализа. В ней обосновывается, какие из факторов способствуют ("+"), какие затрудняют ("-") развитие фирмыа также выявляется возможное противоречивое влияние факторов (т.е. и "+", и "-").

Таблица 2-Макроокружение предприятия

Фактор макроокружения

Способствует (+)

Затрудняет (-)

1

Ориентация на рыночное регулирование экономики

+


2

Стабильность в обществе

+


3

Нормативно-правовая база

+

-

4

Уровень инфляции


-

5

Объем промышленной продукции

+


6

Уровень безработицы


-

7

Денежные доходы потребителей

+

Тарифы на энергоресурсы

+

-

9

Изменение курса валют


-

10

Монополизация экономики


-

11

Налоговая политика

+

-

12

Процентные ставки

+

-

13

Мобильность населения

+


14

"Старение населения"

+

-

15

Уровень образования

+


16

НТП в сфере производства

+


17

НТП в социальной сфере

+



Результаты анализа внешней среды маркетинга (на российском рынке) для фирмы ОАО "Алые паруса":

Политическая среда

До недавнего времени политическая ситуация в стране была крайне нестабильной, но в последние несколько лет в связи с оживлением российской экономики постепенно происходит стабилизация политической ситуации, что дает возможность предприятиям прогнозировать изменения. Значительно уменьшилась вероятность риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации. Остается большое влияние олигархических структур на власть. Недоверие общества власти.

Экономическая среда

Рост внутреннего платежеспособного спроса позволил российским предприятиям погасить задолженность перед правительством и другими инвесторами, увеличить нагрузки производственных мощностей и наладить выпуск основных видов продукции. В итоге рентабельность отрасли в этот период возросла, снизились затраты, выросла среднемесячная заработная плата, увеличилось число рабочих мест. Важная проблема мебельных предприятий - недостаток инвестиций. Отрасль малопривлекательная для инвестиций, в силу большого числа некоммерческих рисков, связанных с политической нестабильностью России, несовершенством законодательства. Проблема усложняется неустойчивыми показателями финансово экономической деятельности предприятий мебельной промышленности.

Социальная среда

Отток молодых специалистов, что порождает проблему старения кадров, которые с трудом осваивают новые технологии. Сравнительно низкая заработная плата и производительность труда в отрасли и по России в целом. Недостаток высококвалифицированных специалистов. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров. Нужно улучшать условия труда и быта для работников предприятий, совершенствовать систему стимулирования.

Культурная среда

Высокий уровень коррупции и преступности в целом по стране.

Организационная культура российских предприятий на сегодняшний день не развита и находится на стадии формирования. Необходимо способствовать образованию организационной культуры предприятий, так как она повышает имидж предприятия. Низкий уровень трудовой дисциплины.

Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить высшее образование.

Правовая среда

Продукция ОАО "Алые паруса" не является новой на российском рынке, обладает достаточной патентной чистотой и высокой степенью патентной защиты. Продукция имеет товарную марку, что значительно повышает ее конкурентоспособность. Также имеются различные сертификаты (сертификат соответствия, гигиенический сертификат)

В настоящее время мебельная промышленность находится в неблагоприятном состоянии. Необходимы усиление государственного регулирования в области лесной сферы и разработка четкой законодательной базы. Правительством РФ рассмотрены и одобрены предложения по "Основным направлениям развития лесной промышленности".

Научно-техническая среда

С каждым годом совершенствуются технологии производства, внедряются совершенно новые технологические процессы, которые способствуют повышению производительности труда, улучшению качества продукции, появляются новые прогрессивные материалы, высокопроизводительное оборудование и инструменты и технологическая оснастка. Чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, также осуществлять мероприятия по внедрению новых технологий и приобретению нового оборудования, подбирать новых и переобучать собственных работников.

Морально устаревшее и изношенное оборудование, отсутствие нового современного оборудования крайне негативно отражается на конкурентоспособности российской мебели. Отсутствие в России современного деревообрабатывающего машиностроения, способного производить технику, соответствующую мировым стандартам.

Экологическая среда

Люди стремятся покупать продукцию из экологически чистого сырья. С каждым годом увеличивается давление экологов

На сегодняшний день на российском рынке функционирует множество мебельных фирм. Основными являются три мебельных гиганта - ПМО "Шатура", "Москомплектмебель" и АО "Электрогорскмебель". На их долю приходится около четверти российского производства мебели, еще 30% делают сорок менее крупных предприятий. Половину всей мебели в стране выпускают 4000 мебельных предприятий, причем это новые фирмы, родившиеся в эпоху реформ, которые располагают высококлассными профессиональными кадрами.

В пределах страны в целом ОАО "Алые паруса" занимает незначительную долю рынка. В Иркутской области рыночная доля предприятия составляет около 15%.

Объем реализации продукции предприятия ОАО "Алые паруса" составляет:

- 350 млн. руб. в год,

- 25 млн. руб. в месяц.

Основными конкурентами ОАО "Алые паруса" являются отечественные ОАО "Меркан", "Шатура" и зарубежные "Мебель Италии" - фирмы занимающиеся производством и реализацией мебели продукции строительно-ремонтного направления. Продукция ОАО "Алые паруса" и продукция конкурентов не однообразная и рассчитана на разные рыночные сегменты

Продукция ОАО "Алые паруса" не очень высокого (среднего) качества, но ее цена значительно ниже, чем у фирм конкурентов, что делает ее доступной для большинства потребителей. Продукция нашего предприятия пользуется высоким спросом у жителей города Усть-Илимска и Иркутской области, имеющих средний доход. Как каждый производитель предлагает продукцию, рассчитанную на определенный сегмент, что не отменяет конкуренцию, а лишь несколько снижает степень конкурентной борьбы. Спрос на рынке мебели явно ненасыщен и фирмы не склонны к проведению агрессивных стратегий, поэтому интенсивность конкуренции невысокая. Появление на рынке крупного лидера в ближайшее время маловероятно. Цели и мотивы покупок данного товара: Мебель - один из основных товаров народного потребления. Она имеет большое значение в организации быта, отдыха, работы. Сегодня невозможно представить жизнь современного человека без мебели. Каждому человеку нужны столы, стулья, шкафы, двери. Покупка мебели - это целенаправленный процесс и, покупая мебель, люди хотят улучшить свою жизнь, сделать ее комфортнее. Продукция нашего завода удовлетворяет потребностям потребителей в качественной, удобной, экологически чистой и красивой мебели. К современной мебели предъявляются функциональные, конструктивные, технико-экономические и эстетические требования. Функциональные требования предусматривают проектирование и изготовление мебели, которая по всей номенклатуре, форме, размерам, степени обеспечения необходимыми удобствами, взаимосвязи изделий в общем ансамбле удовлетворяла бы современным потребностям человека. Конструкция детской мебели должна способствовать физическому, умственному и эстетическому развитию ребёнка, быть лёгкой, простой по форме, локальной по цвету. Мебель учебных заведений должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для проведения теоретических и практических занятий, способствовать эффективности обучения. Конструктивные требования предусматривают проектирование и изготовление совершенных конструкций мебели, достижение её простоты, устойчивости и прочности изделия, технологичности, эксплуатационной надежности и рационального использования материалов. Технико-экономические требования определяют экономичность конструкции, характер производства (единичное, серийное, массовое), технологию, степень стандартизации, нормализации и унификации узлов и деталей в изделии. Мебель должна конструироваться из современных материалов и быть технологичной, т.е. соответствовать индустриальным методам её производства. Мебель должна сохранять свою прочность в процессе эксплуатации и отвечать требованиям действующих стандартов и другой нормативной документации. Эстетические требования предъявляются к мебели для достижения гармоничного сочетания в ней красивых, удобных, целесообразных, простых и лаконичных форм. Эстетичность мебели и её современность определяются функциональным совершенством, единством формы, конструкции, материала и технологии и зависит от отделки, которая обеспечивает целостность восприятия формы, её гармоничность.

Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе организация должна знать свои сильные и слабые стороны, уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем и то, какие новые возможности могут открываться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выявление того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Для этого составляется SWOT-Анализ (таблица 8)

Таблица 3- SWOT-Анализ ОАО "Алые паруса"

Внешняя среда              Внутренняя среда

Возможности 1.Открытие новых гостиниц и ресторанов поражает развитие спроса на мебель; 2.Развитие малого бизнеса повышает спрос на недорогую офисную мебель; 3.Увеличение рождаемости повышает спрос на детскую мебель; 4.Увеличение количества учебных учреждений поражает спрос на скамьи, парты, письменные столы, компьютерные столики.

Угрозы 1.Несовершенная система налогообложения; 2.Усиление конкуренции со стороны западных компаний и отечественных фирм получивших солидные инвестиции; 3.Уход с рынка некоторых поставщиков сырья; 4.Падение спроса на мебель отечественного производства; 5.Повышение железнодорожных тарифов и тарифов на электроэнергию

Сила 1.Широкая номенклатура выпускаемой продукции; 2.Хорошая репутация у основных потребителей; 3.Оптимальное соотношение цены и качества; 4.Современный дизайн, удовлетворяющий потребности потребителей 5.Стабильность персонала 6.Использование экологически чистого сырья; 7.Налаженные связи с поставщиками сырья; 8.Мебель соответствует российским стандартам.

СВ 1.поддержание имиджа за счет рекламы качества и широкой номенклатуры; 2. увеличение доли рынка за счет оптимального дизайна на офисную мебель; 3. использование экологически чистого сырья при изготовлении детской мебели; 4. сконцентрировать усилия предприятия на выявление привлекательных сегментов рынка.

СУ 1. известность, широкий ассортимент продукции и хорошая репутация будут противостоять появлению новых конкурентов; 2. отслеживание изменений в налоговом законодательстве, в политике государства; 3. разработать стратегию вертикальной интеграции.

Слабость 1.Большая доля накладных расходов в структуре себестоимости продукции, что снижает резерв поддержания конкурентных цен; 2.Неприемлемые сроки вывода на рынок новых изделий 3.Несоответствие продукции международным стандартам; 4.Недостаток финансовых средств на: -участие в выставках -дополнительную рекламу -обновление оборудования -издание каталога выпускаемой продукции

СВ 1. за счет роста спроса на мебель уменьшить сроки вывода на рынок новых изделий; 2. увеличить объемы производства офисной мебели; 3. привлечение инвесторов для обновления оборудования.

СУ 1. несоответствие продукции международным стандартам усилит конкуренцию между фирмами; 2. повышение тарифов на электроэнергию приведет увеличению доли накладных расходов.


Для успешной работы предприятие должно ясно осознавать концепции своего бизнеса, т.е. иметь представление о видах будущей деятельности и долгосрочных конкурентных позициях. Миссия организации определяет место, роль, положение предприятия в обществе, его общественный статус. Она выражает в общем виде смысл существования всей организации и определяет взаимоотношения с различными связанными с ней группами людей (с собственниками и сотрудниками организации, потребителями ее товаров и услуг, деловыми партнерами и обществом в целом).

Миссия организации - это выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде.

Цели - это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Различают общие цели, разрабатываемые для предприятия в целом, и специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности на основе общих целей.

Цели и задачи всех уровней должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени. Объединенные таким образом они составляют иерархическую модель, называемую "деревом целей". Концепция "дерева целей" впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году и представляет собой упорядочивающий инструмент, используемый для формирования элементов общей целевой программы развития компании (главных или генеральных целей) и соотнесения со специфическими целями различных уровней и областей деятельности. Проведенный анализ среды обеспечивает базу для определения миссии и целей предприятия.

Основная цель бизнеса ОАО "Алые паруса" - максимизация прибыли в долгосрочной перспективе, получение общественного признания на рынке.

Миссия предприятия (главный рыночный смысл деятельности) была разработана на основе интересов сотрудников, потребителей и собственников. В своей деятельности предприятие преследует цели, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Система целей предприятия ОАО "Алые паруса"

Номер уровня

Номер цели

Наименование цели

0

0

Миссия - увеличение эффективности работы предприятия с целью удовлетворения потребностей потребителей в удобной и красивой мебели, отвечающей всем законам эргономики и экологии

1

1 2 3

Увеличение доли рынка Максимизация прибыли Формирование положительного имиджа

2

1.1 1.2 1.3

Маркетинговые исследования Разработка концепции рекламы Привлечение новых клиентов


2.1 2.2 2.3 2.4 2.5

 Ввод нового оборудования и технологий Снижение себестоимости Оптимизация ассортимента Сохранение постоянных клиентов Усовершенствование процесса управления


3.1 3.2 3.3

Благотворительные акции, спонсорство Социальное обеспечение работников предприятия Получение сертификатов соответствия высоким стандартам

 3

1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.3.1 1.3.2

 Сегментация рынка Анализ конкурентов Изучение спроса Участие в ярмарках Разнообразные эксклюзивные эмблемы и слоганы Массовые рекламные акции с разнообразными призами Контроль за качеством продукции Расширение ассортимента


2.1.1 2.1.2 2.2.1 2.2.2 2.4.1 2.4.2 2.5.1 2.5.2

Прведение собственных исследований и разработок Отслеживание перспективных разработок НТП Повышение прозводительности труда Снижение издержек производства Предоставление различных скидок Создание клуба постоянных клиентов и внедрение клубной карты Обеспечение постоянного потока информации Налаживание обратной связи


3.1.1  3.1.2 3.1.3  3.1.4 3.2.1 3.2.2

Публичное отчисление средств на благотворительные нужды (детские дома, детские сады, малоимущие семьи) Учреждение стипендий и грантов Участие в спортивных турнирах и других мероприятиях, проводимых администрацией города Спонсорство научных конференций и семинаров молодых специалистов Материальное поощрение за особые заслуги Предоставление путевок в санатории и дома отдыха

4

1.3.1.1 1.3.2.1 1.3.2.2

Снижение брака в производстве  Использование новых материалов в производимых товарах Продажа ранее не производимых товаров


2.1.2.1 2.1.2.2 2.1.2.3 2.2.2.1

Посещение научных выставок отраслевого оборудования Посещение научных конференций Подписка на специализированную литературу и периодику Нормирование расхода материалов в производстве.


.4 Разработка комплекса управленческих решений

В данном разделе определяется, какие именно действия следует предпринять руководству предприятия в рамках той миссии, которую оно собирается реализовывать. Управленческие решения - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Управленческие решения рассматриваются по следующим направлениям, представленным в таблице 5. В ней описываются мероприятия, путем реализации функций менеджмента в разных сферах управления. Названия мероприятий заносятся в ячейки матрицы решений.

Таблица 5 - Матрица управленческих решений

По функциям менеджмента

По объектам менеджмента


Кадры

Финансы

Маркетинг

Технология

Организация

Снижение текучести кадров

Правильное распределение финансовых средств

Проведение исследования рынка и создание рекламы

Внедрение НТП

Мотивация

Повышение материального и морального стимулирования

Привлечение дополнительных инвестиций

Изменение покупательских предпочтений

Развитие прогрессивных технологий, новых поточных линий

Контроль

Контроль за выполнением поставленных задач

Контроль за движением денежных средств

Контроль за изменениями на рынке

Контроль за внедрением новых технологий

Регулирование

Регулирование за постоянством персонала

Регулирование за расходом денежных средств

Внедрение новых методов маркетингового исследования

Своевременность замены старых технологий на новые

Ситуация № 3

"Отдел - победитель внутрифирменного соревнования прошлого года в новом году занял предпоследнее место".

Данная ситуация происходит на ОАО "БРТ" в отделе сбыта.

Участниками конфликта являются сотрудники отдела.

Проблемой является выяснения причин, по которым отдел сбыта занял предпоследнее место, и их устранение.

Причинами сложившейся ситуации могут быть разногласия между сотрудниками отдела сбыта, т.к. они уже заняли в пошлом году первое место и остановились на достигнутых результатах.

Мир. Благоприятный исход данной ситуации. Т.е. сотрудники отдела сбыта, не станут выяснять, почему им в этом году не дали призового места и постараются найти причины внутри своего отдела.

Война. Эта ситуация произойдет в случае несогласия сотрудников отдела сбыта с предпоследним местом. Они будут считать, что делали все правильно, и будут устраивать разбирательства среди сотрудников отдела, ища виновного.

Согласие возможно со стороны первого участника. Данная ситуация произойдет в том случае, если сотрудники согласятся с предпоследним местом и начнут налаживать эффективную работу отдела сбыта.

Согласие возможно со стороны второго участника. Данная ситуация произойдет в том случае, когда в эту ситуацию вмешается руководство компании. Оно заинтересовано в том, чтобы отдел сбыта занимал первые места, и предложит новые методы стимулирования работников.

Для выхода из межличностного конфликта обычно используется матрица, которая строится с учетом ориентации на "интерес к себе" и "интерес к другим". При разрешении таких конфликтов обычно руководствуются стилями, которые описывались ранее.

В данной ситуации разрешить конфликт следует таким стилем как "вхождение в положение другой стороны". Такой стиль обычно означает желание кооперироваться с другими, но при этом не вносить в эту кооперацию своего сильного интереса. Подобная тактика помогает в стремлении реализовать желания других.

Менеджер фирмы должен войти в положение сотрудников отдела сбыта и попытаться понять, что им не хватает для полной реализации своих сил. Он должен поставить перед ними новые цели и задачи, и согласно теории Врума возможно, что в качестве приза за первое место они хотят получить не только грамоты, но и денежное награждение. Значит нужно ввести новые методы стимулирования работников и выдавать денежные награждения за первые места.

Ситуация №5

Из офиса происходит утечка информации конкуренту.

Данная ситуация происходит на предприятии ЗАО "Молоко Поволжья", в отделе по разработке новых технологий.

Отдел по разработке новых технологий является основным, и утечка информации из этого отдела является самой нежелательной. В отделе по разработке новых технологий работает много новых сотрудников, стаж работы которых еще не достиг пяти лет. Но под подозрение попадают не только они, но и все остальные сотрудники отдела, которые уже зарекомендовали себя с положительной стороны.

Предприятие - конкурент ОАО "Самаралакто", на рынке появилось недавно. Имеет большой уставной капитал, современное оборудование, использует, в своем производстве, новейшие технологии, с современной структурой производства.

В данной ситуации проблемой является то, что все технологии, которые создаются в течение нескольких месяцев, сразу же становятся известны конкуренту

Участники конфликта ЗАО "Молоко Поволжья" и ОАО "Самаралакто".

Причина состоит в том, что какой - то работник не доволен своим заработком, и пытается его повысить за счет сотрудничества с предприятием конкурентом.

Определим альтернативы поведения сторон-участников, в результате которых возможны четыре типа исхода:

Мир. Эта ситуация возможна лишь в том случае, если руководству удастся выявить данного работника, и снять его с работы.

Война. Возможность данного исхода событий только в том случае, если утечка информации не прекратится. Это самый не желательный вариант, который может произойти. Утечка будет продолжаться, но все будут друг у друга под подозрением.

Согласие возможно со стороны первого участника. Эта ситуация произойдет в том случае, если менеджер выяснит из-за кого происходит утечка информации, проведет с ним беседу. Выяснит причины его доносов. Этот информатор перестанет помогать конкурентам и останется работать на своем прежнем месте.

Согласие возможно со стороны второго участника. Эта ситуация произойдет в том случае, если данный работник, помогавший конкуренту, перейдет на другую работу и утечка информации прекратится.

Для выхода из межличностного конфликта обычно используется матрица, которая строится с учетом ориентации на "интерес к себе" и "интерес к другим". При разрешении таких конфликтов обычно руководствуются следующими стилями:

• разрешение конфликта силой;

• уход от конфликта;

• разрешение конфликта посредством сотрудничества;

• разрешение конфликта путем компромисса;

• вхождение в положение другой стороны.

В данной сложившейся ситуации следует прибегнуть к стилю "разрешение конфликта силой" - этот стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в устранении конфликта, но при этом не учитывается позиция другой стороны.

В данном случае задача менеджера состоит в том, как можно быстрее выяснить, кто помогает конкуренту и одновременно мешает работе предприятию. Следует ежедневно проводить письменные опросы - кто, по мнению сотрудников, может стать информатором конкурента. Провести беседу о том, что от разработки новых технологий зависит деятельность предприятия, его прибыльность, будущее, а следовательно и будущие самих работников. Нужно проводить с работниками данного отдела ежедневные тренинги. Скорее всего, это поможет быстро выяснить и уволить работника, который мешает работе предприятия .

Ситуация № 2

"Финансовый отдел находится на начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом притираются друг к другу. Происходит много разногласий".

Сложившаяся ситуация происходит на ОАО "Алые паруса" в финансовом отделе.

В этом отделе все сотрудники являются квалифицированными специалистам в области финансов. Все новые сотрудники имеют большой опыт работы в области финансов. Раньше они работали на разных предприятиях, и каждый из них пользовался уважением среди бывших коллег. У всех работников сложились свои устоявшиеся правила, которым они стараются следовать.

Участники конфликта - сотрудники финансового отдела.

Проблемой является скорейшее примирение работников отдела финансов и сокращение конфликтов между ними.

Причиной разногласий является то, что каждый специалист имеет свое мнение по решению рабочих вопросов и не пытается идти на компромисс.

Определяются альтернативы поведения сторон-участников, в результате которых возможны четыре типа исхода.

Мир. Самая благоприятная ситуация поведения для участников конфликта. В этом случае каждый из сотрудников старается его уладить и, по возможности, стараются предотвратить новый конфликт. Мир наступит в том случае, если каждый из сотрудников финансового отдела поймет, что решением проблемы не является конфликт.

Война. Эта ситуация произойдет в случае продолжения конфликта. В дальнейшем это может привести к распаду коллектива и в целом финансового отдела.

Для выхода из межличностного конфликта обычно используется матрица, которая строится с учетом ориентации на "интерес к себе" и "интерес к другим". При разрешении таких конфликтов обычно руководствуются стилями, которые описывались ранее.

В данной ситуации единственно правильный стиль является "разрешение конфликта путем компромисса". Подобный стиль предполагает учет интересов обеих сторон и реализуется через переговоры, в ходе которых каждая сторона идет на определенные уступки. При этом отсутствует как взаимная удовлетворенность, так и неудовлетворенность ("Невыигрыш - невыигрыш").

Менеджер должен провести индивидуальную беседу с каждым сотрудником нового коллектива и постараться донести до каждого из них, что конфликтные ситуации тормозят работу не только финансового отдела, но и предприятия в целом. По возможности нужно выявить тех сотрудников, которые являются основными участниками конфликтов, и в целях предотвращения конфликтов перевести их на другие рабочие места, в другие отделы.

Мотивировав их тем, что там каждый из них может проявить себя и построить свою карьеру.

Ситуация № 4.

В плановом отделе в третий раз возникают громкие скандалы между сотрудниками. Место сложившейся ситуации- плановый отдел ОАО "Гидрометрозатвор".

Участниками конфликта являются:

.Плановый отдел.

.Вышестоящее руководство, в лице начальника планового отдела.

Проблема данной ситуации заключается в недопустимом выяснении отношении сотрудников, что негативно сказывается на работе отдела, нарушает дисциплину всего предприятия. Причинами возникновения данного конфликта может быть как личная неприязнь сотрудников, так и разногласия по поводу работы.

Мир

Разобраться в причинах конфликта и устранить их, нахождение компромисса.

Согласие возможно со стороны первого участника

Такая кардинальная мера, как перевод нейтрализации одной из враждующих сторон.

Согласие возможно со стороны второго участника

Принятие руководством одной из враждующих сторон

Война

Руководство ограничивается выговором враждующим сторонам.

Наиболее приемлемым решением здесь будет проведение беседы начальником отдела индивидуально с каждым сотрудником и на общем собрании отдела. Но это решение будет правильным, если сам начальник находится в авторитете у сотрудников.

Решения в зависимости от стиля:

1. Решение конфликта силой. Руководство добивается установленной дисциплины посредством выговоров, оставляя нерешенными проблемы коллектива, несмотря на то, как чувствуют себя работники отдела.

2.Уход от конфликта. Начальник отдела никак не реагирует на скандалы между сотрудниками, предоставляя им самим разобраться.

3. Разрешение конфликта посредством сотрудничества. Начальник отдела проводит беседу с враждующими сторонами, предполагается поиск компромисса, который устроит обе враждующие стороны.

4.Вхождение в положение другой стороны. Руководство принимает сторону одной из враждующих сторон, и заставляет другую сторону подчинится.

5.Разрешение конфликта посредством компромисса. Кадровые перемены в отделе, касающиеся одной враждующей стороны и строгие меры, касаемые другой стороны.

Потребности враждующих сторон заключаются в желании отстоять свою точку зрения, начальник заинтересован в примирении сторон, нахождении компромисса. В этом случае руководитель должен обладать терпением, быть миротворцем, найти причины разногласий и устранить их. Мотивировать сотрудников следует тем, что начальнику отдела следует развести сотрудников по разным отделам и дать и м возможность выстроить собственную карьеру.

Ситуация № 8

"На начальника отдела постоянно поступают анонимки в адрес руководства компании."

Эта ситуация происходит на ООО "Окна Диво" в отделе по производству.

Участники конфликта: начальник отдела и сотрудники этого отдела

В этой ситуации проблема заключается в невозможности выяснить правдивость и кто автор анонимных записок.

Причиной данной ситуации является то, что среди сотрудников отдела по производству есть человек, который считает себя достойным занять место начальника этого отдела.

Мир. Эта ситуация произойдет в том случае, если анонимные записки перестанут поступать в адрес руководства компании и руководство не воспримет их всерьез и быстро забудет о существовании этих анонимок.

Война. Данная ситуация возможна в случае, если анонимки так и будут поступать в адрес руководства компании, у руководителя будет недоверия к сотрудникам.

Согласие возможно со стороны первого участника. Эта ситуация произойдет, если удастся выявить работника, который пишет анонимки, выяснить, с какой целью он это делает. Если он сможет доказать свою правоту, то снять начальника отдела по производству с занимаемой должности.

Согласие возможно со стороны второго участника. Данная ситуация может быть в случае, если удастся выявить работника, который пишет анонимки, но он не сможет доказать свою правоту. Руководству компании следует применить к нему жесткие меры, например, уволить.

Для выхода из межличностного конфликта обычно используется матрица, которая строится с учетом ориентации на "интерес к себе" и "интерес к другим". При разрешении таких конфликтов обычно руководствуются стилями, описанными выше.

В этой ситуации следует применить стиль - "разрешение посредством сотрудничества". Этот стиль характеризуется большой личной вовлеченностью в конфликт или особым желанием объединить усилия с другими для разрешения межличностного конфликта.

Менеджер должен поручить коллективу решение этой проблемы. Но это очень сложно сделать, т. к. этим может заниматься любой из сотрудников этого отдела. Следует проверить правоту этих анонимок, но это означает подорвать авторитет начальника отдела. В коллективе сотрудникам проще будет выяснить кто пишет анонимки и повлиять на их автора, если его жалобы действительно необоснованны.

1 Теория мотивации по А. Маслоу. (ситуация №5) Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

1 · физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

2 · потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,

3 · социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство "локтя" и поддержка;

4 · потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям,

5 · потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

 

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.

2.Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. (ситуация №2,№4)С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Макклелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно теории Мак Клелланда люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

3.Теория мотивации Фредерика Герцберга. (ситуация №8)Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.

Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе.


Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям,. потребности в безопасности и уверенности в будущем.

Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению

А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.

4. Теория ожиданий В. Врума.(ситуация №3) Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.

Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:

6 · руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;

7 · сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;

8 · сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;

9 · сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.

Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

5.Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия в которых работают он и другие сотрудники. Например один работает на новом оборудовании, а другой- на старом , у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или например руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и.т.д.

6.Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:затраченные усилия,личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.

Рекомендации по мотивационному управлению

Успех деятельности предприятия, а в частности мотивации зависит от специалистов. Их надо искать(проводить маркетинг кадров), привлекать и поощрять. Необходимо использовать различные тестирования, испытательные сроки и другие альтернативные подходы. Важно взращивать профессионалов самим, и они не подведут. (ситуация №5)

Нужно всеми доступными средствами поддерживать заинтересованность работника в труде на своем предприятии . В данном случае необходимо материальное и психологическое поощрение. (ситуация №3)

Необходимо предоставлять работнику свободу в действиях, не ограничивать его в определенные рамки., т.е. если работа интересная и приносящая ему удовлетворение, то качество исполнения соответственно будет высоким. (ситуация №5)

необходим постоянный поиск новых(альтернативных) форм и методов поощрения труда (все),

премия не должна начисляться за результаты и деятельность работников, являющихся обязательными и оплачиваемые в рамках постоянной части заработка. Также необходимо давать понять работнику, что премия - это не привычная форма доплат, которая не может стимулировать работника, а доплата за эффективный труд, инициативу и т.п.(ситуация №3)

возможно, при более глубоком анализе, можно внедрять систему перераспределения рабочего времени по средством внедрения гибких графиков работы. Правом работать в свободном режиме необходимо наделять передовых работников, сознательных и организованных. Это будет дополнительной мотивацией к более эффективной работе.(ситуация №2)

необходимо заботится о моральном состоянии работника - признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов с целью дальнейшего их стимулирования, проводить популяризацию результатов труда отдельных работников, получивших признание. (ситуация №8)

Осуществление управленческих решений

 

Ситуация 2.

Ключевые направления действий

Примеры действий менеджера

1. Создание условий

Хорошая организация труда сотрудников отдела.

Интересная работа, творческие проекты.

Повышение материальных стимулов.

2. Обеспечение вознаграждения за результаты

Предоставление хороших рабочих мест.

Разработка новых проектов, новой продукции.

Повышение заработной платы, премий.

3. Создание впечатления от ценности вознаграждения

Заинтересованность в рабочем месте в другом отделе.

Более интенсивная притирка работников отдела, совместная творческая деятельность

Повышение производительности труда работников.


Ситуация 3.

Примеры действий менеджера

1. Создание условий

Хорошая организация работы отдела

Подготовка к новому соревнования.

Повышение материальных стимулов.

2. Обеспечение вознаграждения за результаты

Хорошие условия труда, интересная работа.

Интересные призы за первые места.

Премирование сотрудников отдела.

3. Создание впечатления от ценности вознаграждения

Повышение заинтересованности в рабочем месте на данном предприятии.

Соревновательный интерес к работе.

Повышение работоспособности за счет новых стимулов к труду.


Ситуация 4.

Ключевые направления действий

Примеры действий менеджера

1. Создание условий

Обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе

Примирение сторон

Повышение занятости работников

2.Обеспечение вознаграждения за результаты

Система премирования

Материальная мотивация работников

Развитие здоровой конкуренции среди сотрудников отдела

3.Создание впечатления от ценности вознаграждения

Повышение заинтересованности работников в соблюдении дисциплины

Стимулирование работников на повышение производительности



Ситуация 5.

Ключ направл действ

Примеры действий менеджера

1. Создание условий

Контроль за потоками информации на предприятии

Система регулирования потоков информации

Назначение ответственных лиц за стратегически важную информацию на предприятии

2. Обеспечение вознаграждения за результаты

Хорошие условия труда, интересная работа.

Повышение зарплаты сотрудников, льготы.


3. Создание впечатл от ценности вознаграждения

Повышение ритмичности работы.

Заинтересованность в осуществлении нового проекта.

Повышение работоспособности за счет новых стимулов к труду.


Ситуация 8.

Ключевые направления действий

Примеры действий менеджера

1. Создание условий

Улучшить организацию рабочих мест

Система регулирования потоков информации

2.Обеспечение вознаграждения за результаты

Повышение заработной плат

Любая другая мотивация работников предприятия, занимающих наиболее ответственные должности

3.Создание впечатления от ценности вознаграждения

Повышение заинтересованности работников в благосостоянии предприятия

Создание впечатления важности каждого сотрудника

Заключение

Современный менеджмент, как сложнейшая система управления фирмами, предприятиями, функционирующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.

Если подойти к стратегическому менеджменту с очень прагматичной точки зрения, то можно однозначно утверждать, что если в компании не будут определены цели, то, конечно же, в полной мере система работать не будет. Следует иметь в виду, что для анализа организации на основе системы целей необходимо выявить и сформулировать совокупность всех целей функционирования на каждом уровне системы управления. В таком случае дерево целей будет наиболее полным. Главная задача такой структуризации заключается в том, чтобы довести цель до каждого конкретного подразделения и исполнителя. Это является залогом успешной реализации функциональной стратегии организации.

В данной работе анализировалось предприятие ОАО "Алые паруса". Проводился анализ его внешней и внутренней среды (SWOT - анализ), влияние политических, экономических, социальных и технологический факторов на предприятие (PEST-анализ), разрабатывалось дерево целей, а также анализировались ситуации и предлагались управленческие решения. Управление с помощью метода конкретных ситуаций занимает основное место в менеджменте. В целом, работа была посвящена менеджерскому анализу, который так необходим руководителю для принятия грамотных управленческих решений.

маркетинговый менеджерский управленческий swot

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАРТУРА

. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Андрейчиков А.В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Бондарь М.П. и др. Эффективное управление фирмой: Современная теория и практика. СПб.: Бизнес-пресс, 1999.

. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гарлдарики, 1999.

. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения: Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ, 1999.

. Краткий курс практического менеджмента: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук Э.Н. Кузьбожева. Курс. гуманит.-техн. ин-т. Курск, 2001.

. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. М.: Дело, 2000.

. Основы менеджмента /Под ред. В.Р. Веснин. М.: ООО "Т.Д. "Элдит-2000", 2002.

. Юкаева В.С. Управленческое решение: Учебное пособие. М.: ИД "Дашков и Ко", 1999.

. Экономические периодические издания за 2000-2006 гг.:

"Кадры", "Консультант директора", "Менеджмент в России и за рубежом", "Проблемы теории и практики управления", "Российский Экономический Журнал", "Финансовый менеджмент".

Похожие работы на - Общефирменный анализ ОАО 'Алые паруса'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!