Мигрантофобия в современном обществе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    45,13 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мигрантофобия в современном обществе

Введение

Всемирная история в значительной степени является историей миграций, поскольку именно под их влиянием формировались регионы и страны, складывалась социальная структура, экономическая, политическая и культурная жизнь. Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция населения, с одной стороны, - это составная часть общественных отношений, складывающихся между людьми, с другой - это индикатор проблем во всех сферах жизни людей. Будучи неотъемлемым атрибутом общества, миграция населения претерпевает качественные изменения на каждом этапе его развития. Как и любые социальные феномены, миграционные процессы отличаются достаточной сложностью и неоднозначностью. Миграция как целостное социально-культурное явление несет в себе как деструктивные, так и конструктивные черты. С одной стороны, необходимо признать ее полезность, а с другой, миграцию причисляют к одной из самых острых и трудноразрешимых проблем современности.

В огромном спектре направлений общественной жизни, регулируемых деятельностью государства, миграционная политика - одно из самых сложных, противоречивых, болезненных для нашей страны.

Обстоятельства исторической действительности за последние 20 лет изменились настолько, что полностью переориентировали сам вектор миграционных потоков, их динамику, связанные с ними проблемы, а следовательно, должны быть пересмотрены принципы и программы их регулирования. Структура и перечень направлений миграционной политики разноплановы и многообразны - от противодействия нелегальной миграции до содействия и привлечения иммигрантов на работу, от оптимизации внутренних миграционных процессов до привлечения соотечественников из-за рубежа. Именно последнее направление, актуальное, прежде всего, в силу новизны разработки его проектов, имеющихся трудностей в осуществлении, требует особого внимания и изучения.

В рамках указанного документа определены регионы, которым предстоит первыми, начиная с 2006 года, претворить разработку программы в жизнь на местах. Разработка Региональной программы переселения и первые этапы ее практического применения - важнейшие моменты деятельности. Будучи отражением нового направления миграционной политики, программа привлечения соотечественников получила широчайший ряд откликов, аналитических замечаний, прогнозов и оценок; на ее основании в течение 2008-2010 гг. была издана серия сопровождающих нормативно-правовых документов; однако исчерпывающее научное освещение программы и порождаемых ею проблем с точек зрения различных дисциплин по той же причине оказалось невозможным; это - задача текущего и последующего этапов развития правовой и социальной составляющей миграциологии. В данном контексте актуальность и новизна настоящей работы заключается в рассмотрении исследуемого направления не только в свете общественно-политических задач и приоритетов, но в системе научного знания о миграции в целом и с позиций социальной работы в частности.

Степень разработанности проблемы. В отечественной социологической науке проблемы миграции и мигрантофобии с позиции социологической теории исследованы недостаточно. Большинство работ, посвященных проблемам миграции, представляют собой социально-демографические, социально-экономические, социально-трудовые исследования. Только начиная с исследований школы Т.И. Заславской, миграционные процессы стали изучаться с позиций миграционного поведения, что позволило рассматривать причины миграции, включать в механизм принятия решения о смене места жительства не только объективные, но и субъективные факторы. Отдельные стороны процессов миграции, в частности миграционной подвижности населения и изучения миграции в контексте урбанизации, разработаны Б.С. Хоревым и представлены в работах учеников его школы В.Н. Чапека, С.А. Польского, С.Г. Смидовича, А.Г. Гришановой, В.А. Безденежных, И.А. Даниловой и др. Особое место в научной литературе занимает развитие идеи Л.Л. Рыбаковского о трехстадийном миграционном процессе, представляющем последовательную цепочку событий.

Вопросы о сложных взаимосвязях миграционных процессов и адаптации мигрантов к принимающей социальной среде, условий приспособления, факторов, определяющих ее ход, степени, времени приспособления в различных типах ситуаций, проблемы толерантности и конфликтогенности в контексте взаимодействия этнических мигрантов с местным населением принимающих социальных сообществ рассмотрены в работах B.C. Айрапетова., Ж.А. Зайончковской, А.В. Дмитриева, В.А. Тишкова, Н.М. Лебедевой, А.И. Куропятника, Г.С. Витковской, Е.А. Назаровой, Н.П. Космарской и др. В последнее время усилился интерес к проблемам трудовой миграции населения, к анализу ее социально-экономических последствий, международной и нелегальной миграции, к отдельным проблемам миграции в контексте глобализации, а также миграционной политике.

Оценивая в целом степень разработанности проблемы, следует отметить, что в настоящее время отсутствует комплексное теоретико-методологическое обоснование подходов к социологическим исследованиям миграционных процессов.

Современное рассмотрение проблемы миграции и мигрантофобии актуально по следующим обстоятельствам.

Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное - изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.

Целью курсовой работы является выявление современных проблем мигрантофобии как фактора конфликтности миграции в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели планируется решить ряд следующий задач:

изучить теоретические аспекты миграции и мигрантофобии;

раскрыть проблемы миграции и ее современное состояние в мире;

оценить миграционные процессы в России и в Ставропольском, Краснодарском крае;

разработать предложения по совершенствованию миграционной политики в Ставропольском крае

Объектом исследования в курсовой работе выступает современная миграция населения как феномен международной реальности, а также ее региональный (на примере Ставропольского края Краснодарскогокрая) компонент.

миграция перемещение люди территория

1.Теоретические аспекты миграции и мигрантофобии

.1Понятие миграции: конфликтный аспект

Миграции (от латинского «migratio») - перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций - экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

Миграции населения - ведущая причина важнейших изменений, произошедших в расселении людей на Земле за последние столетия.

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века»). Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения - России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах - преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

Внешние миграции подразделяются на эмиграцию (от латинского «emigro» - выселяюсь) - выезд граждан из своей страны в другую на постоянное жительство или более или менее длительный срок и иммиграцию (от латинского «immigro» - вселяюсь) - въезд граждан в другую страну на постоянное жительство или более или менее длительный срок.

Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем.

Везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходил с большими сложностями, причем проблемы возникали не только у мигрантов, но и у местных жителей.

Известно, что в ХХ веке миграции из стран Азии и Африки в Европу, Северную Америку, Австралию приобрели массовый характер. Поэтому, начиная примерно с 50 - 60 гг., американские, австралийские, английские психологи стали заниматься исследованиями причин и мотивов миграций, психологических проблем адаптации мигрантов к другой культурной и природной среде, изучением психологических особенностей у мигрантов различных поколений.

В отечественной науке вопросы психологии вынужденной миграции до начала 90-х гг., практически не разрабатывались. Главная причина в том, что эта проблема не была у нас актуальна со времен Второй мировой войны ( в военное время серьезно заниматься проблемами беженцев было просто невозможно). Массовое появление вынужденных мигрантов в пост советском пространстве поставило перед общественностью и социальными науками новую научную и практическую проблему.

Число нуждающихся в психологической помощи вынужденных мигрантов увеличивается не только за счет новых миграционных потоков, но также и потому, что психологические ресурсы людей исчерпываются, и поддержка становится необходима тем, кто вчера справлялся с грузом проблем самостоятельно.

Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, с другой стороны, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому мигранту, а также наиболее значимым для него людям - членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной психологической помощи.

Выделяют несколько аспектов в переживании ситуации вынужденной миграции. Это миграция как переживание негативных жизненных событий - потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения. Также это адаптация мигрантов в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляций и деприваций.

Травматизация психики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда (в частности, мигрантофобией), - все это нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания. За словами 'вынужденный мигрант' стоит личная трагедия, социальное бесправие и психическая уязвимость, тяжелое бремя материальных проблем, постоянный страх за будущее, подорванное здоровье и повышенный риск заболеваний, конфликт с собой и другими, наконец, ощущение себя 'чужаком' и человеком 'второго сорта'. Переживание всего этого статуса определяет психопатологический статус мигранта.

Существование на территории России различных категорий вынужденных мигрантов создает необходимость детального изучения и анализа их взаимоотношений с принимающим населением, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а также поиска путей принятия мигрантов местными жителями и установления между ними добрососедских отношений.

Психолог как 'посредник' между культурами, должен найти стратегию психологической помощи, при которой бы ослаб или даже совсем исчез барьер 'свои - чужие'. Для этого психолог вынужден вырастить особую посредническую культуру - культуру толерантности, позволяющую мигрантам и людям страны, принявшей мигрантов, понять и принять друг друга, а не воспринимать появление мигрантов как нашествие варваров.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Психолог как 'посредник' должен работать одновременно на два фронта. Если он окажется не в силах помочь преодолеть мигрантофобию (страх перед мигрантами) коренным жителям, столкнувшимся с мигрантами страны, то риск роста социальной напряженности в стране возрастет. Если же психолог как 'посредник' потерпит неудачу в общении с мигрантами, понимании и принятии мигрантами той культуры, в которой они оказались, то мигранты могут выступить как носители группы социального риска.

Служба психологической помощи мигрантам является службой поддержки разнообразия, службой проектирования культуры толерантности, а не только службой разрешения споров и конфликтов.

1.2Подходы к пониманию мигрантофобии

Миграционная ситуация обострилась в США и Европе. Российские миграционные проблемы, имея свою специфику, также стоят в этом ряду, не претендуя на уникальность.

Американский президент Джордж Буш в недавнем радиообращении отчитался перед страной о своей борьбе с нелегальной миграцией. Причем борьбе далеко не либеральными методами. 'Мы используем новые технологии, такие как инфракрасные камеры и беспилотные летательные аппараты, чтобы помочь агентам в их работе. Мы также устанавливаем физические барьеры, такие как заграждения, в городских зонах', - заявил он. За время президентства нынешнего хозяина Белого дома на 66% увеличились ассигнования на охрану границы, на 42% возросло финансирование, отпускаемое на борьбу с нелегальными мигрантами, почти 6 млн которых были высланы из США. Американский президент выступил также против очередной амнистии нелегальных мигрантов, а новый миграционный закон приравнивает их к уголовным преступникам, ужесточая наказание за незаконный переход границы. Сейчас идет дополнительный набор нескольких тысяч агентов по ее охране. Саму границу с Мексикой, по новому миграционному закону, предполагается оснастить защитной стеной протяженностью 1100 км.

Именно от тех, кто прошел через иммиграционные трудности из уважения к законам страны, которая вовсе не обязана пускать к себе всех желающих, я жду наибольшей неприязни к тем, кто пролез без очереди и вне закона'. 'От стены по южной границе (желательно с колючей проволокой) я бы не отказалась'. 'Мне не нравится идея открытых границ в моей стране. Это плохо для безопасности, это плохо для налоговой и социальной системы. Любое государство должно иметь право решать, кого пускать и кого не пускать'. 'Их труд не обеспечивает благосостояния большинства, потому что их не большинство на рынке труда; они не платят налогов, то есть живут за счет тех, кто платит; среди них выше преступность, включая трафик наркотиков'. 'Иммиграция должна быть квалифицированной, а сами иммигранты должны интегрироваться. Остальные - мусор, который необходимо вымести'. 'Факты таковы, что грязную работу native-born Americans делать не желают. Ее сейчас делают нелегалы - 12 млн душ. Либо их всех депортируют (это будет вторая самая грандиозная депортация в истории человечества - когда Британскую Индию разделили на Индию и Пакистан, в обе стороны бежало 14 млн человек), либо их как-никак легализуют'. Это вполне типичные цитаты с форумов русскоязычных американцев, которые обсуждают миграционную ситуацию в США и коррекцию миграционной политики. Цитаты показывают, что отношение к нелегальным мигрантам весьма далеко от идеалов толерантности и политкорректности. Ну и еще одна цифра, окончательно развеивающая мифы о либерализме проводимой в США миграционной политики: по данным мексиканских консульств, каждый год порядка 400 мексиканцев погибают при попытке пересечь границу США.

Можно, конечно, обвинить и президента США, и самих американцев в 'мигрантофобии', но вряд ли это будет способствовать прояснению проблемы.

В Европе до 15% из 56 млн проживающих там мигрантов имеют незаконный статус. И эта проблема также начинает волновать политиков. К числу 'мигрантофобов' можно причислить и недавнего лидера Италии Сильвио Берлускони, который в бытность свою премьером заявил: 'Мы не хотим, чтобы Италия становилась многокультурной, многонациональной страной. Мы открыты для тех иностранцев, которые бегут из стран, где их свобода подвергается опасности, и которым наша страна может гарантировать достойный прием. Но мы против тех иностранцев, которые хотят приехать в Италию, чтобы причинить ущерб самим итальянцам'. Трудно сказать, как это заявление отразилось на результатах недавних выборов: Согласно эстонскому закону об иностранцах, ежегодная квота на въезд в Эстонию не должна превышать 0,05% от числа постоянных жителей республики. В абсолютных цифрах это 675 человек в год. Правда, ограничения не касаются проживающих за границей эстонцев, граждан стран ЕС, США, Японии. Даже в рамках ЕС пока только Великобритания, Ирландия и Швеция разрешили гражданам новых стран Евросоюза свободно приезжать для работы. Но и там у профсоюзов это решение не вызвало особого воодушевления. Список разных стран и разных политиков - кандидатов в 'мигрантофобы' можно продолжать.

Почему же в России вместо серьезного и взвешенного обсуждения общественностью миграционных проблем раздаются лишь громкие призывы к воспитанию толерантности? Так, например, глава комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков не переставая указывает на необходимость борьбы с 'мигрантофобией'. Разного рода 'борцов' у нас достаточно и за стенами Общественной палаты. Да, об этой проблеме можно и должно говорить. Но печально, когда это право монополизируется неолиберальными идеологами, а носителям альтернативных взглядов клеются идеологические ярлыки. Единственным результатом может стать лишь открытие 'миграционного фронта', вносящего лишнюю порцию 'раздрая' в общество - вместо попытки выработать приемлемую позицию, способную консолидировать народ.

Почему серьезный и конструктивный разговор о достижении баланса интересов мигрантов и коренного русского (осетинского, татарского, башкирского и т.д.) населения подменяется пугалками 'мигрантофобии'? Или причина в том, что на исследования этих проблем западные фонды не выделяют грантов? Но тогда тем более не следует за фасадом 'мигрантофобии' прятать собственную 'грантофилию'.

Уже сама доля вынужденных мигрантов из СНГ в структуре населения делает общество и его граждан болезненно восприимчивыми к иноэтнической миграции. И это не российская особенность. В благополучнейшей Голландии интегрировавшиеся в общество мигранты первого поколения оказались в первых рядах радикальных борцов за ограничение миграции, поддержав партию Пима Фонтейна. И призывы, скроенные по европейским лекалам и на европейские гранты, могут оказаться задачами, заведомо в России нереализуемыми по причине нереалистичности.

Есть ли у России иммунитет к 'косовской болезни' или 'французскому синдрому' в их миграционных аспектах? Нужно ли наступать на арбузные корки либеральной миграционной политики лишь потому, что они европейские? У нас все чаще звучат высказывания о повышении миграционной привлекательности страны, но ничего не говорится о пределах миграционной емкости государства, регионов, конкретных населенных пунктов. А кто-либо вообще ставит вопрос о необходимости поддержания этноконфессионального баланса - важной составной части социальной и политической стабильности?

Страны, ограничивающие миграцию и проводящие селективную миграционную политику, 'хотят остановить стремительное ухудшение человеческих ресурсов', указывает доклад глобальной комиссии по миграции. Иммиграция квалифицированных специалистов и членов их семей составила более 50% потока в Австралию, Канаду и Новую Зеландию. В России проблема управления структурой миграционного потока если и начинает осознаваться как ключевая в данной области, то все равно она еще крайне далека от своего решения.

Мы пытаемся скинуть бремя социальной ответственности государства, делаем все менее доступным качественное бесплатное образование, коммерциализируем культуру, оплевываем как коммунистическое лицемерие понятие 'дружба народов' и интернационализм, упраздняем Госкомнац, без конца реорганизуем миграционную службу, постоянно забиваем эфир продукцией, воспевающей культ денег и силы, стирающей разницу между человеком и животным, а потом призываем к толерантности?

С 'толерантностью' я бы вообще призвал обращаться осторожнее. Либералы скажут, что слишком много толерантности не бывает. Заглянув в словари и справочники, я обнаружил, что термин 'толерантность' в иммунологии означает 'терпимость' иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям, полное или частичное отсутствие иммунологической реакции; потерю или снижение организмом способности вырабатывать антитела. А чрезмерная толерантность имеет своим результатом гибель организма.

Чаще всего в пользу либерализации миграционной политики используется аргумент о дефиците трудовых ресурсов. Но действительно ли трудовой рынок требует новых мигрантов такого качества и количества?

Хорошо организованный процесс либерализации мирового рынка труда принесет выгоду для всех стран мира', - уверяют авторы из Глобальной комиссии по миграции. И с ними можно было бы согласиться, если бы слова 'хорошо организованный' были подробно расшифрованы и конкретизированы. Неплохо было бы при этом иметь и четкие представления: какие конкретно выгоды и кто именно будет их иметь от глобальной либерализации рынка труда.

Миграция - экстенсивный путь развития рынка труда (ведь о селективной миграции не идет и речи). Москва задыхается от недостатка рабочей силы? При виде скучающих бездельниц-продавщиц в пустых модных бутиках, щебечущих с такими же скучающими мордоворотами-'секьюрити', как-то неубедительно звучат аргументы, что Москва задыхается от недостатка рабочей силы, что нам некому будет обеспечивать пенсию.

Вся эта многочисленная обслуга наших 'высших слоев' из рекламных агентств, риелторских контор, бесчисленных казино, их шоферы, телохранители, секретарши и прочие рядовые и офицеры неисчислимой армии тех, 'кто не сеет и не пашет', будут обеспечивать нам пенсии? Не знаю, должна ли быть экономика экономной, но расточительной она точно быть не должна.

А такому уродливо деформированному рынку труда никакой (даже китайской) миграции не хватит для обеспечения нормального экономического развития. Конечно, рационально оптимизировать рынок труда, модернизировать его структуру намного труднее, чем затыкать в нем дыры механической легальной и нелегальной миграцией. Равно как и выработать умную и эффективную демографическую политику, которая могла бы за 15 лет хотя бы отчасти смягчить остроту миграционных проблем.

Активная миграционная политика соотносится с активной демографической политикой, как протез с деятельностью здорового органа нормального организма.

Мы понимаем, что самый хороший протез не может быть полноценной заменой естественной конечности. Костыль, конечно, необходим, когда по какой-либо причине сломана нога. Но при этом следует все же четко различать костыли и ноги. И лечить ногу, а не тратить все имеющиеся средства на создание и покупку все более продвинутого костыля с кучей самых разнообразных наворотов. И самый либеральный миграционный режим, равно как и 'повышение миграционной привлекательности' страны, сами по себе ни в малейшей степени не остановят продолжающуюся депопуляцию. Напомню, что блюстители чистоты русского языка переводят этот термин как 'вымирание'.

2. Исследование миграционных процессов на современном этапе

.1 Миграционные процессы в современном мире

На разных исторических этапах в миграционной политике зарубежных государств преобладала та или другая ее составляющая, которая и определяла в целом ее сущность в анализируемый период. В современных условиях такой составляющей становится иммиграционная политика, которая характерна для большинства развитых стран, которые проявляют большой интерес тому, что из себя представляют, въезжающие к ним мигранты: каковы их национальность, профессия, квалификация, возраст, семейное положение и т. п. На последние характеристики обращается особое внимание как с учетом ситуации на рынке труда, так и исходя из демографических соображений, что особенно характерно для таких стран как Австралия, Канада, Аргентина, Германия и др.

Наибольшие изменения, которые произошли в миграционной политике с конца 50-х годов, связаны именно с иммиграционной политикой. Для государств, традиционно проводящих иммиграционную политику, суть изменений состоит в том, что принятые в них законы были направлены, во-первых, на поощрение иммиграции высококвалифицированных специалистов, во-вторых, против нелегальных иммигрантов.

Более зримо эта двойственность проявляется в противоречиях экономического, демографического и геополитического характера. Так, развитие экономики, как правило, требует либерализации миграционной политики, в то время как политические или национальные интересы нередко настаивают на ее ужесточении, что особенно наглядно проявилось после событий 11 сентября 2001 г. в США.

В современной миграционной политике, определяющей является ее иммиграционная составляющая. Именно страны ярко выраженной иммиграции определяют современную миграционную ситуацию в мире. Это, прежде всего США, Канада, Австралия, страны Западной и Северной Европы, аравийские монархии на Ближнем Востоке, Венесуэла, Аргентина, в Южной Америке, ЮАР, Заир и Кот - дИвуар в Африке, Сингапур, Япония, Гонконг в Азии, Россия на геопространстве бывшего СССР.

Если говорить о политике стран СНГ в области вынужденной миграции, то в ее развитии на протяжении 1990-х годов можно выделить несколько этапов. Первый, хронологически охватывающий 1992-1995 гг., характеризовался тем, что государства, столкнувшись с проблемами вынужденной миграции, осознали, что их решение невозможно на национальном уровне.

Надежда на помощь международного сообщества стала основной причиной, подвигнувшей в то время Азербайджан, Армению, Россию и Таджикистан на присоединение к Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. Не меньшие, и как казалось, обоснованные надежды возлагались на перспективы конструктивного сотрудничества стран СНГ: в сентябре 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое предусматривало создание специального Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Одновременно было заключено Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов, несколько ранее - Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, позднее - Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. По сути, весь этот период прошел под знаком балансирования между упованиями на помощь международного сообщества и сотрудничества в рамках СНГ. В большинстве случаев, принимающие страны готовы были идти на любое сотрудничество, позволявшее им снизить бремя политических и социально-экономических издержек, связанных с приемом и обустройством вынужденных мигрантов. Хотя и внутри этой группы имелись противоречия: одни государства были более заинтересованы в решении проблем беженцев, другие - внутренних перемещенных лиц.

Следующий этап, 1995-1996 гг., характеризуется социально-политической стабилизацией в странах СНГ и прекращением вооруженных действий в зонах наиболее кровавых конфликтов: армяно-азербайджанского, абхазского, таджикского, что способствовало резкому сокращению потоков вынужденных мигрантов из государств Закавказья и Таджикистана. Военные действия в зонах не столь масштабных приднестровского и югоосетинского конфликта были прекращены в 1992 г., причем практически все беженцы и перемещенные лица вернулись в места постоянного проживания на территории Молдовы уже осенью 1992 г. Определенную роль в снижении масштабов иммиграции в Россию сыграла и эскалация войны в Чечне. На смену вынужденным миграциям приходят миграции по иным, социально-экономическим мотивам. На этом этапе перед странами СНГ встала задача приведения национального законодательства о вынужденных мигрантах в соответствие с международными нормами и соглашениями.

Последний этап, начало которого приходится на 1997 г., характеризуется неуклонным сокращением численности беженцев и перемещенных лиц, наиболее уязвимых групп вынужденных мигрантов на пространстве СНГ.

Наиболее впечатляющим было снижение числа беженцев в России: в 1998-2000 гг. их численность снизилась в 9 раз: на 1 января 2001 г. в России было 26 тысяч беженцев, тогда как в начале 1998 г. - 235 тысяч. Причиной неуклонного сокращения их численности в России является утрата статуса беженцами, прибывшими в страну в начале 1990-х гг., в соответствии с действующим законодательством; приток новых претендентов на статус не покрывает это выбытие.

В качестве положительной тенденции можно отметить начавшийся процесс репатриации вынужденных мигрантов на родину. Так, в 2003 г. продолжалось возвращение в места постоянного проживания беженцев - осетин из Грузии, проживающих на территории Российской Федерации. Количество лиц, возвратившихся в Южную Осетию, увеличилось по сравнению с 2007 г. почти в 3 раза. Правда, в абсолютном исчислении эти цифры не очень велики: в 2007 г. на родину вернулось 52 семьи в составе 151 человека. Аналогичный процесс наблюдается и в отношении внутриперемещенных лиц. В 2007г. на территорию Чеченской республики из Республики Ингушетия вернулось 12, 3 тыс. человек. В документах соответствующих органов подчеркивается, что репатриация граждан носит исключительно добровольный характер. Однако значительное число людей остаются вынужденными мигрантами. На 1 января 2004 г. по данным регистрационного учета численность внутриперемещенных лиц, находящихся в местах временного размещения на территории России составляет 255, 3 тыс. человек.

Можно констатировать, что в России, с одной стороны, за 1991-2002 гг. была создана определенная законодательная база, давшая свободу передвижению российских граждан, с другой стороны, ужесточающая меры против миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья. И эта двойственность отношения к миграции, как и непонимание основных закономерностей международной миграции, привели к тому, что за эти годы так и не была сформирована концепция эффективной миграционной политики.

2.2 Миграционные процессы в России

В России современные наиболее значимые направления миграционных процессов коренным образом отличаются от тех потоков миграции, которые формировали правовую миграционную политику страны в начале и середине 1990-х гг. Если в начале 1990-х гг. определяющее влияние в России на развитие ее правовой системы оказывала необходимость упорядочения вынужденной миграции (как внешней, так и внутренней), то уже вторая половина 1990-х гг. во многом характеризуется практически полным прекращением массовых потоков вынужденной миграции. Благоприятная социально-экономическая конъюнктура, более высокие темпы роста ВВП России по сравнению с большинством образовавшихся на постсоветском пространстве новых независимых государств делают более привлекательным миграционный климат России. Подъем экономики и развитие социальной сферы оказали ощутимое влияние на всплеск трудовой иммиграции в нашу страну.

В связи с этим во многом из ситуативной правовой миграционной политики, из политики, являющейся результатом последующего, часто слабого реагирования на возникающие изменения миграционной обстановки в стране, современная российская миграционная правовая политика постепенно трансформируется в политику активных действий, обеспечивающую не только предсказуемость миграционных процессов, но и их направление в нужное для страны русло. Безусловно, правовая политика в сфере миграции должна учитывать и учитывает происходящие в стране процессы, но активная правовая миграционная политика не всегда совпадает, да и не может совпадать с этими процессами, поскольку она должна иметь для них определенное ориентирующее, руководящее значение.

Следует отметить, что современная миграционная ситуация в мире развивается крайне противоречиво и во многом иррационально. В условиях глобализации национальные государства теряют контроль не только над перемещениями капитала, товаров, информации, но и людей. Этот кризис национального управления - универсальная характеристика современного общества. При общем доминировании концепции сотрудничества в международной политике взаимодействие стран в сфере миграции скорее приобретает форму противостояния. Неэффективность господствующей сегодня модели международной миграции выражается в огромном количестве нелегальной миграции, что характерно практически для всех принимающих стран. Предотвращение незаконной миграции и попытки поставить миграцию на пользу государству и обществу - одна из задач, стоящих сегодня перед большинством государств. Это выражается в формировании такого миграционного режима, который бы наилучшим способом выполнял свою макроэкономическую функцию - обеспечение максимальной экономической эффективности в системе рыночной конкуренции.

В таблице 1 представлена международная миграция населения.

Таблица 1 - Международная миграция (человек)

Страна2004200520062007200820092010Прибыло в Российскую Федерацию - всего359330193450184612129144119157177230199240в том числе:из стран СНГ 346774183650175068119661110374168598149599Азербайджан14906558756354277258446004400Армения15951581468025124305775819591Беларусь10274652068415309565067974999Грузия20213967471285540488654975499Казахстан124903652265570629552401505194551945Киргизия155361074013139694895111559215592Молдова11652756975626391481665694549Таджикистан11043674259675346333947174919Туркмения6738440245316299373441044104Узбекистан40810248732495121457149483043640444Украина74748365033680623418176993076040940из стран вне СНГ 12556980095449483878386329442Австралия27252230423040Австрия37222324212424Афганистан28817110782556040Бангладеш116933119121314Болгария245255238212125118119Страна2004200520062007200820092010Великобри-тания68502227374040Вьетнам18215719812948114114Германия1753162719622692311730254025Греция182124150224182200200Египет23172512161919Замбия2416241762929Израиль1508137316701808148610041004Индия20321319633255454Иордания85575625252624Италия47402645344644Йемен2832269579Канада507470103879999Китай1121405410346212432442Корея71395233345354Корея (КНДР)3240195255Куба37422223121719Латвия17851283990906819726924Ливан106715026262729Литва945758722535339360440Марокко1311173319163849Монголия95497054203141Нигерия47362623302729Пакистан9061651981919Палестина7954381961314Перу20104227161719Польша61565339485555Сирия358260144101566849США439432455484518396494Турция164184144112778694Финляндия8397136125141129129Франция56314638514040Чехия65404337382424Швеция14281922162324Югославия1811178073325454Эстония786535534445446432442другие страны924709505481497652452Выбыло из Российской Федерации - всего14572012116610668594018797956979849999в том числе :в страны СНГ 82312615705209946081370173610944109Азербайджан3187217017041771133612741294Армения1519136211141098654620420Беларусь132761117588297016567160344044Грузия18021339964939740691491Казахстан17913151861393914017125041243712449Киргизия185713331080959656473494Молдова2237166013851234907786994Таджикистан1158993827922549434444Туркмения676352272251168125125Узбекистан3086197414001130717595595Украина35601240262058516744131151264012440в страны вне СНГ 63408595965458647937427783368944499Австралия176184144146167209209Австрия179120116112122144144Аргентина1016820251164Белиз44523328222929Бельгия47454638556545Болгария180163133156160124124Великобри-тания133135121152165234244Венгрия58424042274242Вьетнам33271910164545Германия40443436824223136928318762145821459Греция314204190186157155155Дания57496662495859Израиль9407483527642048173317451945Индия1109815210101314Иордания62395228293242Ирландия15144933424749Испания160220264255372320420Италия273163148186240249249Канада841812725701783628429Китай65815615186154456454Корея690997198958494Корея (КНДР)47402011855Латвия365311256259226211211Ливан51232525263344Литва376262293268282213214Марокко169737724322424Монголия44193827344344Нидерланды11574848791108109Новая Зеландия1011129384776749Норвегия73100140155165166144Пакистан31502317132222Палестина26163014101919Польша135848072577694Португалия16193652149158159Сирия54606658555454США4793452731343199291940404040Турция104968088608595Финляндия11429801110737910737949Франция139140212174190204204Чехия234158206172193215215Швейцария79694573605759Швеция195148162151158110110Эстония385402321351265225225Югославия47282731283644Япония60715257545050другие страны646527441421431588599

Образование новых независимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачных границ между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольного проникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном на территорию России.

Согласно российской правоприменительной практике, незаконными (нелегальными) мигрантами считаются лица, нарушившие правила въезда на территорию страны либо правила пребывания на ее территории. К этой категории причисляют также тех, кто занимается в России незаконной (нелегальной) трудовой деятельностью.

На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией. Во-первых, усиление иммиграционного контроля во многих странах Запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов. В Западной Европе доля незаконных мигрантов и беженцев, не подавших обоснованных прошений о предоставлении убежища, в общем числе мигрантов возросла с середины 1980-х годов до конца 2006 года с 25% до 64%.

Во-вторых, неформальная экономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий.

В-третьих, развивается бизнес, связанный с контрабандой людей. В мире создана и работает разветвленная сеть компаний и фирм, занимающихся этим промыслом. Плата за нелегальную иммиграцию достигает 30 тыс. долл. в зависимости от страны назначения, дальности маршрута. Мировые доходы от контрабанды людей составляют, по оценкам, 5-7 млрд. долл. в год.

В-четвертых, с отменой эмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистические страны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья. Это характерно для России и Белоруссии, где скапливается огромное число транзитных мигрантов, стремящихся попасть на Запад.

К нелегальным мигрантам относятся следующие группы лиц:

Первая группа - лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям.

Вторая группа - иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.

Третья группа - это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца.

Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.

По данным экспертных оценок, более одной трети незаконных мигрантов попадают на территорию России нелегально из стран СНГ, пользуясь прозрачностью границ. Примерно такая же доля мигрантов использует легальные каналы въезда, т.е. возможность приехать в Росси законно по гостевой или туристской визе. Транзитные мигранты составляют примерно 20% общего числа нелегальных мигрантов.

В современной научной литературе и средствах массовой информации существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. По данным Федеральной миграционной службы МВД РФ, количество нелегальных мигрантов в России составило около 3 млн. человек, причем процесс их увеличения происходит достаточно интенсивно. За последние пять лет число задержанных на границе России выросло почти в десять раз. Среди них оказались граждане более 30 стран, с которыми Россия не имеет общих границ (Бангладеш, Турция, Шри-Ланка, Индия, Пакистан, Афганистан, Вьетнам и др.).

Специалисты Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, установили, что общая численность мигрантов, незаконно находящихся на территории России, составляет 4-4,5 млн. человек. При этом на нелегальных мигрантов из стран СНГ приходится 1,8-2,0 млн. человек, т.е. меньше половины общей их численности. Остальные - выходцы из стран дальнего зарубежья. Максимальные оценки численности нелегальных мигрантов приводит МВД РФ - 10 млн. Таким образом, расхождения в оценках превышает двукратную величину.

Вопрос о количественных и качественных параметрах нелегальной миграции в России и других странах СНГ нельзя считать окончательно решенным. По моему мнению, требуют уточнения масштабы нелегальной миграции и оценка ее социально-экономических последствий, ибо миграционная политика в отношении нелегальных мигрантов из стран СНГ и из стран дальнего зарубежья должна разрабатываться с учетом дифференцированного подхода к этим двум категориям мигрантов.

Для изучения нелегальной миграции в курсовой работе использовались следующие источники информации:

а) официальные данные министерств труда и социальной защиты, миграционных служб государств - участников СНГ;

б) данные министерств иностранных дел государств-участников СНГ, посольств государств Содружества, различных общественных организаций (представительства, диаспор, культурных центров и т.п.);

в) материалы социологических исследований по вопросам нелегальной миграции, проводимых в государствах СНГ;

г) данные, опубликованные в различных средствах массовой информации стран СНГ.

Перечисленную выше информацию в полном объеме удалось получить не по всем странам СНГ. Кроме того, она носит порой противоречивый характер, что требовало вносить определенные коррективы в расчеты Данные официальных источников.

Использовались также опубликованные данные о доходах, получаемых нелегальными мигрантами в России, и размерах пересылаемых ими денежных средств в страны СНГ.

Сводный расчет численности нелегальных мигрантов из стран СНГ приведен в таблице 2.

Таким образом, общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет не менее 5,5 млн. человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону. Например, после дефолта 1998 г. и введения Россией визового режима с рядом стран СНГ численность нелегальных мигрантов в России уменьшилась. В летние периоды отмечается рост числа нелегальных мигрантов примерно на 1-1,5 млн. человек.

Таблица 2 - Расчет численности нелегальных мигрантов из стран СНГ в России (по данным за 2010 г.)

СтранаЧисленность населения на начало 2010г. (млн. человек)Экономически активное население (млн. человек)Оценка интенсивности нелегальных мигрантов (в % к населению)Расчетная численность нелегальных мигрантов (тыс. человек)Азербайджан8,03,815,01200Молдавия3,61,75,6202Таджикистан6,21,85,0310Армения3,81,512,0456Украина49,724,03,81889Узбекистан24,612,31,0246Белоруссия10,04,53,0300Грузия5,42,88,0432Казахстан14,97,13,0447Киргизия4,91,91,049Туркмения5,01,60,210

С учетом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 млн., общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. человек. При этом два мигранта из каждых трех являются выходцами из стран Содружества.

В других странах СНГ насчитывается еще примерно 1 млн. нелегальных мигрантов: в Украине - 600 тыс. человек, Белоруссии - 200-300 тыс., Киргизии - 100-140 тыс. человек. Часть из них, например в Белоруссии, являются транзитными мигрантами, выходцами из стран Азии и Африки, стремящимися попасть на Запад. Таким образом, общая численность нелегальных мигрантов, незаконно пребывающих на территории стран СНГ, может быть оценена в 8,5-9,0 млн. человек.

По отношению к общей занятости численность иностранной рабочей силы в России достигает свыше 12%, тогда как работающих по трудовым контрактам - лишь 0,5%. Одновременно около 1% общей численности занятых россиян работают легально за границей. Граждане Украины, работающие нелегально за границей, составляют около 20% общего числа занятых, из них примерно половина - в РФ. Таким образом, определяющее влияние на занятость населения стран СНГ имеет нелегальная миграция. Ее воздействие на масштабы и характер занятости на порядок выше, чем легальной миграции.

Для экспертной оценки материальных и финансовых ресурсов, имеющихся у мигрантов, следует условно выделить три категории мигрантов:

¾вынужденные мигранты (беженцы или вынужденные переселенцы);

¾выезжающие добровольно по социально-экономическим причинам (в поисках работы, продолжения образования детей, в целях воссоединения семей);

¾мигранты, желающие открыть в России собственное дело и имеющие для этого первоначальный капитал.

Имущественное состояние первой группы беженцев и вынужденных переселенцев следует оценить как минимальное, учитывая, что им приходится выезжать в экстремальных условиях, зачастую бросая все нажитое на месте. Вторая, самая многочисленная группа мигрантов испытывает довольно большие трудности с продажей жилья и другого недвижимого имущества с тем, чтобы получить средства для обустройства на новом месте в России. Лишь третья группа мигрантов - потенциальные предприниматели - обладает определенной суммой первоначального капитала и денежных сбережений для решения всех вопросов, связанных с переездом, обустройством на новом месте и открытием собственного дела.

Стоимость домашнего имущества и сумма денежных средств, приходящихся на одного мигранта (включая малолетних детей и стариков), составляет, по экспертной оценке, 3000-5000 долл. Если сопоставить оценки стоимости имущества и денежных средств мигрантов, прибывших в Россию за 2000-2006 гг., с размерами доходов, вывезенными нелегальными мигрантами из страны за этот же период, то окажется, что Россия потеряла средств в 5-7 раз больше, чем приобрела. Однако прежде чем сделать окончательный вывод на основании этих расчетов об эффективности миграции, необходимо учесть следующие факторы.

Первый фактор - экономический. Мигранты, получившие вид на жительство или гражданство и ставшие полноправными членами российского общества, трудоустраиваются, пополняют трудовой и интеллектуальный потенциал, омолаживают структуру населения. Они начинают производить материальные ценности, оказывать услуги населению (врачи, учителя, работники сферы обслуживания и т.п.). Кроме того, каждое рабочее место, создаваемое мигрантом, способствует образованию новых рабочих мест в смежных сферах или отраслях занятости, развитию инфраструктуры.

Вступает в действие так называемый мультипликативный эффект занятости. По имеющимся расчетам западных экономистов, каждый мигрант кормит дополнительно 20 человек. По исследованию Л. Максаковой, проведенному в Узбекистане, каждый мигрант создает дополнительно 30 рабочих мест. Каждое новое рабочее место в основном производстве требует создания нескольких в обслуживающих отраслях. А это дополнительное вовлечение в производство и сферу услуг местных трудовых ресурсов, рост доходов и расширение покупательского спроса, что в свою очередь стимулирует вложения в развитие экономики.

Второй фактор - увеличение интеллектуального потенциала принимающей стороны - России. Среди мигрантов доля лиц с высшим образованием составляет 26%. Учитывая, что за 11 лет чистая миграция в Россию из стран СНГ составила 3,4 млн. человек, численность мигрантов с дипломами с высшим образованием - 0,9 млн. человек, а стоимость подготовки одного специалиста по самым скромным подсчетам не менее 5000 долл. можно определить, что интеллектуальный потенциал России увеличился за счет миграции не менее чем на 5 млрд. долларов.

Наконец, третий фактор - демографический, который также нужно учитывать с позиций перспективного улучшения воспроизводственных процессов населения России. Мигрируют, как было показано выше, люди в более молодых возрастах, что положительно сказывается на возрастной структуре населения, семейно-брачной ситуации и способствует росту рождаемости.

Таким образом, суммируя действия всех трех факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на социально-экономическое развитие, можно предположить, что общий эффект от миграции в Россию выше тех негативных последствий, которые связаны с нелегальной миграцией. Общий эффект от миграционных процессов может быть повышен при условии сокращения масштабов нелегальной миграции и одновременном увеличении притока в Россию легальных мигрантов. Затраты государства на урегулирование нелегальной миграции и стимулирование притока мигрантов на законных основаниях необходимы, ибо будут способствовать увеличению общего социально-экономического эффекта от миграции.

Таким образом, трудовая миграция как сложное социально-экономическое явление имеет свои плюсы и минусы.

Безусловно, что трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует:

¾формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;

¾развитию предпринимательства и малого бизнеса. По данным социологического исследования, в Узбекистане половина предпринимателей свой первоначальный капитал заработали за границей; треть опрошенных считает, что зарубежная трудовая миграция помогла им приобрести необходимый опыт работы; 29,7% указали на ее значение в деле повышения квалификации; 36,9% - уровня жизни, 28,9% - расширении делового кругозора);

¾наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов;

¾созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики. По данным социологического опроса, в Ставропольском крае 17% трудящихся-мигрантов смогли купить квартиру или дом, 27% оплачивают обучение своих детей, 18% регулярно отдыхают за границей;

¾развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации;

¾поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов в Содружестве.

В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.

Одно из главных из них - слабая социальная защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие. Решающим мотивом трудоустройства является не работа по специальности, а возможность заработать, поэтому трудящиеся-мигранты соглашаются на непрестижные, вредные и тяжелые работы. Данные социологических обследований выявили, что не по своей профессии и специальности работают 43,2% мигрантов. Эта категория трудящихся-мигрантов теряет часть своего потенциала. К недостаткам следует отнести и краткосрочный характер большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных для трудящихся-мигрантов рабочих мест.

2.3 Миграционные процессы в Краснодарском и Ставропольском крае

Северо-Кавказский регион и в том числе Ставропольский край, с его благоприятными природно-климатическими условиями, плодородными землями и обширными пастбищами, всегда притягивал к себе мигрантов из разных уголков бывшего Советского Союза. Но за последние годы, прошедшие с момента распада СССР, миграционные процессы в регионе претерпели существенные изменения. В первой половине 90-х годов Северный Кавказ испытал на себе сильное влияние стрессовых миграций, которые едва не превратили его в зону бедствия: из 7 миллионов человек - ежегодных участников миграционного процесса в России - десятая часть пришлась на этот регион.

В числе беженцев, устремившихся на Северный Кавказ в последние годы, есть и те, кто спасались от землетрясения в Армении, и те, кто бежали из зон боев и от этнических чисток в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, даже Таджикистане. А этнические распри внутри самой России (осетино-ингушский конфликт, войны в Чечне и в Дагестане) добавили к ним новые, еще более мощные потоки вынужденных переселенцев. Даже без учета последней (1999 года) волны мигрантов из Чечни, среди лиц, осевших в более или менее «мирных» районах Северного Кавказа, больше половины - это российские граждане, в основном выходцы из «своих», северокавказских республик.

Как ни в каком другом районе России, на Северном Кавказе остро стоит проблема обустройства вынужденных переселенцев. К началу 1997 года численность зарегистрированных беженцев и вынужденных мигрантов достигла здесь 200 тыс. человек, что составляет почти шестую часть от их общей численности в России. Две трети этого потока приходилось на хоть и граничащие с зонами конфликтов, но все-таки относительно спокойные «русские» регионы - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область. И более 40 % всех мигрантов, принятых краями и областью в 1997 году, осели именно в Ставрополье.

Ставрополье активно принимает переселенцев из разных регионов страны, в частности, из районов Крайнего Севера. Но тон в формировании контингента новоприбывших жителей края задают все-таки стрессовые миграции. Ставрополье давно уже стало, по сути, «прифронтовым» регионом на южных рубежах России, непосредственно граничащим с мятежной Чечней и неспокойными Ингушетией, Дагестаном, Северной Осетией и Карачаево-Черкесией. Именно оттуда и осуществляется в край массовая миграция. Это обстоятельство повлияло на многие стороны социально-экономической и демографической ситуации в крае.

Основным регионом исхода вынужденных мигрантов в Ставропольский край была и остается Чеченская республика - оттуда прибыли более 60 % общего числа беженцев и вынужденных переселенцев. Расселение вынужденных мигрантов в крае осуществляется в основном в районах, приближенных к краевому центру, в крупных городах или в их пригородах. Наименее привлекательными для мигрантов являются засушливые граничащие с Чечней восточные районы края, на их территории осело лишь 5 % всех прибывших в край. Даже постоянное население из Нефтекумского, Курского и Степновского районов под воздействием все той же «чеченской угрозы» перетекает во внутренние районы края. То есть фактически в Ставрополье на границе с Чечней - задолго до нынешней военной операции федеральных властей - начал стихийно формироваться «санитарный кордон».

Незначительна - по официальной статистике - доля вынужденных мигрантов и в районе Кавказских Минеральных Вод. Однако здесь сложно получить прописку, поэтому многие реально прибывшие сюда просто не регистрируются.

Больше половины прибывших в край вынужденных мигрантов (58 %) осели в сельской местности. Хотя в некоторых районах, центрами которых являются малые города, наблюдалась и противоположная картина: там большая часть мигрантов расселялась в городах. Объясняется это главным образом тем, что по прибытии первых переселенцев местные власти в одних районах края активно регулировали их расселение, направляя прибывших в села, а в других районах пустили этот процесс на самотек, и здесь многие мигранты осели в городах. Позже эта тенденция расселения - по разным типам населенных пунктов в разных районах - закрепилась, так как последующие волны мигрантов оседали преимущественно там, где уже проживали их родственники и знакомые.

Основу миграционного потока составляют русские - 80 %. Однако интенсивность притока представителей ряда других национальностей (в сравнении с их долей в населении края) гораздо выше, причем «иноязычные» мигранты стремятся селиться компактно. В результате внутри края выделилась зона с повышенной долей армян и греков (территория Кавказских Минеральных Вод), зона с повышенным удельным весом северокавказских народов (восточные и юго-восточные районы), а также уникальный по этническому составу Нефтекумский район, где русских меньше половины, зато необычно высока концентрация тюркских (ногайцев, туркмен) и кавказских народов.

Ввиду неодинаковых возможностей адаптации переселенцев разных национальностей, а также из-за различий в степени приспособления к новым рыночным условиям хозяйствования коренных жителей и мигрантов обострились межнациональные отношения, усилилась социальная напряженность в обществе. Например, вновь прибывшие армяне и азербайджанцы заняли ниши в торговле и обслуживании, то есть в тех сферах, где обращаются «живые» деньги. Это, понятно, не нравится многим представителям коренного и пришлого русского населения края.

Противоречия возникают, впрочем, и внутри самой русской общины. Процесс возрождения казачества привел к активному выдвижению его лидерами требования о выделении казакам земли. Но в Ставропольском крае, как и в других приграничных районах Северного Кавказа, нет избытка пригодных для сельскохозяйственного использования земель. Масштабы разгорающегося на этой почве конфликта могут быть достаточно велики, ведь уже сейчас около 4, 5 % жителей Ставропольского края относят себя к казакам.

Современный миграционный поток на Ставрополье носит ярко выраженный полиэтнический характер как в прямом, так и в обратном направлениях. В ходе анализа миграционной ситуации в этническом разрезе нами установлены принципы расселения различных народов на территории Ставрополья в новых геополитических условиях.

Первая группа мигрантов - славянские народы, ищущие убежище в условиях выталкивания с прежних территорий проживания в странах СНГ и некоторых российских республиках, которому они подверглись в ходе суверенизации этих стран, разрастания межнациональной розни, началу военных действий, различного рода притеснений на национальной, бытовой и религиозной почве. Среди славян основную долю составляют русские.

Вторая группа народов - армяне, азербайджанцы, греки, татары, начавшие активное переселение в край, а некоторые даже «экспансию». Например, удельный вес армян в миграционном приросте почти в 4 раза превышает этот показатель в составе постоянно проживающего населения.

Третья группа народов переживает процесс этнической консолидации за пределами Ставрополья. В нее входят немцы, евреи, чеченцы, народы Дагестана, которые в условиях изменившеюся геополитического положения и социально-экономических потрясений, последовавших за этим, «потянулись» на историческую и этническую родину. Основными причинами этого процесса стала неспособность некоторых этносов адаптироваться в новой ситуации, вытеснение их другими народами, возможностями улучшить материальное положение в стане эмиграции. Подстегнули процесс консолидации на этнической родине чеченцев военные действия в Чеченской республике. Миграционный отток этих народов, возможно, приведет в ближайшем будущем к снижению показателя естественного прироста этих этносов, поскольку они имели традиционно наиболее значимые показатели рождаемости, а выезжают из края в основном молодые люди.

Миграционные процессы сегодня оказывают значительное влияние на этнический состав населения края. Согласно данным краевого комитета государственной статистики полиэтнический состав миграционного потока приводит к тому, что доля русского населения в крае сокращается, в то время как других национальностей растет.

Мотивами, вызывающими эмиграцию, являются экономические, политические, социальные, экологические и другие. В различные периоды состояния общества, положения в той или иной стране, районе их значимость меняется. Одни утрачивают свою роль, действие других усиливается. Население Ставрополья в последние годы меняло место жительства в основном в связи с работой (58, 6 % от числа выбывших за пределы края и 40, 8 % - прибывших из-за его пределов) и учебой (соответственно 9, 3 % и 15, 9 %), а также по причинам личного характера (12, 4 % и 7, 3 %). 28, 3 % прибывших в Ставропольский край и 15, 0% выехавших за его пределы - возвратные эмигранты. Передвижение населения внутри края из сел в города, главным образом, обусловлено экономическими причинами. Таким образом, основными причинами выезда за пределы области являются выезд в поисках работы, на учебу, по причинам личного характера и возвращение на прежнее место жительства.

Оценка численности постоянного населения по городам, внутригородским районам, посёлкам городского типа и районам Ставропольского края на 1 января 2008 года (Приложение А).

Характеризуя эмиграционные потоки с территории Ставропольского края, отметим следующие черты: максимальное количество выбытий в крае приходится, как уже указывалось выше, на народы с традиционно высокой эмиграционной активностью: немцев и евреев, а также на некоторые кавказские народы. Так в результате массового выезда из региона в Германию сальдо миграции у немцев отрицательно. Ставропольские евреи тоже оказались втянутыми в процесс этнической консолидации за пределами края. Эмиграционный отток, вместе с миграционным как таковым, способствует изменениям в этнической структуре населения Ставропольского края. За счет этих процессов в крае уменьшается доля народов восточнославянской этнолингвистической группы и увеличивается доля народов армянской, нахско-дагестанской, тюркской и некоторых других групп. Однако при этом складываются новые этнодемографические сообщества, локализованные в определенных районах Ставрополья.

В этническом отношении на начало 2000-х годов на территории края выделились 4 района. Первый включает 2/3 районов и городов края, расположенных западной, центральной, северной и частично южной части края. Он характеризуется повышенной по сравнению со среднекраевым значением долей русского населения. Во втором (район КМВ) отмечается повышенная доля армян и греков; в третьем (восточные и юго-восточные районы) - несколько выше удельный вес северокавказских народов; четвертый (представлен уникальным в этническом отношении Нефтекумским районом) имеет пониженную долю русских и достаточно высокую долю тюркских (ногайцев, туркмен) и кавказских народов. Внутри эмигрантов новой и новейшей волн наблюдается «районирование» по месту и времени исхода и формирование субгрупп. К таковым относятся: русские, украинцы; армяне из внутренних районов Азербайджана, Армении, Грузии; туркмены, татары из стран Средней Азии - бывших республик СССР; чеченцы, карачаевцы, «грозненцы» (из Чеченской Республики); немцы, евреи и др.

При этом очевидны не только диалектные, но и ментальные различия «субдиаспор», равно как различны и традиционные объединяющие идеологемы - историческая и культурная реликтовость, конфессиональная принадлежность, жизненная стойкость, устойчивость к ассимиляции.

Численность населения края на 1 апреля 2009 года составила, по оценке, 2707, 1 тысяч человек и уменьшилась с начала года на 0, 2 тысячи человек. Миграционный прирост населения компенсировал естественную убыль на 88, 3 %.

Таблица 2.5. Естественное движение населения Ставропольского края

ЧеловекЯнварь-март 2009 г. в % к январю-марту 2008 г.На 1000 населенияянварь-март 2009 г.январь-март 2008 г.прирост (+), снижение (-)январь-март 2009 г.январь-март 2008 г.Родившихся7826775571100, 911, 711, 5Умерших95599872-31396, 814, 314, 7в том числе детей в возрасте до 1 года 90 73 17 123, 3 11, 0* 9, 5*Естественная убыль-1733-2117-38481, 9-2, 6-3, 2* Коэффициент младенческой смертности - в расчете на 1000 детей, родившихся живыми

В 1 квартале 2009 года в крае родилось 7826 детей, коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 населения) увеличился по сравнению с январем-мартом 2008 года на 1, 7 %. В сельской местности он на 17, 4 % выше показателя по городской местности. Наибольшее число детей (почти 65 %) родили женщины в возрасте 20-29 лет, 2, 6 % детей рождены несовершеннолетними мамами. Среди новорожденных 49 % - первенцы, 35 % - вторые дети, 11 % - третьи, 5 % - более высокого порядка рождения. Каждый четвертый ребенок рожден вне зарегистрированного брака, при этом только 36 % этих детей были признаны отцами.

Число умерших по краю за январь-март на 22 % превысило число родившихся, и составило 9559 человек. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уровень смертности (число умерших на 1000 населения) снизился на 2, 7 %. Основными причинами смерти явились заболевания системы кровообращения (58 % умерших), новообразования (13 %) и неестественные причины (8 %). На 16 % возрос уровень младенческой смертности, каждый второй ребенок умер по причине перинатальной смертности, каждый четвертый - по причине врожденных аномалий.

Таблица 2.6 Браки и разводы по Ставропольскому краю

ЧеловекЯнварь-март 2009 г. в % к январю-марту 2008 г.На 1000 населенияянварь-март 2009 г.январь-март 2008 г.прирост (+), снижение (-)январь-март 2009 г.январь-март 2008 г.Зарегистрировано браков 3371 3460 -89 97, 45, 1 5, 1Зарегистрировано разводов2893284350101, 84, 34, 2

В 1 квартале 2009 года в крае официально зарегистрирован 3371 брак, более четверти браков - повторные (таблица 2.6). Большинство женщин и мужчин (56 %) заключают брак в возрасте 20-29 лет. Количество разводов составило 2893, более трети из них пришлись на браки, длившиеся от 1 до 5 лет, а наименьший удельный вес в общем числе зарегистрировавших развод (12 %) составляют семьи, прожившие 15-19 лет. Индекс разводимости составил 86 разводов в расчете на 100 браков, и возрос в сравнении с январем-мартом 2008 года (82). 60 % распавшихся семейных пар имели 2230 детей в возрасте до 18 лет.

В январе-марте 2009 года на постоянное жительство в край прибыли 5177 человек, выехали из края 3646 человек, миграционный прирост населения составил 1531 человек. Внутрикраевая миграция снизилась по сравнению 1 кварталом 2008 года на 30 %, и составила 4872 человека. Объем межрегиональной миграции также снизился на 20 %. В потоках международной миграции преобладают прибывающие в край, и среди них - мигранты их стран СНГ. На начало 2009 года в Ставропольском крае статус вынужденного переселенца имели 1971 человек (1064 семьи). В течение года в миграционных службах края осуществлялись только плановые мероприятия по снятию с регистрационного учета вынужденных переселенцев, обращений граждан с ходатайством о признании вынужденными переселенцами не было. В 2008 году сняты с учета по причине истечения срока предоставления статуса 99 человек (53 семьи), по другим причинам - 2 человека (2 семьи). Снятие с учета в связи с переселением в другие регионы России и в связи с лишением статуса не зарегистрировано.

Так с 20.03.1993 г. регистрируются обращения лиц, ходатайствующих о признании их беженцами. На начало 2009 г. зарегистрировано 70 человек, подавших такие ходатайства (в т.ч. 35 - из Грузии, 33 - постоянно проживавших в Афганистане, 2 - из Литвы). Статус беженцев в крае имеют 2 женщины, покинувшие Узбекистан. Учёт обращений и предоставление временного убежища осуществляется с 2001г. Всего, с начала регистрации, в миграционные службы края обратились 59 человек (56 - из Афганистана, 2 - из Грузии, 1 - из Туркмении). За 2008г. заявления получены от 45 человек, из них 43 вынужденно покинули Афганистан, 2 - Грузию. На 1 января 2009г. статус получивших временное убежище в крае имели 68 человек, из них 66 человек ранее проживали в Афганистане, по одному выехали из Грузии и Кувейта.

Заключение

В современном глобальном обществе миграция является одним из широко обсуждаемых вопросов, в том числе и для национальной безопасности государств. Россия, не являясь исключением, также рассматривает проблемы миграции на различных уровнях и пытается создать механизмы по регулированию и контролю данных процессов. Глобальные потоки мигрантов из стран бывших советских республик создают определенную угрозу или, лучше сказать, напряженность в сфере безопасности страны.

Эпоха глобализации характеризуется взрывом национализма, развитием национально - и этнополитических конфликтов, что в свою очередь приводит к парадоксальному явлению глобализации - росту национального самосознания в условиях стирания межгосударственных границ. Учитывая характерные проблемы развития нашей страны, основными целями и задачами для правительства РФ в области регуляции миграционных процессов стали: «обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития, принципов национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения по территории страны, реализация интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, построение демократического общества». Для осуществления данных целей России необходимо следовать всем нормам международного права в области миграционного регулирования, сотрудничать с другими государствами и заключать договоры о депортации, обмене информацией в целях противостояния нелегальной миграции, защищать права российских граждан за рубежом. На заседании правительства РФ 10 июня 2002 было принято решение о создании единой системы иммиграционного контроля в Российской Федерации. Как отметил в свое время Михаил Касьянов, миграционная политика и контроль за миграционными потоками напрямую связаны с привлечением рабочей силы.

По мнению МВД России, миграция приобрела характер постоянно действующего фактора, и не только все более негативно влияет на социально-экономическую и внутриполитическую стабильность в регионах независимо от их удаленности от государственных границ, но и создает потенциальные угрозы потери контроля над отдельными приграничными районами страны, что в совокупности является потенциальной угрозой национальной безопасности России. Вступившим в силу 1 ноября 2002 г. Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» на МВД России, ФПС России и взаимодействующие федеральные органы исполнительной власти возложены дополнительные функции по регулированию внешних миграционных процессов. В этой связи были издан и реализуется приказ МВД России, МИДа России, Минтранса России, МПС России, ГТК России, ФПС России от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт». В целях совершенствования миграционной политики правительство одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, в которой предусмотрены разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории страны. Полагалось, что межведомственная единая система иммиграционного контроля должна включать в себя комплекс мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, по осуществлению визовой политики, контролю за въездом, выездом и пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Федеральной миграционной службой МВД РФ создается центральный банк данных иностранных граждан и лиц без гражданства, который будет представлять собой межведомственную автоматизированную систему по учету иностранных граждан, других заинтересованных министерств и ведомств за счет внедрения принятых в мировой практике передовых информационных технологий, систем связи и передачи данных и, как следствие, повышения эффективности функционирования всего государственного механизма контроля за миграционной ситуацией в стране. Его формирование позволит иметь единую систему учета, информации и контроля за пребыванием всех иностранных граждан в Российской Федерации. В последнее время наблюдается значительное ужесточение позиции государства в области миграционной политики.

Так, в ходе борьбы с нелегальной миграцией в 2007 году был принят федеральный закон «О розничных рынках», запрещающим иностранным гражданам, не имевшим регистрации в местных исполнительных органах, работу на рынках на территории страны, что является непосредственным источником заработка среди большинства мигрантов Чем опасна жесткая миграционная политика в России? Прежде всего, подобные меры имеют внутреннего, конъюнктурного адресата. Демонстративная «охота на ведьм» грозит обострением националистических настроений в обществе, и в самой государственной идеологеме. В перспективе это чревато, как минимум, мощными социальными взрывами, последствия которых предугадать трудно.

Однако очевиден тот факт что, экономика России требует обеспечения трудовыми ресурсами. По данным различных исследований потребностей рынка, миграционных и демографических процессов, через несколько лет Россия столкнется с жесткой потребностью в рабочей силе, основу которой в перспективе составят выходцы их стран ближнего зарубежья. Как пишет в своей работе Виталий Вишневский, низкая рождаемость и высокая смертность в России являются одним из наиболее очевидных и тревожных вызовов современной действительности.

Потоки миграции в Россию способны в каком-то смысле способствовать демографической модернизации в стране и препятствовать объективной депопуляции населения. Так что, рассматривать миграцию как однозначное зло, с которым должны бороться «на истребление» российские законодательные и исполнительные институты, было бы, по меньшей мере, стратегически неразумно.

Следовательно, уже сейчас необходимо осуществлять различные программы, способствующие интеграции мигрантов в российское общество. На уровне социальном, элементарное повышение толерантности россиян к рабочим мигрантам поможет избежать этнических конфликтов в будущем. Как неоднократно подчеркивает в своих работах В.И. Михайленко, толерантность является единственным залогом обеспечения нормального функционирования общества в современных условиях.

Список используемых источников

1.Маньшин Р.В. Демографическая ситуация и демографическая политика в Южном Федеральном Округе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (экономика народонаселения и демография).- М.: ИСПИ РАН, 2004.

. Медков В.М. Демография. - М.: ИНФРА-М, 2005.

. Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение-М: Альфа-М, 2006,

. Метелев С.Е. Международная миграция и влияние на социально-экономическое развитие России. - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2007.

. Миронов О.А. России нужен закон о миграционной политики // Миграция в России. - Вып. 3.- М.: ФМС РФ, 2000.

.Моисеенко В.М. Миграция населения как объект комплексного исследования // Народонаселение: современное состояние перспективы развития научного знания. - М.: Изд-во МГУ, 1997.

. Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004-2005 годы. Сборник / Федеральная миграционная служба. Управление внешней трудовой миграцией. - М., 2006.

. Мукомель В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации // Миграция. - Вып.3. - М.: Изд-во «Гуманитарий», 2007.

. Население России 2007. Десятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А. Г. Вишневского. - М.: Книжный дом «Университет», 2004.

. Парфенцева О.А. Влияние миграции населения на рынок труда Российской Федерации / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М., 2006.

.Попов А.Н., Суворова Н.Н. Миграционный потенциал//Миграция. - Вып.2. - М.: ФМС РФ, 2008.

.Проблемы и перспективы устойчивого развития Ставропольского края в структуре Южного Федерального округа / Материалы 48 научно-методической конференции «Университетская наука - региону». Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.

.Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. - М., 2006.

.Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Международная трудовая миграция в Россию и принципы новой миграционной политики // Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы: Материалы круглого стола. - М.: Институт международных экономических и политический исследований РАН, 2008.

.Рязанцев С.В. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитический условиях. - Ставрополь, 2008.

. Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007.

. Современные миграционные процессы в Ставропольском крае за 2005 год. Аналитическая записка: Ставропольстат, 2007.

. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции. / Под общ. ред. Ефимова Ю.Г. и Забелина В.М. - Ставрополь: СГАУ, 2008.

. Ставропольский край в цифрах: Статистический сборник: Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, 2008.

. Юнаш И.Б. Какие угрозы таит в себе незаконная миграция// Миграция и гражданство. Вып. 2-3. - М.:МВД РФ, 2008.- С. 7.

.Бюллетень «Народонаселение и общество» Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН www.demoscope.ru/weekly/2003/0135

Похожие работы на - Мигрантофобия в современном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!