Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    116,04 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Кафедра экономики







Курсовая работа

по курсу: Финансовый менеджмент

на тему: «Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации»










Владимир 2012

Введение

В современных условиях такое понятие как «банкротство предприятий» встречается довольно часто. Это связано с активной реформаторской деятельностью государства в сфере экономики, высокой степенью конкурентной борьбы и повышенной концентрацией рынка. Поэтому очень важно знать, что такое банкротство и каковы его основные признаки.

Институт банкротства оказывает сильное воздействие на стимулы экономических агентов - дебиторов и кредиторов, что в свою очередь сказывается на деятельности всей экономики. Это один из важнейших элементов рыночной экономики, который должен стимулировать менеджмент предприятия к эффективной работе, обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции. Основные черты института банкротства задаются действующим законодательством о несостоятельности и сложившейся в стране институциональной структурой.

Банкротство как механизм оздоровления экономики давно уже стало одним из основных инструментов западного рынка. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить то или иное предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному.

Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Основой методики являются три положения:

* диагностика банкротства;

* выявление факторов, влияющих на кризисное развитие;

* выработка антикризисных механизмов управления финансами.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема банкротства является актуальной в наши дни, особенно в условиях мирового кризиса.

Проблема банкротств многих существующих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности становится достаточно актуальной на данный момент времени. Сотни банков и других финансовых компаний, тысячи производственных и коммерческих фирм, особенно мелких и средних, уже прекратили свое существование. Многие же предприятия находятся на грани банкротства, и потому существует необходимость в антикризисном управлении.

Целью данной работы является изучение теоретических основ диагностики банкротства и механизма финансовой стабилизации предприятия.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

понятие и сущность кризисной ситуации;

сущность, виды и причины банкротства;

методы обеспечения финансовой устойчивости и основы антикризисного управления;

механизмы финансовой стабилизации.

1. Теоретические аспекты определения риска банкротства предприятия

.1 Понятие и сущность кризисной ситуации

Понятие "кризис" тесно связано и с понятием "риск", которое в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из него ожидание кризиса, и пропадает острота восприятия риска, станут неожиданными и от этого еще более тяжелыми не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки.

Кризис - крайнее обострение противоречий в социально экономической системе, угрожающее ее жизнеспособности. Кризис является объективной фазой в жизни промышленного предприятия, представляющего собой производственно-хозяйственную систему. Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме имеет две тенденции своего существования: функционирование - это поддержание жизнеспособности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущность характеристики; развитие - это приобретение нового качества укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально экономической системы. Эту связь можно видеть в ее характеристиках и показателях на рисунке 1.

Рис. 1 - Возникновение опасностей кризиса организации

Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что и отражает возможность и закономерность наступления и развития кризисов. Функционирование содержит развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления.

Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, они могут протекать с определенной степенью остроты, но их наступление вызывается не только субъектами, но и объективными причинами, самой природой социально - экономической системы.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Причины кризисов:

финансово-экономическая ситуация в стране;

острая конкуренция;

непрофессиональное управление (ошибочные решения);

рискованное развитие (стратегия);

кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);

сложная социально-политическая обстановка;

природные катаклизмы.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может или смягчать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

1.2 Сущность, виды и причины банкротства

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового понятия - банкротства предприятия. С позиций финансового менеджмента банкротство характеризует реализацию катастрофических рисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которой оно неспособно удовлетворить в установленные сроки, предъявленные со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан определенный механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха. Основные элементы этого механизма:

правовое регулирование банкротства;

организационное, экономическое и нормативно-методическое обеспечение принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;

финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;

экономическая защита интересов всех участников процедуры банкротства;

ведение реестра неплатежеспособных предприятий, гласность и доступность информации о банкротах для широкой общественности.

Одной из задач финансового анализа является предотвращение угрозы банкротства. Самостоятельность предприятий, определенная Гражданским кодексом Российской Федерации, и возрастающая ответственность их перед кредиторами, акционерами, работниками, государством требует уделять внимание при финансовом анализе прогнозированию возможного банкротства предприятий.

Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие банкротства определено следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

В данном законе установлены признаки банкротства, должник считается несостоятельным (банкротом), если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для определения признаков банкротства должника учитываются размеры денежных обязательств и обязательных платежей. В размер денежных обязательств включают:

размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

К обязательным платежам относят налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в том порядке и на тех условиях, которые закреплены законодательством Российской Федерации. Размер обязательных платежей исчисляется без учета штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Законодательство о банкротстве предприятий основывается на принципе неплатежеспособности предприятия. Предприятие, столкнувшись с финансовыми затруднениями, должно дать оценку сложившейся ситуации и, оценив степень своих финансовых проблем, принять решение о его дальнейшем функционировании, своевременно выработать меры по предупреждению банкротства либо принять решение о ликвидации предприятия, распродаже его по частям.

Предпосылки банкротства многообразны - это результат взаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннего характера (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Классификация факторов банкротства

Факторы банкротства

Внутренние

1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики. 2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства. 3. Снижение эффективности использования производственных ресурсов предприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровень себестоимости, убытки, «проедание» собственного капитала. 4. Создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем, происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной его банкротства. 5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием или не платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.


6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики. 7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодных условиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию. 8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженность растут быстрее объема продаж.

Внешние

1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия. 2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства. 3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса. 4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей, и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.


Банкротство является, как правило, следствием совместного действия внутренних и внешних факторов. В развитых странах с рыночной экономикой, устойчивой экономической и политической системой разорение субъектов хозяйствования на 1/3 связано с внешними факторами и на 2/3 - с внутренними.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

реальное банкротство;

техническое банкротство;

умышленное банкротство;

фиктивное банкротство.

Реальное банкротство - характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.

Техническое банкротство - характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.

Умышленное банкротство - характеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение ими экономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц; заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленного банкротства преследуются в уголовном порядке.

Фиктивное банкротство - характеризует заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки) выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитной задолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

2. Анализ показателей финансового состояния предприятия и внутренние механизмы его оздоровления

.1 Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации

Решение проблем финансового оздоровления предприятия возможно при использовании универсальных и типовых мероприятий, обеспечивающих вывод его из финансового кризиса. Системы данных мероприятий, реализуемых на базе соответствующего научно-методического обеспечения и направленные на достижение определенных целей, образуют механизмы обеспечения финансовой устойчивости.

Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:

Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу возобновления финансового кризиса не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде. Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический (табл. 2.1).

Таблица 2.1 - Внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия, соответствующие основным этапам ее осуществления

Этапы финансовой стабилизации

Внутренние механизмы финансовой стабилизации


Оперативный

Тактический

Стратегический

1.Устранение неплатежеспособности

Система мер, основанная на использовании принципа «отсечения лишнего»

-

-

2.Восстановление финансовой устойчивости

-

Система мер, основанная на использовании принципа «сжатия предприятия»

-

3.Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде

-

-

Система мер, основанная на использовании «модели устойчивого роста»

Оперативный механизм финансовой стабилизации включает в себя мероприятия, направленные на уменьшение размера текущих финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде и на увеличение объемов денежных активов, которые обеспечивают срочное погашение этих обязательств. Выбор тех или иных мероприятий оперативного механизма определяется уровнем неплатежеспособности предприятия, который рассчитывается обычно с помощью коэффициента чистой текущей платежеспособности (КЧТП).

КЧТП =(ОА - ОАН)/(КФО - КФОВО), где: 0АН - сумма неликвидных (в краткосрочном периоде) оборотных активов предприятия; ОА - сумма всех оборотных активов предприятия; КФО - сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия; КФОВО - сумма внутренних краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия, которая может быть отложена до завершения его финансового оздоровления.

Учитывая значение коэффициента чистой текущей платежеспособности, в состав оперативного механизма финансового оздоровления предприятия могут входить мероприятия.

Обеспечение ускоренной ликвидности оборотных активов предприятия способствует росту положительного денежного потока в краткосрочном периоде. Решение данной задачи возможно за счет реализации основных мероприятий финансового оздоровления: избавления от неэффективных краткосрочных финансовых вложений; роста оборачиваемости дебиторской задолженности; уменьшения сроков предоставления товарного кредита; уценки некоторых видов запасов товарно-материальных ценностей.

Резкое сокращение размера краткосрочных финансовых обязательств предприятия обеспечивается за счет реализации таких мероприятий финансового оздоровления: увеличение срока предоставления товарного кредита поставщиками; реструктуризация портфеля краткосрочных финансовых кредитов и др.

Цель реализации оперативного механизма финансового оздоровления - устранение текущей неплатежеспособности предприятия. Она достигается, если объем поступления денежных средств превысит объем неотложных финансовых обязательств предприятия в краткосрочном периоде. В этом случае угроза банкротства предприятия в текущем периоде ликвидируется, но не исчезает окончательно. Для полного ее устранения необходимо использовать тактический механизм финансового оздоровления, который представляет собой систему мероприятий, способствующих достижению финансового равновесия предприятия в планируемом периоде. Цель реализации мероприятий тактического механизма - вывод предприятия на рубеж финансового равновесия и обеспечение его финансовой устойчивости.

Необходимым условием осуществления мероприятий при этом является выполнение следующего равенства:

ЧПО + АО + ΔАК + ΔСФРП = ΔИСК + ДФ + ПУП + СП + ΔРФ,

где: ЧПО - чистая операционная прибыль предприятия; АО - сумма амортизационных отчислений; ΔАК - сумма прироста акционерного паевого) капитала при дополнительной эмиссии акций (увеличении размеров паевых взносов в уставный фонд); ΔСФРП - прирост собственных финансовых ресурсов за счет прочих источников; ΔИСК - прирост объема инвестиций, финансируемых за счет собственных источников; ДФ - сумма дивидендного фонда (фонда выплат процентов собственникам предприятия на вложенный капитал); ПУП - объем программы участия наемных работников в прибыли (выплат за счет прибыли); СП - объем социальных и других программ предприятия, финансируемых за счет прибыли; ΔРФ - прирост суммы резервного (страхового) фонда предприятия.

В упрощенном виде модель финансового равновесия предприятия может быть представлена в следующем виде: ОГСФР = ОПСФР, где: ОГСФР - возможный объем генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия; ОПСФР - необходимый объем потребления собственных финансовых ресурсов предприятия.

Все мероприятия тактического механизма финансового оздоровления предприятия должны быть направлены на обеспечение неравенства:

ОГСФР > ОПСФР.

Возможности увеличения объема генерирования собственных финансовых ресурсов предприятия в условиях кризиса ограничены. В это время стратегия учреждения заключается в сокращении объемов потребления собственных финансовых ресурсов. Оно связано с уменьшением объема операционной и инвестиционной деятельности и характеризуется термином «сжатие предприятия». Обеспечить генерирование собственных финансовых ресурсов можно за счет реализации следующих мероприятий финансового оздоровления: оптимизация ценовой политики; сокращение постоянных и переменных издержек; минимизация налоговых платежей по отношению к сумме дохода и прибыли предприятия; ускоренная амортизация активной части основных средств. Сократить объем потребления собственных финансовых ресурсов можно следующими путями: уменьшение инвестиционной активности; обновление внеоборотных активов; уменьшение участия наемных работников в прибыли; отказа от непроизводственных программ, финансируемых за счет прибыли; уменьшение отчислений в резервный и другие страховые фонды, осуществляемых за счет прибыли.

Стратегический механизм финансового оздоровления - это система мероприятий, обеспечивающих поддержание достигнутого финансового равновесия предприятия в длительном периоде и его экономическое развитие в перспективе. Он базируется на модели устойчивого экономического роста предприятия, которая имеет различные математические формы выражения в зависимости от используемых базовых показателей финансовой стратегии. Целью реализации мероприятий стратегического механизма является повышение его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе за счет ускорения темпов устойчивого экономического роста.

Наиболее простой модели устойчивого экономического роста предприятия можно представить в виде формулы:

ΔОР = (ЧП * КПП * А * КОА) (ОР * СК),

где: ΔОР - возможный темп прироста объема реализации продукции, не нарушающий финансовое равновесие предприятия; ЧП - сумма чистой прибыли предприятия; ККП - коэффициент капитализации чистой прибыли; А - стоимость активов предприятия; КОА - коэффициент оборачиваемости активов; ОР - объем реализации продукции; СК - сумма собственного капитала предприятия.

Когда базовые показатели финансовой стратегии предприятия остаются неизменными в предстоящем периоде, расчетный параметр будет иметь оптимальное значение возможного прироста объема реализации продукции. Отклонения от этого оптимального значения будут требовать дополнительного привлечения финансовых ресурсов или генерировать дополнительный их объем, не обеспечивая эффективного использования средств.

В случае, когда предприятие не может выйти на запланированный темп прироста объема реализации продукции, ему необходимо внести коррективы в свою стратегию финансового оздоровления. Следовательно, модель устойчивого экономического роста может использоваться как регулятор оптимальных темпов развития операционной деятельности предприятия (прироста объема реализации продукции) и основных параметров его финансового развития. Она позволяет закрепить финансовое равновесие предприятия в долгосрочной перспективе его экономического развития.

Рассмотренные методы свидетельствуют о широком диапазоне возможностей финансовой стабилизации предприятия за счет использования ее внутренних механизмов.

2.2 Система финансовых показателей для оценки потенциального банкротства

Диагностика банкротства представляет собой исследование финансового состояния предприятия с целью более раннего обнаружения признаков его кризисного развития, определение масштаба кризиса и изучение состава факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия.

Для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий особую роль играет система критериев (показателей). В зависимости от значений этих показателей может быть установлена реальная возможность восстановления либо утраты платежеспособности предприятием. Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он представляет собой ту базу, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской финансовой отчетности. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется разработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческие решения в области финансовой политики. Основой устойчивого роста и финансовой стабильности экономики России в рыночных условиях служит финансовая устойчивость коммерческой организации как наиболее значимого структурного элемента экономической системы страны. Финансовая устойчивость выступает гарантом прочного положения коммерческой организации. Чем выше устойчивость предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства. Оценка финансовой устойчивости в краткосрочном плане связана с ликвидностью баланса и платежеспособностью организации.

В развитие положений новой редакции Закона о банкротстве Правительством РФ было выпущено постановление от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». В содержательном плане количественная часть методики сводится к рекомендации о расчете совокупности показателей, которая, как предполагается, дает определенное представление о финансовом состоянии неплатежеспособного предприятия.

Система показателей для оценки финансового состояния неплатежеспособного предприятия:

Характеризуют ликвидность (платежеспособность).

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам должника.

Значение данного показателя не должно опускаться ниже 0,2.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение года, и определяется как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам должника. Это основной показатель платежеспособности предприятия.

В мировой практике значение этого коэффициента должно находиться в диапазоне 1,0-2,0.

Показатель обеспеченности обязательств должника его активами, характеризует величину активов должника, приходящихся на единицу долга, и определяется как отношение суммы ликвидных и скорректированных внеоборотных активов к обязательствам должника.

Очевидно, значение данного показателя должно быть близко к 1,0 или выше, это свидетельствует о том, насколько собственные активы предприятия покрывают долговые обязательства.

Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки. Степень платежеспособности определяется как отношение текущих обязательств должника к величине среднемесячной выручки.

Из этой формулировки следует, что чем меньше этот показатель, тем выше способность должника погасить текущие обязательства за счет собственной выручки.

Характеризуют финансовую устойчивость

Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам.

В мировой практике нормативным принято считать значение больше 0,5.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости, и рассчитывается как отношение разницы собственных средств и скорректированных внеоборотных активов к величине оборотных активов. Этот показатель является одним из основных коэффициентов, используемых при оценке несостоятельности предприятия.

Его нормальное ограничение имеет вид К ~0,6-0,8. Если же К<<1, необходимо оценить, в какой мере собственные оборотные средства покрывают затраты на приобретение производственных запасов и товаров.

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах характеризует наличие просроченной кредиторской задолженности и ее удельный вес в совокупных пассивах организации. Она определяется в процентах как отношение просроченной кредиторской задолженности к совокупным пассивам.

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам определяется как отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату, к совокупным активам организации. Это более мягкий показатель по сравнению с коэффициентом автономии.

В мировой практике принято считать, что нормальное значение коэффициента менее 0,4. Значение показателя 0,4 и более является нежелательным, тревожным считается значение 0,7 и более.

Характеризуют деловую активность

Рентабельность активов характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия и определяется в процентах как отношение чистой прибыли (убытка) к совокупным активам организации.

В мировой практике для определения рентабельности активов предприятия широко используется так называемая формула Дюпона.

Она имеет вид: ROA = ЧП = , где: ЧП - чистая прибыль предприятия; А - совокупные активы предприятия;

РП - валовая выручка от реализации продукции (работ, услуг), а отношения:

 - это рентабельность реализованной продукции;  - оборачиваемость активов.

Норма чистой прибыли характеризует уровень доходности хозяйственной деятельности организации. Норма чистой прибыли измеряется в процентах и определяется как отношение чистой прибыли к выручке (нетто). Нормальное значение этого параметра - около 0,2.

Преодоление кризисного состояния требует разработки специальных методов управления предприятием. Рыночная экономика сформировала систему методов предварительной диагностики и возможной защиты компании от банкротства. Задача менеджеров состоит в том, чтобы по данной методике диагностировать предполагаемое банкротство на ранних стадиях его возникновения. Это позволяет своевременно отреагировать на проблему и воспользоваться механизмом защиты или обосновать необходимость применения последовательных процедур по реорганизации предприятия. Если эти меры не выводят предприятие из кризиса и не способствуют его финансовому оздоровлению, оно в добровольном или принудительном порядке прекращает свою деятельность и начинает ликвидационные процедуры.

3. Расчетная часть

Финансовый менеджер компании оценивает сбытовую политику, в частности, систему доходов, затрат и финансовых результатов компании. Предстоит сделать заключение о структуре затрат и спрогнозировать возможное изменение прибыли.

Требуется

. На основании аналитических данных за отчетный год определить:

прибыль от реализации;

налогооблагаемую прибыль;

рентабельность продаж;

налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет;

НДС, подлежащий перечислению в бюджет.

. Оценить эффект производственного рычага, рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия; интерпретировать полученные результаты.

. Построить прогнозную финансовую отчетность на конец планового периода (выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса).

Сведения о доходах и затратах компании в отчетном году

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1. Выручка от реализации продукции, включая НДС

159 540

2. Затраты предприятия:


3. Расход основных материалов на производство изделий

36 537

4. Расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8

5. Расход топлива на отопление помещений

5

6. Оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7

7. Оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели

9

8. Заработная плата рабочим - сдельщикам, занятым в основном производстве

31 287

9. Заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления

13 329

10. Амортизация основных фондов и нематериальных активов

45

11. Командировочные расходы

3

12. Почтово-телеграфные расходы

2

13. Отчисления в целевые фонды на социальные нужды

Опр.

14. Оплата услуг аудиторской фирмы

2

15. Уплата процентов по краткосрочной ссуде

47

16. Оплата услуг транспортной организации

4

17. Расходы на текущий ремонт оборудования

7

18. Расход вспомогательных материалов в основном производстве

6

19. Выплата процентов по облигациям предприятия

4

20. Расходы воды на технологические цели

1

21. Оплата услуг консалтинговой фирмы

3

22. Судебные издержки

2

23. Расходы на содержание законсервированного объекта (освещение, зарплата службе охраны)

8

24. Затраты по аннулированному производственному заказу

2

25. Штрафы, уплаченные покупателю за срыв сроков поставки полуфабрикатов

3

26. Прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции

4

27. Прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции

6

28. Потери имущества в результате наводнения

41

29. Доходы от аренды складских помещений

32

30. Дивиденды по акциям других эмитентов

3

31. Возврат безнадежного долга

8

32. Доходы от долевого участия в СП

3

33. Доходы от дооценки товаров

5

34. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

1

35. Положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

2

36. Убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году

3

37. Убытки по бартерным операциям, совершенным по более низким ценам

3

38. Транспортный налог

2

39. Налог на землю

1

40. Проценты по депозитному вкладу

3


Определим прибыль от реализации.

Выручка от реализации продукции, включая НДС составляет 159 540 тыс. руб., отсюда сумма НДС= 159 540 тыс. руб. * 18 / 118 = 24 337 тыс. руб.

Прибыль от реализации = Выручка от реализации (без НДС, акцизов и других косвенных налогов и сборов) - Себестоимость продукции. Согласно ПБУ 10/99 выделим затраты компании, вошедшие в себестоимость продукции (расходы по обычным видам деятельности).

Затраты предприятия, вошедшие в себестоимость продукции

Показатель

Сумма, тыс. руб.

3. Расход основных материалов на производство изделий

36 537

4. Расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8

5. Расход топлива на отопление помещений

5

6. Оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7

7. Оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели

9

8. Заработная плата рабочим - сдельщикам, занятым в основном производстве

31 287

9. Заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления

13 329

10. Амортизация основных фондов и нематериальных активов

45

11. Командировочные расходы

3

12. Почтово-телеграфные расходы

2

13. Отчисления в целевые фонды на социальные нужды (34%)

15 169

14. Оплата услуг аудиторской фирмы

2

16. Оплата услуг транспортной организации

4

17. Расходы на текущий ремонт оборудования

7

18. Расход вспомогательных материалов в основном производстве

6

20. Расходы воды на технологические цели

1

21. Оплата услуг консалтинговой фирмы

3

26. Прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции

4

27. Прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции

6

38. Транспортный налог

2

39. Налог на землю

1

Итого

96 437


Прибыль от реализации = 159 540 - 24 337 - 96 437 = 38 766.

Определим налогооблагаемую прибыль.

Налогооблагаемая прибыль = Прибыль от реализации + Прочие доходы - Прочие расходы.

В таблице представлены все расходы и доходы компании, которые относятся к прочим доходам и расходам согласно ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Прочие расходы компании в отчетном году

Показатель

Сумма, тыс. руб.

15. Уплата процентов по краткосрочной ссуде

47

19. Выплата процентов по облигациям предприятия

4

22. Судебные издержки

2

23. Расходы на содержание законсервированного объекта (освещение, зарплата службе охраны)

8

24. Затраты по аннулированному производственному заказу

2

25. Штрафы, уплаченные покупателю за срыв сроков поставки полуфабрикатов

3

28. Потери имущества в результате наводнения

41

36. Убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году

3

37. Убытки по бартерным операциям, совершенным по более низким ценам

3

Итого

113


Прочие доходы компании в отчетном году

29. Доходы от аренды складских помещений32


30. Дивиденды по акциям других эмитентов

3

31. Возврат безнадежного долга

8

32. Доходы от долевого участия в СП

3

33. Доходы от дооценки товаров

5

34. Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

1

35. Положительные курсовые разницы по операциям в иностранной валюте

2

40. Проценты по депозитному вкладу

3

Итого

57


Налогооблагаемая прибыль = 38 766 - 113 + 57 = 38 710 (тыс. руб.)

Определим рентабельность продаж.

Рентабельность продаж - это отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции.

Рентабельность продаж = 38 766 / 135 203 * 100 %= 28,67 %

Коэффициент рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет прибыли с рубля продаж.

Определим налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет.

Согласно статье 284 НК РФ ставка налога на прибыль установлена в размере 20%. Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет равен 38 710 тыс. руб. * 0,02 = 7 742 тыс. руб.

Определим НДС, подлежащий перечислению в бюджет.

НДС, подлежащий перечислению в бюджет равен

Задание 2

Оценим эффект производственного рычага, рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия; интерпретируем полученные результаты. Проведем деление затрат компании, которые она несет в процессе своей основной деятельности на переменные (которые прямо и непосредственно зависят от деловой активности) и постоянные (остаются неизменными для заданного объема производства в течение определенного периода времени) (таблица 2.1).

Деление затрат компании, связанных с основной деятельностью, на переменные и постоянные

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Выручка от реализации

135 203

Переменные затраты:

67 844

Расход основных материалов на производство изделий

36 537

Оплата электроэнергии, потребленной на технологические цели

9

Заработная плата рабочим - сдельщикам, занятым в основном производстве

31 287

Расход вспомогательных материалов в основном производстве

6

Расходы воды на технологические цели

1

Прочие переменные расходы, включаемые в себестоимость продукции

4

Постоянные затраты:

28 593

Расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8

Расход топлива на отопление помещений

5

Оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7

Заработная плата, начисленная по повременной системе обслуживающему персоналу и аппарату управления

13 329

Амортизация основных фондов и нематериальных активов

45

Командировочные расходы

3

Почтово-телеграфные расходы

2

Отчисления в целевые фонды на социальные нужды (34%)

15 169

Оплата услуг аудиторской фирмы

2

Оплата услуг транспортной организации

4

Расходы на текущий ремонт оборудования

7

Оплата услуг консалтинговой фирмы

3

Прочие постоянные расходы, включаемые в себестоимость продукции

6

Транспортный налог

2

Налог на землю

1

Прибыль

38 766


Под операционным (производственным) рычагом понимают долю постоянных затрат в издержках, которые несет предприятие в процессе своей основной деятельности. Этот показатель характеризует зависимость предприятия от постоянных затрат в себестоимости продукции. Эффект производственного рычага (OL) можно рассчитать по формуле:

= (R - VC) / Pr,

где R - выручка от реализации; VС - переменные затраты; Рr- прибыль.= (135 203 - 67 844) / 38 766 = 1,738.

Таким образом, изменение объема продаж на 1% при сохранении постоянных затрат на прежнем уровне вызовет изменение прибыли от продаж на 1,738%. Чем выше эффект производственного рычага, тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы.

Порог рентабельности (SALкр.) - это объем продаж, при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли:

SALкр. = FC / MPR, где FC - постоянные затраты; MPR - коэффициент маржинальной прибыли, MPR = MP / R, где MP - маржинальная прибыль (разница между выручкой от реализации и переменными затратами).= 135 203 - 67 844 = 67 359 (тыс. руб.),= 67 359 / 135 203 = 0,4982,кр. = 28 593 / 0,4982 = 57 393 (тыс. руб.)

Таким образом, при выручке, равной 57 393 тыс. руб., прибыль равна 0 (т.е. выручка равна полным затратам). Предприятие начнет получать прибыль, если выручка от реализации будет более 57 393 тыс.руб., что происходит и в нашей ситуации (выручка от реализации равна 135 203 тыс. руб.).

Устойчивость предприятия определяет запас финансовой прочности <#"560611.files/image005.jpg">

Рис. 3.1 - Схема построения генерального бюджета предприятия

Контрольный расчет предусматривает построение на основе исходных данных, представленных в операционных бюджетах, следующих форм прогнозной финансовой отчетности: прогнозный бюджет денежных средств; прогнозный отчет о прибылях и убытках; прогнозный баланс.

Экономическая ситуация:

На предприятии начата подготовка генерального бюджета на следующий прогнозный период - 1 год с поквартальной разбивкой.

Таблица 3.1 - Баланс на начало периода

Активы

 Оборотные средства:

Денежные средства

5 000

Дебиторская задолженность

15 000

Материальные запасы

474

Запасы готовой продукции

3 268

Итого оборотных средств

23 742

 Основные средства:

Земля

50 000

Здания и оборудование

200 000

Накопленный износ

60 000

Итого основных средств

190 000

Итого активов

213 742

Пассивы

 Краткосрочные и долгосрочные обязательства:

Счета к оплате

2 700

Налог, подлежащий оплате

4 000

Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств

6 700

 Собственный капитал:

Обыкновенные акции

170 000

Нераспределенная прибыль

37 042

Итого собственного капитала

207 042

Итого пассивов

213 742


Этап I «Построение бюджета реализации»

Бюджет реализации - это операционный бюджет, в котором содержится информация о прогнозе объема реализации в натуральных показателях, ценах и ожидаемом объеме выручки от реализации готовой продукции.

Таблица 3.2 - Бюджет реализации

Показатель

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

Прогнозируемый объем реализации в ед.

850

850

850

850

3 400

2

Цена реализации ед.

90

90

90

90


3

Прогнозируемый объем реализации в руб.

76 500

76 500

76 500

76 500

306 000


Зададим прогнозный объем реализации в натуральных единицах и прогнозную цену реализации. Прогнозный объем реализации в натуральных единицах: I кв. - 850, II кв. - 850, III кв. - 850, IV кв. - 850. Прогнозная цена реализации: I кв. - 90, II кв. - 90, III кв. - 90, IV кв. - 90. Определим прогнозируемый объем реализации в денежных единицах.

 руб.

Этап II «Построение прогноза поступления денежных средств»

На основании бюджета реализации строим прогноз поступления денежных средств, т.е. прогноз оплаты реализованной продукции. Прогноз поступления денежных средств рассчитывается поквартально, исходя из условий оплаты продукции. Реализованная продукция может быть оплачена следующими видами платежей: это предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа с временной отсрочкой платежа (т.е. кредит).

Таблица 3.3 - Прогноз поступления денежных средств

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

2

3

4

5

6

7

1

Дебиторская задолженность на начало прогнозного периода

15 000




15 000

2

Реализация I квартала

53 550

22 950



76 500

3

Реализация II квартала


53 550

22 950


76 500

4

Реализация III квартала



53 550

22 950

76 500

5

Реализация IV квартала




53 550

53 550

6

Общие поступления денежных средств

68 550

76 500

76 500

76 500

298 050

7

Процент квартального объема реализации, оплачиваемый в квартале реализации

70

8

Процент квартального объема реализации, оплачиваемый в следующем квартале

30


Реализация I, II, III и IV кварталов в первом и последующих кварталах рассчитывается следующим образом.квартал:  руб.квартал:  руб.

Итого реализация I квартала: 53 550 + 22 950 = 76 500 руб. Аналогично в следующих кварталах.

Итого общие поступления денежных средств:

000 + 76 500 + 76 500 + 76 500 + 53 550 = 298 050 руб.

При условии, что дебиторская задолженность на начало прогнозного периода будет оплачена в первом квартале, расчет поступления денежных средств в первом квартале осуществляется по формуле: ,где  - величина поступления денежных средств в I квартале; - дебиторская задолженность на начало прогнозного периода;  - выручка от реализации товарной продукции в I квартале;- коэффициент инкассации, т.е. процент квартального объема реализации, оплачиваемый в квартале реализации.

 руб.

Итого общие поступления денежных средств в I квартале: 68 550 руб.

Расчет поступления денежных средств во втором и последующих кварталах определяется по формуле: ,где  - величина поступления денежных средств во втором и последующих кварталах;  - выручка от реализации товарной продукции во втором и последующих кварталах; - коэффициент инкассации, т.е. процент квартального объема реализации, оплачиваемый в следующем квартале.

 руб.

Итого общие поступления денежных средств во II квартале: 76 500 руб.

 руб.

Итого общие поступления денежных средств в III квартале: 76 500 руб.

 руб.

Итого общие поступления денежных средств в IV квартале: 76 500 руб.

Этап III «Построение производственного бюджета»

Производственный бюджет - это программа, которая определяет номенклатуру и объем производства в прогнозном периоде. Цель построения данного бюджета - расчет прогнозного объема производства с учетом наличия производственных мощностей, исходя из результатов расчета бюджета реализации и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов готовой продукции).

Таблица 3.4 - Производственный бюджет

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

Запас готовой продукции на конец прогнозного периода

85

85

85

100

100

2

Общая потребность в изделиях

935

935

935

950

3 500

3

Запас готовой продукции на начало прогнозного периода

76

85

85

85

76

4

Количество ед., подлежащих изготовлению

859

850

850

865

3 424

5

Процент от продаж следующего квартала для запаса на конец текущего квартала

10

6

Запас готовой продукции на конец прогнозного периода

100


Запас готовой продукции на конец прогнозного периода принято выражать в процентах относительно объема продаж следующего периода. Следовательно, запас готовой продукции в натуральных единицах на конец прогнозного периода рассчитывается следующим образом: , где  - величина готовой продукции в натуральных единицах в следующем квартале; - процент от реализации продукции следующего квартала для запаса на конец текущего квартала;квартал:ед.квартал:  ед.

III квартал:  ед.квартал:  ед. Итого запас готовой продукции на конец прогнозного периода: 100 ед.

Определим общую потребность в изделиях.

квартал:  ед. II квартал:  ед. квартал:  ед. IV квартал:  ед.

Итого общая потребность в изделиях: 3 400 + 100 = 3 500 ед.

Запас готовой продукции в натуральных единицах на начало прогнозного периода в первом квартале рассчитывается следующим образом:

,  ед.

Запас готовой продукции в натуральных единицах на начало прогнозного периода во втором и последующих кварталах определяется по формуле: , где  - величина готовой продукции в натуральных единицах в текущем квартале. квартал:  ед. Аналогично во III, IV кварталах.

Итого запас готовой продукции на начало прогнозного периода: 76 ед.

Определим количество единиц, подлежащих изготовлению.

Ежеквартально необходимый общий объем производства готовой продукции в натуральных единицах определяется как планируемый объем реализации плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода:

,

где  - общий объем производства готовой продукции в натуральных единицах в текущем квартале.

 ед.

 ед.

 ед.

 ед.

Итого количество единиц, подлежащих изготовлению: 3 500 - 76 = 3 424 ед.

Этап IV «Построение прямых затрат на материалы»

Бюджет прямых затрат сырья и материалов - это количественное выражение планов относительно прямых затрат предприятия на приобретение основных видов сырья и материалов.

Таблица 3.5 - Бюджет прямых затрат на материалы

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

Потребность в материале на ед. изделия

4

4

4

4


2

Потребность в материале на производство

3 436

3 400

3 400

3 460

13 696

3

Запас материала на конец прогнозного периода

340

340

346

320

320

4

Общая потребность в материале

3 776

3 740

3 746

3 780

14 016

5

Запас материала на начало прогнозного периода

237

340

340

346

237

6

Материалы, подлежащие закупке

3 539

3 400

3 406

3 434

13 779

7

Цена ед. товара

2

2

2

2


8

Стоимость закупок

7 078

6 800

6 812

6 868

27 558

9

Процент от количества материала, необходимого для производства в следующем квартале для запаса на конец текущего квартала

10

10

Запас материала на конец прогнозного периода

320

Определим потребность в материале на производство.

Потребность в материале на производство = Количество единиц подлежащих изготовлению  Потребность в материале на единицу изделия.квартал:  ед. II квартал:  ед.квартал:  ед. IV квартал:  ед.

Итого потребность в материале на производство:

436 + 3 400 + 3 400 + 3 460 = 13 696 ед.

Запас материала в натуральных единицах на конец прогнозного периода рассчитывается по формуле:, где  - количество материала, необходимого для производства ГП (в натуральных единицах) в следующем квартале;  - процент от количества материала, необходимого для производства ГП в следующем квартале для запаса на конец текущего квартала.к:  ед. II к:  ед.к:  ед. IV к:  ед.

Итого запас материала на конец прогнозного периода: 320 ед.

Определим общую потребность в материале.

   

Итого общая потребность в материале: 13 696 + 320 = 14 016 ед.

Определим запас материала на начало прогнозного периода.

Запас материала в натуральных единицах на начало прогнозного периода в первом квартале рассчитывается следующим образом:

, ед.

Запас материала в натуральных единицах на начало прогнозного периода во втором и последующих кварталах определяется по формуле: ,к:  ед. III к:  ед.квартал:  ед.

Итого запас материала на начало прогнозного периода: 237 ед.

Определим материалы, подлежащие закупке.

Материалы подлежащие закупке = Общая потребность в материале - Запас материала на начало прогнозного периода.квартал:  ед. II квартал:  ед.квартал:  ед. IV квартал:  ед.

Итого материалы, подлежащие закупке: 14 016 - 237 = 13 779 ед.

Определим стоимость закупок.

Стоимость закупок = Материалы подлежащие закупке  Цена единицы товара.квартал:  руб. II квартал:  руб.квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого стоимость закупок: 7 078 + 6 800 + 6 812 + 6 868 = 27 558 руб.

Этап V «Построение прогноза расходования денежных средств»

В дополнение к бюджету прямых затрат сырья и материалов составляется график оплаты приобретенных материалов с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности. Часть счетов, выставленных за сырье и материал, оплачивается в квартале закупок, т.е. по факту поставки, часть - в следующем квартале, т.е. сырье и материал приобретаются в кредит.

Таблица 3.6 - Прогноз расходования денежных средств

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

Счета к оплате на начало прогнозного периода

2 700




2 700

2

Закупка материала в I квартале

3 539

3 539



7 078

3

Закупка материала в II квартале


3 400

3 400


6 800

4

Закупка материала в III квартале



3 406

3 406

6 812

5

Закупка материала в IV квартале




3 434

3 434

6

Итого выплат

6 239

6 939

6 806

6 840

26 824

7

Процент квартальных закупок, оплачиваемых в квартале закупок

50

8

Процент квартальных закупок, оплачиваемых в следующем квартале

50


Величину кредиторская задолженность, т.е. счета к оплате на начало прогнозного периода переносим из табл. 3.1 «Баланс на начало периода».

Закупка материала в I, II, III и IV кварталах в первом и последующих кварталах рассчитывается следующим образом.

Закупка материала в I квартале:к: руб. II к:  руб.

Итого закупка материала в I квартале: 3 539 + 3 539 = 7 078 руб.

Аналогично в следующих кварталах.

Итого выплат: 2 700 + 7 078 + 6 800 + 6 812 + 3 434 = 26 824 руб.

Если кредиторская задолженность (счета к оплате), которая существует на начало прогнозного периода, гасится в первом квартале, расчет величины денежных средств, необходимых для закупки материала в первом квартале прогнозного периода, производится по формуле: ,где  - величина денежных средств, необходимая для оплаты материала в I квартале; - стоимость материала, необходимого для производства готовой продукции в I квартале;  - кредиторская задолженность (счета к оплате) на начало прогнозного периода; - процент квартальных закупок материала, оплачиваемых в текущем квартале.

 руб.

Итого выплат в I квартале: 6 239 руб.

Величина денежных средств, необходимых для закупки материала во втором и последующих кварталах, рассчитывается по следующей формуле:

, где  - величина денежных средств,

необходимая для оплаты материала во втором и последующих кварталах;  - стоимость материала, необходимого для производства готовой продукции в текущем квартале;  - процент квартальных закупок материала, оплачиваемых в следующем квартале.

 руб.

 руб.

 руб.

Этап VI «Построение бюджета прямых затрат на оплату труда»

Бюджет прямых затрат на оплату труда - это количественное выражение плана относительно затрат предприятия на оплату труда производственного персонала.

Таблица 3.7 - Бюджет прямых затрат на оплату труда

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

Прямые затраты труда в часах на ед.

5

5

5

5


2

Итого часов

4 295

4 250

4 250

4 325

17 120

3

Стоимость прямых затрат труда в час

5

5

5

5


4

Общая стоимость прямых  затрат труда

21 475

21 250

21 250

21 625

85 600


Определим общее количество часов.

Общее количество часов приходящееся на производство готовой продукции рассчитывается следующим образом: , где  - общее количество часов, приходящееся на производство готовой продукции в текущем квартале;  - прямые затраты труда в часах на единицу готовой продукции в текущем квартале;  - общий объем производства готовой продукции в текущем квартале.

 ч.  ч.

 ч.

 ч.

Итого общее количество часов: 4 295 + 4 250 + 4 250 + 4 325 = 17 120 ч.

Определим общую стоимость прямых затрат труда.

Если установлены нормативы в часах на производство продукции или ее компонентов, а также тарифная ставка за час работы, то можно рассчитать прямые затраты труда по следующей формуле:, где  - общая стоимость прямых затрат труда на производство готовой продукции в текущем квартале;  - стоимость прямых затрат труда в час в текущем квартале.

 руб.

 руб.

 руб.

 руб.

Итого общая стоимость прямых затрат труда:

475 + 21 250 + 21 250 + 21 625 = 85 600 руб.

Этап VII «Построение бюджета производственных накладных расходов»

Бюджет производственных накладных расходов - это количественное выражение планов относительно затрат, связанных с производством готовой продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Таблица 3.8 - Бюджет производственных накладных расходов

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

Переменная ставка накладных расходов

2

2

2

2


2

Прогнозируемые переменные накладные расходы

8 590

8 500

8 500

8 650

34 240

3

Прогнозируемые постоянные накладные расходы, включая амортизацию

6 000

6 000

6 000

6 000

24 000

4

Амортизация

3 250

3 250

3 250

3 250

13 000

5

Общие прогнозируемые накладные расходы, включая амортизацию

14 590

14 500

14 500

14 650

58 240

6

Выплаты денежных средств по накладным расходам

11 340

11 250

11 250

11 400

45 240


Определим прогнозируемые переменные накладные расходы.

Прогнозируемые переменные накладные расходы = Итого часов  Переменная ставка накладных расходов.квартал:  руб. II квартал:  руб.квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого прогнозируемые переменные накладные расходы:

590 + 8 500 + 8 500 + 8 650 = 34 240 руб.

Итого прогнозируемые постоянные накладные расходы, включая амортизацию: 6 000 + 6 000 + 6 000 + 6 000 = 24 000 руб.

Итого амортизация: 3 250 + 3 250 + 3 250 + 3 250 = 13 000 руб.

Определим общие прогнозируемые накладные расходы, включая амортизацию.

Общие прогнозируемые накладные расходы, включая амортизацию = Прогнозируемые переменные накладные расходы + Прогнозируемые постоянные накладные расходы включая амортизацию.квартал:  руб. II квартал:  руб.квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого общие прогнозируемые накладные расходы, включая амортизацию: 34 240 + 24 000 = 58 240 руб.

Определим размер выплат денежных средств по накладным расходам.

Выплаты денежных средств по накладным расходам = Общие прогнозируемые накладные расходы, включая амортизацию - Амортизация.квартал:  руб. II квартал:  руб.квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого выплаты денежных средств по накладным расходам:

240 - 13 000 = 45 240 руб.

Этап VIII «Построение бюджета товарно-материальных запасов на конец прогнозного периода»

Бюджет товарно-материальных запасов отражает планируемые запасы сырья, материалов и готовой продукции.

Таблица 3.9 - Бюджет товарно-материальных запасов на конец прогнозного периода

Показатели

Единицы

Цена единицы

Итого

1

Основные производственные материалы

320

2

640

2

Готовая продукция

100

43

4 300



Цена за единицу

Количество единиц

Итого

3

Основные производственные материалы

2

4

8

4

Затраты труда

5

5

25

5

Переменная ставка накладных расходов

2

5

10

6

Общая переменная стоимость изготовления



43


Показатели данного бюджета перенесем из уже сформированных нами бюджетов.

Основные производственные материалы.

Единицы:  ед. Цена единицы: 2 руб. (переносим из табл. 3.5).

Итого основные производственные материалы: 320  2 = 640 руб.

Готовая продукция.

Единицы:  ед.

Цена единицы: общая переменная стоимость изготовления = 43 руб.

Итого готовая продукция: 100  43 = 4 300 руб.

Основные производственные материалы.

Цена за единицу: 2 руб. (переносим из табл. 3.5).

Количество единиц: 4 ед. (переносим из табл. 3.5).

Итого основные производственные материалы: 2  4 = 8 руб.

Затраты труда.

Цена за единицу: 5 руб. (переносим из табл. 3.7).

Количество единиц: 5 ед. (переносим из табл. 3.7).

Итого затраты труда: 5  5 = 25 руб.

Переменная ставка накладных расходов.

Цена за единицу: 2 руб. (переносим из табл. 3.8).

Количество единиц: 5 ед. (переносим из табл. 3.7).

Итого переменная ставка накладных расходов: 2  5 = 10 руб.

Общая переменная стоимость изготовления.

Итого общая переменная стоимость изготовления: 8 + 25 + 10 = 43 руб.

Этап IX «Построение бюджета коммерческих и

управленческих расходов»

Бюджет управленческих и коммерческих расходов - это плановый документ, в котором отражаются расходы, непосредственно не связанные с производством продукции.

Таблица 3.10 - Бюджет коммерческих и управленческих расходов

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV


1

Переменные коммерческие и управленческие расходы на ед. продукции

4

4

4

4


2

Прогнозные переменные расходы

3 400

3 400

3 400

3 400

13 600

3

Постоянные коммерческие и управленческие расходы:

12 750

9 950

11 150

9 950

43 800

4

Реклама

1 100

1 100

1 100

1 100

4 400

5

Страхование

2 800




2 800

6

Заработная плата

8 500

8 500

8 500

8 500

34 000

7

Аренда

350

350

350

350

1 400

8

Налоги



1 200


1 200

9

Общие прогнозные коммерческие и управленческие расходы

16 150

13 350

14 550

13 350

57 400

Зададим переменные коммерческие и управленческие расходы на единицу продукции: I кв. - 4, II кв. - 4, III кв. - 4, IV кв. - 4.

Зададим постоянные коммерческие и управленческие расходы постатейно: реклама, страхование, заработная плата, аренда, налоги.

Определим прогнозные переменные расходы.

Прогнозные переменные расходы = Прогнозируемый объем реализации в единицах  Переменные коммерческие и управленческие расходы на единицу продукции.квартал:  руб. II квартал:  руб.квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого прогнозные переменные расходы:

400 + 3 400 + 3 400 + 3 400 = 13 600 руб.

Итого реклама: 1 100 + 1 100 + 1 100 + 1 100 = 4 400 руб.

Итого страхование: 2 800 руб.

Итого заработная плата: 8 500 + 8 500 + 8 500 + 8 500 = 34 000 руб.

Итого аренда: 350 + 350 + 350 + 350 = 1 400 руб.

Итого налоги: 1 200 руб.

Определим постоянные коммерческие и управленческие расходы.

Постоянные коммерческие и управленческие расходы = Реклама + Страхование + Заработная плата + Аренда + Налоги.к:  руб. II к:  руб.к:  руб. IV к:  руб.

Итого постоянные коммерческие и управленческие расходы:

400 + 2 800 + 34 000 + 1 400 + 1 200 = 43 800 руб.

Определим общие прогнозные коммерческие и управленческие расходы.

Общие прогнозные коммерческие и управленческие расходы = Прогнозные переменные расходы + Постоянные коммерческие и управленческие расходы.квартал:  руб. II квартал:  руб.квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого общие прогнозные коммерческие и управленческие расходы:

600 + 43 800 = 57 400 руб.

Этап X «Построение бюджета денежных средств»

Бюджет денежных средств - это плановый документ, отражающий будущие денежные поступления и платежи. Приход денежных средств классифицируется по источнику поступления, расход - по направлениям использования.

Таблица 3.11 - Бюджет денежных средств

Показатели

квартал

Итого



I

II

III

IV

Денежные средства на начало прогнозного периода

5 000

14 346

38 057

60 701

5 000

2

Поступления от покупателей

68 550

76 500

76 500

76 500

298 050

3

Итого денежных средств в наличии

73 550

90 846

114 557

137 201

303 050


Выплаты:






4

Основные производственные материалы

6 239

6 939

6 806

6 840

26 824

5

Оплата труда производственных рабочих

21 475

21 250

21 250

21 625

85 600

6

Производственные накладные расходы

11 340

11 250

11 250

11 400

45 240

7

Коммерческие и управленческие расходы

16 150

13 350

14 550

13 350

57 400

8

Закупка оборудования

0

0

0

0

0

9

Налог на прибыль

4 000




4 000

10

Итого выплат

59 204

52 789

53 856

53 215

219 064

11

Излишки (дефицит) денежных средств

14 346

38 057

60 701

83 986

83 986


Финансирование:






12

Кредитование

0

0

0

0

0

13

Погашение долгов


0

0

0

0

14

Проценты


0

0

0

0

15

Итого финансирование

0

0

0

0

0

16

Денежные средства на конец прогнозного периода

14 346

38 057

60 701

83 986

83 986

17

Годовая ставка процента за банковский кредит

20

18

Расчетная величина для начисления процентов

0,05


Денежные средства на начало прогнозного периода.к:  руб. (переносим из табл.3.1) IIк:  руб. (переносим из табл. 3.11)к:  руб. (переносим из табл.3.11)к: руб. (переносим из табл. 3.11)

Итого денежные средства на начало прогнозного периода: 5 000 руб.

Поступления от покупателей переносим из табл. 3.3

Итого поступления от покупателей:

550 + 76 500 + 76 500 + 76 500 = 298 050 руб.

Определим общую сумму денежных средств в наличии.квартал:  руб. II квартал:  руб. квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого денежных средств в наличии: 5 000 + 298 050 = 303 050 руб.

Выплаты на основные производственные материалы переносим из табл. 3.6

Выплаты на оплату труда производственных рабочих переносим из табл. 3.7.

Выплаты на производственные накладные расходы переносим из табл. 3.8.

Выплаты коммерческих и управленческих расходов переносим из табл. 3.10.

Зададим величину денежных средств, необходимую для закупки оборудования: I кв. - 0, II кв. - 0, III кв. - 0, IV кв. - 0.

Величину налог на прибыль переносим из табл. 3.1.: I кв. - 4 000 руб.

Итого выплаты по налогу на прибыль: 4 000 руб.

Определим общую сумму выплат денежных средств.

Итого выплат = Основные производственные материалы + Оплата труда производственных рабочих + Производственные накладные расходы + Коммерческие и управленческие расходы + Закупка оборудования + Налог на прибыль.квартал:  руб. квартал:  руб. квартал:  руб. квартал:  руб.

Итого выплат: 59 204 + 52 789 + 53 856 + 53 215 = 219 064 руб.

Определим излишки (дефицит) денежных средств.

Излишки (дефицит) денежных средств = Итого денежные средства на начало прогнозного периода - Итого выплат.квартал:  руб. II квартал:  руб. квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Итого излишки (дефицит) денежных средств: 303 050 - 219 064 = 83 986 руб.

Определим денежные средства на конец прогнозного периода.

Денежные средства на конец прогнозного периода = Излишки (дефицит) денежных средств + Итого финансирование.

Денежные средства на конец прогнозного периода.квартал:  руб. II квартал:  руб. квартал:  руб. IV квартал:  руб.

Вводим годовую ставку процента за банковский кредит - 20%.

Определим расчетную величину для начисления процентов за банковский кредит.


Этап XI «Построение прогнозного отчета о прибылях и убытках»

Прогнозный отчет о прибылях и убытках - это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты прогнозируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках обобщает данные о прибыльных операциях предприятия. Если значение чистой прибыли мало по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, то необходим пересмотр всех составляющих отчета, следовательно, пересмотр всех ранее составленных операционных бюджетов.

банкротство предприятие расход бюджет

Таблица 3.12 - Прогнозные показатели отчета о прибылях и убытках

Продажи

306 000

Переменные расходы:


Переменная стоимость продаж

146 200

Переменные коммерческие и управленческие расходы

13 600

Итого переменных расходов

159 800

Валовая маржа

146 200

Постоянные расходы:


Производственные накладные расходы

24 000

Коммерческие и управленческие расходы

43 800

Итого постоянных расходов

67 800

Прибыль от продаж

78 400

Расходы на выплату процентов, %

0

Прибыль до налогообложения

78 400

Налог на прибыль

18 816

Чистая прибыль

59 584

Ставка налогообложения прибыли, %

24


Вводим ставку налогообложения прибыли - 24%.

Показатель продажи берем из табл. 3.2.: 306 000 руб.

Переменные расходы:

Рассчитаем переменную стоимость продаж.

Переменная стоимость продаж = Итого прогнозируемый объем реализации в натуральных единицах  Итого общая переменная стоимость изготовления.

Переменная стоимость продаж = 3 400  43 = 146 200 руб.

Переменные коммерческие и управленческие расходы переносим из табл. 3.10: 13 600 руб.

Определим общую сумму переменных расходов.

Итого переменные расходы = Переменная стоимость продаж + Переменные коммерческие и управленческие расходы.

Итого переменные расходы = 146 200 + 13 600 = 159 800 руб.

Рассчитаем валовую маржу.

Валовая маржа = Продажи - Итого переменные расходы.

Валовая маржа = 306 000 - 159 800 = 146 200 руб.

Постоянные расходы:

Производственные накладные расходы берем из табл. 3.8.: 24 000 руб.

Коммерческие и управленческие расходы берем из табл. 3.10: 43 800 руб.

Определим общую сумму постоянных расходов.

Итого постоянных расходов = Производственные накладные расходы + Коммерческие и управленческие расходы.

Итого постоянных расходов = 24 000 + 43 800 = 67 800 руб.

Рассчитаем прибыль от продаж.

Прибыль от продаж = Валовая маржа - Итого постоянных расходов.

Прибыль от продаж = 146 200 - 67 800 = 78 400 руб.

Расходы на выплату процентов берем из табл. 3.11: 0%.

Рассчитаем прибыль до налогообложения.

Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж - Расходы на выплату процентов.

Прибыль до налогообложения = 78 400 руб.

Рассчитаем налог на прибыль.

Налог на прибыль = Прибыль до налогообложения  Ставка налогообложения прибыли.

 руб.

Рассчитаем чистую прибыль.

Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль.

Чистая прибыль = 78 400 - 18 816 = 59 584 руб.

Этап XII «Построение прогнозного баланса»

Прогнозный баланс - это форма финансовой отчетности, которая содержит информацию о финансовом состоянии предприятия на конец прогнозного периода. В процессе построения прогнозного баланса формируются остатки по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и пр. Фактически остатки по основным статьям баланса формируются в процессе составления бюджетов и на последнем этапе автоматически переносятся в форму баланса.

Таблица 3.13 - Прогнозный баланс

Активы

 Оборотные средства:

Денежные средства

83 986

Дебиторская задолженность

22 950

Материальные запасы

640

Запасы готовой продукции

4 300

Итого оборотных средств

111 876

 Основные средства:

Земля

50 000

Здания и оборудование

200 000

Накопленный износ

73 000

Итого основных средств

177 000

Итого активов

288 876

Пассивы

 Краткосрочные и долгосрочные обязательства:

Счета к оплате

3 434

Налог, подлежащий оплате

18 816

Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств

22 250

 Собственный капитал:

Обыкновенные акции

170 000

Нераспределенная прибыль

96 626

Итого собственного капитала

266 626

Итого пассивов

288 876


Активы. Оборотные средства:

Денежные средства берем из табл. 3.11: 83 986 руб.

Определим дебиторскую задолженность.

Дебиторская задолженность = Дебиторская задолженность на начало прогнозного периода + Итого прогнозируемый объем реализации в денежных единицах - Общие поступления денежных средств.

Дебиторская задолженность = 15 000 + 306 000 - 298 050 = 22 950 руб.

Материальные запасы переносим из табл. 3.9: 640 руб.

Запасы готовой продукции переносим из табл. 3.9: 4 300 руб.

Подсчитаем общую сумму оборотных средств.

Итого оборотных средств: 83 986 + 22 950 + 640 + 4 300 = 111 876 руб.

Основные средства:

Показатель земля переносим из табл. 3.1: 50 000 руб.

Определим показатель здания и оборудование.

Здания и оборудование = Здания и оборудование на начало периода + Итого закупка оборудования.

Здания и оборудование = 200 000 руб.

Определим показатель накопленный износ.

Накопленный износ = Накопленный износ на начало периода + Итого амортизация.

Накопленный износ = 60 000 + 13 000 = 73 000 руб.

Подсчитаем общую сумму основных средств.

Итого основных средств: 50 000 + 200 000 - 73 000 = 177 000 руб.

Подсчитаем общую сумму активов баланса на конец прогнозного периода.

Итого активов = Итого оборотных средств + Итого основных средств.

Итого активов = 111 876 + 177 000 = 288 876 руб.

Пассивы.

Краткосрочные и долгосрочные обязательства:

Определим показатель счета к оплате.

Счета к оплате = Счета к оплате на начало периода + Итого стоимость закупок материала - Итого выплат.

Счета к оплате = 2 700 + 27 558 - 26 824 = 3 434 руб.

Налог, подлежащий оплате переносим из табл. 3.12.: 18 816 руб.

Подсчитаем общую сумму краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств: 3 434 + 18 816 = 22 250 руб.

Собственный капитал:

Показатель обыкновенные акции переносим из табл. 3.1: 170 000 руб.

Определим показатель нераспределенная прибыль.

Нераспределенная прибыль = Нераспределенная прибыль на начало периода + Чистая прибыль.

Нераспределенная прибыль = 37 042 + 59 584 = 96 626 руб.

Подсчитаем общую сумму собственного капитала.

Итого собственного капитала: 170 000 + 96 626 = 266 626 руб.

Подсчитаем общую сумму пассивов баланса на конец прогнозного периода.

Итого пассивов = Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств + Итого собственного капитала.

Итого пассивов = 22 250 + 266 626 = 288 876 руб.

Заключение

Целью данного исследования являлась диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой достаточно сложный комплекс правовых норм, которые содержатся в целом ряде нормативных актов. Институт банкротства является неотъемлемой частью современной рыночной экономики. Введение государством института банкротства способствует грамотному регулированию государством рыночных отношений и защите всех форм рыночной собственности. Стабилизирующим фактором института, является законодательство. В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона о банкротстве, где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон о банкротстве в качестве одного из признаков банкротства устанавливает минимальный размер задолженности субъекта, в отношении которого инициируется дело о несостоятельности. Так, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб.

В Законе также детально и обстоятельно регламентируются процедуры банкротства. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют виды банкротства предприятий: сознательное (подложное) и неумышленное (неосторожное) банкротство.

В настоящее время большинство отечественных предприятий испытывают финансовые затруднения, связанные как с внешними общегосударственными проблемами (нестабильность политической ситуации, несовершенство законодательной базы, неплатежи, спад производства), так и с внутренними проблемами - неэффективный маркетинг, неэффективное использование средств, неэффективный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков. Несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

Начавшийся в 2008 г. финансово-экономический кризис однозначно показал, что российская экономика не имеет реальных перспектив роста без ее инновационной модернизации, и данное обстоятельство необходимо учитывать при выборе механизмов финансового оздоровления предприятий. Основой указанной модернизации должно стать ускоренное инновационное развитие российских предприятий. Ключевым фактором выхода из кризиса национальной экономики является устойчивое функционирование российских предприятий. Для практической реализации этого фактора необходимо активнее развивать и шире использовать внутренние стратегические механизмы финансового оздоровления предприятий. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития.

Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам:

. Устранение неплатежеспособности;

. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия);

. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде.

Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический. Используемые вышеперечисленные внутренние механизмы финансовой стабилизации носят „защитный" или „наступательный” характер. Совокупность вышеперечисленных факторов, оказывающих влияние на кризисное состояние организации вызывает необходимость постоянной диагностики финансового положения предприятия с целью ранней диагностики кризисного развития предприятия и выработки защитных механизмов антикризисного управления финансами в зависимости от выявленных факторов и силы их воздействия.

Признание структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным осуществляется на основании критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа». В систему показателей для оценки финансового состояния неплатежеспособного предприятия входит система показателей, характеризующая: ликвидность (платежеспособность); финансовую устойчивость; деловую активность. С позиций финансового менеджмента возможное наступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, при котором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей хозяйственной деятельности. Преодоление такого кризисного состояния, диагностируемого как "угроза банкротства", требует разработки и осуществления специальных методов финансового управления предприятием.

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента в 2-х т. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2009.

. Бригхэм Юджин Ф., Эрхардт Майкл С. Финансовый менеджмент. - СПб.: Питер, 2009.

. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2009.

. Лукасевич И.Я. Анализ ценных бумаг с MS EXSEL. - М.: Астра семь. 2008.

. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. - М.: ЭКСМО, 2011.

. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. - М.: Финансы и статистика, 2010.

. Финансовый менеджмент / под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Волтерс Клувер. 2010.

. Финансовый менеджмент / под ред. проф. Колчиной Н.В. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009.

. Хорн Джеймс К. Ван, Вахович Джон М. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2010.

. <http://www.expert.ru>

. <http://www.finansmag.ru>

. <http://www.rcb.ru>

Похожие работы на - Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!