Социализация молодых инвалидов в системе социального обслуживания населения на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    151,34 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социализация молодых инвалидов в системе социального обслуживания населения на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района














Социализация молодых инвалидов в системе социального обслуживания населения (на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района)

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты социализации молодых инвалидов

.1 Основные понятия и определения

.2 Зарубежный опыт социализации молодых инвалидов

.3 Законодательная основа социализации инвалидов в Российской Федерации

Глава 2 Пути социализации молодых инвалидов на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района    

.1 База исследования: ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района, основные направления деятельности

.2 Социализация молодых инвалидов на примере социальных квартир

.3 Трудности социализации молодых инвалидов на примере социальных квартир

Глава 3 Разработка предложений по повышению эффективности деятельности ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 

Введение


Актуальность исследования. Инвалидность - это проблема не только одного отдельного человека, но и всего общества в целом. Это проблема отношения общества к конкретному человеку с ограниченными возможностями, отношения к инвалидности как к социальному явлению, поддержки и социальной защиты инвалидов.

В мире отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения (при разбросе этого показателя от 1% до 27%), и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

Особенно остро в настоящее время проблема инвалидности и реабилитации инвалидов стоит для России. Если не предпринимать адекватных мер, то в ближайшие десятилетия количество инвалидов среди населения страны может увеличиться до опасных пределов. Наблюдается рост заболеваемости по всем классам болезней. По прогнозам Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации, абсолютное число инвалидов в России в 2010 году достигнет 13,2 млн. человек, а доля инвалидов среди населения в 2015 году составит 10% при благоприятных условиях развития страны и 15% при неблагоприятных.

Многие ученые и политики считают, что по состоянию здоровья население России приближается к черте, за которой количество дееспособных лиц не будет в состоянии обеспечить детей, армию, пенсионеров, больных, а, в конечном счете, всех граждан. Сегодня нужны новые подходы к формированию общественного и личного здоровья, но не менее важно разрабатывать и предпринимать дополнительные меры для реабилитации инвалидов.

Цель исследования - Разработка предложений по повышению эффективности деятельности ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•        Рассмотреть основные понятия и определения

•        Изучить зарубежный опыт социализации молодых инвалидов

•        Проанализировать законодательную основу социализации инвалидов в Российской Федерации

•        Изучить базу исследования: ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района и определить основные направления деятельности

•        Рассмотреть процесс социализации молодых инвалидов на примере социальных квартир

•        Выявить основные трудности социализации молодых инвалидов на примере социальных квартир

•        Разработать предложения по повышению эффективности деятельности ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты ограничения возможностей человека затрагивались в социологических исследованиях М. Вебера, Э. Фромма, Р. Мертона.

Социологический подход к оценке инвалидности в разных интерпретациях использован И. Гоффманом (концепция стигматизации), Т. Парсонсом (концепция роли больного), К. Девисом (структурно-функциональный анализ). В российской социологии инвалидность исследовали Е.Р. Ярская-Смирнова (социокультурная теория нетипичности), Н.И. Скок (анализ социальной политики государства в отношении инвалидов).

Различные аспекты феномена инвалидности и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями вскрыты и проанализированы в трудах таких исследователей как В.П. Белов, Л.И. Вайман, М.В. Коробов.

Г.В. Дремова, Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова исследовали проблемы, связанные с разработкой технологий социальной реабилитации; С.Н. Кавокин, Л.П. Храпылина изучали профессиональное самоопределение инвалидов. Различные аспекты реабилитации и социальной интеграции инвалида в общество рассматривали такие ученые, как Е.Н. Гонтмахер, Л.П. Храпылина, Н.В. Шапкина, Ю.Г. Элланский.

Объект исследования - процесс социализации молодых инвалидов.

Предмет исследования - закономерности и специфика деятельности системы социализации молодых инвалидов на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района СПб.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, социологов, философов, психологов по проблемам неравенства, ограниченных возможностей человека, его социализации. Методологической основой является комплексный подход, опирающийся на принцип историзма, системный анализ и диалектический метод в исследовании проблем инвалидности и процесса социальной реабилитации в условиях современного российского общества.

Практическая значимость исследования. Изучены возможности использования положительного опыта социализации молодых инвалидов, предложены основные направления развития и совершенствования деятельности ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района СПб.

Глава 1 Теоретические аспекты социализации молодых инвалидов

 

.1 Основные понятия и определения


С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды, какое место они должны занимать в социальной жизни и каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позволяет утверждать, что эти взгляды изменялись следующим образом.

Первым представлением о том, каким может и должно быть отношение к физически ослабленным и неполноценным членам общества, со стороны здоровых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, прежде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное отношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти отголоски этих представлений.

По мере социального и духовного развития общества изменяются и его представления о человеке и людях. Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что изменяются представления о ценности человеческой жизни. Однако, пока ещё рано говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для формирования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним.

Следующим шагом в развитии представлений об отношении к инвалидам со стороны здоровых людей становятся идеи о необходимости привлечения их к труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать себе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере, эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авторитетными в общественном и массовом сознании.

Для современного этапа общественного развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значимость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые[25, c.65-72].

Основными причинами подобного генезиса общественной мысли и общественных настроений являются:

ü  повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и развитие его материально-технических и экономических возможностей;

ü  повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности человека.

Важнейшими причинами и факторами инвалидности в современном обществе являются:

ü  бедность;

ü  низкий уровень развития здравоохранения;

ü  вредные и опасные условия труда;

ü  неудачный процесс социализации;

ü  противоречивые нормы и ценности и другие.

Социогенный характер причин, вызывающих инвалидность, порождает и массу проблем для данной категории людей. Основной и главной среди них является проблема многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней. [32,c.142]

Декларация ООН «О правах инвалидов», принятая в декабре 1971 г. и ратифицированная большинством стран мира, даёт следующее определение понятия «инвалид»: это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей.[34, c.116] Данное определение можно рассматривать как базовое, являющееся основанием для выработки тех представлений об инвалидах и инвалидности, которые присущи конкретным государствам и обществам.

В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия инвалид - «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»[3].

Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.[36, c.236]

Инвалидность - это термин, объединяющий различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества. Нарушения - это проблемы, возникающие в функциях или структурах организма; ограничения активности - это трудности, испытываемые человеком в выполнении каких-либо заданий или действий; в то время как ограничения участия - это проблемы, испытываемые человеком при вовлечении в жизненные ситуации. Таким образом, инвалидность - это сложный феномен, отражающий взаимодействие особенностей организма человека и особенностей общества, в котором этот человек живет.[27]

Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

ü  дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

ü  инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.

По способности передвигаться:

ü  мобильные, маломобильные и неподвижные.

По степени трудоспособности:

ü  трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. Основной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми гражданами возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание условий для нормальной и полноценной жизни. Решение данной задачи предполагает опору на определённые принципиальные основания. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

ü  социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);

ü  социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;

ü  участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;

ü  социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;

ü  государственных и общественных гарантий, предполагающий, что независимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.[32, c.219]

Как уже было отмечено выше, современное общество мало приспособлено для нормальной и комфортной жизнедеятельности инвалидов. Наряду с чисто материальными и вещественными ограничениями, инвалидам во многом затруднён доступ к таким социальным возможностям и благам как получение престижного образования, высокооплачиваемой и востребованной на рынке труда работы и возможности быть избранным в органы местного самоуправления или государственной власти. В результате, инвалид вынужденно замыкается в довольно ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности, на преодоление которых и направлены технологии социальной работы с этой категорией населения. Основными целями их применения являются:

ü  преодоление у человека состояния беспомощности;

ü  помощь в адаптации к новым условиям существования и жизнедеятельности;

ü  формирование новой, адекватной среды жизнедеятельности инвалида;

ü  восстановление и компенсация утраченных человеком возможностей и

ü  функций.

Эти цели и определяют социальные технологии, которые могут быть использованы для эффективной социальной поддержки и помощи инвалидам.

Во-первых, это технология социальной реабилитации, позволяющая восстановить утраченные функции, возможности и психологическое состояние и, по возможности, возвратить человека к нормальной, полноценной и активной жизни. Система социальной реабилитации инвалидов включает в себя такие её разновидности как медико-социальная, психологическая и педагогическая, социально-экономическая, профессиональная и бытовая реабилитация. Реализация этих видов социальной реабилитации позволяет не только вылечить человека и преодолеть, полностью или частично физическую немощь и слабость, но и сформировать у него представления о необходимости ведения активной жизни, новую систему трудовых и профессиональных навыков, адекватную бытовую и предметную среду существования и преодолеть психологические последствия травмы, ранения или заболевания.

Во-вторых, это технология социального обеспечения, представляющая собой участие государства в содержании своих граждан, в том числе и инвалидов, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве.[31, c.268]

В-третьих, это технология социального обслуживания, т.е., деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах.[34, c.223] В структуре социальной помощи можно выделить такие элементы, как систематический уход за инвалидом, содействие ему в получении необходимых социальных услуг, в профессиональной подготовке и трудоустройстве, в получении образования, помощь в организации досуга и общения и т.п. Такая социальная технология тесно связана с технологией оказания социальной помощи, представляющей собой единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций.

Социальная помощь может оказываться инвалиду как экстренная или срочная, в виде социального или социально-медицинского патронажа, в условиях стационаров, домов или Центров дневного пребывания и на дому.

В современной науке существует значительное число подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации. Термин реабилитация происходит от позднелатинского rehabilitatio (re - вновь, снова, habilitas - способность, годность) и обозначает восстановление способности, годности. Однозначного определения данного понятия не существует.

Смысловая нагрузка понятия «реабилитация» подразумевает цель и процесс, метод и итог, концепцию и систему. Так, реабилитация как процесс, включает мероприятия и шаги, направленные на достижение конкретных целей. Реабилитация как восстановление способности, годности, является одновременно целью данного процесса. Реабилитацию также можно рассматривать как метод, то есть способ достижения цели. Реабилитация выступает и итогом, который достигается в процессе восстановительной деятельности.

В средневековье этот признак был дополнен нарушениями психики, а в XX столетии инвалидность отождествлялась с нарушениями функции организма и утратой трудоспособности.

В настоящее время социальная реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья. Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости, быстрейшее и наиболее полное восстановление способности к социальному функционированию.

Осмысление процесса социальной реабилитации требует рассмотрения тех кардинальных, базовых процессов, которые вводят людей в общество, делают их способными к участию в социальной жизни или обрекают индивидов на дезадаптацию и одиночество. Механизм включения индивида в социальную общность, как известно, носит название социализации.

Социализацию можно рассматривать как вхождение индивида в общество, приобщение его к социальной жизни. В этом процессе реализуется неразрывность двойственной природы человека, дуализм биологического и социального. Привнесение социальных начал в биологическую основу человеческой личности включает три элемента: воспитание как целенаправленную передачу социальных ценностей, неосознанное восприятие (интернационализацию) социальной информации, формирование характера, эмоционального строя и других черт личности.

Социализация - многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни общества, усвоение его норм, правил, знаний; происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания - целенаправленного формирования личности.

Социальная адаптация - специально организованный процесс или система мероприятий, направленных на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности посредством восстановления утраченных функций и социальных связей.

Для проведения исследования необходимо обратить внимание так же на следующие понятия и определения:

Группа инвалидности - устанавливается лицам, признанным инвалидами, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности (установлены три группы инвалидности); лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Ограничение системы жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Люди с особыми потребностями - люди, которые из-за определенных проблем, физических и психических расстройств не могут полностью участвовать в деятельности социальных институтов и получать положенную им поддержку без вмешательства профессионалов и других помощников.

Ограничение возможностей - означает социальный ущерб для личности, полученный в результате ограниченности функций организма или инвалидности, который препятствует возможности выполнять роль, считающуюся нормальной (в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов).

Потребности социальные - предметно выраженные нужды и виды заинтересованности социальных субъектов в чем-либо, необходимом для нормальной жизнедеятельности и успешного развития.

Интеллектуальный дефект - необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).

Отсталость умственная - нарушение общего развития, психического и интеллектуального, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы, имеет стойкий, необратимый характер.

1.2 Зарубежный опыт социализации молодых инвалидов


Декларация о правах инвалидов - международный документ, принятый в 1975 году Генеральной Ассамблеей ООН, впервые за историю человечества рекомендует государствам обеспечить инвалидам важнейшие права: на медицинскую, психологическую и социальную реабилитацию, протезно-ортопедическую помощь; на профессиональную подготовку и трудоустройство; на различные виды социального обслуживания; на экономическое и социальное обеспечение; право на то, чтобы особые нужды инвалидов учитывались на всех стадиях экономического и социального планирования; право на квалифицированную юридическую помощь; право инвалидов, их семей и общин на свободный доступ к информации, содержащейся в настоящей Декларации [1].

Реабилитация в настоящее время прочно вошла в практику социального обслуживания большинства стран мира. Важное место в этой системе мероприятий занимает трудовое устройство инвалидов, включающее ряд этапов, начиная с освидетельствования врачами-экспертами, профориентации и подготовки к труду и кончая подготовкой производства к трудоустройству инвалида и контролем его качества.

В настоящее время можно выделить два подхода к организации рабочих мест для инвалидов:

Северо-Американский (США, Канада) и Европейский (Германия). В первом случае работодатель адаптирует рабочее место под известные ограничения занятых у него инвалидов: меняет организацию рабочего места, используемое оборудование, условия занятости, обеспечивает получение инвалидом помощи общей и/или персональной. Во втором - старается сделать все рабочие места доступными для занятости на них инвалидов.

В тех случаях, когда трудоустройство через открытый рынок труда невозможно вследствие тяжелой формы инвалидности, новый подход предлагает заменять занятость на специализированных предприятиях так называемой «поддерживающей» («суппортивной») занятостью, т.е. созданием специальных рабочих мест на обычных предприятиях (США, Австралия, Канада, Великобритания). Интерпретация понятия «поддерживающая занятость» варьирует от страны к стране. Например, в США она принимает формы индивидуального трудоустройства, создания группы рабочих мест (3-8) для инвалидов в рамках головной компании, мобильных рабочих групп, или малых предприятий.[35, c.180] Оценки эффективности таких программ различаются в разных странах. Общий аргумент в их поддержку связан с социальными и психологическими выигрышами для инвалидов по сравнению со специализированными формами занятости. Экономическая эффективность подтверждается в США, но практически не заметна в Великобритании.

Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществляется в землях Германии, что можно объяснить имевшейся необходимостью преодолеть последствия мировой войны, оставившей после себя много инвалидов. Решением проблем социально-трудовой реабилитации инвалидов в этой стране заняты многие организации: с государственные учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации.

Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, переобучение, трудоустройство. Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей. Услуги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, включают в себя:

ü  определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная подготовка, включающая общее образование;

ü  профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение;

ü  помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий.

Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профессиональную консультацию и посреднические услуги в устройстве на работу. Специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов на биржах труда осуществляют врачебно-трудовую экспертизу, определяют конкретную профессию и другие меры реабилитации, например, обеспечения техническими средствами. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испытаний в центры профессиональной реабилитации. Реабилитационные центры в Германии могут осуществлять только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совмещать эти оба вида реабилитации.

Центр комплексной реабилитации в г. Фольмарштейне представляет собой лечебносанитарное учреждение, подготовка инвалидов в котором ведется по 40 специальностям. В основном, по обработке дерева, металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подготовки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет.[26, c.118] Центр получает заказы от частных фирм, куда в дальнейшем поступают инвалиды на работу. Инвалиды с наиболее выраженной патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских.

Необходимо заметить, что в Германии с 1986 года повышен месячный штраф, налагаемый на предпринимателей за каждый случай уменьшения численности инвалидов на предприятии менее 6% от численности всех работающих.[26, c.141]

Примером центра, осуществляющего только профессиональную реабилитацию. Является центр в Гейдельберге. В нем 800 учебных мест и интернат с таким же числом. Этот цент осуществляет реабилитацию больных туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Готовят в нем специалистов в области электроники, радиотехники, программирования. Мастерские оборудованы самой современной техникой. Это и неудивительно, поскольку центр работает под руководством двух советов - медицинского и профессионально-технического. Председателем профессионально-технического совета является один из административных руководителей фирмы Сименс. С отделами фирмы Сименс заключаются договоры на подготовку специалистов.

Обучение в любом из описанных центров заканчивается сдачей профессионального экзамена в промышленно-торговой палате, после чего возможно заключение долгосрочного контракта с инвалидами на рынке труда.

Такова кратко представленная система социально-трудовой реабилитации инвалидов в Германии. Подобные системы, представляющие интерес для отечественных социальных работников, существуют и в других европейских странах, таких как Австрия, Бельгия, Швеция, Франция, Нидерланды.

Организация помощи умственно отсталым людям в зарубежных странах осуществляется государственными и негосударственными общественными организациями. Причем, негосударственными организациями могут быть большие международные, национальные ассоциации или муниципальные учреждения.

Так, например, одной из популярных и авторитетных организаций является Международная Лига обществ помощи умственно неполноценным лицам. Ее филиалы имеются в более чем 70 странах мира. Содержанием работы этой организации является борьба за права умственно отсталых людей на международном и национальном уровнях. Члены Лиги проводят исследования умственной неполноценности, организуют конференции, осуществляют сотрудничество между странами, помогают разрабатывать национальные программы по борьбе с умственной отсталостью.[28, c.43]

В США умственная отсталость была признана национальной проблемой. В связи с этим была разработана Национальная программа по борьбе с умственной отсталостью, в соответствии с которой была поставлена задача по созданию центров по подготовке специалистов по реабилитации, профессиональному образованию, обслуживанию на местах умственно отсталых, разработке программ обучения и воспитания в школах. [28, c.52]

Обслуживание умственно отсталых людей в США включает профилактику, диагностику, обучение, клиническое обслуживание, социально-реабилитационную службу.

В социально-реабилитационной службе выделяют реабилитацию глубоко умственно отсталых лиц и общинно-реабилитационный сервис слабо умственно отсталых. Социальные службы в этом сервисе занимаются выбором путей реабилитации, имеется служба по дальнейшему трудоустройству. Весь общинно-реабилитационный сервис организуется в штатах в кооперации с государственными и частными учреждениями.

Большая роль в Бельгии при подготовке людей с умственной отсталостью принадлежит крупным реабилитационным центрам, в которых дети, подростки, а затем и взрослые проходят все этапы адаптации. Примерами могут служить центры в Антверпене и Брюсселе.

В структуру этих учреждений входит детский сад, школы, трудовые мастерские, интернат и полуинтернат (для пятидневного пребывания) для взрослых. Один из принципов реабилитации умственно отсталых детей - раннее начало. В связи с этим в детский сад поступают дети уже в 2 года. Большое внимание уделяется составлению прогноза развития ребенка, составлению индивидуальных программ, формированию опыта общения, коррекции поведения. Взрослые с умственной отсталостью работают в мастерских, продукция их труда реализуется на благотворительных базарах. Практикуется трудоустройство лиц с умственной отсталостью в сфере услуг.

Большое распространение в европейских государствах, в частности, в Германии, Бельгии, Швеции получили распространение небольшие групповые дома (общежития) для проживания умственно отсталых детей и взрослых. Для этой цели либо приобретаются дома в обычном жилом квартале, либо квартиры в многоэтажных домах. В таких групповых домах проживают от 6 до 15 человек, иногда разного возраста. Персонал - воспитатели и социальные работники, число которых зависит от степени нарушения интеллекта подопечных. Инвалиды могут проживать в таких домах постоянно, либо уезжать на выходные домой.

В Швеции, например, в 1990 году такой дом совместного проживания был открыт в одном из микрорайонов Стокгольма. Дом находится среди обычных жилых домов, в нем проживают в отдельных квартирах умственно отсталые взрослые люди. Помощь им оказывается только в тех вопросах, с которыми умственно отсталые люди не могут справиться самостоятельно.[29, c.77]

Кроме указанной формы обслуживания умственно отсталых людей, в странах Западной Европы распространены дневные центры, которые реализуют различные программы по уходу и обучению инвалидов.

Еще одной формой организации жизни умственно отсталых людей являются общины. Уже много лет существуют терапевтические общины для взрослых, основанные на принципе единения людей, имеющих какие-либо нарушения, в том числе и умственную отсталость. Эти общины располагаются, как правило, в почти заброшенной сельской местности, где сельское хозяйство имеет первостепенное значение. Это не психиатрическая клиника, а открытый поселок со всеми атрибутами сельской жизни. В общине не существует различий между обслуживающим персоналом и «пациентом». Все они - взрослые люди, вместе живут и работают. Здесь осуществляется возможность для каждого видеть в другом человеке отражение своей индивидуальности, обрести себя, открыть путь к самопознанию. В этих общинах организованы мастерские, пекарни, подсобные хозяйства и каждый, живущий в ней, работает там, где ему нравится, там, где он может реализовать себя.

Такие общины есть во многих европейских странах. В Бельгии, например, в них живут и дети и взрослые. Больные живут «семьями». В каждой семье есть «родители» - воспитатели. Дети посещают специальные школы, взрослые работают в мастерских, выполняют сельскохозяйственную работу. В Германии, наряду с семейными общинами, имеются религиозные общины, в которых проживают лица с умственной отсталостью.

Представляет интерес опыт совместного проживания и деятельности умственно отсталых лиц со здоровыми людьми в Кемпхилльских общинах. Основателем этих общин является врач-психиатр Карл Кениг (1902 - 1966), который в 1939 году организовал свой первый лечебно-педагогический центр в Шотландии в местечке Кемпхилл.

В самой первой Кемпхиллской деревне «Боттон», расположенной в Шотландии, в настоящее время живут и работают совместно около 400 человек, из них 200 селян с психическими нарушениями. В деревне имеется шесть ферм, различные ремесленные мастерские, включая типографию. Во многих деревнях мастерские уже переросли в производственные цеха по выпуску конкурентно способной продукции, которая продается в специально организованной сети магазинной.

В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхилльских центров и деревень в 20 странах мира. Наибольшее их число в Англии, Шотландии, Германии. [28, c.48]

До сих пор речь шла о социальной политике по отношению к инвалидам и ее отдельных разделах в отношении всех инвалидов. Было показано, что эффективность политик занятости и образования инвалидов в немалой степени зависит от возраста инвалидов, которым они адресованы, и возраста наступления инвалидности.

Молодые люди с инвалидностью (МЛИ) представляют собой социальную группу, о которой известно меньше всего. Между тем, на этот возраст (19-31 год) приходится переход от детской к взрослой жизни, что предполагает приобретение навыков, прохождение процесса физического и психологического взросления и обретения социальной идентичности, которые сделают возможным полноправное участие молодых людей в жизни общества. Потребности МЛИ не отличаются от потребностей их сверстников не инвалидов: это потребности в образовании, профессиональной подготовке и занятости, а также в социализации и взрослении через участие в социальных, культурных, религиозных и экономических событиях общества. Однако в отличие от здоровых сверстников эти потребности молодых инвалидов остаются неудовлетворенными.

Наибольшими препятствиями в жизни молодых людей с инвалидностью выступают предвзятое отношение, социальная изоляция и дискриминация. Семьи, имеющие детей с серьезными нарушениями здоровья, часто ожидают их раннюю смерть и, следовательно, не заботятся об образовании. По отношению к МЛИ часто считается, что они должны как можно дольше (или совсем) оставаться жить дома. Личная помощь, предоставляемая детям-инвалидам в семьях (преимущественно, матерьми), зачастую препятствует развитию у них элементарных навыков самообслуживания, что также затрудняет переход к самостоятельной взрослой жизни. Следствием такого отношения является то, что подавляющее большинство МЛИ, достигая юношеского возраста, имеют уровень образования ниже, чем их здоровые сверстники. Качество образования инвалидов часто оказывается хуже. Иногда существуют ограничения в выборе направлений профессионального образования.

В результате, МЛИ оказываются в большей степени подвержены риску не найти работу, чем их здоровые сверстники: у них ниже уровень образования, меньше или совсем не развиты специальные трудовые навыки, для некоторых специфические физические, сенсорные или ментальные расстройства ограничивают выбор рабочих мест. В большинстве случаев они также сталкиваются с предвзятым отношением работодателей, отказывающихся или опасающихся нанимать их. Эксперты отмечают, что по сравнению с молодежью вообще МЛИ имеют меньше прав на ошибку, им редко разрешают пробовать свои силы на профессиональном поприще. Поэтому среди МЛИ больше неактивных, больше безработных и больше недозанятых (занятых на неполную ставку, на сезонных работах и пр.). Даже имея сопоставимый со сверстниками уровень образования, МЛИ дольше ищут работу, работают на рабочих местах, требующих меньшей квалификации, менее защищенных, или предоставляющих меньше возможностей для карьерного роста.

Среди них больше занятых на предприятиях неформального сектора или работающих на основе устных договоренностей.

В социальной структуре инвалидов МЛИ представляют наиболее активную, нацеленную на возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь группу. Однако в отличие от взрослых инвалидов МЛИ не имеют опыта работы и стоят перед проблемой первого (а не повторного) выхода на рынок труда. Поскольку инвалидность - это социальное явление, сохранение барьеров в занятости и образовании для молодых инвалидов, включая негативные стимулы, которые могут содержать системы пособий и льгот, связанных с инвалидностью, может создать условия для социального иждивенчества даже этой социальной группы. Именно поэтому, реализуя политику социальной интеграции инвалидов, государства должны, прежде всего, обратить внимание на инвалидов молодых возрастов.

Тем не менее, большинство национальных программ в отношении инвалидов адресованы либо детям-инвалидам, либо взрослым инвалидам и, таким образом, игнорируют уникальные социальные, психологические, образовательные и экономические потребности МЛИ. Одновременно МЛИ редко попадают в поле зрения национальных программ, адресованных молодежи. Даже внутри ООН, признание или защита молодых людей с инвалидностью долгое время недооценивались. Например, Стандартные Правила, перечисляя группы инвалидов, находящиеся в наиболее уязвимом положении, упоминают детей, членов этнических общин и других меньшинств, взрослых женщин, но не включают в этот список подростков и молодых людей.[30, c.312]

Только 12% всех экспертов и организаций по проблемам инвалидов, участвовавших в международном проекте UNICEF, смогли указать специальные программы, адресованные молодым людям с инвалидностью как особой социальной группе. Почти все они были очень не большими, обслуживающими менее 100 молодых людей в странах, где миллионы людей - инвалиды.[33, c.210] Кроме того, большинство программ были адресованы городскому населению и наиболее обеспеченным молодым людям.

Таким образом, речь может идти не столько о масштабных программах, сколько о моделях.

В развитых странах позитивный опыт реализации программ образования МЛИ связан с системой кураторства (личных советников или помощников), в рамках которой к ребенку-инвалиду в средней школе прикрепляется куратор, ведущий его вплоть до трудоустройства и осуществляющий консультирование родителей инвалида, проверку профессиональных способностей своего подопечного, взаимодействие между инвалидом и школой, учреждениями профессиональной подготовки, работодателями. Улучшение сети и связей между школами, институтами профессионального обучения, родителями, социальными работниками и преподавателями в результате реализации специальных программ в отношении МЛИ в развитых европейских странах привело к повышению уровня и качества профессиональной подготовки МЛИ. Однако слабым местом практически всех программ занятости, адресованных МЛИ, остается переход от профессиональной подготовки к занятости.

Развитие новых технологий способствуют улучшению положения МЛИ на рынке труда. Молодые люди в целом легче осваивают компьютер и электронные средства связи.

Возможность установления контактов между МЛИ через Интернет, позволяющая им обмениваться опытом, информацией и другими ресурсами, включая те, что относятся к переходу к взрослой жизни, получает все большее признание.выделяет следующие критерии эффективных программ в отношении МЛИ: [33, c.225]

(1) независимо от того, адресованы ли такие программы исключительно МЛИ или им наравне с молодыми людьми не инвалидами, они должны поощрять МЛИ участвовать в таких видах деятельности, которые формируют умения, навыки и уверенность, необходимые для того, чтобы эффективно функционировать в обществе;

(2) такие программы хорошо проработаны с точки зрения ожидаемых результатов, необходимой организационной структуры и финансирования активной поддержки;

(3) они включают компоненту оценки, гарантирующую, что программы и предоставляемые услуги отвечают реальным потребностям МЛИ, а также их долгосрочным целям;

(4) они будут особенно эффективны, если МЛИ сами будут участвовать в разработке таких программ, контроле над их реализацией и оценке их эффективности; если они будут способствовать развитию навыков лидерства, защиты и самодостаточности у МЛИ.

1.3 Законодательная основа социализации инвалидов в Российской Федерации


Официальная социальная политика в России осуществляется в соответствии с жизненно важными для людей, имеющих инвалидность, международными документами. С такими, как Декларация ООН о правах людей, имеющих инвалидность 1971 года, Конвенция о правах ребенка 1989 года, Всемирная декларация создания равных возможностей для выживания, защиты и развития детей 1990 года, Всемирная программа действий в отношении людей, имеющих инвалидность, 1982 года, Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей, имеющих инвалидность, 1993 года.

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основные права, свободы и обязанности граждан России юридически закреплены и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

В Конституции 1993 года Российская Федерация квалифицирована как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует своим гражданам:

«1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».[1]

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" «определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации».[3]

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности».[4]

Отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон, по сути, является базовым для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что «Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Закон регламентирует порядок предоставления материальной и консультативной помощи, осуществления социального обслуживания на дому, в стационарных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания.

Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ». [5]

В законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права «регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». [6]

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы"

В рамках программы планируется: создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; развитие реабилитационной индустрии; оснащение оборудованием реабилитационных организаций; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Предусмотрено три этапа ее реализации. На первом этапе (2006 г.) производится научная проработка основных направлений программы, реализация ряда мероприятий программы. На втором этапе (2007 - 2008 гг.) будут проводиться пилотные внедрения и опытные разработки, а также оценка хода их выполнения, эффективности и результативности. На третьем этапе (2009 - 2010 гг.) будут организованы анализ, обобщение и распространение выработанных инновационных технологий реабилитации инвалидов, разработка следующих этапов совершенствования системы социальной защиты инвалидов. Объем финансирования указанных мероприятий составит 3842,9 млн. руб.

Ожидается, что в результате реализации программы к 2010 г. до 6,5% увеличится ежегодный показатель, характеризующий соотношение количества реабилитированных инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы и количества лиц, прошедших переосвидетельствование. В 2005 г. этот показатель составил 5,9% . Планируется, что реализация мероприятий подпрограммы позволит возвратить к профессиональной, общественной и бытовой деятельности более 20 тыс. инвалидов. Экономический эффект, который получит государство вследствие реализации подпрограммы, составит в среднем 67 - 91 млн. руб. ежегодно.

Функции государственного заказчика-координатора программы возложены на Минздравсоцразвития России.[7]

Постановление правительства от 20 февраля 2006 года № 95; «О порядке и условиях признания лица инвалидом»

«Настоящие Правила определяют в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро».[8]

Так же законодательную основу социализации инвалидов составляют Указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, Приказы и распоряжения профильных министерств и ведомств, региональные правовые акты (Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановление Правительства от 21 декабря 2004 года № 817;»Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.08.2005 №535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертиз» и т.д.)

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года значительное внимание уделено реабилитации и социальной интеграции инвалидов. В частности:

«….достижение к 2020 году уровня занятости инвалидов в Российской Федерации 40 процентов от общего числа инвалидов;

организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;….». (Подробнее см. Приложение 1).

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.

Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ (см. Приложение 2), количество лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, в настоящее время постепенно снижается. (см. рис.1 и рис.2)

Рис.1 Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, тыс. чел

Рис.2 Численность лиц, впервые признанных инвалидами в РФ, на 10 000 тыс. человек населения

При этом количество стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов в РФ (см. Приложение 3) с 1970г. выросло более чем в два раза - с 393 до 1453. (см. рис.3)

Рис. 3 Стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов, ед., (на конец года)

На 1 января 2008 г. на очереди для помещения в учреждения для взрослых состояли 18,3 тыс. человек, в учреждения для детей - 0,8 тыс. детей. Работали 18 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, в которых проживали 3,5 тыс. человек, 29 домов милосердия (2,1 тыс. человек), 34 геронтологических центра (8,8 тыс. человек).

Из общего числа зданий учреждений для престарелых и инвалидов 3,0% находилось в аварийном состоянии, 4,3% - в ветхом, 10,5% требовали реконструкции.

Согласно Концепции 2020, инвестиции в социальный комплекс в 2010г. составят 8,7% от общего количества инвестиций (см. Приложение 4 и рис 4)

Рис.4 Структура инвестиций в основной капитал в 2010г. по комплексам отраслей, %

В то же время можно проследить незначительную динамику инвестиций в социальный комплекс до 2020г. (см. Приложение 4 и рис.5)

Рис. Динамика инвестиций в социальный комплекс РФ в 2007-2020гг., %

Таким образом, в результате исследования, проведенного в Первой Главе можно сделать следующие вводы:

Проблема инвалидности в целом, и реабилитации инвалидов в частности, имеет многовековую историю. Очень долго она считалась в основном медицинской, а ее решение являлось прерогативой врачей. Однако с развитием общества и ряда наук, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной. Таким образом, к настоящему времени накоплен определенный объем знаний об особенностях социального и личностного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, их жизнедеятельности.

Постоянное и последовательное совершенствование системы социальной работы с инвалидами - это важнейшая задача социального развития. Технический и технологический прогресс человечества, обострение экологических проблем, рост продолжительности жизни и совершенствование системы медицинского обслуживания - всё это будет с неизбежностью приводить к увеличению числа инвалидов в обществе, и, следовательно, к необходимости постоянного развития его возможности по созданию условий для нормальной и полноценной жизни для названной категории людей.

Каждая страна имеет свои пути решения проблемы адаптации и интеграции в общество умственно отсталых людей. Организация реабилитационной помощи людям с умственной отсталостью в европейских странах характеризуется большим разнообразием форм и подходов. Эти подходы часто определяются концептуальными воззрениями на природу человека и его развитие, что предполагает использование соответствующих методов воспитания и обучения.

Выделение молодых людей с инвалидностью как целевой группы социальной политике по отношению к инвалидам в какой-то мере отклоняется от целостного подхода интеграции инвалидов в общество. Однако, это правомерно с точки зрения декларируемого в этом подходе принципа доступности. Учитывая низкую эффективность социальной политике по отношению к инвалидам в России, а также то, что молодые люди с инвалидностью - наиболее перспективная социальная группа с точки зрения их социализации, разработка специальной программы социальной интеграции молодых людей с инвалидностью основанной на позитивном зарубежном опыте целесообразна.

Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором происходит социализация инвалидов.

Несмотря на обширную нормативно-правовую базу, следует констатировать, что на практике социализация инвалидов, особенно молодых, происходит весьма медленно.

Глава 2. Пути социализации молодых инвалидов на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района

 

.1 База исследования: ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района, основные направления деятельности


По данным Санкт-Петербургского государственного учреждения «Городской информационно-расчетный центр», на учете в органах социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 18.05.2009 состоит 774 078 инвалидов (17% от общей численности населения города), из них: 82,4% граждан пенсионного возраста, 15,8 % граждан трудоспособного возраста, 1,8% детей-инвалидов. (см. рис. 5)

Рис. 5 Возрастной состав инвалидов г. Санкт-Петербурга на 18.05.2009г.,%

По данным ФГУ «Главное бюро МСЭ по г. Санкт-Петербургу» уровень первичной инвалидности населения города в 2008 году возрос по сравнению с 2007 годом (со 134,1 до 204, 8 на 10 тыс. населения), в связи с ростом инвалидности взрослого населения (со 154,2 до 235,8 на 10 тыс. взрослого населения) в основном за счет роста инвалидности среди граждан пожилого возраста, численность которых среди всех впервые признанных инвалидами в 2008 году составила более 80%.

Пиковый рост инвалидности среди граждан пожилого возраста обусловлен значительным количеством обратившихся во МСЭ за установлением инвалидности или ограничения способности к трудовой деятельности в связи с внесением изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о предоставлении гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда» (когда была установлена инвалидность либо повышена ОСТ более чем 46 тысячам жителей Санкт-Петербурга). Число впервые признанных инвалидами за первую половину 2008 года аналогично данным за предыдущий (2007 год).

При этом показатели инвалидности среди граждан трудоспособного возраста в 2008 году (60,5 на 10 тыс. взрослого населения трудоспособного возраста) оказались ниже республиканских (по РФ - 66,3) и по сравнению с аналогичными показателями по Санкт-Петербургу за предыдущий 2007 год (60,8).

Несколько возросли в Санкт-Петербурге, но оказались ниже среднереспубликанских и показатели детской инвалидности: с 21,5 на 10 тыс. детского населения в 2006 до 25,7 в 2007 году (по РФ - 30,0).[37]

Используя право субъекта Российской Федерации на предоставление дополнительных мер социальной поддержки населения Правительством Санкт-Петербурга инициированы и приняты следующие нормативные правовые документы, направленные на социальную поддержку инвалидов:

ü  Законами Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга» на 2006 и 2007 годы были предусмотрены целевые статьи расходов на обеспечение автотранспортными средствами инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, в рамках длящихся правоотношений в течении 2006-2007 годов - 66,0 млн. руб. выплачено компенсаций 679 чел.;

ü  Закон Санкт-Петербурга от 24.11.2004 N 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге» (бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: инвалидам по зрению (II или III степени ОСТ) и лицам их сопровождающим, инвалидам без обеих ног, без обеих рук или с параличом двух конечностей, или не имеющим руки и ноги);

ü  Закон Санкт-Петербурга от 02.05.2005 № 222-26 «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» (бесплатный проезд городским транспортом для детей-инвалидов и одного лица, сопровождающего ребенка-инвалида); и т.д. (Полный список см. Приложение 5)

Работа по совершенствованию мер социальной поддержки населения Санкт-Петербурга в целом и инвалидов, в частности, продолжается. При этом учитывается как опыт коллег из других регионов России, так и опыт стран ближнего и дальнего зарубежья.

Правительство Санкт-Петербурга поддерживает инициативы и конкретные шаги, предпринимаемые в настоящее время федеральным руководством в направлении улучшения качества жизни населения. К примеру, Правительством Санкт-Петербурга подтверждена готовность к исполнению полномочий по обеспечению инвалидов ТСР, а также организации санаторно-курортного лечения и проезда междугородным транспортом к месту лечения и обратно отдельных категорий граждан из числа получателей набора социальных услуг. Вопрос о передаче этих полномочий на уровень субъектов Российской Федерации в настоящее время обсуждается в Правительстве Российской Федерации.

Необходимо также отметить активное участие инвалидов Санкт-Петербурга в жизни города, в решении проблем граждан с ограниченными возможностями. Объединившись в общественные организации, они конструктивно взаимодействуют с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга. Формы взаимодействия разные. Это и привлечение к участию в обсуждении насущных проблем инвалидов на совещаниях, встречах, советах, и поддержка деятельности общественных организаций путем выделения субсидий на реализацию социальных программ и предоставление различного рода реабилитационных услуг инвалидам, выработка совместных решений Правительства Санкт-Петербурга по социальной поддержке инвалидов через работу Координационного совета по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Проблемам инвалидов было посвящено заседание Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации 07.04.2009, по результатам которого Президентом Российской Федерации дан ряд поручений Правительству Российской Федерации, направленных на совершенствование мер социальной поддержки инвалидов в различных сферах их жизнедеятельности. Санкт-Петербург принимает активное участие в их исполнении.

Особо следует выделить реализация десятилетнего российско-шведского проекта «Сотрудничество по усовершенствованию социальной работы в Санкт-Петербурге». Проект был реализован с 1997 по 2007 год. Комитетом по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга и Шведским агентством международного развития МИД Швеции (SIDA). Договор на реализацию проекта «Сотрудничество по усовершенствованию социальной работы в Санкт-Петербурге» был подписан между Комитетом по труду и социальной защите населения и Стокгольмским государственным университетом в феврале 1998 года во время визита в Санкт-Петербург вице премьер-министра Швеции Пьера Шори. Проект является самым крупным социальным проектом в истории SIDA как по длительности реализации, многопрофильности направлений, большому числу участников, так и по полученным результатам.

Санкт-Петербург всегда был городом, открытым к восприятию передовых технологий, городом, ведущим поиск новых форм адаптации различных категорий населения к непростым, быстро меняющимся современным условиям. Проект стал самым масштабным социальным проектом в истории российско-шведских отношений. За десятилетие совместной работы удалось многое сделать: разработаны новые социальные технологии, подготовлены новые кадры, внедрены новые формы и методы социального обслуживания жителей города, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Основным достижениями проекта стали отработка и внедрение технологий, направленных на усовершенствование обслуживания разных категорий населения. В частности, речь идет о современных технологиях: по созданию системы работы с молодыми инвалидами с нарушенным интеллектом; по развитию открытых форм социальной работы (социальное бюро); по социальному обслуживанию и уходу за пожилыми людьми; по социальной работе с приемными семьями; по социальной работе с детьми, чьи родители злоупотребляют алкоголем; по социальной работе с детьми из социально неблагополучных семей и др.

В 2007-м году администрацией Адмиралтейского района было принято решение об открытии специализированного учреждения по обслуживанию инвалидов и детей-инвалидов. И в декабре 2007-го года, путём реорганизации в виде выделения из состава СПб ГУ «ТЦСПСиД», на базе отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями был создан Центр - Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района», который начал свою работу 1 февраля 2008-го года.

Летом 2008-го года к Центру были присоединены ещё 4 отделения, которые до этого момента входили в состав СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» (СПб ГУ «КЦСОН») - «Карлсон <http://www.stbyst.ru/services_of_branches/karlson/>» (социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями), «Островок <http://www.stbyst.ru/services_of_branches/ostrovok/>» (отделение временного проживания для лиц с ограниченными умственными возможностями), ОДССП <http://www.stbyst.ru/services_of_branches/odssp/> (отделение домашнего сопровождения и социального патронажа инвалидов с ограниченными умственными возможностями, ныне - Отделение по обслуживанию граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного социального жилого фонда), «Минипрачечная <http://www.stbyst.ru/services_of_branches/minilaundry/>» (социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями).

Эти 4 отделения тоже имеют свою историю. Право человека с ограниченными возможностями на равноправное участие в жизни общества означает его доступ к образованию, работе и собственному жилью. Главная проблема инвалидов с умственной отсталостью возникала после окончания ими специализированных школ. Ребята не имели возможности использовать полученные навыки и трудоустроиться. У значительного числа умственно-отсталых лиц происходила постепенная деградация способности к труду и умения самостоятельно о себе заботиться, то есть тех навыков, которые они обрели, обучаясь в специализированных учебных заведениях. Проблема не решалась долгие годы. И тогда возник российско-шведский пилотный проект «Усовершенствование социальной работы в Санкт-Петербурге в 1997 - 2000 гг.». Первым учреждением, открытым в рамках этого проекта в феврале 2000-го года, стало социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Карлсон», которое предоставило каждому клиенту возможности максимального развития, повышения его самооценки и улучшения качества жизни путём включения его в процесс социально-трудовых отношений. В России данное отделение было первым и до сих пор остаётся уникальным. В апреле 2001-го года, в рамках того же проекта, было открыто отделение временного проживания для лиц с ограниченными умственными возможностями «Островок». В декабре 2003-го года, с целью выявления и обследования инвалидов, проживающих на территории Адмиралтейского района, было открыто Отделение домашнего сопровождения и социального патронажа (ОДССП), на базе которого в 2006-м году были открыты две квартиры социального назначения для людей с ограниченными умственными возможностями, нуждающихся в трудоустройстве и постоянном жилье. И, наконец, в ноябре 2006-го года, в связи с тем, что СТРО «Карлсон» уже не могло обеспечить рабочими местами всех желающих, было открыто социально-трудовое реабилитационное отделение «Минипрачечная», рассчитанное на 12 рабочих мест. Все эти 4 отделения вошли в состав нашего Центра летом 2008-го года.

С сентября 2008-го года по январь 2009-го года были открыты ещё 3 отделения: Отделение профреабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профориентации детей-инвалидов, Отделение раннего вмешательства и Социально-реабилитационное отделение.

Цель центра - создание полной схемы работы, принципиально отличной от имеющейся (дома-интернаты), в которой будут использованы различные всеохватывающие формы социальной поддержки людей с ограниченными возможностями.

Центр предоставляет комплекс услуг по социальной, психологической, профессиональной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, содействие в оказании им юридической помощи. Иными словами, деятельность, направленную на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида и поддержания семьи, имеющей в своём составе ребёнка-инвалида.

Центр осуществляет следующие виды деятельности:

ü  выявление и учёт всех инвалидов и детей-инвалидов, проживающих на территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, создание базы данных с количественными и качественными характеристиками потребности в социально-реабилитационных услугах, периодичности их предоставления;

ü  социальное обследование инвалидов, детей-инвалидов и их семей, анализ полученных данных, составление социального портрета и определение видов и объёмов требуемой помощи и периодичности её предоставления;

ü  мероприятия медико-социального сопровождения инвалидов и детей-инвалидов, включая мероприятия по адаптивной физической реабилитации;

ü  контроль за проводимыми реабилитационными мероприятиями;

ü  разработка и распространение методических и информационных материалов по вопросам социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов; информирование населения о деятельности Центра;

ü  организация и реализация специальных программ по организации отдыха инвалидов и детей-инвалидов в летнее время;

ü  патронажное обслуживание инвалидов, детей-инвалидов;

ü  участие специалистов Центра, работающих в сфере социальной защиты инвалидов и детей-инвалидов, в семинарах, лекциях, конференциях и других мероприятиях, направленных на повышение квалификации сотрудников, уровня обслуживания, а также проведение подобных мероприятий.

В настоящее время в Центре функционируют 11 отделений для лиц с ограниченными возможностями:

. Отделение дневного пребывания «Родничок»

Основная цель деятельности - осуществление комплексной социальной реабилитации детей от 3-х до 18 лет с ограниченными возможностями и профилактики детской инвалидности в районе.

. Социально-трудовое реабилитационное отделение «Карлсон»

Отделение содействует интеграции инвалидов в общество, предоставляя им возможность трудоустройства. Работа на отделении заключается в участии инвалидов в полном цикле приготовления пищи.

. Отделение временного проживания «Островок»

Создано для временного пребывания инвалидов в условиях стационара, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, организации питания и досуга. А также для снижения социальной напряжённости в семье путём освобождения родственников от постоянной опеки и получения ими возможности трудоустройства, лечения и отдыха.

. Отделение по обслуживанию граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного социального жилого фонда

Целью работы отделения является: сопровождение инвалидов к месту проведения медико-социальной экспертизы, в лечебно-профилактические учреждения и т.п.; содействие в получении социально-психологической, социально-медицинской, социально-экономической, юридической и других видов помощи. В состав отделения входят 2 квартиры социального назначения, являющиеся благоустроенным жильём для инвалидов.

. Социально-трудовое реабилитационное отделение «Минипрачечная»

Основная деятельность отделения состоит в проведении мероприятий по адаптации инвалидов в процессе получения навыков по полному циклу профессиональных обязанностей, заключающихся в стирке, глажке, сушке, ремонту (штопка, подрубка ткани и т.д.), приёмке и доставке белья.

. Отделение приёма и консультации граждан

Целью данного отделения является первичный приём семей с детьми-инвалидами и инвалидов трудоспособного возраста (мужчины от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет), разработка индивидуального маршрута сопровождения, консультирование инвалидов по вопросу их жизнеобеспечения, полагающихся льгот и преимуществ, а также эпизодический социальный патронаж. Оказывается содействие в льготном посещении театров и музеев г. Санкт-Петербурга.

. Отделение адаптивной физической культуры

В ноябре 2008 года на базе Центра открылось Отделение адаптивной физической культуры с целью индивидуальных и групповых занятий для поддержания и улучшения состояния здоровья лиц с ограниченными возможностями.

. Отделение раннего вмешательства

Отделение предназначается для осуществления комплексной социальной реабилитации семей с детьми - инвалидами; детей, имеющих ограниченные возможности по состоянию здоровья в возрасте до 3-х лет.

. Отделение профреабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профориентации детей-инвалидов.

Отделение предназначается для оказания профессионально-реабилитационных и профориентационных услуг инвалидам трудоспособного возраста и детям-инвалидам, а также для информирования и консультирования по вопросам дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства.

. Социально-реабилитационное отделение

Отделение осуществляет социальную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 3-х до 18 лет и их семей.

. Отделение социально-медицинского сопровождения

Целью создания отделения является создание условий и проведение мероприятий социально-медицинской направленности для осуществления оптимальной социально-реабилитационной работы.

В настоящее время в Центре трудятся ????? специалистов различного профиля. Средний возраст работников 40 лет, 59% от общей численности персонала имеют высшее образование. [24]

2.2 Социализация молодых инвалидов на примере социальных квартир


Значительный вклад в социализацию молодых инвалидов в Центре вносят социально-трудовое реабилитационное отделение «КАРЛСОН» и отделение временного проживания «ОСТРОВОК», Отделение по обслуживанию граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного социального фонда.

Социально-трудовое реабилитационное отделение «КАРЛСОН».

Отделение предоставляет каждому клиенту возможности максимального развития, повышения его самооценки и улучшения качества жизни путём включения его в процесс социально-трудовых отношений.

Отделение содействует интеграции инвалидов в общество, предоставляя им возможность трудоустройства. Работа в отделении заключается в участии инвалидов в полном цикле приготовления пищи. Весь технологический процесс приготовления разделён на мелкие операции, выполнение которых возможно инвалидом. В результате выполнения этих операций получается обед из четырёх блюд, готовый к употреблению. Специалисты отделения задействуют ресурсы каждого работающего, обеспечивая его максимально возможное развитие, путём специальных тренингов, формируя у каждого инвалида уверенность в себе, в своих силах.

В отделении проводится тренинг инвалидов для развития навыков, необходимых в повседневной жизни и быту:

ü  Тренинг рабочих навыков: умение следить за временем; умение исполнять производственные обязанности.

ü  Тренинг навыков самостоятельного проживания: обучение самостоятельно удовлетворять ежедневные личные гигиенические потребности; умение готовить пищу; умение поддерживать в порядке одежду; умение произвести элементарную уборку помещения, постирать и т.д.

ü  Транспортный тренинг: умение самостоятельно добираться на работу и с работы домой, а в дальнейшем - умение пользоваться транспортом для самостоятельного передвижения по городу.

В отделении применяется метод совместного приёма пищи для работников и персонала отделения. Это позволяет снять у работников ощущение пребывания в специализированном учреждении и способствует их лучшему интегрированию в повседневную жизнь. Также, благодаря этому методу, ребята учатся правильно вести себя за столом, пользоваться ножом и вилкой, учатся общаться друг с другом.

Для работников отделения организованы реабилитационные мероприятия профильными специалистами (психолог, инструктор ЛФК и инструктор по труду). Работа с инвалидами ведётся по рекомендации МСЭ и по специальным показаниям.

С 15.00 до 18.00 работает группа развития, в которой проходят: досуговая деятельность ребят, праздники, занятия по интересам; а также организуется спортивная, коммуникативная и творческая деятельность; экскурсии в музеи, на выставки.

Отделение создано для одновременной работы 25 инвалидов с ограниченными умственными возможностями. Возраст клиентов отделения - от 16 лет и старше.

Отделение является учреждением социальной защиты, альтернативным стационару. Пребывание клиентов в отделении бесплатно. Содержание инвалида в данном учреждении почти в два раза меньше, чем в доме-интернате, однако человек не оторван от общества и семьи, занимается общественно-полезным трудом, повышается его самооценка.

Отделение временного проживания «ОСТРОВОК»

Создано для временного пребывания инвалидов в условиях стационара, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, организации питания и досуга. А также для снижения социальной напряжённости в семье путём освобождения родственников от постоянной опеки и получения ими возможности трудоустройства, лечения и отдыха.

Отделение является стационарным учреждением социальной защиты. Возраст клиентов - от 16 лет, однако, при критической ситуации, возможно снижение возраста до 14 лет. В отделении могут одновременно находиться 10 человек.

Похожие работы на - Социализация молодых инвалидов в системе социального обслуживания населения на примере ЦСРИ и ДИ Адмиралтейского района

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!