Международные центры социального сотрудничества по развитию социальной работы в мире

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,8 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международные центры социального сотрудничества по развитию социальной работы в мире

Введение

Социальная работа представляет собой деятельность, которая уже по своему определению призвана обеспечивать защиту прав человека, поскольку в её основе лежит принцип непреходящей ценности человеческой жизни, а её главная цель состоит в создании справедливых социальных структур, способных обеспечить безопасность и развитие человека без ущерба его достоинству.

«Социальная работа - это вид профессиональной деятельности, цель которой состоит в проведении социальных преобразований в обществе в целом и в его отдельных формах развития в частности», - подчеркивается в программном документе Международной Федерации социальных работников.

В достижении указанной цели исключительно важную роль играют профессиональные социальные работники, которые должны быть привержены делу повышения благосостояния человека и развитию всех его способностей; наращиванию и дисциплинированному использованию научных знаний в отношении поведения человека и общества; развитию ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных, коллективных, национальных и международных потребностей и чаяний и достижению социальной справедливости.

Основные принципы и стандарты этой деятельности получили отражение в ряде международных актов, которые были одобрены на конгрессах, других форумах МФСР и МАШСР. Так, в 1976 г. был принят «Международный кодекс этики профессионального социального работника», в 1996 г. - документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты», включающий два акта - «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».

Целью данной работы является краткая характеристика основных особенностей деятельности международного сотрудничества в сфере социальной работы.

1. Международные принципы и особенности международного сотрудничества в сфере социальной работы

Сущность и содержание социального развития, социальной политики и социальной работы имеют много различных аспектов и сторон. Один из важнейших аспектов - международно-признанные нормы и стандарты прав человека и принципы и средства их реализации.

Так, одним из итогов Второй мировой войны стало осознание того факта, что многие проблемы жизнедеятельности человека, общины, общества невозможно решить в рамках одной страны или группы стран. Во многом этим можно объяснить, почему главные союзные державы еще в годы войны приступили к созданию крупной международной организации, задачей которой после войны стало сохранение мира и защита основных прав человека.

В последние годы в мире сложились центры социального сотрудничества, с помощью которых страны координируют свою национальную и социальную политику, принимают меры к улучшению социального положения маргинальных групп населения, обмениваются опытом и решают вопросы социального положения и подготовки кадров социальных работников.

Страны мира, благодаря постоянным контактам по каналам этих центров, имеют возможность регулировать состояние социальных прав человека; намечать программы взаимного сотрудничества; готовить проекты социальной помощи в отношении таких групп населения, как дети, молодежь, пожилые, инвалиды, семьи и др. Создано несколько авторитетных международных социальных организаций, по каналам которых осуществляется разнообразное и многопрофильное сотрудничество.

В соответствии с Уставом ООН особую ответственность в области социальных прав человека несёт Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), который отвечает за координацию и общее руководство деятельностью Организации Объединенных Наций в экономической и социальной областях.

Укрепление роли ЭКОСОС в этой области, наряду с созданием новых структур с более узким кругом полномочий - Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - способствуют решению многих социальных проблем в мировом масштабе.

В.П. Мошняга подчеркивает, что социальная политика разрабатывается и реализуется на различных уровнях: национальном, региональном, континентальном и глобальном. Кроме того, социальные программы, социальная работа учитывают существование различных профессиональных, возрастных категорий и групп населения, специфических областей жизнедеятельности личности, общины, общества с их запросами и потребностями.

Наряду с конвенциями и декларациями всемирного масштаба имеются континентальные и региональные договоры по правам человека.

В качестве примера можно назвать Хартию Организации африканского единства (1963), Африканскую Хартию прав человека и народов (1981), Европейскую социальную хартию (196), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), Европейский суд защиты прав человека; Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995), Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994).

Все названные выше региональные декларации и конвенции подтверждают приверженность принципам Устава ООН, нормам и стандартам Всеобщей декларации прав человека. Одновременно они развивают и конкретизируют отдельные положения Всеобщей декларации с учётом особенностей своего региона, уровня социально-экономического развития и социального обеспечения, национального законодательства и политического режима, степени участия в международных договорах.

Цели и задачи социальной работы являются производными от осознания потребностей и интересов человека, которые в современной общественной мысли, в международных актах и законах большинства государств получили отражение в виде прав человека и прав в конкретных областях жизнедеятельности индивида, общины и общества.

Основные принципы и стандарты социальной работы получили отражение в ряде международных актов, которые были одобрены на конгрессах, других форумах Международной Федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальных работников.

Так, в1976 г. был принят «Международный кодекс этики профессионального социального работника», в 1996 г. - документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты», включающий два акта - «Международная декларация этических принципов социальной работы» и Международные этические стандарты социальных работников».

Цель подготовки социальных работников состоит в содействии социальному развитию и повышению качества преподавания во всем мире, обучению и привитию навыков практической социальной работы, оказанию социальных услуг и разработке политики в области социального обеспечения.

2. Международные центры социального сотрудничества по развитию социальной работы в мире

Рассмотрим деятельность основных международных организаций социального сотрудничества.

Центр ООН по социальному развитию и гуманитарным вопросам в Вене

На Венский Центр ООН по социальному развитию и гуманитарным вопросам в системе ООН возложена главная ответственность за развитие международного сотрудничества по вопросам социальной политики, социального развития и улучшения положения женщин.

Центр отвечает за подготовку и проведение сессий следующих межправительственных органов экономического и социального Совета ООН: Комиссии социального развития, Комиссии по положению женщин и Комитета по предупреждению и контролю по преступности. В подготавливаемых Центром документах содержится глобальный и региональный анализ изменений в социальной политике и развитии. Центр следит за выполнением программ социального сотрудничества в отношении молодежи, пожилых, женщин, инвалидов.

По инициативе Центра в ООН были приняты Руководящие принципы политики и программ социального обеспечения - важный документ, ориентирующий как отдельные страны, так и международное сообщество на развитие и совершенствование системы социального обеспечения, Центр подготовил проект Всемирной программы действий, касающийся молодежи, до 2000 года и на последующий период. По молодежной тематике Центр регулярно готовит проведение ряда международных совещаний.

Центр несет ответственность за осуществление международного плана действий по проблемам старения и готовит предложения по дальнейшему развитию сотрудничества в этой области. Учитывая, что число пожилых в мире неуклонно растет и к 2025 году составит ориентировочно 1,2 млрд. людей, или 15% всего населения, Центр ООН проводит большую работу по решению социальных проблем пожилых, при этом находит поддержку со стороны других организаций. Центр несет также прямую ответственность за осуществление Всемирной программы действий в отношении инвалидов. При Центре созданы добровольные фонды для пожилых и инвалидов. Авторитет Центра ООН в решении вопросов старения, инвалидности и молодежи очень высок в различных странах.

Центр в Вене выполняет функции координационного центра по проведению исследований и оказанию консультативной помощи в области социальной политики для стран, в которых происходит пересмотр социально-экономической политики. Речь идет о странах Восточной Европы и России, которые теперь могут получить дополнительную помощь от ООН для решения проблем социального развития и политики. Одним из важных направлений деятельности венского Центра являются вопросы улучшения положения женщин. Он проводит сессии Комиссии ООН по положению женщин - межправительственного органа по выработке рекомендаций правительствам в области социальной политики в интересах женщин, семьи и детей.

Европейский Центр по политике и исследованиям в области социального благосостояния

Центр был основан в 1974 году на базе соглашения правительства Австрии с ООН. С юридической точки зрения Центр создан в качестве автономного, неприбыльного международного и межправительственного исследовательского органа в вопросах социального развития и подготовки специалистов. Единственная в Европе организация по социальному сотрудничеству. Основная концепция, которой руководствуется Европейский Центр, состоит в том, что социальные проблемы развитых стран имеют много общего и поэтому их решение должно быть найдено на путях сотрудничества и через обмен информацией, опытом, идеями, нежели чем отдельными странами в условиях изоляции. В Центр входят все европейские страны, США, Канада, Израиль. Европейский центр активно сотрудничает с ООН: занимается подготовкой кадров по социальной политике; проводит тематические семинары, конференции; выпускает журналы, брошюры; осуществляет проекты социального сотрудничества (детство как социальный феномен: последствия для будущей социальной политики; перемены в социальном секторе: социальные инновации в политике помощи пожилым; кооперация в системе услуг социального обеспечения как альтернатива приватизации). Европейский Центр готовит полезные исследования о переменах в социальной политике европейских стран.

ЮНЕСКО

Международная межправительственная организация, являющаяся специализированным отделением ООН по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО создана в 1946 году. Ее членами являются около 190 государств. Главная цель, которую ставит перед собой организация - содействие развитию международного сотрудничества в области науки и техники, образования, культуры, искусства, охраны окружающей среды, ресурсов Мирового океана и земной коры, прикладной микробиологии и биотехники, энергетики, распространения научно-технической информации; борьба против дискриминации в вопросах образования; защита национальных культур и предупреждение стихийных бедствий. Высшим органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция, созываемая каждые два года, имеющая право избирать Генерального директора сроком на шесть лет.

В мире насчитывается более двадцати региональных бюро и центров ЮНЕСКО. Для пропаганды своих идей и деятельности этой организацией издается свыше двухсот периодических и около ста непериодических изданий на нескольких языках, в том числе и на русском. Организация проводит свою работу в соответствии с программой и бюджетом, которые утверждаются сессией Генеральной конференции на двухлетний период. Перспективные задачи устанавливаются среднесрочными планами, утверждаемыми конференцией на шестилетний период. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже. Согласно Уставу, в государствах - членах организации созданы национальные комиссии по делам ЮНЕСКО.

Главные функции организации:

поощрение международного сотрудничества;

обмен знаниями, базирующимися на научных достижениях и исследованиях;

исследование и разработка перспективных форм образования, науки, культуры, коммуникаций и информации;

осуществление нормотворческой деятельности - разработка и принятие международных актов и рекомендаций;

обмен квалифицированной информацией.

ЮНИСЕФ

ЮНИСЕФ является Детским фондом ООН, созданным в 1946 году как Международная чрезвычайная организация помощи детям в разоренных странах Европы. В наше время ЮНИСЕФ стала ведущим учреждением ООН по координации деятельности программ помощи детям. Сегодня Детский Фонд ООН работает более чем 160 странах мира. На заседаниях Исполнительного Совета организации рассматривается политика, обсуждаются программы и проекты, утверждается бюджет Фонда. Источник финансирования составляют ежегодные добровольные пожертвования организаций и частных лиц.

Через свои отделения, действующие в различных странах и регионах мира, помогает правительствам оказывать помощь нуждающимся детям. В первую очередь помощь предоставляется самым слабым государствам, в которых высок уровень детской смертности и заболеваемости, низкий уровень душевого дохода. Во многих странах мира созданы Национальные советы содействия ЮНИСЕФ.

Программами Фонда охвачены около ста сорока государств Африки, Азии, Латинской Америки и Европы. Организация осуществляет глобальную программу иммунизации детей в странах третьего мира. При выборе страны, которая нуждается в помощи ЮНИСЕФ руководствуется тремя критериями: уровнем смертности детей до пяти лет; ВНП на душу населения и общей численностью детского населения. Среди таких бедствующих стран - семь бывших республик СССР: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркестан и Туркмения. Каждой из них под детские программы выделено на год 2 миллиона долларов.

Важно отметить, что до настоящего времени ЮНИСЕФ является главным механизмом международной помощи детям, находящимся в трудных условиях. В качестве самых важных и действенных проектов ЮНИСЕФ можно привести:

. Проект по иммунизации детей от наиболее распространенных заболеваний.

. Проект «йодирование соли».

. Проект «Чистая вода и санитария».

. Проект «Дети в трудных условиях».

Детский фонд ООН своими мероприятиями воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных государств задуматься о настоящем и будущем детей. В задачи ЮНИСЕФ входит подготовка ежегодных докладов о положении детей в мире, которые распространяются через информационный центр ООН. Наиболее важной акцией ЮНИСЕФ за последние годы стало содействие в разработке проекта Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Деятельность Фонда отмечена мировой общественностью. В 1965 году ЮНИСЕФ был удостоен Нобелевской премии в защиту детства и мира.

Детский Фонд Организации Объединенных Нации являлся и является единственным действенным механизмом разрешения общемировых проблем не только детства, но иных социальных проблем, так или иначе, затрагивающих все мировое сообщество.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - специальное агентство Организации Объединённых Наций, состоящее из 193 государств-членов, основная функция которого лежит в решении международных проблем здравоохранения и охране здоровья населения мира. ВОЗ создана как специализированная организация при ООН, ставящая своей целью достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Она организует во всемирном масштабе борьбу с болезнями. ВОЗ издала Руководящие принципы для разработки национальных стратегий по обеспечению здоровья для всех и подготовила Глобальную стратегию, основанную на национальных стратегиях, принятых на Всемирной ассамблее здравоохранения в 1981 году.

Целью деятельности ВОЗ является «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья». Преамбула Устава ВОЗ содержит развёрнутое определение здоровья, которое следует понимать как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Такой комплексный подход способствует тому, что ВОЗ осуществляет свою деятельность не только в рамках вопросов, непосредственно относящихся к здравоохранению, но и в сотрудничестве со многими специализированными учреждениями ООН в других областях по проблемам, имеющим косвенное, но существенное влияние на состояние здоровья человека.

ВОЗ призвана играть роль руководящего и координационного центра в сфере здравоохранения и развивать техническое сотрудничество между различными странами в целях улучшения здоровья в мире. Ею оказывается помощь государствам в построении национальных систем охраны здоровья, создании действенной модели контроля за качеством лекарственных средств и немедицинским оборотом наркотиков. Способствует развитию научных исследований в области здравоохранения, социальной гигиены, валеологии. Крупным достижением ВОЗ следует считать утверждение в мире понимания социальной обусловленности здоровья и закрепление этого в общепринятом определении здоровья. Одна из главных функций программ ВОЗ в области охраны здоровья матери и ребенка, включая и программы планирования семьи, состоит в оказании технической и управленческой помощи государствам в адаптации и интеграции основных компонентов охраны здоровья матери и ребенка и планирования семьи на всех уровнях системы здравоохранения.

В 1982 году учреждена программа ВОЗ - охрана здоровья пожилых людей. Учитывая растущую тенденцию старения населения в мире, эта программа имеет большую перспективу. В ее рамках начаты исследования в области старения с целью исследования здоровья пожилых людей и возможностей его сохранения. В результате роста населения, повышения продолжительности жизни, урбанизации и других факторов быстро увеличивается численность инвалидов в мире. ВОЗ внесла свой вклад в решение и этой проблемы, начала предоставлять на уровне общин услуги по реабилитации инвалидов почти в 60 странах мира.

Продолжением начатого процесса стала обновленная стратегия «Здоровье для всех в XXI веке». Процессы глобализации, затронувшие большинство стран, способствуют появлению новых угроз здоровью человека. Перед Организацией встают новые задачи, для выполнения которых необходимо искать новые пути решений. В настоящее время приоритетными направлениями являются:

развитие систем здравоохранения в странах в соответствии с резолюцией об основных принципах национального здравоохранения, в которой чётко обозначены ответственность государства, средства профилактики, участие населения, использование достижений науки и т.д.;

подготовка и усовершенствование кадров здравоохранения;

развитие первичной медико-санитарной помощи;

охрана и укрепление здоровья различных групп населения;

охрана окружающей среды;

борьба с инфекционными и паразитарными болезнями, иммунизация и вакцинация против основных эпидемических заболеваний;

охрана и укрепление психического здоровья;

обеспечение здоровья матери и ребёнка;

информирование по проблемам охраны здоровья;

расширенная программа научных медицинских исследований;

актуальные направления консультативной и технической помощи странам.

Совместно с ЮНИСЕФ провела всемирную кампанию эффективной иммунизации всех детей и профилактику шести основных инфекционных детских болезней: дифтерии, кори, полиомиелита, столбняка, туберкулеза и коклюша. Результатом этой работы является спасение примерно 1,4 млн. детей каждый год.

ВОЗ удаётся решать многие важные вопросы. На сегодня ВОЗ определила наиболее важные направления деятельности национальных систем здравоохранения, такие как: ВИЧ/СПИД, туберкулёз, малярия, содействие безопасной беременности - здоровье матери и ребёнка, здоровье подростков, психическое здоровье, хронические заболевания.

МФСР и МАШСР представляют социальную работу на международном уровне, одна - в практическом, а другая - в академическом плане.

Обе организации имеют сходные цели: пропаганда и развитие профессиональной социальной работы. Их члены - национальные ассоциации социальных работников и школы социальной работы - обеспечивают информацию для рабочего процесса, направленного на достижение целей.

МССО представляет сферу неправительственного социального обеспечения, целями которой являются информирование и участие в развитии социальной политики и социальной работы.

Социальная работа, подготовка социальных работников и формирование социальной политики, дающее информацию для первых двух сфер, в общем представлены во всех трех организациях, но разрабатываются на основе разных подходов. Такая ситуация создает серьезные препятствия для развития социальной работы, подготовки социальных работников и формирования социальной политики на международном и национальном уровнях и пути ее реализации в современном мировом сообществе.

Международная федерация социальных работников (МФСР)

МФСР была создана в 1956 году в качестве преемника Международного постоянного секретариата работников учреждений социального обслуживания, основанного в 1928 году. Учредителями организации стали ассоциации следующих стран: Австрии, Бельгии, Канады, Дании, Англии, Франции, Германии, Греции, Нидерландов, Швейцарии и США.

В настоящее время МФСР насчитывает до 80 членов - ассоциаций социальных работников по всему миру. Является международной неправительственной организацией, которая в 1957 году получила консультативный статус (категория II) при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединённых Наций. Она имеет также официальные консультативные отношения с ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Советом Европы и Комиссией Европейского Союза. Федерация включена в перечень неправительственных организаций МОТ и поддерживает деловые отношения с ВОЗ.

Федерация была создана с целью оказания помощи социальным работникам всего мира. В конституции Международной федерации социальных работников записано, что концепция социальной работы происходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философий и что ее глобальное значение состоит в том, чтобы отвечать человеческим потребностям, возникающим из личностно-социетальных взаимодействий.

Профессиональные социальные работники служат делу благосостояния и самовыражения личности, развитию и использованию научных знаний, улучшению качества жизни населения и достижению социальной справедливости.

Основные цели МФСР остаются актуальными и сегодня:

содействие развитию социальной работы как профессии, осуществляя сотрудничество и деятельность на международном уровне, особенно в области профессиональных норм, профессиональной подготовки, этики и условий труда, а также способствовать созданию национальных ассоциаций социальных работников там, где они ещё отсутствуют;

поддержка своих членов и поощрение участия социальных работников в процессе социального планирования, разработки социальной политики и механизма её реализации в национальном и международном масштабах;

развитие контактов между социальными работниками всех стран и обеспечение условий для обсуждения и обмена идеями посредством проведения совещаний, учебных поездок, осуществления исследовательских проектов и других акций;

представительство в международных организациях и форумах позиции работников данной профессии и осуществление сотрудничества с правительственными и неправительственными международными объединениями в области социальной политики и социальной деятельности.

Одним из знаменательных вопросов Общего собрания МФСР явилось обсуждение Международного Кодекса этики. Начало разработки этого документа относится к июлю 2000 г. в Монреале (Канада).

Международный кодекс этики, одобренный федерацией, исходит из того, что основной обязанностью профессиональной социальной службы является представление услуг, которые должны быть выше личных интересов, целей и взглядов. Социальный работник должен признавать профессиональные и личные недостатки, поощрять использование опыта, всех знаний, относящихся к делу, определять социальные нужды и характер человека, которому оказывается помощь.

С 2000 г. при участии Международной федерации социальных работников и Международной ассоциацией школ социальной работы разрабатываются «Глобальные стандарты в области подготовки кадров для социальной сферы». Основное назначение стандартов:

защита клиентов социальных служб;

влияние глобализации на подготовку социальных работников;

создание единых требований в подготовке социальных работников;

свобода передвижения социальных работников из одной страны в другую;

сопоставление национальных и международных стандартов;

развитие партнерства и прогарам обмена студентов и педагогов.

Социальные работники, согласно документам МСФР, должны быть предельно осторожны в применении силы закона к подопечному, однако сами они зачастую становятся жертвами насилия. При федерации создана комиссия по правам человека, целью которой является защита попавших в беду.

Международная ассоциация школ социальной работы (МАШСР)

МАШСР была создана в 1928 году и является единственной организацией, занимающейся развитием образования в области социального обеспечения. МАШСР поддерживает отношения с 1800 школами социальной работы в более чем 90 странах. Она имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете Организации Объединённых Наций, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, Совете Европы и ОАГ.

В МАШСР членство открыто для учебных заведений, в которых учебные программы содержат чётко определённые, конкретные дисциплины по изучению социальной работы; национальных и региональных ассоциаций таких заведений, а также для научно-исследовательских учреждений. В качестве индивидуальных членов ассоциации могут быть преподаватели дисциплин социальной работы.

МАШСР в своей деятельности использует следующие средства достижения целей в области поощрения и развития профессиональной подготовки и обучения в области социальной работы:

обеспечение постоянного международного форума для обсуждения вопросов обучения в области социальной работы и смежных дисциплин;

сбор и распространение соответствующей информации;

организация международных учебных курсов;

оказание помощи учебным заведениям в рамках консультаций, семинаров, рабочих совещаний, специальных программ и публикаций;

представление интересов и поддержание контактов на международном уровне с правительственными и неправительственными организациями;

поощрение и развитие обмена преподавателями и студентами.

МАШСР регулярно организует всемирные конгрессы, которые проводятся с 1950 года. Важную роль в обобщении и распространении опыта социальной работы играют совместные конгрессы МФСР, МАШСР и МССО. Все программы и проекты подробно обсуждаются на конгрессах, которые проводятся совместно МФСР и МАШСР, и на которых выступают руководители этих международных организаций, многие крупные учёные, практики и педагоги социальной работы. Международные конференции со дня образования МФСР проводятся регулярно один раз в два года. В нечетный год конференции проводятся в каждом регионе.

Лейтмотивом всех докладов и сообщений является дискуссия о характере социальной работы и подготовки социальных работников в условиях глобализации. На этих форумах были созданы условия для широкого обмена опытом социальной работы и её кадрового потенциала с максимальным использованием интеллектуальных возможностей известных учёных многих стран мира.

МФСР, МАШСР и МССО изучат способы эффективной совместной работы, чтобы выявить наилучшую и приемлемую практику во всем мире. В условиях глобализации изменились условия социальной работы. Социономы призваны включаться в решение проблем экологии, урбанизации, миграции и других проблем, приобретающих общепланетарный характер. В данном контексте пересматриваются парадигмы социальной практической работы и, соответственно, подготовки профессиональных социономов. Так, участники конгрессов школ социальных работников предложили включить в подготовку специалистов социальной сферы научный анализ социального развития и на этой основе выработать умение оценивать социальную политику и принимать необходимые меры по ее реализации; понимание и классификацию принципов, моделей и методов практики социальной работы; разработку теорий, концепций и технологий, которые способствуют, успешному функционированию социального работника.

Различные варианты обучения социальной работе предполагают учет специфики географических, политических, социальных и иных аспектов будущей работы специалистов-социономов. Чтобы сохранить сущность социальной работы как особого вида профессии, социальные службы, социальные работники должны активно содействовать такому социальному развитию, при котором будет устранена нищета и бедность, а успехи социального прогресса будут измеряться индексом человеческого развития. Для этого, по мнению ряда учёных и политиков, необходимо поставить «во главу угла человека, сделав на него ставку, особенно человека, чья безопасность, права и благосостояние значительно ущемлены». В контексте такой совершенно правильной постановки вопроса необходимо научиться использовать весь накопленный опыт как в международном масштабе, так и в конкретных условиях отдельных стран и регионов.

Добровольческие организации

К ним относятся религиозные группы и профессиональные общества, ассоциации, членов которых связывают общие увлечения (Армию спасения, Корпус мира, Общество Красного Креста и др.). Добровольческой ассоциации свойственны три основных черты:

) образована для защиты общих интересов ее членов;

) членство является добровольным - оно не предусматривает предъявления требований к определенным людям и его не присваивают от рождения, в результате лидеры оказывают сравнительно небольшое влияние на членов добровольческой организации, которые имеют возможность выйти из организации, если их не устраивает деятельность лидеров;

) организация не связана с местными, государственными или федеральными правительственными органами. Крупные добровольческие ассоциации иногда превращаются в сложные организации с сильно развитой бюрократией.

В качестве примера рассмотрим деятельность Армии спасения и Международного Красного Креста.

Армия спасения - международная организация, занимающаяся благотворительной и евангелистской деятельностью. Была основана в 1878 году английским священником Уильямом Бутом. Своей целью организация ставит борьбу со злом и человеческими страданиями в мире. Международный центр находится в Лондоне. Программа организации реализуется в ста странах мира, на ста двадцати семи языках. В нее включены следующие направления: предоставление жилища бездомным; еда для голодных (организация имеет 15 тысяч столовых); забота о пожилых (содержит 15 тысяч человек в 258 домах престарелых); образование (в более чем тысяче начальных и средних школ обучаются двести восемьдесят тысяч детей); борьба с проказой (в трех лепрозориях, принадлежащих организации, получают необходимое лечение около двухсот больных); алкоголизм и наркомания (105 приютов и центров для больных алкоголизмом, программа лечения наркомании помогла более 15 тысячам человек в год); помощь слепым и инвалидам; предотвращение суицида (телефоны доверия, ночные патрули, осуществляющие дежурство в местах, где наиболее часто совершаются самоубийства).

Международный Красный Крест своим возникновением обязан гражданину Швейцарии Анри Дюнану. Он был свидетелем жестокого сражения, состоявшегося 24 июня 1859 года в Сольферино, селении в Северной Италии, где французские и итальянские войска сражались с оккупировавшими страну австрийцами. Дюнан, шокированный видом ужасных страданий раненых, обратился к жителям соседних сел с призывом оказать помощь всем раненым независимо от национальности. Вернувшись в Швейцарию, описал увиденное в книге «Воспоминание о Сольферино». Он разослал эту книгу всем европейским монархам, политическим деятелям, военным, филантропам и друзьям. Книга сильно взволновала Европу. Председатель Благотворительного общества Густав Муанье предложил Дюнану создать комиссию, состоящую из пяти членов общества. В октябре 1863 года в Женеве состоялась международная конференция, в которой приняли участие представители шестнадцати государств. Был выбран отличительный знак - красный крест на белом фоне. Эта конференция явилась основой учреждения Красного Креста. Впоследствии комитет был переименован в Международный Комитет Красного Креста (МККК). МККК является частным, независимым швейцарским объединением, штаб-квартира которого находится в Женеве, МККК нейтрален в политическом, религиозном и идеологическом планах. Он является международным по характеру своей миссии, закрепленной в Женевских конвенциях. Высшим органом МККК является комитет, состав которого не превышает 25 членов - швейцарских граждан. Комитет проводит Ассамблею, на которой определяются общая политика и принципы деятельности.

Оперативная деятельность и административная работа организации осуществляются Центральными учреждениями МККК, расположенными в Женеве, и делегациями, распределенными по зонам конфликтов. Финансирование обеспечивается добровольными вкладами: государств - участников Женевских конвенций; национальных обществ; частных лиц; вкладами в виде даров и завещаний. В 1965 году ХХ Конференция определила Устав Движения, где были изложены семь Основополагающих принципов МККК: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство, универсальность.

Деятельность МККК ведется в следующих ситуациях: международный вооруженный конфликт; немеждународный вооруженный конфликт; внутренние беспорядки и напряженность. Деятельность МККК имеет целью защищать и помогать жертвам, в частности: посещение лишенных свободы лиц (военнопленных, гражданских и политических заключенных); воссоединение семей, рассеянных в результате военных действий; оказание медицинской помощи жертвам: уход, больницы, центры реабилитации; розыск лиц, о которых семьи не имеют никаких сведений и которые были объявлены пропавшими без вести; оказание помощи инвалидам войны в разных регионах мира. В период военных действий, гражданских войн, внутренних беспорядков или внутренней напряженности МККК становится между воюющими или противниками в качестве исключительно нейтрального посредника и принимает всевозможные меры к тому, чтобы гражданским и военным жертвам таких ситуаций были обеспечены защита и помощь.

Заключение

Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Сущность и содержание социальной работы имеют много различных аспектов и сторон. Один из важнейших аспектов - международно-признанные нормы и стандарты прав человека и принципы и средства их реализации.

В последние годы в мире сложились центры социального сотрудничества, с помощью которых страны координируют свою национальную и социальную политику, принимают меры к улучшению социального положения маргинальных групп населения, обмениваются опытом и решают вопросы социального положения и подготовки кадров социальных работников. Страны мира, благодаря постоянным контактам по каналам этих центров, имеют возможность регулировать состояние социальных прав человека; намечать программы взаимного сотрудничества; готовить проекты социальной помощи в отношении таких групп населения, как дети, молодежь, пожилые, инвалиды, семьи и др.

Создано несколько авторитетных международных социальных организаций, по каналам которых осуществляется разнообразное и многопрофильное сотрудничество: Центр ООН по социальному развитию и гуманитарным вопросам в Вене, Европейский Центр по политике и исследованиям в области социального благосостояния, Международная федерация социальных работников, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирная организация здравоохранения, Добровольческие организации.

Основные принципы и стандарты социальной работы получили отражение в ряде международных актов, которые были одобрены на конгрессах, других форумах Международной Федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальных работников.

Список используемой литературы

социальный центр международный сотрудничество

1.Введение в специальность «Социальная работа»: Учебное пособие / Сост. Р.Б. Квеско, О.И. Тюкульмина. - Томск: Изд-во ТПУ, 2002. - 83 с.

2.Махова Н.П Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие / Н.П. Махова, В.А. Филатов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. - 90 с.

.Мошняга В.П. Международный опыт социальной политики и социальной работы. Курс лекций / В.П. Мошняга. - М.: Изд. Московского гуманитарного университета, 2006. - 290 с.

.Мошняга В.П. Социальная политика и социальная работа в контексте международных норм и стандартов прав человека / В П. Мошняга // Социальная политика и проблемы подготовки кадров - М.: Академия, 1999. - 235 с.

.Тюкульмина О.И. Социальная работа: учебное пособие / О.И. Тюкульмина. − Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 180 с.

Похожие работы на - Международные центры социального сотрудничества по развитию социальной работы в мире

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!