Бизнес-планирование: теория, методика, практика (на материалах ИП Ускова Е.В. г. Ачинска)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,83 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бизнес-планирование: теория, методика, практика (на материалах ИП Ускова Е.В. г. Ачинска)













ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

Бизнес-планирование: теория, методика, практика (на материалах ИП Ускова Е.В. г. Ачинска)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Понятие, цели бизнес-планирования его место в системе планирования на предприятии

.2 Методика разработки бизнес-плана предприятия

.3 Структура бизнес-плана и краткое содержание его основных разделов

ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАН ИП УСКОВ Е.В. НА 2012-2013 гг.

.1 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ИП Усков Е.В.

.2 Резюме

.3 Характеристика проекта и описание товара

.4 Анализ отрасли и рынка

.5 Оценка конкуренции

.6 План маркетинга

.7 Прогноз сбыта продукции

.8 Финансовый план

.9 Оценка рисков

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

бизнес планирование экономическое

Бизнес-план является одной из самых важных составляющих внутрифирменного планирования. Этот план дает характеристику процесса, как функционирует предприятие, показывает, как руководители будут достигать поставленные задачи, в первую очередь - увеличения прибыли компании.

Бизнес-план - это подробный структурированный документ, продуманный и тщательно подготовленный менеджерами, описывающий то, к чему стремится предприятие, как она добьется этой цели, и как все будет выглядеть после осуществления поставленных задач.

Разработанный бизнес-план нового предприятия или локального мероприятия может помочь в привлечении необходимого капитала, оценке дальних перспектив организации бизнеса и сравнении текущего состояния дел с ранее намеченными цифрами. Приобретение существующих предприятий или технологий, расширение действующего производства имеет более высокий процент успеха из-за меньшей неопределенности.

Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится актуальным по нескольким причинам:

         в экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили какой-либо коммерческой структурой, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике;

         хозяйственные проблемы меняются и ставят опытных руководителей перед необходимостью по-новому рассматривать свои будущие мероприятия, и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей;

         для получения инвестиций и подъема экономики необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам жизнеспособность и реальность своих планов.

Исходя из этого, необходим анализ методики разработки бизнес-плана и выработка подходов к проблеме в условиях рыночной экономики. Вышеизложенное определяет актуальность рассматриваемой темы.

Целью дипломной работы является анализ бизнес-плана по розничной продаже входных и межкомнатных дверей на 2011-2012 гг., проведение анализа основных показателей эффективности бизнес-плана на предприятии ИП Усков Е.В.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

.        Раскрыть сущность бизнес-плана и его значение;

.        Изучить структуру бизнес плана;

.        Проанализировать бизнес-план по продажам входных и межкомнатных дверей.

. Дать рекомендации по повышению эффективности предприятия.

Объектом исследования является процесс бизнес-планирования на предприятии.

Предмет исследования - бизнес-планирование по повышению экономической эффективности предприятия.

Объектом наблюдения в дипломной работе является ИП Усков Е.В.

Методика исследования включает в себя следующие методы: исследование научной литературы, анализа и синтеза, системного подхода.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.Объем написанной работы составляет страниц.

При написании работы использовались как методические пособия, так и публикации отечественных и зарубежных авторов: А.Г. Ильин, Н.П. Кондраков, К.В. Пивоваров, И.А. Либерман, Н.Н. Скриба, Э.А. Уткин. Аналитико-расчетная часть выполнена на основе основных экономических показателей ИП Ускова Е.В. за 2010-2011 гг.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

.1 Понятие, цели бизнес-планирования и его место в системе планирования на предприятии

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

Бизнес-план - это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее - в годовом разрезе

Бизнес - план призван помочь:

новому поколению предпринимателей;

опытным руководителям действующих предприятий в конкурентной борьбе;

получить национальные и иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики и отдельных ее отраслей.

Важность серьёзного подхода к составлению бизнес-плана заключается в следующем:

Сегодня всё большее число людей включаются в предпринимательскую деятельность, в своём большинстве мало представляющие о её сути. Многие из них никогда не руководили каким-либо коммерческим предприятием и не всегда чётко представляют себе решение тех многочисленных проблем, которые на каждом шагу ставит им жизнь.

Основными целями бизнес-планирования являются:

. Изучение рынка сбыта планируемого выпуска продукции или оказания услуг по их количеству и количественным особенностям;

. Анализ предполагаемых затрат на изготовление продукции или оказание услуг, сопоставление планируемых цен с ныне действующими и возможными в будущем, определение потенциальной доходности коммерческого предприятия;

. Всесторонний анализ предполагаемого хода событий в планируемом деле, изучение возможных трудностей и путей их преодоления;

. Выделение ряда показателей, по которым можно будет характеризовать ход начатого дела.

Исходя из вышеизложенного, главная цель бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

. Сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

. Бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;

. Законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников фирмы.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые

рынки и место фирмы на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда

требованиям по достижению поставленных целей;

определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению

рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой

конкуренции;

добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

оценить материальное и финансовое положение фирмы.

В комплексе данные задачи предъявляют особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.

Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами.

Таким образом, смысл стратегического планирования состоит в:

. Создание условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;

. Ориентирование руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;

. Определение условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;

. Уменьшение риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.

Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.

Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее.

Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы.

Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.

Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

.2 Методика разработки бизнес-плана предприятия

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать учебники по бизнес-планированию, правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса), фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации, отраслевые издания, курсы по составлению бизнес-планов, аудиторские фирмы, знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом работ над бизнес-планом становится определение целей его разработки. Цели определяются тем перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план. Отечественные бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь, скорее, на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере слову и формальным отпискам доверять не склонны. Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям привлечения инвесторов. Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели - привлечение инвесторов могут быть лучше достигнуты, если предложить, скажем, коммерческим банкам стать не просто кредиторами, а полноправными участниками предпринимательского проекта.

Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Как показали исследования, для коммерческих банков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов под бизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в его осуществлении: совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределении прибыли, операции и т.д. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы.

Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В инвестиционных управлениях коммерческих банков, учитывая отсутствие нужного опыта и знаний у отечественных предпринимателей, создают специальные подразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.

Когда внутренние и внешние цели бизнес-планирования выяснены, можно приступить к третьему шагу - точному определению своих целевых читателей - будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. Венчурные, или рисковые, капиталисты - это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений - видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют в финансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании, цель деятельности венчурного капитала - вложение средств в рискованные предприятия для получения высокой прибыли. В странах с развитой рыночной экономикой венчурный капитал - обычное, широко распространенное явление. Организационные формы его различны. Обычно они создаются в рамках товариществ с ограниченной ответственностью, партнеры которых страховые, пенсионные, благотворительные фонды или частные лица с высокими доходами.

Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость выделения тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование, в первую очередь за счет выпуска и продажи акций, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к очередному, четвертому шагу - установлению общей структуры создаваемого документа.

Анализ практики составления бизнес-планов позволяет выделить следующие разделы, т.е. определить структуру, в которую, по моему мнению, должны войти: краткая характеристика предприятия, характеристика проекта, характеристика продукта (товара), оценка конкуренции, анализ рынка, стратегия маркетинга (в том числе стратегия сбыта), финансовый план, оценка рисков.

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники - работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно привлечь также внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов, в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению. Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.

Следующий, шестой шаг в бизнес-планировании - это непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоемкий этап. Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют ее первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю. Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений ее деятельности, возможного будущего запланированного проекта;

отсутствие периода обучения деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации (ведь планирование - это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);

неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвестора; И что не менее важно - предприниматель может потерять доверие инвесторов: несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее. Тем не менее, в современной практике далеко не все предприниматели занимаются самостоятельным составлением бизнес-плана.

Сегодня отечественные бизнес-планы создаются:

самими предпринимателями, часто с привлечением специальных

компьютерных программ - таких, как отечественная Project Expert, которые весьма дороги;

консалтинговыми фирмами, качественная продукция которых в зависимости от степени участия в планировании, проработки плана, и квалификации привлеченных сотрудников колеблется от 2 до 40 тысяч долларов. На рынке консалтинговых фирм также действуют заведомо недееспособные фирмы, которые готовы составить бизнес-план срочно и по низкой цене, их продукция не выдерживает никакой критики;

инвесторами: коммерческими банками, фондами.

Некоторые кредиторы настороженно относятся к самостоятельно составленным бизнес-планам, считая их кустарными и недостоверными. С учетом определенного недоверия инвесторов к самостоятельной работе отечественного предпринимателя оптимальным решением, по-видимому, является компромисс: предприниматель сам составляет бизнес-план, а заинтересованные структуры, либо консалтинговые фирмы производят его экспертизу и, если нужно, корректировку. Желательно привлечение специальных программных продуктов.

Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-плана.

Шестой этап, в общем, завершает процесс бизнес-планирования, однако для улучшения плана полезно сделать еще один, седьмой шаг, который заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес-план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики. Перед тем как передать бизнес-план заинтересованным читателям, необходимо тщательно продумать и составить их список. В целом, работа по бизнес-планированию - это очень трудоемкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

1.3 Структура бизнес-плана и краткое содержание его основных разделов

Структура бизнес-плана предприятия вытекает из его назначения как документа, в котором по определенной схеме систематизированы результаты проведенных прединвестиционных исследований.

В бизнес-плане предприятия могут быть предусмотрены следующие разделы.

. Резюме.

. Характеристика проекта и описание товара.

. Анализ отрасли рынка.

. Оценка конкуренции.

. Маркетинг-план.

. Прогноз сбыта продукции.

. Финансовый план и показатели эффективности проекта.

. Анализ рисков.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия - инициатора проекта, его название, а также авторы проекта, время и место подготовки бизнес-плана.

. Резюме

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту. Резюме является своего рода заключением бизнес-плана и составляется по окончанию его написания.

. Характеристика проекта и описание товара.

В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описания потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.

Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):

наименование изделия и его спецификация;

функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);

основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;

показатели технологичности и универсальности продукции;

соответствие стандартам и нормативам;

стоимостная характеристика;

стадия развития продукта (идея, эскизный проект, рабочий проект, прототип, опытная партия, серийное производство);

требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);

возможности дальнейшего развития продукта;

условия поставки продукции;

преимущества продукции перед аналогами;

экспортные возможности продукции.

Также можно описать само предприятие. Описание предприятия имеет целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта.

Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

название предприятия и его организационно-правовая форма;

юридический и почтовый адрес;

организационная структура предприятия;

краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время).

. Анализ отрасли и рынка.

Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе.

Необходимо провести сегментацию рынка, определить размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

Сегментация рынка - это выделение отдельных частей (сегментов) рынка, которые отличаются друг от друга характеристиками спроса на товар.

Размер рынка - территория, на которой происходит реализация товаров в течение определенного периода времени.

Емкость рынка - объем реализованных на рынке товаров в течение определенного периода времени.

Доля рынка - это удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж на данном рынке.

В этом разделе перечисляются все имеющиеся заказы на продукцию на первый и последний годы планового периода.

Требуется провести анализ, определив, в течение какого времени продукция может утвердиться на рынке и какие факторы повлияют на расширение рынка (перспективы развития отрасли, региона, конкуренции и т.п.). Здесь очень важно выделить слабые и сильные стороны свои и конкурентов, оценить конкурентоспособность производимой продукции.

Это может послужить исходной информацией для определения объема продаж и оценки возможных рисков.

Если трудно провести достоверные исследования рынка, либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.

При этом предпринимателю целесообразно обратить внимание на следующее:

насколько часто и охотно покупатели приобретают его товар или

обращаются в его фирму за услугами;

кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что

именно привлекло;

сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или

оказания одной услуги;

как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.

4.      Оценка конкуренции

Четвертый раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

- кто является конкурентом сегодня, и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

каковы отличия данного товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) конкурентов?

каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?

в чем рассчитывается их превзойти?

Цель данного раздела - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

Необходимо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал), попытаться сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что они известны).

5. Маркетинг-план.

В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) промышленного предприятия с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку изучение существующего рынка и формирование уровня и структуры спроса на продукцию определяет результаты реализации инвестиционного проекта.

Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют его потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.

Раздел состоит из нескольких частей.

Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуры рынка, конкуренции других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей продукцией, эластичности спроса по ценам, реакции рынка на социально-экономические процессы, каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д..

Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:

тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка) - существующая конкуренция, доля рынка, потенциальная конкуренция (время существования “окна возможности” до возникновения новой конкуренции в результате появления нового конкурента);

конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;

важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;

препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);

законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства - способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержи, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;

факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение).

В третьей части раздела необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства. Анализ конкурентоспособности продукции проводят, как правило, по показателям потребительских качеств и стоимостным показателям в соответствии с общепринятыми в России методиками. Сопоставление продукции с имеющимися аналогами определяет ее место среди них. На этом этапе может быть определена в первом приближении цена на продукцию. Данная часть раздела может быть приведена при описании продукции.

. Прогноз сбыта продукции.

Основные элементы в продвижении товара следующие:

1. Схема распространения товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.

. Ценообразование: как определять цену товара (услуги), каков уровень предполагаемой прибыли, в каких пределах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.

. Реклама: сколько средств возможно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.

. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлечь новых покупателей - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.

. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами возможно добиться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы.

На крупных предприятиях прогнозы сбыта готовят отделы, ответственные за изучение конъюнктуры рынка под руководством и наблюдением главного руководителя по маркетингу или главного коммерческого руководителя. В небольших фирмах прогноз подготавливает руководитель сбыта, коммерческий руководитель. Независимо от титула «главный человек» по сбыту должен обеспечить своевременную подготовку надежного прогноза.

Продолжительность прогнозируемого периода зависит от назначения и цели прогноза. Прогнозы должны составляться в соответствии с потребностями предприятия, с учетом выпускаемой продукции и условий производства. Прогнозы на предприятиях подразделяют на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Существуют и определенные методы прогнозирования сбыта продукции. На практике наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования сбыта.

Мнение группы руководителей. На небольших предприятиях руководитель маркетинга готовит общий расчет будущего сбыта. Затем группа руководителей обсуждает и оценивает прогноз. Они могут предложить пересмотреть прогноз.

Комбинация мнений работников служб сбыта. Этот метод использует комбинацию оценок отдельных торговых агентов и руководителей сбыта. Торговые агенты подготавливают оценки, которые рассматриваются и обобщаются их руководителями. Обобщенные оценки представляются руководителю службы маркетинга. Руководитель службы маркетинга готовит сводный прогноз, основанный на отчетах работников сбыта. Он может представить свой предварительный прогноз другим руководителям предприятия для дальнейшего уточнения.

Прошлый товарооборот. При этом методе используются данные о сбыте за прошлый период в качестве основы для предсказания вероятного сбыта в будущем. Делающий прогноз предполагает, что товарооборот следующего года будет отличаться от текущего так же, как товарооборот текущего года отличается от прошлогоднего:

Товарооборот следующего года = .

Анализ тенденций и циклов. При прогнозировании методом анализа тенденций и циклов изучается несколько основных факторов. Это прежде всего долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта компании и возможные нерегулярные влияния забастовок, технических изменений и появления новых конкурентов. На основе изучения влияния этих факторов даются количественные оценки, готовятся диаграммы или графики, характеризующие показатели будущего сбыта. Этот метод требует подбора и обработки статистических данных, использования статистических методов.

Математические модели. Этот метод основывается на использовании регрессионных, структурных и имитационных моделей. Используя этот метод, пытаются выявить симптомы в экономике и характеристики деятельности предприятия, связанные с вероятным будущим объемом сбыта. Прогнозы основываются на оценках влияния выявленных таким образом факторов.

Прогнозируемый объект сбыта может зависеть от разных явных и скрытых факторов. Это могут быть такие факторы, как численность, доходы населения, уровень цен в регионе, неравномерность распределения доходов, количество магазинов, торгующих товаром, интенсивность рекламы. Например, если компания продает нефтепродукты через сеть станций, то в числе факторов роста сбыта увеличение регистрации автомобилей в регионе. Однако необходимо объективно выявить и оценить это влияние.

Это наиболее современный и точный метод. Но применение его в нестабильных условиях, когда характер взаимосвязей в экономике меняется, может ввести в заблуждение.

Рынок для товаров данной отрасли производства и ваша доля на рынке. Этот метод состоит в том, что делается прогноз сбыта всей отрасли, а потом оценивается доля рынка, которую может получить предприятие. Если предприятию доступны отраслевые прогнозы, то этот метод может упростить подготовку прогнозов сбыта.

Анализ ассортимента товаров. Многие предприятия производят разнообразные продукты для сбыта предприятиям только одной или нескольких отраслей промышленности. Поэтому им приходится делать прогноз по каждому продукту. Затем они сводят прогнозы по отдельным продуктам для получения общего итога по всему производству. Для упрощения этого процесса компания, производящая большую номенклатуру изделий, объединяет аналогичные изделия в группы.

На практике в большинстве случаев сочетают применение различных методов.

7. Финансовый план

В данном разделе бизнес-плана обосновываются основные показатели эффективности проекта

Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции. При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта:

· налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);

· изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;

· дифференцированная инфляционная характеристика среды;

· дата начала и время реализации проекта,

· горизонт расчета проекта.

Методические основы финансового планирования и определения эффективности инвестиционного проекта, а также этапность построения финансового плана широко известны.

Финансовый план включает три документа: Отчет о прибылях и убытках, План-баланс и Отчет о движении денежных средств.

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать вывод о росте активов и об устойчивости финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду.

Наиболее распространенные формы финансирования инвестиционных проектов:

1.  Акционерное инвестирование - вклады денежных средств путем приобретения акций.

2.  Бюджетное - осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование.

3.  Лизинг - способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем.

4.  Долговое финансирование - за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц.

5. Ипотека - вид залога недвижимого имущества с целью получения денежной ссуды.

8. Анализ рисков проекта.

Проблема риска и дохода в производственной и финансовой деятельности предприятия является одной из главных. Для промышленного предприятия риск означает вероятность наступления неблагоприятного события, которое может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению дополнительных расходов в результате производственной и финансовой деятельности.

Следует учитывать, как минимум, следующие виды рисков:

производственные, связанные с различными нарушениями в

производственном процессе или процессе поставок сырья, материалов и комплектующих;

коммерческие, связанные с реализацией продукции на рынке не в

полном объеме;

финансовые риски, которые вызываются инфляционными процессами,

неплатежами, колебаниями валютных курсов и т.п.;

риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами, которые могут

быть вызваны непредвиденными обстоятельствами (от смены политического курса до стихийных бедствий).

Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение размера риска, что является более сложной задачей.

ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАН ИП УСКОВА Е.В. НА 2012-2013 ГГ.

.1 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ИП Ускова Е.В.

Индивидуальное предпринимательство (ИП) Усков Е.В. (г. Ачинск) было создано в апреле 2006 года. Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданного свидетельства выданного налоговыми органами г. Ачинска Красноярского края.

Индивидуальный предприниматель Усков Евгений Владимирович является физическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации. Индивидуальный предприниматель Усков Е.В. осуществляет учет по единому налогу на вмененный доход, также имеет свою печать с полным наименованием, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.

В частной собственности индивидуального предпринимателя Ускова Е.В. два магазина по продаже корпусной и встроенной мебели (кухонные гарнитуры, шкафы-купе, детские и спальные гарнитуры, столы письменные, компьютерные, журнальные и т.п.), цех по изготовлению мебели, складские помещения, автотранспортное средство для доставки готовой продукции потребителям и перевозки закупаемого материала.

Магазины расположены в двух концах города. Места очень проходные: первое расположено в центральном торговом центре одного из самых больших микрорайонов города, второе - в очень оживленном месте: торговом ряду, рядом городской бассейн, каток, Городская центральная больница, Дом культуры, самый большой торговый центр в городе.

В течение указанного периода предприятие осуществляло изготовление и розничную продажу мебели под заказ физическим и юридическим лицам. Среди клиентов, написавших рекомендательное письмо в пользу этого предприятия, Управление образования Администрации города Ачинска, ЗАО Коммерческий банк «Кедр» Ачинский филиал, Управление социальной защиты населения города Ачинска, Управление Федеральной налоговой службы города Ачинска. В то же время, новые идеи и современный подход к делам в сочетании с профессионализмом и многолетним опытом сотрудников предприятия в сфере производства и торговли позволили индивидуальному предпринимателю Ускову Е.В. за этот период времени завоевать доверие у партнеров и населения города Ачинска. В настоящее время предприятие реализует свою продукцию и в других городах Красноярского края: Назарово, Ужур, Боготол, Шарыпово.

Основным направлением деятельности предприятия является снабжение населения и организаций города Ачинска и других близлежащих городов мебелью по доступным ценам.

Главной задачей индивидуального предпринимателя Ускова Е.В. является получение прибыли. Имущество индивидуального предпринимателя Ускова Е.В. принадлежит на праве полного хозяйственного ведения.

Продажа продукции происходит по образцам, каталогам. Покупатель имеет возможность выбрать товар, заказать товар в соответствие со своим проектом, а также воспользоваться услугами профессионального дизайнера интерьера в данной организации. В функции менеджеров по продажам входят консультация клиента, выбор материала, разработка индивидуального проекта мебели под заказ, компьютерное проектирование, заключение договора купли-продажи. При продаже товаров особое внимание уделяется удобству покупателя, сервису. Платежи принимаются как в наличной, так и безналичной форме. Также на предприятии осуществляется доставка товара, сборка на адресе, подключение бытовой техники, гарантийное и постгарантийное обслуживание покупателя. Экономическая характеристика предприятия представлена основными экономическими категориями, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия ИП Ускова Е.В. за 2009-2010 гг.

№ п/п

Показатель

Ед.изм.

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

Темп роста

1

Выручка от реализации

руб.

11 355 224

12 106 637

+751 413

106,62

2

Затраты на реализацию

руб.

6 983 134

7 040 674

+57 540

100,82

3

Прибыль от реализации

руб.

4 372 090

5 065 963

+693 873

115,87

4

Налог

руб.

110 123,37

120 372,48

+10 249,11

109,31

5

Чистая прибыль

руб.

4 261 966,6

4 945 590,5

+683 623,9

116,04

6

Среднесписочная численность работников

чел.

8

10

+2

125

7

Фонд оплаты труда

руб.

1 764 000

2 352 00

+588 000

133,33

8

Средняя заработная плата работников

руб.

18 375

19 600

+1 225

106,67

9

Производительность труда

руб./чел.

1 419 403

1 210 663,7

- 208 739,3

85,29

10

Рентабельность продаж

%

38,5

41,84

3,34

108,67

 

В отчетном периоде выручка от реализации выросла на 6,62% (751 413 руб.). Соответственно возросла и расходная часть на предприятии, а именно: затраты на реализацию продукции выросли на 0,82% (57 540 руб.), хотя этот показатель на предприятии изменился незначительно и налог на 9,31 % (10 249,11 руб.).

В анализируемых периодах изменилась и численность работников, при этом заинтересованность со стороны персонала тоже выросла. Это видно по фонду оплаты труда, который увеличился на 588 000 руб. (+33,33%), и сама средняя заработная плата увеличилась на 1 225 (6,67%). При этом упала производительность труда на 208 739,3 руб/чел (-14,71%). Результатом хозяйственной деятельности является прибыль от реализации, которая в отчетном периоде выросла на 693 873 руб. (15,87%). Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, выросла соответственно на 683 623,9 руб. (16,04%). На данный момент времени можно сказать, что предприятие работает эффективно, рентабельность реализованной продукции выросла на 3,34%. Темп роста составляет 8,67%.

На данный момент времени ИП Усков. Е.В. планирует введение в продажу нового товара: входных и межкомнатных дверей. Складские площади позволяют хранить некоторый ассортимент нового товара, и встает вопрос об открытие нового магазина-салона по продаже дверей «Фабрика дверей». Руководителем предприятия выдано задание по разработке бизнес-плана на 2012-2013 гг. по открытию новой торговой точки. Планируется в дальнейшем взять кредит для открытия магазина. На основании разработанного бизнес-плана работники банка выявят целесообразность его открытия и платежеспособность клиента.

.2 Резюме

Целью настоящего бизнес-плана является анализ предполагаемой деятельности и обоснование решения об открытие салона-магазина по продаже входных и межкомнатных дверей ИП Ускова Е.В. «Фабрика дверей »на период 2012-2013 гг.

Реализация бизнес-плана позволит решить следующие задачи:

удовлетворить потребности рынка в данном сегменте;

создать новые рабочие места;

получить прибыль за счет реализации товара.

Инициатор проекта - Индивидуальный предприниматель Усков Евгений Владимирович.

Ожидаемая чистая прибыль в 2012 г.- 197 412 рублей за год.

Точка безубыточности - 488 704 рублей в месяц или средняя ежедневная выручка - 18 796 рублей.

Общая стоимость проекта -544 640 рублей, из них:

собственные средства: 244 640 руб.;

заемные средства: 300 000 руб.

Условия кредитования ― процентная ставка: 22% в год; срок: 1,5 года.

Срок окупаемости ― 7 месяцев.

В настоящее время наблюдается заметное увеличение доходов населения, вследствие чего увеличивается степень удовлетворения физиологических потребностей людей (потребности в воде, пище). На первый план выходят гигиенические потребности (потребности в жилье, уюте, комфорте). На рынке наблюдается повышение спроса на мебель, товары для строительства и ремонта, предметы интерьера.

Одним из непременных элементов современного интерьера являются двери.

Двери в интерьере - это как запонки, зажим для галстука в мужском костюме, или брошь, шляпка, перчатки в женском наряде. Они обращают на себя внимание, говорят о вкусе обладателя, подчеркивают стиль. Со вкусом подобранная дверь может подчеркнуть элегантность и изысканность классического интерьера, неординарность и яркость - современного, выразительность и колорит - национального. Может создать эффект замкнутого или открытого пространства, наполнить помещение воздухом или утопить в уюте.

В г. Ачинске организаций, занимающихся реализацией такого товара немного. Межкомнатные двери из натурального шпона возятся только под заказ из г. Красноярска, так как большинство компаний не имеет собственных складских помещений, таким образом, время исполнения заказа составляет не менее 2 недель. К тому же выбор таких дверей возможен только по каталогам, а это не всегда удобно и часто не соответствует представлениям клиента. Аналогичная ситуация складывается по продаже входных металлических дверей.

Для проемов нестандартных размеров могут быть предложены межкомнатные перегородки из натурального шпона производства компании «Браво» г. Томска, которые изготавливаются под индивидуальные размеры. Аналогов таким перегородкам в г. Ачинске нет.

Также в большинстве организаций практически отсутствуют стенды с сопутствующей дверям продукцией - фурнитурой (ручки, петли, защелки, магнитные замки, стопора, торцевые ригели и т.п.). Стенд с хорошей итальянской фурнитурой - несомненный плюс в сравнении с конкурирующими предприятиями.

Особое внимание нужно уделить качественному сервису. Хороший сервис обуславливает благодарных клиентов, а это - одна из лучших реклам компании. Менеджеры по продажам такой специфичной продукции- профессиональные и вежливые консультанты, готовы ответить на любые вопросы и находить выход из нестандартных ситуаций, опытные и квалифицированные специалисты службы сервиса быстро и качественно устанавливают товар.

Все это обусловило открытие современного магазина по продаже эксклюзивной продукции, направленного на удовлетворение потребностей самого требовательного клиента.

.3 Характеристика проекта и описание товара

Основной целью деятельности ИП Ускова Е.В. является получение прибыли.

Индивидуальный предприниматель ИП Усков Е.В. - физическое лицо, действующее на основании свидетельства и осуществляющий свою деятельность в рамках законодательства Российской Федерации.

Адрес: г. Ачинск, Красноярского края, микрорайон 4, дом 4.

Основные виды деятельности салона-магазина «Фабрика дверей»:

розничная торговля входными металлическими дверьми;

розничная торговля межкомнатными дверьми;

розничная торговля межкомнатными перегородками;

розничная торговля межкомнатными арками;

доставка продукции;

установка продукции.

Планируемый ассортимент товара достаточно широк. Среди межкомнатных дверей - это двери с покрытием из натурального шпона, тонкого среза натурального дерева, и двери с искусственным покрытием - ламинатом, ламинатилом, пленкой ПВХ, пленкой CPL, пропиленом, кортексом.

Среди входных металлических дверей: двери производства заводского Китай и крупнейших российских производстводителей. А также межкомнатные перегородки и межкомнатные арки различной конфигурации, размеров и цветовой гаммы. Ассортимент продукции представлен в таблице 2.

Таблица 2.Ассортимент продукции салона-магазина «Фабрика дверей»

№ п/п

Наименование товара

Производитель

Преимущество

Ориентировочная цена продажи, руб.

Межкомнатные двери

1

«Софья»

г. Тверь

Участник и призер европейской выставки «MosBuild», различные стилистические направления: классика, модерн, хай-тек, широкий модельный ряд и цветовая гамма, искусственные и натуральные покрытия, высокое качество и престиж

От 15 000

2

«Mario Rioli»

г. Москва

Изготовление дверей по итальянской технологии и на итальянском оборудовании, высокое качество, сравнительно низкие цены, усовершенствованная технология (телескопическая коробка, притвор по периметру, заводская фурнитура, входящая в стоимость двери)

От 8 500

3

«Волховец»

г. Нижний Новгород

Более 17 лет на рынке, высокое качество, различные стилистические направления, широкий модельный ряд и цветовая гамма.

От 13 000

4

«Океан»

г. Ульяновск

Натуральное покрытие по сравнительно низкой цене, безопасные небъющиеся стекла, эксклюзивный дизайн

От 10 000

5

«Краснодеревщик»

г. Челябинск

Более 15 лет на рынке, высокое качество, различные варианты покрытий, широкий модельный ряд

От 3 500

Металлические двери

1

«Торекс»

г. Саратов

Запантентованная технология лучшего тепло-шумоизоляционного материала, высокое качество, возможность изготовления нестандартного размера, эксклюзивные замки самого высокого класса защиты, широкая цветовая гамма внутренней отделки, коттеджные варианты

От 13 000

2

«Меги»

г. Уфа

Хорошее качество, дочернее предприятие «Торекса», сравнительно низкая цена

От 9 000

3

«Ретвизан»

г. Новосибирск

Высокое качество, популярность у населения

От 12 000

4

«Бион», «Лион», «Супер-Двери»

Китай

Низкая цена, широкая цветовая гамма и модельный ряд

От 2 500

Межкомнатные перегородки

1

«Браво»

г. Томск

Широкий модельный ряд, возможность индивидуального дизайна и размеров, эксклюзивность, покрытие из натурального шпона

От 15 000

2

«Фабрика дверей»

Собственное производство г. Ачинск

Индивидуальный дизайн и размеры, широкий модельный ряд, различные варианты отделки (стекло, акрил, пластик, ЛДСП и др.), низкая цена

От 7 500

Межкомнатные Арки

1

«Ламинат-Декор»

г. Красноярск

Несколько вариантов изготовления, широкая цветовая гамма, низкая цена

От 3500


Планируемая выставка дверей будет содержательной, это удобно для выбора клиентом. Двери - товар специфический, случайные покупки исключены, именно поэтому нужная яркая, богатая выставка, для того чтобы покупатель мог не только увидеть дизайн и цвет двери, но оценить качество покрытия, плавность и безопасность замков, эргономичность фурнитуры, наконец, представить дверь в своем интерьере. Хорошая выставка дверей - несомненный плюс по сравнению с выбором дверей по каталогам у большинства конкурирующих предприятий.

Сам проект реализации бизнес-плана состоит из нескольких этапов. План реализации проекта представлен в таблице 3.

Таблица 3. План реализации проекта

№ п/п

Мероприятие

Дата начала

Дата окончания

1

Получение кредита

01.02.2012 г.

04.02.2012 г.

2

Разработка рекламного ролика на телевидении и рекламных макетов в газете

02.02.2012 г

03.02.2012 г

3

Подбор арендуемого помещения

03.02.2012 г.

06.02.2012 г.

3

Заключение договора аренды

06.02.2012 г

08.02.2012 г.

4

Регистрация торговой точки в Торговой инспекции

06.02.2012 г.

08.02.2012 г.

5

Прохождение осмотра Службой пожарного надзора и СЭС

07.02.2012 г.

09.02.2012 г.

6

Прием на работу менеджеров по продажам

06.04.2012 г.

09.02.2012 г.

7

Приобретение и установка стендов

07.02.2012 г.

09.02.2012 г.

8

Заключение договоров с поставщиками и приобретение первой партии товара

04.02.2012 г.

09.02.2012 г.

9

Заказ рекламы и вывески для магазина

05.02.2012 г.

09.02.2012 г.

10

Расстановка товара

05.02.2012 г.

10.02.2012 г.

11

Открытие магазина

11.02.2012 г.

12.02.2012 г.

12

Возврат кредита

01.10.2013 г.

10.10.2013 г.


.4 Анализ отрасли и рынка

Мною был проведен анализ отрасли и развитость рынка в г. Ачинске. Данная отрасль в нашем городе развита плохо, практически отсутствует складской запаса товара, предлагаемый ассортимент не выдерживает никакой критики: двери эконом-класса стоимостью от 2000 руб. в комплекте, срок службы которых чаще до двух лет, выбор более дорогого товара осуществляется по каталогам, качество изображения при этом не самое лучшее, нет наглядных образцов покрытий и цветовой гаммы продукции, нет сопутствующей продукции - фурнитуры, увеличивающей средний чек покупки, клиентам предлагается приобретать фурнитуру самостоятельно до монтажа, нет программного обеспечения по наглядному представлению дизайна дверей в интерьере, не предлагаются такие дверные «ноу-хау», как двери-книжка, двери-пенал, рото-двери, двери mystery, противопожарные двери, двери сейфового и коттеджного типа. Исследование было основано на мнении профессионалов - руководителей компаний торгующих парфюмерией и косметикой. Основные критерии, которые оценивались: ассортимент, цены, реклама, профессионализм.

Также был проведен масштабный опрос посетителей магазинов, который выявил не только положительные отклики, но и замечания к некоторым компаниям. Ачинцы критически относятся к ассортименту продукции, предоставляемым услугам, интерьерам и удобству торговых залов. Что касается уровня цен, то большинство потребителей оценивают его, как приемлимая. Основные критерии опроса: ассортимент, цена, качество обслуживания.

В целом, проведенное исследование показало, что в г. Ачинске не сформировались профессиональные и стабильные компании, имена которых можно назвать брендами.

Хорошими оценками отмечены «М-Стиль», «ИП Скурихин П.А.» за скорость обслуживания и наличие товара на складе (ценовой диапазон 2000-6000 рублей за комплект дверей межкомнатных и 3000-7000 рублей за металлическую дверь. Ассортимент по словам потребителей очень узкий. В опросе участвовало 70 человек из разных частей города, чтобы снизить вероятность выбора покупателями магазина, ближайшего по расположению к дому, все респонденты имели опыт установки входных или межкомнатных дверей. Оценка выведена как среднее арифметическое. Максимальный допустимый балл был принят за 10 единиц. Данные опроса приведены в таблице 4.

Таблица 4. Оценка состояния рынка дверей в г. Ачинске населением

№ п/п

Наименование организации

Оценка

1

«М-Стиль»

8,33

2

ИП Скурихин П.А.

9,0

3

«Красный Квадрат»

6,33

4

«За семью дверями»

6,33

5

«VIP-Континент»

7,33

6

«Модерн»

5,0


Анализируемые предприятия занимают разные позиции на рынке. И все же «довольных» до 10-ти бальной оценки покупателей среди них практически не нашлось. Глубина проникновения на рынок компаний представлена в таблице 5. Приведенная таблица отображает фактическую популярность торговых точек среди потребителей. Процентное значение указывает на долю потребителей, которые фактически посещают торговую точку для совершения покупки.

Таблица 5. Глубина проникновения на рынок компаний

Наименование организации

Процентное соотношение

1

«М-Стиль»

32

2

ИП Скурихин П.А.

37

3

«Красный Квадрат»

7

4

«За семью дверями»

813

5

«VIP-Континент»

13

6

«Модерн»

3

7

ИТОГО

100


Явными фаворитами являются ИП Скурихин П.А. и «М-Стиль». В любом случае, предприятие стремиться довести эту величину до величины, существенно отличающейся от конкурирующего предприятия, стать лидером на рынке. В результате исследования выявлено абсолютного лидера по продажам дверей нет, и не может быть. Всем компаниям есть куда стремиться. А это значит - есть свободное пространство для осуществления бизнес-плана.

.5 Оценка конкуренции

Для оценки своих сравнительных преимуществ «Фабрики дверей» произведем сравнительный анализ с основными предприятиями-конкурентами по 10-тибалльной шкале. Удобно эту информацию представить в виде таблицы 6.

Таблица 6 Сравнительный анализ «Фабрики дверей» и конкурирующих организаций

Наименование параметров

Фабрика дверей

ИП Скурихин

М-Стиль

VIP-Континент

За семью дверями

Красный квадрат

1. Месторасположение (баллы)

5

3

5

3

5

5

3. Поставщики (баллы)

5

4

4

3

3

3

4. Широта ассортимента (баллы)

5

3

3

3

3

3

8. Выручка от продаж (руб.в год)

5 375 740

5 500 000

5 450 000

3 800 000

3 440 000

3 380 000

9. Имидж организации (баллы)

5

5

5

3

3

4

10. Используемая реклама

телевидение, газеты

газеты

газеты

газеты

газеты

телевидение, газеты

11. Маркетинговые исследования

Посредством опроса

нет

нет

нет

Посредством опроса

Посредством опроса

12. Послепродажное обслуживание

Используется

Нет

Нет

Используется

Используется

Используется

13. Стимулирование работников отдела продаж

Сдельная форма оплаты

Повременная форма оплаты

Повременная форма оплаты

Сдельная форма оплаты

Сдельная форма оплаты

Сдельная форма оплаты

14. Качество продукции (баллы)

5

4

4

4

5

4

15. Торговая наценка, %

20-30

28

28

35

35

35


Сравнительный анализ предприятия «Фабрика дверей» и конкурирующих предприятий показал, что исследуемое предприятие более конкурентоспособно по таким параметрам как: поставщики, широта ассортимента, используемая реклама, маркетинговые исследования, использование послепродажного обслуживания, стоимости.

Таблица 7. Конкурентоспособность товара

Название конкурирующего предприятия

Доля рынка, которым оно владеет, в %

Объем продаж, руб.

ИП Скурихин П.А.

37

3 600 000

«М-Стиль»

32

3 200 000

«VIP-Континент»

13

1 800 000

За семью дверями

8

1 440 000

Красный квадрат

7

1 380 000


Для оценки факторов и явлений, влияющих на предприятие, проведем SWOT-анализ, который представим в таблице 8.

Таблица 8. SWOT-анализ «Фабрики дверей»

Сильные стороны

Слабые стороны

Широкий ассортимент товара, ориентация на многочисленные потребности покупателей

2.Регулирование цен на аналогичный товар со стороны конкурентов

Хорошее качество продукции

2.Постоянное отслеживание товаров-новинок, тенденций в данной отрасли

Удобное «проходное» месторасположение магазина


Возможность изготовления продукции под заказ по индивидуальным размерам


Высокий профессиональный уровень обслуживающего персонала и специалистов службы сервиса


Возможности

Угрозы

Наличие собственного капитала

1.Рост цен

Сложившийся благоприятный имидж компании ИП Усков Е.В. у потребителей

2.Нестабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации

Повышение качества продукции на рынке, постоянное совершенствование


Большое количество поставщиков продукции



Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предприятие «Фабрика дверей» конкурентоспособно. Основными конкурентами в данной отрасли являются ИП Скурихин П.А. и «М-Стиль», но широкий ассортимент, большее количество поставщиков, удобное расположение магазина, используемая реклама, небольшая наценка на аналогичный ассортимент товара также различные маркетинговые мероприятия, которые будут описаны далее, позволяют открыть салон-магазин качественно нового, высокого уровня, как по ассортименту продукции, так и уровню обслуживания.

.6 План маркетинга

Основная цель разработки плана маркетинга - максимизация прибыли.

Для этого рассмотрим собственную градацию нескольких групп клиентов по основным потребностям.

Первая группа - клиенты, чьи основные потребности или побудительные мотивы при покупке, имидж компании, бренд товара, торговая марка и т.п.

Вторая группа - основные потребности этих клиентов - эксклюзивность, новизна товара.

Третья группа - основная потребность заключается в качестве приобретаемого товара.

Четвертая группа - основным побудительным мотивом при покупке является экономичность.

Пятая группа - клиентские потребности заключаются в достижении цели, т.е. покупатель приобретает товар непосредственно подходящий ему в определенном конкретном интерьере по дизайну, цвету, стилю и по своим дизайнерским проектам.

Соответственно для разных групп клиентов будут предложены различные способы удовлетворения потребностей. Для первой группы - это сложившийся имидж ИП Усков Е.В., как организация, которая работает достаточно долгое время в производстве качественной мебели, в рекламе будет использоваться название этой организации; а также представлены такие российские бренды, как «Софья» - участник и лауреат выставок международного уровня, «Волховец», «Краснодеревщик» - участники и призеры российских выставок, «Торекс» - самый известный производитель на рынке стальных дверей.

Для второй группы клиентов будут представлены в продаже такие фабрики производители, как «Мастер и К», которые работают на рынке чуть более 1 года, их покрытие экошпон (экологический шпон) своего рода «ноу-хау» в дверном бизнесе, «Мario Rioli» - эксклюзивные двери, произведенные по итальянской технологии с необычной цветовой гаммой и новым дизайном (притвор периметру, встроенная фурнитура), «Океан» - необычный дизайн дверей и постоянное обновление модельного ряда и цветовое гаммы и межкомнатные перегородки, которые изготавливаются по индивидуальным размерам и дизайну заказчика, эксклюзивные замки и запатентованная заливная система в конструкции стальных дверей «Торекс».

Для удовлетворения потребностей третьей группы клиентов предложены «Краснодеревщик» качественные двери по оптимальной цене; «Волховец» - качественные двери, работающие более 17 лет на рынке, стальные двери «Торекс» с внутренним наполнением пенополиуретан - лучшим на сегодняшний день тепло-шумоизоляционным материалом, стальные двери «Ретвизан» - качественные двери, производимые в Сибири.

Четвертой группе клиентов предложены двери эконом-сегмента «Дера» с широкой цветовой гаммой и большим модельным рядом, стальные двери «Бион», «Лион», «Супер-Двери» китайского производства, стальные российские двери эконом-класса «Меги».

Для удовлетворения потребностей пятой группы клиентов будет проведено более глубокое выявление потребностей, а также будет предложено программное обеспечение «Prosto», в которой можно наглядно увидеть дверь в интерьере по цвету и стилю.

Планируется работать непосредственно с дизайнерами по системе вознаграждения комиссионными. Введение скидок от дизайнера клиенту от 3 до 5 % от покупки, и комиссионные от сделки дизайнеру 7-10% в зависимости от суммы позволит привлечь, как клиентов, так и дизайнеров интерьера.

Торговая наценка составит 20-30% в зависимости от ценовой группы товара.

В качестве привлечения покупателей будет проведена рекламная компания. Основные ее направления:

реклама по телевидению и в местных газетах,

рекламная акция - при покупке каждой второй двери ручка в подарок,

скидка на двери от количества полотен.

ООО «Гудвер» филиал г. Новосибирска - крупнейший поставщик в Сибирском Федеральном округе, официальный дилер фабрик «Софья», «Волховец», «Краснодеревщик», завода «Торекс»;

ООО «Парадный Вход» филиал г. Томска - крупнейший розничный и оптовый поставщик с широким ассортиментным рядом и надежной логистикой;

ООО «Лигранд» - официальный представитель завода «Ретвизан», фабрик «Краснодеревщик» и «Дера»;

ООО «Мерион» - крупный поставщик металлических дверей «Бион», «Лион», «Супер-Двери».

Все перечисленные поставщики имеют длительный опыт работы в данной отрасли и удобную инфраструктуру. Несомненными преимуществами «Мериона» и «Гудвера» является доставка за счет поставщика.

Использование сразу четырех поставщиков позволит диверсифицировать источники снабжения магазина, что снизит цену товаров и уменьшит риски, связанные с уходом одного из поставщиков с рынка.

Планируется потратить на рекламу на телевидении - 12 000 рублей (30-тисекундный ролик, периодичность выхода 12 раз в сутки, длительность 7 дней), в газетах «Сегодняшная газета» и «Причулымский вестник» - 5 000 рублей (цветное объявление в разделе «Реклама» размером 10х15 см с перечнем оказываемых услуг и рекламными акциями, периодичность выхода газеты - 1 раз в неделю, длительность - 8 выпусков).

.7 Прогноз сбыта продукции

План сбыта будет отражать выбранную стратегию продаж компании в различные временные периоды.

Одним из ключевых элементов в организации сбыта является ценообразование. Смысл ценообразования на «Фабрике дверей» заключается в торговой наценке к закупочной стоимости товара.

Торговая наценка 20% будет распространяться на более дорогие товары: межкомнатные двери «Софья», «Волховец», «Mario Rioli», «Океан», шпонированные «Краснодеревщик».

Торговая наценка 30 % будет распространяться на все остальные товары, включая металлические двери, арки, перегородки и фурнитуру.

Такая градация является оптимальной с точки зрения конкурентоспособности предприятия. К тому же гарантийный срок товара будет составлять 12 месяцев со дня передачи его покупателю. Гарантия будет распространяться и на установку товара, если клиент воспользуется услугами сервисной службы.

Продукция будет реализоваться по схеме: 70 % стоимости покупки при заключении договора, остальное по факту доставки товара, если установка силами специалистов магазина: 50% при заключении договора, остальное по факту установки. Таким образом, будет исключаться некачественная установка, о чем клиент предупрежден заранее. Это является несомненным плюсом в сравнении с другими организациями в данной отрасли, так как остальные 50% по договору нужно вносить до установки.

Другим немаловажным фактором является продажа товара в рассрочку, если сумма покупки составляет более 30 000 рублей. Рассрочка является беспроцентной, взносы могут разбиваться на 3-4 месяца в зависимости от суммы покупки. Решение о продаже товара в рассрочку принимает руководитель в каждом отдельном случае индивидуально.

Работа с дизайнерами по системе вознаграждения комиссионными и рекламные акции в первые два месяца работы салона-магазина (скидка от количества полотен, ручка в подарок при покупке каждой второй двери) помогут не только приятно порадовать клиента, но и привлечь круг его общения. Для удобства покупателя платежи будут приниматься, как в наличной, так и в безналичной форме.

Товар будет закупаться в городе Красноярске, часть продукции будет доставляться на склад силами поставщиков, остальное силами ИП Усков Е.В., 1 раз в неделю. Поэтому доставка планируется в самые минимальные сроки.

Складскими будут являться основные продаваемые модели. Их определение связано с исследованиями методом опроса у населения г. Ачинска и поставщиков «Фабрики дверей». Товарные запасы на складе будут пополняться по мере их уменьшения. Планируемый объем сбыта с учетом сезонности и хозяйственных возможностей предприятия неразрывно связан с основными финансовыми показателями финансового плана. Рассмотрим их в комплексе в следующем параграфе.

.8 Финансовый план

Таблицы показателей финансового плана представлены табл.9-12, график точки безубыточности на рисунке 1.

Таблица 9. График погашения кредита.

Дата

Возврат основной суммы долга (руб.)

Начисленные и выплачиваемые проценты (руб.)

Оставшаяся сумма долга (руб.)

01.03.2012 г.

16 666,7

5 500

376 833,3

01.04.2012 г.

16 666,7

5 500

354 666,6

01.05.2012 г.

16 666,6

5 500

332 500,0

01.06.2012 г.

16 666,7

5 500

310 333,3

01.07.2012 г.

16 666,7

5 500

288 166,6

01.08.2012г.

16 666,7

5 500

265 999,9

01.09.2012 г.

16 666,6

5 500

243 833,3

01.10.2012 г.

16 666,7

5 500

221 666,6

01.11.2012 г.

16 666,7

5 500

199 499,9

01.12.2012 г.

16 666,7

5 500

177 333,2

01.01.2013 г.

16 666,6

5 500

155 166,6

01.02.2013 г.

16 666,7

5 500

132 999,9

01.03.2013 г.

16 666,6

5 500

110 833,3

01.04.2013 г.

16 666,7

5 500

088 666,6

01.05.2013 г.

16 666,6

5 500

066 500,0

01.06.2013 г.

16 666,7

5 500

044 333,3

01.07.2013 г.

16 666,6

5 500

022 166,7

01.08.2013 г.

16 666,7

5 500

0

Итого

300 00099 000―




Таблица 10. Затраты на деятельность (тыс. руб.)

Период  Статья затрат

Покупка оборудования

Закупка товара

Зарплата персонала

Отчисления на соц. нужды

Аренда

Маркетинговые затраты

Выплата кредита

Итого затрат

2012 г.

2

185

325

22,0

1,5834

17

17

0

567,583


3

0

350

22,167

1,7052

17

3,0

22,167

416,039


4

0

365

22,232

1,7783

17

3,0

22,167

431,177


5

0

375

22,276

1,8270

17

3,0

22,167

441,27


6

0

382

22,341

1,8611

17

3,0

22,167

448,369


7

0

386

22,367

1,8806

17

3,0

22,167

452,415


8

0

390

22,456

1,9001

17

3,0

22,167

456,523


9

0

395

22,566

1,9244

17

3,0

22,167

461,657


10

0

400

22,596

1,9488

17

3,0

22,167

466,712


11

0

403

22,634

1,9697

17

3,0

22,167

469,771


12

0

405

22,888

1,9833

17

3,0

22,167

472,038

2013 г.

I

0

1350

68,640

5,8464

57

15,0

66,501

1 559,99


II

0

1355

68,750

5,8902

57

9,0

66,501

1 562,14


III

0

1358

68,934

5,9195

60

9,0

45,831

1 547,68


IV

0

1362

69,123

5,9779

60

9,0

0

1 506,11

2014 г.

I

0

2724

138,246

12,044

144

20

0

3 038,29


II

0

2750

138,753

12,044

144

18

0

3 062,80

2015 г.

Год

0

5500

277,506

24,087

288

43

0

6 132,593


Таблица 11. Отчет о прибыли и убытках (тыс. руб.)

Период  Статья затрат

Выручка от реализации

Общие затраты

Валовая прибыль

ЕНВД

Чистая прибыль

2012 г.

2

380,25

567,583

- 187,333

0

- 187,333


3

460,376

416,039

14,337

9,177

5,16


4

467,05

431,177

35,873

9,177

26,696


5

469,75

414,27

55,48

9,177

46,303


6

489,94

448,369

41,571

9,177

32,394


7

492,62

452,415

40,205

9,177

31,028


8

520,30

456,523

63,777

9,177

54,6


9

545,15

461,657

83,493

9,177

74,316


10

523,00

466,712

56,288

9,177

47,111


11

519,13

469,771

49,359

9,177

40,182


12

508,17

472,038

36,132

9,177

26,955

2013 г.

1 378,41

1 559,99

-181,58

30,181

-211,761


II

1 499,35

1 562,14

-62,79

30,181

-92,971


III

1 823,28

1 547,68

275,6

30,181

245,19


IV

1 625,23

1 506,11

119,12

30,181

88,939

2014 г.

I

3 225,08

3 038,29

186,79

65,760

121,03


II

3 448,51

3 062,8

385,71

65,760

319,95

2015 г.

Год

6 705,44

6 132,59

572,41

134,4

438,01


Таблица 12. Срок окупаемости

№ п/п

Дата

Прибыль за предыдущий период

Суммарная прибыль за все предыдущие периоды

1

01.03.2012 г.

- 187,333


-187,333

2

01.04.2012 г.

5,16


 -182,173

3

01.05.2012 г.

29,696


 -152,477

4

01.06.2012 г.

46,303


 -106,174

5

01.07.2012 г.

32,394


 -73,78

6

01.08.2012 г.

31,028


 -42,752

7

01.09.2012 г.

54,6


 +11,848


Таким образом, срок окупаемости проекта составляет 7 месяцев. Следует отметить, что двери является сезонным товаром, пик продаж приходится с июня по октябрь, это связано с ремонтами в этот период времени и отпускным периодом, тогда как февраль, март являются традиционно «непродажными» месяцами в данной отрасли.

Точка безубыточности в 2012 году составит 488 704 рублей в месяц, при условии, что ежедневная выручка от продаж составит не менее 18 796 рублей (планируемый график работы салона-магазина с одним выходным днем в неделю - воскресенье). При сравнении данного показателя с основными конкурирующими компаниями этот показатель является достижимым.

С точкой безубыточности тесно связан такой показатель - как запас финансовой прочности - является одним из основных показателей финансовой устойчивости предприятия. Этот показатель позволяет оценить возможности снижения выручки от продаж в границах точки безубыточности.

Рассчитаем его в стоимостном выражении по формуле:

ЗПд = х 100%

где

ЗПд - запас финансовой прочности в денежном выражении;

В - выручка от продаж;

Тбд - точка безубыточности в денежном выражении.

ЗПд =  х 100% = 90,9%

Показатель финансовой прочности высок, а значит, риск потерь предприятия минимальный.

2.9 Оценка рисков

Потенциальные риски «Фабрики дверей» представлены производственными рисками, коммерческими рисками, финансовыми рисками и рисками, связанными с форс-мажорными обстоятельствами.

Производственные риски связаны с различными нарушениями в процессе поставок товара, оборудования, перебои с электроэнергией и теплоснабжением или выход из строя оборудования.

Мерами по снижению производственных рисков являются усиление влияния на поставщиков путем их диверсифицирования.

Коммерческие риски связаны с реализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынка, снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.)

Мерами по снижению коммерческих рисков являются: систематическое изучение конъюнктуры рынка, рациональная ценовая политика, реклама и т.д.

Финансовые риски вызываются инфляционными процессами, всеобъемлющими неплатежами, колебаниями курса рубля, риски ликвидности и т.п.

Они могут быть снижены работой с поставщиками на условиях рассрочки платежа, увеличением запасов товара и т.д.

Риски, связанные с форс-мажорными обстоятельствами - это риски, обусловленные непредвиденными обстоятельствами (стихийные бедствия, смена политического курса страны, забастовка и т.п.).

Мерой по их снижению служит работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности.

Избавиться от некоторой группы рисков можно путем страхования, а именно: страхование от пожара и других стихийных бедствий, страхования автомобиля на случай автомобильной аварии, страхование приостановки деловой активности по разного рода причинам на весь период остановки, страхование риска от смерти или заболевания руководителя или ведущего работника предприятия (особенно актуальным этот вид страхования становится в наиболее ответственный период) и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - ч. 1 и 2 - СПб: Виктория плюс, 2000.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. - часть вторая (раздел VIII Федеральные налоги). - Новосибирск: Рипел Плюс, 2002.

3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 246 с.

. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг. - М.: Омега-А, 2005. - 280 с.

. Бабич Т.Н., Кузьбожев Э.Н. Планирование на предприятии. - М.: КноРус, 2005. - 331 с.

. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. - М.: Инфра-М, 2006. - 495 с.

. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. - М.: Трикста,2006. - 521 с.

. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Финпресс, 2007. - 238 с.

. Ильин А.Г. Планирование на предприятии. - Минск: Новое знание, 2006. - 634 с.

. Калинина А.Д. Планирование на предприятии: учеб. пособие для студентов экономических специальностей. - Новосибирск: СибУПК, 2006. - 154 с.

. Крутякова Ю.А., Юсупова С.Р. Бизнес-планирование. - М.: Проспект, 2006. - 352 с.

. Куницина Н.Н. Бизнес-планирование в коммерческом банк М.: Финансы и статистика, 2008. - 303 с.

. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. - М.:Проспект, 2005. - 263 с.

. Лобанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. - М.: Приор, 2001. - 268 с.

. Пивоваров К.В. Планирование на предприятии. - М.: Дашков и Кo, 2006. - 229 с.

. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия. - М.: Дело и сервис, 2007. - 431 с.

. Попов В.М. Финансовый бизнес-план. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 458 с.

. Салий З.П. Потоки денежных средств: планирование и пути упорядочения. - Новосибирск: СибУПК, 2005. - 23 с.

. Скриба Н.Н., Микулич И.М., Валевич Р.П. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации. - Минск: БНЭУ, 2000. - 215 с.

. Сухова Л.Ф. Анализ финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 287 с.

. Терещенко Н.Н. Планирование на предприятии торговли. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 295 с.

. Уткин Э.А., Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Бизнес-планирование. - М.: Тандем, 2007. - 319 с.

. Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А. Дж. Бизнес-прогнозирование. - М.: Вильямс, 2005. - 696 с.

. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. - СПб.: Питер, 2002. - 493 с.

. Черняк В.З. Бизнес-планирование. - М.: КноРус, 2008. - 535 с.

25.[http://info.tatcenter.ru/bisplans/47702.htm] - электронный ресурс.

.[http://www.busplans.ru] - электронный ресурс.

.[http://www.gorislavtsev.ru/press_center/publications/00003/]- электронный ресурс.

Похожие работы на - Бизнес-планирование: теория, методика, практика (на материалах ИП Ускова Е.В. г. Ачинска)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!