Национальная система социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики. Распределение материальных благ на социальную сферу через систему социального обеспечения граждан

  • Вид работы:
    Учебное пособие
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,28 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Национальная система социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики. Распределение материальных благ на социальную сферу через систему социального обеспечения граждан

ЕВРОПЕЙСКО-АЗИАТСКИЙ ПРАВОВОЙ КОНГРЕСС «Правовые формы интеграционных процессов в современном мире: реальность и перспективы»








Материалы конференции

Тема: «Национальная система социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики. Распределение материальных благ на социальную сферу через систему социального обеспечения граждан» (Правовые вопросы)

Авторы: Назаров Е.Г.

Саренкова А.Н.





Екатеринбург 2012 г.

Содержание

Введение

. Терминологические аспекты определения объекта социальной политики в социально-ориентированной рыночной экономике и формирования «Национальной системы социальной защиты населения»

2. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на институты социальной защиты населения

. Социально-экономические и правовые основы формирования «Федеральной системы социального обеспечения», ее ресурсов

Заключение

Список литературы

Введение

Закончившаяся в марте 2012 года предвыборная президентская компания еще раз продемонстрировала, что Россия переживает системный кризис социальной политики. Его важнейшими приметами являются: деградация социальной структуры общества, обеднение населения, кризис качества и образа жизни, истощение здоровья нации, ухудшение репродуктивного потенциала и генофонда России, медленное разрушение образовательного и интеллектуального потенциала страны на фоне катастрофического разбалансирования управления национальной системой социальной защиты общества.

В настоящее время радикально меняется роль государства в управлении всеми социально-экономическими процессами. Уже стала совершенно очевидной несостоятельность идеи «тотального» рынка или построения общества «тотального государства». В связи с этим в новых условиях возникает необходимость построения более гибкой и вместе с тем более мощной системы государственного регулирования, базирующейся на принципах всестороннего взвешенного подхода к самой проблеме, не позволяющих впасть в указанные выше крайности. По форме осуществления этот процесс представляет собой естественное завершение капитализма и социализма, становление на этой основе посткапитализма и постсоциализма. По содержанию же он представляет собой нечто совершенно иное - кардинально меняется суть исторического процесса и качество его развития, влияющих на социальную политику государств.

В том числе и России.

Ухудшение демографической ситуации, кризис традиционных институтов социальной политики, неблагоприятные тенденции в сфере доходов населения и прочие негативные факторы стали тормозом для дальнейшего развития Российской Федерации.

Судьба формально свободной личности в российском обществе, назойливо рекламирующем свою «подлинную человечность» и «равные и открытые возможности» для всех своих членов ставит во главу угла вопросы совершенствования механизмов защиты социальных прав граждан, модели социальной политики социального государства.

На повестку дня ставится актуальный вопрос о принципиальной смене общественных предпочтений и приведение в соответствие с ними институциональной структуры «Национальной системы социальной защиты населения» и «Федеральной системы социального обеспечения граждан» с встроенностью в эти многогранные явления категорий - социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение. Для того чтобы этот набор институтов превратился в целостное социальное пространство, необходимо четкое, разделяемое большей частью общества представление о том, к какому итоговому положению дел идет или стремится идти наша страна. Ответ на этот вопрос, несмотря на обилие работ о российской трансформации, дан не был.

Реализация программ модернизации общества, социально-экономического развития сегодня - это создание системы взаимоотношений общества, государства и бизнеса, наилучшим способом поддерживающей в Российской Федерации выживание популяции на основе социально - экономического развития. В данном случае мы полагаемся на вывод о том, что: - «Кризис субстанции экономического развития - это кризис неэффективных, плохо связанных между собой институциональных форм организации экономической жизни. В том числе механизмов распределения материальных благ на непроизводственную сферу. В результате того, что в настоящее время все эти институциональные миры под воздействием кризиса буквально «разбегаются» в разные стороны, каждый из них стремиться решать свои проблемы самостоятельно, иногда в ущерб другим, институциональная экономика разваливается на части. То, что скрепляло их до сих пор, уже не в состоянии выполнить эту роль. В результате чего институциализация экономики из важнейшего способа ее развития превратилось в постоянно действующий источник кризиса. Преодолеть этот кризис, восстановить доверие между такими институциональными субъектами экономической деятельности, как «бизнес», «государство», «гражданское общество», - это значит найти механизмы объединения различных институциональных миров, остановить процесс их «разбегания» и восстановить экономическое «притяжение» между ними».

В сфере социальной политики задачи заключаются в том, чтобы: во-первых, дать целостное представление о теоретических принципах организации социальной защиты населения, финансирования, хозяйствования в отраслях социальной сферы в условиях рыночной экономики, а во-вторых, охарактеризовать экономическую специфику распределения материальных средств на социальное обеспечение граждан, связанную с государственным и негосударственным секторами экономики и институциональными субъектами экономической деятельности (это «бизнес», «государство», «гражданское общество»).

1. Терминологические аспекты определения объекта социальной политики в социально-ориентированной рыночной экономике и формирования «Национальной системы социальной защиты населения»

Социальная политика в России в настоящий момент не в полной мере обладает набором справедливых социальных идей и правовых предписаний, регулирующих соответствующие типы отношений общества и государства. Она не до конца интегрирована в социально-политическую, идеологическую, и ценностную структуры общества. Это, в свою очередь, не позволяет узаконить формально-правовую основу функционирования системы социальной защиты населения, осуществлять социальный контроль ее деятельности. Что обуславливает назревшую потребность обоснования и повышения роли национальной системы социальной защиты населения. Она должна соответствовать конституционному провозглашению о тома, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция Российской Федерации cт.7).

Соблюдение перечисленных требований (смена идеалов, соответствующих конституционному провозглашению о социальном государстве) служит тем социальным и правовым фундаментом, на котором демократическое правовое государство может функционировать и как социальное. И поэтому социальная политика должна получить научное обоснование равнозначное этим требованиям ориентированное на предвидение перспектив совершенствования институциональной системы социальной защиты населения Российской Федерации.

Готовы ли мы к пониманию того, что Социальная политика - вид политики государства по целенаправленному осуществлению социальной защиты населения как целостной системы.

Дебаты политиков, ученых в ходе предвыборной президентской «гонки» с очевидностью показали, что очень остро обозначился вопрос о проблемах единства научных взглядов на терминологию и место понятий социальная политика, социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение граждан в политических программах партий, основанных на разных подходах в современной теории социальной политики. Насколько возможно преодоление связанных с ними смысловых разрывов и стереотипов - вопрос открытый. Но очень важно видеть и понимать, как и почему сложившаяся традиция интерпретации этих явлений влияет на современную социальную политику государства.

Различные авторы употребляют данные термины по своему разумению, в силу чего очертания их содержания оказались размытыми в понимании смысла социальной политики. В результате, наличие целого ряда нечетких и противоречивых положений, которые неоднозначно толкуют соотношение - социальная защита населения, социальная сфера и социальное обеспечение к объекту социальной политики, приводит к произвольному применению этих положений в социальном управлении и тем самым к нарушению логики социальных взаимосвязей между различными субъектами. Нечего говорить в этом контексте о совершенной системе государственного управления этими сферами. "Принцип неопределённости" создает прочие сопутствующие явления в предметно-функциональном подходе к социальной политике, социальной сфере, социальной защите населения и социальному обеспечению. Речь идет о предметах ведения и полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в реализации социальной политики.

Анализ литературы и правовых актов показывает, что в законодательстве рассматривается множество социальных политик; социальная политика в сфере занятости населения, социальная политика в области заработной платы, социальная политика на рынке труда, жилищная политика, социальная политика в сфере образования, социальная политика в сфере здравоохранения, социальная политика в сфере страхования, социальная политика в социальной сфере, социальная политика по защите материнства и детства, молодежная социальная политика, социальная политика в экономике ит.д. и т.п. (Примечание автора: по существу смысл этого множества политик сводится к осуществлению социального обеспечения граждан в социальной сфере, о чем рассуждения пойдут ниже.)

Таким образом, невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыслительную) модель социальной политики, ее объект - модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания и толкования, так и для фактической организации и действия в реальной действительности рыночной экономики.

Теоретическую рассогласованность мы встречаем в ряде определений. Приведем, наиболее встречающиеся не делая ссылку на принадлежность к традиционным школам исследователей этой сферы знаний. Социальная политика выступает как целенаправленное воздействие государства, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций на существующую систему общественных отношений с целью улучшения условий труда и быта населения. Социальная политика, как и политика вообще, включает в свою структуру политическое сознание, политические отношения, политическую организацию.

Во многих источниках объект социальной политики связан с понятием "социальная сфера" и используется по-разному в различных контекстах. Например, утверждает Шишкин С.В.: - «в экономической науке оно обозначает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование, пенсионное обеспечение. Важно подчеркнуть, что социальная сфера не тождественна сфере, являющейся объектом социальной политики государства. Социальная политика направлена на организации и процессы, определяющие благосостояние граждан. В сферу социальной политики, помимо деятельности отраслей социальной сферы, входят распределение доходов между членами общества, семейные отношения, пенитенциарная система, природоохранная деятельность и т.д. (Шишкин С.В. - «Экономика социальной сферы»).

В тоже время мы встречаем другое утверждение об отношении социальной сферы к социальной политике: - «Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика» (А.И. Стребков Сборник к 60-летию профессора К.А. Сергеева <#"justify">Второй критерий - система перераспределения доходов в обществе на социальную сферу через систему социального обеспечения. Она показывает необходимый (средний) уровень расходов государства и налогообложения агентов рыночного хозяйства, которым можно характеризовать степень вмешательства государства в рыночную экономику.

Структурно-функциональный анализ этих явлений показывает: потребность порождает социальный институт. Функция рождает структуру: каковы задачи - такова система. Плюс идеология, которая пронизывает все общества (в различных формах - религия, искусство, реклама, и т.п.)...

Терминологическая неопределенность обусловливает многочисленные дефекты правовых нормативных актов, их низкую эффективность и на практике приводит к нарушениям социальных прав граждан. Факт, что социально - обеспечительное законодательство бессистемно, противоречиво и сложно в применении.

В немалой степени все это связано с отсутствием официально признанной национальной концепции социального государства его социальной политики носящий целостный характер переустройства современной России. Нет согласия в научном сообществе по вопросу о приоритетах социальной политики ее структурированию с учетом понятийного фрагмента и структуры, связанных с социальной защитой населения, социальной сферой и социальным обеспечением.

Очевидно, что в современных условиях речь не идет о том, нужна ли социальная политика как таковая. А о том, что необходимо найти некое оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий, позволяющее свободно развиваться структурам, успешно действующим в рыночных условиях, повышающих конкурентоспособность национальной экономики в условиях постоянно ужесточающейся конкуренции на мировом рынке, в максимальной степени способствующей реализации созидательного потенциала личности. Если же баланс между экономической эффективностью и социальной защитой нарушается в ту или иную сторону, то в экономико-социальной сфере нарастают негативные явления, на которые указывают сторонники либерализации рыночной экономики и которые действительно имели место в 70-е гг. в ряде европейских стран (Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия).

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что экстенсивное развитие социальной политики, то есть реализация социальной политики за счет все большего перераспределения созданного национального дохода, во многих странах доказала свою неэффективность. Соответственно возникает необходимость перейти к интенсивному типу социальной политики (ее модернизации), позволяющей повысить экономическую эффективность при тех же или даже меньших государственных расходах.

Встает вопрос, каким образом в современных условиях достигать максимальной эффективности социальной политики, не подрывая в то же время стимула к активной экономической деятельности агентов рынка?

Можно ли достигать максимальной эффективности социальной политики перераспределением социальной ответственности между государством, бизнесом и индивидом в пользу двух последних в возросшей роли этих субъектов социальной жизни без целостной программы формирования определенных социальных отношений, конструирования социальной политики и определения ее объекта? Возможно, ли без этого урегулировать социальные интересы бизнеса и индивидов?

Можно лишь отметить высокие темпы развития внутрифирменных социальных программ, которые в большей степени, нежели государственные универсальные программы, ориентированы на удовлетворение конкретных потребностей работников. Можно отметить и другие положительные моменты: улучшение социального климата на предприятиях, формирование атмосферы социального партнерства, снижение текучести кадров, заинтересованность работников в успешном функционировании предприятия, рост производительности труда и т.д.

Таким образом, объективная необходимость модернизации современной России требует более глубокого научно-теоретического осмысления, что позволит минимизировать издержки при достижении социально и экономически значимых результатов. Фундаментальной основой такого осмысления и практических действий по модернизации экономики и страны в целом может стать модель устойчивого социально ориентированного развития, ключевым звеном которой должна стать Национальная система социальной защиты населения. Сущностные характеристики объекта социальной политики, имеющего отношение к институту социальной защиты населения, определяют уровень правового воздействия на эту сферу, формируют социально-обеспечительные обязательства государства и социально-обеспечительные (распределительные) отношения по социальной сфере через систему социального обеспечения.

Основой для системного решения всего комплекса этих и подобных вопросов являются глубокие междисциплинарные научные исследования, особое место в которых занимает политическая экономия как наука, изучающая закономерности рождения, развития (в том числе модернизации) и заката того или иного экономического строя общества в конкретных исторических условиях.

Рассмотрение происхождения, природы, отбор не согласующихся друг с другом терминов рыночного порядка относительно социальной политики, упорядочение в смысле классификации объектов и социальных явлений - это путь к активной их реорганизации в целях получения желаемых результатов.

Что же включает понятие социальная политика как вид политики - элемент социальной защиты, защиты социальных прав граждан, сектор политики государства, влияющий на социальные институты общества или только на социальную сферу? Как следует понимать социальную защиту? Это собственно социальная политика или элемент социальной политики или защитная функция социальных институтов общества? Какое определение предпочтительней? Неоднозначно толкование в социальной политике понятия социальная защита, применимое в экономической теории, праве, и теории государственного управления.

Понятны ли механизмы и инструменты реализации социальной политики? Давайте признаем, что единодушного ответа на эти вопросы пока нет ни в политическом и научном сообществе, ни в элите, которые в силу разнонаправленных интересов никак не могут прийти к консенсусу, в том числе по направлениям модернизации страны. На каких экономических идеях роль государства сводится к осуществлению контроля за соблюдением того, чтобы все члены общества строили свою хозяйственную деятельность по определенным целям, правилам и законам социальной политики. Что приоритетней в экономическом обосновании развития социальной политики? Политика кейнсианства, экономические идеи неолиберализма, получившие признание и дальнейшее развитие у представителей монетаризма и сторонников теории рациональных ожиданий? Или призыв к уяснению законов "естественного права" и реализации их социальных норм?

В современных условиях дополнительного теоретико - методологического осмысления требуют новые тенденции и особенности общественного развития в России. Для того чтобы проводить реформы и модернизацию различных сторон жизни страны, надо опираться на фундаментальную научную основу и понять: какое общество мы хотим строить? какой способ производства лежит в его основе? какую модель общественного развития выбрать?

Встроенность в совокупность общественных отношений рассматриваемого сегмента выводит нас на взаимодействия с другими гуманитарными науками, прежде всего философией и социологией, а также экономикой, политологией и др.

«Сегодня в первую очередь говорят о технической и технологической модернизации, о модернизации экономики. Но мне кажется, ключевой задачей должна быть модернизация всего общества, важнейших социальных практик, которые сегодня доминируют. Именно наши общественные отношения характеризуют нас как архаичное общество. Модернизация - это не сдача объекта к определенному сроку, это сложный процесс, который затрагивает практически все общественные институты». К сожалению, модернизация техническая и технологическая, модернизация экономики не рассматриваются в программных заявлениях лидеров страны как основа для реализации целей социального государства, модернизации социальной политики. Каким образом «Этапы инновационного развития», «Модель инновационного социально ориентированного развития…» соотносятся с конституционным провозглашением о социальном государстве?

В выступлении президента РФ Дмитрия Медведева на Петербургском международном экономическом форуме, например, отмечается: - "Россия должна стать страной, где благополучие и высокое качество жизни граждан обеспечиваются не столько за счет сырьевых источников, сколько интеллектуальными ресурсами, инновационной экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий, экспортом продуктов инновационной деятельности. Таковы цели нашей модернизации".

Действительно, надо обогащать старые, полезные и искать новые идеи, концепции социально-экономического развития и механизмы их практической модернизации.

И здесь в формировании современной социальной политики важно учитывать существенные аргументы. Первое: В современных условиях глобализация, как результат скооперированной деятельности людей, привела к принципиальному изменению структуры и содержания классических факторов общественного способа производства и общественно-экономических формаций. Соответственно существенно трансформируется структура национального богатства, в которой неуклонно возрастают роль и доля человеческого капитала.

Второе: В структуре производственных отношений классическое противостояние между трудом и капиталом, определяемое отношениями собственности на средства производства на основе капиталистического присвоения добавленной стоимости, также существенно изменилось. Капиталисты, сохраняя свой главный генетический признак - максимизацию прибыли - вынуждены адаптировать формы производства и взаимодействия с работниками, партнерами, конкурентами, государством и обществом к современным общественным отношениям. Их больше волнует не классовая борьба с рабочими, а конкурентная борьба за прибыль на основе эксплуатации знаний и производных нематериальных активов, не пренебрегая при этом старыми проверенными методами - усилением эксплуатации занятых на производстве, захватом и переделом собственности, промышленным шпионажем и т.п. Рабочий класс в развитых странах в значительной степени деклассирован, он обретает на фоне растущего образовательного уровня, квалификации и доходов черты некоего среднего класса с новыми, более высокими потребностями и ценностями. Его больше беспокоит не столько политическое противостояние с «классовым врагом», сколько борьба за свои экономические интересы на индивидуальном, семейном, корпоративно-отраслевом уровне.

Это по существу и должно повлиять на формирование мировоззренческой идеи социального государства, а, следовательно, на уровень государственного управления реформированием и модернизацией страны. Формально принято считать, что власть и бизнес разграничены и должны взаимодействовать, выполняя свои специфические функции.

Поэтому одна из актуальных задач - предложить обществу новую, научно обоснованную мировоззренческую идею социальной политики, которая могла бы придать большинству людей смысложизненную ориентацию по их социальной защите государством и бизнесом.

Полезностно - стоимостному синтезу, господствующему в экономической теории современного рыночного общества, может противостоять только трудовая теория потребительной стоимости, преодолевающая как стоимостную, так и полезностную парадигму, и решающая соответствующее противоречие в экономической науке. Она тем самым снимает проблемы, которые оказались не под силу ни той, ни другой концепции, т.е. ни маржинализму, ни стоимостной парадигме. Между тем, рыночная равновесность, обратимость стоимостных форм неизбежно приводят к увеличению энтропийности экономической системы, к ее разрушению, кризисам и, в конечном счете, к гибели. Перевод экономики России на рыночную основу наглядно подтверждает это.

2. Социальная политика - это целенаправленное воздействие государства на институты социальной защиты населения

социальный политика государство национальный

Системное видение стратегии и тактики, адекватное современным реалиям национальной экономики, менталитету и ценностным ориентациям населения, механизму организации социальной защиты населения в трансформирующейся экономике еще не сформировано. В провозглашаемой инновационной политике понимание того, что социальная политика имеет отношение только к благополучию и высокому качеству жизни граждан в социальной сфере (сфере распределения), выполняющей функцию социальной защиты граждан, удовлетворяя их потребности на наш взгляд, является неполным.

Социальная политика явно связана, прежде всего, с социальными институтами общества, предназначенными, прежде всего для обеспечения социальной защиты населения.

В правовом смысле необходима дифференциация отношений по социальной защите населения сообразно перераспределению, специализации функций публично-правового института - государства, гражданского общества и бизнеса.

Вполне очевидно, что социальные институты общества и входящая в их систему социальная сфера имеют свои разоуровневые функции в социальной защите, составляющей цель социальной политики:

социальные институты общества - способ организации социальной общности для ее защиты (защиты населения);

социальная сфера - среда жизнедеятельности и обитания граждан, где происходит предоставление (за плату) или распределение благ на иждивение, средств к существованию (которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, как способа выживания, защиты…).

Способ организации социальной общности (социальные институты общества) и способ выживания (через поддержание нормального уровня жизни индивида в социальной сфере) опосредуются правовым регулированием этих отношений, нормами, закрепляемыми в законах, чем обеспечивается правовая защита социальных прав.

Именно эти секторы отношений защиты индивида, общества и их потребностей составляют гордиев узел в понимании социальной политики государства:

способ организации социальной общности - социальные институты общества;

способ выживания - поддержание нормального уровня жизни индивида в социальной сфере;

способ правового регулирования социальных отношений по организации социальной общности и выживания в социальной сфере - правовая защита.

Я признаю, что при помощи этих связей можно указать на какие-то «смутные» вероятности построения системы отношений по социальной защите, связанных с социальными институтами общества и именно с социальной политикой. Но, разумеется, они хоть как-то объясняют процессы (явления), их обуславливающие. Смешение нескольких групп явлений в понимании защиты индивида в социальной организации государством составляет наибольшую теоретическую трудность.

Это составляет проблему не для участников многочисленных взаимодействующих друг с другом индивидов рыночного процесса, а для теоретиков и политиков, пытающихся объяснять смысл их поведения для достижения целей модернизации.

Подобный вывод предопределяет возможность исследования собственно институционализации социальной политики. То есть процесса формирования различных типов социальной деятельности в социальных институтах, связанных с потребностью социальной защиты населения.

Обоснование этого заключается в том, что любая социальная общность, несмотря на специфические особенности, имеет общую социальную норму - потребность в социальной защите. Детерминированность социальной политики к социальной норме - социальная защита (потребность в политической, экономической, военной, духовной защите, защите способов социализации) по всей вероятности может выражать искомый смысл социально-политического сообщества людей как свободных и равноправных субъектов.

Таким образом, социальная политика выступает в качестве «мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей» характеризуя степень социальной защиты населения. «Такое сопоставление выделяет социальную защиту как способ организации в любом этносе, социальной общности специализированных институтов для функционирования системы и ее самосохранения (защиты). Тем самым обеспечивается политическое, экономическое и ее социальное развитие и ее защита. Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания (социальной сферы) для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей». Социальная защита населения как категория национальной экономики социально ориентированного рыночного типа предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов.

Рассуждения по поводу вышеизложенного приводят к пониманию того, что социальная политика, прежде всего, связана с потребностью формирования институтов социальной защиты, т.е. особой формой организации, включения индивидов в социальную жизнь с целью обеспечения политического, экономического и социального развития и их защиты. Эту «социальную зону» социальное государство определяет сферой своего политического влияния, защиты данной «социальной зоны» всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении, осуществляя провозглашенную социальную политику. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого социального государства, которая заключается в установлении социальной политически - детерминированной социальной связи между людьми и государством через социальные институты общества. Государство «…- единственный правомерный и легальный (и, следовательно, в принципе действующий на началах и в формах общеобязательного права) носитель публично-политической власти. Это институт, который осуществляет взаимосвязь жизни общества, граждан и их социальных организаций правовой формой опосредования общественных отношений, где очевидна взаимосвязь значения социальная защита с правовым регулированием этой социальной зоны.

Хотя современная социальная политика, безусловно, имеет цель своей деятельности, обладает функциями, обеспечивающими достижение такой цели, однако конкретизация этих функций далеко не завершена, а набор социальных статусов и ролей, типичных для социальных институтов в социальной политике социального государства, до конца не определен.

Поэтому современная постановка вопроса о смысле социальной политики сводится к пониманию того, что «- это система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности всем гражданам страны. Это слишком обобщенно. В узком смысле социальная защита населения определяется как система государственных мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения. Или как институт, целевая комплексная система, сформированная обществом для решения социально-экономических проблем, обусловленных необходимостью поддержки обществом пожилых граждан, инвалидов, больных, безработных, семей, потерявших кормильца, а также семей с детьми».

Трудно не признавать, что приведенные толкования понятия «социальная защита» в полной мере соответствуют основам Конституции Российской Федерации 1993 г., где в п. 2 ст. 7 зафиксировано: «В Российской Федерации охраняются труд и ' здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Но это общие нормы, которые, должны конкретизироваться и быть встроенными в логику связей - социальное государство, социальная политика, социальная защита, социальная сфера, социальные риски, социальное обеспечение, социальная работа, социальная инфраструктура, социальная услуга.

Полагаясь на вышеперечисленные рассуждения можно сделать вывод о том, что социальная политика - ценностные ориентиры, определяющие цели социальной организации и деятельность публичной власти по осуществлению социальной защиты населения.

В широком смысле социальную политику можно рассматривать как целенаправленное воздействие на социальные институты - способ организации общества для достижения целей социальной стабильности, удовлетворения жизненных потребностей граждан. Совершенно очевидно, что все социальные институты общества пронизаны этой целью, отношениями по социальной защите населения, которая выражает форму организации социальной общности для реализации политических, социальных, экономических прав граждан, осуществления социального управления обществом, отношениями между гражданами их социальными организациями и реализации жизненных потребностей населения.

Таким образом, в узком смысле социальная политика определяется как социальные взаимодействия между государством, гражданами, социальными организациями в социальной сфере, возникающие по поводу предоставления, распределения (управления) - материальных благ государственных, частных, общественных организаций, фондов в виде денежных средств, товаров, услуг, имущества, льгот социальным субъектам независимо от оснований приобретения гражданства при наступлении социальных рисков, т. е. благ, средств к существованию, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, как способа выживания. То есть поддержания качества жизни по установленным законами стандартам, создания условий воспроизводства социальных организаций, общества, расширенного экономического воспроизводства:

гражданам, самостоятельно осуществляющим трудовую деятельность, но нуждающихся в поддержки уровня жизни;

гражданам не способным материально обеспечить себя по уровню жизни и культурного стандарта полностью или частично в силу признанных обществом обстоятельств (иждивение). По существу этот узкий смысл сводится к предоставлению, распределению материальных благ, т. е. социальному обеспечению граждан.

Следует отметить, что велико корпоративное влияние отдельных групп профессионалов, существенным образом корректирующее предлагаемые способы определения этой сферы. Вместе с тем с позиции системного подхода социальная политика как провозглашённые комплексные основополагающие идеи, социальные нормы, цели, ценности в политике государства имеют механизм реализации через социальные институты (институт семьи и брака, политические институты, государство, экономические институты, производство, институты образования, институт религии) и тесно связана с политической организацией общества. В таком сочетании социальная политика государства это целенаправленное воздействие на Национальную систему социальной защиты населения. Это - форма организации, обусловленная в потребности политической, экономической, военной, духовной защиты способов воспроизводства социальной системы, её суверенности и осуществляемая правовым государством конституционным закреплением и правовым регулированием деятельности социальных институтов.

Следовательно, социальная политика может быть представлена как вид политики социального государства, определяющей отношения в обществе по организации и управлению национальной системой социальной защиты населения, реализуемую через социальные институты общества посредством государственного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью создания благоприятных условий жизни и среды обитания для конкретного индивидуума, обеспечения высокого качества жизни граждан.

Социальная политика как единая система не может быть расчленена при практическом ее осуществлении на отдельные компоненты - социальная защита, социальная сфера, социальное обеспечение. Все точки приложения социального воздействия взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому утверждение о соотносимости социальной политики только с формой «сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения» не может быть принято как универсальное и всеобъемлющее. Несомненно, социальная пиитика связана с системой социальной защиты населения, социальным обеспечением граждан в социальной сфере.

Таким образом, социальная политика - Национальная система социальной защиты населения как система взаимоотношений, обусловленная в потребности защиты способов воспроизводства социальной организации.

Ученые различных направлений работают по изучению этих социальных явлений в теории социальной политики социального государства. Можно отметить, что многим теоретикам основы их систематизации видятся в идее Национальной системы социальной защиты населения, формирующей социальную политику. Впервые в российской практике на это обратили внимание Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Определение - национальная система социальной защиты населения прозвучало в выступлении бывшего министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабова в июне 2005 года в Москве на международной конференции МАСО по информационным и коммуникационным технологиям в области социального обеспечения: - «В результате существенно изменяются те соображения, которые были главенствующими при создании нынешнего облика национальных систем социальной защиты, а это формирование во многих странах осуществлялось 50 и более лет назад. Изменение исходных условий требует и изменения парадигмы. При этом очевидно, что системы социальной защиты связаны с различными секторами экономики, государственной деятельности и состояния общества».

Осмысление эмпирической базы этого явления позволяет надеяться на возможность выхода на новый уровень знаний о формировании национальной системы социальной защиты. Это совокупность отношений жизни общества и его потребностей, которые носят всеобщий характер и тем самым должны защищаться и составлять смысл социальной политики. Эти отношения связаны, прежде всего, с функционированием социальных институтов общества.

Конституционная характеристика России как социального государства, понимание того, что ни одна власть не удержится без системы социальной защиты населения, нарастание социальных проблем и противоречий, социальной напряженности заставляет пересмотреть отношение к социальной политике, управлению социальными рисками на уровне государства и научному обоснованию формирующейся национальной системы социальной защиты населения, лежащей в основе социальной политики. Ее элементы должны быть включена в « … сложную систему социальных связей, принципов, подлежащих правовому воздействию, обеспечивающих целостность социальной системы, ее единства как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства».

В этой связи речь идет о необходимости принятия Федерального Конституционного Закона - «О национальной системе социальной защиты населения Российской Федерации», регулирующего вопросы прямо указанных в Конституции на социальное государство (Статья 71- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.).

Идею национальной системы социальной защиты населения, создания основ законодательства в форме кодифицированного акта и легального определения основополагающего понятия социальной политики, связанного с термином «социальная защита», обосновывают ученые исследователи отрасли Право социального обеспечения - В.С. Андреев, Р.И. Иванова, К.С. Батыгин, Л.Д. Зайкин, М.Л. Захаров, Е.Е. Мачульская, Е.Г. Азарова, Э.Д. Виноградова, М.И. Полупанов. Эта идея имеет продолжение в попытках сформировать систему гуманитарного (социального права) и определить его предмет. Гуманизм объединяет смысл этой идеи через категорию политические, экономические, социальные права и гарантии человека, т.к. их правовая мера определяется только в социальной среде организованной в социальные институты. «Определение этих прав и установление их границ не могут зависеть от многого усмотрения каждого или от естественного закона. Оно зависит только от публичной власти, которая единственная может подчинить личную свободу общественной пользе».

Что препятствует этому?

Первое: Свое влияние на корректировку научных представлений о национальной системе социальной защиты населения оказывает концептуальный смысл социальной политики, «нового курса», его научное обоснование по реализации в федеративном правовом государстве с республиканской формой правления. Научная составляющая знаний об этом смысле, в современных представлениях о социальной политике и функциях в социальной защите населения, ее процессах переживает когнитивный диссонанс, обращенный непосредственно к формулировке современных законов социального развития. За этим стоят, на наш взгляд, гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов.

Второе: Дифференциация социальной политики, социальной защиты, между ведущими социальными дисциплинами, правом, экономикой, социологией, политологией, настолько очевидна и играет негативную ролью в жизни общества, в нарушении целостности связей всех общественных структур. Теория, связанная со следованием традиционным практикам и тем, что создает новый рыночный порядок определенно не согласуется с рационалистическими требованиями. Интерпретация этих требований столь расплывчата, что они утрачивают все свое специфическое практическое значение».

Третье: Процесс обособления социальных дисциплин друг от друга в оценках социальной политики и социальной защиты населения (и ее элемента социального обеспечения), вызванный их развитием в условия формирования рыночного хозяйства в России, привел к формированию характерных для каждой науки языка, методологических принципов, методов, сфер применения исследовательских инструментов и т.д. Однако автономность социальных наук, возможная на стадии их развития в постсоветском периоде, недопустима в современных условиях, когда статус стоящих перед российским обществом задач начинает обретать характер самосохранения российского общества в глобальных проблемах человечества.

Вышеперечисленное требует новых характеристик социальной политики, пересмотра организационно - правовой концепции социальной защиты населения как цели социальной политики, защищающей социально-экономическое положение и права граждан, но и социального обеспечения - справедливой формы распределения материальных благ, проявляющейся как публичная услуга государства и корпоративных агентов рынка в социальной сфере.

3. Социально-экономические и правовые основы формирования «Федеральной системе социального обеспечения», ее финансовых ресурсов

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Ее сопоставление со ст.7 Конституции РФ порождает комплекс не согласующихся представлений о месте cсоциального обеспечения в системе социально-экономических отношений рыночного порядка.

Социальное обеспечение как целостная система, форма распределения материальных благ, связанная с понятием социальной сферы не рассматривается в теории социальной политики, экономической теории в качестве объекта целенаправленного воздействия.

Вместе с тем. Доктринальное обоснование права на социальное обеспечение обусловливалось единством и борьбой основных учений о правах человека: естественно-правом и позитивистском. Теория естественного права постулировала право на существование. Таким образом, право на социальное обеспечение генетически вытекало из права на существование. Кроме того, зарождение и становление права на социальное обеспечение стали одним из факторов, в значительной степени объединяющих, сближающих названные учения естественного права и правового позитивизма. Тому пример учение немецкого юриста Г. Еллинека, который выступал за активную роль государства в социальной сфере, предложив разделить субъективные права на частные субъективные и публичные субъективные. Последние включали право на положительные услуги со стороны государства, что подводило основу под активную роль государства в обеспечении и защите прав человека, в том числе социальных. Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию человека.

К признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию, но не в обмен на затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными отношениями.

Определенная консолидация правовых норм, регулирующих разнохарактерные отношения в сфере социального обеспечения, заметна уже сейчас, однако пройдет еще много времени, прежде чем совокупность этих норм трансформируется в систему права качественного нового, более высокого уровня развития и охватит целостным правовым регулированием все отношения в сфере социального обеспечения.

Значение социального обеспечения граждан тесно соотносится с экономической сферой деятельности - вопросами производства, потребления и распределения.

Именно система распределения материальных благ (федеральная система социального обеспечения) гарантирует право на достойную жизнь различным категориям граждан при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение - это элемент институтов социальной защиты, форма (способ) распределения материальных благ, предоставления услуг через социальную инфраструктуру (сферу).

Определяющею роль в этом призвана сыграть экономика государственного сектора, где формируются общественные, обобществленные средства как источники финансирования социальной сферы. Распределение же материальных благ на социальную сферу происходит через систему социального обеспечения.

Вместе с тем. Состояние правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения содержат существенные концептуальные противоречия и пробелы законодательства, связанные с конституционным провозглашением России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Ст. 7 Конституция РФ).

Это означает, что по своей направленности все экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения. В большинстве развитых стран потребности населения в начале и середине XX в. поставили перед государством и бизнесом две проблемы. Первая состояла в необходимости насыщения очередного возросшего объема материальных потребностей и вызвала стремительное наполнение рынка новыми товарами и рост цен, сокращающий спрос. Вторая проблема была обусловлена появлением новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения. Что принято обозначать как социальная сфера.

Российская действительность показывает, что «современная» социально-экономическая модель провозглашает развитие и стабильность, но не обеспечивает конвертацию экономического порядка в улучшение качества жизни всего населения. В России, где экономика уже почти два десятка лет пребывает в состоянии кризиса системного порядка, произошло падение реальных доходов основной массы населения, разрастанию бедности и усилению социального и имущественного неравенства в обществе.

Одной из ключевых причин такого положения дел является стихийно сформировавшаяся и принципиально неверная экономическая идеология государственного регулирования, основанная на смешении основополагающих экономических категорий. На начальном этапе нового экономического пути развития в России полезностно - стоимостный синтез в экономической теории, породил соответствующие противоречия в экономической основе распределения материальных благ на социальное обеспечение граждан Российской Федерации в социальной сфере. «Маржинализм» (Ельмеев В.Я. Основы экономики науки. Л., 1977; Он же. Воспроизводство общества и человека. М., 1988.) после реставрации в России приобрел в лице «экономикса» (Гальперин В.М. Экономикс, сиречь наука экономическая <#"justify">Название отраслейСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, СФЕРА УСЛУГнематериального производствасоциальнаясоциально-культурная1. ЖКХ++2.Бытовое обслуживание населения++3. Здравоохранение+++4.Физкультура и спорт+++5.Социальное обеспечение++6.Народное образование+++7.Культура и искусство+++8. Наука и научное обслуживание+9. Финансы, кредит, страхование+10.Пенсионное обеспечение++11. Управление+12.Общественные объединения+++13. Туризм+++14.СМИ и информационные технологии+++15. Природоохранная деятельность++16.Общественное питание++17.Пассажирский транспорт++

Обращает на себя внимание определенная «вторичность», «несогласованность», очевидная «подчиненность» устаревшим взглядам на социальное обеспечение - того, что, по сути, должно являться исходным в смысле целеполагания социальной политики и главным в аспекте итоговой оценки предназначения государственного сектора экономики и функционирования системы распределения, материальных благ на социальную сферу.

Подобный подход прослеживается и в Единой системе классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации. Социальное обеспечение в социальной сфере весьма обще выделяет Классификатор ОКВЭД, который входит в состав ЕСКК:

РАЗДЕЛ L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение.

РАЗДЕЛ M Образование.

РАЗДЕЛ N Здравоохранение и предоставление социальных услуг.

РАЗДЕЛ O Предоставление прочих коммунальных, социальных услуг и персональных услуг.

РАЗДЕЛ Р Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства.

Структура социальной сферы (см. схему) и Классификатор ОКВЭД обладает рядом существенных пробелов, не идентифицируя в своей структуре целостно систему социального обеспечения (пенсионное обеспечение, государственную социальную помощь, социальное обслуживание). Это пробелы могут оказать негативное влияние на осуществление эффективной политики, направленной на совершенствование социальной сферы Российской Федерации, на координирующее воздействие государства и пределы влияния рынка на управление финансовыми ресурсами системы социальной защиты населения в современных условиях.

Вместе с тем законодательная база бюджетной политики как инструмент государственного регулирования функционирования и развития социальной сферы выделяет отдельно сложившуюся в Российской Федерации структуру социального обеспечения для осуществления государством специфических функций, связанных с государственным сектором экономики. В соответствии со ст. 69 БК РФ к бюджетным относятся ассигнования на социальное обеспечение населения. Что отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций на решение социально-экономических задач социального обеспечения в социальной сфере.

Функциональная же классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней по разделам (здесь много несогласованности, манипуляций терминами и противоречий):

- Раздел 1000 "Социальная политика", который состоит из шести подразделов и аккумулирует расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства.

По подразделу 1001 "Пенсионное обеспечение" подлежат отражению расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и связанные с выплатой денежных пособий, таких как все виды пенсий, различным категориям лиц, выплаты нетрудоспособным членам семьи, дополнительное материальное обеспечение ветеранов ядерно-оружейного комплекса, другие выплаты, установленные пенсионным законодательством Российской Федерации.

В состав указанного подраздела также включены расходы по выплате пособий в натуральной форме, таких как предоставление жилья, питания престарелым, находящимся в специализированных учреждениях.

Также подраздел отражает расходы на выплату ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, ежемесячной надбавки в размере пятидесяти процентов ежемесячного пожизненного содержания судьям, продолжающим работать, на предоставление государственных гарантий судьям, пребывающим в отставке, на выплату дополнительного материального обеспечения в соответствии с федеральным законодательством.

По подразделу 1002 "Социальное обслуживание населения" подлежат отражению расходы, связанные с организацией социального обслуживания населения, обеспечением деятельности учреждений и организаций социального обслуживания (центров и отделений социального обслуживания населения, медико-социальных экспертных комиссий, домов-интернатов для инвалидов, стационаров сложного протезирования и других учреждений социальной защиты).

По подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" подлежат отражению расходы бюджетов, связанные с обеспечением мер социальной поддержки граждан, включая все виды пособий и страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования Российской Федерации, а также расходы на предоставление социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилья, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, обеспечение путевками в установленных законодательством случаях (за исключением расходов на обеспечение путевками судей, пребывающих в отставке), другие аналогичные расходы.

К примеру, структура расходов федерального бюджета на 2010г. по разделу 1000 «Социальная политика» выглядит следующим образом:

ГодНаименование расходовСумма, тыс.рублейУдельный вес,%1000Социальная политика328 751 096,01001Пенсионное обеспечение240 811 848,673,71002Социальное обслуживание населения6 326 211,01,91003Социальное обеспечение населения75 030 403,34,81004Охрана семьи и детства2 145 705,40,61005Прикладные научные исследования в области социальной политики132 556,60,041006Другие вопросы в области социальной политики4 304 371,11,3

За счет средств федерального бюджета осуществляется также пенсионное обеспечение: государственных (федеральных) служащих; судей; военнослужащих; участников Великой Отечественной войны; граждан, пострадавших и результате радиационных или техногенных катастроф; инвалидов и некоторых других категорий населения.

Здесь видно, как разобщена целостная система социального обеспечения, которую описывают специалисты отрасли Право социального обеспечения, а это пенсионное обеспечение, государственная социальная помощь, поддержка, социальное обслуживание.

В Приложении 8 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в ведомственной структуре расходов федерального бюджета наблюдается другое структурирование. Например, по Министерству здравоохранения и социального развития РФ;

НаименованиеМинРзПРЦСРВРСумма (тыс. рублей-Социальная политика -Пенсионное обеспечение -Пенсии -Выплата региональной доплаты к пенсии -Иные межбюджетные трансферты -Социальное обслуживание населения -Дома-интернаты для престарелых и инвалидов Далее некоторые извлечения, имеющие отношение к системе соц. обеспечения продолжаются Социальные выплаты Социальная помощь и т.д.055 055 055 055 055 055 055 055 05510 10 10 10 10 10 10 01 01 01 01 02 02 4900000 4900400 4900400 5010000 01722 969 462,2 6 885 200,0 6 885 200,0 6 885 200,0 6 885 200,0 523 785,9 249 482,3

Несмотря на то, что к социальному обеспечению приковывается пристальное внимание на международном уровне, политиков, научной общественности, законодательных органов и органов государственной власти, социальных работников его место в структуре экономических отношений, бюджетной системе недостаточно ясно обозначен до настоящего времени. Что, несомненно, дает основание публичной власти для игнорирования социального обеспечения граждан в контексте защиты социального аспекта жизни человека. В этом выводе можно положиться на заключение Э.Г. Тучковой: - «Результатом этого игнорирования является аморфность, неопределенность и государственная необязательность присутствующих в законодательстве очень важных для человека стандартов его жизни таких как «достойные условия жизни, достаточный уровень жизни, минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум».

Категория - социальное обеспечение не нашла отражение в принятых документах, определяющих стратегию социально-экономического развития страны - «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации».

Необходим подход, позволяющий выделить в государственном секторе, социальной сфере отдельные самостоятельные части интегрированной в нее структуры социального обеспечения. Это позволит более точно оценить масштабы социального обеспечения и лучше понять его роль в госсекторе российской экономики. Эта сфера не предполагает финансовую и управленческую самостоятельность входящих в их состав элементов, предприятий и организаций и полностью связана с государственным финансированием и регулированием. Обоснованием данного подхода может служить и то, что все федеральные законы социальной направленности содержат эти нормы.

Если во главу вопроса о социальном государстве ставить гарантии права человека на жизнь, качество жизни населения в частности, следует выделить в блоке социальной сферы отчетливей отношение социального обеспечения к распределению материальных благ по элементам социальной сферы. Вопрос возникает по существу того, что средства, выделяемые на эти составляющие жизнеобеспечение жизни граждан, предназначаются гражданам, пользующимся услугами или для поддержания инфраструктуры, содержания соответствующих коммерческих организаций (80% из всех - коммерческие организаций в РФ) социальной сферы, которые от граждан получают за услуги денежные средства? Каково здесь соотношение госсектора экономики и социального обеспечения граждан в социальной сфере?

Поэтому при переходе к качественно иному характеру и содержанию производственных, в том числе и распределительных отношений нужна соответствующая реорганизация социальной политики и ломка сложившихся в прошлом стереотипов о предназначении каждого элемента и инфраструктуры социальной сферы.

Необходим качественно новый механизм государственного регулирования этих отношений, учитывающий возмездный и безвозмездный порядок получения населением социальных благ и услуг в социальной сфере через систему социального обеспечения. Что предполагает правовое обоснование термина - социальное обеспечение в социальной сфере как государственной услуги госсектора и негосударственного. Это, во-первых.

Это обусловлено тем, что на создание современной системы социального обеспечения в последние десятилетия реформ большое значение оказали происходящие в нашей стране преобразования в сфере федеративных отношений:

произошло формирование правовой базы государственной системы социального обеспечения, которая состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по вопросам социального обеспечения;

провозглашены в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ принципы компетенции в регулировании общественных отношений по социальному обеспечению для всех органов власти по всей вертикали государственной системы. При этом очевиден вспомогательный характер полномочий субъектов Федерации, их функционирование на уже определенных законодателем правилах «игры» в социальной сфере.

Это позволяет сегодня говорить о федеральной системе социального обеспечения с включением в нее регионального компонента. По признаку того, что законодательно выделяются полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обеспечения и полномочия субъекта Российской Федерации в регулировании отдельных видов отношений по социальному обеспечению.

Исходя, из этого по сфере социального обеспечения выделяются полномочия субъекта Российской Федерации, формирующие региональную систему социального обеспечения:

Право участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, если расходы предусмотрены федеральными законами (Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ в 2009г. введена Статья 26.3.1.).

Право участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если расходы предусмотрены федеральными законами - Статья 26.3.24 - 184 -ФЗ. (Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ введена Статья 26.3.1.).

Право участвовать в осуществлении полномочий, переданных субъектам Российской Федерации федеральными законами в соответствии с пунктом 7 Статьи 26.3 184 - ФЗ.

Право устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право - Статья 26.3.1- 184 -ФЗ.

Право осуществлять вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации собственное правовое регулирование социального обслуживания, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов за счет средств бюджета субъекта.

На повестку дня выходит вопрос о федеральном законе - «О федеральной системе социального обеспечения» в форме кодифицированного нормативного акта.

На это указывают особенности федеративного устройства, конституционного регулирования социальной сферы, соотношения права и социальной политики, сущность конституционных основ социальной политики Российского государства.

Кроме этого принятие такого Кодекса должно исключить декларативные формулировки конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения для граждан Российской Федерации.

Так как в действительности в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или иной форме воспроизведены положения Декларации, касающиеся прав граждан в сфере социального обеспечения. Это, с одной стороны, свидетельствует о дальнейшем развитии гуманистических принципов в отечественном праве, а с другой - говорит о недостаточно критичном отношении к отдельным декларативным формулировкам.

В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики "социального государства". Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения они не содержат. Обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком уровне и такими темпами, которые никогда не смогут обеспечить "достойную жизнь и свободное развитие человека". Сегодняшняя ситуация в экономике и социальной сфере делают вовсе не беспочвенными такие опасения.

Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Вряд ли имело бы смысл говорить о декларативности и неточности (в правовом' плане) отдельных положений ст. 26, если бы они оставались в рамках Декларации. Однако в свое время данная статья была воспроизведена в предыдущей Конституции и частично включена в действующую Конституцию. Проанализируем для примера первые части обеих статей. Часть первая ст. 26 Декларации:

"Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях". Часть первая ст. 39 Конституции:

Справедливо можно возразить, что Конституция - документ, "работающий" на перспективу, а сегодняшняя сложная ситуация в социальной сфере - явление временное. Но эта временная ситуация может привести к таким негативным последствиям, результаты которых будут сказываться и в перспективе.

"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом". Этих критериев для формирования системы социального обеспечения явно не хватает, а по социальной сфере они не заложены вовсе.

Нельзя не отметить, что формулировка "гарантируется социальное обеспечение" является неточной в правовом смысле. В контексте главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать ПРАВО па различные виды социального обеспечения.

Потребность в различных видах социального обеспечения может меняться с изменением каких-либо социальных факторов, которые вызывают предусмотренную законом обязанность государства социально защитить человека. Поэтому более точной видится следующая формулировка части первой ст. 39 Конституции:

"Каждый имеет право на различные виды социального обеспечения при наступлении основных социальных рисков, связанных с достижением определенного возраста, установлением инвалидности, болезнью, производственным травматизмом, безработицей, потерей кормильца, беременностью и родами, воспитанием детей, а также в иных предусмотренных законом случаях, когда человек нуждается в социальной поддержке по независящим от него обстоятельствам. Минимальный уровень обеспечения устанавливается федеральным законом". Если вектор развития этих отношений задан, то должны быть сформулирована система и принципы деятельности, прежде всего федеральных органов государственной власти в реализации социального обеспечения.

Эти обстоятельства предвещают о формировании в политике социального государства по социальной защите населения Федеральной системы социального обеспечения, которая предназначается для управления социальными рисками, предупреждения социальной напряженности в обществе рыночного хозяйства. Это своеобразная подсистема институтов социальной защиты населения.

Следовательно, можно сделать вывод: Значение социальной защиты населения тесно соотносится с предназначением государственного сектора экономики с системой социального обеспечения, экономической сферой деятельности, вопросами производства, потребления и распределения, материальных благ.

Для того чтобы государство было в состоянии целенаправленно управлять всеми социальными процессами общества в рамках своего социально-политического предназначения, оно должно редуцировать Национальную систему социальной защиты в категорию социальной политики, реализуемую через организацию и функционирование социальных институтов общества, связанных с госсектором экономики.

Заключение

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

К конституированным признакам социальной защиты населения относится провозглашение о том, что:

. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Это в правовом регулировании детерминирует термин - социальная защита населения как способ организации специализированных институтов для функционирования социальной общности и ее самосохранения (защиты). Тем самым обеспечивается политическое, экономическое, социальное развитие, и ее защита. Главной целью таких мер должно являться создание именно благоприятных условий жизни и среды обитания (социальной сферы) для конкретного индивидуума, которыми обеспечивается поддержание нормального уровня жизни человека, всемерное развитие его физических и духовных способностей.

Эти обстоятельства диктуют необходимость принятия Федерального Конституционного закона - «О национальной системе социальной защиты населения Российской Федерации», регулирующего отношения социального государства и общества, которые прямо указаны в ст. 7 Конституции. Необходим кодифицированный закон «О федеральной системе социального обеспечения».

Целевое предназначение Федеральной системы социального обеспечения, прежде всего, в том, что она является особой формой связанных между собой институциональных систем организации социальной защиты населения и распределения материальных благ через федеральную систему социального обеспечения, госсектор, гарантирующий право на достойную жизнь различным категориям граждан при наступлении социальных рисков. В настоящее время в России действует около тысячи различных нормативных актов (а с учетом различных федеральных министерств, ведомств, органов государственной власти субъектов РФ таких нормативных документов насчитывается более10000) предусматривающих те или иные виды социальных льгот, пособий, дотаций и компенсационных выплат для более чем 200 категорий граждан (неимущие, бедные, малоимущие, ветераны, инвалиды, дети, безработные, учащаяся молодежь, целые семьи и т.д.). Различные доплаты получают почти 100 миллионов человек из 145 миллионов человек, или около 70% жителей России, в то время как доля нуждающихся увеличивается, затрагивая не только малоимущих, но и нижние слои среднего класса (более30% населения). Платные услуги в социальной сфере, услуги ЖКХ становятся неподъемными. Действующая система льгот и компенсаций крайне неэффективна. Значительная часть социальных трансфертов используется также неэффективно, их «сжирает» инфляция, содержание инфраструктур. Платные услуги здравоохранения снижают возможность получение лечения для многих категорий граждан. В нуждающиеся семьи попадает менее 20% средств, направленных на финансирование социальных выплат. Поэтому при значительных бюджетных средствах, направляемых на социальные нужды граждан в социальной сфере, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, зачастую просто символична. В нормативных актах присутствует множество коллизий, снижающих вероятность получения государственной социальной помощи. Сведение социальной защиты только к денежно-компенсационным механизмам обусловлены игнорированием социальной составляющей экономической реформы. В результате социальное обеспечение в социальной сфере свелось лишь к обеспечению предельно низкого социального минимума для населения и к реагированию на социальные ситуации.

Остается много неопределенностей соотношения социального обеспечения со структурой социальной сферы. Вряд ли ее можно определить в рынке как непроизводственную, она производит услуги и приносит большие прибыли владельцам инфраструктуры социальной сферы.

Социальное обеспечение - это элемент социальной защиты, форма (способ) распределения материальных благ, предоставления услуг через социальную сферу и ее инфраструктуру.

В Конституции РФ отражены объективные основания права гражданина на социальное обеспечение, вызванное потребностью в особом механизме обеспечения граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения в случае болезни, старости, инвалидности, безработица и т.д. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом

Социальная сфера является неотъемлемой частью как системы обеспечения устойчивости экономического развития, так и устойчивого развития, поскольку имеет универсальное значение. Она многогранна, обладает сложной структурой, и практически большая часть детерминирующих ее показателей используется для характеристики других явлений в жизни общества (политической, экономической, научной, промышленной и других сфер). Социальная и экономическая политика нацелена на решение одной основной задачи - улучшение благосостояния и стабильное развитие граждан и государства в целом.

Проблема активности социальной политики и ее взаимодействия с экономической имеет и более глубокое содержание. Речь идет о системе ценностей, нормах морали, которые также формируют не только текущее состояние, но и перспективы развития общества и, будучи результатом опыта социально-экономических преобразований, влияют на изменение политики правительства в сторону системности и взаимосвязи экономических и социальных мер в национальной системе социальной защиты населения.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Список литературы

а) основная литература

1. Роик, В. Д. Социальный бюджет России: содержание, структура и методы оценки / В. Д. Роик. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 236 с.

. Сидорина, Т. Ю. Два века социальной политики / Т. Ю. Сидорина. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2005. - 442 с.

. Смирнов, С. Н. Социальная политика: учебное пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. - М. : Издат. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 432 с.

. Смирнов, С. Н. Социальная политика переходного периода: от ужаса к комедии / С. Н. Смирнов. - М.: Компания Спутник +, 2003. - 392 с.

. Социальная защита населения в регионе: учебное пособие. - Екатеринбург, 1999. -351 с.

. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 544 с.

. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 404 с.

. Социальная политика: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2008. - 943 с.

. "Социальная политика: проблемы и реформы": международная научная конференция, 28-29 нояб. 2003 г.: материалы: [сборник докладов]. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2004. - 176 с.

На круглых столах № 1,3 в рамках конференции обсуждались проблемы и решения государственной социальной 10. Социальная политика : толковый словарь / общ. ред. Н. А. Волгина; отв. ред. Б. В. Ракитский. - М. : Изд-во РАГС, 2002. - 456 с.

. Социальная политика: энциклопедия / под ред. Н. А. Волгина, Т. С. Сулимовой. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 416 с.

. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. - М.: Наука, 2001. - 648 с.

. Социальная политика и социальная работа в изменяющемся мире / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 454 с.

. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты: учебное пособие / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. - М. : РОССПЭН, 2004. - 292 с.

. Социальная энциклопедия / гл. ред. А. П. Горкин. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 438 с.

. Социальное государство: концепция и сущность: материалы круглого стола Института Европы РАН. - М. : ИЕ РАН; Огни, 2004. - 128 с.

. Социальное управление: курс лекций / [Т. П. Вернигора и [и др.]. - М.: Изд-во РАГС, 2000. - 438 с.

. Социальные неравенства и социальная политика в современной России / отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова; Ин-т социологии РАН. - М.: Наука, 2008. - 423 с.

б) литература по вопросам социального обеспечения

1. Буянова М.О., Гусов Н.Н. Право социального обеспечения России: Учебник -3-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2004.

. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан в России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. Монография. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2002.

. Буянова М.О. Право социального обеспечения: Учеб. пособ./ М.О.Буянова, З.А.Кондратьева. - 2 изд. стер.-М.: КНОРУС, 2006.

. Бюджетное право: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, О.В. Староверова, Д.А. Рамиханова и др.; под ред. проф. А.М. Никитина.- М.: ЮНИТИ-ДОНА, «Закон и право», 2001.

5. Вопросы теории и практики публичной власти: Коллективная монография.- Екатеринбург: Издательский дом УрГЮА, 2005.- 221С.

6. Право социального обеспечения. Учебник. 4-е изд. Отв. ред. Гусова К.Н. - М. 2009.

. Захаров М.Л.,Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения.Учебник. 4-е изд. - М. 2010.

. Право социального обеспечения. Учебник. Отв. Ред. Филиппова М.В. - М. 2006.

. Мачульская Е.Е., Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие + Практикум. - М. 2006.

. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении: материалы Международной научно-практической конференции/ Под ред. К.Н.Гусова. М., 2006.

. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебник. 2-е изд., переработ. и доп./Под ред. К.Н.Гусова. М.: ООО «ТК Велби», 2002.

.Дмитриев Ю.А., Петров С.М. Административное право: Учебник.-М.: Издательство Эксмо, 2005.30.Ельмеев В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб., 1999.

. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. Учебник, 2-е издание, испр. и перераб. - М.: Издательство БЕК. 2002.

. Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. - М.: 1986.

. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Машенко Ю.А., Уварова Г.Г., Ходарев А.С., ЭланскийЮ.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие, 2-е издание.- Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005.

. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. М.: 2001.

. Козлова Е.И. Кутафин.О.Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ. 2000.

. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проспект, 2000.

. Никонов Д. А., Стремоухов А. В. Право социального обеспечения: учеб. для вузов. М., 2005. С. 199-212.

. Cбортник статей. Назаров Е.Г., Гарипов Р.С. Социальное обеспечение граждан в субъекте Российской Федерации. Вопросы компетенции органов государственной власти: теория и практика. Екатеринбург: УрАГС, 2008. - 208с.

.Вертиль В.В., Назаров Е.Г. Социальная политика как вид политики и ее роль в социальной защите населения, государственном и муниципальном управлении: Учеб. Пособие. - Екатеринбург: Изд-во Екатеринбургского экономико-технологического колледжа, 2006.-69с.

.Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 469 с. - Серия: Основы наук.

24.Шайхатдинов В. Ш. Пенсионное обеспечение: учеб.-метод. материалы. Екатеринбург: УрГЮА, 2010.57 с.

в) основные нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации.

. Трудовой кодекс Российской Федерации.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).

. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». СЗ РФ, 2001, № 51, ст.4831.

. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». СЗ РФ, 2001, № 51, ст.4832.

. Федеральный закон от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». СЗ РФ, 2001, № 52 (часть I), ст.4920.

. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993, № 9, ст.328.

. Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования». СЗ РФ, 1999, № 29, ст.3686.

. Федеральный закон от 24 июля 1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». СЗ РФ, 1998, №31, ст.3803.

. Федеральный закон от 29 декабря 2006г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». СЗ РФ, 2007, №1(ч.1), ст.18.

. Федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». СЗ РФ, 1995, №21, ст.1929.

. Федеральный закон от 29 декабря 2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». СЗ РФ, 2007, №1(ч.1), ст.19.

. Закон г.Москвы от 23 ноября 2005г. «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». Ведомости Московской городской Думы. 29.12.2005, №12(2), ст.293.

. Федеральный закон от 17 июля 1999г. «О государственной социальной помощи». СЗ РФ, 1999, №29, ст.3699.

. Федеральный закон от 31 марта 2006г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». СЗ РФ, 2006, №14, ст.1457.

. Федеральный закон от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле». СЗ РФ, 1996, №3, ст.146.

. Основы законодательства РФ от 22 июля 1993г. «Об охране здоровья граждан». СЗ РФ, 1993, №33, ст.1318.

. Закон РФ от 28 июня 1991г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Ведомости РСФСР, 1991, №27, ст.920.

. Федеральный закон от 25 ноября 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». СЗ РФ, 1995, №50, ст.4872.

. Федеральный закон от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». СЗ РФ, 1995, №32, ст.3198.

. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». СЗ РФ, 1995, №48, ст.4563.

. Федеральный закон от 12 января 1995г. «О ветеранах». СЗ РФ,1995, №3,ст.168.

. Федеральный закон от 7 августа 2000г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». СЗ РФ, 2000, №33, ст.3348.

. Федеральный закон от 22 августа 2004г. №122-ФЗ "О внесении изменении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в последующих редакциях.

.Федеральный Закон от 07.05.1998 г. №65-ФЗ «О негосударственных пенсионных Фондах».

. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

РФ от 03.04.2001г.// Российская газета 2201.

. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 2008г. - «Российская газета» - федеральный выпуск № 4786 от 06.11.2008 г.

. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649, от 14.11.2005г. № 1319, от 23.12.2005 г. № 1522, от 15.02.2007 г. № 174, от 24.09.2007г.№1274).

. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

. Постановление Конституционного Суда РФ № 1-п от 24.01.1997 г. СЗ РФ № 4 ст. 708: №4 СЗ РФ 1998 № 4 ст. 532.

. Постановление Конституционного суда РФ № 1-п от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности закона Удмуртской республики от 17 января 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской республике» от 15 января 1998 г. № 3-п по делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93, 94 конституции Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об организации исполнительной власти Республики Коми (СЗ РФ № 4 ст. 708; СЗ РФ 1998 № 4 ст. 532).

. Определение Конституционного Суда от 27 декабря 2005 г. № 502-О; Постановление от 15мая 2006 г. № 5-П по делу о проверке конституционности положении статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 462-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»).

Похожие работы на - Национальная система социальной защиты населения в многоуровневых взаимосвязанных отношениях социальной политики. Распределение материальных благ на социальную сферу через систему социального обеспечения граждан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!