Прибалтийские страны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,99 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Прибалтийские страны

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего государственного образования

Государственный университет управления

Институт государственного управления и права







Курсовая работа по дисциплине геополитика

на тему «Прибалтийские Страны»

Выполнил студент:

Минасян А.А.

Факультет: ГиМУ, 2 курс, 2 группа

Проверил преподаватель:

Лопарёв Анатолий Васильевич




Москва 2012 год

Содержание

Введение

1. Ситуация с Прибалтийскими странами до распада СССР

.1 Присоединение Прибалтийских стран к СССР

.2 Геополитические процессы в Прибалтийских странах перед распадом СССР

2. Ситуация с Прибалтийскими странами после распада СССР и в настоящее время

.1 Политический аспект

.2 Экономический аспект

.3 Проблематика взаимоотношений России и стран Прибалтики

.3.1 Русскоязычное население в странах Прибалтики

.3.2 Пограничные вопросы

.3.3 Безопасность в регионе

.3.4 Социальная напряженность

3. Перспективы взаимоотношений России и Прибалтийских стран в будущем

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы геополитических отношений России и Прибалтийских стран не будет исчерпана никогда, поскольку регион Балтийского моря всегда будет оставаться в зоне жизненно важных интересов России, предполагающих обеспечение там прочной безопасности на условиях, не ущемляющих безопасности России. Основной задачей внешней политики нашей страны в отношении стран Балтии является усиление влияния России в регионе с целью укрепления собственной безопасности, защиты своих экономических интересов и обеспечения прав национальных меньшинств через сотрудничество с этими государствами.

В настоящем курсовом проекте осуществлена попытка перечислить основные геополитические факторы в отношениях России и стран Прибалтики, их историческую подоплёку, а также перспективы развития геополитического пространства Россия - Прибалтика с учетом уже существующих и вновь образующихся факторов.

Цель данной работы - это разобраться в отношениях России и стран Прибалтики.

Чтобы понять суть проблемы будут рассмотрены:

)Ситуации с Прибалтийскими странами до распада СССР

)Ситуация с Прибалтийскими странами после распада СССР и в настоящее время

)Перспективы взаимоотношений России и Прибалтийских стран в будущем.

1. Ситуация с Прибалтийскими странами до распада СССР

.1 Присоединение Прибалтийских стран к СССР

сентября и 10 октября 1939 года - после того, как Германия напала на Польшу, а СССР также ввёл свои войска на территорию Польши и фактически принял участие в её разделе - СССР предложил прибалтийским государствам заключить договоры о взаимопомощи, в том числе об оказании военной помощи, создании военных баз и размещении на них советских войск (по 25 тысяч человек в Латвии и Эстонии и 20 тысяч - в Литве). По мнению балтийских государств (поддерживаемому Западом), эти договоры были им навязаны советским руководством, а последующее их присоединение к СССР следует рассматривать как аннексию. Таким образом, договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, подписанный 23 августа 1939 года, фактически предопределил судьбу прибалтийских государств.

Одновременно с заключением договора о взаимопомощи СССР передал Литве Вильнюс и Виленский край, отошедшие после раздела Польши к СССР. Менее чем через год было оформлено вступление всех трёх стран в состав СССР в качестве союзных социалистических республик - после ввода советских войск в Прибалтику в июне 1940 во всех трёх странах были созданы просоветские правительства и проведены выборы, 21 июля 1940 сейм Латвии провозгласил, что Латвия становится социалистической республикой, в тот же день об установлении советской власти провозгласили сейм Литвы и парламент Эстонии, а 3 − 6 августа Верховный Совет СССР удовлетворил просьбу Латвии, Литвы и Эстонии о вхождении в СССР.

На Ялтинской конференции в феврале 1945 были закреплены послевоенные границы. США и Великобритания по сути признали вхождение стран Балтии в состав СССР. Руководство стран-союзников не пожелало в тот момент идти на обострение отношений с Советским Союзом. Впоследствии это не помешало западным государствам поддерживать многочисленные требования общественности о предоставлении независимости прибалтийским республикам. В то же время официальное предъявление таких требований могло привести к развалу всей системы послевоенных международных соглашений. Проблема нашла своё разрешение лишь много лет спустя благодаря центробежным процессам внутри самого Советского Союза.

.2 Геополитические процессы в Прибалтийских странах перед распадом СССР

С началом перестройки в 1987 году в столицах Прибалтики начались массовые антисоветские выступления. В 1988 году возникли первые перестроечные движения. 3 июня 1988 года в Литве было основано движение за независимость Саюдис. В январе 1990 года визит Михаила Горбачёва в Вильнюс вызвал демонстрацию сторонников независимости численностью до 250 тысяч человек.

марта 1990 года Верховный Совет Литвы во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость. Таким образом, Литва стала первой из союзных республик, объявившей независимость, и одной из двух, которые сделали это до событий ГКЧП. Независимость Литвы не была признана центральным правительством СССР и почти всеми другими странами. Советским правительством была начата экономическая блокада Литвы, а позже были применены войска.

В 1988 году был образован Народный Фронт Эстонии, провозгласивший целью восстановление независимости. В июне 1988 года в Таллине произошла так называемая «поющая революция» - на традиционном фестивале на Певческом поле приняли участие до ста тысяч человек, а 23 марта 1990 года Компартия Эстонии вышла из состава КПСС.

марта 1990 года Верховный Совет Эстонии провозгласил вхождение в СССР в 1940 году незаконным, и начал процесс преобразования Эстонии в независимое государство.

мая 1990 года Верховный Совет Латвии провозгласил переход к независимости, а 3 марта 1991 года данное требование было подкреплено референдумом.

Особенностью отделения Латвии и Эстонии является то, что, в отличие от Литвы и Грузии, до полного распада СССР в результате действий ГКЧП они объявляли не независимость, а «мягкий» «переходный процесс» к ней, а также то, что, в целях обретения контроля на своей территории в условиях сравнительно небольшого относительного большинства титульного населения, республиканское гражданство было предоставлено только лицам, проживавшим в этих республиках на момент их присоединения к СССР, и их потомкам.

Центральное союзное правительство предприняло силовые попытки пресечения достижения независимости прибалтийскими республиками. 13 января 1991 года отряд спецназа и группа «Альфа» взяли штурмом телебашню в Вильнюсе и остановили республиканское телевещание. Местное население оказало массовое противодействие этому, что повлекло за собой 14 жертв убитыми. 11 марта 1991 года был образован Комитет национального спасения Литвы, введены войска. Однако реакция мировой общественности и усилившихся либеральных течений в России сделала невозможной дальнейшие силовые действия.

2. Ситуация с Прибалтийскими странами после распада СССР и в настоящее время

2.1 Политический аспект

Сразу после восстановления независимости Латвия, Литва и Эстония предприняли энергичные шаги в направлении быстрейшей интеграции в основные европейские и атлантические институты. Балтия всесторонне ориентируется на Запад, и, прежде всего на США, Германию, североевропейские страны. Главный мотив - "исторически обоснованное" стремление преодолеть зависимость от России, выйти из сферы российского влияния.

В 1992-1995 гг. в своих внутри- и внешнеполитических целях страны Балтии активно использовали острые проблемы присутствия российских войск, статуса русскоязычного населения. Любой политический кризис в России, чеченский конфликт использовались как факторы общенациональной мобилизации против внешней угрозы.

июля 1991 г. по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в Эстонии, Латвии и Литве.

В мае 1992 г. были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими странами, аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.

В 1992 г. на Балтийские государства было распространено также действие экономической программы ЕС РНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято решение о принципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС наряду с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией.

Фактически страны Балтии во взаимоотношениях с Европейским союзом за два года прошли путь, на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6 лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕС были подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступили в силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данных странах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Литвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).

июня 1995 г. в Люксембурге состоялось подписание договоров об ассоциации Балтийских государств и Европейского союза ("европейские соглашения"). Договоры содержат обязательства по установлению режима свободной торговли между сторонами, снятию ограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы, приведению законодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми в Европейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциации страны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, что имеют сейчас Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означает, в частности, что представители Эстонии, Латвии и Литвы могут участвовать во всех совместных встречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках "стратегии подготовки к вступлению" последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене в декабре 1994 г.

В мае 1994 г. Балтийским государствам вместе со странами Центральной и Восточной Европы был предоставлен статус "ассоциированных партнеров" ЗЕС. "Ассоциированные партнеры" могут участвовать в заседаниях Совета Западноевропейского союза (без права блокировать решения, принимаемые консенсусом), а также с согласия большинства полноправных членов в военных операциях ЗЕС.

В декабре 1995 г. на очередной Ассамблее союза в Париже была выдвинута инициатива создания, в рамках развития сотрудничества ЗЕС со странами Центральной и Восточной Европы и укрепления роли Союза в системе европейской безопасности, "ганзейского корпуса" из военно-морских соединений Дании, Германии, Польши и Балтийских стран.

В целом можно говорить о том, что сегодня ЕС является одним из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговли Эстонии, Латвии и Литвы. Важно отметить при этом действие договора о свободной торговле, вступившего в силу с 1 января 1995 г. В Латвии, например, за январь-ноябрь 1995 г. экспорт в страны ЕС вырос по сравнению с тем же периодом предыдущего года с 39,1 до 45%, импорт - с 39,7 до 50%. Это происходит на фоне снижения торговли со странами СНГ - за то же время экспорт сократился с 42,5 до 37,5%, импорт - с 30,1 до 28%.

Обращает на себя внимание тот факт, что "ускорение" темпов сближения Европейского союза и стран Балтии - придание им статуса "ассоциированных партнеров" ЗЕС, заключение договоров о свободной торговле, начало выработки "европейских соглашений" - пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве в Латвии). Об усилении внимания ЕС к Балтийскому региону свидетельствует и выдвижение в мае 1996 г. на саммите Совета государств Балтийского моря новой стратегии Европейского союза для региона.

Наиболее активными агентами балтийской политики ЕС выступают североевропейские страны - Дания, а после вступления в Европейский союз в 1994 г. - Швеция и Финляндия. Североевропейские государства оказывали активную поддержку Эстонии, Латвии и Литве еще в период их борьбы за независимость в 1990-1991 гг. Развитие их сотрудничества после восстановления независимости имеет глубокие основания.

Прежде всего, североевропейские государства заинтересованы в стабильности в регионе, непосредственно примыкающем к их границам. Отсюда - и содействие экономическим реформам в Балтийских странах. Кроме этого, сотрудничество с государствами Балтии в определенной мере способствует поиску новой идентичности североевропейских стран в меняющейся Европе, позволяет уверенней чувствовать себя в ЕС. Определенный интерес представляет для них и рынок сравнительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы в Эстонии, Латвии и Литве. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и давние исторические, культурные и даже этнические (Финляндия-Эстония) связи.

Североевропейские государства являются главными западными экономическими партнерами Эстонии, Латвии и Литвы.

Необходимо отметить помощь североевропейских стран в создании национальных вооруженных сил Балтийских государств. В первую очередь это касается пограничных частей, поскольку страны Северной Европы озабочены опасностью проникновения на их территорию через Балтийские государства нелегальных беженцев из третьих стран, наркотиков, контрабанды оружия и других товаров. В то же время военные поставки северных стран Балтии ограничиваются пока снаряжением и устаревшей легкой техникой.

Североевропейские государства патронируют включение Эстонии, Латвии и Литвы в миротворческие операции. В сентябре 1994 г. данные государства, а также Норвегия и Великобритания подписали документ, предусматривающий долгосрочное сотрудничество с Эстонией, Латвией и Литвой в деле создания Балтийского миротворческого батальона, официальным куратором которого стала Дания. Решение о создании батальона, который будет состоять из военнослужащих трех Балтийских стран, было принято в декабре 1993 г. в Таллинне. Предполагается, что затраты на его подготовку составят в общей сложности около 27 млн. долл.

Не исключено, что сотрудничество североевропейских и Балтийских государств получит и серьезную институциональную основу. Существует план превращения Швеции в своего рода куратора безопасности в регионе, создания зоны безопасности, включающей Швецию, Финляндию и Балтийские государства. Сегодня Швеция уже является практически официальным политическим патроном стран Балтии, она выступала посредником в урегулировании спора о морской границе между Латвией и Эстонией, в урегулировании проблемы вывода российских войск из Латвии и т.д. Показательно, что первый зарубежный визит после назначения новый премьер-министр Швеции Г. Петерсон совершил в Эстонию (апрель 1996 г.).

Среди государств-членов ЕС особое место в отношениях с Балтийскими государствами занимает также Германия.

Сегодня Германия активно способствует сближению ЕС и Балтийских государств. Во время визита президентов стран Балтии в США в июне 1996 г. Б.Клинтон назвал Германию возможным главным "покровителем" Эстонии, Латвии и Литвы в переговорах о вступлении в Европейский союз. Уместно напомнить, что именно во время председательствования Германии в Европейском союзе был подписан договор о свободной торговле ЕС с Балтийскими странами и начаты переговоры о заключении с ними "европейских соглашений".

В сентябре 1994 г. Германия заключила договоры о военном сотрудничестве со всеми тремя Балтийскими странами. Она оказывает Эстонии, Латвии и Литве в этом отношении и конкретную материальную помощь. Так, Латвии немцы передали два транспортных самолета, 8 военных катеров бывшей ГДР, 150 грузовых машин и 60 прицепов, 136 т различного военного снаряжения и обмундирования. В Латвии дважды побывала эскадра минных тральщиков ФРГ, республику посещал министр обороны Ф.Рюэ и другие должностные лица.

Германия в настоящее время играет заметную роль и в экономике стран Балтии. Для Латвии, например, она является вторым по объему оборота торговым партнером (около 13% экспорта и 15% импорта), занимает третье место по объемам иностранных инвестиций в республику (около 60 млн. долл.). Заметную роль играет Германия и в экономике Литвы, где она является первым иностранным инвестором (около 70 млн. долл.).

Вместе с тем необходимо заметить, что Германия весьма осторожно относится к увеличению активности в Балтийском регионе, и полностью ее потенциал в этом отношении еще не используется.

В Соединенных Штатах, которые никогда не признавали вхождения Балтийских государств в состав СССР в 1940 г., восстановление независимости Эстонии, Латвии и Литвы трактуют сегодня как один из результатов окончания "холодной войны", и поэтому относят их не к "новым независимым государствам", а рассматривают как "нации, восстановившие свободу". О значительном интересе к Балтийским странам и их отношениям с Россией, который существует в США, свидетельствуют визиты Б.Клинтона в Ригу 6 июля 1994 г., А.Гора (13 марта 1995 г.) и Х.Клинтон (8 июля 1996 г.) - в Таллин.

Североатлантический альянс рассматривается в Балтии главным гарантом безопасности в регионе. Страны Балтии активно приветствовали выдвижение НАТО инициативы программы "Партнерство во имя мира", видя в ней "верный шаг в нужном направлении в правильно выбранное время", и были в числе первых присоединившихся к программе государств. Намерение вступить в НАТО в качестве перспективной цели зафиксировано в "Основных положениях внешней политики Латвии", одобренных парламентом в феврале 1995 г., а Литва подала официальную заявку на вступление в Альянс еще в январе 1994 г. Балтийские государства активно выступали за расширение НАТО, подчеркивая, что этот процесс ни в коем случае не должен оставлять их в стороне, и заявляя, что он не направлен против России. Особенно активна в вопросе о расширении НАТО была Литва, которая в этом отношении ориентировалась на Польшу.

Как известно, три Балтийских государства не попали в первую волну приглашенных для вступления в Североатлантический союз. В немалой степени сыграло свою роль и нежелание западных политиков портить отношения с Россией, осложнять внутриполитическую ситуацию президента Б.Н.Ельцина. Подобного рода аргументы хорошо сформулированы в докладе 1996 г. "От коллективной обороны к коллективной безопасности. Трансформация и расширение" влиятельным голландским Советом по вопросам мира и безопасности: "Время приема трех стран Балтии в НАТО в ближайшем будущем еще не наступило, поскольку это серьезным образом осложнило бы отношения с Россией. Не ясно также, захотела бы и желала бы НАТО предложить странам, маленьким по площади и не имеющим стратегической глубины, надежную степень защиты в случае, если их вступление в НАТО приведет к враждебности со стороны Российской Федерации".

Однако затянувшемусь процессу вступления стран Балтии в НАТО было суждено завершиться. В 2004 году все три балтийские страны были приняты в состав НАТО.

Стремясь избежать обострений отношений с Россией, Запад за минувшие годы проводил политику "выдавливания" ее из Прибалтики, включения Балтийских государств в свою сферу влияния. В то же время на Западе не заинтересованы в обострении российско-балтийских отношений, и Запад, видимо, не готов идти на прямую поддержку Балтийских государств в их противостоянии с Россией. России придется считаться с особым отношением к Балтийским странам на Западе. Необходимо осознавать, что отстаивание российских интересов в регионе будет сталкиваться со скрытым, а не исключено, что в ключевых вопросах и открытым противодействием западных государств.

.2 Экономический аспект

Экономические отношения с Россией имеют для стран Балтии сегодня три важнейших аспекта:

во-первых, Россия и страны СНГ (Белоруссия) являются для государств Балтии важнейшим источником топлива и других энергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России удовлетворяется, например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% - в электроэнергии, 90% - в цветных металлах, 80% - в сырье для химической промышленности. В отраслях, связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестиции в Балтийских государствах, участие российского капитала в акционировании балтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;

во-вторых, обслуживание транзита из России является важной статьей доходов Балтийских государств. Сегодня объем российского транзита через территорию Эстонии составляет, по некоторым данным, до 9 млн. тонн в год, Латвии - 36 млн. тонн, Литвы - 10,1 млн. тонн. Все три республики планируют увеличение поступлений от транзита. Разрабатываются планы реконструкции портов, привлекаются иностранные инвесторы, планируется перестройка бывших советских военно-морских баз в Палдиски и Лиепае. В Латвии много внимания уделяют планам транспортировки нефти из Тимано-Печорской нефтяной провинции - одним из ее пунктов в республике хотели бы видеть Вентспилс. Заинтересованность в привлечении российских грузопотоков проявляет и Эстония, имеющая большой дефицит платежного баланса. Премьер-министр Т.Вяхи назвал транзит "зоной приоритетного развития" эстонской экономики;

в-третьих, сбыт в Россию продукции сельского хозяйства, учитывая его сохраняющееся значение для экономики стран Балтии, а также то, что разоряющиеся фермеры являются главной оппозицией реформам (Эстония) и электоральной базой националистов (Латвия).

Балтийские республики были наиболее экономически развитыми в бывшем СССР. Разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к заметному спаду производства. Например, даже в самой благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.

За годы реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные сдвиги. Если ранее Эстония специализировалась на машиностроении, металлообработке, приборостроении и электронике (то есть высокотехнологичных отраслях), то сейчас возросло значение и удельный вес в экономике переработки сельскохозяйственной продукции, лесной и деревообрабатывающей промышленности. Развился и необходимый для рыночной экономики банковско-финансовый сектор. Вместе с тем, пришло в убыток рыбное хозяйство, серьезные проблемы испытывает сланцевая промышленность.

Тем не менее ход экономических реформ в странах Балтии отличается наименьшими издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг. индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах плюс-минус 1-2% к объему ВВП.

Экономика стран Балтии вышла из кризисного спада производства уже в 1995 г. В последние три года там наблюдается устойчивый экономический рост.

Согласно прогнозу ЕБРР, темпы роста ВВП в 1997 г. составят в Латвии 3,4%, в Литве - 3,8%, в Эстонии - 4,9%. По оценке экспертов Еврокомиссии, объем ВВП в Эстонии в этом году увеличится на 4,5%. Объем "теневой" экономики, не попадающий в официальную статистику, составляет в Эстонии 13-14%. По прогнозу ЕБРР, темпы инфляции наименьшими в 1997 г. будут в Латвии - 10% в год. В Эстонии они составят 12%, в Латвии - 13%. Министерство финансов Латвии рассчитывает, что темпы годовой инфляции в этой стране снизятся к 2002 г. до 5,7%.

Макроэкономическое развитие Латвии в 1996 г. было положительно оценено в МВФ. Страна добилась роста ВВП на 2,5%, темпы инфляции снизились до 13% по сравнению с 23% в 1995 г. Заметно снизилась процентная ставка, высокий уровень которой в 1995 г. содействовал развитию банковского кризиса в стране.

Со своей стороны Литва весной 1997 г. заявила, что хотела бы уменьшить свою зависимость от займов МВФ. По ряду позиций литовское правительство не пошло на удовлетворение рекомендаций МВФ, от выполнения которых, как правило, зависит получение его займов. Так, Литва отказалась снизить свой сравнительно высокий тариф на импорт сельскохозяйственных товаров (в среднем на 27,%).

Волна банковских кризисов захватила в 1993 г. Эстонию, в 1994 г. - Латвию, в 1995 г. Литву. Например, в Эстонии во время кризиса обанкротилась треть банков. Количество банков в стране сократилось с 42 до 15 за период 1993-1995 гг. Сегодня эстонские банки считаются лучшими в странах Балтии. Последствия банковского кризиса Литва переживала и в 1996 г. В Латвии в 1996 г. рухнул крупный банк "Балтия". 2.8. Самой высокой степенью либерализации в регионе отличается экономика Эстонии. Вмешательство государства в экономику здесь сведено до минимума, нет ограничений на право собственности. Жесткая валютно-финансовая политика о6еспечивает свободную конвертацию национальной валюты кроны при ее устойчивом курсе, а также - сбалансированный госбюджет. Начиная с 1991 г. в страну привлечено 800 млн. долл. прямых иностранных инвестиций. По количеству иностранных инвестиций, приходящихся на одного жителя, Эстония среди всех стран ЦВЕ уступает только Венгрии.

Важное значение в макроэкономической политике придается приватизации.

К началу 1996 г. Эстония продала 64% государственных предприятий частным стратегическим инвесторам. Ваучерная приватизация затронула в основном жилье. В Литве внешним инвесторам был продан только 1% госпредприятий. Ваучерная приватизация охватила около 70% предприятий страны. Для привлечения инвесторов в процессе приватизации Эстония использовала восточногерманскую модель. Финны и шведы составили 2/3 стратегических инвесторов в Эстонии. К началу 1996 г. только 4% предприятий (15% капитала) оставалось в Эстонии в руках государства. По доле частного сектора в экономике Эстония опередила все страны-члены ОЭСР. Начиная с 1994 г. эстонский опыт международных тендеров в процессе приватизации начинает применять и Латвия. В 1996 г. этот процесс приобрел широкие масштабы.

Второй этап приватизации (неваучерной) начался в Литве в 1996 г. В основном на торги выдвигались неконтрольные пакеты акций предприятий, уже прошедших ваучерную приватизацию. В 1996 г. из 800 приватизационных тендеров только в 30 случаях предлагались контрольные пакеты акций. На 1997 г. в Литве приватизируется 835 предприятий, включая 14 крупных. Среди последних: "Литовские телекоммуникации", "Литовские аэролинии", "Литовский радио-телевизионный центр". Социал-демократы Литвы выступили против подобной широкомасштабной приватизации и потребовали проведения референдума по этому вопросу. В 1998 г. правительство Литвы планирует приступить к приватизации последнего оплота государственной экономики - газовой и энергетической отраслям. К февралю 1997 г. только одна небольшая транспортная компания из Клайпеды была куплена с привлечением иностранного инвестора.

В 1997 г. российский Газпром вместе с германским РУР-Газом закупили по 16,25% акций "Латвийского газа", национального поставщика природного газа в стране.

Процесс приватизации в Балтии проходит при широком содействии зарубежных инвесторов. С точки зрения имеющихся экономических и политических рисков для вкладчиков капитала самой надежной на Западе до последнего времени считалась Эстония. По оценке Еuromoney, в сентябре 1996 г. Эстония с точки зрения рисков для инвестора стояла на 71-м месте в списке из 179 стран, обгоняя Латвию (75-е место). Однако в марте 1997 г. Латвия поднялась на 63-е место и опередила Эстонию (69-е место). Литва по этому показателю за прошедший период опустилась на 72-е место. Россия, для сравнения, занимает в списке Еurоmoey 91-е место. В своих оценках этот влиятельный в финансовых кругах мира журнал учитывает 9 показателей - общее экономическое развитие страны, политический риск, показатели задолженности и выполнение обязательств по платежам, доступ к национальному финансовому рынку и др.

По размеру прямых иностранных инвестиций, приходящихся на душу населения, Латвия (86 долл. за год) в 1996 г. обогнала Эстонию (45 долл.), оставив далеко позади более населенную Литву (21 долл.). По этому показателю Латвия намного уступает Венгрии и Чехии, но находится в одном ряду с Польшей и Хорватией. Разумеется, в абсолютных размерах иностранные инвестиции более интенсивно поступают в соседние страны Восточной и Центральной Европы.

Наряду с привлечением иностранных инвестиций страны Балтии начали практиковать выход на зарубежные финансовые рынки в качестве инвесторов. Недавно Литва эмитировала евробонды на сумму в 200 млн. долл. США.

Уровень официальной безработицы остается на низком уровне. На 1 января 1997 г. в Эстонии насчитывалось 37 тыс. безработных, ищущих рабочее место. Из них статус безработного имели 19 тыс. человек, а пособие получали 17 тыс. человек, или 2,3% всего трудоспособного населения. В результате почти 50%-ного спада производства в сельском хозяйстве Эстонии там уровень безработных относительно выше, что представляет собой серьезную социальную проблему. Государство фактически прекратило поддержку фермерского производства. Эстония увеличила импорт продуктов - мяса, птицы, которые раньше вывозила в соседние республики. Ранее популярные в России мясо-молочные продукты из Эстонии почти не появляются в продаже в РФ. Эксперты Еврокомиссии настоятельно рекомендуют Эстонии сокращать поголовье крупного рогатого скота.

Дефицит внешнеторгового баланса Эстонии (14 млрд. крон в 1996 г.) практически равен по своему размеру госбюджету страны. Экспортная выручка достигает лишь двух третей расходов на импорт. На Россию приходится 16% эстонского экспорта (4 из 25 млрд. крон в 1996 г.) и около 14% импорта (5,2 из 38 млрд. крон). Природный газ, нефть и нефтепродукты являются основными статьями экспорта России в страны Балтии. Доля транзита в экспорте Эстонии - 30%.

Вступление в ЕС может сопровождаться нарастанием структурных проблем в экономике Балтийских государств. Особенно серьезным будет ущерб сельскому хозяйству и пищевой промышленности.

Страны Балтии рассчитывают поправить свои экономические дела за счет привлечения иностранных туристов. Однако пока эти надежды не оправдываются. Например, в Эстонии количество иностранных визитеров в 1996 г. (2,5 млн.) сократилось на 20% по сравнению с 1995 г. В прошлом году иностранные туристы потратили в стране 0,5 млрд. долл., что равняется 18% экспортных доходов. Эстония рассчитывает удвоить количество иностранных туристов в течение ближайших пяти лет.

Летом 1997 г. в руководящих кругах Латвии обсуждались возможности частичного отхода от жесткой финансовой политики. Против смены курса выступил премьер-министр Латвии Андрис Шкеле, которому пришлось покинуть свой пост. Он отметил, что ослабление жесткости финансовой политики правительства в угоду популистским политическим настроениям повлечет за собой новый виток инфляции. "Политическое повышение зарплат и пенсий", по его словам, может оказаться лишь иллюзией, потому что "за лат вы не сможете купить того, что купили днем ранее".

Попытки изменения макроэкономического курса не являются лишь следствием политической игры. Несмотря на внешнее относительное макроэкономическое благополучие социальная напряженность в странах Балтии остается. Например, в Латвии почти 70% населения, по данным The Baltic Times, проживает за чертой бедности. Средний доход на душу населения оценивается на уровне 38 латов (65 долл. США) в месяц.

Как уже отмечалось, стратегической целью стран Балтии в области экономики является присоединение к EC. Для этого, в частности, проводится и жесткая финансовая политика, чтобы уже заранее приготовиться к выполнению макроэкономических требований для вступающего в 1999 г. в силу Европейского валютного союза (ЕМИ) - низкие темпы инфляции и размер бюджетного дефицита, не превышающий 3% ВВП. В то же время в этих странах, которые столько сил и времени потратили на то, чтобы избежать экономического централизма эпохи СССР, стараются закрывать глаза на то, что создание валютного союза означает образование единого в ЕС центрального банка, где и будут вырабатываться меры валютно-денежной политики (уровень процентной ставки, резервные требования, регулирование операций на финансовых рынках). С экономической точки зрения вступление в ЕС будет означать поглощение национального суверенитета стран Балтии в области экономической политики.

Вхождение в ЕС потребует еще более жесткой валютной политики и поддержания твердого курса национальных валют по отношению к общей для ЕС валюте евро. Особенно трудно это будет сделать для Литвы, валюта которой, в отличие от латвийской и эстонской, привязана к доллару США, который сам по себе постоянно колеблется к основным европейским валютам - германской марке, французскому франку, английскому фунту стерлингов. В результате от центрального банка Литвы потребуются постоянные валютные интервенции для поддержания национальной валюты. Директор центрального банка Литвы Гитанас Наузеда подтвердил недавно невозможность быстрой переориентации лита на европейские валюты. Данный момент, очевидно, был учтен в ЕС при составлении графика приема в союз новых членов.

Пока более половины жителей Эстонии остаются безразличными к вступлению страны в ЕС, а 10% населения смотрят на эту перспективу крайне отрицательно. Причем это имеет место в условиях, когда в стране фактически не обсуждаются реальные последствия этого шага. Евроориентация населения Эстонии была гораздо более ярко выраженной в 1991 г. Вступление в ЕС на первых порах потребует принятия новых или переработку старых 1000 законов. Только расходы на эту законодательную деятельность составят порядка 30 млн. долл.

В последние годы происходит явная переориентация внешней торговли стран Балтии на государства ЕС. Одновременно сокращается значение России как торгового партнера этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличается Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 1996 г.). Для Латвии значение ЕС также велико - соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же, как и рынков СНГ, - соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером стран Балтии.

К настоящему времени на государства Запада, прежде всего на страны - члены ЕС, приходится 40-50% всего внешнеторгового оборота стран Балтии, при том что доля России и стран СНГ сократилась до 20-30%. Однако за этими видимыми изменениями скрываются менее заметные факты, свидетельствующие о переходе зависимости от отношений с Востоком в новое качество.

2.3 Проблематика взаимоотношений России и стран Прибалтики

геополитический прибалтийский пограничный страна

2.3.1 Русскоязычное население в странах Прибалтики

После распада СССР новые независимые государства стран Балтии столкнулись с проблемой интеграции значительной части русского населения, переселившегося в Прибалтику в советские годы. Многие же русские граждане, являвшиеся в Советском союзе национальным большинством, оказались совершенно неготовыми к превращению в национальное меньшинство и новым условиям жизни в новых независимых государствах Балтии. Трудный процесс трансформации экономики, вызванный переходом от плановой социалистической к капиталистической модели и свободным рыночным отношениям, остался в прошлом. В настоящее время страны Балтии демонстрируют экономический рост и стабильное развитие народного хозяйства, чего, к сожалению, нельзя констатировать в отношении сферы политического развития новых европейских государств.

В последние годы наибольшую обеспокоенность мировой русскоязычной общественности вызывает положение дел с русским и другим русскоязычным меньшинством в прибалтийских государствах. Возможно, всю обеспокоенность бывших соотечественников ситуацией в странах Балтии можно свести к двум основным пунктам: пересмотр истории в общем и истории 2-ой мировой войны в частности, и проблема интеграции национальных меньшинств, главным образом, политической интеграции.

Политическую интеграцию в общем случае можно рассматривать с различных точек зрения. В случае же исследования политической интеграции национальных меньшинств на первый план выходит развитие языковой политики и политические права. В данной работе делается попытка проведения краткого анализа условий для интеграции национальных меньшинств после 15 лет независимости Эстонии, Латвии и Литве, т.к. проблемы в этих государствах имеют много общего.

В Эстонии, впервые обретшей независимость, эстонцы составляли подавляющее большинство населения - 87,6% согласно переписи 1922 года (русских - 8,2%).После 2-й мировой войны в Эстонии ощущалась определенная нехватка рабочей силы, усиливавшаяся в ходе реализации масштабных проектов индустриализации. Ко времени переписи 1959 года эстонцы составляли уже 74,6% всего населения (русские - 20,1%, прочие . 5,3%). В 1989 году последняя советская перепись зафиксировала долю эстонцев на уровне 61,5%, русских на уровне 30,3% и представителей других народов на уровне 8,2%. После восстановления независимости в 1991 году отток меньшинств из республики, а также низкий уровень рождаемости в их среде привел к изменению демографического состава населения Эстонии: перепись 2000 года зафиксировала резкое уменьшение доли русских (25,6%) и других представителей неэстонского населения (6,5%). Большинство неэстонского населения сконцентрировано в Таллине (46,3% всего населения города) и на северо-востоке страны, где неэстонцы составляют подавляющее большинство населения (например, 95,1% в Нарве, 95,8% в Силламяэ, 82,2% в Кохтла-Ярве и т.д.).

Демографические изменения после 2-ой мировой войны привели к появлению в Эстонии большой русской общины, куда входили как историческое русское меньшинство, так и вновь прибывшие представители этого народа. Постепенно на основе русской общины формируется т.н. русскоязычная община, в которую входят как уже обрусевшие представители других народов, так и те, кто после переезда в Эстонию предпочитали русский в качестве основного языка общения вне дома. В 2000 году 80% всего эстонского населения имело гражданство страны проживания (среди меньшинств таковых было лишь 40%). В то же время эстонское законодательство признает представителями меньшинств лишь тех, кто имеет эстонское гражданство. Русские, немцы, шведы и евреи признаны в Эстонии в качестве традиционных меньшинств, что соответствует историческим реалиям.

Проблемы интеграции национальных меньшинств, вызванные языковым законодательством Эстонии. Согласно ст. 6 Конституции Эстонии, принятой на референдуме в 1992 году, единственным официальным (государственным) языком является эстонский. В 1995 году Рийгикогу (парламент) принял новый Закон о языке, который установил достаточно жесткие требования к владению и пользованию эстонским языком в разных сферах общественной жизни. Закон о языке устанавливает, что «языком национального меньшинства является иностранный язык, которым граждане Эстонии - представители национального меньшинства - исконно пользовались в Эстонии как родным языком».

Тем не менее, законодательство предусматривает некоторые возможности для использования языков меньшинств (на практике русского языка) в официальных целях. Ст. 51 конституции и Закон о языке устанавливают право представителей национальных меньшинств получать ответы на родном языке от государственных и муниципальных учреждений только в тех регионах, где эстонский язык не является языком большинства постоянного населения. Такая же норма содержится в Законе о языке (ст. 10). В этих же регионах конституция "в установленном законом объеме и порядке" разрешает вести внутреннее делопроизводство на языке большинства (ст. 52). Статья 11 Закона о языке предусматривает, что разрешение на применения второго языка делопроизводства дает правительство республики. Ни на одно соответствующее ходатайство положительного решения правительства не последовало. В то же время, например, руководство преимущественно русскоязычного Силламяэ подавало его дважды.

Что касается всех остальных регионов Эстонии (включая Таллин с его 43%-ным неэстонским населением), то при официальных контактах русский язык (как и любой другой) можно использовать здесь лишь с согласия чиновников. В январе 2002 года статья 8(4) Закона о языке была изменена таким образом, что лица, не владеющие эстонским языком, получили право общаться с чиновником через переводчика, которого они сами должны оплачивать.

На локальном (местном) уровне проблемы политической интеграции также связаны с языковыми ограничениями. До недавнего времени эстонские законы предусматривали обязательное владение депутатами любого уровня эстонским языком. Имелся даже прецедент, когда депутата из преимущественно русскоязычного Силламяэ лишили мандата только из-за незнания государственного языка (решение Административной коллегии Государственного суда от 30 октября 1998 года в RT III 1998, 29, 294).

ноября 2001 г. в Закон о внутреннем распорядке Рийгикогу была внесена поправка, устанавливающая эстонский язык в качестве единственного языка парламентского делопроизводства. Аналогичная норма была установлена и в отношении всех собраний местных самоуправлений, вне зависимости от этнического состава их населения (надо отметить, что члены местных собраний Нарвы, Маарду, Силламяэ и некоторых других городов говорили на русском языке на сессиях, пользуясь нечеткостью прежних законоположений).

В завершение рассмотрения ситуации в Эстонии считаем необходимым отметить, что по результатам переписи 2000-го года 20% населения Эстонии по-эстонски не говорит. В Таллинне лица без знания эстонского языка составляют 26%, в городах северо-востока, населенных преимущественно русскоязычными, - 71% населения. В подобной ситуации совершенно очевидно, что имеющиеся языковые правила не учитывают интересы этой части населения.

В Латвии до октября 1991 г. все жители имели одинаковые права. 15 октября 1991 г. парламент Латвии принял Постановление "О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации", разделившее жителей Латвии на две основные категории: граждане (около 2/3 населения) и неграждане (примерно 1/3). Критерий для отнесения к совокупности граждан - наличие у лица или его предков гражданства Латвии до июня 1940 года. По статистическим данным 1993 г. политических прав оказались лишенными 876 тысяч человек, из которых 161 тысячам (преимущественно противозаконно) отказали даже в регистрации в Регистре жителей.

Проблема «безгражданства» - почти исключительно проблема этнических меньшинств. На 01.01.2001 они составляли 99.4% всех неграждан. Среди этнических латышей неграждан было лишь 0.26%, среди нелатышей - 55.1%.

Возможность постепенного индивидуального восстановления коллективно отнятых единовременным актом политических прав неграждане обрели лишь с февраля 1995 года, путем процедуры натурализации. В 1996 году в Латвии проживали 670478, а на 01.01.2006 - 418440 неграждан (соответственно, 27.2% и 18.2% населения страны). За 10 лет число неграждан уменьшилось на 252038 человек. Количество натурализованных неграждан (вместе с несовершеннолетними детьми) составило на конец 2005 года 104521 человека. Число постоянно проживающих в Латвии иностранцев (в основном, бывших неграждан, принявших иностранное гражданство) возросло на 25201 человека. Количество лиц, получивших гражданство Латвии путем регистрации - 11350 (в том числе - 4748 несовершеннолетних по заявлению родителей - неграждан).

Соответственно уменьшение количества неграждан на 141072 человека, или на 56% можно интерпретировать, как изменение их правового статуса. Оставшиеся 110966 - это результат эмиграции и превышения смертности над рождаемостью (в последнем случае следует отметить, что рождающийся в браке гражданина и негражданина ребенок получает статус гражданина ЛР).

За эти же годы население ЛР в силу эмиграции и естественной убыли уменьшилось на 178766 человек. Неграждане в этих потерях составляют 62,1% при доле в 22,7% в населении страны в среднем за период. Это превышение в 2,7 раза является комплексным показателем дискриминации неграждан по сравнению с гражданами Латвии. Статус негражданина практически остается наследственным, хотя с февраля 1999 года ребенка, родившегося после обретения Латвией независимости, по заявлению родителей можно регистрировать, как гражданина. На 1 марта 2006 года гражданство Латвии таким образом получили лишь 4748 детей.

За лишением большинства нелатышей политических прав последовала прогрессирующая дифференциация жителей Латвии и в других "не политических" правах: социальных, правах собственности, занятости и.т.п.

В апреле 1995 года под давлением Европейских структур (в основном - миссии ОБСЕ в Латвии) был принят Закон "О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства". Этим законом был определен правовой статус большей части неграждан. Часть 3. ст. 2 Закона устанавливала (30.03.2000 она была из закона исключена), что "органы, осуществляющие государственную власть и государственное управление, обязаны обеспечивать соблюдение (упомянутых в Законе) прав и не допускать ограничения этих прав в законах, постановлениях, инструкциях, распоряжениях и других актах, изданных государственными органами и органами самоуправлений".

Многочисленные ограничения для неграждан на право занятия должностей в государственном секторе лишь в некоторых случаях отвечают принципу соразмерности. В ряде случаев ограничения касаются не только руководителей служб, но и рядовых работников (например, в службе государственных доходов или в отделах регистрации актов гражданского состояния). Ограничения касаются и массовых профессий: полицейские, пожарные, охрана мест заключения.

Как правило, кроме неграждан соответствующие должности не могут занимать и граждане ЛР с ограниченной дееспособностью, совершившие уголовные преступления, сотрудничавшие в прошлом с КГБ или активисты КПСС в период ее легальной деятельности. Всего таких оскорбительных для неграждан и способствующих разжиганию межнациональной розни (неграждане составляют около половины нелатышей) ограничений в разных сферах насчитывается 22, или более 30% всех ограничений.

Кроме того, ограничения на членство в КПСС и сотрудничество с КГБ являются основанием для пожизненного лишения права на натурализацию (Закон «О гражданстве», ст. 11.1), а значит и пожизненным запретом на профессии. Следует отметить, что пожизненно права на натурализацию лишены также военнослужащие вооруженных сил и внутренних войск СССР, если они призывались не из Латвии. Пожизненное лишение прав работать в государственных (8 ограничений) и частных (3 ограничения) силовых структурах толкает этих людей на уход в организованную преступность.

В Литве после обретения независимости по закону 1991 года официально равные политические права были даны всем ее жителям через получение гражданства независимо от этнической принадлежности. Этот шаг не дал развиться межнациональной напряженности, характерной для двух других прибалтийских республик.

С учетом фактической ситуации в странах Балтии можно говорить о том, что проблемы политической интеграции национальных меньшинств являются системными. С учетом значительности последствий можно предположить, что без реформирования правовой системы в сторону либерализации по отношению к национальным меньшинствам, ситуация в Эстонии и Латвии чревата серьезными конфликтами, способными привести к поляризации общества и расколу страны. Во избежание дальнейшего негативного развития ситуации возможно применение европейского опыта решения межнациональных конфликтов и гармонизации законодательства Эстонии и Латвии, затрагивающего положение и пути интеграции национальных меньшинств, в соответствии с европейскими стандартами.

Необходимо осознавать, что нынешняя российская политика является вариантом стратегии "ограничения ущерба", и у нее есть свои пределы.

Наиболее уязвимой является российская позиция в отношении "прав человека" в Балтии. Привлечение внимания мировой общественности к такой постановке вопроса до сих пор не имело особого эффекта. Последний пример - снятие вопроса с обсуждения Генеральной Ассамблеей ООН в конце 1996 г. и снятие Советом Европы мониторинга с Эстонии, когда не была учтена ни одна из 20 предложенных российской делегацией поправок. Между тем существуют достаточно сильные аргументы в подкрепление российской позиции о необходимости продвижения интеграции русских в странах Балтии. Это, прежде всего, заинтересованность самих стран Балтии в стабильности в данной области в связи с их интеграцией на Запад. Запад, в свою очередь, обращает внимание именно на проблемы интеграции русских, продвижение и облегчение процесса натурализации.

В более долгосрочном плане, особенно если в России начнется экономический подъем, являются тупиковыми такие меры, как ограничение развития экономических отношений со странами Балтии. Эти меры могут обернуться против России также в случае ускорения процессов ее приема в ВТО, где предоставление режима наибольшего благоприятствования партнерам является необходимым условием.

.3.2 Пограничные вопросы

В договорах о межгосударственных отношениях России с Эстонией и Латвией было зафиксировано, что стороны уважают право друг друга на территориальную целостность в соответствии с принципами СБСЕ. Оговаривалось, что режим государственной границы между сторонами будет определен специальными двусторонними соглашениями.

.3. Различия в положениях договоров объясняются не только особой заинтересованностью России в Калининградской области, но имеют и историческое измерение. Территория Литвы после вхождения в состав СССР была увеличена, к переданному в 1939 г. Литве Вильнюсу была добавлена и часть территории Белоруссии. В случае же Эстонии и Латвии, территории, отошедшие к этим государствам по условиям мирных договоров 1920 гг. с Советской Россией, после войны были возвращены РСФСР.

Практически сразу после восстановления независимости, 12 сентября 1991 г. Верховный Совет Эстонской Республики объявил недействительными решения Верховного Совета СССР о передаче Российской Федерации ряда территорий Ленинградской и Псковской областей (общая площадь - около 2,3 тыс. км2). 22 января 1992 г. было принято аналогичное постановление Верховного Совета Латвии в отношении Пыталовского и Палкинского районов Псковской области (1,6 тыс. км2).

Основанием для таких решений явилась все та же провозглашенная правопреемственность современных Балтийских государств и республик 1920-1940 гг. Балтийцы утверждают, что мирные договоры 1920 г. между Москвой и Таллином и Ригой сохранили свое действие и после вхождения Эстонии и Латвии в состав СССР, и поэтому граница этих государств с Россией должна проходить именно по условиям данных договоров.

Дальше всего пошла Эстония, начавшая выдачу эстонских паспортов жителям этих районов на том основании, что они являлись гражданами довоенной республики. Эстонцы также предпринимали инициативы по привлечению СБСЕ и отдельных западных стран (в частности, Финляндии) для посредничества в решении конфликта.

Россия заняла в вопросе о линии границ однозначно жесткую позицию. В июне 1994 г. указом Президента Б.Ельцина было принято решение об одностороннем обозначении на местности границы между Эстонией и Россией. В ноябре того же года Б.Ельцин, посетив участок российско-эстонской границы, заявил, что "ни пяди земли русской не достанется никому".

Определенные подвижки в позиции Эстонии произошли после ухода в отставку праволиберального правительства в конце 1994 г. В мае 1995 г. президент республики Л.Мери заявил о готовности Эстонии подписать договор о границе с Россией, в котором этот вопрос был бы окончательно разрешен. На очередном раунде российско-эстонских переговоров в октябре 1995 г. в Пскове было согласовано важное положение об отсутствии у сторон территориальных претензий друг к другу, а в ноябре 1995 г. в Таллине достигнута принципиальная договоренность о непосредственном прохождении линии границы, при этом за исходную была взята нынешняя. Наконец, в феврале 1996 г. была начата непосредственная работа по описанию границы.

В настоящее время решению вопроса о линии границы России с Эстонией мешают только формальные препятствия, а именно требование Эстонии зафиксировать положение, подтверждающее действительность для российско-эстонских отношений договора 1920 г. Это требование, однако, имеет принципиальный характер. Как прямо заявил посол Эстонской Республики в России М.Хельме, в случае признания договора 1920 г. России пришлось бы признать факт оккупации Эстонии в 1940 г. со всеми вытекающими отсюда последствиями. Официальная российская позиция состоит в том, что с вхождением Эстонии в состав СССР в 1940 г. договор 1920 г. утратил силу и имеет только историческое значение.

Что касается Латвии, то в отношениях России с этой республикой вопросы линии границы не приобрели такой остроты, как в случае с Эстонией. Переговоры о демаркации и делимитации границы России с Латвией начались в апреле 1996 г., при этом латвийская сторона согласилась вести переговоры не о "восстановлении" границы, а о "государственной границе" между Латвийской Республикой и Российской Федерацией.

Касаясь проблемы границ, некоторые эксперты поднимали в свое время вопрос о созыве многосторонней (с участием России и всех трех Балтийских государств) конференции по урегулированию. Учитывая ситуацию с Литвой, можно было бы "связать" подтверждением нерушимости границ все три государства. На российские интересы в данном случае "работают" принципы СБСЕ, а также сдержанное отношение Запада к претензиям Балтийских государств относительно границ.

.3.3 Безопасность в регионе

Совершенно очевидные негативные последствия для геополитических интересов России влечет за собой вступление Латвии, Эстонии и Литвы в НАТО. После того, как Польша стала членом НАТО, альянс вышел на границу с Калининградской областью России. Однако с принятием стран Прибалтики, российская граница с НАТО протянулась на 400 миль к северо-востоку и теперь проходит всего в 100 милях от неофициальной второй столицы России - Санкт-Петербурга. Официальная сфера военной ответственности НАТО уперлась в западные рубежи нашей страны, включив в себя часть пояса российских жизненных интересов в Прибалтике: взбодренные приобщенностью к западному блоку прибалты, как уж могут, ограничивают доступ России к морским портам. Мало того, неформальные зоны ответственности альянса формируются в Закавказье и Центральной Азии. Европейская часть России сегодня начинает напоминать не «пограничье с НАТО», а анклав внутри официальных и неофициальных зон повышенной активности натовцев. Эти зоны полумесяцем охватывают Россию с северо-запада, запада и юго-запада. Из Азербайджана и Грузии «полуподкову» таких зон силятся смонтировать на юге, вторая «полуподкова» просматривается за активностью натовских стран в Центрально-Восточной Азии. НАТО словно перешагнула через европейский массив России, взявшись осваивать то, что мы привыкли считать глубоким азиатским тылом России.

Как известно, все официальные инстанции НАТО и трех новоиспеченных ее членов - Латвии, Литвы и Эстонии не устают твердить, что приближение Североатлантического альянса к России пойдет ей только на благо: и безопасность в регионе мол станет прочнее и "демократические ценности" в самой России укрепятся за счет такого "приятного соседства". Но есть кое-какие не совсем понятные факты, о которых уже неоднократно упоминалось в российских и международных СМИ.

В частности, не совсем ясно, зачем это вдруг на территории прибалтийских республик еще до официального приглашения в НАТО при активнейшей помощи США и ряда западноевропейских стран блока было развернуто строительство современнейшей системы радиолокационного наблюдения и контроля "БАЛТНЕТ"? Причем эта система не только полностью совместима с единой сетью радиолокационного и радиоэлектронного наблюдения НАТО, но и обладает возможностями, выходящими далеко за рамки собственно Балтийского региона. "БАЛТНЕТ" позволяет контролировать не только небо над Прибалтикой, но и воздушно-космическое пространство Белоруссии и значительной части России.

Развертывание "БАЛТНЕТа" фактически началось еще в 1997 г., а основные элементы системы вступили в строй в 2000 г., когда вроде бы еще и неизвестно было, примут ли прибалтов в НАТО или нет. Центральным объектом "БАЛТНЕТа" является т.н. "Региональный центр воздушного наблюдения и координации", расположенный в местечке Кармелава в 100 км к западу от столицы Литовской республики Вильнюса. Центр обслуживается интернациональным персоналом, представляющим все три прибалтийские республики, а также специалистами-советниками из США и других стран НАТО.

Кармелавский центр координирует работу трех национальных узлов системы "БАЛТНЕТ", расположенных соответственно в Латвии, Литве и Эстонии. Основную часть аппаратуры для сети поставили США, а монтаж, отладку и обучение персонала осуществляли норвежские специалисты, имеющие опыт эксплуатации аналогичной системы контроля воздушного пространства в приграничной с Россией провинции Финмарк. Строительство объектов системы обошлось в 100 млн. долларов, которые были выделены явно не из скромных бюджетов прибалтийских стран. Таким образом, после формального присоединения прибалтийских республик к альянсу никаких проблем с немедленным включением "БАЛТНЕТа" в интегрированную систему воздушного наблюдения и раннего предупреждения НАТО, а через нее и в принадлежащую США глобальную разведывательно-информационную систему "Эшелон", естественно не возникло.

Более того, новоявленные прибалтийские "натовцы" видимо не без указки из Вашингтона и Брюсселя намерены не останавливаться на достигнутом и продолжают наращивать "БАЛТНЕТ". В частности, Латвия, как уже неоднократно сообщалось в СМИ, приняла решение о закупке и размещении на юго-востоке своей территории в 70 км от границы с Россией мощного новейшего американского радарного комплекса TPS-117. В свое время, помниться, планы размещения этой РЛС вызвали весьма бурные акции протеста русскоязычного населения республики, опасавшегося негативного воздействия излучения станции на экологию и здоровье людей.

Латвийскому бюджету это "удовольствие" обойдется в 8 млн. латов, не считая стоимости эксплуатации. Комплекс будет смонтирован специалистами американского военно-промышленного концерна "Локхид Мартин" на бывшем советском военном аэродроме в Аудриньской волости уезда Резекне в Латгалии (юго-восточная Латвия). Географическое положение РЛС позволит ей, в частности, уверенно перекрывать всю Псковскую область России, в том числе места дислокации Псковской воздушно-десантной дивизии и аэродромы военно-транспортной авиации российских ВВС.

Согласно открытой информации о ТТХ станции TPS-117, ее радиус действия составляет примерно 460 километров. Однако, по неофициальным данным, РЛС этого типа способны обнаруживать скоростные, малоразмерные воздушные цели, в том числе и боеголовки ракет различных типов в околоземном пространстве на наклонной дальности до 1000 км и на высоте более 20 км, что делает ее явно объектом стратегического значения. Некоторые эксперты утверждают, что радар TPS-117 имеет и ряд "специальных функций": с помощью его "карандашного луча", на который практически не влияют рельеф местности и погодные условия, можно отслеживать не только самолеты и ракеты, но и стационарные и подвижные объекты на море и суше.

По некоторым сведениям, половину обслуживающего персонала "латышской" TPS-117, по крайней мере, на первых порах, составят американские специалисты. Интересно, что США планируют в перспективе разместить еще две станции подобного типа в Эстонии и Литве. В результате, в Прибалтике будет создана единая система плотного радиолокационного и радиоэлектронного слежения за сопредельными территориями и воздушным пространством России и Белоруссии, что позволит НАТО знать практически обо всем, происходящем на Северо-Западе СНГ. А недавно стало известно, что помимо TPS-117 в Латвии будут развернуты еще три менее мощных РЛС слежения за воздушным пространством среднего радиуса действия типа ASR-7, которые вместе с аналогичными эстонскими РЛС также войдут в общую сеть "БАЛТНЕТ". Предполагается, что эти радары будут размещены в Вентспилском районе, в Лиелварде или в Алуксне.

На фоне развертывания НАТО мощного разведкомплекса в Прибалтике не может не вызывать сожаления и очевидный просчет руководства Генштаба ВС России в связи с решением о полном закрытии разведывательного комплекса на Кубе, позволявшего получать уникальную информацию с территории США. Ставка на то, что закрытие кубинского центра будет компенсировано за счет наращивания разведывательной спутниковой группировки, явно себя не оправдывает. Остается только надеется, что из этого будут сделаны необходимые выводы на будущее.

2.3.4 Социальная напряженность

Общественное мнение в России

Две трети россиян считают государства Прибалтики недружественными по отношению к нашей стране: Латвию так охарактеризовали 64% респондентов, Литву и Эстонию - по 61%. Пожилые граждане разделяют это мнение значительно чаще, чем молодые: Латвию, например, называют недружественным государством 68% представителей старшей возрастной группы и 56% - младшей. Особенно выразительны возрастные различия в Москве, где о "недружественности" той же страны говорят 83% пожилых и 59% молодых респондентов. Многие не берутся оценить характер взаимоотношений между Россией и государствами Прибалтики, и лишь 14 - 15% опрошенных признают эти государства дружественными. Тем не менее, более половины опрошенных (56%) предпочли бы, чтобы отношения между странами Балтии и Россией были более близкими, чем сейчас.

Наибольшую заинтересованность в сближении с Прибалтикой выказывали респонденты пожилого возраста, лица, имеющие высшее образование, а также граждане с относительно высоким уровнем доходов. Лишь 11% опрошенных, напротив, предпочли бы, чтобы отношения между Россией и Прибалтикой были менее близкими. Неудивительно, что такую позицию занимали только респонденты, считающие Латвию, Литву и Эстонию недружественными по отношению к России государствами. Но и среди оценивающих отношение стран Балтии к нам подобным образом сторонниками дистанцирования от них оказываются лишь 15 - 16%.

Большинство наших сограждан полагают, что прибалтийские страны и Россия заинтересованы в сближении, - только 17% участников опроса определенно занимают противоположную позицию. Но любопытно, что мнение о равной заинтересованности обеих сторон в сближении разделяют сравнительно немногие (20%), тогда как гораздо шире распространена точка зрения, что это сближение нужно в первую очередь России (30%), и значительно реже встречается противоположный взгляд: только 8% опрошенных считают, что больше заинтересованы в нем страны Балтии.

Кстати, только четверть опрошенных (27%) считают, что страны Прибалтики были присоединены к Советскому Союзу против их воли (треть - 34% - думают, что их вступление в СССР было добровольным). Еще меньше - в три раза - доля полагающих, что пребывание в составе Советского Союза принесло странам Прибалтики больше вреда, чем пользы: так думают только 9% респондентов, тогда как 65% убеждены в обратном.

Общественное мнение в Прибалтийских странах

По мнению большинства националистически настроенных «коренных» жителей в Литве, Латвии и Эстонии повсюду видны признаки восстановления влияния России. Это и «финансируемые Кремлем СМИ», и финансируемые им же местные политики и экономическое развитие, и подстегиваемая Москвой решительность трети населения прибалтийских республик, унаследованного от России; и «энергетическая дубина», которой так любит пользоваться Кремль. Эта тактика - в особенности использование российских денег - породила в Прибалтике напряженность, о возможности которой еще лет пять назад никто даже не задумывался.

Основные тезисы националистов Прибалтики заключается в том, что «всё, что происходит сегодня в Прибалтике - это стратегия президента России Владимира Путина по возрождению влияния России в большей части Восточной Европы».

Каждый раз, когда на Балтике кто-нибудь выступает против российского давления, с обеих сторон включаются эмоции, виной которым - воспоминания о непростой общей истории. В двадцатый век Эстония, Латвия и Литва вступили под властью русских царей, однако после Первой мировой войны завоевали независимость. В 1939 году, когда Гитлер и Сталин подписали пакт о ненападении, в Прибалтику ворвались советские войска. Сталин депортировал в сибирские гулаги, на верную смерть, сотни тысяч прибалтов. А когда на место советских войск пришли гитлеровские, многие считали немцев освободителями - и немало прибалтов пошли на сотрудничество с нацистами и участие в уничтожении местных евреев.

Мнение русскоязычного населения старшего возраста очевидно - практически стопроцентное совпадение с мнением россиян, однако налицо тенденция молодого русскоязычного поколения в ориентации на европейские страны. Молодежь массово изучает английский и немецкий языки для последующего выезда за пределы недружелюбных Прибалтийских стран и постоянного проживания на территории западноевропейских стран.

3. Перспективы взаимоотношений России и Прибалтийских стран в будущем

Несмотря ни на что, необходимо четко и ясно понимать, что российско-прибалтийские отношения являются важнейшим вектором российской политики на европейском направлении и их актуальность будет лишь возрастать.

Существуют возможности в государственных (Администрация Президента, МИД РФ, Федеральное Собрание, региональные властные структуры) и экономических структурах (отдельные российские компании, их объединения, Круглый стол бизнеса России, РСПП и т.п.), которые могут быть более активно задействованы в деле улучшения наших двусторонних взаимоотношений на благо всех участников процесса.

В настоящее время руководство МИД РФ, соответствующие подразделения Министерства, специалисты других внешнеполитических ведомств проделали большую работу по переосмыслению стоящих перед нашими государствами проблем. Значительный вклад в стабилизацию отношений внесли различные региональные инициативы, как инициированные властями северо-западных областей России, так и прибалтами.

В обозримом будущем перед российской дипломатией вновь встанет проблема второй волны расширения НАТО. Нам представляется, что невключение в расширяющийся Альянс стран Балтии может стать для России одним из элементов стратегии "ограничения ущерба" в случае жесткой развязки проблемы расширения. В этом случае однозначная твердая позиция не только ослабит силы, стремящиеся не считаться с Россией, но будет выигрышна и с внутриполитической точки зрения, поскольку относительно геополитической принадлежности стран Балтии внутри России существует консенсус.

Российским долгосрочным интересам отвечает эволюционная стратегия в балтийской проблеме, которую с западных позиций можно было бы сформулировать следующим образом:

содействие политической и экономической реформе в Балтийских странах, успех которой рассматривается как предварительное условие независимости Балтии, ее интеграции с Западом. Особое внимание при этом уделяется урегулированию проблемы русскоязычного меньшинства;

оборонное сотрудничество Балтийских государств. Оборонная система стран Балтии должна быть создана, с тем чтобы ее можно было интегрировать в более широкую региональную и международную систему. В идеале нужно стремиться к статусу, который в настоящее время имеют Швеция и Финляндия - страны, которые обладают современными вооруженными силами, но также имеющие очень тесные отношения с НАТО;

расширение ЕС, включающее Балтийские государства. Необходимо создать прецедент - принятием в Европейский союз сделать хотя бы одно из Балтийских государств "частью Запада". Неофициально предлагается принять в ЕС первую группу стран, включая Кипр и Мальту на юге, Чехию, Польшу и Венгрию - в Центральной и Восточной Европе и одно Балтийское государство (Эстонию) в Северной Европе;

стратегия "незакрытых дверей" в отношении членства в НАТО. Закрытие "двери в НАТО" имело бы сильный негативный эффект в этих странах и, возможно, подрыв процесса реформ. Одновременно с объявлением, что Альянс намерен расшириться за счет стран ЦВЕ, надо публично подтвердить, что он остается открытым и для членства стран Балтии, а в перспективе - преобразуется в общеевропейскую структуру безопасности, включающую Россию. Изложенная стратегия должна стремиться включить Балтийские страны в систему двусторонних, многосторонних и институционных связей с Западом, не провоцируя российской реакции, которая увеличила бы угрозы безопасности этим государствам и серьезно подорвала бы другие цели западной политики в отношении России.

Некоторые сдвиги намечаются в ситуации с положением русскоговорящих меньшинств в этих странах. В частности, в Латвии активно обсуждается проблема медленного хода процесса натурализации, начались разговоры о необходимости дополнений или даже ревизии закона о гражданстве. В Эстонии приняты меры к ускорению процесса предоставления "паспортов иностранцев" и видов на жительство, обсуждается законопроект, который в случае принятия обеспечит значительной части неграждан автоматический обмен временных видов на жительство на постоянные. По некоторым данным, снижается число принимающих российское гражданство и наблюдаются случаи выхода из него.

Экономические аспекты отношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. В то же время этот фактор задействован далеко не полностью. Во многом это можно объяснить тем, что современный уровень развития экономических отношений позволяет России удовлетворять свои интересы, не поступаясь политическими ориентирами. Несмотря на элементы экономических санкций в отношении стран Балтии, о которых говорилось выше, объем российской торговли с ними начиная с 1994 г. непрерывно увеличивается при положительном сальдо для России. Показателен пример Эстонии: несмотря на отсутствие режима наибольшего благоприятствования в торговле с Россией, российско-эстонский товарооборот увеличивается. Хотя бизнес пока не стал решающей силой нормализации российско-балтийских отношений, наличие обоюдного экономического интереса является гарантией от реализации непродуманных действий типа "санкций". Более тесные и активные экономические связи России со странами региона позволили бы нашему бизнесу участвовать в перспективных проектах общеевропейского масштаба.

И наконец, свое веское слово в российско-прибалтийском сближении сыграют отечественные предприниматели. Пока Россия не относится к числу стран, имеющих большие объемы инвестиций в Балтии. По объемам инвестиций в Эстонии Россия среди иностранных инвесторов занимает третье место (10% прямых иностранных инвестиций), в Литве - пятое, в Латвии - шестое. Однако объекты вложений российских средств имеют весьма важное значение для балтийской экономики.

В Эстонии Газпром, имеющий монополию на поставки натурального газа в республику, обладает 30% акций предприятия Ееsti Gaas. Дочернее предприятие Газпрома - Лентрансгаз - выиграло в 1993 г. тендер по приватизации завода по производству минеральных удобрений в г. Кохтла-Ярве (Нитроферт) и является сейчас полным собственником завода. 90% продукции предприятия (карбамидные и аммиачные удобрения) уходит на экспорт, обеспечивая республике ежегодный приток валюты в 20-25 млн. долл. Уже объявлено о покупке Газпромом крупного пакета акций (16,25%) латвийского предприятия Latvijas Gaze. Предполагается, что вместе с другим иностранным инвестором (РУР-Газ, также 16,25% акций) Газпром вложит в развитие Latvijas Gaze 50 млн. долл. Это второй по величине инвестиционный проект в республике после восстановления независимости. Обсуждается возможность участия российских предприятий и в других важных для Балтийских государств отраслях экономики. Так, "ЛУКОЙЛ", возможно, будет участвовать в приватизации предприятия Ve- tspils - afta, занимающегося перекачкой нефти в латвийском порту Вентспилс, а также вложит деньги в строительство нефтетерминала в Бутинге (Литва).

Заключение

Россия всегда была страной интернациональной, уважающей память людей разных национальностей, даже если мы не испытывали к ним чувства симпатии. И хорошая иллюстрация этому, например, памятники французским солдатам на Бородинском поле. Это - пример бережного и правильного отношения к истории.

С одной стороны, у жителей прибалтийских государств есть определенное основание для возмущения периодом нахождения в составе СССР. С другой стороны, нынешняя политическая элита прибалтийских государств строит свою собственную легитимность на отрицании всего советского прошлого, в чем пользуется поддержкой большинства западных стран. Антироссийский компонент заложен во всей системе образования, воспитывается целое молодое поколение людей, которые не имеют опыта жизни в СССР, но при этом часто и в обязательном порядке посещают музеи оккупации.

После распада СССР отношения России со странами Балтии складывались весьма непросто. Обилие исторических обид и взаимных претензий препятствовало нахождению взаимопонимания в национальной, культурной, политической, экономической сферах.

Попытки научного анализа процессов, происходивших в Балтийском регионе (как, впрочем, и на всем постсоветском пространстве), также не были свободны от субъективного, зачастую излишне политизированного подхода.

Стремление переложить ответственность на противоположную сторону, нежелание признавать собственные ошибки, недостаток данных социологических исследований - все это препятствует формированию объективного взгляда на происходящие на мировой арене геополитические процессы.

Отношения между Балтийскими государствами и Россией приобретают особую значимость в свете продвижения НАТО на восток и активного стремления Латвии, Литвы и Эстонии попасть в следующий "транш" приглашенных. Официальная позиция Москвы по этому вопросу хорошо известна.

В то же время в экономической сфере наличествует объективный положительный потенциал; исторически же нельзя забывать о той решающей роли, которую сыграло руководство новой России в обретении странами Балтии своей независимости.

В настоящий момент сложились объективные предпосылки для успеха подобных усилий. Руководители Балтийских государств все яснее осознают тот факт, что для успешной интеграции в западные структуры им необходимы стабильные отношения с Россией; в этом заключается одно из обязательных условий, сформулированных самим Западом.

Наиболее дальновидные российские политики также осознают, что отсутствие диалога с Прибалтикой в конечном счете приведет к ее потере для России, подобно тому как это произошло с Центральной и Восточной Европой.

Нужно преодолеть мнимые и реальные противоречия и предложить новые подходы.

Список используемой литературы

Интернет портал Совета по внешней и оборонной политике РФ (<http://www.svop.ru>);

Интернет портал «Соотечественники» (http://www.russedina.ru);

Интернет портал Фонда «Общественное мнение» (http://www.fom.ru);

Интернет портал еженедельника «Дело» (<http://www.idelo.ru>);

Интернет портал «ИноПресса» (http://inopressa.ru);

Интернет портал «Независимой газеты» (http://www.ng.ru);

Интернет портал политической экспертной сети «Кремль.org» (http://www.kreml.org);

Статья - «Итоги 15 лет свободы: положение русских в странах Балтии», Овсеенко Ю.;

Статья - «Геополитическая структура постсоветского пространства: основные факторы и этапы развития», Ляхович А.Г.;

Глобальная интернет-энциклопедия «Википедия» (http://ru.wikipedia.org);

Статья - «Экономика Эстонии сильно зависит от России», Никонов В.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!