Социальное развитие в учебных заведениях, управляющий аспект

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,71 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное развитие в учебных заведениях, управляющий аспект

Введение

Актуальность темы. На современном этапе жизни общества и государства особое значение приобретает необходимость комплексного развития регионов на основе наиболее полного использования их потенциальных возможностей, в том числе и системы профессионального образования, в целях повышения вклада в социальное и экономическое развитие общества в целом. Вместе с тем различные программы регионализации, многочисленные декларации, законодательные и нормативные акты, как правило, не содержат целенаправленных подходов к выработке и реализации региональной политики в области профессионального образования, не предусматривают какой-либо стройной системы мер по превращению профессионального образования, в том числе среднего профессионального, в один из основополагающих, активных факторов экономического и социального прогресса региональных сообществ. В то же время регионализация среднего профессионального образования является труднейшей по решению проблемой, поскольку в его деятельности наиболее характерно проявление черт централизованной экономики с преобладанием ранее существовавших вертикальных отраслевых систем организации и управления народным хозяйством. Этим условиям отвечали и принципы функционирования средней профессиональной школы.

Активизирующиеся в настоящее время процессы ослабления вертикальных и существенное усиление горизонтальных связей и структур управления, формирование региональных рынков труда привели к перераспределению функций и результатов деятельности средней профессиональной школы. Несмотря на это в деятельности среднего профессионального образования, в ходе процессов его регионализации постоянно продолжают иметь место следующие противоречия:

между объективными требованиями усиления политической, социальной и экономической базы саморазвития регионов и недостаточной динамикой включения среднего профессионального образования в решение этих задач;

между масштабами и структурой осуществляемых средним профессиональным образованием функций, в том числе по подготовке специалистов, и фактическими интересами и запросами населения и хозяйства регионов;

между необходимостью усиления регионального аспекта управления средним профессиональным образованием и сохраняющимися, во многом, вертикальными управленческими связями;

между необходимостью всестороннего учета динамично меняющегося спроса на образовательные услуги населения и хозяйства регионов и отсутствием соответствующей системы маркетинга; - между необходимостью финансового стимулирования деятельности среднего профессионального образования из бюджетных и внебюджетных средств региональных источников и сохраняющимся преимущественно региональным бюджетным финансированием.

Рассмотрение путей преодоления этих противоречий проведено в данной работе с позиций усиления значимости развития социально-экономических комплексов. Вместе с тем общеметодологические позиции регионализации среднего профессионального образования, рассмотренные и сформулированные в курсовой работе, репрезентативны и для регионов другого ранга. Степень разработанности проблемы. Указанные проблемы нашли свое отражение и частичное решение в ряде научных трудов отечественных и зарубежных исследователей. Общеметодологические проблемы экономики профессионального образования в новых условиях рассмотрены в работах A.M. Бабича, А.А. Воронина, Е.П. Воронова, А.П. Панкрухина, О.В. Репиной, Т.В. Юрьевой. Экономические аспекты проблемы регионализации профессионального образования исследованы в работах Е.Н. Богачева, С. Джалалова, Е.В. Егорова, В.И. Ерошина, Е.Н. Жильцова, A.M. Озиной, A.M. Юркова. Обоснование подходов к формированию региональных систем профессионального образования проведено в исследованиях В.А. Антропова, А.И. Галагана, В.М. Зуева, Г.В. Мухаметзяновой, В.М. Петровичева, А.И. Сухарева, В.Е. Яценко. Определенным образом рассматриваемые вопросы исследованы в ряде трудов зарубежных авторов, но в них практически не нашла отражение специфика российского среднего профессионального образования. В связи с этим пока еще отсутствует целостное исследование проблем формирования государственной региональной политики в области среднего профессионального образования, путей и методов управления ее реализацией в целях системной ориентации деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования на задачи развития регионов. Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является выработка теоретико-методологического обоснования и разработка на этой основе системы методов управления процессами регионализации среднего профессионального образования.

Для реализации указанной цели были определены следующие основные задачи:

обосновать функции среднего профессионального образования как активного элемента социально-экономических региональных комплексов; - определить основные задачи и пути регионализации среднего профессионального образования в общем контексте государственной региональной политики, а также методы управления этим процессом; - исследовать основные функции региональных структур управления средним профессиональным образованием и обосновать принципы их построения; - обосновать систему маркетинга и мониторинга региональных систем среднего профессионального образования; - определить основные направления развития новых форм организации средних специальных учебных заведений в процессе регионализации их деятельности, формирования их финансового механизма.

Объектом исследования является среднее профессиональное образование.

Предметом исследования являются процессы регионализации среднего профессионального образования и методы управления ими. Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретико-методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных исследователей в области современных проблем экономики, формирования и функционирования социально-экономических региональных структур, экономики социально-культурной сферы, профессионального образования и региональных аспектов его деятельности. Обоснованность и достоверность исследования определяется широким использованием нормативно-правовых материалов региональных органов управления, данных территориальной и ведомственной статистики; материалов обследований хода регионализации среднего профессионального образования по ряду регионов. Научная новизна курсовой работы и наиболее значимые результаты, полученные автором, заключаются в следующем:

обоснованы основные направления развития функций среднего профессионального образования по комплексному социально-экономическому развитию регионов, сформулирована целостная концепция государственной региональной политики в области среднего профессионального образования;

обоснованы основные, отвечающие современным условиям, методы управления процессами реализации государственной политики регионализации среднего профессионального образования, трансформации сети средних специальных учебных заведений, функционирующих на территории регионов, в единые региональные образовательные системы; - обоснованы функции и структура региональных государственно-общественных систем управления средним профессиональным образованием в регионе;

обоснованы содержание и механизм реализации маркетинга, информационно-нормативная база мониторинга региональных систем среднего профессионального образования;

обоснованы принципы финансового обеспечения деятельности региональных систем среднего профессионального образования на основе использования централизованного и рыночного механизмов.

Практическая значимость работы. Основные положения исследования реализованы:

при разработке нормативных документов и положений, определяющих развитие регионального аспекта деятельности средних специальных учебных заведений;

при создании организационных структур управления средним профессиональным образованием в регионах;

при формировании системы маркетинга и мониторинга региональных систем среднего профессионального образования;

при создании региональных комплексов среднего профессионального образования и их финансового механизма.

Цель управленческой деятельности в школе

Создание условий для образовательной деятельности профессионального образования. Основное направление работы при переходе школы в режим развития - работа над содержание профессионального образования.

В наше время всем понятно, что надо учиться. Образование определяет сегодня многие параметры жизненного пути человека, общества, государства. Оно развивает знания и развивает природные задатки, способствует росту интеллектуального и научно-производственного потенциала общества, личности и страны. Оно воспитывает отношение подрастающего поколения к труду, обеспечивает профессию и повышение квалификации, повышает в перспективе эффективность и качество производства; расширяет свободу выбора профессии и деятельности. Оно подготавливает молодежь к жизни в обществе, участию в хозяйственных, управленческих и политических процессах. Обеспечивает освоение различных занятий, способствует повышению интереса к формам деятельности и к жизни в целом. Оно способствует социальной мобильности, решению задач социального равенства и многому другому.

Американский конгрессмен, специалист и политик в области образования Дж. Брадемас так отмечает современную роль и значение образования: "Во-первых, образование необходимо для счастья, ибо как говорили греки, "посредством обучения у человека развиваются жизненные силы и расширяется его кругозор". Во-вторых, образование является как бы "лестницей" для социального и экономического успеха. Но помимо высокой способности образования к оформлению индивидуальных умений и ценностей, к повышению мобильности индивида в обществе, образование стало основой наших надежд на укрепление нации в экономическом и материальном отношении, на качественном уровне интеллектуальной и культурной жизни".

Никому сегодня не надо доказывать, что ХХ век - век научно-технического прогресса, космических исследований и величайших исторических перемен - без сомнения, является и веком образования. Ведь без успехов последнего невозможны были бы никакие научно-технические и социальные достижения. А они появлялись и, в свою очередь, оказывали самое существенное влияние на изменение и развитие образования. Образование было непосредственным участником того, что мир в ХХ веке постигли колоссальные перемены. Увеличение объема мирового промышленного производства (с начала века почти в 20 раз), появление его новых отраслей, масштабы индустриализации, широкое внедрение достижений НТР, автоматизация и технологизация производственных процессов, освоение всех сфер окружающего пространства, расширение мировых коммуникаций, рост населения, развитие социальных процессов - все эти достижения человечества с необходимостью сопровождались повышением роли, ростом уровня и масштабов образования.

Образование, оказав содействие современному прогрессу и став одной из его причин, ныне само стало его жертвой. Во второй половине нашего века все более заметным и значительным становилось его несоответствие изменившемуся характеру общественных запросов. Лавинообразно множились нерешаемые задачи, и на закате века оно запуталось в клубке неразрешимых проблем и противоречий. Явление это усугубило коллизии мирового общественного развития, приобрело, глобальные масштабы и имеет в регионах лишь детализирующую специфику. Оно стало одним из вопиющих противоречий развития человеческой цивилизации на пороге третьего тысячелетия.

Современная школа на распутье. Она не знает, должна ли формировать у индивида научную картину мира или обеспечивать человеку профессиональную квалификацию, учить мыслить или "готовить к жизни". При этом еще надо отметить, что все это - цели, большей частью частичные по отношению к целостности человека, и к тому же исчерпываемые рамками простой социальной адаптации, индифферентной к творческому потенциалу современной личности. И здесь совсем неуместны все более информационно насыщаемые учебно-предметные программы, с избытком наполненные научными данными, применения в жизни которым нет, или освоение которых необходимо лишь на самых поверхностных,"пользовательских" уровнях. В сегодняшней образовательной практике трансляция на школьном уровне большей частью безнадежно устаревших и редуцированных до убогости "научных данных" нередко превращается в напрасное натаскивание, неприменимое в жизни и подлежащее существенной ломке в вузе. И чем глубже школа дает знание отдельных фрагментов отдельных наук, тем меньше она готовит к жизни, все дальше уходя от своих исконных задач.

Противоречия по поводу понимания сути и значения образовательных процессов сопровождают нас в современной жизни буквально на каждом шагу и на всех уровнях. Так, один из лозунгов современного образования: "Нельзя сегодня быть хорошим специалистом без постоянного обновления знаний". Этим как бы обосновывается современная необходимость и несомненная важность образования, понимаемого как процесс формирования специалиста. В результате основные усилия образовательного сообщества сосредоточены сейчас на поисках усовершенствований в этом направлении. Но "выглянем в окно", без иллюзий и самообмана. Как свидетельствует анализ "современных условий" в нашей стране и за рубежом, за редким исключением, общественная жизнь - и это секрет полишинеля - вполне терпимо относится и благополучно принимает и неспециалиста, и фиктивного дипломированного специалиста, находя им "доходное место" отнюдь не по уровню и качеству образования.

Между тем, важная роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предопределяет во всем развитом мире постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики.

Общепринято понимание, что "будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия."

Стремление государств к их основной цели - обеспечению политической и экономической конкурентоспособности - всегда способствует заинтересованному вниманию к процессам развития образования. Этот мотив лежал в основе реорганизации образования в Японии в 50-70-е гг., коренных социальных реформ де Голля во Франции в 50-е гг., испанской модернизации 60-70-х гг. В результате эти страны имеют развитую систему образования, обеспечивающую им развитие и мировую конкурентоспособность.

Сегодня ясно, как день, что современная экономика поставлена в прямую связь с научно-техническим прогрессом. Это приводит к массовому порождению новых отраслей промышленности и техники. Следовательно, - к необходимости большей интеллектуализации производства. Эффективность промышленного производства ныне в целом существенно определяется развитием науки и уровнем высшего образования. А обеспечение его функционирования требует все более образованного и специально подготовленного персонала. Поэтому кризисными явлениями в образовании озабочены ныне широкие круги деловой общественности во всем мире.

Решение этих задач становится прямым интересом практически любого современного государства, которому нужны гарантии собственной стабильности. Попытки обойтись здесь вненациональным образовательным ресурсом продемонстрировали ограниченность этого пути. Например, известно, что после второй мировой войны государство и корпорации в Японии, приступив к модернизации производства, из соображений экономии времени и ресурсов, сделали ставку на покупку иностранных технологий: в 1950-1978 гг. Япония получила от иностранных фирм 21 тыс. лицензий на использование технологий. Затраты на их приобретение составили тогда 8,5 млрд. олл.

Однако уже в 60-70-е гг. Япония начала испытывать сильную зависимость от иностранных партнеров: ужесточились условия продажи лицензий, ухудшились условия доступа к новым технологиям, ограничивалась сфера экспорта производимой по лицензиям продукции и др. Поэтому уже в конце 60-х годов наряду с массовым импортом зарубежной технологии государством и монополиями был принят курс на активное развитие и укрепление собственного научно-технического потенциала за счет подготовки технических и научных кадров. Вследствие реорганизации в начале 50-х годов высшего образования значительно возросло количество университетов и колледжей, было увеличено количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений (с 1052 в 1975г., до 1187 - в 1981 г.). Это дало толчок росту собственного научно-технического потенциала Японии. В результате обеспеченного этим шагом интенсивного научно-технического развития Япония вышла на передовые позиции во многих областях науки и техники, экспорте технологий и торговле высокотехнологичными изделиями, превратившись в одну из самых мощных индустриальных держав мира.

Да и само стремление к образованию, к знаниям во всем развитом мире признано сегодня одним из важнейших элементов национального богатства. Университеты, например, расцениваются как "скрытое оружие" в обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке. Современные индустриально развитые страны получают от достижений НТР рост производительности труда вдвое. Многие исследователи, политики и бизнесмены приходят к выводу, что конкурентную борьбу на мировых рынках новейших технологий и продукции выигрывает уже не столько промышленная, сколько научная база.

В современной дидактике схема способов и уровней усвоения компонентов содержания образования в школе обработана детально. В основе формирования знаний, способов деятельности, в том числе творческой, опыта эмоционально-ценностного отношения к учению лежит знаниевая доминанта.

Предполагается, что в процессе усвоения знаний школьниками происходит изменение их личности, формируются соответствующие психофизиологические структуры, стереотипы поведения, актуальные в конкретной жизненной ситуации. Реально же мы имеем не состыковку между технологичностью содержания образования и готовностью ученика к жизни, так как развитие личности идет гораздо медленнее, чем разработка технологии обучения.

Роль связующего звена, посредника между содержанием учебного материала и учеником должна взять на себя своеобразная инфраструктура, а именно:

рефлексивная деятельность ученика, учителя, системы «ученик-учитель» (самоанализ, самостимулирование, учет индивидуального стиля учебной деятельности учителя и учащегося);

самообразовательные методики и технологии, в первую очередь, в основе которых лежит работа с информацией;

деятельностный подход в обучении, так как усвоение знаний требует действия, которое пробуждает эмоционально-чувственную сферу личности и обучаемого и обучающего.

Взаимосвязь и взаимозависимость структур содержания образования, инфраструктуры и развития ученика в такой схеме сильна и вызывает эффект синергии. Уменьшается стрессогенность учебного процесса, противостояние между учителем и учеником. Учитель в этой системе выступает как координатор образовательного процесса, он создаёт для активности обучаемых необходимые условия, на него же возлагается ответственность диагностики и коррекции развития учащихся. Компонентами деятельности ученика являются осознание целей и задач обучения, развитие и углубление потребностей и мотивов познавательной деятельности, восприятие, осмысление, запоминание и применение учебного материала, самоконтроль и самооценка.

Таким образом, проблема фрагментарности, изолированности знаний решается смещением акцента потребительского подхода к учению на потребностный подход. Содержание профессионального образования на деле становится конечным результатом, уровнем и достижением в знаниях, умениях и навыках, личностных качествах обучающихся, ориентировочной основой конкретной деятельности.

Итак, резервом в реальном учебном процессе являются:

знание учителем способов и уровней усвоения знаний и умений, знание достоверных и простых основ построения оптимальных вариантов учебного процесса;

вариативное, концентрическое повторение учебного материала на основе индивидуально-личностного подхода к обучению;

формирование ценностного отношения к знаниям, учет потребностей и интересов школьников, мотивационная насыщенность дидактических средств;

модифицирование проблем в конкретные учебные задачи, моделирование учебных ситуаций, требующих активной мыслительной и творческой деятельности.

Особое место в системе содержания образования следует уделить атмосфере, духу школы. Уклад школы есть скрытое содержание учебно-воспитательного процесса. От стиля руководства учительским и ученическим коллективами, организации и регламентирования всех сторон школьной жизни зависит успешность решения многих проблем профессионального образования, в первую очередь, проблемы сохранения и укрепления нравственного, интеллектуального и физического здоровья учащихся. Следует добавить, что вышеобозначенные способы организации процесса обучения и воспитания могут решить педагогические коллективы, в которых доминируют компетентность, профессионализм и дисциплинированность, коллективы единомышленников и энтузиастов.

Устойчивое социальное развитие

При анализе проблемы, как ни странно, основной трудностью является само понятие «социальное развитие». Наиболее массовым представлением о его содержании является следующее: «Социальное развитие - процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах - социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т. д.» [1]

Формально с этим определением можно согласиться. Действительно, социальное развитие является процессом, в ходе которого происходят какие-то количественные и качественные изменения в системе общественных отношений и различных социальных институтах. Однако за пределами содержания данного определения находятся причины и сущностная сторона этих изменений.

Дело в том, что понятие «социальное» (общественное) предполагает наличие не менее четырех структурных элементов социальной формы движения материи. Первый из этих элементов - сами индивиды как носители социального явления. Однако, чтобы стать таковыми их должно быть два и более. Вторым структурным элементом социального явления выступает общая и объединяющая этих индивидов какая-либо актуализированная потребность, определяющая их субъектно-субъектное и субъектно-объектное отношение, то есть эмоционально-волевую установку к кому-либо или чему-либо. Эта актуализированная потребность становится, таким образом, исходным связующим индивидов звеном в социальном явлении. Процесс ее удовлетворения обеспечивается с помощью третьего и четвертого структурных элементов. В качестве третьего выступает организующее начало в лице лидера или социального института. Четвертым структурным элементом являются правила и нормы совместной деятельности индивидов. Материальная действительность, представляющая собой физическую, химическую и биологическую формы движения материи, подразумевается данной a priori.

В приведенном выше определении свое отражение нашли лишь третий и частично второй компоненты социального явления. Остальные элементы отсутствуют и это не случайно. В абсолютном большинстве работ по социальным проблемам такие понятия как «отношения общественные» [3], «система социальная» [7] и другие не имеют ясно выраженного содержания. Вследствие этого сам термин «социальное управление» [8] не получил необходимого процедурного выражения.

Необратимые, направленные и во многом закономерные количественные и качественные изменения, происходящие во всех выше указанных структурных элементах социального явления, образуют процесс социального развития. Вместе с тем необходимо особо подчеркнуть, что процесс социального развития обусловлен изменениями в самих индивидах, которые представляют собой, в первую очередь, физическую, химическую и биологическую формы движения материи. Только на этой основе они становятся носителями социальной формы движения материи по всем имеющимся у них социализирующим признакам, в том числе по полу, возрасту, расе, внешним и физическим данным, интеллекту, состоянию здоровья, семейной и национальной принадлежности, профессии, имущественному положению, месту жительства и т.д.

Любые количественные и качественные изменения в индивидах по каждому из этих социализирующих признаков автоматически влекут за собой перемены в их потребностях. Это обстоятельство, в свою очередь, инициирует деятельность индивидов и социальных групп по созданию, поддержанию или разрушению соответствующих организационных структур (социальных институтов) для представления своих действительных интересов в обществе. Установив с помощью организации влияние в определенной социальной среде, индивиды или социальные группы реализуют свои интересы на долговременной основе путем формирования соответствующих правил поведения (нравов, обычаев, традиций и правовых норм). Следовательно, для всестороннего изучения проблем социального управления необходимо брать всю совокупность факторов, предопределяющих направленность, динамику и тенденции социального развития того или иного общества. В.И. Мурашов назвал социальную жизнь процессом присвоения жизненных ресурсов.

Таким образом, основным источником социальных процессов являются сами люди, нуждающиеся в ресурсах жизнедеятельности и живущие в условиях общественного разделения труда. Последнее обстоятельство является определяющим для социального развития. Дело в том, что при непрерывном росте численности населения происходит снижение возможностей биосферы Земли по удовлетворению постоянно возрастающих потребностей людей в ресурсах жизнедеятельности. Основное противоречие биологической формы движения материи, противоречие между живыми организмами и окружающей средой, начинает разрешаться не в пользу живого.

На тему устойчивого развития через призму экологических проблем в последние годы написано очень много, но все эти публикации не затрагивают социальной формы движения материи, то есть процессов социального развития. Между тем, оптимальное разрешение основного противоречия биологической формы движения материи возможно только посредством управления социальными процессами в человеческом обществе, в первую очередь в сфере общественного разделения труда по производству, распределению, обмену и потреблению ресурсов жизнедеятельности.

Субъектами социального управления в каждой стране являются, в первую очередь, органы государственной власти. Объектом социального управления выступает население страны. Субъект и объект социального управления находятся в условиях общественного разделения труда. Поэтому как представители органов государственного управления, так и все остальное население страны занимают рабочие места по необходимости. Общегосударственный интерес заключается в создании высококачественной продукции и услуг, а индивиды, объединенные в профессиональные группы, ориентированы на получение вознаграждения за труд. Разрешение основного противоречия в сфере общественного разделения труда, противоречия между общегосударственными и социально-групповыми интересами, осуществляется органами государственного управления, представители которых сами по определению имеют свои корпоративные интересы. Вместо работы на общество они предпочитают использовать свое общественное положение для решения, в первую очередь, собственных проблем. Именно в этом состоит главная причина неустойчивости и цикличности социальных процессов в любой стране. Косвенно это подтверждается результатами различного рода парламентских и президентских выборов. Разнесенные во времени предпочтения избирателей постоянно колеблются между социально-групповыми и общегосударственными интересами. К глубокому сожалению, в абсолютном большинстве работ по вопросам социального управления это обстоятельство игнорируется. Дело доходит даже до следующих заявлений: «Поскольку субъект (в том числе и субъект управления) всегда противостоит объекту, он не может быть результатом развития самого объекта. …Всеобщий субъект управления возникает на основе уровня свободы в обществе, что выражает рост «мощи» самой субъектности». Автор, пытаясь дистанцироваться от марксистского положения о первичности материальных условий бытия, сначала утверждает одно, затем другое. Все это происходит из-за того, что его рассуждения о социальных процессах строятся в отрыве от объективной реальности.

Предметом социального управления являются процессы социального развития, то есть количественные и качественные изменения во всех четырех элементах социального бытия. Например, управление рождаемостью позволяет увеличивать или снижать общую численность населения, то есть определять количественные характеристики общества. Расширение или сужение доступа людей или отдельных социальных групп к ресурсам жизнедеятельности дает возможность формировать качественные параметры человеческого сообщества. Поистине странными выглядят рассуждения некоторых авторов по этой проблеме, не считающих необходимым определить даже сам предмет социального управления. Между тем, решение именно этой задачи позволяет осуществить операционализацию управленческого процесса как такового.

Исходя из вышесказанного, цели социального управления по обеспечению устойчивости социального развития можно представить двояко. Формально это, с одной стороны, означает обеспечение способности конкретной развивающейся системы не выходить за допустимые пределы направленных и закономерно обусловленных изменений, а также ее возможности восстанавливать исходное положение после отклонения от номинальных параметров развития. К допустимым пределам относятся: оптимальная численность населения относительно размеров занимаемой им территории и расположенных на ней возобновляемых и невозобновляемых ресурсов жизнедеятельности; качественные характеристики населения относительно возможностей освоения этой территории, а также ее защиты от внешних посягательств и т.д. С другой стороны, в опубликованных ранее статьях автор постоянно акцентировал внимание читателя на аксиологически ориентированных целях управления. Во внешней политике они сводятся к решению четырех проблем - обеспечению территориальной целостности страны, ее политической, экономической и духовной независимости. Во внутренней политике органы государственного управления обязаны ориентироваться на эффективное создание совокупного общественного продукта и его относительно справедливое распределение между членами общества. Решение именно этих проблем позволяет своевременно находить некоторый оптимум в процессах развития социальной системы в целом. Нельзя согласиться с В.П. Петровым, который утверждает, что «главной задачей управления … является сохранение (и укрепление) существующего общественного строя либо вновь создаваемого». Подобная установка, отражающая социально-групповые интересы властных структур, заведомо обречена на провал. Количественные и качественные изменения в первом и втором компонентах социального процесса неизбежно вызывают соответствующую трансформацию социальных институтов, нравов, обычаев, традиций и правовых норм, то есть общественного строя. Устойчивость социального развития может быть обеспечена лишь на путях своевременных эволюционных преобразований в рамках вышеуказанных целей социального управления. В противном случае накапливающиеся противоречия между носителями общественных отношений и самой системой нравов, обычаев и правовых норм разрешатся посредством социальных потрясений.

Содержание социального управления многогранно. Однако на любом уровне управленческой структуры, исходя из целей социального управления и независимо от масштабов принимаемых решений, оно включает в себя познавательно-планирующую и организаторско-исполнительскую деятельность.

Любое управление есть насилие, то есть навязывание воли одного индивида другому или одних людей другим людям. Понимание необходимости такого насилия обусловлено общими актуализированными потребностями. Формы, средства и способы социального управления включают в себя весь диапазон физического, экономического, социального (в первую очередь законодательного) и духовного насилия. В абсолютном большинстве публикаций термин насилие употребляется, как правило, только с определением «физическое», а понятие «управление» преподносится в качестве самодостаточного явления. Это позволяет авторам этих работ разводить в общественном сознании на разные полюса понятия «политика» и «экономика», использовать термин «экстремизм» только в смысле чрезмерного физического насилия, игнорируя факты экономического, социального и духовного экстремизма. В качестве одного из самых ярких примеров законодательного экстремизма российских законодателей служит организация в стране «конверсии» военной промышленности. В принятом законе не нашли своего отражения элементарные вопросы познавательно-планирующей и организаторско-исполнительской деятельности. В отличие от них, американские законодатели до сих пор обсуждают эту проблему. Первый проект закона по конверсии был предложен в 1963 году, но он не нашел тогда поддержки сенаторов. В 1987-1988 гг. конгрессу вновь были предложены три подобных законопроекта, но и они после двухгодичной работы комиссии, изучившей основные проблемы конверсии, не были приняты.

Любое управление предполагает наличие социально значимой цели. На уровне общегосударственных интересов она проявляется в содержании выше указанных целей внешней и внутренней политики органов государственного управления. Как видно из приведенного примера, который можно дополнить большим количеством других, российские законодатели в своей деятельности руководствовались не общегосударственными, а своими социально-групповыми интересами, инспирированными внешним влиянием. Этот вывод можно подкрепить данными, полученными на основе критериев эффективности социального управления. К ним относятся количественные и качественные характеристики населения страны, ресурсов жизнедеятельности и условий бытия людей. Легко убедиться, что практика социального управления органов государственной власти по всем этим критериям не отвечает интересам социального развития российского общества.

В докладе Комиссии ООН, как и в большинстве публикаций по данной проблеме, абсолютизируется значение биологической формы движения материи, т.е. противоречие между живым организмом и окружающей средой. Механизмы социального развития игнорируются. В частности, показатели экономических аспектов устойчивого развития не затрагивают самой природы организации экономической жизни, в первую очередь соотношения между ее плановыми компонентами и возможностями рыночной самоорганизации и т.д. [20].

Психологический аспект управленческого образования

Гуманитаризация образования становится неотъемлемой частью обновления высшей школы. Она является средством формирования у студентов и будущих специалистов общечеловеческой культуры, с другой стороны, важным инструментом повышения активности учебно-воспитательного процесса. Основная задача обучения в учебном заведении-обеспечение требуемого уровня профессиональной подготовки.

Изменения социальных и экономических процессов в нашей стране порождают новый слой людей, профессионально занимающихся предпринимательской и управленческой деятельностью. Знания в области психологии становятся востребованными повсеместно, тем более для студентов, которые будут работать в сфере управления.

Особенности психологических дисциплин в том, что личностное включение в различные формы взаимодействий на занятиях определяет характер используемых методов работы, позволяет отследить ценностные позиции студентов. Значит, происходит не только передача знаний студентам, а и непосредственное общение преподавателя и студента, где немаловажное значение имеет психологическое мастерство самого преподавателя.

Создание гибкой системы преподавания, ориентированной на фундаментальную подготовку специалистов широкого профиля, используемые ею содержание, формы и методы должны быть направлены на человека как основной определяющий ориентир целесообразной общественной деятельности.

В настоящее время этот аспект деятельности учебных заведений реализуется во многом на инициативных началах, без должного системного согласования, поскольку сами учебные заведения действуют в автономном режиме, во многом сохраняя тенденции своего отраслевого функционирования. Задача состоит в последовательной ориентации деятельности разнофункциональных учебных заведений на нужды региона с последовательной трансформацией их совокупности в органичную часть социально-экономической структуры региона, имеющую характер упорядоченной системы.

Основными признаками такой системы являются: уровень и спектр развития образовательной деятельности, позволяющие согласованно удовлетворять образовательные потребности населения и экономики в режиме дифференциации образования с учетом местных условий; наличие единого субъекта управления региональной системой образования, представляющего центр регионального образовательного пространства; достаточность ресурсного, в том числе финансового, обеспечения деятельности образовательных учреждений по социально- экономическому развитию региона.

На переходном этапе необходимо обеспечить сбалансированное взаимодействие региональных и ведомственных интересов. Такой подход может уберечь профессиональное образование от провинциализации в самом худшем смысле этого слова. Это может быть достигнуто на основе проведения соответствующей целенаправленной государственной политики. Реализация государственной политики регионализации профессионального образования не может происходить иначе, как при участии и через деятельность всех участников сферы образования - органов государственного управления, учебных заведений, органов самоуправления в образовании, хозяйственных структур. В противном случае весь этот многообразный процесс примет характер принятия прямых административных решений и такого же метода их реализации. Программно-целевой подход к формированию региональных систем профессионального образования. Одним из решающих условий достаточно полной и быстрой реализации государственной региональной политики в области профессионального образования является наличие механизма управления соответствующими процессами. Пока еще реализация поставленных целей происходит в виде достаточно разрозненных мероприятий как в режиме общего движения, определяемого различными правовыми, организационными и иными актами федеральной значимости, так и в режиме деятельности региональных органов управления.

В настоящее время основная часть учреждений профессионального образования находится в государственной собственности. Является необходимым создание в регионах единых органов управления образованием, включающих управление системой среднего профессионального образования и обладающих достаточными властными функциями.

Для этого целесообразно, прежде всего, развивать систему договоров и соглашений между государственными и региональными органами управления профессиональным образованием, предусматривающих, в частности, делегирование последним прав в области осуществления лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений, что необходимо для поддержания единых образовательных и иных стандартов.

Необходимо также предоставить указанным органам возможность более действенного финансового воздействия на деятельность учебных заведений путем формирования регионального заказа, учитывающего образовательные запросы населения и народного хозяйства и обеспеченного средствами из регионального и государственного бюджетов. Одной из актуальных задач является создание действенного сектора общественного управления профессиональным образованием, органически включенного в общую структуру управления. Это тем более необходимо в условиях тенденции усиления роли учебных заведений в развитии местных социумов, привлечения для нужд образования все больших финансовых средств из местных бюджетных источников. Система маркетинга и мониторинга профессионального образования в регионе. Задача учета в деятельности образовательных учреждений различного рода региональных интересов и запросов, активное участие в их реализации предполагает постоянное изучение этих интересов и запросов, динамики их изменения. Причем это должно производиться как в текущем, так, особенно, и в перспективном режиме, поскольку только на этой основе можно разрабатывать и реализовывать тактику и стратегию деятельности каждого образовательного учреждения и всей их региональной совокупности в целом, привлекать в сферу среднего профессионального образования необходимые бюджетные и внебюджетные средства.

Одним из условий устойчивого состояния образовательного учреждения являются исследования рынка труда, рынка сбыта своих услуг, маркетинговые исследования. Маркетинг образовательных услуг представляет собой систематическое, детализированное, научно обоснованное изучение, формирование и управление спросом на специалистов, проявляемым на индивидуальном, групповом, региональном и других уровнях.

Но, говоря о маркетинге образовательных услуг, нужно и здесь исходить из их экономической сущности, выражаемой в том, что чаще всего мы имеем дело с распределением этих услуг под контролем государства. Это в той или иной степени сохранится и впредь и, естественно, потребует учета при организации маркетинговой деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием. Поэтому для успешного применения идей маркетинга следует учитывать необходимость удовлетворения потребностей общества, предприятий и организаций, социальных институтов и т.п., не носящих характера спроса в рыночной его форме. Если в традиционных концепциях маркетинга субъектом маркетинговой деятельности является предприятие, фирма, учреждение в лице специальных органов или подразделений, то применительно к системе образования, субъектом маркетинга оказывается главным образом государство в лице их органов управления образованием. В связи с этим на сегодняшний день образовательный маркетинг является, в основном, прерогативой органов управления образованием.

Мониторинг образования - это специально организованный непрерывный процесс поиска, группировок и комплексного анализа показателей с целью оперативного диагностирования и прогнозирования состояния образовательной системы и ее уровней в аспекте соответствия поставленным целям, выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.

Для решения задачи формирования региональных систем профессионального образования мониторинг необходим в силу особенностей самой системы профессионального образования - большой ее дисперсности, неупорядоченности управления, разноречивости интересов отдельных учебных заведений и их групп. Мониторинг, как и маркетинг, должен явиться действенным инструментом преодоления этого состояния профессионального образования, а также фактором усиления системности его функционирования. Функциональная направленность образовательного мониторинга предполагает необходимость того, чтобы его инструмент отвечал требованиям целостности и системности. Важно, чтобы общий и частный инструменты мониторинга привязывались к общей системе индикаторов.

Соответствующие аспекты мониторинга должны опираться на специфический набор индикаторов общей их системы. Финансовое обеспечение региональных систем профессионального образования. Одним из решающих условий возможности управления процессом регионализации профессионального образования со стороны региональных органов управления является финансовое обеспечение этой деятельности.

На основании материала, изложенного в предлагаемом исследовании, можно сделать следующие основные выводы:

. Сеть средних специальных учебных заведений широко развита и достаточно равномерно размещена по территории регионов, что создает необходимые условия и способствует дальнейшей ориентации учебных заведений на региональные потребности.

. Сохраняются диспропорции в масштабах и направленности развития профессионального образования в отдельных регионах по отношению к запросам населения по получению образования и рынка труда к специалистам определенного профиля, что обусловлено инерцией ранее сложившихся, отражающих отраслевую структуру построения экономики направлений деятельности учебных заведений.

. Развитие процесса врастания профессионального образования в региональные системы требует последовательного проведения соответствующей государственной политики по переходу от преимущественно отраслевого, централизованно управляемого его построения к преимущественно регионально построенным, территориально целостным системам профессионального образования.

. Одним из действенных способов управления процессами регионализации деятельности профессионального образования является программно-целевой метод, позволяющий соединить интересы отдельных активно действующих агентов системы образования, особенно самих образовательных учреждений, обладающих академической и хозяйственно-финансовой автономиями, для реализации общерегиональных целей развития.

. Необходимо создание в регионах единых органов управления образованием, включающих управление системой профессионального образования, обладающих необходимыми возможностями для реализации государственной политики в области регионализации образования, в том числе путем действенного финансового воздействия на основе формирования регионального заказа, обеспеченного средствами из государственного и регионального бюджетов.

. Для оценки степени регионализации деятельности учебных заведений необходимо проведение комплекса постоянных исследований состояния и динамики изменения спроса на услуги учебного заведения по всей его структуре, построение на этой основе стратегии развития профессионального образования в регионе в целом и отдельных его составляющих. При этом маркетинг образовательных услуг профессионального образования является элементом функционирования государственного сектора экономики и должен быть направлен на рационализацию деятельности образовательных учреждений и эффективное использование бюджетных средств.

. Необходимо создание систем мониторинга процессов регионализации, выполняющих функцию отслеживания происходящих изменений, их соответствия поставленным задачам развития системы профессионального образования, внесения при необходимости коррективов в процесс регионализации.

. Региональные источники финансирования среднего профессионального образования в настоящее время не могут обеспечить сколько-нибудь значимое воздействие на деятельность профессионального образования в силу бюджетной слабости самих регионов. Невелики возможности привлечения средств из региональных внебюджетных источников. В целом государственная финансовая политика в отношении региональных систем профессионального образования должна строиться на основе признания исключительных обязанностей государства по обеспечению деятельности профессионального образования.

Результаты выполненного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. За его рамками остался ряд вопросов, требующих дальнейшего изучения. К ним относятся: проблемы соотношения общегосударственных и региональных функций профессионального образования; проблемы правового характера, возникающие при создании региональных образовательных комплексов; вопросы формирования и реализации регионального заказа на подготовку специалистов; проблемы собственности образовательных учреждений, особенно в условиях многоучредительства, и некоторые другие.

Литература

образование управление мониторинг

1. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 153.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 624.

. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 106.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 507-508.

. Общественные отношения. Вопросы общей теории / Под ред. П.А. Рачкова. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - С. 33.

. Перфильев М.Н. Общественные отношения. Методологические и социологические проблемы. - Л.: Наука, 1974. - С. 104.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 671-672.

. Социальное управление: Словарь. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 169.

. Энциклопедический социологический словарь. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - С. 839-840.

. Мурашов В.И. Идея ресурсов - идея жизни. - М.: Логос, 1999. - С. 12.

. Шихлинский С.О. Отчуждение государственных служащих: причины, специфика проявления и пути преодоления: Автореф. дисс. … уч. ст. канд. филос. наук. - М.: РАГС, 1997. - С. 9-11.

. Лукницкий С.П. Средства массовой информации в системе социального управления современной России: Автореф. дисс. … уч. ст. д-ра соц. наук. - М.: РАГС, 1998. - С. 5, 13-14.

. Бузский М.П. Фактор свободы в субъектном регулировании общества. - Волгоград: Изд-во ВАГС, 1998. - С. 7.

. Андренов Н.Б. Философские основания социального управления. - Чита: ОКГС, 1999.

. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. - СПб.: СпбУЭиФ, 1993; Методология социального проектирования: Тез. докл. к ХХIII академическому симпозиуму. - Н.-Новгород: ОАЧ, 1995.

. Неретина Е.А. Управление социальными процессами. - Саранск: Красный Октябрь, 1999.

. Петров В.П. Объект управления - население. - М.: НИИ Геодезия, 1999. - С. 13.

. Словар «Социальное управление» - М.: Изд-во МГУ, 1994.

. Аракелов Е. Проблемы конверсии в военном секторе промышленности США // Зарубежное военное обозрение. - 1990. - № 1. - С. 73-77.

. Показатели устойчивого развития: структура и методология / Пер. с англ. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000.

. Формировать активную творческую личность // Среднее специальное образование. - 1988. - 7. - 0,3 п.л. (в соавторстве, автором - 0,15 п.л.).

. Структура и направления экономического образования в колледже // Проблемы и процессы становления экономического образования в техническом вузе: Сб. статей по проблемам высшей школы / Новочеркасский государственный технический университет. - Ростов-на-Дону: Пегас, 1995. - 0,1 п.л.

. Развитие среднего профессионального образования // Высшая школа в 1996 году. Ежегодный доклад о развитии высшего образования. - М.: НИИВО, 1997. - 0,4 п.л. (в соавторстве, автором - 0,1 п.л.).

. Среднее профессиональное образование в России: период реформ. - М.: НМЛ СПО Госкомвуза России, 1996. - 4,6 п.л. (в соавторстве, автором - 1,15 п.л.).

. Среднее профессиональное образование: региональный аспект // Среднее профессиональное образование. - 1995. - 2-3. - 0,4 п.л.

. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Материалы Международной науч.-практ. конф. "Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века". г.Оренбург. - 1998. - 5 п.л. (в соавторстве, автором - 0,04 п.л.).

. Среднее профессиональное образование в условиях регионализации образовательной системы // Регионология. - 1998. - 1. - 0,2 п.л. (в соавторстве, автором - 0,1 п.л.).

. Среднее профессиональное образование России в рыночных условиях // Образование - наука - рынок. - 1996. - 1-2. - 0,25 п.л. (в соавторстве, автором - 0,12 п.л.).

. Среднее профессиональное образование: региональный аспект // "Интеграция региональных систем образования". - Саранск. - 1995. - 0,1 п.л.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!