Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,14 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.Н.Г. Чернышевского"

Социальный факультет

Кафедра социологии и социальной работы







КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации




Выполнила студентка

группы 1122, курс 2

Руководитель: к. с. н.,

доцент кафедры СиСР



Чита 2011 г.

Оглавление

Введение

Глава I. Трансформация семьи как социального института

1.1 Семья как институт

1.2 Трансформация института семьи

Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации

2.1 Различные категории и формы современной семьи

2.2 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе

Заключение

Список литературы

Введение

Институт семьи является крайне важным для изучения самих основ общества, но она чаще остается либо в стороне от экономического анализа, либо ему уделяется не достаточно внимания особенно среди молодого поколения, которое как раз находится на стадии подготовки к семейной жизни.

Социальный институт семьи, будучи включенным, в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Понятие "семьи" характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Данная тема вызывает также интерес, прежде всего попыткой анализа в изменении положения института семьи в современных условиях, попыткой сравнения с предшествующими этапами исторического развития, попыткой понять этот очень сложный, хоть и внешне простой, и при этом фундаментальный институт.

Цель данной работы - определить современные формы семьи в России. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

) Определить сущность трансформации семьи.

) Выявить роль семьи как общественного института.

) Рассмотреть классические и современные формы семьи в Российской Федерации.

социальный институт российский семья

Объектом исследования является институт семьи в современных условиях.

Предметом - современные формы семьи.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Трансформация семьи как социального института

1.1 Семья как институт

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Основатель позитивизма и позитивистской социологии Огюст Конт основной единицей общества считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.) [4, c.28].

Семья - это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми (Э. Гидденс).

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Семья - это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности (Ю.А. Гаспарян) [4, c.32].

Герберт Спенсер был первым, кто ввел в социологию понятие социального института. Он выделял следующие категории социальных институтов: домашние (семейные), обрядовые (церемониальные), религиозные (церковные), политические, профессиональные и экономические (промышленные).Г. Спенсер подробно проанализировал и обобщил накопленные к тому моменту многочисленные этнографические (и исторические) сведения, касающиеся семейных институтов. Причем сделал он это именно с социологической точки зрения, применив свою теорию эволюции и связав структуру (строение) семьи с ее функциями, а также с типом общества (в его собственной классификации) и стадиями общественного развития [13, c.34].

Эволюционный подход Г. Спенсера к анализу института семьи позволяет нам лучше понять, что происходит с этим институтом в наше время. Семья дезинтегрируется, атомизируется, но это не значит, что она исчезает, "разрушается". Меняются ее формы и структура в соответствии с новыми социальными условиями, но она сохраняет свои основные функции, и, прежде всего, свое достоинство быть одной из главных ценностей индивида в современном обществе.

Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи [8, с. 19].

Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем ceбе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей.

Таким образом, выделяют два типа семейной структуры:

Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер [12, с.67].

Основная, первая функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [16, с.214].

Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Итак, в нашем стремительно развивающемся обществе наиболее актуальной становится вопрос не только трансформации семьи, но и вообще существования института семьи. Демографические проблемы развитых стран вызваны во многом именно кризисом семьи. По каким-то причинам проблемы семьи связывают, как правило, с проблемами материнства, а никак не с проблемами отцовства или политикой или экономикой. Данный подход неправильно считать полным. Изначально экономика возникла именно как способ улучшить ведение домашнего хозяйства и тем самым приумножить собственность семьи. Военное дело, а затем и внешняя политика возникали как средства сократить потери от войн между семьями. Политический строй стал способом урегулировать противоречия интересов семей разного уровня достатка. Религия и мораль, понятия стыда и греха возникли как средство укрепления семьи. Рассмотрим в следующем параграфе, как происходила и происходит трансформация института семьи в России, какие возникли новые классификации семей.

1.2 Трансформация института семьи

В последние десятилетия в развитии института семьи появились новые тенденции. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей - общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации. Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, - это повсеместно происходящий процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей [2, с.92].

Рассмотрим трансформацию института семьи на различных эпохах исторического развития (Голод С. И.) (см. Приложение) [8, c.45-46].

Структура древнего и средневекового общества вырастала из семьи и служила семье, непрерывным внешним давлением укрепляя ее и побуждая людей вступать в брак и растить детей, поскольку от этого зависел их личный политический статус. Всякий мужчина хотел стать отцом, а всякая женщина - матерью семейства [13, с.64].

Вплоть до эпохи промышленных революций имело место полное сращивание семьи, политики и экономики. Появление в Европе фабрик с их разделением труда первым делом привело к спросу на дешевую рабочую силу, не обязательно мощную физически. Ее можно было вырвать только из крестьянской семьи, в которой каждый человек был необходим на своем месте. Тогда, в эпоху первых урбанизаций в Англии, целенаправленно разоряющих крестьян, впервые и возникла гениальная идея эмансипации женщин и детей из-под гнета злых тиранов - глав семейств.

Именно тогда был нанесен смертельный удар по европейской семье, который через десятки лет выразился в феминистических движениях, а через двести лет привел к нынешней почти неизбежной гибели западной цивилизации из-за нехватки детей.

Женщины и дети, придя на фабрики, вызвали резкое падение стоимости труда из-за избыточного его предложения, а также массовую безработицу среди мужчин. Тогда впервые в условиях мира мужчины обнаружили себя в положении никчемных существ, не способных обеспечить семью, и из-за этого ищущих смерти в алкогольном дурмане.

Идея свободы влезла не на свою территорию, эмансипировав друг от друга части живого существа - семьи [8, c.110].

Теперь рассмотрим становление института семьи в России. Патриархальная семья на Руси - это особый мир теплых человеческих взаимоотношений, взаимоподдержки и защиты, мир, в котором каждый вносил свою посильную лепту в общее семейное дело. Тот, кто работал для общего семейного блага, был в почете и уважении, а того, кто по тем или иным причинам не работал, рассматривали на периферии семьи.

В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя в каждой семье, и поэтому семья превращается в важнейший инструмент его власти.

Но с другой стороны, мы прекрасно знаем, что в конце XIX века женщина продолжала оставаться "детородной машиной", что изнашивало женский организм, вело женщину к преждевременной гибели, но, самое главное, практически не оставляло ей шанса стать личностью: получить образование и хорошо оплачиваемую профессию. В среднем крестьянки рожали доношенных детей с интервалом в 12-15 месяцев, рожая за 20-25 лет до 20 детей [10, с.78].

В годы перестройки и в последующем российское государство отвернулось от семьи.

На протяжении почти всего XX в. Россия находилась в кризисе институциональных структур общества. Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни, фокусирует все кардинальные изменения происходящие в обществе, в итоге совершается трансформация института семьи.

Трансформация семьи является объективным, прогрессивным по своей сущности процессом. На нее неизбежно влияют:

Ныне наша страна, как и большинство европейских стран, переживает второй демографический переход - от регулируемой рождаемости к однодетной семье. Переустройство общества, трудности, пережитые не одним поколением россиян, изменили отношение к детям, вызвали стремление обеспечить здоровье ребенка еще до рождения, дать более высокий уровень общего развития и образования, чем когда-то имели сами. Это - социальная причина, тормозящая деторождение, как и тенденция российского общества к нуклеаризации семей - к стремлению молодой семьи отделиться от родителей, как только позволят условия.

Нестабильность семейного образа жизни, объективные процессы изменения брачных отношений выражаются в резком снижении рождаемости. Нестабильность выражается также в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи.

Кризис последних лет характеризовался падением промышленного производства, нарастанием бюджетного дефицита, снижением уровня жизни. Крайне неудовлетворительны материальные и жилищные условия большинства населения, молодые семьи зависят от родителей, чрезмерная занятость женщин приводит к неустроенности быта. Страдает система нравственного воспитания - низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры, рационального планирования личной жизни, ориентация на послушание, дисциплину, безынициативность, но не на ответственность, независимость, личное достоинство.

Негативно повлияла на семью и современная организация труда (поощрение индивидуального труда и приоритетное распределение благ в зависимости от вносимого вклада, тогда как количество детей в семье, качество самой семьи не дают ощутимых социальных преимуществ). Все это вызвало существенное изменение прежних стереотипов поведения, в том числе и демографического.

Кризис общества привел наряду с материальными, психологическими проблемами к разложению духовных и нравственных ориентиров. Появились два мощных фактора дестабилизации брачно-семейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уровня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация многих людей - с другой.

Улучшение материального положения (выезд за границу, стремление перейти из одного социального слоя общества в другой) стало доминирующей прагматической тенденцией брака у молодежи. Появился и тип человека "хозяина семейства", который обеспокоен интересами только своей семьи. Забота об обеспечении своей семьи заставляет его трудиться, заботиться о своем добром имени, добросовестно выполнять свои обязанности, но эти же качества порождают и семейный эгоизм [4, с.216].

Столкновение интересов семьи и общества растет. Люди стали вести замкнутый образ жизни. Честность, доброта, уважение, которые коренились в традициях русского народа, без поддержки государства начали размываться, и большинство россиян живут в атмосфере морального и идейного вакуума.

Возникли новые классификации семей. Увеличилось число одиноких матерей, из них большое число имеется несовершеннолетних; распространяется холостячество и бездетный брак; существенным становится вторичный брак (после развода). В теории институционального кризиса семьи, объясняется, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной системы, ведя в конечном счете к депопуляции. Согласно этой теории, наличие социальных норм многодетности в доиндустриальные эпохи побуждало к формированию стабильных семей, когда семья с детьми была действительно центральной "ячейкой" общества.

.Семья была производственным коллективом (для семей крестьян и ремесленников, составлявших подавляющее большинство населения). Дети с ранних лет участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность.

2.Семья была школой, где дети получали от родителей необходимые им для самостоятельной жизни знания и навыки.

.Семья была институтом социального обеспечения. В те времена не существовало пенсий. Нетрудоспособные старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны детей и внуков, всех членов расширенной семьи.

.Семья была местом проведения досуга. Как правило, члены семьи отдыхали и развлекались сообща, используя преимущества всей системы родства.

.В семье удовлетворялось большинство индивидуальных потребностей, в том числе сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением. Скрыть их от окружающих в условиях сельской местности или небольших городов было очень трудно, особенно если эти связи при запрете на прерывание беременности могли вести к незаконным рождениям.

.Наличие детей (в первую очередь - сыновей) было необходимым условием социально-экономического статуса и благополучия. Бездетность осуждалась, а супруги, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.

.Дети выполняли также и эмоционально-психологическую функцию, поскольку родители испытывали радость и чувство душевного комфорта от общения с ними [24].

В этих условиях семья была заинтересована в том, чтобы иметь много детей. Разумеется, многодетность имела не только плюсы, но и минусы. Однако, если положить их на чаши весов, то все перевешивал фактор созидания семейного благополучия: рождение многих детей выступало (при высокой детской смертности) гарантией от бездетностной и тем самым бедной и незащищенной старости. Детей производили на свет по принципу "сколько Бог даст" в надежде на то, что хоть один выживет.

Расширенная семья была заинтересована не просто в детях, а в первую очередь - в сыновьях, точнее, в одном сыне - работнике и наследнике, как минимум, и в нескольких других (для гарантии от бездетности в случае смерти кого-то из них). Если в итоге доживали до зрелого возраста несколько сыновей, то один из них оставался с родителями после женитьбы и наследовал всю их недвижимость. Это нейтрализовало неблагоприятные последствия многодетности в условиях, когда можно было противопоставить неконтролируемой смертности лишь социально поощряемую высокую рождаемость.

Теория институционального кризиса семьи в ее нынешнем виде объясняет смену расширенной семьи нуклеарной в связи с перехватом многих семейных функций внесемейными социальными институтами, что, в свою очередь, обусловлено преобразованием сельского общества в городское и распространением индустриальных и пост-индустриальных форм существования. Семья перестала быть производственным коллективом. Функция воспитания и социализации в значительной степени перешла от семьи к школе, забота о пожилых все больше ложится на систему социального обеспечения, а не на семью. Люди не связывают свою судьбу на поздних этапах жизни с числом детей

Кризисные изменения в супружеских или межпоколенных отношениях, рассматриваются при этом лишь как факторы, способствующие снижению рождаемости. Но повышение рождаемости невозможно в условиях трансформации семьи как социального института, которая происходит, как минимум, по четырем параметрам:

) Рождаемость (число рожденных детей);

) Отношение к семье и браку;

) Отношение к разводу;

) Нуклеаризация (деление) семей и межпоколенные отношения [9, с.10].

В России, как и на Западе, за последнее время широко распространяется сожительство - гражданский брак, когда мужчина и женщина живут вместе, ведут совместное хозяйство, воспитывают своих детей. За последнее время получили также распространение "альтернативные" формы брака: семья-коммуна, свинг, а также однополое сожительство [23].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод по содержанию первой главы курсовой работы.

В настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. На это влияет множество факторов, такие как разложение сложившейся социальной инфраструктуры, разрушение общественных фондов потребления при низком уровне реальных доходов большинства российских семей, коммерциализация сфер здравоохранения и образования, нестабильность доходов, рост безработицы.

Происходит постепенное разрушение семьи. Поэтому общество, и прежде всего государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.

Вторая глава работы посвящена изучению видов, форм и категорий современных семей в России.

Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации

2.1 Различные категории и формы современной семьи

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия.

Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.

В.С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам [21]:

по количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;

по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

по семейному быту, укладу: семья - "отдушина"; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

по типу потребительского поведения: семьи с "физиологическим" или "наивно-потребительским" типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с "интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, "дистантная" семья, "внебрачная семья";

по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;

по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;

по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.

В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.

К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие [22]:

.Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается ("доживутся до любви", - по выражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья существует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях - поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов - максимальная, а личная вовлеченность - минимальная: исполнил условия контракта - волен делать, что хочешь.

2.Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

.Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько "осаждает" другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны "осаждающего" скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, "осаждающий" начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

.Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это - брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.

.Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, - при полной поддержке второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения ("Я счастлив, если счастлива ты"), люди становятся более свободными… Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

Другая классификация называет брак по любви, "ролевой", смешанный, брак, основанный на взаимодополняемости как варианты стабильной семьи, формирующиеся в настоящее время.

Брак по любви - наиболее перспективный и стабильный, когда супруги вошли в семейную жизнь с взаимной любовью и каждый из них является зрелой личностью. Но и этот брак подстерегает много опасностей: сам переход из относительно свободного добрачного периода в семейную ситуацию с ее ограничениями, бытом оказывается сложным испытанием для молодой семьи. Распространенной причиной дезинтеграции браков по любви является несоответствие идеальных представлений мужа и жены о домашнем укладе.

В "ролевом" браке стиль семейной жизни строится исходя из формального соглашения. Семья в данном случае - средство для достижения чего-либо и, как правило, для обоих супругов.

В смешанном браке один из супругов любит другого, тогда как последний ориентирован скорее на ролевое построение брака. Стиль семейной жизни строится на том, что любящий супруг принимает то распределение ролей, которое ему предлагает партнер.

В браке, основанном на взаимодополняемости, каждый из супругов получает от другого в психологическом отношении то, чего ему не хватает, т.е. происходит взаимная декомпенсация.

Семейные отношения имеют ряд психологических особенностей, характерных только для них [18, c.115]:

наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи;

частичное различие в интересах и установках членов семьи;

наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

включенность в нее представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между ее членами;

многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;

особая открытость, уязвимость членов семьи.

На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относится совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.

Действие и проявление внутренних факторов наблюдается на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений.

Особую значимость приобретают основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров [2, c.56-57]:

внутренний контроль - внешний контроль;

эгоизм - социоцентризм (альтруизм);

ориентация на общественные нормы - на себя;

принятие противоречий - их неприятие;

чувство собственного достоинства - неверие в себя.

К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:

постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;

желание и способность партнеров к согласованным действиям на благо семьи;

инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела;

разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;

стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению;

эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т.д.);

способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.

К настоящему времени появились такие семьи, описание которых не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными.

В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Когда в семье есть только один родитель - она называется неполной. Можно выделить три типа таких семей:

первый тип - это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;

третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.

Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей. Когда в таких ситуациях создаются новые семьи, В. Сатир называет такие вновь созданные семьи смешанными. Она выделяет три типа таких семей [13, c.112-113]:

.Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.

2.Мужчина с детьми женится на женщине без детей.

.Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров.

Семья, берущая ребенка на воспитание, - другая форма смешанной семьи. Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных.

Хотя смешанные и неполные семьи достаточно своеобразны и поэтому отличаются от других, тем не менее у них есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с любыми другими семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если супруги привносят в нее заботу и творчество. Вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, настолько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. По мнению В. Сатир, в этом смысле все семьи одинаковы.

В современном обществе происходит развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений. Какие это отношения и в чем их сущность рассмотрим в следующем параграфе курсовой работы.

2.2 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе

В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется [20, c.53].

Таблица 1

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе [23]

Традиционные брачно-семейные отношенияАльтернативные формы брачно-семейных отношений1. законные (юридически оформленные, фиксированные) 1.1 одиночество 1.2 незарегистрированное сожительство2. обязательно с желанием и наличием детей2.0. сознательно бездетный брак3. стабильные3.0. разводы, повторные брачно-семейные отношения4. мужская идеология (установка на главенство мужчины) 4.0. открытый брак5. сексуальная верность партнеров5.1 внебрачный секс 5.2 свингерство 5.3 интимная дружба6. гетеросексуальность6.0. гомосексуальность7. диадичность7.0. групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи

Рассмотрим эти альтернативные формы подробнее [23].

Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте.

В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным социологического исследования, проведенного "Социс" в ноябре 2010 г., показало, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц в РФ кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми".57% российских девушек считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.

Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:

рост образования женщины;

преобладающее число женщин в брачном возрасте;

распространенная точка зрения, что легче прожить одному.

Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует добавить, что жизнь в моноварианте, установка на одиночество может быть и не пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки "добыть" партнера и обрести спутника/спутницу жизни.

Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:

такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак");

в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости;

в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника";

незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях.

Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.

Сознательно бездетный брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей.10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1% (по данным 2009 г.). Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины (2008 г.).

Потребность иметь детей - социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка - акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.

Представим отличия женщин, не желающих иметь детей:

поздний возраст вступления в брак;

среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке;

высокий уровень образования;

чаще это старшие или единственные дети в семье;

более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);

более андрогенные женщины (андрогены - мужские половые гормоны);

часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу.

Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:

дети мешают супружеским отношениям; -

дети мешают социальной активности.

Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.

Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу.

Принципы открытого брака:

строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;

относиться с уважением к личной жизни партнера;

открытость общения: свободно, открыто выражать чувства;

подвижность и гибкость ролевого общения;

открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;

равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;

аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;

доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.

Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.

Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.

Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.

Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы [23].

В современной России простые или нуклеарные семьи - преобладающая форма среди всех семей. "Нуклеарная" - от слова "нуклеа" - ядро, т.е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи - малодетная нуклеарная семья.

Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных (элементарная семья - семья из трех членов: муж, жена и ребенок).

Более привычный, обыденный термин "нормальная семья" - понятие очень условное. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, попадают в разряд аномальных. Идеальную семью можно рассматривать как нормативную модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях, нравственных ценностях, культуре общества, в том числе - в религиозной культуре.

В.Н. Дружинин полагает, что семья скрепляется отношениями "власти-подчинения", взаимоответственности и эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивом аффилиации (присоединения). При этом знак психической эмоциональной близости не обязательно положительный. Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям: кто несет ответственность за семью и кто доминирует в семье [10, с.42].

Таким образом, в заключении второй главы работы приведем отличительные черты современных моделей семьи, которые обобщил социолог А.И. Антонов, выделяя ряд существенных перемен [24]:

.Произошел перевес личных выгод индивида и экономической деятельности как таковой над ценностями родства, отделение родства от социально-экономической деятельности.

2.Современной модели семьи характерно разделение дома и работы. Произошло распространение потребительского типа семьи, где общесемейная деятельность дополняется потреблением товаров и услуг за счет зарплаты, добываемой за порогом дома. Но в силу разделения социокультурного разделения семейных обязанностей женщины, участвующие в производительном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство - так называемая "двойная нагрузка" современной женщины. Переход от социального к семейно-бытовому самообслуживанию вызвал трансформацию мужских и женских ролей в семье.

.Произошло размежевание дома и внесемейного мира, первичности семьи и обезличенности отношений во внешнем окружении.

.Современной семье свойственна социальная и географическая мобильность, связанная с самостоятельным и независимым профессиональным и личностным самоопределением детей без наследования социального статуса и профессиональной специализации родителей.

.Система "семьецентризма" с ориентацией на материальные блага, ценностями долга, семейной ответственности, рождения и воспитания детей, заботы о старости родителей, доминированием авторитета родителей и родственников уступает место системе "эгоцентризма" с ценностями индивидуализма, независимости, личных достижений, усилением ощущения сильного "Я".

.Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых супружеские узы становятся выше родовых-родственных.

.Развод по инициативе мужа вытесняется разводом, вызванным межличностной несовместимостью супругов.

.Происходит переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга.

.На смену культуре бездетности с жестким табу на применение контрацепции приходит культура индивидуального вмешательства в репродуктивный цикл, т.е. предупреждение и прерывание беременности.

.Нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя. Происходит спонтанное сокращение количества детей в семье, учащаются разводы, реже заключаются браки [24].

Заключение

Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Семья - неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. В нуклеарной семье супруги и их дети составляют ядро взаимоотношений, а кровные родственные связи отходят на второй план. В противоположность этому, в расширенной семье, состоящей из нескольких поколений, - ядро семейных отношений образуют кровные родственники, а супружеские связи являются функционально второстепенными. Нуклеарная семья представляет собой наиболее предпочтительный тип семьи в современных индустриальных обществах. В течение жизни индивид, как правило, бывает членами двух нуклеарных семей: он принадлежит к нуклеарной семье, состоящей из его отца, матери, братьев и (или) сестер (семья ориентации), и, вступив в брак, как большинство граждан, является членом нуклеарной семьи, состоящей из самого индивида, его супруги (супруга) и их детей (семья воспроизведения).

Трансформация института семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения, отразившись на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Специалисты обращают внимание на то, что в условиях трансформации семейных отношений, дальнейшего разделения институтов брака и родительства возникают новые институты, социальные статусы и нормы поведения родителей. В ходе этих процессов наблюдаются явления такого характера, как: снижение рождаемости и повышение смертности, рост численности семей группы риска или неблагополучных семей, брошенных детей, насилия в семье, снижение уровня здоровья, грамотности, высокий уровень девиантности в подростковой и молодежной среде, рост разводов, неполных семей, институционализация феномена одиночества как стиля жизни. Перечисленные явления не имеют однозначной оценки в социологической литературе, и трактуются они, как правило, с позиций кризисной или эволюционной концепции функционирования семьи в российском обществе.

Современный человек отличается установкой на возможную временность брака. Роль данной установки в регуляции брачного поведения можно объяснить тем, что, наряду с потребностью в браке (брачном состоянии, статусе), существует потребность в брачном партнере. Последняя может доминировать над первой, что проявится в снижении ценности брака и повышении ценности партнерства. Успех преодоления семейных трудностей воспринимается как зависящий от индивидуальных свойств партнера. Повышаются требования к качествам супруга, но это может означать лишь перевес ориентации на брачного партнера над установками к продлению супружества. Если индивид испытывает неудовлетворенность супругом, то он скорее решится сменить партнера, нежели попытается наладить взаимоотношения с ним. Если же переживается неудовлетворенность потребности в браке, то развод не столь однозначен, а, напротив, члены семьи могут прибегнуть к действиям по укреплению брака.

Список литературы

1.Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица. // Семейная психотерапия. - СПб., 2007.

2.Алексеев М.Ю., Крылов К.А. Особенности национального поведения. - М., 2004.

.Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). - М., 2008.

.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 2006.

.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992.

.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов - на-Дону. Феникс, 2008.

.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века: уч. пособие. - СПб.: 1999. - 225с.

.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб., 1998.

.Дармодехин П.Е., Елизаров В.И. Проблемы семьи и семейной политики // Социально - политический журнал. - 2004. - №9-10.

.Доброхлеб В.Г. Изменение демографической структуры населения и социальные стереотипы // Народонаселение - 2007. - №1. - С.78-88.

.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержания работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина - М. Академия, 2003, - 224с.

.Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 2009.

.Ковалев А.Д. Эволюционная социология Г. Спенсера: опыт синтетического подхода // История теоретической социологии: социология XIX века: от появления новой науки до предвестников ее первого кризиса. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2010.

.Лазарев А.М. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации // Отечественный журнал социальной работы. - 2004. - №6. - С.13-19.

.Лисичкин Р.С. Семья - недоступная роскошь // Родина. - 2000. - №3. - С.42-46.

.Лисовский В.Т. Молодёжь; брак, любовь, семья. / В.В. Лисовский - Спб.: 2003. - 357с.

.Пуляев В.Н. Размышления о семье Российской // Социально - гуманитарные знания. - 2010. - №6. - С.34-37.

.Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. / С.С. Фролов - М.: Наука, 1994 - 256 с.

.Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. / М.: Наука, 1996. - 586 с.

.Шмелёва Н. Б О проблемах современной семьи и реализации основных направлений семейной политики // Отечественный журнал социальной работы. - 2006. - №2 С.53-59с

21.Гавров С. Историческое изменение институтов семьи и брака [Электронный ресурс] / С. Гавров - Режим доступа: #"center">Приложение

Трансформация института семьи (Голод С. И.)

Древний ВавилонПоявляется первый письменный закон о браке. Древний ЕгипетВ Древнем Египте брак заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры. Древний РимВ соответствии с этими законами Ромула женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей - управлять женами как необходимым своим имуществом. Брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Древняя ГрецияГреческая демократия греков состояла не из личностей, а из семей, и была на самом деле представительской демократией, в которой отцы во всех демократических процедурах представляли свои семьи. Аристотель считал, что отец семейства осуществляет республиканское правление над женой и монархическое - над детьми. Авторитарные общества (древнеегипетское, китайское или российское) Структуры управления внизу опирались на глав крестьянских семейств, которые были ответственными налогоплательщиками и военнообязанными, а на вершине пирамиды располагалось правящее семейство. Особенностью было то, что миллионы подданных во многих отношениях включались в состав правящей семьи в качестве детей (или рабов, что юридически было тем же самым). В любом из этих обществ иерархия личностей оказывалась двумерной - значение имело не только то, к какой семье принадлежит человек, но и то положение, которое он в семье имеет. Слуга знатной семьи мог жить во много раз лучше главы бедного крестьянского семейства, но был унижен в политических правах и достоинстве. Средневековая ЕвропаБрак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. РенессансСтали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Внутрисемейные отношения по "Домострою" В домострое много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово "дом", обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма. Обязанность главы семьи - забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей - обязанность отца). Все решения, связанные с "домовным строительством", муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене "мужу уноровить", то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие "неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…" Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Похожие работы на - Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!