Эскапизм как социальное явление
Содержание:
Введение
Глава I. Определение эскапизма. Причины возникновения эскапизма
Глава II. Типы и категории эскапизма
Глава III. Современные формы эскапизма
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы. Вопрос об изучении культурного эскапизма как социального явления является на данном этапе развития и функционирования российского общества актуальным и проблематичным. Под эскапизмом принято понимать социальное явление, заключающееся в стремлении индивида (социальной группы, общности или ее части) уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности.
Бегство от реальности может принимать самые различные формы - это и зависимости разного рода (такие как наркомания, алкоголизм), и многочасовое виртуальное общение, компьютерные и ролевые игры. Сюда можно отнести и более уважаемую в нашем обществе, но не менее вредоносную форму бегства - трудоголизм и многие другие способы избегания живого контакта с реальностью, с людьми, а главное - с собой. Многим людям трудно переносить одиночество, оставаться наедине со своими страхами, болью и неопределенностью. Бегство от этого кажется единственной возможностью сохранить себя, свою целостность и мир в душе [1].
Целью контрольной работы является изучение эскапизма как социокультурного феномена.
Объектом контрольной работы является эскапизм как социокультурный феномен.
Предметом контрольной работы являются современные формы эскапизма.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
а) дать определение понятию «эскапизм»;
б) проанализировать причины появления эскапизма;
в) классифицировать типы и категории эскапизма;
г) рассмотреть современные формы эскапизма.
Структура контрольной работы: состоит из введения, трех глав и заключения.
Глава I. Определение эскапизма. Причины возникновения эскапизма
Деструктивный эскапизм - это уход в иллюзорный мир фантазии, сказки, в котором, по сути, человек не может достичь реализации своего социального потенциала, потому что его возможности искусственно ограничиваются. Деструктивность заключается в цели такого вида эскапизма - уйти от сложной противоречивой действительности, требующей риска, активности и ответственности. Повседневные задачи при этом не решаются, а накапливаются подобно снежной лавине, возможность освоения новых навыков блокируется, имеющийся опыт утрачивается. В итоге человек окончательно теряет веру в себя и в свои возможности, его самооценка катастрофически снижается. Реальную жизнь он начинает воспринимать как безнадежную, жестокую и бессмысленную, стремление сбежать от неё усиливается еще больше. Чтобы разорвать этот порочный круг и наладить жизнь в реальном мире с живыми людьми, могут потребоваться огромные душевные усилия. Деструктивный эскапизм обретает драматический характер, когда уход от действительности становится основной жизненной стратегией: человек избегает активных действий в реальности, отказывается налаживать глубокие межличностные отношения и однозначно предпочитает виртуальное пространство реальному миру.
Цель продуктивного эскапизма - отдых, временное переключение на деятельность, отличную от повседневной. Иногда для такого переключения человек или коллектив людей создает особое комфортное пространство, где можно найти удовлетворение интеллектуальным и духовным потребностям и реализовать душевный потенциал, получить одобрение окружающих, важный опыт социальной адаптации. Это может быть и компания друзей, и группа, собравшаяся для психотерапевтического тренинга. В сущности, эскапизмом такая деятельность может называться только потому, что видимым образом не связана с повседневными занятиями, ориентированными на социально одобряемые цели - физическое выживание, процветание, престиж. Как вид продуктивного эскапизма может рассматриваться игровое обучение, которое считается наиболее эффективным и для детей, и для взрослых и тоже связано с созданием альтернативной игровой реальности и временным уходом в неё [1].
Индивидуальных эскапистов и эскапистских групп разделяют на две основные категории.
Первая - ортодоксальные или абсолютные эскаписты - индивиды и группы различного масштаба, которые в значительной степени (реже полностью) воспринимают одну из форм культурного эскапизма в качестве основы своего поведения. Как правило, они не считают себя частью общества, в котором живут и функционируют, а относятся к нему как к враждебной, противоборствующей среде, тем самым являются носителями социальных угроз.
Вторая - латентные эскаписты - индивиды и группы, которые воспринимают тот или иной тип эскапизма частично. Их отношение к социальной реальности не всегда определяется их эскапистскими взглядами и установками.
Латентные эскаписты, как правило, не создают угрозы для функционирования и жизнедеятельности социальных групп, общностей, институтов общества; их наличие может быть расценено как показатель того, что существующий социальный порядок не достаточно справляется с предоставлением духовных благ и удовлетворением духовных потребностей индивидуумов и социальных групп [3].
эскапизм реальность бегство субкультура
Глава III. Современные формы эскапизма
Дауншифтинг (англ. <#"justify">1.неудовлетворённость своим детством;
2.страх старения и смерти;
.природная предрасположенность.
Социологи объясняют мотивацию: в детстве по технически - хронологическим причинам кидалт был лишён компьютера, приставки, мультсериалов, поставленных на поток, и т.д.; в душе ненавидит общепринятую модель человеческих взаимоотношений, но стесняется об этом сказать. Отметили важный нюанс: степень «успешности» человека во взрослой жизни от приверженности детским увлечениям никак не зависит [2].
Хиппи (в просторечии хиппари, хиппаны) (англ. <#"justify">·Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят заправленные в тяжелые ботинки джинсы или подвёрнутые под короткие тяжелые ботинки (банки), некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. Манеру носить кеды начали группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).
·Куртка-косуха - была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки.
·В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.
·Также носят рваные протёртые джинсы. Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам.
·Часто носят сумки-торбы. Обычно панки поддерживают их в чистоте.
Субкультуры панка состоят из различных подгрупп, которые отличаются друг от друга различными подходами, музыкой и стилями одежды. Некоторые из этих групп являются антагонистическими по отношению друг к другу, и есть широкое несогласие с более крупными субкультурами [2].
СубкультураИстокиИдеологияМодаАнархо-панк <#"justify">Некоторые субкультуры в начале были тесно связаны с панк-субкультурой, но в дальнейшем стали отдельным [2].
СубкультураИстокиИдеологияМодаГоты <#"justify">Родственные субкультуры:
Веллеры (от слова «велик»; любители кататься на велосипедах);
Граффитчики (любители рисовать граффити);
Диггеры (от англ. digger - «копатель»; любители исследовать всяческие подземные коммуникации, в том числе и опасные для жизни);
ДоZорные (любители экстремальной ночной игры DoZor, в которой несколько команд состязаются, выполняя различные поисковые задания в городской черте);
Интернет-подонки (особая категория обитателей Сети, циничные любители жестоких шуточек и всевозможного антикультурного надругательства);
Клабберы (от англ. club - «клуб»; любители электронной музыки и завсегдатаи ночных клубов);
Металлисты (длинноволосые любители музыки в стиле heavy metal - отсюда название);
Растаманы (российские любители курить марихуану и носить прически в виде дрэдов и одежду под цвет красно-желто-зеленого триколора Эфиопии; как правило, не имеют отношения к истинным приверженцам растафарианства);
Рэперы (одетые в широкие джинсы-трубы и черные шапочки любители почитать речитатив и насладиться негритянскими ритмами в стиле rap - отсюда название);
Руфферы (от англ. roof - «крыша»; любители романтических лазаний по крышам);
Толкиенисты (или ролевики, любители ролевых игр по мотивам книг Дж.Р.Р. Толкиена и костюмированных средневековых сражений понарошку);
Трейсеры (от англ. trace - тропа, маршрут; городские акробаты-любители, увлекающиеся паркуром (от фр. искаженное от parcours du combattant - «полоса препятствий») - преодолением препятствий в условиях бетонных джунглей);
Хакеры (от англ. hack through - «прорубаться»; расхожее обозначение закрытого сообщества продвинутых PC-пользователей и компьютерных злоумышленников, отличающихся высокими профессиональными навыками) [4].
Заключение
Данная контрольная работа может быть конкретизирована через следующие заключения:
. Эскапизм может быть определен как уход индивида от подлинного бытия через его симуляцию в развлечениях. Следует отличать эскапизм от различных аддикций, представляющих собой не просто «уход от...», а патологическую «тягу к...», причем к чему-то конкретному.
. Формирование и распространение эскапизма во многом связано с культурой постиндустриального общества, порождающей такие важнейшие предпосылки эскапизма как:
расширение культурного пространства свободы;
усиление потребительской составляющей в культуре;
возникновение медиасреды, комплексно интегрирующей информационные технологии в ткань культурного пространства.
. Адекватное описание эскапизма требует различения понятий медиаканалов эскапизма, то есть феноменов культуры, обусловленных определенным способом передачи информации в медийном пространстве, и культурных катализаторов эскапизма. В работе к медиаканалам относятся, в первую очередь, телевидение и компьютерные коммуникации, к катализаторам - реклама, компьютерные игры, порнография [5].
Список использованных источников
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=43:-11&id=210:2010-02-08-12-11-48&Itemid=214
. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <http://ru.wikipedia.org/wiki/>
. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <http://www.cogita.ru/syuzhety/rolevye-igry-teorii-i-praktiki/rolevye-igry-i-eskapizm>
. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : <http://magazines.russ.ru/znamia/2009/11/ku19.html>
. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/fenomen-eskapizma-v-medianasyshchennom-obshchestve