Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    342,12 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

Введение

Актуальность исследования. Метод опроса - это не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.д. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим.

В настоящее время метод опроса в целом, и анкетного опроса в частности, используется в социологическом исследовании настолько широко, что в какой-то мере стал даже своеобразной визитной карточкой этой науки. Точные знания, основанные на эмпирических данных об обществе как целостной социальной системе, позволяют человеку узнать законы развития общества, способы оптимальных коммуникаций, помогает определить свое место в обществе и соответствующие реакции, и виды поведения. Все это, безусловно, придает исследованию по теме «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации» особую актуальность.

Цель исследования - изучить анкетный опрос как метод сбора социальной информации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

ü Рассмотреть основные понятия и определения

ü  Изучить понятие «социальная информация»

ü  Рассмотреть основные методы проведения социологического исследования

ü  Рассмотреть классификацию анкетных опросов

ü  Определить правила составления и проведения анкетных опросов

ü  Рассмотреть недостатки анкетного опроса

ü  Провести на практике сбор социальной информации с помощью анкетного опроса

Объект исследования - методы сбора информации

Предмет исследования - анкетный опрос

Методы исследования - опрос, анализ и обобщение полученного материала, а так же опыта, собранного из книг, статей и научно-практических публикаций.

1 Теоретические аспекты социологического исследования

 

1.1 Основные понятия и определения

Информация - это способность сведений повлиять на выбор решений в конкретной проблемной ситуации. Другими словами, информация - это мера изменения полезности факторов выбора решений в конкретной проблемной ситуации. По существу это определение информации социального характера повторяет определение, используемое в кибернетике.

Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Анкетный опрос - форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

Анкетный опрос - наиболее распространенный метод сбора социологической информации с помощью опросного листа (анкеты), самостоятельно заполняемой опрашиваемым (респондентами или экспертами) по указанным в ней вопросам и правилам.

Анкетный опрос - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом [в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе] или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента. Компонентами любого анкетного опроса являются: 1) социолог (анкетер); 2) сама анкета; 3) респондент.

Опрос анкетный - обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению. Наиболее распространенный метод сбора первичной информации в социологии, где необходимо в сжатые сроки зарегистрировать и факты поведения, и мнения людей, и сведения о процессах и результатах их деятельности. Ситуация проведения анкетного опроса является частным случаем общения, но обладает своими психологическими особенностями. Анкетный опрос является асимметричным общением, при котором социолог (интервьюер) берет на себя преимущественно функции воздействия, то есть субъекта, а информант выступает в качестве объекта. При этом у социолога есть цель (получить ответ на вопросы), а у информанта такой цели нет, он может стремиться избегать участия в опросе. Анкетный опрос является общением, опосредованным как личностью интервьюера, так и техническими средствами опроса, в том числе структурой и содержанием анкеты. При обработке полученной информации необходимо учитывать, что исследователь подходит к предмету с научных позиций, респондент же мыслит по законам обыденного мышления.

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.

1.2 Социальная информация


По существу, приведенное в предыдущем параграфе определение информации социального характера повторяет определение, используемое в кибернетике. Такой подход позволяет выделить существенные свойства информации, которыми она отличается от сведений. Вторичные признаки информации - своевременность, точность, достаточность и другие характеристики ее качества. Этим аналогия информации с ресурсами ограничивается. Информация - оценочная категория. Это относительная идеальная характеристика, неотделимая от системы ценностей пользователя информации в конкретной проблемной ситуации.

Носителями информации могут быть любые предметы и явления материального мира, так же, как энергоносителем - материя в любой форме. Носители информации обладают характеристиками, присущими материальным объектам. Смешивать понятия «информация», «сведения» и «информационный носитель» так же недопустимо, как отождествлять деньги с золотом, монетами или другими денежными знаками.

Интерес - это отношение человека к возможностям, которыми он распоряжается для достижения желаемых результатов. Руководствуясь интересом, человек рассматривает открывающиеся его выбору возможности как благоприятные или неблагоприятные, желательные или нежелательные. Информация служит оценке этих возможностей.

Как уже упоминалось выше, социальная информация - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе. Социологическая информация - это информация об обществе, созданная с помощью «науки о закономерности и функционировании общества в целом и отдельных составляющих его социальных систем» - социологии. Таким образом, можно считать, что социальную информацию мы выделяем из различных статистических и других источников, в то время как социологическая информация создается специалистами - социологами в результате применения специальных социологических инструментов - опросов, анкетирования, применения специальных социологических методик. Естественно, что жесткой однозначной границы между социальной и социологической информацией не существует. До недавнего времени исследователи пользовались традиционными источниками социальной информации. В основном, это общие универсальные статистические системы, чаще всего материалы соответствующих статистических организаций, отчетные материалы различных ведомств. Из таких систем выбираются, например, данные по образованию, интенсивности культурной жизни населения, политической активности (участие в выборах) и т.п.

С позиций информационного подхода к социальной информации следует относить информационные модели, которые определяют хотение, опасение, намерения, информационные и реальные действия отдельных людей по отношению к человеческому (социальному) окружению; интеграция этих моделей в социальных системах различной величины и сложности; отражение интегрированной сложности общественной модели в индивидуальном сознании. Далее следует коррекция социальных моделей, как на нижнем, так и на верхнем, уровнях информации - люди меняют своё поведение в зависимости от смены идей, законов, правил, а смена идей, законов, правил происходит с учётом изменившегося поведения людей.

Поскольку люди объединены в группы, то существует групповая социальная информация - социальная информация семьи, нации и общечеловеческая социальная информация.

Отдельный человек обладает своим собственным социальным опытом, то есть индивидуальным массивом информации, и сведениями о социальном опыте группы, к которой он принадлежит, нации, к которой он принадлежит, сведения о социальном опыте всего человечества.

1.3 Основные методы проведения социологического исследования


Из приведенного в первом параграфе определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологическое исследование. Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

В социологии различают теоретические и практические методы. Первые относят к области анализа информации, вторые - к сбору эмпирических данных (рис.1).

Рис.1 Теоретические и практические методы в социологии

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет две основные разновидности (они указаны в скобках):

ü опрос (анкетирование и интервьюирование);

ü  анализ документов (качественный и количественный контент-анализ);

ü  наблюдение (невключенное и включенное);

ü эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.

Существует множество определений понятия «анкетный опрос»: форма получения от респондентов сведений; метод сбора социологической информации; обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению.

Для целей данного исследования остановимся на следующем определении:

Анкетный опрос - наиболее распространенный метод сбора социологической информации с помощью опросного листа (анкеты), самостоятельно заполняемой опрашиваемым (респондентами или экспертами) по указанным в ней вопросам и правилам.

К традиционным источникам социальной информации относятся: общие универсальные статистические системы, материалы соответствующих статистических организаций, отчетные материалы различных ведомств (данные по образованию, интенсивности культурной жизни населения, политической активности).

2 Анкетный опрос

 

2.1 Классификация анкетных опросов


Как уже упоминалось выше, одним из самых распространенных методов, сбора социальной информации, является анкетный опрос. Суть метода заключается в опросе респондентов, по заранее разработанной анкете, который осуществляется либо путем самозаполнения, либо путем интервьюирования face-to-face (лицом к лицу, очно), когда интервьюер зачитывает респонденту вопросы и отмечает варианты ответов либо записывает развернутые ответы).

Разнообразие используемых в социологических исследованиях анкетных опросов позволяет классифицировать их по различным основаниям:

По способу распространения анкет:

ü почтовый (анкета для заполнения рассылается респонденту почтой) В последние годы - малоэффективный (возврат анкет: 1 - 1,5%);

ü  прессовый (анкета для заполнения передается респонденту через печать - газеты, журналы) (возврат анкет не более 3%);

ü  телетайпный (распространение и сбор инструментария и документов социологического исследования осуществляется с использованием телеграфно-телетайпной связи и E-mail, в случаях, когда объекты социологического исследования находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга и от головного исследовательского центра);

ü  раздаточный (анкетный опрос, при котором социолог лично сам вручает и получает анкету от респондента);

ü  Интернет-опрос (когда анкета для заполнения предлагается через Интернет-сайт) В настоящее время данный метод исследования становится все более и более популярным среди социологического сообщества.

По месту проведения:

ü по месту жительства респондента;

ü  по месту работы респондента (в ситуациях, когда исследуются проблемы производственной жизни).

По составу аудитории:

ü индивидуальный анкетный опрос (основанный на индивидуально-личном анкетировании конкретного респондента анкетером);

ü  групповой анкетный опрос (где одновременно анкетируют целую группу респондентов).

По степени охвата генеральной совокупности:

ü сплошной (опросом охвачена вся генеральная совокупность);

ü  выборочный (опрашивается только часть генеральной совокупности в соответствии с выборкой).

По масштабу исследуемых проблем:

ü широкий анкетный опрос (касающийся многих проблем);

ü  «молния» (анкетный опрос, касающийся лишь одной проблемы с небольшим количеством вопросов).

Инструментарием при проведении анкетного опроса является анкета - совокупность структурированных определенным образом вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Вопросы, используемые социологом при анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:

ü открытые вопросы предоставляют право респонденту свободно формулировать варианты ответов и применяются в том случае, если познавательная задача заключается в получении данных о структуре представлений опрашиваемых по изучаемой проблеме, круге ассоциаций в связи с предметом опроса, вербальных навыках, связанных со способностью формулировать свое мнение и аргументировать его. Статистическая обработка таких вопросов весьма трудоемка (необходима предварительная кодировка вариантов ответов);

ü закрытые вопросы, т.е. ситуация, когда респондентам уже задан список вариантов ответов на вопрос, среди которых осуществляется выбор в соответствии с мнением респондента по поводу изучаемого явления. В данном случае исследователь имеет возможность более строго интерпретировать ответ, сокращается время на обработку таких вопросов и заполнение анкеты респондентами.

ü  полузакрытые вопросы - дают возможность респонденту не только выбрать варианты ответа, но и сформулировать и зафиксировать свой, дополнительный вариант ответа на вопрос. Для этого вместе с перечнем вариантов ответов к вопросу оставляют еще свободные строки, в которых респондент может вписывать свой ответ.

По функциям:

ü основные вопросы - формулируются для получения необходимой информации по проблеме исследования;

ü  контрольные вопросы - служат для проверки искренности, правдивости ответов на основные вопросы, уточнения полученных сведений, а контроль осуществляется путем изменения формулировки основного вопроса при сохранении его внутреннего содержания;

ü  вопросы-фильтры, которые ставятся в дополнение к основным вопросам и используются для селекции респондентов по определенному признаку или отсева некомпетентных.

По смыслу формулировки:

ü прямые (лобовые) вопросы - не содержат скрытого смысла, направлены на выражение отношения респондента по поводу поставленной проблемы с собственных позиций;

ü  личные вопросы - адресованы непосредственно самому респонденту;

ü  косвенные (безличные) вопросы - при ответе на них респондент высказывается по существу проблемы, опираясь на свой опыт, но с позиций группы, коллектива, в безличной форме, что снижает остроту критических оценок, характерных для высказываний от первого лица. Необходимость использования косвенных вопросов обусловлена невозможностью в ряде случаев использовать прямые воппросы, например, при исследовании проблем, касающихся частных, интимных дел человека, где прямой вопрос некорректен и часто остается без ответа;

ü  трюковые вопросы (вопросы-ловушки) - служат для определения искренности ответов. В связи с этим, спрашивается о несуществующем;

ü  прожективные вопросы - направлены на изучение реального поведения через призму отношения к искусственной, вымышленной или виртуально возможной ситуации.

По содержанию получаемой информации:

ü вопросы о фактах, т.е. о действиях в прошлом и настоящем. Эти вопросы могут касаться как мнения респондента относительно происходящих событий (т.е. вопросы о фактах сознания), так и нести информацию о его действиях и поведении - поступках, результатах деятельности (т.е. вопросы о фактах поведения);

ü  вопросы о знаниях, т.е. о том, что знает и что может изложить респондент. Цель этих вопросов - выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Поэтому часто эти вопросы экзаменационного характера, могут содержать задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания определенных фактов, событий, имен;

ü вопросы о статусе респондента или демографические вопросы, которые позволяют получить сведения об образовании, возрасте, месте жительства респондента и др.

 

2.2 Правила составления и проведения анкетных опросов

анкетный социологический опрос исследование

Общепринято, что вопросы следует составлять так, чтобы они:

ü побуждали участника к ответу;

ü  опирались на собственные знания участника;

ü  учитывали возможный низкий уровень образования и индивидуальное восприятие, так чтобы участник легко понимал цель и смысл вопросов;

ü  обеспечивали ответ, основанный на собственных знаниях участника, и не требовали догадок, за исключением, возможно, вопросов о мнении и склонностях участника.

Последовательность и структура вопросов

Как порядок, так и форма вопросов могут влиять на качество получаемой информации. Типичная анкета, заполняемая самостоятельно или зачитываемая интервьюером, содержит вводную часть, которая знакомит участника с исследованием и его темой, предоставляет всю необходимую дополнительную информацию, а также пытается побудить участника к ответам на вопросы.

Типы вопросов

Разработчик анкеты должен решить, использовать ли открытые вопросы, на которые участники отвечают сами, или закрытые вопросы, которые требуют определенных ответов или выбора из короткого перечня возможных ответов. Закрытые вопросы имеют то преимущество, что они разъясняют участнику альтернативы, позволяют избежать поспешных ответов и сводят к минимуму долгие рассуждения, которые иногда невозможно интерпретировать.

Размер анкеты

Окончательное определение размера анкеты требует соблюдения баланса между желанием получить по возможности более подробную информацию для достижения цели исследования, и тем фактом, что, если анкетирование затягивается, то в некоторый момент участник может потерять к нему интерес и либо прекратит отвечать на вопросы, либо станет отвечать торопливо, неточно и не думая, чтобы быстрее закончить с опросом. С другой стороны, очень короткая анкета может дать высокий процент откликов, но не достичь цели исследования.

Язык

При составлении вопросов необходимо пользоваться языком, понятным всем людям данной популяции. Это может потребовать изучения местного диалекта, различающегося в пределах одной и той же страны. Особенно важно избегать употребления специфических терминов, за исключением случаев, когда можно ожидать, что участники исследования обладают определенными техническими знаниями.

Четкость и наводящие вопросы

Хотя более короткие вопросы обычно бывают более понятными, однако имеются и исключения, особенно в тех случаях, когда необходимо разъяснить трудный предмет. Тем не менее, короткие вопросы помогают четко размышлять и избегать ненужных слов. Они также уменьшают возможность перегрузки респондента информацией.

Форма анкеты

Это фактор более важен для самостоятельно заполняемых анкет, чем для тех, которые заполняются интервьюерами. Анкеты, разработанные для самостоятельного заполнения, но оказавшиеся чрезмерно сложными или трудными для чтения, респонденты могут заполнять небрежно или даже выбросить.

Документация

При проведении любого исследования все его процессы следует тщательно документировать, чтобы каждый сотрудник, включая интервьюеров, контролирующих менеджеров и исследователей, ясно представлял свои обязанности. В большинстве исследований с анкетированием, составляется «руководство по проведению опроса».

Планирование, тестирование и корректировка

Создание анкеты требует вдумчивого планирования. Каждая анкета должна пройти несколько ступеней проверки, прежде чем станет понятно, что вопросы «работают», то есть, что они понятны и приводят к получению ответов предусмотренного качества.

Обучение интервьюеров и контроль их работы

В исследованиях с телефонными или индивидуальными опросами роль интервьюера трудно переоценить. Если в исследовании занято более одного интервьюера, предварительное обучение становится еще более важной задачей, поскольку необходимо убедиться, что вопросы задаются и ответы интерпретируются одинаковым образом. Во многих исследовательских проектах этого добиваются путем группового обучения, которое периодически (например, ежегодно) повторяют, чтобы поддерживать уровень квалификации интервьюеров.

Сбор данных

Распространение анкет среди участников исследования и их последующий сбор для анализа проводится одним из трех способов, описанных выше: по почте, по телефону или лично. Некоторые исследователи заключают договора с компаниями, которые специализируются на проведении исследовательских работ.

Достоверность и повторные интервью

Качество полученных сведений можно оценить посредством проведения повторного опроса некоторых участников исследования. При повторных интервью нет необходимости задавать все вопросы, обычно достаточно выбрать только часть из них.

Технология проведения опроса

Благодаря достижениям компьютерной технологии появились различные способы накапливания и систематизации данных для компьютерного анализа. Известны три существенно различающихся способа обработки информации: в реальном времени (то есть, в процессе получения ответов во время проведения интервью), традиционный метод введения данных в компьютер при помощи клавиатуры и оптический метод ввода данных.

Архивирование анкет и руководств по проведению опроса

Поскольку информация является ценным продуктом, и ее можно интерпретировать и использовать другими способами, исследователей иногда просят передать данные другим исследователям. Просьба поделиться сведениями может мотивироваться разными причинами, начиная от искренней заинтересованности в повторении результата и заканчивая опасением, что данные были проанализированы или интерпретированы неверно. Поэтому после завершения работы исследователь обязан убедиться, что все основные сведения надлежащим образом размещены для хранения в архиве на определенный период времени, и что их можно получить, если исследователя попросят предоставить их для проверки.

2.3 Недостатки анкетного опроса


Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки. Во-первых, они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма. Во-вторых, хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных. Однако при всех ограничениях на сферу применения анкетных исследований и опросов следует признать, что ничего лучше пока не придумано, и если ученый отдает себе отчет в существующих недостатках, то у него есть хороший шанс обойти их.

Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты анкетного опроса, следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода опроса, что предполагает:

1.   четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника;

2.      доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым;

.        обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит опрос. Речь идет и о технике опроса (т.е. о наборе приемов, имеющих целью стимулировать достоверность ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты;

.        точность фиксации ответов респондентов;

.        стандартизация условий проведения опросов;

.        побуждение интересов респондентов и интервьюеров (анкетеров) к результатам опроса.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Разнообразие используемых в социологических исследованиях анкетных опросов позволяет классифицировать их по различным основаниям: по способу распространения анкет, по месту проведения, по составу аудитории, по степени охвата генеральной совокупности, по масштабу исследуемых проблем.

Вопросы, используемые социологом при анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям: по форме, по функциям, по смыслу формулировки, по содержанию получаемой информации.

К основным моментам, на которые следует обратить внимание при составлении и проведении анкетного опроса относятся: последовательность и структура вопросов, типы вопросов, размер и язык анкеты, четкость и наводящие вопросы, форма анкеты, документация, планирование, тестирование и корректировка, обучение интервьюеров и контроль их работы, сбор данных, достоверность и повторные интервью, технология проведения опроса, архивирование анкет и руководств по проведению опроса.

Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки: они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма; хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных.

3. Пример сбора социальной информации с помощью анкетного опроса


Анкетный опрос будет проводиться на отделении экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов НИИ «ГРИППА». Анкетирование проводится с целью формирования целостной картины обеспечения качества и определения путей повышения эффективности работы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Основу качества предоставляемых услуг в современных ЛПУ составляет не только профессионализм медицинского персонала, но и социально-бытовые, а так же психологические условия пребывания пациентов в стационаре. Что в целом, позволяет говорить о сборе социальной информации методом анкетного опроса.

Для этих целей разработана анкета, содержащая перечень вопросов, адаптированных к условиям данного стационара. Для изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью рекомендуется проводить опрос не менее 30-50 пациентов, получивших медицинскую помощь.

Все вопросы анкеты, кроме последнего, являются закрытыми, что обусловлено целью проводимого анкетирования. Последний вопрос - открытый, он предоставляет пациентам возможность самостоятельно определить характеристики оказания медицинских услуг, которые они считают традиционно высокими для данного стационара.

Анализ полученных результатов позволит определить, насколько правильно составлена анкета и насколько полная информация получена в результате анкетирования. Предложения по определению путей повышения эффективности работы лечебно-профилактического учреждения в данном исследовании рассматриваться не будут. Итоговые данные опроса, проведенного среди пациентов стационара (анкета см. Приложение), приведены в таблице 1

Таблица 1

Результаты опроса пациентов отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов в НИИ Гриппа

Вопрос

Кол-во (чел.)

%

1

Порядок организации получения стационарной медицинской помощи в учреждении (срок ожидания плановой госпитализации, срок ожидания в приемном отделении, своевременность первичного осмотра лечащего врача, своевременность назначения диагностических и лечебных процедур и т. д.)

1

2

5,6



2

7

19,4



3

9

25



4

12

33,3



5

6

16,7

2

- квалификацию и профессионализм врачей (устраивают ли Вас советы врачей, часто ли меняются лечебные процедуры и медикаменты, обоснованность их смены, привлечение к лечебно-диагностическому процессу заведующих отделениями и т.д.)

1

-

-



2

1

2,8



3

4

11,1



4

11

30,6



5

20

55,6


- среднего медперсонала (техника владения манипуляциями и процедурами, даются ли разъяснения по характеру процедур, советы и т.д.)

1

-

-



2

3

8,3



3

3

8,3



4

18

22,2



5

22

61,2

3

состояние материально-технического обеспечения (наличие и качество постельного белья, столовой посуды, предметов ухода за больным)

1

1

2,8



2

7

19,4



3

13

36,2



4

12

33,3



5

3

8,3

4

1

-

-



2

-

-



3

13

36,2



4

18

50



5

5

13,2

5

организация питания (качество приготовления, ассортимент блюд, их температура, достаточность)

1

-

-



2

8

22,2



3

11

30,5



4

13

36,2



5

4

11,1

6

состояние лекарственного обеспечения

1

-

-



2

-

-



3

11

30,5



4

19

52,8



5

6

16,7

7

вежливость и внимательность  врачей

1

-

-



2

2

5,6



3

4

11,1



4

14

38,9



5

16

44,4

 

среднего медперсонала

1

-



2

2

5,6



3

3

8,3



4

14

38,9



5

17

47,2

8

адекватность оказания медицинской помощи (достаточность обследования и лечения)

1

-

-



2

-

-



3

2

5,6



4

13

36,2



5

21

58,2

9

Вы первый раз пользуетесь услугами нашего стационара?

да

16

44,4



нет

20

55,6

10

Повысился ли уровень оказания медицинских услуг?

да

18

90



нет

2

10

11

Улучшились ли условия оказания медицинских услуг?

да

17

85



нет

3

15

12

Назовите характеристики оказания медицинских услуг, которые Вы считаете традиционно высокими для нашего стационара?

профессионализм

19

95



внимательность персонала

16

80



вежливость персонала

17

85


В опросе, который проводился с 01 ноября по 01 декабря 2008г. приняли участие 36 пациентов. 50% опрошенных (33,3% и 16,7%) оценили порядок организации получения медицинской помощи на 4 и 5 баллов соответственно (см. рис.2)

Рис.2 Оценка порядка организации получения стационарной медицинской помощи в учреждении, %

Из рис.3 видно, что квалификацию и профессионализм врачей и среднего медицинского персонала никто из пациентов не оценил минимальной оценкой 1 балл. Высокий уровень профессионализма врачей отметили 30,6% (4 балла) и 55,6% (5 баллов), а среднего медперсонала 22,2% (4 балла) и 61,2% (5 баллов). Суммарно, квалификацию и профессионализм врачей и среднего медперсонала высоко оценили 86,2% и 83,4% респондентов, что говорит о грамотном подборе персонала отделения.

Рис.3 Оценка квалификации и профессионализма врачей и среднего медперсонала, %


Рис.4. Оценка МТО, санитарно-гигиенических условий, организации питания и лекарственного обеспечения, %

Вежливость и внимательность врачей и среднего медперсонала (см. рис.5)

Рис.5. Оценка вежливости и внимательности врачей и среднего медперсонала, %

Отметили подавляющее большинство участвующих в опросе: врачей 38,9% (4 балла) и 44,4% (5 баллов), среднего медперсонала - 38,9% (4 балла) и 47,2% (5 баллов). Высокие оценки пациентов - результат кадровой политики администрации ЛПУ, которая проводит постоянную работу с сотрудниками - тренинги, семинары, курсы повышения квалификации.

Результатом кадровой политики администрации ЛПУ являются и результаты оценки адекватности оказания медицинской помощи пациентами. 58,5% респондентов оценивают достаточность обследования и лечения 5-ю баллами, 36,2% - 4-мя баллами, и 5,6% - удовлетворительно. Неудовлетворительных оценок - 1 2 балла - нет см. рис.6.

Рис.6 Оценка адекватности оказания медицинской помощи, %

Большинство опрошенных пациентов - 55,6% проходят обследование и лечение в стационаре не первый раз, что позволяет проанализировать динамику оценки респондентами уровня и условий оказания медицинских услуг в стационаре. По сравнению с предыдущим пребыванием в больнице, повышение уровня оказания медицинских услуг отметили 90% пациентов, а улучшение условий оказания медицинской помощи - 85% (см. рис. 7)

Рис.7 Оценка повышения уровня оказания медицинских услуг и улучшения условий оказания медицинской помощи, %

Та же группа пациентов (55,6%) к традиционно высоким характеристикам оказания медицинских услуг для стационара отнесла - профессионализм - 95%, внимательность и вежливость персонала - 80% и 85% соответственно (см. рис.8).

Рис.8. Традиционно высокие для стационара характеристики оказания медицинских услуг, %

Проведенный опрос не является системным в деятельности ЛПУ. В то же время, на отделении в течение последних лет проводилась оценка мнения пациентов об адекватность оказания медицинских услуг. Имеющиеся в стационаре данные позволяют проанализировать динамику оценки пациентов. График, изображенный на рис.9, показывает, что с 2004г. по 2008г. количество пациентов, считающих достаточность обследования и лечения, полученных в стационаре, возросло с 40,6% до 58,2%.

Рис.9. Динамика оценки пациентами адекватности оказания медицинской помощи по годам, %

Полученные данные позволяют в целом определить уровень оказания медицинских услуг, как высокий и постоянно растущий, отнести к традиционно высоким характеристикам оказания медицинских услуг профессионализм, вежливость и внимательность врачей, среднего и младшего медперсонала. А так же определить пути повышения эффективности работы стационара: улучшение МТО и организации питания.

Анкета, рассмотренная в данном исследовании, может служить основой для составления документа, который позволит администрации стационара определить те критерии качества, которые наиболее актуальны для данного ЛПУ. Систематически анализируя полученные результаты, администрация будет иметь возможность на только обозначить проблемные зоны, но и определить комплекс действенных механизмов, способных решить насущные проблемы и в дальнейшем повысить качество медицинского обслуживания, определить стандарты качества и контролировать их соблюдение.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Проведенный анкетный опрос пациентов отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов НИИ «ГРИППА» позволил получить и проанализировать социальную информацию, способную значительно улучшить социально-бытовые, а так же психологические условия пребывания пациентов в ЛПУ.

Анкета, рассмотренная в данном исследовании, может служить основой для составления документа, который позволит администрации стационара определить те критерии качества, которые наиболее актуальны для данного ЛПУ. А так же определить пути повышения эффективности работы стационара: улучшение МТО и организации питания.

Заключение


Ознакомившись в процессе написания исследования на тему «Анкетный опрос как метод сбора социальной информации», с учебными пособиями, печатными и Интернет изданиями, изучив практический опыт, можно сделать следующие выводы:

Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.

Существует множество определений понятия «анкетный опрос»: форма получения от респондентов сведений; метод сбора социологической информации; обращение за информацией об отношении к различным событиям к специалистам или населению.

Анкетный опрос - наиболее распространенный метод сбора социологической информации с помощью опросного листа (анкеты), самостоятельно заполняемой опрашиваемым (респондентами или экспертами) по указанным в ней вопросам и правилам.

К традиционным источникам социальной информации относятся: общие универсальные статистические системы, материалы соответствующих статистических организаций, отчетные материалы различных ведомств (данные по образованию, интенсивности культурной жизни населения, политической активности).

Разнообразие используемых в социологических исследованиях анкетных опросов позволяет классифицировать их по различным основаниям: по способу распространения анкет, по месту проведения, по составу аудитории, по степени охвата генеральной совокупности, по масштабу исследуемых проблем.

Вопросы, используемые социологом при анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям: по форме, по функциям, по смыслу формулировки, по содержанию получаемой информации.

К основным моментам, на которые следует обратить внимание при составлении и проведении анкетного опроса относятся: последовательность и структура вопросов, типы вопросов, размер и язык анкеты, четкость и наводящие вопросы, форма анкеты, документация, планирование, тестирование и корректировка, обучение интервьюеров и контроль их работы, сбор данных, достоверность и повторные интервью, технология проведения опроса, архивирование анкет и руководств по проведению опроса.

Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки: они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма; хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных.

Проведенный анкетный опрос пациентов отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов НИИ «ГРИППА» позволил получить и проанализировать социальную информацию, способную значительно улучшить социально-бытовые, а так же психологические условия пребывания пациентов в ЛПУ.

Анкета, рассмотренная в данном исследовании, может служить основой для составления документа, который позволит администрации стационара определить те критерии качества, которые наиболее актуальны для данного ЛПУ. А так же определить пути повышения эффективности работы стационара: улучшение МТО и организации питания.

Цель проведения анкетного опроса достигнута.

Список использованной литературы


1.     Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический Словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Пер. с англ. И.Г.Ясавеева под ред. С.А.Ерофеева. - М.: Экономика, 2004 - 620 с.

2.      Андреева И.Н. Социологическая наука и современность //Социс. - 2003. - № 2. - 28с.

.        Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учеб. /Под ред. Д.Г. Лошакова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.

.        Борисова Е.В. Формирование и математическая обработка данных в социологии: Учебное пособие. 1-е изд.Тверь:ТГТУ, 2006. - 120 с.

.        Данные отделения экспериментальной терапии хронических вирусных гепатитов НИИ ГРИППА 2004-2007гг.

.        Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 400 с.

.        Камышев Э.Н. Социология: Учебное пособие. - Томск: Изд. ТПУ, 2001. - 76 с.

.        Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для вузов. - М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000. - 640 с.

.        Лоусон Т., Гэррод Д. Социология: А-Я: Словарь-справочник. /Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608с.

.        Современный словарь по общественным наукам.(Образовательный стандарт XXI) /Под общей ред. О.Г.Даниляна, Н.И.Панова - М.: изд-во Эксмо, 2005. - 528с.

.        Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.В. Чуланова. - Ростов н /Д.: Феникс, 2000. - 256 с.

.        Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

.        http://psychology.net.ru

Приложение


АНКЕТА ПАЦИЕНТА СТАЦИОНАРА

Просим Вас оценить по пятибалльной шкале условия оказания Вам медицинской помощи. Для этого необходимо обвести кружком или отметить иначе Ваше мнение. Один балл является минимальной оценкой и 5 - максимальной. Ваши оценки помогут нам выявить недостатки и улучшить нашу работу. Заранее благодарим за помощь!

Как Вы оцениваете:

1.- порядок организации получения стационарной медицинской помощи в учреждении (срок ожидания плановой госпитализации, срок ожидания в приемном отделении, своевременность первичного осмотра лечащего врача, своевременность назначения диагностических и лечебных процедур и т. д.)

1 2 3 4 5

2.- квалификацию и профессионализм врачей (устраивают ли Вас советы врачей, часто ли меняются лечебные процедуры и медикаменты, обоснованность их смены, привлечение к лечебно-диагностическому процессу заведующих отделениями и т.д.)

1 2 3 4 5

 - среднего медперсонала (техника владения манипуляциями и процедурами, даются ли разъяснения по характеру процедур, советы и т.д.)

1 2 3 4 5

3.- состояние материально-технического обеспечения (наличие и качество постельного белья, столовой посуды, предметов ухода за больным)


4.- состояние санитарно-гигиенических условий (своевременность и качество уборки помещений, возможность проведения гигиенических процедур)


5.- организация питания (качество приготовления, ассортимент блюд, их температура, достаточность)


6.- состояние лекарственного обеспечения


7.- вежливость и внимательность врачей


 - среднего медперсонала

1 2 3 4 5

8.- адекватность оказания медицинской помощи (достаточность обследования и лечения)


9. - Вы первый раз пользуетесь услугами нашего стационара?

1 2 3 4 5

10. - Повысился ли уровень оказания медицинских услуг?

 

11.- Улучшились ли условия оказания медицинских услуг?



Похожие работы на - Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!