Особенности колонки редактора в журналах 'Русский репортер' и 'Cosmopolitan'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,12 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности колонки редактора в журналах 'Русский репортер' и 'Cosmopolitan'

1. Теоретические аспекты жанра колумнистики

1.1 Определение и сущность колумнистики

Говоря о колонке (от англ. column - колонка), имеют в виду рубрику, закрепленную в газете либо в журнале за тем или иным постоянным автором, а под колумнистикой, в отличие от других форм эссеистики, понимают авторские высказывания по злободневным (и не только) темам, с определенной регулярностью, появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного (или журнального) выпуска.

Колумнистика или колумнист - термин в России достаточно новый, обозначающий журналиста или специалиста пишущего колонки, высказывающего свое мнение на свободные темы в произвольной форме.

С оформительской точки зрения для колонки характерны определенная периодичность появления на страницах печатного издания, постоянное место в номере, точно установленный объем текста, оснащение публикации визуальными указателями на личность автора (прежде всего - его портретом). Однако у колонки есть и содержательные особенности. Они обусловливаются ярко выраженным авторским началом, которое проявляется либо в своеобразии осмысления автором интересующих его и аудиторию аспектов действительности, либо в текстовом представлении такого осмысления (сюжет и композиция текста, использование языковых средств), а лучше всего - на обоих уровнях познавательно-коммуникативной деятельности колумниста. Таким образом, колонка - это частный случай авторской рубрики в периодическом издании с учетом того, что авторский характер здесь распространяется и на смысловую составляющую материала.

Невозможно отнести тексты, публикуемые в колонках, к одному жанру ввиду разнообразия их внутренней формы: они явно различаются по всем применяемым обычно для идентификации жанра признакам (предмет - функция - метод). Вместе с тем вполне можно рассматривать жанры с точки зрения того, насколько они пригодны для использования в колумнистике. Наиболее продуктивны здесь типы журналистских текстов, которые по самой своей природе тяготеют к авторскому началу. Очевидно, что искать их меньше всего следует среди информационных жанров, в которых приоритетна фактографичность. В первую очередь, здесь нужно обратить внимание на комментарий и эссе - «самые авторские» жанры аналитической и художественной публицистики соответственно. Именно они наиболее частотны в колонках современных газет и журналов, именно к ним ближе всего оказывается описание жанра колонки у тех исследователей, которые склонны его выделять.

Среди жанров аналитической публицистики, кроме комментария, в колумнистике плодотворно используются обозрение и обзор. Банальным примером могут послужить публикации в пятничных номерах газеты «Известия» М. Соколова (обозрение) и И. Петровской (обзор). Авторское начало в их текстах проявляется и в отборе фактов / произведений, и в их интерпретации, и в организации повествования. Художественно-публицистический жанр фельетона обладает большим потенциалом для использования в авторских колонках, но, к сожалению, мало распространен в современной журналистике в целом. Приоритет авторского начала в колумнистике, разумеется, способен в известной степени трансформировать конструкцию того или иного жанра: сделать ее более свободной, спровоцировать жанровую диффузию (взаимопроникновение обозрения и фельетона у М. Соколова). Формат современных СМИ, нередко жестко ограничивающий журналиста в плане самовыражения, может обогатить жанровую палитру колумнистики. Колонка Д. Соколова-Митрича в интернет-газете «Взгляд» основана на «неиспользованных наблюдениях, впечатлениях, соображениях» и содержит среди прочего тексты, написанные в жанрах репортажа, корреспонденции, очерка (зарисовки).

Судя по отечественной практике, сложившейся еще в 1990-е годы, когда сам этот термин приобрел права гражданства в русском языке, можно выделить три основных типа колумнистов:

. В первом случае это публичные знаменитости, как правило, не владеющие специальными познаниями в той области, о которых они высказываются, но располагающие, по мнению редакции, кредитом доверия у публики; в силу чего их высказывания - по оценке теоретика журналистики С.А. Михайлова - «читаются и публикуются из-за имени, а не из-за того, что они говорят» (наряду с политиками, телевизионными звездами или звездами шоу-бизнеса, являющимися, как известно, авторитетами в любой сфере, в этой роли часто оказываются и достойные писатели, когда они неосторожно соглашаются говорить не о литературе, а о политике, экономике, праве и т.п.).

. Во втором случае обязанности колумнистов исполняют присяжные остроумцы и / или авторы, обладающие опознаваемо ярким стилем и талантом занимательно говорить обо всем на свете и даже как бы ни о чем (таковы Александр Генис, Евгений Попов, Евгений Рейн, Виктор Шендерович или - наиболее выразительный пример - Лев Рубинштейн, какое-то время работавший в газете «Коммерсантъ», а затем ставший своего рода классиком разговорного жанра сначала в журнале «Итоги», а затем в «Еженедельном журнале»).

. И наконец, в третьем случае, на роль колумнистов приглашаются признанные специалисты, эксперты - например, если разговор идет о литературе, это Александр Агеев (колонки в интернетовском «Русском журнале», газетах «Время МН», «Газета»), Андрей Немзер (сотрудничавший последовательно с такими изданиями, как «Независимая газета», газеты «Сегодня», «Время МН», «Время новостей»), Михаил Золотоносов (еженедельник «Московские новости»), Станислав Рассадин («Новая газета») или Лев Аннинский, побывавший колумнистом большого числа периодических изданий.

Итак, существует 3 типа колумнистов:

. Публичные знаменитости», как правило, не владеющие специальными познаниями в той области, о которых они высказываются, но располагающие, по мнению редакции, кредитом доверия у публики.

. «Присяжные остроумцы» и / или авторы, обладающие опознаваемо ярким стилем и талантом, занимательно говорить обо всем на свете.

. Признанные специалисты, эксперты.

Термин «колонка» сегодня используется в журналистской практике в трех значениях: во-первых, как особым образом оформленный столбец на газетной полосе, являющийся существенным приемом выделения материала при решении конкретных тактических задач - подборка информационных материалов, статистические сведения, цитаты, опросы и т.п.

Второе значение термина «колонка» - авторская рубрика. В данном случае колонка выполняет уже стратегические задачи - она вводит на газетную полосу имя - имя автора, привлекающего внимание аудитории. Важнейшая за-дача колонки такого рода - закрепить интерес определенного сегмента аудитории за автором как носителем определенной информации.

Третье значение термина «колонка» - особый жанр, формирующийся сегодня и актуализирующий личные переживания автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта высказывания.

В своем движении от рубрики к жанру колонка фактически повторила путь фельетона, рождение которого относят к 28 января 1800, когда в парижскую газету «Журналь де Деба» («Journal des Debats») был впервые вложен дополнительный листок (feuilleton), в котором стали печататься объявления, театральные и музыкальные рецензии, модные новости, шарады, даже романы («Парижские тайны» Э. Сю, «Три мушкетёра» А. Дюма), словом, неполитические, неофициальные материалы. С увеличением формата газеты фельетоном стали называть её «подвал». В свое время Даль определял фельетон как «отдел россказней в газете». Постепенно разнородные тексты, объединяемые одной только рубрикой, пришли к единой форме, обрели общие признаки и сейчас едва ли кто-то усомнится в том, что фельетон давно стал полноправным журналистским жанром.

Примерно то же самое происходило и с колонкой. Сначала в крайней колонке печаталась информация, на которую редакция газеты хотела обратить внимание. Это могли быть объявления, экстренные новости, официальные с-общения, однако постепенно содержание колонки смещается в сторону частной жизни. В XIX веке большим интересом читателей пользуются колонки сплетен, где публикуются сообщения о текущей жизни горожан - рождениях, свадьбах, помолвках, смертях, поездках, отпусках и проч. Колонка, таким образом, становится местом на полосе, где из регулярно публикуемых фрагментов формируется картина жизни частного человека, и выполняет некую бытописательскую функцию.

Затем в колонке-рубрике начинают концентрироваться тексты жанров с ярко выраженным авторским началом - комментарии, эссе, обзоры и обозрения, рецензии. А затем, под влиянием процессов жанровой диффузии, и гибридизации, изменения самосознания автора и читателя, а также новых тенденций в публицистике, когда интерес к отдельной личности усилился настолько, что стало возможным появление в прессе дневниковых жанров - формируется жанр колонки, фиксирующий переживания автора по тому или иному поводу в максимально личном, интимном, биографическом тексте.

Если попытаться обобщить свойства различных текстов, публикуемых под рубрикой «колонка», становится очевидным, что часть из них обладает совершенно определенными признаками, общими для всей группы и в то же время нехарактерными для других известных жанров.

Попытаемся определить эти признаки:

. Предмет колонки - личное переживание по конкретному поводу.

«Колонка - это жанр, когда человек рассказывает о том, что его беспокоит», - такое определение дает футбольный комментатор и колумнист нескольких спортивных изданий Василий Уткин. Уткин не теоретик, однако, в своем образном определении он передает смысловой стержень колонки: беспокойство автора.

Информационным поводом к написанию колонки может быть и единичный факт, и событие, и явление, и судьба, и характер, однако на первом месте всегда стоит именно то, как колумнист осмысливает этот повод, то, какие чувства и мысли рождает в нем тот или иной факт. Таким образом, предметом исследования в колонке опосредованно является сам субъект высказывания, ход его рассуждений, его мыслительный процесс.

. Функция / целевая установка (зачем мы пишем текст): демонстрация точки зрения субъекта социальной практики в связи с возникшей ситуацией с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер ее оценки. В колонке Я становится объектом исследования.

Именно личность колумниста является основным смысловым ядром всего жанра - этим обусловлена такая особенность колумнистики, что колонку ведет, как правило, человек с именем-либо человек известный (писатель, политик), специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, либо автор, обладающий ярким талантом говорить интересно обо всем и тогда на первый план выступает сам процесс демонстрации мнения.

. Метод - образный анализ, то есть сочетание анализа (выявление взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценка, прогноз их развития) и художественного обобщения.

В этом смысле колонка занимает пограничную позицию между аналитическими и художественно-публицистическими жанрами в традиционной классификации, либо входит в группу исследовательско-образных жанров по классификации Л.Е. Кройчика.

. Содержание.

По содержанию колонка - это цепочка фактов, событий или явлений, с которыми автор соприкасается непосредственно или которые представляются ему актуальными в данный момент, и рассуждений, которые рожают у него эти факты, события. В колонке автор избегает вымысла, он пишет лишь о том, что произошло на самом деле. Публицист предлагает нам свою точку зрения на окружающую действительность, а его статьи, таким образом, превращаются в неопровержимые свидетельства эпохи и одновременно оригинальные художественные произведения.

Так как на первом плане выступает не факт, а отношение автора к нему, колонка становится жанром максимально интимным, где автор не боится самого себя сделать участником событий, рассказывая о глубоко личном опыте, личных впечатлениях и демонстрируя личное мнение. Автор колонки - это, безусловно, биографический автор.

. Форма.

По своей форме колонка - это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе. Однако все эти элементы включены в повествование для того, чтобы усилить авторскую аргументацию, авторскую манеру письма, сохраняющуюся от колонки к колонке, максимально интимизировать повествование и, ведя читателя за ходом своих мыслей, сделать его соучастником повествования, собеседником.

Итак, в колонке грамматические формы и конструкции, а также приёмы их организации создают атмосферу внешней безыскусности (при тщательной стилистической обработанности, смысловой сложности и многомерности), исповедальности, вызывают у читателя ощущение личного контакта. Особенности такой манеры, называемой интимизацией, в большей или меньшей степени проявляются во всех колонках, хотя в конечном итоге выбор стилистических средств и степень интимности повествования зависит от конкретного автора, и могут разниться довольно сильно.

Ряд исследователей называет в качестве жанрообразующих факторов также и языковые средства, используемые в тексте, либо форму авторского присутствия, однако, как нам кажется, эти факторы, так или иначе, входят в понятие формы и содержания.

Говоря о жанрообразующих факторах, позволяющих определить колонку как отдельный жанр, стоит отметить, что хотя текстам колонки присущи совершенно отчетливые отличительные признаки, сама специфика этого жанра с сильным авторским началом, вниманием к форме и стремлением к самовыражению не позволяет ограничивать его жесткими рамками, и поэтому для жанра колонки, как и для жанра эссе, будет характерна некоторая размытость жанровых границ.

1.2 Особенности колумнистики в России и на Западе

Еще пятнадцать лет назад колонка была знакома российским читателям лишь на примере частного случая, а именно в виде «колонки редактора» какого-либо издания. Но тенденции изменения российского информационного поля, а также общемировые, в том числе постмодернистские тенденции, привели к тому, что сегодня колонка одна из самых востребованных на страницах российских СМИ текстовых форм.

Именно колумнистика, по мнению многих экспертов, наиболее полно отражает процессы, происходящие в современном информационном пространстве. Уже в течение довольно долгого времени вокруг этого термина идут споры. Одни исследователи теории журналистики говорят о том, что колонка - строго определенная количеством строк вертикаль на газетной странице - является рубрикой, другие - о том, что она является видом комментария, третьи называют ее разновидностью эссе, четвертые замечают, что колумнистики как таковой в России вообще не существует, пятые называют авторскую колумнистику последним оплотом свободной политической мысли и совестью нации.

Рассматривая вопрос о жанре колонки в западной журналистике, в первую очередь, стоит говорить о совершенно иной жанровой классификации, которую используют в США, да и в Европе. Для англо-саксонской модели журналистики жанр - это, скорее, тип художественной формы литературного произведения, характеризующийся общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него.

Стоит отметить, что на Западе теория журналистики в принципе разработана слабо, превалирует практический подход, а под жанрами подразумеваются группы текстов, сходные по форме. Да и самой жанровой классификации как предмета теоретического изучения не существует. Под жанром понимается «группа художественных произведений, объединенных общим стилем, формой или содержанием», «тип литературного или художественного произведения; стиль авторского самовыражения», то есть само понятие жанра отличается от принятого в российской теории литературы и журналистики. Если отечественные исследователи пытаются анализировать природу жанра, то их западные коллеги просто объединяют тексты в весьма условные группы для удобства практиков.

Вместе с тем американские журналисты значительно больше внимания, чем их европейские коллеги, уделяют не форме, а содержанию публикуемых материалов.

Говоря о появлении колумнистики в российской публицистике, в первую очередь стоит сказать о тех изменениях современного информационного поля, которые пережила Россия в начале 1990-х. Наиболее полную характеристику этих изменений можно найти у Л.Е. Кройчика.

Так, он говорит о существенном отличии постсоветской журналистики от ее предшественницы.

«Во-первых, на смену директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю».

Во-вторых, современная публицистика все отчетливее персонифицируется. Автор перестает быть обезличенным ретранслятором передаваемой информации - он все явственнее становится ее интерпретатором. Точка зрения конкретного лица интересна сегодня сама по себе.

Персонификация текста вызвана к жизни не только общим процессом демократизации постсоветского общества, но и тем, что в условиях существующего ныне рынка информации товаром становится не просто новость, а новость, «упакованная» в публицистический текст. Публицистический текст, как известно, напоминает «двугорбого верблюда»: первый горб - факт, второй - отношение автора к факту. Спрос на личностную журналистику в условиях растущей конкуренции СМИ создал прецедент выбора. Публицист откликается на этот спрос предложением собственного имени. Имя (в широком смысле этого слова) становится знаком издания или канала, представляющих это имя.

Третья особенность современной российской прессы, по Л.Е. Кройчику, - «она работает в режиме диалога с аудиторией. Диалогичность рождает многоголосие, возникает эффект субъективности; полифонизм звучащих голосов, предлагающих различные точки зрения, побуждает аудиторию к самостоятельному определению собственной позиции. Учитывая это, настраиваясь на волну ожиданий аудитории, пресса одновременно ориентируется и на более занимательную, более остроумную форму подачи материала. Диалог с аудиторией предполагает ее отклик на предложенный текст, интерес к нему. Интерес возможен тогда, когда публицист не просто предлагает факты, заслуживающие, с его точки зрения, внимания, но и сообщает о них в яркой, воздействующей на эмоции аудитории форме.

Четвертая особенность современной публицистики - возросшая роль приема в обработке материала. Текст все очевиднее приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным.

Рубеж XX-XXI вв. входит в историю как эпоха эссеизации публицистики: от персонификации повествования до перевода субъекта высказывания в действующее лицо исторического процесса - только один шаг. И этот шаг уже сделан. Мир и субъект, этот мир воспринимающий, в равной степени становятся предметом исследования. Публицист сегодня ощущает себя не сторонним наблюдателем описываемых процессов, а равноправным их участником. Автор предлагает аудитории текст, который перестает быть равновеликим жанру».

Если проанализировать эти выводы в контексте проводимого исследования, то можно немного переиначить слова Л.Е. Кройчика, заметить, что все это дает возможность для развития не только эссеистики и фельетона, но и для колонки. Поскольку колонка как раз и берет свое начало с одной стороны с сугубо практического оформительского момента, а с другой - ее родоначальниками во всем мире являются как раз жанры эссе, фельетона, комментария.

Говоря о существенных изменениях, которые претерпели российские СМИ и, в частности, жанровая структура газеты после перестройки, можно сделать следующие выводы. Количественное соотношение текстов различных жанров на страницах газет, свидетельствует об устаревании одних жанров, актуализации других в связи с изменением языкового вкуса, переосмыслением роли печати в обществе и другими экстралингвистическими факторами. Практически исчез жанр передовой статьи; публикации, отражающие позицию газеты, занимают ее место на газет-ной полосе, но не заменяют функционально. Близки к исчезновению жанры фельетона и памфлета. В ряде изданий их функции берут на себя такие жанровые формы, как «личная колонка», но чаще используются жанровые возможности комментария и комбинированные формы (корреспонденция, комментарий и др.).

С появлением Интернета лишь очень небольшое время прошло от того момента, когда колумнисты получили также и место в сети. Однако понадобился достаточно долгий период «созревания», прежде чем выяснилось, что «колонка» в применении к Интернету - это все-таки, нечто совершенное другое, нежели колонка в печатном издании. Объединившись, колонка и Интернет подарили миру блоги. Именно они дают возможность получить в сети информацию о том, как относятся к этим фактам те, чье мнение по многим вопросам совпадает с мнением пользователей. Так в сетевых СМИ начинают осуществляться некоторые, отсутствующие р-нее социально-психологические функции массовой коммуникации, такие как функция аффилиации (приобщения к конкретным социальным группам, сопричастности с ними) и самоутверждения.

В целом же жанр колумнистики обладает рядом собственных особенностей, свойственных только эму жанру.

Далее проанализируем и сравним редакторские колонки в некоторых популярных отечественных изданиях. Это поможет сделать выводы об особенностях жанра, о наиболее часто затрагиваемых темах и на что делаются особые акценты.

1.3 Несколько правил написания колонки редактора

Беда многих главных редакторов современных журналов и газет заключается в том, что они не способны написать качественную колонку редактора, которая будет интересна целевой аудитории.

Они «забивают» ценные полосы в начале журнала пустыми текстами.

Например, пересказыванием содержания.

Такой подход в корне неверный и если уж выдали под колонку редактора целую страницу, то использовать ее необходимо так, чтобы сказать читателю что-то ценное, а не дублировать оглавление в сомнительном нарративе.

Повествование - не самый удобный инструмент навигации, и чтобы разобраться со страницами, читатель все равно пойдет читать оглавление.

Если уж главному редактору и выделили драгоценную полосу, да еще и в начале журнала, то он должен создать текст, который как минимум, станет самостоятельной заметкой, со своим собственным «сообщением», а в идеале - самой лучшей и оригинальной заметкой номера. Ведь, в конце концов, это заметка главного редактора.

Качество колонки главного редактора не зависит от тематики издания.

Например, Леонид Парфенов, став главным редактором «Русского NewsWeek`a» постоянно пересказывал содержание. А в том же глянце, несмотря на то, что он всегда был «скопищем» самых пустых на свете колонок главных редакторов, легко встретить колонки, являющиеся лучшей статьей номера.

Европейская печать имеет богатые традиции жанра авторской колонки. Во многом отечественные журналисты соблюдают правила написания редакторских колонок запада. В России сегодня этот жанр приобретает все большую популярность. Исследователи связывают это с проявлением принципа эссеизации в современной культуре, т.е. авторского, субъективного начала во всем. Авторская колонка по праву считается одним их самых личностно ориентированных жанров, в наибольшей степени воплощающим принцип эссеизации.

Анализ языкового выражения образа автора выявил существенные различия в характере проявления авторской точки зрения в колонках российской и европейской прессы.

Для авторских колонок в европейских изданиях характерно самоустранение автора, т.е. практически полное отсутствие языковой фиксации адресата. При восприятии такого текста читателю не навязывается авторская позиция. В тексте это выражается с помощью специальных приемов: отсутствие обращений к читателю, спонтанный, фрагментарный характер повествования и отсутствие композиционной целостности. Кроме этого, авторская колонка в европейской прессе имеет ярко выраженный сенсорный характер. Это проявляется в сближении авторского и читательского времени и пространства. Таким образом, отображается непосредственное сознание автора, признаками которого являются: преимущество перцептуального характера повествования (восприятие реальных событий) над ментальным» (восприятие воображаемых событий), пространственно-временные показатели, ориентированные на момент «здесь и сейчас» (формы настоящего исторического), детализация повествования и его непрерывный характер. Данные приемы, выделенные У. Чейфом, находят отражение в жанре авторской колонки. Обилие сенсорных деталей создает иллюзию непосредственного восприятия читателем описываемой в тексте действительности. В результате читатель воспринимает и чувствует вместе с автором, «вживается» в роль автора и сближается с его точкой зрения.

В российской прессе, напротив, преобладают эксплицитные способы выражения авторской точки зрения: обращения к читателю, глаголы мыслительной деятельности. Автор открыто обращается к читателю, навязывая ему свою позицию.



2. Сравнительный анализ редакторских колонок в журналах «Русский репорте» и «Космополитен в России»

2.1 Подготовительный этап исследования

Для проведения данного анализа были взяты два журнала «Русский репортер» и «Cosmopolitan». Из них отобрано по 9 редакторских колонок, размещенных за период 2010-2011 гг.

.Колонка редактора «Химкинский Ирак» журнал «Русский репортер» №19 - 2010 г.

.Колонка редактора «Мужчина с прибором» журнал «Русский репортер» №5 - 2010 г.

.Колонка редактора «Страх и трусость» журнал «Русский репортер» №10 - 2010 г.

.Колонка редактора «Зона для реформаторов» журнал «Русский репортер» №11 - 2010 г.

.Колонка редактора «Вопли из казенного дома» журнал «Русский репортер» №12 - 2010 г.

.Колонка редактора «У русских нет иллюзий» журнал «Русский репортер» №23 - 2010 г.

.Колонка редактора «Школа, как страшный сон» журнал «Русский репортер» №22 - 2010 г.

.Колонка редактора «Симпосий» журнал «Русский репортер» №20 - 2010 г.

.Колонка редактора «Зона повышенной духовности» журнал «Русский репортер» №17 - 2010 г.

.Колонка редактора «Привыкаем к хорошему» журнал «Cosmopolitan» №8 - 2010 г.

.Колонка редактора «По течению» журнал «Cosmopolitan» №9 - 2010 г.

.Колонка редактора «Всем на зависть» журнал «Cosmopolitan» №10 - 2010 г.

.Колонка редактора «Много любви» журнал «Cosmopolitan» №11 - 2010 г.

.Колонка редактора «Пусть говорят «Cosmopolitan» №1 - 2011 г.

.Колонка редактора «Такие мы» «Cosmopolitan» №2 - 2011 г.

.Колонка редактора «Реальные друзья» «Cosmopolitan» №4 - 2011 г.

.Колонка редактора «История с головой» «Cosmopolitan» №6 - 2011 г.

.Колонка редактора «Психология» «Cosmopolitan» №4 - 2010 г.

На первый взгляд может показаться, что у этих журналов нет ничего общего и сравнивать их не целесообразно. Но, как раз для того, чтобы проследить разно плановость жанров и освещаемых тем, чтобы понять, как в зависимости от целевой аудитории расставляются акценты в материале, и был сделан такой выбор. Ведь если взять, например, два схожих по тематике журнала, то в них будут примерно одни темы, одна целевая аудитория, а значит одни и те же писательские приемы, чтобы заинтересовать и угодить ей.

Можно рассказать кратко о каждом из журналов, чтобы было понятно, о чем они и на какую целевую аудиторию рассчитаны.

Журнал «Русский репортер» - еженедельный общественно-образовательный журнал медиа-холдинга «Эксперт». Независимое издание для людей, которые не боятся перемен и предпочитают сами определять стиль своей жизни. В журнале освещаются общественно значимые темы, политические события и новости. Основные рубрики: «Актуально», «Репортаж», «Тренды», «Фигура», «Культура», «Среда обитания», «Афиша», «Случай». Насыщен высококачественными фоторепортажами и иллюстрациями известных мировых авторов.

Журнал «Русский репортер» рассчитан на активный средний класс. На людей, которые, пережив кризис 90-х, не ушли в депрессию и продолжают жить и самореализовываться несмотря ни на что. На тех, которые готовятся совершить Поступки, либо уже их совершили. На независимых личностей, которые в будущем, будут править страной. Если судить по возрасту, то наибольшей популярностью журнал пользуется у людей 30-35 лет.

Журнал «Cosmopolitan» - ежемесячный женский глянцевый журнал о красоте, моде, отношениях, здоровье и фитнесе. Издается в России компанией Independent Media & Sanoma Magazines с 1994 года.

Общая аудитория в России - 6,6 млн. человек. Эксклюзивная аудитория (не читающая другие глянцевые журналы) по данным TNS Gallup Media - 3,8 млн. человек. Возраст аудитории от 18 до 45 лет, преимущественно женщины.

Тираж - 1.1 млн. экземпляров. Распространяется по всей России в розницу или по подписке.

Главный редактор - Александра Баданина.

Первая колонка редактора в журнале была опубликована 15 лет назад. С тех пор, это стало хорошей традицией.

Основные темы колонки редактора «Cosmopolitan» - весь спектр проблем, интересующих современных женщин: будь то вопросы моды, карьеры, здоровья и многое другое. Редакторские колонки «Cosmopolitan» особенно интересны тем, кто ведет активный образ жизни, следит за своей внешностью и здоровьем, посещает фитнес-клубы, и любит ходить по магазинам.

По версии издателей, журнал Cosmopolitan на сегодняшний день занимает первое место по количеству аудитории в России. Многочисленные исследования, проводимые ежегодно, позволяют с уверенностью говорить о том, что сейчас в России нет такой женщины, которая ни разу хотя бы не держала журнал в руках.

Метод исследования - контент анализ и структурирование информации.

колумнистика редактор журнал репортер

2.2 Результаты анализа

В самом начале, обратим внимание, на тематику редакторских колонок.

Журнал «Русский репортер» в редакторской колонке обозначает наиболее острые проблемы, которые волновали общество на минувшей неделе.

Так, в результате анализа тем отобранных статей было выявлено, что за рассматриваемый период в колонке редактора были подняты наиболее острые проблемы:

.Химкинский лес - о проблеме вырубки леса в одном из районов Москвы, с целью строительства скоростной автомагистрали.

.Мужчина с прибором - о проблеме взаимоотношений мужчины и женщины.

.Страх и трусость - о проблеме терроризма и страхе властей перед ее решением.

.Зона для реформаторов - о трудностях проведения необходимых реформ.

.Вопли из казенного дома - о необдуманности принимаемых законов.

.У русских нет иллюзий - о поездке В.В. Путина на Ладе Калине и создании идеального образа товара, за счет имиджа лидера страны.

.Школа, как страшный сон - воспоминания о школе, приуроченные к прошедшему 1 сентября.

.Симпосий - об отпусках и периоде летнего затишья.

.Зона повышенной духовности - о рассмотрении в суде дела Ерофеева А.

Редактор высказывает свою точку зрения на возникшую проблему. Он как бы призывает читателя к диалогу, дает возможность подискутировать. Конечно, многие не согласятся с его мнением, но именно это и является достоинством редакторской колонки - высказать одну точку зрения на проблему, которая есть в обществе.

Кроме того, при помощи колонки редактора у журнала появляется возможность обратить внимание читателя на какие-либо изменения в структуре журнала, в характере его материалов и т.д.

Выступление редактора обладает особой значимостью для аудитории журнала «Русский репортер», поскольку он как бы олицетворяет собой издание, которым руководит. Его выступление воспринимается аудиторией не только как личное мнение, но и как позиция всей редакции, ее отношение к тем или иным явлениям. При этом предметом выступления, как видно из отобранных номеров, становятся наиболее важные события, свершающиеся в общественной жизни и политической сфере, которую освещает данное издание.

Выше было замечено, что главная задача «колонки редактора» - выражение позиции издания по отношению к наиболее важным событиям. Однако анализируя колонку редактора журнала «Русский репортер» следует указать на то, что, с точки зрения конкретного редактора (каждый раз автор колонки редактора в журнале «Русский репортер» новый), важными оказываются самые разные явления. Все зависит от критерия, который избирается при оценке события, ставшего предметом обсуждения в «колонке редактора».

Так, например, для редактора Юлии Идлис (автора колонки редактора в журнале «Русский репортер» №8) главной целью было развлечь аудиторию. Именно поэтому тон все колонки явно шутливый или даже сказать высмеивающий. В тоже время тема затронута очень острая - женский феминизм, и смена ролей: муж - домохозяин, а жена - работяга.

Если для редактора критерием является значимость события или факта с точки зрения его влияния на жизненно важные потребности общества в целом - он обратит внимание на другие явления.

Так, например, в материале «Химкинский Ирак» Дмитрия Соколова-Митрича акцент сделан на проблему вырубки Химкинского леса. Автору важно было донести до общественности сам факт существования такой проблемы. Он не преследовал цель навязать свою точку зрения, или раскритиковать чь-то действия в данной ситуации. Единственное чего хотел автор - это рассказать текущее положение дел по решению проблемы. Позиции противоборствующих сторон и вероятные решения события. Недаром даже саму колонку автор начинает вопросами: «Что такое Химкинский лес? Где он находится? Большой он или маленький? Его вообще уже рубят, или уже нет?».

Расчет сделан на то, что читатель ранее либо вообще не слышал о данной проблеме, либо слышал, но не разбирался в подробностях…и вот для этого то и нужна данная колонка редактора и выбранная тема. В данном случае Русский репортер выступает настоящим новостным информатором, он не ударяется в политическую сторону вопроса.

Для установления психологического контакта с аудиторией, могут потребоваться совсем другие подходы и журналистские приемы. Примером попытки установить психологический контакт с аудиторией может служить колонка редактора «Страх и трусость» в журнале «Русский репортер» №10.

Она является ответом на взрыв в московском метрополитене. Понятно, что такое печальное событие не может оставить равнодушным никого и уже само по себе поднятие этой темы способствует единению целевой аудитории.

Страх перед случившимся и возможности повторения на психологическом уровне объединяют всех, даже тех, кто по политическим и общественным вопросам всегда выступали против друг друга.

Но в некоторых выпусках журнала колонка редактора предназначается и для высказывания позиции по какой-либо проблеме. Например, «Зона для реформаторов» Р. Хестанова. Как видим, данная публикация отчетливо заявляет о себе как о «проводнике» определенной идеологии, как о некоем директивном документе, дающем четкую «установку» к действию. В ней рассматривается политический аспект позиции Б. Обамы в отношении демократии и о том, какую позицию по отношению к США стоит занять России.

Таким образом, колонка редактора в журнале «Русский репортер» прежде всего направлена на то, чтобы обратить внимание аудитории на самые важные (с точки зрения того СМИ) актуальные явления современной жизни и выразить отношение, позицию издания к этим явлениям. Также «колонка редактора» несет в себе «действенное начало», и проявляется оно не в директивности, назидательности, а в партнерском предложении, адресованном общественности.

Выше было замечено, что главная задача «колонки редактора» - выражение позиции издания по отношению к наиболее важным событиям. Однако далее следует указать на то, что, с точки зрения конкретного редактора (конкретного издания), важными могут оказаться самые разные явления. Все зависит от критерия, который избирается при оценке события, ставшего предметом обсуждения в «колонке редактора». Если для редактора таким критерием является значимость события или факта с точки зрения его влияния на жизненно важные потребности общества в целом или целевой аудитории журнала, в частности - он, обратит внимание на одни явления. Для установления психологического контакта с аудиторией, могут потребоваться совсем другие.

Именно такой подход к колонке редактора можно наблюдать в журнале «Cosmopolitan». Темы, которые поднимаются в колонке редактора, рассчитаны не на широкую общественность и касаются не жизненных укладов. Каждая тема - это совет из мира моды, информация о трендах, проблемы красоты и здоровья.

В журнале Cosmopolitan колонка редактора также акцентирует внимание на наиболее важных темах о красоте, любви и здоровье для женщин. Отличительной особенность колонки редактора в данном журнале является то, что ее всегда пишет главный редактор Аля Баданина. Кроме того в колонке всегда акцентируется внимание на темах номера и на материалах каждого конкретного выпуска. Главный редактор словно объясняет актуальность выбранных тем, говорит о том, почему они близки и интересны ей.

Постоянная подпись «Всегда Ваша Аля Баданина» устанавливает связь с читателем. Настраивает на откровенность и открытость перед читателями.

Отличительной особенностью колонки редактора в журнале «Русский репортер» является то, что ее автор еженедельно меняется. Это дает возможность расширить количество высказываемых мнений о проблеме и тем самым увеличить целевую аудиторию. Так, например, если в №19 была заметка «Химкинский лес», которая носила явно политический характер, то в №5 под заголовком «Мужчина с прибором» была заметка, рассчитанная на феминистически настроенных женщин. Этот подход делает журнал разноплановым, интересным большому кругу читателей.

По жанру и в том и в другом журнале колонка редактора больше похожа на рассказ или эссе на определенную тему. Повествование идет от первого лица, с ярко выраженным мнением автора.

Сложилось устойчивое представление: редактировать - значит править. Такое понимание понятия «редактирование» укореняется тем прочнее, чем больше привыкают авторы к тому, что их рукопись будет непременно правиться, а редакторы - к тому, что в правке их высшее предназначение.

Однако главная задача редактора - не правка, а всесторонний анализ содержания и формы произведения, представленного автором к изданию. От мастерства редакторского анализа зависят и общая оценка материала, и качество всех редакторских замечаний и исправлений. Именно поэтому в анализируемых журналах редакторы выступают, как авторы. Они дают критический анализ определенного материала (Русский репортер) и общей темы номера (Cosmopolitan).

Анализируя колонки редакторов можно обозначить, что они полностью соответствуют критерию «Смысловой анализ». Смысловые параметры:

.Информативность - все материалы в колонках информативны и раскрывают обозначенный вопрос полностью.

.Полезность - поскольку все материалы написаны на актуальные и острые темы, то полезность их достаточно высока.

.Объективность - в пользу своей точки зрения всегда приводятся аргументы и факты.

.Предметность - предмет исследования всегда обозначен.

.Степень доверия - достигается путем повествования от первого лица, установлением диалога с читателем.

Этот набор параметров наиболее актуален для редакторских колонок в журналах «Русский репортер» и «Cosmopolitan»), раскрывающих те или иные вопросы. Степень раскрытия, польза для читателя и объем информации - для получения выводов по этим пунктам проводят анализ статей такого плана.

Вывод по данному анализу можно сделать следующий: колонка редактора предназначена, чтобы «продвинуть» тему номера, заинтересовать читателя, привлечь к ней внимание.

Зарабатывать деньги на новостях становится труднее потому, что сам товар, за которым охотятся агентства, газеты и телевидение, стремительно «коммодитизируется». Хуже того, читатели привыкли к бесплатным новостям. Впрочем, равно безнадежными выглядят и попытки проскочить в сетевое будущее за счет агрегирования чужого контента.

Выделиться среди прочих новостных и информационных изданий, и призвана колонка редактора. Теперь основная специализация журналов «Русский репортер» и «Cosmopolitan» не исключения, - не расследовании, не углубленная проработка еженедельных новостей, а стать лидером в сфере мнений. Читателю важно знать чье-то мнение, чтобы создать собственное. Сегодня стало неинтересно просто читать сухие факто, важно их обсудить, посмотреть, как к ним относятся другие.

Проведем контент-анализ отобранных колонок редактора.

Далее, все данные полученные в ходе контент-анализа, отобранных колонок, представим в табл. 2.1 (колонки журнала «Русский репортер» и табл. 2.2 журнал «Cosmopolitan».

Таблица 2.1 - Контент-анализ статей «Русский репортер»

Код признакаНазвание статьиЧастота упоминаний12301«Химкинский Ирак»0«Мужчина с прибором»0«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»0«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»0«Школа, как страшный сон»1«Симпосий»1«Зона повышенной духовности»002«Химкинский Ирак»1«Мужчина с прибором»0«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»2«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»0«Школа, как страшный сон»1«Симпосий»1«Зона повышенной духовности»103«Химкинский Ирак»0«Мужчина с прибором»0«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»1«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»0«Школа, как страшный сон»1«Симпосий»1«Зона повышенной духовности»104«Химкинский Ирак»0«Мужчина с прибором»1«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»1«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»0«Школа, как страшный сон»1«Симпосий»1«Зона повышенной духовности»105«Химкинский Ирак»0«Мужчина с прибором»0«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»1«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»0«Школа, как страшный сон»1«Симпосий»2«Зона повышенной духовности»106«Химкинский Ирак»0«Мужчина с прибором»0«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»1«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»0«Школа, как страшный сон»0«Симпосий»1«Зона повышенной духовности»207«Химкинский Ирак»2«Мужчина с прибором»0«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»1«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»0«Школа, как страшный сон»0«Симпосий»0«Зона повышенной духовности»008«Химкинский Ирак»3«Мужчина с прибором»2«Страх и трусость»2«Зона для реформаторов»1«Вопли из казенного дома»1«У русских нет иллюзий»2«Школа, как страшный сон»1«Симпосий»0«Зона повышенной духовности»009«Химкинский Ирак»0«Мужчина с прибором»0«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»2«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»1«Школа, как страшный сон»1«Симпосий»1«Зона повышенной духовности»110«Химкинский Ирак»0«Мужчина с прибором»3«Страх и трусость»0«Зона для реформаторов»2«Вопли из казенного дома»0«У русских нет иллюзий»1«Школа, как страшный сон»2«Симпосий»1«Зона повышенной духовности»1

Подводя итог контент-анализа можно отметить, что редакторская колонка в журнале «Русский репортер» изобилует призывами к читателям, выраженными личными местоимениями. Каждый читатель может ощутить, что диалог редактора ведется именно с ним, от этого возникает ощущение личного общения с автором колонок. Все темы в «Русском репортере» «на злобу дня». Это своего рода особый взгляд через призму позиции журнала.

Далее проведем контент-анализ редакторских колонок журнала «Cosmopolitan».

Таблица 2.2 - Контент-анализ статей «Cosmopolitan»

Код признакаНазвание статьиЧастота упоминаний12301«Привыкаем к хорошему»3«По течению»2«Всем на зависть»2«Много любви»1«Пусть говорят»1«Такие мы»2«Реальные друзья»1«Симпосий»0«Психология»002«Привыкаем к хорошему»3«По течению»0«Всем на зависть»0«Много любви»2«Пусть говорят»0«Такие мы»0«Реальные друзья»1«Симпосий»1«Психология»103«Привыкаем к хорошему»0«По течению»0«Всем на зависть»0«Много любви»3«Пусть говорят»2«Такие мы»2«Реальные друзья»1«Симпосий»1«Психология»204«Привыкаем к хорошему»1«По течению»0«Всем на зависть»0«Много любви»3«Пусть говорят»2«Такие мы»2«Реальные друзья»1«Симпосий»1«Психология»105«Привыкаем к хорошему»0«По течению»0«Всем на зависть»0«Много любви»1«Пусть говорят»0«Такие мы»0«Реальные друзья»1«Симпосий»2«Психология»306«Привыкаем к хорошему»2«По течению»2«Всем на зависть»1«Много любви»1«Пусть говорят»2«Такие мы»1«Реальные друзья»0«Симпосий»1«Психология»207«Привыкаем к хорошему»2«По течению»0«Всем на зависть»0«Много любви»1«Пусть говорят»0«Такие мы»0«Реальные друзья»0«Симпосий»0«Психология»008«Привыкаем к хорошему»3«По течению»2«Всем на зависть»2«Много любви»1«Пусть говорят»1«Такие мы»2«Реальные друзья»1«Симпосий»0«Психология»009«Привыкаем к хорошему»0«По течению»0«Всем на зависть»0«Много любви»2«Пусть говорят»0«Такие мы»1«Реальные друзья»1«Симпосий»1«Психология»110«Привыкаем к хорошему»0«По течению»3«Всем на зависть»0«Много любви»2«Пусть говорят»0«Такие мы»1«Реальные друзья»2«Симпосий»1«Психология»1

Таким образом, несмотря на то, что специфика и темы редакторских колонок журнала «Cosmopolitan» отличаются, особый авторский взгляд присутствует. Редакторские колонки настраивают читателя на внутреннее содержание журнала. В «Cosmopolitan» редакторские колонки носят более личностный характер. Так если в «Русском репортере» колонки призваны вовлечь читателя в диалог, в «Cosmo» это просто один из индивидуальных взглядов на проблему с выражением сугубо личного мнения и историей из жизни.

Подводя итог проведенного анализа, можно сделать вывод, очевидно, что жанровая система меняется и усложняется с развитием журналистики, развитием общества. С изменением окружающей действительности меняются и способы ее отражения. Если в начале XIX века насчитывалось не более десятка газетных жанров, то сегодня их в несколько раз больше. Новые реалии порождают новый образ мышления и, соответственно, новые формы выражения своих мыслей. Одновременно с радикальными изменениями в общественном сознании рождаются и новые жанры. Одновременно происходит исчезновение и устаревание жанров публицистики (например, становление демократической публицистики сделало невозможным существование жанра директивной и назидательной передовой статьи, которая была непременным атрибутом первой полосы в журналах и газетах советской эпохи).

Проанализированные колонки редакторов доказывают, что несмотря на их тематические различия они преследуют одну цель - установить диалог с читателем, заинтересовать его ответами на злободневные вопросы и сообщить о новшествах в журнале.

Заключение

Подводя итог проведенного исследования, можно еще раз отметить, что жанр колумнистики в России появился относительно недавно. Сегодня, можно сказать, считается престижным, если у журнала есть своя собственная колонка редактора. В ней высказываются мнения о злободневных вопросах, в абсолютно свободной форме.

Современному читателю важны не столько сухие факты, которые он может итак получить в различных СМИ, его интересует мнение эксперта, лица, которому можно доверять, чья-то непредвзятая сугубо личная точка зрения.

Информационным поводом к написанию колонки может быть и единичный факт, и событие, и явление, и судьба, и характер, однако на первом месте всегда стоит именно то, как колумнист осмысливает этот повод, то, какие чувства и мысли рождает в нем тот или иной факт. Таким образом, предметом исследования в колонке опосредованно является сам субъект высказывания, ход его рассуждений, его мыслительный процесс. Сам повод при этом не отодвигается на второй план - оба плана повествования создают необходимый объем исследования конкретной ситуации.

По содержанию колонка - это система переживаний, рожденных фактами, событиями или явлениями, с которыми автор соприкасается непосредственно или которые представляются ему актуальными в данный момент (многие колонки привязаны к определенным датам). В колонке автор избегает вымысла, он пишет лишь о том, что произошло на самом деле. Однако исторические экскурсы и зарисовки реальной действительности для автора лишь повод, чтобы отразить собственное мироощущение. Публицист предлагает нам свою точку зрения на окружающую действительность, а его статьи таким образом превращаются в документы, в свидетельства реальных переживаний людей того времени и одновременно в оригинальные художественные произведения, запечатлевшие образную картину мира. Колонка фиксирует переживания, рожденные эпизодами, из которых складывается своеобразная мозаика чувств современного человека.

Наличие редакторских колонок в таких крупных изданиях, как «Русский репортер» и «Cosmopolitan» свидетельствует о процветании данного жанра.

Список литературы

1.Акишина, А.А. Русский речевой этикет / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. - М.: АСТ, 1986. - с. 186;

2.Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Литературно-критические статьи/ М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1986. - 210 с.

.Ким М.Н. Жанры современной журналистики. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 336 с.

.Колесниченко А.В. Практическая журналистика. - М.: Издательство МГУ, 2010. - 192 с.

.Корконосенко С.Г. Теория журналистики. Моделирование и применение. - М.: Логосо, 2010. - 248 с.

.Коханова Л.А, Калмыков А.А. Основы теории журналистики. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 536 с.

.Крона С. Журналистика: первый абзац. Опыты, завернутые в газетную строку. - Феникс, 2005. - 416 с.

.Кузнецов И.В. История отечественно журналистики (1917-2000). - М: Наука, 2008. - 640 с.

.Курицын В. Журналистика 1993-1997. - М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2000. - 200 с.

.Мельник Г.С. Методы журналистики. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2008. - 272 с.

.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. - М.: Наука, 2005. - 352 с.

12.Плетнева, Е.А. Речевое действие «извинение» и кооперативное поведение в британском дискурсе. Межкультурная коммуникация: концепты и модели поведения. - Астрахань: Русь, 2007. - 176 с.

13.Ратмайр, Р. Прагматика колумнистики: Сравнительное исследование на материале русского языка и русской культуры / Р. Ратмайр. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 144 с.

14.Тарасенко, Т.В. Этикетные жанры русской речи: Благодарность, извинение, поздравление, соболезнование / Т.В. Тарасенко. - М.: Юнити-Дана, 1999. - 196 с.

.Тарасенко, Т.В. Жанр колумнистики // Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность»/ Т.В. Тарасенко. - М.: АСТ, 2007. - 316 с.

Похожие работы на - Особенности колонки редактора в журналах 'Русский репортер' и 'Cosmopolitan'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!