Методологический раздел программы конкретного социологического исследования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методологический раздел программы конкретного социологического исследования













Курсовая работа

Методологический раздел программы конкретного социологического исследования

ПЛАН

Введение

. Теоретико-методологический раздел программы КСИ

.1 Формулировка и обоснование проблемы исследования

.2 Цели и задачи исследования

.3 Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез

. Программа социологического исследования на тему "Трансформация ценностных ориентаций молодежи в современной России"

.1 Определение проблемной ситуации и обоснование ее актуальности, формулировка проблемы исследования

.2 Научная разработанность данной проблемы, интерпретация и операционализация ключевых понятий

.3 Обозначение цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез

Заключение

Библиографический список

Приложения

социологический исследование программа

ВВЕДЕНИЕ

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки. Подготовка необходима для того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Такой подготовкой и является программа социологического исследования.

Программа считается обязательным документом социологического исследования. Независимо от того, является ли оно теоретическим или прикладным, оперативным или долгосрочным и фундаментальным, исходные посылки, цели и задачи, методическое обеспечение, наконец, организационная структура исследования предварительно определяются в его программе.

Цель курсовой работы - подробно описать и показать значимость методологического раздела программы социологического исследования. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:

. Раскрыть общие положения программы социологического исследования;

. Показать из чего строится теоретико-методологическая часть программы социологического исследования;

. На примере конкретного исследования показать, как работает программа КСИ.

Объектом данной курсовой работы является методологический раздел программы социологического исследования.

Предметом - формирование программы исследования, ее основные составные части.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ КСИ

.1 Формулировка и обоснование проблемы исследования

Ни один опытный альпинист даже и помыслить не может о том, чтобы совершить восхождение на Эверест, не проделав большой предварительной работы по планированию, которая должна гарантировать соответствующую экипировку, выбор наилучшего маршрута и наличие информации о том, что делать в случае каких-то непредвиденных обстоятельств. Точно так же социологи не спешат браться за крупный исследовательский проект без тщательного планирования тех шагов, которые они должны будут предпринять. Этот "план наступления" называется программой исследования. "Программа исследования - схема, лежащая в основе процесса сбора, анализа и интерпретации данных. Это логическая модель доказательства, позволяющая делать валидные каузальные выводы". Если нет адекватной и подходящей для данного случая программы исследования, лучшие измерения окажутся бесполезными, поскольку нельзя будет определить их значение. Разработка надежных программ исследования, как и другие обсуждавшиеся нами проблемы исследовательского мастерства, - важный фактор успешного развития социальных наук.

Прежде чем предпринять любое серьезное исследование, следует составить его программу, которая не только в точности описывает, что и как вы собираетесь делать, но и объясняет, почему вы совершаете каждый данный шаг и почему вы совершаете его именно так, а не иначе.

Программа представляет собой научный документ, отражающий логически обоснованную схему перехода от теоретического уровня знания, выраженного моделью и гипотезами, к способам его эмпирического получения, т.е. объекту и инструментарию исследования.

В литературе обычно называют следующие основные этапы составления программы исследования:

·формулировка проблемы;

·определение цели и задач исследования;

·логический анализ основных понятий;

·выдвижение гипотез и операционализация понятий;

·определение выборочной совокупности;

·выбор методов и составление инструментария;

·полевое обследование;

·обработка и интерпретация полученных данных;

·выводы и подготовка научного отчета.

Исходные моменты, с которых начинается долгий путь социолога-эмпирика к составлению программы научного исследования, - это проблемная ситуация и проблема исследования.

Проблемная ситуация - состояние в развитии социального объекта характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема - форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой - указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.

В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеологического и предметного характера. Гносеологические проблемы порождены недостатком знаний о состоянии или тенденциях изменения социальных процессов. Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов групп населения либо социальных институтов, дестабилизирующие жизнедеятельность общества.

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и других групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных и коммерческих учреждений и т.д.

По масштабам распространенности проблема может носить общенациональный, региональный или местный характер. По времени действия проблемы делятся на кратко-, средне- и долгосрочные. Неудовлетворенность персонала фирмы стилем руководства менеджера относится к кратковременной проблеме, поскольку ее можно решить в течение недели-месяца. Проблему адаптации того же персонала к новой форме организации или оплаты труда следует отнести ко второму типу, а вот проблему адаптации его к рыночным условиям правильнее квалифицировать как долгосрочную. Действительно, эмпирические исследования показывают, что на ее решение уходит от 3 до 5 лет и более.

По глубине противоречия различают проблемы одноплановые, когда затрагивается одна сторона социального явления (например, отношение сельских жителей к частной собственности на землю), и системные, касающиеся множества сторон явления, отражающие их дисбаланс (например, изменение взаимоотношений в семье как социальном институте, когда затрагиваются процессы распределения ролей, формы социализации, межличностные конфликты).

1.2 Цели и задачи исследования

Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы - определению цели и задач исследования. Под целью исследования мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой.

Под задачами исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования - это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению.

Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, который будет представлен социологом, а также определяет объем затрат времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых теоретических, методических, организационных процедур. Ожидаемым результатом фундаментального или теоретического исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики: например, социально-демографическая структура увольняющихся и устраивающихся на предприятие; отношение работающих к планируемому нововведению; статистика нарушений трудовой дисциплины до и после специальных административных мероприятий по укреплению дисциплины.

Целью исследования может быть не только подготовка, но и разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию. Целью исследования может быть разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию. В этом случае конечным результатом работы социологической службы будет обоснование и оценка управленческих решений. Наконец, целью исследовательской работы социолога может быть формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений (например, службы "Ваше настроение"). При этом социолог может заниматься разработкой нормативных документов, определяющих права, обязанности и содержание работы этих подразделений, а также осуществлять контроль за постановкой работы на начальных стадиях их функционирования.

Ясно, что каждая из названных целей существенно меняет объем работы социолога, затраты времени, методическое обеспечение исследования. Не менее важно и то, что четкое определение цели исследования является надежной профилактикой, с одной стороны, завышенных ожиданий заказчика и необоснованных претензий к социологу на этапе приема и оценки результатов его труда. А с другой стороны, четкая формулировка цели, определение формы представления результатов исследования предостережет социолога от необоснованных обещаний. Иначе говоря, определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.

Задачи - конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Они служат средством реализации цели и носят инструментальный характер.

Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. Это своего рода промежуточные ступени в работе социолога. Например, для получения информации, отражающей отношение работающих к нововведению, социолог должен решить такую задачу, как определение степени включенности различных групп людей в ситуацию нововведения. Это, в свою очередь, ставит перед ним ряд еще более конкретных задач: например, провести анализ нормативных документов, в которых определяется степень участия различных должностных групп в изучаемой ситуации.

Опыт показывает, что определение цели и задач исследования при разработке программы - процесс итерационный. Социолог неоднократно возвращается к формулировке целей и задач, по мере того как происходит конкретизация и разработка других разделов программы: определяются объем выборки и методы сбора данных, согласовываются с заказчиком сроки и ресурсы предполагаемого исследования и т.д. Бывает так, что цель исследования, первоначально сформулированная в общем виде, распадается затем на несколько подцелей, каждая из которых определяет самостоятельный этап работы. Может случиться, что частную цель невозможно достичь из-за труднодоступное единиц наблюдения или источников информации. Это ведет к переформулировке общей цели или частных задач. Таким образом, определение целей и задач при разработке программы исследования - процесс итерационный.

Задачи исследования могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.

1.3 Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез

Объект - носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы. В качестве объекта вычленяют сферу социальной действительности, содержащую социальное противоречие проблемной ситуации.

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа - студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п. Если, к примеру, изучаются причины неуспеваемости в вузе, то объектом изучения в равной мере являются студенты и преподаватели.

Уточнение объекта в программе осуществляется через определение генеральной и выборочной совокупности; тем самым задается масштаб самого исследования, границы той области социальной жизни, по отношению к которой применимы его результаты.

Идеализированный объект - модель исследуемого объекта, вводимая на теоретическом уровне анализа (например, модель творческого отношения к труду). Теоретические выводы строятся относительно идеализированного объекта. Взаимосвязь между идеализированным и эмпирически наблюдаемым объектами реализуется посредством эмпирической интерпретации теоретических понятий.

Развернутое определение объекта исследования выливается в построение его эмпирической схемы, которую мы рассмотрим в дальнейшем.

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Предмет исследования - наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, наличных исследовательских средств, которыми располагает социолог. Формируется на основе анализа свойств и признаков объекта исследования, но не совпадает с ним. Один и тот же объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать множество предметов исследования. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект в данном исследовании. Правильный выбор предмета обеспечивается строгой формулировкой проблемы, системным анализом объекта. В тех случаях, когда проблема исследования не выявлена достаточно ясно, для установления предмета необходимо поисковое исследование.

Предмет исследования - это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, на одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные ее аспекты, которые будут являться предметом исследования. Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует (не всегда явно и осознанно) и гипотезу о возможном решении проблемы.

Очевидно, что по мере усложнения предмета исследования усложняется методическое обеспечение, растут затраты времени и средств и, вместе с тем, растет и надежность информации, расширяются границы интерпретации, повышается ее обоснованность.

Совокупность гипотез отражает богатство и возможности теоретической концепции, общую направленность исследования.

Исходные посылки социологических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук. Если знания, которыми мы располагаем, не позволяют объяснить данные наблюдений, возникают новые предположения - гипотезы.

Предварительный системный анализ объекта есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования. Исходя из этого непроверенного систематическими исследованиями знания, мы черпаем аргументы для построения целой плеяды детализированных исходных гипотез, представляющих собою не что иное, как возможное объяснение исследовательской проблемы.

Руководствуясь ими, мы проверяем обоснованность выдвинутого объяснения, но не целиком, а как бы по частям.

Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующей посылки - гипотезы - предлагает новые подтверждения в пользу более общей посылки и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез.

Итак, исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае гипотеза не проверяема в эмпирических данных.

Проверка выводных гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.

Итак, гипотезы прежде всего различаются по степени общности предположений как гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Последние дедуцируются из оснований, причем так, что с их помощью раскрывается содержание терминов и связей гипотез-оснований. Сами по себе понятия, в которых сформулирована исходная гипотеза, могут не иметь прямых эмпирических признаков, но понятия выводных гипотез непременно должны быть соотнесены с эмпирическими индикаторами. Подтверждаемость или опровержение гипотез-следствий - путь доказательства обоснованности гипотез-оснований.

С точки зрения задач исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные. В отличие от гипотез оснований и следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом. Естественно, что главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования.

По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование опирается обычно на целую серию альтернативных гипотез. Тогда проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остались после отбрасывания других альтернатив.

По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные - это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.

.Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

.Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза объясняет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения. Например, гипотеза, "чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой", должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным. Известно, что при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет. Другая гипотеза - "функциональное содержание труда (т.е. включая степень монотонности и разнообразия работы) - детерминирует удовлетворенность работой" не противоречит этим сведениям и может быть принята для проверки.

3.Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания. Наше предположение о влиянии функционального содержания труда на отношение к работе имело единственное ограничение: "при данных социально-экономических условиях <file:///C:\Documents%20and%20Settings\%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80\%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B\Site\yadov\018-236.html>". Между тем гипотеза проверялась только на рабочих. Значит ли это, что следует ограничить предположение дополнительными условиями? Нет. Потому что нам не известны факты, противоречащие высказанному предположению, если применить его к инженерному труду или к труду колхозника. <file:///C:\Documents%20and%20Settings\%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80\%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B\Site\yadov\018-236.html>

.Это тем более важно иметь в виду, если учесть другое требование. Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании. Так, указанная в примере гипотеза была подтверждена на небольшой пробной выборке рабочих (около 250 человек) старше 30 лет.

.Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование также очевидно, оно нередко нарушается.

.Наконец, рабочая гипотеза должна быть специфизирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в конкретном социальном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей. Специфическими являются выводные гипотезы, т.е. те частные следствия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами.

Перечисленные выше формальные требования делают гипотезу "хорошей" лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла. В теоретически ориентированном исследовании бывает полезно иногда пожертвовать строгостью эмпирической проверки некоторых частных следствий из категориально насыщенной интересной гипотезы, открывающей перспективу приращения научного знания. В прикладном исследовании нетривиальность гипотез, как правило, выражается в формулировке альтернативных решений практической проблемы. Каким бы разумным ни казалось некоторое решение, у него всегда найдутся слабые стороны. Эмпирическая проверка сильных и слабых сторон нескольких вариантов возможных решений социальной проблемы будет наверняка ценнее, т.к., взвесив "за" и "против", мы найдем наиболее эффективный способ действий.

В заключение еще раз напомним, что весь исследовательский процесс состоит из, можно сказать, непрерывной постановки и проверки разнообразных предположений: от центральной гипотезы всего исследования, следствий из нее, вторичных гипотез, формулируемых в случае отвержения ошибочных, постановки частных задач методического характера (также гипотез, но уже выполняющих "инструментально-служебную" роль). В рамках исследовательской программы внимание социолога должно быть сосредоточено именно на разработке центральной, ориентирующей всю работу гипотезе и вытекающих из ее содержания проверяемых следствий.

2. Программа социологического исследования на тему "Трансформация ценностных ориентаций молодежи в современной России"

.1 Определение проблемной ситуации и обоснование ее актуальности, формулировка проблемы исследования

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других аспектов. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в России.

Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста - стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков.

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Понять, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются, как это происходит и насколько предопределены эти процессы.

В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. С одной стороны, завершается существование определенной общественно-экономической формации, с другой - идет болезненный и не до конца проясненный по целям процесс становления качественно иной социально-экономической системы. Переход России к иному состоянию общества осуществляется через стремительную дезинтеграцию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, а образование новой системы ценностей до сих пор проблематична. Это находит отражение не только в распаде прежней ценностной картины мира, но также в активном поиске, столкновении вновь возникающих различных ценностных систем, характеризующих вероятностный ход общественного развития. Именно это сочетание ценностной дезинтеграции общества и практического апробирования новых противоречивых ценностей во многом характерно для современного общества. Особенно неопределенными, размытыми и неустойчивыми являются ценностные позиции современной молодежи.

В современной России создается принципиально новая духовная и ценностная атмосфера, в которой, наряду с отрицанием негативного прошлого, должно получить отражение и то положительное, что было раньше, в том числе и опыт государственных учреждений и институтов по формированию нового поколения, вовлечению молодежи в активную общественную жизнь. Современное состояние российского общества вызывает потребность в осмыслении достаточно большого количества проблем. Но важнейшей среди них является проблема молодежи, ее интеграции в устойчивое социальное и профессиональное сообщество, формирование у нее тех ценностных ориентаций, которые не просто позволили ли бы этому поколению выжить, но и сделали бы его деятельность социально-позитивной.

Особые условия протекания экономических реформ в нашей стране вызвали к жизни ряд явлений, которые необходимо учитывать в проведении исследований. Это и "утечка мозгов" из страны, и отказ от практики административного распределения выпускников средних и высших учебных заведений, а также невозможность для части одаренных юношей и девушек получать бесплатное государственное образование. Все большую роль в профессиональной ориентации молодежи начинают играть рыночные отношения.

В современных условиях проблемы воспитания и образования молодых специалистов в высших учебных заведениях представляют собой обширные культурные системы, основанные на причинно-смысловом единстве и на трех культурных уровнях - идеологическом, поведенческом и материально-практическом. Вузовское образование занимает в системе социального действия такое положение, когда оно является высшей динамической точкой изменений между обществом и личностью, моментом преобразования социальной культуры в личностную.

Формулировка проблемы: нестабильность положения молодежи в современном российском обществе, связанная с кризисом всех сфер общественной жизни, влияющая на формирование ценностных ориентаций молодежи.

.2 Научная разработанность данной проблемы, интерпретация и операционализация ключевых понятий

На сегодняшний день существует немалое количество литературы, посвященной проблемам духовно-нравственного воспитания молодежи образовательными средствами и методиками. В их числе необходимо отметить работы таких авторов, как Бахтин М.М., Каган М.С., Кемеров В.Е., Медведев Н.П., Тугаринов В.П., Федотова В.Г., Филиппов Г.Г., Фролов И.Т. и некоторых других.

Значительное влияние на исследование ценностных компонентов социальной реальности оказала философская литература зарубежья. Среди ее авторов следует назвать такие имена, как Бергсон А., Гуссерль Э., Ницше Ф., Фромм Э., Шелер М., Хайдеггер М., Шпенглер О., Ясперс К. и др.

Неотъемлемой частью исследований в области проблем духовности и ценностного содержания человеческой деятельности все чаще становятся труды российских мыслителей. В их ряду достойное место занимают Бердяев H.A., Ильин И.А., Лосев А.Ф., Лосский Н.О., Соловьев B.C., Трубецкой С.Н., Франк С.Л..

Рассмотрением проблем образования и воспитания молодежи занимались такие отечественные ученые, как Кантор В.К., Карлов Н.В., Лекторский В.А., Буева Л.П., Гаранджа В.И., Библер B.C..

Интерпретация основных понятий.

1.Молодежь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

2.Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

.Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.

.Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

.Социальный статус - соотносительное положение (позиция), занимаемая личностью или группой в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями полом, происхождением и др.

.Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в общества для развития и удовлетворения этих потребностей.

.Социальная политика - система проводимых государством мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп.

Факторная операционализация основных понятий.

Интегральные показателиПеременныеЭмпирические индикаторыЦенностные ориентацииКритерии, на которых базируются оценки личностью окружающей реальностиХарактер критериевСоциальный статусПоложение, занимаемое в обществеХарактер положенияУровень жизниОценка развития и удовлетворения потребностейСтепень удовлетворения потребностейВоспитаниеПроцесс формирования личностиСтепень сформированности личностиОбразованиеПроцесс воспитания и обученияОценка уровня образованияСоциальная политикаОпределение конкретных мер, направленных на воспитание молодежиУровень проявления государственной деятельности

.3 Обозначение цели и задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез

Цель - системный анализ динамики базовых ценностей и духовных ориентиров в сознании и деятельности молодежи в условиях социальной реформации.

Задачи:

- выявить специфику и механизмы ценностной трансформации массового сознания основной части российской молодежи в условиях информационного общества;

определить пути и способы преодоления деструктивных форм в сознании и поведении молодежи;

обосновать необходимость ценностного подхода в организации процессов профессиональной ориентации и профессионального самоопределения молодых специалистов на наиболее раннем этапе;

проанализировать неразрывное единство нравственных и эстетических компонентов в освоении социальной реальности молодым поколением;

соотнести традиции и новации в духовно-нравственном воспитании молодежи с социальной политикой современного российского общества в сфере образования.

Объект - молодежь в современном российском обществе.

Предмет - изменение ценностных ориентаций молодежи, связанная с кризисом в жизни общества.

Гипотеза: в условиях радикальной трансформации целого ряда прежних социальных институтов российского общества, в том числе и института образования, особую актуальность и значимость приобретают вопросы формирования у современной молодежи системы устойчивых и позитивных базовых ценностей, тесно связанных с общей направленностью духовно-нравственного обновления личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, выше были описаны основные принципы составления методологического раздела программы конкретного социологического исследования.

В зависимости от задач и условий проведения социологического исследования были выделены различные его методы, где также упоминались их положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления рекомендации по проведению и т. д.

Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая часть социологии, как один из основных способов развития социологического знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах, происходящих в нём.

Важное значение социологическое исследование играет и при исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных, производственных и других сферах деятельности человека.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности: Методология с позиции практики. Новосибирск. 2004. С. 256

2.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М. 2004. С. 768

3.Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А.К. Соколова. М.: Издательство "Весь Мир". 1997. С.544

.Харчева В.Г. Основы социологии. М.: Логос. 2000. С. 302

.Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М. 2000. С. 367

.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. 2-е изд. Самара: Изд-во Самарского ун-та. 1995. С. 245

Похожие работы на - Методологический раздел программы конкретного социологического исследования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!