Разработка проекта реабилитационного центра для малолетних проституток в г. Иркутске

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,6 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка проекта реабилитационного центра для малолетних проституток в г. Иркутске

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Институт социальных наук

Кафедра социальной работы








Курсовая работа

Разработка проекта реабилитационного центра для малолетних проституток в г. Иркутске


специальность: 040101.65 - «Социальная работа»

студентка 2 курса

Группа 15221

Архипова А.Г.

Научный руководитель:

преподаватель кафедры социальной работы

Т.В. Гладкова


Иркутск 2011

Содержание

Введение

Глава 1

.1 Понятие и общие данные проституции

.2 Причины появления детской проституции

.3 Нормативно-правовые акты, касающиеся детской проституции

.4 Социальная профилактика детской проституции за рубежом

Глава 2

.1 Вступление

.2 Описание реабилитационного центра

.3 Проведение досуга воспитанников

.4 Воспитательные и развлекательные проекты реабилитационного центра

.5 Трудотерапия

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Наше время порождает множество асоциальных явлений. Наркомания, алкоголизм, бедность, рост преступности… Все они разрушают социальное благополучие, подрывают здоровье нации. Люди все больше и больше подвержены влиянию пагубных пристрастий. Кого-то на это толкают тяжелые жизненные условия, кто-то не может смириться с трудной ситуацией, произошедшей в его жизни, а кто- то добровольно выбирает путь саморазрушения. И это относится не только к так называемым «вредным привычкам» типа алкоголизма и наркомании. Сюда же можно включить и проституцию.

Сейчас проблема проституции весьма актуальна. В некоторых европейских странах ее легализовали, поэтому она перестала быть чем-то постыдным и отвратительным, но в России проституция до сих пор - занятие непристойное и запрещенное законом. Как правило, «на панель» девушки и женщины идут от безысходности, от невозможности справиться с проблемами (обычно финансовыми). В СМИ мы часто находим этому подтверждение: девушки из провинций едут в большие города или за границу, чтобы заработать денег, так как в родных местах такой перспективы им никогда не представится. Понятно, что в итоге происходит… Также все больше набирает обороты продажа девушек в другие страны в секс - рабство. Эта проблема уже не только одной страны, а всего мира. Впрочем, многие из этих девушек знают, чем им придется заниматься за границей, но все равно идут на это, считая, что прозябать в нищете в какой-нибудь деревне - не лучше. И какие бы меры не принимались государством против проституции, она все равно будет развиваться, порождаемая социальными трудностями. Гигантская армия российской проституции стала социальным слоем и превратилась в индустрию, использующую современные информационные технологии. Теперь она всё меньше и меньше оценивается как негативное явление.

Но самое страшное и тяжелое явление - это проституция среди несовершеннолетних. Унижение, эксплуатация и сексуальное насилие над детьми неуклонно растет. Масштабы детской проституции в некоторых странах принимают такие объёмы, что это становится известно не только внутри страны, но и всему миру. Зачастую родители сами отдают своих детей в секс - рабство, нисколько не задумываясь о последствиях. Но каким вырастет человек, подвергающийся такому обращению с самого детства? Психика ломается и в итоге ребёнок вырастает социально опасным. Из таких позже вырастают маньяки, насильники и прочие преступники, и из них же рождаются те, кто продолжит это дело.

Однако в нашей стране принимается не так уж много мер по предотвращению детской проституции. Хоть это явление и уголовно наказуемо, оно продолжает развиваться. На мой взгляд, с этой проблемой должно бороться и само общество. Не закрывать глаза, не быть равнодушным, не оставлять это без внимания. Ведь практически каждый может столкнуться с подобным явлением нашей жизни.

В данной работе я хочу представить свою модель реабилитационного центра для малолетних проституток. Моя задача состоит в том, чтобы предложить такой вариант, который мог бы быть воплощен в жизнь и был бы полезен обществу. Подобный центр должен быть не просто временным приютом для опустившихся на дно жизни девушек, который они покинут без сожаления и теплых чувств, а стал бы для них домом. Ведь несовершеннолетние проститутки - это девочки с нарушенной психикой, искаженными понятиями о жизни, социально неадаптированные, не получившие в полной мере любви и заботы. В реабилитационном центре они должны будут узнать другую сторону жизни, избавиться от плохих привычек и стать полноценными, здоровыми и уверенными в себе людьми.

Объект данной работы: малолетние проститутки;

Предмет: реабилитация малолетних проституток, подготовка их к жизни в социуме.

Цель: сформировать методы и пути реабилитации. Создание собственно проекта реабилитационного центра для малолетних проституток в г.Иркутске.

Глава 1

.1 Понятие и общие данные проституции

Малая Советская Энциклопедия дает такое определение Проституции - «продажа своего тела с целью добыть средства к существованию». В современной социологии Проституция - «это практика половых сношений вне брака, осуществляемых за деньги или иное вознаграждение, которое служит основным либо существенным дополнительным источником средств, для избранного образа жизни». Юридический словарь определяет Проституцию как «вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении». В свою очередь, Детская Проституция - это особый вид криминального бизнеса, когда в качестве проституток выступают дети. Дополнительный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, определяет детскую проституцию как «практику, при которой ребёнок используется в сексуальных целях лицами за вознаграждение или любую другую форму компенсации» (статья 2b).

Проституция несовершеннолетних - это одна из разновидностей проституции. Как правило, различают детскую (11 - 14 лет) и подростковую проституцию. Но есть также проститутки младше 11-ти лет.

Малолетних проституток часто можно встретить на вокзалах, улицах, в притонах; во всем мире также развита продажа детей в секс - рабство (по статистике ООН, от 80 до 90% жертв работорговли - дети, хотя на самом деле эти цифры могут быть значительно выше). Также развивается сексуальная эксплуатация детей с помощью Интернета (web-сайты с детской порнографией, виртуальная проституция и т.д.). Как ни странно, среди малолетних проституток большим спросом пользуются мальчики, а не девочки. И клиентами мальчиков становятся в подавляющем большинстве мужчины…

.2 Причины появления детской проституции

Детская проституция - следствие социального неблагополучия. Безработица, пьянство, упадок жизни, увеличение разводов - все это влияет на появление проституции вообще. Дети становятся жертвами трудностей и идут искать «лучшей доли», вследствие чего попадают в рабство или зависимость.

Причины, по которым малолетние проститутки оказываются на панели, различны. Попытаемся разобрать самые основные из них:

.Неблагоприятная обстановка в семье.

Чаще всего, такие дети - из семей алкоголиков, наркоманов, преступников и т.п. Они с ранних лет находились без присмотра родителей, не чувствовали их заботы, любви. Кроме того, они не имели денег - ни на еду, ни на приличную одежду, не говоря уж о личных расходах. Этих детей воспитала улица… Желая заработать денег, они готовы заниматься проституцией. Ведь сутенеры чаще всего и выбирают детей из неблагополучных семей, которые не могут никому пожаловаться и которым, кроме улицы, некуда идти…

Но и дети из благополучных в материальном отношении семей могут заняться проституцией. Негативным фактором, толкающим их к проституции, является то, что многие были свидетелями постоянных супружеских измен. Тем самым родители демонстрировали пример безразличия к ценностям любви, верности и супружеского долга. Скандалы, разводы, измены родителей имеют на детей влияние, заставляя их искать любовь и благополучие на стороне, что приводит к ранним половым связям.

.Недостаток денег.

Нередки случаи, когда в роли сутенеров выступали родители детей-проституток. Как правило, эти родители - из маргинальной среды, и ребенок для них ничего не значит. Они заставляют своего сына или дочь заниматься проституцией ради личной выгоды. Другая ситуация: «родители - алкоголики продают своего ребенка за бутылку водки». Но чаще такие родители «кормятся» за счет детей - проституток, не придавая значения их «работе».

.Собственное желание.

Взрослым женщинам - проституткам это более свойственно, чем детям. Но все же и среди детей встречаются такие, которые занимаются проституцией совершенно добровольно. Они - как и из неблагополучных, так и из благополучных, вполне обеспеченных семей. Что заставляет их становиться проститутками? Как правило, это дети - с искалеченной психикой, неправильными нравственными установками. Они не только не понимают, что их занятие аморально, но и в силу своего возраста вообще не понимают, чем они занимаются. Рассказывают о своем занятии, не осознавая, что это такое. И, соответственно, они ничего не знают (да и навряд ли узнают) о любви, об интимных отношениях между людьми. Они гордятся тем, что начали половую жизнь раньше сверстников и уже имеют опыт в этом деле. Пока такие дети не чувствуют своей ошибки. Они поймут позже, когда станут взрослее. Однако, избавиться от позорного клейма «проститутка» уже не смогут. Впрочем, большинство из них и во взрослом возрасте продолжат занятие проституцией, особенно если таковое им по душе. Эти люди потеряны для общества окончательно, их цель - вне понятий о чести и морали, и перевоспитывать их бесполезно. В Москве было проведено психологическое обследование уличных проституток 17-19 лет. Все они были приезжими. Оказалось, что у них отсутствует мотивация к заработку денег. Причина занятия проституцией в этом возрасте - желание обрести свободу. Но, даже если они и обрели ее, навряд ли это та свобода, к которой стремятся многие подростки. Проституция - это относительная свобода, расплата за которую будет жестокой.

.3 Нормативно-правовые акты, касающиеся детской проституции

В Российской Федерации главными нормативно - правовыми актами, регулирующими проституцию, являются Уголовный Кодекс РФ и Административный Кодекс РФ.

В Административном Кодексе РФ, в ст. 6.11 за занятие проституцией устанавливается наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров административного штрафа. В Комментариях к ст. 6.11 Административного Кодекса РФ говорится, что «субъектами данного административного правонарушения (т.е. занятия проституцией) являются лица женского и мужского пола, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией квалифицируется как преступление (ст. 151 УК)».

В ст. 240 Уголовного Кодекса РФ говорится: «Вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное организованной группой, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от трех до шести лет». В Комментариях к ст. 240 УК РФ сказано, что «В УК РСФСР 1960 г. предусматривалась ответственность только за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией (ст. 210). В настоящем Кодексе уголовная ответственность установлена за подобные действия в отношении любого лица, независимо от его возраста».

Наказание за организацию занятия проституцией предусмотрено ст. 241 УК РФ и ФЗ - 162 от 08. 12. 2003 г.

В мировом законодательстве детскую проституцию регулирует «Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и порнографии» от 25. 05. 2000 г. В ст. 1 сказано: «Государства - участники запрещают торговлю детьми, детскую проституцию и детскую порнографию, как это предусмотрено настоящим Протоколом». Кроме того, в Протоколе говорится о мерах, которые должны принимать государства - участники в отношении торговли детьми, детской проституции и порнографии.

Вообще, детская проституция подразумевает такие правонарушения:

. Пользование или предложение сексуальных услуг детей в возрасте до 18 лет.

Здесь приобретение подразумевает не только денежный расчет за услуги, а так же расчет наркотиками, едой и т. д.

. Принуждение малолетних к занятию проституцией.

. Продажа услуг детской проституции, сводничество с малолетними.

Среди преступлений, связанных с сексуальной эксплуатацией детей, выделяют следующие:

. детская порнография;

. вовлечение малолетних в половые отношения;

. детский секс туризм;

. детская проституция.

В правительстве России высказывались идеи за легализацию проституции. На заседании Государственной Думы обсуждался проект закона «О регулировании платных, сексуальных услуг», но одобрен он так и не был. Если предположить, что взрослую проституцию легализуют, детская все равно останется под жестким запретом, так как мировое законодательство категорически запрещает детскую проституцию.


В странах Европы проводится значительная профилактика детской проституции. Поскольку одной из ее главных причин является неблагополучие в семье, то органы социальной защиты обеспечивают поддержку таких семей. Решение семейных проблем социальные службы многих стран решают, предлагая семье целый набор профессиональных социальных работников: семейное консультирование, терапия, услуги по ведению домашнего хозяйства, финансовая помощь малоимущим семьям и т.д. Работа с семьей неразрывно связана с защитой и поддержкой детей. Помогая семьям, социальные работники тем самым помогают детям, защищают их от негативного влияния улицы и преступных путей добывания денег.

В США осуществляется активная работа с подростками «группы риска». Бюро социальных услуг молодежи, созданные там еще в 1776 году, выступают в роли посредников и контролируют деятельность других молодежных организаций с целью их соответствия потребностям несовершеннолетних. Некоторые такие бюро сами оказывают услуги.

В Германии, сделав вывод о недостаточности использования классических методов социальной работы, в случае возникших проблем у подростка широко используют социальную педагогику. Если социальная работа связана с помощью, уходом и заботой, по отношению к клиенту, то социальная педагогика занимается в основном вопросами воспитания и образования клиентов, а социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывая на него педагогическое влияние. Для несовершеннолетних создаются приюты временного проживания. В них оказывается не только медицинская, социальная, но и психологическая помощь. Существуют и действуют программы, направленные на психологическую поддержку несовершеннолетних. Например, «Программа предупреждения отклонений в психосексуальном развитии старшеклассников». Она направлена на развитие способности брать ответственность за свой выбор, на формирование этико-моральных норм, ценностей в рамках общения межу представителями противоположных полов и т.д., что является непосредственной профилактикой детской проституции.

Цель основных профилактических мер в Норвегии - улучшить жизненные условия детей. Там, где дети живут в неблагополучных условиях, профилактические меры социальных служб таковы: семейный надзор, экономическая поддержка, помощь в решении каких-то проблем. Также в Норвегии действуют молодежные клубы, созданные с помощью социальных служб, которые организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность, проституцию и потребление наркотиков.

В Исландии проблемы детей и подростков решает комитет социальных услуг. Предупредительная работа среди подростков ведется с целью направления потребностей детей «к активным действиям по полезным каналам».

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, весьма неутешительный. Детская проституция процветает вовсе не из-за педофилов или сутенеров. Безразличие общества, бедность и невнимание к судьбам одиноких детей породили и поддерживают это позорное явление. Можно ли с ней покончить? Наверно да. Но только не путем уголовного кодекса. В России за сексуальные преступления привлекают несколько сотен человек в год. А подобных преступлений совершается десятки тысяч. Почему? Да очень просто. Дети - проститутки никому не нужны. Они готовы на все, лишь бы выжить. Дали денег - и ладно. А что там дальше - не важно.

Почему детским домам дети предпочитают улицу, проституцию или жизнь с педофилами? Зачастую - не в силу природной испорченности. Очевидно, потому что на попечении государства ребенку еще хуже. Поскольку ни государству, ни своему народу эти дети не нужны. Общая масса людей с отвращением и негодованием относится к малолетним проституткам; несчастные дети не вызывают сочувствия. Но задумайтесь - не поэтому ли детская проституция процветает? Вместо того, чтобы хоть немного помочь, проявить милосердие, мы толкаем их в пропасть. А ведь дети не виноваты, даже если сами избрали позорный путь - детям в силу нехватки жизненного опыта (да и ума) это простительно. Проходя мимо маленьких, оборванных беспризорников, мы должны помнить, что являемся - если не юридически, то морально - соучастником сексуальных преступлений против детей в России.

Глава 2

.1 Вступление

Моя задача в данной работе - создать план проекта реабилитационного центра для малолетних проституток в г. Иркутске. Хочу высказать свое мнение по данной теме. Несомненно, проституция, особенно проституция несовершеннолетних, - огромная социальная проблема, требующая принятия кардинальных мер по ее устранению. Но, на мой взгляд, большинство проституток подросткового возраста (13-17 лет) ни один реабилитационный центр не вернет к нормальной жизни. Они уже привыкли жить так, как жили с ранних лет, и приучить их к тому, что есть обратная, светлая сторона существования, достаточно сложно. Но, с другой стороны, все же надо помочь им вернуться в общество нормальными, морально здоровыми людьми, если это возможно.

Я не знаю, насколько эффективным и осуществимым окажется мой проект. Я попыталась разработать его, опираясь на собственную точку зрения и жизненный опыт. Не думаю, что мой проект отличается новизной и оригинальностью. Но, по крайней мере, я немного разобралась в проблеме детской проституции и, надеюсь, что эта работа не окажется совсем бесполезной.

В качестве примера реабилитационных центров для малолетних проституток могу привести следующий. В России (в Ленинградской области) был реализован проект ИПЕК, ориентированный на борьбу с детской проституцией, как одной из наихудших форм детского труда. Он проводился в 2003 - 2004 годах по инициативе Международной Организации Труда и Информационного бюро Совета Министров Северных Стран. Некоммерческими организациями совместно с администрацией района была разработана концепция муниципальной политики. Цель политики заключалась, с одной стороны, в профилактике детской проституции, а с другой - в реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся сексуальной эксплуатации.

Площадкой для реализации проекта ИПЕК в 2003-04 году стал Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Процесс реабилитации малолетних проституток был организован в трех направлениях. Первое направление - психологическая реабилитация. С девочками и их семьями работали психологи. Вторым направлением стало образование. Девочек устроили в школу. В-третьих, для них организовали профессиональное обучение: занятия по домоводству, кулинарии, компьютерной грамотности. Также предполагалось, что работа по профилактике вовлечения несовершеннолетних в занятие проституцией будет включать в себя разъяснительные беседы в образовательных учреждениях, организацию досуга для детей и подростков, их трудоустройство, усиление контроля на дискотеках, пропаганда здорового образа жизни, проведение реабилитационных мероприятий, направленных на социализацию несовершеннолетних.

Однако, этот проект успеха и дальнейшего развития не имел. Большинством специалистов он расценивался как неэффективный. Основной причиной неудачи, по словам экспертов, стало то, что не была реализована главная цель - дать девочкам элементарные профессиональное навыки. Парикмахерское дело не было поставлено, а компьютерные курсы проводились нерегулярно. Наибольший эффект произвели не выездные занятия, а те мероприятия, которые проводились на базе Центра - домоводство, кружок шитья, изостудия. Но это дало скорее не профессиональные, а социальные навыки.

Второй причиной неудачи являлся кадровый дефицит. В Центре не было штатного психолога, поэтому профессиональной психологической помощи и поддержки воспитанникам не хватало. Приглашенные психологи работали в экспериментальной группе несколько часов в неделю, поэтому не могли оказывать помощь в экстренных, стрессовых ситуациях.

Таким образом, Центр оказался не подготовлен для данного проекта. Отсутствие квалифицированных кадров в штате, удаленность от районного центра и неудачный выбор направления профессионального обучения не привели к ожидаемым результатам. Постоянные поездки на занятия по компьютерной грамотности в районный центр требовали серьезных временных затрат. Жестко организованный распорядок дня в Центре, загруженность в школе и дополнительные занятия ограничили поездки на занятия. Таким образом, реабилитационный центр, идея создания которого была вполне интересной, пришел в упадок.

Повторяю - в моем проекте нет ничего оригинального и инновационного. За основу я взяла именно Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, созданный по программе ИПЕК. Думаю, что при правильной организации такой центр может стать тем самым «спасательным кругом» для малолетних проституток (да и вообще подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию), который мы хотим дать им.

2.2 Описание реабилитационного центра

Реабилитационный центр для малолетних проституток предполагается построить за городом, в лесополосе, в такой удаленности от Иркутска, чтобы ходили электрички и не слишком многочисленный частный транспорт, но девушкам было бы трудно самостоятельно выехать в город. Также предполагается наличие транспорта (автобуса, маршрутки), который бы принадлежал Центру.

Наличие поблизости магазинов, киосков, где бы торговали спиртным и сигаретами, строго запрещено.

Предположительное название Центра: «Надежда» (оно связано с надеждой на исправление девушек и их дальнейшую благополучную жизнь). В Центре может проживать около 15-20 девушек. Возраст: 12-18 лет. Один этаж отводится для девочек 12-14 лет, другой - для 15-18-летних. Время пребывания: от года до двух лет, т.к. данный Центр - не только временное пристанище для девочек, но и их «школа социализации», дом, в котором они учатся жить по законам нравственности и морали.

В составе персонала необходимы 2-3 штатных психолога (их количество зависит от количества воспитанниц). Они должны будут проводить интенсивную реабилитацию недавно поступивших в Центр девушек, оказывать психологическую помощь, регулярно работать с воспитанницами, помогать им в сложных ситуациях. Также в Центре должны быть воспитатели, которые обязаны смотреть за девушками, обеспечивать порядок, выполнение правил Центра, осуществлять наказания и т.д. Об остальном составе персонала (повара, охранники, уборщицы и т.д.) а также о начальстве говорить не буду, их наличие в Центре обязательно.

В Центре должно быть достаточно места для воспитанниц. Предусматриваются спальни, комнаты отдыха, классные комнаты, столовая, мастерские, кабинеты персонала и т.д. В каждой спальне должно проживать 3 девочки. Комнаты отдыха для девочек старшего и младшего возраста должны находиться на разных этажах; также эти комнаты оформляются по-разному, в соответствии с возрастными особенностями. Но изолировать воспитанниц разного возраста друг от друга не стоит. Они будут общаться в пределах Центра и на некоторых мероприятиях. Стоит только ограничить влияние старших воспитанниц на младших, тем самым предотвращая появление «дедовщины» и распространение вредных привычек

В Центре предусматривается обучение девочек. Учителя дают таким воспитанницам начальные знания по основным предметам (математика, русский язык, литература, история, информатика и т.п.). Обучение проводится в сжатом объеме и дает минимум необходимых знаний курса общеобразовательной школы. Девочкам старшего возраста, которые желают поступить в средние специальные учебные заведения или профессиональные лицеи и училища, предоставляется помощь репетиторов.

В целом, Центр должен оказывать не только психологическую, но и моральную помощь. Воспитанницы могут получить не только временный приют, но и некоторые знания, умения, навыки, которые в дальнейшем могут им пригодиться. А теплая атмосфера будет настраивать их на положительное восприятие окружающего мира.

2.3 Проведение досуга воспитанников

В реабилитационном центре предусмотрена организация досуга. Девочки, которые учатся жить в нормальной среде, должны проводить время с пользой. Для этого можно создать кружки и студии. Они помогут не только занять воспитанниц, но и раскрыть их таланты.

Пример кружков могу привести стандартный: рисование, вокал, танцы, рукоделие, актерское мастерство. Наверняка девочкам будут интересны и современные направления, поэтому можно давать уроки йоги, брейк-данса, тектоника (и подобных видов клубных танцев), Bellydance, веб-дизайна (обязательно наличие компьютеров в центре), приготовления японской (или другой в меру экзотической) кухни, приглашать на бесплатные мастер - классы стилистов, и т.п. Для занятий спортом также нужно создать условия. В Центре предусмотрен большой спортзал, футбольное поле, площадка под каток, бассейн и комната для фитнеса, где стоят тренажеры. Девочки могут по желанию выбрать, каким спортом заниматься.

Кружок рукоделия может включать в себя как обычные - вышивку, вязание, шитье, так и пэчворк, изготовление оригинальных украшений, роспись по ткани, стеклу и т.п. Кроме того, стоит спросить у самих воспитанниц, какие занятия были бы для них интересными. А далее, исходя из пожеланий, организовывать кружки. Даже если занятия будет посещать немного девочек, все равно стоит их проводить, так как это тоже психологическая реабилитация.

2.4 Воспитательные и развлекательные проекты реабилитационного центра

В рамках Центра можно сделать проект, который бы приносил воспитанницам небольшой доход. Девочки, желающие участвовать в нем, могли бы изготавливать некоторые вещи и продавать их. К примеру, создается маленькая швейная мастерская. Девочки, умеющие хорошо шить, делают костюмы для детских праздников (либо любые другие изделия, только не слишком трудоемкие и затратные). Затем эти костюмы продаются по невысокой стоимости. Часть дохода идет на покрытие расходов, а часть - на «зарплату» воспитанницам. Сумма должна быть не слишком маленькой, но и не слишком большой. Воспитатели обязаны проследить, на что она будет потрачена. Разрешается как откладывать деньги, так и покупать все, что угодно, кроме спиртного, сигарет, наркотиков и т.п.

Воспитанницы, которые не хотят работать в швейной мастерской, могут изготовлять украшения, поделки, рисунки, которые будут проданы на благотворительных выставках или аукционах (такая практика уже проводится). Часть выручки также достанется девочкам.

Такой проект может быть реализован только при желании самих воспитанниц. Суть его не столько в получении прибыли, сколько в приучении бывших малолетних проституток зарабатывать деньги легальным трудом. Они должны получать удовольствие от своей работы, стараться сделать ее как можно лучше. А деньги - всего лишь стимул, награда за хороший труд.

В Центре предполагается проводить разные конкурсы, направленные на развитие девушек. Один из таких конкурсов - «Мисс «Надежда»». В ходе этого конкурса девушки (15-17 лет) должны продемонстрировать свои таланты и умения. Он предполагает: самопрезентацию, творческий конкурс (участница должна показать свои таланты - спеть, станцевать, прочитать стихотворение и т.п.), интеллектуальный конкурс (проверка знаний участниц), конкурс хозяек (участницы должны будут приготовить какое-нибудь блюдо), затем дефиле в вечерних платьях, повседневной одежде и в купальниках. По итогам всех туров выбирается самая красивая, талантливая и хозяйственная девушка, которая и получает титул «Мисс «Надежда»». Другие конкурсантки также распределяются по титулам (например, «Мисс зрительских симпатий», «Мисс улыбка», «Мисс женственность» и т.п.); ни одна конкурсантка не останется без титула. В конце мероприятия предполагается проведение дискотеки.

Для девочек 12-14 лет проводится конкурс «Маленькая Мисс «Надежда»», аналог взрослого конкурса.

Кроме того, проводятся конкурсы «Лучший повар», «Лучший садовод», «Лучший стилист», «Лучший модельер» и т.п. Участники театральной студии Центра (если таковая имеется) могут своими силами ставить спектакли; участники вокальной, хореографической и других подобных студий проводят концерты; также предполагается выезд лучших «студийцев» на гастроли в города области.

Помимо развлекательных, должны быть также и познавательные программы. Воспитанниц необходимо хотя бы раз в месяц вывозить на спектакли в театры, на выставки, в музеи, в кино, знакомить их с культурной жизнью. Если есть возможность, то можно приглашать в Центр местных знаменитостей - актеров, писателей, музыкантов и т.п., чтобы они провели интересные и познавательные беседы с девочками. Такие меры будут способствовать не только интеллектуальному развитию воспитанниц, но и приучать их к благополучной жизни без проституции.

Здесь можно придумать множество доступных конкурсов и мероприятий, которые бы заинтересовали и воспитанниц, и персонал Центра. Невозможно уместить их в одной работе. Скажу только, что организовать досуг девочек можно с пользой и без особых затрат. Даже самых пассивных и негативно настроенных девочек обязательно заинтересует то или иное мероприятие либо деятельность. Главное - стремление и желание действовать.

2.5 Трудотерапия

проституция реабилитационный малолетний трудотерапия

Трудотерапия - необходимая составляющая общей психологической терапии. Она приучает девочек к повседневной жизни, к работе, к выполнению ежедневных обязанностей. Для одних трудотерапия может показаться наказанием, а для других - одним из способов самоопределения.

Для начала, в Центре необходимо устраивать дни самообслуживания, когда девочки сами готовят себе еду, убираются, и т.п. Кроме того, каждую неделю проводится генеральная уборка, которую также проводят воспитанницы. В своих комнатах они всегда убираются сами, а также помогают обслуживающему персоналу.

В так называемый «дачный сезон» девочки должны будут заниматься огородом. Под его разработку в Центре предполагается выделить большой участок. Воспитанницы сами выбирают, что садить, сами разрабатывают грядки, сами за ними ухаживают и собирают урожай. Такая трудотерапия будет им полезна и с психологической, и с социальной точки зрения.

Также на пользу воспитанницам пойдет и другая мера трудотерапии. Если в ближайшей деревне есть фермерское хозяйство, то они могут ездить туда на лето, помогать в посеве и сборке урожая, ухаживать за животными и выполнять другую посильную работу. За это им также предполагается платить деньги. Такой вид деятельности чем-то напоминает производственную практику. Девушки смогут показать на деле свои умения и навыки в работе, а также помочь фермерам. Не исключено, что кому-то из воспитанниц понравится работать в сельском хозяйстве, и после реабилитации они останутся в деревне. Природа, свежий воздух, полезный труд, приятная и дружественная атмосфера помогут девушкам быстрее встать на путь исправления.

Также воспитанниц необходимо познакомить и с «городскими» профессиями. Можно устраивать посещения различных учреждений (например, больниц, банков, школ, офисов и т.п.), чтобы там девушкам провели небольшую экскурсию, познакомили с особенностями представленных профессий, ответили на вопросы. В Центр могут приезжать представители разных профессий и рассказывать о своей работе; специалисты могут выступать с лекциями по профориентации. Девушкам, которые хотят учиться, необходимо дать шанс, помочь им всеми доступными способами. Если же кто-то из воспитанниц хочет работать, то их также нужно поддержать, помочь им устроиться и в дальнейшем проследить за их трудовой деятельностью. Вообще, желательно таких девушек устраивать в коллективы, состоящие из женщин среднего и пожилого возраста. Необходимо, чтобы в коллективе была теплая, дружественная атмосфера, помогающая девушке быстрее адаптироваться к новой жизни. Если будет преобладать молодой контингент работниц, то между ними и девушкой из Центра может возникнуть конкуренция - на материальной, социальной или психологической почве. Воспитанница Центра будет чувствовать себя среди молодых не слишком уютно, т.к. в подобных коллективах напряженная и недружелюбная обстановка. Девушка - бывшая проститутка - может замкнуться в себе, стать еще агрессивнее, либо вернется к прежней аморальной жизни. Чтобы такого не было, Центр должен тщательно рассматривать коллектив, куда попадет их воспитанница. Ведь главное в этой ситуации - в какую среду попадет девушка. Нужно не допустить ее возвращения на улицу.

Заключение

Проституция малолетних, как было уже сказано во вступлении, - явление страшное и пагубное. Огромное количество брошенных, забытых судьбой девочек выходят на панель. Они не думают о последствиях - не это для них главное. Главное - получить хоть на кусок хлеба (а для некоторых - уже на «дозу»!) и прожить еще один день. Только непонятно, зачем прожить. Они не видят выхода, не имеют никаких перспектив. Как правило, эти девочки никому не нужны. Хотя нет - нужны. Если не своей семье, так обществу, государству (однако государству, судя по всему, они тоже не нужны). Должно быть как можно меньше таких девочек. Необходимо им помочь, дать шанс выбраться из грязи и позора, показать, что их существование не бесполезно. Для этого, на мой взгляд, и создаются реабилитационные центры. Там, в спокойной, семейной обстановке малолетние проститутки должны хоть чуточку измениться, «отогреться», почувствовать себя полноценными людьми. Процесс реабилитации, несомненно, долгий. Переделать за какие-то два года их не удастся. Но Центр должен зародить в их сердцах мысль, что стоит жить в соответствии с моралью и законом, и это не так трудно. Вот главная задача подобных реабилитационных учреждений.

Проституция обусловлена, в первую очередь, социально - экономической обстановкой в стране. В период высокой безработицы или инфляции она возрастает, так как низкая зарплата или ее отсутствие толкает человека к оказанию сексуальных услуг. И, соответственно, неблагополучие в семье либо ее отсутствие, бесконтрольность и безразличие администрации образовательных учреждений к внешкольным занятиям детей ведет к проституции либо другим асоциальным явлениям.

Что же надо сделать, чтобы не было такой проблемы, как проституция в нашей стране?

Необходимо улучшить социально-экономическую обстановку в стране. Подходить к каждому ребенку индивидуально и уберечь его от незаконных заработков. Надо занять детей творческими делами - художественные кружки, танцы, музыкальные школы и т.д. За такими детьми должна следить школа, социальные работники и, конечно же, семья.

Таким образом, профилактика детской проституции и проституции вообще, основывается на учете причин, способствующих ее возникновению. Репрессивные меры против лиц, сексуально эксплуатирующих других, государственный контроль при легализации проституции в отдельных странах не умаляет вред и ее тяжкие последствия. Необходим комплекс профилактических мер во всех сферах жизни, которые помогут решить экономические, нравственные и другие вопросы.

Список использованной литературы

1.Абрамова Е.А. Опыт социальной поддержки несовершеннолетних матерей в Алтайском крае // Вестник психосоциальной коррекционно-реабилитационной работы. - 2002 -№4, с. 81.

2.Административный кодекс РФ// ст. 6.11

.Бойко Ю. Девочки по 30 рублей: Эмиграция из России и борьба с проституцией // Родина. - 2003. - №3, с. 60-61.

.Детская проституция: мифы и реальность//Ленинградская правда (С. - Петербург). - июль 2003.

.Князькин И.В. Всемирная история проституции/ Князькин И.В. - М.: АСТ, 2006.

.Организация занятия проституцией: ФЗ от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ

.Проституция // МСЭ. - 3-е изд. - М., 1959. - т. 7. - с. 641.

.Романенко С. Проституция: Образ жизни.//Совершенно секретно. - 2002. - №7(158)

.Сайтарлы Т. Детская порнография или фото лолит…//Мальчишки нашего двора. - июнь 2007. - №5.

10.Уголовный кодекс РФ// ст.ст. 240, 241.

11.Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 г.// ст.ст. 1,2,3.

.Internet-источник: Санкт-Петербург: основные факты [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Социальное сиротство, село и некоммерческие организации в России и Польше: точки соприкосновения, ценные уроки [Электронный ресурс]/Милая А. «Социальное сиротство, село и некоммерческие организации в России и Польше: точки соприкосновения, ценные уроки». /Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Правда.Ру [Электронный ресурс]. Раздел: Общество - Семья./Детская проституция: как это возможно?/Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Детская проституция [Электронный ресурс]./Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Israelinfo.ru [Электронный ресурс]/ Детская проституция резко выросла./ Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Википедия [Электронный ресурс]/ Детская проституция. /Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Википедия [Электронный ресурс]/ Проституция./Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Ruskolan.com [Электронный ресурс]/ Белояр А. Проституция./Режим доступа: #"justify">.Internet-источник: Psyfactor.org [Электронный ресурс]/ Гарифуллин Р. Проституция: психологические основы./Режим доступа: http://www.psyfactor.org/lib/prostitution.htm

Похожие работы на - Разработка проекта реабилитационного центра для малолетних проституток в г. Иркутске

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!