Методологическое обеспечение формирования и применения моделей профессиональной компетентности управленческих кадров
Методологическое обеспечение формирования и применения моделей профессиональной компетентности управленческих кадров
Необходимость определения состава и способов комбинации факторов позволяющих получить конкретный результат по кадровому обеспечению государственного и муниципального управления обусловливает возникновение понятия <морфология модельного обеспечения деятельности по подготовке и комплектованию управленческими кадрами>. Рассмотрим содержание данного понятия.
Как известно, [1] структуры бывают логические, временные и пространственные. Основанием и материалом для типологии структур служат виды отношений и компоненты составов технологии деятельности по обучению (алгоритмов, методик, программ и т.п.).
Логическая структура образуется путем выявления (или задания) любых логических отношений или использования логических операций.
Пространственные структуры образованы отношениями типа «близость-удаленность, направление» в физическом пространстве или на чертеже, а также отношениями «сходство-различие» в абстрактных пространствах свойств, признаков, параметров, состояний и т.п., описывающих компоненты деятельностей. Результат разделения целей, функций, задач, этапов деятельности на основе выделения существенных признаков, свойств, связей, присущих тому или иному классу - один из примеров формирования пространственной структуры. Следует отметить, что с процессуальной стороны классификация должна рассматриваться как метод логического мышления, функциональное предназначение которого состоит в упорядочении некоторой совокупности предметов, процессов, явлений и представления их в виде пространственных структур.
Временные структуры определяются отношениями «раньше-сейчас-позже», эквивалентными порядку во времени. Примером временных структур в деятельности может служить распределение затрат времени на различные этапы и работы.
Всякая деятельность заключается в решении поставленных задач (процесс и результат) и состоит из действий и взаимодействий специалистов. Деятельность может быть алгоритмизирована в той мере, в какой выявлены, определены, осознанны, официально закреплены в документах и знаниях субъектов задачи и нормы деятельности.
Применительно к решению проблемы модельного обеспечения подготовки и комплектования управленческими кадрами и, в частности такой ее составляющей, как разработка алгоритмов деятельности в виде логико-математических средств для выражения нормативов и задач деятельности, на первый план выходит проблема познания деятельности. Выделяются два вида познания деятельности - учебное и научное [1,5]. Основной функцией учебного познания является приобретение специалистом определенной квалификации, а продуктом - образно-понятийная модель деятельности у каждого ее субъекта. В дальнейшем рассмотрении понятия учебное познание и учебная деятельность (деятельность по обучению) будем отождествлять, поскольку в данном контексте под познанием понимается вид деятельности, направленный на усвоение обучаемым составных частей социального опыта в соответствии с выбранной квалификацией и целями обучения. Основной функцией научного познания является создание описаний, пригодных для практического использования в науке, обучении, производстве, а продуктом - модели и проекты деятельностей.
Представленный подход позволяет получить конструктивную основу для разработки моделей деятельности и в том числе деятельности по обучению со сколь угодной степенью детализации и расчленностью процесса на отдельные этапы и стадии.
Лишь на основе научного познания учебной деятельности можно ожидать модернизации существующих и обоснованного создания и использования новых технологий обучения, которые на данный момент времени неразрывно связаны с компьютеризацией учебного процесса, разработкой гибких автоматизированных систем обучения [3].
В учебном познании формируются внутренние, образно-понятийные модели деятельности; в научном рассматриваются и исследуются проекты деятельностей. Модель выступает как цель, результат и средство познания деятельностей.
Основной функцией учебного познания выступает приобретение специалистом квалификации - необходимого набора знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления будущей профессиональной деятельности. Данные знания, умения и навыки выступают составными частями социального опыта людей и выделяются на основе анализа направлений, специальностей и содержания профессиональной деятельности. Имеющие наибольшее значение для эффективного выполнения определенного вида профессиональной деятельности профессионально важные качества рассматриваются как необходимые психологические, психофизиологические и физические характеристики человека [1-6].
Сама деятельность при этом выступает исходным материалом для определения содержания, направлений и уровней профессиональной подготовки управленческих кадров. При этом нормативы деятельности закрепляются в нормативах обучения и могут быть представлены в виде федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных требований к выпускникам вузов, разрабатываемых на их основе учебных планов и программ [5].
Следует отметить, что все представленные понятия суть модели, с той или иной степенью адекватности, отражающие различные аспекты деятельности - профессиональной и учебной. Совокупность таких понятий определяет состав модельного обеспечения деятельности управленцев и может быть представлена как начальные правила, задающие базис модельного обеспечения подготовки управленческих кадров. Между начальными правилами существуют определенного вида логические отношения позволяющие устанавливать фиксированный перечень способов комбинаций компонентов состава - структуры модельного обеспечения.
Таким образом, результатом анализа профессиональной деятельности и деятельности по обучению выступает состав и структура модельного обеспечения деятельности по подготовке управленческих кадров.
Для достижения целей создания модельного обеспечения деятельности по подготовке и комплектованию управленческих кадров требуется разработать такие оценки компонентов модели, которые позволяют coxpaнить семантику качественных описаний и добиться достаточно строгих, объективных, соотношений между составляющими компонентов модели.
Эти оценки сохраняют свое значение при трансформации составляющих компонентов модели деятельности в соответствующие описания умений и знаний при формировании модели управленческих кадров.
Подход к описанию и классификации должностных лиц делает возможным формализованное представление организационной структуры управленческих формирований различного назначения в виде некоторой ранговой кадровой системы. При этом показатели сущности деятельности каждого должностного лица Пi будут выступать в роли специфической формы задания профессиональных требований к управленческим кадрам, замещающим те или иные должности. Естественно, что организация будет функционировать тем эффективнее, чем в большей степени соответствует этим требованиям профессиональная подготовка управленца. В силу того, что любая расстановка кадров в организационных системах всегда находится в движении, эффективность управления во многом определяются содержанием обучения управленческих кадров. Поскольку процесс служебных перемещений управленцев обусловливается действием большого числа различных случайных факторов (политических, экономических, социально-демографических и др.), он не может быть описан моделями, основанными на идеях инерциальности развития во времени [2].
В связи с этим определенный интерес при прогнозировании параметров процессов профессиональной мобильности управленческих кадров вызывают методы, опирающиеся на вероятностные представления об этом явлении. В качестве одного из эффективных средств анализа может служить аппарат однородных цепей Маркова, при котором процедура прогнозирования параметров, характеризующих процесс служебных перемещений управленческих кадров сводится к следующим основным этапам:
·приведению (при помощи соответствующих преобразований) рассматриваемого процесса к марковскому;
·сбору, обработке и статистическому анализу эмпирических данных о характере использования управленческих кадров в конкретных условиях;
·прогнозированию моделируемого процесса и получению вероятностных характеристик перемещения управленческих кадров в ранговой системе.
В отличие от экстраполяционных методов прогнозирования этот подход позволяет учитывать не только эволюцию динамических характеристик процесса служебных перемещений управленческих кадров, но и характер перехода анализируемой системы из одного состояния в другое. Кроме того, появляется возможность одновременно определять и доверительные интервалы и вероятности нахождения в них значений прогнозируемых параметров.
В общем случае постановка задачи оценки динамики рассматриваемой системы может быть формализована в виде графа переходов управленческих кадров из одной классификационной группы должностных лиц в другие. Решение такой задачи заключается в получении, если не распределения вероятностей, то хотя бы моментных функций порядка выше первого для численности каждой классификационной группы управленческих кадров.
Будем полагать, что Nζfi - количество управленческих кадров i - ой специальности (под которой понимается определенная совокупность значения признаков е, δ,κ, ρ показателя П) в организации, замещающих должности, характеризуемые ζ - ой штатной категорией (рангом) и f - м профилем деятельности. Динамика численности этой категории должностных лиц будет определяться факторами профессиональной мобильности - широкого аналитического понятия, охватывающего все многообразие изменений в содержании и характере труда управленческих кадров, статусе и условиях их деятельности.
Протекая в рамках определенной организационной структуры, профессиональная мобильность представляет собой переход должностных лиц из одной классификационной группы в другие и проявляется как процесс, который может рассматриваться в диахроническом аспекте. Факторы, позволяющие вскрыть причинно - следственные связи, мотивы, этапы последействия и другие характеристики этого процесса, имеют вероятностную природу и могут быть выражены в соответствующих терминах.
Например, изменение на рассматриваемом интервале частью должностных лиц своей специальности описывается матрицей:
Ĉ11 C12 … C1n
Μij= C21 Ĉ22 … C2n (1)
Cn1 Cn2 … Ĉnn
где: Сij - доля управленческих кадров других специальностей, изменивших её на i - ю;
Сij=nijζf / Nζfj; 0≤ Сij≤1; Σj Сij= Ĉij; i≠j, i, j € n
nijζf - количество должностных лиц j - ой специальности, изменивших её на i - ю.
Это позволяет определить количество управленческих кадров, перешедших на момент t из других классификационных групп в i - ю: ΔNi(t)=Σj Сij Nζfj (t) и выбывших из i - й группы в другие ΔŇi(t)= Σj Сji Nζfi (t).
Аналогично определим параметры динамики численности управленческих кадров при изменении:
а) профиля деятельности
Μfδ =║ Cfδ ║ (2)
ΔNf (t)=Σδ Сfδ Nζδj (t) (3)
ΔŇf (t)=Σδ Сδf Nζfj (t) (4)
где Сfδ - доля должностных лиц, изменивших свои профиль деятельности на f - й (f ≠δ; f, δ € m).
б) ранга замещаемой должности
Μζδ =║ Cζδ ║ (5)
ΔNζ (t)=Σδ Сζδ Nfδj (t) (6)
ΔŇζ (t)=Σδ Сδζ Nfζj (t) (7)
где Cζδ - доля управленцев, перешедших на должности ζ - го ранга с должностей других рангов.
в) специальности и профиля деятельности
Μij,fδ =║ C ij,fδ ║ (8)
ΔNi,f (t)=Σj Σδ C ij,fδ Nζδj (t)
(ΔŇi,f (t)=Σj Σδ Cji,δf Nζfj (t) (9)
где C ij,fδ - доля управленцев, изменивших специальность на i - ю и профиль деятельности на f - й.
При этом на матричные коэффициенты накладываются условия
, при i=j, f≠δ;
Ĉ ij,fδ = (10)
Σj Σδ C ij,fδ