Статистка образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    99,94 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистка образования

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации

(АОИ)





Курсовая работа по дисциплине «Статистика»

СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила

Студентка гр. 479

Старикова Ю.Ю.

Принял Доцент каф. АОИ

Лепихина З.П.




Томск - 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Понятия и показатели статистики образования

.1 Основные понятия статистики образования

.2 Дошкольное образование

.3 Школьное и внешкольное образование

.4 Среднее профессиональное образование

.5 Высшее образование

.6 Профессиональное образование

Глава 2. Исследование развития рынка услуг образования

.1 Статистика дошкольного образования

.2 Статистика общего образования

.3 Статистика среднего профессионального образования

2.4 Статистика высшего профессионального образования

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В образовании статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития.

Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, а так же основным источником информации об уровне образования населения. Программа переписи населения предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений.

В курсовой работе представлены теоретическая и практическая части. В теоретической части описывается сущность, виды, особенности образования. В практической части показана динамика и анализ образовательной деятельности в Кемеровской области.

Цель курсовой работы заключается в определении главных направлений развития и особенностей рынка услуг образования как важной сферы образования Кемеровской области.

В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

. Уточнить определения "образование", "рынок услуг образования" с учетом, прежде всего, особенностей реформируемой экономики;

. Определить виды образования с учетом правового регулирования кемеровским законодательством;

. Рассмотреть образование как элемент рынка услуг образования; провести детальный анализ в различных сферах образования, в частности, по Кемеровской области.

В соответствии с поставленной целью, объектом исследования является Кемеровский рынок услуг образования и механизм его государственного регулирования.

Предметом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся между субъектами рынка услуг образования в условиях трансформируемой кемеровской экономики.

Информационной базой работы послужили законодательные и нормативно-правовые документы Кемеровской области.

Глава 1. Статистика образования

.1 Основные понятия статистики образования

Образование - это процесс развития личности, который осуществляется как сторонними педагогами, так и личностью самостоятельно. В процессе образования человек овладевает социально значимым опытом человечества путем получения знаний, умений и навыков. Основной путь образования - обучение.

Существующий рынок услуг образования, как в России, так и за рубежом, особенно школьного, направлен в основном на автоматическое заучивание как бы ниоткуда появившихся законов, правил, литературных произведений, никак не разъясняемых в диалектике, в развитии и в их связи с условиями жизни на момент возникновения.

С другой стороны, эти знания совершенно оторваны от сегодняшних задач развития общества. Всё это воспитывает в людях схоластическое отношение к действительности, непонимание взаимосвязи между отдельными явлениями одной и тем более нескольких разнородных сторон жизни, вырабатывает в учащихся стойкую нелюбовь к науке и абсолютное неумение приложить полученные знания к сегодняшней практической жизни.

Между тем, если даже с некоторым трудом признать, что большинство учащихся неспособны впитать в себя более углубленный по сути, но не казуистический и не формализованный подход к преподаваемым знаниям, то некоторая часть молодых людей, иногда начиная с первых лет жизни, могла бы пойти на существенно углубленное творческое восприятие преподаваемых дисциплин и готовых впоследствии воспитать в себе принципиально высокотворческое отношение к действительности.

Статистика образования - отрасль статистики, изучающая деятельность <#"560797.files/image001.gif">

Рисунок 1 Динамика роста числа дошкольных учреждений в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

Рисунок 2 Динамика роста численности учащихся в дошкольных учреждениях в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

2.2 Статистика общего образования

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число дневных государственных и муниципальных образовательных учреждений в Кемеровской области составляло 614, из них в городах и поселках городского типа - 294 учреждения, в сельской местности - 320 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного профиля составляло 185 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 136 тыс. чел., а в сельской местности - 49 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8,3%, а численность учащихся уменьшилась на 15,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 35,1%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 36,8%. (Таблица 2).

Таблица 2 Структура дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Кемеровской области за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)


2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Число учреждений - всего, шт.

669

653

648

634

614

в том числе:

 

В городах и поселках городского типа

305

305

297

294

В сельской местности

344

348

343

337

320

Численность учащихся - всего, тыс. чел.

219,7

204,9

195,8

189,9

185,0

в том числе:

 

В городах и поселках городского типа

162,2

148,2

142,2

138,3

136,0

В сельской местности

57,5

56,7

53,6

51,6

49,0

Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел.

27,1

22,5

20,0

15,3

17,6

Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел.

20,4

19,4

18,6

15,7

12,9

Динамика численности выпускников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений среднего (общего) образования за 2005 - 2009 года выглядит следующим образом:

Таблица 3 Динамика численности выпускников дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений среднего (общего) образования в Кемеровской области

Год

Численность выпускников, тыс. чел.

Абсолютный прирост, тыс. чел. (Δyi)



Цепной (ежегодный)

Базисный, (к 2005 г.)

2005

47,5

_

_

2006

41,9

-5,6

-5,6

2007

38,6

-3,3

-8,9

2008

31

-7,6

-16,5

2009

30,5

-0,5

-17


Среднегодовой уровень численности (ỹ)

37,9

4

Средний абсолютный прирост (Δỹ)

-4,25





Средний уровень численности выпускников за 5 лет составил 37,9 тыс. чел. Ежегодная убыль в среднем составила 4,25 тыс. чел. Это свидетельствует об отрицательной динамике численности выпускников. Это говорит о неблагоприятной демографической ситуации в нашей области. На основе произведенных расчетов можно сделать следующий вывод: динамика численности выпускников закономерно убывает от года к году на протяжении 5 лет.

Исходя из таблицы 2, наглядно видно, с уменьшением числа учреждений численность учащихся за 2005-2009 год значительно уменьшается. Это свидетельствует об отрицательной динамике численности учащихся, что подтверждается графиками динамики (рисунок 3, рисунок 4).

Рисунок 3 Динамика числа дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

Рисунок 4 Динамика численности учащихся в дневных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

Проведем аналогичное сравнение для дневных негосударственных общеобразовательных учреждений. По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число дневных негосударственных образовательных учреждений в Кемеровской области составляло 15. Численность учащихся, обучающихся, в учреждениях данного вида составляло 995 человек.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 11,8%, а численность учащихся уменьшилась на 33,8%. Численность учащихся, получивших аттестат об общем образовании уменьшилось на 62,5%. Численность учащихся, получивших аттестат о среднем образовании уменьшилась на 63,9%. (Таблица 4).

Таблица 4 Структура дневных негосударственных общеобразовательных учреждений в Кемеровской области за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)


2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Число учреждений, шт.

17

15

16

14

15

Численность учащихся, чел.

1504

1352

1285

1130

995

Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, чел.

216

144

107

74

81

Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, чел.

252

154

189

121

91


Динамика численности выпускников негосударственных общеобразовательных учреждений среднего (общего) образования за 2005 - 2010 года выглядит следующим образом:

Таблица 5 Динамика численности выпускников дневных негосударственных общеобразовательных учреждений среднего (общего) образования в Кемеровской области

Год

Численность выпускников, человек

Абсолютный прирост, человек (Δyi)



Цепной (ежегодный)

Базисный, (к 2005 г.)

2005

468

_

_

2006

298

-170

-170

2007

296

-2

-172

2008

195

-101

-273

2009

172

-23

-296


Среднегодовой уровень численности (ỹ)

285,8

4

Средний абсолютный прирост (Δỹ)

-74


Средний уровень численности негосударственных общеобразовательных учреждений среднего (общего) образования за пятилетний период составил 285,8 чел. Ежегодная убыль в среднем составила 74 чел. Это свидетельствует об отрицательной динамике численности выпускников. На основе произведенных расчетов можно сделать следующий вывод: динамика численности выпускников закономерно убывает от года к году на протяжении 5 лет.

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число вечерних общеобразовательных учреждений в Кемеровской области составляло 47, из них в городах и поселках городского типа - 32 учреждения, в сельской местности - 15 учреждений. Численность учащихся, обучающихся в учреждениях данного вида, составляло 7,9 тыс. чел. При этом в городах и поселках городского типа - 5,3 тыс. чел., а в сельской местности - 2,6 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось незначительно, всего на 2,1%, а численность учащихся уменьшилась на 26,9%. Численность учащихся, получивших аттестат, об общем образовании уменьшилось на 31,6%. Численность учащихся, получивших аттестат, о среднем образовании уменьшилась на 62,1%. (Таблица 6).

Таблица 6 Структура вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в Кемеровской области за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)


2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Число учреждений - всего, шт.

48

46

46

47

47

в том числе:

 

В городах и поселках городского типа

34

31

31

32

32

В сельской местности

14

15

15

15

15

Численность учащихся - всего, тыс. чел.

10,8

10,3

9,4

8,5

7,9

в том числе:

 

В городах и поселках городского типа

8,2

7,3

6,4

5,7

5,3

В сельской местности

2,6

3,0

3,0

2,8

2,6

Численность учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании, тыс. чел.

1,9

1,8

1,6

1,4

1,3

Численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, тыс. чел.

2,9

3,0

3,0

2,6

1,1

.3 Статистика среднего профессионального образования

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число учреждений среднего образования в Кемеровской области составляло 22, в них обучается студентов - 31,3 тыс. чел. По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений уменьшилось на 8,4%, а численность учащихся уменьшилась на 10% (Таблица 7).

Таблица 7 Структура учреждений среднего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)


2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

24

24

22

22

22

В них обучается студентов, тыс. чел.

34,8

34,5

34,2

32,7

31,3

Принято студентов, тыс. чел.

12,5

12,1

12,3

11,3

11,5

Выпущено специалистов, тыс. чел.

8,7

8,6

8,5

8,3

8,3


Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2009 гг. представлена на рисунке 5. Динамика численности учащихся за тот же период представлена на рисунке 6.

Рисунок 5 Динамика числа учреждений среднего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

Рисунок 6 Динамика численности учащихся в учреждениях среднего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

2.4 Статистика высшего профессионального образования

По состоянию на начало учебного года 2009-2010 число государственных учреждений высшего профессионального образования в Кемеровской области составляло 10, в них обучается студентов - 95,7 тыс. чел.

Число негосударственных учреждений высшего профессионального образования в Кемеровской области составляло 2, в них обучается студентов - 2,8 тыс. чел.

По сравнению с учебным годом 2005-2006 число учреждений осталось на прежнем уровне, но численность учащихся уменьшилась на 3,5% в учебных заведениях того и другого профиля. Необходимо отметить, что число выпущенных специалистов значительно меньше числа принятых студентов: в государственных учебных заведениях - на 5,2%, в негосударственных - на 50% (Таблица 8).

Таблица 8 Структура учреждений высшего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2010 гг. (на начало учебного года)


2005/2006

2006/2007

2007/2008

2008/2009

2009/2010

Число государственных высших учебных заведений

10

10

10

10

10

В них обучается студентов, тыс. чел.

99,1

99,2

94,9

96,6

95,7

Принято студентов, тыс. чел.

23,2

22,1

22,4

22,0

22,0

Выпущено специалистов, тыс. чел.

13,2

15,3

16,1

16,1

17,4

Число негосударственных высших учебных заведений

2

1

1

1

2

В них обучается студентов, тыс. чел.

2,9

2,5

2,5

2,8

Принято студентов, тыс. чел.

0,7

0,6

0,6

0,6

0,8

Выпущено специалистов, тыс. чел.

0,5

0,4

0,6

0,5

0,4


Динамика численности принятых студентов в высшие заведения за 2005 - 2009 года представлена в таблице 9. Эти данные будут свидетельством о том, как актуальны высшие учреждения для людей в Кемеровской области.

Таблица 9 Динамика численности выпускников дневных негосударственных общеобразовательных учреждений среднего (общего) образования в Кемеровской области

Год

Численность принятых студентов, тыс. чел.

Абсолютный прирост, тыс. чел. (Δyi)



Цепной (ежегодный)

Базисный (к 2005 г.)

2005

23,9

_

_

2006

22,7

-1,2

-1,2

2007

23

0,3

-0,9

2008

22,6

-0,4

-1,3

2009

22,2

0,2

-1,1


Среднегодовой уровень численности (ỹ)

23

Количество показателей (n)

4

Средний абсолютный прирост (Δỹ)

-0,3





Средний уровень численности принятых студентов в высшие заведения за 5 лет составил 23 тыс. чел. Ежегодная убыль в среднем составила 0,3 тыс. чел. Это свидетельствует о малой отрицательной динамике численности выпускников.

Следует представить динамику востребованности высшего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2009 гг., которая представлена на рисунке 7, а так же представить, динамику численности учащихся за тот же период, представленный на рисунке 8.

Рисунок 7 Динамика числа учреждений высшего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

Рисунок 8 Динамика численности учащихся в учреждениях высшего профессионального образования в Кемеровской области за 2005-2009 гг.

Заключение

Статистика образования - это отрасль статистики, изучающая деятельность <http://mirslovarei.com/search_soc/%C4%C5%DF%D2%C5%CB%DC%CD%CE%D1%D2%DC/> учреждений: дошкольных; общеобразовательных; начального среднего и высшего профессионального образования; дополнительного образования.

Система <http://mirslovarei.com/search_soc/%D1%C8%D1%D2%C5%CC%C0/> показателей, характеризующая количественные и качественные изменения, происходящие в сфере образования, позволяет получить по каждому уровню образования информацию о числе учебных заведений, контингенте обучающихся, характеристики внутренней эффективности процесса <http://mirslovarei.com/search_soc/%CF%F0%EE%F6%E5%F1%F1/> обучения, данные <http://mirslovarei.com/search_soc/%C4%E0%ED%ED%FB%E5/> о приеме в учебные заведения, выпуске специалистов, количественные и качественные характеристики преподавательского персонала, состояние материально-технической базы учебных заведений.

В курсовой работе рассмотрен порядок учета и анализа деятельности учреждений дошкольного воспитания, школьного, профессионально - технического, среднего специального и высшего образования. На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость не только проведения мониторинга развития образования, но и изучения соотношений и преемственности различных видов, стадий, ступеней и форм образования в целях достижения высокой социальной эффективности и качества услуг в области обучения.

Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в XXI, при сложившихся в России тенденциях наблюдается сокращение показателя охвата молодежи образованием.

Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия, действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.

Список использованных источников и литературы


1.      Гусаров В.М. - Статистика. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

.        Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.        Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

.        Образование в Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.

.        Октябрьский П.Я. Статистика: учебник, М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.

.        Общая теория статистики / Под редакцией А.А. Спирина, О.Э. Башиной. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.        Переяслова И.Г. Статистика: учеб. Пособие / И.Г. Переяслова, Е.Б. Колбачев, О.Г. Переяслова. - Изд.2-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

.        Практикум по теории статистики: Учеб. Пособие / Под. ред. проф.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.        Статистика / Под ред. С.С. Герасименко - К.: КНЕУ, 2008.

.        Сайт www.gks.ru (Официальный Сайт ГосКомСтата РФ)

.        Социальная статистика: Учебник / под ред. чл. - кор. РАН И.И. Елисеевой. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.

.        Социальное положение регионов Российской Федерации: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2007.

14.    Чернова Т.В. Экономическая статистика <http://www.aup.ru/books/m81/>. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ <http://www.tsure.ru/>, 2009.

.        Елисеева И. И. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 2001.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!