Транснациональные корпорации и их роль в мировом экономическом развитии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,07 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Транснациональные корпорации и их роль в мировом экономическом развитии

Основные данные о работе

Версия шаблона2.1ФилиалНижегородскийВид работыКурсовая работаНазвание дисциплиныЭкономическая теорияТемаТранснациональные корпорации и их роль в мировом экономическом развитииФамилия студентаХорьковИмя студентаАлександрОтчество студентаВикторович№ контракта09200080301023

Содержание

Введение

. История развития и текущее положение компании «Кока-кола»

.1 История создания и развития компании

.2 Основные бренды и география дистрибуции продукции компании

. Особенности ведения бизнеса компанией «Кока-кола»

.1 Особенности деятельности и конкурентные преимущества компании

.2 Финансовое положение компании

. Особенности ведения бизнеса иностранными организациями в Нижегородской области на примере компании «Кока-кола»

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение

Введение

В результате глобализации стираются барьеры для международных контактов и фирмы активно развивают различные рынки, осуществляют совместные проекты с компаниями других стран. В настоящее время на российский рынок приходит все большее число транснациональных корпораций и банков. Причинами этого является ряд преимуществ, которые они получают, открывая или распространяя свой бизнес в нашей стране. К ним относятся: широкий рынок сбыта, возможность снижения издержек, высокий спрос на иностранную продукцию и другие. Для России привлечение иностранных компаний также важно, так как они создают рабочие места, инвестируют в российскую экономику, занимаются благотворительной деятельностью, повышают экономическую активность

При рассмотрении вопроса о приходе на российский рынок иностранные организации исследуют такие проблемы, как особенности российского законодательства в зависимости от выбранной отрасли, существующие правовые формы ведения бизнеса, механизмы создания представительств на территории России, требования к документообороту и другие необходимые условия ведения деятельности. При этом возможны различные формы деятельности: создание дочерних компаний на территории РФ, открытие филиалов и представительств. При осуществлении операций в России или с российскими резидентами иностранное лицо потенциально попадает под действие российского законодательства. При этом деятельность иностранца может регулироваться либо общими для резидентов и нерезидентов нормами, либо специальными нормами, предназначенными исключительно для нерезидентов. Такие специальные нормы могут иметь как характер льгот, так и, наоборот, дискриминационный характер.

Транснациональные корпорации могут вести следующие виды деятельности в России:

) получение «пассивного» дохода - иностранный инвестор может не вести никакой содержательной деятельности в России, ограничившись лишь собственно инвестицией, такой инвестор получает из РФ «пассивный» доход в виде процентов по займу или кредиту, дивидендов по акциям, арендного дохода, роялти и другие доходы;

) ведение деятельности через российского партнера - через независимого агента, заключение договора о совместной деятельности или договора доверительного управления с российским резидентом (обычно речь идет об управлении ценными бумагами);

) создание отделения в России - представительства или филиала;

) создание российской коммерческой организации с иностранными инвестициями;

) соглашение о разделе продукции - государство предоставляет инвестору права на добычу сырья на определенном участке недр, а произведенная продукция делится между сторонами.

После выбора формы ведения деятельности на территории России, компания определяет города, в которых будет открывать свои офисы. Большинство иностранцев отдают предпочтение Москве, но некоторые выбирают также и другие города, в том числе Нижний Новгород и Нижегородскую область. Сегодня в Нижнем Новгороде действует свыше 100 предприятий с иностранным капиталом. В городе сложился благоприятный инвестиционный климат. С участием иностранных компаний реализовано несколько крупных проектов. В Нижнем Новгороде активно работают дочерние структуры Европейского банка реконструкции и развития, часть которых занимается кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса.

Открытие бизнеса в Нижегородской области имеет свои преимущества. Город активно развивается, является одним из центральных в России, в нем сосредоточены предприятия различных отраслей. В данной работе рассмотрим деятельность транснациональной корпорации в Нижнем Новгороде на примере компании «Кока-кола». Данное предприятие занимается производством и продажей пищевой продукции, на территории нижней части города находится его завод.

Целью работы будет изучение особенностей ведения бизнеса транснациональной организации в Нижнем Новгороде на примере компании «Кока-кола». К основным задачам можно отнести следующие:

1)Анализ истории создания и выхода на глобальные рынки;

2)Анализ географии дистрибуции и основных брендов;

)Изучение конкурентных преимуществ компании;

)Оценка финансового положения организации;

)Исследование особенностей ведения бизнеса компанией в целом и в частности - в Нижнем Новгороде.

)Определение существенности бухгалтерских ошибок и системы внутреннего контроля

)Формулировка общего вывода о состоянии компании в виде SWOT-анализа.

Главным источником информации о компании будут ее официальные сайты, так как на них представлены наиболее актуальные и полные материалы.

1. История развития и текущее положение компании «Кока-кола»

.1 История создания и развития компании

История компании началась с создания ее главного напитка в 1886г Джоном Ститом Пембертоном. Первоначально создаваемый им напиток предназначался для лечения головной боли и придания бодрости. Этот лекарственный сироп продавался в аптеке вместе с содовой по пять центов за стакан. Позже партнер основателя - бухгалтер Фрэнк М. Робинсон придумал название напитка «coca-cola» и придумал специальный шрифт, которым оно будет писаться. Лишь с небольшими изменениями дошел до современных потребителей самый известный бренд компании, в целом он остался почти таким же. Первый рекламный слоган звучал как «пейте coca-cola», такой слоган хорошо привлекал внимание людей.

Корпорация «The Coca-Cola Company» была учреждена в 1891 г. А.Г. Кендлером, который выкупил данный бизнес у основателей. Кендлер оказывается настолько эффективным управленцем, что, потратив на приобретение прав на напиток всего 2,3 тысячи долларов, через 30 лет он продает компанию за 25 миллионов. В 1893г был зарегистрирован товарный знак Coca-Cola, позднее в качестве него будет использоваться бутылочка с данным напитком, которую придумают в 1915г для борьбы с подделками. В 1894 г. открылся первый завод по производству сиропа в Далласе, через гол они появились еще в Чикаго и Лос-Анжелесе. В этом же году напиток стал продаваться не в розлив, а в бутылках - таким образом, продажи возрастают в десятки раз.

Компании-боттлеры появились в 1899, которые выкупили права на розлив и продажу напитка. Таким образом, сама компания стала только производить сироп, рецепт которого до сих пор хранится в тайне. Так было положено начало всемирной сети предприятий-боттлеров, которые, как правило, принадлежат местным владельцам и управляются ими же. За 20 лет число заводов по розливу переваливает за сотню. В 1919г предприятие перерегистрировано в штате Делавэр, и его акции поступают в обращение на Нью-Йоркской фондовой бирже, в то же время заводы по розливу напитка появляются на Кубе, в Пуэрто-Рико, на Гуаме, Филиппинах и во Франции.

Через 5 лет были введены стандарты качества и нормативы производства, а также начали внедряться новые принципы торговли, которые в современном мире считаются общепринятыми. В том числе напиток станут продавать в six-pack, картонных коробках на шесть бутылок, появятся холодильники с верхней крышкой и даже автоматы, самостоятельно смешивающие и продающие напиток - прообразы тех, что сейчас можно встретить во многих офисах и торговых центрах. Еще через 3 года создается отдел внешнеторговых операций, который в 1930 году выделится в самостоятельную компанию под названием The Coca-Cola Export Corporation. К тому времени число стран, где будут работать заводы по розливу напитка, возрастет почти в четыре раза, а к началу Второй мировой войны их станет уже 44.

В 1928 году компания «Кока-кола» становится постоянным партнером олимпийского движения по всему миру. В 2005 году Coca-Cola и Международный олимпийский комитет подпишут беспрецедентный долгосрочный договор о продлении спонсорской поддержки олимпийского движения как минимум до 2020 года. Во время второй мировой войны напиток пробуют жители многих стран за счет снижения цен на него и распространения среди армии. И когда наступает долгожданный мир, число государств, наладивших производство Coca-Cola, удваивается.

Во второй половине двадцатого века компания осваивает новые виды упаковки: появляются 300-, 350- и 780-граммовые семейные бутылки, которые сразу же получают признание потребителей. Чуть позже напиток выходит в алюминиевых банках, а затем и в легких пластиковых бутылках большого объема. Затем появляются другие напитки: Fanta и Sprite, чуть позже выпускаются фруктовые соки Minute Made и низкокалорийная Coca-cola Light. В 2006г 60 миллионов долларов компания инвестирует в создание механизма по утилизации и переработке упаковочных материалов, используемых в системе Coca-Cola. В том числе разрабатывается знаменитая технология «бутылка в бутылку». С её помощью бывшие в употреблении бутылки используются в производстве новой упаковки для напитков.

Таким образом, можно сделать вывод о быстром и динамичном развитии компании по всему миру. На сегодняшний день продается 2800 напитков в более, чем 200 странах мира, а бренд Сoca-cola является самым дорогим в мире. Что же касается российского рынка, то товары компании впервые попали сюда во время Московской олимпиады, хотя продукцию начали производить на столичных заводах еще в семидесятых годах.

Развиваться российские продажи начинают в восьмидесятых годах, когда развивается реклама напитка coca-cola и устанавливаются автоматы по его продаже. Представительство компании в Москве было открыто в 1991г, при этом основой штата были российские специалисты. Затем появляются первые производственные площадки на территории старых российских заводов, которые модернизируются за счет компании. К середине девяностых заводы строятся по всей стране, таким образом, Coca-Cola становится доступной на всей территории России.

В 2001 г. 11 российских заводов продаются одному из крупнейших боттлеров компании - греческой Coca-Cola Hellenic, лидеру по производству безалкогольных напитков в Европе. Так и в России выстраивается система, которая эффективно работает во всем мире: Компания Coca-Cola производит и поставляет основы напитков, занимается продвижением марок и следит за качеством напитков, а её партнер-боттлер сосредотачивается непосредственно на производстве и продаже готовой продукции.Coca-Cola Company совместно с Coca-Cola Hellenic приобретает компанию «Мултон» - второго по величине производителя соков в России. Собственностью Coca-Cola становятся самая популярная в России соковая марка «Добрый», а также бренды Rich и Nico. Компания приобретает очень успешный бизнес и при этом не делает резких движений: кадровые изменения на приобретенных предприятиях минимальны. В то же время, сделка с Coca-Cola открывает широкие возможности для дальнейшего развития «Мултон»: на треть расширяется зона распространения соковой продукции.

В 2007 г. Coca-Cola Hellenic становится владельцем только что построенного завода компании «АКВА ВИЖИОН», расположенного в Московской области. Боттлер получает хороший задел производственных мощностей, позволяющий и дальше наращивать объемы выпуска напитков. В ходе сделки компания покупает и права на бренд botaniQ, под которым выпускаются инновационные напитки на основе натурального сырья. Через год Coca-Cola выводит на рынок квас «Кружка и Бочка». Это новая категория напитков для компании, однако далеко не первая подобная практика.

В активе The Coca-Cola Company немало локальных брендов, в том числе и российских. К примеру, в 1999 году на рынке появилась серия лимонадов «Фруктайм» с «родными» для российских потребителей названиями - «Лимонад», «Тархун», «Дюшес» и другие. Тем не менее, даже на этом фоне квас стоит особняком - ведь в отличие от большинства других безалкогольных напитков при его производстве применяется технология живого брожения.

Сейчас в нашей стране производится и продается около 125 различных напитков с товарными знаками The Coca-Cola Company в различной упаковке. Система Coca-Cola обеспечивает работой почти 18 тысяч человек. Кроме того, согласно исследованиям, каждое рабочее место в системе Coca-Cola создает до десяти рабочих мест в смежных областях.

Таким образом, компания имеет головокружительную историю успеха как в мировом масштабе, так и на российском рынке в частности. Главной причиной этого стал уникальный напиток, созданный основателем организации. Впоследствии именно он стал основным и самим дорогим брендом в мире. Несмотря на создание и развитие многочисленных остальных брендов компании «Кока-кола» именно сама coca-cola является самым распространенным и узнаваемым напитком по всему миру.

1.2 Основные бренды и география дистрибуции продукции компании

На данный момент в России компания Coca-Cola производит и продает более 400 видов напитков в различной упаковке, отвечающих вкусам и запросам российских потребителей. При этом ассортимент напитков постоянно растет. Основными брендами компании являются:

- Сoca-cola,

Сoca-cola light,

Fanta,

Sprite,

Schweppes,

Фруктайм,

Burn,

Bon Aqua,

Nestea,

Добрый,

Rich,

- Ясли-сад

и другие популярные напитки.

Самый популярный напиток за всю историю компании - Сoca-Cola. В России, этот бренд представлен в 3х видах: Coca-Cola, Coca-Cola light и Coca-Cola Vanilla, а в других странах мира Coca-Cola насчитывает 15 вкусов. Coca-Cola light - одна из самых молодых торговых марок компании Coca-Cola. Напиток вышел на мировой рынок в 1982 году, почти через сто лет после появления Coca-Cola, и быстро завоевал популярность. Понадобилось всего два года, чтобы новая марка заняла 1-е место в мире среди низкокалорийных безалкогольных напитков. Теперь Coca-Cola light входит в пятерку самых популярных напитков мира, и продается более, чем в 150 странах.впервые появилась в Германии в 1941 году. Существует несколько теорий того, как этот апельсиновый напиток получил свое запоминающееся название. Некоторые считают, что оно произошло от слова «fantasy», потому что именно фантазия немецких производителей дала жизнь этому всемирно известному продукту. Есть также предположение, что Fanta - производное от слова «fantastic», поскольку у нее фантастически яркий и освежающий вкус. И, наконец, последняя и самая распространенная легенда гласит, что Fanta получила свое имя потому, что оно универсально - легко произносится на всех языках.

Сегодня Sprite продается в 190 странах мира и занимает 4-ю строчку среди самых популярных газированных напитков в мире. Первыми новый шипучий напиток с лимонным вкусом попробовали жители двух городов в штате Джорджия - Sprite появился в магазинах городов Атланта и Мариетта ещё в октябре 1961 года. В нашей стране освежающий напиток с ярким вкусом лимона и лайма появился в 1992 году. Философия Sprite - это движение вперед, взгляд поверх барьеров. Те, кто пьет Sprite, утоляют не только физическую, но и интеллектуальную жажду. Утоляя жажду, Sprite дарит вдохновение, придает сил и уверенности, а также помогает раскрыться вашей индивидуальности и свободно выражать себя.

Торговая марка Schweppes - лидер российского и мирового рынка тоников/миксеров. Schweppes продаётся более, чем в 160 странах мира и обладает более, чем 220-летним опытом создания газированных напитков. Уникальные неповторимые вкусы Schweppes основаны на природных компонетах.

В июле 1999 года компания Coca-Cola начала в России производство нового безалкогольного напитка с фруктовым вкусом - «Фруктайм». «Фруктайм» стал четвертым брендом Компании на территории России после запуска Coca-Cola, Fanta и Sprite. «Фруктайм» - это сочетание фруктового вкуса и доступной цены. Розлив «Фруктайма» ведется на тех же производственных линиях и при том же уровне контроля качества, что и у любой другой продукции компании Coca-Cola. «Фруктайм» в России производится в четырех вариантах вкуса, наиболее близкие российским потребителям - лимонад, крем-сода, дюшес и буратино. Проведенные маркетинговые исследования показали, что российские потребители в первую очередь предпочитают именно эти четыре вкуса.

Бутилированная питьевая вода под торговой маркой BonAqua появилась в Германии в 1988 году и постепенно распространилась по всему Европейскому рынку. На сегодняшний день она производится и успешно продается не только в Европе, но и во многих странах мира. Nestea - натуральный безалкогольный негазированный напиток без консервантов с добавлением фруктовых и ягодных соков.

География мировой дистрибуции охватывает огромное число стран-потребителей напитков компании. Она включает: Америку, Мексику, Бразилию, Англию, Германию, Испанию, Россию, Грецию, Египет, Японию и другие крупнейшие страны. Один из крупнейших боттлеров Coca-Cola в мире и самая большая группа по производству безалкогольных напитков в Европе действует на территории 28 стран, в том числе и нашей. Сейчас у Coca-Cola Hellenic в России 14 заводов, расположенных по всей стране - от Санкт-Петербурга до Владивостока. Скоро в строй вступит 15-й завод в Ростовской области - самый крупный завод в Восточной Европе, который обеспечит безалкогольными напитками не только юг России, но и юго-восток Украины.

2. Особенности ведения бизнеса компанией «Кока-кола»

.1 Особенности деятельности и конкурентные преимущества компании

Особенности деятельности компании связаны с характерными чертами истории ее развития и производимой продукцией. В первую очередь это связано с поддержкой и развитием брендов. В частности, основным секретом до сих пор остается секрет сиропа главного производимого напитка, точнее пропорций его ингредиентов. Согласно уставу «Кока-Колы», только 3 высокопоставленных члена компании могут одновременно знать формулу этого компонента. В этом до сих пор состоит основное конкурентное преимущество продукта. Изначально основными ингредиентами были листья коки и орехи тропического дерева - колы. Нужно отметить, что кокаин тогда не являлся запрещённым веществом, и о его вреде для здоровья ещё ничего не знали. Поэтому кокаин свободно продавался, и его часто добавляли для удовольствия и тонуса в напитки взамен спирта - «Кока-кола» в этом не была инновацией. Позже в «кока-колу» стали добавлять не свежие листья коки, а уже «выжатые», из которых был удалён весь кокаин.

Другой особенностью является сеть компаний-боттлеров, которые разливают и продают продукцию компании по всему миру. Таким образом, была создана глобальная сеть дистрибуции. В настоящее время компания насчитывает около 300 партнеров-боттлеров. Такое сотрудничество выгодно для обеих сторон и является также конкурентным преимуществом компании.

Огромное значение компания уделяет инновациям. В первую очередь это проявляется в стремлении компании производить все новую продукцию, разрабатывать новые бренды, подстраиваясь под особенности спроса. Инновации также затрагивают упаковку товара, стремясь сделать ее максимально безопасной и возможной для утилизации. Для создания, хранения и распространения своей продукции используется новейшее оборудование. Вкладываясь во все вышеперечисленные инновации, «Кока-кола» поддерживает лидирующее положение на рынке.

Компания «Кока-кола» уделяет большое внимание также социальной активности и поддержке репутации. В частности, она активное участие в поддержке спорта, в особенности Олимпийских игр. Часть миссии компании заключается в том, чтобы «быть ответственным гражданином мира». В общей сложности за время работы на российском рынке Coca-Cola перечислила в адрес различных культурных организаций и благотворительных фондов более 400 миллионов рублей. Больше 10 лет предприятия Компании Coca-Cola в России регулярно проводят дни открытых дверей для школьников и студентов. Для них проводятся бесплатные экскурсии на производство, игры и конкурсы с призами. Для проведения профориентационных бесед со старшеклассниками и студентами компания приглашает профильных специалистов. У компании есть подшефный детский дом № 2, который постоянно находится под заботливой опекой Coca-Cola. Компания оказывает адресную поддержку и наглядным примером стремиться воспитывать социальную ответственность своих сотрудников. Компания Coca-Cola во всем мире уделяет особое внимание вопросам охраны окружающей среды. В основе глобальной экологической политики Компании лежит простой принцип: «Мы должны вести бизнес так, чтобы сохранить и защитить окружающую среду». Приоритетными в области охраны окружающей среды являются такие направления, как эффективное использование воды, вторичная переработка упаковки и энергосбережение. Одним из основных направлений деятельности компании в области охраны окружающей среды является сохранение и бережное отношение к водным ресурсам. Для этого в Coca-Cola внедрен принцип экологической ответственности на всех этапах деятельности: начиная от сокращения водопотребления на производстве и заканчивая проектами по восстановлению местных водных экосистем. В настоящий момент Coca-Cola осуществляет около 120 водоохранных проектов более чем в 50 странах мира. Недавно Компания ввела на рынок специальное холодильное оборудование, работающее на диоксиде углерода, что помогает значительно сократить выбросы парниковых газов и сократить затраты электроэнергии. Социальная ответственность компании также помогает ей сохранять лидирующее положение на рынке, поддерживать преимущества в борьбе с основным ее конкурентом - компанией «Пепси». Перечисляя самые яркие недостатки компании необходимо упомянуть вред чрезмерного употребления некоторых производимых ею напитков, в особенности для некоторых слоев населения. Как известно, многие люди нашли альтернативные способы употребления данной продукции, к примеру, в качестве чистящего средства. Кроме того, популярность основного бренда, в частности, в России, поддерживается достаточно узким кругом населения, в основном - молодыми людьми. Также спрос снижается за счет постоянного роста цен на продукцию. Так как компания занимает практически монопольное положение в России по определенным видам напитков, она скупает заводы и отечественные бренды, подрывая развитие российского производства.

.2 Финансовое положение компании

Для того, чтобы проанализировать успешность кампании, применяемой «Кока-колой», можно рассмотреть ее финансовые показатели за последнее несколько лет. Согласно официальным данным выручка компании выросла с 24088 млн. долл. в 2006 г. до 30990 млн. долл. в 2009 г., в частности наблюдается рост операционного дохода. При этом активы компании за этот период снизились с 48671 млн. долл. до 29963 млн. долл., а выплаченные в размере на акцию дивиденды с каждым годом снижались. Главным своим достижением за 2009 г. «Кока-кола» считает увеличение потребления напитков, как способ измерения роста компании. Вклад в успешное развитие внесли поддержка Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. Если рассматривать распределение по странам, то наибольшее потребление продукции отмечается в Латинской Америке - 28%, на Европу приходится лишь 16% оборота.

По данным отчетности за 2009 год можно отметить следующие основные моменты:

) Валовая прибыль и прибыль от продаж снизилась по сравнению с 2008 годом. Данное явление можно объяснить влиянием мирового финансового кризиса, так как до этого наблюдалась тенденция роста.

) Тем не менее, чистая прибыль компании продолжает расти за счет снижение внеоперационных (прочих) расходов.

) За год активы компании выросли за счет роста текущих активов, основных средств и долгосрочных инвестиций.

) Пассив баланса увеличился за счет роста нераспределенной прибыли и долгосрочного долга компании.

) Денежные потоки по операционной деятельности выросли, а по инвестиционной и финансовой снизились.

По анализу финансового состояния компании можно сделать следующие выводы:

) Компания стабильно развивается, преодолевая глобальные экономические спады.

) Предприятие сохраняет тенденцию роста и положительно характеризующие ее основные финансовые показатели.

) Компания инвестирует в развитие технологий и инноваций, поддерживая операционную деятельность.

) Она активно сокращает внеоперационные расходы для поддержки положительной динамики чистой прибыли.

) Компания активно инвестирует, большинство ее инвестиций носят долгосрочный характер.

Отсюда можно сделать вывод об успешной стратегии развития компании и дать прогноз дальнейшего успеха на рынке.

3. Особенности ведения бизнеса иностранными организациями в Нижегородской области на примере компании «Кока-кола»

Особенности ведения бизнеса компанией «Кока-кола» в Нижегородской области будет схожа с общей политикой компании в России. Так как в Нижегородской области, как и в большинстве регионов, компания представлена заводом ее боттлера - Coca-Cola Hellenic, то необходимо рассмотреть особенности его деятельности. В России Coca-Cola Hellenic представлена компанией «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и является собственником заводов в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Орле, Нижнем Новгороде, Самаре, Ставропольском крае, Волжском, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке.

Компания производит и продает в России безалкогольные прохладительные напитки, как газированные, так и негазированные: Coca-Cola, Coca-Cola Light, Sprite, Fanta, питьевая вода BonAqua, холодный чай Nestea, спортивный напиток Powerade, энергетический напиток Burn, тоник Schweppes, квас «Кружка и Бочка», а также напиток «Фруктайм». В апреле 2005 года после приобретения компании «Мултон» ассортимент продукции пополнился соками, нектарами и пюре Rich, соками и нектарами «Добрый» и Nico, а также линейкой соков и нектаров для детского питания «Ясли-Сад».

На протяжении последних лет «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» является одним из крупнейших инвесторов среди производителей товаров народного потребления. Объем инвестиций в российскую экономику на сегодняшний день превысил 2 миллиарда долларов США. В «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в России в настоящее время работают более 11 тыс. высококвалифицированных и прошедших профессиональную подготовку сотрудников.

Все предприятия на территории России сертифицированы на соответствие требованиям международных стандартов. Это подтверждает тот факт, что система качества, внедренная на предприятии, соответствует международным стандартам и способна гарантировать высокое качество продукции и услуг потребителям. «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в России осуществляет поддержку социально-значимых инициатив и программ в области культуры и образования, пропаганды здорового образа жизни и охраны окружающей среды.

Филиал «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в Нижнем Новгороде находится на улице Баумана, 66. Первая бутылка напитка Coca-Cola на нижегородском заводе была выпущена в августе 1996 года. Официальное же открытие завода по производству напитков под товарными знаками The Coca-Cola Company состоялось 1 октября 1997 года. Дистрибуционные центры нижегородского филиала Компании работают в Нижегородской и Кировской областях, республиках Коми, Татарстан, Мордовия, Марий-Эл и Чувашия. За последние три года объем инвестиций в нижегородский завод составил более 20 миллионов евро.

Сегодня завод имеет полный цикл автоматизированного производства по двум линиям. Асептическая линия, производящая холодный чай Nestea и спортивный напиток Powerade, была запущена в марте 2006 года. Сегодня в филиале «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в Нижнем Новгороде работает более 900 сотрудников. Таким образом, компания инвестирует регион, создает рабочие места и занимается благотворительной деятельностью.

Нижегородский рынок стабильно развивается, а компания «Кока-кола» получает ряд необходимых ей преимуществ: экономия на издержках, стабильно функционирующий завод, высокий спрос на продукцию, контракты с сетью различных магазинов и другие точки сбыта. Из негативных эффектов нужно отметить влияние на экологию, монополистические условия, высокие цены на продукцию, вытеснение отечественных производителей с рынка и повышение транспортной нагрузки на дорогах города.

В целом преимуществ от деятельности иностранных компании и от корпорации «Кока-кола» в частности для региона больше, чем негативных моментов. Поэтому государство должно привлекать транснациональные компании в Нижегородскую область, при этом поддерживая отечественных производителей и уровень цен на продукцию.

Заключение

В данной работе был проведен анализ деятельности транснациональных корпораций на примере компании «Кока-кола». Были выявлены причины появления иностранных компаний на российском рынке в виде преимуществ, которые они получают от ведения бизнеса в России. Кроме того, были рассмотрены факторы, которые им необходимо учитывать, в том числе особенности российского законодательства. Основная часть работы включает анализ истории создания и развития компании, причин ее мирового успеха. Также были рассмотрены основные бренды - марки производимых напитков, известные по всему миру, в частности самый дорогой мировой бренд - coca-cola.

Центральная часть работы посвящена анализу особенностей ведения бизнеса компанией «Кока-кола». Были проанализированы ее конкурентные преимущества, маркетинговая стратегия, способы и каналы дистрибуции, социальная политика. Также были исследованы основные финансовые показатели в динамике за последние года с помощью данных форм отчетности, представленных на официальном сайте компании. Проведенный анализ выявил финансовое положение компании и ее возможные перспективы.

В конце основной части были рассмотрены особенности ведения деятельности компанией на территории России и Нижнего Новгорода в частности. Для этого была изучена история создания и текущее состояние завода-боттлера в Нижнем Новгороде. После анализа были выявлены преимущества и недостатки ведения деятельности компании на нижегородском рынке. Суммарные результаты можно представить в виде SWOT-анализа, который отражает основные сильные и слабые стороны организации, ее потенциальные внешние возможности и угрозы (Таблица 1):

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1SWOT-анализSWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities х.2Валовая прибыльразница между выручкой предприятия, предпринимателя от продажи товаров и затратами на их производство, исчисленная до вычета налога на прибыль3Дочерняя компаниякомпания, контрольный пакет акций которой находится в руках другой - материнской компании. Это не только акционерная форма компании - это могут быть товарищества, трасты, некоммерческие организации и т.п4Доверительное управлениеПо договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.5Дистрибьюция(лат. distributio) - организация сбыта товара, распределение товара по сети сбыта.6Инвестициидолгосрочное вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др. отрасли хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью получения прибыли.7Инновация(англ. «innovation») - это коммерциализированное новшество. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуется введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.8Компания-боттлерРазливная Компания которое занимаются разливом напитка для дистрибьюции. Многие компании боттлеры (разливные) являются франшизами корпораций, некоторые разливные компании могут разливать так же и местные напитки, такие как соки, пиво, вино9Операционный доходДоходы и поступления в результате проведения за определенный период времени производственно-хозяйственных и финансовых операций. Формируются из чистой выручки от реализации продукции; дивидендов, полученных от дочерних обществ; поступлений от продажи или сдачи в аренду имущества и т.д10Резидент(от лат. resufens (residentis) - сидящий, пребывающий) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством данной страны с местоположением на ее территории, а также представительства и филиалы резидента, который находится за рубежом;11Транснациональная компанияТранснациональная компания (корпорация) (ТНК) - компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежную деятельность которой падает около 25-30 % её общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах.

Список использованных источников

1.Официальный сайт корпорации Coca-cola [Электрон. ресурс] - Режим доступа:

#"justify">2. Официальный сайт корпорации Coca-cola в России [Электрон. ресурс] - Режим доступа:

<#"justify">7. Соболев М. Иностранные компании в России [Электрон. ресурс] - Режим доступа:

<#"justify">12. SWOT-анализ: #"justify">Приложение А

Таблица 1

SWOT-анализ компании «Кока-кола»

S (сильные стороны): - известные бренды - стабильно развивающийся спрос - успешная маркетинговая стратегия - долгосрочные контракты - диверсификация напитков выход на новые рынки - широкая география сбыта - поддержка спорта и другие виды активного спонсорства - социальная ответственность - использование новейшего оборудования - почти монопольное положение, лишь один главный конкурентW (слабые стороны): - рост цен - высокие затраты (на рекламу и др.)О (возможности): - развитие новых рынков - создание новых брендовТ (угрозы): - недоверие со стороны определенного круга потребителей - протесты против «вреда» продукции - экономические кризисы - технологические изменениятранснациональный корпорация бренд россия

Похожие работы на - Транснациональные корпорации и их роль в мировом экономическом развитии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!