Основы социологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,79 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы социологии

СОДЕРЖАНИЕ

1. Характеристика социальных наук

. Взаимодействие социальных институтов, их влияние друг на друга

3. Согласны ли вы с мнением Генона. Обоснуйте ответ

. Классификация определений социальных институтов. Подходы к их анализу. Основные виды социальных институтов. Их характеристика

. Согласны ли вы с высказыванием М. Элиаде

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Характеристика социальных наук

социальный институт демократия общество

Социальные науки или общественные науки, изучающие разные стороны общественной жизни человека (политическая экономия, статистика, юридические и государственные науки, история).

Социальные науки (общественные науки) - это группа академических дисциплин, которые изучают аспекты бытия человека в сфере его общественной деятельности. Они отличаются от искусства <#"justify">. Взаимодействие социальных институтов, их влияние друг на друга

Социальные институты действуют от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребности своих членов.

У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны. С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов.

С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции. Очевидно, что социальная организация представляет собой явление, смежное с группой. В действительности крайне сложно четко разграничить первичные группы и формальные организации. Промежуточным явлением между группой и организацией являются харизматические группы. Во главе их стоит лидер, который обладает большой харизмой (притягательной силой, благодаря которой члены группы готовы следовать за лидером).

Важным показателем специфичности общества является и соотношение между социальными институтами (например, для восточных обществ семейные институты важнее политических, которые рассматриваются как продолжение первых). Среди других показателей специфичности социальной структуры с этой точки зрения можно указать также на соотношение формальных и неформальных институтов. Если в обществе преобладают формальные институты, то правомерно говорить о низкой степени развитости социальных отношений и гражданского общества.

В чем же находит выражение такое явление, как социальный институт? Социальный институт удовлетворяет определенные потребности общества (1), то есть выполняет определенные важные с точки зрения существования общества функции. Это реализуется при помощи более или менее четко заданных ролей (2), то есть совокупностей обязанностей, которые должны выполнять люди, вовлеченные в деятельность социального института. Кроме того, любой социальный институт имеет физическое воплощение (3), то есть «локализуется» в определенных явлениях действительности, а также символическое воплощение (4) в знаках, которые позволяют идентифицировать данный социальный институт.

. Социальный институт и потребности общества. Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:

¾потребность в коммуникации между членами общества, которая
обеспечивается единым литературным языком;
¾потребность в производстве товаров и услуг;

¾потребность в распределении товаров и услуг;

¾потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

¾контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности).

В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество - становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья оказывается социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества.

О том, что социальная потребность приобретает на общественном уровне новую значимость и как бы отделяется от биологических потребностей конкретного индивида, свидетельствует следующее. Любые потребности, переходя на общественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида. Например, любой человек заинтересован в безопасности, но не любой человек хочет служить в армии (особенно если служба обязательна). Есть люди, которые хотят иметь детей, но не хотят вступать в брак, поскольку брак - это в том числе и ограничения в распоряжении собственным имуществом, определенные ограничения свободы и т.д. Или, например, мужчина не хочет иметь детей, но государство принуждает его к этому, вводя налог на бездетность.

. Социальные институты и социальные роли. Общество нуждается в том, чтобы определенные потребности были удовлетворены. Однако удовлетворение этих потребностей происходит не само по себе: чтобы оно имело место, необходимо, чтобы определенные обязанности были возложены на конкретных людей и чтобы люди выполняли эти обязанности. Это осуществляется при помощи ролей, которые и представляют собой совокупности обязанностей, а также ожиданий, направленных на носителей данных ролей.

. Физическое воплощение социального института. Социальный институт всегда воплощается в определенных вещах и местах. Самое простое проявление этого свойства социальных институтов - сооветствующие общественные учреждения, или, выражаясь проще, те здания, в которых преимущественно осуществляется определенная деятельность. Например, институт образования воплощается в зданиях школ, лицеев, колледжей, техникумов, высших учебных заведений, в которых протекает учебный процесс, экономические институты - в магазинах, офисах, армия - в военных частях, полигонах и т.д.

. Символическое воплощение социального института. Любой социальный институт воплощается еще в целом ряде вещей. Однако в некоторых случаях эти предметы отличаются от тех, которые формируют физическое воплощение институтов. Если в предыдущем случае речь идет об инструментах и других необходимых предметах, то в данном случае речь идет об объектах, которые выполняют исключительно или преимущественно символическую, знаковую функцию. Знак конвенционален (условен, основан на соглашении) и предназначен для того, чтобы обозначить нечто, отличить это от другого.

Ярким примером символического воплощения социальных институтов является специальная форма одежды - униформа. Она есть у милиционеров (полицейских), военных, врачей. Не так давно она была и в институте образования: мы имеем в виду школьную форму.

Конечно, военная форма и одежда врачей мотивирована объективными нуждами. Так, военная форма, как правило, защитного цвета, а одежда врачей - белая. Однако имеют значение и социальные детерминанты. В частности, белая одежда врачей является скорее символическим способом продемонстрировать, сделать видимым соблюдение правил гигиены, чем реальной необходимостью соблюдать эти правила: чистота не зависит от цвета одежды, но видна благодаря ей.

Важную роль в социологической теории играет разграничение формальных и неформальных институтов. Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные жестко регламентируют поведение индивида.

. Согласны ли вы с мнением Генона. Обоснуйте ответ

Согласно, словарю - демократия (греч. dеmokratía, буквально - народовластие, от dеmos - народ и krátos - власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Я согласна с мнением Генона. Чаще всего в нашей стране на выборах побеждает тот кандидат, который потратил на предвыборную агитацию населения больше денег. У кого больше денег тот и победил. Чье имя и лицо чаще всего слышалось и виделось в прессе и с экрана телевизора, тот и будет выбран большинством. То есть это подтверждает тот факт что большинство населения не высокоинтеллектуально. И не разбирается в хитросплетениях политики, лоббировании интересов олигархов и бизнесменов своими ставленниками (кандидатами). То есть это не истинная демократия, незрелая.

Для того чтобы в нашей стране наступила истинная демократия необходимо следующее:

1.Выборные государственные должности. Современные демократии являются представительными: согласно основным законам, непосредственный контроль над принятием нормативных актов и политических решений осуществляют избранные гражданами лица. У нас в РФ выстраивается вертикаль власти. Губернаторы назначаются например.

2.Свободные, честные и регулярно проводимые выборы, в которых имеет право участвовать каждый гражданин (как избиратель и как кандидат), в сочетании с непрерывной открытой политической конкуренцией между гражданами и их объединениями. У нас же одна правящая партия «Единая Россия», можно провести параллель с партией КПСС в СССР.

.Отзывчивость правительства. Проводимая политика зависит от результатов выборов и от предпочтений избирателей.

.Свобода самовыражения. Граждане обладают правом безнаказанно выражать свои мысли, в том числе, критиковать власть, политическую систему, общественно-экономический порядок и преобладающую идеологию. Критика власти в нашей стране слышна только с электронных ресурсов ИНТЕРНЕТ. В остальных СМИ в основном только положительное освещение событий.

.Доступ к альтернативным и независимым источникам информации. Граждане вправе искать и получать информацию от других граждан, из книг, СМИ и т. п. Альтернативные источники информации должны существовать, быть доступны и не подконтрольны какой-либо одной политической группе.

.Автономия общественных организаций. Граждане вправе учреждать относительно независимые сообщества или организации, в том числе, политические партии. К сожалению с этим тоже проблема количество партий сокращается, население становиться аполитично, инертно к политике.

.Всеобщий охват гражданства. Каждый постоянно проживающий в стране и подчиняющийся её законам взрослый житель должен обладать всеми правами гражданина.


Почему возникают социальные институты? Чтобы объяснить это, необходимо обратиться к потребностям общества. А они у него есть - так же, как и у человека. Общество стремится сохранить свою целостность. И для этого ему необходима внешняя и внутренняя безопасность (то есть армия и органы внутренних дел); необходимо, чтобы его состав постоянно пополнялся (это обеспечивает социальный институт семьи). Кроме того, новые члены общества, как рожденные внутри него, так и «прибывшие» из других обществ, должны строить свое поведение в соответствии с нормами данного общества и обладать знаниями, которые необходимы для нормальной интеграции в социальную жизнь. Другими словами, необходимо образование. Наконец, необходимо, чтобы блага производились и, что особенно важно в условиях все более и более развивающегося разделения труда, эффективно распределялись между людьми, и за это «отвечают» производство и торговля.

Социальный институт можно определить двумя способами. Во-первых, в нем можно видеть совокупность норм, которые могут быть оформленными формально, так и функционировать как неформальные и которые регулируют взаимодействия между людьми в различных сферах общественной жизни.

Во-вторых, социальный институт можно определить как совокупность ролей и статусов. С этой точки зрения важны не нормы, а конкретные совокупности норм, которые сосредотачиваются вокруг роли или статуса и регулируют поведение людей в разных сферах жизни.

Из всего, что было сказано ранее, вытекает, что между этими определениями нет противоречия; скорее, они просто дополняют друг друга и акцентируют различные аспекты одного и того же явления - социального института. И действительно, личность, обладающая определенным статусом, должна действовать в соответствии с ролевыми моделями, а ролевые модели есть не что иное, как совокупность норм. Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей свои потребности. Антропоморфная модель была разработана Г. Спенсером. Он полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство).

Но общественная система не терпит пустоты. На месте разрушающихся институтов появляются новые институты. Идет активный процесс институализации общества. Причем этот процесс связан как с развитием и обогащением форм институализации внутри старых институтов общества, так и с появлением совершенно новых институтов. Так, внутри института семьи появляются новые институциолизированные формы работы с многодетными семьями, проведения досуга и другие виды семейной деятельности. Многие из этих институциолизационных процессов носят формальный характер и осуществляются под эгидой государственных программ или на бюджетные средства.

В то же время появляются новые институты: институт предпринимательства, некоммерческих организаций, институт общественных политических объединений, нормативные институты.

В этой связи выделяют институты, регулирующие репродуктивное поведение - семья, семейно-родственные связи и др. Существуют институты, определяющие вид созидательно общественной деятельности - воспитания, образования, производства. Есть группа институтов, обеспечивающих сохранение организаций общества - власть, политика, армия и т.п. Принято выделять также институты, регулирующие деятельность в сфере культуры - театр, кино, музейная деятельность, средства массовой информации (телевидение, печать, книгоиздания). Значительная роль в обществе принадлежит институту церкви.

В соответствии с выделенными потребностями можно указать и основные социальные институты, которые эти потребности удовлетворяют:

¾средства массовой коммуникации, а также литературный язык и институты, которые отвечают за его развитие и сохранение;

¾институт экономики, который обеспечивает производство товаров и услуг и торговлю ими;

¾медицина, милиция (полиция), армиям прочие институты, обеспечивающие безопасность;

¾семья, отвечающая за физическое воспроизводство общества и предварительную социализацию новых членов общества, а также образование и прочие культурные институты, обеспечивающие социализацию;

¾политические институты.

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

¾он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

¾он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

¾институциональные типы действий контролируются со стороны
общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;
¾социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

¾набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

¾конкретные частные функции, направленные на удовлетворение
потребностей (у любого социального института помимо прочего
всегда имеется еще одна функция - обеспечение согласованности между действующими индивидами).
Современное российское общество сегодня богато явлениями, связанными с внеинституциональными формами поведения индивида и институализацией и деинституализацией.
Разумеется, что процессы как деинституционализации, так и институциализации нуждаются в регулировании. Основной формой такого регулирования может быть социальный контроль. В настоящее время социологи установили довольно устойчивую тенденцию к формированию таких служб социального контроля. Большая часть населения осознает их полезность и необходимость. Более того, респонденты считают, что здесь очень важен опыт местного самоуправления, который был накоплен за годы Советской власти. Однако проявлению социального контроля для регулирования процессов институализации и деинституализации мешает отсутствие правовой базы, особенно на уровне общественных и межличностных отношений.

. Согласны ли вы с высказыванием М. Элиаде

Да, я согласна с высказыванием М.Элиаде. Так эму близок цивилизационный подход к развитию общества.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется этноцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в
деятельности миссионеров, которые стремятся обратить «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению американского социолога У. Г. Самнера
культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом.
В своей книге Самнер утверждает, что людоедство и
детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи. Рассматривая многообразие форм современного цивилизационного процесса, ученые часто употребляют понятие множественности цивилизаций, имея в виду национально-этнические особенности народов. Так, например, американский социолог С. Хантингтон, выделяя в настоящее время в зависимости от культурно-этнической самоидентификации народов 7-8 мировых цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, славяно-православная, латиноамериканская и африканская), определяет нынешнее состояние и прогнозирует будущее человечества не как взаимодействие социально-экономических систем, наций, отдельных стран и народов, а как результат взаимоотношений между этими глобальными цивилизациями. Не отрицая технико-технологический аспект при характеристике современного общества, он отдает примат духовной культуре, рассматривая цивилизацию «как культурную общность наивысшего ранга, как самый широкий уровень культурной идентичности людей, шире которой лишь само человечество».
Содержание религии - не только фантастические представления в умах людей. Религия - это и установленные обряды, обязательные церемонии, жертвоприношения, запреты - табу; религия - это и кодекс морали и права, который входит составной частью в семейный и общественный быт, зачастую вторгается и в законодательство, суд, даже международные отношения; религия - это и материальные предметы, изображения, фетиши, иконы, храмы, монастыри. Религия, наконец, это и клерикальные организации, политические партии и профсоюзы вероисповедного направления, духовные школы и богословские факультеты в университетах.
Факт огромного разнообразия религиозных верований и обрядов сам по себе нисколько не удивителен, ибо мы знаем, насколько неодинаковы конкретные исторические условия развития каждого народа и каждой эпохи. А ведь религия зависит от всей совокупности условий не только собственно материальной жизни людей, но и от политических форм, культурных особенностей, внешних влияний. Надо досконально и всесторонне изучить все это своеобразие условий в каждой стране, в каждую эпоху раньше, чем мы сможем понять причины различий между религиями, скажем, тех же Индии и Китая, Египта и Ирана, Греции и Рима, кельтов и славян.

Конечно, говоря об огромном разнообразии религиозных верований и обрядов, о неодинаковости даже самих типов религии у разных народов, мы не должны ни на минуту забывать, что при всех различиях религия остается в основе своей одним и тем же - искаженным отражением реального мира, выражением бессилия человека перед окружающей его средой. Но бессилие это проявляется в разных формах, а реальный мир - бесконечно разнообразный - получает в религии не менее разнообразное, хотя и всегда одинаково искаженное, отражение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аверченко Л.К., Залесов Г.М. Социология. М.: Инфра, 2000. - 345 с.

2.Бодалев А. А. Личность и общение. М.: ИНФРА-М, 2005. - 415 с.

.Введение в социологию. Учебное пособие / Под ред. М.А. Крашенинникова, А.О. Салагаева. - Казань: Высшая школа, 2005.- 432с.

.Волков Ю.Г., Добренькое В.И. и др. Социология. - М.: Высшая школа, 2005. - 613с.

.Комаров Г.Н. Социология. М: Просвещение, 2008.- 336 с.

.Карпов А.В. Социология. М.: Гардарики, 2006. - 402 с.

.Лисенкова Л Ф. Социология. М.: ЦУМК Центросоюза Российской Федерации, 2004.- 378 с.

.Общая социология. Систематический курс/Под ред. Проф. Ганова. - Изд-во Саратовского университета, 2009. - 361с.

.Розанова З.А. Социология: Учебно-практическое пособие. М.: Гардарики, 2007. - 412 с.

.Столяренко Л.Д. Основы социологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 495с.

Похожие работы на - Основы социологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!