Основные макроэкономические
показатели
|
2007
|
2008
|
ВВП (в трлн. вон, в текущих
ценах)
|
901,19
|
702,4
|
ВВП (в млрд. долл. США, в
текущих ценах)
|
969,9
|
637
|
Темпы роста ВВП (%)
|
5,0
|
3,8
|
Динамика потребительского
спроса (%)
|
4,7
|
2,6
|
Динамика промышленного
производства (%)
|
6,8
|
5,3
|
Динамика инвестиций в
средства производства (%)
|
7,6
|
2,3
|
Динамика инвестиций в
строительство (%)
|
1,2
|
-1,2
|
Объем экспорта (в млрд.
долл. США)
|
371,5
|
422,4
|
Темпы роста экспорта (%)
|
14,1
|
13,7
|
Объем импорта (в млрд.
долл. США)
|
356,85
|
435,4
|
15,3
|
22
|
Сальдо торгового баланса (в
млрд. долл. США)
|
14,64
|
-13
|
Объем южнокорейских
портфельных инвестиций за рубежом (в млрд. долл. США)
|
24,63
|
14,73
|
Объем южнокорейских прямых
иностранных инвестиций за рубежом (в млрд. долл. США)
|
27,48
|
22,81
|
Объем прямых иностранных
инвестиций в РК (в млрд. долл. США)
|
10,5
|
10
|
Сальдо платежного баланса
по текущим операциям (в млрд. долл. США)
|
5,95
|
-7,12
|
Золотовалютные резервы (в
млрд. долл. США)
|
262,22
|
201,1
|
Уровень безработицы (%)
|
3,2
|
3,2
|
Рост розничных цен (%)
|
2,5
|
4,7
|
Уровень инфляции (%)
|
2,4
|
4,2
|
Индекс KOSPI
|
1 897
|
1 124
|
Обменный курс воны (вон за
доллар США)
|
936,1
|
1 345
|
Источник Корейский институт развития (Korea Development Institute)
http://www.kdi.re.kr
В 2008г. около 30% из 232 административно-территориальных единиц
республики признаны отсталыми, в то время как столица насчитывает 47,7%
производств ВРП, здесь также размещено 91% представительств ТНК и крупных
компаний, 84% - общего числа органов государственного управления и
административных инстанций, проживает 48,7% населения (или 10,3 млн. человек).
Промышленная политика в качестве инструмента выравнивания существующих
диспропорций, как на уровне самих провинций, так и между регионами в целом и
столичным административным округом начала действовать с 1999 г. в рамках
инициированной в тот момент широкомасштабной программы структурных
преобразований и изначально была связана не с содействием становлению нового
технологического уклада в стране, а с изысканием и задействованием собственных
ресурсов для стабилизации национальной экономики и возвращения ее на траекторию
устойчивого роста. Спустя 3 года (в 2002 г.) данный проект по содействию
точечной отраслевой диверсификации охватил все провинции и остальные крупные
города особого подчинения, а его осуществление продолжилось по схеме «4 (первых
по хронологии субъектов-участников) + 9 (единиц, присоединившихся
впоследствии)», которая и выступает основой промышленной политики страны.
На основе ключевых отраслей местной промышленности, выбранных на
региональном уровне исходя из темпов их роста, нормы прибыли и доли
соответствующего сегмента рынка в долгосрочном периоде, была определена
производственная структура формируемой новой инновационной индустриальной
экономики (табл. 2).
Таблица 2
Производственная структура экономики в отраслевом разрезе к 2020 г.
Вид передового производства
|
Продукт соответствующих
отраслей
|
1
|
2
|
Производство
полупроводников нового поколения
|
Новое поколение плат
памяти, типовые полупроводники
|
Производство биологически
совместимых искусственных органов
|
Инновационные
биомедикаменты и биоорганы
|
Сети коммуникаций
|
Усилители дециметровых
частот, интегрированные средства обработки и передачи данных, домашние
ИТК-сети, мобильные телефоны нового поколения
|
Визуальные технологии
нового поколения
|
Цифровые LCD
и OLED - телевизоры, голографические навигаторы
|
Производство компьютеров
нового поколения
|
Портативные компьютеры,
интеллектуальные компьютеры с высоким разрешением
|
Производство транспортных
средств нового поколения
|
Интеллектуальные
транспортные средства, автотранспорт с топливным элементом, экомобили
|
Культура и отдых
|
Тематический культурный
продукт, электронные и автоматизированные игры
|
Медицинское обслуживание
|
Услуги по профилактике
трудноизлечимых болезней, услуги по лечению старческих заболеваний, и
медицинскому уходу за престарелыми
|
Производство источников
энергии нового поколения
|
Вторичные батареи,
солнечные батареи, водородная энергия
|
Мехатроника
(роботостроение)
|
Промышленные роботы и
роботы для сферы обслуживания
|
Производство высокотехнологичных
химических веществ
|
Полимеры с использованием
искусственного интеллекта, рафинированные химические вещества для сферы
электронной информации, экологически чистые химические материалы,
нанотекстиль
|
Инновационные воздушные и
морские перевозки
|
Морские перевозки с высокой
добавленной стоимостью, аэрокосмическая продукция нового поколения
|
Производство деталей для
высокоточного оборудования
|
Высокотехнологичное
машиностроение
|
Гибкие интеллектуальные
системы переработки, многофункциональное экологичное производственное
оборудование, генераторы энергии с высоким КПД
|
|
|
|
Примечание: шрифтом выделены продукты, по которым прогнозируется
наибольшее увеличение роста объемов продаж, а курсивом и подчеркиванием - те
товары, которые, несмотря на сравнительно низкую рентабельность,
характеризуются стратегически важным для реализации интересов государства
мультипликативным эффектом.
Источник: B.J. Song; D.Lim. Korean Industry vision 2020 and megatrends //
KIET Industrial Economic Review. No. 1. 2006. P. 10.
Механизмы реализации проекта также были взяты на вооружение при
разработке новой стратегии, поскольку в отличие от всех предыдущих программ
проект «4+9» предусматривает вложение средств не столько на тех или иных
приоритетных направлениях, сколько на развитие у регионов способности к
восприятию новых знаний и передовых технологий. Как видно из табл. 3, не менее
половины общего бюджета на каждом этапе программы было инвестировано в
формирование инфраструктуры для инноваций и повышение качества трудовых
ресурсов.
Таблица 3
Основные направления развития ключевых отраслей «экономики знаний» в
Республике Корея в рамках новой промышленной политики, (млрд. вон)
Основные направления
инвестирования по программам
|
В 4 регионах на:
|
В 9 регионах (2002-2007
гг.)
|
В рамках программы развития
региональной инфраструктуры
|
Итого по программам
|
|
первой стадии (1999-2004 гг.)
|
второй стадии (2004-2008
гг.)
|
|
|
|
Развитие инновационной
инфраструктуры
|
3,302
|
3,075
|
5,212
|
1,194
|
12,783
|
НИОКР
|
1.903
|
5,162
|
1,810
|
367
|
9,269
|
Техническая поддержка
корпораций
|
1,791
|
1,091
|
-
|
59
|
2,941
|
Специалисты в области
планирования развития промышленности
|
-
|
168
|
440
|
-
|
0,608
|
Итого по направлениям
|
7,023
|
9,496
|
7,462
|
1,619
|
25,600
|
Источник: Источник: Y.S. Kim. Regional Industrial Policy in Korea - its
outcomes and implications // КГЕТ Industrial economic review. No. 2. 2008. P.
20.
Исходя из основных задач проекта «4+9» по модернизации экономики на
территориальном уровне и подходов к ее осуществлению в 2004 г. свое
окончательное оформление получила новая стратегия индустриального развития
страны. Она включает три этапа, каждый из которых опирается на проект «4+9» и
органически связан с его результатами, а в целом все они показательны в
вопросах определения последовательности действий и используемого на каждой
конкретной стадии инструментария по систематизированному структурированию
инновационных механизмов социально-экономического развития и содействию
передовым видам производства.
Реализация масштабной стратегической программы мер к 2020 г. направлена
на достижение определенных результатов в отношении ключевых макроэкономических
показателей. Прежде всего, намечено добиться среднегодовых темпов роста
промышленности и ВВП на уровне 4,9 и 4,1-5,1% соответственно, обеспечив
повышение ВВП до 45 ООО долл. Удельный вес передовых отраслей обрабатывающей
промышленности в общей структуре экспорта будет увеличен до 75%, позволив
республике выйти к тому времени на 7-е место в мире по объемам торговли.
Планируется также дополнительно создать 3,6 млн. новых рабочих мест и повысить
уровень занятости по экономике до 67%.
Эффективность и вклад программы в развитие, и обеспечение
функционирования «экономики знаний» еще предстоит оценить в будущем, однако
предварительные итоги ее первого этапа позволяют сделать выводы о динамике
процессов становления нового технологического уклада. Промышленная политика
Кореи оказалась продуктивной уже на начальных своих стадиях, инициировав ряд
успешных направлений. Прежде всего, следует отметить изменения динамики
промышленного производства в столице и регионах по отношению друг к другу. Так,
среднегодовой темп роста в обрабатывающей промышленности в Сеуле сократился с
9,5% в 1999-2002 гг. до 6,5% в 2003-2005 гг., в то время как по провинциям
страны за тот период произошло его увеличение с 7,1 до 9,5% соответственно. В
территориальном разрезе вклад столичного административного округа в темп прироста
производств обрабатывающей промышленности также имел тенденцию к снижению при
его одновременном повышении в регионах.
Аналогичная картина наблюдалась также и в отношении общей
производительности факторов производства, которая на местах (3,02%) более чем в
2 раза превысила таковую в Сеуле (1,48%), а в секторальном разрезе по
охваченным программой отраслям в регионах она возросла с 2,56 до 5,09%. При
этом по отдельным факторам, в частности по труду, имел место рост таковой в
регионах (с 6,12 до 9,48%) при сокращении в столице (с 6,6 до 5,65%).
Прогрессивных сдвигов удалось достичь также и на микроуровне. Результаты
анализа выборки данных по 1575 компаниям страны свидетельствуют об увеличении
объемов продаж продукции и инвестиций в НИОКР у хозяйствующих субъектов,
охваченных программой, по сравнению с предприятиями, не принимающими в ней
участия: темпы роста по данным показателям у фирм-участниц составили
соответственно 9,9 и 7,8% против 8 и 2,8% у аутсайдеров.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Республика Корея быстрыми темпами интегрировалась в мировую экономику с
самого начала кризиса 1997 г. Правительство предложило новую модель развития,
которая включает повышение качества ведения деловой практики до мировых
стандартов, развитие трудовых ресурсов и технологий и повышение эффективности
институционных структур.
Опыт Республики Корея представляется интересным для стран, осуществляющих
всестороннюю системную модернизацию, показывая основные пути и механизмы
формирования «экономики знаний» и эффективность тех или иных мер по активизации
инновационной деятельности при разработке собственной национальной стратегии
индустриализации в нынешних условиях.
2. РЕСПУБЛИКА
КОРЕЯ - ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ
.1 ВЛИЯНИЕ
ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Экономика Южной Кореи считается одной из сильных и динамично
развивающихся, тем не менее, происходящее в последние годы замедление темпов
роста экономики - до 4% в год при мировом уровне в 5-6% - и начавшийся
глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироваться на
вопросах экономического развития, расширения международного сотрудничества в
сфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисных
явлений.
По мере распространения глобального кризиса в Южной Корее проявляется все
больше признаков затяжного экономического спада. По данным Банка Кореи, в
четвертом квартале 2008 г. снижение ВВП составило 5,6% по сравнению с
соответствующим периодом 2007 г., а также 0,5% по сравнению с предыдущим
кварталом.
Всего за 2008 г. ВВП страны вырос на 2,2%, при этом в 2007 г. этот
показатель составлял 5%. Наибольший прирост показал агропромышленный сектор,
затем - обрабатывающая промышленность, сфера услуг. При этом в строительном
секторе произошло снижение на 2,4%. Экспорт за 2008 г. вырос всего на 4,6% - в
сравнении с 12% годом ранее. Потребительские расходы за тот же период
сократились на 4,8%. Такие понижательные тенденции наблюдаются в стране впервые
с 1998 г.
По данным Министерства стратегии и финансов Южной Кореи, отрицательное
сальдо торгового баланса Республики Корея в 2008 г. составило около 13 млрд.
долл. США. Дефицит торгового баланса фиксируется впервые с 1997 г. - на фоне
мирового финансового кризиса и высоких цен на энергоносители, наблюдавшихся в
прошедшем году.
Среди отраслей, экспорт продукции которых в 2009 году рос наиболее
активно, оказались нефтепереработка, судостроение, черная металлургия,
машиностроение и телекоммуникации. С другой стороны, в таких отраслях, как
текстильная промышленность, автомобилестроение, производство потребительской
электроники, микрочипов и компьютеров, наблюдался спад объемов отгрузок.
Вполне очевидно, что вследствие снижения потребительского спроса и
объемов экспорта в условиях мирового экономического спада южнокорейская
экономика сталкивается с растущей угрозой рецессии. В 2009 г., несмотря на
некоторое ослабление инфляционного давления, многие экономические показатели,
включая промышленное производство, внутренний спрос и объем экспорта, продолжают
ухудшаться, хотя скорость падения и замедляется. Так, экспорт в январе 2009 г.
сократился на 33,8% по сравнению с январем 2008 г., в феврале падение экспорта
замедлилось - до 17,1%, соответственно. Импорт в январе упал на 30,4%. В
дальнейшем, по мере углубления экономического спада в странах - основных
торговых партнерах - экспорт и импорт также будут снижаться, при этом небольшое
активное сальдо торгового баланса будет сохранено.
В четвертом квартале 2008г. снижение объемов продаж потребительских товаров
составило 4,4% относительно аналогичного периода 2007 г. (самое значимое
снижение после кризиса 1997 г.). В течение квартала темпы сокращения
увеличивались: октябрь - (-3,7)%, ноябрь - (-5,8)%, декабрь (-7)% по отношению
к аналогичному периоду прошлого года.
Особенно заметным стало сокращение продаж дорогих товаров, прежде всего,
автомобилей, подряд в течение семи месяцев. Ожидания потребителей ухудшились на
фоне колебаний рынка труда, цен на недвижимость, снижения реальных доходов.
В промышленном секторе в четвертом квартале 2008 г. объем инвестиций в
основной капитал снизился почти на 16% - по отношению к 2007 г., и на 14% - по
отношению к третьему кварталу 2008 г. Это связано с уменьшением объемов заказов
на продукцию машиностроительной отрасли и на транспортное оборудование. Также
уменьшились объемы производства в обрабатывающей и горнодобывающей
промышленности - на 12,3%, при этом в декабре - на 19,8%.
Данные за март-апрель 2009 г., в целом, по сравнению с четвертым
кварталом 2008 г., свидетельствуют о незначительном улучшении ситуации в первом
квартале 2009 г. Улучшение (на 2%) наблюдается в гражданском строительстве (в
январе - снижение на 9,3%, тогда как в декабре - на 16,2%), в коммерческом
секторе (рост - 27,7% против 3,4% в декабре, из-за завершения налогового
периода); в результате действий правительства произошло увеличение объемов
заказов на строительные работы.
Некоторое улучшение, наблюдавшееся в январе 2009 г. в горной
промышленности и обрабатывающей отрасли (+1,3%) связано с сезонными колебаниями,
но, в сравнении с январем 2008 г., наблюдается падение на 25,6% - из-за
уменьшения числа рабочих дней и резкого сокращения экспорта. Объемы отгрузки
основной продукции снизились более чем на треть, в том числе автомобилей - на
49,4%.
Количество занятых в январе 2009 г. уменьшилось на 103 тыс. человек, в
феврале - на 142 тыс. чел., основное снижение произошло в обрабатывающей
промышленности - в связи с уменьшением экспорта и внутреннего спроса. При этом
уровень безработицы повысился на 0,3% - до 3,6% по сравнению с декабрем 2008
г.; уровень занятости составил 57,3%, т. е. на один процент ниже, чем в январе
2008 г.
На финансовом рынке Южной Кореи также сохраняется нестабильность, что
порождает весьма скептическое отношение к нему иностранных инвесторов,
рекордными темпами распродающих акции национальных компаний на Корейской
фондовой бирже. С начала 2008 г. и по октябрь превышение продаж корейских акций
иностранцами над покупками составило 42,6 трлн. вон (29,59 млрд. долл. США по
текущему курсу). Такого Сеульская фондовая биржа не видела с самого своего
основания в 1992 г. В результате корейский биржевой индекс KOSPI, в 2007 г.
впервые преодолевший отметку в 2000 пунктов, опустился ниже 1000 пунктов.
Начиная с ноября 2008 г. ситуация начала меняться в лучшую сторону, с ноября по
март наблюдалось незначительное, в пределах 1%, увеличение нетто-покупок
иностранных инвесторов.
Следует отметить, что в январе-феврале 2009 г. индекс деловой
уверенности, по сравнению с предыдущими 14 месяцами, начал продвижение в
положительную сторону - на фоне роста объема заказов в машиностроении,
увеличения ликвидности финансовых институтов, снижения уровня учетной ставки.
Таким образом, меры, предпринятые правительством и направленные на стабилизацию
финансового сектора и стимулирование инвесторов, уже начали приносить
результаты.
По данным Министерства экономики знаний Южной Кореи, прямые иностранные
инвестиции в экономику по сравнению с предыдущим годом возросли в 2008 г. на
11,3%, составив 11,7 млрд. долл. США. Рост инвестиций по сравнению с предыдущим
годом зафиксирован впервые с 2004 г., чему способствовала успешная реализация
соответствующего плана, принятого правительством страны в мае 2008 г. В 2009 г.
министерство планирует привлечь иностранные инвестиции на сумму 12,5 млрд.
долл. США. В январе объем ПИИ составил 1,7 млрд., по сравнению с январем
предыдущего года - снижение на 38,2%, при этом в январе 2008 г. (2,7 млрд.
долл.) по сравнению с январем 2007 г. (1,5 млрд. долл.) рост составил 69,8%.
Следует учитывать, что Южная Корея и сама выступает достаточно крупным
инвестором. В 2007 г. объем южнокорейских прямых инвестиций в зарубежные страны
впервые превысил 20 млрд. долл. США, что стало результатом значительного
укрепления курса национальной валюты, а также политики правительства по
стимулированию инвестиций за рубеж.
корея
финансовый кризис экономика
2.2
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БОРЬБЫ С КРИЗИСОМ
По итогам первой и второй волн финансового кризиса правительствами
большинства стран были предприняты меры, направленные на стабилизацию
финансового и других секторов экономики. На преодоление финансового кризиса
ведущие экономики мира уже затратили более 9,4 трлн. долл. США (данные на 10
ноября 2008 г.), что составляет 15% мирового ВВП. В целом, разброс расходов по
странам необычайно велик - от 1% (Австралия, Дания) до 225% к ВВП (Ирландия).
Расширенный перечень наиболее общих направлений государственной поддержки можно
представить в следующем виде: поддержка финансовой и банковской системы; стимулирование
внутреннего спроса; меры институциональной поддержки, в том числе - налоговые
льготы; развитие инфраструктуры и энергетики; регулирование рынка труда и
системы социальной защиты населения; поддержка жилищного строительства и рынка
недвижимости, автомобилестроения, и в развивающихся экономиках дополнительно -
поддержка сельского хозяйства, экспортоориентированных отраслей, малого
бизнеса.
Следует отметить, что, начиная с сентября 2008 г., правительство Южной
Кореи прилагает активные усилия к преодолению кризиса долларовой ликвидности. В
октябре 2008 г. был обнародован комплексный план, направленный на преодоление
глобального финансового кризиса, и включающий в себя ряд мер, способных свести
к минимуму отрицательные последствия неблагоприятной ситуации, сложившейся в
мировой банковской системе, на фондовых и валютных рынках.
Данные меры включают: гарантии отечественным банкам по зарубежным займам;
поддержку ликвидности национальной валюты и американского доллара; меры по
стабилизации фондового рынка; поддержку малого и среднего бизнеса, а также
участие в международных антикризисных действиях.
Государственные гарантии отечественным банкам по займам в иностранной
валюте у зарубежных финансовых учреждений в объеме 100 млрд. долл. США сроком
на три года будут распространяться на кредиты, взятые в определенный период, с
учетом того, что внешние заимствования корейских банков, подлежащие выплате до
конца июня 2009 г., достигают 80 млрд. долл. США. Еще 30 млрд. долл. США
планируется направить непосредственно в банковский сектор - для поддержания
адекватного уровня воновой ликвидности с помощью сделок репо, скупки
государственных долговых обязательств и ускоренного выкупа стабилизационных
облигаций, интервенций на валютной бирже - во избежание резких колебаний
обменного курса воны.
Необходимые средства предполагается взять из государственных валютных
резервов, в дальнейшем они должны уменьшить дефицит наличной валюты в
отечественных банках.
Около 760 млн. долл. США (1 трлн. вон) должны быть направлены в
подконтрольный государству Индустриальный банк Кореи - для расширения программы
кредитования малого и среднего бизнеса в регионах.
Для оптимального реагирования на вызовы глобального финансового кризиса в
октябре 2008 года в Южной Корее был создан новый орган - Экономический
консультативный совет, заседания которого проходят регулярно, не реже одного
раза в месяц. Вместе с тем, на Банк Кореи была возложена задача обеспечения
достаточной ликвидности финансовой системы - в случае, если механизм
банковского кредитования начнет давать сбои.
В конце декабря 2008 г. официально было объявлено о том, что кризис
ликвидности преодолен и серьезных опасений по поводу его возврата - нет. Банки
и другие финансовые учреждения аккумулировали значительные объемы валюты, на
финансовый рынок ими не поставлявшейся. Это стало одной из причин резкого снижения
курса национальной валюты.
В декабре 2008 г. комитет по финансовому контролю призвал банки
поддержать малый и средний бизнес, активизировав выдачу кредитов на различные
цели (по закону, банки в Южной Корее обязаны поддерживать сектор МСБ). В то же
время, правительство, помогая банкам финансами, не призывает их спасать
компании, неспособные выйти из кризиса. Напротив, следует оказывать поддержку
тем структурам, у которых есть потенциальные возможности преодолеть временные
трудности.
В этих условиях правительство Южной Корее предпринимает активные меры по
продвижению краткосрочных проектов развития местной промышленности,
способствующие созданию новых рабочих в сферах малого и среднего бизнеса. В
этом плане Южная Корея также применяет опыт и других стран по преодолению
кризиса, увеличивая производственные инвестиции и стимулируя потребление.
В августе 2008 г. в Южной Корее было объявлено о начале осуществления
«Плана реформ относительно государственных корпораций: создание более
эффективной структуры управления» («The Reform Plan for Public Firms: Creating
a More Efficient Management Structure»). Основные задачи данного плана:
приватизация и консолидация 105 корпораций; улучшение эффективности управления
еще 69 компаниями; реструктуризация филиалов еще 132 компаний; повышение
качества корпоративного управления, раскрытия информации; введение
дифференцированной системы оплаты труда; сокращение затрат на фонд оплаты
труда.
В качестве основных требований программы можно выделить следующее: а)
организация процессов приватизации и продажи активов в течение 2009 г.; б)
консолидация предприятий, которая должна проходить по утвержденному плану,
совместными усилиями заинтересованных сторон; в) сокращение и объявление фонда
занятости в соответствии с установленным уровнем, при возможности сокращения
существующей численности работников вплоть до 2012 г.; г) обязанность компаний
- участниц программы еженедельно предоставлять отчеты о реализации плана в
Министерство стратегии и финансов и заинтересованные министерства, а также
Управление государственных учреждений.
В результате реализации данной программы предполагается сформировать
систему аутсорсинга непрофильных функций корпораций, реализовать непрофильные
активы частному сектору, сократить количество филиалов и дочерних подразделений,
с сокращением на 10% численности занятых и фонда заработной платы.
В соответствии с планом, вводятся дифференцированные системы оплаты
труда: «предельная зарплата», годовая оплата труда, оплата по трудовому вкладу.
Дополнительно устанавливаются требования к общественному раскрытию информации:
периоды - каждые три месяца; количество пунктов - 33 вместо 27; подробное
представление данных о программах переобучения, уровне стартовой зарплаты,
аффилированных лицах, расходах на социальную ответственность, заграничных
командировках руководства, аудиторских заключениях, объемах и направлениях
вложения государственных инвестиций для госкорпораций; оценка эффективности
бизнеса, деятельности профсоюза, включая содержание коллективного договора.
Сведения о компаниях, предоставляющих недостоверную или ложную
информацию, размещаются в системе Alio (All Public Information in One //
www.alio.go.kr) и на собственных веб-сайтах компаний.
Малые предприятия, с численностью занятых менее 50 человек, могут
принимать указанные требования добровольно - после консультаций с
соответствующими министерствами.
Программа реструктуризации госкомпаний - четвертая с начала 2008 г. мера
в области преодоления глобального финансового кризиса и улучшения экономической
ситуации в стране, предпринятая правительством. В ноябре 2008 г. также был
одобрен законопроект, дающий возможность для приватизации государственных
банков.
В связи с кризисом программу «747», предложенную президентом Ли Мен
Баком, пришлось корректировать. (Ли Мён Пак пообещал обеспечить 7-процентный
ежегодный экономический прирост (по итогам 2007 г. около 4-4.3 %), довести
южнокорейский ВНП на душу населения до 40 000 долларов США (2007 г.- около
20000 долларов США) и в течение ближайших 10 лет войти в число семи ведущих
экономик мира.) В результате появилась программа антикризисных мер и
экономического развития Республики Корея до 2018г. «New Growth Engines
Initiative» («Инициатива новых источников роста»), которая переплетается с
программой 747.
Только на разработку новой программы правительством было выделено 5,48
млрд. долл. США. Инвестиции в частный сектор, а также в новую схему его
развития в рамках антикризисной программы составят, соответственно, 68,4 млрд.
долл. и 74,7 млрд. долл. США, что, по расчетам, должно увеличить объем
выпускаемой продукции в частном секторе экономики со 116 млрд. долл. США в 2008
г. до 253 млрд. долл. к 2013 г. Предполагается увеличение экспорта - со 120,8
млрд. долл. США в 2009 г. до 306,9 млрд. долл. США к 2013 г., и 795,4 млрд. - к
2018 г.
Приоритетные проекты в 22 отраслях объединены в 6 групп: 1) энергетика и
охрана окружающей среды; 2) транспортная система; 3) новые информационные
технологии (IT); 4) новые разработки в интеграционной индустрии; 5)
биоиндустрия; 6) научно-исследовательская работа. По мере реализации программы
Южная Корея предполагает преодолеть позиционирование страны в качестве
активного импортера новейших технологий и ноу-хау.
В целом, план реструктуризации экономики направлен на оценку степени
риска и оказание поддержки жизнеспособным компаниям и предприятиям, обладающим
потенциалом конкурентоспособности в посткризисном развитии. Особое внимание
уделяется реструктуризации крупных корпораций (чеболей) с последующей их
приватизацией.
Среди мер, направленных на преодоление финансового и экономического
кризиса, принятых в 2009 г., можно выделить пакет финансовых стимулов в размере
51,3 трлн. вон (5,8% ВВП), включающий, в том числе, снижение налогов (35,3
трлн. вон) и государственные расходы (16 трлн. вон). Для поддержания валютной
ликвидности Южная Корея обладает резервами в размере 201,7 млрд. долл., кроме
того, объем государственных гарантий по займам банков составит до 100 млрд.
долл. США, а на прямое предоставление иностранной валюты предусмотрено 55 млрд.
долл. США. Дополнительно заключены соглашения по линии валютных «свопов» в
сумме 90 млрд. долл. - с США, Японией и Китаем. Также увеличен Стабилизационный
фонд иностранной валюты - с 10 до 20,6 трлн. вон.
Создан также Стабилизационный фонд рынка облигаций в размере 10 трлн.
вон, ориентированный на поддержку сектора МСБ и эмитентов кредитных карт.
Предоставлены налоговые поощрения для увеличения срока владения облигациями. В
банковском секторе для поддержания финансовой стабильности создан Фонд
рекапитализации банков в размере 20 трлн. вон - с участием Банка Кореи, Банка
развития и частных инвесторов. Правительство планирует создать ещё один фонд на
общую сумму 40 трлн. вон - для выкупа «плохих» корпоративных долгов.
В сфере продвижения экспорта будет и далее развиваться государственно-частное
партнерство, объем страхования экспорта составит 190 трлн. вон - против 130
трлн. в 2008 г. Особое внимание будет уделено поддержке экспорта услуг, в том
числе, образовательных и медицинских, привлечению потенциальных инвесторов в эти
секторы экономики.
В сфере подготовки кадров выделяется направление по созданию рабочих мест
по программе двигателей будущего роста и программе мирового лидерства, а также
в частном и государственном секторах (молодежная практика, сфера социального
обслуживания). Особое место в данном направлении занимает реализация нового
курса Зеленой стратегии - с созданием необходимой инфраструктуры, развитием
технологий с предоставлением компаниям, создающим рабочие места, прямой
ликвидности от Банка развития (всего 10 трлн. вон).
Для малого и среднего бизнеса, составляющего основу «внутренних» отраслей
промышленности, предусмотрено предоставление дополнительной помощи в размере 50
трлн. вон - через государственные банки, на основе оценки степени риска и
жизнеспособности предприятий.
Поддержка строительного сектора также основана на оценке рискованности
компаний. При этом надежные компании будут поддержаны банками, потенциально
рисковые - банками и государством, вполне жизнеспособные будут
реструктуризированы, остальные - ликвидированы.
В целом, можно отметить, что главным направлением антикризисных мер
правительства Южной Кореи в процессе стабилизации национальной экономики
по-прежнему остается активная инвестиционная политика государства. По каждому
из направлений, равно как и в программах нового роста и зеленого роста, четко
выделены инвестиционные приоритеты.
Южнокорейское правительство, помимо мер по преодолению кризиса внутри
государства, предприняло шаги, направленные на активизацию международного
сотрудничества с 20-ю странами с крупнейшими мировыми экономиками, а, кроме
того, объявило о том, что будет продолжать укреплять региональные связи,
сосредоточенные вокруг Южной Кореи, Китая и Японии.
Здесь, прежде всего, имелось в виду, что Южная Корея продолжит распространение
схемы двусторонних валютных своп-операций на страны G-20, а в пределах АТР -
приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках «Инициативы Чиангмай».
Кроме того, южнокорейское правительство решительно настроено осуществить
подписание договора о свободной торговле с оставшимися странами Восточной Азии
(блок ASEAN): с Китаем - в 2010 г., с Индией, Австралией - в 2011-м, с Японией
- в 2012 г. С другими странами блока договор был подписан ранее.
Опубликованные 20.01.2010 результаты ежегодного исследования
американского фонда Heritage Foundation и газеты The Wall Street Journal
представляют рейтинг самых свободных экономик мира на основе расчетов по десяти
основным категориям, которые учитывают, в частности, степень экономических,
торговых свобод, инвестиционной открытости, вмешательства государства в
экономику, фактор коррупции и прочее. Авторы исследования констатируют, что в
кризисный 2009 год уровень экономических свобод снизился, что объясняется более
сильным вмешательством государств в экономику стран в период рецессии.
Некоторые страны, в частности, Великобритания и Китай, последовали
примеру Америки и тоже существенно ограничили экономическую свободу. В тоже
время многие страны, такие как Польша, республика Корея, Мексика, Япония,
Германия и Франция, сохранили или даже расширили экономические свободы в своих
странах, несмотря на глобальный кризис. Не обращая внимания на спад, эти страны
продолжали либерализацию своих экономик, предоставляя предпринимателям и
потребителям большую свободу в действиях.
В правительственном сообщении от 2010-01-07 говорилось, что отечественная
экономика Южной Кореи пережила худший момент глобального экономического спада,
но признаки неоперившегося восстановления экономики еще не тверды. Министерство
Стратегии и Финансов подчеркнуло в сообщении, что экономика пережила худшую
фазу кризиса со стабилизировавшимся финансовым рынком и недавними индикаторами,
указывающими на восстановления в производстве, инвестициях, и экспорте, но все
еще трудно сказать, что основа для полного восстановления прочна.
Оценивая действия южнокорейского правительства, Директор Международного
Валютного Фонда Доминик Штраус-Кан отметил, что меры являются очень подходящими
и способствуют повышению доверия к финансовой системе и надежным макроэкономическим
основам Республики Корея.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В южнокорейской экономике под воздействием мирового финансового кризиса
наблюдаются падение цен на акции, рост обменного курса валюты и нестабильность
основных показателей. Финансовая нестабильность снижает рост, усугубляет
безработицу и распространяется на сектора реальной экономики. В ответ на это
южнокорейское правительство определило основные принципы выхода из нынешнего
кризиса путем упреждающих, решительных и достаточных мер и осуществляет
программу таких мер, используя различные инструменты политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Республика Корея быстрыми темпами интегрировалась в мировую экономику с
самого начала кризиса 1997 г. Правительство предложило новую модель развития,
которая включает повышение качества ведения деловой практики до мировых
стандартов, развитие трудовых ресурсов и технологий и повышение эффективности
институционных структур.
Опыт Республики Корея представляется интересным для стран, осуществляющих
всестороннюю системную модернизацию, показывая основные пути и механизмы
формирования «экономики знаний» и эффективность тех или иных мер по активизации
инновационной деятельности при разработке собственной национальной стратегии
индустриализации в нынешних условиях.
В южнокорейской экономике под воздействием мирового финансового кризиса
наблюдаются падение цен на акции, рост обменного курса валюты и нестабильность
основных показателей. Финансовая нестабильность снижает рост, усугубляет
безработицу и распространяется на сектора реальной экономики. В ответ на это
южнокорейское правительство определило основные принципы выхода из нынешнего
кризиса путем упреждающих, решительных и достаточных мер и осуществляет
программу таких мер, используя различные инструменты политики.
Таким образом, можно отметить, что действия правительства по преодолению
последствий кризиса носят достаточно решительный характер и, опираясь на опыт,
полученный в 1997 г., Южная Корея стремится не только противостоять негативному
влиянию, но и активно реализовывать перспективные стратегические планы по
развитию источников будущего роста.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдурасулова
Д. Промышленная политика Южной Кореи // Экономист. - 2009. - N 1. - С.57-65.
2. Абдурасулова
Дж. Республика Корея: промышленная политика в условиях глобализации // Мировая
экономика и международные отношения. - 2009. - N 5. - С.100-107.
. Абишева
М.А., Рахимжанова А.Ж. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ВЕДУЩИХ ГОСУДАРСТВ МИРА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ПОСЛЕДСТВИЙ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА // Информационно-аналитический журнал
«Analytic». -2009. - №1. - С.23
. Вступительная
речь Посла на брифинге, посвященном ситуации на Корейском полуострове (18
декабря 2008 года) http://www.infokorea.ru/economic_cooperation/text7.php
. Гил,
К.С. Эволюция внешнеэкономической стратегии развития Республики Корея: дисс.
канд. экон. наук: 08.00.14 / К.С. Гил. - Минск, 2007. -140с.
. Гладков
И.С. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2003. - С. 105.
. Гладков
И.С. Опыт антикризисного управления в республике Корея // Менеджмент в России и
за рубежом. 2006.
- №5. - С.14-17
8. Димитров,
Д.И. Внешнеэкономическая политика Республики Корея в начале XXI в.: автореф.
дис. канд. экон. наук: 08.00.14 / Д.И. Димитров. - М., 2009. - 20с.
9. Павлов В. Азия
открыла второй фронт // Ежедневная деловая газета РБК daily
<http://rbcdaily.ru/2008/10/10/world/384691>
. Петров Л.
Южнокорейский план 747 между небом и землёй. // Журнал КоммерсантЪ-Власть, 14
сентября 2008 г.
. Русецкий Е.А.
«7-4-7» НОВОИЗБРАННОГО ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ // Ежемесячное издание для
руководителя «Восточный базар». - 2008. - №107. - С.56-58
. Самофалова Ольга
Гонконг снова признан центром свободной экономики мира // http://www.rb.ru/topstory/economics/2010/01/20/191335.html
. Суслина С.С.
Республика Корея и мировой финансовый кризис // «Мировое и национальное
хозяйство» издание МГИМО (У) МИД России №8. - 2009. -
http://www.mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=102
. Федоровский А.
Реформы продолжаются // Азия и Африка сегодня. - 2009. - N 11. - С.24-26.
. Экономическая
политика Республики Корея после финансового кризиса 1997 г. // Энергия:
экономика, техника, экология. - 2008. - N 1. - С.56-60.
. Южная Корея прошлая
худшую стадию финансового кризиса http://news.xinhuanet.com/english/2010-01/07/content_12770628.htm
. Банк Республики
Корея (Bank of Korea)
http://www.bok.or.kr
. Корейский институт
развития (Korea Development Institute) http://www.kdi.re.kr
. Министерство стратегии
и финансов РК <http://www.mosf.go.kr>
. Материалы сайта
http://www.infokorea.ru/facts/economy/growth.php
. Материалы сайта
http://world.kbs.co.kr/english/
. Материалы сайта http://www.infokorea.ru/facts/economy/perspective.php
23. Business
Korea. - September, 2004. - Р. 15, 28-33.
. B.J.
Song; D.Lim. Korean Industry vision 2020 and megatrends // KIET Industrial
Economic Review. No. 1. 2006. P. 10.
. Country
Studies: South Korea // The Economist (10 апреля 2009).
. The Han
kook Ilbo. January 10, 2000; Business Korea. 2000. - Vol. 17. - № 9. - Р.
8-10.
. Y.S. Kim.
Regional Industrial Policy in Korea - its outcomes and implications // КГЕТ
Industrial economic review. No. 2. 2008.
P. 20.
. World.kbs.co.kr
25.01.2009. // Информационно-аналитический журнал «Analytic». - 2009. - №3. -
С.17-23
. Хангуг тхонге вольбо
(Статистический ежемесячник РК). - Сеул. - Р. 207, 246.